Материал на тему: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
(модификация методики В.В. Бойко).
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание – приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими.
Инструкция по заполнению теста. На листе бумаги выписываются в столбик числа от 1 до 84. На вопросы даются ответы только «да» и «нет» без раздумий.
Обращение к педагогам. Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – это люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тест.
- Недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен результатами своей выбранной профессии не меньше, чем в начале пути.
- Я ошибся в выборе профессии.
- Меня беспокоит то, что я стал менее продуктивно, некачественно, медленнее работать.
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
- От меня мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнеров (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что они от меня ждут.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с партнерами.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнерам меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо и т.п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра – не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнерам эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я оцениваю деятельность партнеров хуже, чем обычно.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнеров помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю автоматически, без души.
- На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя жизнь сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.
- Если представляется случай, я уделяю партнерам меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Ключ к методике. Код +1 (2) означает – 2 балла за ответ «да» на 1 вопрос.
Анализ итогов теста.
Фаза 1. «Напряжение».
- Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).
- Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).
Фаза 2. «Резистенция».
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +653), +77(5).
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).
- Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).
Фаза 3. «Истощение».
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
- Личностная отстраненность от проблем других людей: +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(13), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).
Показатель выраженности каждого симптома в структуре фаз эмоционального выгорания:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16 и более – сложившийся симптом.
Показатель сформированности фаз развития стресса:
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37-60 – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».
Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты
вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с
которыми вы ежедневно работаете.
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу.
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.
На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности пациенты, клиенты ,потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Вопросы
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу.
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чегонибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» сумма показателей всех 12-ти симптомов. “НАПРЯЖЕНИЕ»
Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)
Неудовлетворенность собой: -2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)
» Загнанность в клетку»:
+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)
Тревога и депрессия:
+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3) «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+ 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация:
+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), ‘+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций:
+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)
Редукция профессиональных обязанностей:
+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10) “ИСТОЩЕНИЕ»
Эмоциональный дефицит:
+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)
Эмоциональная отстраненность:
+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)
Личностная отстраненность (деперсонализация):
+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».
Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов не сложившийся симптом, 10-15 баллов складывающийся симптом, 16 и более сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы » выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.
Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов фаза не сформировалась; 37-60 баллов фаза в стадии формирования; 61 и более баллов сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Предотвращение «синдрома выгорания». В представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния.
Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома является личностная психологическая подготовка специалистов помогающих профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии, сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.
Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.
Основным психологическим качеством, обеспечивающем стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.
Так, исследование, проведенное Т.В. Румянцевой, показало, что чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля педагога, тем меньше проявляется у него синдром эмоционального выгорания в целом и тенденция развивать негативное отношение к своим ученикам в частности. Эти результаты показывают, что истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственно отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
В этой связи интересным представляется экзистенциальногуманистический подход к преодолению эмоционального выгорания, который говорит о недостаточности понимания феномена сгорания как разновидности профессионального стресса. Н.В. Гришина, например, утверждает, что состояние выгорания тесно связано также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.
Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.
Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановления психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами с целью реабилитации специалистов.
Нужно признать, что проблема оказания учителем психологической помощи не нова. В литературе приводится описание психокоррекционных программ и психотехнических упражнений для учителей (Клюева Н.В.,1992, Самоукина Н.В., 1995, Яценко Т.С., 1987).
Однако для современной образовательной среды необходимы комплексные программы, целью которых является профилактическая и психокоррекционная работа непосредственно с состоянием эмоционального выгорания у педагогов.
Целенаправленная психологическая помощь в этой области создаст необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своем личностном и профессиональном развитии у педагогов, а также будет способствовать восстановлению и поддержанию психологического здоровья в школьных коллективах.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
- Фаза стресса
№
СИМПТОМ
НАПРЯЖЕНИЕ
1
Переживание психотравмирующих обстоятельств
2
Неудовлетворенность собой
3
«Загнанность в клетку»
4
Тревога и депрессия
РЕЗИСТЕНЦИЯ
1
Неадекватное эмоциональное реагирование
2
Эмоционально-нравственная дезориентация
3
Расширение сферы экономии эмоций
4
Редукция профессиональных обязанностей
ИСТОЩЕНИЕ
1
Эмоциональный дефицит
2
Эмоциональная отстраненность
3
Личностная отстраненность (деперсонализация)
4
Психосоматические и психовегетативные нарушения
Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия — «Heт».
Текст опросника
Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения — хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация данных
(лист обработки лежит здесь)
1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.
2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.
3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.
Ключ
НАПРЯЖЕНИЕ
- Переживание психотравмирующих обстоятельств
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
1+
2
13+
3
25+
2
37-
3
49+
10
61+
5
73-
5
Неудовлетворенность собой
2–
3
14+
2
26+
2
38-
10
50-
5
62+
5
74+
3
«Загнанность в клетку»
3+
10
15+
5
27+
2
39+
2
51+
5
63+
1
75-
5
Тревога и депрессия
4+
2
16+
3
28+
5
40+
5
52+
10
64+
2
76+
3
РЕЗИСТЕНЦИЯ
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
5+
5
17-
3
29+
10
41 +
2
53+
2
65+
3
77+
5
Эмоционально-нравственная дезориентация
6+
10
18-
3
30+
3
42+
5
54+
2
66+
2
78-
5
Расширение сферы экономии эмоций
7+
2
19+
10
31-
2
43+
5
55+
3
67+
3
79-
5
Редукция профессиональных обязанностей
8 +
5
20+
5
32+
2
44-
2
56+
3
68+
3
80+
10
ИСТОЩЕНИЕ
- Эмоциональный дефицит
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
№
Б
9+
3
21+
2
33 +
5
45-
5
57 +
3
69-
10
81+
2
Эмоциональная отстраненность
10 +
2
22 +
3
34-
2
46+
3
58 +
5
70+
5
82+
5
Личностная отстраненность (деперсонализация)
11 +
5
23 +
3
35+
3
47+
5
59+
5
72+
2
83 +
10
Психосоматические и психовегетативные нарушения
12+
3
24 +
2
36+
5
48 +
3
60+
2
72+
10
84+
5
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов
9 баллов и меньше — не сложившийся симптом,
10-15 баллов — складывающийся симптом,
16 и более — сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов — фаза в стадии формирования,
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза
При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,
объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Тест по теме: Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.
1 | да | нет | |
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. | |||
2 | Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место). | ||
3 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). | ||
4 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь. | ||
5 | Моя работа притупляет эмоции. | ||
6 | Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой. | ||
7 | Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность. | ||
8 | Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение. | ||
9 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. | ||
10 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. | ||
11 | Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной. | ||
12 | У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все. | ||
13 | Я очень переживаю за свою работу. | ||
14 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. | ||
15 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. | ||
16 | Последнее время меня преследуют: неудачи на работе. | ||
17 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. | ||
18 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические | ||
19 | Я часто работаю через силу. | ||
20 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился. | ||
да | нет |
Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ — 1 балл).
Уровни: от 6 до 0 баллов — низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.
от 13 до 7 баллов — средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.
от 20 до 14 баллов — высокий уровень эмоционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.
Abstract: Профессиональные факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания
Искать …
- Домой
- Последние новости
- Журналы
- Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
- Номер 1 тома 1
- Номер тома 2 3
- Номер 2 тома 4
- Номер тома 3 1
- Номер 3 Номер 2
- Том 3 Номер 3
- Том 3 Номер 4
- Подтверждение | Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
- Том 4 Номер 1
- Специальные выпуски | Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
- Том 4, номер 2
- , том 4, номер 3
- , том 4, номер 4
- , том 5, номер 1
- , том 5, номер 2
- , том 5, номер 3
- , том 5, номер 4
- Предстоящие статьи
- Том 6 Номер 1
- Том 6 Номер 2
- Номер 6 Тома 3
- Том 7 Номер 1
- Номер 1 тома 2
- Редакционная коллегия
- Предыдущие выпуски
- Том 1 Номер 3
- Том 1 Номер 4
- Том 2 Номер 1
- Том 2 Номер 2
- Международный журнал здоровья и питания детей
- Номер 2 тома 4
- Выбор редактора | Международный журнал здоровья и питания детей
- Том 3 Номер 1
- Том 3 Номер 2
- Том 3 Номер 3
- Том 3 Номер 4
- Благодарность | Международный журнал здоровья и питания детей
- Том 4 Номер 1
- Том 4 Номер 2
- Специальные выпуски | Международный журнал здоровья и питания детей
- Руководство для материалов конференций
- Номер тома 4 3
- Номер тома 4 4
- Номер тома 5 1
- Номер тома 5 2
- Номер тома 5 3
- Номер тома 5 Номер 4
- Предстоящие статьи
- Номер тома 6 1
- Номер тома 6 2
- Номер тома 6 3
- Номер тома 6 4
- Номер тома 7 1
- Номер тома 7 2
- Номер тома 7 3
- Номер тома 7 4
- Том 8, номер 1
- , том 8, номер 2
- , том 8, номер 3
- , том 8, номер 4
- , том 9, номер 1
- , том 9, номер 2
- , том 9, номер 3
- , том 1, номер 1
- Редколлегия
- Том 1 Номер 2
- Предыдущий выпуск
- Том 2 Номер 1
- Том 2 Номер 2
- Том 2 Номер 3
- Международный статистический журнал медицинских исследований
- Том 2 Номер 4
- Выбор редактора | Международный статистический журнал медицинских исследований
- Том 3 Номер 1
- Том 3 Номер 2
- Том 3 Номер 3
- Том 3 Номер 4
- Благодарность | Международный статистический журнал медицинских исследований
- Международный журнал биотехнологии для оздоровительной индустрии
.
Статья «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА У СОТРУДНИКОВ ПОМОЩИ ПРОФЕССИИ»
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ПОМОЩИ
Богомолова Анна Олеговна
Белгородский государственный психологический университет
2
, Белгородский государственный психологический университет
2
, Белгородский государственный исследовательский университет
2 Электронная почта: анна[email protected]
Кишка Юлия Николаевна
кандидат психологических наук
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
В статье представлены результаты научных исследований эмоционального выгорания. синдром у сотрудников помогающих профессий с разным уровнем стресса. Полученные результаты позволяют утверждать формирование синдрома эмоционального выгорания у работников данной профессиональной категории в связи с их стажем и возрастом.
Таким образом, проблема преодоления профессионального выгорания становится все более острой и требует обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологии.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стаж, возраст, стрессоустойчивость, специалисты.
Синдром выгорания — явление современности, как следствие обострения профессиональной деятельности, роста эмоциональных, информационных, коммуникативных нагрузок с дефицитом двигательной активности и нарушением гармоничного образа жизни современного человека.Это явление широко распространено среди специалистов «предметно-предметных» профессий.
Данная проблема требует пристального внимания, поскольку негативные последствия эмоционального выгорания, которые анализируются в статье, отражаются не только на результатах деятельности представителей помогающих профессий, но и на их психическом и физическом здоровье. Поэтому решение проблемы профилактики и коррекции эмоционального выгорания в сфере деятельности сотрудников Пенсионного фонда имеет большое практическое значение.
Наше исследование проводилось на базе государственного учреждения — Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Валуйки и Валуйском районе Белгородской области. В нашем исследовании приняли участие 60 сотрудников: в возрасте от 20 до 58 лет. Все респонденты имеют высшее образование.
Профессия работника пенсионной службы независимо от вида выполняемой работы относится к вспомогательным профессиям. Работа с людьми включает в себя регулярные стрессовые ситуации, в которые сотрудник попадает в процессе сложного взаимодействия с клиентом.Постоянное понимание сути социальных проблем клиента, личной незащищенности и других морально-психологических факторов требует значительного эмоционального напряжения и оказывает существенное влияние на здоровье [Меркулова 2011: 201]. Как известно, сотрудники Пенсионного фонда по роду своей деятельности находятся в длительном интенсивном общении с другими людьми. Для него характерен синдром выгорания, который проявляется в нервозности, психической нестабильности, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности и даже агрессивности.
Люди без специального психологического образования не знают, насколько для них опасно эмоциональное выгорание: это не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла» [Старостина 2012: 156]. Именно профессиональное здоровье является одним из основных показателей «качества профессиональной жизни», а также важным условием эффективности трудовой деятельности, которая включает в себя не только высокую производительность и качество труда, но и их взаимосвязь с прилагаемыми усилиями. сотрудника.В условиях труда здоровье становится субъективной самооценкой работающего человека и является экономическим механизмом повышения эффективности и качества его труда [Водопьянова 2014: 49].
Что касается особенностей деятельности работника пенсионной службы, то подход В. В. Бойко представлен наиболее ярко. Согласно этой концепции, эмоциональное выгорание — это усвоенный стереотип профессионального поведения, позволяющий специалисту экономно расходовать собственные энергоресурсы.Это явление также может проявляться в виде «приглушения» эмоций, исчезновения остроты чувств и переживаний, постоянного чувства озабоченности работой, чувства усталости и пустоты и, как следствие, раздражения, направленного на субъектов делового общения. , до сильного психоэмоционального и психофизического перенапряжения [Водопьянова 2014: 49].
На сегодняшний день исследований эмоционального выгорания специалистов Пенсионного фонда не проводилось. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена появлением в психических состояниях данной категории сотрудников симптомов эмоционального выгорания.Так называемый «сгоревший специалист», испытывая постоянные эмоциональные перегрузки, не может выполнять свои обязанности на должном уровне, замечает ухудшение физического и психического здоровья. В связи с этим возникла необходимость изучить факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания, и разработать практические рекомендации, направленные на предупреждение эмоционального выгорания специалистов Пенсионного фонда. На сегодняшний день таких исследований не проводилось [Толочек 2008: 158].
Мы определили фазы и уровни выгорания у участников . Следует отметить, что 21 сотрудник (35%) находится на стадии формирования фазы сопротивления, 18 респондентов (30%) уже сформировали эту фазу, что позволяет сделать вывод о неадекватной избирательной эмоциональной реакции, эмоциональной и моральной дезориентации, сокращении профессиональных обязанностей. У 21 респондента (35%) — еще не сформировалась, поэтому тенденция к расширению сферы экономии эмоций не выявлена. Затем мы исследовали уровень стрессоустойчивости участников.
30% имеют средний уровень стрессоустойчивости. Они могут использовать разработанный ими защитный механизм от сильных ударов, который срабатывает при неблагоприятных условиях. Плохой показатель стрессоустойчивости выявлен у 65% респондентов, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта. Это требует применения широкого набора инструментов и методов для снижения психического напряжения, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни. Очень низкий уровень стрессоустойчивости характерен для 5% обследованных, что свидетельствует о плохой психологической адаптации к рабочим нагрузкам.
Анализ уровня эмоционального выгорания в трех возрастных группах (1 группа — от 20 до 30 лет, 2 группа — от 30 до 40 лет, 3 группа — старше 40 лет) показал, что работники старшей возрастной группы могут испытывать фаза напряжения, когда молодые специалисты пытаются соответствовать идеальному имиджу, чтобы быть востребованными в профессиональном обществе. У сотрудников старшей возрастной группы может наблюдаться снижение личных достижений, которое выражается либо в склонности к отрицательной оценке себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизма в отношении своих профессиональных достоинств и возможностей, либо в унижении собственного достоинства, ограничении возможности и обязанности по отношению к другим (p≤0.05).
Для сотрудников младшей возрастной группы характерно усиление негативного и циничного отношения к получателям, как проявление деформации отношений с другими людьми. В одних случаях возможно усиление зависимости от других (p≤0,01). Существует некоторая корреляция между уровнем эмоционального выгорания и стажем сотрудников помогающей профессии, есть тенденция прямой зависимости (чем меньше опыта, тем менее выражено эмоциональное выгорание сотрудников).
На уровне статистической тенденции (p≤0,1) различия в формировании стрессовой фазы у сотрудников 1-й группы (со стажем 1-10 лет) и сотрудников 2-й группы (со стажем менее 10- 20 лет) выражены. Показатели формирования фазы истощения у сотрудников 1-й группы (со стажем 1-10 лет) и сотрудников 3-й группы (со стажем 20-30 лет) существенно различаются (p≤0,01).
Анализ взаимосвязи стажа работы в этом учреждении и симптомов ЭМ показал отрицательную корреляцию.Это может быть связано с отсутствием у сотрудников вспомогательной профессии с небольшим опытом работы в том или ином учреждении необходимого уровня адаптации к новым условиям профессиональной деятельности.
Корреляционный анализ результатов всей выборки, проведенный с использованием коэффициента корреляции Спирмена, показал, что при уровне значимости p <0,05 существуют значимые обратные корреляции между показателями «Стрессоустойчивость», «Переживание психотравматических обстоятельств» ( 0.011), «Возраст» (0,012), «Эмоциональная и моральная дезориентация» (0,018) и «Психосоматические и психовегетативные расстройства» (0,024).
Проявления эмоционального выгорания в профессиональной деятельности работника Пенсионного фонда разнообразны и, как правило, не признаются работниками вспомогательной профессии. Данные, полученные в результате констатирующего исследования, подтвердили, что эмоциональное выгорание оказывает деструктивное влияние на развитие личности и деятельности работника, помогающего профессии, и требует профилактики и коррекции.
В заключение мы подвели итоги и сделали следующие выводы:
1. Среди сотрудников Пенсионного фонда Белгородской области уровень эмоционального выгорания достаточно высок: более 90% сотрудников Белгородской области, участвовавшие в исследовании продемонстрировали определенный уровень формирования эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание обусловлено отношением к внешним факторам, связанным со спецификой профессиональной деятельности, а также внутренними факторами (нарушениями Я-концепции, внешним локусом контроля, повышенной тревожностью личности и т. Д.). Эмоциональное выгорание негативно сказывается на поведении сотрудника в процессе взаимодействия с реципиентами.
2. Социально-демографические характеристики (возраст, стаж работы в данном учреждении) работников помогающей профессии влияют на развитие эмоционального выгорания, но эти показатели могут вносить различный вклад в его формирование.
3. Стрессоустойчивость человека — основной психологический фактор, влияющий на оптимизацию уровня эмоционального выгорания, характеризующийся невосприимчивостью к стрессовым условиям жизни и способностью контролировать эмоциональные состояния, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых мероприятий.
Таким образом, проблема преодоления профессионального выгорания становится все более острой и требует обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологии. Для разрешения ситуации необходимо определить организационные и содержательные аспекты работы системы, учитывая как индивидуальные особенности субъекта труда, так и особенности организации. Приведенные в статье подходы к преодолению выгорания демонстрируют их взаимодополняющий и взаимопроникающий характер, склонность к работе с глубокими личностными конструктами, метаконструкциями, позволяющими индивиду выстраивать собственную траекторию жизни, управлять самопроцессами.
Список литературы
Водопьянова, Н. (2014). Обеспечение ресурсов для борьбы с профессиональным выгоранием актеров. / СПб .: Питер — Стр. 49.
Старостина Л. (2012). Факторы эмоционального выгорания таможенников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Психология. — Стр. 11.
Толочек В.А. (2008). Межпредметные, внутрипредметные и внепредметные ресурсы профессионального успеха // Вестник университета (государственного университета управления), 2/40.- Стр. 155-161.
Меркулова Н.Н. (2011). Синдром выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих» профессий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки № 12. — Стр. 199-206.
.