Методика липкиной три оценки: Методика «Три оценки» А.И. Липкиной — Студопедия.Нет

Содержание

Методика «Три оценки» А.И. Липкиной — Студопедия.Нет

Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.

Процедура исследования

Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работу учеников необходимо оценить тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны». Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Обработка и анализ результатов

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим результатам:

совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя, характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Исследование уровня притязаний


Цель исследования: выявить самооценку и динамику уровня притязаний учащихся в экспериментальной ситуации.

Уровень притязаний является вариантом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается ряд заданий (от 14 до 18), отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки.

Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бежанишвили, Б. Серебрякова), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего.

Методика

Экспериментальный материал

Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня испытуемых.

Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером 12х7 см, на которых четко обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.

Процедура опыта

Карточки раскладываются в два ряда. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу. После выполнения каждой последующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус».

Инструкция испытуемому



Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно. Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи.

Обработка результатов

Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. приложение). Данные эксперимента можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат – выбранные номера карточек. Знаком (+) отмечаются успешно выполненные задачи, знаком (-) – неуспешно выполненные (см. рисунок).

Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания.

После того, как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания?»

Тест А.И. Липкиной для выявления уровня самооценки «Три оценки» — FINDOUT.SU

Самооценка сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и  от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е., проектам его будущего.

Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты.

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки». По этой методике ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивает работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам дают инструкцию: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

— характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеников самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

4. Беседа Т.Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

Прием предназначен для выявления круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Начиная беседу, консультант говорит: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Практика показывает, что такое введение снимает настороженность присущее началу общения с незнакомым человеком. Неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству со взрослым.

Дальнейший ход работы направляется следующим побуждениями.

1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения.

Консультант рисует круги, советуется с ребенком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуется два сектора «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых». В зависимости от цели беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения мощение может быть несколько иным. Например, в школе: ребята, учителя; вне школы: ребята во дворе, дома — родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно- огорчительного (общения со знаком «-»).

2. Теперь надо заселить каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам.

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняют возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и обо всем подробно рассказывать.

3. «Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает». 

В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) консультант узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в серединке и еще один — маленький, ближе к центру. В самом же центре поместим тебя, напишем твое имя.

А теперь, используя два карандаша: темный — «недоброжелательный», «неприятный» и светлый — «радостный», «приветливый», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто и насколько друг другу неприятен».

Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующим карандашами, обозначают меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны и ярко выражены, то между центром («Я» ребенка) и соответствующим прямоугольником на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатии или антипатии выражены неярко, то стрелкой указываются границы отношения — до первой или второй окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.

5. Методика «Определение понятий»

Ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, споты­каться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последователь­ности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания. 1. Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий; 8—9 баллов – высокий; 4—7 баллов – средний;

2—3 балла – низкий; 0—1 балл — очень низкий.

 

6. Методика «Выявление пассивного словарного запаса»

В качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в методике «Определение понятий». Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то раз­решается прочесть ему этот ряд еще раз, но в несколько более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», Которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов; если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8—9 баллов; если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6—7 баллов; если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4—5. Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий; 8—9 баллов — высокий; 4—7 баллов — средний; 0—3 балла — низкий.

 

7. Методика «Выявление активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

                               Таблица

 Протокол к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника


п/п
Фиксируемые признаки речи Частота употребления признаков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
 
13
 
 
14
Существительные
Глаголы
Причастия
Деепричастия
Прилагательные в начальной форме
Прилагательные в сравнительной степени
Прилагательные в превосходной степени
Союзы
Предлоги
Частицы
Однородные члены предложения
Сложные предложения с союзами «и», «а», «но», «да», «или» 
Сложные предложения, соединенные подчинительными союзами типа «который», «потому что», «так как» и др.
Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.
 

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

               Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков; в 8—9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8—9 разных протокольных признаков; 6—7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6—7 разных признаков; оценка в 4—5 баллов ему дается за присутствие в речи 4—5 разных призна­ков; 2—3 балла — в речи присутствуют 2—3 признака; 0—1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1—2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.   

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий, 8—9 баллов — высокий, 4—7 баллов — средний, 2—3 балла — низкий, 0—1 балл — очень низкий.

 

8.  АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ

Это вопросник, предназначенный для экспертного оценивая коммуникативных качеств личности у детей, поступающих в школу, и у младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми. В таблице слева указаны качества личности, а справа — пункты анкеты, которые им соответствуют.

Таблица .

Качества личности, оцениваемые с помощью анкеты для родителей,

воспитателей и учителей и соответствующие этим качествам пункты анкеты

Оцениваемые качества личности Соответствующие этим качествам
пункты анкеты
Общительность
Организаторские способности
Взаимоотношения с другими детьми
Альтруизм
Эмпатия
Агрессивность
Беспомощность
Обидчивость
Справедливость
Правдивость
Вежливость
Послушание
Самостоятельность
Настойчивость
Трудолюбие
Уверенность в себе
2,3,4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Текст анкеты

1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми: а) очень; б) не очень; в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми: а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми; б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один; в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть: а) с детьми старше себя по возрасту; б) с ровесниками; в) с более младшими детьми.

5. Как ведет себя ваш ребенок в игре: а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли; б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и второстепенные роли; в) чаще в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.

6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми: а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми; б) часто конфликтует

7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми: а) охотно делится; б) иногда делится, иногда нет; в) не делится.

8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям: а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь; б) иногда сочувствует, иногда нет; в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли ваш ребенок детей: а) часто; б) иногда; в) никогда не обижает.

10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым: а) часто; б) иногда; в) никогда.

11. Обидчив ли ваш ребенок: а) очень обидчив; б) иногда обидчив; в) не обидчив.

12. Справедлив ли ваш ребенок: а) всегда; б) иногда; в) чаще всего не справедлив.

13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду: а) всегда; б) иногда говорит, иногда нет; в) чаще обманывает и говорит неправду.

14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо: а) всегда; б) иногда; в) почти никогда не ведет себя вежливо.

15. Всегда ли ваш ребенок послушен: а) всегда; б) иногда послушен, иногда нет; в) почти никогда не бывает послушным.

16. Самостоятелен ли ваш ребенок: а) любит и делает все сам; б) иногда самостоятелен, иногда нет; в) предпочитает, чтобы за него все делали другие.

17. Настойчив ли ваш ребенок: а) всегда старается дело доводить до конца; б) иногда настойчив, иногда нет; в) обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.

18. Трудолюбив ли ваш ребенок: а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет пору­ченную ему работу; б) иногда любит трудиться, иногда ленится; в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.

19. Уверен ли ваш ребенок в себе: а) уверен; б) иногда; в) не уверен.

Оценка результатов

Степень развитости каждого коммуникативного качества определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе: 10 баллов — выбор для ответа пункта «а»; 5 баллов — выбор из ответа пункта «б»; 1 балл — выбор для ответа пункта «в». Определяется средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Замечание. По 1-му и по 4-ому пунктам количественные оценки ребенок не получает. Ответы на 4-ый — позволяют делать качественные выводы, которые дополняют оценки. Если оценки полученные от родителей, воспитателей и учителей совпадают, то оцениваемое качество — существует. Если совпадают оценки 2-х из 3-х экспертов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребенку с достаточной степенью вероятности.

 

 

Е.Северин Оцени себя сам

Е.Северин Оцени себя сам

Оцени себя сам

ПРОЕКТ БУДУЩЕГО

Самооценка — сложное
динамическое личностное образование, один из
параметров умственной деятельности. Она
выполняет прежде всего регулятивную функцию.
Эффективность учебной деятельности школьника
зависит не только от системы хорошо усвоенных
знаний и владения приемами умственной
деятельности, но и от уровня самооценки.
Существует тесная связь между успехами,
достигнутыми в овладении учебной деятельностью,
и развитием личности. Это объясняется тем, что в
самооценке интегрируется то, чего достиг
ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект
его будущего.

Несмотря на несовершенство этого
проекта, он имеет важное значение в регуляции
поведения в целом, в том числе и в учебной
деятельности.

С самооценкой тесно связано такое
личностное образование, как уровень притязаний,
который рассматривается как устойчивая
потребность в определенной положительной
оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им
говорят, что их работа не хуже остальных. Другие
претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят
быть лучше всех.

Самооценка
в младшем школьном возрасте формируется главным
образом под влиянием оценок учителя. Особое
значение дети придают своим интеллектуальным
возможностям и тому, как они оцениваются другими.
Детям важно, чтобы положительная характеристика
была общепризнана.

Таким образом, самооценка и связанный
с ней уровень притязаний, являясь личностными
параметрами умственной деятельности, позволяют
судить о том, как проходит процесс развития
личности младшего школьника под влиянием
учебной деятельности. Поэтому психологу и
педагогу важно следить за ее формированием.

Желательно, чтобы школьный психолог с
помощью различных методик отслеживал уровень
самооценки школьника каждые полгода. Итоги будут
более верными и объективными, если срезы
самооценки делаются в различных условиях (успеха
или неуспеха) различными методиками, с тем чтобы
сопоставить и обобщить результаты.

 

ТРИ ОЦЕНКИ

Для изучения самооценки можно
использовать методику А.И. Липкиной «Три
оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое
учебное задание в письменной форме. Психолог
вместе с учителем дает работе учеников три
оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед
раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три
учительницы из разных школ проверяли ваши
работы. У каждой сложилось свое мнение о
выполненном задании, и поэтому они поставили
разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой
вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с
учениками выясняются ответы на следующие
вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь:
средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а
учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты
этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие
огорчают?

Уровень самооценки школьников
определяется на основе полученных данных по
следующим показателям:

— совпадение или несовпадение
самооценки с адекватной оценкой учителя;

— характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на
качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

— устойчивость или неустойчивость
самооценки, о которой судят по степени
совпадения выставленной самому себе отметки и
ответов на поставленные вопросы.

 

МОИ ДОСТОИНСТВА И
НЕДОСТАТКИ

Исследование самооценки детей
7–10 лет можно проводить и при помощи теста «Оцени
себя».

Ученикам предлагается набор
положительных и отрицательных качеств и шкала —
вертикальная линия, в верхней части которой
располагаются положительные значения, а в нижней
— отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества
личности:

аккуратность, беспечность,
восприимчивость, гордость, грубость,
жизнерадостность, заботливость, застенчивость,
злопамятство, искренность, изысканность,
капризность, легковерие, медлительность,
мечтательность, настойчивость, нежность,
непринужденность, нервозность, нерешительность,
несдержанность, обаяние, обидчивость,
осторожность, отзывчивость, педантичность,
подвижность, развязность, рассудительность,
решительность, самозабвение, сдержанность,
сострадание, стыдливость, терпеливость,
трусость, увлеченность, упорство, уступчивость,
холодность, энтузиазм.

В начале тестирования внимание детей
обращают только на список оцениваемых качеств,
из которых они выбирают по 5–6 самых
привлекательных и самых непривлекательных.
После того как эти качества отобраны (выписаны
или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают
оценить себя и объясняют принцип размещения
качеств на шкале.

При
анализе результатов важно отметить расположение
на шкале как положительных, так и отрицательных
качеств. Адекватной считается самооценка, при
которой ребенок несколько положительных качеств
ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества
— в нижнюю часть или близко к середине. Если
отрицательные качества поставлены близко к
середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы,
а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить,
что ребенок в целом принимает себя и свой образ,
но не идеализирует его и видит свои
отрицательные черты.

Если ребенок все положительные
качества помещает в верхней части шкалы
достаточно высоко, а отрицательные — в нижней
или около середины — его оценка неадекватно
завышена. Он не может или не хочет правильно себя
оценить, не замечает своих недостатков и
приписывает себе отсутствующие достоинства.

Эта неадекватность может быть
источником агрессивного поведения,
конфликтности, так же как и тревожности или
нарушения общения. Негативные проявления
связаны с тем, что образ, который выстроил
ребенок, не совпадает с представлением о нем
других людей. Такое несовпадение препятствует
контактам и является причиной асоциальных
реакций школьника.

Если ребенок располагает
положительные черты ближе к середине, или, что
еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от
того, где поставлены отрицательные качества,
можно говорить о неадекватной заниженной
самооценке. Расположение отрицательных качеств
только ухудшает (если они находятся в верхней
части шкалы) или несколько улучшает (если они
помещены внизу) общую структуру самооценки.

Для таких детей, как правило,
характерны тревожность, неуверенность в себе,
стремление расположить к себе собеседника,
особенно взрослых. Однако заниженная самооценка
может быть связана и с асоциальностью,
агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от
ученика настойчиво требуют выполнения каких-то
обязанностей, с которыми он не справляется.

 

СПРАВЛЮСЬ ИЛИ НЕТ?

Уровень притязаний
обнаруживается в прогностической, или априорной,
самооценке еще не полученного результата. Для ее
выяснения у детей начальных классов может быть
использована следующая методика.

Разным по успеваемости ученикам
даются поочередно три задания: одно — по
русскому языку, другое — по математике (оба на
основании изученного и понятного материала),
третье — неучебное, например, складывание
орнамента по заданным образцам. Им предлагается
ответить на вопрос: «Сможешь ли ты выполнить
задания, на какую оценку и почему?» Затем дети
должны ответить на тот же вопрос относительно
трех разных по успеваемости одноклассников.

Анализу, позволяющему выявить
складывающуюся у ученика оценочную позицию,
подлежат следующие данные:

1. Уровень прогностической самооценки
у разных по успеваемости школьников (верная,
завышенная, заниженная).

2. Особенности прогностической оценки
этих школьников.

3. Особенности адаптационной оценочной
деятельности, ее направленность — на оценку
способностей к учебе или на качества личности.

4. Распространение оценочной
деятельности при выполнении учебных заданий на
учебные ситуации.

Данный анализ позволяет выяснить
складывающуюся у каждого ученика оценочную
позицию. Важность выявления у слабоуспевающих
школьников формирующейся оценочной позиции
доказана в исследованиях отечественных
психологов: с возрастом у таких школьников
нарастает тенденция к недооценке своих
возможностей. Преобладание неуспеха над успехом,
подкрепляемое низкими оценками их работы
учителем, ведет к увеличению неуверенности в
себе, чувству неполноценности и к заниженному, по
сравнению с реальными возможностями, уровню
притязаний.

В учебном процессе складывающаяся у
младших школьников оценочная позиция в большей
степени зависит от оценочных воздействий
учителя и учеников в классе, чем от собственных
объективных возможностей. Большую роль в
процессе формирования самооценки и уровня
притязаний играет мотив достижения успеха. Если
ребенок постоянно не справляется с заданиями и
получает низкие отметки, то мотив достижения
успеха значительно ослабевает. Сначала
возникает переживание, затем безразличное
отношение к отрицательной оценке своей
деятельности другими. В результате может
возникнуть ценностная переориентация личности.

Елена СЕВЕРИН,
психолог

Самооценка МШВ

   «Теперь 
вы научились оценивать себя 
с помощью линий. 

   Посмотрите 
теперь на вторую линию. В самом верху 
написано «аккуратный», внизу — «неаккуратный».
На самом верху этой линии крестик ставят
самые аккуратные ребята, у которых в тетради
никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка.
А в самом низу — ужасные неряхи, самые
неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри
внимательно на свой листок и поставь
свой крестик».

   Психолог 
вновь проходит по классу, проверяя
выполнение задания. Важно обратить
внимание на то, не перевернут ли бланк,
убедиться, что дети правильно понимают,
где верх линии, проверить поставлен 
ли крестик на второй линии, подписанной
«аккуратный-неаккуратный».

   Так
последовательно заполняются все 8 линий.

   Обработке
подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала
«Здоровье» рассматривается как 
тренировочная и в общую оценку
не входит. При необходимости данные
по ней анализируются отдельно.

   Для
удобства подсчета оценка переводится 
в баллы. Как уже отмечалось, размеры
каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии
с этим начисляются баллы (например, 54
мм = 54 баллам).

   По 
каждой из семи шкал (за исключением 
шкалы «Здоровье»)определяется высота
самооценки — от «О» до знака «крестика».

   Особое 
внимание обращается на такие случаи,
когда пропускаются некоторые шкалы,
крестики ставятся за границами шкалы
(выше верхней или ниже нижней части),
используются знаки, не предусмотренные
инструкцией и т.п. 

   Оценка 
и интерпретация 
результатов 

   Для
оценки средние данные испытуемого и его
результаты по каждой шкале сравниваются
со стандартными значениями, приведенными
ниже (табл. 1).

   Наиболее 
благоприятными с точки зрения личностного 
развития являются следующие результаты:
средняя или высокая при умеренной степени
дифференцированности.  

   Таблица
1. Показатели уровня
самооценки.

Группа 
испытуемых
Количественная 
характеристика самооценки,
средний балл.
 НизкийНормаОчень
высокий
  СреднийВысокий 
Девочки0-6061-8081-9292-100 и более
Мальчики0-5253-6768-8990-100

 
   

  1. Методика 
    Куна «Кто Я?».

   Тест 
используется для изучения содержательных
характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с 
характеристиками собственного восприятия
человеком самого себя, то есть с его образом
«Я».

   Классу 
предоставлялась следующая инструкция:
«В течение 12 минут вам необходимо
дать как можно больше ответов 
на один вопрос, относящийся к вам 
самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как 
можно больше ответов. Каждый новый
ответ начинайте с новой строки (оставляя
некоторое место от левого края листа).
Вы можете отвечать так, как вам хочется,
фиксировать все ответы, которые приходят
к вам в голову, поскольку в этом задании
нет правильных или неправильных ответов».

   Когда
клиент заканчивает отвечать, его 
просят произвести первый этап обработки 
результатов — количественный:

   «Пронумеруйте
все сделанные вами отдельные 
ответы-характеристики. Слева от каждого 
ответа поставьте его порядковый
номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику
оцените по четырехзначной системе:

  • «+» — знак
    «плюс» ставится, если в целом вам лично
    данная характеристика нравится;
  • «-»- знак
    «минус»- если в целом вам лично данная
    характеристика не нравится;
  • «±» — знак
    «плюс-минус» — если данная характеристика
    вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» — знак
    «вопроса» — если вы не знаете на данный
    момент времени, как вы точно относитесь
    к характеристике, у вас нет пока определенной
    оценки рассматриваемого ответа.

   Знак 
своей оценки необходимо ставить слева
от номера характеристики. У вас могут
быть оценки как всех видов знаков, так
и только одного знака или двух-трех.  

    Интерпретация
результатов теста

    Уровень
самооценки
выражает степень реальных,
идеальных или желаемых представлений
о себе.

    Самооценка 
идентичности определяется в результате
соотношения количества оценок «+» 
и «-», которые получились при 
оценивании каждого своего ответа испытуемым
(клиентом) на этапе количественной
обработки.

    Самооценка 
считается адекватной,
если соотношение положительно оцениваемых
качеств к отрицательно оцениваемым («+»
к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

    Адекватная 
самооценка
состоит в способности реалистично
осознавать и оценивать как свои достоинства,
так и недостатки, за ней стоит позитивное
отношение к себе, самоуважение, принятие
себя, ощущение собственной полноценности.

    Также
адекватная самооценка выражается в 
том, что человек ставит перед 
собой реально достижимые и соответствующие 
собственным возможностям цели и 
задачи, способен брать на себя ответственность
за свои неудачи и успехи, уверен в себе,
способен к жизненной самореализации.

    Уверенность
в себе позволяет человеку регулировать
уровень притязаний и правильно 
оценивать собственные возможности 
применительно к различным жизненным 
ситуациям.

    Человек
с адекватной самооценкой свободно
и непринужденно ведет себя среди 
людей, умеет строить отношения 
с другими, удовлетворен собой и 
окружающими. Адекватная самооценка является
необходимым условием формирования
уверенного полоролевого поведения.

    Различают
неадекватную завышенную
самооценку –
переоценку себя субъектом
и неадекватную заниженную
самооценку —
недооценку себя субъектом.

    Неадекватная 
самооценка
свидетельствует о нереалистичной
оценке человеком самого себя, снижении
критичности по отношению к своим действиям,
словам, при этом часто мнение о себе у
человека расходится с мнением о нем окружающих.

    Самооценка 
считается неадекватно
завышенной
, если количество положительно
оцениваемых качеств по отношению к отрицательно
оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%,
то есть человек отмечает, что у него или
нет недостатков, или их число достигает
15% (от общего числа «+» и «-»).

    

Анализ результатов исследования личностных качеств по методике А.И. Липкиной «Три оценки»

личность самооценка школьник младший

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели следующие исследования.

На I этапе мы выявили успешность обучения детей в 3 классе, для этого были даны два задания по русскому языку и математике.

На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста.

На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.

Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблицах.

 

Показатели успешности обучения детей 3-го класса

Имя, 3 класс Русский язык Математика Средний бал
1 Диана И. 3 4 3.5
2 Дмитрий Д. 5 3 4
3 Артем К. 5 5 5
4 Владислав Ч. 5 5 5
5 Алина В. 4 5 4.5
6 Иван З. 4 2 3
7 Вячеслав К. 4 5 4.5
8 Дмитрий К. 3 5 4
9 Александр К. 4 5 4.5
10 Никита К. 5 4 4.5
11 Артем К. 5 5 5
12 Арсений С. 5 5 5
13 Дарья Т. 4 5 4.5
14 Лия С. 3 5 4
15 Олег Г. 2 5 3.5
16 Олег Б. 4 5 4.5
17 Андрей Т. 4 5 4.5
18 Ксения М. 4 5 4.5
19 Алина Е. 5 5 5
20 Валерия М. 4 2 3
21 Алексей М. 4 5 4.5
22 Елена К. 5 3 4
23 Вероника П. 2 5 3.5

 

Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика. К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3. На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4. К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов. Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограмм.

Распределение оценок в 3-м классе

 

 

Самооценка учеников 3-го класса

Имя 3 класс Оценка учителя Выбор оценки учеником самооценка
1 Диана И. 4 4 адекватная
2 Дмитрий Д. 4 4 адекватная
3 Артем К. 5 5 адекватная
4 Владислав Ч. 5 5 адекватная
5 Алина В. 5 4 заниженная
6 Иван З. 3 4 завышенная
7 Вячеслав К. 4 5 завышенная
8 Дмитрий К. 4 4 адекватная
9 Александр К. 5 4 заниженная
10 Никита К. 5 4 заниженная
11 Артем К. 5 5 адекватная
12 Арсений С. 5 5 адекватная
13 Дарья Т. 4 5 завышенная
14 Лия С. 4 4 адекватная
15 Олег Г. 3 4 завышенная
16 Олег Б. 5 5 адекватная
17 Андрей Т. 5 5 адекватная
18 Ксения М. 5 5 адекватная
19 Алина Е. 5 5 адекватная
20 Валерия М. 3 4 завышенная
21 Алексей М. 5 4 заниженная
22 Елена К. 4 4 адекватная
23 Вероника П. 3 4 завышенная

 


Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 51% учеников имеют адекватную самооценку и 49% — неадекватную самооценку, из них 26% — завышенную самооценку, 23% — заниженную самооценку.

Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой.


Когда мы задавали вопрос детям третьего класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика. Большинство детей третьего класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки. Таким образом, мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

 

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968. — 339 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.

.   Божович Л.И Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С. 122-131.

.   Вейнингер О. Пол и характер. М.: Терра, 1992.

.   Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.

.   Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.

.   Давыдов В.В.М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 601 с.

.   Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

.   Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2010

.   Жане П. Психологический автоматизм. — М.: Изд-во А. Портнякова, 1913, — 141 с.

.   Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения, Феникс, 2009.-281 с.

.   Колесникова Г.И. и др. Специальная психология и педагогика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

.   Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников «Просвещение», Москва, 1976 г.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература, 1975.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, — 584 с.

.   Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

.   Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. — 583 с. — с. 471.

.   Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. — 272 с.

.   Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность. — Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007

.   Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2002.

.   Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

.   Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М., 2000

.   Осорина М.В., 1999

.   Петровский А.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1976 — 479 с.

Самооценка МШВ

 Ф.И.ШкалыОбщ.
показ.
Колич.
показ.
Ур.
самооц.
IIIIIIVVVIVIIVIII
ОтличникиРомчанов Глеб82100881001001009366394,71Завышенная 
Абенова
Аяна
100100100100100100100700100Завышенная
Булычева 
Анастасия
98100535510010010060686,57Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Журавлева
Римма
8782738796939361187,31Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Кульжикенова 
Аель
9396879294939765293,13Завышенная
Родина 
Полина
10084841001009510066394,71Завышенная
Сманкулова 
Диана
9696546291979759384,71Адекватная (тенденция
к завышенной)
ХорошистыВильшинский Денис9687100891001009066294,57Завышенная
Губа 
Данил
100541021021021025461688Адекватная (тенденция 
к завышенной
Дедов
Антон
10057569898569756280,29Адекватная (тенденция 
к завышенной
Доценко
Евгений
8310052100571005154377,57Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Дюсекен
Ален
49975698471045650772,43Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Ерланов
Мадий
7910093100931007664191,57Завышенная
Жаков
Кирилл
67100611001001005558383,29Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Забелин
Никита
9594858683646256981,23Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Закурдаев
Никита
859024105100546352174,43Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Любимов
Максим
9172868372595551873,95Адекатная
Малыгин
Стас
57889058100908957281,71Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Мушинский
Влад
5559100100100626253876,86Адекватная (тенденция 
к завышенной)
Никитин
Никита
9385927687826057582,13Адекватная (тенденция
к завышенной)
Разумейко
Евгений
94877497100899863991,23Завышенная
Алимбаева
Зарина
8291735461729152474,83Адекватная
Бехтина
Виктория
100100100100100100100700100Завышенная
Винянская
Виктория
9683616152789352474,87Адекватная
Жеребина 
Алена 
87911008273819761187,31Адекватная )тенденция 
к завышенной)
Крапивкина 
Валерия
1005510010010010010065593,57Завышенная
Савостьяненко
Анна
92539685102948060286Адекватная (тенденция
к завышенной)
Струкова 
Ксения
9782898077557955979,82Адекватная
Удовл.Ахметов Ельдар8761423154918745364,71Адекватная
Кулжанов 
Изат
985651100251003046065,71Адекватная
Ларин
Никита
965657363629543261,71Адекватная
Порохня
Никита
47480950505129141,57Заниженная
Чумак
Диана
1035054461035310351273,14Адекватная

Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста

   «Теперь 
вы научились оценивать себя 
с помощью линий. 

   Посмотрите 
теперь на вторую линию. В самом верху 
написано «аккуратный», внизу — «неаккуратный».
На самом верху этой линии крестик ставят
самые аккуратные ребята, у которых в тетради
никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка.
А в самом низу — ужасные неряхи, самые
неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри
внимательно на свой листок и поставь
свой крестик».

   Психолог 
вновь проходит по классу, проверяя
выполнение задания. Важно обратить
внимание на то, не перевернут ли бланк,
убедиться, что дети правильно понимают,
где верх линии, проверить поставлен 
ли крестик на второй линии, подписанной
«аккуратный-неаккуратный».

   Так
последовательно заполняются все 8 линий.

   Обработке
подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала
«Здоровье» рассматривается как 
тренировочная и в общую оценку
не входит. При необходимости данные
по ней анализируются отдельно.

   Для
удобства подсчета оценка переводится 
в баллы. Как уже отмечалось, размеры
каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии
с этим начисляются баллы (например, 54
мм = 54 баллам).

   По 
каждой из семи шкал (за исключением 
шкалы «Здоровье»)определяется высота
самооценки — от «О» до знака «крестика».

   Особое 
внимание обращается на такие случаи,
когда пропускаются некоторые шкалы,
крестики ставятся за границами шкалы
(выше верхней или ниже нижней части),
используются знаки, не предусмотренные
инструкцией и т.п. 

   Оценка 
и интерпретация 
результатов 

   Для
оценки средние данные испытуемого и его
результаты по каждой шкале сравниваются
со стандартными значениями, приведенными
ниже (табл. 1).

   Наиболее 
благоприятными с точки зрения личностного 
развития являются следующие результаты:
средняя или высокая при умеренной степени
дифференцированности.  

   Таблица
1. Показатели уровня
самооценки.

Группа 
испытуемых
Количественная 
характеристика самооценки,
средний балл.
 НизкийНормаОчень
высокий
  СреднийВысокий 
Девочки0-6061-8081-9292-100 и более
Мальчики0-5253-6768-8990-100

 
   

  1. Методика 
    Куна «Кто Я?».

   Тест 
используется для изучения содержательных
характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с 
характеристиками собственного восприятия
человеком самого себя, то есть с его образом
«Я».

   Классу 
предоставлялась следующая инструкция:
«В течение 12 минут вам необходимо
дать как можно больше ответов 
на один вопрос, относящийся к вам 
самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как 
можно больше ответов. Каждый новый
ответ начинайте с новой строки (оставляя
некоторое место от левого края листа).
Вы можете отвечать так, как вам хочется,
фиксировать все ответы, которые приходят
к вам в голову, поскольку в этом задании
нет правильных или неправильных ответов».

   Когда
клиент заканчивает отвечать, его 
просят произвести первый этап обработки 
результатов — количественный:

   «Пронумеруйте
все сделанные вами отдельные 
ответы-характеристики. Слева от каждого 
ответа поставьте его порядковый
номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику
оцените по четырехзначной системе:

  • «+» — знак
    «плюс» ставится, если в целом вам лично
    данная характеристика нравится;
  • «-»- знак
    «минус»- если в целом вам лично данная
    характеристика не нравится;
  • «±» — знак
    «плюс-минус» — если данная характеристика
    вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» — знак
    «вопроса» — если вы не знаете на данный
    момент времени, как вы точно относитесь
    к характеристике, у вас нет пока определенной
    оценки рассматриваемого ответа.

   Знак 
своей оценки необходимо ставить слева
от номера характеристики. У вас могут
быть оценки как всех видов знаков, так
и только одного знака или двух-трех.  

    Интерпретация
результатов теста

    Уровень
самооценки
выражает степень реальных,
идеальных или желаемых представлений
о себе.

    Самооценка 
идентичности определяется в результате
соотношения количества оценок «+» 
и «-», которые получились при 
оценивании каждого своего ответа испытуемым
(клиентом) на этапе количественной
обработки.

    Самооценка 
считается адекватной,
если соотношение положительно оцениваемых
качеств к отрицательно оцениваемым («+»
к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

    Адекватная 
самооценка
состоит в способности реалистично
осознавать и оценивать как свои достоинства,
так и недостатки, за ней стоит позитивное
отношение к себе, самоуважение, принятие
себя, ощущение собственной полноценности.

    Также
адекватная самооценка выражается в 
том, что человек ставит перед 
собой реально достижимые и соответствующие 
собственным возможностям цели и 
задачи, способен брать на себя ответственность
за свои неудачи и успехи, уверен в себе,
способен к жизненной самореализации.

    Уверенность
в себе позволяет человеку регулировать
уровень притязаний и правильно 
оценивать собственные возможности 
применительно к различным жизненным 
ситуациям.

    Человек
с адекватной самооценкой свободно
и непринужденно ведет себя среди 
людей, умеет строить отношения 
с другими, удовлетворен собой и 
окружающими. Адекватная самооценка является
необходимым условием формирования
уверенного полоролевого поведения.

    Различают
неадекватную завышенную
самооценку –
переоценку себя субъектом
и неадекватную заниженную
самооценку —
недооценку себя субъектом.

    Неадекватная 
самооценка
свидетельствует о нереалистичной
оценке человеком самого себя, снижении
критичности по отношению к своим действиям,
словам

Как выполнить оценку по трем точкам

Стоит научиться делать трехточечную оценку, потому что это лучший метод для разработки оценок с членами вашей проектной группы. Это называется трехбалльной оценкой, потому что член команды предоставляет свои пессимистические, оптимистичные и наиболее точные оценки своего результата. Его также называют PERT, что означает метод оценки и анализа программ. Этот метод оценки является наилучшей практикой, поскольку он дает руководителям проектов три преимущества:

  1. Повышенная точность по сравнению с оценками по одной точке

    Дик Биллоуз, генеральный директор PMP
    16:00.com
    Книги Дика на Amazon

  2. Лучшая приверженность со стороны членов проектной группы, потому что оценка учитывает риск в задании
  3. Полезная информация о рисках каждой задачи.

Трехточечная оценка — это трехэтапный процесс

1. Во-первых, вы работаете с членом команды, назначенным для каждой задачи, и выявляете как положительные, так и отрицательные риски, связанные с их задачей. Отрицательные риски — это то, что может занять больше времени, а положительные риски — это то, что может занять меньше времени.

2. Затем вы просите члена группы сделать три оценки. Первый — это наилучшее предположение (BG), которое представляет собой средний объем работы, которую может выполнить задача, если член команды выполнит ее 100 раз. Вторая оценка — это пессимистическая (P) оценка, которая представляет собой объем работы, который может потребоваться для выполнения задачи, если выявленные ими негативные факторы действительно возникнут. Третья оценка — это оптимистическая (О) оценка, которая представляет собой объем работы, который может выполнить задача, если выявленные ими положительные риски действительно возникнут.

3.Затем вы проделаете простую математику с тремя оценками. Вы вычисляете среднее значение и стандартное отклонение, используя формулы трехточечной оценки: (O + 4BG + P) ÷ 6 = средневзвешенное значение и P-O / 6 = стандартное отклонение (используется для расчета вероятностей). Средневзвешенная оценка из трех оценок, которые дал вам член команды, — это та, которую вы используете для своей задачи. Он отражает степень риска в задаче и серьезность воздействия оптимистичных и пессимистических рисков.

Обучение вашей команды Оценка по 3 баллам

Обсуждая риски в задаче, вы даете члену команды возможность внести свой вклад в процесс оценки.Вы также выходите далеко за рамки игры, которая обычно связана с оценкой с использованием одного числа. Как правило, члены команды думают об этом единственном числе и дополняют его, насколько это возможно. По опыту они знают, что руководитель проекта, вероятно, урежет его произвольно. Это явно не способ получить хорошие оценки.

Когда вы используете технику оценки по трем точкам, вы записываете все три оценки в рабочий пакет члена команды, а также выявленные положительные и отрицательные риски.Это ясно дает понять членам нашей команды и спонсору проекта, что оценки не на 100% достоверны. Вы учли риски, которые могут повлиять на время выполнения задачи. Такой подход устраняет некоторую неуверенность (и часто страх) членов команды, связанную с процессом оценки.

Точность оценки по 3 точкам

Метод оценки по трем точкам дает более точные данные, поскольку вы явно учитываете риски. Вы узнаете о рисках задачи на ранней стадии процесса от человека, который будет выполнять эту работу.Эти знания дают вам возможность предпринять корректирующие действия до того, как вы начнете работу над проектом. Это увеличивает вероятность хороших рисков и снижает вероятность плохих рисков.

Например, если член команды говорит, что при выполнении предыдущих заданий с участием определенного отдела компании объем работы по задаче существенно увеличился. Причина в том, что руководители и менеджеры этого отдела неоднократно не приходили на собрания по планированию проектов.Зная это, вы предпримете шаги, чтобы побудить этот отдел посещать собрания по планированию. Вы можете даже привлечь спонсора проекта, чтобы добиться от руководителей и менеджеров заинтересованности в посещении собраний. Если вы можете снизить вероятность негативных рисков, вы сделаете большой шаг в направлении точной оценки работы и увеличения продолжительности нашего проекта. Какой метод оценки лучше всего?

Чтобы узнать больше о навыках оценки, рассмотрите наши онлайн-курсы по управлению проектами.Вы работаете в частном порядке с опытным менеджером проектов. Вы управляете графиком и темпом и можете проводить столько телефонных звонков и видеоконференций в прямом эфире, сколько хотите. Ознакомьтесь с курсами по вашей специальности на сайте 4pm.com

.

[ctct form = ”28721 ″]

Автор: Дик Биллоуз, PMP

Дик обладает более чем 25-летним опытом управления проектами и программами в США и за рубежом. Дик был партнером 4-й по величине профессиональной фирмой и вице-президентом компании из списка Fortune 200.Он обучил и развил сотни менеджеров проектов, используя свою методологию.
Дик является автором 14 книг, более 300 статей и режиссером / продюсером 90 коротких обучающих видео по управлению проектами. Он и команда из 25 менеджеров проектов работают с компаниями-клиентами и студентами в США, Европе, Южной Америке, Азии и на Ближнем Востоке. Они помогли более 300 организациям повысить эффективность своих проектов. Книги Дика Биллоуса, PMP доступны на Amazon.com
Просмотреть все сообщения Дика Биллоуса, PMP

.

ProjectManagement.com — 3-балльная оценка

3-балла — это метод, в котором участвуют люди, которые профессионально выполняют задачу, которую мы оцениваем с помощью этой техники. При трехточечной оценке для каждого требуемого распределения первоначально получают три цифры, исходя из предыдущего опыта или предположений:

Первый — это наиболее вероятное (M) / наилучшее предположение (BG), которое представляет собой средний объем работы, которую может выполнить задача, если член команды выполнит ее 100 раз. Вторая оценка — это пессимистическая (P) оценка, которая представляет собой объем работы, который может потребоваться для выполнения задачи, если выявленные ими негативные факторы действительно возникнут.Третья оценка — это оптимистическая (О) оценка, которая представляет собой объем работы, который может выполнить задача, если выявленные ими положительные риски действительно возникнут.

Заявление

Две популярные формулы:

1. Треугольное распределение:

Треугольное распределение: E = (o + m + p) / 3

где E — оценка; o = оптимистическая оценка; p = пессимистическая оценка; m = наиболее вероятная оценка

2.Бета (или PERT):

Бета-распределение (PERT): E = (o + 4m + p) / 6

Бета-распределение — это средневзвешенное значение, в котором наиболее вероятной оценке уделяется больше внимания. Это изменение формулы и придание большего веса наиболее вероятной оценке сделано для повышения точности оценки за счет того, что она соответствует форме нормального распределения. Следовательно, в большинстве случаев бета-распределение (PERT) оказалось более точным, чем трехточечная треугольная оценка.

Используя бета-распределение, вы можете определить уровень достоверности этого прогноза. Дисперсия получается путем деления разницы между пессимистическим и оптимистическим прогнозом на шесть в квадрате

Пример

Для действия A:

o = 4 часа, m = 8 часов, p = 16 часов

Треугольное распределение:

E = (4 + 8 + 16) / 3

E = 24/3

Е = 9.3 часа

Бета-распределение (PERT):

E = (4 + 4 (8) + 16) / 6

E = 52/6

E = 8,7 часов

Другие методы оценки

  • Оценка снизу вверх
  • Параметрические оценки
  • Аналогичные оценки

Ссылки

.

простых формул вопросов, часть 1 — трехточечные оценки — PMChamp

Автор: Vinai Prakash

Прежде всего, спасибо всем, кто принял участие в мини-опросе и помог мне оценить, как я могу помочь вам подготовиться к экзамену PMP. Если вы еще этого не сделали, оцените, если вы могли бы уделить минуту и ​​принять участие в опросе на http://www.surveymonkey.com/s/F87827Z

Многие вопросы по формулам на экзамене PMP

Многие соискатели PMP боятся вопросов по формуле на экзамене PMP.Большинство вопросов с формулами поступают из области управления затратами и тайм-менеджментом, как правило, с использованием методов управления прибавленной стоимостью .

Однако есть группа очень простых формул, усвоение которых может легко дать много правильных ответов на экзамене PMP.

Такие простые форумы относятся к областям Стоимость , Связь и Управление качеством . Я разделю этот пост на несколько частей, сосредотачиваясь на одной простой формуле за раз.В этой статье рассматривается методика трехточечной оценки .

1. Трехточечная оценка:
Трехбалльная оценка относится к области знаний о тайм-менеджменте. Его также можно использовать во время оценки стоимости.

Трехточечная оценка является лучшей оценкой по сравнению с одноточечной оценкой. Одноточечная оценка просто дает вам одно число — например,

.

Менеджер: Сколько времени потребуется для завершения проектирования двигателя?

Инженер: 5 дней.

Проблема с одноточечными оценками в том, что они редко бывают правильными.

Насколько надежна оценка 5 дней ? Это будет зависеть от инженера, а выполнялась ли эта задача раньше или нет? Если это обычная задача, и она выполнялась много раз, одноточечная оценка может подойти…

Но если это что-то никогда не выполнялось, или это новая деятельность, или инженер новичок в этой деятельности, это число может быть неверным. В таких случаях оценка из трех пунктов даст вам большую надежность.

Трехточечная оценка рассматривает наиболее оптимистичную оценку (O), наиболее вероятную оценку (M) и пессимистическую оценку (наименее вероятную оценку) или (L).

Проще говоря, давайте возьмем тот же вопрос и снова зададим инженеру:

Менеджер: Обычно сколько времени требуется для завершения проектирования двигателя?

Инженер: Около 5 дней.

Управляющий: Отлично. А что, если возникнут проблемы … возникают неожиданные проблемы и возникают новые вещи, о которых мы не придумали?

Инженер: Ну, тогда это может занять до 10 дней, в худшем случае!

Заведующий: Понятно.А как насчет того, чтобы все прошло гладко. Ни икоты, ни проблем? Какой лучший случай?

Инженер: Тогда я смогу сделать это всего за 3 дня.

Итак, менеджер может взять простое среднее и получить трехточечную оценку как: Online PMP Training

Трехточечная оценка = (O + M + L) / 3

E = (5 + 10 + 3) / 3 = 18/3 = 6 дней.

Или мангаер может добавить некоторые веса к оценке.Например, использование PERT (методика оценки и анализа программ). Это дает вам лучшую оценку.

Обычно используемое взвешивание — меньше шансов, что произойдет худший или лучший случай. Добросовестно, наиболее вероятная оценка (M), — это то, что потребуется для выполнения работы. Таким образом, трехточечная средневзвешенная оценка будет:

Трехточечная оценка = (O + 4M + L) / 6

E = (3 + 4 * 5 + 10) / 6 = (3 + 20 + 10) / 6 = 33/6 = 5.6 дней.

Эта трехточечная средневзвешенная оценка — намного лучший метод. Используйте его в первую очередь, если даны все 3 оценки.

Итак, когда вы используете трехбалльную оценку простого среднего? Только когда вопрос прямо скажем — с помощью метода Tringular Distribution .

Пробный экзаменационный вопрос PMP по трехбалльной оценке:

Q1: Moon Travels планируют внедрить систему бронирования путешествий. В прошлом они использовали полностью ручную систему, что вызывало ошибки и задержки для их клиентов.Менеджер проекта уверен, что внедрение будет завершено за 6 недель, при наиболее оптимистичной оценке — 4 недели, а в худшем случае — 11 недель. Какова должна быть трехбалльная оценка для внедрения этой системы бронирования поездок?

A: 4 недели
B: 6 недель
C: 11 недель
D: ничего из вышеперечисленного.

Произведя расчеты, можно получить
E = (4 + 4 * 6 + 11) / 6
E = (4 + 24 + 11) / 6 = 39/6 = 6,5 недель.

Итак, текущий ответ будет D.

Q2: Вы — руководитель проекта Libra Travels SSS Project. Вы решили использовать для его проекта технику трехбалльной оценки. Для действия «Тестирование корпоративных заказов» доступны следующие оценки. О = 4, Р = 9, М = 5. Каков результат этой оценки?

A: 5,5 недель
B: восемнадцать недель
C: 33,33 дня
D: три недели

Произведя вычисления, вы можете получить
E = (4 + 4 * 5 + 9) / 6
E = (4 + 20 +9) / 6 = 33/6 = 5.5 недель.

Таким образом, текущий ответ будет A.

Надеюсь, это поможет вам понять эту простую формулу для экзамена PMP.

В следующем посте я затрону еще одну простую формулу экзамена PMP.

Публикуйте любые комментарии или отзывы.

Спасибо,

Винай, PMP
Основатель: PMCHAMP.COM

Подготовка к экзамену PMP — только один час в день — Присоединяйтесь к семинару по подготовке к экзамену PMC PMP.

Получите 20 бесплатных пробных вопросов по управлению качеством

Просто введите свои данные здесь:

.

Сравнение методов кино и видео для оценки трехмерных координат в большом поле

Фотооптика Rodenstock

Rodenstock Photo Optics
Rogonar Rogonar-S Rodagon Apo-Rodagon N Rodagon-WA Apo-Rodagon-D Принадлежности: линзы с модульной фокусировкой для увеличения, фотографии и видео с ПЗС-матрицы Для воспроизведения аналоговых фотографий в виде изображений на бумаге требуется два

Дополнительная информация

Геометрические параметры камеры

Geometric Camera Parameters
Геометрические параметры камеры Какие предположения мы сделали до сих пор? -Все уравнения, которые мы получили, записаны в опорных кадрах камеры.-Эти уравнения действительны только когда: () все расстояния

Дополнительная информация

Сканеры и как ими пользоваться

Scanners and How to Use Them
Автор Джонатан Сакс. Авторские права 1996–1999. Цифровой свет и цвет. Введение Сканер — это устройство, преобразующее изображения в цифровой файл, который вы можете использовать на своем компьютере. Есть много разных типов

Дополнительная информация

ME 111: Инженерный чертеж

ME 111: Engineering Drawing
МО 111: Лекция по инженерному черчению № 14 (10.10.2011) Разработка поверхностей http: // www.iitg.ernet.in/arindam.dey/me111.htm http://www.iitg.ernet.in/rkbc/me111.htm http://shilloi.iitg.ernet.in/~psr/ Индийский

Дополнительная информация

Набор заданий 4. Руководство для тренера

Activity Set 4. Trainer Guide
Геометрия и измерение твердых фигур. Набор упражнений 4. Руководство для инструктора Mid_SGe_04_TG Авторские права принадлежат McGraw-Hill Companies. McGraw-Hill Professional Development ГЕОМЕТРИЯ И ИЗМЕРЕНИЕ ТВЕРДЫХ ФИГУР

Дополнительная информация

Глава 19.Измерение сферы

Chapter 19. Mensuration of Sphere
8 Глава 19 19.1 Сфера: Сфера — это твердое тело, ограниченное замкнутой поверхностью, каждая точка которой равноудалена от фиксированной точки, называемой центром. Наиболее известные примеры сферы: бейсбол, теннис

.

Дополнительная информация

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

INTRODUCTION TO RENDERING TECHNIQUES
ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ 22 марта 212 Янир Клейман Что такое 3D-графика? Почему 3D? Рисовать по одному кадру за раз Модель только один раз X 24 кадра в секунду Цвет / текстура только один раз 15, кадров для объекта

Дополнительная информация

Протокол калибровки микроскопа

Protocol for Microscope Calibration
Протокол калибровки микроскопа Правильно откалиброванная система имеет важное значение для успешного и эффективного использования программного обеспечения.Ниже приведены пошаговые инструкции по калибровке оборудования с помощью

.

Дополнительная информация

Программы для редактирования цифрового видео

Digital Video-Editing Programs
Программы для редактирования цифрового видео Программное обеспечение для редактирования цифрового видео дает вам быстрый доступ ко всем вашим цифровым видеоклипам. С любезного разрешения Гарольд Олежарц. позволяют производить видео вещательного качества в классе

Дополнительная информация

Таблица испытаний CCTV Labs

CCTV Labs Test Chart
Таблица испытаний CCTV Labs v.3.x Инструкции по установке и использованию Произведены CCTV Labs Pty.Ltd. 2006 ABN 26 088 387 179 66 Yaringa Road, Castle Hill, NSW 2154, AUSTRALIA Пожалуйста, обращайтесь с тестовой таблицей осторожно!

Дополнительная информация

Пределы человеческого зрения

The Limits of Human Vision
Пределы человеческого зрения Майкл Ф. Диринг Sun Microsystems РЕЗЮМЕ Представлена ​​модель восприятия зрительной системы человека, которая дает оценку примерно в 15 миллионов переменных

Дополнительная информация

Дифракция Фраунгофера

Fraunhofer Diffraction
Физика 334 Весна 1 Назначение Дифракция Фраунгофера В эксперименте будет проверена теория дифракции Фраунгофера на одной щели путем сравнения тщательного измерения угловой зависимости интенсивности

Дополнительная информация

СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОТНОСТИ

DENSITY MEASURING SYSTEMS
SHIBAYAMA SCIENTIFIC CO., ООО СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОТНОСТИ Метод трубки градиента плотности Прямое считывание Тип A / Тип B Соответствует следующим стандартам: JIS K-0061-1992, K-7112 1980 ASTM D1505 Type A / Left

Дополнительная информация

4. НАСТРОЙКА КАМЕРЫ

4. CAMERA ADJUSTMENTS
4. НАСТРОЙКА КАМЕРЫ Только возможность смещения объектива и задний стандарт полностью используются все преимущества камеры обзора. Эти смещения служат для контроля перспективы, позиционирования

Дополнительная информация

Номер отчета BTC 17755F

Report Number BTC 17755F
Leics.LE NP Тел () 4 Факс () 4 Электронная почта [email protected] Номер отчета BTC 77F ИСПЫТАНИЕ ПОЖАРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НАГРУЗОЧНОГО ДЕРЕВЯННОГО ПОЛА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ПОЛ 4 мм x 7 мм x 47 мм ТВЕРДОЕ ШУСОВ, ЗАЩИЩЕННОЕ

Дополнительная информация

Раздел 1.1. Введение в R n

Section 1.1. Introduction to R n
Раздел «Исчисление функций многих переменных». Введение в R n Calculus — это изучение функциональных взаимосвязей и того, как взаимосвязанные величины меняются друг с другом.При первом знакомстве с

Дополнительная информация

Математика 115 дополнительных задач для 5.5

Math 115 Extra Problems for 5.5
Математика 115 Дополнительные задачи для 5.5 1. Сумма двух положительных чисел равна 48. Какое наименьшее возможное значение суммы их квадратов? Решение. Пусть x и y обозначают два числа, так что x + y 48.

Дополнительная информация

ИНЖЕНЕРНАЯ МЕТРОЛОГИЯ

ENGINEERING METROLOGY
ИНЖЕНЕРНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД 92-93, КООРДИНАТНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ SEMESTER ONE СИСТЕМЫ ОПТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ; ОТДЕЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ ИСФАХАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Координатные измерения

Дополнительная информация

ENGINEERING METROLOGY
Отслеживание движущихся объектов в видеопоследовательностях Ивэй Ван, Роберт Э.Ван Дайк и Джон Ф. Доэрти Департамент электротехники Парк Университета штата Пенсильвания, PA16802 Аннотация {Object

Дополнительная информация

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *