Место взаимодействия в структуре общения: Место взаимодействия в структуре общения

Содержание

Место взаимодействия в общей структуре общения — Студопедия.Нет

Интерактивная сторона общения характеризует те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Трудно развести понятия общения и взаимодействия. Некоторые авторы просто отождествляют их, интерпретируя как коммуникацию (как обмен информации). Другие говорят о самостоятельном существовании интерактивной стороны общения. В ходе взаимодействия происходит обмен не только информацией, но и действиями, включающий в себя:

1) учет планов, созревших в голове другого и сопоставление их с собственными планами;

2) анализ вклада каждого участника взаимодействия;

3) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Структура взаимодействия, виды и способы взаимодействия

В истории СП было несколько попыток описать структуру взаимодействия. Так, «теория действия» Парсона – индивидуальный акт действия раскладывается на элементы: деятель – другой – нормы – ценности – ситуация. Теория польского социолога Щепанського: центральным понятием социального поведения считаются социальные связи, которые осуществляются через пространственный контакт, психический (взаимная заинтересованность), социальное (совместная деятельность) взаимодействие.

Еще один подход представлен в трансактном анализе Э.Берна. предлагает регулировать действия участников через регулирование их позиций, учет характера ситуации и стиля взаимодействия. Взаимодействие эффективно, когда трансакции (родитель – взрослый — ребенок) совпадают. Второй показатель эффективности – это адекватное понимание ситуации.


(?)

Существует классификация видов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация – конкуренция.

Кооперация – это координация единичных сил участников, способствующая организации совместной деятельности (взаимопомощь, взаимовлияние). Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: это разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.

Конкуренция – препятствует организации совместной деятельности, может обладать и позитивными чертами (продуктивная конкуренция). Различают несколько степеней, отличающихся мерой мягкости – жесткости:

— соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет;

— соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим;

— конфронтация, когда со стороны одного участника возникает намерение нанести ущерб другому. Последняя степень может перерасти в конфликт.

Проблемы общения и деятельности. Общение как форма организации совместной деятельности

 Проблема общения является специфической проблемой отечественной СП. Содержание термина «общение» рассматривалось в русле теории деятельности, т.к. корни общения лежат в материальной жизнедеятельности индивида. В отечественной психологии принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде концепций Запада существует тенденция противопоставлению общения и деятельности.



В отечественной же психологии принимается идея единства общения и деятельности, т.к. общение понимается как реальность человеческих отношений и что оно включено в специфические формы совместной деятельности – люди всегда общаются в некоторой деятельности и по поводу нее. Однако характер связей между общением и деятельностью понимается по-разному. Ломов рассматривал их как две стороны социального бытия человека. Леонтьев и Ананьев понимают общение как определенную сторону деятельности, оно включено в любую деятельность и в то же время деятельность является условием общения.

Внутри этой т.з. можно выделить:

1) общение интерпретируется как особый вид деятельности, выступающий самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, напр. у дошкольников и подростков.

2) Общение – это один из видов деятельности, прежде всего речевой (Леонтьев).

 В широком смысле общение понимается как важнейшее условие присвоения человеком достижений человечества. Выделяют два повода для общения: ролевое и личностное. В практической деятельности человека главным является не то, каким образом общается субъект, а по поводу чего он общается.

Место взаимодействия в структуре общения.






Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

 

 

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий:

1) теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

 

2) Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Щепаньский, 1969. С. 84). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (Панферов, 1989).



3) еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися». Житейский пример приводится в следующей схеме .

Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Крижанская, Третьяков, 1990). Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов, 1972).




Второй показатель эффективности — адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А. А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Берн, 1988).

 

Типы взаимодействий.

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972. С. 270—271).

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

 

38. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе.

 

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиция, уровня развития и т.д.). (определение из словаря)

Марвин Шоу: всем группам присуще одно общее качество: их члены взаимодействуют друг с другом. Группа – коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга.

Джон Тернер: группы воспринимают себя как «мы» в отличие от всех остальных, воспринимаемых ими как «они».

 

Классификация групп:

 

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм, групповых процессов (универсальное определение, Г.М. Андреева).

Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

Состав малой гр.: в большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7. Идет спор о том, когда начинается группа, с «диады» или с «триады». «Верхний» предел тоже не определен однозначно. Дж. Миллер открыл «магическое число 7+-2, какое то время брали за основу это число. В настоящее время малой группой оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, Н: на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из 3 чел. и семьи, состоящие из 12 чел.

 





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту













Поиск по сайту:










1. Место взаимодействия в структуре общения

5

ОБЩЕНИЕ
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(интерактивная
сторона общения)

Интерактивная
сторона общения — это условный термин,
обозначающий ха­рактеристику тех
компонентов обще­ния, которые связаны
с взаимодействием людей, с непосредствен­ной
организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается
на основе некото­рой совместной
деятельности, то обмен знаниями и идеями
по поводу этой деятельности неизбежно
предполагает, что достигну­тое
взаимопонимание реализуется в новых
совместных попытках развить и организовать
деятельность. Участие
одновремен­но многих людей в этой
деятельности означает, что каждый
дол­жен внести свой особый вклад в
нее
,
что и позволяет интерпрети­ровать
взаимодействие
как организацию совместной деятельности.

В
ходе ее для участников чрезвычайно
важно не только обме­няться информацией,
но и организовать «обмен действиями»,
спла­нировать общую деятельность.
При этом планировании возможна такая
регуляция действий одного индивида
«планами, созревши­ми в голове другого»
(Ломов), которая и делает дея­тельность
действительно совместной, когда носителем
ее будет выступать уже не отдельный
индивид, а группа.

В
истории социальной психологии существовало
несколько попыток описать структуру
взаимодействий.

Попытку
структурного описания взаимо­действия
представляет транзактный
анализ

(Берн, 1988). С точки зрения транзактного
анализа каждый участник взаимодействия
в принципе может занимать одну из трех
позиций,
которые
условно можно обозна­чить как Родитель,
Взрослый, Ребенок
.
Эти позиции ни в коей мере не связаны
обязательно с соответствующей социальной
ро­лью: это лишь чисто психологическое
описание определенной стра­тегии во
взаимодействии (позиция Ребенка может
быть определе­на как позиция «Хочу!»,
позиция Родителя как «Надо!», позиция
Взрослого — объединение «Хочу» и
«Надо»). Взаимодействие эффективно
тогда, когда транзакции носят
«дополнительный» ха­рактер, т.е.
совпадают: если партнер обращается к
другому как Взрослый, то и тот отвечает
с такой же позиции. Если же один из
участников взаимодействия адресуется
к другому с позиции Взрос­лого, а тот
отвечает ему с позиции Родителя, то
взаимодействие нарушается и может
вообще прекратиться. В данном случае
тран­закции являются «пересекающимися».

Транзакции

Рд
Рд Рд Рд
Рд Рд

ВВ
В 
В В В

Рб
Рб Рб Рб
Рб Рб

Дополнительные
Пересекающиеся

Жена
обращается к мужу с информацией: «Я
порезала палец» (апелляция к Взрослому
с позиции Взрослого). Если он отвечает:
«Сейчас перевяжем», то это ответ также
с позиции Взрослого (I).
Если же следует сентенция: «Вечно у тебя
что-то случается», то это ответ с позиции
Родителя (II),
а в случае: «Что же я теперь должен
делать?», демонстрируется позиция
Ребенка (III).
В двух последних случаях эффективность
взаимодействия невелика. Аналогичный
подход предложен и П.Н. Ершовым, который,
обозначая позиции, говорит о возмож­ной
«пристройке сверху» и «пристройке
снизу» (Ершов, 1972).

Второй
показатель эффективности — адекватное
понимание
ситуации
(как
и в случае обмена информацией) и адекватный
стиль
действия
в
ней
.
В социальной психологии существует
много классификаций ситуаций
взаимодействия. Уже упоминалась
класси­фикация, предложенная в
отечественной социальной психологии
А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные,
предметно-ори­ентированные и
личностно-ориентированные ситуации).
Другие примеры приведены М. Аргайлом и
Э. Берном. Аргайл называет официальные
социальные события, случайные эпизодические
встречи, формальные контакты на работе
и в быту, асимметрич­ные ситуации (в
обучении, руководстве и пр.). Э. Берн
уделяет особое внимание различным
ритуалам, полуритуалам (имеющим место
в развлечениях) и играм (понимаемым
весьма широко, вклю­чая интимные,
политические игры и т.п.).

Каждая
ситуация диктует свой стиль поведения
и действий: в каждой из них человек
по-разному «подает» себя, а если эта
само­подача не адекватна, взаимодействие
затруднено. Если стиль сфор­мирован
на основе действий в какой-то конкретной
ситуации, а потом механически перенесен
на другую ситуацию, то, естествен­но,
успех не может быть гарантирован.
Различают три
основных стиля действий
:
ритуальный,
манипулятивный
и
гуманистический.
Ритуальный
стиль обычно задан некоторой культурой.
Например, стиль при­ветствий, вопросов,
задаваемых при встрече, характера
ожидаемых ответов. Так, в американской
культуре принято на вопрос: «Как дела?»
отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни
обстояли на самом деле. Для нашей культуры
свойственно отвечать «по существу»,
притом не стесняться негативных
характеристик собственного бытия («Ой,
жизни нет, цены растут, транспорт не
работает» и т.д.). Человек, привыкший к
другому ритуалу, получив такой от­вет,
будет озадачен, как взаимодействовать
дальше. Что касается использования
манипулятивного или гуманистического
стиля вза­имодействия, то это отдельная
большая проблема, особенно в прак­тической
социальной психологии.

Важно
сделать общий вывод о том, что расчленение
единого акта взаимодействия на такие
компоненты, как позиции участни­ков,
ситуация и стиль действий, также
способствует более тща­тельному
психологическому анализу этой стороны
общения, делая определенную попытку
связать ее с содержанием деятельности.

Взаимодействие в структуре общения

В социальной психологии существует специальный термин «интерактивная сторона общения», этим термином обозначаются те компоненты общения, которые относятся к совместному взаимодействию людей и организации их деятельности.  Логически достаточно легко прийти к тому выводу, что общение и взаимодействие людей это единые компоненты, но достаточно трудно разделить эти два понятия.

Некоторые из психологов рассматривают общение и взаимодействие как человеческую коммуникацию в узком смысле этого слова, то есть просто как  обмен информацией, другие считают, что эти два компонента относятся друг к другу как форма некоторого процесса и содержание этого процесса. В некоторых случаях считается, что они связанны между собой, но и в то же время самостоятельны, общения как коммуникация , взаимодействие как интеракция. Эти разногласия частично порождаются тем, что понятие «общение» понимается в некоторых случаях то в широком смысле, то в узком смысле этого слова.

Если рассматривать характеристику структуры общения с учетом того, что общение принимается в широком смысле этого слова, то есть как реалия общественных и межличностных отношений, и оно включает в себя коммуникацию как обмен информацией (в узком смысле), то вполне возможно допустить то, что взаимодействие предстает, как другая сторона общения, в отличие от коммуникативной стороны.

Что же является этой другой стороной? Любой коммуникативный процесс рождается в результате какой-то совместной деятельности, развитие этой деятельности предполагает обмен знаниями и различными идеями по поводу этой деятельности. Каждый участник совместной деятельности должен принимать участие в ней и вносить какие-то свои коррективы и вкладываться в нее.

Участники не только обмениваются информацией, но и организовывают и планируют совместные действия. Причем один индивид может регулировать своими планами действия другого индивида, в результате чего деятельность становится совместной или групповой.  

Из этого всего напрашивается вывод, что другая сторона общения, которая обозначается понятием «взаимодействие» – это фиксация не только обмена информацией меж индивидами, но и организация совместной деятельности.

Таким образом, мы можем исключить отрыв коммуникации от взаимодействия, но не можем их отождествить, так как коммуникация происходит в результате совместной деятельности, а этот процесс не возможен без обмена необходимой информацией.


1. Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивная
сторона общения — это условный термин,
обозначающий ха­рактеристику тех
компонентов обще­ния, которые связаны
с взаимодействием людей, с непосредствен­ной
организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается
на основе некото­рой совместной
деятельности, то обмен знаниями и идеями
по поводу этой деятельности неизбежно
предполагает, что достигну­тое
взаимопонимание реализуется в новых
совместных попытках развить и организовать
деятельность. Участие
одновремен­но многих людей в этой
деятельности означает, что каждый
дол­жен внести свой особый вклад в
нее
,
что и позволяет интерпрети­ровать
взаимодействие
как организацию совместной деятельности.

В
ходе ее для участников чрезвычайно
важно не только обме­няться информацией,
но и организовать «обмен действиями»,
спла­нировать общую деятельность.
При этом планировании возможна такая
регуляция действий одного индивида
«планами, созревши­ми в голове другого»
(Ломов), которая и делает дея­тельность
действительно совместной, когда носителем
ее будет выступать уже не отдельный
индивид, а группа.

В
истории социальной психологии существовало
несколько попыток описать структуру
взаимодействий.

Попытку
структурного описания взаимо­действия
представляет транзактный
анализ

(Берн, 1988). С точки зрения транзактного
анализа каждый участник взаимодействия
в принципе может занимать одну из трех
позиций,
которые
условно можно обозна­чить как Родитель,
Взрослый, Ребенок
.
Эти позиции ни в коей мере не связаны
обязательно с соответствующей социальной
ро­лью: это лишь чисто психологическое
описание определенной стра­тегии во
взаимодействии (позиция Ребенка может
быть определе­на как позиция «Хочу!»,
позиция Родителя как «Надо!», позиция
Взрослого — объединение «Хочу» и
«Надо»). Взаимодействие эффективно
тогда, когда транзакции носят
«дополнительный» ха­рактер, т.е.
совпадают: если партнер обращается к
другому как Взрослый, то и тот отвечает
с такой же позиции. Если же один из
участников взаимодействия адресуется
к другому с позиции Взрос­лого, а тот
отвечает ему с позиции Родителя, то
взаимодействие нарушается и может
вообще прекратиться. В данном случае
тран­закции являются «пересекающимися».

Транзакции

Рд
Рд Рд Рд
Рд Рд

ВВ
В 
В В В

Рб
Рб Рб Рб
Рб Рб

Дополнительные
Пересекающиеся

Жена
обращается к мужу с информацией: «Я
порезала палец» (апелляция к Взрослому
с позиции Взрослого). Если он отвечает:
«Сейчас перевяжем», то это ответ также
с позиции Взрослого (I).
Если же следует сентенция: «Вечно у тебя
что-то случается», то это ответ с позиции
Родителя (II),
а в случае: «Что же я теперь должен
делать?», демонстрируется позиция
Ребенка (III).
В двух последних случаях эффективность
взаимодействия невелика. Аналогичный
подход предложен и П.Н. Ершовым, который,
обозначая позиции, говорит о возмож­ной
«пристройке сверху» и «пристройке
снизу» (Ершов, 1972).

Второй
показатель эффективности — адекватное
понимание
ситуации
(как
и в случае обмена информацией) и адекватный
стиль
действия
в
ней
.
В социальной психологии существует
много классификаций ситуаций
взаимодействия. Уже упоминалась
класси­фикация, предложенная в
отечественной социальной психологии
А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные,
предметно-ори­ентированные и
личностно-ориентированные ситуации).
Другие примеры приведены М. Аргайлом и
Э. Берном. Аргайл называет официальные
социальные события, случайные эпизодические
встречи, формальные контакты на работе
и в быту, асимметрич­ные ситуации (в
обучении, руководстве и пр.). Э. Берн
уделяет особое внимание различным
ритуалам, полуритуалам (имеющим место
в развлечениях) и играм (понимаемым
весьма широко, вклю­чая интимные,
политические игры и т.п.).

Каждая
ситуация диктует свой стиль поведения
и действий: в каждой из них человек
по-разному «подает» себя, а если эта
само­подача не адекватна, взаимодействие
затруднено. Если стиль сфор­мирован
на основе действий в какой-то конкретной
ситуации, а потом механически перенесен
на другую ситуацию, то, естествен­но,
успех не может быть гарантирован.
Различают три
основных стиля действий
:
ритуальный,
манипулятивный
и
гуманистический.
Ритуальный
стиль обычно задан некоторой культурой.
Например, стиль при­ветствий, вопросов,
задаваемых при встрече, характера
ожидаемых ответов. Так, в американской
культуре принято на вопрос: «Как дела?»
отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни
обстояли на самом деле. Для нашей культуры
свойственно отвечать «по существу»,
притом не стесняться негативных
характеристик собственного бытия («Ой,
жизни нет, цены растут, транспорт не
работает» и т.д.). Человек, привыкший к
другому ритуалу, получив такой от­вет,
будет озадачен, как взаимодействовать
дальше. Что касается использования
манипулятивного или гуманистического
стиля вза­имодействия, то это отдельная
большая проблема, особенно в прак­тической
социальной психологии.

Важно
сделать общий вывод о том, что расчленение
единого акта взаимодействия на такие
компоненты, как позиции участни­ков,
ситуация и стиль действий, также
способствует более тща­тельному
психологическому анализу этой стороны
общения, делая определенную попытку
связать ее с содержанием деятельности.

Место взаимодействия в структуре общения — Студопедия

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некото­рой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигну­тое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновремен­но многих людей в этой деятельности означает, что каждый дол­жен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпрети­ровать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обме­няться информацией, но и организовать «обмен действиями», спла­нировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревши­ми в голове другого», которая и делает дея­тельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организа­цию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совмест­ной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе лю­дям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятель­ностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.



Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта само­подача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сфор­мирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естествен­но, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.На примере использования ритуального стиля особенно легко по­казать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль при­ветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой от­вет, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля вза­имодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в прак­тической социальной психологии (Петровская, 1983).


Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участни­ков, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

MA Взаимодействие Дизайн Связь | UAL

перейти к основному содержанию

  • Предметы
  • курсы
  • Колледжи и институты
  • доступность

  • English language icon

    • English language icon Английский
    • English language icon Арабский
    • English language icon китайский (упрощенный)
    • English language icon китайский (традиционный)
    • English language icon французский
    • English language icon итальянский
    • English language icon Японский
    • English language icon Корейский
    • English language icon португальский
    • English language icon Русский
    • English language icon Испанский
    • English language icon Тайский
  • ПоискПоиск

  • Меню

,

Общение — Национальное аутистическое общество

Прочтите наши быстрые советы по взаимодействию с аутичным человеком и пониманию того, как аутичные люди могут выражать себя. Наши советы включают информацию о различных этапах общения и развития. Мы также предлагаем ресурсы поддержки общения и советы по взаимодействию с учениками в школе.

Советы по коммуникации

Это краткое руководство может помочь вам более эффективно общаться с аутичным человеком, будь то ваш ребенок, ученик, коллега или друг.

Они не обращают внимания на то, что я говорю

  • Всегда используйте их имя в начале, чтобы они знали, что вы с ними разговариваете.
  • Убедитесь, что они обращают внимание, прежде чем задавать вопрос или давать инструкции. Признаки того, что кто-то обращает внимание, будут разными для разных людей.
  • Используйте их особый интерес или то, чем они сейчас занимаются, чтобы заинтересовать их.

Им трудно понять то, что я говорю

Аутичному человеку бывает трудно отфильтровать менее важную информацию.Если информации слишком много, это может привести к «перегрузке», при которой дальнейшая информация не может быть обработана.

  • Меньше говорите и говорите медленно.
  • Используйте определенные ключевые слова, повторяя и подчеркивая их.
  • Делайте паузы между словами и фразами, чтобы дать человеку время осмыслить сказанное вами и дать ему возможность подумать над ответом.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Меньше используйте невербальную коммуникацию (например, зрительный контакт, мимику, жесты, язык тела), когда человек проявляет признаки беспокойства.
  • Используйте визуальную поддержку (например, символы, расписания, Social Stories ™).
  • Помните об окружающей среде (шумной / многолюдной), в которой вы находитесь. Сенсорный ввод может влиять на то, сколько они могут обрабатывать.

Прочтите, что аутичные люди говорят о трудностях обработки информации.

Они борются с открытыми вопросами

  • Вопросы должны быть краткими.
  • Задавайте только самые необходимые вопросы.
  • Структурируйте свои вопросы, например, вы можете предлагать варианты или варианты.
  • Быть конкретной. Например, спросите: «Вам понравился обед?» и «Тебе нравилась математика?» а не «Как прошел твой день?».

Не просят помощи

Они воспринимают вещи буквально

  • Избегайте иронии, сарказма, образных выражений, риторических вопросов, идиом или преувеличений. Если вы все же используете их, объясните, что вы сказали, и четко сформулируйте, что вы на самом деле хотите сказать.

Бьют меня, если не хотят делать что-то Я прошу

  • Используйте дневник поведения, чтобы выяснить, является ли поведение способом рассказать вам что-то.
  • Предложите другие способы выражения «нет» или «стоп».

Они плохо реагируют, когда я говорю нет

  • Попробуйте использовать другое слово или символ.
  • Они могут быть сбиты с толку, почему вы сказали «нет». Если это действие, которым они могут заняться позже в тот же день или неделю, попробуйте показать это в расписании
  • «Нет» часто используется, когда кто-то подвергает опасности себя или других. Если это проблема безопасности, поищите способы объяснить опасность и безопасность.
  • Если вы говорите «нет», потому что они ведут себя ненадлежащим образом, вы можете изменить свою реакцию на их поведение. Старайтесь не кричать и не уделять слишком много внимания, спокойная реакция может помочь со временем уменьшить это поведение.
  • Установите четкие границы и объясните, почему и где приемлемо и неприемлемо поведение определенным образом.

Узнайте больше о поведении.

Понимание общения аутичного человека

Общение происходит, когда один человек отправляет сообщение другому человеку.Это может быть вербально или невербально. Взаимодействие происходит, когда два человека отвечают друг другу — двустороннее общение.

Большинство людей в спектре аутизма испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми. У них могут быть трудности с инициированием взаимодействия, ответом другим или использованием взаимодействия, чтобы показать людям вещи или быть общительными. Понимать и относиться к другим людям, а также участвовать в повседневной жизни семьи, учебы, работы и общественной жизни может быть труднее.

Кажется, что другие люди интуитивно знают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но при этом могут бороться за установление взаимопонимания с аутичными людьми.Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что у нейротипичных людей часто быстро возникает негативная предвзятость по отношению к аутичным людям в социальных ситуациях. Однако эти предубеждения отсутствовали, когда разговор проходил без аудиовизуальных подсказок.

Невербальное общение

Некоторые аутичные дети задерживают использование речи, а некоторые аутичные взрослые не используют речь. В таких случаях необходимо установить другие способы связи.

Может показаться, что человек не слышит, что вы ему говорите, не реагирует на его имя или кажется безразличным к любым вашим попыткам пообщаться.

Для связи с вами они могут использовать следующее:

  • жесты
  • плачет
  • взять руку на предмет, который они хотят
  • глядя на объект, который они хотят
  • достигнув
  • с использованием изображений
  • вызывающее поведение
  • эхолалия (повторение чужих слов).

Эхолалия

Эхолалия может казаться человеком, который повторяет слова, которые он не понимает, вместо того, чтобы пытаться передать их.Но на самом деле эхолалия может быть значимым общением.

Человек может повторить то, что вы говорите, потому что не понимает вопроса или того, как лучше всего ответить. Проверьте их понимание и поддержите их визуальной поддержкой или предложением вариантов. Скажите им, что иногда можно не знать ответа, и поощряйте их просить о помощи.

Они могут запомнить слова, сказанные им, когда их спросили, не хотят ли они выпить, и использовать их позже, в другой ситуации, чтобы задать свой собственный вопрос.

Человек может использовать фразы, которые он часто слышит в своей любимой телепрограмме. Посмотрите вместе с ними программу, чтобы попытаться понять, что они, возможно, пытаются передать вам, используя эти фразы.

Этапы связи

Стадия общения, которой достиг человек, зависит от трех вещей:

  • способность человека взаимодействовать с другим человеком
  • как и почему они общаются
  • их понимание.

Связь может быть:

  • преднамеренный — говорить или делать что-то, не намереваясь повлиять на окружающих. Этот тип общения может использоваться кем-то, чтобы успокоить себя, сосредоточиться или как реакция на неприятный / забавный опыт.
  • умышленно — говорить или делать что-то с целью отправить сообщение другому человеку. Этот тип общения можно использовать для протеста против чего-либо или для отправки запросов.

Преднамеренное общение становится для ребенка проще, если он узнает, что его действия влияют на других людей. Переход от преднамеренного общения к преднамеренному общению — большой шаг для ребенка в спектре аутизма.

Четыре различных этапа коммуникации, как они определены программой Hanen, заключаются в следующем.

  1. Этап собственной повестки. Человек не проявляет интереса к другим и склонен играть или заниматься делами в одиночку.Их общение будет в основном преднамеренным.
  2. Стадия запрашивающего. Человек начал понимать, что его действия влияют на других. Они, скорее всего, будут сообщать о своих желаниях и о том, что им нравится, притягивая вас к объектам, областям или играм.
  3. Ранний коммуникаторский этап. Взаимодействия начнут увеличиваться в длине и станут более преднамеренными. Человек может начать повторять некоторые вещи, которые он слышит, чтобы сообщить о своих потребностях.Постепенно они начнут указывать на то, что хотят вам показать, и начнут переводить взгляд, вступая в двустороннее взаимодействие.
  4. Партнерский этап. Человек будет использовать речь и сможет вести простой разговор. Хотя они могут казаться уверенными и способными при общении в знакомой обстановке (например, дома), они могут испытывать затруднения при входе в незнакомую среду (например, в новую школу). В этих местах они могут использовать заученные фразы и, по-видимому, игнорировать своего партнера по общению, говорить поверх них и игнорировать правила очередности.

Прочтите о том, как поддержать развитие коммуникации, и ознакомьтесь с нашими советами по быстрому общению.

Вот идеи, которые вы можете попытаться поддержать в развитии коммуникации, которые вы можете использовать вместе с приведенными выше советами.

Следуйте их примеру

Следуйте за человеком, а не направляйте его. Они с большей вероятностью обратят внимание на занятие, с большей вероятностью сосредоточатся на том же, что и вы, и научатся делать выбор самостоятельно.

Ранние стадии

Если человек только недавно начал говорить, используйте отдельные слова для общения с ним. Например, обозначьте их любимую игрушку и повторите это слово, когда они потянутся за ней.

Используйте расширения — добавляйте еще одну информацию к тому, что они говорят. Например, если они говорят «машина», вы можете ответить «да, синяя машина». Таким образом, вы даете им только одну часть информации для обработки.

Время для общения

Когда кто-то не может сообщить о своих потребностях, возникает соблазн помочь, постоянно делая что-то для него.Например, принести им туфли и завязать шнурки, принести печенье. Однако это может уменьшить возможности для общения человека.

На стадии собственной повестки дня особенно трудно решить, сколько сделать для человека. Выделите несколько дополнительных минут на эти задания, чтобы помочь им понять, что происходит вокруг них, и подумать о том, что они могут сказать во время этих заданий. Спросите, нужна ли им помощь, подождите, а затем спросите второй раз, прежде чем оказывать помощь.

Будьте лицом к лицу

Будьте лицом к лицу с этим человеком, чтобы вам было легче понять, что ему интересно. Если вы будете на одном уровне с ним, он сможет увидеть разнообразие выражений лица, которые используются в общении.

Но имейте в виду, что одновременная обработка этой визуальной информации может затруднить обработку любой вербальной информации.

Со временем человек может привыкнуть к тому, что вы играете или взаимодействуете с ним, и начнет предвкушать ваше присутствие, вызывая вас, если вас нет рядом.

Подражать

Подражайте действиям и словам человека. Если они стукнут ложкой по столу и вы сделаете то же самое, скорее всего, они обратят на вас внимание. Вы также можете имитировать сенсорное поведение, такое как взмахи руками и вращение.

Как только человек заметил, что вы имитируете его действия, он может начать имитировать в ответ. Это создает для вас возможность добавить что-то новое в обмен для копируемого человека.

Попробуйте жесты и визуальную поддержку

Предлагая напиток, покажите действие напитка, притворившись, что вы держите стакан в одной руке и подносите его ко рту.

Кивните / покачайте головой в ответ на «да» и «нет». Помашите рукой для «привет» и «до свидания».

Когда говорите о людях, например, «бабушка остается», покажите фотографию, о ком идет речь.

Другие визуальные методы, которые можно использовать для улучшения понимания, включают графики с изображениями, линейные рисунки, подсказки и графики объектов / изображений.

Используйте песни и ролевые игры

Спой вместе с ними песни, делая паузу, чтобы посмотреть, смогут ли они спеть следующую часть. Возможно, вам потребуется подсказать им звуковую подсказку.

Используйте ролевую игру, чтобы смоделировать социальное взаимодействие и изучить, как что-то может пойти не так / чего следует избегать.

Оставить отзыв

Вознаграждайте попытки понять и общаться. Поступая так, вы увеличиваете вероятность того, что они попытаются сделать это снова. Используя похвалу и комментируя то, что было достигнуто, человек может установить связь между своими действиями и вашими конкретными словами.

Дайте повод для общения

Вы можете спланировать ситуации, чтобы создать возможность для общения и взаимодействия.

Поощрение запросов

Поместите любимую игрушку / еду / DVD в место, где человек может их видеть, но не может достать, например, на высокой полке. В качестве альтернативы поместите любимый предмет в контейнер, который трудно открыть, например, в старую ванну с мороженым или старую банку с джемом. Это побудит человека обратиться за помощью и приведет к общению.

Предложите игрушку или игру, с которыми сложно работать

Некоторым детям и взрослым будет сложно работать с некоторыми игрушками и играми в одиночку.После того, как им дали игрушку / игру, дайте им немного времени, чтобы понять, как ее использовать. Если они расстроены, вмешайтесь и помогите им.

Подарите им предмет «особого интереса»

Воздушные шары и пузыри — предметы, вызывающие повышенный интерес, и их легко адаптировать для участия двух человек. Надуйте воздушный шар, а затем отпустите его, чтобы он взлетел в воздух. Затем наполовину надуйте воздушный шар и дождитесь ответа, прежде чем взорвать его на полную мощность. Это может улучшить взаимодействие. Подобного можно добиться с помощью пузырей.Подуйте на человека несколько пузырей. Как только их внимание будет привлечено, закройте контейнер и дождитесь ответа от них, прежде чем продолжать удар.

Отдавайте им вещи постепенно

Постепенное предоставление желаемых объектов создает возможности для выражения желаний и потребностей. Например, если человек хочет печенье, вы можете разбить его на мелкие кусочки, сначала дать ему один кусок, а затем постепенно дать ему еще, как только он отправит запрос на это.

Позвольте человеку решить, когда закончить действие

Занявшись делом, продолжайте до тех пор, пока человек не покажет, что с него достаточно.Обратите внимание на гримасы на лице или на человека, отталкивающего от занятия. Если они не используют язык, чтобы показать, что они закончили, дополните их форму общения такими словами, как «достаточно» и «стоп».

Найдите возможности для взаимодействия

Когда человек не заинтересован ни в одном из представленных занятий, вы все равно можете найти возможности для общения и взаимодействия.

Например, если ребенок выстраивает свои машины в ряд, вы можете присоединиться к этому занятию, передавая ему машины одну за другой.Таким образом, вы принимаете участие в игре, а ребенок включает вас в то, что он делает. Если они заинтересованы только в том, чтобы бросить игрушки на пол, вы можете использовать корзину, чтобы собрать их перед тем, как отдать их обратно, установив образец взаимодействия и общения с ребенком.

Они могут начать понимать, что общение с другим человеком может быть забавным.

Узнайте, как понимать общение аутичного человека, и прочтите наши советы по быстрому общению.

Использование дополнительных и альтернативных коммуникаций (AAC) поддерживает

AAC — это любая форма языка, кроме речи, которая может помочь человеку в социально-коммуникативном взаимодействии.

Аутичные люди, у которых нет разговорной речи, иногда прибегают к вызывающему поведению, чтобы удовлетворить свои потребности и выразить свои чувства. Использование устройства AAC может дать им другой способ общения.

Существует большой выбор устройств AAC. Важно, чтобы группа соответствующих профессионалов вместе с человеком оценила различные варианты AAC, прежде чем принимать решение о том, что использовать. Следует учитывать такие аспекты, как когнитивные и двигательные способности, стиль обучения, коммуникативные потребности и грамотность.

Примеры устройств AAC

  • Система обмена изображениями (PECS), когда человек передает изображение, чтобы что-то попросить или выразить.
  • Язык жестов, например британский язык жестов (BSL), макатон, английский язык с поддержкой жестов, или как часть общего подхода к коммуникации (когда используется комбинация методов, например, человек может получать информацию с помощью речи и знаков, но выражать себя с помощью знаков и символы).
  • Коммуникационные доски и коммуникационные книги, где человек может указывать на слова, фотографии и / или символы.
  • Карточки-подсказки, используемые в основном для вербальных людей, могут напоминать о том, что нужно сказать, и обеспечивать альтернативу общению в стрессовых ситуациях.
  • Разговорные книги, которые могут использовать текст, картинки или фотографии для поддержки разговора.
  • Средства связи голосового вывода, например BIGmack, генерируют оцифрованную речь, когда человек нажимает символ или кнопку. Чтобы использовать эти устройства, человеку потребуется понимание причины и следствия.

Для некоторых форм AAC, таких как метод быстрой подсказки (RPM), нет никаких доказательств того, являются ли они эффективными или неэффективными, безопасными или вредными.

Для других есть некоторые доказательства вреда или неэффективности. Например, мы не считаем, что упрощенное общение является подходящим вмешательством для людей с аутизмом, поскольку есть доказательства того, что оно неэффективно и может нанести значительный вред.

Узнайте больше о выборе подхода.

Общение в школах

В обычных школах и специализированных отделениях много учеников-аутистов. Персоналу образования важно учитывать свои коммуникативные трудности и потребности.

Часто аутичный ученик может создавать впечатление, что он «освоил» общение. Однако важно понимать, что коммуникативные и социальные навыки необходимо обучать и практиковать.

Негативный прошлый опыт социального взаимодействия может подорвать уверенность аутичного человека.Социальные взаимодействия, вероятно, принесут с собой повышенную тревогу, и участие в них будет утомительным.

Способность аутичного человека понимать или использовать устную речь может варьироваться в зависимости от уровня его тревожности или стресса. Например, человек, который обычно может хорошо общаться, может иметь ограниченные способности из-за основного беспокойства или сенсорных потребностей.

Найдите дополнительную информацию для школьного персонала и прочтите наши советы по быстрому общению.

Дополнительная информация и ресурсы

AbilityNet

Инклюзивные технологии

Использование технологии

Обзоры литературы AAC

Каталог библиотеки NAS

Игровые Доктора

Tom Tag графиков изображений для визуальной коммуникации поддерживает.

Последнее обновление: май 2017 г.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.