Сущность мировоззрения и его исторические типы — Студопедия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛьНЫХ НАУК
ФИЛОСОФИЯ
Курс лекций для студентов всех
Специальностей
Часть 1
Ялта — 2011
УДК 18.11
Философия: учебное пособие. Курс лекций для студентов всех специальностей. Часть 1. История философской мысли / Автор-составитель Разбеглова Т.П., к.ф.н., доцент
Рецензент: д.ф.н. Мирошников О.А.
Утвержденона заседании кафедры философии и социальных наук
Протокол №_1_от_30.08. 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Введение
Лекция 1. Философия, ее предназначение, место и функции в обществе
Лекция 2. Возникновение философии
Лекция 3. Античная философия
Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения. средневековая европейская схоластика
Лекция 5. Философия нового времени
Лекция 6. Философские традиции и особенности развития философии в Украине
Лекция 7. Марксистский этап в философии
Лекция 8. Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по философии, рассчитанный на студентов всех специальностей.
Целевое предназначение пособия — оказать помощь студентам всех факультетов в изучении предмета, в подготовке к семинарским занятиям и экзаменам, в написании контрольной работы по философии. В последовательности учебных тем затрагиваются важнейшие проблемы философии, что должно сориентировать студентов в мире философской мысли, помочь найти ответы на сложные мировоззренческие проблемы и эффективно подготовиться к экзамену.
Студентам заочного отделения пособие необходимо для самостоятельного изучения курса, для написания контрольной работы и подготовки к экзаменам.
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ,
МЕСТО И ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
План:
1. Сущность мировоззрения и его исторические типы.
2. Философия, ее предмет и метод, функции в обществе.
Сущность мировоззрения и его исторические типы
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как устроен мир и каково место человека в нем? Почему он смертен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчивость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина? Можно ли ее познать? Как отличить истину от заблуждения? Что такое совесть, долг, честь, ответственность, справедливость, добро и зло, прекрасное и безобразное?
К этим вечным вопросам сегодня добавляются все новые и новые вопросы. Каковы причины трудностей нашего общественного развития, каковы тенденции и перспективы преодоления экономического и социального кризиса? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экономическое состояние нашей планеты на сегодня?
Все эти проблемы, так или иначе, отражаются в обобщенном взгляде человека на мир, называемом мировоззрением.
Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
В мировоззрение входят не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
В состав мировоззрения входят:
I. Обобщенные знания о мире и человеке — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезная опора для мировоззрения.
2. Ценностные ориентации. Это отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием жизни, представление человека о добре и зле, его образ прошлого и проекты будущего и т.д.
3. Поведенческие ориентации. Обобщенные знания и ценностные ориентации определяют направление и характер деятельности человека.
Мировоззрение подвержено историческим переменам. На том или ином этапе истории преобладают определенные убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизни, т.е. можно говорить об определенном типе мировоззрения, или о господствующем мировоззрении в античную эпоху, эпоху Средневековья, Нового времени. Носителем мировоззрения, т.е. субъектом мировоззрения, реально выступают социальная группа (народ, нация, класс и т.д.) или личность.
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).
В мировоззрении есть две стороны: чувственная и интеллектуальная (понятийная) сторона.
Чувственная — мироощущение, мировосприятие.
Интеллектуальная — миропонимание.
Разум и чувства в мировоззрение входят (преломляются в нем) не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с волей. Сплав чувств, разума и воли в мировоззрении формирует у людей убеждение.
Убеждения — это взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их сознанию, жизненным устремлениям. Убеждения — это целостный способ видения, понимания мира, ориентации и деятельности в нем. Силу убеждения приобретают нравственные, правовые, политические и др. взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов.
Первым этапом в становлении мировоззрения является мифология.
Мифология, (от греческого miphos — предание, сказание, logos — слово, понятие, учение). Это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов. В них отражались фантастические существа, дела богов и героев.
В мифах люди пытались ответить на вопросы о начале, происхождении и устройстве мира, о причинах наиболее важных явлений природы. Много внимания они уделяли вопросам происхождения людей и народов, их достижениям в развитии культуры — добывании огня, изобретении ремесел, возникновении народных обычаев и обрядов. Мифы выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которой они создавались. Они выполняли многообразные функции: с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим; формировалось коллективное представление того или иного народа; обеспечивалась духовная связь поколений.
С переходом от первобытно-общинных форм жизни к рабовладельческим на смену мифам приходят религия и философия. Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существовании сверхъестественных сил (бога, богов) и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.
Вера — это позиция и психологическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных утверждений (догматов) религии и решимости придерживаться их вопреки всем сомнениям; в личном доверии к Богу как устроителю жизни верующих, их руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в личной верности Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. Внешней формой веры является культ — система определенных ритуалов, догматов.
Существовали и существуют множество вариантов религиозных верований: христианство, буддизм, ислам и др.
Религия — сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она формировала и формирует сознание единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С другой стороны, она может формировать настроения, идеи, такие как фанатизм, вражда к людям другой веры и т.д.
Философия(от греческого phileo — люблю и sophiа — мудрость — означает буквально «любовь к мудрости»). Впервые это слово употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.)
1. Мировоззрение и его исторические типы.
Тема: «Философия,
и ее роль в обществе. Этапы развития
философского знания».
2. Философия, ее возникновение и особенности.
3. Исторические типы философии.
1. Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение
—
это совокупность взглядов человека на
мир и место человека в этом мире.
Мировоззрение —
необходимая составляющая
человеческого сознания.
Оно присуще каждому человеку и включает
познавательный
, ценностный
и поведенческий
элементы.
Поскольку жизнь
людей и общества носит
исторический характер, постольку и
мировоззрение подвержено историческим
переменам. Однако, во все времена
существовало так называемое житейское
мировоззрение, стихийно
складывавшееся из самой жизни людей,
их непосредственного опыта. Оно содержит
элементарные знания, «память предков»,
жизненный опыт, традиции, предрассудки
и т.д. Житейское мировоззрение не
систематизировано, стихийно, в нем
эмоциональное преобладает над
рациональным.
На разных этапах
человеческой истории в мировоззрении
общества преобладали те или иные
убеждения, идеалы,
нормы
жизнедеятельности, то есть тот или иной
тип мировоззрения, тот или иной
интеллектуальный, эмоциональный,
духовный настрой.
Однако, когда речь
идет о мировоззрении в целом, то в его
составе выделяют три обязательных
элемента. Это обобщенные
знания
— повседневные,
или жизненно-практические,
профессиональные,
научные.
Знания выступают фундаментом мировоззрения,
ибо в совокупности они дают ту или иную,
однако, обязательно целостную картину
мира.
Кроме
знаний
о мире (включая и мир человека) в
мировоззрении осмысливается
также весь уклад человеческой жизни,
выражаются
определенные
системы
ценностей.
Ценности
воплощают в себе особое отношение людей
ко всему происходящему в соответствии
с их целями, потребностями, интересами,
тем или иным
пониманием смысла
жизни.
На основе знаний
и сложившейся системы ценностей
вырабатывается поведение
человека и общества.
Анализируя
мировоззрение, можно заметить так же,
что в различных
формах мировоззрений
по-разному
представлен
интеллектуальный
и эмоциональный
опыт
людей. Эмоционально-психологическая
сторона мировоззрения (чувства) —
мироощущение,
познавательно
интеллектуальная (разум) — миропонимание.
Разум
и чувства
входят в мировоззрение не обособленно,
а во взаимосвязи, кроме того, они
сочетаются
с волей.
Это придает
всему мировоззрению особый
характер, ибо воля побуждает человека
к действию.
Итак, мировоззрение
— сложное, напряженное, противоречивое
единство знаний и ценностей, интеллекта
и эмоций, миропонимания
и мироощущения,
разумного
обоснования и веры,
убеждений
и сомнений,
общественно
значимого и личностного,
традиционного
и творческого
мышления.
История человеческого
общества знает три основных типа
мировоззрения. Исторически первыми
формами мировоззрения ыли мифологическое
и религиозное.
Мифологическое
мировоззрение. Мифология
(от греч.
mifos
—
предание, сказание и
logos — слово,
понятие, учение) — форма
общественного сознания, способ
понимания мира, характерный
для ранних стадий общественного развития.
Мифы
существовали
у всех народов мира. В духовной жизни
первобытного
общества мифология была универсальной
формой общественного сознания.
Мифы
— древние сказания разных
народов о фантастических существах, о
богах и
героях
— многообразны.
Но у мифов есть принципиальное отличие
от легенд и сказок, прежде всего, с точки
зрения тематики
мифов.
Много мифов разных
народов посвящено космическим
темам. Они
заключают в себе попытки
ответа на вопрос
о начале, происхождении, устройстве
мира, о возникновении наиболее важных
явлений природы,
о мировой гармонии и т.д. Интерес к
проблеме происхождения мира как бы сам
собою ставил вопрос и о происхождении
людей.
Особое место занимали мифы
о культурных
достижениях людей — добывании
огня, изобретении ремесел, земледелии,
обычаях, обрядах. Миф выступал
как единая,
нерасчлененная
(синкретическая),
универсальная
форма сознания Он выражал
мироощущение,
мировосприятие, миропонимание эпохи,
в которую создавался.
Сточки зрения
мифологического сознания, миф — не
выдумка, а самая подлинная реальность.
Миф наивен, понятен, потому что он не
имеет ничего общего с научным знанием,
а значит, он научно неопровержим. Все,
происходящее в мифе, осязаемо, видимо,
возможно, реально.
Этот мир населяют
люди, герои и боги. Боги отличаются от
людей только тем, что бессмертны и
всемогущи. Во всем остальном они ведут
вполне земную жизнь. Герои могущественны,
но смертны, они часто вступают в борьбу
с богами, с судьбой. Герой — нравственный
идеал, образец для подражания.
Мифы были
универсальным учебником, включавшим
не только знания о мире, но представления
о нормах поведения, ценностях и идеалах.
Мифологические
образы,
сюжеты
сохранились в культуре различных
народов
— в литературе, живописи,
музыке,
скульптуре.
Мифами наполнены
мировые
религии — христианство,
ислам, буддизм.
В рамках
мифологического мировоззрения определился
круг универсальных, значимых для всего
человечества вопросов: о мире, о человеке,
о боге, о нравственном идеале. Их
унаследовали от мифа две другие, более
поздние формы
мировоззрения —
религия и философия.
В поиске ответов
на мировоззренческие вопросы,
поставленные
мифологией, религия и философия избрали
разные пути.
Религиозное
мировоззрение. Религия
(от лат.
religio
—
благочестие,
набожность,
святыня,
предмет культа) —
такая форма мировоззрения, для которой
характерно удвоение мира, его деление
на посюсторонний
(“земной”,
естественный,
воспринимаемый
органами чувств) и потусторонний
(“небесный”,
сверхъестественный,
сверхчувственный).
Основу
религиозного мировоззрения составляет
вера в существование
сверхъестественных
сил и в их главенствующую
роль в мироздании и жизни людей.
Религиозные
представления
— продукт
исторического развития общества.
По мере того, как продолжалось познание
мира человеком, появлялось все больше
и больше фактов, которые не «вписывались»
в традиционное мифологическое
мировоззрение. Прежде всего, потому,
что в устойчивой системе сложившихся
отношений человека с богами неожиданно,
но довольно часто, возникали не стандартные
ситуации негативного характера: с одной
стороны, поведение человека соответствовало
установленным правилам поведения, но
с другой, на него (человека), по совершенно
непонятным причинам обрушивались
неприятности, или даже несчастья. Эти
таинственные
силы
не вписывались в стройную мифологическую
систему мира, а значит, неизбежно
возникали вопросы об их сущности и месте
обитания. Видимо, на первых порах человеку
казалось, что эти силы везде, в каждом
из окружающих человека предметах.
Отсюда, вероятно, и «одушевление»
всего окружающего. Возможно, это и был
первый шаг на пути «отделения» души
от тела, как материальной оболочки.
Следующим шагом стало «переселение»
этих душ в иной мир. Таким образом,
происходит удвоение мира: на материальный,
земной мир, который понятен человеку и
познаваем, и некий нематериальный мир,
непознаваемый, чуждый.
Таинственные
силы
вызывают смешанное чувство страха
и уважения по отношению к ним. Это
поклонение
“высшим
силам” постепенно приводит к понятию
(образу) бога
как высшего
существа, достойного поклонения. Таким
образом, на основе религиозных верований
формируются религии, как более
систематизированный вариант мировоззрения.
Важной особенностью
религиозного мировоззрения становится
вера как
особое
состояние,
чувство,
настроение, переживание
человека. Внешней формой проявления
веры
служит
культ
— система
утвердившихся
ритуалов, догматов.
Религия — явление
многоплановое и многозначное.
Она порождена объективными условиями,
конкретным историческим этапом развития
общества.
Подобно мифологическому
религиозное мировоззрение выполняет
значимые для человека функции.
Помимо
мировоззренческой (дает человеку
целостное представление о мире и месте
человека в нем) и культурно-воспитательной
функций (сохраняет роль своеобразного
универсального «учебника»), она
играет иллюзорно компенсаторную роль.
Поскольку в ней сильна потусторонняя
сторона человеческого бытия, религия
противопоставляет его как лучшее по
сравнению с посюсторонним миром.
Соответственно при определенных условиях
жизнь человека после смерти может
оказаться значительно лучше.
На уровне религиозных
представлений религиозное мировоззрение
сохранило мифологичность в ответах на
универсальные вопросы: о мире, человеке
и боге. Однако, если мифологическое
сознание «законсервировалось» на
ступени несистематизированного
миропонимания, то в ряде религий произошли
существенные изменения, они «достроили»
свои здания до теоретического уровня.
Произошла систематизация вероучения
в сторону большей доказательности и
убедительности. Самым ярким примером
тому стало христианство, в котором,
благодаря «соединению» с философией
родилась христианская теология.
2. Исторические виды и типы мировоззрения.
Существ. 3 вида
исторически сложивш. Типа мир-ния :
Мифология, Религия, Философия.
Мифология —
целостная коллективно выработанная и
стихийно функционирующая форма
самосознания чел. Эта форма самосознания
чел. была господствующей в первобытном
обществе. Миф.
Мир-ние первобытного человека характерно
для человека, который не выделил себя
из природы, основу общественного бытия
человека составляли кровнородственные
отношения, семейнородовые связи
следствием этого является: 1) Природные
явления в мифах уподобляются человеку,
наделяется одушевленностью. А с другой
стороны человеку присваивается черты
природных явлений. Раличные связи между
природными явлениями воспринимается
как связи кровнородственных отношений,
мир в целом рассматривается как одна
большая община. Миф-ия явл-ся зачатком
будущих форм сознания: религия, философия,
наука, искусство… Какие вопросы
ствавились и решались в мифах: 1) Почему
и как возник мир? 2) Какие основные
отличительные особенности человека в
этом мире, его отношение с окружающим
миром? 3) В мифах ещё не проводится
различие между объективно-существующим
миром и миром в переживаниях человека.
воображаемое и переживаемое человеком
объявляется единственной реальностью.
Главная задача мифа — зафиксировать
опыт человечества и возможность его
использовать, осознать мир и себя в этом
мире. Для мифа хар-но отождествление
субъективного и объективного, воображаемого
и действительного, образа и идеи, вещи
и слова. Папример: воображаемое и
переживаемое в мифе рассматривается
как подлинная реальность. Миф ориентируется
обычно на прошлое (этот опыт прошлого
передается в сказках, мифах и т.д., где
фантастическое переплетается с реальным).
Особенность мифа в том, что он воздействует
на чувства человека. В период разложения
родового строя и формирование
рабовладельческого происходит и распад
мифологической формы сознания. происходит
формирование индивидуальных форм
сознания и миф трактуется как фантазия
человека (его творчество). В родовом
строе миф воспринимался как жизнь. При
переходе мифологической формы сознания
в другие происходит формирование
искусства. В этот период формируется
религиозное
сознание
(религия одна из форм культуры человека)
Религия
— духовно-практическое освоение мира,
которое осуществляется удвоение мира
на естественный и сверхестественный;
и всегда предпологает доминирующую
роль свер. сил в мироздании. Религия
всегда побуждает сознание человека
принять то, что логически невозможно
доказать. Благодаря этому можно
воображаемое принять за действительное.
Некоторые священники(Фома Акв.) пытались
доказать существов. бога. В религии
существует определенная направленность
на св.естест. потустороний мир. Этот мир
противоположен земному. Для верующ.
Человека характерна вера в чудо (высш.
Разум). Для религии характерна определенная
ритуальная жизнь. Для христианства
хар-на идея спасения. В миф-гии сознание
направлено на прошлое, а религ. Сознание
больше направлено на будущее. В мире
сущ. 3 основные самые развитые формы
религии: 1) христианство, 2) буддизм,
3)ислам. В них освещаются общечеловеческие
нравственные формы и ценности, утверждается
их приоритет ко всему инному. Для христ.
Хар-но: 1) Единство чел. рода. 2) Идея
равенства всех людей перед богом 3) Идея
свободы личности 4) Спасение будущих 5)
Ответственность каждого человека в
отдельности за судьбу человечества.
Еще одним типом мир-ния возникшим на
ряду с религией — философия. Она претендует
на понятийное, логически обоснованное,
систематезированое видение мира и
объяснение мира и человека. Фил. в отличии
от рел. опирается на лог. доказ. Поэтому
фил — это есть наука и не только. Философия
— “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до
н.э.) — теоретически сформулированное
мировоззрение, система самых общих
теоретических взглядов на мир, место в
нем человека, учение различных форм
отношения человека к миру.
”. Ф. предстает (с
момента своего рождения) как единство:
содержание, метода и цели. Посодержанию
Ф. объясняет
тотальность. Вопрос первого философа:
Что есть началом всех вещей? С точки
зрения метода
ф. стремится
к рациональному объяснению всеобщего
как объкта. Цель
Ф. состоит
в чистом созерцании истины, в желании
достичь ее.
Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Мировоззрение
– совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
a) Познавательный (цельные знания).
b) Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
I. Мироощущение(инстинкты НЕ входят)
II. Миропонимание
Исторические типы мировоззрения:
Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.
Мифологический мир включает два аспекта:
- Де хронический (рассказ о прошлом).
- Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Религия
возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.
Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения — Бог).
Особенности религиозного мировоззрения:
Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).
Основная функция религии — помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному.
Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира
( понимания с позиции знания).
Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.
У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.
Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу)
Онтология – наука о бытии.
Два основных подхода к решению проблем онтологии:
1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
2. Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
1.Мировоззрение и его структура. Миф и религия как исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение-система
взглядов, принципов, идеалов и убеждений,
определяющих направление деятельности
и отношение к действительности отдельного
человека, социальной группы, класса и
общества в целом.
Структура
мировоззрения включает в себя:
1)Знания — совокупность
сведений об окружающем мире.
2)Ценности — это
особое отношение людей ко всему
происходящему в соответствии с их
целями, потребностями, интересами, тем
или иным пониманием смысла жизни.
3)Эмоции — это
субъективная реакция человека на
воздействие внутренних и внешних
раздражений, проявляющихся в виде
удовольствия или неудовольствия,
радости, страха и т.д.
4)Воля — способность
к выбору цели деятельности и внутренним
усилиям, необходимым для её осуществления.
5)Убеждения —
взгляды, активно принимаемые людьми,
соответствующие их жизненным интересам.
6)Вера — это степень
доверия человека к содержанию имеющихся
у него знаний.
7)Сомнение —
критическое отношение к каким-либо
знаниям или ценностям.
Таким образом,
мировоззрение — это сложное, противоречивое
единство знаний, ценностей, эмоций,
воли, убеждений, веры, и сомнений,
позволяющее человеку ориентироваться
в окружающем мире.
Ядром, основой
мировоззрения являются знания. В
зависимости от этого мировоззрение
подразделяется на обыденное,
профессиональное и научное.
Миф — специфический
тип мировосприятия, соответствующий
коллективному наглядно-образному
представлению о мире древних людей.
Религия-система
верований, ритуалов, действий отдельных
индивидов и групп, определяемых верой
в существование сверхъестественного,
священного и реализуемого в определенных
социальных нормах, обычаях, поведении
Религия отличается
от мифа:
-человек ставит
себя выше природы
-духовное становится
материальным
-прошлое теряется
от настоящего
-формируется
понятие абстрактное мировоззрение
-индивидуальное
сознание
Роднит миф и
религию:
-коллективный тип
мировоззрения
-эмоциональные
2. Особенности
философсии как исторического типа
мировоззрения.
Предмет,
структура и функции философии. Место
философии в системе знания.
Историческими
типами являются:
1) мифологическое,
2) религиозное
3) философское.
Мифологическому
мировоззрению присуще неотчетливое
разделение субъекта и объекта,
неспособность человека выделить себя
из окружающей среды. В процессе познания
неизвестное постигается через известное;
известно же человеку его собственное
бытие и бытие рода, из которого он
первоначально себя не выделяет.
Основная функция
религии–помочь человеку преодолеть
трудности бытия и возвысить его до
вечного. Религия придает смысл и
устойчивость человеческому бытию,
культивирует вечные ценности(любовь,
доброта, терпимость, сострадание, дом,
справедливость, связывая их со священным,
сверхъестественным).
Термин «философия»
происходит от греческого «филео»
(любовь) и «софиа» (мудрость) и
означает «любовь к мудрости», к
теоретическим рассуждениям. Философия
представляет собой высший уровень и
вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической оформленностью.
Центральные вопросы
философии – сущность мира в целом,
взаимоотношение с ним и самим собой
человека; выявление сущности человека,
особенностей его существования, цели
и смысла жизни; законов познания мира
человеком.
Существуют следующие
разделы философии : онтология — учение
о бытие; гносеология — учение о знании;
методология — учение о методах; социальная
философия — учение о обществе; праксиология
— учение о человеческой деятельности;
аксиология – учение о ценностях;
антропология – учение ё о человеке;
можно также выделить эстетику, этику,
логику.
Во-первых, философия
делится на историю философии и
теоретическую философию. История
философии делает предметом своего
рассмотрения основные этапы своего
собственного возникновения и развития,
а теоретическая философия в содержательном
плане рассматривает и так или иначе
решает конкретные вопросы, являющиеся
ее предметом.
По степени и глубине
постижения действительности в философии
можно выделить два уровня:
обыденно-практический (для ориентации
повседневной жизни, формируется стихийно,
целенаправленна, не упорядочена) и
теоретический(формируется целенаправленно,
упорядочена, проникает в глубь процесса).
Принято выделять
следующие функции философии:
Мировоззренческая
— систематизация знаний и создание на
основе этих знаний картины мира.
Методологическая
— вырабатывание общих методов познания
и преобразования мира.
Гносеологическая
— разработка общей теории познания
человеком мира, вопрос об истине.
Аксеологическая
— разработка общей системы ценностей
и идеалов.
Практическая — с
участием философии вырабатывается
система установок для определения
действий субъекта.
Философия все свои
проблемы черпает из жизни. Но при этом
философское мышление всегда стремится
преодолеть уже познанное, определенное,
стремится заглянуть за горизонт
известного. Философия существует на
границе возможного и невозможного.
Философское знание не является знанием
о фактах. Кроме того, философия размышляет
не о самой по себе природной или социальной
реальности, а о ее отражении в других
культурных формах: науке, религии,
искусстве и т.п.
его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения.
Понятие мировоззрения и исторического
развития. Мировоззрение — это взгляд на
мир и положение человека в этом мире,
оценка и характеристика взаимоотношений
человека и мира. Мировоззрение
формировалось веками и продолжает
формироваться, поэтому в ходе развития
мировоззрения нужно выделять различные
этапы, т.е. характеризовать мировоззрение
как историческое. Исторические типы
мировоззрения: мифологическое —
символическое
мировоззрение, мир одушевленный (гора
одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод.
через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.;религиозное -1-е
тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и
земной, очень различны, сокращается
кол-во богов.; научное, философское
-стержень не вера,
а разум. появилось с философией тогда
же когда и религиозное. требует мышление,
творческое, личностное, нет посредников,
нет разделения мира.
В мировоззрении выделяют два уровня:
повседневное и теоретическое. Первое
складывается стихийно, в процессе
повседневной жизнедеятельности, второе
возникает тогда, когда человек подходит
к миру с позиций разума и логики. Философия
– это теоретически разработанное
мировоззрение, система самых общих
теоретических взглядов на мир, на место
человека в нем, выявление различных
форм его отношения к миру. Две главные
черты характеризуют философское
мировоззрение: 1. Системность 2.
Теоретический, логически обоснованный
характер системы философских взглядов.
В центре внимания стоит человек с его
отношением к миру и отношение мира к
этому человеку.
Мировоззрение исторически конкретно,
оно вырастает на почве культуре и вместе
с ней претерпевает изменения. МЗ каждой
эпохи реализуется во множестве групповых
и индивидуальных вариантах. МЗ как
система включает в себя : знания( имеющих
своей опорой истину), а наряду с этим и
ценности. МЗ выработана не только
разумом, но и чувствами. Это значит, что
МЗ состоит как бы из двух частей –
Интеллектуальный иЭмоциональный.Эмоциональная сторона МЗ представлена
мироощущением и мировосприятием.
Интеллектуальная- миропониманием.
Соотношение интеллектуальной и
эмоциональной сторон МЗ зависит от
эпохи, от самого индивидуума. Так же
бывает разная окраска понимания мира,
что выражается в чувствах. Второй
уровень МЗ –миропонимание, опирающееся
прежде всего на знания, хотя МП и МО не
даны просто так рядом друг с другом:
они, как правило едины. МЗ включает в
свою структуру уверенность и веру. МЗ
делится на жизненно-повседневное и
теоретическое. Жизненно-повседневное
складывается повседневно. Страдает: 1)
недостаточной широтой 2) своеобразным
переплетением положений и установок с
примитивными, мистическими, предрассудками
3) большой эмоциональностью. Эти минусы
преодолеваются на теоретическом уровне
мировоззрения. Это философский уровень
мировоззрения, когда человек подходит
к миру с позиции разума, действует,
опираясь на логику, обосновывая свои
выводы и утверждения.
Философии как особому типу МЗ предшествуют
мифологический и религиозный типы МЗ.
Миф как особая форма сознания и
мировоззрения представляет собой
своеобразный сплав знаний, хотя и весьма
ограниченных, религиозных верований и
различных видов искусств.
Дальнейшее развитие миропонимания
пошло по двум линиям – по линии религии
и по линии философии.
Религия – форма мировоззрения, в которой
освоение мира осуществляется через его
удвоение на земное, естественные и
потусторонний , сверхъестественный .
При этом в отличии от науки , тоже
создающий свой второй мир в виде научной
картины природы, второй мир религии
основан не на знании , а на вере в
сверхъестественные силы и их главенствующую
роль в мире, в жизни людей. Религиозная
вера – это особое состояние сознания,
отличное от уверенности ученого, которая
базируется на рациональных основах.
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
Это
систематизированный комплекс, совокупность
взаимосвязанных взглядов, оценок,
принципов, установок, определяющих
общее, более – менее целостное понимание
мира и места в нем человека. Часто
к этому понятию относят и жизненные
позиции людей, мотивы их поведения, программы их действий.
Мировоззрение — это условие практической
деятельности человека, изменения им
внешнего мира и себя самого. Определенное
мировоззрение формирует определенный
тип поведения человека.
К элементам
мировоззрения относятся
также знания,
представления, идеи, идеалы, вера,
сомнение, эмоции, чувства, ценности,
нормы поведения и
т.п. Можно выделитьмировоззрение
индивида,
а можно говорить о мировоззрении общественном,
о мировоззрении определенного
класса, нации,
имея в виду наиболее характерные для
данного класса, нации и т.п. в целом
черты.
Мировоззрение
носит конкретно-исторический характер,
т.е. изменяется по эпохам.
В
структуре мировоззрения можно
выделить мироощущение (это
эмоционально-психологическая сторона
мировоззрения на уровне настроений и
чувств), мировосприятие (речь
идет о формировании познавательных
представлений о мире с использованием
наглядных
образов), миропонимание (познавательно-интеллектуальная
сторона мировоззрения)
2. Структура мировоззрения
Мировоззрение
представляет собой синтез различных
черт духовной
жизни человека;
это познание и переживание человеком
мира. Эмоционально-психологическую сторону
мировоззрения на уровне настроений и
чувств составляет мироощущение. Например,
одни люди имеют оптимистическое
мироощущение, другие —
пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение,
как и вся жизнь людей в обществе,
имеет исторический
характер. Возникновение
мировоззрения связывают с процессом
формирования первой устойчивой формы
человеческой общности — родовой общины.
Ее появление стало своеобразной
революцией в духовном развитии человека.
Мировоззрение выделило человека из
мира животных. История духовного развития
человечества знает несколько основных типов
мировоззрения. К
ним относятся мифологическое, религиозное,
философское мировоззрение.
Исторически
первой ступенью в развитии мировоззрения
было мифологическое мировоззрение.
Мифология закрепляла принятую в обществе
систему ценностей, поддерживала и
поощряла определенные формы поведения.
С угасанием первобытных форм общественной
жизни миф изжил себя и перестал быть
господствующим типом мировоззрения.
Коренные
вопросы всякою мировоззрения (происхождение
мира, человека, тайна рождении и смерти
и др.) продолжали решаться, но уже в
других мировоззренческих формах,
например в формах религиозного мировоззрения,
основанного на вере в существование
сверхъестественных существ и
сверхъестественного мира,
и философского мировоззрения,
существующего как теоретически
сформулированная система самых общих
взглядов на мир, человека и их
взаимоотношения.
Каждый
исторический тип мировоззрения имеет
материальные, социальные и
теоретико-познавательные предпосылки.
Он представляет собой относительно
целостное мировоззренческое отражение
мира, обусловленное уровнем развития
общества. Особенности различных
исторических типов мировоззрения
сохраняются в массовом сознании
современных людей.
Типы мировоззрения: поиск истины
Как образовалась Вселенная? Кто создал Землю? Каково происхождение человека? В чем смысл человеческой жизни? Что происходит после смерти? Что есть добро и зло? Где искать справедливость? Каждый человек задает себе вопросы, которые можно отнести к разряду «вечных». Ни одно поколение людей не могло ответить на них однозначно. Однако в зависимости от ответов прослеживаются разные типы мировоззрения.
Система представлений о мире и человеке определяет наше мировоззрение.Его структура и исторические типы кратко освещены в данной статье.
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:
- Информативный. Это знание и понимание природы, общества, истории.
- Величина нормативная. Они составляют идеалы, нормы и ценности человека и общества.
- Эмоционально-волевой. Отражает психологическое отношение к жизни в соответствии со своими убеждениями.
Принято различать обыденный и теоретический уровни мировоззрения.
Обыденное мировоззрение формируется спонтанно, на основе повседневного опыта и здравого смысла. Здесь не обошлось и без противоречий, потому что на этом уровне невозможно проникнуть во внутреннюю суть разнообразных и сложных отношений системы «человек-мир».
Критическое осмысление идеологических убеждений становится возможным на втором, теоретическом уровне. Теоретическим стержнем мировоззрения нашей эпохи является философия.
До своего появления мироустройство объяснялось мифологическим и религиозным типами мировоззрения.
Мифология — это форма человеческой культуры, содержащая истоки религии, морали, науки и искусства. Мифологическое мировоззрение неотделимо от эмоциональной сферы, это фантастическое отражение действительности. Характерной чертой этого типа мышления является синкретизм — единство знания и веры, реального и воображаемого. Мифологическое мировоззрение оперирует образами и носит художественный характер.
В основе религиозного мировоззрения лежит вера в сверхъестественные силы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения объединяют приоритет чувственного восприятия действительности.Разница в том, что религия пытается объяснить мировой порядок, разделяя мир на естественный и сверхъестественный мир. Есть культ и система ритуалов, направленных на «установление отношений» с миром богов.
С развитием цивилизаций Древнего Китая, Индии, в Греции стали появляться попытки рационально объяснить мир. Термин «философия» был введен в шестом веке. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. и принадлежит Пифагору. С древнегреческого это слово переводится как «любовь к мудрости».»Философия и предшествовавшие ей типы
мировоззрение объединяет объект понимания; целевые философские исследования — через частное и общее познать универсальное, то есть выйти за пределы конечного и прикоснуться к бесконечному. Такое мышление стало известно как трансцендентальное». , потому что она превосходит науку и практический опыт
Итак, философия — это основа системно-рационального мышления, раскрывающая смысл и законы развития мира и человека, однако «вечные» вопросы остаются открытыми.
Каково ваше мировоззрение, человек Новой Эры?
,
Исторические типы философии
Как известно, во многом именно историческое развитие общества определяет картину мира. Часто этим можно объяснить различия в мировоззрении мыслителей. В этой статье мы рассмотрим основные исторические типы философии.
Космоцентризм начал формироваться еще в эпоху античности. В основе картины мира этого учения лежит космос, под которым понимается естественный порядок и гармония. В этой философии есть два основных направления.Древние мыслители видели причину гармонии в природе, в ее процессах (вода, атомы, земля, воздух и т. Д.). Это направление называется материалистическим. Причина гармонии видна и в духовных процессах (разумное начало, эйдос, идея). Это направление называется идеалистическим.
Рассмотрим исторические типы философии, сложившиеся в эпоху средневековья. Теоцентризм — направление, основанное на идее Бога. Это философское течение использовалось для освящения существующего порядка в феодальном обществе, для умиротворения крестьянских восстаний.Отличительной чертой учения является почитание священных текстов, приоритет веры перед знаниями, догмами. Стоит отметить, что исторические типы философии формировались исходя из требований времени.
Антропоцентризм — это учение, в котором есть центр человека. Это философское направление возникло в эпоху Возрождения в ответ на формирование капитализма. Он несет в себе цель освободить человека от многовекового подавления церковных догм. Он воспевает красоту и единство души и тела.
Рассмотрим типы философии, возникшие в начальный период Нового времени. Знание центризма — это доктрина, на которой основываются свои знания и методы их получения. Существующая социальная система требовала новых стимулов для развития. Это разные науки и техники. Как следствие, родилось учение, основной принцип которого — знание — сила.
Этоцентризм — это философское направление, в центре которого находится государство в единстве права и политики.Он был сформирован, чтобы окончательно укрепить капиталистическую систему. Главный принцип — все в мире рассматривается через призму государства.
Есть и другие типы философии, рожденные в эпоху Нового времени. Логикоцентризм — это учение о разуме и способах его развития, в частности о логике. Философское направление возникло с целью формирования новой картины мира.
Социоцентризм — это учение, в основе которого лежит общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей.Основным принципом является то, что человек не существует без общества, которое, в свою очередь, является результатом деятельности индивидов. Мир, согласно этому направлению, рассматривается через призму общественных отношений.
Космизм — это доктрина, которая дает представление о человеческом мире как о планетарном существе. Индивид, согласно этому философскому направлению, способен мыслить глобально, осознает свою высокую значимость в сообществе, обладает богочеловечностью.
Гуманизм — это доктрина, в центре которой находится одинокий человек, противостоящий обществу.Это философское направление помогает избавиться от изоляции людей и их одиночества через сострадание. Это учение сформировалось благодаря материальной и духовной самодостаточности, которая породила отчуждение между людьми.
Итак, мы рассмотрели основные исторические типы философии. Как видите, они сформировались под прямым воздействием требований нового времени. Изменилась и трансформировалась жизнь людей, в результате появились новые учения, адекватные определенному историческому моменту.
,
Исторические типы мировоззрения: концепции и интерпретации
Мировоззрение — это сложный тип сознания, которое по своей природе является интегрированным образованием и присутствует как на уровне индивидуального сознания, так и массового сознания. Это проявляется в том, что концепции мировоззрения, исторические типы мировоззрения включают самые разнообразные элементы — информацию, системы ценностей, знания, стереотипы и модели мышления и поведения, взгляды и убеждения и многое другое.Именно поэтому изучением мировоззрения занимается целый ряд научных дисциплин: философия рассматривает гносеологическую сущность, изучаются исторические типы мировоззрения в предметной области истории и культурологии, локальные проявления мировоззрения изучаются. предмет изучения психологии, социологии, политологии и ряда других наук.
В самом общем виде все исторические типы мировоззрения имеют примерно одинаковый структурный состав, в котором выделяются следующие компоненты:
— когнитивный, основанный на обобщениях жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков и научной информации.В результате каждый человек формирует в своем сознании определенную картину мира, в которой могут преобладать те или иные характеристики, определяющие свойства этой картины (религиозные, научные, уфологические и т. Д.).
— нормативно-ценностные элементы состоят из идеалов и норм, убеждений и убеждений, которые вырабатываются человеком в процессе социализации и которые принимаются им в результате обучения. Они служат критериями мышления и поведения человека, основой его социокультурной идентичности.
— эмоционально-волевой комплекс реализуется, как правило, через поведенческие проявления. Именно здесь ценности, убеждения, отношения реализуются в конкретных действиях и сопровождающих их, соответствующих эмоциональных и чувственных цветах.
— исторические типы мировоззрения содержат практическую составляющую, которая выражает желание и готовность индивида действовать в данной ситуации именно так, а не каким-либо другим. Он проявляется, прежде всего, через личные отношения, но исходным мотивом является мировоззрение человека.Практическая реализация взглядов и убеждений, в конце концов, является «сигналом» обществу о природе и свойствах мировоззрения каждого человека, без него это было бы просто абстракцией.
Учитывая, что мировоззрение как система, отражающая отношение человека к вселенной, отражает его поведение, следует признать, что это не догма, а субстанция, опосредованная извне также пространством и временем. Этот факт позволяет выделить основные исторические типы мировоззрения и сформулировать хронологию их формирования.
Исторически первым типом мировоззрения было религиозно-мифологическое мировоззрение, характерной чертой которого было то, что люди пытались дать ответы на интересующие их вопросы в форме мифологических традиций и религиозных догм. Догма и миф были исходным знанием человека и открыли ему картину мира, в которой он затем построил свою жизнь и сформировал свои собственные идеи и отношения к поведению. Такая форма мировоззрения вполне соответствовала уровню развития цивилизации и степени господства человека над природой.
Следующей исторической формой мировоззрения стала философия. Он вобрал в себя из мифологии и религии не только мировоззренческий дух и объем информации и знаний, но и все те вопросы, на которые человек пытался получить ответ. Для этой формы характерна значительная рационализация мировоззрения, его сближение с научным мышлением, а значит, более систематичность.
После того, как философское владение миром стало недостаточным ввиду накопления человечеством огромного количества знаний и информации, философия перестает быть единственной мировоззренческой формой, исторические типы мировоззрения дополняются чисто научными формами осмысления. реальность.Научная форма мировоззрения получила широкое распространение в связи с бурным развитием научных знаний.
На сегодняшний день широко распространено мнение, что каждый человек является носителем сразу нескольких форм. Или что мировоззрение человека представляет собой синтезированное целое, в котором элементы всех исторических типов мировоззрения присутствуют в индивидуальной пропорции.
p >>
,
3. Исторический анализ и интерпретация
Одна из наиболее распространенных проблем, помогающих учащимся стать вдумчивым читателем исторического повествования, — это принуждение, которое испытывают учащиеся к поиску единственного правильного ответа, одного существенного факта, единственной авторитетной интерпретации. «Я на правильном пути?» «Это то, что вы хотите?» они спрашивают. Или, что еще хуже, они спешат к завершению, сообщая как самоочевидную истину факты или выводы, представленные в документе или тексте.
Эти проблемы глубоко уходят корнями в обычные способы, которыми учебники представляют историю: последовательность фактов, ведущих прямо к окончательному результату.Чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо использовать более одного источника: книги по истории, отличные от учебников, и богатое разнообразие исторических документов и артефактов, которые представляют альтернативные голоса, отчеты и интерпретации или точки зрения на прошлое.
Студенты должны понимать, что историки могут расходиться во мнениях относительно фактов, которые они включают в развитие своих повествований, а также расходиться во мнениях относительно того, как эти факты следует интерпретировать. Таким образом, «история» обычно означает то, что произошло в прошлом; но письменная история — это диалог между историками не только о том, что произошло, но и о том, почему и как разворачивались события.Изучение истории — это не только запоминание ответов. Для этого необходимо следовать и оценивать аргументы, а также делать полезные, пусть даже предварительные, выводы на основе имеющихся свидетельств.
Для участия в историческом анализе и интерпретации студенты должны использовать свои навыки исторического понимания . Фактически, нет четкой границы, разделяющей две категории. Некоторые навыки, необходимые для понимания прочитанного, совпадают с навыками, необходимыми для анализа, и необходимы для него.Например, определение автора или источника исторического документа или повествования и оценка его достоверности (понимания) является предварительным условием для сравнения конкурирующих исторических повествований (анализ). Анализ строится на навыках понимания; он обязывает студента оценить свидетельства, на которых основывается историк, и определить обоснованность интерпретаций, созданных на основе этих свидетельств. Само собой разумеется, что для приобретения этих аналитических навыков студенты должны развить способность различать выражения мнения, независимо от того, насколько страстно они высказываются, и обоснованные гипотезы, основанные на исторических свидетельствах.
Хорошо написанное историческое повествование может способствовать анализу студентами исторической причинности — того, как происходят изменения в обществе, насколько важны человеческие намерения и как на цели влияют средства их осуществления, в том, что называется клубок процесса и результатов. Немногие задачи могут быть более увлекательными для студентов, чем раскрытие зачастую драматических причинных осложнений. И нет ничего опаснее простого, однозначного объяснения прошлого опыта и настоящих проблем.
Наконец, хорошо написанные исторические повествования также могут предупредить учащихся о ловушках линейности и неизбежности . Студенты должны понимать актуальность прошлого для своего времени, но они также должны избегать ловушки линейности, проведения прямых линий между прошлым и настоящим, как если бы более ранние движения телеологически продвигались к некоему рандеву с судьбой в конце 20-го века. века.
Связанная с этим ловушка состоит в том, что люди думают, что события разворачиваются неизбежно — что все обстоит именно так, как должно было быть, и, следовательно, у людей отсутствует свободная воля и способность делать выбор.Если учащиеся не смогут представить себе, что история могла бы повернуться иначе, они могут бессознательно принять представление о том, что будущее также неизбежно или предопределено, и что человеческая деятельность и индивидуальные действия ничего не значат. Никакое отношение с большей вероятностью не подпитывает гражданскую апатию, цинизм и смирение — именно то, что, как мы надеемся, поможет предотвратить изучение истории. Имея дело с основным повествованием или с глубокой темой, мы всегда должны пытаться, по словам одного историка, «вернуть прошлому варианты, которые у него когда-то были.”
ИСТОРИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ МЫШЛЕНИЯ 3
Студент занимается историческим анализом и интерпретацией:
Следовательно, студент может:
- Сравните и сопоставьте различные наборы идей , ценностей, личностей, поведения и институтов, идентифицируя сходства и различия.
- Рассмотрите несколько точек зрения разных народов в прошлом, продемонстрировав их разные мотивы, убеждения, интересы, надежды и страхи.
- Проанализировать причинно-следственные связи с учетом множественной причинности , включая (а) важность личности в истории; (б) влияние идей, , человеческих интересов и убеждений; и (c) роль случая, случайного и иррационального.
- Проведите сравнения эпох и регионов, чтобы определить устойчивые проблемы , а также крупномасштабные или долгосрочные разработки, выходящие за пределы региональных и временных границ.
- Различайте неподтвержденные мнения и гипотезы, основанные на исторических данных.
- Сравните конкурирующие исторические рассказы.
- Подвергните сомнению аргументы об исторической неизбежности , сформулировав примеры исторической случайности, о том, как различные варианты выбора могли привести к различным последствиям.
- Считайте интерпретации истории предварительными , с учетом изменений по мере раскрытия новой информации, новых голосов и появления новых интерпретаций.
- Оцените основные дебаты среди историков относительно альтернативных интерпретаций прошлого.
- Сделайте гипотезу о влиянии прошлого , включая как ограничения, так и возможности, которые стали возможными благодаря прошлым решениям.
.