Методы продольных и поперечных срезов — Студопедия
Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».
«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.
Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.
Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии. Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.
Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.
Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.
Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.
Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.
Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.
Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.
Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.
Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.
Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслера и др.
Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.
Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.
Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.
суть и примеры : Labuda.blog
Психология всегда отличалась большим количеством оригинальных методов воздействия на индивидуума в определенных условиях, взаимодействия с личностью или работы с душевным состоянием человека. Различные технологии разрабатывались с целью облегчения существования личности в социуме, а также для развития эмпирических навыков у каждого человека. Чем выше уровень подобных умений, тем стабильнее психологическое состояние, а также выше степень благополучия индивида.
Довольно большая часть экспериментов проводится в контексте исследований методом поперечных срезов в психологии. Этот способ пользуется особой популярностью не только из-за вовлеченности в него довольно больших групп лиц разного возраста, но и из-за точных результатов, которые получаются в результате научных экспериментов. С течением времени и развитием психологии, которая является междисциплинарной отраслью научного знания, метод продольных и поперечных срезов становится все более востребованным, так как общество постепенно движется в сферу всеобщего гуманизма. Кроме того, главной ценностью нового поколения считается душевное и психологическое здоровье каждой личности.
Метод поперечных срезов
Этот способ, разработанный в конце шестидесятых годов прошлого столетия, до сих пор остается одним из самых эффективных и действенных методов опроса групп различных возрастов. Отличительной чертой методики является то, что сам эмпирический опрос проводится всего один раз, однако распространяется на несколько групп лиц, принадлежащих к разным возрастным категориям, что позволяет исследователям увидеть социально-возрастную картину человеческих реакций на то или иное теоретическое утверждение. Возраст испытуемых обычно становится опорной точкой и общей переменной для всего исследования, а изучаемые признаки признаются зависящими от общего знаменателя результатов.
Создатель способа
«Праотцом» метода поперечных срезов в психологии можно заслуженно считать французского ученого, политолога и социолога Рене Заззо, который не только предложил саму суть метода, но и провел первый семинар по воплощению идеи в жизнь. Разумеется, эту технологию Рене взял не на пустом месте. Он досконально проштудировал труды своих предшественников, которые, в свою очередь, ссылались на теоретиков прошлого, считавших, что будущее современной психологии заключается в ее коллективном проявлении, а не в теории радикального индивидуализма.
Заззо с самого начала работы над новым способом исследования предпочитал взаимодействовать с лицами разных возрастов, чтобы достичь максимальной точности результатов. Все практические наработки, обобщенные результаты, а также теоретические дополнения, касающиеся метода поперечных срезов, ученый представил на XVIII Международном Психологическом Конгрессе в 1966 году. Доклад социолога был опубликован в официальном вестнике конгресса и вызвал большой резонанс в научных кругах. Однако в практической социологии метод прижился далеко не сразу. Дело в том, что психологическая наука того времени была ориентирована на психологию индивидуализма, призванную двигаться в направлении постижения духовных рефлексов отдельной личности, а метод поперечных срезов предлагал получение результатов коллективного мышления и общественной реакции. Однако, несмотря на некоторое давление со стороны консервативно настроенных научных кругов, Заззо все же добился довольно значимых успехов в практическом закреплении своих теоретических положений.
Основные ученые
Вдохновленные успехом своего заокеанского коллеги, некоторые ученые принимают решение практиковать сравнительный метод поперечных срезов у себя на Родине. Так, спустя несколько лет опыты Заззо успешно повторяет научный тандем, состоящий из американских академиков Л. Шонфельдта и В. Овенса, которые решили дать более широкую трактовку способу, изобретенному гениальным французом, и добавить в эксперимент еще несколько возрастных фаз, включая юность, а также две фазы зрелости. Это привело к тому, что результаты каждого из опросов стали более точными. Также ученые исследователи могли проследить динамику изменения человеческого характера на основе изменчивости мнений, которые высказывали люди различных возрастных категорий.
Их примеру последовали выдающиеся отечественные психологи и социологи, состоящие в рабочей группе легендарного академика В. М. Бехтерева, который не только одним их первых начал проводить систематические генетико-психологические исследования на территории России, но и стал первым социологом, применившим метод поперечных срезов в психологии по отношению к совсем маленьким детям.
Именно в центре этого замечательного педагога и был реализован комплексный подход к изучению определенной группы детей на протяжении нескольких месяцев. Бехтерев не подозревал, что своими пробными экспериментами заложил фундамент для совершенно нового метода исследования, получившего название лонгитюдинального. По сути, это тот же самый метод поперечных срезов, однако хронометраж эксперимента в данном случае растянут на более длительное время.
В 1928 году академик издает совместный труд вместе со своим ассистентом Н. М. Щеловановым, в котором были изложены основные положения нового способа исследования, а также базовые критерии метода, который Бехтерев назвал «длинником», так как исследование заняло довольно долгий срок по сравнению с другими типами подобных экспериментов.
В современной психологии лонгитюдинальный метод активно применяется в работе с группами людей пожилого возраста. В этом случае он дает особенно точные результаты, на основании которых можно делать серьезные выводы, а не просто теоретические предположения. Известны случаи, когда наиболее высокоэффективным становилось сочетание вышеописанного способа с психографическим методом дифференциальной психологии. Именно эту методику применял в своих практических исследованиях выдающийся психолог В. Штерн, который полагал, что синтетический характер психографии положительно скажется на непредвзятости результатов эксперимента, а также подчеркнет различия между идеологическими и сознательными установками поколений.
Сущность способа
Метод поперечных срезов предполагает взаимодействие исследователя с лицами разных возрастных категорий, объединенных в группы по возрасту. Всем им задаются абсолютно одинаковые вопросы и раздаются аналогичные задания, которые они обязаны выполнить в течение одного и того же промежутка времени. На основании результатов теоретического опроса и практических заданий исследователи формируют общую картину сознания поколения, выявляя характерные для каждой возрастной группы установки, предрассудки и систему принципов, на основании которой делаются необходимые выводы.
Примером метода поперечных срезов может послужить эксперимент выдающегося советского психолога Бехтерева, который опрашивал определенную группу детей в течение длительного времени, наблюдая за изменением их социальной позиции по тому или иному вопросу. В конечном итоге сформировалась полноценная картина представлений о жизни детей единичной возрастной группы, на основании которой можно было судить о мировоззрении ребятишек из похожих социальных групп, но лишь в том случае, если ее представители по полу, возрасту и социальному положению были схожи с опрашиваемыми детьми.
Проблематика метода
Суть метода поперечных срезов прежде всего проявляется в том, что он рассчитан на большое количество человек, а не на индивидуальную работу с определенной личностью. Он является одним из немногих действенных методов быстрого получения информации сразу от нескольких индивидов, что приводит к более плодотворной работе ученого, постоянно получающего новую информацию и наблюдающего всю картину сразу, вместе со всеми ее изменениями.
Практические эксперименты
С конца шестидесятых годов прошлого века активно проводятся эксперименты по применению метода возрастных поперечных срезов. Наиболее широкое распространение способ получил в Соединенных Штатах Америки, социологическая наука которых с самого начала была ориентирована на выявление общечеловеческих потребностей. Стоит отметить, что правильное отношение к последним смогло бы нейтрализовать расовые и межнациональные конфликты в большой стране.
Факторы риска
К причинам, по которым результаты эксперимента могут быть аннулированы, можно отнести:
- Различные условия проживания лиц в возрастных группах;
- Существенную разницу в возрасте подобранных групп;
- Разные социальные статусы опрашиваемых;
- Неопытность проводящего эксперимент ученого.
Сфера применения
Пример метода поперечных срезов можно найти в работах, посвященных психологии, социологии и культурологии. Обычно именно в научных дисциплинах, так или иначе связанных с изучением социума и его внутренних процессов, можно найти примеры деятельности ученых именно с этим методом исследования.
Достоинства
К положительным сторонам способа можно отнести его довольно высокую точность, конечно же, при соблюдении всех условий в подготовке испытуемых. Также способ отличается простотой и удобством в применении, способностью отобразить сразу всю картину результатов текущего периода. Большие социальные группы при подобном исследовании предоставляют значимое количество мнений, которые постепенно оформляется в единый тезис, принадлежащий тому самому сообществу. Таким образом, можно примерно понять позицию всей возрастной группы в целом, просто перенеся результаты на живущих в реальной жизни людей, имеющих похожий типаж и условия существования.
Недостатки
Существенным недостатком сравнительного метода (метода поперечных срезов) может стать существенная возрастная разница групп. Например, способ дает точные результаты, если опрашивается три сообщества, разница между возрастами которых составляет не более пяти лет. Если же ученый возьмет группу пятнадцатилетних подростков и шестидесятилетних людей, то метод может дать не совсем верные, непредсказуемые результаты, делать выводы на основании которых довольно опасно.
Также на качество и чистоту эксперимента влияет социальное окружение испытуемых. Не следует доверять данным, полученным в ходе опытов с группами лиц из различных семей, отличающихся уровнем социального благополучия. В таком случае ответы на вопросы будут слишком разрозненными, чтобы привести их к общему знаменателю.
Отзывы
В большинстве трудов отечественных и зарубежных психологов данный метод получает в основном положительные или же нейтральные оценки, так как нет объективных причин для критики способа. На результаты влияет неопытность лаборанта или недостаточно качественная подготовка испытуемых.
Охарактериз. наблюдение как метод исследов. в психологии развития. — КиберПедия
Метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологич.фактов в естественных условиях повседневной жизни. Где применяетсяНаучное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX в., в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей повед.чел. в различн.условиях, — в клинической, социальной, педагогич. психологии, психологии разв., а с начала XX в. — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюденияОно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.
Особенности методаНаблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия чел.со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.Главными особенностями метода наблюдения являются:непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирич. исследования: эксперимент и измерение. Предмет наблюденияПредметами наблюдения выступают различн.особенности поведения. Объектами исследования могут быть:Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,Невербальное поведение — выразительные движения и др., Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).цель — научное объяснение причин того или иного явления. требования: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений. Трудности: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя, если какой-то момент в наблюдении упустишь, то есть вероятность что больше этот момент не повториться. Ценность:не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.
Сравните методы поперечных и продольных срезов в псих.развития.
Метод поперечных срезов отличается от продольного исследования тем, что разработан с целью изучения переменной в единственный определённый момент времени. Продольное исследование же подразумевает несколько измерений в течение длительного периода времени. Исследование методом поперечных срезов используется в экспериментах, связанных с психологией развития. Также данный метод часто используется во многих других областях науки, например, в социологии.
«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.
Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.
Метод поперечных срезов в психологии: суть и примеры
Психология всегда отличалась большим количеством оригинальных методов воздействия на индивидуума в определенных условиях, взаимодействия с личностью или работы с душевным состоянием человека. Различные технологии разрабатывались с целью облегчения существования личности в социуме, а также для развития эмпирических навыков у каждого человека. Чем выше уровень подобных умений, тем стабильнее психологическое состояние, а также выше степень благополучия индивида.
Довольно большая часть экспериментов проводится в контексте исследований методом поперечных срезов в психологии. Этот способ пользуется особой популярностью не только из-за вовлеченности в него довольно больших групп лиц разного возраста, но и из-за точных результатов, которые получаются в результате научных экспериментов. С течением времени и развитием психологии, которая является междисциплинарной отраслью научного знания, метод продольных и поперечных срезов становится все более востребованным, так как общество постепенно движется в сферу всеобщего гуманизма. Кроме того, главной ценностью нового поколения считается душевное и психологическое здоровье каждой личности.
Метод поперечных срезов
Этот способ, разработанный в конце шестидесятых годов прошлого столетия, до сих пор остается одним из самых эффективных и действенных методов опроса групп различных возрастов. Отличительной чертой методики является то, что сам эмпирический опрос проводится всего один раз, однако распространяется на несколько групп лиц, принадлежащих к разным возрастным категориям, что позволяет исследователям увидеть социально-возрастную картину человеческих реакций на то или иное теоретическое утверждение. Возраст испытуемых обычно становится опорной точкой и общей переменной для всего исследования, а изучаемые признаки признаются зависящими от общего знаменателя результатов.
Создатель способа
«Праотцом» метода поперечных срезов в психологии можно заслуженно считать французского ученого, политолога и социолога Рене Заззо, который не только предложил саму суть метода, но и провел первый семинар по воплощению идеи в жизнь. Разумеется, эту технологию Рене взял не на пустом месте. Он досконально проштудировал труды своих предшественников, которые, в свою очередь, ссылались на теоретиков прошлого, считавших, что будущее современной психологии заключается в ее коллективном проявлении, а не в теории радикального индивидуализма.
Заззо с самого начала работы над новым способом исследования предпочитал взаимодействовать с лицами разных возрастов, чтобы достичь максимальной точности результатов. Все практические наработки, обобщенные результаты, а также теоретические дополнения, касающиеся метода поперечных срезов, ученый представил на XVIII Международном Психологическом Конгрессе в 1966 году. Доклад социолога был опубликован в официальном вестнике конгресса и вызвал большой резонанс в научных кругах. Однако в практической социологии метод прижился далеко не сразу. Дело в том, что психологическая наука того времени была ориентирована на психологию индивидуализма, призванную двигаться в направлении постижения духовных рефлексов отдельной личности, а метод поперечных срезов предлагал получение результатов коллективного мышления и общественной реакции. Однако, несмотря на некоторое давление со стороны консервативно настроенных научных кругов, Заззо все же добился довольно значимых успехов в практическом закреплении своих теоретических положений.
Основные ученые
Вдохновленные успехом своего заокеанского коллеги, некоторые ученые принимают решение практиковать сравнительный метод поперечных срезов у себя на Родине. Так, спустя несколько лет опыты Заззо успешно повторяет научный тандем, состоящий из американских академиков Л. Шонфельдта и В. Овенса, которые решили дать более широкую трактовку способу, изобретенному гениальным французом, и добавить в эксперимент еще несколько возрастных фаз, включая юность, а также две фазы зрелости. Это привело к тому, что результаты каждого из опросов стали более точными. Также ученые исследователи могли проследить динамику изменения человеческого характера на основе изменчивости мнений, которые высказывали люди различных возрастных категорий.
Их примеру последовали выдающиеся отечественные психологи и социологи, состоящие в рабочей группе легендарного академика В. М. Бехтерева, который не только одним их первых начал проводить систематические генетико-психологические исследования на территории России, но и стал первым социологом, применившим метод поперечных срезов в психологии по отношению к совсем маленьким детям.
Именно в центре этого замечательного педагога и был реализован комплексный подход к изучению определенной группы детей на протяжении нескольких месяцев. Бехтерев не подозревал, что своими пробными экспериментами заложил фундамент для совершенно нового метода исследования, получившего название лонгитюдинального. По сути, это тот же самый метод поперечных срезов, однако хронометраж эксперимента в данном случае растянут на более длительное время.
В 1928 году академик издает совместный труд вместе со своим ассистентом Н. М. Щеловановым, в котором были изложены основные положения нового способа исследования, а также базовые критерии метода, который Бехтерев назвал «длинником», так как исследование заняло довольно долгий срок по сравнению с другими типами подобных экспериментов.
В современной психологии лонгитюдинальный метод активно применяется в работе с группами людей пожилого возраста. В этом случае он дает особенно точные результаты, на основании которых можно делать серьезные выводы, а не просто теоретические предположения. Известны случаи, когда наиболее высокоэффективным становилось сочетание вышеописанного способа с психографическим методом дифференциальной психологии. Именно эту методику применял в своих практических исследованиях выдающийся психолог В. Штерн, который полагал, что синтетический характер психографии положительно скажется на непредвзятости результатов эксперимента, а также подчеркнет различия между идеологическими и сознательными установками поколений.
Сущность способа
Метод поперечных срезов предполагает взаимодействие исследователя с лицами разных возрастных категорий, объединенных в группы по возрасту. Всем им задаются абсолютно одинаковые вопросы и раздаются аналогичные задания, которые они обязаны выполнить в течение одного и того же промежутка времени. На основании результатов теоретического опроса и практических заданий исследователи формируют общую картину сознания поколения, выявляя характерные для каждой возрастной группы установки, предрассудки и систему принципов, на основании которой делаются необходимые выводы.
Примером метода поперечных срезов может послужить эксперимент выдающегося советского психолога Бехтерева, который опрашивал определенную группу детей в течение длительного времени, наблюдая за изменением их социальной позиции по тому или иному вопросу. В конечном итоге сформировалась полноценная картина представлений о жизни детей единичной возрастной группы, на основании которой можно было судить о мировоззрении ребятишек из похожих социальных групп, но лишь в том случае, если ее представители по полу, возрасту и социальному положению были схожи с опрашиваемыми детьми.
Проблематика метода
Суть метода поперечных срезов прежде всего проявляется в том, что он рассчитан на большое количество человек, а не на индивидуальную работу с определенной личностью. Он является одним из немногих действенных методов быстрого получения информации сразу от нескольких индивидов, что приводит к более плодотворной работе ученого, постоянно получающего новую информацию и наблюдающего всю картину сразу, вместе со всеми ее изменениями.
Практические эксперименты
С конца шестидесятых годов прошлого века активно проводятся эксперименты по применению метода возрастных поперечных срезов. Наиболее широкое распространение способ получил в Соединенных Штатах Америки, социологическая наука которых с самого начала была ориентирована на выявление общечеловеческих потребностей. Стоит отметить, что правильное отношение к последним смогло бы нейтрализовать расовые и межнациональные конфликты в большой стране.
Факторы риска
К причинам, по которым результаты эксперимента могут быть аннулированы, можно отнести:
- Различные условия проживания лиц в возрастных группах;
- Существенную разницу в возрасте подобранных групп;
- Разные социальные статусы опрашиваемых;
- Неопытность проводящего эксперимент ученого.
Сфера применения
Пример метода поперечных срезов можно найти в работах, посвященных психологии, социологии и культурологии. Обычно именно в научных дисциплинах, так или иначе связанных с изучением социума и его внутренних процессов, можно найти примеры деятельности ученых именно с этим методом исследования.
Достоинства
К положительным сторонам способа можно отнести его довольно высокую точность, конечно же, при соблюдении всех условий в подготовке испытуемых. Также способ отличается простотой и удобством в применении, способностью отобразить сразу всю картину результатов текущего периода. Большие социальные группы при подобном исследовании предоставляют значимое количество мнений, которые постепенно оформляется в единый тезис, принадлежащий тому самому сообществу. Таким образом, можно примерно понять позицию всей возрастной группы в целом, просто перенеся результаты на живущих в реальной жизни людей, имеющих похожий типаж и условия существования.
Недостатки
Существенным недостатком сравнительного метода (метода поперечных срезов) может стать существенная возрастная разница групп. Например, способ дает точные результаты, если опрашивается три сообщества, разница между возрастами которых составляет не более пяти лет. Если же ученый возьмет группу пятнадцатилетних подростков и шестидесятилетних людей, то метод может дать не совсем верные, непредсказуемые результаты, делать выводы на основании которых довольно опасно.
Также на качество и чистоту эксперимента влияет социальное окружение испытуемых. Не следует доверять данным, полученным в ходе опытов с группами лиц из различных семей, отличающихся уровнем социального благополучия. В таком случае ответы на вопросы будут слишком разрозненными, чтобы привести их к общему знаменателю.
Отзывы
В большинстве трудов отечественных и зарубежных психологов данный метод получает в основном положительные или же нейтральные оценки, так как нет объективных причин для критики способа. На результаты влияет неопытность лаборанта или недостаточно качественная подготовка испытуемых.
Схема организации эмпирического исследования — Студопедия
Существенное значение для возрастной психологии имеет схема организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по отношению к задачам возрастной психологии метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов. При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы испытуемых различающегося возраста, и проводится сопоставление их результатов (например, сравнивают, как дети шести-, восьми- и десятилетнего возраста понимают скрытый смысл пословиц). По данным исследования строится усредненная кривая, которая наглядно демонстрирует картину совершенствования изучаемого процесса — улучшения понимания скрытого смысла пословиц с возрастом. При этом остается неизвестным, почему, за счет каких механизмов это происходит.
Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник») нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени. Так, в лонгитюдном исследовании развития взрослых «Grant study», начатом в 1938 г., приняли участие почти 300 студентов младших курсов Гарвардского университета. Исследователей интересовало, как и почему одни люди добиваются успеха в зрелые годы, а другие терпят неудачу. Для этого подробно записали историю семьи каждого студента, тестировали, интервьюировали, анализировали поведение студентов, оценивая по 25 чертам личности, и следили за их дальнейшим развитием. Успехи взрослых участников исследования сопоставлялись с их юношескими личностными профилями. Было установлено, что дружелюбие и общительность, интеллект, счастливое детство и материальная обеспеченность еще не гарантируют зрелой адаптации. Чертами юношей, наиболее ясно предсказывавшими будущий успех, оказались практичность, организованность и цельность личности, а также обретение наставников и
ролевых моделей для подражания в ранней взрослости. В некоторых областей возрастной психологии лонгитюдный план исследования имеет особую ценность, в частности для геронтопсихологии. Так, многие психологи сомневаются в окончательности выводов относительно эффекта старения в интеллектуальной сфере, которые сделаны срезовым методом, путем сравнения результатов решения интеллектуальных задач людьми 20, 40 и 70 лет. Испытуемые, принадлежащие к старшей группе, помимо возраста, отличаются массой других характеристик: показателями здоровья, уровнем и качеством полученного образования, мотивацией участия и т.п. Вариантом лонгитюда является биографический метод. Это может быть анализ биографий великих людей (таких, как Данте, Ганди или Фрейд) и реконструирование биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования. Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития, например показателей предсказуемости развития или периодов кризисов и переходов. Для изучения жизненного пути личности используется ряд приемов биографического метода. Индивидуальная кривая развития, построенная с помощью лонгитюдного метода, точнее обозначает переломные точки, моменты качественных сдвигов, хотя внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми. Важен продуманный выбор плана и метода сбора данных в зависимости от цели исследования. Современные работы по психологии развития, как правило, проводятся с использованием целого комплекса исследовательских методов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.
2. Охарактеризуйте констатирующую и формирующую стратегии исследования в возрастной психологии.
3. Как вам кажется, в чем разница применения обучающего эксперимента в области психологии развития и в педагогических целях?
4. Приведите примеры экспериментальных исследований срезового типа, уже знакомые вам из курса общей психологии.
Психологическая энциклопедия — значение слова Метод Продольных Срезов
— длительное, на протяжении многих лет исследование группы испытуемых одного возраста с помощью наблюдения или эксперимента. См. Лонгитюд.
Смотреть значение Метод Продольных Срезов в других словарях
Метод — м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. -дический, порядочный, правильный, основательный, постепенный;……..
Толковый словарь Даля
Метод — (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. методический, напр. методбюро.
Толковый словарь Ушакова
Метод М. И Устар. Метода Ж. — 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности.
Толковый словарь Ефремовой
Метод… — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: методический (методбюро, методкабинет, методобъединение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
Аналитический Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели.
Политический словарь
Бихевиоральный Метод — (от англ. «бихевиор» — поведение) — в политологии предполагает исследование политических явлений и процессов через анализ поведения индивидов и групп при исполнении……..
Политический словарь
Дельфийский Метод, Метод Делфи — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего……..
Политический словарь
Матричный Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц……..
Политический словарь
Метод — — средство анализа, способ проверки и оценки знания.
Политический словарь
Метод Деструктивной Отнесенной Оценки — Метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации……..
Политический словарь
Метод Индивидуальной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта.
Политический словарь
Метод Интервью — Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме «вопрос — ответ».
Политический словарь
Метод Исторической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.
Политический словарь
Метод Коллективной Генерации Идей — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного……..
Политический словарь
Метод Коллективной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной объективированной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных……..
Политический словарь
Метод Математической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием……..
Политический словарь
Метод Построения Прогнозного Сценария — Аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при……..
Политический словарь
Метод Прогнозирования — Способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Примечание. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.
Политический словарь
Метод Психо-интеллектуальной Генерации Идей — Метод индивидуальной экспертной оценки, при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощью программированного управления, включающего обращение к……..
Политический словарь
Метод Управляемой Генерации Идей — Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Политический словарь
Метод Эвристического Прогнозирования — Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики.
Политический словарь
Метод Экспертных Комиссий — Метод коллективной экспертной оценки, состоящий в совместной работе объединенных в комиссию экспертов, разрабатывающих документ о перспективах развития объекта прогнозирования.
Политический словарь
Опережающий Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике.
Политический словарь
Патентный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и исследовании динамики их патентования.
Политический словарь
Публикационный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их публикования.
Политический словарь
Синоптический Метод — Метод прогнозирования, основанный на анализе экспертами известного множества прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона с последующим их синтезом.
Политический словарь
Системный Метод В Политологии — — рассмотрение политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Политический словарь
Сравнительный Метод В Политологии — — сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач.
Политический словарь
Статистический Метод Прогнозирования — Фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования.
Политический словарь
Фактографический Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, базирующийся на использовании источников фактографической информации.
Политический словарь
Посмотреть еще слова :
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.
Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслера и др.
Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.
Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.
Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.
Продольный метод — это какой?
Лонгитюдное исследование в психологии, как правило, противопоставляется аналитическим модельным срезам. В последнее время его начали рассматривать в контексте выявления экспериментальных запаздывающих эффектов. Рассмотрим далее, что такое продольный метод исследования.
Общая информация
Метод долготы заключается в многократной фиксации параметров на одном человеке или группе людей. Модель сечений, в отличие от нее, предполагает сравнение показателей за одно и то же время у представителей разных возрастных категорий.Классический лонгитюдный метод в психологии означает «продолжение учебы».
Специфика
Метод лонгитюдных сравнений занимает особое место в структуре аналитических методик, социальных наук, дисциплин, изучающих поведение. Это связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, особое положение связано со спецификой выдвигаемых гипотез о развитии. Большое значение имеют трудности планирования, организации наблюдений, обработки результатов.Многие авторы дали в своих работах классификацию применяемых моделей анализа. Лонгитюдный метод, по словам Ананьева, относится, в частности, к организационным методам.
Структурные элементы
Гипотезы о развитии содержат предположение о динамике изменения показателей во времени. Однако этот фактор не считается источником или предпосылкой. Он рассматривается как аналог независимой переменной. Теоретическое обоснование возможности временной динамики изменения показателей трактуется как развитие, предусматривает как методологические принципы понимания этого процесса, положения той или иной концепции, так и оценку планирования наблюдения.
Решение проблем
Продольный метод позволяет напрямую применить к тесту случайные допущения с точки зрения требований к временной последовательности следствий и причин. Соответственно, это может приблизить выполнение двух ключевых условий идентификации коммуникаций. Первый включает в себя исследование причины и последствий во времени, второй — установление ковариации между ними. Место предусловий могут занять любые наблюдаемые влияния.Однако их нельзя интерпретировать как экспериментальные, если эксперт не управляет ими. Другие требования о причинах отмены могут быть получены путем последовательных поперечных или поперечных наблюдений. Например, условие наличия ковариационных переменных идентифицируется через межгрупповые различия или ненулевые корреляции между переменными. Требование отсутствия альтернативных обоснований может быть реализовано с помощью статистического или экспериментального контроля.
Особенности развития
Продольный метод возник в период введения систематической переписи населения Квебека в Канаде в 17 веке. Наибольшее развитие эта аналитическая модель получила после Первой мировой войны в Америке. Позже, в конце 20 в. лонгитюдный метод, принятый в социальных дисциплинах и науке о поведении. Современное развитие модели обусловлено совершенствованием методов анализа информации, определяемых на этапе планирования наблюдения.Авторы одной из статей, посвященных методу, указывают, что в большинстве современных теорий косвенно или прямо выдвигаются утверждения, имеющие динамический характер. Другими словами, они апеллируют к обоснованию определенного явления в контексте изменений, которые происходят с ним или его связями с другими явлениями. Аналогичный вывод можно сделать о психологических паттернах, которые устанавливаются при проверке гипотез о развитии, отсроченных или долгосрочных эффектах воздействий.
Связь с эмпирическими наблюдениями
Проверка гипотез является ключевой задачей, которую выполняет лонгитюдный метод. Однако, несмотря на это, выводы о разработке часто делаются в соответствии с результатами эмпирических наблюдений. Они проводятся в рамках различных психологических концепций с использованием метода срезов. Он позволяет обнаружить взаимосвязь нескольких статических переменных, взятых в отдельном временном интервале. Использование результатов определяется наличием неявного предположения об эквивалентности выборок, по которым производится сравнение, а также исторических периодов для различных категорий субъектов.Это часто приводит к игнорированию важного источника путаницы, требующего особого внимания.
Ключевые понятия
Для обозначения сообщества людей в выборке по годам рождения используется термин когорта. В соответствии с демографическими характеристиками это понятие означает определенную группу лиц, обозначенных в составе географического или другого населения, которые пережили аналогичные события в определенный период времени. Возрастная переменная — это хронологическое количество лет на момент наблюдения.При анализе следует также уточнить понятие «период». Он обозначает время измерения и этап, охватываемый жизнью когорты, включая исторические события, общие для ее членов. Формально сообщество определяется как:
Когорта = Период измерения (календарный год) — возраст (количество лет от рождения).
Пояснения
Вышеприведенное уравнение иллюстрирует линейную зависимость времени измерения, когорты и возраста. В этом случае выражается источник систематического перемешивания, важный для продольного метода.Люди, родившиеся в один год, живут в общих социальных условиях, охватывающих определенный исторический период. Отсюда следует такой вывод. Общей когортой для людей будет не только год рождения, но и их «история» — содержание периода, в котором они живут в
.
Продольное колесо с дисковым, барабанным или распределенным тормозом
Коэффициент формы Cfx,
PCX1
Продольный
трение при номинальной нормальной нагрузке,
PDX1
Фрикционный
изменение с нагрузкой,
PDX2
Фрикционный
вариация с развалом,
PDX3
Продольный
кривизна при номинальной нормальной нагрузке,
PEX1
Вариант
коэффициент кривизны с нагрузкой,
PEX2
Вариант
коэффициент кривизны с квадратом нагрузки,
PEX3
Продольный
коэффициент кривизны со скольжением, PEX4
Продольный
жесткость скольжения при номинальной нормальной нагрузке,
PKX1
Вариант
жесткость скольжения с нагрузкой,
PKX2
Скольжение
коэффициент показателя жесткости,
PKX3
Горизонтальный
изменение коэффициента скольжения при номинальной нормальной нагрузке,
PHX1
Вариант
коэффициент горизонтального скольжения с нагрузкой,
PHX2
Вертикальный
смещение нагрузки при номинальной нормальной нагрузке,
PVX1
Вариация
вертикальный сдвиг с нагрузкой,
PVX2
Линейный
изменение жесткости продольного скольжения с шиной
давление,
PPX1
Квадратичный
изменение жесткости продольного скольжения с шиной
давление,
PPX2
Линейный
изменение максимального продольного трения с шиной
давление,
PPX3
Квадратичный
изменение максимального продольного трения с шиной
давление,
PPX4
Линейный
изменение жесткости продольного скольжения с шиной
давление,
PPX1
Скорость скольжения
масштабный коэффициент функции распада,
lam_muV
Тормоз
масштабный коэффициент жесткости скольжения,
lam_Kxkappa
Продольный
коэффициент масштабирования формы,
lam_Cx
Продольный
коэффициент масштабирования кривизны,
lam_Ex
Продольный
масштабный коэффициент горизонтального смещения,
lam_Hx
Продольный
масштабный коэффициент вертикального смещения,
лам_Вх
.
продольный метод — это … Что такое продольный метод?
Продольная волна — Продольные волны, известные как l-волны, представляют собой волны, которые имеют то же направление вибрации, что и их направление движения, что означает, что движение среды происходит в том же направлении или в противоположном направлении. к движению…… Wikipedia
метод — Режим или способ или упорядоченная последовательность событий процесса или процедуры.СМОТРИ ТАКЖЕ: фиксатор, операция, процедура, краситель, техника. [ГРАММ. methodos; франк мета, после, + годос, путь] Абель Кендалл м. а… Медицинский словарь
Долгосрочные данные — Процесс сбора выборки наблюдений от большей совокупности за определенный период времени. Лонгитюдные данные используются в статистических и финансовых исследованиях. Процесс анализа прошлых данных о доходности для данной ценной бумаги является примером использования… Инвестиционный словарь
продольная система — существительное: метод постройки стальных судов, при котором требуемая прочность и жесткость в носовом и кормовом направлениях достигается за счет работы в продольном направлении. Сравните систему Ишервуда… Полезный английский словарь
Метод Кранка – Николсона — В численном анализе метод Кранка – Николсона представляет собой метод конечных разностей, используемый для численного решения уравнения теплопроводности и аналогичных уравнений в частных производных.[1] Это метод второго порядка во времени, неявный во времени и численно… Wikipedia
Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи — Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи (NLSCY) — это проект Статистического управления Канады, который занимается долгосрочным изучением детей. Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи — это политика, проводимая канадскими…… Wikipedia
метод Гиппократа — закрытая репозиция переднего вывиха плеча отведением руки с продольным вытяжением и плавным внешним вращением; противодействие обеспечивается приставлением стопы врача к грудной стенке… Медицинский словарь
метод тракции-противотракции — закрытое вправление переднего вывиха плеча продольным вытягиванием за руку с внешней ротацией; противодействие обеспечивается листом, который проходит вокруг груди под подмышкой пораженного плеча и проводится ассистентом… Медицинский словарь
Психология развития — Детская психология перенаправляется сюда.Для песни Black Box Recorder см. Детская Психология (песня). Для журнала см. Психология развития (журнал). Психология… Википедия
Возвращение к естественной истории алкоголизма — Информационное окно Название книги = Возвращение к естественной истории алкоголизма название orig = translator = image caption = author = Джордж Э. Вайллант иллюстратор = художник обложки = country = United States language = English series = genre = Медицинский учебник…… Википедия
Проводная запись — Проводной диктофон Peirce 55 B 1945 года… Википедия
,
Определение и особенности проведения
Гуманитарные и социальные науки имеют большую методологию. Традиционно цели и задачи определяют глубину исследования, оно может состоять из одного или нескольких этапов. На количество повторов процесса сбора информации напрямую влияют свойства объекта. Продольное исследование — самый длительный метод получения данных, но также достаточно эффективный. Он широко используется в психологии при изучении закономерностей личностных черт, а также в социологии поколений.
Характеристики метода
Лонгитюдное исследование — это комплексный метод изучения определенных характеристик, свойств объекта испытаний в течение длительного времени. Его название происходит от английского слова longitude, что означает «долгота». Среди основоположников этого метода — В. Штерн, А. Н. Гвоздев, которые вели дневник наблюдений за взрослением ребенка.
Основной целью лонгитюдного исследования является регистрация изменений в психическом и физико-соматическом развитии личности.Анализ взаимосвязи индивидуальных характеристик дает возможность в будущем установить и скорректировать критические периоды. Также, например, студенческие группы изучаются в период обучения в университете или супружеские пары с момента заключения брака до стадии развода или прекращения семьи как коллектива. Количество объектов наблюдения влияет на достоверность и точность получаемой информации. Принципиально важно, чтобы исследованию подвергались одни и те же люди, их психическое состояние анализировалось и фиксировалось на определенных этапах жизни.Лонгитюдное исследование действует как инструмент для прогнозирования динамики психического развития личности в будущем и установления взаимосвязей между индивидуальными характеристиками, образом жизни и генетическими предрасположенностями. Полученные таким образом результаты позволяют делать выводы на длительную перспективу.
Инструменты для продольного исследования
Исследование объекта проводится, как правило, в среде естественного эксперимента. Психография, наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, тестирование — основные методы, использование которых предполагает лонгитюдный анализ.Они применяются комплексно на каждом этапе изучения группы людей. В течение определенного времени за объектом систематически ведется наблюдение; На основе разделов в каждом периоде осуществляется сбор, регистрация информации и данных. Поэтому продольный анализ можно назвать методом продольных срезов или методом больших расстояний.
Классификация методов по Б.Ананьеву
Конечный и практический результат, методика исследования зависят от выбора конкретных методик.Набор различных технологий и методов исследования разделен на четыре группы: методы интерпретации, обработки данных, эмпирические и организационные. Такая классификация была впервые предложена советским психологом Б.Г. Ананьевым в 1977 г. в работе «О проблемах современной гуманистики». По его мнению, именно организационные и определяют стратегию исследования, которая включает метод поперечных сечений, сравнительных, комплексных и продольных. Следует отметить, что Б.Г. Ананьев в основу представленной классификации положил структурную организацию психологического исследования.В его группе методов наиболее эффективна продольная стимуляция.
Общее с методом поперечных сечений и разностей
Продольный метод создан как альтернатива общепринятому методу поперечных сечений, применяемому в области возрастной и детской психологии. С одной стороны, они противоположны друг другу, с другой — могут использоваться как дополняющие друг друга. Исследования, проводимые методом поперечных сечений, потребуют меньше времени и денег, их охватит большее количество людей.В то же время лонгитюдное исследование позволяет зафиксировать отдельные особенности, ускользнувшие от внимания ученого, и произвести обработку полученных результатов в разрезе каждого возрастного периода.
К достоинствам и недостаткам метода
К достоинствам данной технологии можно отнести возможность прогнозирования развития, надежность полученных результатов и самодостаточность. С его помощью можно будет делать выводы об изменениях в изучаемых явлениях и процессах, получать более убедительные данные.В то же время психологические лонгитюдные исследования более трудоемки и энергоемки. К основным недостаткам также можно отнести значительный объем данных, которые могут дублировать друг друга, продолжительность и большие финансовые затраты. Кроме того, на каждом последующем этапе процесс сбора данных об участниках исследования затруднен из-за смены места жительства или смерти.
p >>
,