Мгновенная и кратковременная память — Студопедия
Мгновенная память. Уже давно обнаружено, что сигнал, как зрительный, так и слуховой, субъективно воспринимается как воздействующий несколько мгновений после того, как он отзвучал или уже не демонстрируется. Инерционность входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, получила специальное название — мгновенная память. Она обладает очень коротким временем полного сохранения—0,3—1,0 с. Мгновенная память—это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Остановимся лишь на мгновенной зрительной — иконической — памяти. Информация представлена в ней практически в своей исходной форме и поэтому большое влияние на нее оказывают условия предъявления: освещение, предшествующие и следующие за данным сигналом воздействия на данный вход и длительность предъявления.
Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты Сперлинга [251] показали, что с помощью иконической памяти испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с.) значительно больше информации, чем может затем воспроизвести. Однако разрушение этого большого объема следов происходит очень быстро. Иконическая память — это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.
Как было отмечено, полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много длиннее (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они обладают способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Известны художники, которым было достаточно смотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями. Среди прославленных художников эйдетиками были русский живописец Н. Н. Ге и французский — Гюстав Доре. Л. С. Выготский считал, что эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, представляя собой гипертрофированное выражение иконической памяти, так сказать, элемент задержки развития памяти на этой стадии [69].
Обращаясь к биологической и психологической значимости этой формы памяти, прежде всего следует отметить, что она обеспечивает слитное восприятие внешнего мира. Совершенно очевидно, что непрерывные движения глаз, моргание и ряд других факторов неизбежно привели бы к тому, что воспринимаемая картина мира непрерывно мелькала и прерывалась. Условия слияния сигналов до перерыва с пришедшими после перерыва создает некоторая задержка сигналов на входах (инерционность), чем и обеспечивается сохранение для человека стабильного мира. Так, при просмотре кинофильмов и телевизионных передач именно она обеспечивает непрерывность восприятия, аналогично экоическая память обеспечивает непрерывность восприятия музыкальных произведений.
История развития кинематографа хорошо демонстрирует прогресс знаний по инерции зрения. Старое кино со скоростью протяжки 18 кадров в секунду недостаточно учитывало меру инерционности зрения, и поэтому теперь, когда мы смотрим старые фильмы, хорошо заметны мелькание и неестественность движений, отсутствие плавности и слитности. Только когда увеличили скорость протяжки до 24 кадров в секунду, движение стало восприниматься адекватно. В этом случае кадры сменяют друг друга в таком темпе, что если один кадр в секунду вырезать и сделать пустым, то человек этого не заметит. Были проведены эксперименты, при которых в киноленту с некоторым фильмом каждым 25-м кадром вкрапливался другой фильм. Зрители совсем не замечали этого и не отдавали себе отчет в том, что лента имеет какие-либо особенности. Эти же эксперименты показали, что информация о втором вкрапленном фильме не осознается, но тем не менее она накапливается в подсознании и может проявиться в изменении поведения. Так, если сюжет второго фильма содержал рекламу мороженого на фоне знойной пустыни, то было отмечено резкое повышение числа купивших мороженое среди просмотревших комбинированную киноленту [323].
Мгновенная память обеспечивает задержку изменения состояния чувствительного входа под воздействием сигналов, что создает возможность локализовать объект в пространстве, и тем самым возникает предметная отнесенность образа, но ни константность, ни обобщенность еще не формируются. В. П. Зинченко считает полезным разделять интервал мгновенной памяти на два подынтервала. Первый—длительностью 100 мс—он называет сенсорной памятью и оставляет за ней функцию локализации объекта в пространстве, а второй—до 800—1000 мс— соотносит с периодом организации предметной отнесенности как подготовкой к процессу символизации в кратковременной памяти [1, 111-Кратковременная память. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Хранилищ мгновенных следов несколько — столько, сколько модальностей: иконическое, экоическое и т. д. Кратковременное хранилище — единственное и имеет ограниченный объем, поэтому оно не может вместить информацию от всех входов одновременно. Приоритет опре-
деляется направленностью внимания в данный момент. Таким образом, если на данный вход перенесено внимание, то информация с него заполняет кратковременную память. Эта форма памяти по ряду свойств отличается от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другим объемом и, наконец, иными способами продления срока сохранения. Поскольку хранилище кратковременной памяти общее для всех входов, то информация в ней теряет разнообразие чувственной специфичности (зрительную, слуховую и т. д.) и представлена абстрактным последовательным кодом. Сохранение в кратковременной памяти связано не столько с одновременным состоянием некоторых структур (как в долговременной памяти), сколько с быстротекущим последовательным процессом.
Обнаружили, что все известные воздействия, вызывающие забывание недавних событий, изменяли также электрическую активность центральной нервной системы, нарушая динамику циркуляции импульсов по нейронным путям. Установили, что, чем меньше времени проходит между обучением и вмешательством повреждающих или отвлекающих факторов, тем больше нарушается информация в кратковременной памяти. Для объяснения этих фактов была выдвинута гипотеза консолидации [377]. Существо гипотезы состоит в том, что динамический процесс в субстрате кратковременной памяти продолжается некоторое время (период консолидации), за которое накапливаются структурные изменения в нейронах, обеспечивающие в дальнейшем сохранение следа в долговременной памяти. Через некоторое время после поступления новой информации (обучения) вызванный динамический процесс естественным образом прекращается, и после этого сохранение следа осуществляется структурными изменениями долговременной памяти, поэтому воздействия, нарушающие сохранение следа по окончании консолидации, не способны его разрушить, коль скоро след переведен в долговременное хранение. Если искусственно прекратить динамический процесс в интервале консолидации, то величина потерь будет зависеть от момента обрыва процесса. Период консолидации сильно варьирует в зависимости от сложности навыка и характера воздействия, но не превышает часа. Известно, что если через несколько минут после
обучения дать наркоз или подвергнуть человека кислородному голоданию, то запоминание ухудшается. Интересно отметить, что влияния подобных разрушающих факторов суммируются.
Таким образом, временной интервал кратковременной памяти определяется накоплением структурных изменений в субстрате долговременной памяти, достаточных для дальнейшего неограниченно длительного сохранения информации.
Одним из воздействий, нарушающих сохранение информации в кратковременной памяти, является травма. Обнаружено, что человек забывает события, непосредственно предшествовавшие травме. Это свойство получило название ретроградной амнезии. А. Р. Лурия приводил на лекциях следующее наблюдение. Из памяти мотоциклиста, попавшего в аварию на 78-м километре дороги, выпали все события, начинавшиеся с 64-го километра пути. Поскольку он ехал со скоростью 60 км/ч, то травма привела к тому, что в его памяти не закрепились следы впечатлений, возникшие за 10—15 минут до травмы. Травматическое воздействие, случившееся в течение этого промежутка времени, нарушило консолидацию.
Описанные факты были толчком для специальных экспериментов, проведенных Ф. Д. Горбовым [84]. Испытуемый помещался перед окошечком, через которое последовательно проходили цифры с алгебраическими знаками (+4, — 1, — 8, +5 и т. п.), и должен был произвести соответствующие арифметические операции, прибавляя данное число к результату ранее полученных операций или вычитая из него соответствующее число. Естественно, что для выполнения этой задачи он должен был прочно удерживать в кратковременной памяти следы ранее полученного результата. Внезапно испытуемый подвергался действию «шока» в виде яркой световой вспышки. В этих случаях испытуемый, как правило, «забывал» только что полученный результат и начинал отсчет не с последнего, а с предшествующего числа. Этот опыт показывает, что даже незначительное, но внезапное воздействие «стирает» предшествующие следы, устраняя условия, необходимые для их консолидации.
Из памяти всегда стираются самые последние события, случившиеся в определенный промежуток времени, непосредственно предшествующий травме, т. е. ретроград-
ная амнезия является избирательной по отношению ко времени события и не избирательной по отношению к его содержанию: важно только, как близко событие к моменту травмы, и неважно, каково оно. В период выздоровления человека после травмы восстановление начинается с припоминания более ранних событий и постепенно распространяется на более поздние, часто так и не достигая информации, связанной с самой травмой, а часть информации забывается необратимо.
Имеются данные об избирательном повреждении процессов кратковременной памяти при практической неуязвимости долговременной [152]. Например, у больных при корсаковском синдроме наблюдается полная сохранность немедленного (через несколько секунд) воспроизведения предъявленного материала (цифр, короткого рассказа, рисунков) и очень быстрое (через 3—5 минут) забывание этого материала. Через 5 минут человек еще может передать основное содержание рассказа, через 10 минут он помнит лишь факт его предъявления, но при подсказке может кое-что воспроизвести, а через 20—30 минут не помнит даже факта предъявления рассказа, и подсказка не помогает воспроизведению. Поведение таких людей необычно: выйдя из палаты в больнице, они не могут вспомнить дорогу назад и каждый день заново знакомятся с лечащим врачом. Предполагают, что в этих случаях нарушается способность переводить новый материал из кратковременной памяти в долговременную, в результате чего большинство текущих событий не воспроизводится, но при этом могут без затруднений вспоминаться события и знания из предшествовавших заболеванию периодов жизни.
Специалист по исследованию памяти Прибрам, желая подчеркнуть специфику повреждаемости кратковременной памяти, однажды привел в докладе такой шуточный пример. «Представьте себе,— сказал он,— что вы только что познакомились с девушкой, и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какого-то другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если замешкаетесь, то такой надежности уже нет».
Таким образом, предполагается, что в первой фазе после поступления информации след хранится в динамической форме и очень легко поддается различным влияниям. За период консолидации след упрочивается и не поддается даже таким сильным влияниям, как глубокий наркоз, электрический шок, клиническая смерть.
Объем кратковременной памяти. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Даже такая простая задача, как запоминание номера телефона, перенапрягает память большинства людей — они вынуждены, набирая номер, обращаться к записной книжке. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограничено. Как установил Миллер, оно измеряется не в абсолютных, а в структурных единицах и равно 7±2. Миллер приводил по этому поводу такую отдаленную аналогию. «Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами. Процесс организации и реорганизации представляет собой всепроникающую отличительную черту человека, и этот процесс мотивируется, по крайней мере отчасти, стремлением наилучшим образом использовать способности нашей памяти» [187, с. 141]. Человек может увеличить количество информации, которую он способен удерживать в кратковременной памяти, путем перекодирования этой информации в новые структурные единицы (рис. 7).
Оперативные единицы зависят от способности человека организовать восприятие информации. Установлено, что отдельная буква воспроизводится лучше, чем две, а две — лучше, чем три. Если же сочетание букв образует знакомое слово, то оно воспроизводится так же хорошо, как одна буква, независимо от числа входящих в него букв. Показано, что улучшает запоминание не только организация букв в слова. Даже тогда, когда предъявляемые бессмысленные слоги произносятся как связная, ритмически организованная последовательность (псевдопредложение), среднее число запоминаемых испытуемым слогов увеличивается. Все формы организации материала позволяют сжать большой объем информации в меньшее число структурных, или оперативных, единиц.
Рис. 7. Изменение обобщенности оперативных единиц восприятия в процессе обучения при том же объеме кратковременной памяти (окно).
Многие люди замечают необычайную популярность числа семь, которое вошло во многие поговорки. В книге С. М. Иванова [113] приведена целая коллекция, например: «Семь раз примерь — один отрежь», «Семь бед — один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь пядей во лбу». Еще в Ветхом Завете говорилось о семи днях творения, семи коровах тучных и семи тощих, семи смертных грехах. Еще раньше, по древним преданиям второго тысячелетия до нашей эры, судьбами древних шумеров тоже распоряжались семь богов и богинь, а когда шумер умирал, он входил в подземное царство через одно из семи врат, где его ожидал один из семи судей. Все эти примеры говорят, по-видимому, о глубинном отражении в языке и мышлении «магического» числа семь, соотносимого теперь с ограничением объема кратковременной памяти.
На каждом шагу человек упирается в этот барьер. Так, начиная фразу, мы должны удерживать в памяти грамматическую конструкцию и пользоваться ею до завершения этой фразы, иначе высказывание получится грамматически неправильным. Ингве [116] выдвинул гипотезу, согласно которой количество промежуточных сведений, хранимых при построении фразы в оперативной памяти,
также колеблется около семи. Количество таких правил, или запоминаемых единиц, каждая из которых отмечает определенный шаг развертывания фразы, названо «глубиной» фразы. Гипотеза базируется на наблюдении, что глубина реально употребляемых человеком фраз невысока и не превышает 7±2. Люди интуитивно избегают употреблять очень «глубокие» предложения, особенно в ответственных ситуациях, когда правильный прием сообщения чрезвычайно важен. Так, при переговорах между летчиком и авиадиспетчером в критических ситуациях наблюдалось упрощение фраз. Запоминание фраз при большой их глубине заметно ухудшается. В работах Л. А. Чистович [295] было показано, что при восприятии фраз, превышающих семь слов, разборчивость резко снижается.
Ограничениями кратковременной памяти определяется не только средняя глубина фразы, но и средняя длина слов. Как установлено В. А. Москвичом [189], частота слов длиной от одного до четырех слогов составляет в разных языках от 90 до 99% суммарной частоты всех слов. Более длинные слова (от пяти до девяти слогов) встречаются значительно реже — начинает сказываться ограниченность объема кратковременной памяти, а слова еще большей длины употребляются весьма редко. Изобретатель азбуки для слепых Брайль пришел к выводу, что нельзя использовать более шести базовых точек при конструировании этой азбуки. Таким образом, барьер кратковременной памяти направлял развитие не только естественных языков, но и искусственных знаковых систем [268].
Ограниченность объема кратковременной памяти подтверждается резким изменением в легкости запоминания. Например, 400 испытуемым предложили посмотреть рекламный раздел журнала в течение 20 минут и тут же перечислить те заголовки, которые им запомнились. Большинство испытуемых — 64% — вспомнили заголовки, которые содержали менее шести слов, а заголовки, которые состояли из шести и более слов, запомнили лишь 13% испытуемых.
Кратко затронув такие наиболее значимые стороны кратковременной памяти, как отсутствие модальной специфики, динамический характер и ограниченный объем, уясним функциональные связи ее характеристик с познавательными процессами. Мы упоминали, что в мгновен-
ной памяти создаются первые условия для формирования одного из основных свойств образа — предметности. Свойства кратковременной памяти позволяют формировать и константность образа. Такая принципиальная возможность возникновения константности обеспечивается синтезом информации от разных чувственных входов с информацией от двигательного входа.
Кратковременная память позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней информации до завершения консолидации следов. Продление сохранения достигается рядом психологических приемов, наиболее известный из них — проговаривание (вербальное кодирование), его преимущество—большая доступность для произвольного воспроизведения.
Обобщение, схематизация, наглядность — естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение, в ней производятся первый отбор и обобщение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решения, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком. Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.
память мгновенная — это… Что такое память мгновенная?
- память мгновенная
— память, предназначенная для весьма кратковременного сохранения следов восприятий сенсорных. Как правило, действует лишь во время восприятия.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
- память кратковременная: объем
- память образная
Смотреть что такое «память мгновенная» в других словарях:
ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ — ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ. См. мгновенная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что непосредственная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ — НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что мгновенная память, немедленная память и первичная память. Психофизиологический процесс запечатления и начального удержания в памяти только что воспринятого материала. Роль Н. п. значительна в закреплении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Пожарная охрана в Курортном районе СПб — Содержание 1 История 2 XXI век 2.1 Чернобыльцы 2.1.1 Сквер Ч … Википедия
СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — физич. методы качеств. .и количеств. определения состава в ва, основанные на получении и исследовании его спектров. Основа С. а. спектроскопия атомов и молекул, его классифицируют по целям анализа и типам спектров. Атомный С. а. (АСА) определяет… … Физическая энциклопедия
Румбоанемометр — «Ветромер 1» Краткие технические характеристики Анеморумбометр типа «Ветромер 1» предназначен для измерения скорости и направления воздушного потока (ветра), обработки измерений и представления полу ченных данных в нормативном виде по каналам… … Википедия
Современное искусство в Ярославле — представлено в различных областях: живопись, танец, архитектура, музыка, фестивали и мероприятия и др.. Трудно найти единую отправную точку, с которой оно началось, но, тем не менее, современное ярославское искусство вполне поддаётся… … Википедия
ПАМЯТИ ВИДЫ — на основе различных критериев выделяются следующие виды памяти: П. ассоциативная, Память двигательная, Память долговременная, Память кратковременная, П. логическая, П. мгновенная, П. механическая, П. непроизвольная, П. образная, П. оперативная, П … Психомоторика: cловарь-справочник
Никодим (Ротов) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем Никодим и фамилией Ротов. Митрополит Никодим Митрополит Ленинградский и Ладожский (Новгородский) Патриарший Экзарх Западной Европы … Википедия
Память мгновенная, или иконическая память. Что такое «Память мгновенная, или иконическая память»? Понятие и определение термина «Память мгновенная, или иконическая память» – Глоссарий
Память мгновенная, или иконическая память (от греч. eikon – изображение, картина) – вид сенсорной памяти. Иконическая память представляет собой след стимула, его сенсорную копию, которая представлена в центральном отделе зрительного анализатора. Время хранения обладает достаточной вместительностью — в пределах от 0,3 до 1 секунды, хотя исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Со временем хранения до нескольких секунд иконическая память выступает в виде последовательных образов.
Вполне возможно, что при некоторых условиях, которые не зависят от деятельности человека и его сознания, часть информации из иконической памяти имеет доступ непосредственно в долговременную память, где может сохраняться на протяжении неопределенного, но длительного периода времени. Иконическая память имеет несколько основных функций, которые принимают непосредственное участие в общем процессе обработке информации.
Также иконическая память способна не только сохранять, но и стирать информацию. Это стирание происходит посредством другой информации, которая поступает от ощущений и позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Способность иконической памяти к «стиранию», как это ни парадоксально, способствует запоминанию информации с учетом ее ограниченного объема.
Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая еще находится в памяти. При этом уже присутствующая информация еще не успела погаснуть в ней и перейти на другой, более долговременный уровень памяти. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки. Например, если показать цифру, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля какую-нибудь геометрическую фигуру, то испытуемый будет воспринимать цифру в рамках геометрической фигуры.
Мгновенная и кратковременная память — Студопедия
Мгновенная память. Уже давно обнаружено, что сигнал, как зрительный, так и слуховой, субъективно воспринимается как воздействующий несколько мгновений после того, как он отзвучал или уже не демонстрируется. Инерционность входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, получила специальное название — мгновенная память. Она обладает очень коротким временем полного сохранения—0,3—1,0 с. Мгновенная память—это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Остановимся лишь на мгновенной зрительной — иконической — памяти. Информация представлена в ней практически в своей исходной форме и поэтому большое влияние на нее оказывают условия предъявления: освещение, предшествующие и следующие за данным сигналом воздействия на данный вход и длительность предъявления.
Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты Сперлинга [251] показали, что с помощью иконической памяти испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с.) значительно больше информации, чем может затем воспроизвести. Однако разрушение этого большого объема следов происходит очень быстро. Иконическая память — это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.
Как было отмечено, полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много длиннее (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они обладают способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Известны художники, которым было достаточно смотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями. Среди прославленных художников эйдетиками были русский живописец Н. Н. Ге и французский — Гюстав Доре. Л. С. Выготский считал, что эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, представляя собой гипертрофированное выражение иконической памяти, так сказать, элемент задержки развития памяти на этой стадии [69].
Обращаясь к биологической и психологической значимости этой формы памяти, прежде всего следует отметить, что она обеспечивает слитное восприятие внешнего мира. Совершенно очевидно, что непрерывные движения глаз, моргание и ряд других факторов неизбежно привели бы к тому, что воспринимаемая картина мира непрерывно мелькала и прерывалась. Условия слияния сигналов до перерыва с пришедшими после перерыва создает некоторая задержка сигналов на входах (инерционность), чем и обеспечивается сохранение для человека стабильного мира. Так, при просмотре кинофильмов и телевизионных передач именно она обеспечивает непрерывность восприятия, аналогично экоическая память обеспечивает непрерывность восприятия музыкальных произведений.
История развития кинематографа хорошо демонстрирует прогресс знаний по инерции зрения. Старое кино со скоростью протяжки 18 кадров в секунду недостаточно учитывало меру инерционности зрения, и поэтому теперь, когда мы смотрим старые фильмы, хорошо заметны мелькание и неестественность движений, отсутствие плавности и слитности. Только когда увеличили скорость протяжки до 24 кадров в секунду, движение стало восприниматься адекватно. В этом случае кадры сменяют друг друга в таком темпе, что если один кадр в секунду вырезать и сделать пустым, то человек этого не заметит. Были проведены эксперименты, при которых в киноленту с некоторым фильмом каждым 25-м кадром вкрапливался другой фильм. Зрители совсем не замечали этого и не отдавали себе отчет в том, что лента имеет какие-либо особенности. Эти же эксперименты показали, что информация о втором вкрапленном фильме не осознается, но тем не менее она накапливается в подсознании и может проявиться в изменении поведения. Так, если сюжет второго фильма содержал рекламу мороженого на фоне знойной пустыни, то было отмечено резкое повышение числа купивших мороженое среди просмотревших комбинированную киноленту [323].
Мгновенная память обеспечивает задержку изменения состояния чувствительного входа под воздействием сигналов, что создает возможность локализовать объект в пространстве, и тем самым возникает предметная отнесенность образа, но ни константность, ни обобщенность еще не формируются. В. П. Зинченко считает полезным разделять интервал мгновенной памяти на два подынтервала. Первый—длительностью 100 мс—он называет сенсорной памятью и оставляет за ней функцию локализации объекта в пространстве, а второй—до 800—1000 мс— соотносит с периодом организации предметной отнесенности как подготовкой к процессу символизации в кратковременной памяти [1, 111-Кратковременная память. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Хранилищ мгновенных следов несколько — столько, сколько модальностей: иконическое, экоическое и т. д. Кратковременное хранилище — единственное и имеет ограниченный объем, поэтому оно не может вместить информацию от всех входов одновременно. Приоритет опре-
деляется направленностью внимания в данный момент. Таким образом, если на данный вход перенесено внимание, то информация с него заполняет кратковременную память. Эта форма памяти по ряду свойств отличается от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другим объемом и, наконец, иными способами продления срока сохранения. Поскольку хранилище кратковременной памяти общее для всех входов, то информация в ней теряет разнообразие чувственной специфичности (зрительную, слуховую и т. д.) и представлена абстрактным последовательным кодом. Сохранение в кратковременной памяти связано не столько с одновременным состоянием некоторых структур (как в долговременной памяти), сколько с быстротекущим последовательным процессом.
Обнаружили, что все известные воздействия, вызывающие забывание недавних событий, изменяли также электрическую активность центральной нервной системы, нарушая динамику циркуляции импульсов по нейронным путям. Установили, что, чем меньше времени проходит между обучением и вмешательством повреждающих или отвлекающих факторов, тем больше нарушается информация в кратковременной памяти. Для объяснения этих фактов была выдвинута гипотеза консолидации [377]. Существо гипотезы состоит в том, что динамический процесс в субстрате кратковременной памяти продолжается некоторое время (период консолидации), за которое накапливаются структурные изменения в нейронах, обеспечивающие в дальнейшем сохранение следа в долговременной памяти. Через некоторое время после поступления новой информации (обучения) вызванный динамический процесс естественным образом прекращается, и после этого сохранение следа осуществляется структурными изменениями долговременной памяти, поэтому воздействия, нарушающие сохранение следа по окончании консолидации, не способны его разрушить, коль скоро след переведен в долговременное хранение. Если искусственно прекратить динамический процесс в интервале консолидации, то величина потерь будет зависеть от момента обрыва процесса. Период консолидации сильно варьирует в зависимости от сложности навыка и характера воздействия, но не превышает часа. Известно, что если через несколько минут после
обучения дать наркоз или подвергнуть человека кислородному голоданию, то запоминание ухудшается. Интересно отметить, что влияния подобных разрушающих факторов суммируются.
Таким образом, временной интервал кратковременной памяти определяется накоплением структурных изменений в субстрате долговременной памяти, достаточных для дальнейшего неограниченно длительного сохранения информации.
Одним из воздействий, нарушающих сохранение информации в кратковременной памяти, является травма. Обнаружено, что человек забывает события, непосредственно предшествовавшие травме. Это свойство получило название ретроградной амнезии. А. Р. Лурия приводил на лекциях следующее наблюдение. Из памяти мотоциклиста, попавшего в аварию на 78-м километре дороги, выпали все события, начинавшиеся с 64-го километра пути. Поскольку он ехал со скоростью 60 км/ч, то травма привела к тому, что в его памяти не закрепились следы впечатлений, возникшие за 10—15 минут до травмы. Травматическое воздействие, случившееся в течение этого промежутка времени, нарушило консолидацию.
Описанные факты были толчком для специальных экспериментов, проведенных Ф. Д. Горбовым [84]. Испытуемый помещался перед окошечком, через которое последовательно проходили цифры с алгебраическими знаками (+4, — 1, — 8, +5 и т. п.), и должен был произвести соответствующие арифметические операции, прибавляя данное число к результату ранее полученных операций или вычитая из него соответствующее число. Естественно, что для выполнения этой задачи он должен был прочно удерживать в кратковременной памяти следы ранее полученного результата. Внезапно испытуемый подвергался действию «шока» в виде яркой световой вспышки. В этих случаях испытуемый, как правило, «забывал» только что полученный результат и начинал отсчет не с последнего, а с предшествующего числа. Этот опыт показывает, что даже незначительное, но внезапное воздействие «стирает» предшествующие следы, устраняя условия, необходимые для их консолидации.
Из памяти всегда стираются самые последние события, случившиеся в определенный промежуток времени, непосредственно предшествующий травме, т. е. ретроград-
ная амнезия является избирательной по отношению ко времени события и не избирательной по отношению к его содержанию: важно только, как близко событие к моменту травмы, и неважно, каково оно. В период выздоровления человека после травмы восстановление начинается с припоминания более ранних событий и постепенно распространяется на более поздние, часто так и не достигая информации, связанной с самой травмой, а часть информации забывается необратимо.
Имеются данные об избирательном повреждении процессов кратковременной памяти при практической неуязвимости долговременной [152]. Например, у больных при корсаковском синдроме наблюдается полная сохранность немедленного (через несколько секунд) воспроизведения предъявленного материала (цифр, короткого рассказа, рисунков) и очень быстрое (через 3—5 минут) забывание этого материала. Через 5 минут человек еще может передать основное содержание рассказа, через 10 минут он помнит лишь факт его предъявления, но при подсказке может кое-что воспроизвести, а через 20—30 минут не помнит даже факта предъявления рассказа, и подсказка не помогает воспроизведению. Поведение таких людей необычно: выйдя из палаты в больнице, они не могут вспомнить дорогу назад и каждый день заново знакомятся с лечащим врачом. Предполагают, что в этих случаях нарушается способность переводить новый материал из кратковременной памяти в долговременную, в результате чего большинство текущих событий не воспроизводится, но при этом могут без затруднений вспоминаться события и знания из предшествовавших заболеванию периодов жизни.
Специалист по исследованию памяти Прибрам, желая подчеркнуть специфику повреждаемости кратковременной памяти, однажды привел в докладе такой шуточный пример. «Представьте себе,— сказал он,— что вы только что познакомились с девушкой, и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какого-то другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если замешкаетесь, то такой надежности уже нет».
Таким образом, предполагается, что в первой фазе после поступления информации след хранится в динамической форме и очень легко поддается различным влияниям. За период консолидации след упрочивается и не поддается даже таким сильным влияниям, как глубокий наркоз, электрический шок, клиническая смерть.
Объем кратковременной памяти. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Даже такая простая задача, как запоминание номера телефона, перенапрягает память большинства людей — они вынуждены, набирая номер, обращаться к записной книжке. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограничено. Как установил Миллер, оно измеряется не в абсолютных, а в структурных единицах и равно 7±2. Миллер приводил по этому поводу такую отдаленную аналогию. «Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами. Процесс организации и реорганизации представляет собой всепроникающую отличительную черту человека, и этот процесс мотивируется, по крайней мере отчасти, стремлением наилучшим образом использовать способности нашей памяти» [187, с. 141]. Человек может увеличить количество информации, которую он способен удерживать в кратковременной памяти, путем перекодирования этой информации в новые структурные единицы (рис. 7).
Оперативные единицы зависят от способности человека организовать восприятие информации. Установлено, что отдельная буква воспроизводится лучше, чем две, а две — лучше, чем три. Если же сочетание букв образует знакомое слово, то оно воспроизводится так же хорошо, как одна буква, независимо от числа входящих в него букв. Показано, что улучшает запоминание не только организация букв в слова. Даже тогда, когда предъявляемые бессмысленные слоги произносятся как связная, ритмически организованная последовательность (псевдопредложение), среднее число запоминаемых испытуемым слогов увеличивается. Все формы организации материала позволяют сжать большой объем информации в меньшее число структурных, или оперативных, единиц.
Рис. 7. Изменение обобщенности оперативных единиц восприятия в процессе обучения при том же объеме кратковременной памяти (окно).
Многие люди замечают необычайную популярность числа семь, которое вошло во многие поговорки. В книге С. М. Иванова [113] приведена целая коллекция, например: «Семь раз примерь — один отрежь», «Семь бед — один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь пядей во лбу». Еще в Ветхом Завете говорилось о семи днях творения, семи коровах тучных и семи тощих, семи смертных грехах. Еще раньше, по древним преданиям второго тысячелетия до нашей эры, судьбами древних шумеров тоже распоряжались семь богов и богинь, а когда шумер умирал, он входил в подземное царство через одно из семи врат, где его ожидал один из семи судей. Все эти примеры говорят, по-видимому, о глубинном отражении в языке и мышлении «магического» числа семь, соотносимого теперь с ограничением объема кратковременной памяти.
На каждом шагу человек упирается в этот барьер. Так, начиная фразу, мы должны удерживать в памяти грамматическую конструкцию и пользоваться ею до завершения этой фразы, иначе высказывание получится грамматически неправильным. Ингве [116] выдвинул гипотезу, согласно которой количество промежуточных сведений, хранимых при построении фразы в оперативной памяти,
также колеблется около семи. Количество таких правил, или запоминаемых единиц, каждая из которых отмечает определенный шаг развертывания фразы, названо «глубиной» фразы. Гипотеза базируется на наблюдении, что глубина реально употребляемых человеком фраз невысока и не превышает 7±2. Люди интуитивно избегают употреблять очень «глубокие» предложения, особенно в ответственных ситуациях, когда правильный прием сообщения чрезвычайно важен. Так, при переговорах между летчиком и авиадиспетчером в критических ситуациях наблюдалось упрощение фраз. Запоминание фраз при большой их глубине заметно ухудшается. В работах Л. А. Чистович [295] было показано, что при восприятии фраз, превышающих семь слов, разборчивость резко снижается.
Ограничениями кратковременной памяти определяется не только средняя глубина фразы, но и средняя длина слов. Как установлено В. А. Москвичом [189], частота слов длиной от одного до четырех слогов составляет в разных языках от 90 до 99% суммарной частоты всех слов. Более длинные слова (от пяти до девяти слогов) встречаются значительно реже — начинает сказываться ограниченность объема кратковременной памяти, а слова еще большей длины употребляются весьма редко. Изобретатель азбуки для слепых Брайль пришел к выводу, что нельзя использовать более шести базовых точек при конструировании этой азбуки. Таким образом, барьер кратковременной памяти направлял развитие не только естественных языков, но и искусственных знаковых систем [268].
Ограниченность объема кратковременной памяти подтверждается резким изменением в легкости запоминания. Например, 400 испытуемым предложили посмотреть рекламный раздел журнала в течение 20 минут и тут же перечислить те заголовки, которые им запомнились. Большинство испытуемых — 64% — вспомнили заголовки, которые содержали менее шести слов, а заголовки, которые состояли из шести и более слов, запомнили лишь 13% испытуемых.
Кратко затронув такие наиболее значимые стороны кратковременной памяти, как отсутствие модальной специфики, динамический характер и ограниченный объем, уясним функциональные связи ее характеристик с познавательными процессами. Мы упоминали, что в мгновен-
ной памяти создаются первые условия для формирования одного из основных свойств образа — предметности. Свойства кратковременной памяти позволяют формировать и константность образа. Такая принципиальная возможность возникновения константности обеспечивается синтезом информации от разных чувственных входов с информацией от двигательного входа.
Кратковременная память позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней информации до завершения консолидации следов. Продление сохранения достигается рядом психологических приемов, наиболее известный из них — проговаривание (вербальное кодирование), его преимущество—большая доступность для произвольного воспроизведения.
Обобщение, схематизация, наглядность — естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение, в ней производятся первый отбор и обобщение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решения, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком. Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.
КАК СДЕЛАТЬ — Мгновенная память
Мгновенная память или кратковременная память используется для кратковременного запоминания событий. Например вышли вы из квартиры, а не помните закрыта ли дверь. Приходится возвращаться и проверять. Научиться использовать свою мгновенную память очень важно.
В жизни бывает очень много случаев, когда человек отлично помнит в мелких подробностях события из далекого прошлого, но совершенно не помнит что с ним было несколько минут назад. Исходя из принципа – «неважное не стоит запоминать, а важное запомнится само» оно вроде и правильно. Зачем засорять голову ненужными подробностями?
Незачем. Но иногда эти мелкие подробности, не проконтролированные вовремя, очень сильно сбивают с нормального ритма, мешают жить.
Естественно, если вы уже целостная актуализированная личность, то вы реже сталкиваетесь с проблемой зыбывчивости. Но все же рано или поздно все с этим сталкиваются.
Так как же включить мгновенную память? Очень просто –завязать узелок на память.
Да, можно и в буквальном смысле завязать узелок.
Вот только потом попытайтесь вспомнить, зачем этот узелок у вас завязан, по какому поводу?
Тогда примените более эффективный способ – запишите себе на лбу. Очень эффективно, окружающим весело. Вот только без зеркала вспомнить не получится.
Но есть и более прогрессивный способ использования мгновенной или кратковременной памяти. В системе НЛП (нейролингвистического программирования) он называется «замок».
Суть его состоит в том, что если у человека какие-нибудь воспоминания подкрепить каким-нибудь из ощущений, то можно через ощущение воспроизвести воспоминание, проще говоря, вспомнить.
Самый яркий, хотя и не очень точный пример – лимон. Говорят лимон и дают попробовать кислое. Пара запоминается. Если человек попробует кислое, то вспомнит лимон.
Теперь перейдем к конкретным жизненным примерам.
Если при закрывании двери на замок несколько поджать ключ пальцами, чтобы на них осталось ощущение вдавленности, то спустившись с пятого этажа и спохватившись, закрыта ли дверь вы сможете ощутить остаточное ощущение вдавленности на руке, которое свидетельствует, что замок закрыт.
После того, как выходя из квартиры, вы проверили что все электроприборы выключены, можете поджать мизинец на левой руке, слегка вдавив ногтем в ладонь. Это ощущение останется с вами некоторое время и не даст вернуться чтобы все заново проверить.
Таких ключей можно придумать конечно сколько угодно. Но дело даже не в них. Когда вы делаете ключ, значит в этот момент ставится акцент на контролируемом событии и она закладывается в кратковременную память, а значит автоматически запоминается.
В процессе обучения работе с ключами вы в действительности развиваете свою способность использовать мгновенную память, вы ее включаете.
Научившись включать и использовать мгновенную память и краткосрочную память, вы еще на шаг приблизитесь в состоянию актуализированной, самосознанной, а значит высоко эффективной личности. Далее мы научимся быстро принимать правильные решения.
Читайте также:
Оставьте комментарий
Добавить комментарий
Виды памяти — Студопедия
Существует несколько классификаций видов памяти. По длительности сохранения информации выделяют следующие уровни памяти: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, буферная, долговременная.
Мгновенная память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов, такая инерционность органов чувств обеспечивает непрерывность восприятия (при моргании, движениях глаз). Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время – от 0,1 до 1,0 сек и характеризуются полнотой сохраняемой информации. В связи с раздельным хранением следов в мгновенной памяти разной модальности, некоторые формы получили особое название: иконическая память (зрительная), эконическая память (слуховая). У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти длится до 10 минут. Это во многом объясняет явление эйдетизма. Мгновенная память не поддается произвольному управлению.
Кратковременная память сохраняет ту информацию, к которой было привлечено внимание на уровне сенсорной памяти или поступившей из долговременной памяти. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием, т.е. в неё попадает только та информация, которая отвечает актуальным интересам и потребностям человека.
Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд. Объем сохраняемой информации ограничен 5-9 структурными единицами информации – в среднем 7 единиц (правило Миллера). Особенностью этого уровня памяти является то, что вновь поступившая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Такое свойство кратковременной памяти называется замещением.
Оперативнаяпамять рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Оперативная память непосредственно включена в процесс деятельности для удержания её промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти.
Буферная память (промежуточная) обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что за время сна происходит переработка накопленной за день информации и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее 3 часов в сутки или лишение сна приводит к отчетливым нарушениям внимания и кратковременной памяти.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации (месяцы, годы), т.е. практически не ограничивается объемом и временем хранения информации. Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным произвольным доступом (где информация непрерывно преобразуется) и «закрытая» долговременная память (в обычных условиях к ней нет произвольного доступа, информация хранится в неизменном виде). В долговременную память с произвольным доступом информация поступает из буферной памяти через преобразование её в кратковременной памяти. Для переноса следов в долговременную память требуется от 15 минут до часа – период консолидации. В этом процессе важна роль мышления: информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется.
Долговременная память «закрытого» типа сохраняет все события жизни человека. Актуализировать во всех деталях зрительные, слуховые образы, запахи, переживания различных картин жизни человека можно во время гипноза или при операции на открытом мозге. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Это только упрочивает её следы в долговременной памяти. К факторам, определяющим сохранение информации в долговременной памяти, относятся: привычность материала, контекст, мотивация, углубление в изучаемый материал.
В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память – возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.
Эмоциональная память – память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — писал К.С. Станиславский, — у вас есть память на чувствования или эмоциональная память.
Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах, свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит состояние всех других видов памяти.
Отличная память: в чем секрет?
1. Не отвлекайтесь! Хотя женщины превосходят любой персональный компьютер по многозадачности, память от большого количества «загруженных приложений» может пострадать.
Существует понятие «доминанты» головного мозга. Это самый сильный электрический импульс, который возникает при выполнении наиболее важной в данный момент задачи. Чем сильнее этот импульс, тем глубже он останется в памяти.
Если одновременно действует несколько импульсов, то сила каждого из них снижается, и мозгу трудно выбрать главный.
Поэтому вместо важной информации вы можете запомнить то, как вкусно было есть бутерброд с колбасой или как фальшиво пело радио над ухом.
2. Старайтесь использовать различные виды памяти, комбинируя их. У каждого из нас есть преобладающий вид памяти: кто-то лучше запоминает на слух, а кто-то мгновенно «схватывает» зрительные образы.
Однако лучше запоминается информация, которую мы получаем с использованием разных органов чувств.
Например, выучить номер телефона легче, записав его (зрительная и двигательная память) и проговорив вслух (слуховая память). Недаром существует латинская поговорка: «Кто пишет — дважды читает!»
3. «Запомни это!» Такая установка сразу настроит ваш ум на нужный лад, если вы увидели, услышали или прочитали что-то важное.
4. Осваивайте мнемотехнику. Это целый комплекс приемов по оптимизации процессов памяти. Прародители мнемотехники — древние поэты, барды, ораторы и старейшины, которые были хранителями культуры и истории до развития письменности.
Мнемотехника учит простым способам рифмовать, разбивать на части информацию, находить самые удивительные и яркие ассоциации, которые позволяют легко запоминать даже самые скучные цифры и даты.
Кладовые памяти:как вспомнить то, что забылось?
Instant Memory — как мгновенно улучшить память! от Instant-Series
Instant-Series представляет «Instant Memory»
Как мгновенно улучшить память!
У всех есть те дни …
Вы знаете , когда вы забываете … где вы положили свои ключи; когда у вашего супруга годовщина и сейчас он / она злится на вас; когда будет прием к врачу; когда отправлять важные документы начальнику или клиентам; во сколько у вас встреча; что вы должны искать?
Серия Instant представляет «Instant Memory»
Как мгновенно улучшить память!
У всех есть те времена…
Вы знаете , когда вы забываете … где вы положили свои ключи; когда у вашего супруга годовщина и сейчас он / она злится на вас; когда будет прием к врачу; когда отправлять важные документы начальнику или клиентам; во сколько у вас встреча; что вы должны искать в комнате, в которую вошли; Какое-то имя вы просто встречаете и забываете, и теперь это воспринимается как грубое … и этот список можно продолжать и продолжать.
Для комфортной жизни без забвения вам потребуется мощная память .
Но что, если вы этого не сделаете?
Хорошая новость в том, что, несмотря ни на что, теперь вы можете легко улучшить свою память! Существуют простые упражнения на память и стратегии, с помощью которых вы сможете лучше и яснее запоминать вещи, чтобы больше ничего не забыть.
Видите ли, обычный способ запоминания вещей неверен и неэффективен, и вас не учили, как … неудивительно, что у нас в этом мире много забывчивых и ненадежных людей, и почему штрафы за просрочку платежа такие прибыльные и жгучие дыра в нашем кармане.
Научитесь иметь острую память!
В пределах «Мгновенная память» :
* Секрет самого старого трюка памяти , который датируется примерно 500 годом до нашей эры, и как его использовать, чтобы никогда ничего больше не забыть!
* Самый эффективный метод памяти из всех, с которыми вы когда-либо сталкивались, чтобы иметь возможность буквально вспомнить что угодно. Гарантия!
* Этот классный трюк для запоминания большого количества элементов и длинных чисел, которые нормальный человек никогда не смог бы, но впечатлил бы тем, как вы можете это осуществить.
* Процесс старения влияет на вашу память и как защитить ее от ухудшения, иначе вы столкнетесь с другими проблемами со здоровьем, такими как болезнь Альцгеймера и слабоумие.
* Откройте для себя , как тренировать свою память каждый день, чтобы поддерживать ее в наилучшей форме, чтобы вы всегда могли полагаться на нее как на свой самый мощный инструмент.
* Plus , индивидуальные практические практические стратегии, техники, приложения и упражнения для улучшения вашей памяти.
… и многое другое .
Создайте свою престижную память мгновенно!
.
Загрузить Instant Memory Cleaner 7.2
Держите производительность своего компьютера под контролем с помощью этого простого в использовании приложения, которое позволяет мгновенно очистить память
Instant Memory Cleaner — это очень простой в использовании очиститель памяти, который предоставляет только базовые инструменты и, таким образом, ориентирован как на новичков, так и на более опытных пользователей.
Хотя мы видели подобные приложения раньше, Instant Memory Cleaner немного отличается, поскольку в нем нет экрана конфигурации, а есть только один инструмент для очистки памяти.
Тихо расположившись в системном трее и не предоставляя абсолютно никаких функций для автоматического освобождения памяти при достижении определенного предела, Instant Memory Cleaner также показывает некоторые статистические данные о системе.
Например, вы можете увидеть общую физическую память, используемую память, доступную физическую память, общий файл подкачки, общую виртуальную память и размер файла подкачки, и все это в очень простом окне, к которому можно получить доступ с помощью значка на панели задач.
Если вы хотите освободить память, достаточно щелкнуть значок программы в системном трее и выбрать опцию «Очистить память».Все это занимает всего несколько секунд, а результат можно легко увидеть в специальном информационном окне, о котором мы говорили.
Как видите, Instant Memory Cleaner предоставляет только базовые инструменты для освобождения памяти, поэтому вы не можете настроить приложение для выполнения регулярной очистки или запуска при достижении определенного предела. Кроме того, вам не разрешено выбирать объем памяти для освобождения.
Несмотря на то, что он должен работать постоянно, влияние на производительность системы минимально, и Instant Memory Cleaner безупречно работает на всех версиях Windows.
В целом, Instant Memory Cleaner — одна из самых простых в использовании утилит памяти на рынке, предлагающая только основные функции, которые выполняют свою задачу за считанные секунды.
Зарегистрировано под номером
Очистка памяти Очистить память Освободить память Очистить Очиститель памяти Процесс
.
О программе x-Instant-Memory-x | DeviantArt
Привет, привет ..
Я Кендал Надинн «Надди» Пейдж.
Приятно познакомиться;
Рад, что ты меня встретил ..> ///
Ну -;
Я супер, спасибо за вопрос ~! > u
Возраст: 14
Дата рождения: 11 августа
МОЙ ЛЮБИМЫЙ RPC
МОИ ЛЮБИМЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
-Akari
-Sawaii
-Nami
-Yumi
-Shizue
** xMoonBlossomx-Hibari
p17 Место проживания: h a n