Найссер ульрик: Когнитивная психология Найссера

Содержание

Когнитивная психология Найссера

Общее понятие о когнитивной психологии как отдельном направлении психологии

Представители теории когнитивного развития личности человека считали, что человек является сложнейшей системой, которая подчиняется в процессе своего развития определённым правилам и нормам.

В своих исследованиях они подчеркивали, что в процессе формирования новейших концепций, качающихся устройства мозга человека, структуре и основных функциях человеческой психики необходимо объединять усилия и результаты научных исследований специалистов из разных сфер знания и использовать в процессе изучения новейшие методики. Основным источником этих методик они считали методики, занимающиеся изучением вычислительных машин и компьютеров.

В качестве отдельного направления когнитивная психология возникла в шестидесятые годы XX века. Толчком для ее развития стала книга Найссера «Когнитивная психология», в которой он определил процесс познания как процесс, с помощью которого поступающие в мозг человека сенсорные данные подвергаются процессам трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в процессе его жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению автора, процесс познания присутствует в любых проявлениях человеческой деятельности.

Теория Ульриха Найссера о когнитивной психологии

Найссер Ульрих — это американский психолог, являющийся одним из основателей учения о когнитивной психологии, также он являлся директором Центра когнитивной психологии.

Согласно исследования Найссера познание человеком окружающего мира и социальных явлений является процессом, при осуществлении которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в осуществлении различных видов деятельности и жизни в целом.

По его мнению, процесс познания находит свои проявления в любом акте деятельности человека. Таким образом можно сказать, что когнитивная психология в качестве предмета своего изучения имеет все основные познавательные процессы психики человека, такие как восприятие, память, мышление, ощущения и прочими видами психической активности человека.

В 1967 Найссер Ульрих опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология», в которой он говорит о том, что конструктивный характер познавательных процессов человека является основным фактором развития его личности и процесса познания информации из внешнего мира. Основной задачей когнитивной психологии Найссер видит в понимании того каким образов воспринимаемый человеком окружающий мир формируется в целостные образы и стимулы поведения.

По его мнению познание является обобщенным название для всех познавательных процессов, в процессе деятельности которых сенсорная информация способна трансформироваться, редуцироваться, усиливаться, сохраняться, извлекаться и использоваться в процессе жизнедеятельности человека. Познание имеет отношение к данным процессам даже в том случае, когда они осуществляют свое действие в отсутствии релевантной стимуляции, как например при действии процесса воображения или галлюцинациях. Такие термины, как ощущение, восприятие, воображение, запоминание, припоминание, решение задач и мышление, по мнению автора относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания человеком окружающего мира.

Теория восприятия Найссера

По мнению ученого восприятие и другие познавательные процессы являются не просто элементарными операциями, которые совершаются в голове человека. Это акты взаимодействия с миром, которое не просто несет функцию информирования человека о происходящем, но и трансформирует его личность.

В процессе исследований влияния процесса восприятия на процесс познания ученым было сформулировано понятие предвосхищающих схем.

Определение 1

Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, подготавливающие сознание человека к принятию информации строго определенного вида и тем самым управляющие его текущей активностью.

Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному.

Восприятие, по мнению автора является конструктивным процессом предвосхищения какой-либо информации, которое делает возможным для человека процесс принятия данной информации и в результате она становится доступной для понимания и перевода ее в знания.

Для того, чтобы информация стала доступной человеку необходимо четко и активно исследовать возникающий перед ним оптический поток. Данная активность сознания направляется схемами и результатом исследования окружающего мира становится выделенная информация, которая в свою очередь модифицирует исходную схему. Этот процесс Найссер назвал перцептивным циклом.

Замечание 1

С помощью понятия перцептивного цикла можно объяснить каким образом человек способен воспринимать знание вместе с формой и содержанием получаемой информации и воспринимаемых явлений и объектов.

В процессе восприятия настроения человек, находится в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ.

Схема, являясь одной из фаз активности, связывает человека с окружающей его средой. При этом термин «восприятие» относится не к отдельной его части, а ко всему циклу процесса познания

Схема, таким образом, является той частью цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Рассматривая понятие схемы с биологической точки зрения следует отметить, что она является частью нервной системы человека.

Основными функциями схем являются:

  • определение вида, к которому должна быть отнесена та или иная информация;
  • формулировка плана сбора информации;
  • определение четкой структуры действий.

При этом активность схемы не зависит от внешнего источника энергии.

Ульрик Найссер (1928-). История современной психологии

Ульрик Найссер (1928-)

Ульрик Найссер родился в Германии, в г. Киле. В Соединенные Штаты родители привезли его в возрасте трех лет. Первоначально он изучал физику в Гарвардском университете. Под впечатлением блестящих лекций одного из молодых профессоров по имени Джордж Миллер Найссер решил, что физика не для него, и переключился на изучение психологии. Он прослушал курс по психологии общения у Миллера и ознакомился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальтпсихологии».

Получив степень бакалавра в Гарварде в 1950 году. Найссер продолжил образование в Свартморском колледже под руководством представителя гештальт — психологии Вольфганга Келера. Для получения докторской степени он вернулся в Гарвард, где успешно защитил диссертацию в 1956 году.

Несмотря на растущую приверженность когнитивному подходу, Найссер не видел в рамках академической карьеры иного пути помимо бихевиоризма. Он писал: «Это то, что вам надлежало усвоить: в то время никакой психологический феномен не мог считаться реально существующим, если вы не могли продемонстрировать его на лабораторных мышах… Это представлялось мне весьма забавным» (цит. по: Baars. 1986. P. 275).

Найссер нашел бихевиоризм не только забавным, но и слегка <ненормальным>, когда ему посчастливилось получить свою первую академическую должность в университете Брандейса, где факультет психологии возглавлял Абрахам Маслоу. В этот период и сам Маслоу как раз понемногу отходил от бихевиоризма и размышлял над основами гуманистического подхода. Маслоу не удалось склонить Найссера к гуманистической психологии, как не удалось ему и гуманистическую психологию сделать «третьей силой» в психологии. Однако знакомство с ним подвигло Найссера в сторону когнитивных исследований. (Найссер впоследствии настаивал на том, что именно когнитивная психология и составляет ту самую «третью силу», а вовсе не гуманистическая психология.)

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Этой книге суждено было «открыть новое поле исследования» (Goleman. 1983. P. 54). Найссер отмечал, что книга носит личный характер, это попытка определить самого себя как психолога, каким он есть или хотел бы быть. В книге также давалось и определение нового подхода в психологии. Книга пользовалась необычайной популярностью, и в один прекрасный момент Найссер обнаружил, что его называют «отцом» когнитивной психологии. В действительности же у него не было намерения основывать новую школу. Но тем не менее, эта книга в значительной мере способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению се к проблемам познания.

Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности» (Neisser. 1967. P. 4). Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

Спустя девять лет после выхода в свет своей эпохальной книги Найссер опубликовал еще одну работу под названием «Познание и реальность» (1976 г.). В этой работе он выражал неудовлетворенность явным сужением позиции когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследования искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев. Он посчитал себя разочарованным, полагая, что когнитивная психология со времени своего появления внесла весьма скромный вклад в понимание того, каким образом человеческое познание строится в действительности.

В итоге, являясь одной из ключевых фигур в становлении когнитивного движения, Найссер сам же стал его откровенным и ярким критиком. Он стал подвергать сомнению когнитивное движение точно так же, как прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее время он сотрудничает с университетом Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого в течение 17 лет он работал в Корнеллском университете, где неподалеку от его кабинета хранился препарированный мозг Э. Б. Титченера.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ульрик Найссер (8 декабря 1928 – 17 февраля 2012): Psychology OnLine.Net

Ульрик Найссер (8 декабря 1928 – 17 февраля 2012)

Добавлено Psychology OnLine.Net

25.04.2006 (Правка 03.10.2012)

Ульрик Найссер родился в Германии, в г. Киле. В Соединенные Штаты родители привезли его в возрасте трех лет. Первоначально он изучал физику в Гарвардском университете. Под впечатлением блестящих лекций одного из молодых профессоров по имени Джордж Миллер Найссер решил, что физика не для него, и переключился на изучение психологии. Он прослушал курс по психологии общения у Миллера и ознакомился с основами теории информации. На его раз­витие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальт-психологии».

Получив степень бакалавра в Гарварде в 1950 году, Найссер про­должил образование в Свартморском колледже под руководством пред­ставителя гештальт-психологии Вольфганга Келера. Для получения докторской степени он вернулся в Гарвард, где успешно защитил диссертацию в 1956 г.

Несмотря на растущую приверженность когнитивному подходу, Найссер не видел в рамках академической карьеры иного пути помимо бихевиоризма. Он писал: «Это то, что вам надлежало усвоить: в то вре­мя никакой психологический феномен не мог считаться реально суще­ствующим, если вы не могли продемонстрировать его на лабораторных мышах… Это представлялось мне весьма забавным» (цит. по: Baars. 1986. Р. 275).

Найссер нашел бихевиоризм не только забавным, но и слегка «ненормальным», когда ему посчастливилось получить свою первую академическую должность в университете Брандейса, где факультет психологии возглавлял Абрахам Маслоу. В этот период и сам Маслоу как раз понемногу отходил от бихевиоризма и размышлял над основами гуманистического подхода. Маслоу не удалось склонить Найссера к гуманистической психологии, как не удалось ему и гуманистическую психологию сделать «третьей силой» в психологии. Однако знакомство с ним подвигло Найссера в сторону когнитивных исследований. (Найссер впоследствии настаивал на том, что именно когнитивная психология и составляет ту самую «третью силу», а вовсе не гуманистическая психология.)

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Этой книге суждено было «открыть новое поле исследования» (Goleman. 1983. Р. 54). Найссер отмечал, что книга носит личный характер, это попытка определить самого себя как психолога, каким он есть или хотел бы быть. В книге также давалось и определение нового подхода в психологии. Книга пользовалась необычайной популярностью, и в один прекрасный момент Найссер обнаружил, что его называют «отцом» когнитивной психологии. В действительности же у него не было намерения основывать новую школу. Но тем не менее, эта книга в значительной мере способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению ее к проблемам познания.

Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используют­ся… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности» (Neisser. 1967. Р. 4). Таким образом, когнитивная психология имеет дели с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

Спустя девять лет после выхода в свет своей эпохальной книги Найссер опубликовал еще одну работу под названием «Познание и реальность» (1976 г.). В этой работе он выражал неудовлетворен­ность явным сужением позиции когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследования искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев. Он посчитал себя разочарованным, полагая, что когнитивная психология со времени свое­го появления внесла весьма скромный вклад в понимание того, каким образом человеческое познание происходит в действительности.

В итоге, являясь одной из ключевых фигур в становлении когнитивно­го движения, Найссер сам же стал его откровенным и ярким критиком. Он стал подвергать сомнению когнитивное движение точно так же, как прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее время он сотрудничает с универси­тетом Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого в течение 17 лет он работал в Корнеллском университете, где неподалеку от его кабинета хранился препарированный мозг Э. Б. Титченера.

Bookmark and ShareBookmark and Share

Найссер, Ульрик — Википедия Переиздание // WIKI 2

Ульрик Густав На́йссер (англ. Ulric Gustav Neisser; 8 декабря 1928, Киль, Германия — 17 февраля 2012[4]) — американский психолог.

Член Национальной академии наук США (1989)[5]. Преподаватель Корнеллского университета. Лауреат премий Гуггенгейма и Слоуна. Внес существенный вклад в становление когнитивной психологии во второй половине XX века.

Биография

Родился в Киле, Германия, в семье видного экономиста еврейского происхождения Ханса Филипа Нейссера (1895—1975), уроженца Бреславля. Переехал в США в 1931 году. В 1950 году получил степень бакалавра в Гарвардском университете и магистра в Суортморском колледже. В 1956 получил докторскую степень в Гарварде. Впоследствии преподавал в университетах Брандейса, Корнелла, Эмори.

Вклад

Автор одной из наиболее влиятельных работ в когнитивной психологии с одноименным названием (1967)[источник не указан 3175 дней].

В 1976 Найссер написал работу «Познание и реальность», где сформулировал основные проблемы дисциплины. Во-первых, он высказал неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Во-вторых, он склонялся к мнению, что когнитивная психология не в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и особенности человеческого поведения. Ответственность за такую ситуацию Найссер возлагал на практически полную ориентацию исследований на лабораторные методы эксперимента, предполагающие низкую внешнюю (экологическую) валидность получаемых результатов. В-третьих, Найссер выразил поддержку теории прямого восприятия Джеймса и Элеанор Гибсонов. Найссер отмечает, что у когнитивной психологии немного шансов реализовать свой потенциал без внимательного изучения работ Гибсонов по восприятию. Последние утверждали, что понимание человеческого поведения в первую очередь предполагает тщательный анализ той информации, которая доступна любому воспринимающему организму. На русском языке работа была опубликована в 1981.

В 1998 году Найссер по результатам работы в комиссии Американской психологической ассоциации публикует работу Восходящая кривая: Долгосрочный прирост в IQ и связанных с ним измерителях.

Публикации

  • Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981.
  • Neisser, U. (1967) Cognitive Psychology. Appleton-Century-Crofts New York
  • Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman
  • Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American Psychological Association

Примечания


Эта страница в последний раз была отредактирована 8 мая 2020 в 01:02.

Найссер, Ульрик — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ульрик Найссер (англ. Ulric Neisser; 8 декабря 1928, Киль, Германия — 17 февраля 2012[1]) — американский психолог, член Национальной академии наук США. Преподаватель Корнеллского университета.
Лауреат премий Гуггенгейма и Слоуна. Внес существенный вклад в становление когнитивной психологии во второй половине XX века.

Биография

Родился в Киле, Германия, в семье видного экономиста еврейского происхождения Ганса Филипа Нейссера (1895—1975), уроженца Бреславля. Переехал в США в 1931. В 1950 получил степень бакалавра в Гарвардском университете и магистра в Суортморском колледже. В 1956 получил докторскую степень в Гарварде. Впоследствии преподавал в университетах Брандейса, Корнелла, Эмори.

Вклад

Автор одной из наиболее влиятельных работ в когнитивной психологии с одноименным названием (1967)[источник не указан 2496 дней].

В 1976 Найссер написал работу «Познание и реальность», где сформулировал основные проблемы дисциплины. Во-первых, он высказал неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Во-вторых, он склонялся к мнению, что когнитивная психология не в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и особенности человеческого поведения. Ответственность за такую ситуацию Найссер возлагал на практически полную ориентацию исследований на лабораторные методы эксперимента, предполагающие низкую внешнюю (экологическую) валидность получаемых результатов. В-третьих, Найссер выразил поддержку теории прямого восприятия Джеймса и Элеанор Гибсонов. Найссер отмечает, что у когнитивной психологии немного шансов реализовать свой потенциал без внимательного изучения работ Гибсонов по восприятию. Последние утверждали, что понимание человеческого поведения в первую очередь предполагает тщательный анализ той информации, которая доступна любому воспринимающему организму. На русском языке работа была опубликована в 1981.

В 1998 Найссер по результатам работы в комиссии Американской психологической ассоциации публикует работу Восходящая кривая: Долгосрочный прирост в IQ и связанных с ним измерителях.

Публикации

  • Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981.
  • Neisser, U. (1967) Cognitive Psychology. Appleton-Century-Crofts New York
  • Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman
  • Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American Psychological Association

Примечания

Найссер (Neisser) Ульрих — это… Что такое Найссер (Neisser) Ульрих?



Найссер (Neisser) Ульрих

(род. 1928, Киль) — американский психолог, один из основателей когнитивной психологии.

Биография.

В 1933 г. его семья эмигрировала в США. Сначала изучал физику в Гарвардском университете, затем переключился на психологию. Прослушал курс по психологии общения Дж.Миллера. В 1950 г. закончил обучение со степенью бакалавра, в 1952 г. под руководством В.Келера защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956 г. — докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии.

Исследования.

В 1967 г. в книге «Когнитивная психология» (Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton Century Crofts, 1967) сформулировал новые задачи психологии. Определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование «схемы» как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия «иконическая память», «эхоическая память». Работая вместе с Дж.Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.

  • надежность измерения
  • наркогипноз

Смотреть что такое «Найссер (Neisser) Ульрих» в других словарях:

  • Найссер (Neisser) Ульрих — (род. 1928) американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933 г. его семья эмигрировала в США. В 1950 г. закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра, в 1952 г. защитил магистерскую диссертацию в Свартморском… …   Психологический словарь

  • НАЙССЕР — (Neisser) Ульрих (р. 1928) американский психолог немецкого происхождения. Специалист в области экспериментальной, когнитивной и экологической психологии, философии психологии. Образование получил в Гарвардском ун те (бакалавр, 1950), в Свортмор… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Найссер Ульрих / Neisser, Ulric — (p. 1928). Найссер приобрел широкую известность благодаря трем своим книгам: «Когнитивная психология» (Cognitive psychology) способствовала развитию этой области, «Познание и реальность» (Cognition and reality) стала попыткой дать ей новую… …   Психологическая энциклопедия

Найссер, Ульрик — это… Что такое Найссер, Ульрик?

Ульрик Найссер (англ. Ulric Neisser; 8 декабря 1928, Киль, Германия — 17 февраля 2012[1]) — американский психолог, член Национальной академии наук США. Преподаватель Корнелльского университета. Лауреат премий Гуггенгейма и Слоуна. Внес существенный вклад в становление когнитивной психологии во второй половине XX века.

Биография

Родился в Киле, Германия. Переехал в США в 1931. В 1950 получил степень бакалавра в Гарвардском университете и магистра в Суортморском колледже. В 1956 получил докторскую степень в Гарварде. Впоследствии преподавал в университетах Брандейса, Корнелла, Эмори.

Вклад

Автор одной из наиболее влиятельных работ в когнитивной психологии с одноименным названием (1967)[источник не указан 334 дня].

В 1976 Найссер написал работу «Познание и реальность», где сформулировал основные проблемы дисциплины. Во-первых, он высказал неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Во-вторых, он склонялся к мнению, что когнитивная психология не в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и особенности человеческого поведения. Ответственность за такую ситуацию Найссер возлагал на практически полную ориентацию исследований на лабораторные методы эксперимента, предполагающие низкую внешнюю (экологическую) валидность получаемых результатов. В-третьих, Найссер выразил поддержку теории прямого восприятия Джеймса и Элеанор Гибсонов. Найссер отмечает, что у когнитивной психологии немного шансов реализовать свой потенциал без внимательного изучения работ Гибсонов по восприятию. Последние утверждали, что понимание человеческого поведения в первую очередь предполагает тщательный анализ той информации, которая доступна любому воспринимающему организму. На русском языке работа была опубликована в 1981.

В 1998 Найссер по результатам работы в комиссии Американской психологической ассоциации публикует работу Восходящая кривая: Долгосрочный прирост в IQ и связанных с ним измерителях.

Публикации

  • Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981.
  • Neisser, U. (1967) Cognitive Psychology. Appleton-Century-Crofts New York
  • Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman
  • Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American Psychological Association

Примечания

Nisser — Wikipedia

Da Wikipedia, l’enciclopedia libera.

I nisser (sing .: nisse ) sono dei folletti pi o meno piccoli che fanno parte del folklore scandinavo, в частности nisser dei fienili (9000i 9000i) fjøs ( rødnisser ) vengono spesso associati al periodo natalizio in Danimarca e Norvegia. В этой паезе с именами Баббо Натале это приложение Julenissen cioè il nisse di Natale.

SiOSSono vedere ovunque; nelle vetrine dei negozi, sui davanzali delle finestre e sui muri di tutte le case e restano appesi in modo Precario all cornici dei quadri tenendosi con la punta delle dita.

I nisser sono considerati parenti scandinavi dei pixie e sono famosi per i loro dispetti con i quali si rivelano agli umani. Vengono spesso rappresentati vestiti con abiti poveri tipici della scandinavia del XIX secolo cioè: pantaloni Pantaloni alla zuava (o la going per le femmine), zoccoli di legno o scarpe di cuoio, calze di lana alte fino al ginocchio, magotina alte fino al ginocchio E camicie da lavoro e un Lungo cappello a punta typicamente rosso.

I nisser solitamente vivono nelle fattorie e nei fienili dove lavorano e curano gli animali in gran segreto, però il loro umore è molto difficile e se si sentono offesi si vendicano con i loro dispetti. Così per generazioni i bambini scandinavi hanno dovuto rappacificarsi con loro lasciando delle scodelle di pappa di riso e latte nascoste nei fienili o nelle soffitte. Infatti l’unica vera prova dei nisser è la scodella è semper vuota al mattino dopo.

Esistono для других типов nisser come ad esempio i nisser delle navi ( Skipsnisser ) chiamati anche Klabautermann. Эти ритмы и ответственность за неудобства, которые выполняются в бордо-делле-нави, что не подлежат ханно ун-колпеволе венгоно с учетом традиционных и лоро-диспетти. Loro però vivono sulla nave, se ne prendono cura e sono considerati degli spiriti protettori, che secondo una leggenda diffusa nel Mar Baltico risiederebbero nelle navi che vengono trattate con cura e dedizione.I nisser comunque nonostante si tengano semper nascosti proteggerebbo sia la struttura Che l’equipaggio di tali navi.

La leggenda dei nisser ha ispirato numerossisime fiabe e canti natalizi tra i quali il tradizionale natalizio norvegese På låven sitter nissen di Margrethe Munthe (1860 — 1931).

  • Festeggiamenti di natale con Julenisse e l’albero di natale

  • Illustrazione tedesca di fine ottcento di nisser al lavoro

  • Illustrazione del Pittore Carl Larsson di una bambina con cappello da nisse

  • Типико каша ди рисо и латте сервито с ослом цуккеро и каннелла, предложение неи фенили

  • Illustrazione di nisser (delle montagne) 1909 г.

  • Illustrazione di un Klabautermann или skipsnisse

.

Nisse — Wikipedia

Svenske nisser, tomtar , tegnet av eventyrillustratøren John Bauer 1909. Skikkelsene er kortvokste, har langt hår og skjegg og spisse nisseluer med pelsfôr.

Hagenisser er dekorskulpturer i hager. Disse figurene er mer i slekt med tyske bergnisser (kobolder), dverger og gnomer. Planje fra tysk hagenisse-katalog 1910

Nissen har i moderne folketro og populærkultur blitt knyttet til «tradisjonell» julefeiring в Скандинавии. Bildet viser en dansk nissefigur som juledekorasjon ved siden av en fjøslykt.

Nisse er en skikkelse som ifølge skandinavisk folketro særlig holdt til i uthusene på en bondegård. Nissen i norsk tradisjon overtok for den norrøne gardvorden, et vette som passet på gården. Andre navn på gardvorden eller nissen kunne være «пучок», «tuftekall», «tomt», «gardsbonde», «godbonde», «haugebonde», «gardrud», «rudkall» eller «rundbonde». I tillegg til den østnorske «fjøsnissen» fantes det ellers både «skipsnisse», «kirkenisse» (blant annet nevnt hos H.C.Andersen) og flere. Fortellinger, julekort og annet fra slutten av 1800-tallet har vært med på å spre forestillingen om nissen i Norge og har i nyere tid knyttet figuren til jul.

Forestillingene om fjøsnissen stammer fra fortellinger i nordeuropeisk folketro om gardvorder og tomter. Slike nisser blir gjerne framstilt som små, skjeggete gamlinger i bondedrakt fra 1700- и 1800-tallet med myke toppluer, grove trøyer, vester ,nebukser и lange strømper. Bildet fra Geiranger 1869 viser folkelig mannsdrakt som i ulike varianter var vanlig over hele Skandinavia.Draktelementer er beholdt i dagens bunader.
«En moden ольха», просмотр 70–87 гг. Из Старого и Согн-ог-Фьордане, 1910 год.

I Norge ble fjøsnissen ofte beskrevet som en liten mann, «ikke større enn et hestehode», med langt skjegg og i grå klær, gjerne nikkers, og med rød nisselue slik de fleste bønder i gikk kled skandinaviske mannsbunader).

Han kunne være til nytte på gården, для exsempel ved å stelle dyra, særlig hvis han fikk god mat og drikke på julekvelden.Мужчины han var også lunefull og uberegnelig og kunne utføre pek og ugagn og skade folk og dyr hvis han ikke blebeendlet godt.

Det er også sagt at en pike på gården en gang skal ha lagt smørøyet i bunn av trauet og grøten oppå. Nissen, som forventet smørøye i grøten ble virkelig sinna, så han slo i hjel den beste melkekua på gården. Da nissen hadde spist grøten, og funnet smøret, angret han, og så gikk han og hentet den beste melkekua på nabogården.

En annen gang var en bonde i nød og måtte stjele høy fra nabogården.Da han gikk og drog høy, så han en grå tuftekall med rød topplue, som drog høy. Bonden sa til nissen and det lille lasset der var til lite hjelp. Det bonden ikke visste var и det lille lasset gav stort resultat. Men nissen ble sint, og dagen etter var løa tom for høy! Da forstod bonden в nissen hadde straffet han ved å dra alt høyet bort i løa på nabogården.

Ellers hadde nissen overnaturlige evner (trodde noen), og den røde toppluen var grå innvendig. Hvis nissen vrengte lua, så det grå var ut ble han usynlig!

Opp til 1800-tallet var det ikke uvanlig at man virkelig trodde nisser eksisterte og man tok derfor hensyn til nissen i dagliglivet på gården.Således var det for eksempel flere steder skikk ikke bare å sette ut grøt til nissen julenatta, men også å la restene av julematen stå framme på bordet natta over for at nissen skulle forsyne seg. Tilsvarende ble tilsynelatende uforklarlige fenomener ofte forklart med at fjøsnissen hadde vært på ferde.

I Reidar Th. Christiansens vandresagnkatalog har han registrert fem vandresangtyper om nissen.

Ordet «nisse» kommer fra Danmark, der skikkelsen også kunne kalles «Niels», «Niels Gårdbo» и «Puge».«Nisse» предлагает строительство в сконе и Норвегии на острове. Navnet er en forkortelse av Nikolaus eller Nils, og kom via Tyskland etter regasjonen. Den moderne julenissen har sin rot i helgenskikkelsen Sankt Nikolaus, og det var antakelig navnelikheten mellom «Nikolaus» и «nisse» som førte til en sammenblanding med julenissen på 1800-tallet org knyttet bondegårdsil j spesiel. Диктерен Х. К. Андерсен skriver i sitt eventyr Nissen hos spekhøkeren («Nissen og kolonialhandleren») fra 1853 følgende om nissen: «(…) der var en rigtig Spekhøker, han boede i Stuen og eiede hele Huset, og ham holdt Nissen sig til, для ее fik han hver Juleaften et Fad Grød med en stor Klump Smør i! » [2]

I Sverige blir nissen vanligvis kalt «tomte». В Англии я набросился на «гоблина» и «гнома» со всем своим существом, находящимся на одном уровне. Tyskerne kaller sin nisse «Wichtel», sin husnisse «Heinzelmännchen» и sin bergnisse «Kobold».

På Island er troen på underjordiske småfolk fremdeles levende.Der er nisseforestillingene også uttrykt i de rampete julesveinene som kommer med smågaver før jul, de såkalte jólasveinar . De islandke jólasveinar har forøvrig ikke noe slektskap med de skandinaviske nissene, men i likhet med nissene har også miss island skremselsvettene smeltet sammen med den moderne og vennlige julenissefiguren.

Det typiske trekket ved nissen, at han er å finne som skytsånd for gårdene, og som «verner av det gamle», ble tatt i bruk i nasjonalromantikken.Henrik Ibsens tidlige skuespill Sancthansnatten har en slik nisse in en sentral rolle. Nissen ble en kulturgarantist i denne perioden.

Tidligere var nissene nærmest å betrakte fra motsatt utgangspunkt, spesielt hos Henrik Wergeland. Wergelands nisser er ofte skildret med opplysningstidens blikk, og står som symbols på mørkemakter, fordommer og manglende innsikt. Sangen Nisser og Dverge er et typisk eksempel på dette synet. I skuespillet den Constructionelle er nissene på parti med de negative kreftene, og slåss mot alvene.Endringen i synet på Nissen kom med nasjonalromantikken og den nye interessen for bygdekulturen.

Det er fortellinger [ trenger referanse ] , sanger og ordtak om bonden som vil rømme fra den ondskapsfulle nissen, and pakker all sakene for a flytte, men som for «nissen med på lasset». Dette har blitt et uttrykk for noen som forgjeves prøver å flykte fra проблема sine.

.

Nisser — Википедия

Nisser

900²16 1 077 [2]

11

0 Utløp

11

900 Belle
Nisser
Nisser.jpg
Land Norge Norge
Fylke Vestfold og Telemarkv

Arendalsvassdraget
Areal 76,07 km² [1]
Reguleringshøyde 246,76–243,76 moh. [1]
Magasinvolum 222,8 млн. м³ [1]
Dybde 234 м (макс.) [2]
Объем 7,185 км³ [2]
Nedbørfelt
Tilløp Roholdtåi (Straumen), Horgevikåi, Nordbøåna, Lindefjellåi, Borstadåi, Frostdøl, Håtveitåi
Utløp
32V 469373 6575540

Nisser er en innsjø i Nissedal og Kviteseid kommuner i Telemark. Den er en del av Arendalsvassdraget. Navnet kommer fra gammelnorsk «Niðsær» som betyr «Den nedre sjøen» [3] . Den øvre sjøen er Vråvatn сомневается в том, что запрещен для Nisser via slusene i Vrådal (Små- og Storstraum).

Hovedtilløpet kommer via «Straumen» fra Vråvatn, mens utløpet skjer via Nisserelva, som ved Haugsjåsund går sammen med Fyresdalsåna og blir til Nidelva, где-то на берегу в Арендале.

Nisser er Telemark nest største — etter Møsvatn — og Norges 13. største innsjø. Удлинитель ок. 35 км. Et av Europas største kalkingsprosjekter Drive i Nisser.

В 1914 году я убрал меллом Nisser og Vråvatn som ligger ca. 2 метра в высоту. Storstraum – Småstraumkanalen, Telemarks tredje og minste, og Nord-Europas høyest beliggende kanal var med dette en realitet. Dette gjorde det mulig å reise hele den 50 km lange strekningen fra Tveitsund (sør i Nisservann) til Vråliosen (vest i Vråvatn) med båt.Det er fortsatt mulig å reise på vannene med veteranbåten MS «Fram» с 1909 года.

Omtrent midtveis på Nisser kan man krysse innsjøen med Fjoneferga fra Fjone til Nesland.

Turistindustrien rundt Nisser har blomstret opp siden 1960- og 70-tallet, spesielt ved nordenden av vannet, i Vrådal eller Eidstod. Man finner rundt innsjøen et rikelig utbud av såvel hotellsengeplasser som utleiehytter og Campplasser. Rundt Nisser er det lett å finne gode badeplasser. Sandstrender Finner man rundt det meste av innsjøen.I nordenden finnes en idyllisk innlands skjrgård med mange små holmer, svaberg og sandstrender. I Vrådal Finner man dessuten en 9-hulls golfbane på en aviss øyene, samt et vintersportssenter, Vrådal Panorama, i lia på sørsiden.

På vestsiden av Nisser ligger to localiteter med hellemalerier fra steinalderen; en ved Kvithammaren nord для Fjonesundet и en ved «Munkeskrifta» ved Ljosnesodden.

Den som kjøper fiskekort kan fiske etter ørret, røye, sik og abbor (tryte).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *