Методика диагностики уровня эмоционального выгорания: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Материал на тему: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

 (модификация методики В.В. Бойко).

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание – приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими.

Инструкция по заполнению теста. На листе бумаги выписываются в столбик числа от 1 до 84. На вопросы даются ответы только «да» и «нет» без раздумий.

Обращение к педагогам. Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – это люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Тест.

  1. Недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен результатами своей выбранной профессии не меньше, чем в начале пути.
  3. Я ошибся в выборе профессии.
  4. Меня беспокоит то, что я стал менее продуктивно, некачественно, медленнее работать.
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
  6. От меня мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнеров (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что они от меня ждут.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с партнерами.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнерам меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания,  связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо и т.п.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра – не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнерам эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я оцениваю деятельность партнеров хуже, чем обычно.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнеров помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю автоматически, без души.
  47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя жизнь сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.
  80. Если представляется случай, я уделяю партнерам меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Ключ к методике. Код +1 (2) означает – 2 балла за ответ «да» на 1 вопрос.

Анализ итогов теста.

Фаза 1. «Напряжение».

  1. Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).
  2. Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).
  3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).
  4. Тревога и депрессия:  +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

Фаза 2. «Резистенция».

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +653), +77(5).
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).
  3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
  4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

Фаза 3. «Истощение».

  1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).
  2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
  3. Личностная отстраненность от проблем других людей: +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).
  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:  +12(13), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

Показатель выраженности каждого симптома в структуре фаз эмоционального выгорания:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16 и более – сложившийся симптом.

Показатель сформированности фаз развития стресса:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37-60 – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».
Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты
вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с
которыми вы ежедневно работаете.

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

Моя работа притупляет эмоции.

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Я очень переживаю за свою работу.

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Успехи в работе вдохновляют меня.

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Я потерял покой из-за работы.

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

Я часто работаю через силу.

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Моя карьера сложилась удачно.

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности пациенты, клиенты ,потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Вопросы

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

  1. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

  1. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

  1. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения хорошего или плохого.

  1. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

  1. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

  1. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

  1. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

  1. Моя работа притупляет эмоции.

  1. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

  1. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

  1. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

  1. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

  1. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

  1. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

  1. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

  1. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

  1. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

  1. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

  1. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

  1. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

  1. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

  1. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

  1. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

  1. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

  1. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

  1. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

  1. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

  1. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

  1. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

  1. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

  1. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

  1. Я очень переживаю за свою работу.

  1. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

  1. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

  1. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

  1. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

  1. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

  1. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

  1. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

  1. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

  1. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

  1. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

  1. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

  1. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

  1. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чегонибудь плохого.

  1. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

  1. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

  1. Успехи в работе вдохновляют меня.

  1. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

  1. Я потерял покой из-за работы.

  1. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

  1. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

  1. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

  1. Я часто работаю через силу.

  1. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

  1. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

  1. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

  1. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

  1. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

  1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

  1. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

  1. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

  1. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

  1. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

  1. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

  1. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

  1. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

  1. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

  1. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

  1. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

  1. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

  1. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

  1. Моя карьера сложилась удачно.

  1. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

  1. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

  1. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

  1. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

  1. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

  1. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

  1. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

  1. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

  1. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» сумма показателей всех 12-ти симптомов. “НАПРЯЖЕНИЕ»

 Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)

 Неудовлетворенность собой: -2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)

 » Загнанность в клетку»:

+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)

 Тревога и депрессия:

+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3) «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

 Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+ 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)

 Эмоционально-нравственная дезориентация:

+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), ‘+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)

 Расширение сферы экономии эмоций:

+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)

 Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10) “ИСТОЩЕНИЕ»

 Эмоциональный дефицит:

+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)

 Эмоциональная отстраненность:

+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)

 Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)

 Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)

 

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».

Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов не сложившийся симптом, 10-15 баллов складывающийся симптом, 16 и более сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы » выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов фаза не сформировалась; 37-60 баллов фаза в стадии формирования; 61 и более баллов сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Предотвращение «синдрома выгорания». В представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния.

Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома является личностная психологическая подготовка специалистов помогающих профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии, сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.

Основным психологическим качеством, обеспечивающем стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Так, исследование, проведенное Т.В. Румянцевой, показало, что чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля педагога, тем меньше проявляется у него синдром эмоционального выгорания в целом и тенденция развивать негативное отношение к своим ученикам в частности. Эти результаты показывают, что истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственно отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

В этой связи интересным представляется экзистенциальногуманистический подход к преодолению эмоционального выгорания, который говорит о недостаточности понимания феномена сгорания как разновидности профессионального стресса. Н.В. Гришина, например, утверждает, что состояние выгорания тесно связано также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.

Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановления психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами с целью реабилитации специалистов.

Нужно признать, что проблема оказания учителем психологической помощи не нова. В литературе приводится описание психокоррекционных программ и психотехнических упражнений для учителей (Клюева Н.В.,1992, Самоукина Н.В., 1995, Яценко Т.С., 1987).

Однако для современной образовательной среды необходимы комплексные программы, целью которых является профилактическая и психокоррекционная работа непосредственно с состоянием эмоционального выгорания у педагогов.

Целенаправленная психологическая помощь в этой области создаст необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своем личностном и профессиональном развитии у педагогов, а также будет способствовать восстановлению и поддержанию психологического здоровья в школьных коллективах.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»

По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Фаза стресса

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия — «Heт».

Текст опросника

  1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения — хорошего или плохого.

  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.

  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

  1. Моя работа притупляет эмоции.

  2. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

  3. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

  1. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

  2. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.

  3. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

  4. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

  5. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

  6. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

  7. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

  8. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

  9. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

  10. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

  11. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

  1. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

  2. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

  3. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

  4. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

  5. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.

  1. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

  2. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

  3. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

  4. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

  5. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

  6. Я очень переживаю за свою работу

  7. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.

  8. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

  9. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

  10. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

  11. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

  12. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

  1. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

  2. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

  3. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

  4. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.

  5. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

  6. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

  7. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

  8. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.

  9. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.

  10. Успехи в работе вдохновляют меня.

  11. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

  12. Я потерял покой из-за работы.

  13. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

  14. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

  15. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

  16. Я часто работаю через силу.

  17. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

  18. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

  19. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

  20. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

  21. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.

  22. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

  23. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

  24. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

  25. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.

  26. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

  27. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

  28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

  29. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

  30. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.

  31. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

  32. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

  33. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

  34. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.

  35. Моя карьера сложилась удачно.

  36. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

  1. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

  2. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

  3. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

  1. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

  2. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

  3. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

  4. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

  5. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация данных

(лист обработки лежит здесь)

1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.

2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.

Ключ

НАПРЯЖЕНИЕ

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

1+

2

13+

3

25+

2

37-

3

49+

10

61+

5

73-

5

Неудовлетворенность собой

2–

3

14+

2

26+

2

38-

10

50-

5

62+

5

74+

3

«Загнанность в клетку»

3+

10

15+

5

27+

2

39+

2

51+

5

63+

1

75-

5

Тревога и депрессия

4+

2

16+

3

28+

5

40+

5

52+

10

64+

2

76+

3

РЕЗИСТЕНЦИЯ

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

5+

5

17-

3

29+

10

41 +

2

53+

2

65+

3

77+

5

Эмоционально-нравственная дезориентация

6+

10

18-

3

30+

3

42+

5

54+

2

66+

2

78-

5

Расширение сферы экономии эмоций

7+

2

19+

10

31-

2

43+

5

55+

3

67+

3

79-

5

Редукция профессиональных обязанностей

8 +

5

20+

5

32+

2

44-

2

56+

3

68+

3

80+

10

ИСТОЩЕНИЕ

Эмоциональный дефицит

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

9+

3

21+

2

33 +

5

45-

5

57 +

3

69-

10

81+

2

Эмоциональная отстраненность

10 +

2

22 +

3

34-

2

46+

3

58 +

5

70+

5

82+

5

Личностная отстраненность (деперсонализация)

11 +

5

23 +

3

35+

3

47+

5

59+

5

72+

2

83 +

10

Психосоматические и психовегетативные нарушения

12+

3

24 +

2

36+

5

48 +

3

60+

2

72+

10

84+

5

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов

9 баллов и меньше — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся симптом

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»

В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы

По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени

36 и менее баллов фаза не сформировалась,

37-60 баллов — фаза в стадии формирования,

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза

При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы

  • какие симптомы доминируют;

  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,

  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,

  • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Тест по теме: Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания        В.В. Бойко

Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1        

да

нет

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2        

Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).

3        

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

4        

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

5        

Моя работа притупляет эмоции.

6        

Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.

7        

Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность.

8        

Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.

9

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

10        

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

11        

Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной.

12

У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все.

13        

Я очень переживаю за свою работу.

14

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

15

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с

непосредственным руководителем.

16        

Последнее время меня преследуют: неудачи на работе.

17        

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

18        

На работе я испытываю постоянные физические или психологические

19        

Я часто работаю через силу.

20        

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.

да

нет

Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ — 1 балл).

Уровни: от 6 до 0 баллов — низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.

от 13 до 7 баллов — средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

от 20 до 14 баллов — высокий уровень эмоционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.

Abstract: Профессиональные факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания

Искать …

  • Домой
    • Последние новости
  •  Журналы
    • Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
      • Номер 1 тома 1
      • Номер тома 2 3
      • Номер 2 тома 4
      • Номер тома 3 1
      • Номер 3 Номер 2
      • Том 3 Номер 3
      • Том 3 Номер 4
      • Подтверждение | Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
      • Том 4 Номер 1
      • Специальные выпуски | Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
      • Том 4, номер 2
      • , том 4, номер 3
      • , том 4, номер 4
      • , том 5, номер 1
      • , том 5, номер 2
      • , том 5, номер 3
      • , том 5, номер 4
      • Предстоящие статьи
      • Том 6 Номер 1
      • Том 6 Номер 2
      • Номер 6 Тома 3
      • Том 7 Номер 1
      • Номер 1 тома 2
      • Редакционная коллегия
      • Предыдущие выпуски
      • Том 1 Номер 3
      • Том 1 Номер 4
      • Том 2 Номер 1
      • Том 2 Номер 2
    • Международный журнал здоровья и питания детей
      • Номер 2 тома 4
      • Выбор редактора | Международный журнал здоровья и питания детей
      • Том 3 Номер 1
      • Том 3 Номер 2
      • Том 3 Номер 3
      • Том 3 Номер 4
      • Благодарность | Международный журнал здоровья и питания детей
      • Том 4 Номер 1
      • Том 4 Номер 2
      • Специальные выпуски | Международный журнал здоровья и питания детей
      • Руководство для материалов конференций
      • Номер тома 4 3
      • Номер тома 4 4
      • Номер тома 5 1
      • Номер тома 5 2
      • Номер тома 5 3
      • Номер тома 5 Номер 4
      • Предстоящие статьи
      • Номер тома 6 1
      • Номер тома 6 2
      • Номер тома 6 3
      • Номер тома 6 4
      • Номер тома 7 1
      • Номер тома 7 2
      • Номер тома 7 3
      • Номер тома 7 4
      • Том 8, номер 1
      • , том 8, номер 2
      • , том 8, номер 3
      • , том 8, номер 4
      • , том 9, номер 1
      • , том 9, номер 2
      • , том 9, номер 3
      • , том 1, номер 1
      • Редколлегия
      • Том 1 Номер 2
      • Предыдущий выпуск
      • Том 2 Номер 1
      • Том 2 Номер 2
      • Том 2 Номер 3
    • Международный статистический журнал медицинских исследований
      • Том 2 Номер 4
      • Выбор редактора | Международный статистический журнал медицинских исследований
      • Том 3 Номер 1
      • Том 3 Номер 2
      • Том 3 Номер 3
      • Том 3 Номер 4
      • Благодарность | Международный статистический журнал медицинских исследований

.

Статья «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА У СОТРУДНИКОВ ПОМОЩИ ПРОФЕССИИ»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ПОМОЩИ

Богомолова Анна Олеговна

Белгородский государственный психологический университет

2

, Белгородский государственный психологический университет

2

, Белгородский государственный исследовательский университет

2 Электронная почта: анна[email protected]

Кишка Юлия Николаевна

кандидат психологических наук

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

В статье представлены результаты научных исследований эмоционального выгорания. синдром у сотрудников помогающих профессий с разным уровнем стресса. Полученные результаты позволяют утверждать формирование синдрома эмоционального выгорания у работников данной профессиональной категории в связи с их стажем и возрастом.

Таким образом, проблема преодоления профессионального выгорания становится все более острой и требует обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологии.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стаж, возраст, стрессоустойчивость, специалисты.

Синдром выгорания — явление современности, как следствие обострения профессиональной деятельности, роста эмоциональных, информационных, коммуникативных нагрузок с дефицитом двигательной активности и нарушением гармоничного образа жизни современного человека.Это явление широко распространено среди специалистов «предметно-предметных» профессий.

Данная проблема требует пристального внимания, поскольку негативные последствия эмоционального выгорания, которые анализируются в статье, отражаются не только на результатах деятельности представителей помогающих профессий, но и на их психическом и физическом здоровье. Поэтому решение проблемы профилактики и коррекции эмоционального выгорания в сфере деятельности сотрудников Пенсионного фонда имеет большое практическое значение.

Наше исследование проводилось на базе государственного учреждения — Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Валуйки и Валуйском районе Белгородской области. В нашем исследовании приняли участие 60 сотрудников: в возрасте от 20 до 58 лет. Все респонденты имеют высшее образование.

Профессия работника пенсионной службы независимо от вида выполняемой работы относится к вспомогательным профессиям. Работа с людьми включает в себя регулярные стрессовые ситуации, в которые сотрудник попадает в процессе сложного взаимодействия с клиентом.Постоянное понимание сути социальных проблем клиента, личной незащищенности и других морально-психологических факторов требует значительного эмоционального напряжения и оказывает существенное влияние на здоровье [Меркулова 2011: 201]. Как известно, сотрудники Пенсионного фонда по роду своей деятельности находятся в длительном интенсивном общении с другими людьми. Для него характерен синдром выгорания, который проявляется в нервозности, психической нестабильности, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности и даже агрессивности.

Люди без специального психологического образования не знают, насколько для них опасно эмоциональное выгорание: это не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла» [Старостина 2012: 156]. Именно профессиональное здоровье является одним из основных показателей «качества профессиональной жизни», а также важным условием эффективности трудовой деятельности, которая включает в себя не только высокую производительность и качество труда, но и их взаимосвязь с прилагаемыми усилиями. сотрудника.В условиях труда здоровье становится субъективной самооценкой работающего человека и является экономическим механизмом повышения эффективности и качества его труда [Водопьянова 2014: 49].

Что касается особенностей деятельности работника пенсионной службы, то подход В. В. Бойко представлен наиболее ярко. Согласно этой концепции, эмоциональное выгорание — это усвоенный стереотип профессионального поведения, позволяющий специалисту экономно расходовать собственные энергоресурсы.Это явление также может проявляться в виде «приглушения» эмоций, исчезновения остроты чувств и переживаний, постоянного чувства озабоченности работой, чувства усталости и пустоты и, как следствие, раздражения, направленного на субъектов делового общения. , до сильного психоэмоционального и психофизического перенапряжения [Водопьянова 2014: 49].

На сегодняшний день исследований эмоционального выгорания специалистов Пенсионного фонда не проводилось. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена ​​появлением в психических состояниях данной категории сотрудников симптомов эмоционального выгорания.Так называемый «сгоревший специалист», испытывая постоянные эмоциональные перегрузки, не может выполнять свои обязанности на должном уровне, замечает ухудшение физического и психического здоровья. В связи с этим возникла необходимость изучить факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания, и разработать практические рекомендации, направленные на предупреждение эмоционального выгорания специалистов Пенсионного фонда. На сегодняшний день таких исследований не проводилось [Толочек 2008: 158].

Мы определили фазы и уровни выгорания у участников . Следует отметить, что 21 сотрудник (35%) находится на стадии формирования фазы сопротивления, 18 респондентов (30%) уже сформировали эту фазу, что позволяет сделать вывод о неадекватной избирательной эмоциональной реакции, эмоциональной и моральной дезориентации, сокращении профессиональных обязанностей. У 21 респондента (35%) — еще не сформировалась, поэтому тенденция к расширению сферы экономии эмоций не выявлена. Затем мы исследовали уровень стрессоустойчивости участников.

30% имеют средний уровень стрессоустойчивости. Они могут использовать разработанный ими защитный механизм от сильных ударов, который срабатывает при неблагоприятных условиях. Плохой показатель стрессоустойчивости выявлен у 65% респондентов, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта. Это требует применения широкого набора инструментов и методов для снижения психического напряжения, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни. Очень низкий уровень стрессоустойчивости характерен для 5% обследованных, что свидетельствует о плохой психологической адаптации к рабочим нагрузкам.

Анализ уровня эмоционального выгорания в трех возрастных группах (1 группа — от 20 до 30 лет, 2 группа — от 30 до 40 лет, 3 группа — старше 40 лет) показал, что работники старшей возрастной группы могут испытывать фаза напряжения, когда молодые специалисты пытаются соответствовать идеальному имиджу, чтобы быть востребованными в профессиональном обществе. У сотрудников старшей возрастной группы может наблюдаться снижение личных достижений, которое выражается либо в склонности к отрицательной оценке себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизма в отношении своих профессиональных достоинств и возможностей, либо в унижении собственного достоинства, ограничении возможности и обязанности по отношению к другим (p≤0.05).

Для сотрудников младшей возрастной группы характерно усиление негативного и циничного отношения к получателям, как проявление деформации отношений с другими людьми. В одних случаях возможно усиление зависимости от других (p≤0,01). Существует некоторая корреляция между уровнем эмоционального выгорания и стажем сотрудников помогающей профессии, есть тенденция прямой зависимости (чем меньше опыта, тем менее выражено эмоциональное выгорание сотрудников).

На уровне статистической тенденции (p≤0,1) различия в формировании стрессовой фазы у сотрудников 1-й группы (со стажем 1-10 лет) и сотрудников 2-й группы (со стажем менее 10- 20 лет) выражены. Показатели формирования фазы истощения у сотрудников 1-й группы (со стажем 1-10 лет) и сотрудников 3-й группы (со стажем 20-30 лет) существенно различаются (p≤0,01).

Анализ взаимосвязи стажа работы в этом учреждении и симптомов ЭМ показал отрицательную корреляцию.Это может быть связано с отсутствием у сотрудников вспомогательной профессии с небольшим опытом работы в том или ином учреждении необходимого уровня адаптации к новым условиям профессиональной деятельности.

Корреляционный анализ результатов всей выборки, проведенный с использованием коэффициента корреляции Спирмена, показал, что при уровне значимости p <0,05 существуют значимые обратные корреляции между показателями «Стрессоустойчивость», «Переживание психотравматических обстоятельств» ( 0.011), «Возраст» (0,012), «Эмоциональная и моральная дезориентация» (0,018) и «Психосоматические и психовегетативные расстройства» (0,024).

Проявления эмоционального выгорания в профессиональной деятельности работника Пенсионного фонда разнообразны и, как правило, не признаются работниками вспомогательной профессии. Данные, полученные в результате констатирующего исследования, подтвердили, что эмоциональное выгорание оказывает деструктивное влияние на развитие личности и деятельности работника, помогающего профессии, и требует профилактики и коррекции.

В заключение мы подвели итоги и сделали следующие выводы:

1. Среди сотрудников Пенсионного фонда Белгородской области уровень эмоционального выгорания достаточно высок: более 90% сотрудников Белгородской области, участвовавшие в исследовании продемонстрировали определенный уровень формирования эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание обусловлено отношением к внешним факторам, связанным со спецификой профессиональной деятельности, а также внутренними факторами (нарушениями Я-концепции, внешним локусом контроля, повышенной тревожностью личности и т. Д.). Эмоциональное выгорание негативно сказывается на поведении сотрудника в процессе взаимодействия с реципиентами.

2. Социально-демографические характеристики (возраст, стаж работы в данном учреждении) работников помогающей профессии влияют на развитие эмоционального выгорания, но эти показатели могут вносить различный вклад в его формирование.

3. Стрессоустойчивость человека — основной психологический фактор, влияющий на оптимизацию уровня эмоционального выгорания, характеризующийся невосприимчивостью к стрессовым условиям жизни и способностью контролировать эмоциональные состояния, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых мероприятий.

Таким образом, проблема преодоления профессионального выгорания становится все более острой и требует обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологии. Для разрешения ситуации необходимо определить организационные и содержательные аспекты работы системы, учитывая как индивидуальные особенности субъекта труда, так и особенности организации. Приведенные в статье подходы к преодолению выгорания демонстрируют их взаимодополняющий и взаимопроникающий характер, склонность к работе с глубокими личностными конструктами, метаконструкциями, позволяющими индивиду выстраивать собственную траекторию жизни, управлять самопроцессами.

Список литературы

  1. Водопьянова, Н. (2014). Обеспечение ресурсов для борьбы с профессиональным выгоранием актеров. / СПб .: Питер — Стр. 49.

  2. Старостина Л. (2012). Факторы эмоционального выгорания таможенников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Психология. — Стр. 11.

  3. Толочек В.А. (2008). Межпредметные, внутрипредметные и внепредметные ресурсы профессионального успеха // Вестник университета (государственного университета управления), 2/40.- Стр. 155-161.

  4. Меркулова Н.Н. (2011). Синдром выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих» профессий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки № 12. — Стр. 199-206.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *