Наблюдение и естественный эксперимент: Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Наблюдение и эксперимент — МегаЛекции


Во-первых, эксперимент может быть рассмотрен как разновидность метода наблюдения. Эксперимент представляет собой наблюдение, которое может быть повторено, изолировано и изменено. Эксперимент – это наблюдение над объектом в особым образом организованных условиях.

Во-вторых, наблюдение и эксперимент можно рассматривать как две составляющие единого исследовательского процесса. Наблюдение может, как предшествовать эксперименту, так и непосредственно сопровождать его. Применяемое на предварительных этапах исследования наблюдение ведет к разработке гипотез. В ходе эксперимента осуществляется наблюдение за фактами, обусловленное необходимостью установить истинность или ложность выдвинутой для проверки гипотезы. Экспериментирование заключается в том, чтобы вызвать доступные наблюдению факты для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез. Вид наблюдения, сопровождающий проверку конкретных гипотез, называют эвристическим, в отличие от неэвристического наблюдения, применяемого на предварительных этапах исследования и приводящего к формированию гипотез.

В-третьих, наблюдение и эксперимент являются самостоятельными методическими приемами и обладают своей спецификой и особенностями.

Эксперимент — «активный» метод изучения реальности. Исследователь задают вопросы реальности, и «вынуждает» ее на них отвечать.

Наблюдение— «пассивный» метод изучения реальности. Субъект познания отказывается от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения возможности их изучения в естественных условиях.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, которая организуется экспериментатором и направлена на изучение психических особенностей испытуемого.

Под наблюдением в психологиипонимают изучение психических особенностей индивидов на основе непосредственной, без вмешательства наблюдателя, фиксации проявлений их поведения.


Первое отличие эксперимента от наблюдения заключается в форме постановки и содержании вопросов. Эксперимент ставит своей целью проверить зависимость между фактами и отвечает на вопрос почему? В эксперименте вопрос содержится в гипотезе. Эксперимент обеспечивает ее верификацию. В наблюдении вопросы остаются открытыми и формулируются: Где? Когда? Сколько? Каким образом?

Второе отличие, которое можно установить между наблюдением и экспериментом, связано с условиями проведения исследования. При наблюдении ситуация определяется менее строго, чем в эксперименте. Наблюдатель не может воздействовать на элементы, от которых зависит поведение испытуемого. При наблюдении отсутствует такое преимущество эксперимента, как возможность повторять испытание в заданных условиях.

Вместе с тем следует обратить внимание на существование промежуточных форм исследования по степени контроля над ситуацией. Спровоцированное наблюдение и «естественный эксперимент» сочетают в себе особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля. Спровоцированное наблюдение часто приближается к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А.Ф.Лазурским.

Третье отличие наблюдения и эксперимента заключается в точности контроля и регистрации действий и особенностей поведения испытуемого. В эксперименте используется оборудование и методический инструментарий, обеспечивающий точность фиксации регистрируемых показателей поведения испытуемого. В то же время неизбежная ограниченность спектра регистрируемых показателей в эксперименте является его недостатком. Тогда как методом наблюдения вполне обеспечивается и является его преимуществом многомерность охвата поведения наблюдаемых лиц.

Виды наблюдения

 

Соответственно этапам организации и проведения наблюдения выделяют следующие его виды (см. таблицу):

Основания классификации Виды наблюдения
 
Направленность Объективное
Самонаблюдение
Контроль над ситуацией Полевое
Лабораторное
Спровоцированное
Наличие программы Неформализованное
Формализованное
Позиция наблюдателя Не включенное
Включенное
Осознаваемость со стороны наблюдаемого Скрытое
Открытое
Регулярность проведения
 
Систематическое
Случайное
Полнота Сплошное
Выборочное
Наличие схемы Нестандартизированное
Стандартизированное
Характер описания Констатирующее
Категориальное
Оценивающее
Продолжительность наблюдения Лонгитюдное
Периодическое
Единичное
Форма регистрации Вербальное
Символическое
Аудиовизуальное
Степень включенности анализа и интерпретации Описательное
Обобщенное
Объяснительное

По направленности выделяют:

объективное (внешнее) наблюдение за поведением других людей;

самонаблюдение (внутреннее), т.е. интроспекция, результаты которого учитывают в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.

По степени контроля над ситуацией выделяют:

полевое (естественное) наблюдение, которое проводится в условиях, естественных для «жизни» наблюдаемого, когда наблюдатель не может воздействовать на элементы, от которых зависит поведение испытуемого;

лабораторное наблюдение позволяет изучать поведение человека в контролируемой и более удобной для исследователя ситуации;

спровоцированное (контролируемое) наблюдение, в котором сочетаются особенности естественного наблюдения и экспериментального контроля.

В зависимости от степени формализации процедуры проведения наблюдения позволяет выделить:

неформализованное (нецеленаправленное, свободное), наблюдение, которое, хотя и связано с некоторой целью и минимальными ограничениями, что и когда наблюдать, однако лишено ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т.п. В нем допустимо изменение предмета и правил, если в этом возникает необходимость. К неформализованному наблюдению прибегают на начальном этапе исследования для того, чтобы определиться с программой наблюдения;

формализованное (целенаправленное), когда наблюдение организуется строго по заранее разработанной программе. При этом четко определены содержание и организация этапов исследования, порядок и последовательность исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа. В данном случае сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость результатов.

С точки зрения учета позиции наблюдателя выделяют:

невключенное (стороннее, внешнее), при котором наблюдатель регистрирует явление «снаружи», как бы «со стороны» и не участвует в процессах, за которыми наблюдает;

включенное (внутреннее), когда наблюдатель вовлечен в ситуацию наблюдения, сопричастен с лицами, за которыми наблюдает, принимает участие в событиях, воспринимается группой как ее участник.

В зависимости от осознания со стороны наблюдаемого лица, что за ним наблюдают, выделяют следующие виды наблюдения:

скрытое (неосознаваемое), когда человек не знает что является объектом наблюдения. Принеосознаваемом внутреннем наблюдении наблюдатель и наблюдаемый находятся в непосредственном контакте, психолог «замаскирован» под обычного участника событий. При неосознаваемом внешнем наблюдении наблюдатель ведет наблюдение «извне», не вступает с наблюдаемым в контакт, используя при этом скрытую видеокамеру или зеркало Гезелла с одним стеклом;

открытое (осознаваемое), когда наблюдаемый знает, что за ним наблюдают. Адаптационный период позволяет наблюдаемым привыкнуть к психологу и начать вести себя более естественно.

С точки зрения регулярности проведения в течение периода наблюдения, выделяют следующие виды наблюдения:

систематическое (систематизированное), которое проводится регулярно в течение всего периода наблюдения. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями, определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах;

случайное, которое проводится нерегулярно в течение всего периода наблюдения.

По полноте воспринимаемых элементов поведения наблюдение может быть:

сплошное, когда исследователь обращает внимание на все доступные его восприятию элементы поведения объекта в течение определенного времени;

выборочное, когда исследователя интересуют лишь определенные элементы поведения объекта, которые он фиксирует в хронологическом порядке в протоколе.

Наличие схемы (программы) наблюдения позволяет выделить:

нестандартизированное (неструктурированное, поисковое), когда наблюдатель оперирует довольно широко поставленным вопросом, регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений. К нестандартизированному наблюдению прибегают на начальном этапе исследования для того, чтобы сориентироваться в том, с какими элементами поведения предстоит иметь дело;

стандартизированное (структурированное), когда наблюдатель пользуется детально разработанной схемой, предписывающей элементы поведения, которые он должен фиксировать в своем отчете, а также их порядок, последовательность и количество.

По характеру описания выделяют:

констатирующее наблюдение, когда наблюдатель фиксирует наличие и характеристики значимых форм поведения, собирает факты;

категориальное (систематическое) наблюдение, когда наблюдатель квалифицирует факты по определенным правилам структурирования понятий;

оценивающее наблюдение, когда исследователь пользуется оценочной шкалой для сравнения фактов по степени выраженности в каком-либо диапазоне.

Относительно продолжительности наблюдения различают:

лонгитюдное, характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта наблюдателя и объекта в течение длительного времени;

периодическое, осуществляемое в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени;

единичное (однократное), производимое только один раз, фиксирующее описание отдельного, часто значительного, события, когда бы оно ни происходило. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения.

По форме регистрации результатов наблюдение бывает:

вербальное как описание предмета на естественном языке с помощью понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления;

символическое как фиксация видимого с помощью условных обозначений;

аудиовизуальное как регистрация проявлений наблюдаемого с помощью технических средств.

По степени расчлененности изучаемого явления и включенности анализа и интерпретации различают:

описательное (сплошное), с произвольными линиями анализа;

обобщенное, с использованием стандартизированных схем с заданными линиями анализа;

объяснительное (истолковательное), с элементами интерпретаций, когда результаты наблюдений фиксируются по памяти.

Перечисленные виды наблюдения не противостоят одно другому, а отражают независимые критерии классификации, дополняющие друг друга.



Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Наблюдение и эксперимент — Мегаобучалка

Наблюдение –основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью, может создавать установку – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н.

Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений.

Наиболее типичные ситуации, в которых эффективно наблюдение:

— получение сведений о психическом явлении в чистом виде

— сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов

— оценка фактов, полученных с помощью других методов

— проверка рекомендаций.

Наблюдение можно считать научным методом лишь в том случае, если оно:

1. служит конкретной научной цели, т.е. проводится в рамках научной теории и осуществляется целенаправленно и системно

2. систематически планируется и не отдаётся на волю случая

3. сопровождается систематическим ведением записи

4. м.б. подвергнуто повторному проведению и контролю на предмет валидности и точности.

Общая процедура наблюдения обычно включает ряд моментов:

— определение цели и задач наблюдения

— выбор объекта, предмета и ситуации

— выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и максимально обеспечивающего сбор необходимой информации

— выбор способов регистрации наблюдаемого явления

— обработка, интерпретация полученной информации.

Сутьнаучного Н. – в научном объяснении причин зарегистрированных фактов;

Регистрацией фактов, их описанием занимаются житейские наблюдения.

Варианты наблюдения:

1) Внешнее — сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны;

2) Внутреннее – самонаблюдение, Н. за собой, за своими ощущениями;

3) Свободное наблюдение – не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желания исследователя;

4) Стандартизированное – ведется по строго определенной продуманной программе;

5) Включенное – исследователь сам входит в группу, которую изучает, как свой человек, испытуемые к нему привыкают и ведут себя естественно.

Основным инструментом получения психологических фактов и объективного научного познания является экспериментальный метод.

Эксперимент (от лат. experimentum) – проба, опыт – один из основных методов научного познания вообще. Отличается от Н. активным вмешательством со стороны исследователя. Э. позволяет проверять гипотезы (предположения) о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничивается констатацией фактов.

Иными словами, путь исследования, при котором исследователь сам вызывает явление, которое будет изучаться, уже не наблюдение, а эксперимент.

Различают 2 вида Э.: лабораторный и естественный.

Лабораторный Э. проводится в специальных лабораторных условиях с помощью психологической аппаратуры. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, скорость формирования учебных, трудовых навыков и т.д.

(-) данного метода. Испытуемому читается инструкция, он знает, что над ним экспериментируют, а это вызывает определенное напряжение, волнение.

Э. должен быть тщательно организован, может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов, по возможности должен сочетаться с другими, более естественными. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность. Выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями. В настоящее время лабораторный эксперимент строят так, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которые человек выполняет в привычных условиях.

Естественный Э. проводится в естественных жизненных условиях, в рамках обычной трудовой/учебной деятельности, у детей – во время игры, на обычном уроке. Впервые этот метод был предложен в 1910 году Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. (+) метода: испытуемые не знают, что над ними экспериментируют, это снимает напряжение.

(-) данного метода: исследователь может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих её естественности для испытуемого.

По количеству изучаемых переменных различают:

Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте.

Многомерный эксперимент. Требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Цель многомерного Э.: анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания. Полученные данные часто носят описательный характер, не раскрывают психологического механизма явлений и представляют лишь более или менее определённый материал, сужающий сферу поиска.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – измерение личного уровня развития (например, уровня развития абстрактного мышления). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент ставит своей целью формирование или воспитание той или иной деятельности. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

Чем отличается эксперимент от наблюдения

Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.

Определение

Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.

Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.

к содержанию ↑

Сравнение

Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.

Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Взаимодействие с объектом. Наблюдатель дистанцируется от естественной среды, а экспериментатор – активно вмешивается в неё.
  2. Условия проведения. Наблюдение проводится в естественных условиях, а эксперимент – в искусственно созданных.
  3. Специальное оборудование. Для проведения эксперимента необходима база, наблюдение можно проводить и без техники и инструментов.
  4. Цель. Наблюдение призвано зафиксировать реальность и получить новые данные, эксперимент – подтвердить гипотезу, сформулированную умозрительно.

Герхард Фазнахт. Наблюдение и эксперимент: Psychology OnLine.Net

Герхард Фазнахт. Наблюдение и эксперимент

Добавлено Psychology OnLine.Net

17.03.2009 (Правка 18.03.2009)

До сих пор мы представляли наблюдение как метод отображения реальности. Этот метод принадлежит к тому же самому общему классу научных и каждодневных действий как прикладывание линейки, взвешивание предмета или изменение температуры воздуха. Однако нередко наблюдение представляется полюсом, противоположным эксперименту. Чем больше наблюдатель пытается влиять на данную ситуацию, тем сильнее мы продвигаемся в направлении эксперимента. Мы можем поэтому понимать незаметное, невмешивающееся наблюдение в поле и строгий контролируемый эксперимент в лаборатории в качестве двух конечных пунктов одного континуума.

В более широком представлении можно было бы сказать, что наблюдению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределенности и диффузности, в то время как в венце научного эксперимента сияют драгоценными камнями точность, связность, строгость и объективность.

Такая поляризация наблюдения и эксперимента основывается, видимо, на том понимании науки, что естественное развитие науки рассматривается как прогресс от наблюдения к эксперименту.

Неприемлемая сторона такой поляризации лежит в действительной кампании против методик и техник в психологии. В них собираются теперь искать виновников, которые ответственны за жалкое положение научной психологии. Избавление связывается с надеждой на «естественный взгляд» со свободным наблюдением, будто оно не является точно таким же методом. Нам кажется чрезвычайно недальновидным, когда теоретические стычки и кампании выдерживаются как методические.

Конечно, существует связь между определенными методами и теоретическими направлениями. Однако эта связь на должна быть несократимой. Антиметодическая установка не должна быть согласована о научной установкой: паролем должно быть не «отсутствие метода», а «улучшенные методы»

Наблюдение является методом сбора данных, в то время как эксперимент представляет собой метод «управляемого» производства данных. Оба должны что-то делать с данными, но этим исчерпывается их общность, мы хотим одновременно экспериментировать и наблюдать, мы хотим наблюдать без экспериментирования и хотим экспериментировать без того, чтобы наблюдать. Оба исключают друг друга, но и обуславливают в какой-то степени друг друга.

Любой исследователь, который рассматривает наблюдение как противоположность эксперименту, обременяет понятие наблюдения эвристическим значением. Вероятно никому не придет в голову, если выбрать наиболее подходящий пример, сравнивать акт измерения времени в эксперименте на время реакции с экспериментом как таковым, чтобы тем самым выявить преимущества и недостатки эксперимента по сравнению с измерением времени. Если теперь утверждается, что имеется градуальный переход от наблюдения к эксперименту, то тем самым недостаточно четко определяется эвристический аспект от аспекта сбора данных. Отсюда понятно, почему такое смешение двух понятий, которые могут быть четко отделены друг от друга, таких как наблюдение и эксперимент, дает повод для дискуссий. Понятие наблюдения приняло значение его ситуативного употребления: те исследователи, которые включают наблюдение преимущественно как метод сбора данных, редко экспериментируют; и, напротив, те, кто экспериментирует, редко наблюдает.

То, что экспериментируя, можно наблюдать и отвечать при этом требованию естественности, должен с наглядностью продемонстрировать следующий пример. Допустим, мы хотели исследовать подверженность детей влиянию в их игровом поведении. Мы могли бы смоделировать игровой эксперимент, который включал бы в качестве независимых переменных (НП) различные информационные техники или различные средства. Мы могли бы пустить по телевидению спортивную серию, могли бы распределить среди детей проспекты, открытки, летние шляпы или ветряные колеса, чтобы благодаря этому развернуть наш запас мыслей. Тогда в качестве зависимых переменных (ЗП) в сконструированной для этого системе наблюдения мы выделили бы свободное игровое поведение детей на открытых игровых площадках. Мы могли бы лечь в кустах и высматривать, скрытые листвой, поведение детей или могли бы, вооруженные ведром и лопатой, забраться в ящик с песком и строить горы, тоннели и башни или тратить наше время на окружающих лавочках для зрителей «как совершенно нейтральные пенсионеры и поклонники солнца». Мы могли бы провести контрольные группы или контрольные эксперименты, в которых мы посылали бы нашу передачу только по определенному рациональному каналу. Короче, мы могли бы по правилам экспериментирования варьировать наши независимые переменные в «естественных» рамках и собирать данные в естественных рамках — как наблюдение.

Эксперимент как противоположность наблюдению — таков был исходный пункт рассмотрения. В узком смысле слова наблюдение нельзя сравнивать с экспериментом.

Можно было бы привести достаточное число других экспериментов, в которых наблюдение применяется как метод сбора данных со стороны зависимых переменных. Мы хотели бы ограничиться приведенным примером и резюмировать самое существенное.

Bookmark and Share

ОписаниеПредлагаемый отрывок из книги швейцарского психолога Г. Фазнахта представляет собой выборочный перевод параграфа с соответствующим названием. [Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод, указания. Часть I / Под ред. М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 53-55]
Рейтинг

НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ?



НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

(от лат. experimentum — проба, опыт) — важнейшие методы эмпирического познания.

Научным наблюдением (Н.) называют восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания. В акте Н. можно выделить:

1) объект;

2) субъект;

3) средства;

4) условия;

5) систему знания, исходя из которой задают цель Н. и интерпретируют его результаты.

Все эти компоненты следует учитывать при сообщении результатов Н. для того, чтобы его мог повторить любой др. наблюдатель. Важнейшим требованием к научному Н. является соблюдение интерсубъективности. Оно подразумевает, что Н. может повторить каждый наблюдатель с одинаковым результатом. Лишь в таком случае результат Н. будет включен в науку. Поэтому, напр., наблюдения НЛО или разнообразных парапсихических феноменов, не удовлетворяющие требованию интерсубъективности, до сих пор остаются вне науки.

Н. подразделяются на непосредственные и косвенные. При непосредственном Н. ученый наблюдает сам избранный объект. Однако далеко не всегда это возможно. Напр., объекты квантовой механики или многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно.


О свойствах таких объектов мы можем судить лишь на основе их взаимодействия с др. объектами. Подобного рода Н. называют косвенными, оно опирается на предположение об определенной закономерной связи между свойствами непосредственно не наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблюдаемого эффекта его действия. Следует заметить, что между непосредственным и косвенным Н. нельзя провести резкой границы. В современной науке косвенные Н. получают все большее распространен ие по мере того, как увеличивается число и совершенство приборов, используемых при Н., И расширяется сфера научного исследования. Наблюдаемый предмет воздействует на прибор, а ученый непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия предмета с прибором.

Эксперимент (Э.) есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.

В Э. обычно выделяют следующие элементы:

1) цель;

2) объект экспериментирования;

3) условия, в которых находится или в которые помещается объект;

4) средства Э.;

5) материальное воздействие на объект.

Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации Э., их можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях Э.: напр., установление к.-л. закономерности или обнаружение фактов. Э., проводимые с такой целью, называются «поисковыми». Результатом поискового Э. является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой Э. называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами Э. Один и тот же Э. может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового Э. может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же Э. все чаще обслуживает разные цели.

Э. всегда призван ответить на тот или иной вопрос. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание и дает теория, и именно теория ставит тот вопрос, ради ответа на который ставится Э. Поэтому Э. не может принести правильного результата без теории. Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т.е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы Э. мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются чувственно воспринимаемые объекты. Следует, однако, подчеркнуть, что, осуществляя Н. и Э., мы выходим за рамки чисто логических рассуждений и вступаем в непосредственный контакт с реальными вещами. В конечном итоге только через посредство такого контакта получают подтверждение или опровергаются наши представления о действительности. В эмпирических познавательных процедурах наука вступает в непосредственное столкновение с описываемой ею действительностью — именно в этом заключается громадное значение Н. и Э. для научного познания.


Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.
Под редакцией А.А. Ивина.
2004.

.

  • МЮНЦЕР
  • НАГАРДЖУНА

Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ» в других словарях:

  • Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) …   Википедия

  • Наблюдение — – 1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчётливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭКСПЕРИМЕНТ —         (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… …   Философская энциклопедия

  • эксперимент — Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ —         преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… …   Философская энциклопедия

  • ЭКСПЕРИМЕНТ — (лат.). первый опыт; все то, что употребляет естествоиспытатель, чтобы заставить действовать при известных условиях, силы природы, как бы искусственно вызывая явления, встречающиеся в ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Наблюдение —  Наблюдение  ♦ Observation    Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… …   Философский словарь Спонвиля

  • Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 …   Википедия

  • эксперимент — См. опыт… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эксперимент испытание, опыт, проба; исследование, проверка, попытка Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Эксперимент —  Эксперимент  ♦ Expérimentation    Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие… …   Философский словарь Спонвиля

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент. Психология труда

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент

Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.

Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.

Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Чем отличается естественный эксперимент от наблюдения. Понятие эксперимента, его отличие от наблюдения и измерения

Научный прогресс нельзя остановить, и методы изучения окружающей среды всегда совершенствовались и становились более сложными. Наблюдения и опыты известны в течение столетий, их не только сравнивают, но и отождествляют. В то же время, между указанными понятиями – колоссальная разница, которая отражает динамику развития научной мысли.

Наблюдения
– это исследования, при которых учёный ведёт визуальный контроль за объектом, позволяя событиям развиваться естественным путём и отмечая любые изменения. Результат работы фиксируется на носителе информации для последующего анализа. Вести наблюдения можно без оборудования, а также с применением спецсредств.

Опыты
– это исследования, при которых объекты помещаются в искусственно созданную или натуральную среду, а учёный входит с изучаемым предметом в активное взаимодействие. В процессе опытов подтверждается либо опровергается гипотеза, выстроенная на основе имеющихся теоретических данных.

Таким образом, наблюдения не предполагают активного взаимодействия с объектом. Исследователь дистанцируется от них, фиксируя полученные данные. Это и есть основная цель – сбор информации, которая затем будет проанализирована. При опыте учёный вступает с объектом в активное взаимодействие. Цель данного действия – проверить гипотезу, подтвердив её неограниченное количество раз.

У опыта всегда есть план, у наблюдений он отсутствует. Для проведения эксперимента исследователю необходимо воссоздать определённые условия. Наблюдение ведётся в естественной среде, ведь вмешательство в жизнь изучаемых объектов будет означать начало опыта. Как первый, так и второй метод исследования крайне полезны для науки, они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

  1. Влияние на объект. Наблюдения не предполагают активного взаимодействия с изучаемым объектом, в то время как опыты построены на таком вмешательстве.
  2. Использование специального оборудования. Исследование может вестись невооружённым глазом, для опыта всегда требуются приборы и другие научно-технические средства.
  3. Наличие плана. Наблюдение ведётся одинаково, опыт – по заранее проработанному сценарию.
  4. Среда. Наблюдение протекает в естественной среде, опыт – в искусственной.
  5. Цель. Наблюдения осуществляются ради сбора информации для последующего анализа, опыты – для подтверждения гипотезы.

Определение понятия «экспериментальный метод» в широком и узком смысле.

Экспериментальный метод в широком смысле слова
, по Т.В. Корниловой, — это изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности.

Экспериментальный метод в узком смысле слова
, по Т.В. Корниловой, — это проверка научных гипотез каузального (причинного) характера на основе применения нормативов экспериментального метода.

Материал последующих лекций будет посвящен ответам на вопросы:

Чем отличаются каузальные, или причинно-следственные, гипотезы от других видов научных гипотез?

Чем характеризуется эксперимент как система нормативов проверки гипотез?

1. Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студен­тов, —наблюдение.
В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход
к исследованию реальности. Последовате­ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу­чающих уникальные объекты, их поведение и историю.

Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди­ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес­ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До­статочно вспомнить такие исследования, как работу А.Р. Лурии «Ма­ленькая книжка о большой памяти» или монографию З.Фрейда «Ле­онардо да Винчи».

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход
— исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реа­лизовать или номотетический, или идиографический подход к по­знанию реальности.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта.

Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с ис­пользованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Одна­ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре­чающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания су­щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных». Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред­ственного восприятия.

Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от­ветить на вопрос: «Что вызвало изменение в поведении?». Наблю­дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи­тельно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

Сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле­дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, бо­лее «совершенные» методы эмпирического исследования: экспери­мент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективи­ровать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко­личественной форме.

Наблюдательные и экспериментальные исследования

Когда люди читают об исследовании, они могут не обращать внимания на то, как оно было разработано. Но чтобы понять качество результатов, важно немного узнать о дизайне исследования.

Согласно широко принятой иерархии доказательств, наиболее надежные доказательства поступают из систематических обзоров, за которыми следуют данные рандомизированных контролируемых исследований, когортных исследований, а затем исследований случай-контроль.

Последние три — это научные исследования, которые попадают в одну из двух основных категорий: наблюдательные исследования или экспериментальные исследования.

Наблюдательные исследования

Наблюдательные исследования — это исследования, в которых исследователи наблюдают за действием фактора риска, диагностического теста, лечения или другого вмешательства, не пытаясь изменить, кто подвергается или не подвергается воздействию. Когортные исследования и исследования случай-контроль — это два типа наблюдательных исследований.

Когортное исследование: Для исследовательских целей когорта — это любая группа людей, которые каким-то образом связаны. Например, когорта по рождению включает всех людей, родившихся в определенный период времени.Исследователи сравнивают то, что происходит с членами когорты, подвергшимися воздействию определенной переменной, с тем, что происходит с другими членами, которые не подвергались воздействию.

Исследование «случай-контроль»: Здесь исследователи идентифицируют людей с существующей проблемой со здоровьем («случаи») и аналогичную группу без проблемы («контроль»), а затем сравнивают их в отношении воздействия или воздействия.

Экспериментальные исследования

Экспериментальные исследования — это исследования, в которых исследователи вводят вмешательство и изучают его эффекты.Экспериментальные исследования обычно рандомизированы, то есть субъекты группируются случайно.

Рандомизированное контролируемое исследование (РКИ): Людей, соответствующих критериям, случайным образом распределяют в одну из двух или более групп. Одна группа получает вмешательство (например, новое лекарство), а контрольная группа ничего не получает или неактивное плацебо. Затем исследователи изучают, что происходит с людьми в каждой группе. Любая разница в результатах может быть связана с вмешательством.

Сильные и слабые стороны

Сильные и слабые стороны дизайна исследования следует рассматривать в свете того, на какие вопросы оно ставит целью ответить.Иногда исследования с использованием наблюдений — единственный способ исследовать определенные вопросы. Например, было бы неэтично планировать рандомизированное контролируемое исследование, намеренно подвергающее работников потенциально опасной ситуации. Если проблема со здоровьем встречается редко, исследование случай-контроль (которое начинается с существующих случаев) может быть наиболее эффективным способом определения потенциальных причин. Или, если мало известно о том, как проблема развивается с течением времени, лучшим вариантом может быть когортное исследование.

Однако результаты наблюдательных исследований по своей природе спорны.Они рискуют сдерживать противоречивые предубеждения. Пример: когортное исследование может обнаружить, что люди, которые регулярно медитировали, были менее склонны к сердечным заболеваниям, чем те, кто этого не делал. Но эту связь можно объяснить тем фактом, что люди, которые медитируют, также больше занимаются спортом и придерживаются более здоровой диеты. Другими словами, хотя когорта определяется одной общей характеристикой или воздействием, они также могут иметь общие характеристики, влияющие на результат.

РКИ по-прежнему считается «золотым стандартом» для получения надежных доказательств, потому что мало что оставлено на волю случая.Но растет осознание того, что такие исследования несовершенны и что многие вопросы просто невозможно изучить с помощью такого подхода. Такое исследование требует времени и затрат — могут пройти годы, прежде чем будут получены результаты. Кроме того, интервенционные исследования часто ограничиваются тем, сколько участников могут контролировать исследователи или как долго участники могут прожить в контролируемых условиях. В результате, рандомизированное контролируемое исследование не было бы подходящим видом исследования для выявления результатов, проявление которых занимает много времени или которые, как ожидается, повлияют на очень незначительное количество людей.

Источник: At Work , выпуск 83, зима 2016 г .: Институт труда и здоровья, Торонто [Этот столбец обновляет предыдущий столбец, описывающий тот же термин, который был первоначально опубликован в 2005 г.]

.

Научный метод

Понимание и использование научного метода

Научный метод — это процесс, используемый для разработки и проведения экспериментов. Важно свести к минимуму экспериментальные ошибки и предвзятость и повысить уверенность в точности ваших результатов.

science experiment

В предыдущих разделах мы говорили о том, как выбрать хорошую тему и конкретный вопрос для исследования. Теперь мы обсудим, как провести ваше расследование.

Шаги научного метода

Теперь, когда вы определились с вопросом, который хотите задать, пришло время использовать научный метод для разработки эксперимента, чтобы ответить на этот вопрос.

Если ваш эксперимент плохо спланирован, вы можете не получить правильный ответ. Вы можете вообще не получить окончательного ответа!

Научный метод — это логическая и рациональная последовательность шагов, с помощью которых ученые приходят к заключениям об окружающем мире. Научный метод помогает организовать мысли и процедуры, чтобы ученые могли быть уверены в найденных ответах.

НАБЛЮДЕНИЕ — это первый шаг, чтобы вы знали, как вы хотите проводить свое исследование.

ГИПОТЕЗА — это ответ, который, как вы думаете, вы найдете.

ПРОГНОЗ — это ваше конкретное представление о научной идее: если моя гипотеза верна, то я предсказываю, что мы это обнаружим.

ЭКСПЕРИМЕНТ — это инструмент, который вы изобретаете, чтобы ответить на вопрос, а

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — это ответ, который дает эксперимент.

Не волнуйтесь, это не так уж сложно. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих шагов. Тогда вы сможете понять, какие инструменты используют ученые для своих научных экспериментов, и использовать их в своих собственных.

НАБЛЮДЕНИЕ

observation  magnifying glass

Этот шаг можно также назвать «исследованием». Это первый этап понимания проблемы.

После того, как вы определитесь с темой и сузите ее до конкретного вопроса, вам нужно будет изучить все, что вы можете найти по этой теме. Вы можете собирать информацию из собственного опыта, книг, Интернета или даже небольших «неофициальных» экспериментов.

Продолжим пример научной ярмарки о помидорах в саду.Вы любите садиться и замечаете, что одни помидоры больше других, и задаетесь вопросом, почему.

Из-за этого личного опыта и интереса к проблеме вы решили больше узнать о том, что заставляет растения расти.

На этом этапе научного метода важно использовать как можно больше источников. Чем больше у вас информации по теме научной ярмарки, тем лучше будет план вашего эксперимента и тем лучше будет ваш проект научной ярмарки в целом.

Также постарайтесь получить информацию от своих учителей, библиотекарей или профессионалов, которые что-то знают о вашем проекте научной ярмарки. Они могут помочь вам создать надежную экспериментальную установку.

ГИПОТЕЗА

research science fair topic

Следующий этап научного метода известен как «гипотеза». Это слово в основном означает «возможное решение проблемы, основанное на знаниях и исследованиях».

Гипотеза — это простое утверждение, определяющее, каким, по вашему мнению, будет результат вашего эксперимента.

Вся первая стадия научного метода — стадия наблюдения или исследования — предназначена для того, чтобы помочь вам выразить проблему в одном вопросе («Влияет ли количество солнечного света в саду на размер томата?») И предложить ответ на вопрос, основанный на том, что вы знаете. Эксперимент, который вы планируете, проводится для проверки гипотезы.

На примере эксперимента с помидорами, вот пример гипотезы:

ТЕМА: «Влияет ли количество солнечного света, получаемого на томатное растение, на размер томатов?»

ГИПОТЕЗА: «Я считаю, что чем больше солнечного света получает растение помидор, тем крупнее вырастут помидоры.

Эта гипотеза основана на:

(1) Растениям томатов солнечный свет необходим для получения пищи посредством фотосинтеза, и логично, что чем больше солнца, тем больше еды, и;

(2) Благодаря неофициальным исследовательским наблюдениям за растениями в саду кажется, что те, у которых больше солнечного света, вырастают больше.

ПРОГНОЗ

science fair project ideas

Гипотеза — это ваше общее изложение того, как, по вашему мнению, работает рассматриваемый научный феномен.

Ваш прогноз позволяет вам конкретизировать — как вы продемонстрируете, что ваша гипотеза верна? Эксперимент, который вы планируете, проводится для проверки предсказания.

На этом этапе научного метода важно помнить, что после того, как вы разработали гипотезу и прогноз, вы не должны изменять их, даже если результаты вашего эксперимента показывают, что вы ошибались.

Неверный прогноз НЕ означает, что вы «потерпели неудачу». Это просто означает, что эксперимент выявил некоторые новые факты, о которых вы, возможно, не думали раньше.

Продолжая наш пример с томатным растением, можно сделать хороший прогноз: увеличение количества солнечного света, которое получают растения томата в моем эксперименте, приведет к увеличению их размера по сравнению с идентичными растениями, которые получали такой же уход, но меньше света.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Это часть научного метода проверки вашей гипотезы. Эксперимент — это инструмент, который вы разрабатываете, чтобы выяснить, верны ли ваши идеи по теме или нет.

Совершенно необходимо разработать научный эксперимент, который точно проверит вашу гипотезу. Эксперимент — самая важная часть научного метода. Это логический процесс, который позволяет ученым узнавать о мире.

На следующей странице мы обсудим, как вы можете разработать идею эксперимента для научной ярмарки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительный этап научного метода — заключение. Это сводка результатов эксперимента и того, как эти результаты соответствуют вашей гипотезе.

У вас есть два варианта вывода: на основании ваших результатов либо:

(1) ВЫ МОЖЕТЕ ОТКРЫТЬ гипотезу, или

(2) ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гипотезы.

Это важный момент!

Вы не можете ДОКАЗАТЬ гипотезу с помощью одного эксперимента, потому что есть вероятность, что вы где-то в процессе допустили ошибку.

Вы можете сказать, что ваши результаты ПОДДЕРЖИВАЮТ исходную гипотезу.

Если ваша первоначальная гипотеза не совпала с окончательными результатами вашего эксперимента, не меняйте гипотезу.

Вместо этого попытайтесь объяснить, что могло быть неправильным в вашей исходной гипотезе. Какой информации вам не хватало, когда вы делали свой прогноз? Каковы возможные причины несовпадения гипотезы и экспериментальных результатов?

Помните, что научный эксперимент не является неудачным просто потому, что не согласуется с вашей гипотезой.Никто не снимет баллы, если ваш прогноз не был точным. Многие важные научные открытия были сделаны в результате неудачных экспериментов!

Эксперимент на научной ярмарке провален только в том случае, если его конструкция ошибочна. Ошибочный эксперимент — это эксперимент, в котором (1) не удается контролировать свои переменные и (2) недостаточно отвечать на заданный вами вопрос.

back

next

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *