Нарушения мышления: Лекция 8 Нарушения мышления — Студопедия

Содержание

Нарушения мышления — Учебная дисциплина «Клиническая психология». Шпаргалки.

Мышление это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, обобщенное познание действительности, в котором важное значение имеет слово, речь.

Нарушение мышления нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Как правило, принято выделять следующие виды патологии мышления: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления, нарушение мотивационного компонента мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Снижение уровня обобщения. Оно выражается в том, что в суждениях человека доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливаются сугубо конкретные связи между предметами;

Искажение процесса обобщения. Это нарушение является антиподом процесса снижения обобщения. Скажем, больные шизофренией отражают в своих обобщениях лишь случайную сторону явлений, предметное содержание которых ими не учитывается и искажается. Скажем, больные могут объединить такие разные предметы, как нож, вилку, стол, лопату по принципу твердости в одну группу. В суждениях больных шизофренией доминируют связи, неадекватные конкретным жизненным отношениям. Например сравнение «телега» и «сани» определяется как «видоизменение видимости».

Одну из важнейших черт мышления представляет собой понимание. В понимании, как и в других

мыслительных процессах, используются ассоциации. Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Больные часто объединяют в группы разнородные понятия, скажем книгу и кресло, потому что книгу удобно читать в кресле, и т. д. У других больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами – условными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образования, умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной нервной системы и шизофренией часто недоступен иносказательный смысл пословиц, метафор. Это является следствием нарушения мышления.

Близки к нарушению оперирования условными знаками нарушения в понимании юмора. Неумный или малоразвитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать юмор, особенно шутки, бывает особенно выражена. В основе нарушения понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.

При больших поражениях в области лобных долей мозга, отмечается патологическая склонность к «шутливости», однако «шутки» этих больных бывают плоскими, неуместными. Больной тяжелым соматическим заболеванием часто бывает неспособен понять и оценить шутку, высказанную медицинским работником с целью ободрения или успокоения.

Нарушение динамики мыслительной деятельности:

•  Нарушение динамики мыслительной деятельности может выражаться в лабильности мышления – чередовании адекватных и неадекватных решений. Противоположное этому нарушение называется инертностью мышления, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой.

Лабильность мышления выражается в чередовании обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний, подмене логических связей случайными сочетаниями; образованием одноименных групп. У больных возникает повышенная откликаемость на любой раздражитель, не направленный на них, а любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности.

Инертность мышления противоположна по смыслу лабильности мышления, изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Характерны снижение операций обобщения и отвлечения, запаздывающие ответы. Нарушение выражается в неправильном подборе синонимов: «обман – вера», «голоса – ложь». Следо-вый раздражитель приобретает большее сигнальное значение, чем актуальный.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.

Обнаруживается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов. Например, ложка объединяется с машиной «по принципу движения», кастрюля – со шкафом («у обоих есть отверстия»). Наиболее отчетливо это нарушение проявляется в разноплановости мышления и резонерстве.

Разноплановость мышления – протекание суждения в разных руслах. Мышление больных течет как бы по различным руслам, происходит «минование сущности». Скажем, И. Ю. Левченко приводит такие примеры: больные могут объединять в группу машину, самолет, кровать, корабль, давая объяснение, что это «железные, предметы свидетельствующие о силе человеческого ума»; объединив шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату в одну группу, больной поясняет, это таким образом: «мебель, это группа выметающих плохое из жизни; лопата эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

Резонерство – бесплодное мудрствование. Оно выражается в претенциозно-оценочной позиции больных к склонности большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Характерны многозначительность, неуместный пафос, часто используются инверсии и вводные слова.

Разноплановость и резонерство находят отражение в речи, которая приобретает характер разорванности.

Вообще, патологические нарушения мышления разнообразны, например, при патологии мышления наблюдаются отклонения в темпе мышления, это ускоренное и замедленное мышление. Замедленное мышление, кроме снижения темпа, обычно бедно и вязко. Под вязкостью мышления понимают трудность переключения с одной мыслительной задачи на другую.

Нарушение критичности мышления. Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так, при выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанных с бездумным манипулированием предметами, а также с безразличным отношением к собственным ошибкам.

Больные шизофренией в основном безучастны к своим ошибкам, а больные эпилепсией остро переживают неправильные ответы и ошибки, но оценить качество ответа не могут.

Основными характеристиками мышления (ассоциативного процесса) являются: 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность.

В соответствии с этим психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных переживаний и использованием специфической символики.

Кроме того, может наблюдаться нарушение продуктивности мышления, когда речь бессвязна, представляет набор логически несвязанных слов и предложений.

Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

Классификация нарушений мышления:

I.  По темпу

1.  Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени), (мания).

2.  Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени) (депрессия).

II. По стройности

1.  Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).

2.  Бессвязность (нет связи между словами).

3.  Инкогеренция (нет связи между слогами).

4.  Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).

5.  Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).

6.  Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).

7.  Перерывы мышления (шперрунги).

III.  По целенаправленности

1.   Резонерство (бесплодное мудрствование).

2.   Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств).

3.   Персеверация (застревание на одной ассоциации).

4.   Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).

5.  Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).

IV.  По продуктивности

1.  Навязчивые идеи (мысли,  возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).

2.   Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

3.   Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).

4.   Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).

Патология мышления может проявляться в чрезмерном неадекватном символизме, когда больные люди вкладывают в обыденные слова и явления, воспринимаемые ими, особый символический смысл.

Вообще, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Некоторые из них наиболее типичны для той или другой формы болезни. Нарушение мышления встречается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.

При неврозах, а также у здоровых людей при переутомлении, встречается бесконтрольное течение мыслей – мантизм. Мантизм объясняется нарушением равновесия между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, где в результате переутомления или по иной причине в соответствующих пунктах создаются очаги застойного, инертного возбуждения.

А при ипохондрическом синдроме больной человек в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пессимистически оценивать свое состояние.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Какие бывают нарушения мышления? Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация

Каждый человек живет по индивидуальному сценарию отражения действительности. Один может видеть пустыню, другой — остров цветов среди песка, для одних солнце светит, а другим оно кажется недостаточно ярким. То, что каждый человек по-разному видит одну и ту же ситуацию, зависит от важного психического процесса — мышления. Мы анализируем, оцениваем, сравниваем, выполняем математические действия благодаря ему.

Изучением особенностей мышления занимаются многие специалисты, чаще всего это психологи и психиатры. В плоскости психологии существует много различных тестов, которые обладают валидностью и надежностью. Проводится диагностика мышления для определения нарушений, а также поиска методов развития мышления. На базе психиатрических знаний можно определить патологические процессы мышления. После этого организовывается медикаментозная помощь людям, у которых наблюдается патологическая работа этого психического процесса. Какие же могут наблюдаться нарушения мышления?

В чем состоит норма отражающего реальность психического процесса?

По сегодняшний день многие специалисты спорят, как правильно дать определение сложному психическому процессу — мышлению. Но до сих пор не нашлось полного и содержательного тезиса, который бы освещал всю работу, которую оно проводит в нашем сознании. Этот психический процесс является частью интеллекта вместе с другими (памятью, воображением, вниманием и восприятием). Мышление трансформирует всю полученную информацию извне, переводя ее в плоскость субъективного восприятия окружающей человека среды. Выразить субъективную модель реальности человек может с помощью языка, речи, это и отличает его от других живых существ. Именно благодаря речи человек называется высшим разумным индивидуумом.

Воспринимая различные ситуации, с помощью речи человек выражает свои выводы, показывает логику своих суждений. Процессы мышления в норме должны соответствовать нескольким критериям.

  • Человек должен адекватно воспринимать и перерабатывать всю информацию, которая к нему поступает извне.
  • Оценка человека должна находиться в рамках принятых в обществе эмпирических оснований.
  • Существует формальная логика, которая в большей степени отражает нормы и законы всего общества. Выводы по поводу какой-либо ситуации должны основываться на этой логике.
  • Процессы мышления должны протекать в соответствии с законами системной регуляции.
  • Мышление не должно быть примитивным, оно сложноорганизованное, поэтому в норме отражает большинство понятий общепринятой структуры мира.

Эти критерии не подгоняют всех людей под общие правила существования. Никто не отменял индивидуальность человека. Речь идет о большинстве как о норме. Элементарный пример: многие считают, что кушать после 21.00 вредно, поэтому все, ужинающие позже, не входят в нормальные рамки. Но в целом отклонением это не считается. Так и с мышлением. Некоторые несовместимости с общепринятой структурой мира формальной логикой могут быть, если только это не грубые нарушения мышления.

Методы диагностики

диагностика нарушений мышления

Для того чтобы определить логичность, гибкость, глубину, критичность мышления, насколько развиты его виды, существует много способов исследования этого психического процесса. У медиков больше практикуется обследование на органическом уровне, диагностика нарушений мышления проводится с помощью общепринятого медицинского оборудования. Они смотрят через аппараты, ищут патологические очаги, проводят МРТ, энцефалограмму и так далее. Психологи в своей работе используют тестовые материалы. Диагностика мышления в психологии может осуществляться также с помощью спланированного наблюдения и естественного или лабораторного эксперимента. Самые распространенные тесты для определения особенностей мыслительной деятельности: методика «Исключение понятий», тест Беннета, изучение ригидности мышления и так далее. Для определения нарушения мышления у детей можно использовать «Раздели на группы», «Обведи контур», «Найди отличия», «Лабиринт» и другие.

Причины нарушений

нарушение мышления при шизофрении

Причин нарушений сложного психического процесса, отражающего реальность в нашем сознании, может быть множество. Даже в настоящее время специалисты не пришли к единому мнению по поводу некоторых патологических нарушений в мышлении человека. Они возникают из-за органических повреждений, психозов, неврозов, депрессий. Рассмотрим причины основных отклонений.

  1. Когнитивные расстройства. Они делают низким качество мыслительных операций. Эти расстройства могут происходить на разных уровнях организации человеческого организма. На клеточном уровне они мешают больному адекватно воспринимать окружающую реальность, за этим следуют неправильные решения по поводу происходящего. Это такие патологии, как болезнь Альцгеймера (деменция из-за органических поражений сосудов головного мозга), шизофрения. При поражении височных долей мозга происходит нарушение памяти и мышления, что не позволяет человеку выполнять привычную деятельность, организовать и классифицировать предметы. При плохом зрении человек получает искаженную информацию, поэтому суждения и выводы у него могут быть несоответствующими жизненным реалиям.
  2. Патологии форм мышления берут начало от психозов. При этом человек не способен упорядочить информацию на основе общепринятой логики вещей, поэтому делает нереалистичные умозаключения. Здесь наблюдается разорванность мыслей, отсутствие любых связей между ними, а также восприятие информации по внешним критериям, нет ассоциативной связи между ситуациями или предметами.
  3. Расстройства содержания мыслей. Из-за слабости системы восприятия (в частности, преобразования внешних раздражителей) возникает «перекос» акцента с реальных событий на события, которые субъект определил, как имеющие для него большую ценность.
  4. Недостаточность системной регуляции. Мышление человека устроено таким образом, что в проблемной ситуации он ищет пути выхода на основе предшествующего опыта и переработки информации в данный промежуток времени. В норме системная регуляция помогает человеку абстрагироваться от окружающего дискомфорта, взглянуть на проблему со стороны, задавать себе вопросы и искать конструктивные ответы одновременно, создавать общий план действий. При недостатке этой регуляции человек не может быстро и эффективно найти выход из сложившейся ситуации. Такие нарушения мышления могут быть из-за эмоциональных перегрузок, травм, опухолей головного мозга, токсических поражений, воспалений в области лба.

Виды патологического мышления

нарушения мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.

Патологии операционной стороны психического процесса

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

процессы мышления

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.

Нарушения, затрагивающие динамику мышления

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

  • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
  • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
  • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
  • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
  • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

Что значит расстройства личностного компонента?

нарушение памяти и мышления

Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.

  • Разноплановость. Какая либо ценность, суждение, вывод могут «располагаться» в разных плоскостях мышления. При сохранном анализе, обобщении и сравнении у человека какое-либо задание может протекать в направлениях, между собой никак не связанных. Например, зная, что нужно заботиться о питании, женщина может покупать самые изысканные блюда кошке, а не своим детям. То есть задание и знания адекватные, отношение к поставленной цели и выполнение задания патологичны.
  • Резонерство. Мышление человека с такой патологией направлено на «решение глобальных проблем». По-другому это нарушение называется бесплодные рассуждения. То есть человек может тратить свое красноречие, наставлять, замудренно выражаться без особого на то повода.
  • Витиеватость. Когда человек что-то объясняет, то тратит очень много слов и эмоций для этого. Тем самым в его речи присутствуют лишние рассуждения, которые затрудняют процесс общения.
  • Аморфность. Иначе говоря, это нарушение логического мышления. При этом человек путается в понятиях и логических связях между ними. Посторонние люди не могут понять, о чем он говорит. Сюда относится еще разорванность, при которой нет связи между отдельными фразами.

Содержание мышления — что это?

Содержание мышления — это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира — индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.

Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.

Обессии у человека

нарушение логического мышления

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. Навязчивые мысли, идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений префронтальной коры, базального ганглия, поясной извилины.

Сверхценные эмоциональные идеи

нарушение мышления психология

Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс — нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях. Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.

Бред как расстройство мыслительного процесса

Является грубым нарушением мыслительного процесса, так как у человека возникают умозаключения и представления, не соответствующие его ценностям, реальности, общепринятым законам логики. Пациент их считает правильными, и его невозможно убедить в обратном.

Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация

МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мышление– это одна из высших психических функций, обобщенная форма восприятия и отражения познаваемых объектов. Процесс мышления происходит в результате реакции коры головного мозга на внешние раздражители. При психических расстройствах, вызванных некоторыми заболеваниями, имеет место нарушение мышления, выражающееся в разнообразных формах. Признаки таких нарушений требуют обязательной консультации психиатра.

Различают следующие виды нарушения мышления:

· Нарушения динамики мышления.

· Нарушения операциональной стороны мышления.

· Нарушения мотивационного компонента мышления.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления

Скачка идей или ускорение мышления

Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос. Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.

При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:

· быстрые, хаотичные ассоциации;

· повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;

· экспрессивная жестикуляция и мимика;

· осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;

· способность к анализу, осмысленность действий.

Инертность мышления

Характерные признаки данного нарушения мышления – замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом на вопрос, задержка речевой реакции существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.

Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:

· эпилепсия и эпилептойдная психопатия;

· маниакально-депрессивный синдром;

· апатические и астенические состояния;

· помрачение сознания легкой степени.

Непоследовательность суждений

Данное отклонение характеризуется неустойчивостью суждений. При выполнении ассоциативных заданий человек может чередовать правильный и ошибочный способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется способность к обобщению, усвоению инструкций, анализу.

Подобное нарушение мышления происходит при таких заболеваниях как:

· заболевания сосудов головного мозга;

· травмы головного мозга;

· маниакально-депрессивный психоз;

· шизофрения в период ремиссии.

Откликаемость

Данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения. Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Характерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий. Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения.

Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.

Соскальзывание

Данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение к основной теме без исправления ошибок. Такие проявления отличаются эпизодичным, внезапным характером. Зачастую эти нарушения выявляются при выполнении заданий на ассоциативный ряд. Наблюдаются случайные сопоставления, ассоциации подменяются созвучиями (например, «палка-галка»).

Соскальзывание, как правило, наблюдается при шизофрении.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения

Снижение уровня обобщения

Для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. Человек не в состоянии отобрать свойства и признаки, характеризующие понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.

Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:

· олигофрения;

· эпилепсия;

· энцефалит.

Искажение процесса обобщения

Данное нарушение мышления проявляется, как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций.

Подобное нарушение свойственно при таких заболеваниях как:

· шизофрения;

· психопатия.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.

Разноплановость мышления

Этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов или явлений может производиться на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.

Резонерство

Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек пускается в длительные бесконечные рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.

Такая патология мышления характерна для больных шизофренией.

Некритичность

Патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.

Бред

Данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Соответствие бредового умозаключения действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется такими умозаключениями и, таким образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.

Современная медицина описывает несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее характерны из них следующие группы:

· бред преследования;

· религиозный бред;

· бред сутяжничества;

· бред ревности;

· бред отравления;

· бред происхождения;

· ипохондрический бред и некоторые другие фабулы.

К распространенным в настоящее время бредовым состояниям относится ианорексия – иллюзия лишнего веса, сопровождающаяся маниакальным желанием похудеть.

От свойственных здоровому человеку заблуждений бред отличается тем, что больной абсолютно убежден в своих идеях, коррекция и разубеждение невозможны, бредовые идеи имеют чрезвычайную значимость для человека и определяют характер его поведения.

Навязчивые состояния

Подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями. Такое состояние не поддается осмысленному контролю и характеризуется также как расстройство личности. Навязчивые мысли, как правило, ведут к определенным ритуалам (например, мысль о нечистоте окружающего мира заставляет человека мыть руки после прикосновения к любым предметам).

 

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)Врожденное и приобретенное слабоумие. Клинические формы деменции.

Расстройства интеллекта:

Ø Олигофрения — врожденное слабоумие. Причины в нарушении внутриутробного развития или в патогенных факторах, действующих в возрасте до 3 лет.

Слово «олигофрения» в переводе с греческого означает «малоумие», т.е., другими словами, психическое недоразвитие человека.
По тяжести интеллектуального дефекта олигофрения делится на три степени:

Дебильность– легкая степень. Психиатры выделяют три категории дебильности: легкую, среднюю и глубокую. Таких детей, к сожалению, очень много, так как они адаптируются к условиям своей жизни. Зачастую этих больных медики не обследуют, диагноз им не поставлен. Но у таких детей есть особенности и в поведении, и в мышлении. На первый взгляд, ребенок социально адаптирован, у него развиты навыки самообслуживания, он способен к обучению, есть достаточный запас лексики, но его мышление имеет свои особенности: у них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм. Среди дебилов различают: возбудимых, вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

 

Имбецильность– это средняя степень, в этом случае дети овладевают речью, которая обычно косноязычна, запас слов ограничен. Легко внушаемы. Обладают механической памятью, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарным трудом. Эти дети часто вспыльчивы, агрессивны, злобны, нередко у них повышено половое влечение.

Идиопатия – это глубокая степень олигофрении, при которой отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. Такие дети после рождения сразу попадают в интернаты для психохроников.


Ø Деменция — приобретенное слабоумие (снижение прежде сформированного интеллекта, возникает в возрасте старше 3 лет).


Виды:

1. Парциальная деменция: неравномерная выраженность нарушений памяти (прогрессирующая гипомнезия) и мышления (по органическому типу). При сосудистых заболеваниях головного мозга.

2. Тотальная деменция: охватывает все виды психической деятельности и с течением заболевания завершается их полным распадом (прогрессирующая амнезия, апраксия, афазия и пр.). Разрушение «ядра личности», Часто дезориентированы в собственной личности иситуации, Отсутствие критики к состоянию, При атрофических заболеваниях головного мозга, прогрессивном параличе.

 

Причины нарушения познавательных процессов:

​ ØСосудистые заболевания (системный атеросклероз).

​ ØИзменение биохимии мозга в результате нарушения локального кровообращения или действия токсичных веществ (например, окись углерода, алкогольная интоксикация).

​ ØЧерепно-мозговые травмы (структурные повреждения головного мозга, так и при нарушениях физиологических процессов в коре головного мозга).

​ ØШизофрения;

​ ØОрганические психозы.

​ ØДегенеративные заболевания головного мозга (деменции, атрофии, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика).

​ ØЭпилепсия;

​ ØВоспаление довольно часто является причиной нарушения познавательных процессов. Воспаление периферических нервных проводников сопровождается нарушениями чувствительности, движения или деятельности внутренних органов. Воспаление, возникшее в центральной нервной системе, чаще всего локализуется в мозговых оболочках и приводит к нарушению продукции и оттока спинномозговой жидкости, повышению внутричерепного давления, нарушению мозгового кровообращения. Воспаление может захватывать и вещество мозга (энцефалит).

​ ØОпухоли. Опухоль оказывает раздражающее действие на тот или иной нервный центр, вызывая его чрезмерное возбуждение. По мере же роста опухоли развивается атрофия нервных клеток и волокон, что приводит к выключению их функций. Кроме того, увеличение массы опухоли сопровождается повышением внутричерепного давления,- уменьшением кровенаполнения головного мозга и его ишемией;

​ ØСтрессы, депрессия, сильное перенапряжение.

 


Нарушения мышления | Шпаргалка к написанию экзаменов


Мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений. Мышление является частью интеллекта. Интеллект — это общий термин, охватывающий все психические процессы, обеспечивающие познавательную активность (мышление, внимание, память, восприятие). Как часть интеллекта, мышление есть процесс непосредственного оперирования образами, идеями, символами, представлениями, понятиями. Если интеллект — это ум, способность познавать реальность, то мышление — это обдумывание, один из способов познания реальности, который заключается в создании субъективной модели реальности. Модель — это обобщенный и опосредованный образ реальности. Соответственно, мышление — это обобщенное и опосредованное познание мира. У человека, в отличие от животных, главным, основным инструментом создания субъективных моделей является язык (система условных символов). Поэтому содержательную сторону мышления у человека выражает речь. Как отражение мышления она обладает логичностью, доказательностью, грамматическим строем, темпом, целенаправленностью, гибкостью и подвижностью, экономичностью, широтой, глубиной, критичностью, самостоятельностью, пытливостью, любознательностью, находчивостью, остроумием, оригинальностью, продуктивностью.

Логичность — умение выражать внутренние закономерности между явлениями и предметами. Доказательность — обоснование этой закономерности. Строй речи — соответствие законам построения высказываний. Темп речи — скорость протекания мыслительных процессов. Целенаправленность — сохранение в течение определенного времени подчиненности познавательного процесса определенной задаче. Гибкость — умение быстро менять принятые решения в зависимости от изменения ситуации. Экономичность — умение эффективно выполнять мыслительные операции с наименьшим числом действий. Широта — способность привлекать разнообразную информацию для решения познавательных задач. Глубина — способность проникать в суть явлений. Критичность — умение адекватно оценивать результаты.

Во время процесса мышления человек воспринимает информацию, перерабатывает ее, делает выводы и объединяет их в предположения относительно ситуации, в которой он находится. Для создания адекватных ситуации выводов и предположений нормальный (общепринятый) процесс мышления должен соответствовать нескольким условиям:

1) способы восприятия и переработки информации должны быть адекватны объективной ситуации;

2) выводы должны делаться в соответствии с законами формальной логики;

3) содержание мышления должно оцениваться человеком в соответствии с общепринятыми эмпирическими основаниями;

4) процесс мышления должен быть организован по принципу системной регуляции;

5) мышление должно быть сложно структурированным и отражать в развернутой системе понятий общепринятую структуру мира.

Нарушения способа восприятия и переработки информации (основные когнитивные расстройства) влияют на качество мышления. Например, при неустойчивом внимании, нарушенной памяти, плохом зрении человек получает неадекватные сведения о ситуации, в которой он находится, делая неправильные выводы и предположения. Так, при аутизме человек в большей мере отдает предпочтение внутренним импульсам, тогда как внешние источники информации о ситуации могут игнорироваться. В результате человек делает неправильные выводы и прогнозы относительно ситуации, в которой находится. При задержках умственного развития некоторые виды информации не могут быть адекватно восприняты и учтены в выводах и предположениях, что не позволяет мышлению выполнять свою основную функцию обобщенного отражения существенных сторон реальности. При повреждениях височных областей мозга изменяются процессы памяти, что влияет на распознание необходимых аспектов ситуации, дезорганизует восприятие раздражителей и не позволяет их категоризовать. Изменения на клеточном уровне искажают поступающую информацию (например, при шизофрении или болезни Альцгеймера), давая неверные сведения о реальности, из чего следуют неадекватные ситуации решения.

Нарушения формы мышления возникают чаще всего при психозах. При этом человек перестает соблюдать базовые логические законы упорядочения информации, что приводит его к нереалистичным умозаключениям. К формальным нарушениям относят бессвязность мыслей, их разорванность (связь между мыслями сохраняется в течение непродолжительного времени, а потом под действием случайных факторов мышление начинает протекать в другом направлении и на других основаниях), ассоциативность мыслительных процессов (отсутствие внутренней структуры, ориентация мысли только на внешние признаки ситуации, внешнее сходство).

Содержательные расстройства заключаются в том, что одна информация приобретает большую ценность по сравнению с другой, при этом в качестве критерия истинности утверждения берется произвольный субъективный конструкт. Здесь нарушается не сам процесс обработки информации, а объяснение событий. Причиной этого могут быть слабая селекция внешних раздражителей и восприятие нерелевантной информации (из-за слабости системы восприятия), придание преувеличенного значения событиям и содержанию памяти в ущерб актуальной информации и т. п.

Недостаточная системная регуляция (метакогниция) касается систематического обращения к предшествующему опыту и личностному опосредованию процесса мышления. Сюда включается, например, одновременная обработка нескольких аспектов проблемы, создание общего плана мышления, поиск подходящей информации из разных источников, координация мыслительных усилий, обращение к самому себе с вопросами с одновременным представлением себя как стороннего человека, не занятого сиюминутным решением проблемы (умение увидеть себя над проблемой, абстрагироваться от конкретных мешающих условий). Недостаточная системная регуляция может быть обусловлена травматическими и токсическими поражениями, опухолями, воспалительными процессами лобных долей мозга. Системная регуляция мыслительных процессов также нарушается под влиянием сильных эмоциональных перегрузок.

Степень когнитивной структурированности мышления определяет то, как человек воспринимает, категоризирует, помнит и использует в своих действиях и поступках информацию о внешнем мире. Если оглянуться вокруг, то мы не сможем увидеть вокруг себя ни одного элемента реальности, которому бы не соответствовало определенное описывающее его понятие — языковая форма, обобщающая по какому-либо критерию самые разнообразные конкретные предметы и явления. В каждое понятие включено то или иное представление об объекте видимой реальности: его общие и частные (отличительные) признаки, существенные и несущественные характеристики. Именно понятия делают для нас видимыми, знаемыми, понимаемыми те или иные стороны предметов и явлений реальности, которыми мы затем пользуемся в практической деятельности. Именно в понятиях выделяется главное и несущественное в восприятии многочисленных сторон окружающей нас реальности. Следовательно, какова понятийная сетка реальности (т. е. когнитивная структура мира), таково отношение человека к ее элементам, таково его поведение. Понятия упорядочивают имеющийся у нас жизненный опыт и формируют субъективное пространство взаимодействия. Несовпадение содержания и значений субъективных понятий неизбежно приводит к рассогласованию действий и поступков людей. Именно поэтому к мышлению предъявляется требование оперировать общепринятыми понятиями.

Чем больше в мышлении понятий, структурирующих реальность, и чем более развернуто их содержание, тем большее основание имеется у каждых конкретных человеческих действий. Это основание и получило название когнитивной структурированности.

Когнитивная структурированность включает в себя три признака: 1) дифференцированность, 2) дискриминативность, 3) интегрированность. Дифференцированность представляет собой совокупность характеристик, которыми человек наделяет окружающую реальность: чем больше характеристик, тем более насыщенным и разным воспринимается окружающий мир. Дискриминативность характеризует способность человека различать в многообразии конкретных предметов и явлений содержательные аспекты, относящиеся к одному и тому же параметру реальности. Интегрированность представляет собой переплетение разных характеристик и содержательных аспектов одного предмета или явления, восприятие их целостности, а не разорванности, на основе общего главного признака, составляющего ядро понятия о чем-либо.

Высокая степень когнитивной структурированности означает, что человек воспринимает окружающий мир в многообразии основных элементов, связывая их между собой по определенным правилам. Благодаря высокой когнитивной структурированности человек оказывается восприимчивым к новой информации, устойчивым к многозначности мира и субъективных переживаний и обладает выраженной поленезависимостью (т. е. полагается на самого себя, а не на мнение окружающих).

Низкая степень когнитивной структурированности выражается в однозначном, выборочном восприятии отдельных основных элементов мира, которые так же связываются между собой по определенным правилам. Однако выборочность восприятия мира делает его уязвимым перед новой информацией, поскольку она грозит разрушением целостности основных психических процессов. Для сохранения психической целостности и устойчивости когнитивно простые люди обращаются за поддержкой к мнению окружающих, т. е. имеют высокую полезависимость.

Низкая когнитивная структурированность сопровождает такие психические расстройства, как депрессии, аддиктивное и асоциальное поведение; поскольку у человека в этом случае формируется ущербное субъективное представление об окружающем мире и себе, он выбирает такие способы взаимодействия с миром, которые приводят к ошибкам и конфликтам с окружающими, и испытывает затруднения в изменении имеющихся дезадаптивных стратегий социальных отношений и взаимодействия.

В отечественной клинической психологии все нарушения мышления, вслед за Б. В. Зейгарник, объединяют в три вида: 1) нарушения операционной стороны мышления; 2) нарушения динамики мышления; 3) нарушения личностного компонента мышления /13/.

4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления.

Это нарушения процессов обобщения и опосредования. Два варианта таких нарушений: а) снижение уровня обобщений и б) искажение процесса обобщения.Снижение уровня обобщений состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами.

4.5.2. Искажение процесса обобщения.

Обобщаются случайные стороны явлений, существенные же отношения мало принимаются во внимание. Больные могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, выходящими за пределы содержательной стороны явлений, либо чисто внешними, несущественными признаками. Основной признак искажения — бессодержательные или выхолощенные обобщения. Больные имеют искаженные представления о реальности, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным явлениям подходить с «теоретических» позиций. Речь носит вычурный характер.

4.5.3. Нарушения динамики мышления.

Нарушения темпа:ускорение и замедление мышления. Ускорение — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мысли поверхностные, малодоказательные, возникает скачка идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения). Замедление — уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Лабильность — редко встречающийся феномен, который заключается в быстрой смене темпа: сначала резкое ускорение, сменяющееся резким замедлением. Нарушения подвижности мышления (тугоподвижность мышления, торпидность, ригидность, инертность). Детализация, обстоятельность, вязкость. Детализация — постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей (нарушение экономичности мышления). Обстоятельность — выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной мысли (лабиринтное мышление). Вязкость — крайняя степень обстоятельности, при которой детализация так искажает основную мысль, что делает ее непонятной. Теряется способность удерживать центральную линию разговора, трудно вернуться к теме беседы. В ЭПИ отмечается сохранность обобщений, однако ошибки возникают при переключении на новый способ решения задачи.

4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления).

Этот вид нарушений связан с серьезными изменениями в мотивационной сфере личности. Влияние изменений мотивационной сферы уже можно наблюдать в искажении процесса обобщения. Однако есть нарушения, в которых изменения личностного компонента мышления проявляются особенно ярко, что и заставило Б. В. Зейгарник выделить их в отдельную группу. Суть мышления составляет оперирование существенными аспектами реальности. Однако существенным у человека оказывается то, что приобрело смысл в процессе жизнедеятельности. Другими словами, признаками нарушения выступает не частота проявления какого-либо признака или свойства мышления, а роль, которую оно играет в жизни человека. У смысла есть две стороны: индивидуальный и общественный (предметно-объективный, конвенциальный). В разных обстоятельствах доминирует то один, то другой, однако конвенциальный смысл всегда оказывается доминирующим критерием, обеспечивающим однозначность продуктов мыслительной деятельности разных людей. Нарушение целенаправленности мыслительных процессов связано с приданием большей значимости индивидуальному смыслу в ущерб общественному.

Виды таких нарушений мышления: витиеватость, соскальзывание, резонерство, разноплановость, аморфность, разорванность.

Витиеватость— слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой мысли.

Соскальзывание(непоследовательность мышления) — внешне немотивированные, неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку. После соскальзывания больной способен продолжить последовательность основного рассуждения. Здесь нет ускорения темпа мышления, мысль между соскальзываниями сохраняется.

Резонерство— пространные рассуждения по несущественному поводу. Основу резонерства составляют банальные нравоучения, морализированные истины, известные изречения. Речь сохраняет правильность, но многословна, изобилует причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Здесь происходит отрыв от контекста и ситуации общения, когда различные значения слова сопоставляются сами с собой, а выбора адекватного значения не происходит. Мыслительный процесс направлен не на цель, задаваемую ситуацией, а на «более общую», «универсальную» цель. В резонерских суждениях преобладает стремление подвести любое незначительное явление под «концепцию». Отрыв от реальности превращает мысли в «умственную жвачку» (И. Павлов). У таких больных речь не облегчает выполнение задания, а затрудняет его: произносимые слова вызывают случайные ассоциации, которые их отвлекают.

Разноплановость— постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций. В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия. Суждения об одном и том же феномене одновременно протекают на разных уровнях.

Аморфность— нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).

Разорванность— отсутствие связей между отдельными умозаключениями. Выделяют логическую и грамматическую разорванность. Логическая — нет логической связи между отдельными компонентами мысли. Грамматическая — набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная окрошка.

С нарушениями личностного компонента мышления связан такой класс нарушений, как нарушения содержания мышления.Сюда относится формирование навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Навязчивые идеи (обсессивные мысли) — это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации или вступает в значительное противоречие с системой личных ценностей. Неадекватность содержания в этом случае понимается и критически оценивается человеком, но возникновение таких мыслей непроизвольно, от них невозможно освободиться, и человек испытывает эмоциональный дискомфорт от их наличия. Обсессивные мысли представляют собой идеи, образы или побуждения к действию, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному, и борьба с ними совершенно безуспешна. При этом они воспринимаются не как чуждые, навязанные, а как собственные мысли. Например, женщина может мучиться страхом, что она может случайно не устоять перед желанием убить любимого ребенка. Или мужчина страдает от непристойных, не соответствующих своим представлениям о собственной личности, навязчивых образов, желаний, представлений. Среди навязчивых мыслей выделяют навязчивые сомнения, навязчивые абстракции (манипулирование цифрами или «умственная жвачка» — изнуряющее мудрствование на отвлеченные темы), контрастные мысли (содержание которых противоречит мировоззрению или морально-этическим принципам личности) и навязчивые воспоминания. Важной частью обсессивных мыслей являются бесплодные рассуждения, не приводящие ни к какому конкретному решению. Навязчивые мысли возникают в результате воздействия психотравмирующих обстоятельств жизни (тогда содержание мыслей отражает эти обстоятельства), или же они возникают в случаях повреждения базального ганглия, поясной извилины и префронтальной коры (тогда содержание мыслей никак не связано с обстоятельствами жизни или же быстро от них отрывается).

Вслед за возникновением навязчивых мыслей вскоре возникают навязчивые (компульсивные) действия, которые имеют характер ритуальной защиты и снимают душевный дискомфорт, возникающий при возникновении мыслей. Осуществление этих действий (ритуалов) не приносит человеку удовлетворения, и он сам понимает бессмысленность их совершения, однако не может их не совершать (поскольку они связаны с обсессивными мыслями). Ритуальные действия придают человеку ощущение контроля над ситуацией, которая субъективно воспринимается как опасная. Действие же играет роль символической защиты от этой опасности. Осознание их бессмысленности приводит к нерешительности и медлительности.

У детей и подростков наиболее распространены навязчивые мысли, связанные с боязнью заражения, заболевания, причинения вреда себе или другим. Также навязчивости могут возникать в связи с сексуальной, религиозной озабоченностью, а также озабоченностью своим телом (внешний вид, функции и т. д.).

В ряде случаев навязчивые мысли сочетаются с нарушениями аффективной сферы личности, приводя к возникновению тревожных расстройств. Навязчивые действия как раз и предпринимаются для ослабления тревоги и напряжения, вызываемых навязчивыми тревожными мыслями.

Сверхценные идеи — логически обоснованные убеждения, тесно связанные с мировоззрением личности, базирующиеся на реальных ситуациях и обладающие большим эмоциональным зарядом. Они приобретают неадекватное по степени значимости доминирующее положение в жизни человека, подчиняют себе всю его деятельность, что приводит к дезадаптации. Содержание сверхценных идей отражает мировоззрение личности, критика отсутствует или носит формальный характер. Сверхценные идеи побуждают человека действовать в соответствии с их содержанием. Так организованное мышление суживает круг интересов личности, приводит к избирательному восприятию реальности. Со временем сверхценные идеи могут утрачивать свою актуальность. Сверхценные идеи содержательно могут быть связаны с переоценкой следующих факторов:

— биологических свойств своей личности (дисморфофобические сверхценные идеи — убежденность в наличии биологического дефекта или

Нарушения мышления — Студопедия

Классификация нарушений мышления в психопатологии

1. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения (маниакальное, гипоманиакальное состояние), характеризуется быстрым, облегченным возникновением ассоциаций. Суждения поспешны, не продуманы, односторонни. Мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При значительном ускорении мышления появляется скачка идей.

б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления, уменьшении количества идей, затруднениях осмысления при сохранности уровня обобщения и отвлечения. Характерен монодеизм – своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (сосредоточенность на отрицательных эмоционально окрашенных мыслях).

в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга). Инертностью протекания психических процессов может объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые объединяются понятием «фиксированные формы поведения» – акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения.



Один из видов инертного мышления – вязкое мышление – наблюдается при эпилептическом слабоумии. Характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое.

2. Нарушение структуры мыслительной деятельности – нарушение логики, целенаправленности мышления. Вот некоторые виды подобных нарушений:

а) Аутистическое мышление. Понятие «аутизм» в психиатрию было введено Э. Блейлером (1911). Под аутизмом он подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Аутистичное мышление управляется не законами логики, а «аффективными потребностями», под которыми Блейлер подразумевал стремление человека испытывать удовольствие и избегать неприятных переживаний. Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни.


б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Основано на поверхностных, формальных аналогиях. Преобладают формальные, случайные ассоциации при уходе от содержательной стороны задачи. Цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству». Обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных, их потребностью в самоутверждении. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.

в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов – ошибок преднамеренных, цель которых – ввести в заблуждение кого-либо, паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются. Характерна страстность, с которой доказываются и защищаются недостаточно подкрепляемые выводы. Критика в отношении логических ошибок отсутствует.

3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления):

а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. Больной понимает их нелепость, критически к ним относится.

б) Сверхценные идеи – отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. Связаны с паралогическим мышлением и резонерством. Мышление становится тенденциозным, односторонним, все, что стоит в стороне от сверхценной установки или идет вразрез с ней, игнорируется.

Сверхценные идеи, как патологическое явление отличаются от доминирующих идей, которые могут встречаться у психически здоровых. Например, человек одержим научной идеей, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких. Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).

в) Бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации. В психиатрии не существует единого принципа анализа этих расстройств. Б.В. Зейгарник, опираясь на понимание мышления как особой деятельности, попыталась определить наиболее общие параметры этих нарушений и на их основе выделила определенные виды патологии мышления.

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

а) Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны.

б) Искажение процесса обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. В основу обобщения берутся чрезвычайно общие признаки, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

в) Соскальзывания – ошибочные суждения, носящие единичный, эпизодический характер. Наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Напоминают непоследовательность суждений, но не связаны с истощаемостью. Обусловлены своеобразным нарушением ассоциативного процесса, большей частью не корригируются исследующим. Отсутствует связь между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений.

2. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

а) Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания. Два вида:

– Неустойчивость суждений. Уровень обобщения не снижен, но адекватный характер суждений неустойчив, т.е., адекватные суждения чередуются с неадекватными. Является проявлением нарушения умственной работоспособности при повышенной истощаемости психической деятельности органического генеза.

– Скачка идей – хаотичность ассоциаций, повышенная откликаемость. Характерна для больных, находящихся в маниакальном состоянии.

б) Инертность мышления проявляется в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. В ее основе –инертность связей прошлого опыта. Больные не могут изменять ход своих суждений, склонны к чрезмерной детализации, затрудняются операции обобщения и отвлечения.

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления:

а) Разноплановость мышления: ее суть в потере предметной однозначности («полисемантизме»). Предметная однозначность – это закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. При разноплановости мышления, суждения больного о каком-то явлении протекают как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих вкусов и установок. Соответствует общей неадекватности установок, мотивов, эмоций больных шизофренией.

б) Резонерство (бесплодное мудрствование).

4. Нарушение критичности мышления: человек не сравнивает свои действия с ожидаемыми результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их. Связано с нарушением процесса саморегуляции познавательной деятельности – проявлением нарушений личности (невозможность осознания своего поведения, нарушение подконтрольности своих действий, их опосредованности).

Вопросы и задания:

1. Какие стороны нарушения мышления выделяют в патопсихологии?

2. Какие методики используются для исследования нарушений мышления?

3. В чем сущность явлений снижения и искажения процессов обобщения?

4. В чем проявляется нарушение критичности мышления?

5. К нарушению какой стороны мыслительной деятельности относится явление резонерства и почему?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.

Общая психопатология | Обучение | РОП

Важное качество правильного мышления — его последовательность, т.е. взаимосвязанность, стройность, доказательность, обоснованность хода рассуждений.

Паралогическое мышление (от греч. paralogos — противный разуму, неразумный; «кривая логика»; в логике «паралогизм» — ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики) — в мышлении присутствуют логические ошибки, обусловленные односторонностью и тенденциозностью мышления больного, которые приводят его к выводам, противоречащим действительности.

Логические ошибки заключаются в неправильно используемых предпосылках и доказательствах, неверно построенных причинно-следственных отношениях, смешении понятий и т.д. Лежит в основе интерпретативного бреда (примеры см. в соответствующем разделе). Интеллектуально-мнестические способности в этих случаях сохранены, и больные способны правильно рассуждать за пределами своей бредовой фабулы.

Смысловое соскальзывание — необоснованная смена основной темы рассуждений побочной, второстепенной. Обусловлены не нарушением внимания, от которого их следует отличать, а нарушением последовательности мышления и искажением процесса обобщения.

Шперрунг («закупорка мысли», обрыв мысли) — внезапный обрыв мысли, осознается как кратковременное отсутствие мысли в голове. Следует дифференцировать с абсансами, нарушением внимания.

Разорванное мышление — отсутствие какой-либо логической связи между высказываниями, соединение разнородных, не связанных общим смыслом мыслей («в огороде бузина, а в Киеве — дядька»), грамматический строй речи (синтаксис) при этом сохраняется.

Грубое расстройство мышления. Больные способны произносить достаточно обширные монологи из грамматически и интонационно верно построенных фраз, но даже внутри одного предложения нет какого-либо единого смысла.

Прослушайте запись больного с шизофазией.

Бессвязное (инкогерентное) мышление  полное отсутствие логических и грамматических связей между словами. Речь больных бессвязная, беспорядочный набор отдельных слов, а также слогов и звуков. Также, вероятно, нарушено понимание обращенной речи. Свидетельствует о грубом нарушении деятельности мозга, встречается при аменции (тяжелой форме делириозного помрачения сознания, сопровождающейся нарастанием симптомов выключения сознания).

Расстройство мышления (TD) — причины и лечение

lecturio_logo

lecturio_logo

Психиатрия

ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ

НАЧИНАЙ СЕЙЧАС

ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ

НАЧИНАЙ СЕЙЧАС

search_icon

КАТЕГОРИИ

mobile_menu_item

  • Медицинская онлайн-библиотека Lecturio
  • Учебная программа

  • Pre-Med
    • Биология
    • Химия
    • Физика
    • Статистика
  • Доклиническая учебная программа
    • Анатомия
    • Бихевиоризм
    • Биохимия
    • Биомедицинские науки
    • Эмбриология
    • Эпидемиология и биостатистика
    • Гистология
    • Иммунология
    • Микробиология
    • Патология
    • Фармакология
    • Физиология
  • Клиническая программа
    • Анестезиология
    • Кардиология
    • Дерматология
    • Скорая помощь
    • Эндокринология

.

Расстройство мышления — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Расстройства мышления иногда проявляются в письменной форме. Это письмо человека с нарушением мышления, его трудно читать. Женщина, написавшая это, страдала психозом.

В психиатрии термин расстройство мышления или формальное расстройство мышления относится к состоянию, при котором у людей возникают проблемы с последовательным и прямым мышлением, приводящие к отклонениям, например с устным и письменным языком.Люди, страдающие этим заболеванием, используют беспорядочный язык, которому иногда трудно следовать. По мнению психиатров, язык — это отражение мыслительных процессов. Поэтому люди, которым трудно говорить, часто также плохо думают.

Расстройство мышления считается симптомом психотического расстройства, но оно может иметь и другие причины. [1]

Описанное в нем состояние является постоянным. Это влияет на речь и письмо. Пострадавшие могут говорить все время или проявлять закономерности, такие как переключение идей внутри предложения.Они также могут использовать разные слова, которые совершенно не подходят друг к другу; это известно как «словесный салат».

Ойген Блейлер, назвавший шизофрению, считал ее определяющей характеристикой расстройство мыслительного процесса. [2] Однако, хотя бред и галлюцинации психоза также могут рассматриваться как расстройства мышления, термин формальное расстройство мышления применяется конкретно к предполагаемому нарушению потока сознательного вербального мышления, которое выводится из разговорной речи.Обычно на это ссылаются, когда используется строго менее точный, более часто используемый, но сокращенный термин «расстройство мышления».

  1. ↑ Barrera A & Berrios G E (2009) Формальное расстройство мышления. Психопатология 42: 264-269
  2. ↑ Колман А. 2001. Оксфордский словарь психологии , Oxford University Press. ISBN 0-19-860761-X

.

Крушение (расстройство мышления) — переиздано в Википедии // WIKI 2

В психиатрии крушение (также ослабление ассоциаций , asyndesis , асиндетическое мышление , мышление коня или entgleisen ) — это расстройство мышления, характеризующееся дискурсом, состоящим только из последовательности несвязанных друг с другом отдаленно связанные идеи. Система отсчета часто меняется от одного предложения к другому. [1] [2]

В легкой форме это расстройство мышления характеризуется ускользанием идей все дальше и дальше от предмета обсуждения.Сход с рельсов часто может быть явно вызван сильными эмоциями, такими как эйфория или истерия. Некоторые из приведенных выше синонимов ( ослабление ассоциации , асиндетическое мышление ) используются некоторыми авторами только для обозначения потери цели : дискурс, который начинается с определенной идеи, отклоняется и никогда не возвращается к ней. . Родственный термин — касательная — он относится к не относящимся к делу, наклонным или нерелевантным ответам на вопросы. [1] В некоторых исследованиях творчества мышление коня , хотя и описывает столь же нечеткую ассоциацию идей, не считается психическим расстройством или признаком одного из них; иногда его используют как синоним латерального мышления. [3] [4] [5]

Энциклопедия YouTube

  • 1/3

    Просмотры:

    69 537

    458947

    7 662

  • ✪ Неорганизованная речевая шизофрения

  • ✪ свободные ассоциации [с ГК]

Примеры

  • «На следующий день, когда я собирался уйти, я взял на себя управление, например, я нанес отбеливатель на волосы в Калифорнии.»- предоставлено Нэнси С. Андреасен [6]
  • «Я думаю, что кто-то проник в мои копии ящиков. Мы должны закрыть сустав. Я не верю в суставы, но они удерживают ваше тело вместе», — предоставила Элин Сакс. [7]

История

Entgleisen (сход с рельсов на немецком языке) впервые был использован в этом значении Карлом Шнайдером в 1930 году. [2] Термин asyndesis был введен Н. Кэмероном в 1938 году, а ослабление ассоциации было введено А. . a b Тони Томпсон, Питер Матиас, Джек Литтл, Психическое здоровье и расстройство Литтла , издание 3, Elsevier Health Sciences, 2000, ISBN 0-7020-2449-X, стр. 136, 168–170


Эта страница последний раз была отредактирована 15 мая 2020 в 14:46

.

Расстройства мышления — определение расстройства мышления по The Free Dictionary

Если у вашего пациента появляются какие-либо психотические симптомы, очень важно, чтобы вы помогли семье найти отличного психиатра или даже клинику, специализирующуюся на расстройствах мышления, чтобы он или она могли получить наилучшую медицинскую помощь как можно раньше. Я сообщил ей, что она диагноз не соответствовал моему пониманию расстройств настроения и мышления. Ее первоначальные сообщения о депрессии не соответствовали критериям депрессии DSM и не соответствовали моим представлениям о болезни.Важно узнать, как диагностировать нарушения мышления. Теперь мы оцифровали человека, поэтому можно начать оцифрованное лечение. Шизофрения — это хроническое инвалидизирующее заболевание, симптомы которого делятся на три широкие категории: положительные симптомы (галлюцинации, бред, расстройства мышления, двигательные расстройства), отрицательные симптомы (потеря мотивации, социальные синдром отмены) и когнитивные симптомы (проблемы в исполнительной деятельности, концентрации внимания, рабочей памяти). Автор разбил шестнадцать глав, составляющих основную часть его текста, на пять частей, посвященных научно обоснованным исследованиям и практикам, нарушениям развития и инвалидности, деструктивные расстройства и проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства эмоций и мышления, а также расстройства, связанные со здоровьем.Он заявил, что он был Богом и что он обладал «особыми способностями излечивать все болезни»; он также жаловался, что люди «говорили обо мне и преследовали меня, чтобы украсть мои миллионы долларов». Он поддерживает некомандные слуховые галлюцинации, но отрицает формальные нарушения мышления, включая вставку мыслей, отрыв мыслей или трансляцию мыслей. Что касается воздействия одиночного заключения на психическое здоровье, Аддамер подчеркнул, что исследования показывают, что использование длительной изоляции и одиночного заключения может привести к тяжелым последствиям. По словам Аддамира, психические нарушения варьируются от нарушения сна, депрессии и тревоги до психотических реакций, таких как зрительные и слуховые галлюцинации, параноидальные состояния, дезориентация во времени и пространстве, состояния острой дезориентации и нарушения мышления.Часто психоз включает нарушения мышления, что означает, что они начинают думать по-другому, часто с глубоким подозрением, что за ними наблюдают или преследуют. Критериями исключения были возраст до 16 лет и трудности с прохождением интервью CIDI из-за функциональных и когнитивных факторов. инвалидность, включая нарушения слуха и чтения, слабоумие, умственную отсталость, серьезные медицинские заболевания, выраженные и постоянные галлюцинации, нарушения мышления и дезорганизованную речь.Здесь женщины также имеют более высокие баллы по пограничным чертам личности, депрессии, тревоге и посттравматическому стрессовому расстройству и значительно ниже по антисоциальным чертам личности, проблемам с наркотиками и расстройствам мышления, чем мужчины (Ortiz-Tallo et al., 2011). Форма психоза называется шизофренией, которая включает нарушения мышления и неправильное восприятие.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.