Научные основы дефектологии: Научные основы дефектологии — Логопедия

Содержание

Дефектология это (научные основы)

Первые упоминания о детях с отклонениями в умственном развитии появились еще во времена Древней Греции. Аристотель, изучавший развитие человека, уже тогда смог обнаружить проблемы в психическом здоровье ребенка. Но, к сожалению, в силу отсутствия методов борьбы с подобными патологиями, такие дети становились изгоями.

Впоследствии, когда на смену примитивной медицине пришли эффективные способы лечения, вопрос о помощи таким детям стал одним из актуальных. Таким образом зародилась наука дефектология, предметом изучения которой стали «аномальные» дети, в частности закономерности их развития, особенности воспитания и обучения, а также вопросы приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к социуму.

Историческая справка

Дефектология как наука относится к педагогической практике научного познания детей из разных возрастных групп, у которых выявлены отклонения физического или психического развития, вследствие чего они лишены возможности обучаться и воспитываться в обычных условиях, определенных существующей культурой.

Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Таким образом, понятие дефектологии отражает всю суть учения и используется в качестве титульного названия для отрасли теоретического и практического систематического обучения и воспитания лиц, у которых диагностированы недостатки (дефекты) физического или психического развития.

В странах ближнего и дальнего зарубежья под этим понятием подразумевают «особую обучающую программу» или «лечебную педагогическую деятельность», направленную на образование всех детей, которых отличает от обычных наличие пороков развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

История дефектологии берет свое начало в 20 столетии. Эта отрасль начала активно развиваться с того момента, как правительство взяло на себя ответственность за умственно отсталых детей и подростков. Решающим для этого направления научного познания стал 1917 год, когда государство решило главный вопрос об опеке над такими детьми, начав строительство сразу нескольких специальных учреждений.

Рекомендуем: Аутизм — это

Выдающимися личностями, которые внесли огромный вклад в развитие науки дефектологии, а также были ее активными деятелями, являются:

  • И.В. Маляревский, основатель первого в России частного детского заведения врачебно-воспитательного типа с целью оказания помощи детям, предрасположенным к нервным и душевным заболеваниям.
  • Л.С. Выготский, отечественный психолог, педагог-дефектолог, экспериментатор, автор книги «Основы дефектологии» (1934 г.). Основоположник коррекционной педагогики для аномальных детей, руководитель специального научно-практического института, который действует до сих пор.
  • Н.А. Власова, профессор и кандидат педагогических наук, осуществляющая свою деятельность по направлениям дефектология и логопедия, впервые применившая логопедическую ритмику для занятий с заикающимися детьми.
  • Е.К. Грачева, первый в России педагог-дефектолог, осуществляла свою деятельность в приютах для слабоумных подростков и детей.
  • В.П. Кащенко, руководитель уникального учреждения, в котором занимались вопросами педагогической адаптации к социуму детей 4-16 лет, имеющих патологии развития.
  • Г.И. Россолимо, выдающийся психиатр и по совместительству невропатолог, который занимался изучением особенностей развития детской психики и физического здоровья.

В настоящий момент в России открыто немало дошкольных учреждений, школ и лечебно-оздоровительных комплексов, основной деятельностью которых является организация и осуществление воспитательного процесса, обучения, оздоровления детей с особыми потребностями, а также их подготовка к социальным взаимоотношениями и адаптации в условиях ближайшего окружения.

Какие цели преследует эта область научного познания

Дефектология, как изучающая индивидуальные черты и особые потребности детей с патологиями наука, ставит перед собой задачи выявления природы обнаруженного дефекта, определения его причинно-следственных связей и влияния на психические функции, изучение закономерностей развития, обучения, приобщения детей с отклонениями к социальным и педагогическим нормам современной жизни. Также наука отвечает за обобщение, систематизацию и внедрение полученных результатов в практику для совершенствования деятельности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Гиперактивность у ребенка

Различные научные методы дефектологии применяются с целью объективного исследования физических недостатков или психических дефектов у детей. Таким образом осуществляется научный подход, обусловливающий основные задачи дефектологии, к которым относятся:

  • Организация воспитательного и обучающего процессов в рамках образовательных программ дошкольных учреждений и школ для детей с особыми потребностями.
  • Становление личности при ограниченных возможностях жизнедеятельности.
  • Формирование психолого-педагогических классификаций категорий пациентов с разными нарушениями.
  • Разработка дифференцированного подхода к процессам воспитания и обучения в условиях ограниченных возможностей.
  • Коррекция недостатков восприятия и познавательных навыков.
  • Обоснование используемых в обучении методов и принципов организации комплексов специальных упражнений, позволяющих создавать оптимальные условия для воспитания и обучения.

  • Выявление основных целей, направлений, задач, а также разработка концепций и систем для лиц, нуждающихся в специальном образовании.
  • Обобщение полученного опыта, внедрение результатов новых исследований и разработка более усовершенствованных образовательных приемов и программ.
  • Систематизация теоретических и практических данных для создания стандартов, учебников и методической литературы для специалистов, работающих с пациентами с ограниченными возможностями.
  • Прогнозирование переспектив в сфере специального образования.
  • Исследование и внедрение психологических и педагогических механизмов, методов и средств, позволяющих проводить профилактику нарушений и патологий.
  • Поиск путей и способов улучшения жизни лиц с аномалиями развития с целью создания для них комфортных условий в современном обществе.

Все эти и другие задачи дефектологии позволяют осуществлять основную деятельность научного направления – оказывать специальную помощь лицам, имеющим особые нужды, с целью открытия перед ними возможностей принимать активное участие в общественной деятельности и жить насыщенной жизнью.

Концепция учения

В основу дефектологии легли принципы, следование которым позволяет осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с целью содействия развитию и становлению личности детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в рамках образовательных программ для дошкольников и школьников.

Для социума и педагогики проблемы воспитания несовершеннолетних лиц с дефектами, а также вопросы их обучения и социализации являются довольно сложными. Они находят свое решение в преследовании целей дефектологии, а именно в обеспечении условий для подготовки особенных детей с учетом их возможностей, соответствующих возрастным и индивидуальным критериям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Следовательно, главной целью науки дефектологии можно считать развитие проблемных детей с последующей их адаптацией в обществе посредством программ специального образования, для того чтобы в ходе осуществления сознательной и полезной деятельности, организации отношений у них не возникло осложнений, которые могли бы стать причиной психических отклонений и деструктивных изменений в их поведении.

Осуществляя научную деятельность, дефектология учитывает основные психолого-педагогические принципы, составляющие основу научного познания развития лиц с отклонениями:

  • Принцип единой направленности осуществляемой педагогической деятельности.
  • Принцип систематизации и единства педагогического процесса.
  • Гуманистический подход.
  • Комплексные приемы.
  • Проявление уважения к ребенку как к полноценному индивидууму.
  • Принцип разумных требований к ребенку в соответствии с его возможностями.
  • Акцентирование внимания на положительных аспектах.
  • Совмещения прямых и параллельных методов педагогики.
  • Принцип сознательного и активного участия лиц в процессе их развития по специальным программам (обучение, воспитание, образование).

Принципы воспитательной стороны дефектологии дополняют специальные принципы коррекционной и педагогической деятельности:

  • Принцип объединения единой целью всех процессов диагностики и коррекции.
  • Принцип системности задач, позволяющих осуществлять коррекционную, развивающую деятельность и профилактику.
  • Принцип изучения особенностей ребенка в силу его возраста и индивидуальности, которые закладываются в основу образовательных программ.
  • Принцип единения с социально-значимыми силами ближайшего окружения.

Кроме того, деятельность исследователей-дефектологов должна быть направлена на разработку новых методов и средств, которые соответствовали бы цели науки и помогали оказывать нуждающимся детям соответствующую помощь, тем самым поддерживая принципы данного направления.

Области, составляющие основу науки

Дефектология представляет собой единую и самостоятельную отрасль, деятельность которой направлена на наблюдение и оказание специальной помощи лицам с аномальным развитием.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В то же время наблюдается связь дефектологии с другими науками, такими как социология, психиатрия и психология, педиатрия и педагогика, невропатология и другие. Дело в том, что все аномальные отклонения имеют различную природу происхождения, характер течения и последствия, а потому связь дефектологической науки с другими учениями такая явная и разнообразная.

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

У дефектологии единая цель и главный ее принцип совпадает с общей педагогикой, однако у дефектологии уникальная концепция, которую выделяет наличие специальных систем и приемов воспитания, обучения, образования детей с патологиями развития.

Основные области, в которых непосредственно практикуется дефектология:

1. Сурдопедагогика – отдельное направление, которое рассматривает проблемы детей с глухотой и тугоухостью, а также занимается разработкой методов их воспитания, обучения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Тифлопедагогика – отрасль дефектологии, предметом изучения которой являются дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые), а также рассматриваются вопросы образования и воспитания таких лиц.

3. Логопедия – раздел дефектологии, систематизирующий теоретические знания и позволяющий осуществлять практическую деятельность в отношении воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии речи.

4. Олигофренопедагогика – специальная педагогическая отрасль, которая изучает и разрабатывает приемы коррекции развития умственно отсталых детей и подростков.

Каждая из предметных областей дефектологического изучения лиц с патологиями имеет уникальные классификации. В основе классификации по месту расположения аномалии лежит определение ее локализации в отношении единого механизма человеческого организма. Поэтому дефектология выделяет:

  • Телесные нарушения, определяемые отклонениями в развитии двигательного аппарата, опорной системы, заболеваниями хронического типа.
  • Сенсорные патологии – нарушения в системе органов чувств, отвечающих за субъективное восприятие внешнего окружения (слух, зрение).
  • Умственные – отклонения мозговой деятельности и интеллектуальные дефекты, влекущие за собой психические, речевые, эмоциональные расстройства, слаборазвитость ума.

Также существует частная классификация дефектологии по причинам появления дефектов:

  • Травмы (в том числе производственного характера).
  • Заболевания, характерные для конкретных профессиональных видов деятельности.
  • Природные катаклизмы.
  • ДТП.
  • Участие или пребывание на территории, где проводились военные действия.
  • Последствия экологических преступлений.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По характеру дефекта дефектология предусматривает несколько категорий, к которым относятся пациенты с аномальным развитием:

  • Полностью неслышащие (глухие) и слабослышащие.
  • Полностью слепые или слабовидящие.
  • Лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
  • Лица с недостатками речи.
  • Лица с аномалиями в эмоциональной сфере или психическом здоровье..
  • Лица с расстройствами волевых качеств.
  • Лица с патологиями интеллектуального развития.

Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа аномалий у детей, развиваются области научного познания их здоровья и развития. Как целостная отрасль дефектология складывается из отдельных разделов в сочетании с интегрированными знаниями из других областей.

Каждый дефектологический раздел является самостоятельным направлением, которое эффективно при условии комплексного изучения проблем развития. Поэтому методы и приемы, разрабатываемые для областей дефектологии, имеют непосредственную связь с прочими науками. Такой разносторонний подход к изучению аномальных детей обеспечивает широкие теоретические и практические возможности для оказания им специализированной помощи.

Рекомендуем: Аменция и аментивный синдром

Наличие тех или иных недостатков у ребенка влияет на весь процесс воспитания, обучения и образования. От этих особенностей также зависит конечный результат. При выборе оптимальных обучающих программ специалисты, осуществляющие непосредственную педагогическую деятельность с аномальным ребенком, учитывают возраст пациента и период, в котором появилось (возникло) нарушение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Методы дефектологии, которые позволяют проводить научно-педагогические исследования:

1. Наблюдение и сбор данных.

2. Диагностика.

3. Непосредственное общение с ребенком.

4. Помещение ребенка в специально созданные условия с целью проверки гипотезы.

Именно процесс и характер обучения таких детей влияет на их развитие и дальнейшие возможности жить комфортно в условиях современного общества. Следовательно, без возможности воспитываться и обучаться по специальной системе, а также при несвоевременном оказании помощи, развитию ребенка с ограниченными возможностями наносится серьезный вред, который чреват торможением процессов развития и другими осложнениями. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Выгосткий Лев. Основы дефектологии читать онлайн

Выгосткий Лев. Основы дефектологии читать онлайн | Электронная библиотека e-libra.me

Название книги в оригинале: Выгосткий Лев. Основы дефектологии

На главную » Выгосткий Лев » Основы дефектологии.

Л. С. Выготский

Основы дефектологии

Часть первая. Общие вопросы дефектологии

Основные проблемы дефектологии

Введение. Основные проблемы современной дефектологии

1.

Еще недавно вся та область теоретического знания и научно-практической работы, которую мы условно называем общим именем «дефектология», считалась чем-то вроде малой педагогики, наподобие того, как медицина выделяет малую хирургию. Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует, что наиболее распространенные психологические методы исследования ненормального ребенка (метрическая шкала А. Бине (3) или профиль Г. И. Россолимо (4)) основываются на чисто количественной концепции детского развития, осложненного дефектом. При помощи этих методов определяется степень понижения интеллекта, но не характеризуется самый дефект и внутренняя структура личности, создаваемая им. Вслед за О. Липманном (5) эти методы можно назвать измерениями, но не исследованиями одаренности (Intelligentmessangen, но не Intelligentpruiungen (О. Lipmann, H. Bogen, 1923), так как они устанавливают степень, но не род и тип одаренности (О. Lipmann, 1924)).

То же справедливо и относительно других педологических методов изучения дефективного ребенка, методов не только психологических, но и охватывающих другие стороны детского развития (анатомическую и физиологическую). И здесь масштаб, размер, шкала являются основными категориями исследования, как будто все проблемы дефектологии суть проблемы пропорций, а все многообразие явлений, изучаемых дефектологией, охватывается единой схемой: «больше меньше». Считать и мерить в дефектологии начали раньше, чем экспериментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.

Практическая дефектология избрала тоже этот наиболее легкий путь числа и меры и пыталась осознать себя как малую педагогику.

Если в теории проблема сводилась к количественно ограниченному, уменьшенному в пропорциях развитию, то на практике, естественно, была выдвинута идея сокращенного и замедленного обучения. В Германии тот же Крюнегель, а у нас А. С. Грибоедов (6) справедливо защищают мысль: «Необходим пересмотр и учебных планов, и методов работы в наших вспомогательных школах» (А. С. Грибоедов, 1926, с. 98), так как «уменьшение учебного материала и удлинение времени его проработки» (там же), т. е. чисто количественные признаки, составляют до сих пор характерное отличие специальной школы.

Чисто арифметическая концепция дефективности — характерная черта отживающей, старой дефектологии. Реакция против этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту дефектологии современной. Борьба двух дефектологических мировоззрений, двух полярных идей, двух принципов составляет живое содержание того благотворного кризиса, который переживает сейчас эта область научного знания.

Представление о дефективности как о чисто количественной ограниченности развития, несомненно, находится в идейном родстве со своеобразной теорией педологического преформизма, согласно которой внеутробное развитие ребенка сводится исключительно к количественному нарастанию и увеличению органических и психологических функций. Дефектологи

Методологические основы отечественной дефектологии — Студопедия.Нет

Вместе с укреплением специальной школы с 1927 года получает широкое развитие научно-исследовательская работа в области аномального детства. Она осуществляется в Москве при дефектологической секции Исследовательского института научной педагогики при Втором Московском государственном университете и при Экспериментальном дефектологическом институте, а также в Ленинграде при Психоневрологической академии. С 1928 года начинает выходить журнал «Вопросы дефектологии» — первый в Советском Союзе журнал по вопросам аномального детства. В научных учреждениях продолжают развиваться и углубляться те новые направления в теории советской дефектологии, которые были выдвинуты на Втором съезде СПОН. Развитие новых теоретических основ дефектологии ведется в острой полемике с отечественными и зарубежными специалистами. В теоретической разработке научных проблем дефектологии ведущая роль принадлежала Л. С. Выготскому. Особенно ценным в описываемый период развития дефектологии был вклад Л. С. Выготского в теорию коррекции и компенсации — самую острую, принципиально важную, специфическую проблему дефектологии. Л. С. Выготский разработал свою теорию компенсации, исходя из учения о том, что одни недостатки аномального ребенка имеют первичный характер, другие — вторичный. Первичные недостатки имеют биологическую основу. Они обусловлены органическими нарушения в выборе профессии для слабоумных». Л. С. Выготский сформулировал новые задачи специальной педагогики и специальной школы и основные теоретические предпосылки для перестройки всей работы в области аномального детства. Он видит задачу специальной педагогики в том, «чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-олиго-тифлопедагогику и т. п.) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать педагогику дефективного детства с педагогикой детства нормального». Для современной олигофренопедагогики весьма актуальна идея, вытекающая из учения Л. С. Выготского о компенсации, согласно которой коррекция должна быть направлена на ослабление недостатков развития всей личности умственно отсталого ребенка. С целью изучения психофизических особенностей развития аномальных детей и закономерностей их обучения и воспитания дефектология использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют те методы, которые направлены на изучение индивидуальных отклонений и особенностей различных категорий аномальных детей. Исследование особенностей аномальных детей, закономерностей развития отдельных категорий способствует повышению уровня образования. Оно проводится сначала в семье ребенка, затем — в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии — в условиях самостоятельной жизни. Комплексность изучения, т. е. сравнение данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами, — обязательное условие психолого-педагогического изучения аномальных детей.Основная задача научных исследований в дефектологии — это разработка эффективных способов предупреждения и преодоления аномалий развития у детей.В научно-педагогических исследованиях дефектология использует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение, заключающееся в целенаправленном изучении определенного психолого-педагогического явления в

естественных условиях, обследование или беседа по заранее намеченному плану, позволяющие выяснить особенности формирования личности учащихся или эффективность коррекционно-воспитательного процесса.Широко используются различные виды эксперимента — естественного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально создаваемых условиях. Экспериментальные Задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребенка, успешно организовать с ним работу по преодолению дефектов развития.Важным источником получения сведений об аномальных детях является анализ результатов их деятельности — письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни. Этот метод отражает индивидуальность учащихся, их склонности и способности. Ценными средствами изучения аномальных детей являются социологические и психологические методы исследования. Среди них анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притязаний личности, социометрия — исследование межличностных отношений в группе, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик. Дефектология совершенствует имеющиеся методы научных исследований и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов.

Дефектология / Альманах №5 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики

Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.


Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.


Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.


Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области дефектологии стал Экспериментальный Дефектологический Институт (ЭДИ), открытый в 1929 году на базе созданной В.П. Кащенко Медико–педагогической Станции. В 1943 г. ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский Институт Дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).


Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей дефектологии (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико- физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.


Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже 30-х гг. 20 века были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно- исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология, Нарушения в психо-физическом развитии у детей).


В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если исходно предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети с менее выраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.


Со временем в Д. выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста.


В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы (см. нарушения в психо-физическом развитии). Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями).


Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.


Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.


Задача дефектологии на современном этапе – научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.


Приоритетами современной дефектологической науки являются:


  • создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи;
  • разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;
  • переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержания специального обучения,
  • разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования,
  • определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Решая эти сложнейшие задачи, дефектология продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка.


Противоречие между этимологией термина Д. и реальным содержанием той интегративной области научного знания, которую он обозначает резко обозначилось после ратификации в 1991 г. Российской Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», когда обществом была осознана необходимость отказа от употребления терминов, указывающих на дефект, которые теперь воспринимались как определения уничижительного характера. В число таких неприемлемых «ярлыков» в это время попадает и термин дефектология, который, также как и термины аномальные дети, аномальное развитие начинает выходить из широкого употребления.


Проблема, однако, состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина Д., социально приемлемого, «политически корректного» и в то же время адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого научный термин «дефектология» продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от столкновения мнений, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина до разногласий в области методологических основ самой науки и в понимании ее места в системе современных наук.


Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дефектология // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах №5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/defektologija
(Дата обращения: 25.08.2020)

Дефектология

Понятие и задачи дефектологии

Определение 1

Дефектология – наука о законах и особенностях процесса развития детей с психическими, физическими нарушениями, о принципах, формах и методах их обучения и воспитания.

Определение 2

Дефектология — область научного знания, соединившая в себе психолого-педагогическое и клинико-физиологическое направления исследований процессов детского обучения и развития.

Основная задача дефектологии заключается в разработке теоретико-прикладных основ комплексной системы медико-психолого-педагогической помощи ребятам разных возрастов с различными видами нарушений в развитии.

Развитие дефектологии

Замечание 1

Дефектология в качестве области научного знания начала развиваться в начале прошлого века. Это было связано с государственными задачами в разных странах строительства систем специального образования, ядром которого являлись школы для глухих, слепых, умственно отсталых детей.

Ведущим научно-исследовательским центром в России в сфере дефектологии является Экспериментальный дефектологический институт, который был открыт еще в $1929$ году на базе медико–педагогической станции, созданной В.П.Кащенко. В $1943$ году ЭДИ переименовали в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, сегодня он носит название Институт коррекционной педагогики РАО. Институт, на протяжении всей истории существования, играет ведущую роль в развитии дефектологической теории и практики.

Готовые работы на аналогичную тему

Исключительная роль в создании интегративного и целостного характера дефектологии принадлежит работам Л.С.Выготского. В них уже в начале прошлого столетия он сформулировал и обосновал общие положения о сущности и природе аномального развития, которые основывались на теории культурно-исторического развития психических функций человека.

В процессе своего развития дефектология постоянно расширяет область исследований. На начальных этапах предметом внимания этой науки были дети с такими нарушениями в развитии, как слепота и глухота. На дальнейших этапах развития дефектология занималась изучением детей, имеющих менее выраженные нарушения, таких как слабослышащие и слабовидящие дети, дети с задержкой в психическом развитии и с речевыми нарушениями, дети с нарушениями органов движения. Параллельно выделяются специальные разделы, которые охватывают вопросы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями. На определенных этапах развития науки начинаются исследования детей с ранним аутизмом, с выраженными нарушениями интеллекта, исследования детей дошкольного возраста.

В процессе таких исследований изучалась специфика в развитии познавательной деятельности и устной речи различных категорий детей. Велась разработка психолого-педагогических основ специального дифференцированного обучения каждой категории ребят. Определялись специальные педагогические технологии и психолого-педагогические условия, которые обеспечивали бы предупреждение и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Особое внимание дефектология уделяет разработке частных методик по формированию значимых навыков, которые дают возможность детям с нарушениями в развитии получить образование.

Результаты исследований в области дефектологии обеспечили научно-методическую базу для дифференцированной системы спецобразования. К девяностым годам прошлого века система специальных образовательных учреждений имела достаточно развитую вертикальную и горизонтальную структуру, которая включала восемь видов спецшкол, шестнадцать видов спецобучения, специальные дошкольные, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения.

Для каждого типа спецшкол определялись принципы обучения и формы построения обучения, были разработаны методы и средства обучения. Для каждой учебной дисциплины была создана система методик, специальных учебников и оригинальные наглядные пособия. Все специальные школы, кроме школ для умственно отсталых детей, давали детям цензовое образование, что давало возможность этим детям поступать в средние специальные учебные заведения и даже в ВУЗы.

Современная дефектология

Замечание 2

Цель дефектологии на современном этапе заключается в научном обеспечении перехода к новой системе специального образования, которая ориентирована на ценности гражданского открытого общества.

Основными задачами современной дефектологии являются:

  • формирование научной основы системы раннего выявления различных нарушений в детском развитии, а также ранней комплексной помощи;
  • разработка основ интегрированного обучения, новых форм взаимодействия специального и массового образования;
  • переосмысление соотношения жизненной компетенции и стандартов образования в системе специального образования;
  • разработка нового содержания специального обучения, технологий и методов его индивидуализации, психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии, методов взаимодействия специалистов с семьями детей с нарушением в развитии.

Дефектология продолжает свое развитие как комплексная наука, основой которой является идея о целостном подходе к изучению проблемных детей.

В $1991$ году в России была ратифицирована Конвенция ООН «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов». С этого момента между значением термина «дефектология» и содержанием области научного знания, которую он обозначает возникло противоречие. Это было связано с необходимостью отказа от употребления всех терминов, которые указывали бы на дефект. К таким терминам относится и «дефектология», который постепенно выходит из употребления, также как становятся недопустимыми понятия «аномальные дети» и «аномальное развитие». Проблема заключается в том, что пока отсутствует адекватный эквивалент этого термина, который бы был социально приемлем и адекватно отражал содержание данной науки.

Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии. — КиберПедия

Лекция 1

Литература

1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.

2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.

3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.

Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.

Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.

Defektos – недостаток;

Logos – учение

Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.

Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:

1) Незрячие

2) Слабовидящие

3) Глухие

4) Тугоухи

5) С речевыми нарушениями

6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

7) Дети с задержкой психического развития

8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости

9) С умственной отсталостью

10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.

 

Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.

Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.

Задачи дефектологии.

1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.

2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.

3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.

4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.

5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.

6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.

7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.

8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.

Методы

Дефектология использует педагогические и психологические методы.

1. наблюдение.

2. обследование (особенности формирования личности).


3. беседы.

4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).

Анализ результатов деятельности:

Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.

Психологопедагогика и медицина.

Общие принципы дефектологии:

 

1) Доступность

2) Научность

3) Систематичность

4) Наглядность

5) Индивидуализация обучения

6) Единство обучения и воспитания

7) Связь теории с практикой

8) Сознательность

9) Активность

 

Дефектология основывается на изучении закономерностей развития ребенка в норме и с нарушениями и в установлении особенностей развития. Дефектология связана с общей специальной психологией. Дефектология использует знание медицины в области невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии. Использует знания из области общей медицинской генетики (наследственность), по психопатологии, отоларингологии, офтальмологии.

Соотношение биологических и социальных факторов

В развитии ребенка.

 

Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.

Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.


Лекция 2.

Зона ближайшего развития

 

Это зона потенциальных возможностей. Важно знать потенциальные возможности формирования функций аномального ребенка, которые он не может (пока) реализовать самостоятельно, но может реализовать с помощью педагога.

Согласно Л.С.Выготскому зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону активного развития. Со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.

 

Врожденные отклонения

Являются следствием различных влияний на зародыш и развивающийся плод во время внутриутробного периода. Интоксикации, травмы, нарушения питания и т.д. Они связаны с состоянием здоровья и образа жизни будущей матери.

Токсоплазмоз – инфекционное заболевание, распространяемое кошками и птицами. Приводит к врожденной умственной отсталости, поражению органов зрения и др.

Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм и злоупотребление медикаментами матерью – все это влияет на развитие плода. Резус-несовместимость обуславливает различные мозговые поражения.

Наследственные факторы: нарушение в структуре и гене хромосом вызванные аномалиями хромосомного набора родителей являются причиной некоторых глубоко выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна.

 

Приобретенные аномалии:

Вызваны родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым: механическое повреждение плода, асфиксии и т.д. К послеродовым: инфекции, травмы.

Менингит – двигательные нарушения.

Энцефалит – ВЗП, задержка развития моторики. Аффективные вспышки.

Менингоэнцефалит – двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения.

Полиомиелит – двигательная сфера, поражение отдельных мышц.

Корь, краснуха, грипп – поражение НС (особенно во время беременности).

Интоксикации – различные нарушения, зависят от области воздействия токсинов.

Лекция 1

Литература

1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.

2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.

3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.

Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.

Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.

Defektos – недостаток;

Logos – учение

Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.

Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:

1) Незрячие

2) Слабовидящие

3) Глухие

4) Тугоухи

5) С речевыми нарушениями

6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

7) Дети с задержкой психического развития

8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости

9) С умственной отсталостью

10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.

 

Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.

Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.

Задачи дефектологии.

1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.

2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.

3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.

4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.

5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.

6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.

7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.

8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.

Методы

Дефектология использует педагогические и психологические методы.

1. наблюдение.

2. обследование (особенности формирования личности).

3. беседы.

4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).

Анализ результатов деятельности:

Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.

Дефектология как отрасль педагогической науки — Студопедия

Дефектология (от лат. недостаток и греч. — слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.

Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей:

— это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

— тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

— олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;

— логопедия — вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.

В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследовании (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — слепо-глухо-немота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).

Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятельность— основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования у аномальных детей способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни итруда.



Советская дефектология исходит из материалистического принципа единства среды и организма. Поскольку дефектология включена в систему педагогических наук, это обусловливает единство ее философских и общепедагогических основ.

Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологи изучают объективные закономерности развития аномальных детей, обосновывают и совершенствуют систему их воспитания и обучения. Разрабатывая содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советская дефектология исходит из возможности существенного развития их познавательной деятельности в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.


Дефект развития, т. е. физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, не означает наличие только отрицательных признаков. Он не отрицает в развитии аномального ребенка некоторых положительных тенденций, которые зависят от соответствующих условий воспитании и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде. Так, у слепого ребенка обостряются слух, обонятельная и тепловая чувствительность, помогающие его ориентировке в пространстве. Глухой ребенок улавливает движение, музыку посредством вибрационных ощущений, доводя их до совершенства.

Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности. Вместе с тем аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию формирования личности ребенка.

Представление об аномальном развитии как о чисто количественной ограниченности несостоятельно. Это развитие прежде всего отличается качественным своеобразием, опорой на более сохранные функции. В условиях специального обучения и воспитания у аномальных детей преодолевается или сглаживается их биологически обусловленная недостаточность. Именно эта концепция составляет методологическую основу дефектологии, позволяющую оптимистически оценивать возможности развития на дефектной основе.

Принципы и способы познания качественного своеобразия аномального развития являются предметом исследований в дефектологии.

Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических категорий.

Воспитание аномальных детей — одно из основных понятий дефектологии. Имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.

Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами педагогики — подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.

Наряду с формированием системы определенных качеств, взглядов и убеждений в содержание воспитания аномального ребенка входит решение определенных воспитательных задач, связанных с вопросами умственного, трудового, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

Обучение и развитие аномальных детей — это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных в дефектологии.

По мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов данной науки — определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Например, результатом совершенствования дифференциальной диагностики было выявление детей с задержками психического развития среди неуспевающих в массовой школе.

При подборе системы и методов обучения для аномального ребенка учитывается также возраст ребенка, время возникновения дефекта. Особое значение имеет момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выготскому, зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие, т. е. со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Центральной проблемой специальной дидактики является проблема трудового обучения и воспитания. В специальных школах труд имеет особое значение, так как не только готовит учащихся к жизни и доступной профессиональной деятельности, но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций, ослаблению дефектов умственного и физического развития. Приобретая трудовые умения и навыки, дети получают возможность всестороннего развития.

Коррекция (лат. — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений инавыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности в зависимости от типов специальных школ и возраста их воспитанников.

В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям. Большие возможности для коррекционно-воспитательной работы открывает трудовое обучение, в процессе которого формируются не только профессиональные умения, но и воспитываются навыки планирования своей работы, умения руководствоваться словесными инструкциями, критически оценивать качество работы и т. п.

Таким образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обучении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают исключительное влияние на коррекцию дефектов их умственного и физического развития.

Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и исправления отдельных личностных недостатков и отклонений в поведении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивидуальные особенности детей с применением в необходимых случаях охранительного режима либо соответствующих форм обучения, стимулирующих интенсивную умственную деятельность.

С целью коррекции недостатков важно создать условия для общения аномальных детей с нормально развивающимися. В ряде случаев аномальным детям необходимы лечебно-коррекционные мероприятия (лечебная физкультура, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, применение медикаментозных средств и др.).

Система коррекционно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей аномального ребенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С. Выготского, что позволяет развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все они направлены на разностороннее физическое и психическое развитие де­тей.

Компенсация (лат. — возмещение, уравновешивание) — замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных аномалий.

Так, компенсация функций зрительного анализатора у ребенка, родившегося слепым, возможна преимущественно через развитие осязания, т.е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализаторов.

Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. Этот процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие со средой. Компенсация нарушенных функций у человека имеет качественно иной характер. Она «представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которой лежит единство биологических и социальных явлений. Определяющими в развитии процессов компенсации у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности».

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, развитие личности.

Диалектико-материалистическое понимание компенсации нарушенных функций в советской дефектологии основывается на том, что при аномальном развитии сохраняются тот же принцип протекания нервных процессов, та же решающая роль социальных факторов в становлении и развитии психической деятельности, что и в норме.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.

В этой связи Л. С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка».

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженный орган, Л. С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому Л. С. Выготский считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственным научно состоятельным и верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушений органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Приемы коррекционно-воспитательной работы последовательно применяются на всех этапах развития, так как компенсация нарушенных функций формируется не сразу, а постепенно, согласно определенным закономерностям.

Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка. Однако для некоторых форм аномального развития пределы компенсации ограничены. Так, при грубых аномалиях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов. Но это не означает фатально предопределенных пределов развития умственно отсталых детей. Определенный положительный уровень познавательной дея­тельности, достигаемый в процессе коррекционно-воспитательной работы, позволяет говорить о ‘значительных потенциальных возможностях умственно отсталых детей.

В связи с тем что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки и стрессы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией. Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов. В таком состоянии ребенок нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.

Протекание компенсаторных процессов у аномальных детей зависит от ряда условий.

К числу благоприятных условий их развития относятся следующие:

а) правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных учреждений, построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

б) использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармонического формирования умственных и физических способностей детей;

в) правильные отношения в детском коллективе, а также между педагогами и учащимися;

г) правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями;

д) чередование разнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение их активности, самостоятельности;

е) использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.

Важным условием компенсации, исправления и восстановления функции является коррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных детей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особенностей каждого ребенка».

Социальная реабилитация (лат. — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениями в поведении.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведений показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Семейное воспитание — активный фактор реабилитации. Совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение аномального ребенка к активной общественно полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.

С каждым годом расширяются возможности реабилитации. Научные и технические достижения совершенствуют методы и приемы реабилитации. Технические средства обучения, новейшая аппаратура, применяемые в школах для глухих (например, приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы) и слепых, повышают результативность обучения и компенсируют недостатки развития.

Дефектология оперирует и рядом других категорий и понятий, которые будут раскрыты в соответствующих разделах.

Дефектология | Scientific.Net

Аналогия неразрушающих испытаний для обнаружения дефектологий в алюминиевых головках цилиндров

Авторы: Стивен С. Валенсия, Лили К. Галаррага, Эктор К. Теран, Оскар Артеага

Резюме: Настоящее экспериментальное исследование предлагает альтернативу методам диагностики и контроля качества дефектологии ГБЦ.Состав материала охарактеризован спектрометрическим методом с приближением к алюминию 2117. Для выявления дефектов проводятся неразрушающие испытания (NDT), применимые к головкам цилиндров, такие как: визуальный осмотр (VT) в стандартных условиях EN 13018, проникающие краски (PT), видимые в соответствии с ASTM E 165-02 и другие, еще не включенные в автопарк .; инфракрасная термография (IRT) со спецификациями оборудования согласно ISO 18434-1, ультразвук (UT) на основе стандарта EN 583 для использования оборудования и вихревые токи (ECT), соответствующие стандарту ISO 15548, анализ выполняется на плоской поверхности В головке блока цилиндров, камере сгорания, седлах клапанов и впускных — выпускных отверстиях обнаружены различные дефекты: трещины, трещины, неровности и точечная коррозия, имеющие продольные размеры от 0,8 [мм].Чтобы определить надежность результатов, проводится аналогия с испытаниями, упомянутыми в том же дефекте, метод с наибольшей областью применения — это вихревые токи, поскольку он имеет больший охват контроля по сравнению с остальными испытаниями; выполняется моделирование автоматизированного проектирования CAE дефекта с применением магнитного анализа переменного тока для определения плотности потока, плотности тока и визуализации того, как вихревые токи действуют в головке блока цилиндров. После этого исследования искусственный интеллект будет использоваться в качестве дополнительной диагностики для прогнозирования дефектологии, не воспринимаемой человеческим глазом, и для получения лучшего анализа дефектологии в головках цилиндров.

355

.

ПРОГРАММА

Специальность: 5В010500 Дефектология

Форма обучения: дневная

Год обучения: 3

Количество кредитов: 2

Общее количество часов: 90

В том числе:

Практических уроков: 30

SIWwT: 15

SIW: 45

Среднесрочный контроль: 2

Экзамен: 5 семестр

Талдыкорган 2015

Лектор : Алипбаева Анара Магистр педагогических наук, преподаватель кафедры методики обучения и воспитания.Адрес: город Талдыкорган, село Еркин, улица Сулеева, 26. Телефоны: 40-10-22 (рабочий), 32-60-42 (домашний), 87052659036 (мобильный). Электронная почта: [email protected].

Дисциплина : Профессионально ориентированный иностранный язык.

Время : практические занятия проводятся по утвержденному расписанию.

Пререквизиты : Иностранный язык, блок обязательных психолого-педагогических дисциплин (введение в педагогическую профессию, психология, этнопедагогика, педагогика, психология человека, школьная гигиена, основы медицины), теоретические основы родного языка.

Постреквизиты : дополнительная литература на английском языке для освоения дисциплин: специальная педагогика, педагогика глухонемых, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, специальная психология, психология глухонемых, логопсихология, частные методики обучения.

Цель курса : формирование у студентов знаний, умений и навыков по основам дефектологии на иностранном языке.

Задачи курса:

-формирование профессиональных и практических навыков в области основ современной дефектологии;

— формирование у студентов навыков общения и обмена информацией по профессиональным темам;

— совершенствование навыков и умений устной и письменной речи на английском языке, что необходимо для профессионального общения;

— совершенствование навыков усвоения грамматики;

— повышение навыков чтения и перевода научной литературы по специальности.

-совершенствование навыков изложения монологических высказываний на профессиональные темы (отчеты, сообщения и др.)

— совершенствование навыков самостоятельной работы со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации.

После изучения курса студенты будут иметь компетенций :

— умение использовать знания различных говорящих на другом языке теорий образования с особыми потребностями и человеческого развития;

— овладение способами организации профессиональной деятельности в иной культурной среде с учетом особенностей социокультурной структуры общества;

— умение участвовать в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов при решении профессиональных задач;

— умение использовать в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы.

Во время курса студенты будут знать :

— о месте, роли, видах устного и письменного общения в профессиональной деятельности;

— об основных источниках профессионального общения на иностранном языке;

— о мировых тенденциях развития науки и технологий по специальности;

— об основах современной дефектологии иностранного языка;

— об основных категориях детей с ограниченными возможностями психофизического развития на иностранном языке;

— об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями по иностранному языку;

иметь возможность:

— вести беседы на бытовые и профессиональные темы;

— пользоваться справочной литературой на иностранном языке;

— переводить тексты с помощью словаря в соответствии с языковыми нормами;

— понимать фразы и высказывания изучаемых тем на иностранном языке;

— применять грамматический материал, характерный для профессионального иностранного языка;

— применять изученные терминологические единицы при разговоре;

— разбираться в информации, различать главное и второстепенное, суть и детали в профессиональных деловых текстах в рамках изучаемой темы;

— извлекать информацию из профессиональных деловых текстов;

— производить письменные тексты изучаемых жанров;

— аннотировать специальные профессиональные тексты;

— переводить специальные профессиональные тексты с одного языка на другой в рамках изучаемой темы;

— готовить презентации и выступать по заданным темам;

есть опыт:

— при подготовке презентаций и их представлении;

— в использовании словарей, в том числе терминологических;

— в дискуссиях по темам, связанным с профессиональной деятельностью;

— в эффективном применении коммуникативных стратегий, характерных для профессионально-деловых ситуаций;

— в обработке письменных и устных текстов изучаемых жанров и форматов;

В течение семестра студенты должны будут выполнить следующий объем работ: подготовить и защитить проект по одной из выбранных тем; принять коллоквиум по тематике СИП; написать 2 теста; сдать заключительный экзамен (лексико-грамматическое тестирование, письмо, аудирование, задание на чтение).

.

Собрание сочинений Л.С. Выготского

1 9000 Глава 1Проблема и метод исследования000

000

Глава 2: Принципы обучения детей с ограниченными физическими возможностями

1

Слепой ребенок

1: Методы рефлексологического и психологического исследования

Коффке

9004

: Воспитание высших форм поведения

9008

4

Часть 1: Педология подростка

4

900 Глава 11: Кризис в семилетнем возрасте

Развитие ребенка

11 24004

Тексты, не вошедшие в собрание сочинений

9114 9000

Том 1
Проблемы общей психологии

Включая объемное мышление и речь
Брунер

, пролог

,

Пролог к ​​английскому изданию 1
Развитие мысли Выготского: Введение, Норрис Миник 17

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Предисловие 39
43
Глава 2. Проблема речи и мышления в теории Пиаже 53
Глава 3. Теория развития речи Штерна 93
Глава 4 . Генетические корни мышления и речи 101
Глава 5. Экспериментальное исследование развития концепции 121
Глава 6. Развитие научных концепций в детстве 167
Глава 7 .Мысль и слово 243
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Лекция 1. Восприятие и его развитие в детстве 289
Лекция 2. Память и его развитие в детстве
Лекция 3. Мышление и его развитие в детстве 311
Лекция 4. Эмоции и их развитие в детстве 325
Лекция 5.Воображение и его развитие в детстве 339
Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детстве 351
Послесловие к русскому изданию, А.Р. Лурия 359

Том 2
Основы дефектологии
(Аномальная психология и нарушения обучаемости)

Выготский и советская российская дефектология: введение, Джейн Нокс и Кэрол Б.Стивенс 1

Часть I: Общие проблемы дефектологии
Введение: Фундаментальные проблемы дефектологии 29
Глава 1: Дефект и компенсация

65
Глава 3: Психология и педагогика детей с ограниченными возможностями 76

Часть II: Особые проблемы дефектологии
97
Принципы социального воспитания глухонемых 110
Компенсационные процессы в развитии отсталого ребенка 122
Трудный ребенок
Моральное безумие 154
Динамика детского характера 153
Дефектология и исследование развития и воспитания аномальных детей 164

Часть III: Важнейшие вопросы дефектологии
Исследование развития трудного ребенка 173
Основы работы с умственно отсталыми детьми и детьми с ограниченными физическими возможностями 178
Фундаментальные принципы в плане педологических исследований в области «Трудные дети» 184
Коллектив как фактор развития аномального ребенка 191
Введение в Ia.Книга К. Цвейфеля «Очерк поведенческих характеристик и воспитания глухонемых» 209
Введение в книгу Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение детей с высокой степенью отсталости» 212
Проблема умственной отсталости 220
Диагностика развития и педологическая клиника для трудных детей 241
По адресам, отчетам и т. Д. 292
Послесловие 302

Том 3
Проблемы теории и истории психологии

Некоторые основные темы теоретической работы Выготского. Введение, Рен ван дер Веер 1
О творческом развитии Выготского, А.Н. Леонтьев 9
Часть 1: Проблемы теории и методов психологии
35
Глава 2: Предисловие к Лазурскому 51
Глава 3: Сознание как проблема в психологии поведения 63
Глава : Кстати, статья Коффки о самонаблюдении (вместо предисловия) 81
Глава 5: Инструментальный метод в психологии 85
Глава 6: О психологических системах 91
Глава 7: Разум, сознание, бессознательное 109
Глава 8: Предисловие к Леонтьеву 9 0008

123
Глава 9: Проблема сознания 129
Глава 10: Психология и теория локализации психических функций 139

Часть 2: Пути психологического развития
Глава 11: Предисловие к Thorndike 147
Глава 12: Предисловие к Bhler 163
Глава 13: Предисловие к Khler 175
195
Глава 15: Историческое значение кризиса в психологии: методологическое исследование 233
Эпилог, М.Ярошевский Г.С., Гургенидзе Г.С. 371

Том 4
История развития высших психических функций

Глава 1. Проблема развития высших психических функций 1
Глава 2: Метод исследования 27
Глава 3: Анализ высших психических функций 65
Глава 4: Структура высших психических функций 83
Глава 5: Бытие высших психических функций 97
Глава 6: Развитие речи 121
Глава 7: Предыстория развития письменного языка 131
Глава 8: Развитие арифметических операций 149
Глава 9: Освоение внимания 153
Глава 10: Развитие мнемонических и мнемотехнических функций 179
Глава 11: Развитие речи и мышления 191
Глава 12: Самоконтроль 207
221
Глава 14: Проблема культурного века 231
Глава 15: Заключение; Дальнейшие исследования; Развитие личности и мировоззрения у ребенка 241
Вопрос о многоязычных детях 253
Эпилог 261

Том 5

Глава 1: Развитие интересов в переходном возрасте 3
Глава 2: Развитие мышления и формирование концепций у подростков 29
Глава 3: Развитие высших психических функций в переходный период 83
Глава 4: Воображение и творчество у подростков 151
Глава 5: Динамика и структура личности подростка 167

Часть 2: Проблемы детской (развивающей) психологии
[См. незаконченную теорию развития ребенка Выготского, Энди Бланден]
Глава 6: Проблема возраста 187
207
Глава 8: Кризис первого года 243
Глава 9: Раннее детство 261
Глава 10: Кризис трехлетнего 283
283 289
Эпилог 297

Том 6
Научное наследие

Инструмент и подпись
Глава 1: Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка 3
Глава 2: Функция знаков в развитии высших психических процессов 27
Глава 3: Знаковые операции и организация психических процессов 39
Глава 4: Анализ Знаковые действия ребенка 45
Глава 5: Методы изучения высших психических функций 57
Заключение 61

Учение об эмоциях.Историко-психологические исследования
Разделы 1-20 71-235
К вопросу о психологии творчества актера 237
Эпилог
Лекции по педологии (1933-34) Русский
Часть I. Основы педологии
Объект 1: педологии
Лекция 2: Характеристики метода почвоведения
Лекция 3: Изучение наследственности и окружающей среды
Лекция 4: Проблема окружающей среды
Лекция 5: Общие законы психики Хологическое развитие ребенка
Лекция 6: Общие закономерности физического развития ребенка
Лекция 7: Законы развития нервной системы
Часть II .Проблема возраста
Понятие педологического возраста
Проблема периодизации детского развития в зависимости от возраста
Структура и динамика возраста
Проблема возраста и диагностика развития
Кризис возраста 3-7
Негативная фаза переходного возраста
Школьный возраст
Мышление школьника
Психология искусства (1917)
Психология образования (1926)
Обезьяна, примитивный человек и ребенок (1930)
На Выго tsky Reader
Введение в принцип удовольствия Фрейда Бьонда, с Лурией
Принципы социального образования для глухонемых детей
8 9114 The Socialist Alteration of Man

Мысль в шизофрении
Фашизм в психоневрологии

.5.:.:/.71(?>9ڞ jSpOϑY? ~ W x41W? |; ~ Z 쳊% u ~ b ڞ U [} \ Km [? Qxk # V $ co6nȬB) AaRX {* YDEdYDEd ى Dv «; Nd ‘ى DnDnDnDnDnDnDnDnDnDnD : A r9D «AAAAAAAAAAAIIIIIIIIIIEEEEEEEEEG`D) 4
BP & «ap ‘N08ap’ N08ap ‘N08ap’ N08ap ‘N08ap’ N08ap ‘N08ap’ N08ap ‘N08ap’ N08ap ‘N08ap. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p . \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`p. \ 0`pkgPǝ, Qp
BIFd # و Ld6 «Fd #», » «»,», Nd «ى Dv «; ȍȍȍȍȍȍȍȍȍȍȝȝȝȝȝȝȝȝȝȝA R9D» ȃȃȃȃȃȃȃȃȃȃȓȓȓȓȓȓȓȓȓȓȋȋȋȋȋȋȋȋȋ0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0h0hI744444444444444444444444444444444444444
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
A`P0 (
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
6l0 »
60a`; v0a`; v0a`; v0a`; v0a`; v0 $ u06; + HE}: v0aCo%; v0a`Adu0a 0Ⱦ: v0; v0a`; v0a`; 08`p08`OFx2 «d ‘# OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 «d’ # OFx2« d ‘# OFx2 д’ # OFx2 д ‘# OFx2 д’ # OFx2 д ‘# OdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdOdO ߽4 Ȏ: _ & Oǣ J ړ!’ IORD: nn9zx7 {7Mz; DKI +% UJD) yRҤdII #% Э.Д.) QңdGI% 5Jf0 RGɎ% 7F — = z_7ӿ I} r_9SC [ss \ k # qh $ ġ84FHC # qh $ ġ84FHC # qh $ ġ84FUj,? cX4 ֠ Uh, CcXR4 ֢ h, GcXR4 ֢ D7FHz # Qo $ D7FHz # QoHz $ Q7FHz # QoFHz # QoHz # QoFHz # QoFHz # QoFHz # QoHz # QoFHz # QoHz ] X, ݙ 6 nl6nl6nl6nl6nl6nl6nl6nl6nl6 ۾ o? = S; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gs; gssgu O + jjj ڮ i9r $ H ‘| # F $ 5j $ h2b $ H» E $ -Z $ Hb «iE $) R $ HB |» D $% J $ H «! B $ H! C $: $ sH␼! iC $
2 $ cH |! B $ * $ SH «$ CH A = y {Bq 渝? ΃ {{lzl 뱫 Ǧ {zl 鱣 džyl 籛 f {yl 屓 Fxl 㱋 & {xl᱃wl ߱ {{wl; w’v9 = } 33ƾ | @ 2 َ> 9 => = ^ կ ^ | \? / LFr? C 輭 + Ϫ | R ~ ^ iy} | Z? Soo ^ ‘? Wu9 / 7tsaNvD-]

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.