Метод пиктограмм по а р лурия: Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание)

Содержание

Пиктограмма | Psylist.net

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда – широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности  вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

  1. Веселый праздник
  2. Развитие
  3. Тяжелая работа
  4. Зимний день
  5. Разлука
  6. Легкая работа
  7. Болезнь
  8. Счастье
  9. Обман
  10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Порядок обработки и интерпретации.

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Критерии оценивания:

1. Самый важный критерий — «адекватность». Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи — знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности — от 70 % и выше.

2. Спустя некоторое время после выполнения задания — обычно через 15-20 мин — эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания, Как и первый критерий, второй критерий — «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период» – в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.

3. Третий критерий – «конкретность – абстрактность» – также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

4. Четвертый критерий – «стандартность-оригинальность» пиктограмм — также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Анализ результатов «пиктограммы».





⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 19Следующая ⇒

Была предложена А.Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. Испытуемому дают лист бумаги формата А4, карандаш и произносят текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь то, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв».

Испытуемому предъявляется следующий набор понятий:

1. веселый праздник;

2. тяжелая работа;

3. вкусный ужин;

4. болезнь;

5. печаль;

6. счастье;

7. любовь;

8. развитие;

9. разлука;

10. обман;

11. победа;

12. подвиг;

13. вражда;

14. справедливость;

15. сомнение;

16. дружба.

 

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их можно немного варьировать, т.е. сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Если испытуемый жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать рисовать, что полегче. Если испытуемый легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:

Заданные выражения Рисунок и объяснения испытуемого Воспроизведение спустя час
     

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли он устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор уточняет характер изображения, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, фиксируя при этом разъяснения и замечания испытуемого. Затем листок с рисунками откладывают в сторону и спустя час предлагают испытуемому вспомнить заданные слова. Обязательно следует спросить, как удалось вспомнить слово, чем помог рисунок.



При интерпретации пиктограммы обращают внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» кровать; для слов «вкусный ужин» стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Учитываются факторы конкретности абстрактности, формальности индивидуальной значимости, стандартности – оригинальности и адекватности.

К конкретным образам относят рисунки, содержащие изображение конкретной ситуации (например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг»). Атрибутивные образы выбираются по принципу принадлежности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, салют, шарик и т.п. Здесь уже нет попытки изобразить ситуацию, связанную с ним. К метафорическим относят образы, где абстрактная ассоциация выражается через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе лежит литературный образ. Примерами таких образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»).

Геометрические символы, отражающие пространственные характеристики или эмоциональный компонент понятия (стрелки, расходящиеся в сторону на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость», знак «–» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»), относят к абстрактным.

В индивидуально значимых образах реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, в них могут проецироваться актуальные переживания. Такие образы могут содержать изображения объектов, вызывающих у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием, сцены с изображением самих испытуемых. Так, например, испытуемый говорит: «Вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша», «Веселый праздник» – у меня праздников не бывает», «Справедливость» – со мной поступили несправедливо» и т.п. Такая эгоцентричность восприятия наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально значимые слова.




Множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствует об обстоятельности мышления, склонности к детализации. Такие испытуемые рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы; к слову «разлука» – конверт, паровоз или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» – диаграмму роста, растение или яйцо. Такие образы действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциаций достигают такой степени, что к разным словам испытуемые рисуют лишь черточки, галочки.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования, – это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти с методами заучивания десяти слов и пиктограммы. Если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение может наблюдаться у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти испытуемого можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова (иногда воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов).

Пиктограмму следует оценивать в целом, т.е. по общему характеру выбираемых образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей.

Билет 8











Методика «Пиктограмма» — Студопедия

Была предложена А.Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. Испытуемому дают лист бумаги формата А4, карандаш и произносят текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь то, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв».

Испытуемому предъявляется следующий набор понятий:

1. веселый праздник;

2. тяжелая работа;

3. вкусный ужин;

4. болезнь;

5. печаль;

6. счастье;

7. любовь;

8. развитие;

9. разлука;

10. обман;

11. победа;

12. подвиг;

13. вражда;

14. справедливость;

15. сомнение;

16. дружба.

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их можно немного варьировать, т.е. сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Если испытуемый жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать рисовать, что полегче. Если испытуемый легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:

Заданные выражения Рисунок и объяснения испытуемого Воспроизведение спустя час
     

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли он устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).



После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор уточняет характер изображения, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, фиксируя при этом разъяснения и замечания испытуемого. Затем листок с рисунками откладывают в сторону и спустя час предлагают испытуемому вспомнить заданные слова. Обязательно следует спросить, как удалось вспомнить слово, чем помог рисунок.

При интерпретации пиктограммы обращают внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» кровать; для слов «вкусный ужин» стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Учитываются факторы конкретности абстрактности, формальности индивидуальной значимости, стандартности – оригинальности и адекватности.


К конкретным образам относят рисунки, содержащие изображение конкретной ситуации (например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг»). Атрибутивные образы выбираются по принципу принадлежности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, салют, шарик и т.п. Здесь уже нет попытки изобразить ситуацию, связанную с ним. К метафорическим относят образы, где абстрактная ассоциация выражается через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе лежит литературный образ. Примерами таких образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»).

Геометрические символы, отражающие пространственные характеристики или эмоциональный компонент понятия (стрелки, расходящиеся в сторону на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость», знак «–» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»), относят к абстрактным.

В индивидуально значимых образах реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, в них могут проецироваться актуальные переживания. Такие образы могут содержать изображения объектов, вызывающих у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием, сцены с изображением самих испытуемых. Так, например, испытуемый говорит: «Вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша», «Веселый праздник» – у меня праздников не бывает», «Справедливость» – со мной поступили несправедливо» и т.п. Такая эгоцентричность восприятия наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально значимые слова.

Множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствует об обстоятельности мышления, склонности к детализации. Такие испытуемые рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы; к слову «разлука» – конверт, паровоз или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» – диаграмму роста, растение или яйцо. Такие образы действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциаций достигают такой степени, что к разным словам испытуемые рисуют лишь черточки, галочки.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования, – это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти с методами заучивания десяти слов и пиктограммы. Если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение может наблюдаться у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти испытуемого можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова (иногда воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов).

Пиктограмму следует оценивать в целом, т.е. по общему характеру выбираемых образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей.

5. Методы исследования внимания.

Методика «Счет по Крепелину».

Направлена наисследование устойчивости волевых усилий, концентрации внимания и кривой работоспособности.

Для проведения исследования необходимы бланки с напечатанными на них длинными рядами пар цифр, которые следует сложить.

Испытуемому дают инструкцию складывать цифры, расположенные одна под другой, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если сумма двух цифр составляет 12, то записывать надо только 2. Испытуемого предупреждают, что он должен складывать цифры до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». После этого он должен перейти на следующую строчку.

Обычно испытуемому предлагают складывать не менее 10 строчек (на каждую строчку дается по 30 секунд). Такое построение эксперимента позволяет выявить темп работы испытуемого, его внимание, а также наличие утомляемости.

Результаты оценивают по количеству сложенных чисел и допущенных при этом ошибок. Графически изображают кривую работоспособности, которая отражает равномерность темпа выполняемого задания, период врабатываемости, наличие истощаемости.

В норме «кривая работы» имеет типические формы. Обычно первый отрезок не показывает наивысшей продуктивности, только на втором–третьем отрезке достигается повышение продуктивности. Это и есть период врабатываемости. За этим следует несколько отрезков, в которых продуктивность варьирует незначительно, что отражает зону естественных волевых колебаний на уровне достигнутого упражнения – период упражняемости. Начиная с шестого–седьмого отрезков, отмечается тенденция к снижению продуктивности – период истощаемости. Если испытуемый знает, что конец работы приближается, то обычно на предпоследнем–последнем отрезках отмечается новый подъем производительности – ускорение, по которому можно судить о «конечном волевом усилии». Если выразить эти данные в процентах, приняв показатель первого отрезка за 100 %, то получится следующая типическая кривая: 100, 107, 115, 117, 113, 111, 106, 107, 101, 109.

Корректурная проба.

Методика выявляет колебания внимания испытуемых по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применяется для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания и т.д. При проведении методики следует учитывать состояние зрения испытуемого; при недостаточном или не корригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других испытуемых.

Для проведения методики необходимы бланки и секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы.

Испытуемому дается инструкция: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать буквы «К» и «Р». Иногда я буду ставить на вашем бланке черточки. Это отметка времени, не обращайте внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает сигнал начать тестирование. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать ему.

Общая длительность проведения исследования определяется в зависимости от задачи исследования (10, 5 или 3 минуты).

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке. С помощью такого «ключа» производится проверка правильности работы испытуемого следующим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и, передвигая линейку, сравнивают строчку за строчкой.

Наибольшую трудность при оценке результатов работы представляет сочетание показателей ее скорости и точности. Число просмотренных за минуту знаков и есть показатель скорости. Число ошибок, допущенных за ту же минуту, и будет показателем точности. Попытки с помощью разных формул сочетать показатели скорости и точности в одну величину малоэффективны. Гораздо более показательны простые графики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы). Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость испытуемого (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), колебания того или иного показателя.

Методика пиктограммы Лурия

Методика пиктограммы разработана Лурием. А. Р. для анализа опосредованного запоминания. При помощи данного метода можно получить информацию для исследования характера ассоциаций и мышления.

Методика пиктограммы

Суть пиктограммы

Данная методика пиктограммы заключается в том, что пациенту предлагают запомнить примерно 15-20 слов и словосочетаний, среди которых есть следующие конкретные понятия: голодный ребенок, тяжелая работа, вкусный ужин и так далее. Также используются и более отвлеченные слова: сомнение, развитие и прочее. При этом для каждого выражения необходимо нарисовать любой знак или изображение, то есть записать ряд понятий с помощью пиктограммы.

Какие выражения предлагать для запоминания больному, выбирают с учетом его состояния мышления. Если есть необходимость отследить развитие шизофрении, используют ряд специально подобранных выражений.

Анализ данных пиктограммы

Методика пиктограммы складывается из тщательного анализа каждого образа с дальнейшей оценкой, основанной на отнесении к определенному типу. Оценивается количественное соотношение образов различного типа в данной пиктограмме, учитываются аналитические факторы, недоступные формализации. Также берутся во внимание графические особенности рисунка.

Методика «Пиктограмма Лурия»

В отечественной клинической психодиагностике пиктограмма является наиболее распространенной методикой исследования познавательной среды и личности. Данный метод не ограничивает испытуемого ни содержанием образов, ни их полнотой. Также больному разрешается использовать любые материалы. Не ограничен он и во времени.

Обработка и интерпретация

При обработке экспериментальных данных, если используется методика «Пиктограмма», интерпретация содержит показатели всех критериев, а также процедурные вопросы: эмоциональное отношение к заданию, легкость его выполнения, потребность в широком пространстве и так далее.

Методика пиктограмма Лурия

Критерии оценки

Методика оценивается по четырем критериям:

1. Адекватность

Чтобы оценить этот критерий, иногда достаточно одного рисунка, но в некоторых случаях нужно получить дополнительную информацию у автора. Если существует обоснованная связь между предложенным понятием и его образом, то специалист ставит знак «+», если связь отсутствует – знак « — ». Критерий адекватности характеризуется достаточно высокими показателями нормы – более 70%.

2. Восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период

Чтобы оценить больного по второму критерию, специалист предлагает ему через некоторое время восстановить список предложенных понятий по созданной им пиктограмме. Для этого список понятий закрывается, и испытуемый должен в случайном порядке восстановить их. Этот критерий также достаточно высок, нормальными считаются показатели выше 80%. Методика пиктограммы по данному критерию позволяет определить, какую роль играет память в мышлении испытуемого.

Методика пиктограмма интерпретация

3. Конкретность-абстрактность

Данный критерий эксперты оценивают по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Максимально конкретное соответствие оценивается в 1 балл, абстрактный образ – в 3 балла. В некоторых случаях образы трудно отнести к какому-либо типу. В этом случае они получают оценку 2 балла. Далее оценки эксперта складываются и подсчитываются средние данные. Нормой считается величина в 2 балла.

4. Стандартность-оригинальность

Эксперты также оценивают оригинальность или стандартность созданных пиктограмм. Если у разных испытуемых образы совпадают, то это говорит о заурядности выполнения задания. Такие пиктограммы оцениваются по самому низкому баллу, равному 1. Промежуточные варианты оцениваются в 2 балла, за уникальность пиктограмм испытуемый получает 3 балла. Нормой считается результат в 2 балла.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПИКТОГРАММ — Студопедия

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл. Развитие пиктографической письменности шло по линии упрощения и схематизации рисунка вплоть до утраты им характера конкретного изображения.

Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограмма впервые предложена в на шей стране в начале 30-х годов. Целью, т. е. точкой приложения методики, было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский, 1935, 1956). Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств — орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово.

Было предложено несколько приемов для экспериментального исследования опосредованного запоминания. Наиболее простой прием был применен Л. В. Занковым (1935): он предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Поскольку картинка предлагалась испытуемому экспериментатором, задачей испытуемого было лишь придумать связь между словом и изображением и запомнить слово. Довольно широкое применение в психиатрической клинике, особенно в детской, нашла методика А. Н. Леонтьева. Этот вариант требовал от испытуемого более сложной деятельности: он должен был выбрать для запоминания слова картинку из предлагаемого набора. Именно необходимость произвести выбор, самому установить логическую связь между словом и изображением составляет главную особенность изучения опосредованного запоминания с помощью методики А. М. Леонтьева и делает ее ценным психодиагностическим приемом (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л. В. Бондарева, 1969; Л. В. Петренко, 1976).



Среди методик, направленных на изучение опосредованного запоминания, пиктограмма занимает совершенно особое место. Испытуемому для запоминания предлагается определенное количество слов и выражений, при этом на каждое из предлагаемых слов и выражений испытуемый должен нарисовать любое изображение или значок, т. е. пиктографически записать ряд понятий различной степени обобщенности, в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно («веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость»). Использование буквенных и словесных обозначений запрещалось инструкцией.


Если при использовании методики Леонтьева выбор был ограничен 30 карточками, входящими в набор (при этом в процессе выполнения задания число возможных вариантов выбора уменьшается), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа пиктограммы, является интеллектуально-ассоциатив­ный фонд личности испытуемого, его аффективные установки.

Из всех методик, направленных на изучение опосредованного запоминания, пиктограмма оказалась наиболее сложной и, как правило, недоступной для выполнения при интеллектуальной недостаточности.

Опосредованное запоминание — функция синтетическая, отражающая как мнестические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Мыслительный акт «построения образа, пригодного для запоминания, представляет собой довольно самодеятельной творческой активности процесс мышления. В нем, как в капле воды, отражается строение мышления больных».

Ближе всего построение «пиктограммы» стоит к операции определения понятия, раскрытия его смысла.

Однако, раскрывая смысл понятия пиктографически, испытуемый обращается к языку образов и не связан законами логических действий. А. Р. Лурия отмечает, что «каждое слово является не только образом предмета, но и системой потенциальных связей, в которое вступает данный предмет. При этом для опосредованного запоминания выбираются не правильные, существенные связи, а связи, пригодные для запоминания».

Раскрытие смысла понятия через зрительный образ, в частности с помощью изображения, заставляет хотя бы кратко остановиться на соотношении словесного и образного компонента в понятийном мышлении. Если в традиционной психологии со времени Аристотеля проводилась четкая граница между чувственным и логическим познанием, между образом и словом, то в современной психологической литературе понятие все чаще рассматривается как сложное образование, включающее и словесный, и образный компоненты. В зависимости от степени абстрактности, или уровня обобщенности понятия, соотношение этих компонентов различно: чем конкретнее понятие, чем ниже его обобщенность, тем более ярко выражен образный компонент. Однако даже наиболее абстрактные понятия, как показывают экспериментальные исследования (А. М. Грумкин; 1974; М. В. Осорина, 1976) имеют образный компонент и их смысл может быть объективизирован в рисунках. Разумеется, сам по себе характер изображения здесь совершенно иной, она носит сугубо символический, обобщенный характер. Здесь используются такие пространственно-смысловые характеристики, как направление, симметрия (Р. Арнхейм, 1974). Неслучайно первое исследование с применением пиктограммы (Г. В. Биренбаум, 1934) было посвящено исследованию мышления. Г. В. Биренбаум обследовала группу больных с различными нервно-психическими заболеваниями (неврозы, органические заболевания головного мозга, шизофрения), что позволило ей оценить возможности метода. Г. В. Биренбаум подробно проанализировала процесс формирования образа пиктограммы, обратила внимание на основные трудности при выполнении метода — трудности в осмыслении слова, образовании связи и воспроизведении слова.

Основная особенность интеллектуальной операции, необходимой для выполнения задания, состоит в том, что, с одной стороны, значение слова всегда шире, чем выбранный образ, с другой — рисунок также шире значения слова, совпадение имеет место лишь на некотором промежутке, общем смысловом поле понятия и рисунка. Наличие такого общего смыслового поля Г. В. Биренбаум считает основным признаком адекватного выбора. Г. В. Биренбаум не ограничивается рассмотрением чисто интеллектуальных характеристик методики. При описании пиктограмм больных истерией на первый план выходят эмоциональные, личностные особенности больных, выявляющиеся при исследовании. «В этом опыте чрезвычайно ярко раскрывалась эмоциональная неустойчивость больного… В самой связи создается исключительно живая ситуация, полная подробностей и деталей. Рисунок сопровождается потоком слов, и испытуемый переживает ситуацию, которую он изображает».

Дальнейшее обобщение данных, накопленных в отношении пиктограммы, началось через 30 лет после опубликования исследования Г. В. Биренбаум. В этот период происходило накопление опыта по применению пиктограммы, в частности в лабораториях Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. Б.. В. Зейгарник (1962, 1969, 1976) широко пользуется данными пиктограммы.

Значительный вклад в разработку методики вносит С. Я. Рубинштейн в своей монографии «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике» (1972). Метод пиктограмм описывается в главе, посвященной изучению опосредованного запоминания, при этом рассматриваются нарушения преимущественно мыслительного процесса. Важным является выдвинутое требование анализа всего протокола исследования в целом, а не каждого отдельного образа. С. Я. Рубинштейн пишет о необходимости учета многих факторов — уровня абстрактности образа, его индивидуальной значимости, факторов адекватности и продуктивности опосредованного запоминания. Признавая, специфичность некоторых видов образов для психических заболеваний, в частности для шизофрении, С. Я. Рубинштейн описывает их и при других заболеваниях. При подборе понятий автор рекомендует выбирать такие, которые не безразличны для обследуемого и могут быть стимулом для аффективных реакций. С. Я. Рубинштейн в заключение пишет: «В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных».

С. В. Лонгинова (1970, 1971, 1972) также рассматривает механизм формирования образов пиктограммы, при этом основной аналитический фактор — адекватность — неадекватность выбора. Такое внимание этому сложному качественному фактору обусловлено прежде всего направленностью исследования — изучение с помощью пиктограмм мышления больных шизофренией. Основное место в исследовании С. В. Лонгиновой занимает качественный анализ неадекватных образов с подробной классификацией последних в зависимости от того, какой вид патологии мышления они отражают. Автор приходит к выводу, что пиктограмма выявляет нарушения мышления чаще, чем другие методики экспериментально-психологического исследования, поскольку указанный метод дает большую свободу действий, на первый план выступает самостоятельная, творческая активность боль­ного. Указывается, что методика носит в некоторой степени проективный характер и поэтому позволяет судить о личных интересах, замыслах или опасениях испытуемых.

Термин «проективные» был впервые употреблен L. Frank (1939) в отношении группы экспериментально-психологических методик, которые позволили как бы спроецировать на экран внутренние, подчас неосознаваемые характеристики личности. Этот термин традиционно (хотя и во многом ошибочно) связывается с термином «проекция», который широко используется в психоаналитической литературе и принадлежит S. Freud (1894). Связь проективной психологии с психоанализом постулировалась, в связи с чем эта группа методик считалась либо полностью неприемлемой с методологической точки зрения (К. К. Платонов, 1977), либо требующей настороженности — проективные методы сами должны стать объектом исследования (Б. В. Зейгарник, 1976). Ошибочность такого подхода неоднократно подчеркивалась в отечественной литературе (В. М. Коган, М. С. Роговин, 1964; В, Н. Мясищев и соавт., 1969; С. В. Цуладзе, 1970; Ю. С. Савенко, 1971, 1972, 1976; В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1972, 1978, 1979; Л. Ф. Бурлачук, 1974, 1979).

Как известно, в психоаналитической литературе проекция рассматривается как личностный фактор в восприятии и описании окружающего мира (атрибутивная проекция), в частности проекция может являться «защитным» механизмом, когда окружающим приписываются черты, присущие субъекту, но не приемлемые для него («классическая» проекция — если эти черты не осознаются субъектом, «рационалистическая»— если сам субъект осведомлен о своей особенности). Эффект ошибочного восприятия в зависи­мости от актуальной потребности был изучен экспериментально К. Levin, I. Сharin, J. Мurphу (1942) и получил название «аутистической» проекции.

Анализируя признаки, отличающие проективные методы от других приемов экспериментально-психологического исследования, Е. Т. Соколова (1980) пишет, что для проективных методик характерно следующее: неопределенность стимульного материала или ин­струкций к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора; испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо; исследование проводится под предлогом изучения какой-либо изолированной психической функции (восприятие, фантазия).

При таких особенностях стимульная ситуация приобретает смысл не просто в силу ее объективного содержания, а в связи с субъективными наклонностями и влечениями, т. е. вследствие личностного значения, придаваемого ситуации обследуемым (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук,1976).

Данные свойства не являются специфичными для проективных методик и характерны в той или иной степени для всех методик экспериментально-психоло­гического исследования. Так, по мнению Б. В. Зейгарник (1976), любая экспериментальная методика может быть пригодна для изучения личности, поскольку приемы экспериментально-психологического исследования выполняют задачу построения моделей человеческого поведения и деятельности. Успешно применяются для изучения особенностей личности такие методики, как таблицы Шульте (Р. Н. Лепорский, 1976), методика Выготского—Сахарова (И. Н. Гильяшева, 1977). В то же время нельзя говорить об эквипотенциальное™ различных методов. Наиболее информа­тивными являются те из них, стимульный материал которых отличается известной неопределенностью, многозначностью, что ставит испытуемого перед необходимостью активной селекции (Н. Rorschach, 1921; L. Frank, 1939, 1948; Ю. С. Савенко, 1976, 1978; С. В. Лонгинова, 1972; С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972; Е. Т. Соколова, 1978, 1980. и др.).

Можно сказать, что деятельность, связанная с выполнением проективных методик, позволяет проявиться личностным особенностям в большей степени. «Любая методика, кроме специфической информации, на получение которой она направлена, представляет экспериментатору большую или меньшую «неспецифическую добавку», которая по сути дела и может быть использована для оценки личности испытуемого. Из опыта работы видно, что доля «неспецифической» (по отношению к методике) личностной информации возрастает при уменьшении «жесткости» инструкции, так как в тех случаях, когда деятельность субъекта менее регламентирована, задание не предусматривает однозначного ответа (например, в таких пробах, как «пиктограмма»).

Действительно, пиктограмма принципиально отвечает всем требованиям, предъявляемым к проективным методикам: предлагаемые для запоминания понятия обладают достаточно высокой степенью неопределенности, их смысл, значение могут быть истолкованы по-разному.

Исследование проводится под предлогом изучения памяти, испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо. Не существует жестких, социально одобряемых шаблонов выполнения методики. Экспериментатор строит исследование так, чтобы не сковывать инициативу испытуемого, создать свободную, доброжелательную атмосферу. Это достигается с помощью небольшой модификации процедуры исследования, которая будет изложена ниже.

В процессе обследования больных с аффективными расстройствами было обращено внимание на сходство данных пиктограммы и теста Роршаха (П. Г. Никифорова, Б. Г. Херсонский, 1978), что послужило ключом для раскрытия и реализации проективного потенциала пиктограммы (Б. Г. Херсонский, 1981, 1984).

Более низкий уровень стандартизации проективных методик по сравнению с психометрическими тестами сближает их с методиками, традиционными для отечественной патопсихологии. Обычные характеристики стандартизованных тестов не применимы в отношении проективных методик (А. Анастази, 1982). И у проективных методик, и у традиционных патопсихологических методик имеются свойства, аналогичные таким характеристикам психометрических тестов, как различные виды валидности и надежности (Б. Г. Херсонский, 1984; Б. Г. Херсонский, И. Н. Гильяшева, 1985). Отметим следующие качества пиктограммы.

1. Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности, она позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого.

2. Богатство феноменов пиктограммы предполагает относительно низкую формализуемость ответов испытуемых. Это качество является общим для всех проективных методик. Оценку приходится проводить по нескольким параметрам, при этом каждый из параметров имеет несколько возможных вариантов или уровней оценки. Однако следует помнить, что получение надежной, сопоставимой оценки данных пиктограммы — задача вполне достижимая, хотя и относительно сложная.

3. Диагностическая ценность пиктограммы связана и с диапазоном ее чувствительности, и с формализуемостью ответов. Широкий диапазон чувствительности способствует более полному отражению психопатологической симптоматики в результатах исследования и делает методику хорошим инструментом патопсихологического диагноза. Практика применения пиктограммы показала ее особую валидность в диагностике шизофрении (С. В. Лонгинова, 1972; С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштен, 1972; В. М. Блейхер, 1976, 1986). Однако пиктограмма может быть полезна и при исследованиях больных с органическими заболеваниями центральной нервной системы (Г. В. Биренбаум, 1934; Б. В. Зейгарник, 1962; 1976; В. М. Блейхер, 1986, и др.). При этом может быть выявлена и очаговая симптоматика (К. Ф. Канарейкин, В. Н. Волков, 1979). В результатах пиктограммы находят отражение эмоциональные расстройства, в частности депрессия (Л. С. Драгунская, 1976,Л 984), гипомания (П. Г. Никифорова, Б. Г. Херсонский, 1978). Еще Г. В. Биренбаум отметила высокую эффективность пиктограммы в диагностике истерии.

Таким образом, пиктограмма обладает высокой диагностической ценностью и может быть применена для решения многочисленных психиатрических задач.

Пиктограмма (методика) — Карта знаний

  • Методика «Пиктограмма» — метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, опубликован в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».

Тематический апперцептивный тест (англ. Thematic apperception test (TAT)) — проективная психодиагностическая методика, разработанная в 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Тест «Рисунок несуществующего животного» — одна из проективных методик исследования личности, автором которой является Майя Захаровна Дукаревич. «Рисунок несуществующего животного» используют для диагностики детей и взрослых: выявляют их личностные черты, бессознательные личностные конфликты, установки, влечения и потребности.

Тест руки (Hand test, тест руки Вагнера) — проективная методика исследования личности, разработанная в 1962 году Эдвином Е. Вагнером. Система подсчета баллов и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклин, в России тест адаптирован Т.Н. Курбатовой.

Упоминания в литературе

Таким образом, в данном пособии мы рассмотрим основные понятия, фигурирующие в области патопсихологии расстройств мышления, принципы работы основных методик и определим различия расстройств мышления по шизофреническому и по органическому типу, опираясь на случаи из клинической практики. В книге рассмотрены как яркие и показательные примеры ответов больных при выполнении «Пиктограмм», «Исключения лишнего» и «Толкования пословиц», так и распространенные ответы, являющиеся характерными для больных, страдающих описанными заболеваниями. Примеры дополнены рисунками больных, выполненными в процессе патопсихологического исследования, которые можно рассмотреть в «Приложениях».

В этом аспекте знак играет важную роль и для исследователей невербальной коммуникации. Не случайно, специалисты все чаще стали прибегать к рисункам, графическим изображениям, пиктограммам и даже просто фотографиям, изучая и описывая «язык тела», а также составляя разного рода невербальные словари и каталоги жестов. Различные изображения, образно, схематично или фрагментарно фиксирующие то или иное коммуникативное действие, оказалось очень уместно и удобно предъявлять разным испытуемым, выясняя, какое значение придают им люди. Поскольку индивидуальные особенности партнеров и специфичность разных ситуаций «живого», непосредственного общения в таком случае нивелировались, а знак приобретал некоторую универсальность.

Э. Крамер отмечает, что для каждой стадии эмоционального развития ребенка характерны свои особенности изобразительной экспрессии. Она пишет, что «изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве символического эквивалента человеческого опыта и психических процессов» (Kramer, 1979, р. XXVIII). Она описывает пять способов обращения с изобразительными материалами: 1) «предвестники» изодеятельности, такие, как создание каракулей, размазывание краски, исследование физических свойств материалов; 2) хаотическое выражение чувств – разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; 3) стереотипии – копирование, создание линий и простейших стереотипных форм; 4) пиктограммы, выступающие в качестве средства графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова; 5) оформленная экспрессия – создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и коммуникацию.

Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который создает респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

Связанные понятия (продолжение)

Цветовой тест отношений (ЦТО) — это невербальный тест, который отражает оба уровня эмоциональных отношений человека — сознательный и частично неосознаваемый, к другим людям, объектам, явлениям окружающей действительности. Данный тест, разработанный советскими психиатром Е. Ф. Бажиным и психологом А. М. Эткиндом, представляет собой проективную методику, относимую к группе методик «экспресс-диагностики».

Вюрцбургская школа — психологическая школа экспериментального исследования мышления и воли, основанная в 1896 году при Вюрцбургском университете в Германии. Основатель и глава школы — Освальд Кульпе. Основное положение школы заключалось в том, что существуют особые состояния сознания — «мысли», которые не могут быть сведены к сенсорному восприятию, то есть подчеркивалось, что мышление — отдельный процесс. Мышление — это акт усмотрения отношений, то есть впервые мышление понималось как действие.

Когнитивная гибкость (англ. cognitive flexibility) — умственная способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Общепринятого операционального определения этого понятия не существует, но исследователи сходятся в том, что когнитивная гибкость является компонентом исполнительной системы. Объектами исследований в этом направлении, в основном, становились дети школьного возраста, хотя индивидуальные различия проявляются на протяжении всей жизни. Мерами…

Куб Линка — это методика оценки интеллектуальных процессов и когнитивных функций. Наиболее простой и хорошо изученной в клинике формой наглядно-действенного мышления является процесс решения конструктивных задач, а его наиболее прoстой моделью могут служить задачи типа кубиков Кооса или куба Линка. В школе А. Р. Лурия эта методика с успехом использовалась для анализа «лобного» синдрома. В детской психологии под названием «Уникуб» она входит в арсенал развивающих игр.

Методика сопряженных моторных реакций — психофизиологическая методика, созданная А. Р. Лурией, направленная на определение нервно-психического состояния испытуемого. Основывается на методе свободных ассоциаций…

Ми́мика (от др.-греч. μιμικός «мимический, актёрский», далее из μιμέομαι «подражать») — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо „отражающие“ употребляется „отвечающие различным психическим состояниям…

Нейроэстетика — раздел эмпирической эстетики. Нейроэстетика была впервые определена в 2002 году как учение о нейрологических принципах создания и анализа произведений искусства. Нейэроэстетика является относительно новой областью эмпирической эстетики. Эмпирическая эстетика использует научный подход в изучении эстетического восприятия музыки, искусства или любого другого объекта, который может вызывать в человеке эстетическую оценку. Нейроэстетика использует нейрологию для объяснения и понимания…

Лингвистический ассоциативный эксперимент — один из методов психолингвистики. Берёт начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Проба на совместную деятельность — одна из популярных методик, использующихся в возрастной психологии для исследований и психологического консультирования детей и подростков. Данная методика даёт объективную информацию о взаимоотношениях родителей и ребёнка. В процессе консультации бывает необходимо выявить характер детско-родительских отношений, хотя, несомненно, для этого существует много различных опросников для родителей, а с детьми обычно используют проективные методы: например, CАТ, рисунок…

Тест на незаконченные предложения Сакса-Леви (с англ. – SSCT – Sack’s Sentence Completion Test) – одна из вариаций аддитивной методики “незаконченных предложений”, относящейся к группе проективных методик изучения личности. Тест Сакса-Леви, разработанный соответственно Джозефом Саксом и Сиднеем Леви в 1950 году, позволяет определить поведенческие особенности индивида и характер его взаимоотношений с окружающим миром – семьей, партнером, начальством – а также с самим собой.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их…

Проективный рисунок человека — рисуночная проективная методика, разработанная Карен Маховер и направленная на выяснение субъективного личностно-окрашенного эмоционального мира обследуемого.

Методика Дембо́-Рубинште́йн — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Т. В. Дембо в 1962 году и дополненный С. Я. Рубинштейн в 1970 году.

Тест Мюнстерберга — психодиагностический тест, направленный на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан в начале XX века немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом. За данный тест был получен международный сертификат в 1934 году в Лондоне, эта методика до сих пор пользуется огромной популярностью. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга — проективная методика, предназначенная для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Разработан Саулом Розенцвейгом в 1945 году.

Де́тская психоло́гия — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией. Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза (индивидуального развития организма) человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), различных видов деятельности (игр, труда, учения), формирования личности…

Когнитивная ригидность (лат. cоgnitiо — знание и rigidus — жёсткий) — неготовность изменять концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации. Это негибкость мышления, при которой наблюдается затрудненность в переосмыслении и изменении действий, создании новых стратегий поведения в ситуации, объективно требующей их перестройки. В повседневной жизни это проявляется в сложности усвоения и использования новой информации, практических навыков, обучающих материалов.

Эвристика доступности (англ. availability heuristic) — это интуитивный процесс, в котором человек «оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры или случаи приходят на ум», т. е. легче вспоминаются. При подобной оценке человек полагается на ограниченное количество примеров или случаев. Это упрощает комплексную задачу оценки вероятности и прогнозирования значимости события до простых суждений, основанных на собственных воспоминаниях, поэтому такой процесс является необъективным…

Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Двухфа́кторная тео́рия эмо́ций — социально-психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения.

Правополушарное (интуитивное) рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования.

Модель психики человека (англ. Theory of Mind (ToM). В литературе можно встретить и другие варианты перевода этого термина, например: понимание чужого сознания, теория намерений, теория сознания, теория разума и пр. (в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума») — система репрезентаций психических феноменов (метарепрезентаций), интенсивно развивающаяся в детском возрасте. Обладать моделью психического состояния — означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение…

Алекситимия (от др.-греч. ἀ- — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство, буквально «без слов для чувств») — затруднения в передаче, словесном описании своего состояния.

Метод самоинструкций (называемый также методом аутоинструкций или тренингом самоинструктирования) (англ. self-instructional training) — метод когнитивно-поведенческой психотерапии, разработанный в 1976 году канадским психологом Дональдом Мейхенбаумом на основе идей советских психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Метод основан на использовании внутренней речи в регуляции поведенческих актов.

Эффект сверхуверенности (англ. overconfidence effect) — когнитивное искажение, при котором уверенность человека в своих действиях и решениях значительно выше, чем объективная точность этих суждений. Также выражается в льстивом представлении о себе.

Кубики Кооса (англ. Kohs Block Design Test) — специальная методика для диагностирования наглядно-действенного интеллекта, иными словами — невербальный тест интеллекта. Был разработан американским психологом С. Коосом в 1920 году.

Метод свободных ассоциаций — психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психоанализе, психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике.

Приня́тие жела́емого за действи́тельное — формирование убеждений и принятие решений в соответствии с тем, что является приятным человеку, вместо апелляции к имеющимся доказательствам, рациональности или реальности.

Танатотерапия (от др.-греч. θάνατος — «смерть» и др.-греч. θερᾰπεία — «уход, забота, лечение») — метод телесно-ориентированной психотерапии, ставящий целью оказать пациенту психотерапевтическую помощь в области его контакта с процессами умирания и смерти. Автор метода — психолог, специалист в области телесно-ориентированной психотерапии, В. Ю. Баскаков. По мнению некоторых специалистов, танатотерапия является перспективной оригинальной отечественной методикой. В современной русскоязычной публицистике…

Феномен горькой конфеты — феномен, который иллюстрирует первое рождение личности в онтогенезе в соответствии с теорией личности А. Н. Леонтьева. Феномен демонстрирует, что успешность решения задачи зависит не только от её содержания, но и прежде всего от мотива, который формирует задачу для ребёнка (у ребёнка существует необходимость доказать своё право на получение предмета усилиями, которых он мог бы избежать). Явление наблюдается в специально созданной ситуации: ребёнку дается сложное задание…

Автоматические мысли (англ. automatic thoughts; термин введен Аароном Беком) — понятие в рамках когнитивной психотерапии, которое означает мимолётные оценочные мысли, возникающие как реакция человека на те или иные обстоятельства и не являющиеся результатом размышлений, умозаключений, не обязательно опирающиеся на доказательства, но обычно принимаемые им за истину. Человек нередко не отдаёт себе отчёта в наличии этих мыслей, однако осознаёт наличие эмоций, возникающих как их следствие. Кроме того…

Мото́рное позна́ние — понятие, возникшее на стыке наук психологии, нейрофизиологии и нейробиологии, подразумевающее познание, воплощённое в действии.

В когнитивной науке искажение в восприятии сделанного выбора — тенденция задним числом приписывать положительные качества предмету или действию, которые человек выбрал. Это когнитивное искажение. Что запоминается о решении, может быть столь же важным, как и сами решения, особенно в определении того, сколько сожаления или удовлетворения испытывает человек от принятого решения. Исследования показывают, что процесс создания и вспоминания выбора дает воспоминания, которые, как правило, искажаются предсказуемым…

Параллелогра́мм разви́тия — единая закономерность происхождения и развития высших форм поведения человека, заключающаяся в переходе от непосредственных способов поведения сначала к внешне опосредованным с помощью символов-знаков, а затем к внутренне опосредованным, возникающим в процессе культурного развития формам — высшим психологическим функциям.

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п.

Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является распространённым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см. также психометрию) для выявления общего в различных тестах интеллекта. Словосочетание «теория g» имеет дело с гипотезой и полученными из неё результатами о биологической природе g, постоянством/податливостью, уместностью его применения в реальной жизни и другими исследованиями.

Эксплици́тная па́мять (лат. explicitus «развёрнутый, раскрытый»), декларати́вная па́мять — тип памяти, при котором имеющийся опыт или информация актуализируется произвольно и сознательно.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего…

В современном мире под термином «медиа» в первую очередь ошибочно подразумевают только средства массовой информации, но по своей изначальному смыслу под «медиа» следует понимать любые средства коммуникации. Медиа- это любой посредник между людьми, между человеком и средой, это любой способ передачи какой-либо информации. Например, медиа могут быть не только ТВ, радио, газета, социальные сети и т.д.., но и такие специфические вещи как танец, фотография, картинка, дневник, предмет гардероба или даже…

Подробнее: Методы исследования медиа

Эффект знакомства с объектом — это психологический феномен выражения симпатии к объекту только на основании имеющегося знакомства с ним. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом панибратства. При исследовании межличностного притяжения выяснили, что чем чаще человек видит кого-то, тем приятнее и привлекательнее ему кажется этот человек.

Лексико-вкусовая синестезия — это редкая форма синестезии, при которой устная и письменная речь (как и некоторые цвета и эмоции) неосознанно и постоянно вызывает у человека ощущение вкуса/запаха. Вкус часто переживается как сложная смесь температуры и фактуры. К примеру, у синестета Джива слово «тюрьма» вызывает вкусовые ощущения холодного жёсткого бекона. Синестетические вкусы вызываются через пару соответствий синестетических стимула и реакции. Синестетический стимул — это стимул, активизирующий…

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим).

Ква́лиа (от лат. qualia (мн. ч.) — свойства, качества, quale (ед. ч.) — какого сорта или какого рода) — термин, используемый в философии, преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода. Введен американским философом К. И. Льюисом в 1929 году.

Лабораторная работа № 2. Методика «Пиктограмма»

Цель:
изучение особенностей наглядно-образного
мышления, определение уровня опосредованного
запоминания.

Справка.
Данная
методика относится к числу наиболее
распространенных, причем она позволяет
получить достаточно обширные сведения,
касающиеся не только особенностей
наглядно-образного мышления, но и
особенностей эмоционального состояния
испытуемых, направленности их сознания,
личностных свойств. Это позволяет
использовать методику для разных целей,
например при арт-терапии, оценке
межличностных отношений, при установлении
иерархии ценностей.

Методика
была предложена отечественным
нейропсихологом А. Р. Лурией
в 1936 году.
Вначале эта методика предназначалась
только для клинических испытаний, но
ее простота информативность до сих пор
позволяют расширять сферу ее применения.

Сущность
методики состоит в передаче какого-либо
вербально обозначенного понятия через
его образ. Само название – пиктограмма
– обозначает рисуночное письмо, когда
предметы, события и действия обозначаются
рисунками или условными знаками. Это
характерно для неграмотных людей, детей,
некоторых народностей, например
американских индейцев, некоторых
северных народностей. Иногда такой
способ коммуникации признается самым
эффективным в некоторых службах, например
УВД, где достаточно скрупулезно
конструируются различные типы запрещающих
или разрешающих знаков. Испытуемому не
дается никаких ограничений по поводу
полноты и содержания образа так же, как
и по поводу используемых материалов:
цвета, размера, времени.

Материал:
чистый лист бумаги, один простой или
несколько цветных карандашей.

Описание:
после инструкции испытуемому зачитывают
слова с интер­валом не менее 30 секунд.
Перед каждым словом или словосочетанием
называется его порядковый номер, а затем
дается время на его изображение. Каждое
слово или словосочетание должно отчетливо
произноситься во избежание просьб о
повторении.

В
ходе выполнения задания написание
отдельных букв или слов испы­туемому
не рекомендуется. Скорость и качество
выполнения не должны его беспокоить.
Пока испытуемый рисует, ему можно
задавать вопросы типа: «Что Вы рисуете?»,
«Как это поможет Вам вспомнить слово?»
Ответы испытуемого заносятся в протокол
(см. таблицу 16).

Воспроизведение
испытуемым словесного материала
осуществляется
не
ранее, чем через 40–60 минут. По прошествии
времени испытуемому предъявляются его
рисунки с просьбой вспомнить соответствующие
слова, ответы фиксируются.

Инструкция:
«Я буду называть тебе слова, а ты, чтобы
лучше их запомнить, делай небольшой
рисунок. Скорость рисования и качество
рисунка пусть тебя не беспокоят. Главное,
чтобы ты, глядя на свой рисунок, смог
потом назвать, какие слова предлагались
для запоминания».

Варианты набора слов и словосочетаний

Набор
1

1.
Веселый праздник.

2.
Тяжелая работа.

3.
Развитие.

4.
Вкусный ужин.

5.
Смелый поступок.

6.
Болезнь.

7.
Счастье.

8.
Разлука.

9.
Дружба.

10.
Темная ночь.

11.
Сердитая учительница.

12.
Беззубый дед.

Набор
2

1.
Глухая старуха.

2.
Война.

3.
Строгая учительница.

4.
Голодный человек.

5.
Богатство.

6.
Слепой мальчик.

7.
Девочке холодно.

8.
Мысль.

9.
Больная женщина.

10.
Справедливость.

11.
Веселая компания.

12.
Обман.

Таблица 16

История олимпийских пиктограмм: как дизайнеры преодолели языковой барьер |
Искусство и культура

Пиктограммы Олимпийских игр в Токио в 1964 году, разработанные Кацуми Масару (изображение: Виртуальный музей Олимпийских игр)

Из всех случаев, когда графическая коммуникация необходима для преодоления языковых барьеров, Олимпийские игры являются если не самым важным, то, вероятно, самым заметным.Мы принимаем маленькие изображения пловцов и спринтеров как определенный аспект олимпийского дизайна, но пиктограммы были изобретением середины 20-го века — впервые использовались, фактически, в последний раз, когда Лондон принимал игры, в 1948 году (были сделаны некоторые пиктографические жесты. на Берлинских играх 1936 года, хотя их след в международной памяти исчез из-за их связи с идеологией Третьего Рейха).

Лондонские пиктограммы 1948 года были не столько системой коммуникации, сколько серией иллюстраций, изображающих каждый из соревновательных видов спорта, а также соревнование искусств, которое существовало с 1912 по 1952 год и включало архитектуру, литературу, музыку, живопись и скульптуру.В 1964 году игры в Токио подняли дизайн пиктограмм на новый уровень, создав полную систему типографики, цветов и символов, которая будет применяться на олимпийских коммуникационных платформах.

В статье по истории олимпийского дизайна и национальной истории Джилли Трагану, доцент The New School, пишет:

Поскольку Япония не приняла принципы международных дорожных знаков, представленные на Женевской конференции Организации Объединенных Наций в 1949 году и принятые большинством европейских стран, графические дизайнеры рассматривали Олимпийские игры как возможность установить более унифицированный и понятный на международном уровне символический язык. по всей стране.Именно в этом направлении, в поисках универсально понятных визуальных языков, пиктограммы ( ekotoba , по-японски, слово, использовавшееся до создания пиктограмм) были впервые разработаны для Олимпийских игр, в то же время олицетворяя Барона. Стремление де Кубертена к универсализму … Основная задача японской команды дизайнеров 1960-х годов заключалась в том, чтобы избавить японские визуальные языки от традиционных традиций, присоединившись к абстрактным, не иконическим принципам современного движения, которые также оказались более подходящими для выражения нового корпоративного стиля. идентичности послевоенной Японии.

Японская система пиктограмм была задумана командой дизайнеров во главе с Кацуми Масару и частично вдохновлена ​​разработкой языка дизайна, которая происходила в Вене под руководством Отто Нейрата и Герда Арнца. Нейрат и Арнц известны созданием изотипа, ранней (и все еще актуальной) инфографической формы.

Пиктограммы Олимпийских игр 1968 года в Мексике, разработанные Лэнсом Вайманом (изображение: Виртуальный музей Олимпийских игр)

Простота и стандартизация языка изотипов более полно вошли в арену олимпийских пиктограмм с Олимпийскими играми 1972 года в Мюнхене, но между ними были игры 1968 года в Мексике, где, как выразился критик дизайна Стивен Хеллер, графический язык встретился с традиционными мексиканскими формами народного искусства. и психоделия оп-арта 60-х годов.Пиктограммы для игр 1968 года были разработаны Лэнсом Вайманом, американским графическим дизайнером, который также создал карту метро Вашингтона, округ Колумбия, которая используется до сих пор, а также дизайны для различных отделений Смитсоновского института.

Пиктограмма Otl Aicher, созданная для Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года, напечатанная на спичечном коробке (flickr: toby__)

В 1972 году немецкий дизайнер Оли Айхер преобразовал олимпийские пиктограммы в лаконичную и понятную систему, которую большинство людей сегодня считают символами игр.Португальский профессор дизайна Карлос Роза написал в своей книге Pictografia Olímpica :

.

нарисовал обширную серию пиктограмм на модульной сетке, разделенной горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. Очень хороший пример немецкой холодной геометрии, которая превратилась в полный стандартизированный визуальный язык, поскольку все его рисунки разрабатывались под строгим математическим контролем. Пиктограммы Айхера стали неизбежной вехой в разработке пиктографических систем.

Слегка модифицированные версии (а в некоторых случаях точные копии) дизайнов Айхера использовались на последующих Олимпийских играх в качестве стандарта универсального визуального языка, хотя в начале 1990-х годов некоторые дизайнеры начали отходить от упрощенного стандарта, добавляя украшения, которые ссылались на культура города, в котором проходили игры. Сиднейские игры разыграли бумеранг, изображения Пекина были неопределенно каллиграфическими, и в этом году, когда игры возвращаются к тому месту, где пиктограммы впервые вошли в обычное олимпийское использование, визуальный язык Лондона 2012 года использует два подхода: набор простых силуэтов для утилитарные коммуникационные цели и более «динамичная» альтернативная версия для использования в декоративных приложениях.

Пиктограмма Лондон 2012, установленная на стене (flickr: World of Good)

Разработанные фирмой с соответствующим универсальным названием SomeOne, изображения переходят от изотипа к иллюстрации, передавая движение и эмоции через цвет и ощущение рисования от руки. Карлос Роза задается вопросом в своем эссе: «Если пиктограммы имеют абстрактные характеристики, будет ли ориентация для многих посетителей нарушена?»

Не теряется ли польза от визуальной коммуникации, когда мы вновь добавляем очевидную сложность человеческой интерпретации? Он предполагает, что мобильные гаджеты и цифровые технологии могут устранить необходимость в явных пиктографических указаниях, и в этом случае искусное самовыражение и культурный колорит могут вернуться в смесь.В период с настоящего момента до 2016 года приложения и GPS будут все лучше и лучше сообщать нам, где мы находимся и куда идти, а это означает, что дизайнеры, которые, скорее всего, уже были задействованы в разработке олимпийского языка в Рио-де-Жанейро, могут иметь больше творческих лицензий, чем их предшественники последних 60 лет.

Пиктограммы Отля Айхера в форме граффити

,

Список пиктограмм на китайском языке

Китайские пиктограммы наглядно изображают предметы, которые они представляют, и являются наиболее оригинальной формой формирования характера. В этом посте вы можете получить список пиктограмм с картинками, показывающими эволюцию персонажа.

Пиктограммы — одна из шести различных форм формирования иероглифов (называемых 六 书) в китайском языке, и они являются самой важной основой для всех остальных символов. Некоторые из них служат семантическими компонентами для образования символов, некоторые служат фонетическими компонентами, а другие могут служить как семантическими, так и фонетическими компонентами.

Особенности пиктограмм

1. Китайские пиктограммы яркие и наглядные

китайских пиктограмм были созданы на основе реальных изображений предметов, таких как дождь, 鸟 птица, 手 рука, 人 человек, 水 вода, 目 глаз, 日 солнце, 鱼 рыба, 羊 овца и т. Д. через различные эволюции на протяжении долгой истории Китая мы все еще можем найти значительное сходство между нынешней формой письма пиктограммы и изображением, которое она обозначает.

2.Пиктограммы не являются рисунками

Пиктограммы упрощены с рисунков и остаются основными характеристиками рисунков, и они являются символическими.

3. Большинство пиктографических знаков состоят из одноэлементных знаков

Несмотря на то, что некоторые пиктографические символы превратились в многокомпонентные символы, большинство из них являются одноэлементными символами, что означает, что их нельзя разделить на два или более символа, например, 我, 日 , 山 , 鸟 ,羊 , 土 , 雨 , 手 , 耳 , 肉 , и так далее.

Список пиктограмм на китайском языке

丫 丰 乌 丹 册 乐 了 丁 不
丑 丏 业 丙 乙 乞 八
勺 勿 匕 卜 刀 龟 兔
儿 兕 兢 于 互 900 云 23 900兽 几 凡 卯 卵 冉 网 冏 力
出 函 人 仓 介 以 侯 入 升
午 克 亢 亥 交 亨 京 亭
反 若 蓑 大 夭 夫
干 工 巨 巫 弓 弗 弟
己 已 彘 巾 帚 带 帝 口 吕
向 周 黾 马 门 它 宫 寅 女
山 尸 居 才 土 堆
囟 舜禽 弋 孑 子
孔 贝 焉 燕 车 歹 斗 方
戈 戉 户 火 斤 毛 木
来 果 某 牛 气 犬
易 水 氏永 泉 瓦
文 心 牙 爻 月 胃 能
爵 爪 登 瓜 禾 秃
秋 秫 龙 矛 皿 母 目 眉
鸟 石 磬 甲玄
率 穴 窗 用 甫 玉 臣 蜀 而
耳 缶 虎 臼 肉 舍
西 要 行 竹 自 辰
豆 角 身 豕 象 24 齿
鱼 雨 雷 隹 革 鬼 韭 面 首
鬯 高 鬲 黄 鹿 鼎 鼠 页 衣

羊 舌 琴 止 老 久 王

Как упоминалось выше, некоторые пиктографические символы превратились в многокомпонентные символы (составные символы), в некоторых словарях они классифицируются как непиктографические символы.

Ссылки :

汉字 六 书

Связанные

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *