Невербальные формы статусного поведения: СТАТУСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Библия языка телодвижений

Содержание

СТАТУСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Библия языка телодвижений

СТАТУСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Как мы сигнализируем о том, какое место занимаем в социальной иерархии

Статусное Поведение можно описать как демонстрацию уровня доминирования. В первобытных обществах доминирование достигается проявлением грубой силы. Самый сильный член общины получает кусок мяса первым, самый слабый — последним. В современном человеческом обществе физическую мощь заменили иные формы доминирования. Сила мышц уступила наследственной власти, манипулятивной власти и творческой власти. Силачей на вершине социальной пирамиды сменили Наследники, Руководители и Таланты. Сегодня высоким статусом обладают представители именно этих социальных групп, причём у каждой из них есть свой способ демонстрации доминирования. Они не показывают окружающим вздувшиеся мускулы: Наследники демонстрируют родословную, Руководители — влияние, Таланты — творения.

Иногда мы слышим о том, что в наше время Статусное Поведение связано в основном с деньгами, но это не совсем верно. Аристократ может быть обедневшим, политик может получать скромную зарплату, гений может питаться объедками, и всё-таки эти люди вызывают у нас уважение — благодаря происхождению, умению управлять или творческим способностям. Разумеется, нельзя умолчать о том, что быть богатым и титулованным, богатым и власть имущим, богатым и талантливым — значит получить в гонке за высоким статусом двойное преимущество. Кроме прочего, богатство делает вас объектом зависти и скорее сковывает, чем наоборот. В результате мы наблюдаем Статусное Поведение, которое становится все более изощрённым. В старину правители могли позволить себе демонстрировать превосходство сколь угодно дерзко. Все их наряды, сокровища, дворцы и развлечения были на виду, правители открыто бахвалились своим богатством. Для расправы с несогласными у правителей имелись наготове стражники, пыточных дел мастера и темницы. В каком-то смысле эти правители недалеко ушли от вождей племён, которые все время «играли мускулами». Однако пару сотен лет назад низы обнаружили, что, собравшись вместе, они могут дать верхам достойный отпор. Народные массы живо сталкивали тиранов с их пьедесталов. С тех пор новоявленные хозяева жизни вынуждены вести «высокостатусный» образ жизни куда более хитро и осторожно. Вот почему изучение современного Статусного Поведения — занятие более чем увлекательное.

Наследникам в изменившейся ситуации досталась роскошь без власти, Руководителям — власть без роскоши. Выжившие королевские семьи по-прежнему щеголяют в пышных нарядах и участвуют в ритуалах давно минувших дней, разукрашивая наш серый мир яркими красками и церемониями, однако никакой реальной власти в руках монархов уже нет; в то же время политические лидеры, обладающие огромной властью, ходят большую часть времени в серых фланелевых костюмах. Другими словами, когда демонстрация высокого статуса является не более чем театральным представлением, ей позволено быть претенциозной; но если за высоким статусом стоит реальная власть, поведение носителей статуса меняется соответственно.

Изменившееся Статусное Поведение принимает различные формы. В частности, статус демонстрируется отвлечённо от его носителя. Президент или глава государства одевается незаметно и ездит в чёрном автомобиле. Золотые короны и золочёные экипажи остались в прошлом. Он улыбается простым людям и жмёт им руки. «Господские манеры», поклоны и расшаркивания — тоже в прошлом. При этом, однако, президент окружён великим множеством советников и телохранителей. Полиция расчищает путь перед его кортежем, охранники следят за тем, чтобы никто не мешал ему произносить речи.

Отвлёкшись от королей и президентов и спустившись на ступеньку-другую по социальной лестнице, мы обнаружим ещё одну форму Статусного Поведения. Важную роль тут играет понятие «элитарный». Им обозначается действие или предмет, которые демонстрируют высокий статус просто потому, что производятся индивидом с высоким статусом (или принадлежат ему). Элитарные вещи могут быть недорогими, но они неизменно относятся к модным. Элитарный напиток, элитарный ресторан, элитарная машина, элитарный пляж, элитарный стиль одежды… Элитарными вещами пользуются исключительно индивиды с высоким статусом. Эту модель поведения чаще прочих реализуют наследники фамильных состояний, «богатые детки» и «важные персоны», в роду которых не было аристократов. Таков мир сливок общества, представители которого, как и дворяне, не обладают реальной властью — у них есть лишь социальные блага. Однако, в отличие от современной аристократии, золотая молодёжь чужда формальных ритуалов и публичных церемоний. Суть их мира состоит в том, что он эксклюзивен, исключителен, иначе говоря, он исключает внешний мир и ограничивает Статусное Поведение сферой чётко определённых действий. Крайности в этом мире приглушены — они стали личным делом каждого. Статусное Поведение «работает» в определённых социальных рамках, элитарные вещи производят впечатление на тех, кто «в курсе дела», и этого вполне достаточно. Разумеется, обитатели этого мира были бы польщены, если бы их статусное поведение впечатлило и более широкие слои населения, однако подобное вторжение может быть опасно. Зависть может привести к новым смертям на гильотине, как это уже было однажды, пусть роль гильотины и сыграет иное орудие казни.

Но проблемы все равно возникают, ибо другое, более добродушное лицо зависти — это подражание. Обычные люди начинают подражать элите. В полуосвещённом подвале бывшей скотобойни (элитарном ресторане) сидят два обладателя высокого статуса. Они пьют джин из оленьих рогов (новейший элитарный напиток), на шеях у них — суданские бусы (новейшее элитарное украшение). Они одеты в чёрные комбинезоны (новейший элитный костюм). О последнем писке моды знают лишь представители элиты, однако рядом сидит репортёр, ведущий колонку светских сплетен и описывающий в подробностях, как именно элита проводит время. Назавтра он растрезвонит о новой моде всему миру — и бывшую скотобойню заполонят подражатели. Элита перемещается в другое место, цикл повторяется заново.

Конечно, было бы наивно считать, что элита не стремится к известности. Дело в другом: элита делает вид, что не стремится к известности, и превращает «бегство от известности» в шоу. Разумеется, цель такого шоу — стать известным. Элита жалуется на то, что её хобби, став слишком популярным, теряет былое очарование, а дорогие модные наряды обесцениваются из-за массы дешёвых подделок. Так представители элиты становятся законодателями мод, притворяясь при этом, что они не хотят ими быть. А значит, никто не может обвинить элиту в том, что она, не зная стыда, всячески демонстрирует свой высокий статус тем, кто им не обладает.

Переходя от Наследников к Руководителям, мы обнаружим, что они действуют схожим образом — постоянно «держат себя в рамках». Руководители рангом ниже президентов и премьер-министров — это магнаты и импресарио, администраторы и высокопоставленные менеджеры, профсоюзные вожди и финансисты. Вместе они — настоящая армия серых, скромно держащихся людей, наделённых фантастической властью. Их Статусное Поведение могут наблюдать лишь непосредственные подчинённые. В тиши офисов власть Руководителей проявляется сотнями различных изощрённых способов. Для внешнего мира большая часть этих проявлений не имеет никакого смысла, однако те, кто приближен к высшим сферам бизнеса, опознают каждый знак и реагируют соответственно.

Приведём несколько примеров. Вот первый: Статусное Поведение, связанное с обувью. Ботинки обладающих высоким статусом Руководителей всегда начищены до блеска, и любой специалист сразу скажет вам, что изготовлены эти ботинки ведущими обувными фабриками мира. Как и все доминирующие приматы, Руководители хотят выглядеть максимально ухоженными, потому они обращают внимание на детали, которые их подчинённые выпускают из вида. Второй пример — Статусное Поведение, проявляющееся в выборе телефона. На столах Руководителей стоит не один телефон, а столько, сколько им совсем не нужно, включая особый телефонный аппарат, отличающийся по цвету и соединяющий Руководителя только с высоким начальством. Руководители никогда не набирают телефонные номера сами — за них это делает секретарь, даже если инструктаж секретаря отнимает у Руководителя больше времени, чем набор телефонного номера. Любое механическое действие, включая прикосновение к наборному устройству телефона, есть «физический труд», который ассоциируется с низким статусом. Когда два секретаря устанавливают связь между кабинетами, начинается битва за право не начинать разговор. Высокий статус требует, чтобы первым заговорил ваш абонент, поскольку говорить он будет с вашим секретарём, а вы с его секретарём говорить не должны ни в коем случае.

В середине XX века признаком высокого статуса были телефоны в автомобилях: Руководитель демонстрировал, что он очень занят, совершая звонки на ходу. Элитарные автомобильные телефоны требовали установки специальной антенны, которая, украшая машину Руководителя, стала очередным атрибутом власти. Дошло до того, что в США некая компания разбогатела на изготовлении бутафорских антенн для машин, в которых никаких телефонов не было.

Ближе к концу XX века антенны исчезли, поскольку были изобретены мобильные телефоны, и началась новая эра высокостатусной телефонии. Первые переносные телефоны являли собой громоздкие объекты размером с кирпич. Магнаты, владевшие футбольными клубами, прижимали эти аппараты к ушам во время матчей, демонстрируя окружающим, что они управляют мировыми финансовыми рынками, не отрываясь от созерцания подвигов любимой команды.

В самом конце столетия мобильные телефоны настолько уменьшились в размерах, что их стали носить в кармане пиджака, откуда когда-то высовывались уголки носовых платков — ещё один признак высокого статуса, потерявший актуальность. Сотовые телефоны стремительно дешевели, вместе с размером и ценой падала и их статусная ценность. Вскоре мобильники распространились повсеместно, и индивиды, обременённые высоким статусом, стали их чураться, либо отказываясь от мини-телефонов вообще, либо пользуясь ими только в случае крайней необходимости.

То же самое произошло с высокостатусными автомобилями: когда подражатели обесценивали очередную модель машины, Руководители неизменно переходили к следующей. В конце концов «шикарная машина» перестала быть признаком высокого статуса, и элита менеджмента сменила приоритеты: теперь таким признаком стала максимальная роскошь, которую может позволить себе Руководитель в изнывающем от пробок городе, — личный шофёр.

Весьма любопытно Статусное Поведение, связанное с портфелями. Управленцы с низким статусом вынуждены обращать внимание на детали (невнимание к деталям — признак, свойственный поведению топ-менеджеров) и обязаны таскать с собой огромные портфели, набитые бумагами. Чем выше статус Руководителя, тем тоньше его портфель; тем самым он показывает, что носит с собой лишь самые необходимые документы. Управленцы, обосновавшиеся на самом верху, не носят вообще ничего. В мире, где господствуют Руководители, портфели в руках индивидов, обладающих высоким статусом, — это табу. Кто-то верно подметил, что в бизнес-вселенной люди с портфелями по статусу равны копьеносцам. Они защищают полководцев; сами они полководцами не являются.

Ещё одно поле, на котором разыгрываются битвы за статус, — это стулья и кресла в офисах. Якобы заботясь о том, чтобы посетителей встречали недешёвые и чрезвычайно удобные сиденья, топ-менеджеры предлагают им очень низкие и мягкие кресла, в которых те утопают, «опускаясь» практически на уровень пола. Когда хозяин кабинета и его гость садятся, оказывается, что менеджер с высоким статусом взирает на посетителя сверху вниз. В древности эквивалентом такому поведению Руководителей служило требование пасть ниц перед важной персоной. В наше время это требование замаскировано под заботу о посетителе.

Сегодняшние Руководители демонстрируют свой статус множеством разных способов. Для тех, кто не принимает участия в офисных баталиях, нюансы их проведения могут не иметь никакого смысла, да и внутри бизнес-вселенной существуют различия как между компаниями, так и между странами. Статусное Поведение, исключённое из сферы общественного внимания благодаря давлению современных культурных установок, становится все более локализованным и специфичным. Многие элементы этого поведения абсолютно произвольны и не стали бы частью управленческой субкультуры, если бы того не желали конкретные высокопоставленные Руководители. Тем не менее, существуют общие принципы, играющие в лабиринте сигналов превосходства роль нити Ариадны. Это, в частности, «время» и «служба».

Времени всегда должно быть меньше, чем нужно, а работы — больше, чем нужно. Руководитель обязан казаться ужасно занятым человеком. Подчинённые должны его дожидаться, собеседования — сокращаться, расписание должно быть забито до отказа. Вне работы менеджер может бить баклуши и расслабляться, но на работе он вечно должен куда-то бежать и что-то делать. Вести себя иным образом — значит показать, что ты зря просиживаешь штаны. То же относится и к Наследникам — они должны постоянно кружиться в «светском водовороте», ослепляя всех вокруг своим блеском.

Что касается службы, она для доминирующего индивида важна даже больше, чем время. Он не работает — он служит кому-то или чему-то. Служители такого рода всегда занимали особое положение в обществе, но в прошлом они появлялись как в средней, так и в высшей части социальной лестницы. Сейчас их стало куда меньше, соответственно, нынешние служители обладают куда более высоким статусом. Как уже упоминалось, одним из способов демонстрации реальной власти и авторитета стала машина с собственным шофёром. Не так давно высшие круги Лондона сильно забеспокоились, когда некий мужчина, обладающий особенно высоким статусом, принялся разъезжать по городу на велосипеде в знак протеста против загрязнения окружающей среды. Начинание, казалось бы, похвальное, однако другие топ-менеджеры не могли принять мысль о демонстрации статуса посредством велосипеда и предпочли поднять «отщепенца» на смех. Другой высокопоставленный Руководитель, учёный, переквалифицировавшийся в управленца, завёл привычку ходить на работу и с работы пешком, что немедленно вызвало недоверчивую, даже враждебную реакцию у его коллег — невзирая на то, что в центре Лондона добраться до места на своих двоих можно быстрее, чем на машине, часами стоящей в пробках. Эта реакция объяснима именно с позиции статуса: одного пешехода не отличить от другого, а значит, теряется возможность демонстрировать высокое служение, восседая в автомобиле позади шофёра и то открывая, то закрывая окно.

В начале мы выделили три категории людей с высоким статусом: Наследники, Руководители и Таланты. До сих пор Таланты не упоминались, поскольку они — случай особенный. Их Статусное Поведение связано с трудами на той или иной ниве: композитор демонстрирует свой статус посредством музыки, учёный — посредством открытий, скульптор — посредством статуй, архитектор — посредством зданий и так далее. Таланты ранжируются по результатам своей работы, а не по внешним признакам. Как правило, Наследники и Руководители не создают вообще ничего. Когда они умирают, их светские мероприятия и коммерческие сделки уходят в небытие вместе с ними, между тем творческие люди продолжают жить в памяти поколений благодаря их великим творениям. С позиции статуса Таланты обладают столь огромным преимуществом, что их редко заботят иные, внешние проявления Статусного Поведения. Более того: их пренебрежение Статусным Поведением само по себе превратилось в своего рода Статусное Поведение. Эксцентричное поведение и странная манера одеваться для Талантов — общее место, ибо они наслаждаются социальной свободой, незнакомой другим участникам «крысиных бегов». За Талантов говорят их творения.

Наконец, что можно сказать о людях, которые стоят на более низких ступенях социальной лестницы? Отличительные черты статуса тех, кто находится не на самом дне, могут проявляться несколькими характерными способами. Есть, например, Подражатели. Мы уже встречались с ними — это люди, которые получают наслаждение, участвуя в Мимикрии Доминирования. Подражатель копирует, пусть и не на должном уровне, действия индивида с высоким статусом. В частности, если он не может позволить себе приобрести дорогую картину, он покупает репродукцию дорогой картины и вешает её на стену своего жилища. Если он не может купить настоящие жемчужины, он купит жене искусственные. Дом Подражателя полон мебели «под старину», искусственной кожи и пластика, имитирующего дерево. Простым и настоящим вещам он предпочтёт дешёвые подделки. Кроме того, есть Хвастуны. Открытое бахвальство — типичная черта Статусного Поведения маленького мальчика: «Я делаю это лучше тебя!» и «Это не ты сделал, это я сделал!» Взрослея, мы перестаём вести себя подобным образом. Взрослые, остающиеся в глубине души хвастунами, хвастаются куда изощрённее. Они бахвалятся своими связями и вставляют в любой разговор упоминания о своих достижениях. Носители высокого статуса, разумеется, тоже могут хвастаться, но обычно они предпочитают, чтобы их прославлял кто-нибудь другой, и тем самым создают социальную нишу для ещё одной категории людей — Лизоблюдов. Доминирующие индивиды обожают иметь под боком пару-тройку льстецов, которые поют им дифирамбы, и подхалимы вполне могут повысить собственный социальный статус с низкого до среднего, если возьмут за правило хвалить начальство.

Есть ещё Шутники, носители низкого статуса, которые несколько повышают его, развлекая собеседников, — и вот уже те стремятся чаще бывать в обществе Шутника. Будучи неспособными завоевать уважение всерьёз, Шутники завоёвывают его шутками.

Мы видим также Говорунов, которые говорят без умолку всегда и везде и неизбежно оказываются в центре внимания. Наконец, есть Спорщики, рыщущие в поисках жертвы, с которой можно вступить в словесную схватку. Внося смуту в плавное течение коммуникации, они приковывают внимание к себе и в процессе спора постепенно повышают свой статус.

Встречая людей всех этих типов на своём пути почти каждый день, мы узнаем их, и нам повезёт, если мы не столкнёмся с ещё одним проявлением Статусного Поведения, которое встречается за границей повседневного общения: когда неопримитивный тип, отчаявшийся повысить свой статус другими средствами, прибегает к первобытной мышечной силе и доказывает ею своё превосходство. Такой человек может ограбить, изнасиловать или убить, но грабит он не потому, что ему нужны деньги, и насилует не потому, что сексуально озабочен; он просто хочет ощутить восторг от доминирования над другим человеком. Тот факт, что доминирование достигается грубейшими методами, его не останавливает. Обычно это все, чего он способен достичь.

Основным мотивом насильников чаще всего является именно подавленная потребность добиться превосходства хоть над кем-то. Мужчина, изголодавшийся по сексу, может, в конце концов, найти проститутку и удовлетворить с ней свою страсть без лишних проблем. Насильник желает не столько получить сексуальное удовольствие, сколько полностью подавить жертву, унизить её и оскорбить. Лишь такой результат даёт ему на время почувствовать себя «на коне». Это Статусный Секс, и он присущ поведению не только людей. Секс как метод демонстрации доминирования можно наблюдать и у представителей многих других видов приматов, но у них подобное действие сводится зачастую лишь к внешней имитации процесса: доминирующее животное совершает несколько тычков тазом, даже не утруждая себя проникновением. «Насильник» из числа мартышек или других обезьян может быть как самцом, так и самкой, и его жертва может быть любого пола. Важно лишь одно: доминирующее животное находится сверху, подчиняющееся — снизу. Увы, у людей насилие остаётся насилием. Действие, которое по существу становится проявлением звериного инстинкта, превращается в травматический и очень жестокий акт. К счастью для большинства людей, демонстрация мускулов остаётся за рамками повседневного Статусного Поведения, которое проявляется в утончённой вербальной коммуникации и визуальных ритуалах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Курс, семинар, тренинг «Свой среди своих. Невербальные формы статусного поведения»

Даты начала обучения

Даты не определены.

Программа курса

В программе тренинга:

I. Осанка

Из каких положений тела складывается хорошая осанка?
Почему осанка влияет на чувство собственного достоинства?
Приёмы влияния на собеседника с помощью различных положений тела.

II. Приветствия

Как по приветствию можно определить уровень культуры и статус человека?
В какой форме принято выражать почтение уважаемому лицу, сохраняя при этом чувство собственного достоинства?
Почему кивок считается «хамством в пластике»?
Чем отличаются приветствия в деловой среде от приветствий в светской жизни?

III. Жесты воспитанного человека

Понятие «дистанции» в социуме.
Что такое рукопожатие?
Как статус, возраст и пол влияют на порядок обмена рукопожатиями?
Протокольные правила рукопожатий.
Похлопывания при рукопожатии: знак расположения или снисходительности?

Жесты пригласительные, указательные и т.д.
В чём особенность жестов человека с чувством собственного достоинства?
Жесты в деловом и светском общении: красота и приличия.

IV. «Визит»: деловой и светский

Виды визитов:
в светской жизни;
в деловом общении;
в государственной практике ведения дел повышение эффективности деловой коммуникации; увеличение продаж; построение индивидуальных стратегий влияния.

Как принято вести себя Хозяевам:
встреча гостей;
порядок приветствий;
проводы гостей.

Правила рассадки гостей во время визитов.
Как принято вести себя Гостям?
Как правильно садиться и сидеть?
Основные правила ведения «светской беседы».

V. Приём, презентация, раут

Умение проводить встречи в роли Хозяев.
Исскуство быть Гостем: необходимые навыки.

Преподаватели

Гиль Алёна Викторовна, специалист по деловому этикету, член Гильдии режиссеров-педагогов по пластике, педагог по предметам «Сценическое движение», «Манеры. Стилевые особенности в поведении западноевропейского общества», «Русский и европейский этикет», «Правила хорощего тона», «Светский этикет», «Деловой этикет и протокол», преподаватель «Курсов делового этикета» при Администрации Президента РФ, Института репутационных технологий «Арт&Имидж», тренер-консультант Центра Эффективных технологий Обучения.

Даты и места проведения

Даты начала обучения не определены.

Правила этикета, о которых нужно помнить всегда

Фото: JULIA KENNEDY / TRUNK ARCHIVE

«И зачем мне это?» — думала я, собираясь в Orator. Club на занятия по этикету — или, как гласит их официальное название, «Невербальные формы статусного поведения». Ведь в расписании редактора культуры не значатся ни светские white tie рауты, ни подписание миллионных контрактов, ни прочие эпизоды, требующие этого самого «статусного поведения». Максимум — открытие выставки, да и оно будет с дресс-кодом smart casual. Но любопытство перевесило — и оказалось, что вышеупомянутый «статус» совсем не про строчку в трудовой. Он про внутреннее ощущение и, если хотите, воспитание, которое не идет в подарок с отдельным кабинетом. На удивление, мы с вами совсем забыли про манеры. Не согласны? Вспомните, когда последний раз позволяли себе опоздать на встречу. Вот-вот. Нам есть над чем работать.

«Приходя вовремя, я избавляю себя от унизительной процедуры просить прощения» — эту цитату приписывают Биллу Гейтсу, и она мне очень нравится, — начинает наш разговор об украденном времени Алена Гиль, специалист по этикету и одна из наставниц Orator.Club. — Конечно, есть люди, которых можно ждать до следующей пятницы. Но и те, кого нельзя не ждать, тоже должны понимать, что именно они сообщают своим опозданием». Тут я вспомнила, как моя коллега однажды прождала известную галеристку без преувеличения пять часов. На этом ее терпение иссякло — и материал в итоге не состоялся. Жалеет ли об этом сама непунктуальная героиня? Сложно сказать. Но редакция Bazaar на второй такой эксперимент вряд ли решится. Допустим, тайминг соблюден. Где искать следующий подвох? Там же, где ваш смартфон. Сегодня редко, от слова «совсем», встретишь собеседника, который переворачивает гаджет экраном вниз и только в случае непрекращающейся вибрации обращает на него внимание. Скорее всего, за встречу вы не раз утыкаетесь в ленту приходящих уведомлений и пугаетесь громкого рингтона (спасибо еще, если не Despacito).

В идеале айфон, пусть и в самом модном чехле, нужно убирать с поля зрения, подчеркивая этим, что все ваше внимание отдано собеседнику.

«Помните, что преимущество всегда у человека, который перед вами в офлайне, — говорит Алена. — Находясь же по другую сторону провода, держите в уме негласное правило: если мы звоним в рабочее время мужчине, этикет предписывает три- четыре гудка. Женщинам можно на два больше — закладываем время на поиск трубки».

Другая история, связанная со звонками и сообщениями, — их уместность и очередность. Лично мне часто отправляют имейл, затем пишут в вотсапе, фейсбуке и, если через десять минут я не реагирую, звонят. И скорее всего речь пойдет о только что отправленном пресс-релизе, который я должна немедленно изучить. «На самом деле нет четких правил, что можно, например, отправлять исключительно смс и никак не вотсап, — объясняет Гиль. — Важно трезво оценить ситуацию и человека, с которым нужно связаться. Если центениал быстро ответит в мессенджере, то его более консервативный антагонист такой способ коммуникации может принять за проявление ужасного непрофессионализма».

Отдельный жанр — голосовые сообщения. Вашу пятиминутную аудиозапись с кучей подробностей не только неудобно слушать в присутствии коллег, но и невозможно использовать в деловой переписке.

«Сложные концепции лучше представлять лично: следя за реакцией, рисуя схемы и попутно отвечая на вопросы», — подтверждают мою собственную мысль авторы книги «Новые правила деловой переписки». Как-то раз моей коллеге в разгар рабочего дня от пиарщицы, замечу — не подруги, пришло голосовое сообщение следующего содержания: «Дорогая, я сейчас на маникюре, но хочу обсудить…» Как-то и обсуждать уже ничего не хочется, верно? Наконец, еще один камень всеобщего преткновения — социальные сети. Хочешь или нет, а порой попадаешь на профили (спасибо рекомендациям инстаграма) знакомых по переписке, с которыми дальше «вы» за пятилетнее общение не продвинулась, и наблюдаешь там вечеринки с жаркими поцелуями, ведрами шампанского и танцами на столе. Нет, я не ханжа — просто странно видеть гендиректора крупного холдинга Марию Степановну скандирующей «Одиночество — сволочь» в караоке. Как показывают печальные истории последних месяцев, все, что мы пишем или выкладываем во всемирную паутину, никуда не исчезает. Один скриншот опрометчивой открытки — и ваша карьера под угрозой. Слитая переписка — и годы выстраивания отношений насмарку.

Хорошие манеры должны быть под боком круглосуточно, оф- и онлайн. «Этикет — это ведь и безопасность, и эффективность, — подсказывает Алена Гиль. — Алгоритмы поведения исторически сложились подобным образом не просто так». От себя добавлю: самый верный способ не попасть впросак — представить, что у вас самих вызывает неудобство и даже раздражение. Когда вы чувствуете неуважение в свой адрес? И все пришедшее на ум просто вычеркнуть из списка собственных привычек. Как говорили еще в XVIII веке: «Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто вас окружает».

Этикет. Невербальные формы статусного поведения

Я б в нефтяники пошел

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Семинар Свой среди своих. Невербальные формы статусного поведения 2020

I. Осанка

  • Из каких положений тела складывается хорошая осанка?
  • Почему осанка влияет на чувство собственного достоинства?
  • Приёмы влияния на собеседника с помощью различных положений тела.

II. Приветствия

  • Как по приветствию можно определить уровень культуры и статус человека?
  • В какой форме принято выражать почтение уважаемому лицу, сохраняя при этом чувство собственного достоинства?
  • Почему кивок считается «хамством в пластике»?
    Чем отличаются приветствия в деловой среде от приветствий в светской жизни?

III. Жесты воспитанного человека

  • Понятие «дистанции» в социуме.
  • Что такое рукопожатие?
  • Как статус, возраст и пол влияют на порядок обмена рукопожатиями?
  • Протокольные правила рукопожатий.
  • Похлопывания при рукопожатии: знак расположения или снисходительности?
  • Жесты пригласительные, указательные и т.д
  • В чём особенность жестов человека с чувством собственного достоинства?
  • Жесты в деловом и светском общении: красота и приличия.

IV. «Визит»: деловой и светский

  • Виды визитов:
    • в светской жизни;
    • в деловом общении;
    • в государственной практике ведения дел повышение эффективности деловой коммуникации; увеличение продаж; построение индивидуальных стратегий влияния
  • Как принято вести себя Хозяевам:
    • встреча гостей;
    • порядок приветствий;
    • проводы гостей.
  • Правила рассадки гостей во время визитов.
  • Как принято вести себя Гостям?
  • Как правильно садиться и сидеть?
  • Основные правила ведения «светской беседы».

V. Приём, презентация, раут

  • Умение проводить встречи в роли Хозяев.
  • Исскуство быть Гостем: необходимые навыки.

8.5. Вербальное и невербальное поведение. Марионетки бизнеса

8.5. Вербальное и невербальное поведение

Вербальное поведение заключает в себе непосредственный смысл слов. Логически излагать свои мысли нас учат с раннего детства, поэтому проблем с выражением своих мыслей у взрослого человека не возникает. Красноречие и витиеватость речи тоже приобретаются с опытом. Жаль только, что всего лишь 7 % сказанного нами воспринимается через смысл слов. Остальное – через интонацию и невербальные реакции. Как это ни удивительно, но в деловом общении особенно важным фактом является не умение говорить, а умение слушать. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах.

Выслушивание фактов и эмоций – это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, мы увеличиваем вероятность понимания, доносимой до нас информации и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам.

Профессор Кит Дэвис приводит десять правил эффективного слушания.

1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.

2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.

3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.

4. Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Может быть, в кабинете будет спокойнее, если закрыть дверь?

5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь представить себя на месте говорящего.

6. Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов по направлению к двери.

7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.

8. Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.

9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.

10. Перестаньте говорить. Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.

Помимо умения эффективно слушать, существуют другие способы совершенствования искусства общения.

Необходимо прояснение собственных идей перед их передачей, т. е. нужно систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектом передачи.

Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением исследователи предлагают учитывать невербальный язык деловых людей.

Когда люди думают об общении, они в первую очередь имеют в виду язык. Но язык – это всего лишь часть средств общения и, возможно, не главная. На самом деле мы используем множество других способов для того, чтобы передать наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим людям. Эти иные средства коммуникации являются невербальными, т. е. в них не используются слова или предложения. Общение в широком смысле этого слова происходит как вербально (посредством языка), так и невербально.

Невербальные каналы коммуникации можно разделить на две основные категории: невербальное поведение и характеристики, не относящиеся к поведению. Невербальное поведение – это все те виды поведения, исключая произносимые слова, которые имеют место во время общения. Такие невербальные аспекты поведения включают в себя:

1) выражение лица;

2) жесты и движения ног;

3) позу, наклон и ориентацию тела;

4) тон, высоту голоса и другие его вокальные характеристики, скорость речи, интонацию и паузы;

5) дистанцию между людьми при общении;

6) прикосновения друг к другу;

7) взгляд и визуальное внимание.

Невербальное поведение, таким образом, включает в себя как те виды поведения, которые мы обычно ассоциируем с активным самовыражением, так и другие, менее яркие и более трудноуловимые поведенческие моменты.

Неповеденческая невербальная коммуникация охватывает множество других источников сообщений и сигналов, невыводимых непосредственно из поведения. На межличностное общение влияют казалось бы какие-то мелочи: использование времени, типа одежды, архитектурных строений, в которых мы живем и работаем, и косметические поправки, которые мы вносим в свою внешность. Это называется скрытыми формами коммуникации Такие неповеденческие моменты в ходе общения несут информацию точно так же, как язык и невербальное поведение. Для восприятия человека человеком вербальное и невербальное общение составляет единое целое.

В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования так называемых вспомогательных предметов (очков, сигарет, зеркальца, зонтика, губной помады и др.).

Тема невербального поведения очень глубока и в общем-то сложна. Но некоторые рекомендации запомнить совсем несложно.

Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.

Движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описания поз, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.

Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в нашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможны соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

Три наиболее распространённых и легкочитаемых положение рук.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.

Если, помимо скрещенных на груди рук, собеседник еще и сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то следует постараться сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко это сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.

Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз. Собеседник как бы рассматривает что-то вдали, словно пытаясь найти там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).

Прикосновение к носу или его легкое потирание также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу, достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, – потягивание мочки уха – говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.

В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз взглянуть на факты.

Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь потянуть время, чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует.

И последняя рекомендация: когда вы находитесь на встрече с клиентом, старайтесь не делать следующего:

1) громко и часто вздыхать;

2) часто смотреть на часы;

3) поигрывать письменной ручкой;

4) постукивать пальцами;

5) часто менять положение тела.

Эти сигналы косвенно показывают клиенту, что произносимое им вам не интересно. Клиент почувствует проявление неуважения к нему как к личности, и сгладить вызванные отрицательные эмоции будет достаточно сложно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Невербальные средства общения — Студопедия

Невербальное общение — это коммуникация между инди­видами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, об­ладающее исключительно широким диапазоном средств и спо­собов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интер­претировать информацию, переданную в невербальной форме. Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, прочее неречевое взаимодействие 53%.

Та­ким образом, большая часть информации передается посред­ством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, ре­гулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл си­туации.

Основными средствами, которыми обладает «язык тела», яв­ляются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «простран­ственное повеление», характеристики голоса. В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к не­вербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представля­лось ранее. Знание особенностей невербальной коммуникации позволяет адекватно «считывать» мимику, позу, жесты, дыхание, голос, положение глаз, что способствует межличностному взаи­модействию и решению проблемных ситуаций. Невербальных знаков общения очень много, одни из них совершаются умыш­ленно, другие — почти умышлено, а третьи — бессознательно.



Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и куль­туру. Как известно, для животных то, что мы называем невер­бальными способами общения, является основным инстин­ктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях.


Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сход­стве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволю­ционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах име­ет различное, иногда прямо противоположное значение Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собе­седник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуа­ции будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямо­го контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода на­блюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и пове­дения.

Среди неясных в плане формирования средств невербально­го общения остается, в частности, вопрос о том, как люди при­обретают навыки невербальной коммуникации. Многое объ­ясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопро­вождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам чело­век не может в большинстве случаев сказать: почему он исполь­зует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.

Типы невербальных средств общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владе­ют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Невербальное поведение личности полуфункционально, по­скольку:

— создает образ партнера по общению;

— выражает качество и изменение, взаимоотношений пар­тнеров по общению, формирует эти отношения;

— является индикатором актуальных психических состоя­ний личности;

— выступает в роли уточнения, изменения понимания вер­бального сообщения, усиливает эмоциональную насы­щенность сказанного;

— поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

— выступает в качестве показателя статусно-ролевых отно­шений.

Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогран­ностью.

Рассмотрим следующую систематизацию невербаль­ных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:

1) визуальные;

2) акустические;

3) тактильные;

4) ольфакторные.

Первая группа включает те невербальные средства обще­ния, которые человек, в первую очередь, воспринимает при по­мощи органа зрения.

Визуальные невербальные средства общения включают:

— Мимика — это выражение лица, положение головы чело­века. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партне­ра по общению, разобраться, какие чувства он испыты­вает.

— Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.

— Движение глаз—направление взгляда, визуальный кон­такт, частота и длительность фиксации глаз другого че­ловека.

— Кожные реакции: покраснение, побледнение.

— Проксемика — характеристика межличностной дистан­ции: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда простран­ственно организовано. Одним из первых пространствен­ную структуру общения стал изучать американский ан­трополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое вли­яние оказывают культурные и национальные факторы.

Э. Холл описал нормы приближения человека к челове­ку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояни­ями: интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение са­мых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными ауди­ториями.

Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

— Вспомогательные средства общения: признаки пола, воз­раста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.

невербальных сигналов и их важность в групповом обсуждении

Это общепризнанный факт, что общение очень важно в современном конкурентном мире и в окружающей среде. Прежде чем мы поймем, что такое невербальные сигналы или подсказки, нам нужно знать, что такое вербальный и невербальный способ общения.

Устное общение: Как мы знаем, когда мы выражаем свои мысли и чувства словами, это называется вербальным общением. Вербальное общение может включать разные языки.Посредством вербального общения мы, как правило, сообщаем другим о сценарии или теме или просто хотим отправить сообщение.

Невербальное общение: Это средство общения может включать выражение лица, язык тела, сидячую позу, зрительный контакт и т. Д. Но этот способ общения может быть немного сложным. Если это неправильно понять, это может иметь катастрофические последствия. Следовательно, очень важно использовать этот способ связи с умом.

Теперь, когда мы поняли, что такое вербальное и невербальное общение и в чем основное различие между ними, давайте посмотрим на важность и необходимость невербальных сигналов и их значение.

Важность невербальных сигналов в групповой дискуссии

Выражает согласие / несогласие: Вы можете выразить свое согласие или несогласие не только своими словами, но и язык тела и невербальные выражения могут это продемонстрировать. Кивок головы, размахивание руками и движение лица могут ясно сказать, соглашаетесь ли вы с каким-то моментом или нет.

Подтверждение: Помните, что вы не единственный, кто говорит во время группового обсуждения.Есть и другие люди, которые высказывают свою точку зрения. Простой кивок головы показывает, что вы подтверждаете или одобряете чью-то точку зрения.

Движения рук / жесты: Предположим, кто-то проводит презентацию, но его руки плотно стянуты и сомкнуты. Как бы это выглядело? Будет казаться, что он просто проглотил всю информацию и выбросил ее. Вы заинтересуетесь такой презентацией? Возможно нет. Таким образом, умеренные движения рук и жесты заставят окружающих почувствовать, что вы сами хорошо осведомлены о теме, которую собираетесь представить.

Обращение внимания: Когда вы поддерживаете зрительный контакт, это показывает, что вы слушаете то, что говорит другой человек. А когда вы не поддерживаете зрительный контакт, это каким-то образом показывает ваше рассеянное внимание во время группового обсуждения, что может иметь негативный результат. Итак, обращаете ли вы внимание на точку или нет, будет видно через сам язык вашего тела.

Ваш интерес / склонность: Вы верите или нет, но язык вашего тела говорит о многом, независимо от того, проявляете ли вы большой интерес к дискуссии или нет.Если вы скрещиваете руки, не поддерживаете нормальный зрительный контакт или смотрите туда-сюда вместо того, чтобы обращать внимание на обсуждение, это означает, что вы не проявляете интереса. Итак, проверьте это.

Тон / высота вашего голоса: Это также задает тон обсуждения в правильной или неправильной манере. Я встречал некоторых людей, чей нормальный голос кажется, что они спорят с кем-то, тогда как у некоторых людей может быть очень слабый голос, и вам может быть трудно их правильно слушать.Ваш голос также является важным аспектом того, насколько громким или низким является ваш голос.

Выражение лица: Все наше лицо очень выразительно, если мы знаем, как использовать его правильно. Все чувства, включая печаль, счастье, гнев, отвращение, страх, панику, видны на нашем лице лишь частично. Наше лицо способно передать множество чувств и эмоций. Итак, ваше нахмурение и сморщивание бровей покажут, поддерживаете вы точку зрения или нет.

Передает эмоции: Хотя во время группового обсуждения не должно быть места для эмоционального всплеска, невербальный способ общения многое говорит о ваших эмоциях.Например, сморщенный нос, поднятие бровей, зевание, закатывающие глаза, глубокий вздох, скрещенные или раскрытые руки — все эти невербальные коммуникации многое говорят о вашем нынешнем психическом / эмоциональном состоянии.

Смесь вербального и невербального общения: Во время группового обсуждения не может быть только одного вида общения. Будет смесь вербального и невербального общения, которое может включать выражение лица, поведение глаз, жесты, голос и тон, движение головы или кивок, высоту голоса и общий внешний вид.

Здесь также следует иметь в виду, что невербальные сигналы также могут быть иногда неверно истолкованы, поскольку они не имеют фиксированного значения. Это варьируется от человека к человеку, от культуры к культуре и от контекста к контексту. Но если вы их заметите, это поможет вам во время группового обсуждения. Правильные невербальные сигналы могут создать ваше первое впечатление очень правильным и в вашу пользу. Это помогает понять поведение наших клиентов, их образ мышления и склонности.

Во время группового обсуждения, если вы правильно показываете или понимаете невербальные сигналы, вы можете установить хорошие отношения с товарищем, и все обсуждение может пройти гладко.Например, мягкая улыбка вначале может повысить общительность и близость с другими участниками.

Когда есть правильное сочетание вербального и невербального общения, понимание сообщения улучшается. Это способствует лучшему видению того, что говорится. Если вы готовитесь к групповому обсуждению или собеседованию, важно проверить и попрактиковаться перед тем, как появиться на нем. Зеркало может быть отличным подспорьем для проверки и изменения вашего языка тела. Во-первых, вы должны определить невербальный сигнал, который посылаете во время обсуждения, а затем вы можете реорганизовать, переопределить и репетировать для правильного языка тела.Это очень удобно, когда вы приходите на собеседование. Рекрутеры уделяют много внимания вашему языку тела. В тот момент, когда вы входите в зал для собеседований, ваша походка, сидение, улыбающееся лицо и крепкое рукопожатие могут многое рассказать о вас и помочь заложить основу вашего первого впечатления.

Также необходимо определить, синхронизируются ли ваше вербальное общение и невербальные сигналы. Не только ваше общение, но и ваша поза покажут, достаточно ли вы уверены в себе.Итак, ваша речь и язык тела должны дополнять друг друга.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас».Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Устные и невербальные средства официального взаимодействия государственных и муниципальных служащих, Речевой этикет управленческих взаимодействий

Устные и невербальные средства официального взаимодействия государственных и муниципальных служащих

Человеческое общение происходит посредством взаимодействия речевых и невербальных каналов связи. В произносимые слова мы вкладываем дополнительное значение, не выраженное в них, с помощью языка жестов, мимики, движений тела, которое несет более 90% от общего объема сообщаемой информации, и «читаем» это значение в речи собеседник.

Успех любого общения в значительной степени определяется умением установить доверительный контакт с собеседником, который зависит не только от того, что вы говорите, но и от того, как вы говорите, как это само по себе. Поэтому одну и ту же фразу можно сказать приветливо или раздраженно, высокомерно или ласково, сочувственно или безразлично. Невербальные (невербальные) средства могут дублировать, усиливать или противоречить словам; сопровождать высказывание, дополнять его, выделять отдельные слова или заменять его.Часто звук голоса, жест, взгляд человека могут сказать больше, чем слова, которые он произносит.

Благодаря невербальным средствам, сопровождающим человеческую речь, информация становится более надежной, потому что наши выражения лица, жесты и движения тела контролируются импульсами нашего подсознания и не всегда строго контролируются сознанием. По словам одного из известных исследователей жестового языка, австралийского ученого L . Pisa, с помощью слов передается только 7% информации, звуковыми средствами — 38%, а с помощью мимики и жестов — 55%.

Речевой этикет управленческих взаимодействий

Культура речи как составная часть духовной культуры — важнейшая черта каждого цивилизованного человека.

Культура речи — усвоение языковых норм, умение использовать все выразительные средства языка в различных условиях общения, точно и правильно выражать свои мысли в деловой ситуации с целью обеспечения наибольшего эффекта в достижении ставить коммуникативные задачи.

Среди десятков тысяч профессий немало таких, что владение языком становится непременным условием эффективного выполнения сотрудником профессиональных обязанностей. В первую очередь это политики, госслужащие, бизнесмены, педагоги, юристы, врачи, журналисты, менеджеры, работники сферы услуг и представители других массовых профессий, в которых общение является важной частью профессиональной деятельности. Такие профессии называют лингвоинтенсивными.

Подсчитано, что работники делового мира в течение дня произносят более 30 тысяч слов.Умение правильно, ясно и лаконично излагать свои мысли, в каждой конкретной ситуации общения выбирать подходящий стиль речи, использовать все богатство выразительных средств языка — это не только важный показатель профессионализма и человеческой культуры, но и экономически выгодно, защищая от недоразумений и ошибок.

Однако в ряде лингвоинтенсивных профессий социальная цена профессионального чиновника иногда оказывается несоизмеримо более высокой, чем в других профессиях, из-за специфики его статуса, поскольку никакая другая профессия не обладает никаким другим объемом власти. право выступать от имени государства и представлять в глазах граждан, участвовать в подготовке, принятии и реализации политических решений, важных для всего общества или его отдельных социальных групп.

В официальных сферах использования языка Соединенных Штатов в качестве государственного языка США соблюдение культуры речевого общения является обязательным. Единственный рабочий инструмент менеджера, инструмент его работы и единственный продукт деятельности — это слово, зафиксировано ли оно в официальной бумаге, управленческое решение, адресовано ли другим людям. Необходим высокий уровень речевой культуры в повседневном общении с руководителем и подчиненными, с коллегами и гражданами, в делопроизводстве; в деловой переписке и других формах официальных отношений между государственными органами, гражданами, организациями, в том числе иностранными и международными, действующими в США.

Некорректно оформленные документы, выходящие из-под пера должностного лица, могут нести угрозу безопасности граждан, создавать неоправданные и трудно преодолеваемые сложности в решении жизненно важных для них проблем.

Повествовательная история героя рассказа Ю. Тынянова, лейтенанта Киже, к сожалению, продолжает воспроизводиться и в наше время. Так, при составлении Управлением Федеральной миграционной службы по Москве специальной программы по вине ее создателей была допущена ошибка:Сергиев Посад в программе значится как город Сергиев Посад. В результате десятки тысяч горожан получили новые паспорта США с регистрацией в городе, которого нет на карте страны, поскольку сотрудники паспортных столов не могут вносить изменения в эту программу.

Еще хуже, когда языковые ошибки попадают в нормативные документы, вводя пользователей в заблуждение, дезинформируя их. Социальные последствия недостаточной языковой грамотности должностных лиц для отдельного гражданина, социальной группы и даже для всего общества могут приобретать гораздо более существенное значение, чем в других видах профессиональной деятельности.Таким образом, проблема профессионализма чиновника, в том числе его составляющая — грамотность, приобретает широкий общественный резонанс.

Этический аспект культуры речи предполагает регулирование различных ситуаций общения специально разработанными правилами и формулами речевого поведения, совокупность которых формирует речевой этикет.

Речевой этикет — система правил речевого общения, принятые в обществе речевые формулы общения.

Степень владения речевым этикетом определяет уровень не только общечеловеческой культуры, но и порождает взаимное доверие и уважение, способствует позитивному общению.

Не менее актуальна проблема речевого этикета чиновников. Неуважительная форма обращения с гражданами, посещающими официальные учреждения, недружелюбный тон, грубые нарушения элементарных требований этикета телефонных разговоров, невозможность использовать общепринятые правила в ситуациях официального общения, низкая культура составления служебного письма — характерные черты современных США должностные лица.

В работе руководителя львиная доля времени уходит на встречи, согласования, проводимые в условиях прямого или косвенного сотрудничества

.

Невербальное общение — NEOEnglish

Невербальное общение — это все аспекты общения, кроме самих слов. Он включает в себя не только жесты и язык тела, но и то, как мы произносим слова: интонацию, паузы, тон, громкость и акцент. Эти невербальные особенности влияют на значение наших слов. Невербальное общение также включает в себя особенности окружающей среды, которые влияют на взаимодействие, личные предметы, такие как украшения и одежда, внешний вид и выражения лица.По оценкам ученых, невербальное поведение составляет от 65% до 93% общего смысла общения. Чтобы понять вербальные и невербальные аспекты общения, мы определяем как сходства, так и различия между ними.

Сходства между устной и невербальной коммуникацией

1. Невербальное общение символично: как и вербальное общение, невербальное общение символично. Чтобы представить разные настроения, мы пожимаем плечами, опускаем глаза и отходим от других или к другим.Мы улыбаемся, чтобы символизировать удовольствие от встречи с другом, хмуремся, чтобы показать гнев или раздражение, и расширяем глаза, чтобы показать удивление. Поскольку невербальное общение носит символический характер, как и вербальное общение, оно произвольно, неоднозначно и абстрактно. Таким образом, мы не можем быть уверены в том, что означает подмигивание или движение руки. Точно так же мы не можем гарантировать, что другие воспримут значения, которые мы намереваемся передать нашими невербальными действиями.

2. Невербальное общение основывается на правилах: в определенных обществах мы разделяем общее понимание того, какие конкретные невербальные формы поведения подходят в различных ситуациях и что они означают.Например, в США и многих других странах рукопожатия являются обычным методом начала и завершения деловых встреч. Обычно считается, что улыбка выражает дружелюбие, а хмурый вид — как выражение некоторого недовольства. Мы следуем правилам (часто неосознанно), чтобы создать различную атмосферу взаимодействия. Для официального выступления можно оборудовать комнату

с подиумом, удаленным от кресел слушателей. Стулья будут расставлены аккуратными рядами.Чтобы символизировать менее формальный случай выступления, можно опустить подиум, стулья можно расположить по кругу, а говорящий может сидеть.

3. Невербальное общение может быть намеренным или непреднамеренным: как вербальное, так и невербальное общение может быть намеренно контролируемым или непреднамеренным. Например, вы можете тщательно подбирать одежду, чтобы произвести профессиональное впечатление перед собеседованием. Вы также можете намеренно контролировать свой речевой язык на собеседовании, чтобы выглядеть напористым, красноречивым и уважительным.Мы сознательно контролируем большую часть невербального общения.

4. Невербальное общение отражает культуру: как и вербальное общение, невербальное общение формируется культурными идеями, ценностями, обычаями и историей. Так же, как мы изучаем язык культуры, мы изучаем и невербальные коды. Например, в США большинство людей ест ножи, вилки и ложки. В Корее, Японии, Китае, Непале и других азиатских странах палочки для еды часто являются основным кухонным инвентарем.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ

1. Считается, что невербальное общение более правдоподобно, чем вербальное. Одно из основных различий состоит в том, что большинство людей воспринимают невербальное общение как более надежное, чем вербальное общение, особенно когда вербальные и невербальные сообщения несовместимы. Если кто-то смотрит и говорит: «Я рад тебя видеть»; вы, вероятно, поверите невербальному сообщению, которое говорит о том, что вам не нравится вас видеть.

2. Невербальное общение является многоканальным: невербальное общение часто происходит одновременно по двум или более каналам, тогда как вербальное общение обычно происходит в одном канале. Невербальную коммуникацию можно увидеть, почувствовать, услышать, понюхать и попробовать, и мы можем получать невербальную коммуникацию по нескольким из этих каналов одновременно.

3. Невербальное общение является непрерывным: наконец, невербальное общение более продолжительное, чем вербальное.Словесные символы начинаются и останавливаются. Мы что-то говорим или пишем, а потом перестаем говорить или писать. Однако остановить невербальное общение сложно, а то и невозможно.

ПРИНЦИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Невербальное общение может дополнять или заменять вербальное общение

Исследователи коммуникации определили пять способов взаимодействия невербального поведения с вербальным общением. Во-первых, невербальное поведение может повторять вербальные сообщения.Например, вы можете сказать «да», кивая головой. Во-вторых, невербальное поведение может подчеркивать вербальное общение. Например, вы

может выделять определенные слова, говоря более громко. В-третьих, мы используем невербальное поведение, чтобы дополнять или дополнять слова. Когда вы видите друга, вы можете сказать: «Я рад вас видеть» и теплыми объятиями подчеркнув словесное сообщение. В-четвертых, невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям, например, когда кто-то враждебно говорит: «Все в порядке».Наконец, мы иногда заменяем вербальное поведение невербальным. Например, вы можете закатить глаза, чтобы показать, что вы что-то не одобряете.

2. Невербальная коммуникация может регулировать взаимодействие

Невербальное поведение регулирует не только словесные сигналы, но и ход общения между людьми. В разговоре мы обычно знаем, когда кто-то говорит и когда наступает наша очередь говорить. Явные словесные сигналы редко говорят нам, когда говорить, а когда молчать.

3. Невербальная коммуникация часто устанавливает значения на уровне отношений

Уровень смысла содержания — это буквальное сообщение. Уровень смысла отношений определяет идентичность коммуникаторов и отношения между ними. Невербальное общение часто действует как «язык отношений», выражающий общее ощущение отношений. Три измерения значений на уровне отношений передаются в основном посредством невербальной коммуникации; отзывчивость, сходство и сила.

ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В этом разделе мы описываем девять типов невербального общения:

1. КИНЕЗИКА относится к положению тела и движениям тела, включая движения лица. Тот, кто стоит прямо и уверенно ходит, заявляет о своей уверенности, тогда как тот, кто сутулится и шаркает ногами, кажется, говорит: «Я не очень уверен в себе». Один из наиболее важных аспектов кинезики касается того, как мы позиционируем себя по отношению к другим и что наша позиция говорит о наших чувствах к ним.

2. ХАПТИКА, осязание, является первым из пяти наших чувств, которые развиваются, и многие специалисты по коммуникации считают, что прикосновения и прикосновения необходимы для здоровой жизни. Исследования неблагополучных семей показывают, что матери реже и менее нежно трогают младенцев, чем матери в здоровых семьях. Прикосновение также сообщает о силе и статусе. Люди с высоким статусом касаются других и вторгаются в чужое пространство чаще, чем люди с меньшим статусом. Став взрослыми, женщины склонны вступать в контакт, чтобы показать симпатию и близость, тогда как мужчины чаще, чем женщины, используют прикосновения для утверждения власти и

контроль.

3. ФИЗИЧЕСКИЙ ВИД: Западная культура придает большое значение внешнему виду. По этой причине при личном общении большинство из нас замечает, как выглядят другие, и мы часто формируем первоначальную оценку других на основе их внешнего вида, над которым они имеют ограниченный контроль. Этот чрезмерный упор на внешний вид на Западе, вероятно, объясняет поразительный рост косметической хирургии.

4. ИСКУССТВА — это личные предметы, которые мы используем, чтобы заявить о нашей идентичности и наследии, а также для персонализации нашего окружения.Мы формируем наш образ по тому, как мы одеваемся, какие предметы носим и используем. Медсестры и врачи носят белые стетоскопы, часто накиданные на шею, профессора путешествуют с портфелями, а студенты чаще берут рюкзаки.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — это элементы окружения, которые влияют на то, как мы себя чувствуем и действуем. Например, мы реагируем на архитектуру, цвета, дизайн комнаты, температуру, звуки, запахи и освещение. Комнаты с удобными креслами приглашают расслабиться, тогда как комнаты с жесткими стульями вызывают формальность.

6. ПРОКСЕМИКА относится к пространству и к тому, как мы его используем. В каждой культуре есть нормы, которые предписывают, как люди должны использовать пространство, насколько люди должны быть близки друг к другу и сколько места имеют право иметь разные люди. Пробел также объявляет о статусе, при этом большее пространство занимают те, у кого более высокий статус.

7. ХРОНЕМИКА относится к тому, как мы воспринимаем и используем время для определения идентичности и взаимодействия. В западной культуре существует норма, согласно которой важные люди с высоким статусом могут заставлять других ждать.И наоборот, люди с низким статусом должны быть пунктуальными. Это стандартная практика — ждать, иногда довольно долго, чтобы увидеться с врачом, даже если у вас назначена встреча. Это означает, что время врача более ценно, чем ваше. Аналогично, время, которое мы проводим с

разных человека отражают наши межличностные приоритеты.

8. ПАРАЯЗЫЧНЫЙ — это голосовое общение без слов. Он включает в себя звуки, такие как шепот и вздох, и голосовые качества, такие как громкость, высота и интонация.Параязык также включает акценты, произношение и сложность предложений. Например, шепот свидетельствует о секретности и близости, а крик — о гневе. Саркастический тон выражает презрение или неприязнь более решительно, чем слова.

9. МОЛЧАНИЕ — это последний тип невербального поведения, который может передавать важные сообщения. «Я не говорю с вами» на самом деле говорит о многом. Мы используем тишину, чтобы передать разные значения. Например, это может символизировать удовлетворение, когда близким людям так удобно, что им не нужно разговаривать.Молчание также может указывать на неловкость, как вы знаете, если у вас когда-либо возникали проблемы с поддержанием разговора при первой встрече.

Нравится:

Нравится Загрузка …

.

Устное и невербальное общение в классе

Хорошие коммуникативные навыки важны для управления классом. Вам следует освежить свои вербальные и невербальные коммуникативные навыки, чтобы эффективно показать своим ученикам, что означает соответствующее поведение в классе. По большей части вы общаетесь с учениками невербально. Также важно сильное вербальное общение, в то время как вы должны показать своим ученикам правила и уроки в классе, которые им необходимо знать.

Графики поведения

Таблицы поведения — это простой способ поощрить правильное поведение в классе, потому что учащиеся могут видеть, как они поступают с точки зрения поведения. Простой метод отслеживания — использовать числа или цвета для обозначения правильного и неправильного выбора. Детям младшего возраста будет особенно легко научиться ассоциировать красный цвет или цифру 1 с плохим поведением, а цифру 5 и зеленый цвет с хорошим поведением. Если дети не соблюдают правила, попросите их переместить свое имя или скрепку вниз по таблице — это конкретный способ закрепить правила в классе.

Язык тела

Язык тела важен для того, как студенты вас читают. Например, частое скрещивание рук может заставить учеников защищаться и выглядеть так, как будто вы закрываете себя для общения. Если вы не знаете, что делать руками, попробуйте прижать пальцы друг к другу перед грудью. Учащиеся с большей вероятностью будут восприимчивы к вашим идеям, если ваш язык тела открыт для них. Вы также можете использовать жесты рук, чтобы подчеркнуть свою точку зрения.Все мы знаем, что означает палец для закрытых губ или виляющий палец.

Попадание в глаза

Зрительный контакт — еще один способ улучшить свои невербальные коммуникативные навыки. Когда вы осматриваетесь в классе, вы завоевываете доверие своих учеников, а также привлекаете их внимание. Кроме того, если студент ведет себя плохо, вы можете попробовать пятисекундный взгляд. Ученица должна понять, что поведение неприемлемо, когда она замечает ваш взгляд.

Охлаждение

Хлопание в ладоши — это быстрый способ привлечь внимание неконтролируемого класса.Если у вас нет времени на пятисекундный взгляд, громкие хлопки должны заставить ваш класс перестать действовать и обратить внимание. Просто громко хлопните в ладоши несколько раз.

Тайм-аут

Не стесняйтесь сказать студентам, что у них будет перерыв, если они будут продолжать действовать неуправляемо. Громко и четко заявите, что действия, которые они предпринимают, заставляют вас отправить их на перерыв. Выполните наказание, чтобы продемонстрировать, что ученикам не сойдет с рук плохое поведение.

Улыбка

Не забывайте улыбаться, когда вы одобряете своих учеников. Если поведение ученика улучшится, скажите «да» с широкой улыбкой на лице. Вы хотите, чтобы ваши ученики понимали, что вы тоже замечаете, когда они что-то делают правильно.

Привет

Не забывайте говорить своим ученикам «Доброе утро» и «До свидания» каждый день. Это не только помогает задать хороший тон в течение дня, но также помогает студентам научиться отражать вежливое поведение.Постарайтесь поприветствовать студентов по имени. Студенты, которых лично приветствовали их учителя, также чувствовали, что эти учителя заботятся о них лично. Эта вера помогала мотивировать учеников в классе.

Источник: http://www.ehow.com/

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *