МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) – (от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.
Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.
Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.
Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.
Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.
Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.
В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.
Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).
История появления термина.
Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.
В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.
Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.
Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).
В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».
Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.
Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.
Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).
История ментальностей (менталитета)
История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).
Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительных структур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.
Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.
Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.
Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.
Предмет истории
ментальностей – реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование; способы и содержание мышления; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом. В отличие от истории повседневности, которую интересует, помимо «времени стабильности», еще и «краткое», «нервное» время конкретных событий, а также в отличие от психологии, также сосредотачивающией свое внимание на легко изменчивых состояниях психики, – история ментальностей ставит в центр исследовательского внимания изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée). Историков ментальностей интересуют в общем спектре социальных времен «времена большой длительности» как консервирующие самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории.
Круг тем и проблем «историка ментальностей» – это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории – ее поступательного развития или ее «круговой» повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности – когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в «новую социальную историю» вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл «пугалом историка» – но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей – их оценка общества и его составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы, воли, доступ к хранению и распространению информации.
Цель
историка повседневности – изучение картины мира людей с точки зрения их собственного восприятия. Однако современному историку приходится использовать для этого сложившийся к настоящему времени понятийный аппарат, теоретические схемы и модели и постоянно сопоставлять различия в содержании устоявшихся и лишь кажущихся неизменными понятий. Постоянное сопоставление «внешней» точки зрения, обусловленной современной системой знаний, – с «внутренней», присущей людям изучаемой эпохи, создает ситуацию нового видения истории, т. наз. «стереоскопического видения» (А.Я.Гуревич). Это позволяет сохранять принцип историзма и избегать переноса в изучаемую эпоху современных представлений.
К источникам, отразившим потаенные мыслительные структуры и комплексы коллективных представлений (неосознанных, неотрефлексированных) – можно отнести «все, созданное человеком и сохранившее в себе духовную сущность своего творца» (П.Динцельбахер). Поэтому практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т.п. могут быть привлечены к исследованию. Однако большее значение имеют материалы личного происхождения – завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов. Для исследователей ментальностей недавнего прошлого огромное значение имеет «устная история» (оформившаяся в отдельное направление также в 1960-е) – интервью всех видов (нарративных, полуструктурированных, биографических, лейтмотивных, фокусированных и проч.). «Устные истории», собранные историком ментальностей, из обычной в традиционном исследовании коллекции фактов, превращаются в новый вид эмпирического материала, структурированный по темам и хронологии т. наз. «вторичный источник».
Методы изучения
ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.
Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».
Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.
Уровни изучения
ментальностей зависят от постановки исследовательских задач и анализируемого поля взаимодействия социальных объектов. Широко, цивилизационно мыслящие культурологи склонны ставить задачи изучения общего ментального «фона» каждой эпохи (Й.Хейзинга, Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф, в России – М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич). С другой стороны, последователи Ф.Броделя во Франции и Г.Телленбаха в Германии показали возможности анализа ментальностей и отдельных социальных страт (например, Ж.Дюби, описывавший характерные черты поведения французской элиты, от рыцарей до священников, Э.Леруа Лядюри, сосредоточивший свое внимание на умонастроениях крестьян в деревне XIII в. или Ю.Митке, изучавший менталитет средневековых нищенствующих орденов). Свои подходы и уровни в изучении ментальностей предлагают также современные этнологи и этнопсихологи, реконструирующие историю складывания национальных характеров и национальных культур (Э.Стефаненко). Особое место в изучении истории ментальностей занимают специалисты в области гендерных исследований и близкая к ним феминистская историография, настаивающая на различиях мужского и женского менталитета, мужской и женской системы ценностей, способов восприятия мира, фиксации запечатлевшегося в памяти (О.Хафтон, Э.Г.Дэвис, Т.де Лауретис, Д.Рейли, в России – Н.Л.Пушкарева, С.Г.Айвазова, Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина).
Значение «истории ментальностей» в науке определяется стремлением сломать невидимый барьер, разделяющий социально-экономическую или политическую историю и историю духовной жизни, объединить развивающиеся автономно исторические дисциплины, проникнув в глубины духовной жизни людей прошлого. Возникшая как «испытательный полигон» новых исследовательских практик медиевистов и специалистов по западноевропейской истории раннего Нового времени, история ментальностей быстро нашла себе место и в исследованиях более поздних эпох и способствовала написанию и их истории как наразрывного единства материальной и духовной жизни, общества и культуры. Длительность сохранения интереса к исследовательскому направлению «истории ментальностей» объясняется широкими возможностями научного синтеза, объединения результатов исследовательского анализа и приемов работы разных гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, психологии и этологии, лингвистики, культурологии, семиотики, литературоведения, географии, экологии.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Ментальность и менталитет отличия — ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ понятия «менталитет» и «ментальность»???? — 3 ответа
Менталитет и ментальность
Автор Анастасия Мостовая задал вопрос в разделе Образование
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ понятия «менталитет» и «ментальность»???? и получил лучший ответ
Ответ от Julik[гуру]
МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) – (от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.
Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).
Источник: http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010513/1010513a1.htm
Ответ от Kaiser[гуру]
честно говоря, почти ничем. Я сама преподов на парах этим вопросом достала, и почти все отвечали, что ментальность — более понтово, красиво звучит и в узконаучном смысле чуть шире, чем менталитет
Ответ от Николай Тихобразов[эксперт]
Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам. Употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ понятия «менталитет» и «ментальность»????
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Менталитет на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Менталитет
Местоимение на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Местоимение
что это такое? Менталитет русского человека.
От переезда в другую страну или заключения брака с иностранцем многих удерживает одно – разница менталитетов. Разница проявляется в мелочах и в отношении к жизни в целом. Что такое менталитет? Чем он отличается от ментальности? И как проявляет себя загадочная русская душа? Кто-то гордится своим происхождением и менталитетом, кто-то всеми силами пытается искоренить его проявления. Важно различать: что заложено генетикой, а что все-таки можно изменить.
Что такое менталитет?
Менталитет — это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами — это отображенный в культуре исторический опыт, который впитывает воспитанный в этой культуре человек.
В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет — это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность — динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.
Пройти тест на тип личности
С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.
Эволюция понятия «менталитет».
Истоки национального менталитета русских людей и представителей других народов находятся на заре человечества. Предметом анализа зарождающегося народного мышления часто оказываются устные свидетельства: былины, сказки, сказания, легенды, пословиц, мифы. Эти древние памятники культуры отражают все периоды духовного развития народов и этносов.
Размышления на тему обобщенных социально-психологических особенностей людей встречаются в трудах Геродота, Плиния и многих историков античности. Важнейшими культурными памятниками, которые дошли до наших дней, являются Библия и Коран. В Библии в форме религиозно-художественных сюжетов содержится определенный кодекс миропонимания и мироотношения к действительности. В Коране изложены основные культурные и духовные принципы, ценности мусульманского мира.
Но в научной практике к этой проблеме впервые обратились в XVIII веке шведский медик Карл Линней и французский философ Шарль де Монтескье. В то же время зародилась новая наука этнопсихология. Объектом изучения этнопсихологии стали «душа народа», «национальный характер», а основное внимание уделялось Человеку в истории, его эмоциям, миропониманию, системе ценностей.
Английское слово Mentality вошло в обиход еще в XVII веке, но как научный термин впервые использовалось классиком французской этнологии Люсьеном Леви-Брюль. В своей книге «Первобытный менталитет» автор описывал жизнь коренных жителей Австралии, Новой Гвинеи, а термином «менталитет» описывал темперамент, личностные черты, ценности, присущие разным племенам.
В конце 1920-х годов французские ученые Марк Блок и Люсьен Февр основали «Школу Анналов» – научное историческое направление, поставившее человека выше событий политической истории. С этого времени понятие менталитета перешло в разряд научной категории, описывающей массовое сознание народа или этноса. В психологии ментальность представлена другим понятием – социальным или национальным характером. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие психоаналитики XX века Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг.
Пройти тест на темперамент
Сегодня исследованием менталитета занимаются многие науки: философия, социология, история, этнология, социальная психология, культурология. Помимо научных исследований о менталитете рассуждают деятели культуры, политики. Есть отрасль исторической науки – история ментальностей, которая изучает историю не с точки зрения событий и войн, а как социально-культурное явление. Область изучения истории ментальностей – это совокупность материальных условий жизни, быта и мироощущения народа.
Менталитет русского человека.
Во время изучения особенностей русского менталитета культурологи и социологи делят историю на шесть исторических периодов: языческий, дохристианский, допетровский, имперский, советский, новороссийский. Каждый из этих периодов повлиял на формирование русской ментальности. Но особенно сильным оказалось влияние православного христианства.
На протяжении всей истории русского народа особенно трепетным было отношение к мотиву страдания. Счастье воспринималось не само по себе, а как вознаграждение за страдания и несчастья. Изначально связь просматривается в пословицах и поговорках: «не было бы счастья, да несчастье помогло», «кто нужды не ведал, тот счастья не знает». Истинно народные песни пронизаны «тоской-кручиною», а в сказках главному герою приходится преодолеть много испытаний в ожидании награды. Истории о тяжелой судьбе русского человека есть в творчестве всех русских поэтов и писателей.
В XIX веке идеолог официальной народности граф Сергей Уваров сформулировал знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Позже Сталин сократил ее до двух составляющих «Простота и народность». Но в литературе, философии, культуре споры о менталитете не утихали никогда. Самые объемные исследования национального сознания, русской философии провел религиозный и политический философ Н. Бердяев.
Современные исследования показывают, что ментальность русского человека проявляется стереотипами поведения вне зависимости от его места проживания:
- Страх перед тем, «что люди скажут».
- Желание «жить по правде».
- Между разумом и чувством выбирать чувство.
- Чаще видеть в себе недостатки, а не достоинства.
- Спорить по любому поводу.
- Улыбаться только знакомым людям.
- Любовь в халяве и ожидание чуда.
- Консерватизм и жалость.
И неважно, плох или хорош русский менталитет. В любом случае он преобладает в жизни всей нации, символизирует превосходство духовного над материальным. Изменить менталитет очень трудно даже тогда, когда он ведет не к развитию, а к разрушению.
Но преувеличивать силу ментальности тоже не стоит. С одной стороны менталитет двигает человека на определенные действия, с другой – заставляет отталкивать все чуждое, неприятное. Но ведь слово «ментальность» происходит от слова «мышление». Значит, смена мышления, и обучение новым навыкам помогут поменять свой менталитет.
Можно ли перестроить свое мышление?
Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:
- Объективные: генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
- Субъективные: психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.
Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.
Успешные люди:
- Ориентируются на качество, а не на количество.
- Верят в свой талант и свои силы.
- Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные цели.
- Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
- Заботятся о здоровье и не забывают о творчестве.
- Создают финансовую «подушку безопасности».
- Учатся всю жизнь.
Зато удача играет не такую важную роль в жизненном успехе миллионеров, как кажется. В списке факторов успеха она занимает только 13-е место.
Но главное, о чем стоит помнить: настройки ума на мышление миллионеров не гарантируют богатства. Но они того стоят.
Выводы
- С точки зрения отдельного человека менталитет – это способ восприятия реальности, на который повлияли среда и окружение человека.
- Менталитет – статическая «величина», которая меняется очень медленно. Ментальность изменяется под влиянием эпохи.
- Русский менталитет лучше всего описать фразой: «загадочная русская душа».
- Копирование привычек миллионеров не принесут богатства. Но перемены мышления помогут добиться успеха.
Пройти тест на характер человека
Что такое Менталитет? | 101Я
Добавить в избранное
Менталитет — это совокупность социально-психологических особенностей человека, таких, как система взглядов, система оценки, склад ума, мировоззрение, убеждения.
Слово латинского происхождения, означающее психологическую и поведенческую самобытную идентичность людей, которые принадлежат единой культуре, расе. Это какие либо особенности народов и культур.
Менталитет различных групп людей или социальных групп, мест проживания, социального устройства общества или государства сильно различается. Частью такого мировоззрения, считается, чувство собственной принадлежности к определенной социальной прослойке, типу деятельности, образу мышления. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух.
Личное мировосприятие человека, является характерной спецификой понимания жизни, а также группы людей или определенного социума людей. Система взглядов, оценки, склад ума, мировоззрение складываются в таком социуме по своей шкале ценностей. Это может полностью не совпадать со взглядами и установками других людей и социумов. Как пример: В определенных северных народностях принято есть рыбу сырой, вяленной, хотя большинство людей употребляют рыбу в жаренном, вареном виде. Это вкусовые предпочтения.
Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа, и это важная информация:
Варварский менталитет– это высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
Аристократический менталитет – это независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
Интельский менталитет – это пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли. Интельский менталитет формировался на стыке позднего феодализма и эпохи Возрождения. Социум при этом находится на более высокой ступени развития, чем при формировании варварского или аристократического менталитета. Уровень жизни выше, выше и уровень физической безопасности.
Буржуазный менталитет — бережливость, экономичность, высокая работоспособность, душевная скупость, неискренность.
Испорченный менталитет — абсолютное отсутствие основных понятий и ценностей в жизни. Пренебрежение нормами морали и этики.
Вместе с тем, каким образом развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия человека или страны. Менталитет поддается изменениям и корректировке. Его можно изменить, дополнить новыми чертами, исправить. Это способствует созданию интересных сочетаний черт в характерах людей, помогают окрасить ментальное сознание нации целиком. Менталитет сильно зависит от государственной политики в отношении собственных граждан и имеют государственные программы, направленные на воспитание человека. Такие программы и формируют особенности поведения, систему взглядов, ценностей.
Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую структуру, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.
Два вида менталитета
Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.
- По типу деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
- От образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.
Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. Менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.
Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.
Менталитет, мировоззрение и личностный рост
В основу менталитета положено мировоззрение и личностный рост. Это выражается с помощью понятий, идей, установок, понимания основ устройства государства и собственного характера и личностного развития. Позиционирование себя по социальному положению и индивидуальному, личностному развитию – очень взаимосвязаны.
Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.
Американский менталитет против европейского
Содержание
I. Предисловие
II. Методическая инструкция
III. Личность
IV. Язык
V. Восприятие времени и расстояния
VI. Деловая жизнь
VII. Автомобили и транспорт
VIII. Чувство юмора
VIIII. Развлекательные мероприятия
X. Образование
XI. Вывод
Список литературы
И.Предисловие
Эта статья посвящена описанию разницы между американским и европейским менталитетом. Это достигается путем сравнения отдельных аспектов американской и европейской жизни, которые я использовал как показатель соответствующего менталитета.
В прошлом году я впервые посетил Соединенные Штаты Америки и был впечатлен отличием от других европейских стран, в которых я был раньше. Конечно, я начал сравнивать свой опыт и часто сталкивался со своим разным отношением к вещам повседневной жизни.
Это эссе является частью того, что мне показалось интересным в обоих менталитетах — американском и европейском.
II. Методическая инструкция
Исследование разницы в менталитете — очень обширная область. По этой причине я должен был быть строгим. Поскольку есть много тем, которыми я мог бы заниматься, я выбрал те, которые считал наиболее актуальными.
Тем более, что Европа состоит из многих стран и между этими странами существуют огромные различия, этого было нелегко достичь.Поэтому я выбрал страны, которые мне показались наиболее интересными для сравнения. Если не было значительной разницы, я имел в виду Европу в целом.
Великобритания включена в европейскую часть, если не указано иное.
III. Личность
американца считают себя отличными от остального мира. Они гордятся тем, что стоят отдельно от других народов. Для них Америка — лучшая страна в мире — «страна бога». Поскольку корни Америки уходят в «плавильный котел наций», американцы разделились на разные группы в зависимости от их происхождения.Они называют себя «американцами японского происхождения, американцами мексиканского происхождения и американцами польского происхождения». Таким образом, каждый американец стал «американцем, написанным через дефис».
европейцев, напротив, не имеют общей «европейской идентичности», хотя Европа растет все быстрее и быстрее. Из-за разных языков и культур такой коллективной идентичности не существует. Никто в Европе не будет считать себя за границей «европейцем», а скорее гражданином своей страны.
Например, особенно немцы и французы все еще считают себя немцами и французами.
III.I. Межличностные отношения
Первое впечатление при встрече с американцами: они дружелюбная и доступная нация. При первой встрече с американцем вас, вероятно, спросят, все ли в порядке и как вам Соединенные Штаты. Через пять минут к вам обратятся по имени. Когда вы попрощаетесь, вас обнимут и получат приглашение на домашний ужин. Но никогда не относитесь к этому слишком серьезно. Может быть, на следующий день человек даже не вспомнит вашего имени.
Личный контакт всегда по-дружески. Для европейца это может привести к выводу, что это означает дружбу на всю жизнь, а это не так.
В Европе межличностные отношения более формальные и сдержанные. Вряд ли это будет так дружно, как в Америке, и друзей нужно «выиграть».
IV. Язык
Типичная особенность американского языка — использование глаголов вместо существительных.
Американцы любят «экшн».Поэтому они превращают существительные в глаголы везде, где это возможно, и с большим творчеством.
Например, когда представитель компании говорит о новом продукте, он или она скажет: «Мы тестируем новый продукт». Таким образом, они создали новый глагол, которого, вероятно, нет в словаре. В правильном английском есть только существительное «суд». Американский язык полон этих неологизмов.
В Европе представитель вместо этого сказал бы: «Das befindet sich gerade in der Erprobung», предпочитая существительное глаголу.Этот способ разговора уходит корнями в административный язык, который создает более серьезный и сдержанный подход к аудитории.
Еще одна особенность американского языка — использование «эвфемизмов», что означает избегание негативных высказываний. Например, умершее лицо называется «скончавшимся» или «отбывшим». Другой эвфемизм — использование слова «проблема» вместо «проблема». Например, человек не «толстый», а «толстый» или «крупный человек». В настоящее время ни один американец не испытывает «финансовых трудностей», а находится в «финансовом затруднении».Эти идиосинкразии уже до некоторой степени отразились в европейском менталитете. Политическая корректность получает широкое распространение, а эвфемизмы все больше и больше становятся частью повседневного языка. Например, в Великобритании и Германии человек больше не является «инвалидом», а «инвалидом».
Напротив, американцы любят резкие выражения. Скрытые намеки и тонкости, кажется, не соответствуют их менталитету. В то время как у себя на родине, в Великобритании, очень любят и ценят изощренный язык и завуалированные упоминания между строк.
В целом американцы обычно говорят только на английском и, возможно, на своем родном языке (если они иммигранты, например, на испанском, который довольно широко распространен в некоторых штатах). В Европе изучение иностранных языков не является исключением; каждый ученик обычно должен выучить не менее двух языков помимо своего родного.
V. Восприятие времени и расстояния
Чувство периодов времени в американском менталитете отличается от европейского мышления.
В большинстве европейских стран стало обычным явлением, что здания прошлого не считаются «древними», если они не старше 1500–2000 лет, тогда как американцы считают здания, например.г., дома или церкви, датируемые последними 100-200 годами уже как «древние».
Соединенные Штаты Америки — молодая страна в отличие от Рима или Франции, и поэтому большинство американцев не привыкли к старым зданиям в своей стране. В результате, когда американцы путешествуют в другую европейскую страну, у них возникает совершенно иное чувство к действительно старым артефактам.
В.И. Концепция времени в повседневной жизни
Для типичного американца время — деньги.Понятие времени линейно (см. Рис. 1). Если вы хотите идти в ногу со временем, вам нужно действовать быстро и с умом использовать свое время для получения прибыли. Вам решать, как вы используете свое время и, таким образом, можете контролировать его результаты. В США нужно зарабатывать деньги, чтобы вести успешную жизнь. Время измеряется деньгами, которые вы зарабатываете, поэтому в Америке трата, трата, бюджет и экономия времени играют более значительную роль, чем в Европе, особенно по сравнению с некоторыми южноевропейскими странами.
Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten
Рисунок 1: Разделение по американскому времени 1
В некоторых европейских странах восприятие времени более гибкое. В таких странах, как Испания или Италия, указание определенного времени больше похоже на приблизительную оценку, чем на точный момент времени. Для них социальные контакты и, например, беседа важнее, чем своевременное появление.
В.II. Восприятие расстояния
Кроме того, различается и подход к дистанции.
Европа состоит из более чем одной нации и может предложить большое культурное разнообразие. Его обитателям не нужно покидать свой континент, чтобы познакомиться с другими языками и обычаями. Вот почему европейцы, как правило, больше путешествуют за пределы своей страны. В то время как США состоят всего из одной нации и являются довольно большой страной (на самом деле Америка вдвое больше, чем вся Европа), американцы меньше путешествуют за пределы своего континента.
VI. Деловая жизнь
Генри Форд, возможно, не изобрел автомобиль, но он произвел революцию в методах производства и маркетинга и вывел вещи на совершенно новый уровень.Однажды он сказал: «Покупатель может заказать машину в любой цвет, если он будет черным». 2 Ford представляет две типичные американские бизнес-стратегии: во-первых, ориентация на клиента, во-вторых, массовое производство. Для Ford автомобиль был не роскошью, а предметом повседневного обихода, как холодильник. Было доступно всего несколько моделей, но он хотел, чтобы почти каждый мог позволить себе одну. В Европе новые изобретения обычно доступны только для представителей высшего класса, если они не производятся в больших количествах и не становятся дешевле.
Хорошо зарекомендовавшая себя бизнес-модель — это концепция «франчайзинга». Это означает, что уже успешная, проверенная концепция продается тому, кто хочет вести свой бизнес. Благодаря «франчайзингу» он или она может сделать это без необходимости разрабатывать новую бизнес-идею. Эта бизнес-модель уходит корнями в типичную американскую мечту о ведении собственного дела и зарабатывании денег.
В Европе концепция франчайзинга была заимствована из Соединенных Штатов, но поскольку дух предпринимательства не был столь выражен, он не закрепился так быстро, как в США.S ..
VI.I. В офисе
американца ожидают, что их работа будет интересной и увлекательной. То, что они делают, должно быть полезным. Дресс-код более формальный: «Деловой повседневный» 3 или «Деловой профессиональный» 4 предназначен, например, для мужчин и женщин в офисах.
В Европе это может быть нелегко объяснить из-за разницы в культурах и рабочих местах. Дресс-код не такой, как в США. Это может варьироваться от компании к компании.В целом английский подход к дресс-коду максимально приближен к американскому. Кажется, что в этом отношении их менталитет схож.
американца также склонны относиться к своим коллегам как к друзьям. Например, используется имя, и даже к начальнику обращаются по его имени. Отношения более расслабленные и неформальные, хотя важно относиться к другим с должным уважением. Также принято говорить о повседневной жизни и личных проблемах на рабочем месте.В Европе отношения между коллегами более сдержанные. Smalltalk типичен, но личные подробности не раскрываются.
[…]
1 http://www.businessinsider.com/how-different-cultures-understand-time-2014-5 [27.12.2017]
2 Витулло-Мартин, Дж. И Москин, Дж. (1983). Ценник руководителя . 1-е изд. Издательство Оксфордского университета, стр.86.
3 Мужчины: костюм и галстук не требуются; но без футболки и джинсов.Женщины: рубашка или свитер с воротником, классические брюки и классические туфли или ботинки.
4 Мужчины: пиджак или пиджак, рубашка на пуговицах, брюки для костюма, галстук и классические туфли. Женщины: Юбка или брючный костюм на каблуке.
.
менталитет — Викисловарь
английский [править]
Этимология [править]
Из мент + -ity .
Произношение [править]
- Рифмы: -ælɪti
- IPA (ключ) : / mɛnˈtæləti /, / mənˈtæləti /, / -ɪti /
Существительное [править]
менталитет ( множественное число менталитет )
- Образ мышления; образ мышления; набор убеждений.
- Прежде чем он добьется успеха, ему придется отказаться от менталитета , с которым он может обойтись без тяжелого труда.
- 1999 , Николас Уолкер, «Переориентация критической теории: Хабермас», в Саймоне Глемдиннинге, редакторе, Эдинбургская энциклопедия континентальной философии [1] , Routledge, → ISBN , page 489:
[…] с менталитетом , основанным на глубоко влиятельной и стойкой враждебности к центральным чертам веры Просвещения в теоретическую и практическую автономию человеческого субъекта.
- Характеристики разума, описанные как система отличительных структур и процессов, основанных на биологии, языке или культуре и т.д .; психическая система.
- 1978 , Эдвард Проффитт, «Романтизм, двухпалатность и эволюция мозга», Круг Вордсворта , Vol. 9, No 1, перепечатано в Kuijsten, 2016, page 129.
- […] новый менталитет [романтической поэзии] … менталитет самоутверждения.
- 2016 , Скотт Грир, «Знающий Ноус и скользкая психика: рецепт Джейнса для неестественной теории сознания», в Kuijsten, 2016, стр. 239.
- Наш менталитет — будь то двухпалатный или сознательный — таким образом, больше является функцией социального контекста, языка и форм общения, чем жестко запрограммированной неврологической системой.
- 1978 , Эдвард Проффитт, «Романтизм, двухпалатность и эволюция мозга», Круг Вордсворта , Vol. 9, No 1, перепечатано в Kuijsten, 2016, page 129.
Производные термины [править]
Ссылки [править]
- Kuijsten, Marcel (изд.). Боги, голоса и двухпалатный разум: теории Джулиана Джейнса , Общество Джулиана Джейнса, 2016 (312 стр.). → ISBN
Переводы [править]
.