|
|
|
|
|
|
Гипотеза. Логика в вопросах и ответах
Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Можно выделить следующие черты, которые определяют гипотезу:
1. Гипотеза – это необходимая форма для развития любого познавательного процесса. Там, где присутствует поиск новых закономерностей, идей или фактов, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами.
2. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых фактов, которое является сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда является проблематичным, вероятностным знанием.
3. Предположение рождается в результате анализа фактического материале на базе многочисленных наблюдений.
Отмеченные черты позволяют рассмотреть структуру гипотезы, где
f1,f2….fn – основания гипотезы (исходные данные).
Г – выдвигаемое предположение.
Н – гипотеза.
_______________ – логическая обработка данных и переход к гипотезе.
Виды гипотез
Существует две классификации гипотез: по их познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают описательные и объяснительные гипотезы.
Описательная гипотеза – это предположение о присущих исследуемому явлению свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собой данный предмет?», или «Какими свойствами он обладает?»
Описательные гипотезы, как правило, выдвигаются с целью выявления структуры данного предмета или особенностей его деятельности. Например, гипотеза о возможных последствиях того или иного законопроекта.
Особое место среди описательных гипотез занимает гипотеза о возможном существовании того или иного объекта – экзистенциальные гипотезы. Например, гипотеза о существовании Атлантиды.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинах возникновения объекта исследования. Они дают ответ на вопросы, почему произошло данное явление? Например, гипотезы о причинах того или иного преступления.
История науки показывает, что вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства данных объектов. Последняя ступень – построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.
Вторая классификация гипотез – по объекту исследования: общие и частные.
Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических законах. Например, теория относительности Эйнштейна. Хотя ее называют теорией, но она не доказана фактически, следовательно, она является гипотезой. Будучи доказанными, они становятся научными теориями.
Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов или конкретных событий. Например, любые гипотезы в судебно-следственной практике, так как здесь мы рассматриваем единичные факты, поступки отдельных людей.
На первых этапах исследования выдвигается специфический вид предположения – рабочая гипотеза.
Рабочая гипотеза – это обоснованное предположение, выдвигаемое на первых этапах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Например, на месте происшествия находим труп мужчины с черепно-мозговой травмой. В руках у него нож. Вокруг следы борьбы. Первоначально, оценив все приведенные факты, можно сделать, вывод, что произошло убийство. А в результате вскрытия мы обнаруживаем, что мужчина умер от сердечной недостаточности и, падая, ударился головой о посторонний предмет. Таким образом, специфической особенностью рабочей гипотезы является то, что она не претендует на истинное изложение данного события. Она изначально является правдоподобной.
Версия в юриспруденции
В ряде дисциплин (например, в социологии, политологии, судебно-следственной практике) при рассмотрении отдельных фактов выдвигаются гипотезы, по-разному объясняющие данные факты. Такие гипотезы называются версиями. Мы рассмотрим понятие юридической версии.
Версия — это одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств данного преступления или преступление в целом.
Как и гипотезы, версии различают общие и частные.
Частная версия – это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Например, это предположения о нахождении похищенных вещей, о местонахождение преступника, о способе проникновения в квартиру и т. п.
Общая версия — это предположение, объясняющее все преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает на такие вопросы как: «кто совершил преступление?», «когда?», «при каких обстоятельствах?» и т. п.
Частные и общие версии тесно взаимосвязаны. Общая версия создается на основе частных, и в свою очередь намечает основные направления выдвижения частных версий по поводу еще не выясненных обстоятельств дела.
Итак, мы рассмотрели виды гипотез. Теперь перейдем к рассмотрению процесса построения гипотезы или версии.
Построение версии складывается из трех этапов:
1) анализ отдельных фактов и отношений между ними;
2) синтез фактов и их обобщение;
3) выдвижение предположения.
На первом этапе необходимо аналитически исследовать имеющийся фактический материал, то есть расчленить его на составляющие элементы и последовательно изучить каждый из них. Цель данного этапа – выявить общее у данных нам фактов, а именно, их связь с преступлением. Вспомните такое произведение Конан-Дойля как «Собака Баскервилей». При смерти старшего из Баскервилей сэра Чарльза никто не обратил внимание на следы собаки рядом с дорожкой, так как она не подбегала к телу.
Второй этап – мысленное объединение выделенных фактов в единое целое при отвлечении от случайных обстоятельств. Рассмотрим тот же пример. Шерлок Холмс смог связать следы собаки со смертью сэра Чарльза определить, что у него от испуга не выдержало сердце. Поэтому, хотя преступление было фактически совершено, доказать его было практически невозможно.
Третий этап – это выдвижение предположения на основе анализа и синтеза. Логический механизм выдвижения предположения сводится к следующему. Исходный фактический материал f1, f2, … fn анализируется, и в свете уже известных научных и практических обобщений (Г) отделяют существенное и синтезируют (объединяют) относящиеся к делу факты и непротиворечивое множество fа, fЬ….,fС. Это множество играет роль эмпирического базиса, который вместе с обобщением (Г) служит предпосылкой для вероятностного заключения о возможной причине (Н), объясняющей происхождение этих фактов.
Символическая запись выдвижения предположения выглядит следующим образом:
Проблематичность заключения объясняется тем, что Н лишь частично выводится из посылок.
Для того чтобы повысить вероятность гипотезы, используют принцип объективности исследования. Применительно к построению гипотезы данный принцип рассматривается в двух аспектах: психологическом и логико-методологическом.
В психологическом плане объективность означает отсутствие предвзятости. При этом исследователь руководствуется поиском истины, а не своими, субъективными предпочтениями, взглядами и желаниями. Например, многие предположения «ученые» не рассматривают только потому, что их выдвигали не специалисты.
В логико-методологическом плане объективность означает всесторонность исследования с целью установления истины.
Для этого необходимо, во-первых, рассмотреть весь исходный материал. Гипотеза должна дать объяснение всем фактам без исключения. Во-вторых, всесторонность требует построения всех возможных в конкретных условиях версий. Это требование диктует применение известного в науке метода «множественности гипотез». Суть этого метода состоит первичный эмпирический материал в любом исследовании является неполным. Тем самым он дает представление лишь о некоторых звеньях данного явления, отдельных зависимостях. Чтобы выявить всю совокупность связей данного явления необходимо предположить все возможные объяснения, то есть построить несколько версий, по-разному объясняющих неизвестные обстоятельства преступления.
Кроме этого, для того, чтобы гипотеза имела право на существование, она должна удовлетворять следующим требованиям.
1. Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это означает, что предположение не должно противоречит исходному эмпирическому материалу, а также не должно содержать внутренние противоречия.
2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, а если не судебная версия, то она должна допускать проверку фактами.
Принципиальная непроверяемость обрекает ее на вечную проблематичность и делает невозможным ее превращение в достоверное знание.
3. Гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснована.
Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и определяется с помощью оценочных стандартов. Р(Н/F), где Р – вероятностное значение (от 0 до 1, где 0 – ложь, а 1 – истина), Н – гипотеза, F – эмпирический базис данной гипотезы. В судебном исследовании, где версии строятся о единичных событиях, их вероятность не может быть выражена числом, а принимает значения: «весьма вероятно», «более вероятно», «равновероятно», «менее вероятно» и т. п.
4. Гипотеза должна быть информативна. Информативность выражается в предсказательной и объяснительной функции гипотезы – в ее способности предсказать, где и как отыскать новые, еще неизвестные факты и дать им рациональное объяснение.
Проверка гипотезы
Любая гипотеза проверяется в два этапа: первый – дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий. Второй – сопоставление следствий с фактами.
1. Дедуктивное выведение следствий. В данном случае рассуждение выглядит следующим образом: если было предположено Н, то с учетом научных обобщений Г должны иметь место определенные факты S1, S2,…,Sn. Символически это выглядит так: (Н^Г)?(S1,S2,…,Sn). Например, выдвигаем гипотезу, что в батальоне 50 % курсантов отличники. Зная, что отличниками считаются курсанты, имеющие не более четырех хороших оценок, а все остальные оценки – отличные, мы выводим следствие, что в журналах у 50 % курсантов соответствующие оценки.
2. Сопоставление следствий с фактами. Второй этап проверки гипотезы состоит в сопоставлении логически выведенных следствий с фактами с целью ее подтверждения или опровержения.
Гипотеза считается подтвержденной, если выведенные следствия совпадают с эмпирическими фактами. Чем больше таких совпадений, тем более вероятной является гипотеза. Так, если мы проверили половину взводов батальона, то гипотеза будет равновероятной и т. д.
Если из версии были выведены определенные следствия, которые противоречат эмпирическому материалу, то данная версия считается опровергнутой.
Подводя итог данному вопросу, еще раз хотелось бы обратить внимание, что гипотеза представляет собой обоснованное предположение. Она имеет свою структуру и виды. Гипотеза должна удовлетворять определенным требованиям.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Сущность и логическая структура гипотезы — Студопедия
План
Тема 7. Гипотеза
Умозаключения по аналогии
Аналогия — это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания одной степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит вероятностный характер.
Рассуждение в этом случае идет по следующей схеме: сравниваются предметы, на основании сходства этих предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках.
Схематично умозаключение по аналогии выглядит так:
Объект А обладает признаками а, b, с, d
___Объект В обладает признаками а, b, с___
Вероятно, объект В обладает и признаком d
В этой схеме а, b, с — общие юридически существенные признаки для объектов А и В; d -переносимый юридический признак.
Например, по делу о квартирной краже следователь обратил внимание на тот факт, что преступники проникали в квартиру в то время, когда хозяйка развешивала во дворе выстиранное белье. Оказалось, что несколько месяцев назад прокуратурой было приостановлено расследование по двум другим делам о квартирных кражах, где преступники использовали аналогичное обстоятельство для проникновения в квартиру. Догадка на основе аналогии в дальнейшем подтвердилась — оказалось, что квартирные кражи были совершены одной и той же преступной группой.
Как видно из данного примера, аналогия представляет собой перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип).
Логический переход в выводах по аналогии регулируется следующим правилом: «если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов».
Рассмотрим ряд условий, знание и соблюдение которых способствует повышению достоверности выводов по аналогии.
Во-первых, сравниваемые предметы и явления должны быть связаны между собой не формально, а по существу. Чем существеннее сравниваемые признаки, тем достовернее и точнее выводы.
Во-вторых, сравниваемых существенных признаков должно быть по возможности больше.
В-третьих, общие признаки сравниваемых предметов должны бытьповозможности более разнообразными.
В-четвертых, чем менее существенны различия между сравниваемыми предметами, тем выше вероятность заключения.
В-пятых, наличие отношений причинной зависимости между признаками сходства у сравниваемых предметов с переносимым признаком.
1. Сущность и логическая структура гипотезы.
2. Виды гипотез
Гипотеза — это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности.
Гипотеза отражает предметы и отношения между нимипредположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно.
Исходя из этого, можно выделить следующиесущественные признаки гипотезы.
Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний и научного логического мышления. Построение гипотез даст возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления.
Во-вторых, построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Предположение выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание.
В-третьих, гипотеза — это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение гипотезы — не спонтанный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности.
Как видно из определения, термин «гипотеза» употребляется в двояком значении. Во-первых, как само предположение, объясняющее исследуемое явление (гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижениепредположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).
Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным,гипотеза не истинна и не ложна. О ней можно лишь сказать, что она неопределенна, т. е. лежит между истинностью и ложностью.
Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях:во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории;во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.
Анализ различных гипотез позволяет выделить следующие элементы их логической структуры:
во-первых, основание гипотезы — совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;
во-вторых, форму гипотезы — совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;
в-третьих, предположение (или гипотезу в узком смысле слова) — выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы.
Будучи одинаковыми, по логической структуре, гипотезы темне менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям.
это разностороннее явление. Материал к докладу по логике
Гипотеза — это многогранное понятие. При его определении важно учитывать, что в различных сферах мышления и деятельности его содержание бывает разным. Это происходит потому, что любой предметный взгляд из определённой деятельности или мышления на определяемый объект (в данном случае объектом является семантическое поле понятия «гипотеза») представляет собой лишь частичную фокусировку, продиктованную содержанием предмета. Единого определения, которое интегрировало бы универсальный взгляд со всех предметных сторон, нет и не может быть.
В то же время, вполне рутинная и легитимная процедура в логике – множественная характеристика объекта последовательно из разных предметных сфер по принципу дополнительности. Только она и даёт возможность определять понятия, опирающиеся на многопредметные содержательные описания.
Гипотеза в простейшем понимании
В обыденном языке гипотеза — это тезис-предположение. Он выдвигается, чтобы объяснить те или иные явления, понимание которых не является достаточным.
В более общем, но тоже обыденном понимании гипотеза – это предполагающее суждение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть.
Гипотеза в наиболее обобщённом значении
В соответствии с Энциклопедическим словарём, гипотеза — это утверждение-предположение о закономерности и причинности, связывающих все явления. В более узком понимании гипотезой называют развивающий фактор науки.
Гипотеза в психологии
С точки зрения психологии, гипотеза — это познавательный инструмент, который строится психикой при необходимости ориентировать деятельность, а для этого предполагать и различать в окружающем мире его разнообразные свойства. Субъективная картина мира, которая варьирует у каждого индивида, обусловливает эти предположения и различия.
Если индивид не имеет готового решения задачи, он формирует поначалу одну или несколько самых общих гипотез. Их проверка даёт возможность стимулировать поисковую активность, обогащая деятельность и мышление новыми предположениями, направленными более точно.
Примечательно, что общие гипотезы не обязательно лежат в области теории и совершенно не обязательно являются её понятиями. Выдвигать гипотезы и обусловливать их характер субъект может в интуитивном действии, при котором логические основания самих предположений не подвергаются рефлексивному исследованию.
На этой возможности, в частности, основана известная технология «мозгового штурма» — группового решения проблем, при котором участники процесса выдвигают мгновенные гипотезы без их предварительного осмысления. И лишь последующий анализ всего массива выдвинутых предположений даёт материал для решения проблемы.
Гипотеза в логике
Гипотеза в логике — предварительное, условное объяснение, направленное на некоторую группу явлений или отдельное явление. Это предположительное суждение о наличии или отсутствии феномена.
Она может быть обращена к будущему и прошлому объекта, его связям и свойствам, причинам его появления на свет.
Основанием для выдвижения гипотезы являетя вполне определённое знание о явлениях, которые изучаются. Выдвинутая в опоре на это знание, гипотеза имитирует руководящий принцип, который направляет и корректирует продолжение экспериментов и наблюдений.
Само явление научного знания содержит в себе гипотезу в качестве необходимого звена.
Гипотеза не является ни истинной, ни ложной. Она представляет собой знание предположительного, вероятностного характера, не получившее логического доказательства. Она не может считаться достоверной, поскольку не подтверждена опытом, если только речь не идёт о ложной гипотезе (см. ниже).
Гипотеза неопределённа, её место – не ложь и не истина, а где-то между ними.
Если гипотезу удаётся подтвердить, она становится истиной и при этом теряет статус самой себя.
Если же гипотеза опровергается, то она тем более утрачивает свой статус, зато приобретает значение ложного утверждения.
Гипотеза в науковедении
Научная гипотеза — это исследовательский инструмент, дающий возможность выдвигать, подтверждать или опровергать языком самой науки чётко определённые её проблемы. Это необходимо, чтобы объяснять новые фактические данные и, после тщательного их изучения, устранять возможные противоречия между ними.
Так, с помощью гипотез разрешается противоречие между теорией и отрицательными результатами экспериментов.
Виды гипотез
Предположения, лежащие в основе научных гипотез, различаются по степени их обобщённости.
В соответствии с предположениями, по степени обобщённости различаются и сами научные гипотезы.
Они бывают:
- общими;
- частными;
- единичными.
Общая гипотеза — это предположения о том, как устроены природа и общество, а также по каким законам протекает психическая деятельность людей.
Эти предположения должны быть научно обоснованы.
Общие гипотезы при своём выдвижении требуют соблюдать ряд условий, чтобы соответствовать своему логическому статусу. Они должны:
- объяснять весь класс описываемых явлений;
- выводить закономерный характер описываемых объектов в их взаимосвязи для всякого времени и для любого места.
Частная гипотеза – это предположения о том, как устроены объекты, выделенные в качестве части из более общих классов природных явлений, мыслительных и деятельностных явлений или фактов жизни общества.
Так же как и для общей гипотезы, предположения частного характера должны быть научно обоснованы.
Единичная гипотеза – это предположение об устройстве некоего отдельного факта, конкретного события или явления.
Рабочая гипотеза
Доказывая единичную, частную или общую гипотезу, рассуждающий вправе строить ряд вспомогательных предположений, которые не являются исследованием причинных или иных закономерностей объекта. Такие гипотезы называются рабочими и допускают многократное опровержение, частую смену, вплоть до их полной перестройки или даже отказа от них.
Ложная гипотеза, которая является особым случаем рабочей гипотезы, выдвигается только как предположение, без обязательного намерения опровергнуть или подтвердить её.
Автор ложной гипотезы не знает и не пытается узнать, истинна она или ложна. Он с момента выдвижения добросовестно верит в её истинность.
Такая гипотеза получила название основного заблуждения. Вопреки бытующему мнению, оно может быть вполне полезным. По мере своих опровержений, оно помогает строить новые рабочие гипотезы.
Учебное пособие для юридических вузов
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы
Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают. Что же такое гипотеза?
Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение отражает объективный мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, то есть предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно. Поэтому не случайно сам термин «гипотеза» в переводе с греческого языка означает «предположение».
Известно, что при определении понятия через ближайший род и видовое отличие необходимо указать на существенные признаки, отличающие данный вид от других видов, входящих в тот же ближайший род. Ближайшим родом для гипотезы как некоего результата познавательной деятельности является понятие «предположение». В чем же специфическое отличие данного вида предположения — гипотезы — от других видов предположения, скажем догадки, фантазии, допущения, предсказания или житейского предугадывания? Как представляется, видовое отличие для гипотезы нужно искать в ответе не на вопрос «О чем предположение?», а на вопрос «Какое предположение?».Исходя из этого, весьма важно выделить следующие существенные признаки гипотезы.
Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний и научного логического мышления. Построение гипотез даст возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления.
Во-вторых, построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Предположение выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание.
В-третьих, гипотеза — это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение гипотезы — не спонтанный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности.
Указанные существенные признаки в своей совокупности вполне достаточны для того, чтобы на их основе отличить гипотезу от других видов предположения и определить ее сущность.
Гипотеза — это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности.
Как видно из определения, термин «гипотеза» употребляется в двояком значении. Во-первых, как само предположение, объясняющее исследуемое явление (гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).
Например, изучая эффективность правовой пропаганды, сотрудники лаборатории юридических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при СпбГУ выдвинули гипотезу; о том, что эффективность влияния различных форм пропагандистских мероприятий на уровень юридических знаний населения неравноценна. При этом ряд работников районных организаций общества «Знание» Петербурга считали, что все формы пропаганды в равной степени влияют на уровень юридических знаний населения. Проведенное исследование подтвердило истинность выдвинутого предположения и позволило перенести центр тяжести на ту пропагандистскую форму, которая является более действенной.
Таким образом, в юридической теории и практике гипотеза может употребляться в следующих случаях:
— когда известные факты недостаточны для объяснения причинной зависимости правового явления, а есть необходимость в том, чтобы его объяснить;
— когда факты сложны и гипотеза может принести пользу как обобщение правовых знаний в данный момент, как первый шаг к их разъяснению;
— когда причины появления фактов, связанных с юридическими процессами, недоступны опыту, а между тем их действия или следствия могут быть изучаемы.
Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений, гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты.
Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней можно лишь сказать, что она неопределенна, т. е. лежит между истинностью и ложностью.
Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.
Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от каждой формы абстрактного мышления она имеет сложный, синтетический характер. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще не составляет гипотезы, а только большую или меньшую ее часть.
Анализ различных гипотез позволяет выделить следующие элементы их логической структуры:
во-первых, основание гипотезы — совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;
во-вторых, форму гипотезы — совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;
в-третьих, предположение (или гипотезу в узком смысле слова) — выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы.
Будучи одинаковыми, по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Учебное пособие для юридических вузов
Глава 9 ГИПОТЕЗА
Формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающиеся из потребности объяснения фактов жизни, научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства, и, наконец, теория, формулирующая законы. Между указанными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.
Теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании, а отсюда и наш интерес к ее логической характеристике.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Гипотеза и ее структура — Логика
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
В процессе познавательной деятельности человек стремится к достижению объективной истин. Но истина не дается в готовом виде. На пути к ней человек строит различного рода догадки, допущения, предположения, объясняющие причины или сущность исследуемого явления. Такие предположения в науке называются гипотезами.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основание, предположение) — форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.
Термин «гипотеза» употребляется в двояком значении. Во-первых, как само предположение, объясняющее исследуемое явление (гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство.
Таких предположений может быть несколько и все они нуждаются в проверке. Иногда они легко и быстро проверяются какими-то несложными действиями, указаниями на предметы, процессы и т. п. Проверка других предположений требует достаточно длительных и, по существу, исследовательских действий, направленных на то, чтобы исключить случайный результат. Дальнейшие исследования вносят поправки в эти объяснения. Гипотеза — форма связи известного знания с неизвестным.
Гипотеза — универсальная форма развития научных знаний и научного логического мышления. Это значит, что новое (развивающееся) знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы, которая объясняет уже открытые явления и предсказывает новые. Построение гипотезы дает возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого знания.
Данный процесс иногда называют гипотетико-дедуктивной моделью развития научных знаний.
Так, идея об атомистическом строении мира, которая зародилась в умах Левкиппа и Демокрита за две с лишним тысячи лет до открытия химической атомистики (в XIX в.) была гипотезой. И лишь после длительной ее проверки, подтверждения экспериментами и новых открытий эта гипотеза превратилась в научную теорию.
Эта схема в целом отражает и движение мысли следователя в процессе расследования преступлений, которое начинается с проблемы, выражаемой в вопросах: что произошло, было ли преступное деяние, если было, то кто, почему и как совершил данное преступление? Искусство органов дознания и предварительного следствия состоит из творческих актов, проявляющихся: а) в умении путем объективного исследования и наблюдения собрать и закрепить в протоколах основные моменты события, нарисовать картину преступления; б) в умении дать правильную оценку и объяснение всех отдельных фактов, которые приобретают значение доказательственных улик в деле, и установить их связь; в) в способности сделать обобщающие логические выводы и предположения, неизбежно вытекающие из всех установленных и проверенных фактических данных.
Построение гипотезы (как видно из вышеупомянутой схемы) всегда связано с проблемной ситуацией, т.е. сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемые явления. Оно выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение это всегда является проблематичным. Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке.
Гипотеза — это не любая догадка, фантазия, допущение, а только обоснованное предположение, которое опирается на конкретные факты или является итогом анализа фактического материала. В соответствии с этим построение гипотезы — сознательный, закономерный, логический процесс.
Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от рассмотренных уже нами форм абстрактного мышления она имеет сложный, синтетический характер. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще не составляет гипотезы, а только большую или меньшую ее часть.
Все догадки, гипотезы, версии, которые строятся в процессе научного открытия, изобретения или в процессе расследования — воссоздания картины преступления — опираются на факты (знание единичных явлений), теоретические знания, основанные на фактах, на понимание и верную оценку их исследователем. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты.
Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней можно лишь сказать, что она неопределенна, т. е. лежит между истинностью и ложностью. Если гипотеза подтверждается, то она превращается в достоверное знание и становится частью теории. Если гипотеза не подтверждается, опровергается, то становится ложным знанием.
Рассмотрим логическую структуру гипотезы. Всякая гипотеза состоит из следующих элементов:
1)основание гипотезы — исходные данные — совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение;
2)форма гипотезы — совокупность умозаключений, которые являются результатом обработки исходных данных и ведут от основания гипотезы к основному предположению;
3)предположение (гипотеза в узком смысле слова) — выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы;
4)процедура проверки гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Будучи одинаковыми по структуре, гипотезы различаются по своему содержанию и выполняемым функциям. Рассмотрим основные виды гипотез.
Дедуктивные рассуждения против индуктивных рассуждений
В научном процессе дедуктивное рассуждение используется для достижения логического истинного заключения. Также используется другой тип рассуждений, индуктивный. Часто люди путают дедуктивное рассуждение с индуктивным рассуждением, и наоборот. Важно знать значение каждого типа рассуждений, чтобы можно было определить правильную логику.
Дедуктивное рассуждение
Дедуктивное рассуждение — основная форма действительного рассуждения.Согласно Калифорнийскому государственному университету, дедуктивное рассуждение или дедукция начинается с общего утверждения или гипотезы и изучает возможности для достижения конкретного логического вывода. Научный метод использует дедукцию для проверки гипотез и теорий. «В дедуктивном умозаключении мы придерживаемся теории и на ее основе делаем предсказание ее следствий. То есть мы предсказываем, какими должны быть наблюдения, если теория верна. Мы переходим от общего — теории — к частному — наблюдения «, — сказал д-р.Сильвия Вассертхайль-Смоллер, исследователь и почетный профессор Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна.
Дедуктивное рассуждение обычно следует за шагами. Сначала идет посылка, затем вторая посылка и, наконец, вывод. Распространенной формой дедуктивного мышления является силлогизм, в котором два утверждения — основная посылка и второстепенная посылка — приходят к логическому завершению. Например, посылка «Каждый А есть В» может сопровождаться другой посылкой: «Это С есть А.» Эти утверждения привели бы к выводу: «Это С — Б.«Силлогизмы считаются хорошим способом проверки дедуктивного мышления, чтобы убедиться, что аргумент верен.
Например,« Все люди смертны. Гарольд — мужчина. Следовательно, Гарольд смертен ». Для того, чтобы дедуктивное рассуждение было правильным, гипотеза должна быть верной. Предполагается, что предпосылки« Все люди смертны »и« Гарольд — человек »верны. Следовательно, вывод логичен и В дедуктивном рассуждении, если что-то верно в отношении класса вещей в целом, то это также верно и для всех членов этого класса.
Согласно Калифорнийскому государственному университету, выводы дедуктивного вывода верны при условии, что посылки верны. Можно прийти к логическому выводу, даже если обобщение неверно. Если обобщение неверно, вывод может быть логичным, но может и неверным. Например, аргумент: «Все лысые — деды. Гарольд — лысый. Следовательно, Гарольд — дедушка» логически верен, но неверен, потому что исходное утверждение ложно.
Индуктивные рассуждения
Индуктивные рассуждения противоположны дедуктивным рассуждениям.Индуктивное рассуждение делает широкие обобщения на основе конкретных наблюдений. В основном данные есть, потом на основании данных делаются выводы. Согласно Университету штата Юта, это называется индуктивной логикой.
«В индуктивном выводе мы переходим от частного к общему. Мы делаем много наблюдений, различаем закономерности, делаем обобщения и делаем вывод об объяснении или теории», — сказал Вассертхайль-Смоллер Live Science. «В науке существует постоянное взаимодействие между индуктивным выводом (основанным на наблюдениях) и дедуктивным выводом (основанным на теории), пока мы не будем становиться все ближе и ближе к« истине », к которой мы можем только приблизиться, но не установить с полной уверенностью.
Пример индуктивной логики: «Монета, которую я вытащил из сумки, — это пенни. Эта монета — пенни. Третья монета из мешка — копейка. Следовательно, все монеты в сумке — пенни ».
Даже если все предпосылки в утверждении верны, индуктивные рассуждения позволяют сделать вывод ложным. Вот пример:« Гарольд — дедушка. Гарольд лысый. Следовательно, все деды лысые ». Вывод не следует логически из утверждений.
Индуктивное рассуждение имеет свое место в научном методе.Ученые используют его для создания гипотез и теорий. Дедуктивное рассуждение позволяет им применять теории к конкретным ситуациям.
Абдуктивное рассуждение
Другая форма научного рассуждения, которая не вписывается в индуктивное или дедуктивное рассуждение, — это абдуктивное рассуждение. По словам Батт-колледжа, абдуктивное рассуждение обычно начинается с неполного набора наблюдений и переходит к наиболее вероятному из возможных объяснений для группы наблюдений. Он основан на создании и проверке гипотез с использованием наилучшей доступной информации.Это часто влечет за собой обоснованное предположение после наблюдения за явлением, которому нет четкого объяснения.
Например, человек заходит в свою гостиную и обнаруживает на полу разорванные бумаги. Собака этого человека весь день находится в комнате одна. Человек заключает, что собака порвала бумаги, потому что это наиболее вероятный сценарий. Сестра человека, возможно, привела с собой его племянницу, и она могла порвать бумаги, или это могло быть сделано домовладельцем, но теория собаки является более вероятным выводом.
Абдуктивное мышление полезно для формирования гипотез для проверки. Абдуктивная аргументация часто используется врачами, которые ставят диагноз на основании результатов тестов, и присяжными, которые принимают решения на основе представленных им доказательств.
Дополнительные ресурсы
.
Научный метод — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
На картине Теодора Жерико (1791-1824) «Эпсомское дерби» (1821) изображены скачки. У всех лошадей ноги в воздухе, ни одна лошадь не касается земли.
Фотографии Мейбриджа «Лошадь в движении», 1878, были использованы для ответа на вопрос, отрываются ли все четыре ноги скачущей лошади от земли одновременно. Это демонстрирует использование фотографии как экспериментального инструмента в науке.
Научный метод относится к способам исследования явлений, получения новых знаний, исправления ошибок и ошибок и проверки теорий.
В Оксфордском словаре английского языка говорится, что научный метод — это: «метод или процедура, которые характеризовали естествознание с 17 века, заключающиеся в систематическом наблюдении, измерении и эксперименте, а также в формулировании, проверке и модификации гипотез». [1]
Ученый собирает эмпирические и измеримые данные и использует здравые рассуждения. [2] Новые знания часто требуют корректировки или согласования с предыдущими знаниями. [3]
Что отличает научный метод исследования, так это вопрос, известный как «критерий » . Это ответ на вопрос: есть ли способ определить, является ли концепция или теория наукой в отличие от какого-либо другого знания или веры? Было много идей, как это следует выразить. Логические позитивисты считали теорию научной, если ее можно было проверить; [4] [5] [6] , но Карл Поппер счел это ошибкой.Он думал, что теория ненаучна, если только не было способа ее опровергнуть. [7] [8] [9] [10] С другой стороны, Пол Фейерабенд считал, что критерия не существует. По его мнению, «все идет» или все, что работает, работает. [11]
Ученые пытаются позволить реальности говорить сама за себя. Они поддерживают теорию, когда ее прогнозы подтверждаются, и оспаривают ее, когда ее прогнозы оказываются ложными. Научные исследователи предлагают гипотезы в качестве объяснения явлений и планируют эксперименты для проверки этих гипотез.Поскольку большие теории не могут быть проверены напрямую, это делается путем проверки предсказаний, полученных на основе теории. Эти шаги должны быть повторяемыми, чтобы не допустить ошибки или путаницы со стороны какого-либо конкретного экспериментатора.
Как правило, научное исследование должно быть максимально объективным. Чтобы уменьшить предвзятую интерпретацию результатов, ученые публикуют свои работы и, таким образом, делятся данными и методами с другими учеными.
Наука и вещи, не относящиеся к науке (например, псевдонаука), часто различаются по тому, используют ли они научный метод.Одним из первых, кто создал схему шагов научного метода, был Джон Стюарт Милль. [12] [13]
Не существует единого научного метода. Некоторые области науки основаны на математических моделях, например, физика и климатология. В других областях, таких как многие области социальных наук, есть грубые теории и они больше полагаются на закономерности, возникающие из их данных. Иногда ученые сосредотачиваются на проверке и подтверждении гипотез, но открытое исследование также важно.В некоторых областях науки используются лабораторные эксперименты. Другие собирают наблюдения из реальных ситуаций. Многие области науки являются количественными, с упором на числовые данные и математический анализ. Но в некоторых областях, особенно в социальных науках, используются качественные методы, такие как интервью или подробные наблюдения за поведением людей или животных. Слишком большое внимание к одному из методов может привести к игнорированию знаний, полученных с помощью других методов.
Некоторые учебники сосредоточены на единственном стандартном «научном методе».»Эта идея единого научного метода в значительной степени основана на экспериментальных, проверяющих гипотезы, количественных областях науки. Она не очень хорошо применима к другим областям науки. Ее часто записывают в виде нескольких шагов:
- Задайте вопрос про мир. Вся научная работа начинается с вопроса, который нужно задать, или проблемы, которую нужно решить. [9] I, p9 Иногда просто задать правильный вопрос для ученого труднее всего. На вопрос нужно ответить с помощью эксперимента.
- Создайте гипотезу — один из возможных ответов на вопрос. Гипотеза в науке — это слово, означающее «обоснованное предположение о том, как что-то работает». Должно быть возможно доказать, что это правильно или неправильно. Например, утверждение типа «Синий цвет лучше, чем зеленый» не является научной гипотезой. Невозможно доказать, что это правильно или неправильно. «Большему количеству людей нравится синий цвет, чем зеленый» может быть научной гипотезой, потому что можно спросить многих людей, нравится ли им синий больше, чем зеленый, и придумать ответ так или иначе.
- Проведите эксперимент. Если гипотеза действительно научна, должна быть возможность провести эксперимент для ее проверки. Эксперимент должен быть в состоянии сказать ученому, ошибочна ли гипотеза; это может не сказать ему или ей, верна ли гипотеза. В приведенном выше примере в ходе эксперимента можно спросить многих людей, какие цвета им больше всего нравятся. Однако поставить эксперимент может быть очень сложно. Что, если ключевой вопрос, который нужно задать людям, не в том, какие цвета им нравятся , а какие цвета ненавидят ? Сколько людей нужно спросить? Есть ли способы задать вопрос, который мог бы изменить результат неожиданным образом? Это все типы вопросов, которые должны задать ученые, прежде чем они проведут эксперимент и проведут его.Обычно ученые хотят проверять только одну вещь за раз. Для этого они стараются сделать каждую часть эксперимента одинаковой для всего, кроме того, что они хотят проверить.
- Экспериментируйте и собирайте данные. Здесь ученый пытается провести эксперимент, который они разработали ранее. Иногда в ходе эксперимента у ученого появляются новые идеи. Иногда бывает трудно узнать, когда эксперимент наконец закончился. Иногда экспериментировать будет очень сложно.Некоторые ученые проводят большую часть своей жизни, изучая, как проводить хорошие эксперименты.
- Почему вопросы . Объяснения — это ответы на вопросы почему. [9] II, p3
- Сделайте выводы из эксперимента. Иногда результаты непросто понять. Иногда сами эксперименты вызывают новые вопросы. Иногда результаты эксперимента могут означать много разных вещей. Все это нужно тщательно продумать.
- Сообщите их другим. Ключевым элементом науки является обмен результатами экспериментов, так что другие ученые могут затем использовать знания сами, и вся наука может получить пользу. Обычно ученые не доверяют новому утверждению, если другие ученые сначала не изучили его, чтобы убедиться, что оно звучит как настоящая наука. Это называется экспертной оценкой («коллега» здесь означает «другие ученые»). Работа, прошедшая рецензирование, публикуется в научном журнале.
Несмотря на то, что они записаны в виде списка, ученые могут переходить от одного шага к другому несколько раз, прежде чем будут удовлетворены ответом.
Не все ученые используют вышеуказанный «научный метод» в своей повседневной работе. Иногда настоящая научная работа выглядит совсем не так, как описано выше.
Пример: растворение сахара в воде [изменение | изменить источник]
Допустим, мы собираемся выяснить, как влияет температура на растворение сахара в стакане воды. Ниже приведен один из способов сделать это, шаг за шагом следуя научному методу.
Цель [изменение | изменить источник]
Сахар быстрее растворяется в горячей или холодной воде? Влияет ли температура на скорость растворения сахара? Это вопрос, который мы могли бы задать.
Планирование эксперимента [изменить | изменить источник]
Один простой эксперимент — растворить сахар в воде разной температуры и отслеживать, сколько времени требуется для растворения сахара. Это будет проверкой идеи о том, что скорость растворения изменяется в зависимости от кинетической энергии растворителя.
Мы хотим, чтобы в каждом испытании использовалось одинаковое количество воды и одинаковое количество сахара. Мы делаем это, чтобы убедиться, что только температура вызывает эффект.Например, может быть, что соотношение сахара и воды также является фактором скорости растворения. Чтобы быть особенно осторожными, мы могли бы также запустить эксперимент, чтобы температура воды не менялась во время эксперимента.
Это называется «выделение переменной». Это означает, что из факторов, которые могут иметь влияние, в эксперименте изменяется только один.
Проведение эксперимента [изменить | изменить источник]
Мы проведем эксперимент в трех испытаниях, которые абсолютно одинаковы, за исключением температуры воды.
- Мы кладем ровно 25 граммов сахара в ровно 1 литр воды, почти холодной, как лед. Мы не шевелимся. Мы замечаем, что для растворения всего сахара требуется 30 минут.
- Мы кладем ровно 25 граммов сахара ровно в 1 литр воды комнатной температуры (20 ° C). Мы не шевелимся. Мы замечаем, что для растворения всего сахара требуется 15 минут.
- Мы кладем ровно 25 граммов сахара ровно в 1 литр теплой воды (50 ° C). Мы не шевелимся. Мы замечаем, что для растворения всего сахара требуется 4 минуты.
Делаем выводы [изменить | изменить источник]
Один из способов упростить просмотр результатов — составить из них таблицу, в которой перечислены все вещи, которые менялись каждый раз, когда мы запускали эксперимент. Наши могут выглядеть так:
Температура | Время растворения |
---|---|
1 ° С | 30 мин. |
20 ° С | 15 мин. |
50 ° С | 4 мин. |
Если бы все остальные части эксперимента были такими же (мы не использовали больше сахара один раз, чем другой, мы не перемешивали тот или иной раз и т.), то это будет очень хорошим доказательством того, что высокая температура влияет на скорость растворения сахара.
Однако мы не можем знать наверняка, что на это влияет что-то еще. Примером скрытой причины может быть то, что сахар растворяется быстрее каждый раз, когда в одной и той же емкости растворяется больше сахара. Вероятно, это неправда, но если бы это было так, результаты были бы точно такими же: три попытки, и последнее было бы самым быстрым. У нас нет причин думать, что это правда в настоящее время, но мы могли бы отметить это как еще один возможный ответ.
Кризис воспроизводимости (или кризис воспроизводимости ) относится к кризису в науке. Очень часто результат научного эксперимента трудно или невозможно воспроизвести позже ни независимыми исследователями, ни самими исследователями. [14] Хотя кризис имеет давние корни, это выражение было придумано в начале 2010-х годов как часть растущего осознания проблемы.
Поскольку воспроизводимость экспериментов является неотъемлемой частью научного метода, невозможность воспроизвести исследования имеет потенциально серьезные последствия.
Кризис репликации особенно широко обсуждался в области психологии (и, в частности, социальной психологии) и в медицине, где был предпринят ряд усилий для повторного исследования классических результатов и попыток определить как обоснованность результатов и, если они недействительны, причин сбоя репликации. [15] [16]
Недавние обсуждения сделали эту проблему более известной. [17]
Элементы научного метода были разработаны некоторыми первыми исследователями природы.
- «Мы считаем хорошим принципом объяснять явления с помощью простейших возможных гипотез». Птолемей (85–165 гг. Н. Э.). [18] Это ранний пример того, что мы называем бритвой Оккама. [19]
- Ибн аль-Хайтам (Альхазен) (965–1039), Роберт Гроссетест (1175–1253) и Роджер Бэкон (1214–1294) — все они добились определенного прогресса в развитии научных методов.
- Ученые 17 века начали соглашаться, что экспериментальный метод — это главный способ найти истину.Это было сделано в Западной Европе такими людьми, как Галилей, Кеплер, Гук, Бойль, Галлей и Ньютон. В то же время были изобретены микроскоп и телескоп (в Голландии) и образовалось Королевское общество. Инструменты, общества и издательское дело — все это очень помогло науке.
- ↑ Oxford English Dictionary — статья для Scientific .
- ↑
«Правила изучения натурфилософии». Ньютон, Исаак 1687, 1713, 1726. Philosophiae Naturalis Principia Mathematica .3-е изд., Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-08817-4 Из перевода И. Бернарда Коэна и Энн Уитман 1999 г., стр. 794–6, из книги 3 , Система мира . - ↑ Гольдхабер, Альфред Шарфф и Ньето, Майкл Мартин, 2010. Пределы массы фотона и гравитона. Ред. Мод. Phys . 82 : 939-979. [1]
- ↑ Мах, Эрнст (1905, 1926) 1976. Знания и ошибки: очерки психологии исследования . Дордрехт: Рейдел.
- ↑ Schlick, Moritz (1925) 1974. Общая теория познания . Вена: Springer-Verlag.
- ↑ Эйер А.Дж. 1936 г. [2-е изд. 1946 г.]. Язык, правда и логика . Голланц, Лондон.
- ↑ Поппер, Карл 1959. Логика научного открытия . Лондон и Нью-Йорк: Классика Рутледж. ISBN 0-415-27844-9
- ↑ Кун Т.С. 1970. Структура научных революций . 2-е изд., University of Chicago Press. p206 ISBN 0-226-45804-0
- ↑ 9.0 9,1 9,2 Bunge, Mario 1967. Научные исследования . Том 1: Поиск системы; Том 2: Поиск истины. Springer-Verlag, Берлин и Нью-Йорк. Перепечатано как Философия науки , Transaction, 1998.
- ↑ Зиман, Джон, 1978. Надежные знания: исследование оснований для веры в науку . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22087-4
- ↑ Feyerabend, Paul 1975. Против метода: наброски анархической теории познания .Лондон: Новые левые. ISBN 0-
- 8-91-2
- ↑ «Джон Стюарт Милль (Стэнфордская энциклопедия философии)». plato.stanford.edu. Проверено 31 июля 2009.
- ↑ «Уроки науки BAAM — методы Милля». www.baam.emich.edu. Проверено 31 июля 2009.
- ↑ Школьник Дж. У. 2014. «Метанаука может спасти« кризис репликации »». Природа . 515 (7525): 9. DOI: 10.1038 / 515009a.
- ↑ Гэри Маркус (1 мая 2013 г.).«Кризис социальной психологии, которого нет». Житель Нью-Йорка.
- ↑ Иона Лерер (13 декабря 2010 г.). «Правда стирается». Житель Нью-Йорка.
- ↑ Feilden, Tom 2017. Большинство ученых «не могут повторить исследования своих коллег». BBC News Наука и окружающая среда. [2]
- ↑ Франклин, Джеймс (2001). Наука гипотез: свидетельство и вероятность до Паскаля . Издательство Университета Джона Хопкинса. , 241.
- ↑ Птолемей был грек, который (вероятно) жил и работал в Александрии.Он известен своими работами по астрономии и географии.
.
ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ И ЗАКОН. Что такое научная гипотеза? Научная гипотеза — это не обоснованное предположение! Гипотезы основаны на: предыдущем опыте.
Презентация на тему: «ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ И ЗАКОН. Что такое научная гипотеза? Научная гипотеза — это не обоснованное предположение! Гипотезы основаны на: предыдущем опыте» — стенограмма презентации:
1
ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ И ЗАКОН
2
Что такое научная гипотеза? Научная гипотеза — это не обоснованное предположение! Гипотезы основаны на: предшествующем опыте; научных исходных знаниях; предварительных наблюдениях; логике. В этом классе мы МОЖЕМ формулировать гипотезы в виде утверждений «если, то потому, что».Если тип транспортного средства будет изменен, то у автомобиля будет более высокий рейтинг миль на галлон, чем у грузовика, потому что более легкие автомобили потребляют меньше топлива на милю, чем более тяжелые.
3
Научная гипотеза Формат хорошей гипотезы: если {управляемая переменная} изменяется, то {прогноз об ответной переменной}, потому что {исследование, которое поддерживает прогноз}. Гипотеза должна четко указывать прогнозируемые отношения между управляемыми и реагирующими переменными, и она должна включать базовые знания, которые вы используете для этого прогноза.
4
Научная теория Теории тоже не являются обоснованными догадками! Теории — это объяснения того, как устроена природа. Теории объясняют важное явление природы. Феномен: любое наблюдаемое событие. Теории хорошо подтверждены доказательствами и считаются лучшим объяснением явления.
5
Научный закон Научные законы описывают то, что природа делает в определенных условиях.Если эти условия присутствуют, то по закону можно делать прогнозы относительно того, что произойдет. Явление А всегда происходит при выполнении условий 1 и 2. Научные законы хорошо подтверждены доказательствами и неоднократно проверялись с течением времени.
6
Связь между теориями и законами Теории НЕ становятся законами с большим количеством доказательств. Законы описывают, что происходит, а теории объясняют, почему это происходит.Теории используются для объяснения того, почему можно использовать закон для предсказания того, что произойдет при определенных условиях.
7
Насколько широко это объяснение? Гипотеза: объясняет узкую группу явлений. Теория: объясняет более широкую группу явлений. Закон: описывает основные и самые широкие принципы науки; можно даже выразить в виде математического уравнения.
8
Теория клеток 1665: Гук наблюдал мертвые пробковые клетки и ввел термин клетки.1680-е годы: Левенгук изучал слюну людей, которые никогда не чистили зубы, и был первым, кто обнаружил живые клетки: бактерии и простейшие.
9
Продолжение теории клеток… 1855: Вирхов предположил, что живые клетки происходят из других живых клеток. Пошел против концепции самозарождения, которую большинство ученых считали верной. Теория клеток сегодня: 1. Все живые существа состоят из клеток. 2. Клетки являются основными единицами структуры и функций живых существ.3. Все клетки производятся из других клеток.
10
Теории эволюции 1937: Синтетическая теория Добжанского связала генетические мутации и естественный отбор. 1809: Ламарк предложил теорию приобретенных характеристик. Он думал, что жирафы приобрели длинные шеи в результате поколений, которые тянулись за листьями на деревьях. 1858: Дарвин и Уоллес разработали теорию естественного отбора, но не было объяснения того, как она работает, потому что никто не понимал генетику.1856: Мендель начал свои эксперименты с растениями гороха и разработал свои законы наследования. К сожалению, его работы оставались незамеченными до 1900 года.
11
Эволюция продолжалась … В конце 20 века технологии стали достаточно развитыми, чтобы позволить ученым изучать процесс эволюции на генетическом уровне. Теперь они могут анализировать генетические сходства между видами и выдвигать гипотезы об общих предках между видами.1972: Элдридж и Гулд предложили теорию прерывистого равновесия, в которой периоды быстрой эволюции сменяются периодами очень небольших изменений. Другие ученые придерживались теории, согласно которой эволюция видов происходит очень медленно.
.