Мюррея тест: Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ)

Содержание

Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

РАТ — это компактный модифицированный
вариант Тематического апперцептивного теста Г.
Мюррея (G. Murrey. Personality. N.Y., 1960.), отнимающий немного времени на
обследование и приспособленный к условиям
работы практического психолога. К нему разработан
совершенно новый стимульный материал,
представляющий собой контурные сюжетные
картинки. На них схематично изображены
человеческие фигурки.

Оригинальный тест Мюррея представляет
собой набор черно-белых таблиц с фотографиями
картин американских художников. Картинки
делятся на 10 мужских (предназначенных для
обследования мужчин), 10 женских (предназначенных
для обследования женщин) и 10 общих. Всего в каждом
комплекте 20 картинок.

Кроме того, имеется детский набор
картинок (тест КАТ), представленный 10 картинками,
часть которых входит и во взрослый вариант
методики.

ТАТ (Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.) — это один из наиболее глубинных
личностных тестов. Отсутствие жестко
структурированного стимульного материала
создает почву для вольной трактовки сюжета
испытуемым, которому предлагается по каждой
картинке сочинить рассказ, используя
собственный жизненный опыт и субъективные
представления. Проекция личных переживаний и
идентификация с кем-либо из героев сочиненного
рассказа позволяет определить сферу конфликта
(внутреннего или внешнего), соотношение
эмоциональных реакций и рационального отношения
к ситуации, фон настроения, позицию личности
(активную, агрессивную, пассивную или
страдательную), последовательность суждений,
умение планировать свою деятельность, уровень
невротизации, наличие отклонений от нормы,
трудности социальной адаптации, суицидальные
тенденции, патологические проявления и многое
другое. Большим достоинством методики является
невербальный характер предъявляемого материала.
Таким образом увеличивается количество степеней
выбора для испытуемого при создании сюжетов.

В процессе исследования обследуемое
лицо в течение 2–3 часов излагает свои сюжеты
(один, два и более) к каждой картинке. Психолог
тщательно фиксирует эти высказывания на бумаге
(или с помощью магнитофона), а затем проводит
анализ устного творчества испытуемого, выявляет
неосознаваемое отождествление, идентификацию
испытуемого с кем-либо из героев сюжета и
перенесение им в сюжет (проекцию) собственных
переживаний, мыслей и чувств.

Фрустрирующие ситуации тесно связаны
с тем конкретным окружением и обстоятельствами,
которые могут вытекать из соответствующей
картинки или способствуя реализации
потребностей героев (или героя), или препятствуя
ей. При определении значимых потребностей
экспериментатор обращает внимание на
интенсивность, частоту и длительность фиксации
внимания испытуемого на определенных
повторяющихся в разных рассказах ценностях.

Анализ полученных данных проводится в
основном на качественном уровне, а также с
помощью простых количественных сопоставлений,
что позволяет оценить баланс между
эмоциональной и рациональной составляющей
личности, наличие внешнего и внутреннего
конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию
личности — активную или пассивную, агрессивную
или страдательную (при этом соотношение 1:1, или 50
на 50%, рассматривается как норма, а значимый
перевес в ту или иную сторону выражается в
соотношениях 2:1 и более).

Отмечая отдельно разные элементы
каждого сюжета, экспериментатор суммирует
ответы, отражающие склонность к уточнению
(признак неуверенности, тревоги),
пессимистические высказывания (депрессия),
незаконченность сюжета и отсутствие перспективы
(неуверенность в будущем, неумение планировать
его), преобладание эмоциональных ответов
(повышенная эмотивность) и т.д. Присутствующие в
рассказах в большом количестве особые темы —
смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения,
а также нарушенная последовательность и плохая
логическая связанность блоков сюжета,
использование неологизмов, рассуждательство,
амбитендентность в оценке «героев» и событий,
эмоциональная отстраненность, разноплановость
восприятия картинок, стереотипия могут служить
серьезными аргументами при выявлении личностной
дезинтеграции.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Упрощенным вариантом тематического
апперцептивного теста является разработанный
нами метод РАТ (рисованный
апперцептивный тест). Он удобен для изучения
личностных проблем подростка от 12 лет. С помощью
механизмов идентификации и проекции выявляются
глубинные, не всегда поддающиеся контролю
сознания переживания, а также те стороны
внутреннего конфликта и те сферы нарушенных
межличностных отношений, которые могут в
значительной степени влиять на поведение
подростка и учебный процесс.

  

  

  

  

Стимульный материал методики
представлен 8ю (см. рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)
контурными рисунками, на которых изображены два,
реже три человечка. Каждый персонаж изображен в
условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни
социальный статус. В то же время позы, экспрессия
жестов, особенности расположения фигурок
позволяют судить о том, что на каждой из картинок
либо изображена конфликтная ситуация, либо два
персонажа задействованы в сложных межличностных
отношениях. Там же, где имеется третий участник
или наблюдатель событий, его позиция может быть
истолкована как индифферентная, активная или
страдательная.

Рисованный апперцептивный тест в силу
своей лаконичности и простоты нашел применение
при обследовании школьников и в семейном
консультировании, особенно в конфликтных
ситуациях, связанных с проблемой трудных
подростков. Не рекомендуется применять методику
на контингенте ребят младше 12-летнего возраста.

Позитивной стороной теста РАТ
является то, что обследование данной методикой
можно проводить одновременно на целой группе
детей, в том числе в классе.

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

Обследование проводится следующим
образом.

Испытуемому (или группе обследуемых
лиц) дается задание последовательно, согласно
нумерации, рассматривать каждую картинку, при
этом постараться дать волю фантазии и сочинить
по каждой из них небольшой рассказ, в котором
будут отражены следующие аспекты:

1) Что происходит в данный момент?

2) Кто эти люди?

3) О чем они думают и что чувствуют?

4) Что привело к этой ситуации и чем она
закончится?

Высказывается также просьба не
использовать известные сюжеты, которые можно
взять из книг, театральных постановок или
кинофильмов, то есть придумывать только свое.
Подчеркивается, что объектом внимания
экспериментатора является воображение
испытуемого, умение выдумывать, богатство
фантазии.

Обычно каждому ребенку дается двойной
тетрадный лист, на котором чаще всего свободно
размещается восемь коротеньких рассказов,
содержащих ответы на все поставленные вопросы.
Чтобы у детей не было ощущения ограничения, можно
дать два таких листа. Время также не
ограничивается, однако экспериментатор
поторапливает ребят, чтобы получить более
непосредственные ответы.

Помимо анализа сюжетов, их
содержательной стороны, психологу
предоставляется возможность проанализировать
почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения,
культуру языка, словарный запас, что также имеет
большое значение для оценки личности в целом.

Защитные тенденции могут проявляться
в виде несколько однообразных сюжетов, где
отсутствует конфликт: речь может идти о танцах
или гимнастических упражнениях, занятиях йогой.

 
ЧЕМ ГОВОРЯТ РАССКАЗЫ

1-я картинка провоцирует
создание сюжетов, в которых выявляется отношение
ребенка к проблеме власти и унижения. Чтобы
понять, с кем из персонажей идентифицирует себя
ребенок, следует обратить внимание, кому из них в
рассказе он уделяет больше внимания и
приписывает более сильные чувства, приводит
доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные
мысли или высказывания.

Размер рассказа также в значительной
степени зависит от эмоциональной значимости
того или иного сюжета.

2, 5 и 7-я картинки в большей
степени связаны с конфликтными ситуациями
(например, семейными), где сложные отношения
между двумя людьми переживаются кем-то третьим,
кто не может решительным образом изменить
ситуацию. Часто подросток видит себя в роли этого
третьего лица: он не находит понимания и приятия
в своей семье, страдает от постоянных ссор и
агрессивных отношений между матерью и отцом,
нередко связанных с их алкоголизацией. При этом
позиция третьего лица может быть
индифферентной (2-я картинка), пассивной
или страдательной в виде избегания
вмешательства (5-я картинка),
миротворческой или иной попыткой вмешательства (7-я
картинка
).

3-я и 4-я картинки чаще
провоцируют выявление конфликта в сфере личных,
любовных или дружеских отношений. В рассказах
проявляются также сюжеты с одиночеством,
покинутостью, фрустрированной потребностью в
теплых отношениях, любви и привязанности,
непонятостью и неприятием в коллективе.

2-я картинка чаще других
вызывает эмоциональный отклик у эмоционально
неустойчивых подростков, напоминает о
бессмысленных всплесках неуправляемых эмоций, в
то время как по поводу 5-й картинки
больше строятся сюжеты, в которых фигурирует
дуэль мнений, спор, стремление обвинить другого и
оправдать себя.

Аргументация своей правоты и
переживание испытуемыми обиды в сюжетах к 7-й
картинке
нередко разрешаются взаимной
агрессией персонажей. Здесь имеет значение,
какая позиция превалирует у героя, с которым
ребенок себя идентифицирует: экстрапунитивная
(обвинение направлено вовне) или интропунитивная
(обвинение направлено на себя).

6-я картинка провоцирует
агрессивные реакции ребенка в ответ на
субъективно переживаемую им несправедливость. С
помощью этой картинки (еcли испытуемый
идентифицирует себя с поверженным человеком)
выявляется жертвенность позиции, приниженность.

8-я картинка выявляет
проблему отвержения объектом душевной
привязанности или бегства от назойливого
преследования отвергаемой им личности.
Признаком идентификации себя с тем или иным
героем рассказа является тенденция приписывать
сюжетно разработанные переживания и мысли
именно тому персонажу, который в рассказе
оказывается принадлежащим идентичному с
испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной
убежденностью один и тот же рисуночный образ
распознается одним ребенком как мужчина, другим
— как женщина, при этом у каждого имеется полная
уверенность, что это не может вызывать никаких
сомнений.

«Посмотрите, как она сидит! Судя по
позе, это девочка (или девушка, женщина)», —
говорит один. «Это, безусловно, мальчик (или
мужчина), сразу видно!», — говорит другая. При
этом испытуемые рассматривают одну и ту же
картинку. Этот пример лишний раз наглядно
демонстрирует выраженный субъективизм
восприятия и склонность приписывать весьма
аморфному стимульному материалу методик
совершенно конкретные качества. Так происходит у
тех лиц, для которых ситуация, изображенная на
картинке, является эмоционально значимой.

Безусловно, устный рассказ или
дополнительное обсуждение написанных рассказов
более информативны, но при групповом
обследовании удобнее ограничиться письменным
изложением.

Межличностный конфликт, звучащий
фактически в каждой картинке, не только
позволяет определить зону переживаемых ребенком
нарушенных отношений с окружающими, но нередко
высвечивает сложный внутриличностный конфликт.

Так, 16-летняя девушка по 4-й картинке
строит такой сюжет: «Он объяснился девушке в
любви. Она ему ответила: «Нет». Он уходит. Она —
гордая и не может признаться в том, что любит его,
так как считает, что после такого признания она
станет рабой своих чувств, а на это она пойти не
может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они
встретятся: он с другой, она замужем (хотя мужа не
любит). Она уже переболела своим чувством, а он
все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато
спокойнее. Она неуязвима».

В этом сюжете много личного, не
вытекающего из картинки. Внешний конфликт явно
вторичный и базируется на выраженном
внутриличностном конфликте: потребность в любви
и глубокой привязанности фрустрирована. Девушка
боится возможной неудачи. Болезненное самолюбие,
развившееся на почве негативного жизненного
опыта, блокирует свободную самореализацию и
непосредственность чувств, заставляет ее
отказаться от любви, чтобы не повышать уровень и
без того высокой тревоги, неуверенности в себе.

При изучении проблем подростка в
семейных ситуациях РАТ хорошо выявляет его
позицию. Вряд ли сам подросток смог бы рассказать
о себе лучше: самопонимание и жизненный опыт в
этом возрасте находятся на достаточно низком
уровне.

Так же плохо выражено самопонимание и
осознание своей собственной роли в сложных
коллизиях житейских ситуаций у детей с высоким
уровнем невротизации, эмоционально неустойчивых
или импульсивных.

В связи с этим психологическое
исследование с использованием РАТ способствует
более целенаправленному выбору
психокоррекционного подхода не только с
ориентацией на содержательную сторону и сферу
переживаний испытуемого, но и с апелляцией к
определенному языковому и
интеллектуально-культурному уровню личности
консультируемого психологом ребенка.

Автор: Людмила СОБЧИК, доктор психологических наук.

Источник: psy.1september.ru

Рисованный апперцептивный тест РАТ | Psylist.net

РАТ – это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы практического психолога. Разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие фигурки.

Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц с фотографиями картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных для обследования мужчин), 10 женских (предназначенных для обследования женщин) и 10 общих. Всего в каждом комплекте 20 картинок.

Кроме того, имеется детский набор картинок (тест ТАТ), представленный 10 картинками, часть которых входит и во взрослый вариант методики.

ТАТ – это один из наиболее глубинных личностных тестов. Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала. Таким образом увеличивается количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов.

В процессе исследования обследуемое лицо в течение 2-3 часов излагает свои сюжеты (один, два и более) к каждой картинке. Психолог тщательно фиксирует эти высказывания на бумаге (или с помощью магнитофона), а затем проводит анализ устного творчества испытуемого, выявляет неосознаваемое отождествление, идентификацию испытуемого с кем-либо из героев сюжета и перенесение им в сюжет (проекцию) собственных переживаний, мыслей и чувств.

Фрустрирующие ситуации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые могут вытекать из соответствующей картинки или способствуя реализации потребностей героев (или героя), или препятствуя ей. При определении значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на интенсивность, частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях.

Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет оценить баланс между эмоциональной и рациональной составляющей личности, наличие внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности – активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом соотношение 1:1, или 50 на 50%, рассматривается как норма, а значимый перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 и более).

Отмечая отдельно разные элементы каждого сюжета, экспериментатор суммирует ответы, отражающие склонность к уточнению (признак неуверенности, тревоги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и отсутствие перспективы (неуверенность в будущем, неумение планировать его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) и т.д. Присутствующие в рассказах в большом количестве особые темы – смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения, а также нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в оценке «героев» и событий, эмоциональная отстраненность, разноплановость восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами при выявлении личностной дезинтеграции.

Общее описание

Упрощенным вариантом тематического апперцептивного теста является разработанный нами метод РАТ (рисованный апперцептивный тест). Он удобен для изучения личностных проблем подростка. С помощью механизмов идентификации и проекции выявляются глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и те сферы нарушенных межличностных отношений, которые могут в значительной степени влиять на поведение подростка и учебный процесс.

Стимульный материал методики (см. рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) представлен 8-ю контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная.

Стимульный материал этой методики еще менее структурирован, чем в ТАТе. Здесь не видна эпоха, культурно-этнические признаки, нет социальных оттенков, которые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них: «Американские солдаты во Вьетнаме», «Трофейный фильм», «Прически и мода зарубежного стиля 20-х годов» и т.д.). Это явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте.

Рисованный апперцептивный тест в силу своей лаконичности и простоты нашел применение при обследовании школьников и в семейном консультировании, особенно в конфликтных ситуациях, связанных с проблемой трудных подростков. Не рекомендуется применять методику на контингенте ребят младше 12-летнего возраста.

Позитивной стороной теста РАТ является то, что обследование данной методикой можно проводить одновременно на целой группе детей, в том числе в классе.

Ход обследования

Обследование проводится следующим образом.

Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:

1) Что происходит в данный момент?
2) Кто эти люди?
3) О чем они думают и что чувствуют?
4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, которые можно взять из книг, театральных постановок или кинофильмов, то есть придумывать только свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии.

Обычно каждому ребенку дается двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещается восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы. Чтобы у детей не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает ребят, чтобы получить более непосредственные ответы.

Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, психологу предоставляется возможность проанализировать почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой.

О чем говорят рассказы

1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение ребенка к проблеме власти и унижения. Чтобы понять, с кем из персонажей идентифицирует себя ребенок, следует обратить внимание, кому из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает более сильные чувства, приводит доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные мысли или высказывания.

Размер рассказа также в значительной степени зависит от эмоциональной значимости того или иного сюжета.

2, 5 и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим, кто не может решительным образом изменить ситуацию. Часто подросток видит себя в роли этого третьего лица: он не находит понимания и приятия в своей семье, страдает от постоянных ссор и агрессивных отношений между матерью и отцом, нередко связанных с их алкоголизацией. При этом позиция третьего лица может быть индифферентной (2-я картинка), пассивной или страдательной в виде избегания вмешательства (5-я картинка), миротворческой или иной попыткой вмешательства (7-я картинка).

3-я и 4-я картинки чаще провоцируют выявление конфликта в сфере личных, любовных или дружеских отношений. В рассказах проявляются также сюжеты с одиночеством, покинутостью, фрустрированной потребностью в теплых отношениях, любви и привязанности, непонятостью и неприятием в коллективе.

2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у эмоционально неустойчивых подростков, напоминает о бессмысленных всплесках неуправляемых эмоций, в то время как по поводу 5-й картинки больше строятся сюжеты, в которых фигурирует дуэль мнений, спор, стремление обвинить другого и оправдать себя.

Аргументация своей правоты и переживание испытуемыми обиды в сюжетах к 7-й картинке нередко разрешаются взаимной агрессией персонажей. Здесь имеет значение, какая позиция превалирует у героя, с которым ребенок себя идентифицирует: экстрапунитивная (обвинение направлено вовне) или интропунитивная (обвинение направлено на себя).

6-я картинка провоцирует агрессивные реакции ребенка в ответ на субъективно переживаемую им несправедливость. С помощью этой картинки (еcли испытуемый идентифицирует себя с поверженным человеком) выявляется жертвенность позиции, приниженность.

8-я картинка выявляет проблему отвержения объектом душевной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным героем рассказа является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания и мысли именно тому персонажу, который в рассказе оказывается принадлежащим идентичному с испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной убежденностью один и тот же рисуночный образ распознается одним ребенком как мужчина, другим – как женщина, при этом у каждого имеется полная уверенность, что это не может вызывать никаких сомнений.

«Посмотрите, как она сидит! Судя по позе, это девочка (или девушка, женщина)», – говорит один. «Это, безусловно, мальчик (или мужчина), сразу видно!», – говорит другая. При этом испытуемые рассматривают одну и ту же картинку. Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный субъективизм восприятия и склонность приписывать весьма аморфному стимульному материалу методик совершенно конкретные качества. Так происходит у тех лиц, для которых ситуация, изображенная на картинке, является эмоционально значимой.

Безусловно, устный рассказ или дополнительное обсуждение написанных рассказов более информативны, но при групповом обследовании удобнее ограничиться письменным изложением.

Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону переживаемых ребенком нарушенных отношений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт.

Так, 16-летняя девушка по 4-й картинке строит такой сюжет: «Он объяснился девушке в любви. Она ему ответила: «Нет». Он уходит. Она – гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что после такого признания она станет рабой своих чувств, а на это она пойти не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он с другой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим чувством, а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она неуязвима».

В этом сюжете много личного, не вытекающего из картинки. Внешний конфликт явно вторичный и базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и глубокой привязанности фрустрирована. Девушка боится возможной неудачи. Болезненное самолюбие, развившееся на почве негативного жизненного опыта, блокирует свободную самореализацию и непосредственность чувств, заставляет ее отказаться от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги, неуверенности в себе.

При изучении проблем подростка в семейных ситуациях РАТ хорошо выявляет его позицию. Вряд ли сам подросток смог бы рассказать о себе лучше: самопонимание и жизненный опыт в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне.

Так же плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли в сложных коллизиях житейских ситуаций у детей с высоким уровнем невротизации, эмоционально неустойчивых или импульсивных.

В связи с этим психологическое исследование с использованием РАТ способствует более целенаправленному выбору психокоррекционного подхода не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-культурному уровню личности консультируемого психологом ребенка.

Людмила Собчик, доктор психологических наук

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

Методика тат тематический апперцептивный тест. Тематический апперцептивный тест. Ориентация в задании

Этот тест является необходимым инструментарием психолога, занимающегося консультированием семей, подростков и людей, оказавшихся в трудной жизненой ситуации. Он показательный во всех отношениях: направленность личности, актуальные внутриличностные конфликты, способы реагирования в конфликте.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея.
Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Тематический апперцептивный
тест (ТАТ) — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х
в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики
являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений,
интересов и мотивов. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный
модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея,
отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы
практического психолога. К нему разработан совершенно новый стимульный
материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично
изображены человеческие фигурки.

Применяется:

В консультировании семей

При оказании
социально-психологической помощи пресуицидентам,

Диагностика внутренних
конфликтов и направленности личности,

В клинике неврозов и
судебно-психиатрической экспертизе.

Методику можно применять как
в индивидуальном, так и в групповом обследовании, как с взрослыми, так и с
подростками с 12 лет.

Ход проведения:

клиенту даются картинки и предлагается составить
по ним рассказ.

Инструкция.

Внимательно рассмотрите каждый рисунок по очереди и, не
ограничивая свою фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ,
в котором будут отражены следующие аспекты: Что происходит в данный момент? Кто
эти люди? О чем они думают и что чувствуют? Что привело к этой ситуации и чем
она закончится? Не используйте известные сюжеты, взятые из книг, театральных
постановов или кинофильмов — придумайте что-либо свое. Используйте свое
воображение, умение выдумывать, богатство фантазии. Тестовый (стимульный
материал).

Обработка результатов.

Анализ творческих
рассказов испытуемого (устных или письменных) позволяет выявить его
идентификацию (как правило, неосознаваемое отождествление) с кем-либо из
«героев» сюжета и проекцию (перенос в сюжет) его собственных переживаний.

О степени
отождествления с персонажем сюжета судят по
интенсивности, длительности и
частоте внимания, уделяемого описанию именно этого участника сюжета.

К признакам, опираясь
на которые можно было бы сделать вывод о том, что с данным героем испытуемый
отождествляет себя в большей степени относятся следующие
:

Одному из участников ситуации приписываются мысли,
чувства, поступки, не вытекающие непосредственно из данного, представленного на
картинке, сюжета;

Одному из участников ситуации уделяется в процессе
описания значительно больше внимания, чем другому;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, одному из них присваивается имя, а другому
– нет;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, один из них описывается с использованием
более эмоционально заряженных слов, чем другой;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, у одного из них есть прямая речь, а у
другого – нет;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, одного описывают в первую очередь, а затем
остальных;

Если рассказ составляется в устной форме, то к герою, с
которым в большей степени себя отождествляет испытуемый, проявляется более
эмоциональное отношение, проявляемое в интонациях голоса, в мимике и жестах;

Если рассказ
представляется в письменной форме – особенности почерка так же могут выдать те
факты, с которыми происходит большее отождествление – наличие зачеркиваний,
помарок, ухудшения почерка, усиление наклона строк вверх или вниз по сравнению
с обычным почерком, любые другие явные отклонения от обычного почерка, когда
испытуемый пишет в спокойном состоянии.

Далеко не всегда удает

rat — Психологическая диагностика

 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                     Рисованный апперцептивный тест PAT.                    
                               (Л.Н. Собчик).                               
  
      PAT - это более компактный модифицированный вариант Тематического Ап- 
 перцептивного Теста Г. Мюррея, отнимающий меньше времени на обследование и 
 более приспособленный к условиям работы практического психолога. В  первую 
 очередь, разработан совершенно новый стимульный материал.                  
      Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц, 
 всего - 30, одна из них пустая (только белый фон), остальные  представляют 
 собой картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими  повод  для 
 построения разных предположений в отношении той  конфликтной  ситуации,  в 
 которой оказались изображенные на них "герои", об их  роли  в  сложившихся 
 обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях.  Это - фотографии  с 
 картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназна- 
 ченных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20  в 
 каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор  картинок  (тест КДГ). 
 Это один из наиболее глубинных личностных тестов. Отсутствие жестко струк- 
 турированного стимульного материала создает почву  для  вольной  трактовки 
 сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить  рас- 
 сказ, используя собственный жизненный опыт и  субъективные  представления. 
 Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев  сочинен- 
 ного рассказа позволяет определить сферу конфликта

Рисованный апперцептивный тест РАТ

Рисованный апперцептивный тест PAT — это более компактный модифицированный вариант Тематического Апперцептивного Теста Г. Мюррея («G.Murrey. Personality. N.Y. I860. А. Анастази, Психологическое тестирование. Педагогика, М, 1982), отнимающий меньше времени на обследование и более приспособленный к условиям работы практического психолога. В первую очередь, разработан совершенно новый стимульный материал.




Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц, всего — 30, одна из них пустая (только белый фон), остальные представляют собой картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими повод для построения разных предположений в отношении той конфликтной ситуации, в которой оказались изображенные на них «герои», об их роли в сложившихся обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях. Это — фотографии с картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тестКДГ). Это один из наиболее глубинных личностных тестов 7. Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта ( внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и проецирующего к раскрытию глубинных,   интимных личностных переживаний.
Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он согласно инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить идентификацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из «героев» сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний, которые выявляются приписыванием «герою» мыслей и чувств, не вытекающих непосредственно из того, что изображено на самой картинке.
Фрустрирующие ситуации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые могут вытекать из соответствующей картинки и способствовать реализации потребностей героев (или героя) или препятствовать им. При определении значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на интенсивность, частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях и особой индивидуализированной окраске, эмоциональной значимости именно этих ценностей.

 

Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет оценить баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферой, наличие внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности — активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом соотношение 1:1 (50% к 50%) рассматривается как норма, а значимый перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более). Отмечая отдельно разные элементы каждого сюжета, экспериментатор суммирует ответы, отражающие склонность к переуточнению (признак неуверенности, тревоги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и отсутствие перспективы (неуверенность в будущем, неумение планировать его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) или суждений (пониженная эмотивностъ), и т.д. Присутствующие в рассказах в большом количестве особые темы — смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения, нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в оценке «героев» и событий, эмоциональная отстраненность, разноплановость восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами при выявлении личностной дезинтеграции.
Анализ рассказов ТАТ
Толкование по Мюррею.

  • Наличие в рассказе героя, с которым испытуемый идентифицирует себя.
  • Определение характеристик героя, его стремлении, желании, чувств и черт характера.
  • Оценка силы потребности в зависимости от ее интенсивности, частоты и развития сюжета.

По Раппопорту
Формальная характеристика рассказа.

  • Чувства, переживания.
  • Персонажи рассказа.
  • Стремления и установки.
  • Препятствия или барьеры.

По Томкинсону.

  1. Вектор психологической направленности поведения.
  2. Сфера отношений, в которой разворачивается действие.
  3. Особенности физического состояния.
  4. Оценки , используемые для определения времени, пространства и степени выраженности предыдущих категорий.

По Арнольд.
1. Ведущие мотивы, отношения, ценности
2. Аффективные конфликты и их сфера.
3. Способы разрешения конфликтов.
4. Индивидуальные особенности эмоциональных переживаний;

  • импульсивность и самоконтроль;
  • эмоциональная устойчивость;
  • эмоциональная зрелость.

5. Самооценка; соотношение Я-реального и Я-идеального.
Тематика сюжета и связанные с нею тенденции:

  • Доминантность — стремление оказывать влияние на людей, руководить ими.
  • Агрессия — стремление побороть противника, изгнать или унизить его.
  • Поиск дружбы — стремление к откровенности, к дружбе, симпатии и любви.
  • Отвержение — стремление порвать отношения, грубость, неуступчивость.
  • Автономия — тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуализм.
  • Приспособление — пассивная подчиняемость внешним силам, застенчивость
  • Подчительность- стремление подчиняться сильной личности, восхищаться ею.
  • Успех — стремление к быстрому и успешному достижению цели.
  • Быть в центре — стремление производить впечатление на других.
  • Игра — оптимизм, активность, беззаботность и безответственность.
  • Эгоизм -забота о личном успехе, болезненное самолюбие.
  • Социабельностьуважение к мнению окружающих, забота о других, альтруизм.
  • Поиск покровителя — потребность в советах, в мягком обращении, неуверенность в себе и в своих перспективах.
  • Помощь другим — выраженное чувство жалости к другим, забота о детях, желание помочь, успокоить.
  • Избегание наказания — стремление к подавлению своих непосредственных порывов, к поведению воспитанного человека.
  • Самозащита — защита своих прав, поиск виновных среди окружающих.
  • Порядок — стремление к чистоте, повышенная аккуратность.

Адаптированный автором настоящего руководства метод PAT представляется необходимым в системном многоуровневом исследовании личности, чтобы с помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и ту конкретную сферу нарушенных межличностных отношений, которые батареей психодиагностических методик МЦВ — СМИЛ — ДМО не охвачены. Это — содержательная сторона переживаний, а также ряд иных существенно важных личностных характеристик, о которых речь пойдет дальше. Стимульный материал методики  представлен 8 контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в условной манере: ни пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок изображена ситуация скорее всего конфликтная и по крайней мере два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная.
Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее структурирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, культурно-этнических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них: «Американские солдаты во Вьетнаме», «Трофейный фильм», «Прически и мода зарубежного стиля 20-х годов » и т. д.). Это явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте. По сравнению с ТАТ рисованный апперцептивный тест обладает, быть может, не столь широким спектром исследовательских возможностей. В то же время, в силу большей лаконичности и простоты методика нашла себе применение при обследовании школьников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в семейном консультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изучении производственных, спортивных и военизированных коллективов, а также в клинике неврозов. Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом стараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: 1) Что происходит в данный момент. 2) Кто эти люди. 3) 0 чем они думают и что чувствуют 4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится. Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановок или кинофильмов, придумывать свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии. Обычно испытуемому дается  двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемого не было ощущения ограничения, можно  дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых, чтобы получить более непосредственные ответы. Таким образом, помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, вниманию экспериментатора предоставляется возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

 

Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой,

1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение испытуемого к проблеме власти и унижения. Чтобы понять, с кем из персонажей идентифицирует себя испытуемый, следует обратить внимание, кому из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает более сильные чувства, приводит доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные мысли или высказывания. Размер рассказа также в значительной степени зависит от эмоциональной значимости того или иного сюжета.

2-я, 5-я и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим (к примеру, ребенком), кто не может решительным образом изменить ситуацию. При этом позиция этого третьего лица проявится на соответствующей картинке идентификацией и может выглядеть как индифферентная (2-я), пассивная — уход от вмешательства (5-я), миротворческие тенденции или иная попытка вмешательства (7-я картинка).

Если 3-я картинка чаще провоцирует выявление конфликта в сфере личных, интимных отношений, то 4-я может рассматриваться как аналогичная ситуация одними, и как служебный конфликт другими, так как в первом случае фигурирует скамейка (символ поэтичных встреч), а во втором -стул. На этих картинках также проявляются сюжеты с освещением проблемы одиночества, покинутости, фрустрированной аффилиативной потребности, непонятости и неприятия в коллективе.

2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у неустойчивых натур, напоминает о бессмысленных всплесках неуправляемых эмоций, в то время как по поводу 5-й больше строятся сюжеты, в которых фигурирует дуэль мнений, спор. стремление обвинить другого и оправдать себя. Аргументация своей правоты и переживание обиды в сюжетах к 7-й картинке испытуемыми нередко разрешается взаимной агрессией персонажей, когда эта тема для него значима. Здесь имеет значение, превалирует ли у героя, с которым себя идентифицирует обследуемый, внешнеобвиняющая (экстрапунитивная) позиция или склонность к приписыванию самому себе вины за сложившийся конфликт (интропунитивная позиция).

6-я картинка провоцирует наиболее выраженную значимость агрессивных реакций испытуемого в ответ на субъективно переживаемую им несправедливость, или, если он идентифицирует себя с поверженным человеком, выявляется жертвенность позиции, приниженность.
8-я картинка выявляет проблему отвержения индивида объектом аффилиативной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным героем рассказа является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания и мысли именно тому персонажу, который в рассказе оказывается принадлежащим идентичному с испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной убежденностью один и тот же рисуночный образ распознается одним испытуемым как мужчина, другим — как женщина, при этом у каждого имеется полная уверенность, что это не может вызывать никаких сомнений. «Посмотрите, как она сидит! Судя по позе — это женщина.», — говорит один, «это — безусловно мужчина, сразу видно'», — говорит другая, при этом они рассматривают одну и ту же картинку.  Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный субъективизм восприятия и склонность приписывать весьма аморфному стимульному материалу методик совершенно конкретные качества у тех лиц, для которых ситуация, изображенная на картинке звучит как эмоционально значимая. Безусловно, устный рассказ или дополнительное обсуждение написанных рассказов более информативно, но при групповом обследовании удобнее ограничиться письменным изложением.
Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону переживаемых испытуемым нарушенных отношений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт. Так, молодая девушка по 4-ой картинке строит такой сюжет: «Он объяснился девушке в любви. Она ему ответила — «нет». Он уходит. Она — гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что после такого признания она станет рабой своих чувств, а на это она пойти не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он — с Другой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим чувством, а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она неуязвима». Во-первых, в этом сюжете многое привнесено испытуемой личного, не вытекающего из картинки, во-вторых, внешний конфликт явно вторичный и базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и глубокой привязанности фрустрирована в силу страха испытуемой перед возможной неудачей, перед страхом испытать приниженность. Болезненное самолюбие, развившееся  на почве негативного жизненного опыта, блокирует свободную самореализацию и непосредственность чувств, заставляет ее отказаться от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги, неуверенности в себе.


В сложных семейных ситуациях PAT позволяет также выявить проблемы подросткового возраста. При этом позицию подростка в его окружении методика выявляет гораздо более четко, чем он сам сумел бы это сделать, даже если бы был полностью откровенным, так как самопонимание и жизненный опыт в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне.
Также плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли в сложных коллизиях житейских ситуаций у личностей с высоким уровнем невротизации, у эмоционально незрелых, импульсивных личностей.
В связи с этим психологическое исследование с использованием PAT способствует более целенаправленному выбору психокоррекционного подхода не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-культурному уровню личности консультируемого психологом человека.

Ps (картинки в тексте расставлены правильно. Нумерация их в различных источниках может не совпадать)

Собчик Л.Н. «Психодиагностика. Методы и методология.» С 17 цветных приложением в виде разрезных плакатов. Москва, Союзвузприбор. 1990.

Тематический апперцептивный тест — это… Что такое Тематический апперцептивный тест?

Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом:

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ, это метод с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект, или пациент, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности.»

— Copyright 1943 by the President and Fellows of Harvard College.

© Copyright 1971 by Henry Alexander Murray.

Printed in the United States of America

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Ис­следование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч. Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе. Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других — очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, еще 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В.Э.Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг — синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Литература

  1. Леонтьев ДА. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48—52.
  2. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  3. Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. – 150 с.

Внешние ссылки

Тематический апперцептивный тест — Википедия с видео // WIKI 2

Тематический апперцептивный тест (англ. Thematic apperception test (TAT)) — проективная психодиагностическая методика, разработанная в 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом:

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»

Henry A Murray. Thematic apperception test. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1

    Просмотров:

    1 329 298

  • ✪ Measuring Personality: Crash Course Psychology #22

Содержание

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия которых выражены с различной степенью ясности.

ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями различных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определяется возможностью наибольшей идентификации испытуемым себя с изображённым на рисунке персонажем, так как такая идентификация легче, если рисунок включает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту.

Исследование обычно проводится в два сеанса, разделённые одним или несколькими днями, в каждом из которых предъявляются последовательно в определённом порядке 10 рисунков. Допускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным перерывом, другие же используют часть рисунков и проводят исследование за 1 ч.

Испытуемому предлагается придумать историю по каждой картине, в которой нашла бы отражение изображённая ситуация, было бы рассказано, что думают и чувствуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуации, изображённой на картине, и чем это закончится. Ответы записываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклицаний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись поручается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторонних для него объектов, ожидается, что он раскроет определённые аспекты своей личности более свободно и с меньшим сознательным контролем, чем при прямом расспросе.

Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рассмотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с методом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подробными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершённую или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других — очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, ещё 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т. п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В. Э. Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг — синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддаётся какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Литература

  1. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48—52.
  2. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. — 150 с.
  4. Gruber, N. & Kreuzpointner, L. (2013). Measuring the reliability of picture story exercises like the TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450 [Грубер, H. & Креузпоинтнер, Л. (2013). Измерение надежности PSE kak TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450]

См. также

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 20 февраля 2020 в 14:51.

Тест МакМюррея — Ортопедическое обследование колена

Что такое тест Макмеррея?

Тест МакМюррея — это широко используемый тест в ортопедических исследованиях для проверки на повреждения / разрывы мениска. Это еще один из самых известных и наиболее часто используемых специальных тестов в ортопедии. Тест назван в честь Томаса Портера МакМюррея.

Вовлеченные структуры

  • Медиальный мениск и латеральный мениск коленного сустава

Схема Брюса Блауса — собственная работа, CC BY-SA 4.0, ссылка

Исходное положение

Тест проводится с пациентом в расслабленном положении на спине. Исследуемое колено должно быть полностью согнуто. Обследующий одной рукой удерживает подошву стопы и пальпирует медиальную или латеральную сторону большеберцового и малоберцового сустава. Этот тест используется для определения повреждения латерального или медиального мениска. Обследующий пальпирует исследуемую сторону сустава. При тестировании медиального мениска большеберцовая кость начинает маневр во внутренней ротации.При тестировании латерального мениска большеберцовая кость начинает маневр при внешней ротации.

Испытательное движение

Чтобы проверить медиальный мениск, врач пальпирует задне-медиальную часть колена, разгибая колено и вращая кнаружи большеберцовую кость. Также применяется вальгусное напряжение. Чтобы проверить латеральный мениск, врач пальпирует линию заднебокового сустава, одновременно разгибая колено и вращая голень внутрь. Также применяется варусное напряжение.

Положительный тест

Если испытуемый ощущает боль или «щелчок» ощущает испытуемый или экзаменующийся, тест считается положительным.

Точность теста

Тест МакМюррея в его классической форме считается в некоторой степени точным, хотя был разработан ряд модификаций теста, которые повысили его точность.

Видео демонстрация

источник видео: reesmd101

Что такое мениск колена?

На самом деле колено имеет два «мениска»; боковой мениск и медиальный мениск .Каждый из них имеет форму полумесяца и сделан из хряща. Они расположены внутри самого коленного сустава. Латеральный и медиальный мениск служат для защиты коленного сустава, выступая в качестве подушек. Они помогают поглощать силы в колене, а также улучшают «посадку» сустава. Мениски занимают часть пространства между двумя костями, составляющими колено; голени (нижняя часть голени) и бедра (верхняя часть бедра

>> Вернуться к списку общепринятых тестов при ортопедическом обследовании коленного сустава

Нравится:

Нравится Загрузка…

,

Тестирование

Вводный экзамен по математике

учащихся, чей балл ACT помещает их на курс, который не засчитывается в их
степень, с вами свяжутся до их летней ориентационной сессии с информацией
относительно бесплатного вступительного экзамена по математике KYOTE.

Наиболее удобное время для сдачи экзамена — утро
Летняя ориентация.Экзамен, который длится от 40 до 60 минут, будет проводиться.
с 7: 00-8: 30 в аудитории Freed Curd Auditorium (комната 231) в Collins Industry and Technology Center во время каждой ориентации. Это будет доступно
утро ВСЕХ летних ориентационных занятий.

Результаты будут зарегистрированы в системе регистрации вовремя, чтобы вы могли зарегистрироваться.
для занятий во время академической сессии позже этим утром.

Если вы сдаете тест в день летней ориентации, пожалуйста, приходите пораньше, чтобы
сидеть с 7:00 до 7:30 (CST).

ПРИМЕЧАНИЕ: из-за времени, необходимого для регистрации на летнюю ознакомительную сессию,
вы сдадите оценочный экзамен ПЕРЕД регистрацией для ознакомления.

Для получения дополнительной информации об экзамене по математике, пожалуйста, свяжитесь с доктором.
Эд Том, заведующий кафедрой математики и статистики: 270.809.3718 или [email protected].

Вступительный экзамен по иностранному языку

Все поступающие студенты

  1. планируют изучить иностранный язык в штате Мюррей и
  2. имеют предыдущий опыт изучения этого языка

должен сдать экзамен WebCAPE Foreign Language Placement Exam и принести результат
к летней ориентации Университета Мюррея.

Перейдите на страницу политики размещения Департамента современных языков и перейдите по ссылкам, чтобы пройти он-лайн экзамен на размещение языковых программ WebCAPE. Обратите внимание, что за вступительный экзамен взимается плата в размере 10 долларов США.

Наберите 250 и выше и получите до 12 кредитов колледжа по иностранному языку на
значительно сниженная стоимость.

баллов можно заработать в зависимости от уровня компетенции, подтвержденного баллами на экзаменах.
и другие требования. Сдача этого экзамена не гарантирует выдачу «сниженной стоимости».
кредиты. Пожалуйста, посетите веб-сайт выше для получения полной информации.

ACT-R — Остаточная версия ACT

Чтобы получить информацию или запланировать остаточное мероприятие ACT, свяжитесь с отделом найма
в 270-809-2896.Результаты могут быть использованы только в Государственном университете Мюррея. Тест
дается в разное время в течение года. Перед тестированием требуется регистрация.

Для получения информации о размещении на ACT-R, свяжитесь с администрацией штата Мюррей.
Университетский офис по обслуживанию инвалидов, Кен Эшлок, директор, 270-809-5737.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы узнать даты и регистрационные формы, перейдите в регистрационную форму ACT-R.

Кредит за счет экзамена (CLEP)

Государственный университет Мюррея принимает на экзаменах широкий спектр кредитов. предполагаемый
студенты, сдавшие экзамены AP, должны убедиться, что
Университет получил официальную копию результатов.Список тестов, необходимые баллы,
и курсы, для которых предлагается кредит AP, можно найти в: Testing Center. Свяжитесь с Дженнифер Хусеманн по телефону (270) 809-3342 для получения дополнительной информации о тестах AP.

Тесты программы экзаменов уровня колледжа (CLEP) доступны в различных
предметные области. Студенты, желающие пройти тесты CLEP, могут загрузить регистрацию
форма от: Центр тестирования.Учащиеся могут пройти тесты CLEP на любом сайте тестирования CLEP и получить результаты, отправленные Мюррею.
Государственный университет.

тестов CLEP будут предлагаться несколько раз в течение лета. Плата за каждый CLEP
Стоимость экзамена в Государственном университете Мюррея составляет 87 долларов США, выплачиваемых CLEP, и 20 долларов США.
в Государственный университет Мюррея. Список курсов, для которых доступен кредит CLEP, может
можно найти в: Центр тестирования.

За дополнительной информацией обращайтесь в Центр консультирования и тестирования по телефону (270) 809-6848.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *