Мышление в психологии это кратко: Мышление и его виды

Содержание

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. Шпаргалка по общей психологии

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.

Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Обычно принято выделять следующие виды мышления.

Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.

В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления учеников.

Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает.

Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

основные свойства мысли и правильного мышления в психологии, Относится ли к свойствам целенаправленность?

Что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Ответ на эти вопросы не всегда очевиден, у каждого свой взгляд на то или иное событие. Все зависит от типа мышления каждого человека. О мышлении поговорим в этом материале.

Что такое мышление?

От того, какие мысли живут в голове, и зависит то, как человек воспринимает действительность. В психологии существует следующее определение мышлению: это процесс, в результате которого моделируются систематические отношения окружающей среды.

Нужно отметить, что мышлению нельзя научиться, его невозможно вызубрить по учебникам, мышление – это способность понимать происходящее вокруг, данная человеку сознанием и тысячелетиями эволюции.

Основные свойства

Мы видим только то, что лично мы видим в каждой конкретной ситуации. Это — заслуга мышления, а оно у каждого — свое, неповторимое. Единственное, что, пожалуй, одинаково у всех здравомыслящих, это – свойства мышления. В психологии выделяется семь основных направлений, по которым идут наши мысли.

  1. Целенаправленность. У каждого мыслительного процесса есть конечная цель. Мы всегда пытаемся найти ответ на любой поставленный вопрос. И вовсе не всегда это должен быть вопрос «жизни и смерти».
  2. Логичность. Даже женская логика, вопреки шуткам и анекдотам, есть всегда. Разумеется, она не всегда верная, понятная окружающим, но она, тем не менее, присутствует в мыслительном процессе.
  3. Развитость. Неразвитое мышление свойственно малышам и людям с психическими отклонениями. Люди с неразвитым мышлением вполне счастливы, если удовлетворяют их примитивные естественные потребности — в пище, сне.
  4. Способность формировать понятия. Сравнить и охарактеризовать явление, вещь, ситуацию – это обязательное свойство человеческого мышления.
  5. Мышление не способно быть объективным. В этот процесс всегда вмешиваются чувства и переживания конкретного человека. Поэтому и говорить о том, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет, не приходится. По-своему правильным образом мыслят все.
  6. Позитивность/негативность. У одних все исключительно в белом цвете, у других – в черном, все зависит от того, как человек относится к происходящему вокруг. Одни способны даже в самой сложной и неприятной ситуации найти положительные эмоции. Другие и на собственной свадьбе целенаправленно ищут подвох.
  7. Направленность во времени, линейность. Одни смотрят только вперед, другие то и дело осматриваются назад. Если первые размышляют, как выйти из конкретной сложившейся ситуации, вторые пытаются понять – почему это произошло, и что ими было сделано не так.

Виды и их характеристики

Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Такое разделение построено по генетическому принципу, при этом определяют различные степени развития мышления, которые происходят последовательно.

Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать. Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают.

    Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.

    Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу.

    Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.

    Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.

    Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.

    И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.

    как развить, методы, что способствует

    Творческое мышление дарит миру не только художников, но и лауреатов Нобелевской премии. Ценные черты этого направления – созидательность, поиск и открытие новых идей, предметов и т. д. Важно и то, что не обязательно «родиться» творческим деятелем, это свойство мышления можно развивать.

    Креативность – это создание всего нового

    Креативность – это создание всего нового

    Творческое мышление в психологии

    В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

    Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное.

    Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

    Определение

    Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

    Особенности творческого мышления

    Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.

    Среди особенностей творческого мышления выделяют:

    • Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
    • Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
    • Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
    • Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.

    Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

    Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

    Можно ли управлять творческим мышлением

    О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.

    В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.

    Что способствует развитию творческого мышления

    Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.

    Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.

    Методы развития творческого мышления

    Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

    Латеральное мышление

    Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

    1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
    2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
    3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

    Метод шести шляп

    Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.

    Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

    Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

    Обратный мозговой штурм

    Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

    Чтение надписей наоборот

    Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

    Игра слов

    Игра слов имеет множество вариантов, например:

    • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
    • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
    • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
    • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

    Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде. Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать.

    Видео

    Психология мышления

    Мышление
    относят к рациональной ступени познания.
    В мышлении познание человека выходит
    за пределы чувственного восприятия,
    вскрывает существенные свойства, связи
    и отношения между предметами окружающего
    мира. Исследование мышления занимает
    одно из центральных мест во всех
    философских учениях как прошлого, так
    и настоящего. Мышление в настоящее время
    исследуется не только психологией, но
    и различными другими науками – философией,
    логикой, физиологией, кибернетикой,
    лингвистикой.

    Мышление –
    наиболее обобщенная и опосредованная
    форма психического отражения,
    устанавливающая связь и отношения между
    познаваемыми объектами.

    Весь
    материал мыслительная деятельность
    получает только из чувственного познания.
    Непосредственные впечатления от внешнего
    мира получаются с помощью различных
    органов чувств. Такая форма отражения
    важна и существенна, но недостаточна
    для регуляции поведения. Для того, чтобы
    осуществить в окружающей среде разумную
    деятельность, необходимо отражать
    отношения предметов между собой, что и
    осуществляется в процессе мышления.
    Через чувственное познание мышление
    непосредственно связывается с внешним
    миром.

    Человеческое
    мышление качественно отличается от
    мышления животных. Важнейшим отличительным
    моментом оказывается речь и другие
    используемые при этом системы знаков,
    с помощью которых человек получает
    возможность существенно расширять свои
    моделирующие способности. Именно
    благодаря этому мышление человека дает
    возможность познавать обобщенно и
    опосредованно. Обобщенности
    способствует
    то, что мышление носит знаковый характер,
    выражается словом. Опосредование
    – познание с использованием вспомогательных
    средств. Слово делает человеческое
    мышление опосредованным. Таким образом,
    материальной основой мышления является
    речь. Мысль опирается на свернутую
    внутреннюю речь.

    По
    своей функции регулятора деятельности
    мышление выступает как высший процесс,
    объединяющий всю деятельность человека.
    Начальным моментом мышления является
    проблемная ситуация, которая вовлекает
    личность в активный мыслительный
    процесс. Проблемная
    ситуация

    – ситуация, в которой возникают задачи,
    связанные с интеллектуальной деятельностью;
    своеобразный конфликт между тем, что
    дано человеку и тем, чего он должен
    достигнуть.

    Под проблемой
    обычно понимают особый вид интеллектуальных
    задач, имеющих следующие характеристики:

    цель
    – ориентировочную основу для решения
    задач;

    условия,
    в которых задается данная цель;

    потребность
    в достижении цели, недостаточность
    стандартных средств решения, вытекающих
    непосредственно из условий.

    Движущей силой
    процесса мышления являются возникающие
    противоречия между целью и средствами.

    Сама
    постановка проблемы является актом
    мышления, часто это требует большой
    мыслительной работы. Первый признак
    мыслящего человека – умение увидеть
    проблему там, где она есть. Возникновение
    вопросов (что характерно для детей) есть
    признак развивающейся работы мысли.
    Человек видит тем больше проблем, чем
    больше круг его знаний. Таким образом,
    мышление предполагает наличие каких-то
    изначальных знаний.

    Проблемная
    ситуация всегда возникает как некое
    препятствие, разрыв в деятельности.
    Осознание
    проблемной ситуации

    – первый этап разрешения проблемы. На
    втором – происходит выделение того,
    что известно, и того, что неизвестно. В
    результате проблема
    превращается в задачу
    .
    На третьем этапе происходит ограничение
    зоны поиска
    .
    На четвертом – появляются гипотезы
    как предположения о способах решения
    задачи
    .
    Пятый этап представляет собой реализацию
    гипотезы
    ,
    а шестой – ее проверку.
    Если проверка подтверждает гипотезу,
    то осуществляется реализация решения.

    Мыслительный
    процесс – это процесс, которому
    предшествует осознание исходной ситуации
    (условия задачи), который является
    сознательным и целенаправленным,
    оперирует понятиями и образами и который
    завершается каким-либо результатом
    .

    Мышление
    включает ряд операций:

    сравнение
    – установление сходства и различия
    между объектами;

    синтез
    – операция перехода от частей к целому;

    анализ
    – мыслительная операция расчленения
    сложного объекта на составляющие его
    части или характеристики;

    обобщение
    – мысленное объединение предметов или
    явлений по их общим и существенным
    признакам;

    абстракция
    – мыслительная операция, основанная
    на выделении существенных свойств и
    связей предмета и отвлечении от других,
    несущественных.

    С
    помощью этих операций осуществляется
    проникновение вглубь той или иной
    стоящей перед человеком проблемы,
    рассматриваются свойства составляющих
    эту проблему элементов, находится
    решение задачи.

    К
    формам
    мышления

    относятся понятие, суждение и умозаключение.

    Понятие

    форма мышления, отражающая существенные
    свойства, связи и отношения предметов
    и явлений, выраженная словом или группой
    слов. Понятия могут быть общими и
    единичными, конкретными и абстрактными

    Суждение
    – форма мышления, отражающая связи
    между предметами и явлениями; утверждение
    или отрицание чего-либо. Суждения могут
    быть истинными и ложными

    Умозаключение
    – форма мышления, при которой на основе
    нескольких суждений делается определенный
    вывод. Умозаключения могут быть
    индуктивными (от частного к общему) и
    дедуктивными (логический вывод в процессе
    мышления от общего к частному).

    Изучение
    и описание мышления предполагает
    определение разнообразных его видов.
    Выделение видов
    мышления

    производят по различным основаниям.

    По
    форме
    выделяют наглядно-действенное,
    наглядно-образное, абстрактно-логическое
    мышление.

    Наглядно-действенное
    мышление есть наиболее элементарная
    форма мышления, возникающая в практической
    деятельности и являющаяся основой для
    формирования более сложных форм мышления.
    Наглядно-действенное мышление – вид
    мышления, опирающийся на непосредственное
    восприятие предметов в процессе действий
    с ними.

    Наглядно-образное
    – вид мышления, характеризующийся
    опорой на представления и образы.

    Абстрактно-логическое
    – вид мышления, осуществляемый при
    помощи логических операций с понятиями.

    По
    характеру
    решаемых задач

    различают теоретическое
    и практическое мышление
    .
    Теоретическое мышление – это познание
    законов и правил. Основная задача
    практического мышления – разработка
    средств практического преобразования
    действительности: постановка цели,
    создание плана, проекта, схемы.

    По
    степени
    развернутости

    различают интуитивное
    и аналитическое (дискурсивное) мышление
    .
    Аналитическое мышление развернуто во
    времени, имеет четко выраженные этапы,
    представлено в сознании самого мыслящего
    человека. Интуитивное мышление
    характеризуется быстротой протекания,
    отсутствием четко выраженных этапов,
    является минимально осознанным.

    По
    степени
    новизны продукта и оригинальности

    выделяют творческое
    (продуктивное) и репродуктивное
    (воспроизводящее) мышление.

    Таким
    образом, для описания проявлений мышления
    психология использует определение
    мышления в широком смысле: это активная
    познавательная деятельность субъекта,
    необходимая для его полноценной
    ориентации в окружающем природном и
    социальном мире. Для изучения конкретных
    психологических механизмов мышления
    в психологии говорят о мышлении в узком
    смысле как процессе решения задач.

    Разум
    (ум) — высшая форма теоретического
    освоения действительности, проявляющаяся
    в способности человека мыслить. От
    понятия ума следует отличать понятие
    интеллекта.

    Интеллект
    – общая познавательная способность,
    определяющая готовность человека к
    усвоению и использованию знаний и опыта,
    а также к разумному поведению в проблемных
    ситуациях.

    Как работает мышление: 10 блестящих исследований в области когнитивной психологии, которые должен знать каждый

    Как думают эксперты, сила кадрирования, чудо внимания, странный мир когнитивных искажений и многое другое…

    Пятьдесят лет назад в психологии произошла революция, которая изменил то, как мы думаем о разуме.

    «Когнитивная революция» вдохновила психологов начать думать о разуме как о разновидности органического компьютера, а не как о непроницаемом черном ящике, который никогда не будет понят.

    Эта метафора побудила психологов исследовать программное обеспечение, занимающее центральное место в нашем повседневном функционировании, открывая путь к пониманию того, как мы думаем, рассуждаем, изучаем, запоминаем и производим язык.

    Вот 10 классических исследований когнитивной психологии, которые помогли понять, как работает мышление.

    1. Как думают эксперты

    Без экспертов человечество было бы потоплено. Но что такого в том, как думают эксперты, что позволяет им достигать прорывов, которыми мы все можем наслаждаться?

    Ответ в том, как эксперты думают о проблемах по сравнению с новичками.

    Это то, что Chi et al. (1981) обнаружили, когда сравнивали, как эксперты и новички представляют физические проблемы.

    Новички, как правило, зацикливались на поверхностных деталях проблемы, тогда как эксперты видели основные принципы, которые работали.

    Отчасти именно этот более глубокий, абстрактный подход к проблемам сделал экспертов более успешными.

    2. Кратковременная память длится 15-30 секунд

    Кратковременная память намного короче, чем многие думают.

    На самом деле длится около 15-30 секунд.

    Мы знаем это благодаря классическому исследованию когнитивной психологии, проведенному Ллойдом и Маргарет Петерсон (Peterson & Peterson, 1959).

    Участники должны были попытаться запомнить и вспомнить трехбуквенные строки, такие как FZX.

    При тестировании через 3 секунды они могли вспомнить 80% из них, однако через 18 секунд они могли вспомнить только 10%.

    Это кратковременная кратковременная память.

    3.Не логично

    Людям чрезвычайно трудно справиться с формальной логикой — это нормально.

    Вот вам быстрый тест, и не удивляйтесь, если ваш мозг перегреется:

    «Вам показывают набор из четырех карточек, размещенных на столе, каждая из которых имеет номер на одной стороне и цветной участок. с другой стороны. На лицевых сторонах карт изображены 3, 8, красный и коричневый. Какую карту (карты) вы должны перевернуть, чтобы проверить истинность утверждения о том, что если карта показывает четное число на одной стороне, то ее противоположная сторона красная? »

    Ответ заключается в том, что вам нужно перевернуть цифру «8» и коричневую карточку (для объяснения Google «Задача выбора Wason» — даже после того, как она ее услышала, многие люди все еще не могут поверить, что это правильный ответ).

    Если вы правильно поняли, значит, вы в меньшинстве (или уже видели тест раньше!). Когда Уэйсон провел этот классический эксперимент, менее 10% людей сделали все правильно (Wason, 1968).

    Наш мозг не приспособлен для такой формальной логики.

    4. Сила обрамления

    То, как вы формулируете проблему, аргумент или утверждение, может иметь огромное влияние на то, как люди их воспринимают.

    Задумайтесь на мгновение о риске и о том, что люди не любят рисковать.

    Они настолько не любят рисковать, что даже дуновения негатива достаточно, чтобы люди бросились бежать в горы.

    Именно это продемонстрировали Канеман и Тверски (1981), когда они попросили участников представить себе 600 человек, пострадавших от смертельной болезни.

    Им сказали, что лечение было, но оно рискованно. Если вы решили использовать лечение, вот шансы:

    «33% шанс спасти всех 600 человек, 66% вероятность никого не спасти.

    Когда это сказали, 72% людей сочли это хорошей ставкой.

    Но если представить проблему таким образом:

    «Вероятность 33%, что никто не умрет, 66% вероятность, что все 600 умрут».

    … число, выбравшее его, упало до 22%

    Прелесть исследования в том, что результаты идентичны, отличается только структура.

    На наш образ мышления сильно влияют термины, в которых выражаются проблемы.

    5.Внимание как прожектор.

    На самом деле у нас есть две пары глаз — одна настоящая, а другая виртуальная.

    У нас есть настоящие глаза, которые перемещаются по глазницам, но у нас также есть «виртуальные глаза», которые смотрят вокруг нашего поля зрения, выбирая, на что мы обращаем внимание.

    Люди все время используют свои виртуальные глаза: например, когда они смотрят друг на друга с помощью периферийного зрения.

    Вам не нужно смотреть прямо на привлекательного незнакомца, чтобы взглянуть на него, вы можете смотреть «краем глаза».

    Психологи назвали это «центром внимания», и исследования фактически измерили его движение. Это означает, что мы можем замечать вещи за доли секунды, прежде чем наши глаза смогут переориентироваться.

    → Читайте дальше: The Attentional Spotlight

    6. Эффект коктейльной вечеринки

    Это не только зрение, которое имеет своего рода прожектор, наш слух также точно настроен.

    Это как на коктейльной вечеринке, когда вы можете отключить все голоса, кроме человека, с которым разговариваете.

    Или вы можете отключить человека, с которым разговариваете, и подслушать более интересный разговор позади.

    Прекрасная демонстрация этого была проведена в 1950-х годах Черри (1953).

    Он обнаружил, что люди могут даже различать один и тот же голос, одновременно читая два разных сообщения.

    → Продолжайте читать: Эффект коктейльной вечеринки

    7. Где утка?

    Если вы возьмете игрушечную утку и покажете ее 12-месячному младенцу, затем положите руку под подушку, оставите утку там и вытащите руку, ребенок будет смотреть только в вашу руку, почти никогда под подушка.

    В этом возрасте дети ведут себя так, как будто вещей, которых они не видят , даже не существует .

    Как отмечал известный детский психолог Жан Пиаже:

    «Вселенная ребенка все еще представляет собой совокупность картинок, возникающих из небытия в момент действия, чтобы вернуться в ничто в момент, когда действие закончено».

    И все же всего через полгода ребенок обычно заглядывает под подушку. Он понял, что вещи, которые скрыты от глаз, могут продолжать существовать.

    Это лишь одно чудо среди многих в развитии ребенка.

    8. Эффект Мак-Герка

    Мозг объединяет информацию, полученную всеми нашими органами чувств, чтобы произвести наш опыт.

    Это блестяще обнаруживается эффектом Мак-Гурка (McGurk & MacDonald, 1976).

    Посмотрите следующий отрывок из документального фильма BBC, чтобы увидеть эффект полностью. Вы не поверите, пока не увидите и не услышите сами. Ощущение довольно странное:

    9.Имплантация ложных воспоминаний

    Люди иногда думают, что их воспоминания заложены, а затем либо вспоминаются, либо забываются, с небольшими изменениями в самих воспоминаниях между ними.

    На самом деле реальность намного сложнее и в некоторых случаях настораживает.

    Одно из самых драматических исследований, которое продемонстрировало, что воспоминания можно изменить или даже внедрить позже , провела Элизабет Лофтус.

    В ее исследовании детские воспоминания о том, как они заблудились в торговом центре, успешно внедрились в сознание некоторых людей, несмотря на то, что их семьи не подтверждали ничего подобного, что с ними когда-либо случалось.

    Более поздние исследования показали, что 50% участников могли успешно имплантировать ложную память.

    → Читайте дальше: Имплантация ложных воспоминаний: Затерянные в торговом центре и Пол Инграм

    10. Почему некомпетентные не знают, что они некомпетентны

    В уме действуют всевозможные когнитивные искажения.

    Эффект Даннинга-Крюгера, тем не менее, является фаворитом, потому что он объясняет, почему некомпетентные люди не знают о своей некомпетентности.

    Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер обнаружили в своих исследованиях, что самые некомпетентные люди меньше всего осведомлены о своей собственной некомпетентности.

    На другом конце шкалы наиболее компетентными являются наиболее осведомленные о своих недостатках.

    → Узнайте больше: Когнитивные предубеждения: почему мы принимаем иррациональные решения

    → Узнайте больше о том, что означает расширенные зрачки.

    Об авторе

    Психолог, Джереми Дин, доктор философии является основателем и автором PsyBlog. Он имеет докторскую степень по психологии Университетского колледжа Лондона и две другие ученые степени по психологии.

    Он пишет о научных исследованиях в PsyBlog с 2004 года. Он также является автором книги « Making Habits, Breaking Habits » ( Da Capo, 2003 ) и нескольких электронных книг:

    → биография доктора Дина, Twitter, Facebook и как с ним связаться.

    Изображение предоставлено: Saad Faruque

    .

    Как правильно мыслить о психологии Кит Э. Станович

    В книге в основном рассказывается о том, как работает научный метод, применяя его в психологии. Он пытается показать разницу между психологией как наукой и всеми псевдонауками, которые претендуют на роль части этой области: «Короче говоря, психология — это своего рода личность Джекила и Хайда. Чрезвычайно строгая наука существует наряду с псевдонаучными и антинаучными взглядами».

    Глава 1 — Психология жива и здорова
    Психология — молодая наука, и, поскольку она подвергается научным исследованиям

    В книге в основном рассказывается о том, как работает научный метод, применяя его в психологии.Он пытается показать разницу между психологией как наукой и всеми псевдонауками, которые претендуют на роль части этой области: «Короче говоря, психология — это своего рода личность Джекила и Хайда. Чрезвычайно строгая наука существует наряду с псевдонаучными и антинаучными взглядами».

    Глава 1 — Психология жива и здорова
    Психология — молодая наука, и, поскольку она подвергает научным исследованиям то, что раньше считалось «здравым смыслом», некоторые люди относятся к ней враждебно.

    Глава 2 — Фальсифицируемость
    Фальсифицируемость вводится на примере врача в 1793 году, который применил кровопускание к пациентам во время эпидемии желтой лихорадки. Если пациенту стало лучше, результат приписывали лечению, в противном случае врач считал, что лечение было проведено слишком поздно. Следовательно, теорию о том, что удаление крови излечит лихорадку, было невозможно опровергнуть.
    Теория должна давать конкретные предсказания. В нем должно быть указано, что должно и чего не должно происходить.
    В качестве примера, очень сложная теория Фрейда объясняет вещи, связанные с человеческим поведением, постфактум, она может объяснить все (а не конкретно), но не может делать прогнозов, поэтому не может быть опровергнута.
    Автор разрабатывает теорию, объясняющую, что движет человеческим поведением: два маленьких зеленых человечка в голове, которые контролируют электрохимические процессы, происходящие в голове. Зеленые человечки прячутся, как только их пытаются найти (например, с помощью рентгеновских лучей). Экстрасенсорное восприятие работает так же: до тех пор, пока никто не вторгается в него, оно функционирует.
    Фальсифицируемые теории позволяют науке двигаться вперед: как только предсказание, сделанное теорией, опровергается экспериментами, требуется обновление или новая теория.

    Глава 3 — Операционизм и эссенциализм
    Операционизм: как это работает? Концепции научных теорий должны быть связаны с наблюдаемыми событиями.
    Эссенциализм: что на самом деле означает ..? Что в конечном итоге означает говорить о ..?
    Проблема предвзятости — когда дело доходит до психологии, люди приходят с эмоционально закрепленными убеждениями.Люди, кажется, не принимают необходимости операционализма. Одна из проблем — использование учеными слов из повседневной жизни в качестве технических терминов. В конце концов, разве мы не все понимаем такие понятия, как ум, агрессивность, тревога? Мы это делаем, но не так, как это делает ученый-психолог: ему нужно указать, как другая лаборатория может измерить их таким же образом и достичь тех же результатов.
    Общественность ожидает, что психология ответит на вопросы эссенциализма, а поскольку это не так, на распространенное мнение, что в психологии нет никаких достижений.

    Глава 4 — Свидетельства и доказательства практического опыта
    Свидетельства и тематические исследования бесполезны при оценке психологических теорий: любой практикующий любой псевдонауки может собрать группу людей, чтобы засвидетельствовать, насколько эффективны его процедуры. В основном это из-за эффекта плацебо.

    Глава 5 — Корреляция и причинно-следственная связь
    Два основных класса неоднозначности в корреляции: проблема направленности и проблема третьей переменной.
    Приведено несколько примеров смещения выборки. Более чем в среднем смертельные случаи от респираторных заболеваний в регионе с чистым воздухом, штат Аризона: потому что люди с респираторными заболеваниями стремятся туда за более чистым воздухом. И они склонны там умирать.

    Глава 6 — Все под контролем
    Во время эксперимента ученым необходимо манипулировать переменными эксперимента, чтобы исключить альтернативные объяснения. Контрольная группа должна решить, действительно ли лечение эффективно.

    Глава 7 — Но это не настоящая жизнь
    Психологические эксперименты иногда привлекают критику типа «это не настоящая жизнь».
    Различие между двумя видами исследований: прикладным исследованием, в котором результаты исследования применяются непосредственно к ситуации, и фундаментальным исследованием, которое «проверяет теории основного механизма, влияющего на поведение». В последнем случае создаются искусственные ситуации, чтобы выделить критическую переменную для изучения.

    Глава 8 — Как избежать синдрома Эйнштейна
    Принцип взаимодействия: новая теория «должна не только объяснять новые факты, но и учитывать старые».Большинство научных открытий являются постепенными, они полагаются на научный консенсус, а не на прорыв.
    В отличие от многих псевдонаук, в науке никто не имеет привилегированного доступа к истине.
    Теория обычно подкрепляется множеством сходящихся исследований. Даже если у каждого из них могут быть определенные недостатки, недостатки не совпадают, и важно то, что результаты сходятся. К взглядам одного эксперта следует относиться со скептицизмом, если они противоречат научному консенсусу.

    Глава 9 — Ошибочный поиск волшебной пули
    Нет единственной причины, на которую нужно обратить внимание при объяснении явления.

    Глава 10 — Ахиллесова пята человеческого познания
    Люди очень плохо разбираются в статистике и позволяют легче убедить себя одной историей, чем числами. Всегда найдется несколько человек, идущих против сильнейшего тренда.
    Особенно в психологии существует тенденция преувеличивать отдельные случаи над абстрактной вероятностной информацией.

    Глава 11 — Роль случая в психологии
    Не следует пытаться разработать сложную теорию там, где одного случая достаточно для объяснения явления.
    Клиническое предсказание не работает: когда практикующий пытается предсказать поведение (например, повторение агрессивного поведения) на основании клинической оценки субъекта, он делает намного хуже, чем то, что предсказывает статистика для этого случая. При работе со статистикой мы знаем частоту ошибок, и мы должны ее принять. Книга называет это «ошибкой принятия, чтобы уменьшить ошибку».

    Глава 12 — Родни Дэнджерфилд из науки
    Плохой имидж психологии связан с псевдонаучной литературой, адресованной широкой публике, а также с «антинаучными настроениями внутри самой психологии».Последнее касается психологических практик, не имеющих научного обоснования, и практикующих, которые не хотят подвергаться экспериментам на том основании, что то, что они делают, «больше искусство, чем наука».
    СМИ больше интересуют шарлатаны и псевдоученые, поскольку они составляют более высокие оценки. Это также способствует плохому имиджу психологии.

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.