Методики исследования личности: МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Содержание

Методы исследования личности в психологии

Рассмотрим основные характеристики личности, которые доступны для исследования, а также сами методы исследования.

Характеристики личности

Как правило, выделяются следующие характеристики личности:

1) Социально-психологические:

  • Статус,
  • Социальная позиция,
  • Социальные роли и др.

2) Индивидуально-психологические

  • Характеристики коммуникативной сферы,
  • Интересы, потребности, установки и др.

3) Индивидуально-типологические

  • Свойства нервной системы,
  • Темперамент,
  • Характеристики темпа психической деятельности.

Проблемы исследования личности

1. Индивидуальность свойств личности. Здесь важен индивидуалистический подход.

2. Нравственная оценка свойств личности. Испытуемый, как правило, стремится к положительной оценке, поэтому выбирает социально одобряемые ответы. Существует также несколько способов борьбы с данной установкой:

  • Предъявление различных шкал опросника,
  • Введения ограничения по времени,
  • Мнимая безоценочность.

3. Проявления активности личности.

Методы исследования личности

В настоящее время не существует общей классификации методов исследования личности в психологии, поэтому рассмотрим несколько из них.

Готовые работы на аналогичную тему

Примечание 1

Классификация методов исследования личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук)

1) Метод наблюдения, а также наиболее близкие к нему методы (биографический метод, клиническая беседа, анализ анамнеза и др.).

2) Экспериментальные методы.

3) Опросники.

4) Проективные методы.

Классификация методов по Б. Г. Ананьеву представлена на рисунке 1.

Рассмотрим наиболее часто применяемые методы для исследования личности.

1. Метод беседы. Большое значение в данном методе отводится постановке вопросов. Также здесь происходит получение только субъективной информации.

2. Естественный эксперимент по А. Ф. Лазурскому. В отличие от стандартного эксперимента естественный его вид происходит в естественных для испытуемого условиях.

3. Биографический метод. Биографический метод представляет собой особое исследование групп людей, который основан на анализе их биографий. Биографические методы в психологии – это методы исследования жизненного пути индивида. Одни из первых разработок данного метода принадлежат Н. А. Рыбникову и Ш. Бюлеру.

4. Метод анализа документов. Метод анализа документов базируется на изучении информации в самых разных ее проявлениях: текст, фото- и видеоматериалы и др. Также в данную группу входит и метод контент-анализа. Контент-анализ – это метод изучения информации, который заключается в ее переводе в количественные показатели и их последующей обработке.

5. Личностные опросники:

  • Одномерные
  • Многомерные.

6. Проективные методики — группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха).

<a href=Классификация методов психологического исследования»>

Рисунок 1. Классификация методов психологического исследования

Методы и методики исследования личности в психологии человека

Человек рождается с неповторимым набором качеств, которые передаются генетически и называются темпераментом. По мере взросления, развития и социальной адаптации личность приобретает определенное мировоззрение, появляются принципы и ценности, формируется характер. Уникальные характеристики представляют наибольший интерес для психологии, как науки. В связи, с чем разрабатываются разнообразные методики для изучения индивидуальности, склонностей и потенциала человека.


Методы психологического исследования личности

С целью психологического изучения применяются различные исследования. Довольно долгое время единственным способом познания индивидуальных особенностей человека оставался субъективный метод наблюдения или интроспекция. Такой эмпирический путь предполагает изучение, как в лабораторных условиях, так и в естественной среде. При этом методика достаточно субъективна и имеет множество недостатков. Например, и наблюдатель, и наблюдаемый могут влиять на оценивание, следуя собственным стереотипам и ожиданиям.

Существуют и другие более современные методы исследования личности в психологии:

  1. Экспериментальная методика предполагает моделирование определенной ситуации или деятельности, когда наблюдаемый, не в полной мере осведомлен о проходящем эксперименте. Такой способ познания личности позволяет исследователям не только контролировать обстановку, но и вносить точные предположения о поведении индивида.

    Эксперимент способен снизить фактор субъективности, изолирует не нужные переменные, а также не манипулирует полученными данными. В процессе опыта собирается информация посредством записи и последующего анализа. Единственным существенным недостатком экспериментальной методики являются этические нормы, которые не позволяют проводить многие опытные разработки над людьми.
  2. Метод опроса или интервью считается наиболее субъективной оценкой личностных характеристик. В ходе проведения респондент может предоставлять не до конца честные ответы, из-за индивидуальных пристрастий и косвенного воздействия общественных норм морали.

    Опросники чаще используются в процессе изучения поведения группы лиц, т.к. для оценивания одного индивида данный вид исследования даст не совсем корректные результаты, только при совместном использовании интервью и более объективной методики.

    Исследование личности биографическим методом опроса выделяют в отдельную группу, как самую распространенную. В этом случае анкета направлена на уточнение сведений и фактов из жизни человека. Такой способ используется психологами для систематизирования и классификации, подведения статистики или в ходе исследования социально значимой группы людей.
  3. Стандартизированные психологические тесты неотъемлемая часть для получения полнейшей информации об индивидуальных характеристиках. Тестирование проводится путем опроса с предоставлением различных, но ограниченных вариантов. Данный метод психологической оценки личности предоставляет наиболее точную и систематизированную информацию об испытуемом. При этом человек может самостоятельно отвечать на вопросы теста, что позволяет снизить риск давления и ложных ответов.

    Среди всех профессиональных тестов отдельным звеном стоит стандартизированный многофакторный способ исследования личности СМИЛ, который представляет собой громоздкий и трудоемкий процесс изучения. При этом результаты максимально достоверны и предоставляют полный психологический портрет изучаемого субъекта.
  4. Проективные методы изучения направлены на оценивание бессознательных импульсов индивида. Например, через рисунок или графическое изображение респонденту требуется предоставить свой вариант, подключив воображение и неосознанные стимулы.

Проективные методики недостаточно валидны, а также имеют множество недостатков. Многие исследования ненаучные, т.к. интерпретация результатов довольно часто субъективна и зависит от интуиции или догадок психолога.
Любой способ исследования, предполагающий изучение личностных качеств должен быть максимально объективен. В зависимости от целей и задач психолог вправе самостоятельно выбрать подходящее исследование или несколько способов оценки, главной задачей при этом остается снижение субъективности и повышение точности результатов.

Статья по психологии на тему: Методики изучения личности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32 г. Томска

Автор: Цвенгер Наталия Валерьевна, педагог-психолог.

Методики изучения личности.

        Профориентация в нашей школе проходит, в основном, в рамках уроков Основы социализации личности.

        В начале курса (в 8-м классе) ребятам рекомендуется завести «Дневник профориентации». За два года в дневнике накапливается большое количество информации. Это помогает психологической службе школы, при индивидуальном консультировании выпускников. Позволяет подростку принять взвешенное решение при выборе профессиональной направленности.

        Для успешной профориентации подростков, необходимо учесть множество факторов: темперамент, сильные и слабые стороны личности, его интересы и склонности, особенности мышления, интеллект, мотивацию выбора профессии, а также личные желания выпускника.

        Диагностика личности состоит из нескольких блоков:

1. Диагностика интеллекта, креативности и познавательных процессов.

Для первого блока используются следующие методики:

        а) Тест структуры интеллекта  Р. Амтхауэра.

        б) Тест «Определение общих способностей» Г.Айзенка.

        в) Диагностика свойств внимания и работоспособности по методу Бурдона

        г) Диагностика памяти.

        в) Тест Липпмана «Логические закономерности».

        г) Тест «Сложные аналогии»

        д) Методика «Обобщение»

        е) Тест «Художник — Мыслитель»

        ж) Тест «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеев, Л.Громова.

2. Диагностика личности и межличностных отношений.

        а) 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла

        б) Опросник К.Леонгарда-Н.Шмишека

        в) Опросник ЕР1 (Методика Г.Айзенка)

        г) Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

        д) Методика «Определение направленности личности»

        е) Оценка уровня притязаний.

        ж) Проективные методики («Несуществующее животное» и «Незаконченное предложение»).

        з) Диагностика темперамента.

3. Диагностика профессиональной направленности и профессиональной компетентности

        а) Методика «Мотивы выбора профессии»

        б) Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов).

        в) Тест Д.Голланда по определению типа личности.

        г) Методика «Карта интересов»

        д) Методика «Матрица выбора профессии»

        е) Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению (П.С. Лернер)

        Такой большой объем информации необходимо проанализировать как самому подростку, так и психологу.

        При проведении первичной диагностики в конце 7-го — начале 8-го года обучения результаты обычно следующие: менее 10% обучающихся уже твердо знают кем хотят быть, в какой институт собираются поступать и т. д. Но этот процент минимальный и обычно охватывает подростков у которых, что называется, «призвание». Остальные ребята растеряны. Многие считают, что им рано об этом думать. Некоторые называют специальность, но уточняют, что это желание их родных, а они сами не знают, что им делать после школы.

        После проведения диагностики, уже на стадии самоанализа подростки определяются с дальнейшей образовательной траекторией. К концу 9-го года обучения (то есть после проведения всего блока диагностической работы)  процент определившихся с выбором профессии  вырастает с 10 до 50-60%. Причем это выбор подростки делают самостоятельно, только на основе самоанализа. С остальными, сомневающимися или неопределившимися подростками требуется индивидуальная работа.

        Здесь могут помочь индивидуальные консультации по профориентации. Причем как самого подростка, так и его родителей.

        Очень часто родители неадекватно оценивают возможности и способности своих детей и выбирают для них профессию по своему желанию и стремлению, не учитывая желания подростка. А иногда даже игнорируя мечты ребенка. Задача психолога в данном случае корректно, что называется «опустить» родителя «с небес на землю» и показать, что он пытается реализовать собственные амбиции, навязывает ребенку собственную волю, пытаясь сделать из «артиста» «бухгалтера».

        Очень хороший результат в определении образовательной траектории приносит простое знакомство подростков с различными профессиями. Даже просто перечисляя их, иногда можно вызвать эффект «озарения» у подростков.

        Данные Дневника профориентации помогают определить так же профиль обучения в 10-11 классе. Психологический анализ учитывается при формировании профильных классов.

        Важной составляющей профессионального ориентирования должны быть профессиональные пробы. Какие-то виды деятельности подростки могут попробовать в рамках школьной программы (например, практическая химия, физика, биология, педагогика, психология и т. д.) , а какие-то профессии рекомендуется попробовать, допустим, во время работы в летний период. Для творческих профессий необходимо накопить материал (статьи, фотографии, рисунки и т. д.) Этот материал зачтется им  при поступлении в учебные заведения по выбранному профилю.

        В нашем быстро меняющемся мире необходимо учитывать и то, что некоторые профессии могут продержаться на рынке труда недолго. О таких рисках детям следует говорить открыто. Чтобы быть востребованными  при любых условиях дети должны быть готовы к постоянному самообразованию и повышению квалификации.

        Хочется отметить также, что четкое определение образовательной траектории повышает у подростков мотивацию к обучению. Меняется в лучшую сторону успеваемость по выбранным (профильным) предметам, а также снижается тревожность.

        

                                                                 

Методики для исследования личности.

1. Метод исследования уровня притязаний. Эту методику используют чтобы исследовать личностную сферу больного. Исследуемому дают ряд задач, которые пронумерованы по степени сложности. Больной должен сам выбрать посильную для себя задачу. Экспериментатор, искусственно создавая ситуации успеха-неуспеха, анализирует его реакции на эти ситуации. Кубики Кооса можно также использовать для исследования уровня притязаний.

2. Метод Дембо-Рубинштейн. Метод использует для исследования самооценки. На вертикальных отрезках, которые символизируют здоровье, характер, ум, счастье, испытуемый отмечает, как он себя оценивает по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, которые раскрывают его представление о содержаниях понятий ”здоровье”, “ум”.

3. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

4. Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

5. Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

6. Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, социальной интроверсии).

8. Подростковый диагностический опросник. Используется для диагностики психопатий и акцентуаций характера у подростков.

9. Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт — четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

6.1. Экспрессивные методики исследования личности

Экспрессивные методики исследования личности диагностируют выражение внутреннего мира личности через изобразительную деятельность, рисование на заданную тему. Иногда эти методики называют рисуночными.
В проективных экспрессивных методиках изобразительный диагностическим материалом служит конечный результат рисования, отображения испытуемым некоего замысла. С. Леви считает, что анализ рисунков является очень богатым экономичным по времени источником информации о личности [32, с.238]. Рисуночные методики зачастую обладают большими возможностями, по сравнению с более структурированными методиками. Экспрессивные методы диагностики довольно просты в применении, их выполнение не занимает много времени, что допускает их использование в качестве методов экспресс-диагностики. Работа с невербальным материалом позволяет существенно расширить возрастной диапазон. Кроме того, как показывает практика, эти методики привлекательны для испытуемых, не вызывают у них защитной реакции. Многие психологи отмечают их психотерапевтический эффект для испытуемых, вовлеченность и мотивированность испытуемых при выполнении данного типа методик.
Не смотря на значительные трудности стандартизации данного типа методик, они проходят процесс формализации и соответствуют общим психометрическим требованиям к проективным методикам.
Для обработки результатов экспрессивных методик применяется анализ стандартизированных графических характеристик рисунка, выделенных признаков и элементов. И.А. Шляпникова подчеркивает, что в рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано, – структурные и формальные признаки рисунка [49, с. 23]. Существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка и сохраняются в рисунках человека на протяжении многих лет. Исследования психологов (К. Маховер и др.) показали, что данные признаки являются диагностическими с точки зрения личностных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные признаки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, содержание рисунка, пропорции отдельных частей рисунка, относительная величина отображенных объектов, характер линий и штрихов и др.
Регистрируется также частота встречаемости того или иного признака на рисунке, полученные числовые данные могут быть подвергнуты математическому и статистическому анализу.
Один из основных недостатков экспрессивных методик состоит в том, что испытуемый может использовать в процессе рисования на усвоенные шаблоны рисунков, некоторые установки, типичные фигурки героев мультфильмов, рекламные образы и т.д.
В интерпретации результатов большую роль играют и результаты наблюдения за испытуемым в ходе проведения методики. Пока человек рисует, экспериментатор отмечает его высказывания, последовательность, в которой рисуются различные объекты, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, уточняющая намерения испытуемого, смысл изображений и др.
Л.Ф. Бурлачук отмечает, что рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных тестов [9, с. 166].
Примеры экспрессивных методик:

  • «Дом – Дерево — Человек»
  • «Нарисуй человека»
  • «Несуществующее животное»
  • «Рисунок семьи»

Большинство экспрессивных методик использует рисунок фигуры человека, поскольку именно с ней происходит идентификация испытуемого и именно на проецируется собственный внутренний мир испытуемого.
Рисуночный тест Дж. Бука (J. N. Buck, 1948 г.) «Дом – Дерево — Человек» (House-Tree- Person Test, H-T-P) подразумевает свободный рисунок дома, дерева и человека (рис. 6.1). Методика предназначена для обследования взрослых и детей.

 

Рис. 6.1. Пример выполнения теста «Дом – Дерево — Человек» Дж. Бука

 

Дж. Бук писал, что «Данные объекты – дом, дерево и человек – были выбраны по следующим причинам: 1) они хорошо знакомы даже маленьким детям; 2) они обладают всеми качествами, благодаря которым испытуемые всех возрастов соглашались рисовать их охотнее, чем какие-либо другие объекты; 3) несмотря на то, что рисунки могут быть разными, изучив их, можно получить данные, касающиеся интеллектуального уровня испытуемого и неинтеллектуальных характеристик его личности» [32, с. 260].
После выполнения задания испытуемому может быть проведен пост-рисуночный опрос, заданы уточняющие вопросы по каждому рисунку. Опросник Бука состоит из 64 вопросов, таких как:

  • О ком Вы думали, когда рисовали?
  • Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
  • Где в действительности находится это дерево?
  • Есть ли на рисунке ветер?, и др.

Методика «Дом – Дерево — Человек» позволяет выявить степень выраженности тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении и др.
Тест довольно сложен в обработке, учитываются все аспекты, касающиеся работы: длительность пауз, общее время, затраченное на рисунок, последовательность изображения деталей дома, все спонтанные комментарии, эмоциональные проявления.
Существует целая группа рисуночных методик «Рисунок человека». Впервые такое задание в психологическую диагностику ввела Флоренс Гудинаф (Gudenought F. L., 1926), но использовался данный прием для диагностики интеллектуальных способностей человека. Это методическое направление – рисуночная диагностика интеллекта – сохраняет свое значения и для других рисуночных техник.
Проективная методика К. Маховер «Нарисуй человека» (Karen Machover, 1948 г.) (Draw – A — Person Test) предназначена для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими. Методика представляет собой задание создать рисунок фигуры человека. Методика позволяет диагностировать особенности личности и межличностных отношений, уровень интеллекта.
Методика «Несуществующее животное». Методика разработана отечественным психологом М.З. Дукаревич.
Испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, в некоторых вариантах методики также дать животному название. После рисования возможна беседа, уточняющая содержание рисунка.

 

Майя Захаровна Дукаревич (1925-2001) – практический психолог, специалист по проективным методам

 

Методики «Рисунок семьи» — группа экспрессивных методик для оценки семейных отношений (Drawing-Family Techniques). Как правило, применяются в детской психодиагностике.
Примеры методик:
«Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947)
«Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман, 1972)
«Рисунок семьи» (А.И. Захаров, 1977)
Согласно схеме интерпретации в данной группе методик по В. Вульфу [9, с. 166], в рисунке анализируются:
а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи;
б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур.
Последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи, а пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица.
Методику «Рисунок семьи» можно проводить не только с детьми, но и с их родителями (необходимо проводить методику с обоими родителями независимо друг от друга). В данном случае сравнение полученных рисунков предоставляет возможность проанализировать особенности детско-родительских отношений более глубоко.
Интерпретация рисуночных методик далеко не точна, в некоторых случаях она в значительной степени зависит от общего уровня профессионализма психолога, опыта его работы с проективными методиками в целом, применения дополнительных методов психодиагностики личности.

Методы исследования личности. Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и не экспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности:

1) как индивидуальности;

2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;

3) как идеальной представленности в других людях.

Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными (см. Тесты проективные) и психосемантическими методиками (см. Метод семантического дифференциала*; Метод семантического радикала*), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками (см. Опросники личностные), шкалами межличностного восприятия (см. Восприятие межличностное), приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности (см. Эпистемология генетическая*), методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности (см. Активность надситуативная), уровня притязаний и т. д.).



В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность.


В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.).

В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).

*

Метод семантического дифференциала (от греч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — один из методов построения субъективных семантических пространств. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов, в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Метод семантического дифференциала является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования; при этом измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально. Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

Метод семантического радикала (от греч. semantikos — обозначающий и лат. radicalis — коренной) — один из объективных методов экспериментальной семантики, разработанный А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959) и состоящий в анализе значений путем выделения их ассоциативных полей. Метод семантического радикала относится к числу условнорефлекторных (см. Условный рефлекс) методик, использующих в качестве критерия семантической близости объектов перенос условнорефлекторной реакции с одного объекта на другой, семантически с ним связанный. Так, при предъявлении ряда понятий (например, скрипка, мандолина) определенного семантического класса (музыкальные инструменты), сопровождаемых отрицательным подкреплением —ударом электротока, дальнейшее предъявление понятий, семантически связанных с подкрепляемыми, вызывает оборонительную реакцию, а более косвенно связанных с подкрепляемыми (соната, концерт) — ориентировочную реакцию. На основе записи реакций строится семантическое поле объектов, связанных с подкрепляемыми, причем по силе и характеру реакции (оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию семантического поля. Генерализация условнорефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям (скрипка — виолончель), а для умственно отсталых — по фонетическим (скрипка — скрепка). Метод семантического радикала применим для исследования неосознаваемых процессов при категоризации, для исследования развития значений в онтогенезе, при изучении динамики формирования понятий, в общей, нейро- и патопсихологии.

Эпистемология генетическая (от греч. episteme — значение, lуgos — учение, genos — происхождение) — направление в исследованиях мышления, разработанное Ж. Пиаже и его школой (см. Женевская школа генетической психологии), поставившее целью разработать общую теорию развития познания, которая синтезировала бы данные онтогенеза (экспериментально-психологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки). Параллели между этими двумя рядами усматривались в изменении как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей характера отношений между субъектом и объектом умственных операций. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Генетическая эпистемология способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав, в частности, большое влияние на развитие психологической концепции Ж. Пиаже.

Надситуативная активность — способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности (см. Установка). Надситуативная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности (см. Эффективность группы).

Психологическое исследование структуры личности

Понятие личности — одно из основных и самых интригующих понятий в современной психологии. В чем именно заключаются личностные особенности, как они могут повлиять на жизнь человека и его способность принимать решения? Являются ли врожденными или приобретенными основные личностные черты и как происходит становление личности? А главное, можем ли мы осознанно выбирать, какой личностью быть, или это происходит по воле данных нам природой и социумом обстоятельств? Это лишь несколько из многих вопросов, которыми задаются ученые-психологи при теоретическом исследовании личности.

В современной психологии можно насчитать около семи основных теорий, которые описывают структуру личности. Структуру личности можно условно разделить на компоненты, составные части, особенности. Но при исследовании структуры личности психологи-практики прежде всего опираются не на теоретические основы, а на эмпирический (экспериментальный) материал. Несмотря на то, что вопрос о понимании структуры личности занимает важное место на протяжении уже многих лет, точных методов исследования личности пока не существует.

Самым популярным и универсальным методом исследования личности является личностный опросник. Существует множество методик, построенных как опросникам, но в профессиональной психологии принято использовать стандартизированные многофакторные методики исследования личности. С помощью них исследователь может выявить наиболее характерные для человека черты или группы черт. Таким образом появляется возможность создать определенный личностный профиль, то есть описать особенности взаимодействия между группами личностных черт и выявить наиболее выделяющиеся или же, наоборот, наиболее незаметные черты. Все это является крайне важным с диагностической точки зрения.

В зависимости от типа выбранного опросника, по результатам исследования можно получить информацию о характерологических особенностях человека, о его склонностях, социальном взаимодействии. Важными результатами будут данные об интроверсии или экстраверсии человека, о его самоидентификации, уровне тревожности и депрессии, о его эмоциональном фоне, уровне самоуважения, мотивации, наличия дезадаптации.

Но самыми важными результатами можно назвать понимание возможной личностной патологии. Это не означает, что есть представление об идеальных личностных чертах, а несоответствие им будет чем-то ненормальным. Нарушения личности – это, прежде всего, нарушение личностного функционирования, нарушение возможности поддерживать внутреннее равновесие и социальный баланс. Если по результатам исследования какие-то группы черт будут выделяться особенно сильно, то можно будет говорить о возможной акцентуации личности или о невротическом развитии личности. При исследовании появляется понимание, насколько личность целостна, насколько ее черты могут быть устойчивыми и какие у этой личности ценностно-смысловые ориентиры.

При обследовании детей применяют иные варианты, такие как игровые тесты или рисуночные и проективные тесты. Ребенок тоже является личностью, однако в теоретической психологии принято выделять несколько этапов рождения – становления личности. Тесты такого рода могут быть использованы и в работе со взрослыми, если в силу определенных обстоятельств не возможно использовать опросники. Например при серьезной органической патологии. Проективные тесты могут быть крайне информативными в отношении исследования структуры личности, при этом эффективность такого рода методик, в первую очередь связана с профессионализмом исследователя, так как не опирается на статистически достоверные методы и не имеет количественного способа измерения.

Личность человека – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которая направлена на поддержание индивидуального своеобразия и на устойчивость поведения человека и его представлений о самом себе. При различных нарушениях личности нарушается не только внутреннее состояние человека, но и межличностные взаимоотношения. При различных психических патологиях, где присутствуют нарушения мышления и памяти, со временем можно увидеть, как нарушается личностная организация, распадается идентичность и нарушаются даже такие устойчивые представления человека о самом себе, как о человеке с определенными особенностями поведения и потребностями. Существующие методики исследования личности так или иначе связаны с ее теоретическими описаниями.

В работах К.Леонгарда описывалось ядро личности и второстепенные черты личности. Методики, основанные на этой теории, предполагают выявление наиболее ярких черт или так называемых акцентуаций. Это понятие лежит между понятием о норме и патологии, но при неблагоприятных обстоятельствах акцентуированные личности подвергаются определенному риску. Другой популярный способ исследования личности принадлежит Г. Айзенку. В его основе лежит представление о существовании четырех типов темперамента. Тест Айзенка может помочь выбрать наиболее подходящую для человека профессиональную область или сделать вывод о его способах взаимодействия с собой и окружающими. Тест Айзенка опирается на представление о человеке и его психике, высказанное еще в 3-5 веках до нашей эры греческим врачом Гиппократом, который говорил о четырех типах жидкостей в организме, влияющих на характер человека. В XVIII веке эту классификацию описали как психологические типы — сангвиник, меланхолик, флегматик и холерик.

Некоторые методики связывают особенности личности с особенностями нервной деятельности, типом нервной системы и генетически наследуемыми особенностями. Важными составляющими исследования личности являются показатели уровня тревожности, депрессии, самооценки и способности к адаптации, уровня агрессии.

Эффективным является 16-факторный опросник Кетелла, позволяющий определить свойственные человеку способы поведения и взаимодействия с миром и собой.

Наиболее современные психодиагностические методики, например, психосемиотический анализ текста, позволяют при помощи математических методов получить представление о картине мира индивида.

Таким образом, современные методы исследования личности представляют большой спектр возможностей для понимания природы человека и дают возможность подобрать для каждого человека, с его особенными личностными чертами, наиболее подходящие рекомендации для улучшения качества его жизни или же преодоления внутренних и социальных сложностей.

Автор статьи

Карл Леонгард

Орехов Иван Николаевич

Психолог.

Врачебный стаж: 11 лет