Методика самооценка т в дембо с я рубинштейн: Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Содержание

Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья
6. Более или менее больные 
7. Больные 
8. Очень больные
9. Самые больные

.1. Самые умные
 2. Очень умные        
 3. Умные         
 4. Более, менее умные        
 5. Среднего ума                             
 6. Более, менее неумные        
 7. Неумные 
 8. Глупые                            
 9. Самые глупые    

 

 

1. С прекрасным характером 
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим
       характером                              
4. С неплохим характером
5. С обычным характером 
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

 1. Чрезмерно счастливы
 2. Очень счастливы
 3. Счастливы
4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Материал: Методика изучения самооценки(Дембо-Рубинштейна) | Социальная сеть работников образования

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья
6. Более или менее больные 
7. Больные 
8. Очень больные
9. Самые больные

.1. Самые умные
 2. Очень умные        
 3. Умные         
 4. Более, менее умные        
 5. Среднего ума                             
 6. Более, менее неумные        
 7. Неумные 
 8. Глупые                            
 9. Самые глупые    

 

 

1. С прекрасным характером 
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим
       характером                              
4. С неплохим характером
5. С обычным характером 
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

 1. Чрезмерно счастливы
 2. Очень счастливы
 3. Счастливы
4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

тест на самооценку, интерпретация результата

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о  способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Сусанна Яковлевна Рубинштейн

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.

Тест по психологии на тему: Диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образ теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность;

7) уверенность в себе.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Тамарой Дембо в 1962 году и дополненный Сусанной Рубинштейн в 1970 году.
Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.
А.М. Прихожан добавила три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками», «внешность», и заменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Обследуемым предлагается на горизонтальных линиях отметить уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Методика может проводиться как фронтально — с целой группой, так и индивидуально.

Отметьте на 1-ой прямой уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств в данный момент жизни,
а на 2-ойжелаемый уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств.

Источник: Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128.

Ваш результат:

1. Cамооценка: баллов
2. Уровень притязаний: баллов

Уровень самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, 2 неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Уровень притязаний.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Обработка и интерпретация результатов.
Длина каждой линии, обозначающей шкалу, 100 ед, в соответствии с тем, где испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику, например, 54 ед = 54 баллам.
По каждой из шкал необходимо определить уровень притязаний и самооценку и рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шкалам.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика диагностики самооценки универсальна, её можно проводить не только в школьном возрасте, но и во взрослом, а также менять предложенные личностные качества на те, которые вы хотите исследовать в данный момент, например, шкалу «умение многое делать своими руками, умелые руки», можно заменить на «развитие профессиональных или личностных качеств», шкалу «авторитет у сверстников» на «авторитет у коллег» и т.д. 

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие-0, а верхняя — наивысшее-100. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников или коллег;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После того, как чертой (-) были отмечены все качества, необходимо снова пройтись по всем этим линиям и уже крестиком (х) отметить тот уровень, на котором развития этих качеств удовлетворяли бы вас полностью и вы почувствовали гордость за себя.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим каждый ответ выражается в баллах (например, 54мм = 54 баллам).

Итак, все баллы полученные по шести шкалам складываем и делим на шесть, это и будет результат вашей самооценки.

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Какие бы результаты не были бы получены, к ним можно относиться, как к ещё одному шагу в познанию себя.

Одним тестом исследовать и познать себя сложно или не возможно, необходимо ежедневная работа над собой, ведение дневника наблюдения или дневника саморазвития. Познать себя можно только в деятельности (общение с другими людьми, развитие профессиональных и личностных качеств и т.д.)

К исследованию самооценки некоторые психологи подходят по разному, так например психолог,  кандидат медицинских наук, психотерапевт и писатель Михаил Ефимович Литвак, самооценку предлагает исследовать не как классический вариант, заниженная, завышенная и адекватная, как предлагается выше в тесте Дембо-Рубинштейн, в виде вертикального «столба», а в виде, горизонтального, поваленного «столба» , где себя мы можем воспринимать уже иначе, то есть, не с позиции я хуже, а кто то лучше и наоборот, а с позиции, сегодня я на этом «столбе» нахожусь здесь, а другой человек в другом месте, а завтра может быть всё иначе.

Если всё резюмировать, то хочется это сделать в виде пожелании. Продолжайте познавать себя и не останавливайтесь в развитии своих способностей!

Удачи!

 

 

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Методология Дембо-Рубинштейна: самооценка

Metoda Dembo — Rubinstein ma na celu określenie poziomu samooceny testu. W 1962 roku T. V. Dembo opracował specjalną technikę, która pozwoliła na najbardziej dokładne i prawdziwe określenie poziomu poczucia własnej wartości i pewności siebie osoby. W 1970 roku został uzupełniony i ulepszony przez S. Ya Rubinsteina.

W oryginalnej wersji testowania istniała tylko jedna skala.Рубинштейн rozszerzył tę metodę, dodając kolejne trzy. Każda skala wyświetla parameter oceny i zapewnia jaśniejszy obraz obrazu.

Как шутить? Po co?

Technika ta jest aktywnie wykorzystywana do identityfikacji problemów osobistych i ich rozwiązywania. Тест składa się z czterech głównych skal. Po tym, jak przedmiot odpowiada na wszystkie pytania, przeprowadza się z nim szczegółowe wyjaśnienie przyczyn dokładnie takich odpowiedzi. Jednym z parameterrów może być samoocena.Dembo i Rubinstein w swojej metodzie dążyli do wyznaczenia poziomu szczęścia. Okazało się jednak dość uniwersalne.

Praca nad tą metodą odbywa się w szkołach z dziećmi, na przyjęciach z psychoologami, a czasem z więźniami, aby dowiedzieć się motywów i przyczyn zbrodni. Niestety ta metoda może nie być odpowiednia dla wszystkich ze względu na jej oczywistość. Jednak najczęściej to działa.

Technika Dembo — Rubinstein może być bardzo przydatna wielu przypadkach. Jego oczywistą zaletą jest właśnie wszechstronność.Faktem jest, że oprócz czterech głównych skal, badacz, a także badany, może dodać dowolną skalę ocen. To rozszerza zakres zastosowania metody.

Як к Дзяле?

Badana osoba otrzymuje formularz z warunkami i zasadami pracy. Po zapoznaniu się przechodzi do znaków na skali swojej pozycji. Z reguły odnotowywany jest poziom cech osobistych, po którym odbywa się rozmowa, podczas której podmiot musi wyjaśnić swoją pozycję.

Taka procedure daje jasne zrozumienie i wizję stanowiska danej osoby, pomaga określić, czym jest poczucie własnej wartości.Metoda Dembo — Rubinstein to także możliwość analizowania emocjonalnego magazine, temperamentu i roszczeń do siebie.

Ta metoda jest dość łatwa w użyciu. Możesz zdać taki test samodzielnie, kierując się zasadami. Jednak wielka racjonalna korzyść doprowadzi do przejścia testu pod kierunkiem psychoologa. Będzie potrafił kompetentnie umieszczać akcenty, zwracać uwagę na niezbędne funkcje i zadawać właściwe pytania.

Korzystając z metody Dembo — Rubinstein, możesz uzyskać pojęcie o osobie na podstawie jego odpowiedzi.Ponieważ ta metoda wymaga użycia nie tylko dobrze zdefiniowanych skal parameterów, ale także arbralnych. Umożliwia także łatwe odczytanie i интерпретация pozycji odpowiedzi.

Sam test i podstawy techniki

Test, jak już wspomniano, standardowo składa się z czterech skal. Mianowicie: zdrowie, rozwój mentaliczny, charakter i samoocena. Kiedy wszystkie te wskaźniki znajdują się w normalnym zakresie dla konkretnej osoby, można ją nazwać szczęśliwą. Właśnie dlatego, aby określić poziom szczęścia, Dembo i Rubinstein wybrali te wskaźniki.

Pierwsza skala, zdrowie, jest treningiem i nie jest brana pod uwagę przy obliczaniu ostatecznego wyniku. Kolejne odgrywa ważną rolę w analizie odpowiedzi podmiotu.

Standardowe przejście testowe obejmuje trzy dodatkowe skale Parametrów. Tak więc 7 skal pojawia się przed podmiotami: zdrowie, zdolności umysłowe, charakter, autorytet wśród kolegów, umiejętności, wygląd i pewność siebie.

Skala poczucia własnej wartości Dembo — Rubinstein proponuje ocenę siebie w pionowym segmencie.Skale to siedem pionowych segmentów, z których każdy ma dziesięć centymetrów. Najwyższy punkt, podobnie jak zero, jest zaznaczony jaskrawo, a środek segmentu jest ledwo zauważalny. Właśnie na takich segmentach badani są proszeni o zanotowanie własnego poziomu parameter skali.

Ważne jest, aby od razu zrozumieć, że punkt zerowy na dole segmentu jest najgorszą opcją. Oznacza to, że jeśli mówimy o skali szczęścia, niższa ocena będzie skupiona na najbardziej niefortnej osobie, a górna — na najszczęśliwszej.Opierając się na tym i naznaczyć osobisty stan.

Metoda Dembo — Rubinstein wyróżnia się szerokim skupieniem. Wszechstronność tego testu polega na tym, że oprócz powyższych wskaźników można przyciągnąć absolutnie wszystkie, które są interesujące dla celów badania. W rezultacie Psycholog jest formą z pozycj osoby testowej względem każdego z Paratrów.

Oprócz oznaczenia stanu rzeczy w dniu dzisiejszym przedmiot jest również proszony o zaznaczenie poziomu, który chciałby mieć dla każdego wskaźnika.Tak więc na każdej skali pojawia się other znak — pożądany poziom.

Jak policzyć wynik?

Następnie musisz wziąć zapas. Test Dembo — Rubinstein wyróżnia się prostotą w liczeniu punktów. Jak już wspomniano, wysokość każdej skali wynosi sto mi

.Методология

Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Некоторые безупречно выступают перед аудиторией, другие стесняются спрашивать о ценах на товары в магазине. Одни люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие несут невидимую королевскую корону и близкие к нему не допускаются. Причина такого поведения? Есть одна личностная характеристика, объединяющая все вышеперечисленные модели человеческого поведения, — это чувство собственного достоинства.

Что такое самооценка?

Мы часто слышим такое понятие, как «чувство собственного достоинства».Его используют не только профессиональные психологи, учителя или врачи, об этой личности мы слышим в повседневном общении. Что это? Самоуважение призывает к собственной важности и ценности для окружающих, а это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самого человека. methodology Dembo Rubinstein self-esteem

Когда он начинает формироваться?

Самоуважение невозможно сформировать без наличия другой личности — личности. Это происходит у детей примерно 3 лет, когда ребенок осознает свою автономию от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемые «семь сестер кризиса» этого возраста ).Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить об истоках «я», поскольку оно формируется долгое время и находится в динамике жизни.

Типы самооценки

У экспертов есть несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методы Будасси по изучению Я-концепции или методологии Дембо-Рубинштейна). Самоуважение состоит из представлений о личности, реальном и идеальном.methods demo Rubinstein a study of self-esteem

Рекомендовано

A good family psychologist, Moscow: reviews

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы). Показывает ли нынешняя жизнь в российской столице востребованность профессии «семейный психолог» (Москва)? Обзоры inhab …

Между этими двумя структурами личности существуют разные отношения («Я настоящий», «Я-идеал»). В зависимости от качества этих отношений меняется самооценка человека.

  • Низкая оценка самой личности — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и тем, каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, проявляется во всех видах деятельности человека.
  • Самооценка — нормальное соотношение «Я настоящий» и «Я-идеальный». Они адекватно относятся к ситуации.
  • Завышена — разницы между двумя вышеупомянутыми структурами личности почти нет. Люди склонны считать себя если не идеальными, то очень близкими к этому.

Методика Дембо-Рубинштейн — описание самооценки исследования

definition of the self-assessment methodology Dembo Rubinstein Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, потому что в противном случае возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родстве и так далее. Необходимо обратить внимание на самоидентификацию, чтобы не допустить ошибок в социальной адаптации.

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить самооценку человека. Это делается с помощью отметок по определенным шкалам.Человеку дается форма методов, которые представляют собой письменные инструкции и главную задачу. Для определения уровня самооценки не используется классический метод Дембо-Рубинштейна.

Модификация прихожанами этой техники применяется в последние годы в различных учебных заведениях и на рабочем месте. Модифицированная методика А. М. Прихожан содержит 7 шкал (в отличие от 4 оригинальных). Автор модификаций включил такие шкалы, как «умение что-то делать руками», «внешний вид», «признание сверстниками», а также изменил шкалу «счастья» на «уверенность в себе».

Руководство по исследованию

methodology Dembo Rubinstein Человек может понять, что нужно сделать в тесте, прочитав руководство. В нем говорится, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Их оценку можно выразить на отрезке, на одном конце которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимум 10 баллов. Следует отметить на каждой шкале чертой «-» уровень, на котором сейчас развивается данное качество или свойства. Затем крестиком «х» на этих шкалах следует отметить уровень, на котором испытуемый может испытывать удовлетворенность собой или гордость.

Диаграмма теста

Методика Дембо-Рубинштейна в модификации включает следующие шкалы:

  • Здоровье;
  • Способности и разум человека;
  • Персонаж;
  • Если он пользуется авторитетом среди сверстников;
  • Умение что-то делать самостоятельно;
  • Уверенность;
  • Внешний вид человека.

    a modification of the method Dembo Rubinstein

Метод подходит для индивидуального и фронтального изучения. При работе с группой нужно проверять каждого, так как он наполнил первую тренировочную шкалу здоровьем.Модификация методики Дембо-Рубинштейна предполагает затраты времени на выполнение тестовых заданий от 10 до 12 минут.

Результаты анализа

При обработке и анализе результатов первая шкала игнорируется, поскольку не является личной характеристикой. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждая помечается крестиком и черт будет иметь количественные характеристики (например, 48 мм — 48 точек).

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личных притязаний.Этот индекс определяется путем измерения количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень оценки по определенной шкале может измеряться от «0» до «-».

Далее необходимо рассчитать расстояние от «x» до «-». Если есть такая ситуация, при которой уровень претензий ниже баллов личной самооценки выражается отрицательными числами. Затем идет оценка и определение самооценки. Методология Дембо-Рубинштейна проста в работе и поэтому очень часто используется.Но специалисты почти всегда используют его в модификации Конгрегации.

Объяснение показателей

Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности рассчитывается общий балл соответствующих показателей по всем шкалам (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейна точно помогает человеку понять, как он оценивает себя. methodology Dembo Rubinstein modification of the parishioners

Показатели уровня стремления

  1. Адекватные — 75-89 баллов. Люди реалистично оценивают свои возможности.
  2. High — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим способностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкая — ниже 60 пунктов. Низкий уровень претензий. Люди не могут нормально развиваться. У него нет стремления чего-то добиться, потому что он был уверен, что это проигрышный вариант.

Собственное изображение

  1. Адекватно — 45-74 балла. Реалистичная оценка сама по себе указана в методе и других параметрах.
  2. High — 75-100 баллов. Есть проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый или ребенок не может правильно оценить свою работу (результаты), общение. Есть такое понятие, как «близость к опыту», то есть люди нечувствительны к наблюдениям, советам и комментариям людей.
  3. Низкий — менее 45 баллов. Человек — большая проблема в формировании личного благополучия, показывает методика Дембо-Рубинштейна. Слишком низкая самооценка может быть результатом двух психологических проблем: собственно неуверенности в собственных силах и «защитной» неуверенности.Второй феномен может возникнуть, если человек навяжет себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

….

О некоторых аспектах метода измерения самооценки Дембо-Рубинштейна Научно-исследовательская работа по теме «Экономика и бизнес»

Доступно на сайте www.sciencedirect.com

ScienceDirect

Процедуры — социальные и поведенческие науки 140 (2014) 547 — 552

PSYSOC 2013

О некоторых аспектах метода самооценки Дембо-Рубинштейна

Измерение

Варвара Ю.Бахолдина1а *, Дарья Ал. Бахолдина, Мовсесяна Алла Анатольевна, Ксения С.

Ступина

а Кафедра антропологии Государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва 119991, Российская Федерация

Аннотация

Разнообразие методик изучения самооценки и широкий спектр исследований отражают высокую важность этого явления на всех этапах онтогенеза, особенно в период роста и развития. Одним из наиболее распространенных подходов к измерению самооценки является шкала Дембо-Рубинштейна.В настоящее время шкала Дембо-Рубинштейна имеет несколько различных модификаций. Согласно одному из них, испытуемых спрашивают как об их реальной самооценке, так и о ее желаемом уровне. Предполагается, что таким образом можно оценить уровень индивидуальных претензий. Целью следующего исследования является оценка корреляции между фактическим и желаемым уровнями самооценки и на этой основе сделать вывод о полезности этой модификации метода.

© 2014 Авторы.Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/).

Отбор и экспертная оценка под ответственностью Организационного комитета PSYSOC 2013.

Ключевые слова: самооценка, фактический уровень, желаемый уровень, возрастные и гендерные различия

Введение

Так называемая «шкала Дембо-Рубинштейна» стала популярной в отечественной психологии и антропологии.Первым автором этой техники была Тамара Дембо, ученица и коллега Курта Левина. Еще в 1940-х годах она использовала оригинальный метод: ее пациентам предлагали отмечать уровень своего счастья на 100-миллиметровой вертикальной линии, затем измеряли высоту соответствующего сегмента. В советской и российской науке этот метод стал известен благодаря работам Сюзанны Рубинштейн, так как метод применялся в ее исследованиях самооценки в 1950-1970-е годы (Рубинштейн, 1970). Метод Т.Автор для переписки: Варвара Бахолдина. Тел .: + 7-916-479-5473 Электронный адрес: [email protected]

1877-0428 © 2014 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/).

Отбор и экспертная оценка под ответственность Организационного комитета PSYSOC 2013. doi: 10.1016 / j.sbspro.2014.04.468

2. Задача исследования

Изучение самооценки по шкале Дембо-Рубинштейна возможно в нескольких методических вариантах.Согласно первому из них, изначально разработанному авторами метода, испытуемых просят поставить одну отметку на каждой вертикальной линии шкалы, обозначив их собственное представление об уровне той или иной индивидуальной черты. В другой версии того же метода испытуемых просят поставить две отметки на каждой вертикальной линии шкалы. Один из них представляет собой реальную индивидуальную самооценку определенной собственной черты, а второй относится к желаемому уровню той же самой черты.В этом случае разница между реальным и желаемым уровнями свидетельствует о возможном несоответствии между уровнем притязаний и самооценкой. Исследование усложняется, но полученные результаты дают более широкую перспективу в изучении самооценки и дают более полную и сложную картину личностных характеристик испытуемых (Приходян, 2007). Возникает вопрос: насколько оправдано использование изощренных методик при исследовании самооценки? Оправдывает ли дополнительная информация значительное усложнение процесса работы с испытуемыми объектами, что делает его проблематичным для некоторых контингентов (например, маленьких детей и пожилых людей)?

3.Участников

507 учеников в возрасте от 11 до 17 лет из нескольких московских школ. В таблице 1 показано разделение всей выборки на группы по возрасту и полу.

Таблица 1. Размер групп, составляющих общую выборку

11 — 12 лет 13 — 15 лет 16 — 17 лет

Мальчики, N = 257 112 98 47

Девочки, N = 250 107 91 50

4. Метод

В качестве методического подхода к указанной проблеме мы сравнили фактический и желаемый уровни самооценки у обоих полов в трех возрастных группах подростков.Кроме того, были рассчитаны коэффициенты корреляции между обоими уровнями самооценки. В нашем исследовании шкала Дембо-Рубинштейна включала пять отдельных характеристик, которые участники оценивали для себя, делая отметки на вертикальной линии: уровень его / ее уверенности в себе, его / ее восприятие отношения других, оценка его / ее внешность, интеллект и счастье (Ступина, Бахолдина, 2010).

5. Результаты

В таблице 2 приводится сравнение мальчиков и девочек в трех возрастных группах в соответствии с их оценкой фактического уровня некоторых качеств и желаемого уровня тех же качеств.Результаты сравнения показывают четкие различия между полами и динамику этих различий от младшей возрастной группы к старшей (Таблица 2).

Таблица 2. Фактический и желаемый уровни личностных характеристик по шкале самооценки, сравнительные данные для мальчиков и

девочек в трех возрастных группах

11 — 12 лет 13 — 15 лет 16 — 17 лет

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Уверенность в себе, актуальная 73.53 75,18 67,95 73,29 77,4 69,84

Уверенность в себе, желаемая 95,12 96,36 91,39 94,61 96,14 91,56

Отношение к другим, фактическое 67,78 78,02 66,59 79,87 75,8 76,16

Отношение к другим, желаемое 93,88 95,79 92,58 95,01 95,24 87,64

Внешний вид, фактический 66,15 74,27 63,27 74,21 77,84 77,12

Внешний вид, желаемый 91,47 93,21 84,6 93,23 94,72 90,34

Разведка, фактическая 70.86 74,64 69,6 74,74 78,38 76,28

Интеллект, желаемый 95,33 95,74 93,1 94,42 97,36 91,38

Счастье, актуальное 78,15 83,64 73,45 77,44 78,78 78,22

Счастье желаемое 94,07 97,17 90,96 95,79 96,74 95,92

Более высокие значения для парных сравнений выделены жирным шрифтом

В младших и средних возрастных группах оценка всех вышеперечисленных качеств выше у девочек, причем это касается как фактического, так и желаемого уровней оценки (рисунки 1, 2).~ ‘-A

80 …………………….; …………………. ..Я…………………….:………………… ….: …..- А …………………….

………………….. IxL ………. Uf ……… | …. …………………

Мальчики 11-12, фактические — Мальчики 11-12, желаемые -о- Девочки 11-12, фактические -о- Девочки 11-12, желаемые

Уверенность в себе Внешний вид Счастье Отношение других Интеллект

Рисунок 1.»………..)…………………….Я……….. ………….. | …………………….

……………………. я ………………….. . | …………………….; ………….. J2 \ …… ………………

Мальчики 13-15, актуально — * — Мальчики 13-15, желаемые -o- Девочки 13-15, фактические -o — Девочки 13-15, желаемые

Уверенность в себе Внешний вид Счастье Отношение других Интеллект

Рисунок 2. Мальчики и девочки в возрасте от 13 до 15 лет.’\ * O

85 ……. ……..

80 ……………………. 1 …………………. ..Я ……………………. я ………………… …. 1 …………………… я ……………….. ….

70 _______________________ / __________________________________________________________________________1________________________

65 Мальчики 16-17 лет, фактические — Мальчики 16-17 лет, желаемые -о- Девочки 16-17 лет, фактические -о — Девочки 16-17 лет, желаемые

Уверенность в себе Внешний вид Счастье Отношение других Интеллект

Рисунок 3.Юноши и девушки 16-17 лет. Фактический и желаемый уровни личностных характеристик по шкале самооценки

.

Интересно также сравнить различия между фактическим и желаемым уровнем личностных характеристик мальчиков и девочек в трех исследуемых возрастных группах (Таблица 3).

Таблица 3. Различия между фактическим и желаемым уровнем личностных характеристик по шкале самооценки мальчиков

и девочки.

* Различия достоверны при p <0,05 ** Различия достоверны при p <0,01

11 — 12 лет 13 — 15 лет 16 — 17 лет

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Уверенность в себе 21,59 21,19 23,68 21,32 18,74 21,72

Отношение к другим 26,10 ** 17,78 ** 25,53 ** 15,14 ** 19,44 * 11,48 *

Внешний вид 25,32 18,94 21,54 19,02 16.88 13,22

Интеллект 24,47 * 21,09 * 23,28 19,68 18,98 15,1

Счастье 15,92 13,52 17,68 18,35 17,96 17,70

Более высокие значения для парных сравнений выделены жирным шрифтом

Оказалось, что разница между фактическим и желаемым уровнями по всем характеристикам выше для мальчиков во всех трех возрастных группах. Интересно также отметить, что дифференциация по данному показателю между мальчиками и девочками особенно высока по параметру «чужое отношение», достигая во всех трех возрастных выборках высокого уровня статистической значимости.Обратная связь наблюдается только по параметру «счастье» в средней возрастной группе и при «уверенности в себе» в старшей группе, но у

.

в обоих случаях различия статистически не значимы.

Также были рассчитаны коэффициенты корреляции между фактическим и желаемым уровнями личностных характеристик по шкале самооценки (Таблица 4).

Таблица 4. Соотношение фактического и желаемого уровней личностных характеристик по шкале самооценки.р <0,01000

11 — 12 лет 13 — 15 лет 16 — 17 лет

Мальчики Девочки Мальчики Мальчики Девочки Мальчики

Уверенность в себе 0,58 0,50 0,41 0,38 0,46 0,49

Отношение к другим людям 0,50 0,54 0,37 0,51 0,23 0,76

Внешний вид 0,53 0,65 0,65 0,43 0,39 0,50

Интеллект 0,47 0,53 0,44 0,49 0,13 0,62

Счастье 0,67 0,55 0,69 0,45 0.30 0,65

Среднее 0,55 0,55 0,51 0,45 0,30 0,60

В младшем возрасте соотношение между фактическим и желаемым уровнями личностных качеств у мальчиков и девочек не слишком сильно различается, о чем свидетельствует схожесть их средств. В средней возрастной группе ситуация существенно не меняется. Что касается старшей возрастной группы, то коэффициенты корреляции между фактическим и желаемым уровнями оценки собственных качеств у мальчиков менее чем в два-четыре раза выше, чем у девочек.Возможно, эти результаты можно рассматривать как яркое свидетельство гендерных различий в самокритике, которая резко возрастает у девочек этого возраста, что приводит к их снижению самооценки. Напротив, самокритика у мальчиков заметно снижается, что, очевидно, ведет к завышению их самооценки в позднем подростковом возрасте.

6. Заключение

Модифицированная методика Дембо — Рубинштейна, анализирующая два уровня личностных качеств, актуальное и желаемое, позволяет получить дополнительную информацию о половозрастных характеристиках подростковой самооценки.Полученные результаты исследования динамики возрастных уровней самооценки мальчиков и девочек, различий между величиной разрыва между двумя уровнями самооценки, а также различий в коэффициентах корреляции между уровнями в более старшем возрасте требуют дальнейшего изучения и анализа. Таким образом, несмотря на сложность методик, использование обсуждаемой модификации шкалы оправдано в том случае, когда возникает необходимость более глубокого изучения причин гендерных и возрастных различий в процессе самооценки.При выборе предметов для исследования важно учитывать более сложный уровень техники и необходимость некоторых ограничений.

Список литературы

Приходян А.М. (2007). Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. Москва: АНО «ПАБ». (На русском). Ступина К.С., Бахолдина В.Ю. (2010). Морфологические и конституциональные особенности и самооценка у детей и подростков. Вестник биологической науки МГУ, 65 (3), 91-94.

,

Методология Дембо Рубинштейна: исследование самооценки

Некоторые отлично выступают перед публикой, другие не стесняйтесь спрашивать о цене товаров в магазине. Некоторые люди терпят унижения, чтобы быть принятыми в круг общения, другие несут невидимую корону самостоятельно и не подпускают к себе никого. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, объединяющая все вышеперечисленные модели человеческого поведения — это самооценка.

Какова самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «чувство собственного достоинства». Его используют не только профессиональные психологи, учителя или врачи, мы также можем услышать об этой личной характеристике в повседневном общении. Что это? Самооценка относится к представлениям человека о собственной значимости и ценности для других, а также к оценке самим человеком собственных недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств.

Когда он начинает формироваться?

Самоуважение невозможно сформировать без наличия еще одного личного свойства — самосознания.Это происходит в детстве, примерно до 3 лет, когда ребенок осознает свою независимость от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемый «семизвездочный кризис» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих. В этом возрасте можно говорить о зарождении самооценки, так как она формируется надолго и остается в динамике на протяжении всей жизни.

Типы самооценки

Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методология Будасси исследования I-концепции или методика Дембо-Рубинштейна). Самооценка состоит из представлений о себе и идеале.

Между этими двумя структурами личности существуют разные отношения («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этих отношений меняется самооценка человека.

  • Заниженная самооценка — большая разница между представлениями о том, кем я являюсь на самом деле и каким я должен быть в идеале. Сама по себе незащищенность, развивающаяся в этом случае, проявляется во всей человеческой деятельности.
  • Адекватная самооценка — нормальные отношения между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышено — разницы между двумя вышеупомянутыми структурами личности практически нет.Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким ему.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

Для человека очень важно иметь адекватную самооценку, потому что в противном случае возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Необходимо своевременно обращать внимание на самооценку человека, чтобы не допустить ошибок в ее социальной адаптации.

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить, какая у человека самооценка.Это происходит с помощью контрольных отметок по определенным шкалам. Человеку выдается бланк, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется классическая методика Дембо-Рубинштейна.

Модификация прихожан этой методики используется в последнее время в различных учебных заведениях и на работе. Модифицированная методика А.М. Прихожана содержит 7 шкал (в отличие от 4-х оригинальных). Автор модификации добавил такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешний вид», «признание сверстников», а также изменил шкалу «счастья» на «уверенность в себе».«

Инструкция к исследованию

Человек может понять, что нужно сделать в кишечнике, прочитав инструкцию. В ней сказано, что у каждого есть возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Ее оценка может быть выражена на отрезке от которых на одном конце начинаются одни низкие точки, на другом конце — максимум 10 баллов. На каждой шкале штрихом «-» необходимо отметить уровень, на котором сейчас находится развитие данного качества или свойства. Тогда необходимо отметить крестиком «х» на этих шкалах тот уровень, на котором испытуемый может чувствовать себя довольным собой или с гордостью.

Весы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейна включает следующие шкалы:

  • здоровья;
  • способности и ум человека;
  • его персонаж;
  • пользуется ли он авторитетом среди сверстников;
  • возможность что-то сделать своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

Метод подходит для индивидуального и лобного исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, насколько он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье».Модификация методики Дембо-Рубинштейна предполагает время, необходимое для выполнения тестового задания, от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.