причины и признаки инстинкта саморазрушения
Мортидо – это психоаналитическая категория, обозначающая внутренние процессы личности, направляющие психическую энергию человека в сторону разрушения и смерти. Мортидо может подразумевать деструктивные тенденции, как относительно собственного биологического существования (суицидальные паттерны), психологических составляющих (присутствие в токсических отношениях), так и относительно существования других живых существ, а также нематериальных предметов.
Мортидо это в психологии противоположность либидозной энергии, направленной на развитие и рождение, оно ориентировано на самоуничтожение и уничтожение других. Может проявляться в агрессивном отношении, вплоть до убийств, а также саморазрушительном поведении. В самых легких вариантах обретает формы интереса к теме смерти, а в наиболее проявленных случаях обретает действенную активность, вплоть до намеренного, но бессознательного разрушения своей жизни.
Что это такое
Энергия мортидо является одним из двух фундаментальных движущих и мотивирующих факторов во всех проявлениях человека. Оно направлено на смерть и помогает отличать все незнакомое, опасное, возможно причиняющее боль, т.е. на субъективном уровне человек эти чувства проживает, как страх и потенциальную опасность, после чего все же делает выбор в сторону контакта с такой энергией.
Программа мортидо включается неосознаваемыми механизмами и имеет своё большое влияние, несмотря на обоснованность инстинкта стремления к выживанию. Возможно, именно поэтому в широком теоретическом поле такое понятие не закрепилось достаточно широко и крепко, а используется только в пограничных исследованиях, где у самого исследователя хватает смелости для соприкосновения со смертью и деструктивными тенденциями, а также возможности признать их необходимость и важную роль в формировании жизненного пути.
Игнорировать энергию смерти в психическом пространстве человека невозможно, поскольку даже на биологическом уровне она имеет подтверждения не только своего существования, но и непосредственного влияния на жизнь. Все виды проявляемой животной агрессии трактуются как проективные действия, на самом деле действующей программы самоуничтожения. Это базовый уровень проявления разрушительной энергии – физический, свойственный всем живым организмам.
По мере развития человеческого сознания мортидо начинает проявляться и на биологическом уровне, когда человек вгоняет себя в депрессию, попадает под влияние различных зависимостей, а также выбирает такой образ жизни, который ведёт только к деградации основных психоневрологических функций. При высокой доле проекции мортидозная энергия не присваивается и мало влияет на самого человека, зато начинает активно продуцироваться во внешнюю среду, запуская наиболее высокий уровень своего проявления – социальный.
Тут возможны как убийства, так и вербальная агрессия, неправомерное поведение, чрезмерные по своему эмоциональному накалу вспышки недовольства, а также намеренное разрушение социального строя, как безопасной системы для жизни всего вида.
Причины возникновения мортидо
Мортидо не является постоянно активной энергией в психическом пространстве человека, а только в некоторые моменты обретает актуальность. Первичным обоснованием активизации являются биологические механизмы, как регуляторы уровня витальности, гормональных проявлений и других неосознаваемых и не социальных проявлений. Когда происходит угнетение метаболизма на общем уровне или конкретных клеток, то снижается автоматически активность других систем, организм как бы замирает.
Постепенное угнетение вызывает сбои в гормональном балансе, снижению иммунной активности, как следствие человек начинает часто заболевать, а нейрохимический дисбаланс в отделах коры головного мозга приводит к эндогенным депрессиям. Таким образом, на биологическом уровне может запускаться программа самоуничтожения, ведь чем больше снижен иммунитет, тем больше вероятность тяжёлого заболевания, чем выше уровень депрессии, тем выше вероятность отсутствия социальной реализации, любых попыток поддержания собственной жизнедеятельности, а также прямых суицидальных паттернов.
Не только нарушение биологического баланса веществ запускает мортидозные проявления, но также и степень социальной реализованности и базовой удовлетворённости. Когда заблокированы возможности получения удовольствия или хотя бы минимального уровня стабилизации базовых потребностей психика подаёт человеку сигнал о том, что с его средой обитания что-то не в порядке. Сигналы эти идут на уровне настроения – снижается выработка гормонов радости (своеобразных природных наркотиков) и усиливается выброс угнетающих веществ. Именно они вызывают чувство нежелания жить, постоянной тоски, депрессивного настроения и упадка сил, но, тем не менее, играют важную сигнальную роль. Когда нет безопасности, человек не имеет возможности к репродукции, слетает вниз по социальной лестнице, не получает достойного места в иерархии или теряет что-то значимое – психическая система сигнализирует ему о том, что мир не в порядке сниженным настроением. Любые снижения эмоционального фона не происходят просто так, а только от неудовлетворённости важных потребностей, поэтому психотерапевты никогда не скажут, что где-то нечему расстраиваться.
Появление мортидозной энергии всегда направлено на разрушение тех моментов, которые мешают удовлетворению значимых потребностей или иначе мешают жить (вызывают страх, неприятные переживания, возможную угрозу жизни). В первых своих моментах именно мортидо помогает вовремя убежать или атаковать, разрушить токсические отношения, ударить насильника, т.е. в целом своей разрушительной силой она стоит на страже жизни и её комфорта. Но если в течение длительного времени человек находится в негативных условиях и не имеет объективной возможности для их разрушения, то накопленная мортидозная сила направляется вовнутрь на саму личность. Это может один из вариантов прекратить страдания – если не получилось путём изменения внешних условий, а переживания непереносимы, то психика принимает решения убрать себя из этой ситуации, вплоть до физического устранения.
Признаки инстинкта мортидо
Инстинкт саморазрушения мортидо есть у каждого живого существа, как неотъемлемая равновесная часть всего процесса жизни, но проявляться она может не только по интенсивности, но также и форме совершенно различно. Не обсуждаются яркие проявления, такие как самоубийства и убийства других – это тяга к смерти в полном её объеме и не прикрыта никакими социальными условностями, без охранных функций психики. В таких вариантах нет соседства с либидозной частью, а бразды правления внутреннего мира полностью отданы деструктивной энергии.
Природный запуск мортидо можно наблюдать у пожилых людей, понимающих, что ещё один из циклов физического существования в этом мире подходит к концу. У них в словах и поведении проявляется спокойное отношение к собственной смерти и похоронам, люди начинают детально обсуждать весь процесс, откладывать деньги на гроб и рассказывать детям, какую обивку они хотят видеть на смертном ложе. Усиленному цеплянию за врачей, различные процедуры и прочие моменты продлить жизнь приходит тихое смирение и принятие происходящего.
Проявляется мортидо также, когда сам человек утрачивает смысл жизни, не важно, от чего такая уверенность наступила. Чаще всего угнетение желания что-либо делать приходит после того, как утрачен близкий человек или социальное положение, у многих происходит активизация тенденций к смерти после финансового краха, как главной самоопределяющей функции. У молодых людей может наблюдаться снижение общего уровня энергии, постоянное лежание в постели, отсутствие каких-либо начинаний при полном отсутствии депрессии. Это может быть вызвано тем, что во всех песнях, фильмах и книгах, вызывающих интерес человека присутствует романтизированный образ смерти. Фоновое настроение в итоге может зацикливать человека на самом себе и этих переживаниях, он становится социально изолированным, теряет волю к жизни.
Есть и активные признаки активизации мортидо, тогда личность не сидит в депрессии, без дела и в одиночестве, она наоборот стремится в те места, где эмоции максимально окрашены. Это экстремальные виды спорта и различные адреналиновые способы досуга. В некоторых исследования было выявлено, что чем сильнее человек склонен рисковать своей жизнью (пожарные на работе или подростки, ходящие по краю крыши), тем выше у него уровень мортидо.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Либидо и мортидо — Энциклопедия системно-векторной психологии
Материал из Энциклопедия системно-векторной психологии
Либидо и мортидо – это две силы, два влечения, определяющих и обрамляющих движение человека по коридору жизни. Либидо – это влечение к жизни, влечение к изменению, это само проявление жизни, то, что ее поддерживает во времени. Но все живое в своем проявлении жизни ограничено, то есть смертно, конечно. Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, влечение к статичному состоянию, к смерти как к первичному состоянию, из которого неживое было введено в состояние жизни.
Либидо – это стремление к конечной форме жизни (жизни в теле), а мортидо – стремление к бесконечной форме жизни (поскольку речь идет о силах, то иначе обозначить мортидо можно как стремление к состоянию, предшествовавшему жизни тела).
Человек – это принцип удовольствия, желание к наслаждению. Одним из центральных и базовых влечений высших животных и человека является стремление сохранить себя, данную форму жизни, тело и психику (в случае человека). Другим базовым влечением является репродукция, стремление продолжить себя во времени, передать свой генофонд в будущее. И у человека, и у животного эти влечения бессознательны, человек, однако, как чувственная и сознательная форма жизни, способен также осознавать в себе определенные психические проявления, следствия этих влечений.
Человек внутренне ощущает взаимодействие двух сил, либидо и мортидо, и находясь под их воздействием, пытается найти в себе некоторое равновесие, чтобы сохранить себя. Сохраняет себя он благодаря врожденным и приобретаемым способностям защитить себя от пагубных внешних воздействий и раздражений, а также за счет способности извлекать из жизни удовольствие, удовлетворение, наполняя им свои векторальные психические потребности. Со времен первобытной стаи и по сей день основным источником удовольствия является пища, она же становится и самой сутью связи между ранним человеком и внешней средой. Природа управляет человеческим видом через нехватку пищи, человек должен и хочет есть. Эта нехватка принуждает его к действию, принуждает всю первобытную стаю к коллективной охоте, что впоследствии, когда человек становится социальной формой жизни, приводит к появлению пищевой иерархии, внутри которой добытая пища делится и распределяется уретральным вождем между всеми членами стаи. Это не дележ поровну, каждый получает по потребностям, по нехваткам и согласно своему природному рангу в этой стае. Правильное ранжирование – согласно векторальному набору и своей способности принести пользу стае – и распределение пищи между всеми членами стаи по потребностям становится фундаментом человеческой психики, человека как социальной формы жизни. Каждый человек также получает чувство защищенности и безопасности – это также вид удовлетворения – внутри социальной группы от вождя. Ощущение чувства защищенности и безопасности – это фундаментальная психическая потребность человека, без нее человек не способен психически сохранять себя как в раннем детстве, так и в более взрослом состоянии.
Влечения нашего «Я» крайне консервативны, они постоянно стремятся вернуться к состоянию равновесия, пытаясь повторить ранее пережитое удовлетворение, давшее это равновесие. Влияние внешней среды таково, что человек постоянно должен реагировать на ее изменения и на идущие извне раздражения, чтобы вернуть утерянное, прежде достигнутое психическое равновесие. К тому же сами ненаполненные психические желания (векторальные желания) являются источниками внутреннего раздражения психического аппарата. Ведь пустота желания, наполнившись удовлетворением, возникает через некоторое время вновь. Этот цикл смены состояний в желаниях напоминает природу вибраций.
Соотношение либидо и мортидо в человеке
При рождении и до первого года жизни в человеке почти полностью преобладает либидо, а мортидо присутствует лишь как некая точка опоры для процесса жизни, устремляющегося к первоначальному состоянию, состоянию неживому или, иными словами, состоянию, предшествующему жизни в теле. Ведь маленького ребенка жизнь (сила жизни, то, что оживляет) первый год формирует, у него в том числе закладывается объем его индивидуального психического. В маленьком ребенке колоссальное количество энергии и сил, которое постепенно начинает уравновешиваться стремлением к статичному состоянию. Жизнь – это стремление к движению, к эманации энергии, к действенному использованию потенциала психической энергии, данного природой. Однако внутри живого органического вещества это стремление ограничивается иным стремлением – полностью уравновесить внутреннее психическое напряжение, вызываемое желаниями, т. е. отработать заданный индивидуальному человеку потенциал желания, исчерпать его силу и объем наслаждениями или сообразным наполнением, достигнув тем самым первичного статичного состояния. После первого года жизни в ощущениях ребенка начинает увеличиваться доля мортидо, и в какой-то момент в восприятии окружающего появляется элемент, препятствующий реализации своей жизни активным действием, в виде лени.
Человек — это принцип удовольствия, и удовольствие он может получать как от действия и усилий, вложения психических и физических сил, так и от бездействия, неги, которая, как известно, тоже способна приносить удовлетворение. К 15-17 годам достигается некое устойчивое равновесие между либидо и мортидо в человеке, в котором он пребывает до 25-27 лет. В возрасте после 27 лет в жизни все больше и больше начинает преобладать мортидо. Вплоть до того момента пока мортидо не приходит в свою высшую форму и не ограничивает либидо полностью, приводя к концу жизни, к потере энергии жизни, потере влечения к вибрации. Такое проявление соотношений либидо и мортидо на протяжении жизни характерно для большинства людей, кроме уретральных и мышечных. У них соотношение либидо и мортидо в психике выражено иначе.
Для среднестатистического кожного и анального мужчины без серьезных задержек психосексуального развития преобладание мортидо выражается в снижении сексуального влечения, ему нужно меньше сексуальных контактов в неделю, нежели он имел в более молодом возрасте. В среднем человек становится более тяжелым на подъем, в нем начинает все больше преобладать желание к уравновешенному бездействию, отдыху, и ощущается как отсутствие сил к действию.
Проявления мортидо можно наблюдать не только в пределах рамок, заданных возрастными коридорами жизни, но и, например, в виде некоего проявления своеобразного милосердия природы. Человек рождается с определенным потенциалом психической энергии, но если, прилагая все возможные усилия для получения удовольствия и радости, он раз за разом их не получает, то энергия подавляет себя, происходит сильнейшее притяжение к мортидо, лени, статичности, и возникает апатия, отсутствие интереса и сил жить. Такие состояния могут возникать у людей уже с раннего подросткового возраста.
Сексуальное влечение, которое занимает центральное место в либидиозных проявлениях нижних векторов, особенно интересно. На биологическом уровне сексуальное – это стремление воспроизвести первоначальную (ранее бывшую) структуру живой субстанции в виде зародышевой клетки, однако уже с унаследованными и вновь приобретенными способностями ныне живущего организма. То есть это влечение сохранить саму жизнь на более длительные времена, в противовес остальным влечениям, которые ведут организм к смерти. У мужчины психически это выражается в виде желания отдать свой эякулят женщине, испытав при этом самое яркое в жизни наслаждение, чувственно оправдывающее все тягости бытия, ведущие к этому пиковому наслаждению. У женщины психологически это стремление к получению чувства защищенности и безопасности от соития с мужчиной и получения мужского эякулята. Это акт подтверждения сохранения собственной жизни и подтверждения продолжения собственной жизни во времени. Поэтому женская природа как таковая в большей степени о желании сохранить жизнь как свою, так и своего потомства. Поэтому для нее крайне важны все факторы к этому располагающие, в том числе и свойства и развитость ее партнера по жизни, более или менее способного удовлетворить эти базовые потребности.
Особенности либидо и мортидо мышечного вектора
В мышечном векторе, т. е. у чисто мышечного человека, соотношение либидо и мортидо выражены с точностью до наоборот в сравнении с другими людьми. Мышечный вектор психически – это набор базовых желаний: есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела. У мышечника особый ум, особая природная мудрость, эволюционно появившаяся как человеческий инструмент сохранения себя. А именно способность порождать мыслеформы о сохранении своей целостности через обеспечение желаний есть, пить, дышать, спать, подкрепленная наглядно-действенным мышлением.
Мышечник – не человек интеллектуального труда, однако особенным образом природно предрасположенный к непрестанному физическому труду. Это человек в наименьшей степени отягощенный сознательной и эгоцентричной формой ощущения собственной единственности (противоположность ему – звуковик), человек, который ближе других находится к бессознательному, человек, особенным образом ощущающий свою принадлежность к стае, к общности. У мышечника, единственного среди людей, есть внутреннее ощущение «мы». Он делает все как все – «как все, так и я». Потому что ощущает себя, свое «Я», нераздельной частью общности, коллектива, поэтому его «Я» – это в большей степени ощущение «мы», нежели ощущение «Я». Это уникальные, однако простые формы восприятия, не отягощенные интеллектуальной сложностью и не порождающие у мышечника каких-либо философских измышлений о собственной природе восприятия. Тем не менее это маленькая по объему и выраженности проявлений, но совершенная и точная форма восприятия наличия психической связи, психической целостности людей вообще, человеческого вида. У мышечника наличие этой связи проявлено в простой форме восприятия и выражено как бы больше телесно, для него состояние комфорта – это нахождение плечом к плечу с большим количеством людей, в тесной общности. Он вообще не мыслит и не определяет жизни вне коллектива. А наибольшее страдание испытывает от вынужденного одиночества.
Мышечник рождается с ощущением прерванного «рая», поскольку все его желания – есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру тела – были до рождения полностью удовлетворены в утробе матери. Рождение становится для него крушением состояния абсолютного психического комфорта и баланса. Мышечный человек – единственный, кто ощущает свое появление на свет прекращением истинной, в его ощущениях, жизни, поэтому у него особое восприятие жизни и особое отношение к смерти.
Для него убийство, разрушение целостности на всех четырех уровнях природы – неживой, растительный, животный и человек – становится актом совершения добра. Видовая роль мышечника – воин и охотник. Он с легкостью забирает чужую жизнь и с легкостью отдает свою. Мышечник испытывает радость от прекращения жизни, причем убивает живое он исключительно с благим намерением, обыкновенно чтобы накормить других, всю стаю и себя. Если же это убийство человека, то совершается оно ради сохранения стаи, а если говорить о личном отношении к уводу врага из жизни, то в восприятии мышечника это благое дело, это перевод человека в лучший из миров. В его восприятие мира то, что для всех является жизнью, влечением к жизни, для него – смерть, а то, что для других смерть, для него начало жизни. У мышечника жизнь начинается после смерти, и он с радостью несет эту смерть живому.
У мышечника есть удивительная способность получать большое удовлетворение от сокращения мышц, своей эрогенной зоны. Поэтому мышечник природно очень трудолюбив, много физически работает и это единственный человек, для которого лень противоестественна, т. е. он не ленив от природы и остается таким вплоть до глубокой старости. Мышечный человек просто не может жить без труда, даже в старости не может без того, чтобы работать с раннего утра где-нибудь на поле. Причем работать он может без оплаты, для него сама работа – это чувственная оплата. Главное чтобы была крыша над головой и тарелка еды.
В качестве примера эту обратность соотношения либидо и мортидо в мышечном векторе можно описать следующим образом: у мышечника стремление к жизни (к изменению через получение наслаждения) становится стремлением к смерти (стремлением и склонностью убивать живое и стремлением умереть с доблестью на поле боя), а стремление к статичному состоянию (к смерти, то есть то, что у других ярко проявлено ленью) становится стремлением к жизни, т. е. к труду. Работа от «забора до обеда» – это как раз про мышечника.
Мортидо — инстинкт саморазрушения. Признаки
Почему у человека включается механизм МОРТИДО или программа смерти. Каковы тревожные сигналы этого психологического состояния.
Сначала Фрейд оспаривал инстинкт смерти, заложенный в человека. Его описала Сабина Шпильрейн в начале 20 века. Фрейд признавал только инстинкт жизни, великий Эрос, либидо. Инстинкт самосохранения и любви. Но потом учёный понял, что где-то в глубинах подсознания есть программа смерти. Она просто есть — и всё. И в определенный момент, скажем, в старости и дряхлости, эта программа включается.
Мортидо включается, если потерян смысл жизни
Пришла пора уходить из этого мира. Цикл земной жизни закончен. И старички спокойно говорят о смерти, готовятся к ней, радость жизни угасает и сменяется тихим смирением. Это в норме.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Или мортидо включается, если потерян смысл жизни. Произошли события, которые сделали дальнейшую борьбу за жизнь бессмысленной. Утрата горячо любимого человека или социального положения…
Но и у нестарого человека проявляется инстинкт смерти. «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю», — писал поэт. Иногда человека тянет к риску, к опасности, и «он, мятежный, ищет бури» и острых ощущений. Стоит на краю бездны или прыжки через неё совершает. Пьёт и курит, хотя отлично понимает степень риска. Иногда совершает рискованные действия, лихачит на дороге, на красный свет идёт… Вроде бы, это халатность или глупость.
Но на самом деле так проявляется инстинкт смерти. Или вот: исчезают жизненные силы у молодого и в целом здорового человека. Начинается депрессия, приходят плохие мысли и даже намерения. А иногда и депрессии нет. Но в результатах психологических тестов человек показывает увлеченность темой смерти; где-то в подсознании звучит мрачная тихая мелодия — фоном, неявно, так мы не отдаём себе отчёта, что рядом играет почти неслышная музыка…
Можно «включить» этот инстинкт смерти умышленно. А можно — случайно. Антропологи описывают влияние «порчи»: человек теряет волю к жизни, испытывает сильный страх, иногда — неосознаваемый, а потом гибнет без видимых причин. А шаман всего лишь указал на человека косточкой! Или деревенский колдун посмотрел косо… Иногда мортидо может включиться после сильного потрясения, утраты. А иногда человек сам провоцирует включение мортидо увлечением темой смерти, мрачной музыкой, трагическими стихами… Так песня венгерского композитора о бессмысленности жизни стала «гимном самоубийц». Люди слушали эту печальную песню и принимали решение уйти из жизни. Им и так было плохо, а эти мрачные завывания включали мортидо…
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Признаки работы мортидо можно заметить, хотя сам человек чаще всего их не замечает. Но он часто говорит о смерти и склонен вспоминать умерших без повода. Слишком часто перечисляет тех, кто умер. И проявляет чрезмерный интерес к разговорам на эту тему.
Человек утрачивает интерес к радостям жизни; его не слишком привлекает то, что раньше радовало и веселило. Он склонен философствовать; но вся философия сводится к размышлениям типа: «а может, там хорошо!», — про загробный мир. В речи его мелькают темы смерти — слишком часто.
Человек стал часто травмироваться и попадать в аварии. Чаще происходят конфликты; могут также начаться постоянные убытки и проблемы с работой. Появляется или странная подвижность, активность, склонность к перемене мест, «тараканьи бега», — совершенно не сидится на месте. Или другая крайность — человек лежит или сидит целыми днями. Ему трудно пошевелиться, куда-то пойти.
Может начаться злоупотребление спиртным; но веселья алкоголь не приносит. Появляются отклонения в пищевом поведении: человек или слишком много ест, или теряет интерес к еде. Но все это неявно; не сразу можно это заметить.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
«Я устал», «мне все надоело», «оставьте меня в покое», — мелькают эти фразы. В остальном все как обычно, но эти тревожные признаки могут указывать, что включилась программа мортидо. Программа самоуничтожения. «Выключить» её иногда можно, иногда — нельзя. А «включить» можно. Но вот признаки работы этого инстинкта. Который существует так же, как существует инстинкт жизни и любви. Просто пока недостаточно изучен…опубликовано econet.ru.
Анна Кирьянова
фото Cig Harvey
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Либидо и мортидо — это… Дуалистическая теория Фрейда, деструдо
Часто врачи, психологи, работающие в сфере психоанализа, употребляют термин «мортидо», который в их деле символизирует разрушительное начало в личности человека. Для того чтобы обозначить уровень этого чувства, ими также используется термин «деструдо».
По мнению Фрейда, индивидом движут два главных инстинкта: либидо и мортидо. Первое — тяга к жизни, второе — деструктивное начало.
Давайте разберемся в значении этих двух терминов и раскроем, что такое либидо и мортидо, понятными словами.
Либидо — это…
Большинство людей, услышав слово «либидо» понимают его как половое влечение к человеку, однако в этом слове кроется куда более широкое значение. В психологии либидо — это не только сексуальное желание, но и инстинкт поддержания жизни, и созидательная энергия.
Впервые термин был введен в 1868 году М. Бенедиктом. Тогда под ним подразумевалось лишь сексуальное влечение. В трактате же «Теория либидо» Фрейд представил влечение как центр идеи психоанализа. Фрейд утверждал, что из-за либидо развивается и растет человек, и именно оно является причиной для поступков и желаний. Автор разделил либидо на три составляющие: влечение, импульс и объект. Связав воедино сексуальные желания и половые связи, можно говорить о единстве объектов влечения.
Во второй дуалистической теории влечений психоаналитик Фрейд противопоставил либидо и мортидо в психологии. Это дало старт исследованиям инстинкта смерти и деструдо. Он стал рассматривать жизненную энергию, лежащую в основе сексуальных желаний. Автор не связывал термин только с сексом, а старался понять его в более широком смысле, анализируя и любовь, и страсть. Фрейд считал, что если копящаяся энергия либидо не находит своего выхода, она может привести к психическим расстройствам.
В то же время Карл Юнг максимально отдалился от понимания под словом «либидо» сексуальных желаний и проводил параллели с ци и праной, пытаясь найти объяснение в образе жизни менее развитых народов.
Вторая дуалистическая теория влечений
Итак, Фрейд противопоставлял либидо и мортидо как стремление к жизни и стремление к смерти.
Ученица психиатра Сабина Шпильрейн, опираясь на эту теорию, написала свою работу «Деструкция как причина становления», которая дала начало более углубленному изучению влечения к смерти. Шпильрейн проводит в своей работе параллель между мортидо и глубоко скрытым мазохизмом. Сабина считала, что тяга к разрушению собственной личности происходит из сидящей в глубине тяги к смерти. В докторской диссертации она обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению часто становится источником творческого и социального роста.
Многие ученые и психологи (Шпильрейн, Юнг, Адлер, Шекель) занимались исследованиями в поисках ответа на вопрос о человеческом влечении к смерти, но только Зигмунд Фрейд смог собрать все их мысли и идеи в определенную концепцию и детально освятил тему во второй дуалистической теории влечения. В этой работе он смог раскрыть связь либидо и мортидо в психологии и впервые противопоставил их друг другу.
На основании работ Фрейда и Шпильрейн обрел популярность термин «деструдо», изучением которого впоследствии занялся Пауль Федерн.
Характеристика мортидо
Мортидо — это противоположность либидо, выраженная в сознательном стремлении человеком к разрушению собственной личности на любом уровне: психологическом, физическом, социальном. Это стремление также можно назвать противовесом инстинкту выживания, который свойственен любому живому организму.
Мортидо — это внутренняя сила, энергия, вызывающая у человека тягу к разрушениям, убийству, насилию. Это тяга к смерти, гнев, проявление агрессии в различных формах.
Нереализованная энергия
Можно сказать, что либидо и мортидо — это рычаги, которые управляют любым человеком. Имеет место теория, по которой либидо, не нашедшие выхода, превращается в деструдо. Другими словами, если индивид в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, то скопившаяся энергия превращается в энергию разрушения. Это проявляется в повышенной агрессии к себе и к окружающим, в необоснованных вспышках ярости, которые резко сменяются пассивностью и подавленным настроением, вызывают апатию.
Физиологически мортидо проявляется в замедленном метаболизме, снижении иммунной активности, пониженной выработке гормонов. Происходит дисбаланс эндорфинов и энкефалинов, что приводит к затяжной депрессии. Из-за невозможности реализовывать свои базовые потребности в организме вместо эндорфинов — гормонов счастья, вырабатываются энкефалины, которые вызывают тоску, тревогу, подавленное состояние.
Энергия инстинктов
Итак, для обозначения величины инстинкта смерти использовался термин «деструдо». Основателем теории о мортидо и либидо был Фрейд, но сам он мало занимался этой ею, а вот его ученики продолжили работу над исследованиями. Они основывались на концепции, предполагающей двойственность личности человека. То есть, в каждой личности либидо и мортидо — это два главных инстинкта, которые должны быть сбалансированы и сосредоточены на созидании для нормальной жизнедеятельности. В противном случае все обернется в деструдо — разрушение, агрессию, депрессию.
Деструдо — это…
Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.
Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.
Мортидо — это… Что такое Мортидо?
Мортидо — термин, используемый в психоанализе. Введён в 1936 году Паулем Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн. Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.
Согласно теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль и вселяющее страх неизвестное.
До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним — деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.
В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, данный концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии, трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушительного влечения людей.
Физиология
Активизация мортидо — это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин — энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.
Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (репродукции, программах социального, имущественного самоутверждения, повышение иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал: вместо эмиссии эндорфинов — внутренних наркотиков (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) — происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом — приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.
Использованная литература
См. также
Либидо и Мортидо — MACards
Автор: Наталия Глотова
Согласно теории Зигмунда Фрейда психика человека имеет определенную структуру. Она состоит из трех важных элементов: бессознательное – его еще называют Оно или Ид; сознание (Я или Эго), и сверхсознание (Сверх-Я или Супер-Эго).
Каждый элемент структуры играет важную роль в функционировании психики.
Супер-Эго отвечает за культурные нормы, ценности, установки, убеждения, созданные обществом и значимыми людьми. Супер-Эго это своего рода цензор, который выполняет функции совести. Благодаря сверхсознанию мы мыслим и принимаем рациональные решения.
В функции Эго входит помощь в контакте с окружающим миром и регуляция аффекта в моменте «здесь и сейчас» через проживание эмоций и чувств.
Бессознательное (Ид), отвечает за биологические потребности, вытесненные желания, алчные мотивы, аморальные устремления, жестокие импульсы, приемлемые сексуальные влечения, тайны и страхи.
Согласно психоаналитическим теориям нашим бессознательным управляют такие силы, как Либидо и Мортидо.
Либидо в теории Фрейда.
Либидо (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — то, что созидает. Это одно из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности и вообще силы и желания жизни.
Зигмунд Фрейд определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к себе (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. В контексте работы с колодой метафорических ассоциативных «Либидо и Мортидо» используется именно это более широкое понятие.
Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.
Либидо в теории Юнга.
Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию, или интенсивность психического процесса, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую её разновидность. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривает сходство этой силы с восточной концепцией энергии Ци или Прана. То есть, с точки зрения Юнга, Либидо – свободная энергия Жизни.
Если обобщить, то либидо эта психическая энергия, влечение к любви и созиданию. Это влечение рождается в бессознательном человека, как инстинкт сохранения и продолжения жизни, а также творческой реализации. Оно стремится к высвобождению в сознание и реальность человека посредством ее реализации позитивным образом. Прямым, косвенным способами или через сублимацию.
Мортидо (лат. morte — смерть) — термин, используемый в психоанализе. Ввел понятие Пауль Федерн, один из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и вначале оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн, которая впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие – инстинкт смерти.
В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн. Определенной детализацией идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо).
Деструдо (лат. Destrudo) — термин, используемый в психоанализе для обозначения величины энергии мортидо (или инстинкта смерти). В этом смысле деструдо является идеальной противоположностью либидо инстинкта жизни и входит в более широкий комплекс понятий и действующих сил Танатоса.
То есть, мортидо и деструдо является основой для агрессии любого рода и саморазрушительного влечения в поведении людей.
Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Либидо переживается человеком, как приятно знакомое, побуждаемое, созидаемое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.
Многие люди не осознают своих влечений (как либидо, так и мортидо) и в работе с МАК «Либидо и Мортидо» можно получить подсказки о том, что может сейчас помочь в решении вопроса с позиции этих влечений.
Например, вы можете спросить:
«Что сейчас будет мне ресурсом?» И вытащить карту из Либидо, как из энергии жизни. Но Мортидо тоже бывает ресурсным. Потому что позволить себе прожить негативные импульсы -очень важно для здоровья психики. Например, обида. Для полноценной и свободной жизни человека очень важно выявить для себя это состояние. Разобраться с ним, позволить себе его прожить, выразить его и (может быть, если возможно) простить обидчика.
И наоборот, вы можете задать вопрос:
«Что мне сейчас мешает?» И вытащить карту из Мортидо, как влечения к «смерти». Но и Либидо может порою нам мешать. Например, излишняя доброта позволяет другим людям нарушать границы или не выполнять обещания в отношении вас.
Карты составлены таким образом, чтобы Либидо могло побуждать, а Мортидо позволило разобраться с состояниями. Поэтому Либидо отвечает на вопрос «Что делать, что сделать?», например, «Достигать», а Мортидо представлено в основном состояниями, чувствами, эмоциями, например, «Гнев».
КАКИЕ ЗАДАЧИ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ КАРТ «ЛИБИДО и МОРТИДО»:
- Осознать свои бессознательные влечения, стремления и импульсы в конкретном запросе.
- Каждое слово может быть «связующим» между другими метафорическими ассоциативными картами.
- Получить ресурсную поддержку через проявление Либидо или «позволение» Мортидо;
- Позволить реализоваться непроявленным чертам личности.
- Понять, через реализацию какого бессознательного влечения можно разрешить свой актуальный запрос.
Какие вопросы можно задать:
- Что сейчас происходит со мной?
- Что я должен реализовать?
- Чего я в себе не замечаю?
- Что в отношении меня делают другие?
- Что мне может помочь?
- Что будет мне наилучшим ресурсом?
- Что является причиной моего состояния?
- Что я могу сделать сам?
- За какой помощью мне следует обратиться?
- Что усугубляет мое состояние?
- Какую свою теневую сторону я должен проявить?
- С чем мне следует разобраться прежде всего?
- Что мне следует позволить себе?
- От чего следует отказаться?
И множество других вопросов, которые вы можете придумать и задать самостоятельно.
Упражнение: «Карта дня».
Для того, чтобы понимать, каким образом вам следует вести себя сегодня для наибольшей эффективности или безопасности, можно вытащить карту дня (или 2 карты) с вопросами:
- Что сегодня делать не стоит (или в каком состоянии не следует находиться)?
- Что будет для меня сегодня ресурсным?
- Далее следует работать, как и с любыми другими картами, проясняя для себя суть слова в контексте запроса.
Напомню, что метафорические ассоциативные карты не являются готовым ответом или решением вашего запроса. Не стоит понимать из буквально. МАК необходимы, как «ключ» к нашему бессознательному и его индивидуальным смыслам.
Мортидо — Психолог — медиаплатформа МирТесен
Мортидо – это психоаналитическая категория, обозначающая внутренние процессы личности, направляющие психическую энергию человека в сторону разрушения и смерти. Мортидо может подразумевать деструктивные тенденции, как относительно собственного биологического существования (суицидальные паттерны), психологических составляющих (присутствие в токсических отношениях), так и относительно существования других живых существ, а также нематериальных предметов.
Мортидо это в психологии противоположность либидозной энергии, направленной на развитие и рождение, оно ориентировано на самоуничтожение и уничтожение других. Может проявляться в агрессивном отношении, вплоть до убийств, а также саморазрушительном поведении. В самых легких вариантах обретает формы интереса к теме смерти, а в наиболее проявленных случаях обретает действенную активность, вплоть до намеренного, но бессознательного разрушения своей жизни.
Что это такое
Энергия мортидо является одним из двух фундаментальных движущих и мотивирующих факторов во всех проявлениях человека. Оно направлено на смерть и помогает отличать все незнакомое, опасное, возможно причиняющее боль, т.е. на субъективном уровне человек эти чувства проживает, как страх и потенциальную опасность, после чего все же делает выбор в сторону контакта с такой энергией.
Программа мортидо включается неосознаваемыми механизмами и имеет своё большое влияние, несмотря на обоснованность инстинкта стремления к выживанию. Возможно, именно поэтому в широком теоретическом поле такое понятие не закрепилось достаточно широко и крепко, а используется только в пограничных исследованиях, где у самого исследователя хватает смелости для соприкосновения со смертью и деструктивными тенденциями, а также возможности признать их необходимость и важную роль в формировании жизненного пути.
Игнорировать энергию смерти в психическом пространстве человека невозможно, поскольку даже на биологическом уровне она имеет подтверждения не только своего существования, но и непосредственного влияния на жизнь. Все виды проявляемой животной агрессии трактуются как проективные действия, на самом деле действующей программы самоуничтожения. Это базовый уровень проявления разрушительной энергии – физический, свойственный всем живым организмам.
По мере развития человеческого сознания мортидо начинает проявляться и на биологическом уровне, когда человек вгоняет себя в депрессию, попадает под влияние различных зависимостей, а также выбирает такой образ жизни, который ведёт только к деградации основных психоневрологических функций. При высокой доле проекции мортидозная энергия не присваивается и мало влияет на самого человека, зато начинает активно продуцироваться во внешнюю среду, запуская наиболее высокий уровень своего проявления – социальный.Тут возможны как убийства, так и вербальная агрессия, неправомерное поведение, чрезмерные по своему эмоциональному накалу вспышки недовольства, а также намеренное разрушение социального строя, как безопасной системы для жизни всего вида.
Причины возникновения мортидо
Мортидо не является постоянно активной энергией в психическом пространстве человека, а только в некоторые моменты обретает актуальность. Первичным обоснованием активизации являются биологические механизмы, как регуляторы уровня витальности, гормональных проявлений и других неосознаваемых и не социальных проявлений. Когда происходит угнетение метаболизма на общем уровне или конкретных клеток, то снижается автоматически активность других систем, организм как бы замирает.
Постепенное угнетение вызывает сбои в гормональном балансе, снижению иммунной активности, как следствие человек начинает часто заболевать, а нейрохимический дисбаланс в отделах коры головного мозга приводит к эндогенным депрессиям. Таким образом, на биологическом уровне может запускаться программа самоуничтожения, ведь чем больше снижен иммунитет, тем больше вероятность тяжёлого заболевания, чем выше уровень депрессии, тем выше вероятность отсутствия социальной реализации, любых попыток поддержания собственной жизнедеятельности, а также прямых суицидальных паттернов.
Не только нарушение биологического баланса веществ запускает мортидозные проявления, но также и степень социальной реализованности и базовой удовлетворённости. Когда заблокированы возможности получения удовольствия или хотя бы минимального уровня стабилизации базовых потребностей психика подаёт человеку сигнал о том, что с его средой обитания что-то не в порядке. Сигналы эти идут на уровне настроения – снижается выработка гормонов радости (своеобразных природных наркотиков) и усиливается выброс угнетающих веществ. Именно они вызывают чувство нежелания жить, постоянной тоски, депрессивного настроения и упадка сил, но, тем не менее, играют важную сигнальную роль. Когда нет безопасности, человек не имеет возможности к репродукции, слетает вниз по социальной лестнице, не получает достойного места в иерархии или теряет что-то значимое – психическая система сигнализирует ему о том, что мир не в порядке сниженным настроением. Любые снижения эмоционального фона не происходят просто так, а только от неудовлетворённости важных потребностей, поэтому психотерапевты никогда не скажут, что где-то нечему расстраиваться.
Появление мортидозной энергии всегда направлено на разрушение тех моментов, которые мешают удовлетворению значимых потребностей или иначе мешают жить (вызывают страх, неприятные переживания, возможную угрозу жизни). В первых своих моментах именно мортидо помогает вовремя убежать или атаковать, разрушить токсические отношения, ударить насильника, т.е. в целом своей разрушительной силой она стоит на страже жизни и её комфорта. Но если в течение длительного времени человек находится в негативных условиях и не имеет объективной возможности для их разрушения, то накопленная мортидозная сила направляется вовнутрь на саму личность. Это может один из вариантов прекратить страдания – если не получилось путём изменения внешних условий, а переживания непереносимы, то психика принимает решения убрать себя из этой ситуации, вплоть до физического устранения.
Признаки инстинкта мортидо
Инстинкт саморазрушения мортидо есть у каждого живого существа, как неотъемлемая равновесная часть всего процесса жизни, но проявляться она может не только по интенсивности, но также и форме совершенно различно. Не обсуждаются яркие проявления, такие как самоубийства и убийства других – это тяга к смерти в полном её объеме и не прикрыта никакими социальными условностями, без охранных функций психики. В таких вариантах нет соседства с либидозной частью, а бразды правления внутреннего мира полностью отданы деструктивной энергии.
Природный запуск мортидо можно наблюдать у пожилых людей, понимающих, что ещё один из циклов физического существования в этом мире подходит к концу. У них в словах и поведении проявляется спокойное отношение к собственной смерти и похоронам, люди начинают детально обсуждать весь процесс, откладывать деньги на гроб и рассказывать детям, какую обивку они хотят видеть на смертном ложе. Усиленному цеплянию за врачей, различные процедуры и прочие моменты продлить жизнь приходит тихое смирение и принятие происходящего.
Проявляется мортидо также, когда сам человек утрачивает смысл жизни, не важно, от чего такая уверенность наступила. Чаще всего угнетение желания что-либо делать приходит после того, как утрачен близкий человек или социальное положение, у многих происходит активизация тенденций к смерти после финансового краха, как главной самоопределяющей функции. У молодых людей может наблюдаться снижение общего уровня энергии, постоянное лежание в постели, отсутствие каких-либо начинаний при полном отсутствии депрессии. Это может быть вызвано тем, что во всех песнях, фильмах и книгах, вызывающих интерес человека присутствует романтизированный образ смерти. Фоновое настроение в итоге может зацикливать человека на самом себе и этих переживаниях, он становится социально изолированным, теряет волю к жизни.
Есть и активные признаки активизации мортидо, тогда личность не сидит в депрессии, без дела и в одиночестве, она наоборот стремится в те места, где эмоции максимально окрашены. Это экстремальные виды спорта и различные адреналиновые способы досуга. В некоторых исследования было выявлено, что чем сильнее человек склонен рисковать своей жизнью (пожарные на работе или подростки, ходящие по краю крыши), тем выше у него уровень мортидо.
Мортидо … что такое мортидо? — Наука
Вряд ли найдется человек, который не слышал о либидо. Однако в людях заложена еще одна сила. И он не менее мощный. Последствия его проявления могут быть самыми разрушительными. Речь идет об энергии под названием мортидо.
Противопоставление двух сил
Согласно теории психоанализа, жизнью человека управляют две основные силы. Это мортидо и либидо. Эти стимулы фундаментальны.Либидо всегда воспринимается как нечто приятное, а мортидо воспринимается как боль, потенциальная опасность для человека. Мортидо внушает страх. Эта энергия, как считал Фрейд, происходит из инстинкта смерти, заложенного в каждом человеке. Источником либидо является желание жизни. Либидо Фрейда и Мортидо — взаимодополняющие силы. Одно не может существовать без другого. Интимная близость — это высшее проявление стремления к жизни; а что касается самого сильного проявления мортидо, то это убийство.
Либидо — творческая энергия, а мортидо — проявление агрессии. Иногда встречаются и другие имена Мортидо — Танатос. Считается, что стремление к развитию и разрушению наблюдается даже на физиологическом уровне. Например, клетка имеет свойство размножаться, но когда она делится, она фактически перестает существовать.
Возможная ориентация mortido
Мортидо — энергия, направленная на созидание путем сублимации, если мы говорим о высокоразвитой личности.Если человек недоразвит, то эта сила направлена против него. Он начинает разрушать себя психологически, и тогда может возникнуть психосоматика. Мортидо — сила разрушительного характера. Имеет противоположное значение либидо. Если мы говорим о направлении энергии вовне — это гнев, раздражение, агрессия, желание разрушить все вокруг. Если человек перенаправляет эту энергию в трансформационное русло, то это сильное желание достичь высокой цели, сублимация на великие дела.
Как мортидо неправильно обращается
С точки зрения психологов, мортидо толкает человека на два типа преступлений — по отношению к себе и другим. Неспособность совладать с собственными переживаниями вызывает у человека конфликты, злость, желание противопоставить себя всему миру. С точки зрения преступления по отношению к самому себе, это отравление негативными переживаниями, проявлениями, связанными с садомазохизмом.
Из всего этого рождается желание человека поступать наоборот, вопреки нынешней ситуации.Смыслом человеческой жизни становится постоянная борьба. Он заинтересован в конфликте ради конфликта, и это очень печально. Ведь таким образом люди разрушают себя, свое тело. Часто из-за неумелого обращения со своими эмоциями возникает рак. Вместо того, чтобы превращать неприятные переживания в музыку, стихи или картинки, человек терзает себя неприятными эмоциями. Это никак не может повлиять на организм.
Гнев настолько подавлен такими людьми, что они становятся подверженными внезапным перепадам настроения.Сегодня они летят от счастья, а завтра готовы уничтожить весь мир. Часто наблюдаются вспышки гнева. Любая мелочь может напугать человека, злоупотребляющего энергией мортидо. Это приводит к катастрофическим последствиям с точки зрения социализации. Человек может пойти на схватку, с помощью протеста пытаясь доказать, что он хочет найти свое счастье.
Катексис
Также для лучшего понимания того, что представляет собой мортидо, необходимо рассмотреть понятие катексиса.Это слово относится к ориентации аттракциона. Например, если человек влюбился, это означает, что он катетирует свое влечение к выбранному объекту. Другими словами, катексис — это размещение энергии притяжения.
Психологи считают, что человеку необходимо катектировать не только либидо, но и мортидо. Это говорит о следующем: люди не только хотят любить и быть любимыми; возможно, нам нужно ненавидеть и вызывать ненависть.
Разрушительная сила
По крайней мере, это мнение разделяют психоаналитики.Ведь если человек не проецирует свое мортидо на других людей, оно начинает его разрушать. В психотерапии такие случаи часты. Человек разводится с супругом, который долгое время его терроризировал, или уходит от деспотичных родителей. Казалось бы, теперь
должна начаться приятная и свободная жизнь.
Mortido
Mortido — термин, используемый во фрейдистском психоанализе для обозначения «формы энергии, принадлежащей инстинкту смерти и аналогичной либидо». [1] «Термин« мортидо », который в наши дни используется редко … обозначает здесь деструктивный способ психической энергии». [2]
Происхождение: Федерн
Термин был введен учеником Фрейда Полем Федерном, «для обозначения психической энергии инстинкта смерти», [3] , следуя указаниям Эдоардо Вайса: «Вайс называет это деструдо» [4] или мортудо.
‘В «Реальности инстинкта смерти» 1930 года он [Федерн] сообщил, что обнаружил в некоторых саморазрушающих проявлениях очень меланхолических пациентов неизбежное свидетельство существования инстинкта смерти … которое он позже назвал » мортидо «‘. [5]
Однако «ни одна из версий термина не понравилась Зигмунду Фрейду, и поэтому они так и не стали популярными в психоаналитической литературе». [6]
Эрик Берн
Эрик Берн, ученик Федерна, широко использовал термин «мортидо» в своем исследовании до-транзакционного анализа, «Разум в действии», (1947).Как он писал в предисловии к третьему (переименованному) изданию 1967 года, «я следовал« строгой »версии Фрейда, которая отделяет сексуальный инстинкт от инстинкта смерти, и придавал равное значение Эросу и Танатосу. Это значительно упрощает объяснение и, безусловно, лучше согласуется с историческими событиями последних тридцати лет, которые … становятся намного яснее, если представить концепцию мортидо Пола Федерна. [7]
По словам Берна, «деструктивное побуждение активизирует враждебность и ненависть, слепой гнев и сверхъестественные удовольствия жестокости и разложения.Напряжение, придающее силу таким чувствам, можно назвать mortido ‘. [8]
Берн считал, что «вина и потребность в наказании означают … неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо», и что когда последнее выходит из-под контроля, «мортидо, направленное внутрь себя, вызывает депрессивный или меланхолический эпизод». [9]
Он также верил, «при тщательном исследовании, что в некотором смысле половой акт удовлетворяет мортидо, а также либидо», и что иногда «болезненное удовлетворение в сексуальных отношениях становится для человека более важным, чем либидозное…. мужчины и женщины, которым удается выстроить свои любовные отношения так, чтобы снова и снова получать активное или пассивное удовлетворение мортидо ». [10]
Лапланш и влечение к смерти
«Жан Лапланш несколько раз возвращался к этому вопросу о терминологии (1970, 1986)», [11] и о том, насколько отличительный инстинкт разрушения может быть идентифицирован параллельно с силами либидо — в конечном итоге увидев « влечение к смерти как модальность или режим единственного истинного влечения, которым является сексуальное влечение ». Жан Лапланш / Джон Флетчер, Очерки инаковости (1999) стр. 34
.
Мортидо — Переиздание Википедии // WIKI 2
Мортидо — это термин, используемый во фрейдистском психоанализе для обозначения энергии инстинкта смерти, образованной по аналогии с термином либидо. [1]
В начале 21 века этот термин использовался реже, но все же обозначает деструктивную сторону психической энергии. [2]
Происхождение: Федерн
Мортидо был введен учеником Фрейда Полем Федерном, чтобы скрыть психическую энергию инстинкта смерти, что оставил открытым сам Фрейд: [3] Эдоардо Вайс предпочитал использовать деструдо. [4] Предоставляя то, что он считал клиническим доказательством реальности инстинкта смерти в 1930 году, Федерн сообщил о склонностях к саморазрушению пациентов с тяжелой меланхолией как доказательство того, что он позже назовет внутренне направленным мортидо. [5]
Однако сам Фрейд не одобрял ни одного термина — мортидо или деструдо. Это работало против того, чтобы любой из них получил широкую популярность в психоаналитической литературе. [6]
Эрик Берн
Эрик Берн, ученик Федерна, широко использовал термин «мортидо» в своем исследовании до-транзакционного анализа, «Разум в действии», (1947).Как он писал в предисловии к третьему изданию 1967 года, «исторические события последних тридцати лет … становятся намного яснее, если представить концепцию мортидо Пола Федерна». [7]
Берн считал, что мортидо активизирует такие силы, как ненависть и жестокость, ослепляющий гнев и социальная враждебность; [8] и считают, что направленное внутрь мортидо лежит в основе феноменов вины и самонаказания, а также их клинических обострений в форме депрессии или меланхолии. [9]
Берн рассматривал сексуальные акты как приятное мортидо в то же время, что и либидо; и признал, что иногда первое становится более важным в сексуальном плане, чем второе, как, например, в садомазохизме и деструктивных эмоциональных отношениях. [10]
Обеспокоенность Берна ролью мортидо в отдельных лицах и группах, социальных образованиях и нациях, вероятно, продолжалась во всех его более поздних работах. [11]
Лапланш и влечение к смерти
Жан Лапланш неоднократно исследовал вопрос о мортидо, [12] и о том, насколько отличительный инстинкт разрушения может быть идентифицирован параллельно с силами либидо. З. Б. С. Халеви, Введение в Каббалу (1991) стр. 197
Дополнительная литература
- Пол Федерн, Психология эго и психозы (1952)
- Жан Лапланш, Vie et Mort en Psychanalyse (1970)
Эта страница последний раз была отредактирована 7 марта 2020 в 12:33
.
Инфогалактика: ядро планетарного знания
Мортидо — термин, используемый во фрейдистском психоанализе для обозначения энергии инстинкта смерти, образованный по аналогии с термином либидо. [1]
В начале 21 века этот термин использовался реже, но все же обозначает деструктивную сторону психической энергии. [2]
Происхождение: Федерн
Мортидо был введен учеником Фрейда Полем Федерном, чтобы скрыть психическую энергию инстинкта смерти, что оставил открытым сам Фрейд: [3] Эдоардо Вайс предпочитал использовать деструдо. [4] Предоставляя то, что он считал клиническим доказательством реальности инстинкта смерти в 1930 году, Федерн сообщил о склонностях к саморазрушению пациентов с тяжелой меланхолией как доказательство того, что он позже назовет внутренне направленным мортидо. [5]
Однако сам Фрейд не одобрял ни одного термина — мортидо или деструдо, — которые работали бы против того, чтобы оба они приобрели широкую популярность в психоаналитической литературе. [6]
Эрик Берн
Эрик Берн, ученик Федерна, широко использовал термин «мортидо» в своем исследовании до-транзакционного анализа, «Разум в действии», (1947).Как он писал в предисловии к третьему изданию 1967 года, «исторические события последних тридцати лет … становятся намного яснее, если ввести понятие мортидо Пола Федерна». [7]
Берн считал, что мортидо активизирует такие силы, как ненависть и жестокость, ослепляющий гнев и социальную вражду; [8] и считают, что направленное внутрь мортидо лежит в основе феноменов вины и самонаказания, а также их клинических обострений в форме депрессии или меланхолии. [9]
Берн рассматривал сексуальные действия как удовлетворение мортидо в то же время, что и либидо; и признал, что иногда первое становится более важным в сексуальном плане, чем второе, как, например, в садомазохизме и деструктивных эмоциональных отношениях. [10]
Обеспокоенность Берна ролью мортидо в отдельных лицах и группах, социальных формациях и нациях, вероятно, продолжалась во всех его более поздних работах. [11]
Лапланш и влечение к смерти
Жан Лапланш неоднократно исследовал вопрос о мортидо, [12] и о том, насколько отличительный инстинкт разрушения может быть идентифицирован параллельно с силами либидо. [13]
Более широкие приложения
Важность для человека интеграции мортидо в свою жизнь, в отличие от разделения и отречения от него, была подхвачена такими фигурами, как Роберт Блай в мужском движении. [14]
Термин также применялся в современных экспозициях Каббалы. [15]
См. Также
Список литературы
- ↑ Чарльз Райкрофт, Критический словарь психоанализа (Лондон, 1995), стр.104
- ↑ Jadran Mimica, Исследования в психоаналитической этнографии (2007) с. 78
- ↑ Салман Ахтар, Общий словарь психоанализа (2009) с. 176
- ↑ Эрик Берн, Руководство по психиатрии и психоанализу для непрофессионала (Мидлсекс, 1976), стр. 101
- ↑ Franz Alexander et al, Psychoanalytic Pioneers (1995) стр. 153
- ↑ Ахтар, с. 176
- ↑ Берн, Справочник непрофессионала , стр.16
- ↑ Берн, Справочник непрофессионала , стр. 69
- ↑ Берн, Справочник непрофессионала с. 95 и стр. 214
- ↑ Берн, Справочник непрофессионала с. 124
- ↑ Петрушка Кларксон, Психотерапия трансактного анализа (1993) с. 5
- ↑ Бернар Голсе «Деструдо»
- ↑ Жан Лапланш / Джон Флетчер, Essays on Otherness (1999) p. 34
- ↑ Кейт Тюдор, в Б. Дж. Брат, Power and Partnership (1995) стр.71
- ↑ З. Б. С. Халеви, Введение в Каббалу (1991) стр. 197
Дополнительная литература
- Пол Федерн, Психология эго и психозы (1952)
- Жан Лапланш, Vie et Mort en Psychanalyse (1970)
.