Мировоззрение индивидуальное: Виды мировоззрения (индивидуальное (личное) и общественное)

Мировоззрение как форма индивидуального сознания — Студопедия

Мировоззрение и его формы

У каждого человека есть определённые представления о мире. Существуют так называемые мироощущения и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека. Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. В противовес этой точке зрения существует другая, по которой жизненно-практический уровень мировоззрения вырастает из чувственной практики человека

Исторически первой формой мировоззрения является мифология, которая возникла на ранней стадии общественного развития. На раннем этапе развития человечество в форме мифов, сказаний, преданий пытались дать ответ на вопросы происхождения и устройства мироздания. Значительная часть мифов базируется на космологических представлениях устройства природы.

Ещё до появления философии люди находили ответы на важнейшие вопросы мироздания в мифологии и религии, поэтому эти вопросы носили не чисто философский аспект, скорее мировоззренческий. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом миф связывал прошлое настоящее и будущее. Для древнего человека миф – это реальность, имеющая свою систему ценностей.

По своей сути, мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека на мир в целом, во-вторых, мировоззрение представляет собой отношения человека к окружающему миру.



От чего зависит мировоззрение человека? Прежде всего мировоззрение человека носит исторический характер и связано это с определённой исторической эпохой, в которой происходит формирование взглядов человека на мир. Мировоззрение даёт человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности. Мировоззрение через свою философскую основу даёт людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает человека методами познания и деятельности. На основе содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в свой деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития.


Мировоззрение – это сложное интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов: знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

 

 

Мировоззрение как форма индивидуального сознания

Мировоззрение можно определить как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Мировоззрением обусловлены основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией это объясняется тем, что мировоззрение выступает фундаментом индивидуального сознания, на основе которого формируется личность. Можно сказать мировоззрение определяет социальную и нравственную, религиозную и научно-теоретическую ориентацию человека.

В мире нет двух одинаковых людей, у каждого свой духовный мир, что предполагает: человек живёт не каждый сам по себе, но и живёт в пространстве, которое объединяет его с другими людьми. Анализ памятников духовной культуры показывает, что духовный мир человека базируется на основе духовных интересов, жизненных позиций, ценностных ориентациях, уровне знаний. На этой основе и формируется мировоззрение, которое может быть обыденным, религиозным (жизненно-практическим), научным, гуманистическим (теоретическим).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень ещё называют жизненной философией. Именно на этом уровне человек включается в социальное и индивидуальное взаимодействие в процессе жизнедеятельности. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные отношения, религиозные традиции, образование, уровень духовной культуры. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Одновременно этот уровень имеет недостатки, которые преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню мировоззрения относится философия и наука. Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения можно выстроить и в исторической последовательности. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.

Мировоззрение, его сущность и роль в жизни человека и общества. Индивидуальное, групповое и общественное содержание в мировоззрении

 

Федеральное
агентство по образованию

Государственное
образовательное учреждение

высшего
профессионального образования 

«Липецкий
государственный технический университет»

Кафедра
культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад
по философии

на тему:

«Мировоззрение,
его сущность и роль в жизни человека
и общества. Индивидуальное, групповое
и общественное содержание в мировоззрении.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Подготовил:

     ст.
гр. ЭП-09-1

     Гриднев
Д.И. 

     Проверил:

     Андренов 
Н.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Липецк
2010 
Сущность и составляющие
мировоззрения

     Мировоззрение
— это сложное, синтетическое,
интегральное образование
общественного и индивидуального
сознания.
Существенное значение для
его характеристики имеет пропорциональное
присутствие различных компонентов —
знаний, убеждений, верований, настроений,
стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов
и т. д. В структуре мировоззрения можно
выделить четыре основных компонента:

     1)
Познавательный компонент.
Базируется
на обобщенных знаниях — повседневных,
профессиональных, научных и т. д. Он представляет
конкретно-научную и универсальную картину
мира, систематизирующие и обобщающие
результаты индивидуального и общественного
познания, стили мышления того или иного
сообщества, народа или эпохи.

     2)
Ценностно-нормативный
компонент.
Включает в себя ценности,
идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные
действия и т. д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том,
чтобы человек опирался на какие-то общественные
знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться
определенными общественными регуляторами.
Ценность
— это свойство какого-то предмета,
явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека входят
представления о добре и зле, счастье и
несчастье, цели и смысле жизни. Например:
жизнь — это главная ценность человека,
безопасность человека — это тоже большая
ценность, и т. д. Ценностное отношение
человека к миру и к самому себе формируется
в определенную иерархию ценностей, на
вершине которой располагаются своего
рода абсолютные ценности, зафиксированные
в тех или иных общественных идеалах. Следствием
устойчивой, повторяющейся оценки человеком
своих отношений с другими людьми являются
социальные нормы: моральные, религиозные,
правовые и т. п. регулирующие повседневную
жизнь как отдельного человека, так и всего
общества. В них в большей мере, чем в ценностях,
присутствует приказной, обязывающий
момент, требование поступать определенным
образом. Нормы являются тем средством,
которое сближает ценностно значимое
для человека с его практическим поведением.

     3)
Эмоционально-волевой
компонент.
Для того, чтобы знания, ценности
и нормы реализовывались в практических
поступках и действиях, необходимо их
эмоционально-волевое освоение, превращение
в личные взгляды, убеждения, верования,
а также выработка определенной психологической
установки на готовность действовать.
Формирование этой установки и осуществляется
в эмоционально-волевой составляющей
мировоззренческого компонента.

     4)
Практический компонент.
Мировоззрение
— это не просто обобщение знания, ценности,
убеждения, установки, а реальная готовность
человека к определенному типу поведения
в конкретных обстоятельствах. Без практической
составляющей мировоззрение носило бы
крайне абстрактный, отвлеченный характер.
Даже если это мировоззрение ориентирует
человека не на участие в жизни, не на действенную,
а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный
тип поведения.

     На 
основе вышеизложенного можно определить
мировоззрение как совокупность
взглядов, оценок, норм и установок,
определяющих отношение человека к 
миру и выступающих в качестве ориентиров
и регуляторов его поведения.

     В
состав мировоззрения входят и играют
в нем важную роль обобщенные знания
– повседневные, или жизненно-практические,
профессиональные, научные. Чем солиднее
запас знаний в ту или иную эпоху,
у того или иного народа или отдельного
человека, тем более серьезную опору может
получить соответствующее мировоззрение.
Наивное, непросвещенное сознание не располагает
достаточными средствами для четкого,
последовательного, рационального обоснования
своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим
вымыслам, поверьям, обычаям.

     Степень
познавательной насыщенности, обоснованности,
продуманности, внутренней согласованности 
того или иного мировоззрения 
бывает разной. Познания никогда не
заполняют собой всего поля мировоззрения.
Кроме знаний о мире (включая и мир человека)
в мировоззрении осмысливается также
весь уклад человеческой жизни, выражаются
определенные системы ценностей (представления
о добре и зле и другие), выстраиваются
«образы» прошлого и «проекты»
будущего, получают одобрение (осуждение)
те или иные способы жизни, поведения.

     Программы
жизни, действия, направленность поступков 
имеют под собой две «опоры»:
знания и ценности. Они во многом
«полярны», противоположны по своей 
сути. Познанием движет стремление
к истине – объективному постижению реального
мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает
в себе особое отношение людей ко всему
происходящему в соответствии с их целями,
потребностями, интересами, тем или иным
пониманием смысла жизни. В ценностном
сознании формируются нравственные, эстетические
(и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими
понятиями, с которыми издавна связывалось
ценностное сознание, выступали понятия
добра и зла, красоты и уродства. Через
соотнесение с нормами, идеалами осуществляется
оценивание – определение ценности происходящего.
Система ценностных ориентаций играет
очень важную роль в индивидуальном и
групповом, общественном мировоззрении.
При всей их разнородности познавательный
и ценностный способы освоения мира в
человеческом сознании, жизни, действии
должны быть как-то уравновешены, приведены
в согласие. Должно достигаться также
напряженное единство других «полярных»
компонентов, аспектов, уровней мировоззрения:
чувств и разума, понимания и действия,
веры и сомнения, теоретического и практического
опыта людей, осмысления прошлого и видения
будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез
– сложная и мучительная духовно-практическая
работа, призванная обеспечивать связанность
и целостность человеческого опыта, всей
системы ориентаций.

     Мировоззрение
– комплексная форма сознания,
объемлющая самые разные «пласты» человеческого 
опыта, – способно раздвигать узкие 
рамки повседневности, конкретного 
места и времени, соотносить данного 
человека с другими людьми, включая 
и тех, что жили раньше, будут жить
потом. В мировоззрении накапливается
опыт уяснения смысловой основы человеческой
жизни, все новые поколения людей приобщаются
к духовному миру прадедов, дедов, отцов,
современников, что-то, бережно храня,
от чего-то решительно отказываясь. Итак,
мировоззрение – это совокупность взглядов,
оценок, принципов, определяющих самое
общее видение, понимание мира. 
 
 
 
 

     Философия
и мировоззрение

     Философия
является одной из основных и древних 
форм мировоззрения. Со временем ее роль
не уменьшается, а, наоборот, возрастает.
Слово философия греческого происхождения
(phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально
означает любовь к мудрости.

     Однако 
данное этимологическое значение не
исчерпывает содержание философии.
В философии речь идет о способности 
человека понять сущность мира, в котором
он живет и свою собственную сущность,
подняться до осознания смысла своего
бытия. Именно осознание сущности мира,
своего бытия и своей сущности, своего
места в мире, смысла жизни и составляет
понимание мудрости.

     Термин
«философия» впервые встречается у выдающегося
философа и математика Пифагора, который
считал, что от философии «рождается три
плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить,
хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл
философии – в поиске истины. Позднее
Платон придает этому понятию новое значение:
наука, которая изучает мир в целом и место
человека в этом мире.

     Философия
зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии,
Китае, Греции в условиях углубления разделения
труда, разрушения традиционных связей
родового общества, а также в результате
общественно – исторической необходимости
развития познания, становления научного
мировоззрения.

     Мировоззрение
– это совокупность наиболее общих взглядов
на мир и место в нем человека. Мировоззрение
это система принципов и знаний, идеалов
и ценностей, надежд и верований, взглядов
на смысл и цель жизни, которые определяют
деятельность индивида или социального
субъекта и органично вплетаются в его
учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения
может быть отдельный человек, социальные
или профессиональные группы, этнические
или религиозные объединения, классы,
общество в целом. Таким образом, мировоззрение
выступает в качестве своеобразной интегративной
целостности знания и ценностей, разума
и чувств, интеллекта и деятельности.

     В
структуре мировоззрения выделяют следующие
элементы:

     Миропонимание
Мироощущение Мироотношение

      
Таким образом, мировоззрение 
интегрирует познавательную, ценностную 
и побудительно – действенную 
установки человеческой жизнедеятельности.
Разновидностями миропонимания являются
жизненно – повседневное и теоретическое
мировоззрение.

     Жизненно 
– повседневное мировоззрение включает
опыт, известные навыки, традиции, «память 
веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный,
несистематизированный характер, недостаточно
защищено от ошибок. В отличие от него,
теоретическое мировоззрение – это более
систематизированный комплекс представлений,
оценок, установок, которые обеспечивают
целостное видение мира и места в нем человека,
его жизненные позиции, определяющие деятельность
человека.

     Мировоззрение
– одна из общественных форм отражения 
действительности человеком. Его специфика
заключается в том, что оно отражает действительность
целостно; то есть не только природно –
общественный мир жизни и деятельности
человека; но и его общественные отношения
и жизненные интересы. Мировоззрение –
неотъемлемый атрибут человеческого сознания.
Его спецификой является то, что оно, во-первых
– форма общественного самосознания человека,
во-вторых – способ духовно – практического
овладения действительности. Философия,
исследуя отношение сознания к объективному
миру, мышления к бытию, делает своим предметом
круг проблем, которые возникают на основании
развития мировоззрения как формы общественного
самосознания. Отличие мировоззрения
от философии состоит в том, что философия
является не «духовно – практическим»,
а теоретическим освоением мира. Она возникает
соответственно как система доказательств
и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Другими словами мировоззрение отличается
от философии не предметным содержанием,
а обусловленным им формой и статусом.
Оно не только возникает на уровне теоретического
знания, но и обязательно порождается
всей общественно – исторической жизнью
людей, их способом существования и поэтому
представляет собой духовно – практическую
форму освоения мира и самопознания общественного
человека. В связи с этим мировоззрение
не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует
в виде знания, хоть и включает его. Оно
выполняет функцию самопознания, то есть
является духовным инструментом субъекта
в его практическом самовыражении в общественной
и природной действительности. Поэтому
в истории общества возникают систематизированные,
но не философские типы мировоззрение,
такие как мифология и религия.

    Человек
разумное социальное существо. Его 
деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.

    Мировоззрение
– это система взглядов на объективный
мир и место в нем человека, на отношение
человека к окружающей его действительности
и самому себе, а также сложившиеся на
основе этих взглядов убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные
ориентации. И действительно, человек
не существует иначе, как в определенном
отношении к другим людям, семье, коллективу,
нации, в определенном отношении природе,
к миру вообще. Это отношение упирается
в самый существенный вопрос: «Что такое
мир?».

    У
человека всегда существовала потребность
выработать общее представление о мире
в целом и о месте в нем человека. Такое
представление принято называть универсальной
картиной мира.

    Универсальная
картина мира – это определенная сумма
знаний, накопленных наукой и историческим
опытом людей. Человек всегда задумывается
о том, каково его место в мире, зачем он
живет, в чем смысл его жизни, почему существует
жизнь и смерть; как следует относиться
к другим людям и к природе и т.д.

    Каждая 
эпоха, каждая общественная группа и, следовательно,
каждый человек имеют более или менее
ясное и четкое или расплывчатое представление
о решении вопросов, которые волнуют человечество.
Система этих решений и ответов формирует
мировоззрение эпохи в целом и отдельной
личности. Отвечая на вопрос о месте человека
в мире, об отношении человека к миру, люди
на основе имеющегося в их распоряжении
мировоззрения вырабатывают и картину
мира, которая дает обобщенное знание
о строении, общем устройстве, закономерностях
возникновения и развития всего, что так
или иначе окружает человека.

    Обладая
общими знаниями о своем месте 
в мире, человек строит и общую
свою деятельность, определяет общие и
частные свои цели в соответствии с определенным
мировоззрением. Эта деятельность и эти
цели есть, как правило, выражение тех
или иных интересов целых групп или отдельных
людей.

    В
одном случае их связь с мировоззрением
может обнаруживаться достаточно отчетливо,
в другом же она затемняется теми
или иными личностными установками
человека, особенностями его характера.
Однако такая связь с мировоззрением обязательно
существует и может быть прослежена. А
это означает, что мировоззрение играет
особую, очень важную роль во всей деятельности
людей.

Зачем человечеству философия? (Борис Донской, 2015)

Индивидуальная форма мировоззрения

Как известно, каждый человек имеет свое индивидуальное представление о мире, в котором он существует, т. е. каждый человек имеет свое индивидуальное мировоззрение. Этот факт никто не будет отрицать, ибо это достоверный факт, не требующих доказательств.

Человеческий индивид, воспринимая действительность в своем бытии, формирует свои представления о действительности как о едином целостном образовании, т. е. формирует свое мировоззрение. Эти представления о мире формируются благодаря сознательному осмыслению знаний человеческого индивида об окружающей действительности. Мировоззрение, которым обладает человеческий индивид, есть форма индивидуального мировоззрения.

Об этом пишет Никифоров А. «У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют „стихийным“ или „обыденным“ – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла» /Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Стр.30/.

По моему мнению, эту форму мировоззрения лучше определять как «индивидуальная форма мировоззрения», ибо природа индивидуального мировоззрения принадлежит человеческому индивиду. Формируется индивидуальное мировоззрение не стихийно, т. е. «само по себе», как это пишет Никифоров А., а из знаний о действительности, накопленных и сохраненных человечеством, которые передаются человеческим индивидам от поколения к поколению в процессе становления личности.

Если бы каждый человеческий индивид формировал свое мировоззрение стихийно, т. е. только из тех знаний о действительность, которые он получил самостоятельно, то он бы никогда не познал бы, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; что материальные тела состоят из атомов; что деньги есть всеобщий эквивалент товарного обмена и т. д. Эти знания человеческий индивид получает от человеческого общества, которое в процессе своего существования изучало и познавало действительность при помощи науки, сохраняя эти знания и передавая эти знания индивидам из поколения в поколение.

Современные объективные знания о действительности, лежащие в основе индивидуального мировоззрения, имеет каждый человек. Так, каждый современный человек знает, что мир образован материей, что Земля имеет форму шара, что Земля вращается вокруг Солнца, что существует солнечная система, что природа состоит из элементов таблицы Менделеева и их соединений, что существует генетика, которая передает наследственные признаки живым организмам.

Однако если спросить каждого человека, что представляет собой действительный мир, то каждый человек представит свою версию, свое представление о действительном мире. И хотя эти представления каждого человека о действительности будут различаться, основой этих представлений будут объективные знания о существующем мире, добытые наукой и сохраненные обществом, которые переданы человеческим индивидам в процессе их образования.

Откуда индивид берет эти знания? Ведь человеческий индивид не способен сформировать свои представления о современном мире, т. е. свое мировоззрение, из того нагромождения научных знаний о действительности, которые добыла наука, ибо человек не способен охватить и усвоить все научные открытия и тем более собрать все научные факты в единую целостную картину мира. Да и образование различных людей, что формирует мировоззрение индивида, весьма различное.

Базовые основы индивидуального мировоззрения, дающие объективные представления об устройстве и единстве действительного мира, человеческий индивид получает из знаний, которые собраны и сохранены обществом, в процессе своего существования, ибо человеческий индивид не способен в одиночку проделать ту огромную научно-исследовательскую работу по познанию действительности, которую проделало человечество за время своего существования. Знания, собранные и сохраненные обществом, имеют статус общественных знаний, ибо ими владеет все общество, они сохраняются обществом и передаются от поколения к поколению. Эти общественные знания имеют официальный характер в силу того, что государства включили их в систему образования, и они становились доступными всем индивидам общества в процессе получения образования.

Знания о действительности как едином целостном образовании, полученные наукой и сохраненные обществом, общество передает индивидам последующего поколения. Эти знания формируют в обществе общественно-официальную форму мировоззрения, которая является объективной основой индивидуального мировоззрения.

Индивидуальная форма мировоззрения

Б. Донской. «Зачем человечеству философия?»

Обыденность это систематичность одних и тех же событий, которые происходят каждый день по определенной схеме… Каждый по своему к этому относится, кому-то надоедает и он разнообразит свой образ жизни, а кого-то это вполне устраивает… /http://otvet.mail.ru/ question/15110672/

Обыденный – Это пройденный момент пример; Обыденный урок

«повторяющийся неоднократно» /http://ru.wiktionary.org/wiki.

ОБЫДЕННЫЙ, обыденный, сев. вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся./ Сборник толковых словарей, http://slovarsbor.ru/.

Как видим термин «обыденный» обозначает состояние сознания, события текущего дня, пройденные моменты одних суток, что конечно никак не может характеризовать мировоззрение человеческого индивида. Мировоззрение ни есть сознание, ни есть событие, ни есть момент бытия. Мировоззрение есть представление человеческого индивида о действительном мире, основанное на знаниях о действительности.

«Мировоззрение есть „субъективный образ реальности в форме понятий и представлений“», http://ru.wikipedia.org/wiki.

Поэтому мировоззрение не может быть обыденным, ибо это устойчивое идеальное образование в сознании человека, которое не меняется каждодневно и ситуационно.

Мифологическое мировоззрение существовало на заре становления человечества. Чтобы читателю было ясно, что такое мифологическое мировоззрение, привожу цитату из интернета:

«Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека т. д.

В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее. В мифах отразилась особенность сознания первобытного человека, который воспринимал окружающий мир как божественный, одухотворенный. Природа воспринималась как пространство, населенное различными духами и божествами, а в более раннюю эпоху человек отождествлял деревья, камни, животных, погодные явления с духами, с богами./ И. И

Оракул /70903/. Интернет. http://otvet.mail.ru/question/29160599/».

Миф /др. – греч. мжипт, букв. сказание, предание/ – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях./Википедия/.

В настоящее время мифологическое мировоззрение существует разве только в детском сознании, когда ребенок воспринимает сказки как реальность. Как только ребенок получает современные знания о действительности, мифологическое мировоззрение исчезает.

Возникновение философского мировоззрения А. Никифоров связывает с развитием сознания и осознания действительности: отказ от антропоморфизма, замена чувственных образов на абстрактные понятия, замена ассоциативных связей образов мифа на логические связи понятий. Такие изменения сознания индивида могли произойти только при изучении действительности, а не при простом созерцании действительности. Изучение действи-

Индивидуальная форма мировоззрения

Б. Донской. «Зачем человечеству философия?»

Обыденность это систематичность одних и тех же событий, которые происходят каждый день по определенной схеме… Каждый по своему к этому относится, кому-то надоедает и он разнообразит свой образ жизни, а кого-то это вполне устраивает… /http://otvet.mail.ru/ question/15110672/

Обыденный – Это пройденный момент пример; Обыденный урок

«повторяющийся неоднократно» /http://ru.wiktionary.org/wiki.

ОБЫДЕННЫЙ, обыденный, сев. вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся./ Сборник толковых словарей, http://slovarsbor.ru/.

Как видим термин «обыденный» обозначает состояние сознания, события текущего дня, пройденные моменты одних суток, что конечно никак не может характеризовать мировоззрение человеческого индивида. Мировоззрение ни есть сознание, ни есть событие, ни есть момент бытия. Мировоззрение есть представление человеческого индивида о действительном мире, основанное на знаниях о действительности.

«Мировоззрение есть „субъективный образ реальности в форме понятий и представлений“», http://ru.wikipedia.org/wiki.

Поэтому мировоззрение не может быть обыденным, ибо это устойчивое идеальное образование в сознании человека, которое не меняется каждодневно и ситуационно.

Мифологическое мировоззрение существовало на заре становления человечества. Чтобы читателю было ясно, что такое мифологическое мировоззрение, привожу цитату из интернета:

«Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека т. д.

В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее. В мифах отразилась особенность сознания первобытного человека, который воспринимал окружающий мир как божественный, одухотворенный. Природа воспринималась как пространство, населенное различными духами и божествами, а в более раннюю эпоху человек отождествлял деревья, камни, животных, погодные явления с духами, с богами./ И. И

Оракул /70903/. Интернет. http://otvet.mail.ru/question/29160599/».

Миф /др. – греч. мжипт, букв. сказание, предание/ – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях./Википедия/.

В настоящее время мифологическое мировоззрение существует разве только в детском сознании, когда ребенок воспринимает сказки как реальность. Как только ребенок получает современные знания о действительности, мифологическое мировоззрение исчезает.

Возникновение философского мировоззрения А. Никифоров связывает с развитием сознания и осознания действительности: отказ от антропоморфизма, замена чувственных образов на абстрактные понятия, замена ассоциативных связей образов мифа на логические связи понятий. Такие изменения сознания индивида могли произойти только при изучении действительности, а не при простом созерцании действительности. Изучение действи-

Индивидуальное мировоззрение — Курсовая работа

Похожие документы