Метод обучения представляет собой: Метод обучения в педагогике: раскрытие понятия

Содержание

Методы обучения ℹ️ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС


В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально. 


Классификация методов обучения в педагогике


Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.


Словесные


Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.


Наглядные


Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. 


Условно наглядные варианты можно подразделить на:


  • применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;


  • использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;


  • видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.


Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.


Практические


Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. 


К примерам реализации вовлечения относятся:


  • тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;


  • игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.


Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.


Современные методы обучения и преподавания


Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.


Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.


Деловая игра


Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.


У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.


Учебная игра


Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. 


К базовым принципам учебной игры относятся:


  1. Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.


  2. Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.


  3. Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.


Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.


Метод погружения


Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.


Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.


Метод опережающего обучения


Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:


  • комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;


  • использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;


  • перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;


  • сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.


Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.


Эвристический метод


Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.


Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.


Метод синектики


Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя. 


Методы обучения по ФГОС


Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.


Пассивные


Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.


Активные и интерактивные


Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.


Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС. 


Кейс-метод


В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке. 


Метод проектов


Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.



Эвристический


В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.


Проблемный


В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.


Исследовательский


В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению. 


Модульного обучения


В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП


Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.


Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.


Метод обучения в педагогике, определение

Реализация образовательно-воспитательного процесса требует адекватного использования совокупности методов обучения. В современной научной литературе существует несколько подходов к пониманию метода обучения.

Подходы к дефиниции и пониманию сущности метода обучения

Метод обучения представляет собой упорядоченную деятельность педагога и обучающихся, направленную на достижение поставленных дидактических целей, решение актуальных педагогических задач.

Определение 1

Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач; искусство педагога направлять мысли обучающегося в нужное русло; систему алгоритмизированных логических действий, позволяющих добиться нужного результата.

В ситуации, когда понятие метода относится к деятельности педагога, говорят о методах преподавания; в случае отнесения термина к деятельности обучающихся речь идет о методах учения. Совокупность методов преподавания и методов учения представляет собой методы обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура метода обучения

Определение 2

В структуре методов выделяются приемы – элементы, составляющие метода, разовые действия, отдельные тактики в процессе реализации или модификации метода.

Кроме того, в структуре метода выделяют объективную и субъективную составляющие. Объективная выступает независимой от личности педагога, его субъективных личностных характеристик, отражает общие для всех дидактические закономерности, принципы и правила, постоянные цели и задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности педагога и обучающихся, конкретной педагогической ситуации.

Наличие в структуре метода объективной, постоянной, общей для всех составляющей позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, конструировать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию совокупности определенных методов. В свою очередь, наличие субъективного в структуре метода позволяет реализовать творческое начало педагога, повысить кретивность процесса обучения.

Проблемы классификации методов обучения

Многосторонный, многоаспектный характер метода приводит к существенным трудностям в процессе создания классификации. Под классификацией методов обучения понимают упорядоченную по определенному признаку систему методов.

Одна из наиболее древних классификаций методов обучения основывается на критерии учета источников знаний. В наиболее общем виде источники знаний представлены практикой, словом, наглядностью, книгой. В последние годы в качестве источника знаний в педагогике успешно функционируют информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Соответственно, все методы обучения могут быть классифицированы на наглядные, практические, словесные, методы работы с книгой, методы работы с ИКТ.

В современной педагогической науке широко используется классификация методов на основании характера мыслительной активности обучающихся. На основании данного критерия можно выделить следующие типы методов обучения:

  • информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • эвристический, частично поисковый;
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Указанная классификация составлена на основании градации повышения активности обучающегося в процессе познания, реализации образовательно-воспитательной деятельности.

Замечание 1

Таким образом, в современной педагогической науке представлены различные подходы к пониманию методов обучения, их классификации. В наиболее общем виде данная категория представляет собой алгоритмизированные тактики достижения поставленной цели, что обуславливает высокую актуальность их применения в процессе обучения.

Методы обучения в педагогике

Классификация методов обучения

Замечание 1

Успех обучения зависит в первую очередь от используемых методов обучения.

Определение 1

Метод обучения представляет собой систему поэтапных и взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся, направленную на достижение определенных дидактических задач.

Выделяют несколько методов обучения:

  • практические,
  • наглядные,
  • словесные,
  • опыты и эксперименты,
  • моделирование,
  • игровые методы.

Практические методы

К практическим методам можно отнести упражнения, схемы, иллюстрации, познавательные игры. Данный метод лучше других приучает ребенка к добросовестному выполнению заданий. У детей в результате использования данного метода формируется привычка правильно организовывать трудовой процесс, который базируется на осознании цели предстоящей работы, анализе задач и условий их решения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых материалов, тщательном контроле качества выполняемой работы, анализе и выводах.

Основным из практических методов является упражнение, то есть планомерное, организованное, повторяющееся выполнение действий для овладения целью упражнения или повышения качества.

Готовые работы на аналогичную тему

Дидактические игры прекрасно сочетаются с учением. Включение игровых моментов в процесс обучения делает его интересным, занимательным, создает рабочее настроение у детей, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра – это могущественный рычаг умственного развития детей.

Наглядные методы

К наглядному методу относится демонстрация и наблюдение. Наглядность способствует прочному запоминанию. Наглядные методы можно применять на любых этапах педагогического процесса. Они обеспечивают образное, всестороннее восприятие, служат опорой для развития мышления.

Особенно наглядные методы важны в дошкольном возрасте, когда основными формами мышления являются наглядно-образная и наглядно-действенная, а понятийная форма мышления в этом возрасте проявляется только в простейших формах.

Наглядность должна отражать реальную окружающую действительность, соотноситься с уровнем развития ребенка, по содержание и оформлению быть высокохудожественной.

Определение 2

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.

С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами.

В обучении используются наблюдения различного типа:

  • за изменением объектов;
  • распознающего характера;
  • репродуктивного характера.

Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды:

  • кратковременные;
  • длительные.

Словесные методы

К словесным методам обучения относятся объяснение, чтение, беседа, рассказ.

Эффективность методов этой группы имеет зависимость от культуры речи педагога, от общего уровня его образности, эмоциональной выразительности и доступности его объяснений для детского понимания.

Опыты и эксперименты

Метод опытов и экспериментов подразумевает воздействие обучаемого на объект для познаний его свойств и связей. Опыты и эксперименты бывают нескольких видов:

  • демонстрационные, когда педагог самостоятельно проводит опыт и демонстрирует его ученикам;
  • фронтальные, при которых объекты эксперимента находятся у детей.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.

Замечание 2

Экспериментирование является методом обучения, если используется для передачи ученикам новых знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, но само решение ребенку предстоит найти самостоятельно.

Базой познавательной активности детей в экспериментировании являются возникающие противоречия между уже сложившимися знаниями и навыками и новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникают в процессе экспериментирования. Источником познавательной активности служит преодоление этого противоречия.

Моделирование

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Мышление ребенка при использовании этого метода развивают при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для него форме скрытые свойства и связи определенного объекта.

Основой метода моделирования является принцип замещения, когда реальный предмет замещается другим предметом, изображением или условным знаком.

Методы и способы обучения

Сущность и педагогическое значение методов и способов обучения

Определение 1

Метод обучения – это способ организации коллективной учебной деятельности педагога и учащихся, направленной на достижение целевого назначения образования и задач обучения, воспитания и развития.

Способ обучения – это прием, входящий в структуру метода обучения, направленный на обеспечение функционирования отдельной стадии, части образовательного процесса.

Метод обучения является более масштабным и значимым по своему содержанию и значению. Он состоит из совокупности способов обучения, и его реализация зависит от эффективности применения каждого из них.

Замечание 1

Спецификой способов обучения является то, что они могут принимать участие в реализации разнородных методов обучения.

В зависимости от конкретной педагогической ситуации, поставленной цели и задач, методы и способы обучения могут осуществлять подмену друг друга. Один и тот же метод обучения у различных преподавателей и воспитателей может содержать неодинаковые способы и средства обучения. Метод обучения не является лишь комплексом взаимодействующих способов обучения, хотя, по своей структуре он представляет собой совокупность способов обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Ступени исторического развития методов обучения

Как и сама педагогическая наука и образовательная система, методы обучения являются сложной категорией, прошедшей долгий путь исторического формирования и развития. Постепенная модернизация и совершенствование методов обучения обусловлено историческим и культурным развитием общества. Каждая ступень социального развития определяет особенности методов, которые активно используются в процессе обучении. Это связано с тем, что по мере развития производства и появления новых средств и орудий труда происходят изменения в понимании и значении научного педагогического знания, меняются цели и задачи образования, углубляется его содержание, что в итоге приводит к изменению средств и ресурсов, используемых в образовательной сфере, а затем и методов обучения.

Можно выделить следующие ступени в развитии методов обучения:

  1. Преобладание репродуктивного метода обучения, происходящего стихийным образом. Это период раннего общественного развития. Обучение в этот период строилось на основе копирования детьми поведения взрослых, их действий и поступков. Повторяя те действия, которые взрослые выполняли в быту, дети обучались различным навыкам, связанным с добыванием пищи, разжиганием огня, сооружения хижин, шитья одежды, изготовления домашней утвари и т. д.
  2. Развитие словесных методов обучения. Они появляются в период перехода образования на новый уровень – открытие школ. Обучение в этот период осуществлялось на основе словесной передачи информации педагога детям. Постепенно слово приобретает значение основного информационного источника. С помощью него происходило взаимодействие между педагогом и учащимися. Этот метод обучения развивался и получил более расширенное применение. Знания оформлялись посредством письменного текста в книгах, летописях и передавались последующим поколениям.
  3. Развитие догматических методов обучения. Они возникают в период средневековья, когда религиозные верования занимали приоритетное место в образовательной сфере. В основу обучения по догматической методике были положены библейские писания. Впоследствии этот метод развился и представлял собой обучение на основе постановки вопросов и предоставленяи готовых ответов на них.
  4. Наглядные методы обучения. Они завоевали популярность в период великих географических открытий, когда словесные методы становятся малоэффективными. Требовалось развивать практические навыки, умения применять теорию в реальной жизни, ввиду чего возникли такие методы, как эксперимент, наблюдение, упражнение.
  5. Эвристические методы обучения. Эти методы относились к разновидности словесных, но были ориентированы на учет индивидуальной специфики качеств учащихся, их стремлений и потребностей, развитие навыков самостоятельности и саморазвития.
  6. Практические методы обучения. Они появляются в период развития концепции деятельностного обучения. Предполагалось, что ознакомление с теорией не приносит должного познавательного эффекта без ее практической реализации. Трудовой деятельности, самостоятельному выполнению упражнений отводилась приоритетная роль.
  7. Исследовательские методы обучения. Развивались на базе практических методов. Развитие навыков самостоятельности позволяло начать применять собственный опыт для решения проблем, поиска путей достижения, поставленных целей и задач образования.
  8. Методы проблемного обучения. Эти методы базируются на постановке проблемы и ее самостоятельном разрешении учащимися.
  9. Методы развивающего обучения. Они связаны с развитием личностно-ориентированного подхода в образовании. В этот период, личность ребенка и ее развитие ставятся на приоритетное место в учебно-воспитательном процессе. Он организуется с учетом индивидуальной специфики развития личности и направлен на формирование и развитие основных свойств личности, необходимых для ее продуктивной и оптимальной жизнедеятельности.

Разновидности методов, получивших активное использование в обучении

В образовательной сфере находит применение большое количеству самых разнообразных методов и способов обучения. Все они могут разделятся по множеству оснований, с учетом разных признаков и особенностей.

Методы обучения могут разделяться на активные и пассивные, исходя из степени проявления активности учащимися. Активные методы связаны с практической самостоятельной деятельностью учащихся, а пассивные с усвоением теоретической информации.

В зависимости от источника получения знаний выделяют три группы методов:

  1. Словесные – устное или печатное слово.
  2. Наглядные – демонстрация наглядных образцов, предметов, наблюдение за процессами и явлениями.
  3. Практические – реальная деятельность учащихся, направленная на развитие определенных умений и способностей.

В зависимости от дидактической цели обучения методы бывают:

  1. Методы получения новых знаний;
  2. Методы развития практических навыков;
  3. Методы практического использования знаний;
  4. Методы сохранения, закрепления и контроля знаний и умений.

В данной классификации основное место отводится целевому назначению учебно-воспитательного процесса.

Это далеко не все возможные варианты классификации методов обучения. Их подразделение и применение зависит от множества факторов: целей и задач обучения на текущем этапе общественного развития, мастерства педагога, его творческих навыков, уровня развития учащихся, программы конкретного учебного заведения.

Словесный метод обучения — это: определение, синтезирование различных словесных методов обучения

Методам, от которых зависит успешность работы не только ученика, но и преподавателя, посвящено немало исследований как в теоретической части, так и в методиках преподавания различных образовательных предметов.

Несмотря на все труды, проблема методов обучения не только в теории обучения, но и практической деятельности остается очень актуальной и порождает острые споры ученых.

Их можно объяснить попытками перейти от практических описаний определенных элементов к обоснованию системы методов обучения и разъяснения их сути на основании раскрытия природы метода обучения.

Понятие, классификация и характеристика словесных методов обучения

Методы обученияМетоды обучения

Современная педагогика — очень сложная наука

В педагогике нашего времени существует большое количество методов обучения.

Важное место среди них занимают именно словесные методы, так как слово играет главную роль в процессе обучения.

Именно с помощью слова мы выражаем наши знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Однако для того, чтобы посредством слова отображать действительности, им необходимо правильно пользоваться.

Особенно огромное значение это положение имеет для работы в школе, где слово является важнейшим средством воздействия на учеников.

Словесные методы занимают основополагающее место во всей системе методов образовательного процесса. Также в науке были периоды, когда они являлись единственным способом передачи знаний.

В настоящее время словесные методы нередко считают устаревшими и неактивными.

Определение метода обучения является очень сложным, но большинство ученых считают метод обучения способом организации учебно-познавательной работы учащихся.

Во время обучения методы выступают как последовательные способы взаимодействия учителя с учениками, целью которой является достижение определенных учебно-воспитательных идей.

Классификация методов обученияКлассификация методов обучения

Методы обучения делятся по категориям

На данный период существует классификация методов по категориям:

  1. По источнику информации (словесные, практические, наглядные).
  2. По поисковой работе.
  3. По использованию логико-психологических операций.
  4. По структуре содержания материала.

С данной точки зрения любой метод обучения содержит в себе обучающую деятельность учителя и организацию учебно-познавательной работы учеников.

Подробное рассмотрение словесных методов обучения

Слово считается доступным и самым распространенным инструментом обучения. Если учитель умеет пользоваться словом, то самые сложные термины и понятия будут ясны школьникам.

Благодаря слову преподаватель вызывает в сознании учеников яркие воспоминания прошлого, картины будущего и настоящего. Словесные методы обучения особенно важны на первом этапе образовательного процесса.

Ведь в начале обучения дети еще не могут хорошо пользоваться книгой, поэтому слово – это единственный способ познания мира. К словесным методам обучения относятся:

  1. Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).
  2. Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).
  3. Работа с книгой.

Данные методы необходимы для передачи информации, но во время беседы, рассказа либо лекции можно не только передавать информацию, но и давать ответы на вопросы учеников, а продуманными заранее вопросами возможно вызвать активную мыслительную деятельность школьников.

Также словесные методы можно подразделить на группы:

  1. Устные методы (используются преподавателем во время лекций, семинаров, консультаций, а также позволяют более понятно разъяснить учебный материал).
  2. Письменные (письменная речь лишена своевременного получения обратной связи от учеников, но скорость передачи информации у нее намного выше).
  3. Монологические (зачастую используется учителем на лекциях).
  4. Диалогические (данная группа опирается на диалогическое взаимодействие учеников и учителя либо дискуссию между учениками).

Особенности отдельных словесных методов:

  1. Рассказ. Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. Учитель как художник обрисовывает словами живые образы реальности, но рассказ может содержать в себе компоненты обобщений. Продолжительность рассказа не должна превышать 20 минут. Зачастую рассказ применяется в младших классах и его содержание не ограничивается только лишь учебником. Обычно учитель включает в рассказ жизненные примеры, цитаты из различных произведений. Рассказ предполагает повышенную эмоциональность и красочность мимики от преподавателя.
  2. Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.
  3. Инструктаж. Инструктажем считается разъяснение течения предстоящей деятельности, приёмов выполнения упражнений, предостережение от возможных ошибок. Различия объяснения от инструктажа в том, то инструктаж более практичен, конкретен и краток. Виды инструктажа: вводный, текущий (фронтальный и индивидуальный), заключительный.
    Особенности методовОсобенности методов

    Работа с книгой занимает важное место в обучении

  4. Лекция. Данный вид словесного метода обучения является наиболее сложным, в его основе лежат несколько ведущих идей или проблем. Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала. Положения, выдвигаемые в лекциях, всегда обосновываются практическим материалом, а также научными данными. Лекция бывают: вводные, итоговые, текущие, обзорные. Устное изложение знаний помогает учителю пробуждать мысли и чувства учеников, поэтому данный вид вносит в процесс обучения хороший эмоциональный настрой.
  5. Беседа. Беседа является вопросительно – ответным методом обучения, то есть синтезируется слово ученика и учителя. Беседы бывают следующих видов: вводные, повторные, закрепляющие, учетные и заключительные. Вводная беседа предполагает у учеников наличие определенных знаний, повторная беседа нацелена на воспроизведение уже пройденного учебного материала, закрепляющая – укрепление знаний, учетная – проверка и оценивание знаний, заключительная – подведение итогов и обобщение изученного материала. Эффективность данного вида словесного метода обучения зависит от умения учителя правильно сформулировать вопросы, также определить их логическую поэтапность и правильно преподнести их учащимся.
  6. Работа с книгой. По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.

Работа с книгой опирается на воображение и мышления учеников.

Общее и различия в словесных методах обучения

Словесные методы обучения

Общее

Различия

Дискуссия

Словесный обмен информацией, который происходит между учителем и учениками.

Активация интеллектуального интереса учеников и привлечение их к обсуждению, интересующих вопросов.

Лекция

Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала, точное описание трудных систем, явлений и предметов. Имеет более жесткую организацию, логику изложения учебного материала, отличается обширностью сообщаемого материала и систематичностью освещения различных научных тем.

Рассказ

Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала.

Объяснение

Словесное толкование уникальных свойств, закономерностей и правил при использовании вычисления, наблюдения.

Беседа

Метод, с помощью которого осуществляется процесс побуждения учеников к обсуждению и актуализации уже известных им знаний.

Словесные методы обучения: плюсы и минусы

Словесные методы предполагают огромные требования к речи не только учителя, но и учеников. Речь преподавателя — это главное оружие педагогического и психологического воздействия, а также это еще и пример для учеников.

Плюсы методовПлюсы методов

Речь преподавателя должна являться примером

В словесной речи учителей всегда присутствует воспитательная направленность.

То есть одновременно с передачей учебного материала могут решаться задачи обучения.

Плюсы словесных методов обучения:

  1. Словесные методы обучения способствуют развитию мышления, речи и памяти у учащихся, также словесные методы являются более эмоциональными, экспрессивными и интересными, поэтому весь изложенный материал будет усваиваться учениками лучше.
  2. Использование словесных методов в процессе обучения позволяет в короткий период времени передать объемную информацию, решить поставленные перед учениками проблемы и задачи. Слово активирует воображение, память и чувство не только школьников, но и студентов, именно поэтому огромное место в процессе обучения университетов занимают лекционные занятия.

Минусом словесных методов обучения является то, что данные методы требуют большое количество времени.

Также могут содержать элемент риска, так как во время неправильного ответа одного из учеников ответ может фиксироваться в памяти, как плохой пример.

Методы обучения, существующие на данный момент

В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.

Современные методыСовременные методы

Педагоги постоянно ищут новые и новые методы

В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:

  • в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора;
  • последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат;
  • реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности;

Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:

  1. Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
  2. Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.

Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.

Синтезирование различных методов обучения

В контексте постоянно изменяющейся, то есть инновационной, деятельности изменяется не только система образования, но и растет роль преподавателя.

Учитель должен не только обучать, но поддерживать ребенка в трудных ситуациях, а также способствовать его успехам. Исходя из этого, на данный момент развивается активное обучение. Активным обучением называют направление в современной педагогике.

Это проблема искания методов активации учебной и познавательной деятельности учеников, то есть активное обучение подразумевает активизацию учебного процесса с помощью комплексного, синтезированного использования различных методов обучения.

К словесным методам активного обучения относятся не имитационные: проблемные лекции, тематические дискуссии, педагогические игровые упражнения, эвристическая беседа. Они предусматривают собой первичные знания.

Синтезирование классических методов и занятий с применением словесных методов активного обучения:

  1. Классический – лекция (изложение любой научной темы) занятие с применением активного обучения – представление объекта, явления либо же события. Описание и раскрытие предмета, а также социальное применение в реальной жизни человека.
  2. Классический – семинар (занятие в форме обсуждения заранее подготовленных сообщений по определенной теме) — занятие с применением активного обучения – сюжетная игра, то есть прописанная заранее роль главных героев: определение себя в социальных и общественных отношениях.

Рассмотрев как классические словесные методы обучения, так и современные можно сделать выводы, что на данном этапе образовательного процесса словесные методы обучения занимают важное место, так как это является самым эффективным, доступным и распространенным методом.

Успешность обучения во время применения словесных методов зависит от умения школьников воспринимать содержимое учебного материала в вербальной форме.

По сравнению с другими методами обучения словесные более требовательны к учащимся, так как их речь должна быть культурной, грамотной и образной.

Вэтом видео вы узнаете об интерактивных методах обучения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Методы и стратегии обучения: полное руководство

Guide to Teaching Methods and Strategies
Написано доктором Крисом Макдональдом, проверено командой EducationCorner.com

Вы выполнили свою курсовую работу. Обучение студентов закончилось. Вы надели фуражку и мантию, пересекли сцену, улыбнулись с дипломом и пошли домой заполнять заявку за заявкой. Внезапно вы стоите в том, что будет вашим классом на следующий год, и после того, как волнение от украшения утихает, и вы начинаете планировать урок, вы начинаете замечать, что все ваши уроки выполняются одинаково, только с использованием другого материала.Но это то, что вы знаете и чему вас учили, так что продолжайте. Через некоторое время вашим ученикам станет скучно, и вам тоже. Должно быть что-то не так, потому что это не то, что вы представляли себе в обучении. Там есть.

Выяснить, как лучше всего донести информацию до учащихся, иногда бывает даже труднее, чем то, через что они проходят, пытаясь понять, как они лучше всего учатся. Причина в том, что каждый учитель нуждается в разнообразных методах преподавания в своей теоретической учебной сумке, из которых можно извлечь, в зависимости от урока, учеников и вещей, столь же кажущихся незначительными, как время в классе и предмет.Использование этих различных методов обучения, основанных на теории различных стилей преподавания, не только поможет учителям полностью раскрыть свой потенциал, но, что более важно, привлечь, мотивировать и охватить учащихся в своих классах, будь то лично или онлайн.

Методы обучения

Методы обучения или методология — это более узкая тема, потому что она основана на теориях и педагогической психологии. Если у вас есть педагогическая степень, вы, скорее всего, слышали такие имена, как Скиннер, Выготский, Гарднер, Пиаже и Блум.Если их имена не вызывают доверия, вам определенно следует узнать их теории, которые стали методами обучения. Ниже приведены наиболее распространенные теории обучения.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это теория, согласно которой каждый учащийся — это, по сути, «чистый лист», который нужно начинать с эмоций. На сайте говорится, что люди реагируют на стимулы, реакции, а также на положительное и отрицательное подкрепление. Теория обучения называет наиболее популярных теоретиков, приписывающих эту теорию, Ивана Павлова, которого многие люди могут знать по его экспериментам с собаками.Он провел эксперимент с собаками: когда он звонил в колокольчик, собаки реагировали на раздражители; затем он применил эту идею к людям. Другими популярными теоретиками в области образования, которые были частью бихевиоризма, были Б.Ф. Скиннер и Альберт Бандура.

Социальная когнитивная теория

Социально-когнитивная теория обычно обсуждается на уровне раннего детства, потому что она связана с критическим мышлением, и, согласно Эдвину Пилу, написанному для Британской энциклопедии , самой большой концепцией является идея игры.Хотя Бандура и Лев Выготский также внесли свой вклад в когнитивную теорию, по словам доктора Нормана Херра из Калифорнийского государственного университета, самым популярным и первым теоретиком когнитивизма является Пиаже.

Есть четыре этапа теории когнитивного развития Пиаже, созданной им в 1918 году. Каждая стадия коррелирует с развитием ребенка от младенчества до подросткового возраста.

Первая стадия, называемая сенсомоторной стадией, наступает от рождения до 18 месяцев.Причина, по которой это считается когнитивным развитием, заключается в том, что мозг буквально растет благодаря исследованиям, таким как скрип рогов, обнаружение себя в зеркалах или вращающихся вещей, которые щелкают по коврику или ходункам; формирование привычки спать с определенным одеялом; рефлексы, такие как тереть глаза при усталости или сосать палец; и начинаю расшифровывать голосовые тона.

Вторая стадия, или предоперационная стадия, происходит в возрасте от 2 до 7 лет, когда малыши начинают понимать и соотносить символы вокруг себя, задавать много вопросов и начинать строить предложения и разговоры, но у них еще не сформировалась перспектива, поэтому сочувствие еще не существует, говорится на сайте.Это стадия, когда дети склонны выпаливать честные заявления, обычно ставя своих родителей в неловкое положение, потому что они сами не понимают цензуры.

В возрасте от 7 до 11 лет дети начинают решать проблемы, могут разговаривать о вещах, которые им интересны, лучше понимают логику и развивают сочувствие на этапе конкретной операции.

Заключительный этап, называемый формальным операционным этапом, хотя по определению заканчивается в возрасте 16 лет, может продолжаться и дальше.Он включает в себя более глубокое мышление и абстрактные мысли, а также вопросы не только о том, что есть вещи, но и о том, почему они популярны, говорится на сайте. Часто люди, вступающие в новые этапы своей жизни, такие как школа, колледж или даже брак, проходят через элементы теории Пиаже, поэтому стратегии, основанные на этом методе, применимы на всех уровнях образования.

Теория множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта гласит, что людям не нужно быть умными в каждой дисциплине, чтобы считаться умными на бумажных тестах, но что люди преуспевают в различных дисциплинах, что делает их исключительными.Созданный в 1983 году бывший директор школьного округа Скрэнтон в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, создал восемь различных интеллектов, хотя с тех пор обсуждались вопросы о добавлении двух других, но, согласно сайту, это еще не сделано официально. Первоначальные восемь — музыкальные, пространственные, лингвистические, математические, кинестетические, межличностные, внутриличностные и натуралистические, и у большинства людей преобладает интеллект, за которым следуют другие. Музыкальный интеллект для тех, кто склонен к музыке с помощью инструментов, вокала, имеет идеальный слух, умеет читать ноты или может легко создавать музыку.Пространственный интеллект — это способность видеть что-то и переставлять или представлять это по-другому, тогда как талант к языку, письму или заядлые читатели обладают лингвистическим интеллектом. Кинестетический интеллект относится к пониманию того, как тело работает анатомически или атлетически, а натуралистический интеллект — это понимание природы и элементов экосистемы.

Последний разум имеет отношение к личным взаимодействиям. Внутриличностный интеллект — это вопрос познания самого себя, своих ограничений и своего внутреннего «я», в то время как межличностный интеллект — это знание того, как обращаться с множеством других людей без конфликтов и не зная, как их разрешить, говорится на сайте.В Скрэнтоне, штат Пенсильвания, до сих пор есть начальная школа, названная в честь их когда-то директора.

Конструктивизм

Конструктивизм — еще одна теория, созданная Пиаже, которая используется в качестве основы для многих других образовательных теорий и стратегий, поскольку конструктивизм ориентирован на то, как люди учатся. В этой теории Пиаже утверждает, что люди учатся на собственном опыте. Они лучше всего учатся через активное обучение, связывают его со своими предыдущими знаниями и затем усваивают эту информацию по-своему.Эта теория породила идеи обучения, ориентированного на учащихся, в отличие от обучения, ориентированного на учителя.

Универсальный дизайн для обучения

Последний метод — это универсальный дизайн для обучения , который изменил определение образовательного сообщества с момента его создания в середине 1980-х годов Дэвидом Х. Роузом. Эта теория фокусируется на том, как учителям нужно разрабатывать свои учебные программы для своих учеников. Эта теория действительно получила распространение в США в 2004 году, когда она была представлена ​​на международной конференции, и он объяснил, что эта теория основана на нейробиологии и на том, как мозг обрабатывает информацию, выполняет задачи и увлекается образованием.Теория, известная как UDL, выступает за представление информации множеством способов, чтобы дать возможность различным учащимся понять информацию; представление учащимся нескольких оценок, чтобы показать, что они узнали; и учиться и использовать собственные интересы учащихся, чтобы мотивировать их учиться, говорится на сайте. Эта теория также обсуждала внедрение технологий в класс и способы обучения студентов в эпоху цифровых технологий.

Стили обучения

Из каждой педагогической теории учителя извлекают и разрабатывают множество различных стилей или стратегий обучения.Преподаватели должны иметь большой и разнообразный арсенал стратегий, которые можно использовать еженедельно и даже ежедневно, чтобы наладить взаимопонимание, удерживать студентов и даже не давать инструкторам скучать с их собственным материалом. Они могут быть применимы ко всем уровням обучения, но необходимо адаптировать их к возрасту и уровню развития учащегося.

Дифференцированное обучение — одна из самых популярных стратегий обучения, что означает, что учителя корректируют учебную программу для урока, блока или даже всего семестра таким образом, чтобы все учащиеся по-разному вовлекали всех, согласно главе 2 книги Учебное пособие Процесс и концепции в теории и практике Джелала Акдениза.Это означает постоянное изменение стилей преподавания, чтобы соответствовать не только материалу, но, что более важно, ученикам, исходя из их стилей обучения.

Стили обучения — это способы, которыми учащиеся учатся лучше всего. По словам Акдениза, наиболее популярными типами являются визуальный , аудио, кинестетический и чтение / запись , хотя другие включают глобальный как еще один тип обучаемого. Некоторым они могут показаться очевидными. Ученики, обучающиеся наглядно, лучше всего учатся, наблюдая за инструкциями или демонстрациями; аудиообучающимся необходимо услышать урок; кинестетики обучаются на практике или учатся на практике; лучше всего читать / писать учащимся, читая учебники и делая заметки; по данным Библиотеки Конгресса, учащимся со всего мира нужен материал, который можно применить в их реальной жизни.Инструкторам доступно множество занятий, которые позволяют ученикам узнать, что они за ученики. Как правило, у студентов есть основной стиль, который занимает второе место, что позволяет им лучше усваивать определенный способ, но они также могут изучать материал дополнительным способом. Согласно Акденизу и Библиотеке Конгресса, когда преподаватель знает своих учеников и какие типы учеников находятся в их классе, они могут дифференцировать свои инструкции и задания для этих типов обучения.

Узнайте больше о разных стилях обучения.

При преподавании нового материала любому типу учащихся важно использовать стратегию под названием scaffolding . Согласно статье Джерри Вебстера, строительные леса основаны на предварительных знаниях студента и построении урока, раздела или курса из самых фундаментальных элементов, и с каждым шагом усложняют информацию. Чтобы строить хорошие леса, учитель должен лично интересоваться своими учениками, чтобы узнать не только их предыдущие знания, но и свои сильные стороны.Это позволит инструктору основывать новую информацию на своих сильных сторонах и использовать положительное подкрепление, когда при использовании нового материала допущены ошибки.

В преподавании существует неудачная концепция под названием «учить до середины», когда преподаватели ориентируют свои уроки на средние способности учеников в их классе, оставляя медленных учеников разочарованными и сбитыми с толку, а ученикам выше среднего — разочарованием и скукой. Это часто приводит к тому, что ученики низшего и высшего уровня получают низкие баллы, а учитель не понимает, почему.По словам автора и преподавателя Джулианы Финеган, средством от этого является стратегия под названием смешанное обучение , в которой дифференцированное обучение проводится одновременно в классе, чтобы охватить всех учащихся. По словам Финегана, для того, чтобы добиться успеха в смешанном обучении, учителям снова необходимо знать своих учеников, как они учатся, их сильные и слабые стороны. Смешанное обучение может включать в себя объединение нескольких стилей обучения в один урок, например, чтение лекций из PowerPoint — без чтения информации на слайдах — что включает в себя мультфильмы и музыкальные ассоциации, пока у студентов есть распечатки.Лекция может включать примеры из реальной жизни и рассказы о том, с чем столкнулся преподаватель и с чем могут столкнуться студенты. Этот пример включает четыре стиля обучения и пропускает кинестетику, но последующая деятельность может быть исключительно кинестетической.

Огромный компонент смешанного обучения — это технологии. Согласно Библиотеке Конгресса, технологии позволяют студентам устанавливать свой собственный темп и получать доступ к нужным и нужным им ресурсам в зависимости от их уровня понимания. Его можно использовать в образовании тремя различными способами, включая очное, синхронное или асинхронное.Технология, используемая с учеником в классе, когда учитель может отвечать на вопросы, находясь в физическом присутствии ученика, называется лицом к лицу. Согласно Библиотеке Конгресса, синхронное обучение — это когда учащиеся изучают информацию в режиме онлайн, а учитель живет с ними одновременно в режиме онлайн, но через чат или программу видеоконференцсвязи, такую ​​как Skype или Zoom. Наконец, асинхронное обучение — это когда студенты проходят курс или элемент курса онлайн, например, тест или задание, поскольку оно вписывается в их собственное расписание, но учитель не находится в сети с ними в то время, когда они завершают или отправляют работу.Учителя по-прежнему доступны через асинхронное обучение, но обычно через электронную почту или запланированную встречу в чате, сообщает Библиотека Конгресса.

Последняя стратегия, которую предстоит обсудить, на самом деле включает в себя несколько стратегий обучения, так что это почти как смешанное обучение. Он начинается с концепции, которая имеет множество ярлыков, таких как обучение, ориентированное на учащегося, педагогика, ориентированная на учащегося, и преподаватель как наставник, но все они означают, что преподаватель вращает уроки вокруг учащихся и обеспечивает участие учащихся в процессе обучения. , известное как активное обучение, согласно порталу обучения.В этой модели учитель является просто фасилитатором, что означает, что они создали урок, а также структуру для обучения, но учащиеся сами становятся учителями или создают свои собственные знания, сообщает портал обучения. По словам автора Сары Санчес Алонсо из Центра преподавания и обучения Йельского университета, инструктор перемещается по комнате, работая один на один в качестве ресурса, наставника или гида. Для того, чтобы это работало хорошо, а преподаватели добивались успеха один на один и планировали эти уроки, важно, чтобы они нашли время, чтобы узнать историю своих учеников и предыдущие знания, иначе это может закончиться бесполезным упражнением, Алонсо сказал.Некоторые виды деятельности, которые могут использовать учителя, — это объединение учащихся в группы и назначение каждому учащемуся роли в группе, создание приятелей по чтению или литературных кружков, создание игр из материала с индивидуальными досками, создание различных станций в классе для разных уровней навыков или интерес к уроку или поиск способов заставить учащихся встать со своих мест и двигаться, предлагает Fortheteachers.org.

Есть так много разных методологий и стратегий, которые помогут стать эффективным инструктором.Постоянная тема во всем этом состоит в том, чтобы учитель нашел время, чтобы узнать своих учеников, потому что им это небезразлично, а не потому, что они должны. Когда инструктор знает истории, стоящие за учениками, они могут разработать уроки, которые будут более увлекательными, значимыми и более эффективными, поскольку они были разработаны с учетом интересов учеников. В Интернете и от издателей учебников есть множество готовых уроков, заданий и тестов, которые может использовать любой учитель. Но вам нужно решить, хотите ли вы быть оригинальным учителем, оказывающим значительное влияние на ваших учеников, или заранее подготовленным учителем, который ученик должен пройти.

Читайте также:
— Руководство по смешанному обучению
— Руководство по совместному обучению
— Перевернутая стеклянная направляющая
— Руководство по обучению на основе игр
— Геймификация в образовательном руководстве
— Руководство по целостному образованию
— Руководство Maker Education
— Персонализированное учебное руководство
— Руководство по обучению на основе места
— Руководство по обучению на основе проектов
— Строительные леса в образовательном руководстве
— Руководство по социально-эмоциональному обучению

,

5 лучших методов обучения в образовании

Различные методы обучения очень важны для каждого учителя. Учитель может совместно работать с людьми с разными навыками; которые обязательно должны проводиться в классе. Методы обучения разнообразны, где учитель может установить процедуры учебной деятельности. Ниже приведены некоторые важные методы обучения, которым вы должны следовать.

Разговорный метод .

Это так называется, потому что обучение принимает форму разговора, при этом урок лишается своей обычной формальности и становится просто приятной беседой о вещах.Учитель играет роль отзывчивого друга и старается, чтобы дети чувствовали себя как дома. Он свободно и непринужденно говорит, подсказывает то или иное, дает необходимую информацию; но он делает это при отсутствии какого-либо очевидного желания наставлять, так что дети забывают, что их учат, и не считают обучение утомительным занятием. Их поощряют говорить без принуждения, заявлять о том, что они знают, и задавать любые вопросы, которые им нравятся; в то же время учитель направляет их мысли и внимание, задает им частые вопросы и действительно направляет работу во всех точках.

Спонтанность, простота, нестандартность и приятность метода делают его особенно подходящим для занятий с маленькими детьми. Для старших учеников это очень приятное отличие от обычного рутинного обучения в школе; и более или менее его часто можно с успехом вводить в предметные уроки и другие подобные занятия. Однако для того, чтобы добиться результата, необходимы некоторые навыки и рассудительность.

Много хороших примеров «разговорного метода» можно найти в книгах, особенно в некоторых из лучших сборников рассказов для детей; но мы должны быть начеку против этого фиктивного разговорного плана, который можно найти в обычных «книгах вопросов и ответов».В них нет истинного диалога; отсутствует вся яркость, свобода и естественность разговора; и информация представлена ​​полностью искусственным и часто помпезным образом, что столь же непохоже на умелое руководство ребенка думать и открывать для себя, насколько это вообще возможно. Называть метод в таком случае «сократическим», как это делают некоторые авторы этих книг, было бы абсурдным, сравнимым только с невежеством, проявленным в таком утверждении.

Метод имеет преимущество! за пределами простого обучения.Ребенку придется занять свое место в обществе, и ему важно уметь правильно говорить, а также слушать. План должен вызывать у ребенка любовь к знаниям и должен научить ребенка передавать информацию другим людям легко и правильно. «Разговор, — говорит Бэкон, — делает человека готовым». Однако со стороны учителя необходима некоторая осторожность, чтобы не допустить случайного отклонения от предмета, опрометчивых заявлений или самонадеянной напористости.

(2) Эмпирические методы.

Эмпирический метод — это метод, полностью основанный на практическом опыте, метод, который, как было установлено, дает ответ в результате реальной работы и принят просто как удобное «практическое правило», без каких-либо усилий, чтобы узнать, почему он успешен, или обнаружить причину. пределы его применения. Такие методы, хотя и не основаны на научных знаниях, могут быть достаточно правильными при правильном применении и в данных обстоятельствах могут дать хороший результат; но поскольку их основные принципы не понятны тем, кто их применяет, они имеют тенденцию становиться механическими и часто используются в неподходящих случаях.Большой недостаток методов, применяемых неразумным образом, заключается в том, что они не отвечают требованиям успешного интеллектуального обучения из-за отсутствия различения, необходимого для внесения многочисленных небольших модификаций, которые обязательно потребуются в обучении.

Необходимость в наши дни в быстром обучении наших детей, чтобы они могли получить все возможное за короткий период школьной жизни, обязывает учителя применять те методы, которые лучше всего соответствуют требованиям конкретного случая.Процесс «проб и ошибок», когда мы пытаемся понять план за планом до тех пор, пока не будет обнаружен успех, а затем слепо следовать ему, принес свое дело. Однако педагогическая наука еще в значительной степени находится в зачаточном состоянии, и мы никоим образом не настолько уверены в своей основе, чтобы давать нам право осуждать все методы, не основанные на научных законах. Фактически, эмпирические методы часто заслуживают тщательного изучения и могут помочь учителю открыть новые полезные образовательные принципы.

(3) Метод проявления.

Под этим обычно понимается метод, в котором существенной особенностью является прямое упражнение способностей ребенка с определенной целью и таким образом, чтобы они могли развиваться естественным образом. Природа и способности ребенка тщательно учитываются на каждом этапе, и обучение корректируется соответствующим образом; пробуждается ментальное действие, в значительной степени обращаются к чувствам, новые истины вырастают из старых, и, насколько это возможно, учеников побуждают открывать факты для себя, а учитель играет роль наставника и интерпретатора.Этот метод основан на психологических принципах, а не на чисто эмпирических процессах.

В несколько более узком смысле термин «развивающийся» иногда применяется к любому методу обучения, проводимому в соответствии с общепризнанными принципами и по большей части проводящемуся индуктивно, так что урок естественным образом разрастается вовне и на каждом этапе дает тренировку как а также информация. «Развивающийся метод» был результатом реакции, начатой ​​такими людьми, как Песталоцци, против искусственных методов и узких целей того времени; и в первую очередь был разработан в виде схемы и применен к учебным процессам в Германии, главным образом, Гербартом и его последователями.По сути, это тот же метод, который некоторые французские писатели называют «методом Оантло».

(4) Сравнительный метод.

Это скорее вспомогательный метод, который следует использовать в сочетании с другими, когда от его использования будет получена какая-либо выгода, чем метод, достаточно полный и далеко идущий в своем применении, чтобы его можно было использовать постоянно. Отличительной чертой этого метода, как следует из его названия, является сопоставление одной вещи или ряда фактов рядом с другой и их тесная связь.Его значение должно быть расширено, чтобы охватить контраст или отметку различий, а также фактическое сравнение или обнаружение точек согласия.

Рассмотрение двух вещей бок о бок значительно усиливает впечатление, производимое деталями каждого из них. Их простая смежность наводит на размышления; и в то же время острое наблюдение и тщательное различение, необходимые для выявления их сходств и расхождений, оказывают величайшее содействие в представлении фактов определенными и точными и сами по себе являются очень полезным обучением.Возможно, это станет более понятным, если вспомнить, что различение различий и обнаружение сходства были даны как два из трех фундаментально различных свойств интеллектуального действия.

Там, где он может быть разумно использован, сравнительный метод имеет наибольшую ценность и заслуживает гораздо более широкого использования, чем кажется в настоящее время. Этот процесс почти всегда интересен детям, возбуждает их любопытство и поддерживает их активность, если их побуждают, как и должно быть, открывать для себя моменты.Этот метод часто бывает полезен в таких предметах, как история, география и естествознание; и везде, где факты нужно преподавать индуктивно, это, естественно, играет важную роль.

,

Метод обучения

Методы обучения лучше всего сформулировать, ответив на вопросы: «Какова цель образования?» и «Каковы наилучшие способы достижения этих целей?». На протяжении большей части доисторического периода методы обучения были в основном неформальными и заключались в том, что дети имитировали или моделировали свое поведение на поведении своих старших, обучаясь через наблюдение и игру. В этом смысле дети — ученики, а старший — учитель. Учитель создает материалы курса для обучения, а затем применяет их.Педагогика — это обычно другой способ, которым учитель может учить. Это искусство или наука быть учителем, обычно относящиеся к стратегиям обучения или стилю обучения. Ресурсы, которые помогают учителям лучше преподавать, обычно представляют собой план урока или практические навыки, связанные с обучением и мышлением. Учебная программа часто устанавливается правительством с точными стандартами. Эти стандарты могут часто меняться в зависимости от того, что заявляет правительство.

Разнообразие в обучении в классе

Для эффективного обучения учитель должен усвоить хороший метод.У учителя есть много вариантов при выборе стиля обучения. Учитель может составить собственные планы уроков, позаимствовать планы у других учителей или найти планы уроков в Интернете или книгах. Решая, какой метод обучения использовать, учитель должен учитывать исходные знания учащихся, среду и цели обучения. Учителя знают, что ученики учатся по-разному, но почти все дети хорошо отзываются на похвалу. У студентов есть разные способы восприятия информации и демонстрации своих знаний.Учителя часто используют методы, которые подходят для разных стилей обучения, чтобы помочь учащимся запоминать информацию и укреплять понимание. Используются различные стратегии и методы, чтобы обеспечить всем учащимся равные возможности для обучения. План урока может быть выполнен несколькими способами: задавая вопросы, объясняя, моделируя, сотрудничая и демонстрируя.

Опрос

Метод обучения, включающий вопросы, аналогичен тестированию. Учитель может задать ряд вопросов, чтобы собрать информацию о том, что ученики узнали и чему нужно учить.Тестирование — еще один метод допроса. Учитель проверяет ученика на том, чему его учили ранее, чтобы определить, усвоил ли ученик материал. Стандартизированное тестирование есть почти в каждой средней и старшей школе. (например, выпускной экзамен Огайо (OGT), квалификационный тест, вступительные испытания в колледж (ACT и SAT)). Перед этим мы должны научить, как задавать вопросы. Если вопрос правильный, то этот метод будет эффективным.

Объяснение

Другой метод обучения — это объяснение.Эта форма похожа на лекцию. Лекция — это преподавание, выступление с речью, выступление с речью на определенный предмет, открытый для публики, обычно проводимый в классе. Это также может быть связано с демонстрацией и моделированием. Учитель может использовать эксперименты для демонстрации в классе естественных наук. Демонстрация — это обстоятельство, позволяющее убедительно доказать, например, путем аргументации или представления доказательств. Моделирование используется как наглядное пособие для обучения. Студенты могут визуализировать объект или проблему, а затем использовать рассуждения и гипотезы для определения ответа.

Демонстрация

Демонстрации проводятся для того, чтобы дать возможность изучить новые исследования и задачи визуального обучения с другой точки зрения. Демонстрации можно проводить несколькими способами.

Совместная работа

Работа учащихся в группах — еще один способ, которым учитель может обеспечить соблюдение плана урока. Совместная работа позволяет учащимся разговаривать друг с другом и выслушивать все точки зрения при обсуждении или задании. Это помогает студентам мыслить беспристрастно.При выполнении этого плана урока учитель может пытаться оценить урок работы в команде, лидерских навыков или представления ролей.

Обучение через обучение (немецкий: LdL)

Обучение через обучение — широко распространенный метод в Германии, разработанный Жан-Полем Мартином. Учащиеся берут на себя роль учителей и учат своих сверстников.

Древнее образование

Около 3000 г. до н.э., с появлением письма, образование стало более осознанным или саморефлексивным, со специальными занятиями, требующими определенных навыков и знаний о том, как быть писцом, астрономом и т. Д.

Философия Древней Греции привела к тому, что вопросы метода обучения вошли в национальный дискурс. В своей «Республике» Платон описывает систему обучения, которая, по его мнению, приведет к идеальному состоянию. Платон в своих «Диалогах» описывает метод Сократа.

С тех пор многие педагоги, в том числе римский педагог Квинтилиан, стремились найти конкретные интересные способы побудить учащихся использовать свой интеллект и помочь им учиться.

Средневековое образование

Коменский в Богемии хотел, чтобы все мальчики и девочки учились.В своем «Мире в картинках» он дал первый яркий иллюстрированный учебник, в котором было много того, что дети будут знакомы в повседневной жизни, и использовать его для преподавания академических предметов, которые им необходимо знать. Рабле описал, как студент Гаргантюа узнал о мире и о том, что в нем.

Намного позже Жан-Жак Руссо в своей книге «Эмиль» представил методику обучения детей элементам науки и многому другому. В нем он, как известно, избегает книг, говоря, что мир — это книга.Итак, Эмиля вывели в лес без завтрака, чтобы узнать стороны света и положение солнца, когда он шел домой, чтобы поесть.

Был также Иоганн Генрих Песталоцци из Швейцарии, методология которого во время наполеоновской войны позволила детям-беженцам из класса, который считался необучаемым, учиться — и любить учиться. Он описывает это в своем отчете об образовательном эксперименте в Станце. Он считал, что ключ к обучению детей — это их любовь, но его метод, хотя и переданный им позже в школе для педагогов, которую он основал, считался «слишком непонятным, чтобы его учили сегодня».Одним из результатов был, когда он спрашивал: «Дети, вы хотите узнать больше или пойти спать?» они бы ответили: «Узнай больше!»

20 век

В 20 веке философ и основатель культа Эли Сигель, который считал, что все дети одинаково способны учиться, независимо от этнического происхождения или социального класса, заявил: «Цель любого образования — как мир, познав его «. Это цель, которая подразумевалась предыдущими педагогами, но в этом принципе она осознана.Основываясь на этом принципе, учителя, преимущественно из Нью-Йорка, обнаружили, что студенты изучают учебную программу с таким рвением, которое Песталоцци описывает своим ученикам в Станце столетия назад.

Многие современные философии преподавания нацелены на выполнение предписаний учебной программы, основанной на Специально разработанном академическом обучении на английском языке (SDAIE). Возможно, качества учебной программы SDAIE столь же эффективны, если не больше, для всех «обычных» классных комнат.

Некоторые важные идеи в сегодняшней образовательной среде включают:
* Учебные леса
* Графические органайзеры
* Стандартизированное тестирование

По словам доктораШейх Имран, методика преподавания в образовании — это новая концепция в учебном процессе. Новые методы, задействованные в процессе обучения: телевидение, радио, компьютер и т. Д.

Другие преподаватели считают, что использование технологий, хотя и в некоторой степени облегчает обучение, не заменяет метод обучения, который вызывает критическое мышление и желание учиться. Другой современный метод обучения — это исследовательское обучение и связанная с ним наука, основанная на запросах.

Элвис Х.Боствик недавно завершил количественное исследование доктора Черри «Междисциплинарный эффект практических занятий на науку», трехлетнее исследование 3920 учащихся средней школы и их успеваемость по математике, естественным наукам, чтению и общественным наукам, полученным в штате Теннесси. Городская школа Нэшвилла с демографической точки зрения считается городской, и ее можно сравнить со многими городскими школами в национальном и международном масштабе. В этом исследовании студенты разделились на основании того, были ли у них на руках подготовленные учителя в течение трехлетнего периода, рассматриваемого в исследовании.Студенты, у которых в течение одного или нескольких лет работал преподаватель естественных наук, имели статистически более высокие результаты стандартизированных тестов по естествознанию, математике и общественным наукам. За каждый дополнительный год обучения под руководством опытного учителя оценки учащихся повышались.

ee также

* педагогическая психология
* образовательная философия
* план урока
* учитель
* обучение через преподавание (LdL)
* ‘101’ как метод обучения философии

Внешние ссылки

* Http: // newali.apple.com/ali_sites/ali/exhibits/1000328/] Информационный сайт, использующий несколько методов обучения для планирования в классе
* [ http://newali.apple.com/ali_sites/ali/exhibits/1000328/Demonstrations.html ] Информационный сайт, использующий демонстрацию в классе
* [ http://www.teachshare.org/ ] TeachShare — это онлайн-сообщество учителей (также известное как проект Community Curriculum Project), которое помогает учителям развивают свою педагогическую практику посредством совместного использования ресурсов уроков

Ссылки =

* Эверетт Дин Мартин, «Значение либерального образования», Нортон, 1926.
* Пол Монро, «Учебник по истории образования», Macmillan, 1915.
* Гилберт Хигет, «Искусство обучения», Knopf, 1950.
* [ http: //www.AestheticRealism. org / Education_link.htm «Метод обучения эстетическому реализму». , ]
* Палмер, Паркер. Педагогическая практика: методы обучения.
* Учителя Digital Edge, сертифицированные Национальным советом. Методы обучения: демонстрации.
* Либерман, Энн. «Педагогическое лидерство». Калифорния: Джосси-Басс, 2004

Фонд Викимедиа.2010.

.

Полный список методов обучения

USD complete list of teaching methods

Независимо от того, работаете ли вы педагогом, готовитесь начать свою первую преподавательскую работу или планируете свою мечту о карьере в классе, тема методов обучения означает для разных людей много разных вещей.

Ваши индивидуальные подходы и стратегии к передаче знаний вашим ученикам и вдохновению их к обучению, вероятно, основаны на вашем академическом образовании, а также на ваших инстинктах и ​​интуиции.

Независимо от того, приходите ли вы к вашим предпочтительным методам обучения: органически или активно изучаете теорию образования и педагогику, может быть полезно иметь в вашем распоряжении исчерпывающие практические знания о различных методах обучения.

Методы обучения: не такие простые, как ABC

Подход, ориентированный на учителя, против подхода, ориентированного на ученика. Высокотехнологичные и низкотехнологичные подходы к обучению. Перевернутые классы, дифференцированное обучение, обучение на основе запросов, индивидуальное обучение и многое другое.

Есть не только десятки методов обучения, которые необходимо изучить, но также важно понимать, как они часто пересекаются или взаимосвязаны. Один чрезвычайно полезный взгляд на этот вопрос предлагает веб-сайт Teach.com, ориентированный на преподавателей.

«Теории обучения можно разделить на четыре категории на основе двух основных параметров: подход, ориентированный на учителя, и подход, ориентированный на учащихся, и использование высокотехнологичных материалов против использования низкотехнологичных материалов», — говорится в информативном Teach.com, в которой представлены различные влиятельные методы обучения:

Подход к обучению, ориентированный на учителя
Учителя выступают в качестве наставников / авторитетных лиц, которые доставляют знания своим ученикам посредством лекций и прямого обучения и стремятся измерить результаты посредством тестирования и оценивания. Этот метод иногда называют «мудрецом на сцене».

Подход к обучению, ориентированный на учащихся
Учителя по-прежнему являются авторитетной фигурой, но могут действовать в большей степени как фасилитаторы или «помощники», поскольку учащиеся берут на себя гораздо более активную роль в процессе обучения.В этом методе учащиеся учатся и постоянно оцениваются по таким видам деятельности, как групповые проекты, портфолио учащихся и участие в классе.

Высокотехнологичный подход к обучению
От устройств, таких как ноутбуки и планшеты, до использования Интернета для связи учащихся с информацией и людьми со всего мира, технологии играют все более важную роль во многих современных классах. В высокотехнологичном подходе к обучению учителя используют множество различных технологий, чтобы помочь ученикам в обучении в классе.

Низкотехнологичный подход к обучению
Очевидно, что у технологий есть свои плюсы и минусы, и многие учителя считают, что низкотехнологичный подход лучше позволяет им адаптировать образовательный опыт к различным типам учащихся. К тому же, хотя навыки работы с компьютером сегодня, несомненно, необходимы, их необходимо уравновесить с учетом потенциальных недостатков; например, некоторые утверждают, что чрезмерное использование функций проверки орфографии и автозамены может препятствовать, а не укреплять навыки правописания и письма учащихся.

[СВЯЗАННО] Образовательно-развлекательная программа в классе: как технологии меняют правила игры >>

Углубляясь в пересечение между различными типами методов обучения, мы подробнее рассмотрим три метода обучения, ориентированных на учителя, и пять популярных подходов, ориентированных на учащихся.

Методы обучения [Ориентированы на учителя]

Прямое обучение (Низкие технологии)
В рамках модели прямого обучения — иногда описываемой как «традиционный» подход к обучению — учителя передают знания своим ученикам в основном через лекции и составленные по сценарию планы уроков, без учета предпочтений учеников или возможностей для рук -на или другие виды обучения.Этот метод также обычно является низкотехнологичным, поскольку он полагается на тексты и книги, а не на компьютеры или мобильные устройства.

Перевернутые классы (высокие технологии)
Что, если бы учащиеся выполняли «классную» часть своего обучения дома, а «домашнее задание» — в классе? Это упрощенное описание подхода с перевернутой аудиторией, когда ученики смотрят или читают уроки на компьютерах дома, а затем выполняют задания и выполняют упражнения по решению проблем в классе.

Кинестетическое обучение (низкотехнологичное)
В модели кинестетического обучения учащиеся выполняют физические упражнения, а не слушают лекции или смотрят демонстрации. Кинестетическое обучение, при котором движение и креативность важнее технологических навыков, чаще всего используется для дополнения традиционных типов обучения — теория состоит в том, что ученики должны делать, создавать или создавать что-то, упражняя различные обучающие мышцы.

Методы обучения [ориентированные на учащихся]

Дифференцированное обучение (низкотехнологичное)
Вдохновленное Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями 1975 года (IDEA), принятым для обеспечения равного доступа к государственному образованию для всех детей, дифференцированное обучение представляет собой практику развития понимания того, как каждый ученик учится лучше всего , а затем адаптировать инструкцию к индивидуальным потребностям учащихся.

В некоторых случаях это означает индивидуальные образовательные программы (IEP) для учащихся с особыми потребностями, но сегодня учителя используют дифференцированное обучение для связи со всеми типами учащихся, предлагая варианты того, как учащиеся получают доступ к контенту, типы действий, которые они выполняют, чтобы освоить концепция, как оценивается обучение учащихся и даже как устроен класс.

Обучение на основе запросов (высокие технологии)
Вместо того, чтобы выступать в качестве единственной авторитетной фигуры, при обучении на основе запросов учителя предлагают поддержку и рекомендации, поскольку учащиеся работают над проектами, которые зависят от их участия в их проектах. собственное обучение.Разные студенты могут участвовать в разных проектах, разрабатывать свои собственные вопросы, а затем проводить исследования — часто с использованием онлайн-ресурсов — а затем демонстрировать результаты своей работы с помощью самодельных видеороликов, веб-страниц или официальных презентаций.

Экспедиционное обучение (низкотехнологичное)
Экспедиционное обучение основано на идее о том, что получение учащимися возможности выйти из класса в реальный мир имеет значительную образовательную ценность. Примеры включают поездки в мэрию или Вашингтон, округ Колумбия.C., чтобы узнать о работе правительства или выйти на природу, чтобы участвовать в конкретных исследованиях, связанных с окружающей средой. Технологии можно использовать для дополнения таких экспедиций, но основное внимание уделяется выходу в сообщество для получения практического опыта обучения.

Персонализированное обучение (высокие технологии)
При индивидуальном обучении учителя поощряют учеников следовать индивидуальным, самостоятельным планам обучения, основанным на их конкретных интересах и навыках.Поскольку оценка также адаптируется к индивидуальным особенностям, учащиеся могут продвигаться в своем собственном темпе, продвигаясь вперед или тратя дополнительное время по мере необходимости. Учителя предлагают некоторые традиционные инструкции, а также онлайн-материалы, а также постоянно следят за успеваемостью учеников и встречаются со студентами, чтобы внести любые необходимые изменения в свои планы обучения.

Игровое обучение (высокие технологии)
Студенты любят игры, и значительный прогресс был достигнут в области игрового обучения, которое требует от студентов умения решать проблемы, выполняя задания для достижения определенной цели.Для студентов этот подход сочетает в себе целевые учебные цели с увлечением зарабатыванием очков или значков, как в видеоигре. Для учителей планирование этого типа деятельности требует дополнительного времени и усилий, поэтому многие полагаются на программное обеспечение, такое как Classcraft или 3DGameLab, чтобы помочь учащимся максимизировать образовательную ценность, которую они получают в игровой среде обучения.

Как насчет смешанного обучения и UDL?

Смешанное обучение
Смешанное обучение — еще одна стратегия для учителей, стремящихся внести гибкость в свой класс.Этот метод в значительной степени опирается на технологии, при этом часть обучения проходит в режиме онлайн, а часть в классе с использованием более традиционного подхода, часто с использованием элементов подхода перевернутого класса, описанного выше. В основе смешанного обучения лежит философия, заключающаяся в том, чтобы найти время, чтобы понять стиль обучения каждого учащегося и разработать стратегии обучения каждого учащегося, добавив гибкости и выбора в свою учебную программу.

Универсальный дизайн для обучения (UDL)
UDL включает в себя обучение, ориентированное на учащихся, и «теорию множественного интеллекта», согласно которой разные учащиеся настроены на наиболее эффективное обучение разными способами (примеры этих «интеллектов» включают визуальный пространственный, логико-математический, телесно-кинестетический, лингвистический, музыкальный и др.). На практике это может означать, что некоторые студенты могут работать над писательским проектом, в то время как другие будут более вовлечены, если они создадут пьесу или фильм. UDL подчеркивает идею обучения каждого учащегося, включая учащихся с особыми потребностями, в общеобразовательном классе, создания сообщества и накопления знаний с помощью различных средств.

[СВЯЗАННЫЕ] Возможности карьерного роста расширяются, зарплаты повышаются с получением степени магистра образования >>

Методы обучения: от А до Я

В дополнение к множеству философских и педагогических подходов к обучению, классные педагоги сегодня используют разнообразные и иногда весьма творческие методы, включающие конкретные стратегии, подсказки и инструменты, которые не требуют особых объяснений.К ним относятся:

  • Запись на прием к студентам
  • Художественные проекты
  • Аудио уроки
  • Кресло авторское
  • Книжные отчеты
  • Доска объявлений
  • Мозговой штурм
  • Примеры из практики
  • Инструкция на доске
  • Класс проектов
  • Обсуждение в классе
  • Классный видеодневник
  • Пространства для совместного обучения
  • Создание фресок и монтажа
  • Тесты на текущие события
  • Дебаты
  • Отведенное тихое место
  • Дискуссионные группы
  • Сделай сам
  • Драматизация (пьесы, сценки и др.)
  • Развивающие игры
  • Образовательные подкасты
  • Очерки (описательные)
  • Очерки (Разъяснительные)
  • Очерки (повествовательные)
  • Эссе (убедительные)
  • Экспонаты и дисплеи
  • Изучите разные культуры
  • Экскурсии
  • Флэш-карты
  • Гибкое сиденье
  • Игровые планы обучения
  • Час гения
  • Групповое обсуждение
  • Приглашенные докладчики
  • Практические занятия
  • Индивидуальные проекты
  • Собеседование
  • Журнал
  • Лабораторные опыты
  • Контракты на обучение
  • Учебные станции
  • Лекции
  • Литературные кружки
  • Изготовление плакатов
  • Математические игры
  • Мок-соглашения
  • Мотивационные плакаты
  • Музыка других стран / культур
  • Устные отчеты
  • Панельные дискуссии
  • Партнерское обучение со сверстниками
  • Друзья по переписке
  • Фотография
  • Действия по решению проблем
  • Чтение вслух
  • Читательский театр
  • Чтение
  • Светоотражающая дискуссия
  • Научно-исследовательские проекты
  • Награды и признание
  • Ролевые игры
  • Школьные газеты
  • Научные выставки
  • Альбом для вырезок
  • Программы городов-побратимов
  • Орфографические пчелы
  • Рассказ
  • Студенческие подкасты
  • Студенческое портфолио
  • Студенческие презентации
  • Студенческие проекты
  • Дополнительные задания для чтения
  • Обсуждения на TED
  • Тимбилдинговые упражнения
  • Курсовые работы
  • Учебные задания
  • Think-tac-toe
  • Капсулы времени
  • Хронология
  • Использование общественных или местных ресурсов
  • Создание видео
  • Видеоуроки
  • Списки словаря
  • Веб-квесты
  • Стены слов
  • Рабочие тетради

Из любви к обучению

Итак, центр образовательной вселенной — учитель или ученик? Предлагает ли сильная опора на чудеса технологий более продуктивный образовательный опыт или более традиционный, менее технологичный подход — лучший способ помочь студентам преуспеть?

Подобные вопросы — пища для размышлений для преподавателей во всем мире, отчасти потому, что они побуждают к постоянным размышлениям о том, как существенно изменить жизнь своих учеников.

[СВЯЗАННЫЕ] Университет Сан-Диего Интернет, M.Ed. Программа предлагает 5 областей специализации >>

Готовы сделать следующий шаг в карьере?

СКАЧАТЬ НАШУ КНИГУ

9 главных причин получить степень магистра

Получить электронную книгу

USD complete list of teaching methods

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *