Мышление термин: МЫШЛЕНИЕ это

Содержание

Мышление — Википедия с видео // WIKI 2

Скульптура Родена «Мыслитель».

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека[1]. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности с точки зрения марксизма[2].

Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником[3].

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты[4]. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений, как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    533 446

    6 911

    127 784

  • ✪ Почему богатые богатеют а бедные беднеют-Чем мышление богатого человека отличается от мыслей бедного

  • ✪ Измени свое мышление и ты изменишь свою жизнь.

  • ✪ БОРИСЬ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ!

Содержание

История представлений о мышлении

Уже в античной науке с мышлением была связана установка на выявление не явлений, а сущности, не видимого (данного в чувственном восприятии), а того, что существует на самом деле, — отмечает доктор философских наук, профессор В. М. Розин[5].

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис), был Парменид. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение[6].

Процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления[7].

Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение. Впоследствии, в эпоху Средневековья, последователи Аристотеля акцентировали своё внимание на такой форме мышления как силлогизм и дедукция, что привело к созданию «мыслительной машины» Раймунда Луллия[8].

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Одной из заслуг Канта часто называется различение аналитического и синтетического мышления[9].

С 90-х годов XX века у всего человечества стали замечать клиповое мышление[10].

С точки зрения психологии

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из высших психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

По способу решения задач мышление (как психический процесс, биологической целью которого является оптимальное решение возникшей перед индивидуумом проблемы) может быть конвергентным (коррелируется с интеллектом, линейное мышление, приводящее к одному-единственному результату) и дивергентным (коррелируется с творческими способностями, состоит в нахождении множественности вариантов решения проблемы или разноплановом видении одного объекта) Термин конвергентного и дивергентного мышления предложен американским психологом Дж.Гилфордом (1950г.) и развит Э.Торренсом[источник не указан 1312 дней].

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом составляющих с выявлением при этом существенных связей.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Аллегорическое изображение процесса мышления

Шведский учёный XVIII века Эммануил Сведенборг в своём толковании Библии — «Небесные тайны» — утверждал, что птицы знаменуют мысли, притом водяные птицы — мысли, стремящиеся к чистой научной истине т. д.[11] Современные искусствоведы аллегорическим полотнам подобных изображений присваивают название «аллегория воздуха» (одной из четырёх стихий) или просто «воздух».

См. также

Примечания

Литература

  • Широчин В. П. Архитектоника мышления и нейроинтеллект. Программирование доверия в эволюции интеллекта / под ред. Ю. С. Ковтанюка. — Юниор, 2004. — 560 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7323-36-6.

Ссылки

Скульптура Родена «Мыслитель».
Эта страница в последний раз была отредактирована 3 июня 2020 в 07:47.

Мышление — Википедия

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека[1]. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности[2].

Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником[3].

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты[4]. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.

История представлений о мышлении

Уже в античной науке с мышлением была связана установка на выявление не явлений, а сущности, не видимого (данного в чувственном восприятии), а того, что существует на самом деле, — отмечает доктор философских наук, профессор В. М. Розин[5].

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис), был Парменид. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение[6].

Процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления[7].

Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение. Впоследствии, в эпоху Средневековья, последователи Аристотеля акцентировали своё внимание на такой форме мышления как силлогизм и дедукция, что привело к созданию «мыслительной машины» Раймунда Луллия[8].

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Одной из заслуг Канта часто называется различение аналитического и синтетического мышления[9].

С 90-х годов XX века у всего человечества стали замечать клиповое мышление[10].

С точки зрения психологии

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из высших психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

По способу решения задач мышление (как психический процесс, биологической целью которого является оптимальное решение возникшей перед индивидуумом проблемы) может быть конвергентным (коррелируется с интеллектом, линейное мышление, приводящее к одному-единственному результату) и дивергентным (коррелируется с творческими способностями, состоит в нахождении множественности вариантов решения проблемы или разноплановом видении одного объекта) Термин конвергентного и дивергентного мышления предложен американским психологом Дж.Гилфордом (1950г.) и развит Э.Торренсом[источник не указан 643 дня].

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

См. также

Примечания

Литература

  • Широчин В. П. Архитектоника мышления и нейроинтеллект. Программирование доверия в эволюции интеллекта / под ред. Ю. С. Ковтанюка. — Юниор, 2004. — 560 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7323-36-6.

Ссылки

определение, в каком виде осуществляется, понятие и результаты

Мышление – это особый познавательный процесс индивида, который отражает существующую действительность. С помощью него человек получает, анализирует и обобщает информацию о мире.

Мышление определяет успешность человека в обществе

Мышление определяет успешность человека в обществе

Что это такое

Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире.

Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса.

Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды.

Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.

Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

В XVII веке мышление начало активно изучаться психологами, но в то время рассматривалось отдельно от психики. Только в XX веке ситуация изменилась, хотя каждая психологическая школа имела свои представления о мышлении и определении процесса:

  1. Феноменология определяла процесс познания как систему интеллектуальных операций, которая имеет врождённую природу.
  2. Гештальтпсихология: мышление – это процесс переструктурирования проблемы с помощью инсайтов (внезапных озарений).
  3. Психоанализ: мышление – это бессознательный процесс, который зависит от мотивов и потребностей.
  4. Бихевиоризм – в процессе познания формируются связи между стимулами и реакциями.

В советской психологии придерживалось мнение, что мышление формируется только в ходе деятельности. Под термином понимали способность индивида решать задачи и преобразовывать действительность. Считалось, что мышление является врожденным умением.

Формы

Человека могут окружать разные предметы и явления. Процесс познания имеет две особенности: опосредственность и обобщенность. Первый термин означает, что индивид опирается на ощущения, восприятие и представления. Второй – способность объединять признаки и определять, для какого предмета они характерны. Процессы мышления выражаются в разных формах.

Понятие

При изучении нового предмета человек формирует представления о нем. Выражается это в словесной форме. Понятия могут быть конкретными (квартира, дом, корова и т.п.), так и абстрактными: добро, зло, совесть и другие.

Важно! Смысл понятия раскрывается через речь посредством рассуждений.

С помощью этой формы мышления человек может разделять предметы по признакам.

Суждение

Мыслительные процессы направлены на формирование положительной или отрицательной оценки о предмете или явлении. Суждение может быть общим, частным или единичным. К первой группе относятся выводы касательно некой группы, например, «все птицы летают». Ко второй – оценка выносится только части группы: птицы семейства Воробьиные могут летать. Третья группа объясняют оценку одного объекта: колибри быстрее всех летает.

Умозаключение

Мышление в психологии не представляется в виде постоянной структуры. Оно развивается, и чем выше его уровень, тем легче человеку рассуждать. Под умозаключением понимают способность делать выводы на основе существующих суждений.

Простой пример – собаки обладают охранными навыками. Среднеазиатская овчарка – это порода собак. На основе этих суждений можно сделать умозаключение: среднеазиатские овчарки – отличные охранники.

Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы

Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы

Процесс таких рассуждений всегда выглядит в виде кратких цепочек. Чем выше уровень мышления человека, тем быстрее у него проходят познавательные процессы.

Виды и характеристики

Познавательная деятельность является вершиной развития людей. Именно она отличает их от животных. Мыслительные процессы в психологии представлены в разных вариантах – все зависит от цели и вариации мировоззрения.

При критическом мышлении индивид оценивает ситуацию и выбирает наиболее верный путь решения. Он может понять, какой способ не даст ему нужного результата, а какой наиболее вероятно приведет к победе.

Абстрактное мышление позволяет рассуждать о нематериальных объектах. Например, человек может искусственно смоделировать ситуацию и ее последствия. Так же он размышляет о философских понятиях: что такое зло, добро, удача и т.п.

Позитивные размышления позволяют сохранять жизнерадостность. Это облегчает индивиду существование и поддерживает его уровень здоровья, так как постоянные стрессы и переживания приводят к проблемам.

Еще один вид мышления – логическое. С его помощью устанавливаются причинно-следственные связи. Обработка информация позволяет индивиду делать определенные выводы. Этот тип важен для следственной работы, военных действий и т.п.

Некоторые психологи отмечают, что развитие интернета позволило сформироваться новому виду мышления – клиповому. Оно может осуществляться за счет того, что человек воспринимает большой объем информации и делает на ее основе выводы, т.е. теряется способность к самостоятельному анализу.

Процесс

Мало кто из людей задумывается над тем, как нужно правильно мыслить. Сам процесс происходит автоматически. Все начинается с подготовки, которая позволяет определить условия проблемы.

Важно! Последовательность этапов познавательного процесса строгая и не может нарушаться.

Второй этап более объемный – поиск решения. Он осуществляется на основе уже имеющегося опыта или предполагает формирование нового алгоритма. Процесс познания не всегда приводит к положительному результату. В случае отрицательного опыта наступает разочарование.

Иногда у человека появляется инсайт, т.е. внезапное озарение. Это выражается в виде мысленного мгновенного решения проблемы. Происходить такое явление может у уверенных людей, которые собирают большое количество информации и верят в свой успех.

При дивергентном мышлении разрабатывается гипотеза, которая подтверждается или опровергается в ходе изучения ситуации. При таком типе развиваются творческие способности. При интуитивном познании индивид больше полагается на чувства и ощущения, которые ему подсказывают, какой вариант лучше выбрать.

Приемы

В ходе познавательной деятельности человек использует разные способы изучения окружающей действительности. При анализе проблема разделяется на несколько частей, и изучаются особенности каждой. При синтезе объединяется ряд свойств в одну группу.

Сравнение направлено на выявлении схожих характеристик и отличительных черт

Сравнение направлено на выявлении схожих характеристик и отличительных черт

Сущность классификации – разделение проблемы на разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. Конкретизация направлена на выявление сути ситуации, ее смысла.

Важно! В процессе мышления необязательно использовать все приемы, человек сам решает, что применять.

Мышление может состоять из разных способов. Например, при абстрагировании создается отвлеченный образ проблемы. Он позволяет отвлечься от конкретики и спровоцировать появление инсайта.

Развитие

Никто не рождается с полностью сформированным мышлением. Как и в случае других психологических функций, познавательная деятельность имеет несколько этапов:

  1. Сенсомоторный – длится с рождения до двух лет, заключается в активном изучении предметов окружающего мира.
  2. Дооперационный – длится с двух до семи лет. Действия проговариваются, малыш также стремится познать мир, отражательная способность мышления позволяет ему сформировать наглядные представления.
  3. Конкретных операций с предметами – длится с семи до двенадцати лет. Ребенок четко понимает, зачем он проводит то или иное действие, может следовать понятной инструкции, легко переключается.
  4. Формальных операций – длится с двенадцати до четырнадцати лет. Ребенок является полноценной мыслящей личностью, он может выполнять вычислительные и другие операции полностью в уме.

Все эти этапы происходят последовательно, они учитываются в педагогике.

Расстройства

Под влиянием неблагоприятных факторов могут возникать нарушения познавательных процессов. Они могут носить врожденную и приобретенную форму.

У детей иногда наблюдается задержка психического развития. При ней ребенок в развитии отстает от своих сверстников. Его мышление не выполняет свои функции, но при помощи специалистов нарушение можно преодолеть.

При умственной отсталости наблюдаются стойкие проблемы с интеллектом. При средней и легкой степени ребенка можно обучить простым действиям, при тяжелой – нет. При таких нарушениях дети не способны на серьезную мыслительную деятельность. Их обучают в специальных садах и классах школы.

У взрослых может возникать деменция. При такой проблеме происходит постепенное забывание информации, человек перестает узнавать близких, не воспринимает адекватно окружающий мир.

Деменция возникает у пожилых людей, но и более молодые личности от нее не защищены

Деменция возникает у пожилых людей, но и более молодые личности от нее не защищены

При переутомлении, эмоциональном выгорании может наблюдаться кратковременное снижение уровня мышления. Особенно это сильно выражается при стремлении наслаждаться сетевым контентом, так как он не требует особого напряжения при просмотре.

При расстройствах аутистического спектра, некоторых психиатрических диагнозах отмечаются нарушения мышления, которые заставляют человека искаженно воспринимать окружающий мир.

Познавательные процессы улучшают жизнь человека, поэтому такой вид деятельности нужно тренировать. При желании можно развить креативное мышление, которое важно для некоторых профессий. Чем выше интеллект человека, тем легче ему существовать.

Некоторые особенности познавательной деятельности изучают еще в школе. В таком случае сообщение на тему «Мышление» позволяет разобраться с этой сложной темой.

Видео

Мышление — Педагогический терминологический словарь

Опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.

Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое М. — последовательные ступени интеллектуального раз- вития. Генетически наиболее ранняя форма М. — наглядно-действенное М., первые проявления которого у ребёнка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, ещё до овладения им активной речью. Уже первые предметные действия ребёнка обладают рядом важных особенностей. При достижении практического результата выявляются некоторые признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами; возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования. Ребёнок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и т.о. вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребёнка с предметами и способами их употребления. Общественно выработанные обобщённые способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребёнок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта.

Наглядно-образное М. возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь М. с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями (в строгом смысле).

Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребёнка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по различным предметам. Эти сдвиги выражаются в познании всё более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновении новых мотивов познавательной деятельности. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции ещё связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. М. детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается — сначала в простейших формах — словесно-логическое М., т.е. М. в форме абстрактных понятий. М. выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлечённых понятий и рассуждений.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступными более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в новых ситуациях. Формируется система взаимосвязанных, обобщённых и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развёрнутых форм к свёрнутым формам. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному М.

Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм М. старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное М., характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, своё выражение в решении всё усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное М. также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 155-156)


Источник:
Педагогический терминологический словарь
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МЫШЛЕНИЕ —
    (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека…
    Большой психологический словарь
  2. МЫШЛЕНИЕ —
    МЫШЛЕНИЕ – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение…
    Новая философская энциклопедия
  3. мышление —
    МЫШЛЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, -я; ср. 1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное м. Мозг — орган мышления. Развивать м. Абстрактное м. М. человека.
    Толковый словарь Кузнецова
  4. мышление —
    мы́шление От мы́слить, мысль; -шл- происходит из праслав. -sli̯-.
    Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. МЫШЛЕНИЕ —
    МЫШЛЕНИЕ — категория, обозначающая процессуаль-ность функционирования сознания (познавательную деятельность) — традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой.
    Новейший философский словарь
  6. Мышление —
    Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности.
    Толковый словарь психиатрических терминов
  7. Мышление —
    См. Психология.
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. мышление —
    Мы́шл/е́ни/е [й/э].
    Морфемно-орфографический словарь
  9. Мышление —
    Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции…
    Медицинская энциклопедия
  10. мышление —
    мышление, мышление ср. 1. Процесс действия по гл. мыслить 1. 2. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.
    Толковый словарь Ефремовой
  11. мышление —
    МЫШЛЕНИЕ, я и МЫШЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. мыслить. 2. Высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы мышления.
    Толковый словарь Ожегова
  12. мышление —
    сущ., кол-во синонимов: 2 дух 136 мысль 42
    Словарь синонимов русского языка
  13. мышление —
    орф. мышление, -я
    Орфографический словарь Лопатина
  14. Мышление —
    Процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения (См.
    Большая советская энциклопедия
  15. мышление —
    М’ЫШЛЕНИЕ, мышленя, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание — функции человеческого мозга. 2. Действие по гл. мыслить в 1 ·знач. (·книж. ). Мышление образами.
    Толковый словарь Ушакова
  16. мышление —
    МЫШЛЕНИЕ — интуитивное мышление. Один из видов мышления, компонент тактических решений в спорте; характеризуется быстротой нахождения правильного решения проблемы, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
    Словарь спортивных терминов
  17. МЫШЛЕНИЕ —
    МЫШЛЕНИЕ — англ. thinking; нем. Denken. Процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
    Социологический словарь
  18. мышление —
    И мышление, -я, ср. 1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг — орган мышления.
    Малый академический словарь
  19. МЫШЛЕНИЕ —
    МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
    Большой энциклопедический словарь
  20. мышление —
    Способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Оно может быть: 1) образным (живость восприятия, единство представления, понятия и оценки, находящее выражение в поэтической речи, в живописи, музыке, архитектуре, кино и т.п.
    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  21. мышление —
    МЫШЛЕНИЕ — процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ. — Студопедия

Мышление– процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Функции:

1. Понимание – одно из самых основных (в этом процессе человек выделяет существенные признаки, выстраивает связи, отношения, оперирует при этом понятием, обозначенным словом, но это не просто обозначить словом, а выявить роль этого понятия, назначение, определить область, провести классификацию).

 

2. Мышление направленона решение проблем, задач, связанных с жизнедеятельностью человека (чем глубже проблема, тем активнее мышление, тем интенсивнее поиск её решения).

3.Осмысление отражения мира позволяет регулировать поведение и осознанно выстраивать деятельность, а это обязательно ведёт к планированию и продумыванию действий и поведения. Если есть мотив, значит, есть цель, поэтому важна функция ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ.

4. Рефлексия –это не только анализ поведения, ощущения, восприятия, это деятельность мышления, направленная на осмысление знаний, на анализ содержания деятельности и её результатов.

 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Виды мышления.

В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) словесно-логическое;

4) абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.



Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех­ — семи лет.


Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

ФОРМЫ И ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.

Формы и операции мышления:

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение — процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака

 

ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ВООБРАЖЕНИЯ.ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала, накопленного восприятием, и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Функции воображения:

-образное представление действительности;

-регулирование эмоциональных состояний;

-произвольная регуляция познавательных процессов и состояний;

-формирование внутреннего плана действий.

Виды воображения:

-Активное воображение (преднамеренное) – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

-Пассивное воображение(непреднамеренное) – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

-Продуктивное воображение(творческое) – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

-Репродуктивное воображение(воссоздающее) – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

\Свойства воображения:

-Типизация – отображение в мозгу нового образа, характерного для конкретной ситуации.

— Аналогия – создание образов и деталей, которые имеют много общего с уже существующими.

— Акцентировка – зацикленность на деталях, которые присутствуют в воображаемом мире.

— Агглютинация – самая сложная функция воображения. Она позволяет менять физические свойства в нереальном мире, соединять несочетаемые предметы и людей, строить нереальные места и отношения.

 

41 Понятие мышления

Понятие
мышления. Виды мышления и возможности
их классификации.

План
ответа

  1. Понятие
    мышления.

    1. Понимание
      мышления.

    2. Проблемный
      характер мышления. Фазы мыслительного
      процесса.

    3. Мыслительные
      операции. Формы мышления.

    4. Обобщенность
      и опосредованность мысли.

  2. Виды
    мышления.

  3. Возможности
    классификации.

Ответ:

  1. Понятие
    мышления.

    1. Понимание
      мышления.

Мышление
в отличие от других процессов совершается
в соответствии с определенной логикой.

Мышление
– психический процесс обобщенного и
опосредованного отражения устойчивых
закономерных свойств и отношений
действительности, осуществленных для
решения познавательных проблем,
систематической ориентации в конкретных
ситуациях. Мыслительная деятельность
– система мыслительных действий,
операций для решения определенной
задачи.

Существуют
разные психологические теории мышления.
Согласно ассоцианизму само мышление
не является особым процессом и сводится
к простому сочетанию образов памяти
(ассоциациям по смежности, сходству,
контрасту). Представители вюрцбюргской
школы считали мышление особым видом
психических процессов и отделяли его
от чувственной основы и речи. Согласно
психологии мышление совершается в
замкнутой сфере сознания. В итоге
мышление сводилось к движению мыслей
в замкнутых структурах сознания.
Материалистическая психология подошла
к рассмотрению мышления как к процессу,
который формируется в общественных
условиях жизни, приобретая характер
внутренних «умственных» действий.

Мышление
— высшая ступень человеческого познания.
Позволяет получать знание о таких
объектах, свойствах и отношениях
реального мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты на чувственной
ступени познания. Формы и законы мышления
изучаются логикой, механизмы его
протекания психологией и нейрофизиологией.
Кибернетика анализирует мышление в
связи с задачами моделирования некоторых
мыслительных функций.

    1. Проблемный
      характер мышления. Фазы мыслительного
      процесса.

Мышление
носит активный и проблемный характер.
Оно направлено на решение проблем.
Выделяют такие фазы мыслительного
процесса:

  1. Осознание
    проблемной ситуации – возникает
    осознание наличия информации о дефиците.
    Не стоит думать, будто это есть начало
    мышление, ведь осознание проблемной
    ситуации уже включает в себя предварительный
    мыслительный процесс.

  2. Осознание
    наметившегося решения как гипотезы –
    включает в себя поиск вариантов решения.

  3. Фаза
    проверки гипотез – ум тщательно
    взвешивает все «за» и «против» своих
    гипотез и подвергает их всесторонней
    проверке.

  4. Решение
    проблемы – получение ответа на
    поставленный вопрос или решение
    поставленной задачи. Решение фиксируется
    в суждении по данному вопросу.

    1. Мыслительные
      операции. Формы мышления.

1.
Анализ – разложение целого на части
или свойства (форма, цвет и т.д.)

2.
Синтез – мысленное объединение частей
или свойств в единое целое

3.
Сравнение – сопоставление предметов
и явлений, нахождение сходства и различия

4.
Обобщение – мысленное объединение
предметов и явлений по их общим
существенным признакам

5.
Абстрагирование – выделение одних
признаков и отвлечение от других.

6.
Конкретизация — это процесс противоположный
абстракции. Мы используем конкретные
явления.

Эти
операции не просто различные рядоположные
и независимые варианты умственных
действий, а между ними существуют
отношения координации, поскольку они
являются частными, видовыми формами
основной, родовой мыслительной операции
опосредования. Более того, произвольная
регуляция мышления создает возможность
обратимости операций: расчленение и
соединение (анализ и синтез), установление
сходства и выявление различий (или
сравнение: если A>B,
то B<A),
обобщение и конкретизация (родо-видовые
отношения)

Понятие
и научное познание
.
Наше мышление будет тем точнее, чем
более точные и бесспорные понятия мы
связываем. Понятие возникает из обычного
представления путем уточнения, оно
является результатом процесса мышления,
с помощью которого и ребенок и взрослый
открывает взаимосвязи между предметами
и событиями.

Формы
– суждение, умозаключение, понятие,
аналогия.

    1. Обобщенность
      и опосредованность мысли.

Мышление
как высшая форма познавательной
деятельности человека, позволяет
отражать окружающую действительность,
обобщать и устанавливать связи и
отклонения между предметами и явлениями.
Обобщенность мысли представлена
вычленением общих отношений посредством
операции сопоставления. Мышление – это
движение мысли, раскрывающей связь,
которая ведет от отдельного (частного)
к общему. Обобщенности способствует
то, что мышление носит знаковый характер,
выражается словом. Слово делает
человеческое мышление опосредованным.
Мышление опосредованно действием.

  1. Виды
    мышления.

Абстрактное
мышление

– мышление с использованием понятий,
сопутствующих символизацией. Логическое
мышление

– вид мыслительного процесса, в котором
используются логические конструкции
и готовые понятия. Соответственно,
абстрактно

логическое
мышление

– это особый вид мыслительного процесса,
который заключается в использовании
символичных понятий и логических
конструкций.

Дивергентное
мышление

– особый вид мышления, который
предполагает, что на один и тот же вопрос
может быть множество одинаково правильных
и равноправных ответов. Конвергентное
мышление

– вид мышления, который предполагает,
что существует лишь одно правильное
решение проблемы. (может быть синонимом
«консервативного» и «ригидного»
мышления)

Наглядно
– действенное мышление

– особый вид мыслительного процесса,
суть которого заключается в практической
преобразовательной деятельности,
осуществляемой с реальными предметами.
Наглядно
– образное мышление

– особый вид мыслительного процесса,
суть которого заключается в практической
преобразовательной деятельности,
осуществляемой с образами. Связано с
представлением ситуаций и изменений в
них. Образное
мышление

– это мышление, в котором используются
образы.(образная логика играет ведущую
роль)

Практическое
мышление

– вид мыслительного процесса, который
направлен на преобразование окружающей
действительности на основе постановки
цели, выработки планов, а также восприятия
и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое
мышление

– один из видов мышления, который
направлен на открытие законов, свойств
объектов. Теоретическое мышление – это
не только оперирование теоретическими
понятиями, но и тот мысленный путь,
который позволяет прибегнуть к этим
операциям в конкретной ситуации. Пример
теоретического мышления – фундаментальные
научные исследования.

Творческое
мышление


один из видов мышления, характеризующейся
созданием субъективно нового продукта
и новообразованиями в ходе самой
познавательной деятельности по его
созданию. Эти новообразования касаются
мотивации, целей, оценок и смыслов.
Мышление творческое отличается от
процессов применения готовых знаний и
умений, называемых мышлением репродуктивным.

Критическое
мышление

представляет
собой проверку предложенных решений с
целью определения области их возможного
применения.

Пралогическое
мышление

понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для
обозначения раннего этапа развития
мышления, когда формирование его основных
логических законов еще не завершено –
существование причинно-следственных
связей уже осознано, но сущность их
выступает в мистифицированной форме.
Явления соотносятся по признаку
причины-следствия и тогда, когда просто
совпадают во времени. Партиципация
(сопричастность) событий смежных во
времени и пространстве служит основой
для объяснения большинства событий,
происходящих в мире. Человек при этом
предстает тесно связанным с природой,
особенно с животным миром.

При
мышлении пралогическом природные и
социальные ситуации осознаются как
процессы, идущие под покровительством
и при противодействии незримых сил –
магическое мировоззрение. Леви-Брюль
не связывал пралогическое мышление
исключительно с ранними этапами
формирования общества, допуская, что
его элементы проявляются в сознании
обыденном и в более поздние периоды
(бытовые суеверия, ревность, страх,
возникающие на основе парципации, а не
логического мышления)

Вербально

логическое
мышление

один
из видов мышления с использованием
понятий, логических конструкций.
Функционирует на базе языковых средств
и представляет собой самый поздний этап
исторического и онтогенетического
развития мышления. В его структуре
формируются и функционируют различные
виды обобщений.

Пространственное
мышление

совокупность
мысленных последовательно-операциональных
пространственных преобразований и
симультанного образного виденья объекта
во всем многообразии и изменчивости
его свойств, постоянное перекодирование
этих различных мысленных планов.

Интуитивное
мышление


один из видов мышления. Характерные
черты – быстрота протекания, отсутствие
четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое
и аутическое мышление.

Последнее связано с уходом от
действительности во внутренние
переживания.

Также
существует непроизвольное и произвольное
мышление.

  1. Возможности
    классификации.

(Л.Л.
Гурова) принятой классификации видов
и форм мышления, отвечающей современной
теории мышления, не существует. Так,
неверно устанавливать разделительную
границу между теоретическим и практическим
мышлением, образным и понятийным, как
это делается в старых учебниках
психологии. Виды мышления следует
различать по содержанию совершаемой
деятельности – решаемых в ней задач, а
формы мышления, по-разному связанные с
содержанием, — по характеру выполняемых
действий и операций, их языку.

Могут
выделять таким образом:

  • по
    форме
    :
    наглядно-действенное, наглядно-образное
    – абстрактно-логическое;

  • по
    характеру решаемых задач
    :
    теоретическое – практическое;

  • по
    степени развернутости
    :
    дискурсивное – интуитивное

  • по
    степени новизны
    :
    репродуктивное – продуктивное.

Глоссарий терминов критического мышления

Bookmark this page

Переключить навигацию

Bookmark this page
Bookmark this page

  • Книжный магазин
  • жертвовать
  • Авторизоваться
  • Членство
  • Моя учетная запись
  • Просмотр корзины
  • Домой

  • Начни здесь

    • Критическое мышление: с чего начать
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Факультет колледжей и университетов
    • Студенты колледжей и университетов
    • Учителя средней школы
    • Учителя младших классов средней школы (6-9)
    • Учителя начальной школы (4-6)
    • Педагоги начальной школы (K-3)
    • Наука и техника
    • Профессиональное и личностное развитие
    • Сестринское дело и здравоохранение
    • Домашняя школа (классы K-12)
    • Изучите элементы и стандарты
  • Насчет нас

    • Наша миссия
    • Международный центр оценки мышления высшего порядка
    • Блог критического мышления докторов.Старейшина и Носич
    • Наша команда докладчиков
    • Стипендиаты Фонда
    • Разрешение на использование нашей работы
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Взносы в фонд критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Карта сайта
    • Свяжитесь с нами — офисная информация
    • Отзывы
    • Центр критического мышления
    • Национальный совет по вопросам критического мышления

.

Сила долгосрочного мышления и стратегии его поощрения

  • Кредитные карты

    категории

    • Лучшие кредитные карты

    • Лучший перевод баланса
      Кредитные карты
    • Лучший кэшбэк
      Кредитные карты
    • Лучшая процентная ставка 0%
      Кредитные карты
    • Best Rewards Credit
      Карты
    • Лучшее путешествие
      Кредитные карты
    • Лучшая предоплата
      Дебетовые карты
    • Лучшие кредитные карты для
      Плохой кредит

    • Лучший
      обеспеченный
      Кредитные карты
    • Лучший бизнес
      Кредитные карты
    • Лучший
      Capital One
      Кредитные карты
    • Лучший
      Обнаружить
      Кредитные карты
    • Лучшая погоня
      Кредитные карты
    • Лучший американский экспресс
      Кредитные карты
    • Отзывы о кредитных картах

    • Блог о кредитных картах

  • кредитование

    • Лучший
      Персональные ссуды
    • Лучшая консолидация
      кредитование
    • Лучшие автокредиты
    • Лучшие студенческие ссуды
    • Лучшие безнадежные кредиты
    • Лучшие ставки по ипотеке
    • Лучший
      Плохой кредит Авто
      кредитование
    • Лучший
      Заем под собственный капитал
      Ставки
    • Лучший
      Обустройство дома
      кредитование
    • Лучший
      Малый бизнес
      кредитование
    • Лучший
      взнос
      кредитование
    • Руководство по жилищным кредитам
    • Рефинансирование Авто
      кредитование
    • Обзоры ссуд
    • Блог о займах
  • страхование

    • Лучшее Авто
      страхование
    • Лучший
      Страхование жилья
    • Лучший
      Арендаторы
      страхование
    • Лучшая жизнь
      страхование
    • Лучший автомобиль, не принадлежащий владельцу
      страхование
    • Лучшее здоровье
      страхование
    • Лучшее страхование домашних животных
    • Страховые обзоры
    • Страховой блог
  • Банковское дело

    • Лучшие банки
    • Лучшая экономия
      Счета
    • Лучшая экономия с высоким процентом
      Счета
    • Лучшая бесплатная проверка
      Счета
    • Лучший
      Денежный рынок
      Счета
    • Как найти
      Лучшие ставки CD
    • Банковские обзоры
    • Банковский блог
  • инвестирование

    • Лучшие аккаунты IRA
    • Лучший Рот ИРА
      Счета
    • Лучший онлайн

.

Thinking Tools — Глоссарий: Руководство по терминам и концепциям критического мышления

1) Правильное рассуждение или изучение правильного рассуждения и его основ. 2) Отношения между предложениями (поддерживает, предполагает, подразумевает, противоречит, противоречит, имеет отношение к …). 3) Система принципов, концепций и допущений, лежащих в основе любой дисциплины, деятельности или практики. 4) Набор рациональных соображений, относящихся к истинности или обоснованности любого убеждения или набора убеждений.5) Набор рациональных соображений, которые имеют отношение к решению любого вопроса или набора вопросов. Слово «логика» охватывает ряд связанных проблем, связанных с вопросом рационального обоснования и объяснения. Все человеческие мысли и поведение в некоторой степени основаны на логике, а не на инстинкте. Люди пытаются понять вещи, используя идеи, значения и мысли. Такое интеллектуальное поведение неизбежно включает в себя «логику» или соображения логического типа: некоторое ощущение того, что уместно, а что неуместно, что поддерживает и что противоречит убеждениям, что мы должны и не должны предполагать, что мы должны и не должны заявлять о том, что мы делаем и чего не знаем, о том, что подразумевается, а что не подразумевается, о том, что противоречит и не противоречит тому, что мы должны или не должны делать или верить.У концепций есть логика, заключающаяся в том, что мы можем исследовать условия, при которых они применяются и не применяются, того, что имеет отношение к ним или не имеет отношения к ним, что они подразумевают или не подразумевают и т. Д. Вопросы имеют логику в том, что мы можем исследовать условия, при которых они могут быть урегулированы. У дисциплин есть логика в том смысле, что у них есть цели и набор логических структур, которые связаны с этими целями: предположения, концепции, проблемы, данные, теории, утверждения, последствия, последствия и т. Д. Концепция логики является основополагающим понятием в критическом мышлении. ,К сожалению, большинству людей требуется довольно много времени, чтобы освоить его многократное использование. Отчасти это происходит из-за неспособности людей контролировать собственное мышление в соответствии со стандартами разума и логики. Конечно, это не отрицает того, что логика участвует во всем человеческом мышлении. Скорее можно сказать, что используемая нами логика часто неявна, невыражена, а иногда и противоречива. См. Выше — .

См. Также [знания]
См. Также [низкое обучение]
См. Также [логика дисциплины]
См. Также [логика языка]
См. Также [логика вопросов]

.

Критическое мышление: примеры и определение

I. Определение

Критическое мышление — это способность отражать (и таким образом улучшать ) свои мысли, убеждения и ожидания. Это сочетание нескольких навыков и привычек, таких как:

Любопытство : стремление к знаниям и пониманию

Любопытные люди никогда не довольствуются своим нынешним пониманием мира, но склонны задавать вопросы и искать ответы.Любопытство безгранично — чем лучше вы понимаете заданную тему, тем больше вы понимаете, сколько еще предстоит узнать!

Смирение : или признание того, что ваше собственное понимание ограничено

Это тесно связано с любопытством — если вы высокомерны и думаете, что уже все знаете, то у вас нет причин для любопытства. Но скромный человек всегда осознает ограниченность и пробелы в своих знаниях. Это делает их более восприимчивыми к информации, лучшими слушателями и учениками.

Скептицизм : подозрительное отношение к тому, что говорят другие люди

Скептицизм означает, что вы всегда требуете доказательств и не просто принимаете то, что вам говорят другие. В то же время скептицизм должен быть сконцентрирован на внутреннем уровне! Вы должны одинаково скептически относиться к своим убеждениям и инстинктам, как и к другим.

Рациональность или логика: формальные навыки логики необходимы критически мыслителям

Скептицизм заставляет вас искать плохие аргументы, а рациональность помогает вам точно выяснить, почему они плохие.Но рациональность также позволяет вам идентифицировать хороших аргументов, когда вы их видите, а затем выходить за их рамки и понимать их дальнейшее значение.

Креативность: или способность придумывать новые комбинации идей

Недостаточно просто скептически относиться к каждому аргументу, который вы слышите. Рано или поздно вам придется выступать со своими собственными идеями, собственными решениями и собственными видениями. Это требует творческого и независимого ума, но также способного слушать и учиться.

Эмпатия : способность видеть вещи с точки зрения другого человека

Слишком часто люди говорят о критически мыслящих людях, как если бы они были одинокими исследователями, прокладывающими свой собственный путь через джунгли идей без помощи других. Но это совсем не так. Настоящее критическое мышление означает, что вы постоянно общаетесь с другими людьми, слушаете, что они говорят, и пытаетесь представить, как они видят мир. Видя вещи с чужой точки зрения, вы можете генерировать гораздо больше новых идей, чем если бы полагались только на свои собственные знания.

II. Примеры

Пример 1

Хотя видеоигры иногда являются просто пассивным способом развлечься, они иногда полагаются на навыки критического мышления. Это особенно верно в отношении головоломок и ролевых игр (РПГ), которые представляют вашему персонажу головоломки в критические моменты. Например, на одном из этапов классической ролевой игры Neverwinter Nights у вашего персонажа есть возможность выступить в качестве присяжного заседателя на суде над другим персонажем.Чтобы спасти невиновного, вам нужно поговорить с людьми по всему городу и, используя сочетание сочувствия и скептицизма, выяснить, что произошло на самом деле.

Пример 2

В одном из эпизодов South Park Картман становится одержимым теориями заговора и поет песню о необходимости думать самостоятельно и узнавать правду. Шоу высмеивает теоретиков заговора, которые часто думают, что они проявляют критическое мышление, хотя на самом деле они просто проявляют слишком много скептицизма по отношению к здравому смыслу и популярным убеждениям и недостаточно скептицизма по отношению к новым, излишне сложным объяснениям.

III. Критическое мышление против традиционного мышления

Критическое мышление в истории современной западной мысли прочно связано с эпохой Просвещения, периодом, когда европейские и американские философы решили подходить к миру рациональным взглядом, отвергая слепую веру и ставя под сомнение традиционные власть. Именно в этот момент истории мы получили современную медицину, демократию и первые формы промышленных технологий.

В то же время у Просвещения было много недостатков, в частности, тот факт, что оно было враждебно традициям.Эта враждебность понятна, учитывая состояние Европы в то время — раздираемую кровавым конфликтом между различными религиями и подавляемую традиционными монархами, которые основывали свою власть на власти церкви. Мыслители эпохи Просвещения по понятным причинам отвергли традиционное мышление, считая его ответственным за все это насилие и несправедливость. Но все же Просвещение иногда заходило слишком далеко в противоположном направлении. В конце концов, отвергнуть традицию только ради отказа от нее на самом деле ничем не лучше, чем принять традицию только ради ее принятия! Традиции предоставляют ценные ресурсы для критического мышления, и без них это было бы невозможно.Подумайте об этом: английский язык — это традиция, и без него вы бы не сидели и читали эти (надеюсь, полезные) слова о критическом мышлении!

Итак, критическое мышление полностью зависит от традиций. Нет сомнений в том, что критическое мышление означает нечто на больше , чем просто принятие традиций; но это вовсе не означает, что вы обязательно их отвергаете. Это просто означает, что вы не следуете слепо традиции ради самой традиции ; скорее, ваше отношение к своей традиции основано на смирении, творчестве, скептицизме и всех других качествах критического мышления.

IV. Цитаты о критическом мышлении

Цитата 1

«Если я видел дальше других, то это потому, что я стоял на плечах гигантов». (Исаак Ньютон)

До Эйнштейна ни один физик не был более влиятельным, чем Исаак Ньютон. Из любопытства и вероятного скептицизма он не только разработал основные правила для материи и энергии во Вселенной — он также понял, что сила, заставляющая объекты падать, была такой же, как сила, заставляющая небесные объекты вращаться вокруг друг друга (таким образом открывая современная теория гравитации).Он также был известен своим большим эго и немного высокомерным по отношению к тем, кого считал ниже своего интеллекта, но даже Ньютон имел достаточно смирения, чтобы признать, что он делал это не один. Он был глубоко в долгу перед целой традицией ученых, которые были до него — европейцами, греками, арабами, индийцами и всеми остальными.

Цитата 2

«Мне кажется, что требуется изысканный баланс между двумя противоречащими друг другу потребностями: самый скептический анализ всех гипотез … и в то же время большая открытость для новых идей.Очевидно, что эти два образа мыслей находятся в некотором напряжении. Но если вы можете использовать только один из этих режимов, какой бы он ни был, у вас большие проблемы ». (Карл Саган, Бремя скептицизма )

В этой цитате Карл Саган предлагает деликатный анализ напряженности внутри идеи критического мышления. Он указывает, что скептицизм чрезвычайно важен для критического мышления, но в то же время он может зайти слишком далеко и стать препятствием. Также обратите внимание, что вы можете заменить слово «новый» на «старый» в этой цитате, и это все равно будет иметь смысл.Критически мыслители должны быть открыты новым идеям и скептически относиться к ним; Точно так же они должны иметь сбалансированное отношение к старым и традиционным идеям.

V. История и важность критического мышления

Критическое мышление возникло как культурная ценность в разные времена и в разных местах, от исламских ученых средневековой Центральной Азии до светских философов Америки 18-го века и ученые и инженеры Японии 21 века.В каждом случае критическое мышление принимало несколько иную форму, иногда подчеркивая скептицизм выше других измерений (как это произошло в эпоху европейского Просвещения), иногда подчеркивая другие измерения, такие как творчество или рациональность.

Сегодня многие лидеры в области науки, образования и бизнеса беспокоятся о том, что мы наблюдаем снижение критического мышления. В образовании во всем мире все чаще используются стандартизированные тесты и механическое запоминание фактов — подход, который не оставляет времени для критического мышления или творчества.Некоторые политики рассматривают критическое и творческое образование как пустую трату времени, полагая, что образование должно быть сосредоточено только на рабочих навыках и ни на чем другом — позиция, которая явно не учитывает тот факт, что критическое мышление — это важный профессиональный навык для всех, от автомехаников до когнитивных. ученые.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *