Тест по психологии по теме: диагностика адаптации 1 класса
Диагностика адаптации учащихся 1 класса
20 Май 2010 | Автор: Наталья Петрова
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”
(диагностика адаптации учащихся в школе)
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция:
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
«Школа зверей»
«Школа зверей»
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Наиболее типичные рисунки
На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы. | |
На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов. | |
Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации. | |
Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли. | |
Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками. |
Проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.
Источник:
|
Методическая разработка (1 класс) на тему: Методики диагностики адаптации первоклассников
Методики диагностики
адаптации\дезадаптации учащихся.
Классный руководитель: Симанкова М.П.
2016 г.
Психодиагностический инструментарий
Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой
Педагог-психолог знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос «Беседы».
- Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее педагог-психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
- Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребёнок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
- Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
- Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
- Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
- Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
- В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
- Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?» Что бы ты выбрал?
Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)
Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка. | Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д. |
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.
Проективная методика «Школа зверей» Т.А. Нежновой
Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаш и бумагу. Попробуйте нарисовать то, что видели. Дети выполняют задание. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или «я».
Интерпретация:
Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребёнка всё в норме.
Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.
Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребёнка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).
Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам. Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями:
1-я шкала – учебная активность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.
2-я шкала – усвоение программных материалов.
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.
3-я шкала – поведение на уроке.
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.
4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.
5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками.
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.
6-я шкала – отношение к учителю.
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7-я шкала – эмоции.
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.
Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации
Фамилия, имя | Учебная активность | Усвоение | Поведение на уроке | Поведение | Взаимоотношения с одноклассниками | Отношение к учителю | Эмоции | Общий балл | Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал.
Ключ.
21-35 баллов — адаптация произошла полностью.
14-20 баллов — неполная адаптация.
0-13 баллов — дезадаптация.
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам.
Схема наблюдения «Карта школьной адаптации»
Предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.
Ф.И.О. ______________________________________класс__________________
(правильный вариант подчеркните)
1. Уровень готовности к школе:
высокий — средний — низкий.
2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие:
чтение
русский язык
математика
лучше письменные — лучше устные — без различия
3. Выполнение письменных работ:
лучше выполняет классные работы — лучше выполняет домашние работы — разницы в их выполнении нет.
4. Отношение к учебе:
ответственное — безответственное.
5. Отношение к школьным неудачам:
сильно переживает — быстро забывает о них — совсем не переживает.
6. Заболеваемость:
частая — временами — очень редко.
7. Дисциплина:
всегда хорошая — средняя — недисциплинирован.
8. Темп работы:
быстрый — средний — медленный.
9. Работоспособность:
ровная — скачкообразная — быстро падающая.
10. Внимание:
устойчивое — неровное — легко отвлекаемое.
11. Сообразительность:
быстрая — средняя — медленная — ограниченная.
12. Моторика:
чрезмерно подвижен — умеренная — малоподвижен.
13. Речь:
развита очень хорошо — не очень развита — плохо развита.
14. Выдержка:
хорошая — средняя — снижена — ничтожна.
15. Контактность:
общителен — замкнут — незаметен — неконтактен.
16. Положение в классе:
любим — пользуется вниманием — незаметен — нелюбим — отгорожен.
17. Настроение:
радостное — ровное — незаметное — серьезное — подавленное.
18. По сравнению со сверстниками:
1) менее труден да нет
2) сильно отвлекаем да нет
3) более утомляем да нет
4) чаще волнуется да нет
5) труднее в контакте да нет
6) больше колебаний в
работоспособности да нет
7) более пуглив и робок да нет
8) более чувствителен да нет
9) более возбудим,
раздражителен да нет
10) более плаксив да нет
11) более беспокоен да нет
12) более подвижен да нет
19. Адаптация к школе произошла:
быстро — медленно — не произошла
Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)
1. | Тебе нравится в школе? | да; |
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? | пошёл бы в школу; |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится; |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Тюменской области
«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
Анкета для определения
школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой).
Выполнила студентка 3 курса специальности
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Симанкова Анастасия Викторовна.
Тюмень 2013.
Для диагностики процесса адаптации ребенка к школе можно использовать методику Нежновой «Беседа о школе» и проективная методика «Школа зверей».
«Школа зверей».
Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.
Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Методика «Беседа о школе»
Методика разработана Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».
Классификация ответов
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Цель: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Организует актуализацию. Отгадайте загадки: -Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт «ку-ку,ку-ку?» (кукушка) -Деревья долбит Но их не калечит, А только лечит. (дятел) -Эта хищница болтлива Воровата, суетлива Стрекотунья — белобока, А зовут её (сорока) — Как можно назвать одним словом? (птицы) — Каких животных можно назвать птицами? Сейчас мы проверим, какими внимательными вы были на прошлом уроке. Я буду читать утверждения,а вы если согласны ставите в таблице «+», если нет «-» 1) у всех птиц есть перья (+) 2) всех животных, которые умеют летать, можно назвать птицей (-) (бабочка умеет, но это насекомые) 3) все птицы умеют летать (-) 4) страусы и пингвины — это птицы, которые не умеют летать (+) 5) сова, дятел, воробей – это птицы наших лесов (+) — Что интересного ещё узнали про птиц на прошлом уроке? ( у них есть голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, клюв) | Отгадывание загадок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя. Повторить тему прошлого урока :Кто такие птицы? Заполняют таблицу , проверяют по эталону | -Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;(ЛУУД1) -формулировать ответы на вопросы;(КУУД1) | Метод повторения | 3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. Физминутка. 3.3.Первичное закреплени 3.4.Самостоятельная работа (3.5. Повторение и включение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания) | — Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, отвечая на них, мы узнаём что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки. Отгадайте их. -За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (лиса) — Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёжик) -В дупле живёт Да орешки грызёт. (белка) -Как одним словом можно назвать? (звери) -О ком пойдёт речь на уроке? (тема: Кто такие звери?) -Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? 1. Узнать какие животные называются зверями; 2. Приводить примеры зверей; Изучить строение тела зверей; 3.Чем звери выкармливают своих детёнышей; Откройте учебники на стр.38. Рассмотрите верхний рисунок. -Кого вы здесь видите? -К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему? -Кто остался? (мышь) -Вы согласны с утверждением, что мышь — это зверь? — Почему? -Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявит общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить с некоторыми из этих животных. Посмотрите на слайд -Кого вы видите? (жираф, корова, кошка) — Что общего у этих всех животных? -Рассмотрите жирафа на стр.38. Какие части тела вы сможете выделить? (голову, шею, туловище, ноги, хвост) -Тела разных зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые. — А что ещё является общим для всех этих зверей? (их тело покрыто шерстью) -Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? -А чем покрыто тело зверей? (шерстью) -Это тот признак, который является общим для всех зверей. Вернёмся к нашему первому вопросу и попробуем на него ответить -Кто такие звери? Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом. Звери шли на водопой. Идут, громко топая. За мамой-лосихой топал лосенок, Идут крадучись. За мамой-лисицей крался лисенок, Передвигаются в глубоком приседе. За мамой-ежихой катился ежонок, Идут вперевалку. За мамой-медведицей шел медвежонок, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней. За мамой-зайчихой — косые зайчата, Идут на четвереньках. Волчица вела за собою волчат. Останавливаются. Все мамы и дети напиться хотят. -Посмотрите на слайд. — Кого вы здесь видите? (собаку, у неё появились щенки и она их кормит молоком) -Какую новую информацию вы узнали о зверях? (звери выкармливают детей молоком) — Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Прочитаем в словаре Ожегова, что обозначает это слово. -Объясните второе название зверей. — Вернёмся к нашему второму вопросу, ответили мы на него? (да) -Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их. -Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение — Рассмотрите на рисунке летучую мышь, крота, бобра, выдру. Ребята нам приготовили небольшие рассказы о том, что необычного в строении их тела? 1)Летучая мышь – единственное млекопитающее, которое умеет летать. Крыльями ей служат лапы, между пальцами которых натянута кожа. Этот зверёк питается насекомыми. На охоту он вылетает только ночью. Летучая мышь умеет издавать звуки, которые человек не слышит. 2)Крот всю свою жизнь проводит под землёй. Голова крота напоминает клин. Лапы превратились в лопатки. Короткая мягкая шерсть помогает кроту передвигаться.. Кроты очень полезны. Они вылавливают личинок вредных насекомых. 3)Выдра — у неё плоская голова, короткие лапы, длинный хвост, вытянутое гибкое тело всё это помогает ей хорошо плавать под водой. Выдры отличные ныряльщики и пловцы, так как им приходится кормиться в воде. Чаще всего, выдру можно увидеть в лесных реках, в которых есть много рыбы, а реже – на берегах озер. 4) Бобр — у него между пальцами имеются плавательные перепонки, хвост сильно уплощённый сверху вниз, всё это помогает ему хорошо плавать. Живут бобры в норах или хатках, которые представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами. -Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей. Киты и дельфины дышат лёгкими и вскармливают своих детёнышей молоком, поэтому они – млекопитающие, а не рыбы. — А как мы с вами должны относиться ко всем животным? (беречь их, не пугать, заботиться о них, помогать, и конечно, не причинять им зла) Возьмите листочки с тестом «Кто такие звери». Возьмите красный карандаш. Давайте ответим на вопросы. — Какое из этих животных зверь? (закрасьте нужный кружок) -Какое из этих животных не зверь? -Чем покрыто тело большинства зверей? Проверьте себя. У кого также? Итак, ребята, какая тема урока у нас была? Кто такие звери? Чем отличаются от птиц?Рыб?Насекомых? | Отгадывают загадки, определяют тему урока. Учащиеся составляют план работы на уроке Рассматривают рисунок учебника, отвечают на вопросы -Орла, щуку, мышь, жука -Жук-насекомое, т.к. 6 ног; щука- рыба, её тело покрыто чешуёй; орёл-птица, его тело покрыто перьями жираф, корова, кошка голову, шею, туловище, ноги, хвост Проводят физминутку. Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком. Умение работать в паре, слушать друг друга, высказывать свое мнение.
Выполняют самостоятельную работу на карточках. «Кто такие звери?»Звери-это животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком. | -Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;(ЛУУД2) -формулировать ответы на вопросы;(КУУД1) -принимать и сохранять учебную задачу урока и стремится выполнить её;(РУУД1) -высказывать мотивированное суждение по теме урока;(КУУД2) строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными требованиями;(ПУУД) Формировать у детей понятие о зверях, уметь их определять, знать внешнее строение зверей, учить бережному отношению к природе. -Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;(ЛУУД2) -выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;(РУУД2) -Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;(ЛУУД1) Формировать у детей понятие о зверях, уметь их определять, знать внешнее строение зверей, учить бережному отношению к природе. сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;(ЛУУД2) -принимать и сохранять учебную задачу урока и стремится выполнить её;(РУУД1) | Формирование готовности к восприятию учебного материала Беседа Постановка проблемы Формирование понимания личностной значимости учения. Беседа Рассказ Физминутка беседа Рассказ Рассказ Метод ведения разговора беседа Самостоятельная работа |
Читать книгу Ваш первоклассник Евгении Лепешовой : онлайн чтение
Проективная методика «Школа зверей»
Проективные методики довольно широко применяются в психологической диагностике. В отличие от анкет и тестов, при проективной диагностике ребенку не задаются вопросы «в лоб». Выводы делаются, в частности, по анализу его рисунков.
При диагностике школьной адаптации это полезно, поскольку не всегда на прямые вопросы ребенок может отвечать честно. В этом возрасте ребенок уже умеет соотносить свои ответы с ожиданиями окружающих. И по тем или иным причинам может не говорить о том, что чувствует и думает на самом деле. Мало того, многие тенденции просто не осознаются семилетним ребенком, но хорошо прослеживаются на его рисунках.
Одна из хорошо проявивших себя методик, которую очень часто используют в практике школьные психологи – это методика «Школа зверей». Проводится она обычно в конце первой четверти, в тот период, когда можно делать первые выводы об успешности адаптации первоклассников к школьному обучению. Рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Сложность проективных методик заключается в их интерпретации. Качественно проанализировать результаты такой диагностики может только профессиональный психолог. Однако для ориентировочных целей проективные методики могут использовать и родители.
Для проведения вам потребуется бумага и цветные карандаши. Предварительно настройте ребенка, что сейчас он будет рисовать, но задача – не выполнить правильно рисунок, а отобразить свои образы, мысли, чувства, пусть даже неграмотно с точки зрения техники рисования.
Когда ребенок будет готов, попросите его расслабиться, закрыть глаза и произнесите следующий текст (делать это важно тихим спокойным голосом, с паузами между фразами): «Сейчас мы с тобой совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Представь, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушай, как шумят листья над головой, мягкая трава касается твоих ног. На полянке ты видишь „Школу зверей“. Посмотри вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным ты видишь себя? Что ты при этом чувствуешь? Побудь еще некоторое время в этой „Школе зверей“, пока я буду считать до 10, а затем открой глаза».
Когда ребенок откроет глаза, просто попросите его взять карандаши и изобразить все то, что нарисовало ему его воображение. Если ребенок слишком быстро закончит, попросите его припомнить еще какие-то детали увиденного. Нестрашно, если, на самом деле, он придумает и дорисует их уже сейчас. Обязательно уточните, где на рисунке он изобразил самого себя. Задайте уточняющие вопросы обо всем, что вам не совсем понятно: чем занимаются зверята, что делает учитель, в каком они настроении и так далее. Просто обсудите с ребенком его рисунок.
Интерпретация.
При интерпретации рисунка обратите внимания на следующие ключевые моменты:
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – как неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то самооценка адекватна.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны. Понятно, что необходимость защищаться свидетельствует о некомфортном состоянии в коллективе, недостаточно доброжелательном психологическом климате.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости эмоционального состояния, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации. Изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Прорисованные зубы – признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т. д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками. Важно, какой деятельностью заняты ученики на рисунке. Если они играют, завтракают, спят или заняты другой неучебной деятельностью, можно предположить, что у ребенка не сформировалось представление об учебной деятельности, как основной.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними (например, иногда ребенок рисует учителя за стеной или отвернувшимся от класса). Оцените, как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу. Если на рисунке, вообще, не изображена фигура учителя, это может означать, что у ребенка не сформировалась внутренняя позиция школьника.
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Необходимо еще раз напомнить, что все выводы, сделанные на основании рисунка, носят лишь предварительный характер. Позволяют оценить наиболее проблемные зоны, общий эмоциональный фон школьной ситуации в представлении первоклассника. Для более же точной диагностики необходимо обратиться к школьному психологу.
Приложение 2. Упражнения и игры по подготовке к школе и профилактике дезадаптации
Игры и упражнения на развитие самоконтроля
Игры на развитие самоконтроля полезны практически всем детям на этапе подготовки к школе. Они позволяют интенсивнее развивать один из самых важных компонентов готовности к школе – волевую готовность.
В эти же игры полезно играть с ребенком уже в период обучения в первом классе, если он гиперактивен, ему сложно подолгу удерживать свое внимание на учебных заданиях.
Очень важно обеспечить регулярность таких занятий. Рекомендуется также завести «дневник самоконтроля», чтобы ребенок реально видел, как день ото дня его результаты в той или иной игре повышаются.
Упражнение «Двигательный марш».
Вы предлагаете ребенку маршировать. При этом необходимо попасть хлопком в ладоши на нужный шаг: в первую серию шагов хлопок на первый шаг, во вторую серию шагов – хлопок на второй шаг, затем – на третий и так далее. Когда ребенок уверенно справляется с этим заданием, можно усложнять его, вводя дополнительные условия. Например, хлопать нужно будет на первый и третий шаг или на первый шаг хлопать перед собой, а на третий – над головой.
Упражнение «Болгария».
Как известно, в Болгарии жесты, означающие согласие и отрицание противоположны нашим. Кивок головы означает «нет», а мотание головы из стороны в сторону – «да». В этой простой игре вы просто задаете ребенку различные вопросы, а его задача отвечать жестами «по-болгарски». Игра хороша тем, что для нее не нужны какие-то специальные условия, можно просто ввести традицию каждый раз разговаривать так с ребенком по дороге в школу или на прогулке. При этом такое, казалось бы, простое задание заставляет ребенка каждый раз при ответе включать функцию самоконтроля.
Упражнение «Говори».
Взрослый говорит ребенку следующее. «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы о том, что тебе нравится, что нет, и не только. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся: «Ты любишь мороженое?». Взрослый делает паузу, затем дает команду «Говори!». Длина паузы может варьироваться, а в качестве усложнения можно добавить слова-помехи, на которые нельзя отвечать. Например, вместо команды «говори» – «скажи», «твори», «смотри», «фонари» и т. д. Это упражнение способствует развитию вербальной саморегуляции, которая очень востребована при школьном обучении. Гиперактивным детям очень сложно дается на уроке, когда необходимо дождаться собственной очереди, пока спросит учитель и так далее.
Упражнение «Колпак мой треугольный».
Взрослый рассказывает ребенку стихотворение:
«Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак».
Ребенок должен повторять это стихотворение, но с условиями. При первом повторении он должен заменять слово «колпак» жестом «я в домике» (руки над головой в форме треугольника). Во второе прочтение нужно заменить следующее слово – «мой», жестом показа на себя. Далее слово «треугольный» заменяется жестом, имитирующим треугольник (используются указательные и большие пальцы обеих рук). При усложнении необходимо заменить сразу все слова в стихотворении. Упражнение позволяет координировать произнесение слов и движение, что тоже крайне востребовано в школьном обучении.
Упражнение «Руки-ноги».
Исходное положение стоя. Задача ребенка – по команде взрослого совершать прыжок на месте, выполняя при этом дополнительную команду.
– Ноги вместе, руки врозь
– Ноги врозь, руки вместе
– Ноги вместе, руки вместе
– Ноги врозь, руки врозь.
– Ноги вправо, руки влево
– Руки в стороны, ноги вправо
И так далее. Усложнять инструкции необходимо по мере усвоения ребенком более простых.
Это простое двигательное упражнение позволяет сбросить лишнюю энергию, при этом развивает слухомоторную координацию, то есть умение одновременно слышать команду и действовать.
Игра «Запрещенное движение»
Взрослый показывает ребенку одно запрещенное движение, которое в игре нельзя будет повторять. После чего с ускоряющимся темпом начинает показывать различные движения. Задача ребенка – повторять их, но не повторять запрещенное движение, когда оно встречается. Для усложнения задачи взрослый может показывать очень похожие на запрещенное движения.
Игры и упражнения на релаксацию, снятие излишнего мышечного и эмоционального напряжения
Релаксация – целенаправленное расслабление. Применяя техники релаксации, можно сделать отдых и восстановление сил более эффективными, особенно если времени на это не так много. Это актуально для большинства первоклассников, но особенно полезно для ослабленных, утомляемых детей, а также для детей гиперактивных. Кроме того, эти упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение.
Здесь мы приведем лишь несколько таких упражнений, которые, исходя из опыта, хорошо воспринимают дети. Это два типа упражнений, можно назвать их активными и пассивными. Вы увидите, что все они похожи, отличаются лишь «легендой». Поэтому творческие родители смогут придумать подобные расслабляющие игры для своего ребенка самостоятельно. Как показывает практика, обычно у каждого ребенка появляется одно любимое упражнение, которое он с удовольствием использует сам не только в первом классе, но и дальше, при необходимости расслабиться.
Упражнение «Воздушный шарик».
Взрослый говорит ребенку: «Представь, что ты воздушный шарик. Сначала ты сдутый, покажи, как это выглядит». Взрослый следит, чтобы ребенок полностью расслабился. «А теперь я включу насос и буду тебя постепенно надувать». Взрослый начинает имитировать движение и звук насоса, а ребенок постепенно «надувается». Через несколько движений насосом, взрослый комментирует: «Представь, как выглядит туго надутый шарик! У тебя должны быть напряжены все-все мышцы. Сейчас я надавлю на насос еще пару раз и заткну пробку. Уф, все, больше не могу». Через несколько секунд взрослый говорит: «А теперь я выдерну пробку и тебе нужно будет сдуться». Взрослый имитирует выдергивание пробки, задача ребенка – снова расслабиться.
Игра «Оловянный солдатик – тряпичная кукла».
Ребенку предлагается представить, что на какое-то время он превращается в стойкого оловянного солдатика из сказки Андерсена: необходимо стать «по стойке смирно» и стоять несгибаемым, пока взрослый считает до десяти и проверяет, насколько несгибаемы части тела ребенка – руки, ноги, шея; по окончании счета ребенок превращается в «тряпичную куклу» – становится мягким, расслабленным. При подаче команды «Солдатик!» полагается снова стать оловянным солдатиком, и так чередуется 2—3 раза, пока не достигается оптимальное расслабление. В конце можно обсудить ситуации, в которых приходится превращаться в солдатика, а в каких можно и нужно позволить себе превратиться в «тряпичную куклу».
Упражнение «Волшебная страна».
Ребенок ложится на ковер, закрывает глаза, и ему предлагается отправиться в космическое путешествие. Сначала он превращается в ракету – прижатые к бокам руки, вытянутые ноги, втянутая в плечи голова (требуется как можно сильнее напрячь все конечности). Далее 15 секунд полета под метеоритным дождем (взрослый пытается согнуть ноги, руки, повернуть голову ребенка). И, наконец, ребенок оказывается в чудесной стране. Взрослый говорит: «Там можно расслабиться: лечь на облако и оглядеться вокруг. Что ты видишь в небе? Какая погода? Кто находится рядом с тобой? Осмотри внимательно все вокруг, а когда вернешься – расскажешь мне. Сейчас я досчитаю до 15, и ты снова окажешься здесь, на земле…».
Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».
Ребенок лежит, закрыв глаза. Взрослый тихо и медленно говорит следующий текст. «Ты ложишься на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет тебя по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает усталое тело, ты отдыхаешь… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в твоей комнате (пауза) … Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открывай глаза, медленно и аккуратно садись».
Релаксационная техника «Водопад света».
Ребенок удобно садится или ложится, расслабляется, попросите его несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Дальше его задача – максимально ярко представить себе то, о чем вы ему говорите, ощутить это всем телом. Медленно, с паузами и очень мягкими интонациями скажите вот такой текст. «Представь себе, что ты стоишь у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойди ближе к этому водопаду, встань под его струи. Почувствуй, как этот чудесный свет падает на твою голову. От него расслабляются все мышцы. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея. Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекает к плечам, к рукам – они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и ты чувствуешь, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с твоей груди, с живота. Тебе приятно чувствовать, что ты спокойно и легко дышишь. Струйки света движутся по твоим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости. Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног… Теперь все твое тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое. Тебе легко дышится. Ты чувствуешь, как твое тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудь под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом ты откроешь глаза бодрый и отдохнувший».
Игры и упражнения на развитие познавательных функций
Достаточный уровень развития познавательных процессов – необходимое условие для успешной адаптации в школе и обучения. Развивать познавательные процессы в дошкольном и младшем возрасте лучше всего через игру. Существует достаточно много игр для таких занятий, которые родители могут найти в специальных сборниках. Здесь же мы приводим лишь несколько примеров. Это игры, не требующие оборудования и материалов, в которые легко и полезно играть с ребенком в повседневной жизни, незаметно развивая столь важные характеристики для первоклассника. Все описанные игры могут использоваться как со старшими дошкольниками, так и с первоклассниками.
Направлены они на развитие самых необходимых в первом классе характеристик – произвольной памяти и внимания, пространственного восприятия, слухо-моторной координации, фонематического слуха, мелкой моторики руки и речи.
Игра «Архитектор и строитель»
Задача игры – развитие слухо-моторной координации, пространственного восприятия и внимания (все эти функции очень востребованы в школьном обучении, наибольшие трудности в их развитии есть у медлительных и гиперактивных детей).
В этой игре вы играете роль архитектора, а ребенок роль строителя. Дайте ребенку большой набор кубиков. Сами задумайте заранее фигуру, которую ребенку будет необходимо построить. И давайте поэтапно команды, что необходимо делать ребенку, чтобы воплотить ваш замысел. Делать это нужно достаточно быстро, чтобы ребенок одновременно слушал ваши команды и выполнял действия. Обязательно используйте в своей речи слова, обозначающие направления и пространственное расположение («перед», «над», «за», «под», справа», «слева» и так далее).
Полезна и смена ролей. В таком случае ребенок сначала выстраивает свою конструкцию, так, чтобы вы не видели. А потом объясняет вам, как ее построить. В ходе этого задания развиваются очень важные для первоклассника умения – выделить этапы в сложном действии и умение понятно и связно объяснить другому, что необходимо делать.
Игра «Волшебное слово».
Задача игры – развитие произвольного внимания и фонематического слуха.
Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Например, это будут слова на букву «К» или на любую другую букву. В более сложном варианте слова, в которых встречается тот или иной звук. Далее вы рассказываете любую историю. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал (стукнуть ладонью по столу, хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх, встать).
Игра «Опиши предмет».
Задача игры – развитие связной речи и внимания.
Эта игра хороша тем, что родителю и ребенку можно играть в нее в любой ситуации. Смысл заключается в том, что один их игроков находит в окружающей обстановке какой-то предмет. Не смотря на него, он начинает его описывать. Описывать важно точно, но не называя напрямую предмета. Задача второго игрока – найти описываемый предмет.
Игра «Сделай, как я».
Задача игры – развитие произвольного внимания и произвольной зрительной памяти.
Игра проводится в парах. Первоначально у каждого игрока по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12—15.
Игра «Повтори движение».
Задача игры – развитие мелкой моторики руки и произвольного внимания.
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Фигуры надо постепенно усложнять.
Упражнение «Письмо в воздухе»
Задача упражнения – развитие общей моторики, кроме того, это упражнение применяется при коррекции письма – при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках (наиболее полезно данное упражнение гиперактивным детям, леворуким детям).
Исходное положение – лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. При этом вначале взрослый может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Игра «Муха»
Задача игры – развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, наглядно-образного мышления.
Для этого упражнения требуется лист бумаги с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем (3х3) и небольшая фишка (пуговица). Фишка выполняет роль «дрессированной мухи». Взрослый объясняет, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» – центральная клетка игрового поля. Команды подаются взрослым и ребенком по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. При этом игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой, поначалу же взрослый может дублировать действия мухи на поле, чтобы показать ребенку принцип игры.
Проективная рисуночная методика «Школа зверей»
Проективная
рисуночная методика «Школа зверей» (С.
Панченко)
Цель:
определение уровня тревожности и
выявление удовлетворенности школьной
жизнью, взаимопонимания в коллективе,
защищенности членов коллектива.
Целевая
аудитория: 1–4
класс.
Время
проведения:
декабрь.
Методика
предназначена для диагностики общей
школьной тревожности.
Исследование
может проводиться как индивидуально,
так и в групповой форме. по завершении
рисования необходим пострисуночный
опрос, позволяющий уточнить сюжет
рисунка и отношения учащегося к его
отдельным элементам.
Необходимые
материалы: бумага
формата А4, простые и цветные карандаши,
ластик.
Инструкция:
«Нарисуйте,
пожалуйста, картинку на такую тему: что
было бы, если наша школа превратилась
в школу для зверей, а не для детей?»
В
пострисуночном опросе необходимо
уточнить:
Чем
заняты персонажи рисунка?Какое
у
них
настроение?Кем
из нарисованных персонажей мог бы быть
сам автор рисунка?Где
сейчас сам автор, если на рисунке его
нет?
Обработка
результатов:
Анализ
полученных результатов предлагает
качественную обработку данных. Оценивается
наличие или отсутствие признаков
тревожности в рисунке, на основании
чего делается заключение об уровне
школьной тревожности учащегося и
целесообразности включения его в группу
риска. Для интерпретации рисунка
используются следующие уровни анализа:
1) формально-графический; 2) цветовой; 3)
уровень общепринятых интерпретаций;
4) уровень интегрированности рисунка;
5) символический; 6) сюжетный.
Самые
обобщенные признаки, указывающие на
проявление школьной тревожности (как
общей, так и ситуативно-специфической),
представлены в таблице.
Оценочные | Критерии |
Общая | Штриховка, |
Тревога | Отсутствие |
Тревога | Отсутствие |
Эмоциональный | Негативные |
Самооценочная | Штриховка, |
рабочих листов для 3-го класса о животных
Животное время обеда!
Навык: травоядное или хищное
Ест ли он растения или других животных?
В этом научном листе ваш ребенок определяет, какие животные являются плотоядными, а какие — травоядными.
Среда обитания животных
Навык: природа
Строят ли акулы гнезда и живут ли на деревьях? Может быть. Может быть нет.
На этом рабочем листе ваш ребенок будет связывать каждое животное с его естественной средой обитания.
Как животные адаптируются к среде обитания
Навыки: навыки наблюдения
Как соня адаптировалась к своему дому? Как насчет родинки?
На этом рабочем листе ваш ребенок будет рассматривать рисунки и читать описания четырех животных. Затем они рассмотрят и сделают выводы о том, как животные адаптируются к различным условиям окружающей среды.
Как он движется?
Навык: Визуальная дискриминация
Животные могут передвигаться самостоятельно, но разными способами.
На этом научном листе ваш ребенок будет связывать каждое животное со словом, описывающим его движения, такие как плавание, ползание или полет.
Это мой вид животных!
Навык: Природа
Млекопитающее, рептилия, птица, рыба? Есть много разных видов животных, и некоторые принадлежат к одной группе.
С помощью этого рабочего листа ваш ребенок узнает, что общие черты помогают идентифицировать различные типы животных, например, млекопитающих.
Поделиться в Pinterest
Обновлено: 15 апреля 2016 г.
,
6, 7 и 8 классы | Наука | Средняя школа
Эта викторина по естествознанию называется «Клетки животных» и написана учителями, чтобы помочь вам, если вы изучаете этот предмет в средней школе. Воспроизведение образовательных викторин — отличный способ узнать, что вы в 6, 7 или 8 классе — в возрасте от 11 до 14 лет.
Игра в эту викторину стоит всего 12,50 долларов в месяц, а участие в более 3500 других, которые помогут вам с вашим школьное задание. Вы можете подписаться на странице «Присоединяйтесь к нам»
Все живые организмы состоят из микроскопических клеток , и все клетки происходят из уже существующих клеток в процессе деления клеток.Клетка — это наименьшая единица жизни, способная выполнять функции. И животные, и растения имеют множество клеток, хотя клетки животных и растений могут незначительно отличаться, но по большей части они одинаковы. Внутри каждой клетки находятся хромосомы, содержащие генетическую информацию клетки. Клетки животных, поскольку у них нет стены, более динамичны по своей форме, хотя большинство из них имеют круглую форму. Самая большая клетка находится на шее жирафа.
Клетки животных, в отличие от клеток растений, не содержат хлоропластов, содержащих хлорофиллы или светопоглощающие пигменты.И в отличие от клеток растений, клетки животных имеют не клеточную стенку, а клеточную мембрану.
Мембрана клетки — это очень тонкий слой белка и жира, который окружает внешнюю часть клетки. Поскольку он такой тонкий, он позволяет веществам (например, пище и кислороду) проходить внутрь и из клетки. Внутри клеточной мембраны находится множество крошечных структур, известных как органеллы.
Ядро — это самый центр клетки и действует как мозг клетки. По сути, это центр управления ячейкой.
Клетки животных имеют центриоли. Они также содержат органеллы, такие как эндоплазматический ретикулум (гладкий и шероховатый), митохондрии, аппарат Гольджи, плазматическая мембрана, микротрубочки и микрофиламенты, лизосомы и ядро.
Аппарат или тело Гольджи : Это уплощенная слоистая мешкообразная органелла. Чтобы представить себе это, это будет похоже на стопку блинов. В клетке он расположен рядом с ядром.
Центр организации микротрубочек или центросома : Это небольшое тело, также расположенное недалеко от центра клетки, рядом с ядром.Он плотный и трубчатой формы.
Митоз : Это процесс деления клетки внутри самой себя.
Цитоплазма : Это желеобразное вещество, находящееся вне ядра клетки и в котором расположены органеллы.
Митохондрии : Это органеллы сферической или палочковидной формы с двойной мембраной. Митохондрия превращает глюкозу в аденозинтрифосфат (АТФ) для энергии клетки.
Рибосома : Это небольшие органеллы, состоящие из РНК, которая представляет собой богатую гранулу цитоплазмы, участвующую в синтезе белка.
Вакуоль : В клетках есть полости, известные как вакуоли. Вакуоли имеют мембраны, заполненные окружающей их жидкостью. Эта жидкость содержит переваренную пищу и отходы, которые уходят из клетки.
Эндоплазматический ретикулум : Эндоплазматический ретикулум синтезирует белки и отвечает за производство большей части мембран клеток, а также липидов.Есть два разных типа эндоплазматической сети. Первый — это рибосома. Рибосома имеет шероховатую поверхность и осуществляет синтез белка. Второй — это эндоплазматический ретикулум с гладкой поверхностью, и его функция заключается в синтезе липидов.
Плазменная мембрана : Клетки животных имеют плазматическую мембрану, которая служит для взаимодействия между внутренней частью клетки и внешней жидкостью, которая омывает клетку.
.
программ магистратуры | Зоотехния
Магистр наук
Программа магистра наук (MS) обеспечивает интенсивную исследовательскую подготовку и опыт, а также знакомит студентов с методами, идеями и целями независимого расследования. Это магистерская программа для студентов, заинтересованных в проведении исследований.
Студенты должны заполнить не менее 30 кредитных часов, а также завершить и защитить диссертацию на основе своего исследования.
- MS-обязательные курсы:
- Семинар по зоотехнике (ANS 601-Sec.001) — 1 кредит, очный семинар, осенний семестр
- Безопасность и этика в зоотехнике (ANS 610) — 1 кредит, осенний семестр, первые восемь недель
- Обучение с учителем (ANS 685) — 1-3 кредита
- Минимум один (1) полный академический год или его эквивалент в резиденции в качестве аспиранта в университете
- Минимум 30 семестровых часов работы выпускников по программе на получение степени, если конкретная программа не требует большего количества часов, включая как минимум 18 часов курсовой работы уровня 500-700
- Не более шести (6) часов курсов с 400 уровнями можно засчитать как минимум 30 часов, и они не могут относиться к основной области
- Не более трех (3) кредитных часов обучения под руководством магистра (ANS 685) может быть включено в минимальную 30-кредитную программу
- Не более шести часов диссертационного исследования (ANS 695/693) по минимальной 30-часовой программе
- Не более двух (2) кредитных часов семинара (с оценкой S / U) может быть включено в минимальную 30-кредитную программу
- кредитов для подготовки к магистерской диссертации (ANS 699) не могут быть использованы для выполнения требования по 30 кредитным часам.
- Диссертация
- Семинар ведомственной обороны
- Комплексный устный экзамен
Магистр зоотехники
Программа «Магистр зоотехники» (MR) дает студентам более глубокую академическую базу в суб-дисциплинах, связанных с зоотехникой, включая питание, физиологию, генетику, биотехнологию и управление животными.Это только курсовая программа.
Эта программа предлагается на территории кампуса и в рамках дистанционного обучения.
- 19 Очков основных курсов
- 17 Кредитов по элективным курсам
- Не более двух (2) кредитных часов семинара должны быть включены в общую сумму 36 кредитных часов
- Минимум один полный академический год или его эквивалент с проживанием в аспирантуре университета
- Для получения степени магистра зоотехники без тезисов требуется не менее 36 кредитных часов, из которых минимум 9 кредитов приходится на курсы зоотехники на уровне 500 или выше
- Нетезисные программы могут включать в себя не более трех (3) часов самостоятельного обучения студентов в рамках проекта по специальным темам (ANS 610) в минимальной программе с 36 кредитами
- Кредит на исследования не разрешается в программах, не связанных с диссертацией, за исключением случаев, когда студент был одобрен заместителем декана Высшей школы в тех случаях, когда студент первоначально был зачислен на программу дипломной работы, но позже был переведен на программу вне диссертации
- Курсы ANS 400 уровня не допускаются в выпускной план работы
- Не более шести (6) часов 400-уровневых курсов из сторонних отделов может быть засчитано для требования 36-кредитного часа
- зачетных единиц зачетов на экзамен на степень магистра (ANS 690) не могут быть использованы для выполнения требования по 36 кредитным часам
- кредитов на непрерывную регистрацию магистров без дипломной работы (ANS 688 и ANS 689) могут НЕ соответствовать требованию по 36 кредитным часам
- Не более трех (3) кредитных часов обучения под руководством магистра (ANS 685) может быть включено в минимальную 36-кредитную программу
- Требуется выпускник-наставник (консультант)
- Аттестация наставника выпускного плана работы и завершения программы
- Встречаться с наставником выпускника не реже одного раза в семестр
- Заполнить годовой отчет об успеваемости аспиранта
- Комиссия не требуется, устный экзамен не требуется
- План работы выпускника должен утверждать директор программ магистратуры и Высшей школы.
,