Методика самооценки дерево: Страничка психолога Зуевой Юлии: Тест «Дерево»

Содержание

Страничка психолога Зуевой Юлии: Тест «Дерево»

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д.
ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Рисунок с нумерацией
Рисунок без нумерации

 Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки
успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в
среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности
протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети,
погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные
задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики:

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и
располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с
изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации
фигурок).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою
фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с
выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество
человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное
положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который
напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем
более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того
человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух
человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо
зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую,
так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево»
проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением
какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли
между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики
и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных,
полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию
«человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней
человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Источник: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика
дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические
рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Методика может использоваться и с более младшими детьми:

Благодаря тесту можно понять уровень самооценки
ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш
воспринимает себя в обществе.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У
каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное
настроение.

Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За
это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает
ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А
зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется
оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и
идеальное положение, есть ли между ними различия.

Ключ к тесту

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая
трудностей)

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 9 — мотивация на развлечения

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка
№ 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами

№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики:

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

см. полностью по источнику http://www.stotestov.ru/проективный-тест/привет-мир/

Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Методика «Человечки». | Психологическое зеркало

Методика «Человечки» используется для диагностики самооценки ребенка, его взаимоотношений с социумом. Походит для дошкольников и начальной школы. В разных источниках называется по разному, например, «Дерево», «Смешные чаловечки». Подходит для индивидуальной и групповой диагностики

Методика «Человечки»

Детям предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем  вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

 

Методика человечки

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Человечки» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Есть и другой вариант, его можно использовать для повторной диагностики.

Источник: Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.

Методические рекомендации для школьных психологов Одесса «Астра-Принт»,1999.

Методические рекомендации по диагностике взаимоотношений в социуме: В своей практике использовала тест несколько шире предложенного здесь варианта. Помимо себя предлагала найти еще маму, папу, брата, учителя, воспитателя и т.д. В зависимости от того какую информацию о взаимодействии с социумом нужно получить.

Методические рекомендации по групповой диагностике дошкольников (оптимально 10-15 человек за 1 раз): Т.к. дошкольники самостоятельно не могут подписать человечков, то предлагаю для групповой диагностики использовать цветные карандаши. Все поднимают вверх желтый карандаш, ищут себя, раскрашивают. Все поднимают зеленый карандаш — ищут маму раскрашивают и т.д. Так есть возможность проконтролировать всех, при обработке будет ясно кто где.

Методические рекомендации по индивидуальной диагностике: При индивидуальном обследовании ребенку предлагаю цветные карандаши и бланк с деревом и человечками. Здесь появляется дополнительная возможность оценить эмоциональное состояние ребенка, его отношения к близким и знакомым. Полезен вопрос кого ты еще узнал на этой картинке. Психолого подписывает названных людей. При консультировании родителей можно будет спросить про этих людей, если для них выбраны неблагоприятные позиции.

Еще интересный вариант, использовавшийся психологами в прошлом для диагностики эмоциональных состояний взрослых. Нужно было найти человечка, самого близкого по эмоциональному состоянию. А есть просто цветной вариант для детей.

Тест Человечки

Тест на самооценку и взаимодействие с социумом

 

на Ваш сайт.

Проективная методика «Дерево с человечками» — 17 ответов на Babyblog

Модифицированный вариант

В своей практике я использую несколько модифицированный вариант методики. Предлагаю детям следующую инструкцию:

Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.

Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)

А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Самооценка в дошкольном возрасте. — психологу, прочее

Самооценка в дошкольном возрасте.

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает  множество изменений.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Предлагаю Вам для начала определить уровень развития самооценки Вашего ребенка.

Для изучения самооценки детей используют так называемые проективные методики, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно достоверные результаты.

Проективные тесты — это несложные задания, которые вызывают у ребенка  интерес и любопытство.

Для изучения самооценки ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические методы.

Каждая из этих методик имеет автора, апробирована и рекомендована для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.

 

Методика » Лесенка» ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

 

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 

Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

 

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.


Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)


Инструкция
:

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешьраскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Проведение исследования «Кактус»

При проведении теста используются такие материалы: стандартный альбомный лист, простой карандаш или цветные карандаши (при интерпретации результатов ориентируются на методику восьми цветов Люшера). Расшифровка рисунка на основе Люшеровской интерпретации цветов возможна в случае более глубокого понимания специфики методики, родителям достаточно использовать простой карандаш. Инструкция очень проста: «Мысленно представь себе кактус и нарисуй его таким, каким ты его вообразил».

Условия правильного проведения теста

  • Комфортная эмоциональная обстановка.

  • Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа.

  • Подробно объяснить инструкцию, если ребёнок задаёт вопрос, то дополнительно уточнить, что он может рисовать так, как хочет. Если его вопрос демонстрирует непонимание инструкции, то ещё раз чётко пояснить последовательность выполнения и содержание задания

  • Дополнительные пояснения и подсказки в виде вопросов не допускаются.

  • Изображения не по теме или переданные в виде стереотипного шаблона стоит перерисовать.

  • Если ребёнок не уверен в своих силах и боится выполнять задание, то стоит объяснить ему, что работа не оценивается, любой его рисунок будет интересен и важен, но он должен постараться нарисовать как можно лучше.

  • Во время выполнения задания не подсказывать и не направлять путём наводящих вопросов.

  • Не обсуждать с тестируемым итоговые выводы.Интерпретация результата.

Дополнительные вопросы для уточнения толкования результатов теста

  • Этот кактус растёт дома или в природных условиях?

  • Кактус сильно ранит, если к нему прикоснуться?

  • Кактус любит, если за ним ухаживают, удобряют и увлажняют почву?

  • Кактус растёт в одиночестве или в окружении других растений?

  • Когда кактус станет взрослым, то как он изменится (какими станут иголки, какая форма, размер)?

Интерпретация рисунков

Трактовка изображения базируется на том, что в реальной жизни существует много разнообразных видов кактусов, которые имеют острые и мягкие, короткие и длинные, густые и редкие иглы. Интерпретация рисунка — работа тонкая и деликатная, поскольку в одном случае изображение может быть символом психологической травмы, а в другом всего лишь проявлением дорогого сердцу воспоминания. Поэтому подводить итоги и производить умозаключения должен только специалист.

Ключи к толкованию работ

  • Агрессивность — множество густых, длинных, акцентированных с помощью сильного нажима иголок сигнализируют о высокой интенсивности состояния враждебности. Иголки, направленные вверх, символизируют взрослых в мире ребёнка, прорисованные в стороны «указывают» на сверстников, нацеленные вниз — на младших. В то же время иглы символизируют защиту от внешней среды, стремление сохранить целостность личности.

  • Нестабильность, импульсивность, напряжённость — энергичные, отрывистые штрихи, нанесённые с сильным нажимом.

  • Эгоцентризм — большой рисунок (более 2/3 по высоте листа), занимающий центр листа.

  • Искренность, простодушие — прорисовка выпуклых контуров (отростков), сложная декоративная форма цветка.

  • Настороженная закрытость, замкнутость, такой малыш скрывает свои мысли, говорит гораздо меньше, чем знает — зигзаги и отростки, нарисованные внутри изображения или по контуру.

  • Оптимизм, вдохновлённость, вера в то, что события развиваются по наиболее благоприятному сценарию, чувство юмора — изображение «улыбающихся», «солнечных» кактусов с использованием ярких, жизнерадостных оттенков в цветном варианте теста.

  • Повышенная тревожность, сниженное настроение — присутствие пунктирных прерывистых линий со слабым нажимом, преобладание мрачных цветовых оттенков.

  • Мягкость, женственность, покладистость — плавные, тонкие, лёгкие, гибкие линии, графические украшения и цветы.

  • Экстравертированность (общительность) — кактус изображён в окружении других цветов.

  • Желание обрести защиту в семейном кругу, ценность домашнего очага, чувство семейного тепла и общности — изображение «окультуренного», домашнего цветка в цветочном горшке или в комнате.

  • Отсутствие потребности в семейном покровительстве, свободолюбие, независимость — рисунок дикорастущего цветка в окружении множества других растений, однако, единичный кактус на фоне пустынного пейзажа проявляет чувство одиночества.

  • Крупный размер кактуса (более 2/3 по высоте всего листа) красноречиво свидетельствует о завышенной самооценке, склонности к лидерству, доминированию, категорической убеждённости в своей правоте.

  • Маленький рисунок (менее 1/3 страницы) говорит о проблеме заниженной самооценки.

  • Рисунок в центре, занимающий примерно 2/3 по высоте листа, демонстрирует состояние удовлетворённости, наличие адекватной самооценки, постоянство, сосредоточенность на настоящем.

  • Чем выше расположен рисунок, тем выше уровень самооценки, размещение в нижней части листа означает, что стоит обратить внимание на слабый уровень уверенности в собственных силах и способностях.

  • Смещение картинки влево сигнализирует о характере интроверта, погружённости во внутренний мир и уходе в прошлое, сдвиг вправо обнаруживает склонность к экстраверсии и нацеленности на будущее.

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера

В этически-личностных характеристиках имеет значение приоритетная цветовая окраска рисунка в целом, а не интерпретация цветового решения отдельных деталей. Цвета могут обозначать:

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения.

  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами.

  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать.

  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность.

  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.

  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.

  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.

  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка.

Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.

 

Игра «Мое имя».                                      

 Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

 Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:

 Игра «Связующая нить».

 Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

 Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 Игра «Настроение».

 Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

 Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

 Игра «На что похоже настроение?»

 Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

 Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

 Игра «Комплименты».

 Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

 Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

 Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

 Упражнение «Назови и покажи».

 Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

 Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

 Этюд «Ласка»

 Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

 Игра «Сказочная шкатулка»

 Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

 Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

 Игра «Принц и принцесса»

 Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

 Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Игра « Волшебная палочка»

 Цель: развивать умение оценивать сверстников.

Ход игры: Дети передают по кругу волшебную палочку и говорят о сверстниках то, что им сегодня в них понравилось, на кого из детей они хотели бы походить, благодарят друг друга за работу активными способами (хлопая в ладоши и т.д.),  подбирая для каждого сверстника добрые слова.

Игра используется в ситуациях, когда необходимо выслушать мнение всех детей или получить ответ на определенный вопрос.

Игра «Подарок»

Цель: учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание.

Ход игры: Детям предлагается оценить и поблагодарить сверстника за то, что:

  • кто-то тебе сегодня помог на занятии;

  • чья-то работа тебе понравилась;

  • того, благодаря кому у тебя все получилось.

Дети дарят друг другу сердечки.

Можно проводить как в конце занятия, так и после отдельных заданий.

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:

Игра «Возьми и передай».

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Компьютерная версия теста «Дерево» (автор Д.Лампен)

Описание

Провести тест «Дерево» (автор Д.Лампен) быстро и легко!

При современной нагрузке на школьного психолога особую важность приобретают лёгкие в проведении, но информативные методики диагностики, которые можно провести и обработать с использованием компьютера. Вашему вниманию представлена одна из таких программ «Тест Дерево», автор Д.Лампен. Между собой психологи называют этот тест «Дерево с человечками».

При покупке компьютерной версии теста вы получаете много преимуществ:

  • сможете провести тестирование на компьютере — это привлекает современных детей, они с радостью придут к вам снова для прохождения этого же теста;
  • сэкономите время на проведении теста — от детей не требуется разукрашивать фигурки самостоятельно, надо всего лишь выбрать и нажать на подходящую фигурку человечка;
  • сохраните свои силы — обработка выборов происходит автоматически и вы получаете готовые результаты, которые можете сохранить на компьютер и потом распечатать;
  • сможете провести массовое тестирование — в программе предусмотрена возможность «Распечатать бланк задания (для выполнения в ручном режиме)», которая является приятным дополнением и позволит вам никогда больше не беспокоиться, что вы «куда-то» положили бланк теста — он всегда будет у вас под рукой;
  • сможете провести массовое компьютерное тестирование — программа не требует установки может быть скопирована покупателем на необходимое число компьютеров;
  • не придётся искать новый компьютер — программа подходит для всех версий операционной системы Windows;
  • получите удовольствие от нового уровня своей работы

И это ещё не всё.

Кроме этих преимуществ, касающихся самой программы, вы получаете возможность 3-х месячной информационной поддержки, по проблемам, касающимся работы программы.

Методическое пособие по психологии на тему «Самооценка в дошкольном возрасте»

Самооценка в дошкольном возрасте.

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает  множество изменений.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Предлагаю Вам для начала определить уровень развития самооценки Вашего ребенка.

Для изучения самооценки детей используют так называемые проективные методики, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно достоверные результаты.

Проективные тесты — это несложные задания, которые вызывают у ребенка  интерес и любопытство.

Для изучения самооценки ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические методы.

Каждая из этих методик имеет автора, апробирована и рекомендована для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.

 

Методика » Лесенка» ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

 hello_html_m7cca8266.jpg

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 

Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

 

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

hello_html_4d74383b.gif

 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.


Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)


Инструкция
:

hello_html_499714f8.gif

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешьраскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Проведение исследования «Кактус»

При проведении теста используются такие материалы: стандартный альбомный лист, простой карандаш или цветные карандаши (при интерпретации результатов ориентируются на методику восьми цветов Люшера). Расшифровка рисунка на основе Люшеровской интерпретации цветов возможна в случае более глубокого понимания специфики методики, родителям достаточно использовать простой карандаш. Инструкция очень проста: «Мысленно представь себе кактус и нарисуй его таким, каким ты его вообразил».

Условия правильного проведения теста

  • Комфортная эмоциональная обстановка.

  • Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа.

  • Подробно объяснить инструкцию, если ребёнок задаёт вопрос, то дополнительно уточнить, что он может рисовать так, как хочет. Если его вопрос демонстрирует непонимание инструкции, то ещё раз чётко пояснить последовательность выполнения и содержание задания

  • Дополнительные пояснения и подсказки в виде вопросов не допускаются.

  • Изображения не по теме или переданные в виде стереотипного шаблона стоит перерисовать.

  • Если ребёнок не уверен в своих силах и боится выполнять задание, то стоит объяснить ему, что работа не оценивается, любой его рисунок будет интересен и важен, но он должен постараться нарисовать как можно лучше.

  • Во время выполнения задания не подсказывать и не направлять путём наводящих вопросов.

  • Не обсуждать с тестируемым итоговые выводы.Интерпретация результата.

Дополнительные вопросы для уточнения толкования результатов теста

  • Этот кактус растёт дома или в природных условиях?

  • Кактус сильно ранит, если к нему прикоснуться?

  • Кактус любит, если за ним ухаживают, удобряют и увлажняют почву?

  • Кактус растёт в одиночестве или в окружении других растений?

  • Когда кактус станет взрослым, то как он изменится (какими станут иголки, какая форма, размер)?

Интерпретация рисунков

Трактовка изображения базируется на том, что в реальной жизни существует много разнообразных видов кактусов, которые имеют острые и мягкие, короткие и длинные, густые и редкие иглы. Интерпретация рисунка — работа тонкая и деликатная, поскольку в одном случае изображение может быть символом психологической травмы, а в другом всего лишь проявлением дорогого сердцу воспоминания. Поэтому подводить итоги и производить умозаключения должен только специалист.

Ключи к толкованию работ

  • Агрессивность — множество густых, длинных, акцентированных с помощью сильного нажима иголок сигнализируют о высокой интенсивности состояния враждебности. Иголки, направленные вверх, символизируют взрослых в мире ребёнка, прорисованные в стороны «указывают» на сверстников, нацеленные вниз — на младших. В то же время иглы символизируют защиту от внешней среды, стремление сохранить целостность личности.

  • Нестабильность, импульсивность, напряжённость — энергичные, отрывистые штрихи, нанесённые с сильным нажимом.

  • Эгоцентризм — большой рисунок (более 2/3 по высоте листа), занимающий центр листа.

  • Искренность, простодушие — прорисовка выпуклых контуров (отростков), сложная декоративная форма цветка.

  • Настороженная закрытость, замкнутость, такой малыш скрывает свои мысли, говорит гораздо меньше, чем знает — зигзаги и отростки, нарисованные внутри изображения или по контуру.

  • Оптимизм, вдохновлённость, вера в то, что события развиваются по наиболее благоприятному сценарию, чувство юмора — изображение «улыбающихся», «солнечных» кактусов с использованием ярких, жизнерадостных оттенков в цветном варианте теста.

  • Повышенная тревожность, сниженное настроение — присутствие пунктирных прерывистых линий со слабым нажимом, преобладание мрачных цветовых оттенков.

  • Мягкость, женственность, покладистость — плавные, тонкие, лёгкие, гибкие линии, графические украшения и цветы.

  • Экстравертированность (общительность) — кактус изображён в окружении других цветов.

  • Желание обрести защиту в семейном кругу, ценность домашнего очага, чувство семейного тепла и общности — изображение «окультуренного», домашнего цветка в цветочном горшке или в комнате.

  • Отсутствие потребности в семейном покровительстве, свободолюбие, независимость — рисунок дикорастущего цветка в окружении множества других растений, однако, единичный кактус на фоне пустынного пейзажа проявляет чувство одиночества.

  • Крупный размер кактуса (более 2/3 по высоте всего листа) красноречиво свидетельствует о завышенной самооценке, склонности к лидерству, доминированию, категорической убеждённости в своей правоте.

  • Маленький рисунок (менее 1/3 страницы) говорит о проблеме заниженной самооценки.

  • Рисунок в центре, занимающий примерно 2/3 по высоте листа, демонстрирует состояние удовлетворённости, наличие адекватной самооценки, постоянство, сосредоточенность на настоящем.

  • Чем выше расположен рисунок, тем выше уровень самооценки, размещение в нижней части листа означает, что стоит обратить внимание на слабый уровень уверенности в собственных силах и способностях.

  • Смещение картинки влево сигнализирует о характере интроверта, погружённости во внутренний мир и уходе в прошлое, сдвиг вправо обнаруживает склонность к экстраверсии и нацеленности на будущее.

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера

В этически-личностных характеристиках имеет значение приоритетная цветовая окраска рисунка в целом, а не интерпретация цветового решения отдельных деталей. Цвета могут обозначать:

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения.

  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами.

  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать.

  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность.

  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.

  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.

  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.

  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка.

Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.

 

Игра «Мое имя».                                      

 Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

 Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:

 Игра «Связующая нить».

 Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

 Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 Игра «Настроение».

 Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

 Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

 Игра «На что похоже настроение?»

 Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

 Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

 Игра «Комплименты».

 Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

 Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

 Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

 Упражнение «Назови и покажи».

 Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

 Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

 Этюд «Ласка»

 Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

 Игра «Сказочная шкатулка»

 Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

 Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

 Игра «Принц и принцесса»

 Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

 Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Игра « Волшебная палочка»

 Цель: развивать умение оценивать сверстников.

Ход игры: Дети передают по кругу волшебную палочку и говорят о сверстниках то, что им сегодня в них понравилось, на кого из детей они хотели бы походить, благодарят друг друга за работу активными способами (хлопая в ладоши и т.д.),  подбирая для каждого сверстника добрые слова.

Игра используется в ситуациях, когда необходимо выслушать мнение всех детей или получить ответ на определенный вопрос.

Игра «Подарок»

Цель: учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание.

Ход игры: Детям предлагается оценить и поблагодарить сверстника за то, что:

  • кто-то тебе сегодня помог на занятии;

  • чья-то работа тебе понравилась;

  • того, благодаря кому у тебя все получилось.

Дети дарят друг другу сердечки.

Можно проводить как в конце занятия, так и после отдельных заданий.

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:

Игра «Возьми и передай».

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

методов оценки в классе (CATs) | Центр обучения

Версия для печати

Что такое кошки?

Методики оценивания в классе

(CATs), как правило, представляют собой простые, анонимные, анонимные занятия в классе, предназначенные для того, чтобы дать вам и вашим ученикам полезную обратную связь о процессе преподавания и обучения, как это происходит.

Примеры CATs включают следующее.

  • Пробник базовых знаний — это короткий простой вопросник, который предоставляется студентам в начале курса или перед введением нового раздела, урока или темы.Он разработан, чтобы раскрыть предубеждения студентов.
  • The Minute Paper проверяет, как учащиеся получают знания или нет. В конце занятия инструктор просит студентов написать краткий ответ на следующие вопросы: «Что было самым важным, что вы узнали во время этого занятия?» и «Какой важный вопрос остается без ответа?»
  • Muddiest Point — один из простейших CAT-программ, помогающий определить, где у учащихся возникают трудности. Методика состоит в том, чтобы попросить студентов быстро записать ответ на один вопрос: «Что было самым запутанным в [лекции, обсуждении, домашнем задании, фильме и т. Д.]? » Термин «самый непонятный» означает «самый неясный» или «самый запутанный».
  • В чем принцип? CAT полезен на курсах, требующих решения проблем. После того, как учащиеся выясняют, с какой проблемой они имеют дело, они часто должны решить, какой принцип (принципы) применить для решения проблемы. Этот CAT предлагает учащимся несколько задач и просит их сформулировать принцип, который лучше всего применим к каждой проблеме.
  • Матрица определения функций : Подготовьте раздаточный материал с матрицей из трех столбцов и нескольких строк.Вверху первых двух столбцов перечислите две разные концепции, которые потенциально могут сбивать с толку сходства (например, ураганы против торнадо, Пикассо против Матисса). В третьем столбце перечислите важные характеристики обеих концепций в произвольном порядке. Раздайте учащимся раздаточный материал и попросите их использовать матрицу, чтобы определить, какие характеристики принадлежат каждой из двух концепций. Соберите их ответы, и вы быстро узнаете, какие характеристики доставляют вашим ученикам больше всего проблем.

Почему я должен использовать CATs?

CATs можно использовать для улучшения преподавания и обучения в классе. Более частое использование CAT может…

  • Своевременное предоставление отзывов о процессе обучения
  • Предоставлять информацию об обучении студентов с меньшим объемом работы, чем традиционные задания (тесты, работы и т. Д.)
  • Поддерживать мнение о том, что обучение — это непрерывный процесс исследования, экспериментирования и размышлений
  • Помогите учащимся научиться лучше контролировать собственное обучение
  • Помогите студентам почувствовать себя менее анонимными даже на больших курсах
  • Предоставьте конкретные доказательства того, что инструктор заботится об обучении

Как использовать CATs?

Результаты CATs могут помочь учителям отрегулировать свои стратегии обучения так, чтобы они лучше отвечали потребностям учащихся.Хорошая стратегия использования CATs заключается в следующем.

  1. Решите, что вы хотите оценить об обучении ваших учеников с помощью CAT.
  2. Выберите CAT, который обеспечивает такую ​​обратную связь, соответствует вашему стилю преподавания и может быть легко применен в вашем классе.
  3. Объясните студентам цель занятия и затем проведите его.
  4. После урока просмотрите результаты, определите, что они говорят вам об обучении ваших учеников, и решите, какие изменения внести, если таковые имеются.
  5. Расскажите своим ученикам, что вы узнали из CAT и как вы будете использовать эту информацию.

Где я могу найти еще кошек?

Стандартные ссылки на CATs — это Методики оценивания в классе: Руководство для учителей колледжей , 2-е издание, Томас А. Анджело и К. Патриция Кросс (Jossey-Bass, 1993). Эта книга включает 50 CATs, индексированных различными способами. Книгу можно приобрести в библиотеке Центра обучения. См. Его запись ACORN, чтобы узнать номер звонка и доступность.

Ряд веб-сайтов также содержат информацию и примеры CAT, включая следующие.


Это учебное пособие находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

.

PPT — Методика самооценки Презентация PowerPoint, скачать бесплатно

  • ТЕХНИКА самооценки Арлин Циммерли, соавтор Греггского колледжа Клавиатура и обработка документов, 11e Примечание: эта презентация была создана для преподавателей или студентов в качестве возможная модель в курсе клавиатуры. Конкретные требования к курсу могут отличаться. 9/4/12

  • Самооценка техники набора текста 2 • Если вы онлайн-студент или печатаете в обстановке, в которой ваша техника не будет официально оцениваться инструктором по клавиатуре, вы должны регулярно выполнять самооценку. оценка вашей техники набора текста.• Ежедневная практика приемлемой техники закладывает основу для вашего максимального успеха в достижении этих ценных навыков игры на клавиатуре. • Каждый раз, когда вы садитесь печатать, возобновляйте свое стремление изучать клавиатуру на ощупь, с правильной аппликатурой и правильной техникой. Ваш успех в игре на клавиатуре буквально в ваших руках.

  • Наблюдение за клавиатурой 3 Установите разумную цель, чтобы уменьшить просмотр клавиатуры. Вскоре вы разовьете локальную безопасность и мышечную память и обнаружите, что печатаете быстрее и точнее, чем когда-либо прежде! Когда Алекса Хейли спросили, что бы он сделал по-другому, если бы знал, что Roots будет настолько успешным, он ответил: «Я бы набрал быстрее»!

  • Продам технику! 4 Вспомните, кто выиграл пресловутую гонку! Клавиатура — это жизненный навык — вы должны решить, что техника построения медленно и осознанно сейчас создаст фундамент, который «принесет» большие дивиденды в «долгосрочной перспективе».”

  • Начало работы 5 • Если вы умеете печатать, но не уверены, правильно ли вы используете аппликатуру, выполните самооценку техники перед тем, как начать Урок 1; в противном случае выполните свою первую самооценку после Урока 10. • Если ваш инструктор разместил форму самооценки техники в GDP, в разделе «Мой ВВП», Ресурсы, нажмите «Открыть», чтобы отобразить форму самооценки техники. • Просмотрите и заполните каждый пункт контрольного списка. Повторите это задание еще раз после урока 10.Продолжайте читать Уроки 1-20, уделяя особое внимание части этих уроков, посвященной новым ключам.

  • Прочтите новые ключевые процедуры 6 • Прочтите и выполняйте важные процедуры, подобные тем, которые описаны в Уроке 1. . .

  • Процедуры чтения новых ключей (продолжение) 7 •. . . и Урок 2.

  • Новые ключевые демонстрации 8 • Демонстрации включают аудио и видео, и их можно воспроизводить столько раз, сколько необходимо.

  • Таблицы с цветовой кодировкой 9 • Обратите особое внимание на цветные таблицы раскладки клавиатуры в Уроках 1-20, которые напоминают вам о проверке положения пальцев; например, палец «D» управляет всеми клавишами, показанными красным над и под ним.

  • Движения тела 10 • Правильное положение на клавиатуре позволяет печатать с большей скоростью и точностью и с меньшим утомлением. • Когда печатаете в течение длительного времени, время от времени отдыхайте, отводя взгляд от экрана. • Измените положение, походите или потянитесь, когда ваши мышцы устали. • Такие движения и корректировки могут помочь предотвратить чрезмерную усталость вашего тела. Кроме того, можно предотвратить долгосрочные телесные повреждения, такие как синдром запястного канала.

  • Правильное положение 11 Печатайте на ощупь подушечками пальцев, а не ногтями. Когда вы «чувствуете» выступающие полосы на клавишах «F» и «J», вы знаете, что находитесь в исходном ряду. См. Стр. Xxix в вашем учебнике, где описаны упражнения для снятия напряжения.

  • Рабочая станция 12

  • Положение на клавиатуре 13

  • Нажатие клавиш • Критические области техники: вы ДОЛЖНЫ использовать правильные пальцы на всех клавишах и печатать на ощупь с непрерывностью и точностью. времени.14

  • Triple-Focus Remediation 15 • Исправление с использованием уроков GDP, дополнительных страниц, повышения квалификации и функций MAP + будут кратко обсуждены в этой презентации. • См. «Формирование навыков и MAP +» (соответствующая презентация и фильм) для получения подробной информации об использовании этих очень мощных функций для исправления после самооценки техники.

  • Повышение квалификации, уроки и MAP + 16 • Используйте кнопку «Повышение навыков», «Упражнение по новому ключу» и «Обзор нового ключа», чтобы заново выучить ключи и отработать новые ключи.• Используйте кнопку «Уроки», раздел «Урок« X »Расширение», чтобы попрактиковаться в уроках 1-20. • Используйте кнопку MAP + для неограниченного количества упражнений по развитию навыков, начиная с Урока 1, и для интенсивной практики и диагностики для Урока 17 и далее.

  • Вкладка «Упражнения по развитию навыков» 17 • Используйте кнопку «Развитие навыков» на вкладке «Упражнения», чтобы перейти непосредственно к процедурам повышения навыков, перечисленным ниже.

  • Проблемные клавиши 18 Многие студенты на курсах клавиатуры профессора Циммерли на протяжении многих лет испытывали проблемы с обучением правильной аппликатуре для клавиш, перечисленных ниже.Еще раз проверьте, правильно ли вы используете эти клавиши.

  • Отзыв? 19 Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии относительно этой презентации, отправьте электронное письмо: Удачного набора текста! Примечание. Эта презентация была создана для преподавателей или студентов в качестве возможной модели при обучении клавиатуре. Требования к вашему конкретному курсу могут отличаться.

  • .

    Align Assessments, Objectives, Instruction Strategies — Eberly Center

    Тесты

    должны показывать, насколько хорошо учащиеся усвоили то, что мы хотим, чтобы они выучили, а инструкция гарантирует, что они это усвоят. Чтобы это произошло, оценки, цели обучения и учебные стратегии должны быть тесно согласованы, чтобы они подкрепляли друг друга.

    Чтобы убедиться, что эти три компонента вашего курса согласованы, задайте себе следующие вопросы:

    • Цели обучения: Что я хочу, чтобы студенты знали, как делать, когда они покидают этот курс?
    • Оценки: Какие виды задач позволят определить, достигли ли учащиеся поставленных мною учебных целей?
    • Учебные стратегии: Какие виды деятельности в классе и вне его укрепят мои учебные цели и подготовят студентов к экзаменам?

    Что делать, если компоненты курса не выровнены?

    Если оценки не соответствуют целям обучения или учебным стратегиям, это может подорвать как мотивацию учащихся, так и обучение.Рассмотрим эти два сценария:

    Ваша цель — научить учащихся применять аналитические навыки , но ваша оценка измеряет только фактов . Следовательно, учащиеся оттачивают свои аналитические навыки и разочаровываются в том, что экзамен не измеряет то, что они узнали.

    Ваша оценка измеряет способность учащихся сравнивать и критиковать аргументов разных авторов, но ваши учебные стратегии полностью сосредоточены на обобщении аргументов разных авторов.Следовательно, учащиеся не изучают и не практикуют навыки сравнения и оценки, которые будут оцениваться.

    Как выглядят согласованные оценки?

    В этой таблице представлены примеры видов деятельности, которые можно использовать для оценки различных типов целей обучения (адаптировано из пересмотренной Таксономии Блума).

    Тип цели обучения Примеры соответствующих оценок
    Отзыв
    Распознать
    Идентифицировать

    Объективные элементы теста, такие как заполнение пропусков, сопоставление, маркировка или вопросы с несколькими вариантами ответов, которые требуют от учащихся:

    • вспоминать или распознавать термины, факты и концепции
    Интерпретировать
    Пример
    Классифицировать
    Обобщить
    Сделать вывод
    Сравнить
    Объяснить

    Действия, такие как работы, экзамены, наборы задач, обсуждения в классе или концептуальные карты, которые требуют от учащихся:

    • резюме чтений, фильмов или выступлений
    • сравнить и сопоставить две или более теории, события или процессы
    • классифицировать или классифицировать дела, элементы или события, используя установленные критерии
    • перефразировать документы или выступления
    • найти или определить примеры или иллюстрации концепции или принципа
    Применить
    Выполнить
    Орудие

    Действия, такие как наборы задач, выступления, лабораторные работы, прототипы или симуляции, которые требуют от учащихся:

    • использовать процедуры для решения или выполнения знакомых или незнакомых задач
    • определить, какая процедура (процедуры) наиболее подходит для данной задачи
    Анализировать
    Различить
    Организовать
    Атрибут

    Мероприятия, такие как тематические исследования, критические обзоры, лабораторные работы, статьи, проекты, дебаты или концептуальные карты, которые требуют от студентов:

    • различать или выбирать релевантные и нерелевантные части
    • определяет, как элементы работают вместе
    • определить предвзятость, ценности или скрытые намерения в представленных материалах
    Оценка
    Проверка
    Критика
    Оценка

    Действия, такие как журналы, дневники, критические обзоры, наборы задач, обзоры продуктов или исследования, которые требуют от студентов:

    • тестировать, контролировать, оценивать или критиковать показания, характеристики или продукцию в соответствии с установленными критериями или стандартами
    Создать
    Создать
    План
    Производство
    Дизайн

    Мероприятия, такие как исследовательские проекты, музыкальные композиции, выступления, эссе, бизнес-планы, дизайн веб-сайтов или декорации, которые требуют от учащихся:

    • создавать, строить, проектировать или создавать что-то новое

    В этой таблице не перечислены все возможные примеры соответствующих оценок.Вы можете разработать и использовать другие тесты — просто убедитесь, что они соответствуют вашим целям обучения и методам обучения!

    СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ, чтобы поговорить с коллегой Eberly лично!

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *