совокупность методик в психологии, с помощью которых проводят социометрические исследования
Социометрия — это совокупность методов, с помощью которых в психологии измеряют межличностные отношения на основе определённых данных и параметров. Разработчиком этой теории считается социальный психолог и психиатр из США Якоб Леви Морено.
Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев. Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати, впервые прозвучал термин «социометрия».
Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.
На современном этапе социометрия — абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса. Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.
Зачем нужна социометрия?
Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.
Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».
Понятия, применяемые в социометрии
- «Теле» — это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу, которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
- На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы. Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.
Тезисы социометрии
- Все люди влияют друг на друга и связаны между собой, поэтому человечество можно рассматривать как единую структурированную единицу;
- Существующая реальность состоит из множества субъективных реальностей каждого индивида, поэтому её никоим образом нельзя исследовать и изучить объективно, потому что у каждого человека своя точка зрения на протекающие во внешнем мире процессы;
- Исследователь-социометрист, желающий провести эксперименты с какой-либо социальной группой, должен на время опытов стать частью этой группы;
- Методы социометрии в каждом отдельном случае работают с уникальной ситуацией, которая больше не повторится;
- Социометрические исследования рассматривают межличностные отношения во всём их многообразии между всеми людьми, а не отвечают на вопросы о причинах и побуждающих мотивах индивидов.
Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов
- Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
- Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
- Психологический климат в социальной группе.
- Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
- Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
- Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).
Социометрическое исследование: как оно проводится
Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения, определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.
Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.
Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей, поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.
Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов.
Схема действий при проведении социометрического исследования
- Ставятся задачи исследования, выбираются объекты для проведения измерений.
- Формулируются критерии опроса индивидов, составляющих социальную группу. На их основе выдвигаются первые предположения и гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования.
- Исходя из отобранных критериев разрабатываются вопросы, на которые должен будет ответить каждый участник коллектива или группы письменно или устно, как на интервью. На данном этапе социометристы чаще всего встречаются с многочисленными затруднениями, например, поскольку такого рода исследования не предусматривают абсолютную анонимность, люди зачастую отказываются выражать свои антипатии и симпатии открыто, предпочитают не раскрывать мотивы своего поведения, которые в некоторых случаях являются неблаговидными.
- Ответы испытуемых обрабатываются, и учёные составляют социограмму, отражающую особенности взаимодействий внутри исследуемой социальной группы.
- Если результаты логически противоречивы или непоследовательны, опрос может быть произведён несколько раз. При этом вопросы, задаваемые членам группы, обязательно должны различаться при проведении каждого следующего исследования.
Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?
Если изучаются деловые взаимоотношения, то набор вопросов может быть таким:
- С кем бы вы отправились в служебную командировку на продолжительное время?
- С какими сотрудниками из трудового коллектива вы бы ни за что не поехали в командировку?
- Кто, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями лидера?
- Кому ни в коем случае не следует брать на себя лидерские функции?
- Кого из членов группы вы могли бы попросить оказать вам посильную помощь? Укажите, к кому вы обратились бы в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?
- Кто не заслуживает вашего доверия, и к кому вы не стали бы обращаться с просьбой о помощи, даже если бы очень в ней нуждались?
Если требуется изучить личные отношения, то вопросы могут быть следующего рода:
- Представьте, что члены вашего трудового коллектива живут вместе в общежитии. С кем из них вам было бы комфортно проживать в одной комнате?
- Вашу группу расформировывают. С кем из её участников вам не хотелось бы работать в будущем?
- В вашей жизни возникла неприятная и трудная ситуация. К кому из участников коллектива вы могли бы обратиться за советом?
- У кого вы никогда не станете просить помощи?
- С кем из людей, находящихся с вами в одной группе или коллективе, вы бы с радостью отмечали праздники или дни рождения?
- Кого вы не желаете видеть на своём дне рождения?
Формы социометрической процедуры
На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.
Первая из них называется непараметрическая процедура. Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.
К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.
Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора, когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.
Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура. Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.
В чём преимущества такой процедуры? Прежде всего, она способствует более внимательному отношению испытуемых к исследованию и тщательному обдумыванию ответов. Учёные отмечают, что при применении параметрической процедуры надёжность собранных данных улучшается, а это, в свою очередь, облегчает и ускоряет обработку материалов статистическими методами. И, разумеется, преодолевается главный недостаток непараметрической формы — случайные и необдуманные ответы.
Конечно, параметрическая процедура не является панацеей от всех проблем, встречающихся на пути социометристов, и обладает некоторыми недостатками. Так, исследователи при использовании этой процедуры не могут определить уровень эмоциональной экспансивности участников группы, а также выявить все виды взаимоотношений, сложившиеся в ней.
Как обрабатываются данные
Данные участниками группы ответы фиксируются на социометрических карточках, которые затем используются в качестве базы для статистической и математической обработки данных. Различают три вида обработки данных:
- Табличный (или социоматрица). Результаты заносятся в сводную таблицу, и затем на их основе исследователи делают выводы: достигли ли они цели исследования, какие закономерности выявили, были ли выбранные ими критерии применимыми и достоверными, нужно ли проводить дополнительное исследование.
- Графический (социограмма). С её помощью можно легко провести наглядный анализ взаимоотношений в группе, выявить её иерархическую структуру и определить, каков социальный статус и авторитетность у каждого члена коллектива.
- Индексологический. Социометрия выделяет персональные индексы, характеризующие психологические свойства личности в качестве члена группы, и групповые индексы, с помощью которых описываются виды взаимодействий между людьми в коллективе.
Социометрический метод
Социометрический метод
Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.
Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.
Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.
Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.
Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.
В данном случае различают «группу членства» и «референтную» группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую «диффузную» группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), «ассоциацию» (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), «корпорация» (преследование антисоциальных целей) и «коллектив» (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.
В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.
Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.
2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.
3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.
Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.
1. Подготовительная фаза:
а) определение проблемы, задач исследования;
б) выбор объекта исследования;
в) получение информации о членах группы, о самой группе.
2. Фаза социометрической разминки.
а) установление контакта с группой;
б) психологическая подготовка к опросу членов группы;
в) определение содержания социометрического критерия.
3. Фаза собственно опроса.
а) инструктаж респондентов;
б) тиражирование и раздача социометрических карт;
в) заполнение карт респондентом;
г) сбор социометрических карт.
4. Фаза обработки.
а) обработка полученной информации;
б) проверка данных на надежность и достоверность.
5. Завершающая фаза.
а) формулировка выводов;
б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.
Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:
1. В содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами группы.
2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.
3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.
4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.
5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.
При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»
Социометрическая процедура, при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической. Подобный вариант позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, показать все многообразие межличностных связей в группе.
Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.
При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.
Вид карты может иметь следующий вид:
Социометрический критерий
|
Номер члена группы
|
Результаты опроса заносятся в социоматрицу, где «+» — означает положительный выбор, «-« – отрицательный, «О» – отсутствие выбора.
В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8-ми членов группы.
Таблица 2
Итоги социометрического опроса
Кто
выбирает
|
Кого выбирают
|
Отданные
голоса
|
Всего
| |||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
+
|
–
| |||
1
2
3
4
5
6
7
8
|
–
–
–
+
О
+
+
|
+
+
+
+
+
–
–
|
О
–
+
О
О
О
|
+
+
–
–
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
|
–
+
О
О
–
+
+
|
–
–
–
–
–
О
О
|
+
+
О
О
О
+
+
|
4
4
2
3
3
4
4
4
|
2
3
3
2
3
–
1
1
|
6
7
5
5
6
4
5
5
| |
Содержится голосов
|
+
–
|
2
4
|
5
1
|
2
1
|
4
3
|
6
—
|
3
2
|
—
5
|
4
—
|
26
|
16
| |
Всего:
|
6
|
6
|
3
|
7
|
6
|
5
|
5
|
4
| ||||
Путем преобразования, логического и числового анализа выясняются отношения в коллективе.
Одним из наиболее распространенных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое отображение результатов называется социограммой.
Социограмма – это схематическое изображение реакций исследуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.
При построении социограммы употребляется следующая символика:
А ¾¾¾ В — положительный выбор
А- — — — В — отрицательный выбор
А¾¾¾ В — положительный взаимовыбор
А — — — — В – отрицательный взаимовыбор
Количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающим критериям, являются социометрические индексы (коэффициенты), подразделяющиеся на индивидуальные и групповые.
Приведем примеры исчисления некоторых из них.
1.Социометрический статус, отражающий отношение членов группы к каждому ее представителю.
Сi = количество полученных выборов
N – 1
Социометрический статус имеет положительный и отрицательный варианты. В этом случае в числителе соответственно указываются количество положительных и отрицательных выборов (Ci+; Ci–).
2. Индекс эмоциональной экспансивности, характеризующей отношение человека к членам группы.
Еi = количество отданных голосов
N – 1
Аналогично первому индексу, вводятся положительный и отрицательный индексы экспансивности (Ei–; Ei+).
3. Групповой индекс социометрической когерентности, характеризующий меру связанности группы по выделенному критерию, без учета знака направленности.
К = количество отданных (полученных) выборов
N (N – 1)
4. Групповой индекс взаимности
G = количество взаимных положительных связей
N (N – 1)
Анализ величины различных социометрических индексов дает представление о структуре малой социальной группы.
Относительно, например, практики спорта, для тренера исключительно важно знать групповой статус личности или положение в команде каждого ее члена. Чем эта важность определяется? Во-первых, тем местом, которое занимает спортсмен в структуре группы с точки зрения межличностного предпочтения, симпатией – антипатией, лидерства. Кроме того, немаловажное значение имеет субъективный фактор – внутренняя позиция, во многом обусловленная самооценкой личности.
Самооценка отражает то, что спортсмен видит в самом себе в сравнении с тем, что имеет ценность для него и для команды. Значение ее очень велико. Слишком высокая или слишком низкая самооценка может стать источником внутренней конфликтности.
Кроме всего прочего, знание степени организованности команды позволит тренеру правильно расставить силы при достижении спортивных задач, решить можно или поручить спортсменам самостоятельно выполнить то или иное задание, выявить их организаторские способности, наладить взаимопомощь, взаимопонимание.
Применение социометрического метода позволяет получить знание о внутриколлективных отношениях, что поможет тренеру в организации воспитательного процесса, решении тренировочных и соревновательных задач. Выявляется наличие микрогрупп, их структура и лидеры, пути налаживания положительных отношений в команде.
В итоге тренер получает информацию по нескольким позициям:
а) спортсмен о себе
б) партнеры о спортсмене
в) тренер о спортсмене
|
г) спортсмен о тренере;
д) спортсмен о партнерах.
|
Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Метод Дж. Морено
Методика социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе
Метод Дж. Морено
Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.
Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.
Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.
Интерпретация полученных результатов
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
«Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
«Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
«Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.
Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.
Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
3.У тебя день рождения.
Спасибо!
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
3.У тебя день рождения.
Спасибо!
Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Интерпретация полученных результатов:
«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Соціометрія для школярів – Дитячий психолог
Соціометрія – це соціально-психологічний тест, спрямований на виявлення взаємин всередині групи людей: які симпатії всередині групи, хто є загальним улюбленцем, а кого обходять стороною.
Методику соціометрії широко застосовують для школярів як в початкових, так і в старших класах. Цей метод заснований на уявному виборі, який роблять всі члени групи. Пропонується досить напружена емоційна ситуація, в рамках якої учасникам необхідно зробити вибір на папері на користь або проти деяких членів групи. Варто відзначити, що у школярів немає як такої спільної діяльності – найчастіше вони просто навчаються разом, сидячи один з одним за партою. Тому їм важко буде вибирати в своїй групі лідера. Однак оцінити емоційну атмосферу класу за допомогою соціометрії можливо.
Яку теоретичну ситуацію запропонувати школярам, щоб оцінити їхні емоційні взаємини?
Ситуація повинна бути пов’язана зі шкільним життям, проте можна додати і позаурочну спільну діяльність. Для молодших школярів при проведенні соціометрії можна використовувати наступні питання:
З ким би ти хотів робити домашні завдання, готуватися до іспитів та здачі тестів?
Кого б ти запросив на свій день народження?
А кого запросив би на день народження в останню чергу?
Хто тобі найбільше подобається в класі?
З ким би ти хотів жити по сусідству?
Кого б ти вибрав для поїздки або походу на природу?
Кому ти довіриш свою таємницю?
Кому ніколи не довіриш свою таємницю?
Проведення соціометрії в будь-якому класі є серйозним емоційним випробуванням. Особливо для тих, хто не особливо популярний у класі. Необхідно чесно написати, хто тобі подобається, а хто ні, підписавши при цьому свою анкету. Краще, якщо проводити методику буде досвідчений психолог, знайомий з класом і обстановкою в ньому, який завоював довіру і прихильність до себе школярів.
Перед початком опитування необхідно провести попередній інструктаж. Ось один з варіантів:
«Ми часто спілкувалися з вами, намагалися визначити, чи дружний у вас клас, і якщо ні, то з якої причини. Я хочу глибше розібратися в цьому. Зараз ви отримаєте бланки і прочитаєте їх. Питання складні і прості одночасно – вони стосуються відносин між вами. Поставтеся серйозно! Звичайно, ви можете не відповідати, але так мені буде складніше допомагати вам створювати дружню атмосферу в класі! Не забудьте підписати свої анкети – інакше загубиться весь сенс. Я гарантую – ваші відповіді буду знати тільки я, вони нікому не потраплять в руки. Ні з ким не радьтеся, не підглядайте відповіді сусіда. Мені важлива особиста точка зору кожного ».
При відповідях на питання є такі умови:
кількість обмежена 3-5;
дозволяється повна свобода при виборі;
досліджуваний розставляє всіх учасників по значущості (від найбільш значимого до найменш).
Після обробки даних складається таблиця з отриманими результатами. Вертикаль складатиметься з прізвищ учасників групи (хто обирає), горизонталь – з номерів, під якими досліджувані перебувають у списку (кого обирають). Плюсами можна проставити, хто кого обирає. Після складається схема зразок мішені – соціограма, що дає наочне уявлення про отримані результати.
Внутрішнє коло – «зона зірок», в неї потрапляють лідери з максимальною кількістю виборів;
Друге коло – зона бажаних. Вони набрали половину або більше виборів;
Третє коло – зона знехтуваних, відтиснутих – вони отримали менше половини голосів;
Четверте коло – зона ізольованих – не отримали жодного очка.
Щоб грамотно розібратися в популярності одних і непопулярності інших – соціометрію необхідно проводити кілька разів на рік, що дозволить визначити ефективність проведеної психологом і класним керівником роботи і підкоригувати її надалі.
Використані матеріали з сайту womanadvice.ru
Поділитися цим:
Подобається це:
Подобається Завантаження…
Пов’язано
Социометрия как метод в психологии
Любое сообщество людей представляет собой сложную структуру межличностных отношений и микрогрупп. Социальная психология, изучая характер этих отношений, использует разнообразные методики, но самой известной и популярной считается социометрия. Переводится этот термин как «социальное измерение», а разработчиком метода является американский психолог Джекоб (Яков) Морено.
Социометрическая теория Дж. Морено
Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены. Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют. В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук.
На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир. Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества. На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.
Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.
В чем суть социометрии
Социометрия – это специальная экспериментальная методика, опирающаяся на математические методы. В настоящее время ее результаты используют социальные психологии для организации работы с любой группой: школьным классом, неформальной подростковой группой, трудовым коллективом и т. д.
Процедура проведения методики
Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.
Для проведения социометрии используются специальные вопросы (обычно всего один), которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одногруппников и трех отвергаемых.
Сама формулировка вопроса во многом зависит от возраста и рода деятельности членов группы. Так, при исследованиях школьного класса могут быть следующие вопросы:
- «Кого бы ты хотел/хотела пригласить на свой день рождения?» и «Кого бы ты никогда не пригласил к себе на день рождения?»
- «С кем бы ты хотел/хотела пойти в поход?» и «С кем бы ты ни за что не хотел идти в поход?»
- «С кем бы ты согласился оказаться на необитаемом острове?» и «Кого бы ты не хотел видеть рядом с собой на необитаемом острове?»
Для взрослых людей, членов профессиональной группы можно сформулировать вопросы несколько по-другому.
- «Если бы вам предложили работать над важным проектом, с кем бы из коллег вы хотели сотрудничать?» и «С кем бы не хотели?»
- «Если бы вы поехали в командировку, кого бы из коллег вы хотели видеть рядом с собой?»
Каждый участник исследования получает карточку, на которой он должен написать свою фамилию и вписать фамилии предпочитаемых членов группы и на оборотной стороне – отвергаемых. Кстати, часто психологи, диагностирующие группу, предлагают сделать только положительные выборы. И не столько потому, что обрабатывать результаты будет легче, сколько потому, что сама необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции. Мало кому нравится демонстрировать свою неприязнь к коллегам, постороннему человеку. Однако в ряде случаев без негативных оценок не обойтись, особенно, если в коллективе есть конфликты.
Но следует помнить, что социометрия – это один из методов, промежуточные результаты которого психолог должен сохранять в тайне, чтобы не ухудшить социальную ситуацию в группе.
Обработка полученных результатов
Для того чтобы получить материалы, которые будут анализироваться и использоваться в работе с группой, психолог на основании полученных данных должен решить ряд задач:
- Определить количество положительных и отрицательных выборов, которые получил каждый член группы.
- Выявить индивидов, получивших максимальное и минимальное количество голосов.
- Определить людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов.
- Составить рейтинг симпатий и антипатий.
- Установить наличие и количество взаимных выборов в отношении каждого члена группы.
- Определить наличие и состав микрогрупп.
- Установить связи между микрогруппами или их отсутствие.
Выполнить все это непросто, и можно запутаться, даже если группа сравнительно небольшая. Для облегчения анализа результатов в социометрии предусмотрено составление социограммы и социоматрицы.
Социограмма – это таблица, в которую заносятся фамилии участников и сделанные ими выборы. Для этого в первом столбце указываются порядковые номера и фамилии членов группы, в последующих столбцах только порядковые номера. Затем на пересечении строк и столбцов отмечают выборы. Например, №1 Андреев выбрал №3, №7 и №9. №2 Борисов выбрал № 1, №3 и №6 и т. д. В итоге в вертикальных столбцах будет хорошо видна общая сумма выборов по каждому члену группы.
Затем полученные данные переносятся в социограмму. Она представляет собой три (реже четыре) концентрических круга, в которых располагают номера участников в зависимости от количества полученных ими выборов. В центре – те, кто получил максимальное число выборов. Потом стрелками указываются и сами выборы, в том числе и взаимные.
Пример социограммы
Социограмма дает яркую картину межличностных отношений, и в ней хорошо заметны микрогруппы, а также связи между ними. В исследованиях школьных классов и молодежных групп психологи обычно помечают разными значками участником мужского и женского пола и помещают их на разных сторонах социоматрицы. Показательно, что до старшего подросткового возраста между мальчиками и девочками практически не бывает выборов.
Социометрическая структура группы
Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.
Социометрические статусы
Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.
Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.
Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.
Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.
Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.
«Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.
«Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.
Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.
Микрогруппы в социометрической структуре
Как правило, социометрические исследования проводятся в малых группах с количеством членов немногим более 20. И в них социометрия позволяет выявить микрогруппы людей, объединенных взаимными выборами. Индивиды в таких образованиях связаны симпатиями и общими интересами, что делает микрогруппы устойчивыми элементами структуры социума.
Именно эти образования может эффективно использовать руководитель для организации работы группы в целом. Удобство и продуктивность малых объединений людей доказано в педагогике. Учителя и классные руководители давно и успешно используют в своей работе естественно сложившуюся структуру класса. Но и в работе с сообществами взрослых опора на микрогруппы может сделать коллектив более эффективным.
С другой стороны, конфронтация между микрогруппами, которая нередко случается, может оказаться разрушительной для коллектива в целом. И социометрия позволяет вовремя выявить наличие тенденций отвержения между отдельными мини-сообществами.
Преимущество социометрии, как метода, в относительной простоте – ее может провести даже психолог, не имеющий большого опыта. А еще социометрия очень информативна. На основании полученных данных можно создать развернутую картину межличностных отношений и определить вес каждого индивида в этих отношениях.
О методике социометрии Морено
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Джекоб (Якоб) Леви Морено
(18 мая 1889, Бухарест, Королевство Румыния — 14 мая 1974, Нью-Йорк, США) — психиатр, психолог и социолог.
Основатель психодрамы,
социометрии и
групповой психотерапии.
—
Наиболее исчерпывающую информацию по вопросу вы сможете прочитать по данному адресу:
Метод социометрических измерений
Страничка в википедии про основателя метода Морено Якоб Леви
Поделиться в соц. сетях:
Соціометрія — Вікіпедія
Соціометрія — теорія вивчення міжособових відносин, автором якої є австрійсько-американський психолог та соціолог Якоб Морено. Рідше соціометрією називають методику вивчення внутрішніх групових зв’язків та ієрархії в маленьких групах осіб.
Історія та теоретичні основи методу[ред. | ред. код]
Під соціометрією розуміють методи дослідження структури міжособистісних відносин в малій соціальній групі шляхом вивчення виборів, зроблених членами групи по тих чи інших соціометричних критеріях. Термін «соціометрія» в перекладі з латини означає вимірювання міжособистісних взаємин у групі. У суспільних науках він постав наприкінці XIX ст. у зв’язку зі спробами застосування математичних методів до вивчення соціальних явищ. Основна заслуга у створенні методології соціометричних досліджень, сукупності вимірювальних процедур і математичних методів обробки первинної інформації належить соціопсихологу Якобу Морено (1889—1974). Виробивши свою систему структурного аналізу малих груп, Морено сформулював і стратегічне завдання соціометрії. Воно, на його думку, полягає у забезпеченні таких умов на виробництві і в житловому приміщенні, за яких люди працювали і жили б в оточенні симпатичних і симпатизуючих їм людей.
Соціометричне опитування істотно відрізняється від інших видів соціологічного дослідження за характером вихідних даних, способами їхнього представлення, процедурою опитування та методах аналізу зібраної інформації. На відміну від інших видів опитування результатом виміру тут є не характеристика респондента (тобто значення ознаки, виміряної в тому чи іншому типі шкали), а взаємини між респондентами. Якщо в інших видах опитування відповідь усіх респондентів на будь-яке запитання породжує розподілення опитаних за ознакою, що відповідає даному запитанню, то відповіді всіх членів групи на дане соціометричне запитання породжують структуру відносин. Ця відмінність призводить до виникнення спеціальних способів представлення зібраних даних: отримана структура представляється у вигляді спеціального малюнку (соціограми) або таблиці (соціоматриці).
Подальший розвиток соціометричних методів здійснюється, по-перше, шляхом уточнення інтерпретації результатів, отримуваних з їхньою допомогою (такі роботи проводилися в рамках так званої «стратометричної» концепції малих груп). По-друге, створюються різні модифікації процедури збору даних, що дозволяють розширити клас відносин, досліджуваних за допомогою соціометрії. Зокрема, нові методи дозволяють вивчати не тільки емоційні міжособові відносини, а й інші відносини між членами групи, а способи отримання інформації включають всі основні способи збору даних, що використовуються в соціології (опитування, спостереження, аналіз документів). До таких модифікацій відноситься, наприклад, «рефренометрія», що дозволяє визначати для кожного респондента тих членів групи, думка яких його особливо цікавить, методика «вибору в дії» (наприклад, при дослідженні школярів молодших класів або дошколят кожній дитині дають декілька листівок і просять подарувати по одній листівці своїм товаришам) тощо. По-третє, розширюється клас об’єктів, відношення яких вивчаються з допомогою соціометричних методів. За їхньою допомогою вивчається, наприклад, структура складних організацій, відносини між родинами в селах та районах міста, мережі цитування в наукових публікаціях, аналіз особливостей п’єс різних авторів, де вивчається напруженість відносин героїв п’єси тощо.
Розвиток соціометрії у вказаних напрямках призвів до формування ширшого її визначення: під соціометричними методами розуміються методи дослідження структури відносин між будь-якими соціальними об’єктами. З цього визначення витікає і основне обмеження області використання соціометрії: досліджувані соціальні об’єкти (це може бути мала група, підприємство чи організація) являють собою певну систему, вивчення якої зовсім не вичерпується описом структури відносин між її елементами. Зокрема очевидно, що вивчення малих груп, окрім вивчення структури міжособистісних відносин, має включати вивчення групових норм та цінностей, соціально-демографічних та інших характеристик групи, а також зв’язків між різними класами характеристик.
Важливим розділом соціометрії є моделювання соціальних процесів.
Соціометричний метод опитування — один із різновидів опитування, який використовують для вивчення внутрішньоколективних зв’язків шляхом виявлення стосунків між членами колективу. Цей метод застосовують для дослідження міжособистісних стосунків і міжгрупових відносин з метою їх поліпшення. Він дає змогу соціологові вивчити склад малих соціальних груп, особливо неофіційних стосунків, одержуючи соціологічну інформацію, яку іншим шляхом дістати майже неможливо.
Технічний апарат соціометрії застосовують у різних сферах мікросоціології. Грамотне використання арсеналу соціометричних методів є передумовою для ґрунтовних теоретичних висновків про функціонування і розвиток груп, досягнення значних практичних результатів у комплектуванні колективів, підвищенні ефективності їх діяльності.
Мала соціальна група — реально існуюче утворення, в якому люди об’єднані певною спільною ознакою, спільною діяльністю або живуть в ідентичних умовах, обставинах і певним чином усвідомлюють свою належність до цього утворення. Головною рисою малої групи є відчуття спільності, яке цементує взаємини у групі й відрізняє одну групу від іншої. Оскільки чисельність малої групи обмежена, то суспільні відносини в ній виступають у формі безпосередніх особистих контактів. Вважається, що «нижня» межа чисельності малої групи становить три, а «верхня» — п’ятнадцять—двадцять осіб.
У малій групі при соціометричному опитуванні кожному респондентові вручають соціометричну анкету (карточку) і список членів соціометричної групи. Прізвища членів групи кодують, наприклад, номером у списку групи. Соціометрична карточка, як і будь-яка соціологічна анкета, починається із звернення, в якому пояснюють мету опитування, викладають правила заповнення карточки, гарантують анонімність. У кінці після запитань дякують респонденту за співробітництво. У карточці повинно бути 7—8 критеріїв.
Результати опитування заносять у соціоматрицю, яка компактно подає первинну інформацію і спрощує математичне опрацювання зібраних даних.
Соціоматриця — це таблиця, у якій в рядках розміщують відповіді кожного із членів групи.
Соціометричні критерії[ред. | ред. код]
У соціометричному опитуванні важливим аспектом є соціометричний критерій, це запитання соціометричної анкети (тесту), в якій респондентам пропонується обрати одного або декількох членів досліджуваної групи (найчастіше для спільної діяльності в прожективній ситуації).
Соціометричний критерій повинен: а) націлювати суб’єкт на вибір чи відхилення іншого члена групи для спільного вирішення того чи іншого завдання;
б) не допускати обмежень щодо вибору відхилення будь-кого з членів чітко окресленої групи;
в) бути зрозумілим усім членам групи, а також цікавим, якщо не всім, то більшості з них;
г) переконувати людину в практичній спрямованості опитування.
Соціометричні критерії поділяють на два основні класи: комунікативні і гностичні.
Комунікативні критерії використовують для того, щоб виміряти реальні або уявні стосунки в групі, з’ясувати, як кожний член групи бачить своє безпосереднє оточення. Гностичні критерії призначені для відображення уявлень людини щодо її ролі, позиції в групі, а також для з’ясування того, хто, на її думку, обере її для спільного вирішення певного завдання, хто — знехтує. Приклад комунікативного критерію: «Кого б ви обрали своїм старостою?» А гностичний варіант звучав би так: «Хто з Вашої групи, на Вашу думку, хотів би обрати Вас старостою?» В обох випадках критерії сформульовані у позитивній формі, тобто орієнтовані на з’ясування вибору. Але існують і заперечні критерії, які фіксують негативне ставлення однієї людини до іншої. Ще один різновид соціометричних критеріїв — критерії ранжування. Вони забезпечують можливість для ранжування суб’єктом своїх стосунків з членами групи. Наприклад: «Вкажіть по порядку, з ким із членів Вашого колективу Ви хотіли б створити мале підприємство у першу чергу, у другу чергу, у третю чергу і т. д.?»
Соціометрична процедура, за якої респондент обирає відповідно до заданого критерію стільки осіб, скільки він вважає за необхідне, називається непараметричною. Параметрична процедура передбачає вибір із завчасно заданими кількісними обмеженнями. Наприклад, за сформульованим критерієм пропонують обрати із 8 осіб одного, двох чи трьох. Це знижує ймовірність спонтанних реакцій, непродуманих відповідей.
социометрический метод Википедия
Социометрия — это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено и Хелен Холл Дженнингс в их исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием и использовался во время Лечебного обучения.
Определение []
Термин «социометрия» относится к его латинской этимологии: socius означает «компаньон» и metrum означает меру.Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них». Далее он пишет: «Как … наука групповой организации, она атакует проблему не из внешней структуры группы, поверхности группы, а из внутренней структуры» [1] . «Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, придающие группе ее форму: союзы, подгруппы, скрытые убеждения, запретные программы, идеологические соглашения,« звезды »шоу. [2] »
Морено разработал социометрию как одну из новых социальных наук. Он заявляет: «Главной методологической задачей социометрии был пересмотр экспериментального метода, чтобы он мог эффективно применяться к социальным явлениям».
(Moreno, 2012: 39) [3]
Практика метода была сосредоточена на результатах, установленных участниками «Делая выбор на основе критериев, явных и энергичных, Морено надеялся, что люди будут более спонтанными, структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми.’
Одним из нововведений Морено в социометрии стала разработка социограммы , систематического метода графического представления людей в виде точек / узлов и взаимосвязей между ними в виде линий / дуг. [4] Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и открытиях, также основал журнал под названием Социометрия.
- Социограммы Морено
В социологии социометрия имеет два основных направления: исследовательская социометрия и прикладная социометрия.Исследовательская социометрия — это исследование действий с группами, изучающими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев, например Кого из этой группы вы хотите сесть рядом с собой на работе? К кому в группе вы обращаетесь за советом по работе? Кто в группе, по вашему мнению, будет обеспечивать удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевыми исследованиями, касается паттернов взаимоотношений в небольших (индивидуальные и небольшие группы) и более крупных группах населения, таких как организации и районы.Социометристы-прикладники используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети отношений. Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения вызывать большую спонтанность и творческий потенциал как отдельных людей, так и групп.
Критерии Морено для социометрических тестов []
В книге «Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации» (1951) Морено описывает глубину, на которую группа должна пойти, чтобы метод был «социометрическим».Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не выполнялись некоторые критерии группового процесса. Одним из них является признание разницы между динамикой процесса и явным содержанием. Цитируя Морено: «существует глубокое расхождение между официальным и секретным поведением членов». [5] : 39 Морено утверждает, что перед тем, как предлагать какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактическое устройство группы.» [5] : 39
Другие критерии включают правило адекватной мотивации:» Каждый участник должен думать об эксперименте, что он является его (или ее) собственным делом … что это возможность для него (или ее), чтобы стать активным агентом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации »и Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. [5] : 116
Антропологические приложения []
Учитывая, что социометрия связана с групповой принадлежностью и расколом, неудивительно, что социометрические методы использовались для изучения этнических отношений и того, как люди идентифицируют себя с этническими группами. [6] Например, используя социометрические исследования, Джоан Крисвелл исследовала отношения между черными и белыми в классах США, [7] Габриэль Вейманн исследовал этнические отношения в Израиле, [8] и Джеймс Пейдж исследовали внутриэтнические и межэтнические отношения. межэтническая идентификация в пределах Тихого океана. [9]
Другие подходы и программное обеспечение []
В последние десятилетия были разработаны другие подходы, такие как анализ социальных сетей или социокартирование. Бесплатное, а также коммерческое программное обеспечение было разработано для анализа групп и их структуры, например Gephi, Pajek, Keyhubs или InFlow. Пейдж, J. 1988/9. Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутриэтнического и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований . 15/16: 74-81. Интернет: http://eprints.qut.edu.au/3566/
Внешние ссылки []
- Sometics, коммерческое программное обеспечение, используемое для создания социограмм.
- cliq, веб-инструмент для создания, проведения, оценки и управления социометрическими опросами.
.
Статья о социометрии по The Free Dictionary
— раздел социальной психологии, изучающий межличностные отношения, уделяя основное внимание их количественному измерению.
Термин «социометрия» впервые был использован в 19 веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 веке микросоциологи, в том числе Г. Гурвич, пытались объяснить социальные явления, исследуя личные отношения между людьми.Дж. Морено дал новое определение термину «социометрия», сузив его значение до изучения отношений между людьми. Он включил реакционные утопические аргументы, а также экспериментальные методы в социометрии.
С развитием социальной психологии термин «социометрия» приобрел более конкретное значение, обозначая группу методов, используемых для исследования межличностных отношений. Социометрический тест устанавливает предпочтение или отношение, выражаемое человеком относительно взаимодействия с другими людьми в данной ситуации.Такой тест позволяет описать положение человека в группе с точки зрения его собственного восприятия, сравнить это с реакциями других членов группы и выразить взаимоотношения внутри сопоставимых групп формальными методами, включая математические и графические методы.
Психодрама и социодрама воспроизводят личные отношения, существующие между исследуемыми людьми в драматизированной ситуации. Они используются как в диагностических, так и в терапевтических целях.Социометрические методы широко используются в терапевтических целях и при изучении небольших групп с целью улучшения управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Moreno, J. L. Sotsiomelriia . Москва, 1958. (пер. С немецкого)
Коломинский, ля. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ком коллективе . Минск, 1969.
Кузьмин Э.С. Основы социальнойпсихологии . Ленинград, 1967.
Лекции по методике конкретных социальных исследований .М., 1972.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях . Ленинград, 1970.
Lindzey, G., and D. Byrne. «Измерение социального выбора и межличностной привлекательности». В Справочник по социальной психологии , т. 2. Рединг, Массачусетс, 1968.
Northway, M. L. A Primer of Sociometry . Торонто, 1967.
.
Статья о социометристе по The Free Dictionary
— раздел социальной психологии, изучающий межличностные отношения, уделяя основное внимание их количественному измерению.
Термин «социометрия» впервые был использован в 19 веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 веке микросоциологи, в том числе Г. Гурвич, пытались объяснить социальные явления, исследуя личные отношения между людьми.Дж. Морено дал новое определение термину «социометрия», сузив его значение до изучения отношений между людьми. Он включил реакционные утопические аргументы, а также экспериментальные методы в социометрии.
С развитием социальной психологии термин «социометрия» приобрел более конкретное значение, обозначая группу методов, используемых для исследования межличностных отношений. Социометрический тест устанавливает предпочтение или отношение, выражаемое человеком относительно взаимодействия с другими людьми в данной ситуации.Такой тест позволяет описать положение человека в группе с точки зрения его собственного восприятия, сравнить это с реакциями других членов группы и выразить взаимоотношения внутри сопоставимых групп формальными методами, включая математические и графические методы.
Психодрама и социодрама воспроизводят личные отношения, существующие между исследуемыми людьми в драматизированной ситуации. Они используются как в диагностических, так и в терапевтических целях.Социометрические методы широко используются в терапевтических целях и при изучении небольших групп с целью улучшения управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Moreno, J. L. Sotsiomelriia . Москва, 1958. (пер. С немецкого)
Коломинский, ля. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ком коллективе . Минск, 1969.
Кузьмин Э.С. Основы социальнойпсихологии . Ленинград, 1967.
Лекции по методике конкретных социальных исследований .М., 1972.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях . Ленинград, 1970.
Lindzey, G., and D. Byrne. «Измерение социального выбора и межличностной привлекательности». В Справочник по социальной психологии , т. 2. Рединг, Массачусетс, 1968.
Northway, M. L. A Primer of Sociometry . Торонто, 1967.
.
Статья о социометристах по The Free Dictionary
— раздел социальной психологии, изучающий межличностные отношения, уделяя основное внимание их количественному измерению.
Термин «социометрия» впервые был использован в 19 веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 веке микросоциологи, в том числе Г. Гурвич, пытались объяснить социальные явления, исследуя личные отношения между людьми.Дж. Морено дал новое определение термину «социометрия», сузив его значение до изучения отношений между людьми. Он включил реакционные утопические аргументы, а также экспериментальные методы в социометрии.
С развитием социальной психологии термин «социометрия» приобрел более конкретное значение, обозначая группу методов, используемых для исследования межличностных отношений. Социометрический тест устанавливает предпочтение или отношение, выражаемое человеком относительно взаимодействия с другими людьми в данной ситуации.Такой тест позволяет описать положение человека в группе с точки зрения его собственного восприятия, сравнить это с реакциями других членов группы и выразить взаимоотношения внутри сопоставимых групп формальными методами, включая математические и графические методы.
Психодрама и социодрама воспроизводят личные отношения, существующие между исследуемыми людьми в драматизированной ситуации. Они используются как в диагностических, так и в терапевтических целях.Социометрические методы широко используются в терапевтических целях и при изучении небольших групп с целью улучшения управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Moreno, J. L. Sotsiomelriia . Москва, 1958. (пер. С немецкого)
Коломинский, ля. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ком коллективе . Минск, 1969.
Кузьмин Э.С. Основы социальнойпсихологии . Ленинград, 1967.
Лекции по методике конкретных социальных исследований .М., 1972.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях . Ленинград, 1970.
Lindzey, G., and D. Byrne. «Измерение социального выбора и межличностной привлекательности». В Справочник по социальной психологии , т. 2. Рединг, Массачусетс, 1968.
Northway, M. L. A Primer of Sociometry . Торонто, 1967.
.