Методика цто: Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) « Психологические тесты

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) « Психологические тесты

Содержание

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание теста

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание:

  • В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.
Обработка результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

  • Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
  • Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
  • Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
  • Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
  • Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
  • Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
  • Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
  • Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Источники
  • Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.41-42.
Тест: Методика «Цветовой тест отношений». (Тест А. И. Лутошкин)

Методика «Цветовой тест отношений». (Тест А. И. Лутошкин)

Цель: Изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Оборудование: Набор цветовых стимулов из восьми цветового теста М. Люшера, раскладываются на белом фоне в случайном порядке.

Описание теста:

При разработке ЦТО использован набор цветовых стимулов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов.

Инструкция к выполнению: Ребенку нужно будет подобрать к каждому из людей и понятий, которые будут зачитываться, подходящие на его взгляд, цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Цвета должны подбираться в соответствии с личным восприятием, а не по их внешнему виду.

Процедура обследования:

Этапы:

  1. Составление списка лиц, а также понятий, имеющих для ребенка существенное значение.

2. Перед ребенком раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем исследователь просит ребенка подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов исследователь разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

Тест имеет два варианта проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от ребенка требуется подобрать к каждому лицу или понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте ребенок ранжирует все восемь цветов в порядке соответствия их понятию или лицу, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс – диагностики, полный вариант — для исследовательских целей.

3. После завершения ассоциативной процедуры ребенок ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого», приятного для глаза, и кончая самым «некрасивым», неприятным.

Интерпретация результатов теста осуществляется в два этапа: а) сопоставление цветов, ассоциируемых с определенным понятием, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию ребенок относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен своим отношением к нему. И, наоборот, если с понятием или лицом ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, испытуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может меняться от 1 до 8. В полном варианте соответствующий показатель может быть рассчитан как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассоциативной раскладкой и раскладкой по предпочтению;

б) интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Таким образом, ЦТО основывается на двух исходных положениях:

Первое — каждый из испытуемых цветовых стимулов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением;

Второе — существует закономерность переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются.

Применение данного теста прежде всего требует изучения эмоциональных значений используемых цветов. Каждый из цветов ЦТ обладает собственным, ясно определенным эмоционально-личностным значением.

Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО

1. Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.

2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.

3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.

4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

6. Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.

8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, не самостоятельный, слабый, пассивный.

Методика «Кактус»    графическая методика М.А. Панфиловой.

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение                             2. размер рисунка

3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

  1. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.

• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.

• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

Методическая разработка: Методика «Цветовой тест отношений (ЦТО)».

Методика «Цветовой тест отношений (ЦТО)».

Цель: изучение характера эмоциональных отношений

Стимульный материал: используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: 0-серый, 1-синий, 2- зеленый, 3-красный, 4-желтый, 5- фиолетовый, 6- коричневый, 7- черный 

Инструкция:

 «Назови, пожалуйста, какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т.д. в соответствии со списком, далее спрашиваем какой из этих цветов нравится ребенку больше всего, потом убираем выбранный и задаем такой же вопрос и так пока не закончатся цвета.

 Список вопросов: 1-моя мама, 2- мой папа, 3-брат или сестра(если они есть у ребенка), 4- мое настроение в детском саду и школе, 5- мое настроение дома, 6-я сам, 7- воспитательница или учитель, 8- друг.

Проведение теста: порядок проведения напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек и задаются вопросы из списка. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: « У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т.д. Чтобы этого избежать, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с их оценкой плохого или хорошего и т.д. Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным» Таким образом, каждый человек и списка получает свое ранговое обозначение.

Все ответы заносятся в протокол.

Анализ результатов: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом эти люди должны ассоциироваться у ребенка. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наиболее отрицательный ранг в цветовой раскладке.

Протокол: методика «ЦТО».

  Ф.И. ребенка:                       Возраст:                                   Дата проведения:

Красный

Синий

Зеленый

Серый

Желтый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

1

2

Анализ

Проведение данной методики показало:

Цветовой тест отношений (ЦТО): тестируем детей — в том числе дошкольников

Дата: 30 июня 2017 Автор: Наталья Фоминых Рубрика: Школа

ребенок с разноцветными ладонямиребенок с разноцветными ладонями

Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.

Характеристика цветового теста отношений А. М. Эткинда

Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной тематике.

У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета.

Алессандро Д’Авения

Белая, как молоко, красная, как кровь

Научно-практической целью, которую преследовал А. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков.

А. М. ЭткиндА. М. Эткинд

Выдающийся психолог и культуролог А. М. Эткинд

В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.

Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.

А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности.

Он исходил из таких предположений:

  • за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений тестируемой личности;
  • тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.

Процедура проведения Цветового теста отношений

Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест.

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития.

Базыма Б. А

Психология цвета. Теория и практика

Организация тестирования детей разного возраста

Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована .

Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.

Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом «кратком цветовом тесте Люшера». Цвета имеют свою нумерацию:

  1. Серый (условный номер — 0).
  2. Синий (1).
  3. Зелёный (2).
  4. Красный (3).
  5. Жёлтый (4).
  6. Фиолетовый (5).
  7. Коричневый (6).
  8. Чёрный (7).
  9. Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.

карточки Люшеракарточки Люшера

Для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера

Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении — бликов от осветительных приборов.

Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться

Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются проекции тестируемого во времени и пространстве.

Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой домашний питомец».

девочка и котенокдевочка и котенок

Домашний питомец — значимое для дошкольника понятие

Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач тестирования.

К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для подростка не менее авторитетно, чем родительское.

Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей. Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте, занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.

При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые). Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе, учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования.

Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник неприятностей.

В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя, разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя — и я в помогу в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших школьников. Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка.
Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.

Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз.

подросток задумалсяподросток задумался

К проблемам подростков следует относиться с особым уважением

Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в списке — не более 18–20 и не менее 12.

Этапы диагностики по А. М. Эткинду

Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).

Исследование ассоциаций

Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет может быть выбран неоднократно.

Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).

Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме». Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.

психолог проводит цветовой тест отношенияпсихолог проводит цветовой тест отношения

Психолог просит испытуемого подобрать цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка

Установление шкалы цветовых предпочтений

После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения цветовой шкалы.

В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом, последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.

Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого.

Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».

Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением в крайнюю правую графу.

Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением внимания, с высокой степенью инертности психики.

Какие адаптированные методики существуют для дошкольников

С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному «я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.

Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда-нибудь будет…»

Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра «Цветик-восьмицветик», предложенная А. О. Прохоровым и С. В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда.

Обработка и интерпретация результатов

Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.

Варианты записи результатов ЦТО

Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе.

Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду — таблица
ЦветСлова-стимулыВалентность/
Нормативность
Значение цвета
1СинийГрусть, интерес, высокая мораль,
свобода
2ЗеленыйИнтерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье
3КрасныйРадость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность
4ЖелтыйУдивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность
5ФиолетовыйЭгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности
6КоричневыйСлабость, зависимость
7ЧёрныйСтрах, гнев, высокая сила при низкой активности
0СерыйГрусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание

Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Предлагаем вашему вниманию протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников.

Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» – таблица
Цвета в порядке
предпочтения
Персонажи, ассоциированные
с данным цветом
Понятия, ассоциированные
с данным цветом
Синиймладший брат
Красныйпападетский сад
Зелёныймамасемья
Жёлтыйя сам, бабушкадрузья
Коричневыйвоспитатель
Серый
Чёрный
Фиолетовыйстаршая сестра, дедушка

Формализованный анализ

Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений.

Таблица: нормативность цветов теста Люшера
Номер цвета
по Люшеру
34251607
Нормативность
цвета
12345678

То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним жёлтый , зелёный цвета и так далее.

Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия, располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов, определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.

родители читают детям книгуродители читают детям книгу

Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша

При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к исследованию.

Качественный анализ теста

Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной цветоассоциативной шкале.

Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений, например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация — коричневый цвет.

Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себя. Низкий рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной эмоциональной связи, близости и взаимопонимании.

девочка обнимает бабушкудевочка обнимает бабушку

Близость, доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях

Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений:

  • выше по месту чем родительские цвета — по принципу «я — хороший, они — плохие»;
  • ниже — «я — плохой, они — хорошие»;
  • между ними — ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.

Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений отношений.

Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке.

мать кричит на сынамать кричит на сына

Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.
  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и частым поездкам.
  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих хронических конфликтах.
  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.
  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка

Однако, стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным.

Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая ещё находится в процессе формирования и развития.

Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности. Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.

Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210х297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т.д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка и интерпретация результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

  • Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
  • Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
  • Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
  • Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
  • Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
  • Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
  • Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
  • Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

  • Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
  • Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
  • Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
  • Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
  • Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым, относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
  • Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
  • Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
  • Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.41-42.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

Цветовой тест отношений — Википедия с видео // WIKI 2

Цветовой тест отношений (ЦТО) — это невербальный тест, который отражает оба уровня эмоциональных отношений человека — сознательный и частично неосознаваемый, к другим людям, объектам, явлениям окружающей действительности. Данный тест, разработанный советскими психиатром Е. Ф. Бажиным и психологом А. М. Эткиндом, представляет собой проективную методику, относимую к группе методик «экспресс-диагностики»[1].

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    5 276

    4 342

    16 242

  • ✪ Арт-терапия: цветовая техника. Обучение психологов с Ольгой Гаркавец

  • ✪ Тест! Выберите комбинацию цветов и узнайте, как вы умеете любить! Видео-тест! Тест- онлайн!

  • ✪ ТЕСТ: ПЕРВОЕ, Что Вы УВИДИТЕ На Рисунках РАССКАЖЕТ о Вас ВСЁ!

Содержание

Сущность методики

Цветовой тест отношений основывается на предположении о том, что существует прямая взаимосвязь между цветовыми ассоциациями, которые возникают у человека при взаимодействии с различными элементами окружающей действительности, и его отношением к этим элементам. ЦТО позволяет, минуя защитные механизмы сознания, увидеть неосознаваемые компоненты отношения.

По мнению А. М. Эткинда, тест позволяет выявить «достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, „минуя“ при этом защитные механизмы вербальной системы сознания»[2].

История явления

Евгений Федорович Бажин рассказывал, что идея теста, как это нередко бывает, пришла к нему случайно под впечатлением от цветовых ассоциаций одного из своих клиентов — военнослужащего. Е. Ф. Бажин сначала предложил ему проранжировать 8 цветов теста Макса Люшера и обратил внимание, что на последнем ранговом месте военнослужащий расположил серый цвет. Это заинтересовало Е. Ф. Бажина и он спросил у военного, почему ему не нравится серый цвет? Военный ответил, что этот цвет напоминает ему его начальника. Е. Ф. Бажин предложил идею ЦТО своему аспиранту Эткинду Александру Марковичу.

Теоретико-методологическая основа теста

Теоретической основой ЦТО являются концепция В. Н. Мясищева о структуре отношений человека (1960), идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А. Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания[3].
Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

Этапы проведения теста

Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из четырёх этапов[2].

Определение элементов

Здесь определяются базовые элементы оценки (лица, предметы и понятия, имеющие в жизни испытуемого существенное значение). В каждом конкретном случае их список можно варьировать. Чаще всего, в него входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т. д. В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.

Этап тестирования

Возможны два его варианта:

  • Диагностический.

Испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Краткий вариант проведения методики.

Инструкция: Вспомните этого человека (качество, ценность, и т. п.). С каким цветом ассоциируется у вас этот человек (качество, ценность, и т. п.) (имеются в виду личностные особенности и качества субъекта, но не его цвет одежды и предпочтения, и т. д.). Отвлекитесь от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постарайтесь выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения[4].

  • Исследовательский.

Испытуемому необходимо проранжировать все цвета 8-цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям. Полный вариант проведения методики.

Ранжирование цветов

После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

Инструкция. «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке»[5].

Этап интерпретации результатов

Данный этап основывается на двух процедурах:

  • Сопоставление цветов

Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определёнными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по М. Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4—5 места) — нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места — негативное, конфликтное отношение.

  • Интерпретация цветовых ассоциаций

Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности. С этой целью авторами предварительно было проведено изучение эмоционального значения цветов, которое выявило устойчивое и согласованное «ядро» (ср. со «структурой» цвета по М. Люшеру) данных значений у испытуемых различного пола и возраста[4]. Кроме этого, как отмечают авторы, возможности 4-го этапа могут быть расширены путём привлечения интерпретационной техники ЦТЛ[6].

Применение ЦТО для диагностики детей и подростков

Несмотря на то, что цветовой тест отношений достаточно универсален, и может применяться к лицам любого возраста, наибольшее распространение в практике отечественной психологии он получил именно как тест для детей (как дошкольников, так и подростков)[7]. На этапе определения элементов диагностики ребёнку в индивидуальном порядке предоставляется список людей, входящих в его непосредственное окружение, а также перечень важных понятий. Например:

  • «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «моё настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки» и так далее — подборка для малышей;
  • «учёба», «родители», «друзья», «питомец» и прочее — для детей 7—11 лет;
  • «работа», «семья», «деньги» и другие понятие — для подростков.

Для детей 3—6 лет таких понятий можно придумать около 10, детям 7—8 лет представить 12 штук, а ребятам 9—12 лет и старше подобрать около 14. Как вариант, этот список можно разработать вместе с испытуемым, попросив его ответить на вопрос: что для тебя сейчас важно? Подросткам понятия лучше давать в готовом виде.

  • Инструкция для детей 3—8 лет (короткий тест):
  1. Ребёнок пишет (или взрослый делает это за него) концепты.
  2. Затем экспериментатор на светлом нейтральном фоне на столе раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера.
  3. Взрослый просит соединить слова с 1—2 оттенками представленного спектра. Следует оговорить сразу, что тона могут повторяться, а сходства не должны основываться на внешних характеристиках. Например, если мама ходит в красном халате, то не стоит только поэтому присваивать ей соответствующий цвет. А вот сравнение «бабушка» и «жёлтый» вполне приемлемо, так как этот член семьи дарит теплоту (как солнце).
  4. Экспериментатор фиксирует выбор ребёнка в протоколе.
  5. Испытуемому даётся время (20—30 минут), чтобы отвлечься, поиграть.
  6. Затем вновь раскладываются карточки с цветами.
  7. Малышу предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего карточку соответствующего тона нужно убрать.
  8. Повторять эти действия со всеми цветами полагается до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок[8].
  • Алгоритм проведения теста среди ребят 9—16 лет (полная диагностика)
  1. Экспериментатор называет понятие.
  2. Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходящего до неподходящего (относительно этого понятия)
  3. Взрослый записывает порядок названных оттенков в протокол
  4. Действия повторяются в работе над всеми остальными понятиями
  5. Тестируемый отвлекается на посторонние дела (примерно на полчаса)
  6. Затем ребёнок убирает выбранный цвет, сделав соответствующую пометку в протоколе, и снова просит определить приятный тон
  7. Работа продолжается до последней, самой неприятной для испытуемого карточки[9].

Важно отметить, что непосредственное значение цвета в том виде, в котором оно используется в тесте Люшера, а также в большинстве соответствующих пособий по диагностике с использованием значений выбираемых цветов, должно с особой осторожностью переноситься на трактовку субъективных ассоциаций детей. Личностные качества детей, особенно детей дошкольного возраста, ещё не сформированы в той степени, которая предполагает устойчивые эмоционально-личностные значения для квалификации того или иного цвета. Поэтому некоторые учёные считают, что полностью переносить эти характеристики, более подходящие для взрослых, чем для детей, на интерпретацию детских выборов не представляется достаточно корректным[10].

Примечания

  1. ↑ Романова Г:. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002
  2. 1 2 Эткинд, А. М. Цветовой Тест Отношений: метод. рекомендации / А. М. Эткинд; Ленинградский науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983
  3. ↑ Сермягина, О. С. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи / О. С. Сермягина, А. М. Эткинд // Вопросы психологии : Научный журнал Академии педагогических наук СССР : Издаётся с января 1955 года : ВЫходит один раз в два месяца / Ред. А. М. Матюшкин, О. А. Конопкин. — 1991. — № 3 май — июнь 1991. — с. 80 — 85.
  4. 1 2 Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина — М.: МГУ, 1987
  5. ↑ Сермягина, О. С. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи / О. С. Сермягина, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. — 1991. -С. 80-85
  6. ↑ Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. — Харьков : Изд-во ХГАК, 2001
  7. ↑ Семаго, Н. Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и её влияние на межличностные отношения в детском коллективе / Н. Я. Семаго // Школа здоровья. — 2000. — № 4.
  8. ↑ Для чего и как используется цветовой тест отношений А. М. Эткинда
  9. ↑ Для чего и как используется цветовой тест отношений А. М. Эткинда
  10. ↑ Семаго М. М., Семаго Н. Я., Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Цветовой тест отношений. 

Литература

  1. Driver, Russel H.; Buckley, M. Ronald; Frink, Dwight D. (April 1996), «Should We Write Off Graphology?» // International Journal of Selection and Assessment, Blackwell Publishing Ltd, 4 (2)
  2. Furnham, Adrian; Barrie Gunter (1987), «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.» // Personality and Individual Differences, 8 (3)
  3. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. — Харьков : Изд-во ХГАК, 2001. — 172 с.
  4. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
  5. Коломенский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я. Л. Коломенский. — Минск, 1975
  6. Романова Г:. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002
  7. Семаго, Н. Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и её влияние на межличностные отношения в детском коллективе / Н. Я. Семаго // Школа здоровья. — 1996. — № 4
  8. Сермягина, О. С. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи / О. С. Сермягина, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. — 1991. -С. 80-85
  9. Бажин Е. Ф., Эткинд, А. М. Цветовой Тест Отношений: метод. рекомендации / Бажин Е. Ф., А. М. Эткинд; Ленинградский науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983
  10. Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами / А. М. Эткинд // Социально-психологические исследования в психоневрологии. — Л., 1980
  11. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 21 февраля 2020 в 09:54.

Цветовой тест отношений

Цветовой тест отношений — это межличностный невербальный диагностический тест, который позволяет определить отношение человека как к окружающим его людям, так и ко всему миру в целом. Доказано, что отношение человека к окружающей действительности имеет чувственную природу, поэтому через ассоциативное восприятие цвета можно судить не только об осознанном, но и о неосознанном влиянии окружения. ЦТО может применяться с маленькими детьми (3-4-летнего возраста) и является едва ли не самым популярным методом, который используется в детской психодиагностике. Преимуществами данной методики являются простота, красочный характер, она вызывает игровой интерес у испытуемых. Поэтому цветовой тест отношений очень эффективен для определения скрытых конфликтов в семье и коллективе.

В методике данного теста лежит цветоассоциативный эксперимент А. М. Эткинда, который предположил, что невербальное восприятие окружающих и самого себя находит воплощение в цветовых ассоциациях. Результаты теста помогут при индивидуальной, семейной и коллективной работе психолога. Однако цветовой тест отношений А. М. Эткинда не всегда применим, его не могут выполнить замкнутые пациенты и умственно отсталые больные.

Правила проведения теста

Проведение теста можно разделить, согласно методике, на несколько этапов:

  1. Сначала психологом составляется список окружающих испытуемого лиц, а также понятий и, возможно, действий.
  2. На белом фоне раскладывается 8 карточек — 8 цветов. Существует 2 варианта проведения дальнейшего теста: полный и экспресс-тест. При первом испытуемому предлагается ассоциировать с каждым окружающим человеком, понятием или действием из списка психолога один из 8 цветов. Причем делать это надо соответственно с личным восприятием и ощущением, а не, например, с внешним видом человека. Цвета должны располагаться по убывающей — от самого соответствующего до самого неподходящего, непохожего. Выбранные цвета при этом могут повторяться. В экспресс-тесте выбрать необходимо лишь один цвет. Он применяется для быстрой диагностики, тогда как полная версия популярна в исследованиях психики.
  3. В заключение испытуемому предлагается расположить цвета по убывающей от самого приятного глазу до самого нелюбимого. Данное расположение цветов будет соответствовать отношению человека к самому себе, даже если он этого не осознает.
  4. Психологом записываются все результаты исследований в специальный протокол.

Обработка результатов ЦТО

При обработке результатов необходимо учитывать соответствие цветов, которые испытуемый ассоциировал с окружающими людьми, и той шкалы предпочтений, которую выбрал он для себя.

Если шкала предпочтений соответствует цветам человека из окружения, то тот, кто проходит тест, ему симпатизирует, отождествляет с собой, у него есть с ним эмоциональная близость.

Если же человеку соответствуют наиболее неприятные цвета, то отношения между людьми негативные, испытуемый как бы противопоставляет себя им.

Кроме того, методика позволяет провести личностные ассоциации согласно разработанным характеристикам цветов:

  1. Синий: честный, верный, надежный.
  2. Зеленый: неэмоциональный, самостоятельный, недоступный.
  3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
  4. Желтый: много разговаривает, безответственное отношение, открытый, общественный, полон энергии.
  5. Фиолетовый: не отличается справедливостью, лживый, эгоистичный, самостоятельный.
  6. Коричневый: может уступить, завидовать, полон спокойствия, добросовестный.
  7. Черный: неприятный, много молчит, упрямится, эгоистичный, не зависит от обстоятельств, игнорирует людей.
  8. Серый: нерешительный, пассивный, расслабленный, неуверенный, слабый, вялый.

Так как выбор цвета происходит на бессознательном уровне, по нему можно определить, какой человек на самом деле, а не каким хочет предстать перед окружающими.

С помощью ЦТО можно предупредить стрессы испытуемого в семье и коллективе. Кроме того, тест дает дополнительную информацию для психотерапевтов.

курс Incathlab CTO

Похоже, вы используете устаревшую версию Internet Explorer. Internet Explorer больше не поддерживается Microsoft с конца 2015 года. Мы приглашаем вас использовать более новый браузер, такой как Firefox, Google Chrome или Microsoft Edge.

Бесплатная пробная версия

Ознакомьтесь с нашим эксклюзивным курсом со всеми его функциями и наслаждайтесь приведенными ниже видео полных практических примеров с клиническими и образовательными данными.Тогда вы можете в любое время удобно продлить свое обучение, купив курс, и мы поможем вам продолжить наблюдение и улучшение.

Ретроградный в 1-ом намерении и антеградный подход к реканализации

Ретроградный доступ. Техника повторного ввода рассечения. Обратная корзина

Преподаватели CTO предложат вам таблицу видео контента после образовательной программы от начального до продвинутого уровня, дополненную дидактической частью с соответствующими лекциями.
Для индивидуального обучения проводится точное исследование по анатомии, сложности и / или технике.
У вас также есть возможность задать свои вопросы и напрямую связаться с вашими репетиторами для любых запросов.

Стол видеороликов

Путь к началу
Путь к прогрессу
Путь к квалификации
Дидактические лекции
Прикрепленные файлы

антеградный и радиальный подход.Мучительный доступ

антеградно-улавливающий шар

антеградный доступ с анкеровкой

Ретроградный в 1-м намерении

© Incathlab 2020.Все права защищены

complies with the HONcode standard
Этот сайт соответствует стандарту HONcode для достоверной медицинской информации:
проверьте здесь.

,

Методы машинного обучения для прогнозного обслуживания

ключей на вынос

  • Узнайте о Predictive Maintenance Systems (PMS) для мониторинга будущих сбоев системы и планирования технического обслуживания заранее.
  • Узнайте, как можно построить модель машинного обучения для прогнозного обслуживания систем.
  • Процессы машинного обучения, такие как выбор модели и устранение шумов датчиков с помощью авто-кодеров
  • Как обучить модель машинного обучения и запустить модель с помощью WSO2 CEP
  • Пример приложения, использующего набор данных о сбоях двигателя NASA для прогнозирования оставшегося полезного времени (RUL) с регрессионными моделями

Каждый день мы зависим от многих систем и машин.Мы используем машину, чтобы путешествовать, лифт поднимается и опускается, и самолет летит. Электричество поступает через турбины и в больнице машина поддерживает нас в живых. Эти системы могут выйти из строя. Некоторые неудачи — просто неудобство, в то время как другие могут означать жизнь или смерть.

Когда ставки высоки, мы регулярно проводим техническое обслуживание наших систем. Например, автомобили обслуживаются один раз в несколько месяцев, а самолеты обслуживаются ежедневно. Однако, как мы обсудим подробно позже в этой статье, эти подходы приводят к потере ресурсов.

Предиктивное обслуживание предсказывает сбой, и действия могут включать корректирующие действия, замену системы или даже запланированный сбой. Это может привести к значительной экономии средств, повышению предсказуемости и повышению доступности систем.

Прогнозируемая экономия

возможна в двух формах:

  • Избегайте или минимизируйте время простоя. Это позволит избежать несчастного клиента, сэкономить деньги, а иногда и спасти жизни.
  • Оптимизировать периодическое техническое обслуживание.

Чтобы понять динамику, давайте рассмотрим компанию такси. В случае поломки такси компании необходимо успокоить недовольного клиента, отправить замену, и во время ремонта такси и водитель будут не работать. Стоимость отказа намного выше, чем его очевидная стоимость.

Одним из способов решения этой проблемы является пессимизм и замена ошибочных компонентов задолго до сбоев. Например, регулярное техническое обслуживание, такое как замена моторного масла или замена шин, справляется с этим.Хотя регулярное техническое обслуживание лучше, чем сбои, мы закончим техническое обслуживание до того, как оно потребуется. Следовательно, это не оптимальное решение. Например, замена масла транспортного средства на каждые 3000 миль может не использовать масло эффективно. Если мы сможем лучше предсказать сбои, такси может проехать несколько сотен миль без замены масла.

Интеллектуальное обслуживание позволяет избежать как крайностей, так и максимально использовать свои ресурсы. Интеллектуальное техническое обслуживание будет выявлять аномалии и схемы отказов и предоставлять ранние предупреждения.Эти предупреждения могут обеспечить эффективное обслуживание этих компонентов.

В этой статье мы рассмотрим, как мы можем построить модель машинного обучения для прогнозного обслуживания. В следующем разделе рассматриваются методы машинного обучения, а в следующем обсуждается набор данных NASA, который мы будем использовать в качестве примера. В разделах 4 и 5 обсуждается, как обучать модели машинного обучения. Раздел «Работа модели с WSO2 CEP» описывает, как использовать модель с реальными потоками данных.

Методы машинного обучения для прогнозного обслуживания

Для выполнения профилактического обслуживания сначала добавьте датчики в систему, которые будут отслеживать и собирать данные о ее работе.Данные для профилактического обслуживания — это данные временных рядов. Данные включают метку времени, набор показаний датчиков, собранных одновременно с метками времени, и идентификаторы устройств. Цель профилактического технического обслуживания состоит в том, чтобы в момент времени «t» прогнозировать, используя данные за это время, выйдет ли из строя оборудование в ближайшем будущем.

Прогнозируемое обслуживание

можно сформулировать одним из двух способов:

Первый подход дает только логический ответ, но может обеспечить большую точность при меньшем количестве данных.Последний нуждается в большем количестве данных, хотя и предоставляет больше информации о том, когда произойдет сбой. Мы рассмотрим оба этих подхода с использованием набора данных о сбоях двигателя НАСА.

Набор данных по деградации турбовентиляторного двигателя

Turbofan engine — современный газотурбинный двигатель, используемый агентством по исследованию космоса НАСА. НАСА создало следующий набор данных для прогнозирования отказов двигателей Turbofan с течением времени. Набор данных доступен в наборе данных PCoE.

Набор данных включает временные ряды для каждого двигателя.Все двигатели относятся к одному типу, но каждый двигатель запускается с разной степенью начального износа и вариациями в процессе производства, что неизвестно пользователю. Существует три дополнительных параметра, которые можно использовать для изменения производительности каждой машины. Каждый двигатель имеет 21 датчик, собирающий различные измерения, связанные с состоянием двигателя во время работы. Собранные данные загрязнены шумом датчика.

Со временем у каждого двигателя возникает неисправность, которая видна по показаниям датчика.Временной ряд заканчивается за некоторое время до сбоя. Данные включают номер устройства (двигателя), метки времени, три настройки и показания для 21 датчика.

На следующих рисунках 1 и 2 показано подмножество данных.

Рисунок 1: Подмножество данных

Рисунок 2. Первые несколько столбцов из подмножества данных

Целью этого эксперимента является прогнозирование следующего сбоя.

Прогнозирование оставшегося полезного времени (RUL) с регрессией

При прогнозировании RUL цель состоит в том, чтобы уменьшить ошибку между фактическим RUL и прогнозируемым RUL.Мы будем использовать среднеквадратичную ошибку, поскольку она сурово наказывает большие ошибки, что заставит алгоритм прогнозировать RUL как можно ближе.

Фаза 1: Следующий конвейер описывает процесс прогнозирования. В качестве первого шага, чтобы получить общее представление о том, что возможно, мы запустили конвейер только с выделенными шагами. Это запускает алгоритм на необработанных данных без каких-либо технических особенностей.

Фаза 1: Выбор модели

На следующем рисунке 3 показан прогнозный конвейер обслуживания для выбора модели.Здесь используются только темные ступени трубопроводов.

Рисунок 3: Трубопровод прогнозного обслуживания для выбора модели

Мы использовали широкий спектр алгоритмов регрессии, доступных в Scikit Learn и H3O. Для глубокого обучения мы использовали алгоритм глубокого обучения h3O, который можно использовать как в классификационных, так и в регрессионных приложениях. Он основан на многослойной нейронной сети с прямой связью, которая обучается с использованием стохастического градиентного спуска с использованием обратного распространения.

На следующем рисунке 4 показаны результаты. Модели могут давать RMSE около 25-35, что означает, что в RUL будет ошибка примерно 25-35 временных шагов.

Рисунок 4: Среднеквадратические ошибки при выборе модели

Для следующих шагов мы сосредоточимся на модели глубокого обучения.

Фаза 2. Удаление шумов датчиков с использованием автокодеров

На следующем рисунке 5 показан трубопровод прогнозного технического обслуживания с устранением шума.Здесь используются только темные ступени трубопроводов.

Рис. 5. Трубопровод прогнозного обслуживания для выбора модели

Часто показания датчиков имеют шум. Файл ReadMe, включенный в дистрибутив, подтверждает это. Поэтому мы удалили шум с помощью автоэнкодеров. Автоэнкодер — это простая нейронная сеть, обученная с тем же набором данных, что и вход и выход сети, где сеть имеет меньше параметров, чем измерения в наборе данных.Это работает очень похоже на Pr

.

Критическая ишемия конечностей

Основная цель этой междисциплинарной школы состоит в том, чтобы помочь клиницистам развить определенные навыки, чтобы справляться с критической ишемией конечностей и диабетическими стопами и управлять ими, укрепить специальные навыки для выбора и применения соответствующих методов реваскуляризации при лечении критической ишемии конечностей, адаптируя вмешательства в зависимости от типа поражения и целей реваскуляризации.

Расширение знаний о клинических проявлениях и патофизиологии этих заболеваний вместе со специфическими интервенционными подходами позволит учащимся предотвратить задержку и неправильный диагноз путем выбора подходящего подхода к лечению и принятия своевременных и адаптированных к пациенту стратегий.

В этом курсе мы предложим в первом блоке схему принятия решений для выбора наилучшей стратегии реваскуляризации у пациентов с диабетом с критической ишемией конечностей. Во втором блоке мы обобщим наш опыт эндоваскулярного лечения критической диабетической ишемии конечностей, сосредоточив внимание на основных технических проблемах при лечении сосудов ниже колена.


UNIT I: Критическая ишемия конечностей у больных диабетом

Большие и малые суда: новый сценарий PAD
Симптомы PAD и интервенционный подход
DM & non-DM проявления PAD
Междисциплинарный подход при диабетической стопе
Диабетическая стопа
Ангиопластика первая стратегия
Резерфорд 4
Резерфорд 5
Резерфорд 6.1
Резерфорд 6,2

UNIT II: Стратегия и методика реваскуляризации при критической диабетической ишемии конечностей

Глава I
Рентгенологическое исследование и анатомические вариации сосудов BTK & FOOT
Радиологическое исследование
Анатомическая изменчивость

Глава II
Стратегия и методика реваскуляризации
Цели в реваскуляризации CLI
антеградный бедренный доступ
Пошаговый подход в стратегии пересечения CTO
Эндолюминальный доступ
Субинтимальный подход
Ретроградный подход
Острая оптимизация результата
Профилактика рестеноза


Процедуры

Ангиопластика передней большеберцовой артерии и dorsalis pedis в «ноге пустыни»
Стеноз подколенной артерии у пациента с язвой ноги
ДЭБ лечение очагового поражения подколенного сустава
ДЭБ лечение очагового поражения подколенного сустава
Кальцинированный SFA-стентирование в хромоте
Ангиоплазия подколенной артерии и реканализация задней большеберцовой кости
Многократная реканализация БТК у сложного пациента
Суперфекальная бедренная артерия, ретроградная реканализация
Неудовлетворенные клинические потребности в БТК

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *