Ассоциативная психология это: Ассоциативная психология это (кратко)

Содержание

Ассоциативная психология это (кратко)

Психология – это интереснейшая наука, которой уже более ста лет. И больше ста лет ученые-психологи исследуют наше сознание, нашу психику, наше мышление и особенности поведения.

Но не нужно думать, что психология – это один большой дом, который живет по единым законам. В этой науке есть множество научных школ, которые под своим, особенным углом рассматривают механизмы работы нашей психики. Одной из таких школ как раз является ассоциативная психология.

Данная школа понимает психический процесс, его функционирование и динамику через ассоциации. Ассоциации – это психологический термин, который характеризует определенный процесс, на котором во многом строится мышление, он связан с тем, что появление одной мысли или одного образа способно вызвать появление другой мысли или другого образа.

История зарождения

Предпосылками для возникновения и развития ассоциативной психологии стали исследования, научные работы философов и психологов древности. Одними из первых об ассоциациях заговорили Платон и Аристотель, но под этим термином они понимали процессы, связанные с воспоминаниями.

Впоследствии Декарт и Спиноза с помощью принципов ассоциаций пытались понять, как происходит процесс мышления и как человек справляется со своими эмоциями. А вот сам термин, таким, каким мы его знаем, был введен Джоном Локком в далеком 1698 году. Хотя Локк и не основоположник данного направления, но он внес свою лепту в его становление.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ассоциативная психология стала активно развиваться в конце 18 – начале 19 века. Нужно сказать, ее развитие стало основным толчком для развития психологии как самостоятельной науки. Ведь именно с легкой руки представителей данной школы стал развиваться эксперимент и такая отрасль, как экспериментальная психология.

Основным «вдохновителем» данного направления был физик Ньютон. Нужно сказать, что именно его прогрессивный взгляд на природу вещей, в особенности закон притяжения, стал основой для понимания психических процессов.

Нельзя выделить одного основателя направления – ассоциативной теории, данное направление психологии развивалось постепенно, и самыми яркими представителями его являются Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Т. Браун, Г. Спенсер. Каждый из них привнес что-то свое и наполнил ассоциативную психологию новыми смыслами.

1. Теория Дж. Беркли опиралась на идеи сенсуализма. Основной смысл этой концепции в том, что мир вокруг нас – это лишь совокупность различных ощущений (зрения, вкуса, обоняния, осязания). Благодаря их взаимосвязи мы получаем «объемную» картинку мира. Весь чувственный опыт складывается по принципу ассоциаций (например, при восприятии человеком чашки зрение «считывает» образ, а осязание – тактильные ощущения, и посредствам ассоциации эти ощущения складываются в одно).

Рекомендуем: Арт-терапия

2. Для Д. Юма принцип ассоциаций стал основой его концепции, он проводил параллель между притяжением одних образов к другим при помощи ассоциаций – с законом притяжения физических тел. Также он выделил два принципа:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Сходство идей привлекает их друг к другу во времени и пространстве.
  • Чем больше сходства между идеями, тем быстрее возникнет ассоциация.

Таким образом, к примеру, испуг или удивление чему-то необычному в замкнутом пространстве могут стать причиной клаустрофобии.

3. Д. Гартли стал первым задумываться о связи психических процессов с физиологией. Он выдвинул идею о том, что вибрации окружающего мира поступают в наш внутренний мир через органы чувств, затем создают вибрации в нервных окончаниях, которые приносят информацию (вибрацию) в головной мозг.

Собственно, эта идея была положена в основу объяснения функционирования многих познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, мышление. Можно сказать, что Гартли был одним из тех, кто первым попробовал описать работу нервной системы и протекание нервного импульса.

Рекомендуем: Что такое адаптация?

4. Т. Браун стал серьезнее изучать механику процесса мышления. С его точки зрения, этот процесс связан с поиском верной ассоциации из большого числа неподходящих ассоциаций (когда мы пытаемся решить задачу и перебираем варианты). Также он первым стал детализировать ощущения и, к примеру, выделил различение тепла и холода как часть осязания. Кроме того, он обратился к понятию «потребность» и пришел к выводу, что в его основе лежат два ощущения: одно связано с чувством дискомфорта и потребностью в предмете, а второе – со снятием этого дискомфорта.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Г. Спенсер стал более прогрессивно смотреть на психические процессы, за основу он взял теорию эволюции. Он стал говорить о необходимости исследовать внутренний мир, психику в контексте ее взаимодействия с внешним миром – таким образом, он расширил общий подход к психическим процессам и стал выходить за пределы простого исследования ассоциаций. Взаимодействие с внешним миром, по его мнению, строится на адаптации: именно выстраивая ассоциации с объектами внешнего мира, человек способен адаптироваться и приспосабливаться к изменениям. Более того, этот ученый был тем, кто выделил основные вехи развития психики человека.

Важно понимать, что когда ассоциативная психология начала развиваться, в мире еще главенствовали теологические идеи. Поэтому многие мыслители, особенно в начале периода, отталкивались от понятий «дух», «душа», «божественное». Но с расцветом науки, в особенности биологии и физики, психология стала включать их идеи в свои исследования и смотреть на человеческую психику через призму новых данных.

Рекомендуем: Амбивалентность — это

Основная концепция

Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.

Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.

Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

  • Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
  •  Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
  • Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
  • Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Способы проведения

Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:

1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.

2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).

3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.

Рекомендуем: Что такое альтернатива?

После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

История психологии дает нам понять, что исследователи прошли долгий и непростой путь открытий, взлетов и падений, прежде чем психология стала самостоятельной наукой, такой, какой мы знаем ее сейчас. И во многом начало этому процессу дали ассоциативная психология и ее представители. Автор: Дария Потыкан

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?


различные по своей научно-идейной сущности психологич.

направления, использующие понятие ассоциации в качестве гл. объяснит. принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психич. явлений и что эти сочетания имеют определ. телесные (физиология.) предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистич. методологии на изучение психич. деятельности эта идея становится науч. доктриной, положившей начало А. п. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологич. соч.), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физич. тел, и поэтому течение всех психич. процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определ. целью. Тем самым была выдвинута задача, над к-рой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистич. представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в филос. лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, к-рые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психич. фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистич. мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно к-рой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психич. феномены, из совокупности к-рых строится якобы не только вся психич. жизнь, но и внешняя реальность. Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие науч. познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.
Расцвет материалистич. направления А. п. в 18 в. выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психич. деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологич. знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистич. материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психич. явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от др. сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоят. источник идей и выводил все стороны психич. деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психич. явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значит. влияние не только на психологию, но и на мн. др. области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей А. п. выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.
Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости А. п. от материализма. Они отрицают необходимую связь психич. явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установл. А. п. фактов и зависимостей их детерминистич. смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под к-рым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была к.-л. необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).
Англ. философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистич. А. п. в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психич. процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.
К сер. 19 в. наиболее видными представителями А. п. были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») А. п. своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психич. явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психич. состояния (ощущения), образуя более сложные психич. продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно к-рому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).
С развитием эволюц. теории предпринимались попытки перестроить А. п. на основе новых биологич. представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести А. п. из кризиса, т.к. придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, к-рым оно подчинено. В новой эксперимент. психологии, выделившейся в 70–80-х гг. 19 в. в самостоят. науч. дисциплину, по отношению к принципам А. п. наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания эксперимент. изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетич. акту сознания – апперцепции. Др. исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психич. факт. В целом идеи А. п., несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов А. п., ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистич. школ (в особенности т.н. гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны А. п. (игнорирование системного характера психич. деятельности и качеств. различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистич. крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психич. актов и их обусловленность нервными процессами.
Циген, сторонник А. п., взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистич. схемы А. п., отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 в. традиционная А. п., пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но мн. ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистич. и детерминистич. трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную сов. психологией в основу изучения закономерностей психич. деятельности (см. Ассоциация).
Лит.: Гоббс Т., Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского, [М.], 1936; Беркли Г., Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905; Юм Д., Трактат о человеческом уме, пер. с англ., т. 1, Юрьев, 1916; Милль Д ж. С., Обзор философии сэра Вильямса Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях, пер. с англ., СПБ, 1869; Спенсер Г., Основания психологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1897–98; Hartley D. M., Observation on man, his frame, his duty and his expectations, 6 ed., v. 1–2, L., 1834; Brown T. M., Lectures on the philosophy of the human mind, v. 1–4, 21 ed., L., 1870; Mill J., Analysis of the phenomena of the human mind, v. 1–2, L., 1878; Bain Α., The senses and the intellect, 4 ed., L.. 1894; Warren H., A history of the association psychology, L., 1921; Ferri L., La psychologie de l’association depuis Hobbes jusqu’á nos jours, P., 1883.

M. Ярошевский. Куляб.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Е. Соколова

АССОЦИАТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (ас­социа­низм), со­во­куп­ность пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ций и школ 18–19 вв., в ко­то­рых ас­со­циа­ция счи­та­лась глав­ным или да­же един­ст­вен­ным ме­ха­низ­мом ра­бо­ты со­зна­ния. Пред­ста­ви­те­ли А. п. под влия­ни­ем ес­те­ст­во­зна­ния стре­ми­лись к стро­го де­тер­ми­ни­ст­ско­му по­зна­нию пси­хич. яв­ле­ний: они ви­де­ли в ас­со­циа­ции все­об­щий за­кон ра­бо­ты соз­на­ния, столь же стро­гий и про­ве­ряе­мый, как за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния И. Нью­то­на.

Клас­си­че­ская А. п. воз­ник­ла в сер. 18 в. по­сле то­го, как Д. Юм рас­про­стра­нил за­кон ас­со­циа­ции на по­ни­ма­ние всех по­зна­ват. про­цес­сов, при­рав­няв его по зна­че­нию (как прин­цип со­еди­не­ния идей в пси­хич. ми­ре) за­ко­ну при­тя­же­ния ве­щей в ми­ре при­ро­ды. В ра­бо­тах англ. учё­ных Д. Гарт­ли (1749), Т. Бра­у­на (1820), Джейм­са Мил­ля (1829), соз­дав­ших за­кон­чен­ные сис­те­мы А. п., ас­со­циа­ция вы­сту­па­ет объ­яс­нит. прин­ци­пом для всех пси­хич. про­цес­сов – па­мяти, мыш­ле­ния, по­треб­но­стей, во­ли. На­звав свою ас­со­циа­тив­ную кон­цеп­цию «мен­таль­ной ме­ха­ни­кой», Милль под­черк­нул наи­бо­лее ха­рак­тер­ную чер­ту ас­со­циа­тив­ных тео­рий это­го вре­ме­ни: стрем­ле­ние вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из ме­ха­ни­че­ских по сво­ей су­ти свя­зей (ас­со­циа­ций) не­де­ли­мых эле­мен­тов (ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний). Для клас­си­че­ской А. п. все слож­ные пси­хич. яв­ле­ния, вклю­чая дея­тель­ность соз­на­ния, вто­рич­ны и яв­ля­ют­ся про­дук­том ас­со­циа­ции этих эле­мен­тов.

С сер. 19 в. на­чал­ся кри­зис тео­рий клас­си­че­ской А. п. За­кре­п­ля­ет­ся по­ло­же­ние о не­воз­мож­но­сти све­сти «за­ко­ны ду­ха» к ме­ха­нич. за­ко­нам и вы­дви­га­ется тре­бо­ва­ние вве­сти в кон­цеп­ции А. п. прин­цип ак­тив­но­сти субъ­ек­та, Я («мен­таль­ная хи­мия» Джо­на С. Мил­ля, «твор­че­ские ас­со­циа­ции» А. Бэ­на и др.). В. Вундт про­ти­во­пос­тав­ля­ет ас­со­циа­ции ап­пер­цеп­цию как твор­че­ский про­цесс ме­ха­ни­че­ско­му. Г. Спен­сер (1855) пы­та­ет­ся рас­смот­реть ас­со­циа­ции в био­ло­гич. (эво­лю­ци­он­ном) ас­пек­те. Г. Эб­бин­га­уз (1885), Г. Э. Мюл­лер (1911–17) раз­ра­ба­ты­ва­ют экс­пе­ри­мен­таль­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния про­цес­са об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций, а так­же их раз­ру­ше­ния.

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 20 в. А. п. как осо­бое на­прав­ле­ние ис­чез­ло под влия­ни­ем со­кру­ши­тель­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны вюрц­бург­ской шко­лы, геш­тальт­пси­хо­ло­гии и др. но­вых на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии. Ас­со­циа­ция на­ча­ла рас­смат­ри­вать­ся не как ис­ход­ный ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип, а как яв­ле­ние, ко­то­рое са­мо тре­бу­ет объ­яс­не­ния.

Ассоциативная психология — это… Что такое Ассоциативная психология?



Ассоциативная психология
— одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни — ассоциации, а единица анализа психики — ассоциация. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.

1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Ассоцианизм
  • ассоциативно-рефлекторная теория

Смотреть что такое «Ассоциативная психология» в других словарях:

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         см. Ассоцианизм. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ …   Философская энциклопедия

  • ассоциативная психология — См. Ассоцианизм. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из основных направлений в психологии 17 19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная Психология — психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Психологический словарь

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Одно из основных направлений в мировой психологической мысли, использующее ассоциации в качестве основы действий и развития психических механизмов человека. Восходит к Аристотелю, выдвинувшему идею о том, что образы,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни  понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различные… …   Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная психология —         см. Ассоцианизм …   Большая советская энциклопедия

  • Ассоциативная психология —     направление в психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. А.п. в своём развитии прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Педагогический терминологический словарь

  • Ассоциативная психология — общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Ассоциативная психология — направление, возникшее в ХУ11 XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа используется ассоциация. Школы придерживающиеся этого направления считали ассоциацию основным механизмом… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Книги

  • Ассоциативная психология, Г. Эббингауз, А. Бэн. Ассоциативная психология — особое направление. Учение об ассоциациях уходит корнями в механику и объясняет порядок и связь психических явлений действием телесныхпричин. Философ Александр Бэн… Подробнее  Купить за 530 руб

ассоциативная психология — это… Что такое ассоциативная психология?



ассоциативная психология
ассоциати́вная психоло́гия

одно из основных направлений в психологии XVII—XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни — понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различные трактовки ассоциативной психологии были даны Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом.

* * *

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АССОЦИАТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, одно из основных направлений в психологии 17—19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни — понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом.

Энциклопедический словарь.
2009.

  • Ассоциация Художников Революционной России
  • ассоциативность

Смотреть что такое «ассоциативная психология» в других словарях:

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         см. Ассоцианизм. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ …   Философская энциклопедия

  • ассоциативная психология — См. Ассоцианизм. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из основных направлений в психологии 17 19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная Психология — психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Психологический словарь

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Одно из основных направлений в мировой психологической мысли, использующее ассоциации в качестве основы действий и развития психических механизмов человека. Восходит к Аристотелю, выдвинувшему идею о том, что образы,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Ассоциативная психология —         см. Ассоцианизм …   Большая советская энциклопедия

  • Ассоциативная психология —     направление в психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. А.п. в своём развитии прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Педагогический терминологический словарь

  • Ассоциативная психология — общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни ассоциации, а единица анализа психики ассоциация. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза),… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ассоциативная психология — направление, возникшее в ХУ11 XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа используется ассоциация. Школы придерживающиеся этого направления считали ассоциацию основным механизмом… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Книги

  • Ассоциативная психология, Г. Эббингауз, А. Бэн. Ассоциативная психология — особое направление. Учение об ассоциациях уходит корнями в механику и объясняет порядок и связь психических явлений действием телесныхпричин. Философ Александр Бэн… Подробнее  Купить за 530 руб

Ассоциативная психология — это… Что такое Ассоциативная психология?



Ассоциативная психология
— общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов.

Словарь-справочник по педагогической психологии.
М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
2001.

  • Асоциальное поведение
  • Ассоциативное научение

Смотреть что такое «Ассоциативная психология» в других словарях:

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         см. Ассоцианизм. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ …   Философская энциклопедия

  • ассоциативная психология — См. Ассоцианизм. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из основных направлений в психологии 17 19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная Психология — психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Психологический словарь

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Одно из основных направлений в мировой психологической мысли, использующее ассоциации в качестве основы действий и развития психических механизмов человека. Восходит к Аристотелю, выдвинувшему идею о том, что образы,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни  понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различные… …   Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная психология —         см. Ассоцианизм …   Большая советская энциклопедия

  • Ассоциативная психология —     направление в психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. А.п. в своём развитии прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Педагогический терминологический словарь

  • Ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни ассоциации, а единица анализа психики ассоциация. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза),… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ассоциативная психология — направление, возникшее в ХУ11 XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа используется ассоциация. Школы придерживающиеся этого направления считали ассоциацию основным механизмом… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Книги

  • Ассоциативная психология, Г. Эббингауз, А. Бэн. Ассоциативная психология — особое направление. Учение об ассоциациях уходит корнями в механику и объясняет порядок и связь психических явлений действием телесныхпричин. Философ Александр Бэн… Подробнее  Купить за 530 руб

Ассоциативная психология — это… Что такое Ассоциативная психология?



Ассоциативная психология
— общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов.

Словарь по педагогической психологии.
М. В. Гамезо.
2001.

  • Ассоцианизм
  • Ассоциативное научение

Смотреть что такое «Ассоциативная психология» в других словарях:

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         см. Ассоцианизм. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ …   Философская энциклопедия

  • ассоциативная психология — См. Ассоцианизм. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из основных направлений в психологии 17 19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная Психология — психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Психологический словарь

  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Одно из основных направлений в мировой психологической мысли, использующее ассоциации в качестве основы действий и развития психических механизмов человека. Восходит к Аристотелю, выдвинувшему идею о том, что образы,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни  понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различные… …   Энциклопедический словарь

  • Ассоциативная психология —         см. Ассоцианизм …   Большая советская энциклопедия

  • Ассоциативная психология —     направление в психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. А.п. в своём развитии прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… …   Педагогический терминологический словарь

  • Ассоциативная психология — общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни ассоциации, а единица анализа психики ассоциация. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза),… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ассоциативная психология — направление, возникшее в ХУ11 XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа используется ассоциация. Школы придерживающиеся этого направления считали ассоциацию основным механизмом… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Книги

  • Ассоциативная психология, Г. Эббингауз, А. Бэн. Ассоциативная психология — особое направление. Учение об ассоциациях уходит корнями в механику и объясняет порядок и связь психических явлений действием телесныхпричин. Философ Александр Бэн… Подробнее  Купить за 530 руб

ассоциативная психология Википедия

Ассоциация в психологии относится к ментальной связи между понятиями, событиями или психическими состояниями, которая обычно происходит из определенного опыта. [1] Ассоциации встречаются в разных психологических школах, включая бихевиоризм, ассоциативность, психоанализ, социальную психологию и структурализм. Идея проистекает из Платона и Аристотеля, особенно в отношении последовательности воспоминаний, и ее продолжили такие философы, как Джон Локк, Дэвид Хьюм, Дэвид Хартли и Джеймс Милль. [2] Он находит свое место в современной психологии в таких областях, как память, обучение и изучение нервных путей. [3]

Изученные ассоциации []

Ассоциативное обучение — это когда субъект создает связь между стимулами (слуховыми или визуальными) или поведением (слуховыми или визуальными) и исходными стимулами (слуховыми или визуальными). Чем выше конкретность элементов стимула, тем больше вероятность, что они вызовут сенсорные образы, которые могут выступать в качестве посредников ассоциативного обучения и памяти. [4] Способность изучать новую информацию важна для повседневной жизни и, следовательно, является важным компонентом здорового старения. Существует значительное исследование, документирующее связанное со старением снижение формирования и восстановления эпизодических воспоминаний. [5] Приобретение ассоциаций является основой для обучения. [6] Это обучение рассматривается в классической и оперантной обусловленности. [ цитирование необходимо ]

Закон эффекта []

Эдвард Торндайк провел исследование в этой области и разработал закон эффекта, где последствия реакции реагируют на ассоциации между стимулом и реакцией. [7] Например, поведение усиливается по силе и / или частоте, когда за ним следует вознаграждение. Это происходит из-за связи между поведением и умственным представлением награды (такой как еда). И наоборот, получение негативных последствий снижает частоту поведения из-за негативной ассоциации. [7] Примером этого может быть крыса в клетке с рычагом. Если нажатие на рычаг приводит к образованию пищевой гранулы, крыса научится нажимать на рычаг для получения пищи.Если нажатие на рычаг приведет к поражению электрическим током на полу клетки, крыса научится избегать нажатия на рычаг. [ цитирование необходимо ]

Классическое кондиционирование []

Классическая обусловленность — пример усвоенной ассоциации. Классический процесс подготовки состоит из четырех элементов: безусловный стимул (UCS), безусловный ответ (UCR), условный стимул (CS) и условный ответ (CR). [1]

Без обусловленности уже существует связь между безусловным стимулом и безусловным ответом.Когда второй стимул соединен с безусловным стимулом, ответ становится связанным с обоими стимулами. Вторичный стимул известен как условный стимул и вызывает условный ответ. [8]

Сила ответа на условный стимул увеличивается в течение периода обучения, так как CS становится связанным с UCS. Сила ответа может уменьшиться, если CS представлен без UCS. [8] В своем знаменитом эксперименте Павлов использовал безусловную реакцию слюны у собак при виде пищи (UCS) и связал звук звонка (CS) с приемом пищи, а позже собака слюноотделилась (CR) для один колокол, указывающий, что между колоколом и едой была установлена ​​связь. [9] [10]

Оперативное кондиционирование []

В оперантной обусловленности поведение изменяется из-за пережитых результатов этих поведений. Стимулы не вызывают поведение, как в классической обусловленности, но вместо этого создаются ассоциации между стимулом и следствием, как расширение Торндайк о его законе эффекта. [10] [8]

Б. Ф. Скиннер был хорошо известен своими исследованиями усилителей поведения. Его исследования включали аспект непредвиденных обстоятельств, который относится к связи между конкретным действием и последующим следствием или подкреплением. [8] Скиннер описал три непредвиденных обстоятельства: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание. Подкрепление создает позитивную связь между действием и следствием, чтобы способствовать продолжению действия. Это делается одним из двух способов: положительные усилители вводят полезный стимул, в то время как отрицательные усилители удаляют аверсивный стимул, чтобы сделать окружающую среду менее агрессивной. Наказания создают негативную связь между действием и следствием, поэтому действие не продолжается. [8]

настроение []

Общее содержание настроений по сравнению с эмоциями, чувствами или аффектами менее специфично и может быть спровоцировано стимулом или событием. В настоящих исследованиях изучались составляющие возникновения опыта определенных настроений, таких как грустные или раздраженные состояния настроения. Настроения обычно определяются путем противопоставления их эмоциям. Существует несколько критериев, позволяющих отличать настроение от эмоций, но существует широко распространенное мнение о том, что основной отличительной чертой является то, что настроения, в отличие от эмоций, являются диффузными и глобальными. [11] Уотсон представил белого пушистого кролика младенцу и создал связь между кроликом и громким шумом. Этот опыт для Маленького Альберта связывал чувство страха с кроликом. [6]

Память []

Память, по-видимому, действует как последовательность ассоциаций: понятия, слова и мнения взаимосвязаны, так что стимулы, такие как лицо человека, будут вызывать ассоциированное имя. [12] [13]
Понимание влияния настроения на память является ключевым моментом в психологии.Это основная тема в теориях взаимосвязи аффекта и познания. Влияние настроения на память может опосредовать влияние настроения на различные виды поведения и суждения, связанные с принятием решений, оказанием помощи и восприятием человека. [14] Понимание взаимоотношений между различными предметами имеет фундаментальное значение для эпизодической памяти, и было обнаружено, что повреждение гиппокампальной области мозга препятствует изучению ассоциаций между объектами. [15]

Испытательные ассоциации []

Ассоциации в людях можно измерить с помощью теста неявных ассоциаций, психологического теста, который измеряет неявную (подсознательную) связь между двумя понятиями, созданную Энтони Дж.Greenwald в 1995 году. [16] Он использовался в исследованиях подсознательных расовых предрассудков, предубеждений по признаку пола и сексуальной ориентации, потребительских предпочтений, политических предпочтений, личностных качеств, употребления алкоголя и наркотиков, психического здоровья и отношений. [17] Тест измеряет связи между различными идеями, такими как раса и преступность. Время реакции используется для различения ассоциаций; более быстрое время реакции является показателем более сильной ассоциации. [18] Оценка D используется для представления среднего времени реакции участника.Если среднее время реакции участника отрицательно, то считается, что у этого человека менее явный уклон. Если среднее время реакции участника положительно, то считается, что у этого человека более скрытое предубеждение. Оценка AD для каждого участника рассчитывается путем удаления испытаний продолжительностью более 10 000 миллисекунд, удаления участников, которые отвечают быстрее, чем 300 миллисекунд, в более чем 10% испытаний, определения включающих стандартных отклонений для всех испытаний на этапах 3 и 4, а также на этапах 6 и 7.Среднее время отклика определяется для стадий 3, 4, 6 и 7, будет вычисляться среднее различие между стадией 6 и стадией 3 (среднее стадия 6 — среднее стадия 3 ), а также среднее различие между стадией 7 и стадией 4 (Среднее , Стадия 7 — Среднее , Стадия 4 ), каждое различие делится на соответствующее включенное стандартное отклонение, а оценка D эквивалентна среднему из двух результирующих соотношений. [19]

См. Также []

Список литературы []

  1. ^ a b Klein, Stephen (2012). Lane, K.A .; Банаджи, М.Р .; Носек, Б.А .; Greenwald, A.G. (2007). Понимание и использование теста неявных ассоциаций: IV. Что мы знаем (пока) . Неявные меры отношений: процедуры и противоречия . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 58-102.

Библиография []

  • Скучно, Э. Г. (1950) История экспериментальной психологии . Нью-Йорк: Эпплтон-Век-Крофтс.
  • Crisp, R. J; Тернер Р.N. (2007). «Формирование отношения». Основы социальной психологии . Лондон, Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. ISBN 978-0-7619-4215-3 .
  • Gallistel, C.R. & Gibbon, J. (2002). Символические основы условного поведения . Махва, Нью-Джерси: Л. Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 0-8058-2934-2
  • Газзанига, М. С .; Иври, Р. Б. и Мангун, Г. Р. (2009). «Обучение и память». Когнитивная неврология: биология ума . Нью-Йорк: W.У. Нортон. ISBN 978-0-393-92795-5 .
  • Гринвальд, А.Г .; McGhee D. E .; Schwartz, J.L.K. (1998). «Измерение индивидуальных различий в неявном познании: тест неявных ассоциаций». Журнал личности и социальной психологии . 74 (6): 1464–1480. CiteSeerX 10.1.1.489.4611. DOI: 10.1037 / 0022-3514.74.6.1464. PMID 9654756.
  • Klein, Stephen (2012). обучения: принципы и приложения (6 изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния, Лондон: SAGE.ISBN 978-1-4129-8734-9.
  • Shettleworth, S.J. (2010) Познание, эволюция и поведение . Оксфорд, Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531984-2.
  • Smith, E.E. & Kosslyn, S.M. (2007) «Когнитивная психология: разум и мозг», Upper Saddle River, NJ: Pearson / Prentice Hall. ISBN 978-0-13-182508-6.
  • Stark, C.E.L; Bayley, P. J .; Сквайр, Л. Р. (2002). «Память распознавания для отдельных предметов и для ассоциаций также ухудшается после повреждения области гиппокампа». Обучение и Память . 5 (9): 238–242. DOI: 10,1101 / lm.51802. PMC 187132. PMID 12359833.
  • Timberlake, W. (1994). «Системы поведения, ассоциативность и обусловленность Павлова». Психономический бюллетень и обзор . 4 (1): 405–420. DOI: 10.3758 / bf03210945. PMID 24203549.
  • Watier, N .; Collin, C. (2012). «Влияние отличительности на память и метамемию для ассоциаций имя-имя». Память . 1 (20): 73–88. DOI: 10.1080 / 09658211.2011.637935. PMID 22171812.

Внешние ссылки []

,

АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ, Общая характеристика ассоциативной психологии

АССОЦИАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• основные принципы построения ассоциативной теории;

• логика формирования сознания с позиции ассоциативной теории;

• Специфика понимания эмоционального развития ребенка с позиции ассоциативной теории;

• особенности осознания роли образа и слова в развитии ребенка с позиции ассоциативной теории;

• Специфика понимания развития произвола ребенка с позиции ассоциативной теории;

сможет

• анализировать различные явления, описанные в рамках ассоциативной теории;

владеют

• Навыки анализа практического применения ассоциативной теории с точки зрения современного научного знания.

Общая характеристика ассоциативной психологии

Первая научная теория, в которой вопросы развития психики ребенка обсуждались достаточно подробно, была представлена ​​работами многих авторов, которые можно отнести к группе ассоциативных психологов. Несмотря на различия в понимании психических явлений, в работах исследователей было много общего (Дж. Спенсер, У. Джеймс, Т. Рибо, Дж. Селли, Э. Б. Титченер и др.).Характерной чертой ассоциативно-психологического понятия было дискретное понимание психики человека. Поскольку ассоциативная психология стала первой законченной психологической теорией, ее можно рассматривать как классическую модель. Анализ ассоциативной психологии позволяет выявить влияние идей древних авторов и мыслителей последующих времен. Как известно, даже Демокрит рассматривал человеческую душу как отдельную сущность, состоящую из отдельных элементов — атомов. Ряд положений ассоциативной точки зрения на природу человека, например, о том, что душа новорожденного является чистой бляшкой, можно найти в никомахейской этике Аристотеля.В философии Новой Эры Р. Декарт обосновал существование человеческого сознания, состоящего, по его мнению, из отдельных элементов (идей), которые можно упорядочить от простого к сложному. Существенным аспектом ассоциативного взгляда на психику человека было утверждение о наличии соответствия между свойствами объектов вне человека и качествами вещей, отраженными в его сознании. Таким образом, понимание реактивности психики и возможности перехода внешних воздействий во внутренние психические свойства были заложены.

Основные методологические положения ассоциативной психологии, заключавшиеся в том, что психика тождественна человеческому сознанию, состоят из отдельных элементов и является ее внутренним свойством, организованным по законам ассоциаций, привело к идее качественной однородности различных психических явлений и процессов. По мнению ассоциативных психологов, ассоциировались не только ощущения, как простейшие элементы, но и все другие психические образования (например, комплексы этих элементов, цепочки комплексов и т. Д.).). Этот взгляд на психику позволил нам рассматривать сознание как механизм, построенный как автомат, пассивно подчиняющийся установленным законам. По мнению ассоциативных психологов, существенным условием наличия психического процесса была сенсорная основа, генетически обусловленная влиянием раздражителей на человека. Таким образом, любой психический процесс предполагал наличие сенсорного опыта. Как следствие, это также привело к проблеме вторичной природы сознания по сравнению с приматом материального воздействия.Предположение о возможности перехода внешних воздействий во внутренние переживания также было фундаментальным, что в целом указывало на репродуктивную природу всех психических процессов. Все эти позиции были выявлены особым образом, когда речь шла о объяснении развития психики ребенка.

,

Ассоциативная психология | Статья об ассоциативной психологии, The Free Dictionary

Ассоциативная психология, направление в психологии, в котором концепция ассоциации выступает в качестве основного объяснительного принципа всей психической жизни. Ас-социционизм пытается утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основе ассоциативности лежит представление о том, что возникающая в сознании последовательность идей отражает систему внешних воздействий на организм.Предполагается, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром происходит в соответствии с законами механики, связи идей возникают по тем же законам. Это предложение было впервые выдвинуто английским философом Т. Гоббсом и разработано голландским философом Б. Спинозой, который сформулировал закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергается одновременному воздействию двух или нескольких тел, то душа, когда впоследствии она вообразит одного из них, немедленно вспомнит других »(« Этика », изб.произв ., вып. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» впервые был использован английским философом Дж. Локком в 1698 году. Однако он использовал его для обозначения «ложных и неестественных сочетаний идей» ( «Опыт о человеческом разуме», в Lzbr. Filos. Proizv ., Т. 1, Москва, 1960, с. 400) и противопоставили связи, основанные на причинах этих комбинаций. В середине 18-го века английский философ Д. Хартли, опираясь на механику И. Ньютона, разработал теорию, согласно которой все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации, который является универсальным и неизбежно, как закон гравитации.Влияние этой теории, которая утверждала, что любая связь концепций и действий может быть выведена из ощущений и следов, которые они оставляют в мозге, было необычайно велико. Он стал распространенным не только в психологии, но и в этике, эстетике, биологии, педагогике и логике. Идеалистический ассоциативизм английских философов Дж. Беркли и Д. Юма, которые утверждали, что связь между психическими элементами создается внутри сознания и носит чисто субъективный характер, возник в качестве противовеса этой естественно-научной ориентации.Точка зрения, характерная для ассоциативности, которая заключалась в том, что сложные процессы сознания были продуктом сочетаний элементов (ощущений или идей), привела в начале 19-го века к истинно механистическим концепциям английского философа Дж. Милля, согласно которым все структуры психической жизни состоят из «кирпичиков», или чувств, и «цемента», или ассоциаций, которые удерживают их вместе. Пытаясь смягчить крайность этой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А.Бэйн модернизировал его, признавая, что качественно новые психические единицы могут возникнуть из ощущений.

Принципы ассоциативности были плодотворными для прогресса психологического исследования — в частности, разработки новых методов изучения памяти (механический — Х. Эббингхаус, Германия; и образный — Ф. Гальтон, Англия), эмоций (C. Дарвин, Англия) и мотивация (С. Фрейд, Австрия; К. Юнг, Швейцария). Произошла переориентация на ассоциативность. Вместо устаревших механистических объяснений были выдвинуты биологические объяснения (H.Спенсер, Англия; И. М. Сеченов, Россия). Концепция ассоциативности на новой физиологической основе трансформировалась в доктрины условных рефлексов и бихевиоризма. Некоторые психологические школы (вюрцбургская школа и гештальт-психология) критиковали ассоциативность как механистическую, атомистическую и неспособную объяснить целостность и активность сознания. С точки зрения марксистской психологии, эта критика односторонняя, и хотя она содержит рациональные аспекты, она игнорирует историческую ценность ассоциативности и ее вклад в причинное объяснение психической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ивановский В. Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический . Казань, 1909.
Ивановский В. Н. «Учение об ассоциации идей». уч. зап. настоятельный Казанского ун-та, , 1915, кн. 12; Там же ., 1917–18, книги 2, 7–9, 10–12.
Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника . Москва, 1959.
Ярошевский, М. Г. История психологии . М., 1966. Глава 6.
Уоррен Х.C. История Ассоциации Психологии . [Лондон,] 1921.

.

Что такое ассоциативная игра? | psysci.co

0

what is associative play what is associative play Г-жа Бейли, одна из учителей местной школы, отпускает детей на каникулы и следует за ними на улицу, чтобы присмотреть за ними. Стоя в стороне, она замечает группу детей, танцующих вокруг стека палочек со стереотипными индийскими призывами. Мисс Бейли наблюдает за тем, что называется ассоциативной игрой.

Ассоциативная игра — это форма игры, в которой группа детей участвует в схожих или идентичных действиях без формальной организации, группового руководства, группового взаимодействия или определенной цели.

Примером ассоциативной игры может быть группа детей, ездящих на трехколесных велосипедах рядом друг с другом. Они могут говорить и взаимодействовать, но нет определенной цели, лидера или организации деятельности. Это всего лишь один пример вида деятельности, который считается ассоциативной игрой.

Дети проявляют все виды одиночного и социального поведения, которое можно считать «игрой». Понимая и классифицируя типы игр, мы должны лучше понимать этапы социального взаимодействия и развития, которые сопровождают типичное детство.Это полезно для понимания того, как дети формируют отношения, как они изучают правила, как они устанавливают границы и много других идей, касающихся детской психологии.

Кто создал ассоциативную игру?

Милдред Партен Ньюхолл создала теорию «Этапы игры» в 1929 году. Партен наблюдал за группами дошкольников в возрасте от 2 до 5 лет и создал последовательность из 6 этапов игры; Незанятый, одинокий, наблюдатель, параллельный, ассоциативный и кооперативный. Эти шесть этапов предназначены для представления общего порядка, в котором дети развивают определенные навыки, и того, как эти навыки можно преподавать им с помощью различных типов игр.

  • Незанятая игра: Незанятая игра — это когда ребенок не играет, просто наблюдает. В незанятой игре ребенок узнает об их мире. Они могут повторять движения снова и снова, оглядываясь вокруг. Они экспериментируют с вещами самостоятельно, что помогает им лучше понять окружающую среду.
  • Одиночная игра: Одиночная игра — это когда ребенок одинок и сосредоточен на своей деятельности. В «Одиночной игре» ребенок учится тому, как все работает, и его способности концентрироваться.Они могут спокойно строить строительные блоки вместе.
  • Игра «Наблюдатель»: Игра «Наблюдатель» — это когда ребенок наблюдает за игрой других, но не участвует в ней. В Onlooker Play ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Они могут говорить об игре, которую они смотрят с другими, но они не участвуют.
  • Параллельная игра: Параллельная игра — это когда ребенок играет отдельно от других, но рядом с ними и подражает их действиям. В параллельной игре дети учатся работать вместе с другими детьми.Они могут раскрашивать картинки или строить дома из блоков прямо рядом друг с другом. Их действия похожи и четко параллельны, но они еще не работают вместе над целью.
  • Ассоциативная игра: Ассоциативная игра — это когда ребенок заинтересован в том, чтобы люди играли, но не координировали свою деятельность с этими людьми, или когда вообще не было организованной деятельности. В ассоциативной игре дети учатся больше интересоваться играющими детьми, чем реальной деятельностью.Они могут все бегать по кругу вместе.
  • Совместная игра: Совместная игра — это когда ребенок заинтересован как в людях, играющих, так и в выполняемой ими деятельности. В Совместной игре дети учатся сотрудничать друг с другом. Они могут назначить такую ​​роль, как мать или отец в игре «Дом».

В теории Партена дети начинают с более индивидуальной игры, такой как одиночная и параллельная игра, но по мере взросления они переходят в более групповую игру, такую ​​как ассоциативная и кооперативная.Согласно теории, вы можете видеть, как дети становятся более заинтересованными в других детях по мере того, как они продвигаются по ступеням, до такой степени, что они могут работать вместе для достижения цели.

Партен полагает, что это связано с тем, что чем старше становится ребенок, тем больше они улучшают свои навыки общения и тем больше возможностей для общения со сверстниками. Они становятся не только более способными взаимодействовать друг с другом, но и более заинтересованы во взаимодействии друг с другом.

Когда начинается ассоциативная игра и почему это важно?

Ассоциативная игра начинается в детском возрасте и продолжается дошкольного возраста.Ассоциативная игра учит искусству обмена, поощряет развитие языка, навыки решения проблем и сотрудничество.

В этой игре много преимуществ, дети учатся думать, запоминать и решать проблемы. Ассоциативная игра дает детям возможность проверить свои представления о мире. Это позволяет детям быть творческими, развивая их собственное воображение.

Ассоциативная игра позволяет ребенку овладеть навыками ведения переговоров, решения проблем и работы в группах.Во время этой игры дети отрабатывают навыки принятия решений, двигаются в своем собственном темпе и открывают свои собственные интересы. Неструктурированная игра также может привести к физическому движению и здоровью детей.

В то время как младенцы и дети младшего возраста используют свою способность символизировать в одиночной игре, дошкольники используют свои расширенные когнитивные и социальные способности, чтобы играть со своими сверстниками. В ассоциативной игре есть общение, касающееся общей деятельности, заимствования и одалживания игровых материалов, и мягкие попытки контролировать, какие дети могут или не могут играть в группе.

В отличие от взрослых, дети дошкольного возраста не могут выразить словами то, что они чувствуют. Они испытывают те же чувства и выражают их через игру. Поскольку они чувствуют себя в безопасности в игре и потому, что игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, маленькие дети проявляют весь спектр своих чувств в ассоциативных игровых действиях.

Фрейд (1935) предположил, что игра может быть катарсической. Дети используют игру, чтобы уменьшить беспокойство и понять травмирующие события. Они могут воссоздать неприятный опыт снова и снова, чтобы усвоить его и уменьшить интенсивность чувств.

Как видите, у детей есть множество преимуществ, как в одиночку, так и с другими детьми. Определение типа игры полезно, но также важно помнить, что все дети развиваются по-разному и проявляют склонность к разным вещам. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок, возможно, не выполняет эти этапы, в большинстве случаев это не обязательно является проблемой. Игра полезна для детей, но они, как правило, проявляют себя по-разному.

Какие еще исследования были проведены на ассоциативной игре?

По словам доктораСмиланский, есть четыре различных типа игр, в которых участвуют дети: функциональная, конструктивная, игры с правилами и игра «Притворись» или «Драматическая». Эти четыре пьесы часто привязаны к теории шести пьес Партена; ассоциативно-функциональный, кооперативно-драматический и т. д.

  • Функциональная игра: Функциональная игра включает в себя изучение физических характеристик объектов. Цель функциональной игры — повысить любопытство и побудить детей больше узнавать об их мире.Этот тип игры требует много экспериментов, и дети могут многому научиться, просто основываясь на том, как вещи реагируют на их взаимодействие.
  • Конструктивная игра: Конструктивная игра — это когда дети используют предметы и начинают конструировать вещи. Цель конструктивной игры состоит в том, чтобы использовать объекты для представления чего-то другого, что предполагает абстрактное мышление.
  • Игры с правилами: Игры с правилами — это когда дети играют в игры с заданными структурами. Игры с правилами помогают детям сосредоточиться, понять ограничения и контролировать свое поведение, чтобы соответствовать правилам.Это решающий момент, когда ребенок начинает понимать важность границ.
  • Притворная или драматическая игра: Притворная или драматическая игра — это когда дети подражают реальному жизненному опыту, который они видели. Цель притворной или драматической игры — помочь детям визуализировать и использовать символы для представления реальных объектов или событий.

Как вы видите, эти четыре типа игры на самом деле помогают детям понять концепции, идеи и правила, которые станут очень важными в их жизни.Хотя каждый тип игры может показаться похожим на зрителя, он может оказаться весьма важным в обучении детей совершенно другим концепциям и идеям, которые будут для них очень актуальны.

видов игры по социально-экономическому классу

Было также проведено исследование, которое исследует, как происхождение ребенка и конкретные внешние факторы могут повлиять на их игру. Это исследование, как правило, было сосредоточено главным образом на социально-экономическом положении ребенка.

Исследования Рубина, Майони и Хорнунга показали, что средние классы более склонны участвовать в социальной игре, такой как ассоциативная игра, а не в низших классах.Их исследование показало, что дети среднего класса излучают значительно больше ассоциативно-конструктивной и кооперативно-драматической игры и значительно меньше одиноко-функциональной и параллельно-функциональной игры, чем дошкольники более низкого класса.

Они также обнаружили, что мужчины больше ориентированы на уединенно-функциональные и ассоциативно-драматические, тогда как женщины больше ориентированы на уединенно-конструктивные и параллельно-конструктивные.

Однако, вопреки исследованиям Рубина, Майони и Хорнунга, Монета и Дайер обнаружили, что дети с низким социально-экономическим статусом (СЭС) имеют значительно более высокий уровень ассоциативной игры.Они взяли 40 детей в возрасте 3-5 лет из Восточной Англии.

Было такое же количество детей с высоким SES, как и дети с низким SES. Они обнаружили, что дети с низким SES почти в два раза чаще участвуют в ассоциативных играх, чем дети с высоким SES.

Согласно исследованию Хоуп Уилсон, дети с высокими способностями проводят больше времени в функциональном, драматическом и одиночном игровом поведении, чем обычные дети. Уилсон утверждает, что дети с высокими способностями чаще предпочитают играть в одиночку, чем со своими сверстниками.

Ассоциативная игра является важной вехой в развитии ребенка, потому что это первая игра в теории Партена, которая предполагает, что ребенок больше интересуется детьми, с которыми играет, чем реальной игрушкой или игрой.

Хотя в этой пьесе до сих пор нет определенных правил или ролей, но в нее часто вовлекается ребенок, начинающий объединяться в группу, а не изолировать. Он отмечает путь ребенка, который учится заводить друзей.

Заключение

Как видите, игра, несомненно, является определяющей частью жизни ребенка.Многое можно узнать о детях, основываясь на том, как они играют. Это неотъемлемый способ, которым дети узнают о мире и учатся сотрудничать с другими людьми, и идеи, которые мы можем из этого извлечь, очень полезны в детской психологии. Существует множество психологических теорий, касающихся игры, и многие из них могут дать очень ценную информацию о формирующих годах ребенка.

Как вы можете видеть, нет определенного способа, которым дети учатся играть.Как и во всех областях психологии, практически невозможно поместить какую-либо одну группу людей в аккуратно организованные поведенческие категории. Однако, обращая внимание на общие тенденции и узнавая, как ведут себя дети с разными обстоятельствами и происхождением в отношении игры, мы можем продолжать понимать решающую роль игры в развитии ребенка.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.