Наблюдение – как метод социальной психологии
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.
Естественно, ухватывает явление в целом, не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Но пассивно, не может познать причину явления, требует много времени. Наблюдение бывает:
1. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое), причем при неконтролируемом наблюдении мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее описание того или иного процесса или явления, а контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез.
2. В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), причем при невключенном наблюдении исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при включенном исследователь в той или иной степени включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности.
3. По условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), при этом полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, при лабораторном условия окружающей среды определяются исследователем.
4. По степени формализованности наблюдения (структурированное, неструктурированное).
5. Случайное – наблюдение заранее неспланированного явления, деятельности, социальной ситуации.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения следует, на мой взгляд, считать то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их появления. А главной особенностью наблюдения является неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на интерпретацию наблюдаемых процессов, а следовательно наличие эмоционально-ценностной окрашенности восприятия. Одним из минусов наблюдения считается сложность, даже невозможность проведения повторного наблюдения, ибо «социальные процессы в своем развитии подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают полностью идентичными…». Зато используя метод наблюдения, мы можем преодолеть весьма существенное препятствие метода опроса – языковой барьер.
Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:
Метод наблюдения в социальной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 20Следующая ⇒
Утвердившись как самостоятельная область психологической науки, социальная психология имеет свой объект исследования, свою структуру. Располагает она и совокупностью методов исследования. Методы психологического исследования зависят от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает.
Подлинно научной теоретической основой советской психологии является диалектический и исторический материализм, и поэтому принципиальные подходы к социально-психологическим исследованиям должны определяться требованиями диалектического метода. Главное требование диалектики — изучение явлений во всех их связях и опосредствованиях, выявление существенных связей и отношений явлений и их закономерностей, рассмотрение изучаемого феномена в развитии.
Как и все другие науки, социальная психология располагает двумя основными методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу,— методами наблюдения и эксперимента, которые имеют, в свою очередь, ряд модификаций, методик, не изменяющих, однако, их сущности.
В последние годы интерес к методикам исследования личности и коллектива особенно возрос. Большой вклад в совершенствование методов социально-психологических исследований и разработку новых оригинальных методик вносят советские психологи.
Метод социально-психологического наблюдения широко используется как при научном исследовании, так и при изучении конкретных групповых характеристик. В условиях школьного учебно-воспитательного процесса умение полно использовать его возможности помогает педагогам более оптимально строить процесс обучения и воспитания, корректировать и совершенствовать его. Метод наблюдения был и остается одним из главнейших инструментов в руках учителя, при помощи которого он может судить об изменениях в структуре личности учащихся, о их духовном и нравственном росте, об особенностях формирования ученического коллектива.
Будучи на первый взгляд легко доступным и простым, наблюдение тем не менее может принести ощутимые и достоверные результаты лишь в том случае, если исследователь заранее разработает его стратегию, четко представит себе цели и задачи наблюдения, составит его схему, определит способы фиксации результатов и т. д. Только при учете указанных факторов наблюдение становится действенным методом познания личности и коллектива.
Обычно различают методы включенного наблюдения и невключенного наблюдения. И то и другое может быть систематическим и выборочным.
Включенное наблюдение предполагает, что экспериментатор сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Причем экспериментатор выступает для остальных индивидов не как наблюдатель, а как равноправный член, принимающий наравне со всеми участие в учебно-трудовой и общественной деятельности коллектива.
История социальной психологии знает немало примеров того, как метод включенного наблюдения помогал исследователям выявить такие психологические особенности, которые никогда не могли бы быть обнаружены с помощью специально поставленного эксперимента, невключенного наблюдения или другого какого-либо способа. Например, среди книг, посвященных проблемам преступного, антиобщественного поведения в условиях США, особое место занимает работа американского социального психолога У. Уайта «Общество на углу улицы».
Исследуя формирование ценностных ориентации и норм стихийных групп подростков и молодежи, собирающихся по вечерам для совместного времяпрепровождения на углах улиц и перекрестках, У. Уайт длительный период находился в их среде. Систематическое включенное наблюдение позволило ему увидеть такие закономерности формирования общественной направленности стихийных групп, которые не были замечены никем из других исследователей той поры.
Исследуя характер и содержание социальных ценностей, которые формируются и утверждаются в производственном коллективе, а также пытаясь найти некоторые механизмы интериоризации данных ценностей индивидами, советский социолог и психолог В. Б. Ольшанский поступил на завод и стал полноправным членом рабочего коллектива. Несколько месяцев (пока цели исследования не были достигнуты) он работал слесарем-сборщиком. Ему удалось быстро установить дружеские отношения с рабочими, завоевать у них известный авторитет, он бывал у них дома. Никто из рабочих и не подозревал, что в цехе находится исследователь. В результате появилась интересная работа по одной из актуальнейших проблем современной социальной психологии.
Гораздо чаще исследователи прибегают к методу невключенного наблюдения. Тщательно спланированное и четко организованное, невключенное наблюдение (систематическое или выборочное) является важной составной частью любого социально-психологического исследования. Оно позволяет более глубоко интерпретировать полученные данные, а иногда подсказывает исследователю новые направления или повороты в планируемом и осуществляемом эксперименте.
Например, исследуя проявление тенденции к самостоятельности в трудовой деятельности в условиях ПТУ и средней школы, Ю. В. Янотовская на протяжении нескольких месяцев посещала занятия экспериментальных групп. Наблюдая за работой учащихся, она фиксировала обращения их к мастеру, друг к другу за помощью в условиях обычного урока, контрольных работ или соревнований. Наблюдения подсказали исследователю, как можно более строго поставить эксперимент, и, кроме того, позволили выдвинуть гипотезу о том, что проявление самостоятельности в трудовой деятельности детерминировано личностной значимостью деятельности. В ходе реализации эксперимента эта гипотеза нашла свое подтверждение.
В работе, где изучалась сплоченность коллектива (по исследованию ценностно-ориентационного единства группы), экспериментатор имел возможность на протяжении 2—3 лет наблюдать за динамикой исследуемых групп, фиксировать уровень общественной активности как отдельных индивидов, так и всей группы. Невключенное наблюдение (на одних этапах исследования оно было систематическим, а на других — выборочным) навело исследователя на мысль сопоставить уровень общественной и трудовой активности групп с характером и особенностями ценностно-ориентационного единства группы. Проведенный далее эксперимент подтвердил возникшее в ходе наблюдения предположение о том, что в самых продуктивных и работоспособных группах имеется явная тенденция к совпадению индивидуальных ценностных ориентации и установок.
Одним из вариантов наблюдения может быть назван метод описания значимых ситуаций, разработанный и предложенный Е. С. Кузьминым. Суть его заключается в том, что для понимания личностных или групповых характеристик исключительно важное значение может иметь то, как личность или группа ведет себя в необычных ситуациях, как реагирует на них, находит пути решения проблем и конфликтов, которые и привели к созданию таких значимых ситуаций. Как коллектив или его члены реагируют на изменение норм выработки, на внедрение рационализаторского предложения, на сверхурочные работы, на обсуждение комплексного плана, на успехи и недостатки в работе, на поведение своих членов в быту или общественных местах — вот некоторые примеры значимых ситуаций. Использование этого метода (особенно при посещении собраний, диспутов, обсуждений) многое может дать для понимания особенностей развития коллектива и взаимоотношений его членов.
В настоящее время расширяются возможности самой техники наблюдения. Рядом с традиционным журналом наблюдений и регистрации событий появились киноаппарат и фотоаппарат, магнитофон и звукозапись, видеомагнитофон и скрытая съемка. Использование технических средств придает методу наблюдений большую документальность и достоверность, уменьшает роль субъективизма при выборе и фиксации фактов, подлежащих оценке и интерпретации.
Рекомендуемые страницы:
Наблюдение в социально — психологическом исследовании — Студопедия
Наблюдение — это метод соц.- психологических исследований предполагающий систематическое, целенаправленное восприятие психических явлений, с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях.
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. По систематичности различают
Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Систематическое наблюдение проводится по определённому плану.
По фиксируемым объектам
Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Внешним и внутренним,
3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
4. Прямым и косвенным,
5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),
6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
Преимущества метода наблюдения
§ Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
§ Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
§ Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
§ Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
§ Оперативность получения информации
§ Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
§ Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
§ Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения
Наблюдение: метод исследования в психологии
Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
- сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
- Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
- Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
- Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
- Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
- Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
- Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
- Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Методы социально психологического исследования
Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.
Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:
- методы эмпирического исследования;
- методы моделирования;
- управленческо-воспитательные методы.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.
Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.
Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.
Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).
Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.
Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.
Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.
Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.
Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.
В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.
О методах социальной психологии
У каждой науки есть свои методы исследования и сбора информации. Не исключение и социальная психология. Хотя, как самостоятельную науку, ее стали выделять лишь к концу XIX века. Методы социальной психологии используют для изучения основных психологических явлений в социуме и их закономерностей. Изучение совокупности всех показателей помогает раскрыть суть и глубину происходящих процессов и явлений в обществе.
Все методы, используемые в социальной психологии, можно разделить на две большие группы:
1. Метод сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение документальных источников).
2. Метод обработки информации (корреляционный и факторный анализ, построение типологий и др.).
Наблюдение
Этот метод по праву можно назвать самым «древним» и одним из популярных. Он не требует особых приготовлений и инструментария. Правда, есть и существенный недостаток – нет четкого плана фиксации данных и их интерпретации. Каждый последующий исследователь будет описывать данные через призму своего восприятия.
Что является предметом наблюдения в социальной психологии? В первую очередь, вербальные и невербальные акты в поведении одного человека, малой или большой группы, которые находятся в определённых условиях социальной среды или ситуации. Например, ответить на вопрос Какие потребности есть у человека?
Наблюдение бывает нескольких видов:
Внешнее наблюдение – это способ сбора информации, который часто использует каждый из нас. Исследователь при помощи прямого наблюдения со стороны получает информацию о психологии и поведении людей.
Внутренне наблюдение или самонаблюдение – это когда психолог-исследователь хочет изучить интересующее его явление именно в том виде, в котором оно представлено в сознании. Ставит перед собой задачу и ведёт внутреннее наблюдение за самим собой.
Наблюдение рассматривает предмет или явление в целом. Этот метод социальной психологии не ограничен четкой программой изучения. Наблюдатель в любой момент может сменить объект своего наблюдения, если его заинтересовало то, что не было заранее запланировано. С помощью этого метода не удастся выявить причину происходящего, а времени придется потратить много.
Эксперимент
Данный метод психологического исследования достаточно специфичен. Исследователь, в случае необходимости, может поработать и создать искусственную ситуацию для изучения определенного свойства, которое «здесь и сейчас» будет проявлено лучше всего.
Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Отличает их то, что психология и поведение людей могут изучаться в отдаленных или приближенных к действительности условиях.
Естественный эксперимент проходит в условиях обычной жизненной ситуации. Исследователь только фиксирует данные, не вмешиваясь в ход событий.
Лабораторный эксперимент напротив. Он проходит в заранее искусственно созданной ситуации. Это делается для того, чтобы как можно лучше изучить определенное свойство.
Опрос
Одним из часто используемых методов социальной психологии можно смело назвать – опрос. Это, как правило, ряд вопросов, на которые должны ответить испытуемые. Его большим преимуществом считается то, что можно охватить большое количество респондентов за короткий промежуток времени.
Устным опросом специалисты пользуются тогда, когда нужно вести наблюдение за тем, как ведет себя человек и как реагирует на вопросы. Он, в отличие от письменного, позволит глубже изучить психологию человека. Однако, требует больше специальной подготовки и времени.
Для того, чтобы охватить большое количество испытуемых, используют письменный опрос – анкету.
Если письменный или устный опрос не ограничен определенными ответами на вопросы, то его называют свободным. Его плюс в том, что можно получить интересные и нестандартные ответы.
Всем нам известные тесты – это также один из методов социальной психологии. С их помощью исследователь получает точную информацию, как в качественном, так и в количественном соотношении.
С помощью тестов легко сравнивать между собой психологию разных людей, давать оценки, изучать себя. Наверное, каждый хотя бы раз отвечал на вопросы тестов популярной психологии?
Тесты делятся на два вида – задание и опросник. Мы с вами чаще сталкиваемся с опросниками. Они основаны на системе ответов, которые тщательно отобраны и проверены на надежность и валидность. Тест-опросник позволяет изучать психологические качества людей.
Тест-задание поможет дать оценку психологическим и поведенческим качествам человека исходя из того, что и как он делает. Этот метод основан на серии специальных заданий, предъявляемых испытуемому. По итогам проведения теста можно говорить о том, есть ли определенное качество у человека и насколько оно развито.
В изучении психологии и поведения малых групп широко применяется социометрия.
Статистический метод
В социальной психологии широко используются методы и модели математической статистики. Они помогают в сборе информации, а также её обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов.
В статье мы перечислили основные методы исследований в социальной психологии. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Какой метод выбрать зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь и какой процесс или явление планирует изучить.
Методы исследования социальной психологии — Студопедия
Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.
Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования;
2) методы моделирования;
3) управленческо-воспитательные методы.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.
Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.
Изучение документовимеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.
Метод контент-анализаесть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.
Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).
Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.
Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты.В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.
Экспериментвыступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей..
Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.
В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.
6.5 Наблюдательные исследования — методы исследования в психологии
Цели обучения
- Перечислите различные типы методов наблюдательного исследования и проведите различие между ними
- Опишите сильные и слабые стороны каждого метода наблюдательного исследования.
Что такое наблюдательные исследования?
Термин наблюдательное исследование используется для обозначения нескольких различных типов неэкспериментальных исследований, в которых поведение систематически наблюдается и регистрируется.Цель наблюдательного исследования — описать переменную или набор переменных. В более общем плане цель состоит в том, чтобы получить снимок конкретных характеристик человека, группы или окружения. Как описано ранее, наблюдательные исследования не являются экспериментальными, поскольку ничем не манипулируют и не контролируют, и поэтому мы не можем прийти к причинным выводам, используя этот подход. Данные, которые собираются в ходе наблюдательных исследований, часто носят качественный характер, но они также могут быть количественными или и тем, и другим (смешанные методы).Существует несколько различных типов планов наблюдательных исследований, которые будут описаны ниже.
Натуралистическое наблюдение
Натуралистическое наблюдение — это метод наблюдения, который включает наблюдение за поведением людей в окружающей среде, в которой это обычно происходит. Таким образом, натуралистическое наблюдение — это вид полевых исследований (в отличие от лабораторных исследований). Известное исследование шимпанзе Джейн Гудолл — классический пример натуралистического наблюдения.Доктор Гудолл провел три десятилетия, наблюдая за шимпанзе в их естественной среде обитания в Восточной Африке. Она изучила такие вещи, как социальная структура шимпанзе, модели спаривания, гендерные роли, структура семьи и забота о потомстве, наблюдая за ними в дикой природе. Однако натуралистическое наблюдение могло бы проще включать в себя наблюдение за покупателями в продуктовом магазине, за детьми на школьной игровой площадке или за психиатрическими больными в их палатах. Исследователи, занимающиеся натуралистическим наблюдением, обычно проводят свои наблюдения максимально ненавязчиво, чтобы участники не знали, что их изучают.Такой подход называется замаскированным натуралистическим наблюдением. С этической точки зрения, этот метод считается приемлемым, если участники остаются анонимными, а поведение происходит в общественных местах, где люди обычно не ожидают конфиденциальности. Например, покупатели продуктовых магазинов, складывающие товары в тележки для покупок, ведут себя публично, что легко заметить работникам магазина и другим покупателям. По этой причине большинство исследователей сочли бы этически приемлемым наблюдение за ними для исследования.С другой стороны, один из аргументов против этичности натуралистического наблюдения за «поведением в ванной», обсуждавшийся ранее в книге, заключается в том, что у людей есть разумные ожидания уединения даже в общественном туалете, и что это ожидание было нарушено.
В случаях, когда проведение замаскированного натуралистического наблюдения неэтично или практично, исследователи могут провести неприкрытое натуралистическое наблюдение , когда участникам сообщают о присутствии исследователя и отслеживают их поведение.Тем не менее, одна проблема с открытым натуралистическим наблюдением — это реактивность. Реактивность означает, что мера изменяет поведение участников. В случае открытого натуралистического наблюдения проблема реактивности заключается в том, что, когда люди знают, что за ними наблюдают и изучают, они могут действовать иначе, чем обычно. Например, вы можете действовать по-другому в баре, если знаете, что кто-то наблюдает за вами и записывает ваше поведение, и это сделает исследование недействительным.Таким образом, замаскированное наблюдение менее реактивно и, следовательно, может иметь большую достоверность, потому что люди не знают, что их поведение наблюдается и записывается. Однако теперь мы знаем, что люди часто привыкают к наблюдению и со временем начинают вести себя естественно в присутствии исследователя. Другими словами, со временем люди привыкают к наблюдению. Подумайте о реалити-шоу, таких как «Большой брат» или «Выживший», где за людьми постоянно наблюдают и записывают. Хотя поначалу они могут вести себя наилучшим образом, через довольно короткий промежуток времени они флиртуют, занимаются сексом, почти ничего не носят, кричат друг на друга, а временами ведут себя как полные дураки перед всей нацией.
Наблюдение за участниками
Другой подход к сбору данных в наблюдательных исследованиях — это включенное наблюдение. В участвующем наблюдении исследователи становятся активными участниками группы или ситуации, которую они изучают. Наблюдение с участием участников очень похоже на натуралистическое наблюдение, поскольку оно включает наблюдение за поведением людей в среде, в которой оно обычно происходит. Как и в случае с естественным наблюдением, собираемые данные могут включать интервью (обычно неструктурированные), заметки, основанные на их наблюдениях и взаимодействиях, документы, фотографии и другие артефакты.Единственная разница между натуралистическим наблюдением и включенным наблюдением состоит в том, что исследователи, участвующие в включенном наблюдении, становятся активными членами группы или ситуаций, которые они изучают. Основное обоснование включенного наблюдения заключается в том, что может существовать важная информация, которая доступна только или может быть интерпретирована только кем-то, кто является активным участником группы или ситуации. Подобно натуралистическому наблюдению, включенное наблюдение может быть замаскированным или не замаскированным.В замаскированных включенных наблюдениях исследователей притворяются членами социальной группы, которую они наблюдают, и скрывают свою истинную идентичность как исследователей. В отличие от неприкрытых включенных наблюдений, исследователей становятся частью изучаемой группы и раскрывают свою истинную личность в качестве исследователей исследуемой группе. И снова есть важные этические вопросы, которые следует учитывать при скрытом включенном наблюдении. Во-первых, невозможно получить информированное согласие, а во-вторых, используется пассивный обман.Исследователь пассивно обманывает участников, намеренно утаивая информацию об их мотивах быть частью социальной группы, которую они изучают. Но иногда замаскированное участие — единственный способ получить доступ к защитной группе (например, к культу). Кроме того, замаскированное включенное наблюдение менее склонно к реактивности, чем открытое включенное наблюдение.
Исследование Розенхана (1973) опыта людей в психиатрическом отделении можно было бы рассматривать как замаскированное включенное наблюдение, поскольку Розенхан и его псевдопациенты были помещены в психиатрические больницы под предлогом того, что они являются пациентами, чтобы они могли наблюдать за тем, как пациенты лечат психиатрических больных. штат сотрудников.Персонал и другие пациенты не знали, что они на самом деле являются исследователями.
Другой пример включенного наблюдения — это исследование социолога Эми Уилкинс (опубликовано в журнале « Social Psychology Quarterly »), посвященное университетской религиозной организации, в котором подчеркивалось, насколько счастливы ее члены (Wilkins, 2008). Уилкинс провела 12 месяцев, посещая собрания группы и светские мероприятия и участвуя в них, и она взяла интервью у нескольких членов группы. В своем исследовании Уилкинс определила несколько способов, которыми группа «навязывала» счастье — например, постоянно говоря о счастье, препятствуя выражению отрицательных эмоций и используя счастье как способ отличить себя от других групп.
Одно из основных преимуществ включенного наблюдения состоит в том, что исследователь находится в гораздо лучшем положении для понимания точки зрения и опыта людей, которых они изучают, когда они не входят в социальную группу. Основное ограничение этого подхода состоит в том, что простое присутствие наблюдателя может повлиять на поведение наблюдаемых людей. Хотя это также относится к естественным наблюдениям, когда исследователи являются активными членами социальной группы, которую они изучают, возникают дополнительные опасения, что они могут изменить социальную динамику и / или повлиять на поведение людей, которых они изучают.Точно так же, если исследователь действует как участник-наблюдатель, могут возникнуть опасения по поводу предвзятости, возникающей в результате развития отношений с участниками. Конкретно, исследователь может стать менее объективным, что приведет к большей предвзятости экспериментатора.
Структурированное наблюдение
Другой метод наблюдения — это структурированное наблюдение. Здесь исследователь проводит тщательные наблюдения за одним или несколькими конкретными формами поведения в конкретной обстановке, которая более структурирована, чем настройки, используемые при естественном и включенном наблюдении.Часто условия, в которых проводятся наблюдения, не являются естественными, скорее исследователь может наблюдать за людьми в лабораторных условиях. В качестве альтернативы исследователь может наблюдать за людьми в естественной обстановке (например, в классе), которую они каким-то образом структурировали, например, представив некоторые конкретные задачи, в которых участники должны участвовать, или представив определенную социальную ситуацию или манипуляции. Структурированное наблюдение очень похоже на натуралистическое наблюдение и наблюдение с участием участников тем, что во всех случаях исследователи наблюдают естественное поведение, однако упор в структурированном наблюдении делается на сборе количественных, а не качественных данных.Исследователей, использующих этот подход, интересует ограниченный набор моделей поведения. Это позволяет им количественно оценить поведение, которое они наблюдают. Другими словами, структурированное наблюдение менее глобально, чем натуралистическое и включенное наблюдение, потому что исследователь, занимающийся структурированными наблюдениями, заинтересован в небольшом количестве конкретных форм поведения. Таким образом, вместо того, чтобы записывать все, что происходит, исследователь сосредотачивается только на очень конкретных интересующих его действиях.
Структурированное наблюдение очень похоже на натуралистическое наблюдение и наблюдение с участием участников, поскольку во всех случаях исследователи наблюдают естественное поведение, однако упор в структурированном наблюдении делается на сборе количественных, а не качественных данных.Исследователей, использующих этот подход, интересует ограниченный набор моделей поведения. Это позволяет им количественно оценить поведение, которое они наблюдают. Другими словами, структурированное наблюдение менее глобально, чем натуралистическое и включенное наблюдение, потому что исследователь, занимающийся структурированными наблюдениями, заинтересован в небольшом количестве конкретных форм поведения. Таким образом, вместо того, чтобы записывать все, что происходит, исследователь сосредотачивается только на очень конкретных интересующих его действиях.
Исследователи Роберт Левин и Ара Норензаян использовали структурированное наблюдение для изучения различий в «темпе жизни» в разных странах (Levine & Norenzayan, 1999).Одна из их мер заключалась в наблюдении за пешеходами в большом городе, чтобы узнать, сколько времени им нужно, чтобы пройти 60 футов. Они обнаружили, что люди в некоторых странах передвигались надежно быстрее, чем люди в других странах. Например, жители Канады и Швеции преодолевали 60 футов в среднем за 13 секунд, а жители Бразилии и Румынии — за 17 секунд. Когда структурированное наблюдение происходит в сложном и даже хаотическом «реальном мире», важно учитывать вопросы о том, когда, где и при каких условиях будут проводиться наблюдения и за кем именно будут наблюдать.Левин и Норензаян описали процесс отбора проб следующим образом:
«Скорость ходьбы мужчин и женщин на расстоянии 60 футов была измерена как минимум в двух местах в основных центральных районах каждого города. Измерения проводились в основное рабочее время в ясные летние дни. Все места были плоскими, беспрепятственными, с широкими тротуарами и были достаточно малолюдными, чтобы пешеходы могли двигаться с потенциально максимальной скоростью. Для контроля эффектов общения использовались только пешеходы, идущие в одиночку.Время для детей, лиц с явными физическими недостатками и посетителей витрин не учитывалось. В большинстве городов были засчитаны тридцать пять мужчин и 35 женщин ». (стр.186). Таким образом, точное определение процесса выборки делает сбор данных управляемым для наблюдателей, а также обеспечивает некоторый контроль над важными посторонними переменными. Например, проводя свои наблюдения в ясные летние дни во всех странах, Левин и Норензаян контролировали влияние погоды на скорость ходьбы людей.В исследовании Левина и Норензаяна измерение было относительно простым. Они просто отмерили 60-футовое расстояние вдоль городского тротуара, а затем использовали секундомер, чтобы отследить время участников, когда они прошли это расстояние.
В качестве другого примера исследователи Роберт Краут и Роберт Джонстон хотели изучить реакцию боулеров на свои удары, как когда они смотрят на кегли, так и когда они поворачиваются к своим товарищам (Kraut & Johnston, 1979). Но какие «реакции» они должны наблюдать? Основываясь на предыдущих исследованиях и собственном пилотном тестировании, Краут и Джонстон составили список реакций, в который вошли «закрытая улыбка», «открытая улыбка», «смех», «нейтральное лицо», «взгляд вниз», «взгляд в сторону» и «Прикрытие лица» (закрытие лица руками).Наблюдатели запомнили этот список, а затем практиковались, кодируя реакции боулеров, которые были записаны на видео. Во время фактического исследования наблюдатели говорили в диктофон, описывая наблюдаемые реакции. Среди наиболее интересных результатов этого исследования было то, что боулеры редко улыбались, когда они все еще смотрели на кегли. Они гораздо чаще улыбались после того, как поворачивались к своим товарищам, предполагая, что улыбка — это не только выражение счастья, но и форма социального общения.
Когда наблюдения требуют суждения со стороны наблюдателей, как в исследовании Краута и Джонстона, этот процесс часто описывается как код , кодирование . Кодирование обычно требует четкого определения набора целевого поведения. Затем наблюдатели классифицируют участников по отдельности с точки зрения того, к какому поведению они прибегали и сколько раз они проявляли каждое поведение. Наблюдатели могут даже записывать продолжительность каждого поведения. Целевые поведения должны быть определены таким образом, чтобы разные наблюдатели кодировали их одинаково.Эта трудность с кодированием является проблемой межэкспертной надежности, как упоминалось в главе 4. Ожидается, что исследователи продемонстрируют межэкспертную надежность своей процедуры кодирования, попросив нескольких оценщиков независимо кодировать одно и то же поведение, а затем продемонстрировав, что разные наблюдатели находятся в тесном согласии. Краут и Джонстон, например, записывали на видео часть реакций участников, и два наблюдателя независимо друг от друга кодировали их. Два наблюдателя показали, что они согласны с реакциями, которые проявлялись в 97% случаев, что свидетельствует о хорошей межэкспертной надежности.
Одно из основных преимуществ структурированного наблюдения состоит в том, что оно намного более эффективно, чем натуралистическое и включенное наблюдение. Поскольку исследователи сосредоточены на конкретном поведении, это сокращает время и расходы. Кроме того, часто среда структурирована таким образом, чтобы поощрять поведение заинтересованных лиц, что опять же означает, что исследователям не нужно тратить столько времени на ожидание естественного проявления интересующего поведения. Наконец, исследователи, использующие этот подход, явно могут лучше контролировать окружающую среду.Однако, когда исследователи усиливают контроль над окружающей средой, это может сделать ее менее естественной, что снижает внешнюю ценность. Например, менее ясно, будут ли структурированные наблюдения, сделанные в лабораторных условиях, распространяться на условия реального мира. Кроме того, поскольку исследователи, занимающиеся структурированным наблюдением, часто не замаскированы, может возникнуть больше опасений по поводу реактивности.
Примеры из практики
Пример из практики — это углубленное изучение личности.Иногда тематические исследования также проводятся по социальным единицам (например, культ) и событиям (например, стихийное бедствие). Однако чаще всего в психологии тематические исследования предоставляют подробное описание и анализ человека. Часто человек страдает редким или необычным состоянием или заболеванием или имеет повреждение определенной области мозга.
Как и многие другие методы исследования с использованием наблюдений, тематические исследования обычно носят более качественный характер. Методы тематического исследования включают углубленное, а зачастую и продольное обследование человека.В зависимости от направленности тематического исследования, люди могут наблюдаться или не наблюдаться в их естественной среде. Если естественная обстановка не представляет интереса, человека могут пригласить в кабинет терапевта или в лабораторию исследователя для изучения. Кроме того, основная часть отчета о тематическом исследовании будет сосредоточена на подробном описании человека, а не на статистическом анализе. С учетом сказанного, некоторые количественные данные также могут быть включены в описание тематического исследования. Например, индивидуальная оценка депрессии может сравниваться с нормативными оценками или их оценка до и после лечения.Как и в случае с другими качественными методами, для сбора информации по делу можно использовать множество различных методов и инструментов. Например, интервью, натуралистическое наблюдение, структурированное наблюдение, психологическое тестирование (например, тест IQ) и / или физиологические измерения (например, сканирование мозга) могут использоваться для сбора информации о человеке.
HM — один из самых известных кейсов в области психологии. Х.М. страдала трудноизлечимой и очень тяжелой эпилепсией. Хирург локализовал эпилепсию HM в его медиальной височной доле и в 1953 году удалил большие участки гиппокампа, пытаясь остановить припадки.Лечение было успешным, так как оно разрешило его эпилепсию, а его IQ и личность остались неизменными. Однако вскоре врачи поняли, что у HM наблюдается странная форма амнезии, называемая антероградной амнезией. HM мог вести разговор и запоминать короткие цепочки букв, цифр и слов. В основном его кратковременная память сохранилась. Однако HM не смог зафиксировать новые события в памяти. Он потерял способность передавать информацию из кратковременной памяти в долговременную, что исследователи памяти называют консолидацией.Таким образом, хотя он мог продолжить разговор с кем-то, он полностью забыл о разговоре после его окончания. Это было чрезвычайно важным тематическим исследованием для исследователей памяти, потому что оно предполагало диссоциацию между кратковременной памятью и долговременной памятью, предполагало, что это две разные способности, обслуживаемые разными областями мозга. Также было высказано предположение, что височные доли особенно важны для консолидации новой информации (т.е.для передачи информации из кратковременной памяти в долговременную).
www.youtube.com/watch?v=KkaXNvzE4pk
История психологии наполнена влиятельными тематическими исследованиями, такими как описание Зигмундом Фрейдом «Анны О.». (см. примечание 6.1 «Случай« Анны О. »») и описание Джоном Уотсоном и Розали Рейнер Маленького Альберта (Watson & Rayner, 1920), который научился бояться белой крысы — наряду с другими пушистыми объектами — когда исследователи издал громкий звук, играя с крысой.
Дело «Анны О.”
Зигмунд Фрейд использовал случай с молодой женщиной, которую он назвал «Анна О.». чтобы проиллюстрировать многие принципы его теории психоанализа (Freud, 1961). (Ее настоящее имя было Берта Паппенгейм, и она была одной из первых феминисток, которая внесла важный вклад в сферу социальной работы.) Анна пришла к коллеге Фрейда Йозефу Брейеру около 1880 года с различными странными физическими и психологическими симптомами. Одна из них заключалась в том, что в течение нескольких недель она не могла пить. Согласно Фрейду,
Она брала стакан воды, который ей так хотелось, но как только он касался ее губ, она отталкивала его, как страдающего водобоязнью.… Она питалась только фруктами, такими как дыни и т. Д., Чтобы уменьшить мучительную жажду. (стр.9)
Но, согласно Фрейду, прорыв произошел однажды, когда Анна находилась под гипнозом.
[S] он ворчал на ее английскую «спутницу», о которой она не заботилась, и продолжал описывать со всеми признаками отвращения, как она однажды вошла в комнату этой леди и как ее маленькая собачка — ужасно тварь! — пила там из стакана. Пациентка ничего не сказала, так как хотела быть вежливой.После того, как она снова энергично выразила сдерживаемый гнев, она попросила чего-нибудь выпить, без труда выпила большое количество воды и проснулась от гипноза со стаканом у губ; и после этого беспокойство исчезло, чтобы никогда не вернуться. (стр.9)
Интерпретация Фрейда заключалась в том, что Анна подавляла воспоминания об этом инциденте вместе с эмоциями, которые он вызвал, и что это было причиной ее неспособности пить. Более того, ее воспоминания об инциденте, а также выражение подавленных ею эмоций заставили симптом исчезнуть.
В качестве иллюстрации теории Фрейда пример Анны О. весьма эффективен. Однако в качестве доказательства теории это по сути бесполезно. Описание не дает возможности узнать, действительно ли Анна подавила воспоминание о собаке, пьющей из стакана, вызвало ли это подавление ее неспособность пить, или же воспоминание об этой «травме» облегчило симптом. Из этого тематического исследования также неясно, насколько типичным или нетипичным был опыт Анны.
Рисунок 10.1 Анна О. «Анна О.» был предметом известного тематического исследования, использованного Фрейдом для иллюстрации принципов психоанализа. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Pappenheim_1882.jpg
Тематические исследования полезны, поскольку они обеспечивают уровень детального анализа, которого нет во многих других методах исследования, и этот более подробный анализ позволяет получить более глубокое понимание. В результате изучения конкретного случая исследователь может получить более четкое представление о том, что может стать важным для более широкого рассмотрения в будущих более контролируемых исследованиях.Тематические исследования также часто являются единственным способом изучения редких состояний, потому что может быть невозможно найти достаточно большую выборку для людей с заболеванием, чтобы использовать количественные методы. Хотя на первый взгляд может показаться, что конкретный случай с редким человеком мало что говорит нам о нас самих, они часто дают представление о нормальном поведении. Случай с HM предоставил важную информацию о роли гиппокампа в консолидации памяти. Однако важно отметить, что, хотя тематические исследования могут предоставить идей, в определенных областях и переменных для изучения, и могут быть полезны при разработке теорий, их никогда не следует использовать в качестве доказательства теорий.Другими словами, тематические исследования можно использовать как источник вдохновения для формулирования теорий и гипотез, но затем эти гипотезы и теории необходимо формально проверить с использованием более строгих количественных методов.
Причина, по которой тематические исследования не следует использовать для поддержки теорий, заключается в том, что они страдают от проблем с внутренней и внешней достоверностью. В тематических исследованиях отсутствуют надлежащие средства контроля, которые содержатся в настоящих экспериментах. Таким образом, они страдают от проблем с внутренней достоверностью, поэтому их нельзя использовать для определения причинной связи.Например, во время операции Х.М. хирург мог случайно повредить другую область мозга Х.М. (действительно, ставя под сомнение возможность отдельного поражения мозга, начавшегося после смерти Х.М. и расслоения его мозга), и это поражение могло способствовать его неспособности консолидироваться. новая информация. Дело в том, что с помощью тематических исследований мы не можем исключить такого рода альтернативные объяснения. Как и все методы наблюдения, тематические исследования не позволяют определить причинно-следственную связь. Кроме того, поскольку тематические исследования часто проводятся на одном человеке и, как правило, на очень ненормальном человеке, исследователи не могут обобщать свои выводы на других людей.Напомним, что в большинстве исследовательских проектов существует компромисс между внутренней и внешней валидностью, однако с тематическими исследованиями возникают проблемы как с внутренней, так и с внешней валидностью. Таким образом, есть пределы как способности определять причинно-следственную связь, так и обобщать результаты. Последним ограничением тематических исследований является то, что теоретические предубеждения исследователя имеют широкие возможности окрашивать или искажать описание случая. Действительно, были обвинения в том, что женщина, изучающая HM, уничтожила множество своих данных, которые не были опубликованы, и ее ставили под сомнение за уничтожение противоречивых данных, которые не подтверждали ее теорию о том, как консолидируются воспоминания.Есть увлекательная статья в New York Times, в которой описаны некоторые противоречия, которые возникли после смерти Х.М., и анализ его мозга, который можно найти по адресу: https://www.nytimes.com/2016/08/07/magazine/the- мозг-то-не-помню.html? _r = 0
Архивные исследования
Другой подход, который часто считается наблюдательным исследованием, — это использование архивного исследования , которое включает в себя анализ данных, которые уже были собраны для других целей.Примером может служить исследование Бретта Пелхэма и его коллег о «неявном эгоизме» — тенденции людей отдавать предпочтение людям, местам и вещам, которые похожи на них самих (Pelham, Carvallo, & Jones, 2005). В одном исследовании они изучили записи социального обеспечения, чтобы показать, что женщины с именами Вирджиния, Джорджия, Луиза и Флоренс с большей вероятностью переехали в штаты Вирджиния, Джорджия, Луизиана и Флорида соответственно.
Как и в случае с естественным наблюдением, измерение может быть более или менее простым при работе с архивными данными.Например, подсчитать количество людей по имени Вирджиния, которые живут в разных штатах, на основе данных социального обеспечения относительно просто. Но рассмотрим исследование Кристофера Петерсона и его коллег о взаимосвязи между оптимизмом и здоровьем с использованием данных, которые были собраны много лет назад для исследования развития взрослых (Peterson, Seligman, & Vaillant, 1988). В 1940-х годах здоровые студенты мужского пола заполнили открытую анкету о тяжелом военном опыте.В конце 1980-х Петерсон и его коллеги проанализировали ответы мужчин на вопросы анкеты, чтобы определить стиль объяснения — их привычные способы объяснения плохих событий, которые с ними происходят. Более пессимистичные люди склонны винить себя и ожидать долгосрочных негативных последствий, влияющих на многие аспекты их жизни, в то время как более оптимистичные люди склонны обвинять внешние силы и ожидать ограниченных негативных последствий. Чтобы получить оценку стиля объяснения для каждого участника, исследователи использовали процедуру, в которой все негативные события, упомянутые в ответах на анкету, и любые причинные объяснения для них были идентифицированы и записаны на учетных карточках.Они были предоставлены отдельной группе экспертов, которые оценили каждое объяснение по трем отдельным параметрам оптимизма-пессимизма. Затем эти оценки были усреднены для получения оценки стиля объяснения для каждого участника. Затем исследователи оценили статистическую взаимосвязь между манерой объяснения мужчин как студентов бакалавриата и архивными показателями их здоровья примерно в 60-летнем возрасте. Первичный результат заключался в том, что чем более оптимистично мужчины были в студенчестве, тем здоровее они были в старшем возрасте. р Пирсона было +.25.
Этот метод является примером анализа содержания — семейства систематических подходов к измерению с использованием сложных архивных данных. Точно так же, как структурированное наблюдение требует определения интересующего поведения и последующего наблюдения за ним по мере его появления, контент-анализ требует определения ключевых слов, фраз или идей, а затем поиска всех их вхождений в данных. Затем эти события можно подсчитать, рассчитать время (например, количество времени, посвященное развлекательным темам в вечернем выпуске новостей) или проанализировать множеством других способов.
Ключевые выводы
- Существует несколько различных подходов к наблюдательным исследованиям, включая натуралистическое наблюдение, включенное наблюдение, структурированное наблюдение, тематические исследования и архивные исследования.
- Натуралистическое наблюдение используется для наблюдения за людьми в их естественной среде обитания, при включенном наблюдении необходимо становиться активным членом наблюдаемой группы, структурированное наблюдение предполагает количественное кодирование небольшого количества типов поведения, тематические исследования обычно используются для углубленного сбора данных. информация об отдельном человеке, а архивное исследование предполагает анализ существующих данных.
Упражнения
- Практика: Найдите и прочтите опубликованный пример из психологии. (Используйте пример из практики в качестве ключевого термина в поиске PsycINFO.) Затем выполните следующие действия:
- Опишите одну проблему, связанную с внутренней достоверностью.
- Опишите одну проблему, связанную с внешней достоверностью.
- Сгенерируйте одну гипотезу, предложенную в тематическом исследовании, которую было бы интересно проверить в систематическом индивидуальном или групповом исследовании.
.
Заметки по психологии: определение, объем и методы
В этой статье мы обсудим: — 1. Значение и определения психологии 2. Область психологии 3. Методы.
Значение и определения психологии:
Психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Поведение включает в себя все наши внешние или явные действия и реакции, такие как словесные и мимические выражения и движения.
Психические процессы относятся ко всей внутренней и скрытой деятельности нашего разума, такой как мышление, чувство и запоминание. Это научное исследование, потому что для изучения поведения и психических процессов психологи используют научные методы для более точного и точного понимания.
Слово «Психология» происходит от двух греческих слов «Психея» и «Логос»: «psyche» означает «душа», а «logos» означает «изучение». Таким образом, буквально Психология означает «изучение души» или «наука о душе».
1. Первым определением психологии было изучение души:
Самые ранние попытки дать определение психологии обязаны своим происхождением самой загадочной и философской концепции, а именно концепции души. Что есть душа? Как это можно изучить? Неспособность найти четкие ответы на такие вопросы побудила некоторых древнегреческих философов определить психологию как исследование разума.
2. Что касается изучения разума:
Хотя слово «ум» было менее загадочным и неопределенным, чем «душа», оно также сталкивалось с теми же вопросами, а именно, что такое ум? Как это можно изучить и т. Д.Это определение также было отклонено.
3. С точки зрения изучения сознания:
Описание и объяснение состояний сознания — это задача психологии, которая обычно выполняется с помощью инструмента интроспекции — процесса взгляда внутрь себя.
Это определение было также отклонено на том основании, что:
(i) Оно не могло включать изучение сознания животных.
(ii) Он не будет включать подсознательную и бессознательную деятельность разума.
(iii) Метод интроспекции для исследования доказал, что это наиболее субъективный и ненаучный метод.
4. Что касается изучения поведения:
Самым современным и широко принятым определением психологии даже сегодня является изучение поведения как людей, так и животных.
5. Уильям Макдугалл:
В своей книге «Очерк психологии» «Психология — это наука, цель которой — дать нам лучшее понимание и контроль над поведением организма в целом».
6. Дж. Б. Ватсон:
Психология — это «наука о поведении» (учитывающая поведение человека и животных).
7. Н.Л. Манн:
«Психология — это наука, а хорошо обученный психолог — это ученый или, по крайней мере, практик, который использует научные методы и информацию, полученную в результате научных исследований».
Наука — это совокупность систематизированных знаний, собранных путем тщательного наблюдения и измерения событий.Наблюдения за событиями систематизируются различными способами, но в основном они классифицируются по категориям и устанавливаются общие законы и принципы для описания и прогнозирования событий с максимальной точностью. Психология имеет эти характеристики; это явно относится к сфере науки.
Таким образом, недостаточно просто описать поведение. Как и любая другая наука, психология пытается объяснить, предсказать, изменить и, в конечном итоге, улучшить жизнь людей в мире, в котором они живут.
Используя научные методы, психологи могут найти ответы на вопросы о природе человеческого поведения, которые гораздо более верны и законны, чем те, которые являются результатом простого намерения и предположений. Проводимые эксперименты и наблюдения могут быть повторены и проверены другими из-за их объективности, надежности, достоверности и предсказуемости, которые являются характеристиками фундаментальной науки.
Область психологии :
Сфера психологии может быть понята с помощью различных подполей психологии, пытающихся достичь целей психологии.
1. Физиологическая психология:
В самом фундаментальном смысле люди являются биологическими организмами. Физиологические функции и структура нашего тела работают вместе, чтобы влиять на наше поведение. Биопсихология — это отрасль, специализирующаяся в этой области. Биопсихологи могут исследовать, каким образом определенные участки мозга связаны с такими расстройствами, как болезнь Паркинсона, или могут попытаться определить, как наши ощущения связаны с нашим поведением.
2. Психология развития:
Здесь представлены исследования, касающиеся того, как люди растут и меняются на протяжении всей своей жизни, начиная с пренатальных стадий, до детства, зрелости и старости. Психологи, занимающиеся развитием, работают в различных учреждениях, таких как колледжи, школы, медицинские центры, бизнес-центры, государственные и некоммерческие организации и т. Д. Они также активно участвуют в исследованиях детей с нарушениями и консультируют родителей о том, как помочь таким детям.
3. Психология личности:
Эта ветка помогает объяснить как постоянство, так и изменение поведения человека с течением времени, начиная с рождения t
.
Наблюдательное обучение | психология | Британника
Наблюдательное обучение , метод обучения, который заключается в наблюдении и моделировании поведения, отношения или эмоционального выражения другого человека. Хотя обычно считается, что наблюдатель будет копировать модель, американский психолог Альберт Бандура подчеркнул, что люди могут просто учиться на поведении, а не имитировать его. Наблюдательное обучение — главный компонент теории социального обучения Бандуры.Он также подчеркнул, что для любой формы наблюдения и моделирования поведения необходимы четыре условия: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.
Подробнее по этой теме
Мотивация: Наблюдательное обучение
В третьем типе техники обучения, наблюдательном обучении или моделировании, новое поведение изучается, просто наблюдая за кем-то другим …
Условия обучения через наблюдение
Внимание
Если организм собирается чему-то научиться у модели, он или она должны обращать внимание на нее и поведение, которое она демонстрирует. Многие условия могут повлиять на внимание наблюдателя. Например, если наблюдатель сонный, болен или рассеянный, вероятность того, что он или она выучит смоделированное поведение и имитировать его позже, будет ниже. Кроме того, на внимание наблюдателя влияют характеристики модели.Бандура и другие показали, что люди уделяют больше внимания моделям, которые привлекательны, похожи на них или престижны и вознаграждаются за свое поведение. Это объясняет привлекательность, которую спортсмены испытывают к поведению маленьких детей, а успешные взрослые — к студентам колледжей. К сожалению, этот аспект моделирования также может быть использован во вред. Например, если маленькие дети становятся свидетелями того, как члены банды получают статус или деньги, они могут имитировать такое поведение, пытаясь получить аналогичные награды.
Удержание
Второе требование обучения через наблюдение — это способность запоминать поведение, свидетелем которого был. Если человек или животное не запоминают свое поведение, вероятность того, что они имитируют его, менее вероятна.
Репродукция
Это требование поведения касается физических и умственных способностей человека копировать поведение, которое он или она наблюдал. Например, маленький ребенок может наблюдать, как баскетболист из колледжа макает мяч.Позже, когда у ребенка есть баскетбольный мяч, он или она может попытаться замочить мяч, как игрок колледжа. Однако маленький ребенок далеко не так физически развит, как старший игрок колледжа, и, сколько бы раз он или она ни пытался, он не сможет дотянуться до корзины, чтобы замочить мяч. Ребенок постарше или взрослый сможет замочить мяч, но, скорее всего, только после некоторой практики. Точно так же молодой жеребенок наблюдает, как другая лошадь в стаде перепрыгивает через ручей во время бега по пастбищу.Наблюдая за прыжками модели, жеребенок пытается сделать то же самое, только чтобы приземлиться в середине ручья. Он просто был недостаточно большим или у него не было достаточно длинных ног, чтобы очистить воду. Однако он мог, после физического роста и некоторой практики, в конечном итоге повторить прыжок другой лошади.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Мотивация
Возможно, наиболее важным аспектом обучения с наблюдением является мотивация.Если у человека или животного нет причины для имитации поведения, тогда никакое количество внимания, удержания или воспроизведения не сможет преодолеть отсутствие мотивации. Бандура выделил несколько мотивирующих факторов для подражания. К ним относятся знание того, что модель ранее была подкреплена поведением, предложение стимула к выполнению или наблюдение модели, получающей подкрепление за поведение. Эти факторы также могут быть негативными мотивами. Например, если наблюдатель знал, что модель была наказана за поведение, ей угрожали за демонстрацию поведения или наблюдал, что модель наказана за поведение, то вероятность имитации поведения меньше.
Применение обучения через наблюдение
Моделирование успешно используется во многих терапевтических условиях. Многие терапевты использовали различные формы моделирования, чтобы помочь своим пациентам преодолеть фобии. Например, взрослые, страдающие клаустрофобией, могут наблюдать модель на видео, когда они подходят все ближе и ближе к замкнутому пространству, прежде чем войти в него. Как только модель достигнет замкнутого пространства, например, туалета, он или она откроет дверь, войдет в нее, а затем закроет дверь. Наблюдателя обучат техникам релаксации и попросят практиковать их каждый раз, когда он или она начинает беспокоиться во время просмотра фильма.Конечным результатом является продолжение наблюдения за моделью до тех пор, пока человек сам не войдет в туалет.
Открытия Бандуры в экспериментах с куклой Бобо сильно повлияли на детские телепрограммы. Бандура заснял, как его ученики физически атакуют куклу Бобо, надувную куклу с закругленным дном, которая всплывает, когда ее сбивают с ног. Студента поместили в комнату с куклой Бобо. Студент ударил куклу кулаком, крикнул ей «sockeroo», пнул ее ногой, молотком и сел на нее.Затем Бандура показал этот фильм маленьким детям. Их поведение было записано на пленку, когда они находились в комнате с куклой. Дети подражали поведению ученика и временами даже становились более агрессивными по отношению к кукле, чем то, что они наблюдали. Другая группа маленьких детей заметила, что ученик хорошо относится к кукле. По иронии судьбы, эта группа детей не имитировала позитивное взаимодействие модели. Бандура провел большое количество разнообразных сценариев этого исследования и обнаружил похожие события, даже когда кукла была живым клоуном.Эти результаты побудили многих родителей следить за телешоу, которое смотрят их дети, и за друзьями или сверстниками, с которыми они общаются. К сожалению, родительская поговорка «Делай, как я говорю, а не как я» не применима к детям. Дети более склонны подражать поведению, а не инструкциям своих родителей.
Один из самых известных примеров наблюдательного обучения у животных связан с синей синией, маленькой европейской птицей. В течение 1920-х и 1940-х годов многие люди сообщали, что сливки из молока, доставляемого в их дома, были украдены.Инциденты с кражей сливок распространились по всей Великобритании. После долгих спекуляций по поводу пропавшего крема было обнаружено, что виновником была лазоревка. В частности, одна птица научилась клевать верхнюю часть емкости для молока из фольги и высасывать сливки из бутылки. Вскоре другие синицы подражали такому поведению и распространили его по стране.
Шерил М. Стоун
Редакторы Британской энциклопедии
Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
мотивация: Наблюдательное обучение
В третьем типе техники обучения, наблюдательном обучении или моделировании, новое поведение изучается, просто наблюдая за поведением другого человека.В самом прямом смысле такое обучение — это способность извлекать выгоду из чужих успехов или ошибок. Этот тип обучения…
Обучение животных: Имитационное и наблюдательное обучение
Искусственный лабораторный пример обучения с помощью наблюдений мог бы позволить крысе-наблюдателю наблюдать, как крыса-демонстратор нажимает на рычаг для получения еды.Если наблюдатель никогда раньше не нажимал на рычаг, а теперь, имея возможность, делает это гораздо быстрее, чем другая крыса, лишенная возможности…
Альберт Бандура
Альберт Бандура, американский психолог канадского происхождения и создатель социальной когнитивной теории, который, вероятно, наиболее известен своим модельным исследованием агрессии, известным как эксперимент «кукла Бобо», который продемонстрировал, что дети могут учиться поведению, наблюдая за взрослыми.…
.
Социальный работник против психолога | PsychologySchoolGuide.net
Хотя социальные работники и психологи занимаются оказанием помощи и предлагают консультационные услуги, между этими двумя профессиями есть некоторые различия. Общий социальный работник помогает клиентам справиться с проблемами прав человека, социально-экономическими, правовыми вопросами и / или проблемами бедности. С другой стороны, клинический социальный работник предоставляет услуги поддержки клиентам с эмоциональными, психическими и / или поведенческими проблемами. Социальный работник этого типа обычно работает в больнице, клинике, учреждении квалифицированного сестринского ухода или частной практике.Он / она обычно использует многогранный терапевтический подход, уделяя особое внимание помощи клиентам в улучшении их эмоционального, физического и / или финансового статуса.
С другой стороны, психолог фокусируется на человеческом поведении и изучает, как функционирует человеческий разум. Другими словами, психолог исследует, почему люди думают и ведут себя именно так. Его / ее основная функция — диагностировать и лечить различные психические и эмоциональные проблемы. Этот тип медицинского работника обычно специализируется в одной конкретной области, например: пожилые люди, дети, пары или семьи.
Образование
И социальный работник, и психолог должны иметь степень бакалавра или выше для практики, но существуют некоторые различия в типах степени, необходимой для практики в каждой профессии.
Социальная работа
Социальный работник должен иметь степень магистра (MA) в области социальной работы, чтобы работать в качестве социального работника. Хотя не обязательно иметь степень бакалавра в области социальной работы, важно пройти курсы социологии, психологии и экономики перед окончанием программы бакалавриата.Социальные работники также должны иметь лицензию, прежде чем предлагать клиентам клинические услуги. Социальный работник должен успешно пройти не менее 3000 часов клинического наблюдения и сдать экзамен на получение лицензии, чтобы быть классифицированным как лицензированный социальный работник.
Психология
Психолог, напротив, должен иметь докторскую степень (Ph.D., Psy.D. или Ed.D.) для практики. Для того, чтобы поступить в аспирантуру по психологии, необязательно изучать психологию. После того, как психолог успешно получил степень магистра в области, связанной с психологией, он / она должны получить докторскую степень в области психологии, пройти стажировку (по психологии) под наблюдением и сдать лицензионный и / или сертификационный экзамен.
Обязанности социального работника
Социальные работники общего профиля предоставляют услуги поддержки клиентам, испытывающим финансовые, физические, эмоциональные, умственные и / или правовые трудности (Бюро статистики труда США). Они помогают клиентам получать услуги по уходу за детьми, пособие на проживание, медицинское обслуживание и / или социальные пособия. Клинические социальные работники, также известные как лицензированные клинические социальные работники, обычно помогают клиентам получать больше клинических услуг, таких как консультирование и / или терапия. Клинический социальный работник занимается лечением различных эмоциональных, психических и поведенческих расстройств, таких как депрессия и тревога.При необходимости социальный работник направляет клиентов к специалистам в области психического здоровья, таким как психологи и / или психиатры.
По данным Бюро статистики труда США, основные цели клинических социальных работников: создание планов лечения и консультирование отдельных лиц, семей, пар, детей и / или групп. Обычно они сотрудничают с другими специалистами в области здравоохранения (такими как: врачи, психиатры, психологи и медсестры), чтобы поддержать эмоциональное, физическое и психическое здоровье клиента.
Обязанности психолога
Психологи изучают, исследуют и документируют, как люди реагируют и относятся друг к другу и к окружающему миру (Американская психологическая ассоциация). Клинический психолог может проводить собеседование с клиентами, назначать диагностические тесты, проводить оценку личности, производительности и / или интеллекта и / или предоставлять консультационные услуги (например, программы модификации поведения, когнитивно-поведенческую терапию и т. Д.). Важно отметить, что только два штата: Луизиана и Нью-Мексико позволяют клиническим психологам прописывать клиентам лекарства.
По данным Американской психологической ассоциации, большинство психологов делят свое время между проведением научных исследований, обучением и предоставлением консультационных услуг / психотерапии. Во время практики основная обязанность психолога — использовать различные психологические техники и методы (интервью, наблюдения и / или психологические тесты) для оценки и лечения эмоциональных и психологических проблем клиента.
После того, как психолог поставил клиенту диагноз, он / она разрабатывает план лечения, специально адаптированный к потребностям клиента.Психолог может сотрудничать с другими специалистами в области здравоохранения (например, клиническим социальным работником) или работать в одиночку. Если психолог не считает, что он / она может предоставить услуги, в которых нуждается клиент, он / она направляет клиента к другому специалисту в области здравоохранения, например, к социальному работнику, специализированному психологу, психиатру и т. Д. (American Psychological Association, 2013).
Сходства и различия
Между социальными работниками и психологами есть много общего.Например, оба предоставляют клиентам консультационные / поддерживающие функции. Агентства социальных услуг, такие как службы защиты детей, обычно нанимают людей со степенью в области социологии, социальной работы или психологии для выполнения тех же или подобных задач. Кроме того, большинство программ магистратуры и докторантуры обучают студентов социальной работы и психологов одинаковым или аналогичным образом.
Другими словами, клинические социальные работники предлагают многие из тех же услуг по консультированию / поддержке, что и клинические психологи. Большинство клинических социальных работников и клинических психологов используют различные психологические методы для оценки, диагностики и консультирования отдельных лиц, детей, пар, семей и групп.
Основное различие между психологами и социальными работниками состоит в том, что психологи также обучены проводить психологические тесты (например, оценку интеллекта и личности), а социальные работники — нет. К тому же психологи склонны несколько иначе взглянуть на терапевтический процесс. Они, как правило, больше внимания уделяют когнитивным процессам и поведению, чем социальные работники.
Социальные работники предоставляют клиентам ресурсы социального обслуживания (талоны на питание, социальные пособия и т. Д.)), а психологи предоставляют клиентам психиатрические услуги (консультации и терапию). Как упоминалось ранее, границы между социальной работой и психологией часто стираются, поэтому и социальные работники, и психологи могут выполнять одни и те же или похожие обязанности.
Более того, как социальные работники, так и психологи, как правило, работают в одних и тех же условиях (частные практики, образовательные учреждения, психиатрические учреждения, больницы, клиники, учреждения квалифицированного сестринского ухода и общественные центры, но психологи могут специализироваться в других областях, помимо клинической и общей психологии. (например, супружеская и семейная терапия, корпоративная психология, школьная психология, спортивная психология или психология здоровья).
С другой стороны, социальных работников обычно классифицируют как общих социальных работников или клинических социальных работников с упором на детей, отдельных лиц, семьи, пары и / или группы. Наконец, психологи, в отличие от социальных работников общего профиля, имеют больше возможностей преподавать в аспирантуре и проводить исследования.
Ссылки
.