Виды общения — формы, функции, средства
Непосредственное и опосредованное
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
Непосредственное общение
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное общение
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Вербальное и невербальное общение
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Межличностное общение
Межличностное общение
характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства. К межличностному виду контакта относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений. Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностная беседа всегда неофициально
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительское общение
Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).
Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.
Групповое общение
Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.
Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.
Групповое общение
Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.
Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.
К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.
Наша презентация по теме:
Общение культур
Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).
На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири
Общение информативной и регулятивной направленности
Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.
Цель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Виды общения.
Тема 2. Основные виды и типы общения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи.
Непосредственное общение – это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информация невербальными средствами.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут друг другу письма. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.
2. Массовое общение.
Представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи.
Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствует развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним, но на самом деле никакого общения не происходит.
Это квазиобщение, т. е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.Приставка квази (от лат. quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром – также одна из особенностей современного общения.
Непосредственное общение, осуществление которого, у живых существ происходит с помощью органов, данных им природой, чаще всего визуальное. Именно его считают самой первой, исторической формой коммуникативного взаимодействия между людьми. Позже, с развитием человеческой цивилизации, появились и другие виды общения. В первую очередь опосредованное общение, при котором используют такие средства как радио, телефон, письменность, даже следы на песке, прочерченные тонкой палочкой.
Одна из особенностей человеческого существования — потребность в общении, являющаяся его главным условием.
С помощью непосредственного общения происходит процесс реализации отношения человека к окружающему миру, установление новых контактов между людьми и развитие старых.
Отличия непосредственного общения и опосредованного
Непосредственное общение также называют прямым, так как его участники не используют при этом каких-либо технических средств. Такая коммуникация очень удобна, так как человек, сообщивший определенную информацию способен сразу же увидеть реакцию своих собеседников на сказанные им слова. Любое несоответствие данным условиям означает лишь одно — общение будет опосредованным.
Влюбленные, сидящие в кафе за одним столиком, нежно держатся за руки и смотрят друг другу в глаза. Они переговариваются простыми короткими фразами, которые, тем не менее, говорят им о многом. Их общение, в этой ситуации, можно назвать непосредственным. Ведь они находятся в одном месте и видят, как реагирует на их речь тот, к кому они обращаются.
А вот если мужчину отправят в командировку и пара на некоторое время расстанется, вид их общения изменится. Они станут постоянно звонить любимому человеку и отправлять сообщения. Их разговор можно назвать опосредованным или косвенным, так как он будет происходить с помощью телефона.
В том случае, если непосредственного контакта нет, например, во время телевизионных мостов, различных теле- и радиопередач, когда зрители или слушатели звонят в студию или участвуют в СМС-голосовании, то общение все равно относится к опосредованному, несмотря на эмоциональную, доброжелательную атмосферу.
При непосредственном общении огромное значение имеют:
- Различные движения тела и жесты, которые могут нести определенный смысл. И являться каким-либо символом или знаком.
- Мимика лица и ее отражательная функция, соответствующая психическому и эмоциональному состоянию человека. А также взгляд, величина зрачка и блеск роговицы.
- Положение рук, особенность рукопожатия.
Во время непосредственного контакта получаемые визуальным путем данные позволяют понять уровень интереса у собеседника. Более точно регулировать продолжительность разговора.
Опосредованное общение таких возможностей не предоставляет, чувства и состояние собеседника, говорящий человек вынужден проверять словесно.
Непосредственное общение — это еще один шаг к дружбе
Непосредственное или прямое общение наиболее часто представлено в виде диалогов. Однако возможен и монолог, в том случае, если один из собеседников слушает обращенную к нему речь молча и не выдает ответных реплик.
При кратких непосредственных контактах и длительных беседах очень важным считается понимание таких невербальных средств как:
- позы участников разговора;
- тембр речи и интонация;
- с какой они произносят фразы и отдельные слова;
- как используют свободное пространство при общении.
Межличностное общение всегда бывает неофициальным. В зависимости от обстоятельств, его можно отнести как к непосредственному, так и опосредованному. Это переписка в соцсетях, разговоры по телефону, обычные письма, дружеские разговоры.
Зачем необходимо непосредственное общение с сотрудниками — видео
и-опосредованное-общение | Learning Assistance Center
Описание
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………………………………3
1 Классификация форм обучения по основанию непосредственного
или опосредованного общения ……………………………………………………………………
4
2 Непосредственное и опосредованное общение …………………………………………. 5
Заключение ………………………………………………………………………………………………..
10
Список используемой литературы ……………………………………………………………… 11
1
Введение
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить
на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное
(обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими
состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами,
мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями,
умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми
индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в
свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга,
рассчитывая на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или
психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив,
испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете –
оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. В последнее
время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых
форм обучения, а также модификация традиционных форм. 1
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его
осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная
потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается
формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий
формирования личности. В связи с этим потребность в общении
рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной
среды, причем последняя служит одновременно и источником
формирования данной потребности.
1 Классификация форм обучения по основанию непосредственного
1 Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 2000
2
или опосредованного общения
Формы обучения можно определить как механизм) упорядочения
учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также
завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.
Поскольку большинство дидактических научных работ посвящено
средней школе, и в них учебный процесс рассматривается с позиции учителя
(«как обучать»), то набор форм обучения в них, как правило, весьма ограничен:
урок, экскурсия и т.п. Причем, самостоятельная работа учащихся чаще всего
рассматривается не как форма, а как метод обучения (?!). В других работах,
например, по дидактике высшей школы рассматриваются специфические
только для этой образовательной подсистемы формы: лекция, семинар,
практическое занятие и т.д. То же можно сказать и о других образовательных
подсистемах – в каждой из них выбирается как бы «своя дидактика», и,
соответственно, свои формы обучения.
В данном случае речь идет об обучении вообще. Причем независимо от
возраста обучающихся, уровня или вида образовательных программ и т.п.
Поэтому мы попробуем рассмотреть формы обучения во всем их многообразии.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям.2
Одним из вариантов классификации является классификация форм
обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения
обучающихся с педагогом и/или учебными материалами:
– обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно
встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства
обучения;
– другой, сравнительно новый и перспективный вариант –
опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно
2 Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
3
современному принципу «доставки образовательных услуг на дом», что
чрезвычайно важно сегодня в России ввиду ее огромной территории, слабой
дорожно-транспортной сети и низкой территориальной мобильности
населения. К этим формам опосредованного общения относится, в первую
очередь, дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся
преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным
учебными текстами общением обучающих и обучающихся. Руководство
обучением осуществляется через установочные лекции и посредством
инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные
средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов
обучающих и обучающихся. Сюда же можно отнести Интернет-обучение, в
том числе самоучение, телевизионные образовательные программы и т.д.3
2 Непосредственное и опосредованное общение
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой
психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через
общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким
возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие
познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми
личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,
он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым
гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным,
лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом
свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и
показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными,
3 Зорянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
4
человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не
менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В
качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени
находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили
в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе
подобных (например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его
общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои
человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти
исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а
еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен
способности к самообразованию и самовоспитанию.
По средствам общение может быть непосредственным и
опосредствованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных
органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.п.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных
средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или
природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или
культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях,
печать, радио, телевидение и т.п.).4
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы
обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике
данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов
научения: условнорефлекторного, викарного и вербального.
4 Зорянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
5
Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и
совершенствованию на базе их способности к самообразованию и
самовоспитыванию человека, а также к сознательному управлению самим
общением.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность
психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное
общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных
возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к
межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности
для развития. Что же качается вербального общения и его роли в психическом
развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а
она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно личностного.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить
позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая
играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а
совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы
сможем понять, как встречено то, что мы говорим, – с одобрением или
враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или
скучает. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше
понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление
произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному
поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том,
следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь
нужного результата. Во всем мире основные коммуникационные жесты не
отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание
головой почти во всем мире означает “да” или утверждение (хотя,
6
например, в Болгарии – как раз наоборот – отрицание или несогласие). Жест
”пожимание плечами” является хорошим примером универсального жеста,
который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет
речь.5
Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно
буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что
потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние
философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно,
что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь
научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно
общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и
т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того
не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения
какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение
слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем
буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в
свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему
сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.
Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному
результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других
«невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее
длительность и т.д.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с
людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста,
образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие
различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по
коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают
5 Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999. – 365 с
7
более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные
и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как
правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных
способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и
интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей
(актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более
развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных
профессий.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение
включает в себя:
– обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в
группах и организациях, а также между группами;
-выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены
субъекты общения;
-восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения
совместных задач.6
Заключение
Межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия
людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной
психической функции или психического процесса, ни одного блока
психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение – это взаимодействие людей и поскольку в нем
всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те
6 Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 С.
8
или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в
смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по
отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким
процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен
рассматриваться как система человек – человек во всей многоаспектной
динамике ее функционирования.
Список используемой литературы:
1 Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 2000
2 Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
3 Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999. – 365 с.
4 Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
336 С.
9
10
Предварительный просмотр
Непосредственное и опосредованное общение
22. Понятия общения и межличностных отношений
Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведений искусства – это также акты общения.
Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием коммуникации. В социальной психологии можно встретить иное понимание отношения между людьми (трудовое, экономическое и т. д.), а коммуникацию рассматривают как частный случай общения, связанный с обменом информацией.
Содержание общения. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают: а) научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения; б) человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т. д.; в) коллективное (групповое) решение задачи, деятельность.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.
Средства общения. Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства, пластические операции. Дополняет внешний облик и одежда.
23. Виды общения
Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.
В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.
В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое общение называется межличностным.
Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.
Непосредственное и опосредованное общение. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и, соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.
Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.
Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности. Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.
В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.
В зависимости от времени общения различают кратковременное и длительное общение.
24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.
Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон).
Между общением и отношением, взаимоотношением существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непо-казанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементар-ности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных взаимоотношений установить нельзя. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга.
В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.
1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи.
2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация.
3. Нейтральные деловые и такие же личные – обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы.
25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.).
В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей.
Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония.
Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.
Конфликты и межличностные отношения. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Виды и средства общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Общение- это «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т. п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.
Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио — и видеотехники).
В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие:
1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает Ї «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.
4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.
5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальное и невербальное общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.
Вербальное общение
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.
Невербальное общение
На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны как словесные. Но это далеко не так.
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение — общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами, а не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.
Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо.
Виды общения — Студопедия
Психологическая характеристика общения
Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис. 2).
Рис. 2. Функции общения
Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.
В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 3).
Рис. 3. Виды общения
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, умения и навыки.
Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Посодержанию общение представлено следующими видами.
При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.
Когнитивное общение – обмен знаниями.
Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.
По цели общение делится на биологическое и социальное.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.
Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.
Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).
Далее различают массовое и межличностное общение.
Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована.
Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.
Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.
По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.
Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.
Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.
Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.
По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.
Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).
Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.
Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».
По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.
Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.
Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:
§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;
§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;
§ преодолевать психологические барьеры в общении;
§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.
Прямая связь
против косвенной связи
Как лучше общаться с другими людьми?
В культурах с прямым стилем общения (которые имеют тенденцию коррелировать с ориентированными на задачи культурами), таких как американцы США, австралийцы, немцы и англо-канадцы, буквальная правдивость, а также эффективность в общении высоко ценятся и в некоторой степени являются более приоритетными, чем личная или политическая чувствительность, особенно в деловых условиях.Сказать «Нет» или «Я не знаю» считается честным и уважительным участником, поскольку это не вводит их в заблуждение и не ведет к «игре». Считается, что проблемы решаются быстрее, если поощряется открытое и откровенное обсуждение.
В непрямых культурах , с другой стороны (например, японцы, китайцы, индийцы, саудовские аравийцы), прямая передача негативной информации считается невежливой и грубой, даже в условиях бизнеса. В этих ситуациях даются вежливые оправдания или уклонения, которые обе стороны обычно знают и признают в качестве таковых, а в крайних случаях изобретаются даже откровенные фикции — опять же с признанием обеими сторонами того, что используется дипломатическая стратегия.Считается, что проблемы решаются более продуктивно, если они решаются с тактом и осмотрительностью.
Между этими двумя стилями может возникнуть интенсивный конфликт, если две стороны не знают о стиле другой и как она работает.
Советы для прямых людей
- Смягчи свои высказывания и постепенно разберись в темах. Любые неблагоприятные новости или мнения должны быть смягчены. Непрямые люди, как правило, могут очень хорошо слышать «между строк», поэтому они будут понимать вас громко и четко.
- Также научитесь «слушать между строк». Непрямые люди часто формулируют важную информацию в более мягких терминах, которые прямые люди могут пропустить, если не будут обращать пристального внимания. Если вы не уверены, попросите (дипломатично! См. Ниже) дополнительные разъяснения.
- Избегайте прямых требований к ответам, таких как «Почему?» «Почему нет?» «Когда ты сможешь получить это?» «Вы на борту с этим или нет?» Вы будете по крайней мере столь же эффективны и гораздо более дипломатичны, если скажете: «Не могли бы вы дать нам небольшую справку об этом? Можете ли вы рассказать нам немного о своем мышлении / позиции по этому поводу? Как вы видите, что это заканчивается?»
- Будьте терпеливы, если вы не получили ответы на месте.Зачастую группам, ориентированным на отношения, необходимо проводить частные беседы, прежде чем давать ответы. Просто выразите, что вы хотели бы услышать больше от них по этому вопросу, и пусть они вернутся к вам. Если они не вернутся к вам, напомните им мягко по телефону.
Советы непрямым людям
- Поймите, что прямые люди гораздо более уверены в том, чтобы услышать абсолютно искренние ответы, чем в мягком «разочаровании». Это знак доверия и уважения, чтобы выразить свою истинную позицию без промедления.
- Слышать очень конкретные вопросы или просьбы о разъяснении от прямых людей не является признаком агрессии с их стороны, это признак дискомфорта (иногда тревоги), что они не уверены в ситуации. Они могут даже волноваться, что вы вводите их в заблуждение или имеете неискренние намерения.
- Хорошо быть дипломатичным, но будьте уверены, что ваш прямой коллега полностью понимает последствия того, что вы говорите. Прямые люди часто чувствуют, что им нужно очень много работать, чтобы понять непрямых людей, и это может быть утомительно для них.
- Если вы не можете дать немедленные ответы на их вопросы, заверить их, что вы действительно ответите на них как можно скорее. Это очень полезно, если вы можете указать какие-то временные рамки для ответа.
Прямое и косвенное общение | Исследуя
Культуры могут иметь косвенный стиль общения или прямой стиль общения. Этот стиль общения влияет на то, как они передают то, что думают, другим. «Прямое общение — это когда говорящий четко передает свои мысли и мнения в своем устном сообщении». При этом косвенное общение определяется как сбор информации из большего, чем слова, сказанные коммуникатором. Как прямое, так и косвенное общение важно для понимания того, как сообщение следует интерпретировать в данной культуре.
Прямая связь
Прямое общение очень прямолинейно. Будь то давать инструкции или задавать вопрос. Например, в стиле прямого общения вместо того, чтобы «бить вокруг куста», коммуникатор немедленно задаст вопрос или отдаст приказ. Поскольку связь настолько прямолинейна, это приводит к меньшему количеству недопонимания между отправителем и декодером сообщения. Мыслительный процесс, который находится во время прямого общения, является линейным.Таким образом, организация, которая вовлечена, обычно хронологическая. Несмотря на все сказанное о устном общении, письменное общение в культуре стиля прямого общения является точным и лаконичным.
Косвенная связь
Косвенное общение противоположно прямому общению. Косвенное общение собирает информацию из промежуточных линий. Например, в культуре косвенного общения вместо того, чтобы выходить и задавать вопрос или комментировать ситуацию, они будут обходным путем.Этот окольный способ общения рассеивает ответственность между коммуникаторами, делая это, он также спасает лицо обеих вовлеченных сторон. Непрямая связь устанавливает связи между коммуникаторами, которые участвуют. Кроме того, будучи косвенным коммуникатором, он демонстрирует утонченность и утонченность. С другой стороны, как письменный коммуникатор в косвенной культуре, являющейся косвенной, показывает уважение и вежливость для читателя.
Непрямое и прямое общение в Греции
В греческой культуре они ценят отношения и связи.Таким образом, они предпочитают вести бизнес лицом к лицу, потому что они думают, что бизнес, который написан или по телефону, является безличным, и это идет вразрез с их желанием установить связь. Однако, если бизнес ведется посредством письменного общения, оно обычно жесткое и формальное, что греки не воспринимают хорошо. Таким образом, «гораздо больше внимания уделяется устному, чем письменному слову». Это означает, что Греция считается косвенной культурой. Они имеют тенденцию сохранять лицо, распределять ответственность и устанавливать связи.
Мой стиль общения должен был бы измениться с прямого на косвенный, если бы я начал работать в Греции. Я должен был бы изменить свое общение, не будучи таким прямым с моими вопросами и выражая свои мысли и мнения. Это было бы очень сложно, потому что мне пришлось бы начать подчеркивать устные слова других людей, а также свои собственные устные слова вместо письменных контрактов, потому что слово грека похоже на контракт.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Добавьте в закладки постоянную ссылку.
,
Непрямое общение против прямого общения
Изображение через Википедию
Прямые коммуникаторы — это нечувствительная группа. Они авторитарны и имеют иерархическую позицию. Если вы работаете на них, они, не колеблясь, скажут вам, что и когда делать. Значения явные и на поверхности. Прямые коммуникаторы движимы сильным чувством непосредственности. Они часто спешат выполнить работу. Они быстро доходят до «нижней черты».У них мало терпения к тем, кто «бьет вокруг куста». Они часто воспринимаются как «жестоко честные» в своих взаимодействиях. Им удобно показывать свои эмоции внешне и делать это регулярно. Они будут смотреть вам в глаза, и если вы не вернете зрительный контакт, они будут предполагать, что вы что-то скрываете или что вам нельзя «доверять».
Непрямые коммуникаторы , с другой стороны , действительно впечатляют. Они все уважают других и высоко ценят вежливость.Они всегда будут искать вежливый ответ. Они не решатся дать плохие новости. Они найдут способ избежать прямого ответа на вопрос. Они будут менять тему. Чтобы указать на несогласие, они скажут: «Это будет трудно». Они оставят предложения незаконченными. Они не допустят недостатка понимания. Чтобы общаться, они часто рассказывают историю и позволяют слушателю прийти к своим собственным выводам. Значения являются неявными и встроенными. Они используют тишину, чтобы общаться.На самом деле косвенные коммуникаторы считают, что лучше говорить слишком мало, чем слишком много. Использование молчания косвенным коммуникатором является хорошим показателем его / ее власти или положения в обществе. «Смелый ответ» в мире косвенных коммуникаторов — это «грубый ответ». Косвенные коммуникаторы скрывают свои эмоции. Они сфокусируют свой взгляд на шее или галстуке, поскольку непрямые коммуникаторы считают, что инициировать зрительный контакт агрессивно и неуважительно.
Прямые коммуникаторы испытывают большие трудности в понимании косвенных коммуникаторов .Они пропускают сообщения полностью. Чтобы эффективно общаться с непрямыми коммуникаторами, прямые коммуникаторы должны замедляться, чтобы научиться быть более мягкими, когда они общаются, и раскрыть силу рассказывания историй для передачи смысла. Когда прямые коммуникаторы хотят быть эффективными в мире непрямых коммуникаторов, им следует присылать письменные документы, освещающие вопросы, до личных встреч. Они должны тщательно изложить цели и ожидания в письменной форме заранее при работе с непрямыми коммуникаторами.Они должны избегать создания сюрпризов. Они должны предоставить Косвенным Коммуникаторам необходимое время для обработки и составления своих ответов перед личными встречами. В конечном счете, когда они сталкиваются лицом к лицу, прямые коммуникаторы должны научиться слушать.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Похожие
Об Энилопорто
Педагог и консультант, который помогает многонациональным фирмам развивать межкультурные компетенции своих сотрудников.Прожив в Японии, Сингапуре, Швейцарии, Австралии, на Гуаме, на Гавайях и в континентальной части США и переехав 18 раз, она получила богатый опыт работы на международной арене.
,
Прямая связь
Сотрудничество требует эффективного общения. Прямое общение
является наиболее эффективным средством общения при попытке
кооперироваться. Косвенная связь используется
атаковать, манипулировать или защищать себя. Каждый из
это объясняется ниже.
Прямая связь
Когда общение прямое, человек означает именно то, что
они говорят. Там нет никакого подразумеваемого значения, инсинуации или
смешанное сообщениеПодумай о ученом
говоря «Результаты эксперимента положительны», или
журналист говорит: «Авария произошла в 6 вечера»; это
прямое общение. Когда вы говорите: «Мне нравится твоя одежда»,
и вы прямолинейны, вы имеете в виду, что вам нравится одежда другого человека.
Люди могут общаться, как они чувствуют, будучи прямыми.
Например: «Мне больно, что ты не встретил меня вчера»
(иногда это называется «Я-утверждение»).
Будучи прямым, голосовой тон говорящего обычно
«простой» (даже монотом), потому что они не используют
саркастический или защитный тон (или любой другой перегиб, который
создает смешанное сообщение).непосредственный
общение является единственной формой общения
во многих областях, таких как наука, журналистика и
правовая система (подсудимый не признает себя виновным в суде
с сарказмом , потому что саркастический тон будет
игнорируется, и это будет считаться настоящим обвинением).
Во всех важных делах в обществе люди используют
прямое общение. Например, когда самолет
связывается с управлением воздушного движения, говорят
прямо и точно, что они имеют в виду, в очень конкретных терминах.Они не используют сарказм или подразумевают вещи, так как ситуация
слишком важно, чтобы допустить любое недоразумение.
Косвенная связь
Для сравнения: косвенное общение скрывает
истинная позиция или чувства. Могут быть способы быть косвенными,
Очевидный пример — сарказм. Если вам не нравится чья-то одежда
и вы говорите (саркастическим тоном): «Я люблю твоей одежды»,
буквальное значение и подразумеваемое значение противоположны.
Хотя прямое общение имеет цель сотрудничества,
косвенное общение имеет целью причинить боль или манипулировать
другой человек, или защита себя. Ниже приведена неполная
список некоторых разных форм
косвенного общения, сгруппированных в атаки и защиты,
вместе с описанием.
- имя зовет — «Ты свинья!».
Цель — обидеть чувства другого человека.
Если бы вы были прямыми, вы могли бы сказать: «Я зол на тебя,
и я думаю, что ты плохой человек.». Это правдиво, но
менее вероятно, чтобы повредить чувства другого человека (если это
твоя цель). Обратите внимание, что для вызова имени не требуется
ответ от другого человека … это не вопрос, так
ответ не требуется. - воинственность — «Почему ты не сделаешь это ?! А? Почему нет?!?»
Неоднократно требуя, чтобы другой человек подчинялся вашим требованиям.
Примером прямого ответа может быть
«Я уже ответил вам, и я не собираюсь отвечать вам снова.Мы можем поговорить о чем-то другом, или я закончил с
ты. « - сарказм — Использование пораженного тона и
говоря противоположное тому, что вы имеете в виду.Сарказм можно использовать, чтобы издеваться или оскорблять другого человека,
хотя его также можно использовать исключительно для юмористического эффекта. - презрение — резкий и враждебный тон голоса
что выражает презрение к человеку, которого вы говорите
(или о).Это один из «четырех всадников апокалипсиса»
для предсказания развода, цитируемого Джоном Готтманом (см. ниже). - yelling — Использование излишне громкой громкости для эффекта.
Примером прямого ответа может быть сказать
«Пожалуйста, не кричи, я тебя хорошо слышу». - инсинуация — Подразумевая, что вы имеете в виду с
внушительные заявления.Например, «Если это не ваша вина, то кто виноват!?!».
Примером прямого ответа может быть сказать
«Вы намекаете, что я виноват?»
- оборонительный — все, что сказано с защитным тоном,
высокий тон, который, как понимают, отклоняет вину.Например, отображение высоты тона, когда человек
говорит: «В чем твоя проблема? Я только пытался помочь!».Люди обычно не знают об этом, когда они используют
защитный тон голоса, но важно знать
тона голоса, который вы используете, если вы хотите избежать
быть оборонительным. - пренебрегая — Чтобы отрицать проблему другого человека
или заявление.Например, говоря «ну и что?»
- минимизация — чтобы уменьшить или обесценить проблему другого человека
характеризуя его как меньшее, чем оно есть.Например, говоря: «Это всего лишь царапина, вы
выжить «, когда кто-то ранен или ранен. - обструкция — затруднение вопросов другого человека.
Давать только уклончивые, пренебрежительные или расплывчатые ответы
другому перосну, не прилагая усилий, чтобы ответить на их вопросы
но пытаюсь их одеть / расстроить.
Сравнение прямой и косвенной связи
Ситуация | прямое заявление | косвенный (оборонительный) | косвенный (атакующий) |
---|---|---|---|
Человек рассержен комментарием о своем питомце | «Мне не нравится ваш комментарий о моем питомце» (прямой, возможно, злой тон голоса) | «Вы должны говорить о моем питомце?!?» (Защитный тон голоса) | «Вы даже не можете заботиться о домашнем животном, так что заткнись!» (Сказал с презрение) |
Человек нуждается в помощи, но не хочет спрашивать | «Мне нужна ваша помощь, но я не хочу навязывать» | «Я не думаю, что вы хотели бы помочь мне?» (Сказал в обороне) | «Я знаю, что вы не хотите мне помогать, поэтому я не собираюсь спрашивать» (говорит намекнувшим, обвинительным тоном) |
На человека напали и назвали имена | (ответ не требуется, поскольку не было задано ни одного вопроса, так что прямым ответом можно было бы ничего не сказать) | «Почему ты должен быть таким придурком?» (Оборонительно сказал) | «У тебя большой рот!» (сказал с враждебностью) |
Четыре всадника апокалипсиса
В своей книге «Почему?»
Джон Готтман подводит итог своим бракам
исследование предикторов развода.Он нашел четыре следующих
поведения, которые все оказываются формами косвенного общения,
мог предсказать, какие пары развелись. Он назвал это поведение
четыре всадника апокалипсиса:
- Критика (личные атаки)
- Оборонительность
- Презрение (например, закатывание глаз, когда говорит другой человек)
как используя презрительный тон голоса) - Снятие средств (например, обесцвечивание)
Его исследования подтверждают, насколько вредна косвенная связь
быть в отношениях сотрудничества.Как указано выше, цель
косвенного общения, чтобы причинить боль или манипулировать другим человеком,
или защищать себя — не сотрудничать. Если ваша цель заключается в
сотрудничать, необходимо использовать прямое общение.
Уровни общения
Говорят, первый уровень общения между
два человека говорят о вещах во внешнем мире;
погода, новости и т.д. Второй уровень говорит о
друг друга; ваша работа, семья и личная жизнь.Третий,
и самый сложный уровень общения, для двух человек
говорить об отношениях между ними . Например,
«Я рад, что мы друзья», «Я бы хотел идти в ногу»,
«Я хотел бы, чтобы вы были более открыты со мной и доверяли мне больше» и т. Д.
Чтобы два человека были близки (и имели эмоциональную близость),
им нужна способность говорить о своих отношениях.
Они должны иметь возможность открыто обсуждать свои чувства
навстречу друг другу, используя прямое общение.Это
очень трудно сделать, и требует способности
доверяй, слушай с открытым разумом, а также будь прямым.
верхняя —
общение —
отношения
контракты —
эмоциональная близость
ссылки
Оставить комментарий на этой странице
Отказ от ответственности:
Это персональный сайт, выражающий мнение и замечания автора.
Последнее изменение: 2010-11-09
.