Методика социометрия для подростков: Учебно-методический материал на тему: СОЦИОМЕТРИЯ

Содержание

Учебно-методический материал на тему: СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрия — метод, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма — графическое изображение отножений респондентов друг к другу.

        Метод социометрии помогает получить «фотографию» внутриколлективных отношений между школьниками. Значение роли каждого ученика в коллективе, его симпатии, доверие, доброжелательность влияют на их поступки, поведение, формирование у них убеждений, нравственных привычек и других качеств.

        Социометрические исследования можно провести с помощью графического рисунка. Детям предлагается карточка-квадрат — это класс. В квадрате круг — это ребята его класса. Предложите ребёнку указать его место среди ребят (в виде точки). Если ребёнок ставит точку в центре, он комфортно чувствует себя в коллективе (это лидер). Если на границе круга или за его пределами — необходима помощь (он изолирован, изгой, ему трудно).

        Помните! Социометрия может обнаружить расхождение официальной и неофициальной структур коллектива, источники напряжений, конфликтов — это облегчает постановку задач коллективной и индивидуальной воспитательной работы. Результаты данной методики нуждаются  серьёзном качественном анализе. Не рекомендуется учителю пользоваться этой методикой, если у него по какой-либо причине испорчены отношения с классным коллективом или отдельными детьми.

        Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры. Очень много конфликтов между педагогами и детьми возникает из-за несправедливого, по мнению учащихся, выставления баллов. Детям порой кажется и, нужно признаться, небезосновательно, что педагоги поставили несправедливо. Решить эту проблему можно, представив детям критерии оценок и систематически обучая их оценивать ответы своих товарищей и свои собственные с помощью этих критериев. Приведём в качестве примера один из возможных вариантов критериев оценивания по любому предмету.

ПРИМЕР:

Критерии оценки результатов работы учащихся

Оценки:

  1. Жаль, конечно, но твои ответы неправильные.

Оценки 4-5. Допущено слишком много ошибок при ответах.

Оценка 6-7. Правильные ответы на все вопросы, но допущено две-три ошибки.

Оценка 8.   Уже намного лучше. Правильные ответы на все вопросы и только одна ошибка.

Оценка 9.   Молодец. Все ответы правильные, ни одной ошибки.

Оценка 10. Вот это здорово! Все ответы правильные, ни одной ошибки, правильно выполнены задания, которые учитель даже и не просил делать.

        Планируя занятия в Школе актива, необходимо проводить диагностику. Диагностика — это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности, деятельности, реализации задач, выяснения, какие из них требуют дальнейшего решения.

        Опыт показывает, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления, развитием коллектива и личности (приложение). Выявлено три основных варианта диагностики:

  1. Когда коллектив сформирован впервые.
  2. Когда коллектив не новый, а педагог впервые начинает работу.
  3. Когда педагог  и коллектив работали вместе.

              Педагог-психолог    Молоканова В.Н.

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психодогических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения следующее. Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: » ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? ( Здесь и к следующим трём вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
  2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?
  4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Ход опроса

   Исследователь задаёт поочерёдно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трёх человек, которым он отдаёт свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдаёт свои наибольшие симпатии (антипатии-при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдаётся предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе н

Тест по психологии по теме: СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ  ТЕСТ

Цель: выявление социометрического статуса учащихся   в коллективе;  определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных  навыков учащихся.

Возраст:  учащиеся 5-8 классов.

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам  очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

  Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого  вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.

 Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!»

Фамилия и  имя

Класс

Дата тестирования

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.

2.

3.

4.

5.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению,  взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

1.

2.

3.

4.

5.

                В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель  после раздачи листка с вопросами может сопроводить  процедуру диагностики устной инструкцией: 

 « Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной,  мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Сейчас вы получите тестовые  бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа  была не  напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним.

 Работу надо обязательно подписать. На общем классном собрании мы  будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

  Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас,  которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками. Время на выполнение теста — 10 -15 минут».  

Обработка социометрических данных

1 этап. Заполнение социометрической матрицы.

Список

Класса

                                                       Список класса

     1

       2

     3

     4

      5

      6

     7

     8

      9

1

   

      2

      3

 

      4

      5

     6

     7

     8

     9

   С +

   С —

   В+

   В —

Социометрическая методика — Летний лагерь

798 2100m.jpg
798 2217m.jpg

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для осуществления оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.

Ребятам предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать, в различных видах деятельности.

Например:

  1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?
  2. С кем бы из членов отряда ты отправился в кругосветное путешествие?
  3. С кем бы ты из членов отряда мог поделиться своими личными переживаниями?

Ребятам предлагается выбрать, как правило, не больше трех товарищей из отряда. Фамилии пишутся в именительном падеже.

Результаты представляют в форме матриц, которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

Ф.И.О. Иванов Петров Сидоров ВС
Иванов 2 1 . . 2
Петров 1 . 2 3 3
Сидоров 3 . 1 2 3
. . . . .
Обозначение

показателей

ВП 2 1 1 . . .
ВВ 2 1 1 . . .

По горизонтали и по вертикали матрицы в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов испытуемой группы.

Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, «2», который был выбран вторым, «3» — третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
ВВ — количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе личных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов — он относится к числу «звёзд». Если получил среднее количество выборов — к «предпочитаемым». Если меньше среднего числа выборов — к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора — к «изолированным».

Удовлетворённость положением ребенка в отряде определяется по коэффициенту

к = ВВ (число взаимных выборов) / ВС (число выборов, сделанных данным человеком)

Так, если число ВВ равно 0, а число выборов сделанных человеком 3, и К = О/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в сфере межличностных отношений.

Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) и отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства:
«звёзды»+«предпочитаемые»= «пренебрегаемые»+«изолированные».

О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преобладание людей с низким статусом. Если «звёзды» + «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это говорит о высоком УБВ, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом, следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Цветков, Смирнова, Алексеев, Славина, Сидоров (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

Варианты выборов были следующие:

Иванов: Смирнова, Алексеев, Сидоров.
Петров: Иванов, Алексеев, Славина.
Цветков: Смирнова, Иванов, Петров.
Алексеев: Сидоров, Цветков, Иванов.
Смирнова: Цветков, Петров, Славина.
Славина: Иванов, Цветков, Алексеев.
Сидоров: Смирнова, Славина, Петров.

Составим матрицу для данного вопроса

Ф.И.О. Иванов Петров Цветков Алексеев Смирнова Славина Сидоров ВС
Иванов 2 1 3 3
Петров 1 2 3 3
Цветков 2 3 1 3
Алексеев 3 2 1 3
Смирнова 2 1 3 3
Славина 1 2 3 3
Сидоров 3 1 2 3
ВП 4 3 3 3 3 3 2 .
ВВ 1 0 1 1 1 0 0 .

Теперь приступим к анализу.

Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

Меньше всего выборов у Сидорова (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Сидорова можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Сидорову — вероятно у него могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у него нет ни одного взаимного выбора.

Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Смирнову. А она его — нет.

В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

«звезд» — 1; «предпочитаемых »- 5; «пренебрегаемых»- 1; «изолированных» — нет.

Таким образом: 1+5 > 1.

Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5.
Это говорит том, что, скорее всего дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Смирновой и Цветкова отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, так как их приоритетные выборы совпали.

Заканчивая рассмотрение данного примера, напоминаем, что социометрическая методика в целях повышения ее эффективности предполагает составление трех матриц по трем различным вопросам, результаты которых оцениваются совместно. Для чего необходимо просуммировать полученные значения: ВП, ВВ, ВС — по всем трем матрицам. Вполне вероятно, что общая картина может измениться.

Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Внимательнее приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в какой ситуации нужна ваша помощь.

Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например формирование команды для полета на Луну. В противном случае, они будут ожидать от вас результатов, которые для многих, вполне возможно, могут стать источником переживаний, ненужных психологических травм

Отдельно обращаем Ваше внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей не должны выносится на обсуждение отряда и, используются вожатым только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.

Рекомендации отрядному вожатому по результатам социометрии:

  • Вовлечь изолированного ребенка в интересную деятельность.
  • Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка в его референтной группе
  • Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
  • У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
  • Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
  • Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления подопечных друг другу.
  • Часто самое важное – наладить контакт ребенка с вожатым. Дети должны увидеть, что вожатый внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
  • Очень важно создать в группе подопечных атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.

Презентация к уроку (психология) по теме: Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено

Слайд 1

Исследование межличностных отношений социометрия «А ведь социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке» Социолог проф. В.В. Щербина Педагог-психолог МОУ «Лицей №5 Народная.Н.Ю

Слайд 2

Краткая справка Джекоб ( Якоб ) Леви Морено ( 18 мая 1889 — 14 мая 1974 ) — психиатр, психолог и социолог. Основатель триединой системы: психодрамы , социометрии и групповой психотерапии . В 1957г. – выпуск журнала «Социометрия». Издается книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе». В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде . С 1960г. в СССР социометрические исследования становятся известны психологам и социологам. Открываются ведущие отечественные школы в Минске (Я.Л. Коломинский ), в Ленинграде (И.П. Волков), в Эстонии ( Ю.Орн ). В основном исследователи применяли вариации классической социометрической анкеты.

Слайд 3

«Классическая социометрия» Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено . Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Методика включает в себя: изучение измерение метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах Этапы исследования: Опрос Анализ данных Заполнение социометрической матрицы Построение социограммы

Слайд 4

Задачи: обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами Цель — диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач Возраст — обследованию может подвергаться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые решает исследование и особенностей (возрастных и профессиональных), формируется критерии социометрического выбора измерение степени сплоченности – разобщенности в группе выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (лидеры, звезды, отвергнутые) Социометрический тест

Слайд 5

Критерий – это вид деятельности для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста По содержанию критерии могут быть Формальные – с помощью которых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа Неформальные – служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, несвязанных с совместной деятельностью После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев Возможны 3 основных способа выбора критериев: количество выборов ограничивается (3-5) разрешается полная свобода выбора испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия

Слайд 6

Примерный бланк соц.опроса

Слайд 7

Бланк соц.опроса Переходя в другую школу кого ты возьмешь с собой из своего класса? Почему? 2. Если в классе надо уменьшить количество учеников (вместо 24-20) кого ты переведешь в другой класс? Почему?

Слайд 9

Результаты социометрического исследования: Лидеры — 5 — (5-7 положительных выборов) Изолированные – 2- (выборов- 0 ) Предпочитаемые — 7 — (3-4 выбора) Пренебрегаемые — 4 — (1-2выбора) Конфликтные, раздражающие — 6 — ( 4-7 — отрицательных выборов)

Слайд 10

Комплексный анализ данных Первичный анализ (заполнение социометрической матрицы) Построение социограммы Систему социометрических статусов группы Социометрическую структуру Систему взаимных выборов и отвержений Взаимоотношения между различными статусными категориями Статусно — психологическое благополучие членов группы Ценностное влияние выявляет:

Слайд 11

Социометрическая методика для старшей группы детского сада От того как складываются отношения дошкольников в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития Методики, соответствующие возрастным особенностям дошкольников 5-7 лет: 1) Капитан корабля Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Слайд 12

2) Два домика Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Слайд 13

3) Метод вербальных выборов Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие вопросы: 1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь? 2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? 3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет? Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его социометрический статус. Статусы: • популярные («звезды») – более четырех положительных выборов, • предпочитаемые – один-два положительных выбора, • игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных • отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Статистические инструменты и подходы к валидации аналитических методов: методология и практические примеры

Int. J. Metrol. Qual. Eng. 8 , 9 (2017)

Обзор

Статистические инструменты и подходы к валидации аналитических методов: методология и практические примеры

Soumia Belouafa * , Fatima Habti, Saïd Benhar, Bouchaïb Belafkih, Souad Tayane, Souad Hamdouch, Ahmed Bennamara и Abdelmjid Abourriche

Лаборатория биомолекул и органического синтеза, кафедра химии, факультет наук Бен М’Сик, Университет Хасана II в Касабланке,
Авеню Дрисс Эль Харти Б.P 7955,
Сиди Отман Касабланка, Марокко

Автор для переписки: [email protected]

Поступило:
21
сентябрь
2016

Принято:
26
Декабрь
2016

Аннотация

Аналитику необходимо знать, можно ли с уверенностью принять результат измерения или, наоборот, отклонить, поскольку он неверен. Также важно знать, подходит ли метод анализа для предполагаемого использования. Аналогичным образом, для исследователя более важно знать, может ли он доверять новому разработанному методу и каковы критерии, которые необходимо соблюдать для обеспечения его достоверности.Статистические инструменты позволяют нам решить все эти вопросы. Экспериментальный протокол, применяемый в этой работе, основан на общей методологии, вдохновленной нормативными документами, касающимися статистического анализа данных при валидации аналитических методов, для оптимизации количества анализов и соответствия критериям проверки. Чтобы лучше понять статистический анализ исходных данных, для количественной оценки рассматриваются практические примеры: активный ингредиент в фармацевтических препаратах, тяжелый металл в продуктах рыболовства и наркотик при изъятиях.

Ключевые слова: статистические тесты / аналитическая валидация / контроль качества / измерение / стабильность


Доклад был представлен на 6-й Международной метрологической конференции — CAFMET 2016.

© S. Belouafa et al., Опубликовано EDP Sciences, 2017 г.

Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0), которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа правильно процитирована.

1 Введение

Принцип валидации количественных аналитических процедур сегодня широко распространен во всех сферах деятельности, где проводятся измерения. Целью валидации аналитического метода является демонстрация того, что метод подходит для предполагаемого использования, такого как оценка известного продукта на эффективность и наличие примесей. Цель валидации метода — предоставить научные доказательства того, что аналитический метод надежен и согласован, прежде чем его можно будет использовать в рутинном анализе продукта.Валидация аналитических методов регулируется Международной конференцией по гармонизации (ICH) [1,2].

Ключевыми критериями для оценки аналитического метода являются: специфичность, точность, прецизионность, предел обнаружения, предел количественного определения, чувствительность, рабочий диапазон и линейность, надежность и извлечение [3,4]. Определения ICH для валидационных характеристик проиндексированы в таблице 1.

Тип используемого метода и аналитического метода будет определять характер и объем необходимых валидационных исследований.Наиболее распространенными методами валидации являются идентификация, анализ и определение примесей [5–8] (Табл. 2). Результаты для каждой применимой валидационной характеристики сравниваются с выбранными критериями приемлемости.

Помимо ICH, можно обратиться к другим рекомендациям для получения подробной информации о международных требованиях, таких как руководство Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) [9–11] и Фармакопея США (USP) [12].

Целью данной работы является составление обзора ожиданий регулирующих органов, связанных со статистическим анализом, и обзор совместных статистических методов, используемых для анализа данных валидации аналитических методов, с некоторыми примерами.

Присваиваются следующие два балла:

  • Статистика для анализа данных для проверки аналитических методов, таких как среднее значение, стандартное отклонение, доверительные интервалы и линейная регрессия.

  • Нормативные указания относительно статистического анализа данных при валидации аналитических методов.

Таблица 1

Критерии эффективности для валидации аналитического метода.

Таблица 2

Валидационные характеристики в зависимости от характера теста.

2 Статистические инструменты при валидации аналитических методов

Статистический анализ данных, полученных во время валидации метода, должен быть выполнен для демонстрации достоверности аналитического метода. Основными параметрами, используемыми для интерпретации результатов валидации аналитического метода, являются расчет среднего (или среднего), стандартного отклонения, относительного стандартного отклонения, доверительных интервалов и регрессионного анализа, а основными инструментами являются тест F , t -тест, регрессионно-корреляционный анализ.Эти расчеты обычно выполняются с использованием пакетов статистических программ, таких как SPSS, R и Minitab. Целью статистического анализа является обобщение набора данных, обеспечивающих понимание характеристики исследуемого метода. Статистические инструменты описаны ниже.

2,1 Среднее

Среднее или среднее значение набора данных — это основная и наиболее часто используемая статистика. Среднее значение рассчитывается путем сложения всех точек данных и деления суммы на количество выборок.Обычно он обозначается Licence Creative Commons ( X бар) и рассчитывается по следующей формуле:
Licence Creative Commons
где X i — отдельные значения, а n — количество отдельных точек данных.

2.2 Стандартное отклонение

Стандартное отклонение набора данных — это мера разброса значений в наборе образцов, которое вычисляется путем измерения разницы между средним и отдельными значениями в наборе. Он рассчитывается по следующей формуле:
Licence Creative Commons
где X i — отдельное значение, Licence Creative Commons — среднее значение выборки, а n — количество отдельных точек данных.

2.3 Относительное стандартное отклонение

Относительное стандартное отклонение вычисляется путем умножения стандартного отклонения набора образцов на 100% и деления его на среднее значение набора образцов. Относительное стандартное отклонение выражается в процентах. Обычно критерии приемлемости для точности, прецизионности и повторяемости данных выражаются в% RSD:
Licence Creative Commons

Licence Creative Commons

2.4 Доверительный интервал

Доверительные интервалы используются для указания надежности оценки.Доверительные интервалы обеспечивают пределы вокруг выборочного среднего для предсказания диапазона истинной совокупности среднего. Прогноз обычно основан на вероятности 95%. Доверительный интервал зависит от стандартного отклонения выборки и среднего выборочного значения.
Licence Creative Commons
где s — отклонение выборки, Licence Creative Commons — среднее значение выборки, n — количество отдельных точек данных, а z — константа, полученная из статистических таблиц для z .

Значение z зависит от уровня достоверности, указанного в статистических таблицах для z .Для 95% z составляет 1,96 [13]. Для небольших выборок z можно заменить на t -значение, полученное из таблиц распределения t Стьюдента [14]. Значение t соответствует n −1.

Например, для:

  • n = 6,

  • среднее значение = 101,82,

  • стандартное отклонение = 1,2,

  • 95% доверительный интервал = 0,49.

Итак, этот рассчитанный доверительный интервал показывает, что диапазон истинной совокупности среднего находится между 101.33 и 102.31.

Вкратце, доверительный интервал может применяться различными способами для определения размера ошибок (достоверности) в аналитической работе или измерениях: отдельные определения в рутинной работе, определенные калибровки, определения, для которых нет предыдущих данных и т. Д.

2.5 Регрессионный анализ

Регрессионный анализ используется для оценки линейной зависимости между результатами испытаний. Как правило, линейная зависимость оценивается во всем диапазоне аналитической процедуры.Данные, полученные в результате анализа растворов, приготовленных при различных уровнях концентрации, обычно исследуют путем нанесения на график.

Линейная регрессия оценивает взаимосвязь между двумя переменными путем подбора линейного уравнения к наблюдаемым данным. Линия линейной регрессии имеет уравнение вида: Y = b 0 + b 1 × X , где X — независимая переменная, а Y — зависимая переменная.Наклон линии равен b 1 , и b 0 является точкой пересечения (значение y , когда x = 0). Статистическая процедура нахождения «наиболее подходящей» прямой состоит в том, чтобы получить линию, проходящую через точки, чтобы минимизировать отклонения точек от предполагаемой линии. Критерий наилучшего соответствия известен как принцип наименьших квадратов. С математической точки зрения, наиболее подходящей линией является линия, которая минимизирует сумму квадратов отклонений наблюдаемых значений Y от предсказанных.

На Рисунке 3 данные ясно показывают линейную зависимость.

Для вычисления точки пересечения y и наклона линии используются следующие расчеты:
Licence Creative Commons

Итак, уравнение линии для данных, перечисленных на рисунке 2, составляет Y = -0,2147 + 0,0225 X .

После того, как регрессионная модель подобрана для группы данных, проверка остатков (отклонения от подобранной линии до наблюдаемых значений) позволяет исследовать обоснованность предположения о существовании линейной зависимости.Построение остатков на оси y против независимой переменной на оси x выявляет любые возможные нелинейные отношения между переменными или может насторожить для исследования выбросов.

Другими важными вычислениями, о которых обычно сообщают, являются коэффициент детерминации ( r 2 ) и коэффициент линейной корреляции ( r ). Коэффициент детерминации ( r 2 ) измеряет долю вариации, которая объясняется моделью.В идеале r 2 должно быть равно единице, что указывало бы на нулевую ошибку. Коэффициент корреляции ( r ) — это корреляция между предсказанными и наблюдаемыми значениями. Это будет значение от 0 до 1; чем ближе значение к 1, тем лучше корреляция. Любые данные, образующие прямую линию, дадут высокий коэффициент корреляции; поэтому при интерпретации коэффициента корреляции следует проявлять особую осторожность. Рекомендуется дополнительный статистический анализ для получения оценок систематических ошибок, а не только корреляции или результатов.Например, в сравнительных исследованиях методов, если один метод дает стабильно более высокие результаты, чем другой метод, результаты будут показывать линейную корреляцию и иметь высокий коэффициент корреляции, хотя между двумя методами есть разница.

Уравнения, используемые для определения коэффициента детерминации ( r 2 ) и коэффициента корреляции ( r ), перечислены в таблице 3.

thumbnail Рис.1

Студенческое т -распределение.

thumbnail Рис. 2

Гауссово или нормальное распределение.

thumbnail Рис. 3

Линейный регрессионный анализ калибровочной кривой экстази при приступе с помощью спектрофотометра UV-Vis. Каждая точка представляет собой среднее значение ∓SD трех экспериментов [15].

2.6 Проверка гипотез

Проверка гипотез предназначена для проверки того, соответствуют ли экспериментальные данные определенной теоретической гипотезе.

  • Нулевая гипотеза, обозначенная H 0 , считает, что два элемента или серии элементов равны.

  • Второй шаг заключается в измерении отклонения между различными характеристиками.

  • Третий шаг — вычислить вероятность P иметь это отклонение, если H 0 истинно.

.Учебный план

| Магистр драматической терапии

Описание курсов

MPADT-GE 2114 Введение в драматическую терапию

Введение в теорию и практику драматической терапии как средства лечения людей с эмоциональными, физическими, социальными нарушениями и нарушениями развития.

MPADT-GE 2109 Драматическая терапия для клинических групп

Принципы, цели и методы драматической терапии исследуются в соответствии с потребностями клинических групп.Практические приложения обсуждаются и демонстрируются в классе. Организованы контролируемые полевые работы.

MPADT-GE 2115 Психодрама и социометрия

Практики психодрамы и социометрии исследуются как методы лечения для использования в драматической терапии. Классный опыт включает участие в психодраматическом процессе, обучение групповому лидерству и дальнейшее развитие целей и принципов драматической терапии.

MPADT-GE 2121 Adv. Практики драматической терапии: воспроизведение, терапевтический театр и трансформации развития

Практическое применение целей и принципов терапевтического театра и руководства группами.Основное внимание уделяется избранным методам и теоретическим основам.

MPADT-GE 2117 Проективные методы

Практика избранных проективных техник, часто используемых в драматической терапии, таких как кукольный театр, маска, макияж и видео. Проективные техники демонстрируются в классе и исследуются теоретически. Приложения для особых и нормальных групп населения.

MPADT-GE 2119 Adv. Теория и исследования в области драматической терапии

Экзамен по теории и исследованиям передовой драматической терапии; новые подходы, которые говорят об эстетических и психологических аспектах драматической терапии.Предназначен для студентов, планирующих исследования для магистерской диссертации.

MPADT-GE 2100 Введение в исследования, основанные на искусстве

Введение в методологии и процедуры исследования, основанные на искусстве, предназначенные для студентов первого года обучения в области терапии искусством, междисциплинарных специальностей искусств, педагогического театра и прикладной психологии. Темы включают в себя процесс исследований в области искусства, основы дизайна исследований, основанных на искусстве, и использование новых медиа-технологий в дизайне исследований.Курс помогает подготовить студентов к последующему написанию диссертаций.

MPADT-GE 2125 Продвинутая психодрама и социометрия

Этот курс предоставит студентам практический опыт облегчения вмешательства в психодраму, такого как создание контрактов, постановка сцены, обучение вспомогательных средств, прогулка и разговор, постановка виньетки психодрамы и психодрамы с отдельными людьми. По завершении курсов «Психодрама и социометрия» и «Продвинутая психодрама и социометрия» студент наберет достаточно часов обучения, чтобы начать практикум по психодраме.

MPADT-GE 2110 Эстетика театра: DvT

Введение и практическое применение целей и принципов преобразований развития как модальности.

MPADT-GE 2134 Расширенная теория ролей / метод ролей

Курс предназначен для ознакомления студентов с теорией и практикой ролевой теории и ролевого метода в драматической терапии. Теоретическая часть курса представляет собой обзор социологической и театральной теории как исходного материала для ролевой теории драматической терапии.Будет изучена и проанализирована теоретическая модель, известная как Таксономия ролей. Прикладная часть курса познакомит студентов с клиническим применением ролевого метода в работе с рядом сложных состояний, основанных на психическом статусе, когнитивных способностях, социально-экономических условиях и жизненных стрессорах. Кроме того, студенты будут ознакомлены с существующей исследовательской литературой по ролевой теории и методам в области драматической терапии.

MPADT-GE 2105 Межкультурная осведомленность для творческой терапии и художественного образования

Этот курс развивает культурную осведомленность и отзывчивость терапевтов по искусству и общественных педагогов.Используя воплощенную практику и теорию, курс исследует пересечения расы, класса, сексуальности, пола, возраста, способностей, религии, иммиграции и других маркеров культурной идентичности (видимых и невидимых). Студенты изучают влияние пересечений и остракизма в качестве практиков на свою личную и профессиональную жизнь, а также на жизнь клиентов и участников группы. Компетенции преподаются через методы действия, Театр Угнетенных, лекция / дискуссия.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *