Механизмы психологического воздействия: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ — Студопедия

Содержание

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ — Студопедия

УБЕЖДЕНИЕ – это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие.

ВНУШЕНИЕ– это механизм воздействия на сознание личности или группу людей, основанный на некритическом восприятии информации.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум человека, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию.

ЗАРАЖЕНИЕ– это общественно-психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта.

ПОДРАЖАНИЕ – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека, в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д.

ГИПНОЗ– бессознательное восприятие информации в процессе «сна».

БИЛЕТ № 15

Определите тип реакции на болезнь.

Тип реагирования ипохондрический

Характеристика

Пациенты постоянно прислушиваются к своему телу, свои многообразные ощущения классифицируют, нередко записывают, чтобы обо всем рассказать врачу. Как правило преувеличивают тяжесть заболевания и редко до конца доверяют врачу и среднему медперсоналу. Они могут жаловаться на недоброкачественное лечение и уход (иногда письменно), очень болезненно относятся даже к незначительному побочному эффекту лекарств. Намеки на преувеличение или тяжести собственной болезни вызывают гнев и поток жалоб.



Данный тип ВКБ обычен у лиц с соответствующим ипохондрическим воспитанием и при смешанных акцентуациях с сочетанием паранойяльных и тревожных черт.

Психотерапевтические вмешательства должны сочетаться или предваряться фармакотерапией (антидепрессанты со стимулирующим компонентом действия).

БИЛЕТ № 16

Воля. Нарушения волевой сферы.

Психологические механизмы воздействия на людей

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(институт, факультет)

Психология и педагогика воспитания

(наименование профиля, специализации)

Реферат

по дисциплине: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

на тему: «Механизмы психологического воздействия на людей»

Тольятти, 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

1.Сущность психологического воздействия………………………………..5

  1. Виды психологических механизмов воздействия……………………..…7

  2. Система методов психологического воздействия………………………11

  3. Внушение как основной процесс воздействия на окружающих………..11

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………….……16

Введение

В настоящее время возникло много практических областей, нуждающихся в теоретической разработке и приложении «психологии общения».

К этим областям относятся: деятельность средств массовой информации и пропаганды (радио, телевидение), реклама. Растет интерес к психологии публичного выступления.

Кроме того, общение по-прежнему остается одной из форм активности личности, в процессе которой происходит обмен знаниями, духовными ценностями; оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляется культура человека, уровень его развития и образования.

В ходе исследования общения установлено, что этот процесс включает в себя неразрывно связанные между собой обмен информацией и психологическое воздействие. Целью и результатами последнего являются перестройка индивидуальной и общественной психологии людей, достижение определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.

Психологическое воздействие на человека можно классифицировать по методу, по степени воздействия и цели воздействия.

Наиболее удобные варианты воздействия на человека — это влияние на его подсознание. Воздействуя на подсознание, можно добиться поразительных изменения элементарных поведенческих рефлексов, настроения, изменить привычки и даже мировоззрения человека.

Психологическое воздействие это специфический, особый способ воздействия при помощи речи и неречевых средств на психику человека.

Психологическое воздействие всегда исходит из определенного мотива и преследует определенные цели. О степени влияния воздействующего субъекта или объекта можно судить по изменениям, происходящим в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие.

2.Сущность психологического воздействия

Современный человек живет в постоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений в процессе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.

Психологическое воздействие – это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения.

Психология воздействия — одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригующей сферой исследовательских и практических интересов психологии.

Цели психологического влияния. Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные эгоистические цели, хотим облегчить жизнь себе. Стремление утвердиться в собственной значимости. Искать истинный смысл своего существования – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте.

Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Структура психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В качестве субъектов могут выступать как человек, отдельная личность, так и общности. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положения управление в социальной сфере переходит к военным органам.

Объектом психологических влияний выступают самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа и пр. Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно выделить как силовые административные приемы (применение военной силы), так и несиловые (увольнение, система наказания), а также социально-психологические и психотерапевтические.

  1. Виды психологических механизмов воздействия

Идентификация (от лат. Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строиться на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — явлением эмпатии (от греч. empatheia — сопереживание).

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется.

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д.Парыгина, психического настроя.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.

Психологические методы воздействия. Методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания в группе оптимального психологического климата. К психологическим методам воздействия относятся: подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, «взрыв».

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации

Принуждение – крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака). Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия – принуждения и убеждения.

«Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.

3.Система методов психологического воздействия

Психологическая атака – это система разнообразных, изменчивых; быстрых, активных; многословных, многозначных; подвижных, пантомимических воздействий на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.

Психологическое программирование – это система однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения.

Психологическая манипуляция – это система двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным).

Психологическое давление – это система представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.

4.Внушение как основной процесс воздействия на окружающих

Как уже упоминалось, внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций, и достигается не согласие, а принятие партнёром информации, основанной на готовом выводе.

Ежедневно средне общающийся человек делает несколько десятков, а то и сотен записей различной силы по типу внушения за счет присутствия необходимых для его осуществления условий. Намеренно внушение производится при стимуляции и соблюдении этих условий.

Внушение может осуществляться как с отвлечением внимания партнёра от внушаемой идеи, так и с привлечением его, но в последнем случае отношение к идее устанавливается суггестором.

Суггестор – тот, кто внушает.

Суггеренд – тот, кому внушают.

Выделяют 4 варианта поведения суггестора при внушении:

  • неоспоримый авторитет – когда суггестор нисколько не сомневается в успехе внушения;

  • интеллектуальный – когда суггестор объясняет всё, что делает;

  • моциональный – при котором используется потребность суггеренда в симпатии, хорошем самочувствии и безопасности;

  • пассивный – когда суггестор заверяет, что ничего не сможет сделать без помощи суггеренда, создавая иллюзию, что тот всё делает сам.

Внушение:

  • усиливается за счёт использования сложившихся в жизненном опыте суггеренда представлений и других психических феноменов;

  • совпадает с целями и заданной социальной установкой суггеренда, удовлетворяет или способствует удовлетворению значимых потребностей и интересов;

  • действенно, когда в нём используется информация, подтверждающая взгляды суггеренды, с которой он согласен сознательно или бессознательно.

Внушение делится на две формы:

1) Прямое внушение.

В этом случае суггестор прямо формулирует то, что должен сделать суггеренд. Фразы отличаются однозначностью, твёрдостью, произносится настойчивым, не допускающим сомнений тоном.

2) Косвенное внушение.

Здесь отсутствует прямое побуждение суггеренда, а содержание внушения включено в передаваемую информацию в условном или скрытом виде и может вызывать реакцию, соответствующую привычкам суггеренда. Используется более мягкие формулировки, меньшая категоричность и давление, чем при прямом. Примером косвенного внушения является обычный намёк.

Приемы внушения.

Приведем теперь конкретные примеры:

Трюизмы

Трюизмы – это аксиомы, это то, что не вызывает возражения.

Пример:

  • «Вы всегда внимательны при выборе друзей. (Хочется на это сказать – «да».)

  • Осторожны при выборе деловых партнёров. (Тоже невольное «да».)

  • Разборчивы при выборе спутников. (Тоже «да».)

  • Именно поэтому вы предпочитаете отправляться в дальний путь с нами!»

Суть приёма: чтобы внушить человеку что-либо необходимо начать с трюизмов, они приоткрывают дверь в подсознание, после них предложение, приказ, идея станут внушением, которое не воспримется критически.

«Акцент» (ложный)

Суть приёма: расставить ложные акценты, вымотав с их помощью человека, а потом сформулируйте своё требование или просьбу, которые покажутся после них подарком.

«Ложный выбор»

Суть приёма: нужно сформулировать своё предложение так, чтобы оно содержало альтернативу.

«Испуг»

Людям свойственны разнообразные тревоги, страх и стремление избежать их. Подчёркивание их активизирует интерес к тому, с помощью чего можно избавиться от страха.

Суть приёма: потребителю раскрывают не выгоду и пользу от товара, а, наоборот, его потери, если он проигнорирует данный товар или услугу. Приём действует как гипноз, только нужно не угрожать, а раскрывать последствия.

Заключение

В заключение можно отметить, что любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. В процессе общения применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении). По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

Список литературы

  1. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — Изд.:
    Либроком. — 2015. — 368 с.

  2. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников // Мастер психологии. — СПб.: Питер — 2010. — 336 с.

  3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков // Учебник нового века. — СПб.: Питер — 2008. — 583 с.

  4. Почепцов, Г.Г. Психологические войны. / Г.Г. Почепцов // Образовательная библиотека. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. — 528 с. 

  5. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. — М.: Издательский центр «Академия». — 2011. — 288 с.

  6. Чалдини, Р.Б. Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся / Р.Б. Чалдини. — СПб.: Питер, 2016. — 336 с.

Психология влияния, виды психологического воздействия

Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно подвергается стороннему воздействию. Психология влияния задействует процессы общения и восприятия информации, подразумевает определенное целенаправленное изменение чувств и стремлений личности.

психология влиянияОдна из главных задач данного направления психологии — понять и разобрать все существующие механизмы воздействия на человеческую психику. Параллельно данная наука исследуется механизмы общения людей в домашней и общественной обстановке.

Любое психологическое воздействие имеет конечную цель. Например, заставить человека подчиниться или сделать что-то, выполнить работу, купить товар, прибыть в какую-то точку. Однако можно и самостоятельно научиться всем этим приемам, чтобы в итоге скрытно влиять на других людей.

Человек зачастую неосознанно использует психологию влияния и ее различные методы. Однако если научиться этому искусству и знать его основы, можно добиться значительного успеха. В некоторых случаях это может помочь защититься от мошенников, которые используют их с целью обмана.

Психология влияния — виды воздействия

виды воздействия на другого человека

Существует примерно четыре основных способа осуществления воздействия на человека:

  • заражение;
  • подражание;
  • внушение;
  • убеждение.

Все они вполне могут использоваться людьми неосознанно. Однако тонкое знание психологии, анализ настроя собеседника и понимание направления его мышления позволяют радикально влиять на психологическое состояние человека.

Заражение

психология влияния через эмоцииЯвляется самым древним и одновременно изученным методом воздействия как на одного человека, так и на группу. Основывается на передаче эмоционального состояния. В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек с хорошим настроением движется по улице, как тут ему навстречу выходит знакомый в истерике. По мере выслушивания его истории, настроение у него начинает портиться, а душевное состояние итоге становится практически аналогичным собеседнику. В случае с впечатлительными людьми все еще проще — они считывают сигналы на эмоциональном уровне от людей, находящихся рядом. При этом воздействие может быть не только негативным. Заразиться можно и позитивом.

Психология влияния через внушение

меняемся под внушениемСледующий уровень воздействия, при котором происходит убеждение человека в том, что ему надо поступить так, как говорят. При этом, чтобы внушение оказалось успешным, необходимо соответствовать своим словам. Жизненные нравоучения от человека, который сильно пахнет алкоголем и надел рваную одежду, вряд ли будут иметь эффект. Также важна внушаемость — обычно дети до 13 лет и нерешительные люди наиболее внушаемы и серьезно относятся к чужим словам.

Эффективность внушения повышается, если говорить голосом, в котором не будет и тени сомнения. Уверенность — один из главных ключей для правильного внушения. Кроме того, словам можно придать куда больший вес, если использовать различные крылатые выражения и цитаты.

Убеждение

умение убеждатьБезобидный и простой способ воздействия. Его основу составляют факты, построенные на логической цепочке, которые и доносятся оппоненту. Однако здесь имеет значение интеллектуальный уровень собеседников. Как правило, доказать что-либо тому, кто значительно умнее или глупее, практически невозможно. Другая сторона просто не может принять все доводы. При убеждении нужно соответствовать образу жизни, который требуется донести до собеседника.

В психологии влияния существует всего два способа убеждения:

  1. Агрессивная. Используется для незнакомых людей. Основана на противоречии доказываемых фактов с целью показать свою неординарность. У собеседника появляется желание распутать логическую цепочку, но для этого сначала придется послушать и принять сведения. Подобная стратегия обычно используется только профессионалами убеждения, поскольку трудна в использовании.
  2. Пассивная. Обычно применяется для убеждения знакомых, жизнь которых хорошо известна. При осторожном приведении историй из личной жизни и сравнения с другими случаями, можно довести до оппонента нужную мысль. И тем самым подтолкнуть его к правильному решению. Здесь нельзя допускать нестыковки и ошибки в суждениях, иначе труд пропадет напрасно.

ложь и обманСамое важное при убеждении — не обманывать. Человек может легко почувствовать в голосе фальшь. Это приведет к утрате доверия и невозможности донести ему свою мысль.

Подражание

пассивный метод воздействияМожно назвать пассивным методом воздействия. Когда человек достигает каких-то успехов в области карьеры, научной работы или становится знаменитостью, остальные люди начинают подражать ему, порой сами не осознавая этого. Просто они желают стать такими же успешными, чтобы воплотить в жизнь и свои желания. При этом объект подражания всегда должен быть очень удачливым. Если он хочет удержать свое влияние, он должен буквально излучать успех.

психология влияния на другихЭто основные способы воздействия на человека. В некоторых случаях могут использоваться и более хитрые методы психологии влияния, вроде вовлечения и затягивания. Зачастую они несут в себе позитивный смысл, чтобы незаметно, за счет грамотно построенных цепочек действий подтолкнуть человека сделать что-то, причем с интересом. Могут использоваться и невербальные средства воздействия, в том числе прямой физический контакт.

Таким образом, в современном мире применяется огромное количество способов влияния на людей, причем намеренно. Обычно к ним прибегают начальники, которым надо держать подчиненных в руках. Однако примеры воздействия можно найти в повседневной жизни и быту.

Владимир Соловьев о психологии влияния — видео

Механизмы психологического воздействия

При
взаимодействии поведение одного человека
нередко способствует изменениям в
действиях и чувствах другого человека,
то есть оказывает на нее определенное
влияние. Специалисты по менеджменту
отмечают, что влияние — это любое поведение
одного индивида, которое вносит изменения
в поведение, отношения, чувства и т.д.,
другого индивида. Психологи считают,
что индивидуальное воздействие — это
процесс и результат изменения одним
человеком поведения другого человека
(его установок, представлений, мнений,
оценок и т.п.) при взаимодействии с ним.
Любое воздействие осуществляется с
целью формирования, закрепления или
изменения установок, взглядов, отношений,
чувств и действий.

В
общении, в том числе и деловом, мы имеем
дело с различными видами воздействия.
Можно рассматривать индивидуальное
воздействие двух субъектов друг на
друга, лидера и любого члена группы на
других, а также совместное влияние
группы на подгруппы, лидера и группы
вместе на отдельных ее членов.
Индивидуальное воздействие имеет место,
когда есть потребность в информации,
разъяснении, совместной деятельности.
Важно, что нередко рядовые члены группы,
а не лидер пытаются повлиять на других
своей искренностью, заинтересованностью
в деле.

Психологическая
природа различных видов воздействия
не одинакова и каждый из них используется
с определенной целью и при определенных
условиях. Но если вы сделали что-то для
другого человека, а потом увидели, что
ваше действие имело положительное
влияние на него, вы создали для себя
один из самых мощных мотивационных
факторов. Кто-то таким образом научил
Эйнштейна, что два плюс два будет четыре,
а кто-то научил Баха нотной грамоте, а
нас в детстве научили читать и писать.

Большое
влияние имеет слово. Говорят, что словом
и лечат, и убивают. Зиг Зиглар приводит
такой пример положительного влияния
слова на поведение, взаимоотношения и
жизнь человека: «В одном классе учились
два ученика и двух звали Джонни. Один
был отличником, который всем помогал,
пользовался всеобщим уважением. Второй
Джонни учился плохо, хулиганил и его не
любили другие ученики. Однажды к учителю
пришла мать и спросила, как учится и
ведет себя Джонни. Учитель подумал, что
это мать Джонни-отличника и начал его
расхваливать. следующий день к нему
подошел Джонни-двоечник и сказал: «Я
очень вам благодарен за то , что Вы вчера
сказали обо мне такие добрые слова. Мне
стыдно и поверьте, я буду стараться
стать таким, как Вы рассказали моей маме
«. Действительно, до конца учебного
года этот Джонни очень изменился, к нему
доброжелательно стали относиться другие
ученики. Уже именно о нем говорили
хорошие слова. Так слово способствовало
изменению поведения человека и налаживанию
его взаимоотношений с другими.

Своеобразно
проявляется в общении влияние одного
человека на других через власть. С одной
стороны, власть — это возможность влиять
на других, с другой — чтобы влиять, нужно
иметь власть. Когда один человек или
группа пользуются властью, для того
чтобы унизить других, чаще всего говорят:
у них отсутствует культура общения, и
прежде всего ее моральная составляющая.

Менеджер
не сможет выполнять свою профессиональную
деятельность, если не будет личностного
влияния на других. Какие психологические
качества помогают повысить его? Это —
компетентность, доброжелательность,
тактичность, целеустремленность,
энтузиазм, умение владеть собой. Это,
безусловно, и те нравственные нормы и
правила, которые усвоила личность:
честность, справедливость, искренность
и т.д.. Известно, что нередко люди в
деловых отношениях предпочитают
моральным добродетелям над профессиональными
качествами. Поэтому часто больше личное
влияние на других имеет тот менеджер,
для которого моральные нормы поведения
стали его внутренней сутью. По данным
психологов, самым влиятельным бывает
тот, кто одновременно является и
компетентным специалистом, и нравственным
человеком.

Менеджерам
желательно знать, какая информация
усиливает влияние на других людей, а
какая, наоборот, уменьшает его. Так, не
стоит говорить «я вас плохо знаю»,
«я не знаю ответа на этот вопрос»,
«у меня еще мало опыта», «я не
хочу отнимать у вас время» и т.п.. При
этом у другого человека появляется
желание сопротивляться. Лучше говорить
«мне следует подробнее разобраться
в этом», «мне хотелось бы с вами
обсудить этот вопрос» и др.. В беседе
желательно пользоваться словами вроде:
«я думаю», «я выбираю», «я
сделаю», но при этом выражать надежду
на то, что партнер по общению разделять
ваши намерения.

Для
эффективного взаимодействия с коллегами,
подчиненными, клиентами, партнерами по
бизнесу менеджеру надо знать психологические
механизмы воздействия на людей и уметь
пользоваться ими. В группу психологических
способов влияния относят внушение,
психическое заражение, подражание. Это
механизмы, которые действуют прежде
всего на бессознательное.

Внушение
— это целенаправленное воздействие
одного человека на другого или на группу
людей, предусматривающий некритическое
восприятие высказанных мнений. Процесс
внушения основывается на воздействии
словом, умышленно перестраивает что-то
в деятельности и направлен на повышение
результативности действий.
В
нашей стране значение внушения длительное
время недооценивалось и называли
буржуазным способом воздействия. На
самом же деле внушения занимает очень
важное место в нашей жизни, оно является
механизмом, который дает возможность
повлиять на бессознательное: на установки,
эмоциональные реакции, ожидания и т.п..
При внушение не достигается согласие,
а лишь обеспечивается принятие информации,
содержащей готовое заключение. Используя
полученную информацию, человек, на
которого влияют, должен прийти сам к
необходимому выводу.

Суггестор
– тот, кто воздействует

Суггеренд
– тот, но кого воздействуют

Контрсуггестия
– защитные механизмы от внушения,
которые выстраивает суггеренд

Виды
внушения:

~
в зависимости от целей воздействия

  1. преднамеренное
    внушение – целенаправленное и сознательно
    организованное воздействие

Внушение
может быть преднамеренным. Это
целенаправленный и сознательно
организованное воздействие, когда тот,
кто пользуется этим способом, знает,
кому и что он хочет внушить и соответственно
этому подбирает приемы воздействия.
Если это делает человек авторитетный,
то ему доверяют. Если человеку не
доверяют, то его влияние не будет
эффективным. Примером
умышленного внушения является реклама.

Причем нередко те, кто делает рекламу,
идут на то, чтобы воздействовать на
людей на их бессознательном уровне.

  1. непреднамеренное
    внушение – нет цели внушения, внушение
    может быть случайным

В
случае непреднамеренного внушения не
ставится специальная цель воздействия,
однако своими словами и действиями один
человек внушает другой именно то
состояние, который бы побуждал его к
соответствующему действию. Примером
такого внушения может быть создание
определенного имиджа. Его
социально-психологический феномен в
том, что он живет в умах людей, хотя они
этого четко не понимают.

~
в зависимости от содержания и характера
внушения

  1. специфическое
    внушение – внушение конкретных идей,
    мыслей, действий

  2. неспецифическое
    внушение – внушение определенных
    психических состояний

  3. положительное
    внушение – при нем происходит формирование
    положительных качеств или состояний

  4. отрицательное
    внушение – при нем происходит формирование
    отрицательных качеств или состояний

~
в
зависимости от способов и приемов
внушения

  1. прямое
    (открытое) внушение – открытость цели,
    прямая направленность на суггеренда

При
прямом внушении человек, внушает,
призывает к определенному действию.
Оно передается как приказ, указание,
распоряжение и запрет (например: «Всем
быть завтра в 9 часов на работе, потому
что утром прибудет ревизор»).

  1. косвенное
    (закрытое) внушение – опосредованное
    внушение с закрытой целью

  2. В
    случае косвенного внушения не говорят
    прямо о своей цели, однако выражается
    отношение к предмету, а основными
    формами внушения есть намек, одобрение,
    осуждение (например, «Наши соседи
    уже закончили работу» или «Наши
    конкуренты начали выпускать новый вид
    продукции» и др.. ). Косвенное внушение
    рассчитано на некритическое восприятие
    информации, поэтому для этого используются
    не приказы, а повествовательные формы.
    Цель достигается за счет того, что
    возбуждаются сильные эмоциональные
    реакции. Такие реакции, например,
    вызывают слухи.

  3. Слухи
    — это специфический вид неформального
    межличностного общения, в процессе
    которого сюжет, что в определенной
    степени отражает реальные или надуманные
    события, становится достоянием широкой
    аудитории. Исследования, проведенные
    на факультете психологии МГУ им. М.В.
    Ломоносова, показали, что три четверти
    работников любой организации подвергаются
    воздействию слухов как косвенного
    внушения. При этом 51% респондентов
    отметили, что этой неофициальной
    информации они дополняют официальную
    и благодаря этому ориентируются в
    происходящем. 21% респондентов подчеркнули,
    что слухи влияют на них негативно,
    заставляют волноваться. Исследования
    также показали, что чувствительность
    людей к слухам является устойчивой.Они
    распространяются по принципу
    геометрической прогрессии теми людьми,
    которые заинтересованы в этой информации
    (ими становятся, например, работники,
    которые боятся сокращения, пенсионеры,
    которые ожидают повышения пенсий и
    т.д.). Иногда именно благодаря слухам
    формируются общественное мнение,
    настроение и установки людей, меняется
    информационная ситуация в организации.Они
    распространяются для удовлетворения
    конкретных потребностей людей. Скорость
    распространения слухов является
    высокой, а живучесть — до двух недель.
    Опыт показывает, что слухи лучше
    предотвращать, подавая полную и
    достоверную информацию, чем потом с
    ними бороться.

~
в
зависимости от количества субъектов

  1. индивидуальное
    внушение – внушение, направленное на
    одного субъекта

  2. групповое
    внушение – внушение, при котором
    субъектом является группа

~
в
зависимости от соотношения между
воздействием и ответной реакцией
суггеренда

  1. непосредственное
    внушение – реакция суггеренда проявляется
    в процессе внушения

  2. отсроченное
    внушение – существует временной разрыв
    между воздействием суггестора и ответной
    реакцией суггеренда

Внушаемость
– это уровень восприимчивости к внушению,
субъективной готовности испытать
внушающее воздействие и подчиниться
ему.

Факторы,
влияющие на внушаемость:

1)
возраст

(дети и старики – самые внушаемые)

5.Механизмы психологического влияния.

Психологические
механизмы эффективности управленческой
деятельности.

В
психологии различают направленное и
ненаправленное влияние.

К
механизмам направленного влияния
относят внушение и убеждение, которые
являются достаточно действенными в
условиях современной экономической и
политической ситуации. Такие способы
существуют с незапамятных лет и
используются в СМИ вероятно с первого
дня их существования. В наши дни СМИ все
более и более становятся не только
средством связи, обеспечивающим доступ
людей к информации, к различным уровням
контактов и общения, но и приобретают
черты мощнейшего инструмента формирования
сознания, чувств, вкусов, мнений огромных
аудиторий людей. В многочисленных
социологических исследованиях
постулируется идея о том, что СМИ являются
«манипуляторами сознания». Внушение и
убеждение являются разновидностями
такой манипуляции. Рассмотрим особенности
этих механизмов и их использование в
СМИ более подробно.

Внушение
(суггестия
) как
метод социально-психологического
влияния представляет собой навязывание
определенных мыслей и состояний на фоне
их некритического (часто неосознанного)
восприятия. Это целенаправленное и
неаргументированное влияние на отдельного
человека или группу. Находясь под
воздействием внушения, человек не
контролирует направленное на него
воздействие. Проще всего внушить человеку
то, к чему он предрасположен в силу своих
потребностей и интересов. Однако внушить
что-то можно и вопреки его воле, вызывая
определенные чувства и состояния,
толкающие к совершению поступка,
возможно, совершенно не следующего из
принимаемых им норм и принципов поведения.
При внушении сначала происходит
восприятие информации, содержащей
готовые выводы, а затем на ее основе
формируются мотивы и установки
определенного поведения. В процессе
внушения интеллектуальная
(аналитико-синтезирующая) активность
сознания либо отсутствует, либо она
значительно ослаблена, а восприятие
информации, настроений, чувств, шаблонов
поведения базируется на механизмах
заражения и подражания.

На
социально-психологическом уровне
внушение имеет определенную специфику,
что связанно с целым рядом факторов, от
которых зависит эффективность внушения.
Во-первых, огромное значение имеют
особенности того, кто осуществляет
внушение (суггестор) — его социальный
статус, привлекательность, волевые и
интеллектуальные характеристики.
Во-вторых, немаловажными являются
особенности того, на кого внушение
направленно (суггеренд), в частности,
его способность включать механизмы
психологической защиты. Третьим значимым
фактором являются особенности отношений
между суггестором и суггерендом —
доверие, авторитетность, зависимость.
И наконец, эффективность внушения
зависит от способа конструирования
сообщения — уровня аргументированности,
характера сочетания логических и
эмоциональных компонентов, подкрепления
другими воздействиями.

Внушение
достигается различного рода вербальными
и невербальными средствами — словами,
интонацией, мимикой, жестами, действиями
суггестора.

Механизм
внушения сегодня широко используется
всеми СМИ. Американские психологи
сформулировали «технологические»
требования по практическому осуществлению
внушающего воздействия через массовую
коммуникацию и разработали конкретные
приемы внушения в пропаганде и рекламе.
Суть этих требований, разделяемых
большинством специалистов, использующих
манипулятивные технологии, сводится к
следующим основным положениям:

1.
Считается доказанным, что внушение
признается сознанием, если внушаемое
совпадает с психическими нуждами и
побуждениями, испытываемыми суггерендом.
При этом биологические причины,
порождающие психические напряжения,
главенствуют над социальными.

2.
Принятие сознанием внушающего воздействия
оказывается более вероятным, если его
содержание согласуется с нормами группы,
которой адресуется информация. При
этом, чем более индивид связан со своей
группой, тем вероятнее принятие им
внушающего воздействия.

3.
Вероятность принятия внушающего
воздействия заметно повышается, если
источник информации ассоциируется в
сознании аудитории как носитель высокого
престижа, а также за счет достаточно
высокого социального статуса, личностного
обаяния, экспертности.

4.
Эффект внушающего воздействия регулярно
возрастает, если императивное
предоставление информации подкрепляется
логическим доводом в его пользу.

Следуя
вышеуказанным принципам, СМИ, несомненно,
воздействует на нашу психику, используя
разнообразные приемы и формы внушения.

Таким
образом, сама по себе деятельность СМИ,
ставящая задачей внушить что-либо
обществу, является негуманной, поскольку
люди не могут контролировать направленное
на них воздействие и, соответственно,
оказываются бессильными перед подобными
внушениями.

Следующим
механизмом направленного влияния
является убеждение.
Убеждение представляет собой способ
целенаправленного воздействия посредством
логической аргументации. Процесс
убеждения направлен на то, чтобы
превратить определенную информацию в
установки, собственное убеждение самой
личности. В основе убеждения лежит
осознанное, критическое восприятие
адресатом воздействия убеждающего
сообщения, его анализ и оценка. Убеждение,
в отличие от внушения, направлено на
достижение согласия человека путем
логического обоснования, на основании
которого человек должен сам прийти к
определенному выводу. Убеждение как
способ воздействия наиболее эффективно
в том случае, когда адресат заинтересован
в получении полной и подробной информации
и настроен на ее критический анализ.
Таким образом, убеждение является
преимущественно интеллектуальным
влиянием.

Эффективность
убеждающего воздействия напрямую
определяется силой тех аргументов,
которые использует субъект для достижения
своей цели. Вместе с тем факторы, от
которых зависит результативность
убеждения, не исчерпываются особенностями
аргументации. Американский психолог
Д. Майерс предлагает рассматривать
четыре слагаемых убеждения: кто, кого,
каким способом и в чем убеждает.
Эффективность воздействия, таким
образом, зависит от особенностей
убеждающего субъекта, от содержания и
формы убеждающего сообщения, способа
его передачи, а также от особенностей
аудитории, которой оно адресовано.

Для
убеждения СМИ используют следующие
техники:

1. Техника
привлечения «лидеров мнений», т.е.
компетентных людей в различных областях.
Техника активно используется СМИ в
качестве эффективного механизма
воздействия на ценностные представления
человека и формирования общественного
мнения.

2. Апелляция
к конкретным фактам и документации.
Данная техника основана на особенности
психологии человека, заключающейся в
том, что простой обыватель склонен
больше верить конкретным цифрам и
бумажкам с печатью, нежели «голым»
словам.

Подводя
итоги, следует отметить, что методы
убеждения и внушения не исчерпывают
весь арсенал способов и приемов
психологического воздействия, но в их
эффективности не приходится сомневаться.

Личный
опыт

Как
уже говорилось, психологическое влияние
лежит в основе разнообразных проблем
современного общества. Оно имеет место
быть как в процессе межличностной
коммуникации, так и в виде непрямого
влияния, опосредованного различными
видами СМИ: телевидением, радио, печатными
изданиями.

Мощнейшим
источником психологического внушения
является телевидение. Конечно, и печать,
и радио также оказывают внушающее
воздействие, однако, в отличие от них,
только телевидение способно предоставить
зрителям не только печатную или
аудиоинформацию, но и визуализировать
ее с помощью ярких образов. При этом,
естественно, расширяются и внушающие
возможности этой формы СМИ, которая
теперь, помимо вербальных, может
интенсивно использовать и невербальные
средства внушения. Одним из наиболее
распространенных источников внушения
телевидения является реклама, которая
нередко навязывает нам различные
установки на покупку того или иного (не
всегда нужного) товара. В качестве
наглядного примера социального влияния
через СМИ посредством рекламы,
подтверждающего, что человеческое
поведение и мышление может подвергаться
воздействию даже в том случае, если
передаваемая информация носит абсолютно
безличный характер, Ф. Зимбардо и
М. Ляйппе рассматривают проблему
курения. Да и, несомненно, каждый из нас
лично испытывал влияние рекламы на
себе, когда, увидев на экране яркий образ
или уважаемую личность, сообщающую нам
об «отличном товаре» и предлагающую
попробовать его, заходили в магазин и
брали именно этот товар. При этом, стоить
заметить, что до просмотра рекламы мы
и не думали ничего такого покупать, а
тут вдруг почему-то купили…а потом
попробовали, а товар то оказался мягко
говоря «не очень»… «Как же так? Такой
уважаемый человек заявлял о высоком
качестве», или: «А у той модели ведь были
такие красивые волосы», или еще: «А у
того паренька было такое классное
настроение»… пережить подобные
разочарования, вероятно, приходилось
каждому из нас. Что же произошло? Ответ
на этот вопрос как раз и дает психология
— яркая картинка достигла своей цели
внушить, сформировать установку на
покупку товара. Правильно разработанная
реклама, и все, как говориться «дело
техники» и наши денежки абсолютно
законно перекочевали в карман того, кто
все это время находился вне кадра, однако
достаточно эффективно воспользовался
механизмом внушения. Подобные ситуации
случались и со мной, однако, если дело
идет не о мелких покупках, я всегда
стараюсь все еще раз обдумать,
посоветоваться с родителями или друзьями,
узнать у знакомых, не пробовал ли кто-то
из них рекламируемую продукцию, а потом
уже принять окончательное решение.

Кроме
этого, телевидение имеет доступ к
использованию такой современной
технологии, как «двадцать пятый кадр»,
информация которого воздействует на
наше бессознательное. Невозможность
проследить подобное внушение делает
нас беззащитными и полностью управляемыми.
Давайте задумаемся, кто из нас может с
абсолютной уверенностью сказать, что
на последних президентских выборах его
голос был действительно «его», а не
являлся следствием политической
агитации?

Также
следует отметить, что разнообразные
телепередачи, новости, документальные
и художественные фильмы, ток-шоу несут
в себе внушающее воздействие на нашу
психику. Эти же источники внушения, а
именно реклама, новости, интервью,
используются и радио и печатью, однако
внушающее воздействие такого рода
является менее эффективным, чем
телевизионное внушение.

Что
же касается СМИ как каналов убеждения,
то их влияние может оказаться эффективным
при обсуждении не очень важных тем, или
малоизвестной информации. При обсуждении
актуальных и важных вопросов пытаться
через СМИ убедить людей в чем-либо, как
отмечает Д. Майерс, все равно, что
«толкать вверх рояль». При этом, как и
с механизмом внушения, следует учитывать
специфику отдельных СМИ, а потому рейтинг
СМИ по эффективности убеждения выглядит
так же, как и рейтинг по эффективности
внушения, т.е. на первый план опять-таки
выходит телевидение. В качестве наглядного
примера снова обратимся к нашей «любимой»
рекламе, которая помимо внушающего
оказывает также и убеждающее влияние
на нас. Конечно, такое влияние менее
замаскировано, ведь в этом случае нам
предлагается не просто «отличный товар»,
а, например, «гала де-люкс, к которому
прибавили компоненты м-зим из дорогого
порошка». «Вот теперь я не промахнусь,
ведь это «гала де-люкс, к которому
прибавили компоненты м-зим из дорогого
порошка»! Все логически обосновано,
аргументировано, почему бы и не купить?
Результат тот же: идем в магазин и
покупаем. А кто-нибудь слышал, что такое
«компоненты м-зим»? И опять неудача… В
чем же дело? Почему мы опять поверили?
Ответ прост — непонятная нам, но
убедительная терминология — бесспорный
аргумент! Невозможно быть уверенным в
том, что все те факты и аргументы, к
которым апеллируют рекламы, передачи,
шоу и т.д. являются реальными. А кто может
похвастаться, что знает всю правду о
политиках? Или о знаменитых личностях?

Однако
следует отметить, что печатные сообщения
обеспечивают большую включенность и
запоминание. Яркий пример — желтая
пресса, а ведь как убедительно написано…

Кроме
того, влияние СМИ может быть опосредовано
персонифицированным источником
информации, который некоторые ученые
считают наиболее влиятельным.

Таким
образом, все СМИ активно используют
механизмы и внушения и убеждения. И
даже, когда кажется, что наш выбор
исключительно свободен и сделан по
собственной воле, это, к сожалению, не
всегда оказывается правдой. И защититься
мы от этого не можем, так как СМИ стали
неотъемлемой частью нашей жизни, разве
что прибегнуть к предложенному Р. Декартом
методу сомнения.

СМИ

Сегодня
психологическое влияние можно
рассматривать как одну из наиболее
актуальных проблем общества. Интерес
к этой проблеме и ко всем связанным с
ней вопросам заметно растет на протяжении
последних десятилетий, причем и со
стороны науки, и со стороны обывателей,
когда психологическое влияние стало
настолько глобальным.

Дабы
оставаться популярными и востребованными,
СМИ, естественно, оповещают социум о
существовании и возможности использования
различных механизмов психологического
влияния, в частности — механизмов внушения
и убеждения. Посредством телевидения,
радио и печати современный человек
получает популярную и, в основном,
соответствующую реальности информацию
о разнообразных источниках подобного
влияния, последствиях, к которому оно
может привести и возможных способах
его избегания. Такие популярные сегодня
передачи как «Чрезвычайные истории»,
«Инфо-шок» и другие, неоднократно
информировали своих зрителей о различных
приемах, с помощью которых отдельные
люди или же целые организации оказывают
психологическое влияние на общество и
отдельно взятых людей. При этом следует
отметить, что акцент в подобного рода
передачах делается на использование
механизма внушения, так как именно
внушение более всего интересует зрителей
из-за своей загадочности, необъяснимости
с точки зрения житейской психологии и
потому, в некотором роде, мистичности.
Так, популярные телепередачи сообщают
нам о «цыганском гипнозе», НЛП технологиях,
сетевом маркетинге, деятельности сект
и т.д. Все это четко отражает использование
различных механизмов психологического
влияния.

Кроме
того, данная проблема освещается также
посредством других видов СМИ, таких как
радио и различных печатных изданий. В
сообщениях этих СМИ нередко заявляется
о тех случаях связанных с использованием
механизмов влияния, которые имели место
быть в жизни отдельных людей. Тут мы
можем услышать или прочитать о фактах
обмана пенсионеров, детей, о трагических
случаях нелепых ограблений и т.д., где
также налицо использование механизмов
внушения и убеждения.

Однако
я никогда не слышала, чтобы какой либо
телеканал, радиостанция или печатное
издание сообщали о том, что СМИ также
используют различные механизмы
психологического влияния, причем
повсеместно и, очевидно, в целях
собственной выгоды. Эта информация
тщательно маскируется и скрывается,
иначе как бы тогда СМИ могли бы влиять
на общество? Данные об использовании
СМИ механизмов психологического влияния,
в частности внушения и убеждения, стали
доступны в сети интернет совсем недавно,
да и то — в завуалированной форме.

Таким
образом, интерес общества к проблеме
психологического влияния заметно
растет, однако СМИ тщательно скрывают
и отрицают факт использования внушения
и убеждения (особенно внушения) при
информировании социума.

Психологическая устойчивость: состояние знаний и планы будущих исследований —

% PDF-1.5
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
> поток
application / pdf

  • Психологическая устойчивость: состояние знаний и планы будущих исследований — — Рабочие и дискуссионные документы
  • Ребекка Грабер, Флоренс Пишон, Элизабет Карабин
  • Библиотека Adobe PDF 10.0.1; изменено с использованием iTextSharp 5.1.3 (c) 1T3XT BVBA2015-10-02T12: 14: 59 + 01: 00Adobe InDesign CS6 (Macintosh) 2015-10-08T10: 41: 30 + 01: 00

    конечный поток
    endobj
    6 0 obj
    > поток
    H | T [oF ~ G 8vK
    aWnQ 𪪖 L3P {fl
    ciL) aƐU W> jBf y ߤ \ I

    .

    Психологических проблем при воспалительном заболевании кишечника: обзор

    Воспалительное заболевание кишечника (ВЗК), включая болезнь Крона (БК) и язвенный колит (ЯК), является хроническим заболеванием, приводящим к инвалидности, неизвестной этиологии. Были некоторые разногласия относительно роли психологических факторов в течении ВЗК. Цель данной статьи — рассмотреть эту роль. Сначала анализируются данные о роли стресса, уделяя особое внимание воспринимаемому стрессу и убеждениям пациентов о нем в запуске или обострении течения ВЗК.Затем рассматриваются возможные механизмы, с помощью которых стресс может трансформироваться в симптомы ВЗК, включая изменения моторной, сенсорной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта, повышение кишечной проницаемости и изменения в иммунной системе. Представлены роль беспокойства пациентов по поводу психологического стресса и их приспособления к болезни, плохие стратегии выживания и некоторые черты личности, которые обычно связаны с этими заболеваниями. Затем анализируются уровень распространенности, время возникновения и влияние тревоги и депрессии на качество жизни, связанное со здоровьем.Наконец, разъясняются вопросы, связанные с болезненным поведением, и необходимость интеграции психологических вмешательств с обычными протоколами лечения.

    1. Введение

    Воспалительное заболевание кишечника (ВЗК) описывает группу хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые являются рецидивирующими и перемежающимися; этот термин в первую очередь включает болезнь Крона (БК) и язвенный колит (ЯК). Распространенность этих заболеваний увеличилась за последние десятилетия до 120–200 / 100000 и 50–200 / 100000 человек для ЯК и БК соответственно [1].На сегодняшний день не существует определенного лекарства от ВЗК, и лечение направлено на управление воспалительной реакцией во время обострений и поддержание ремиссии с акцентом на соблюдение терапии [2]. Этиология ВЗК неизвестна, но считается, что каждый из генетических, иммунных факторов и факторов окружающей среды играет определенную роль в его возникновении [1, 3, 4]. Эти факторы взаимодействуют друг с другом, поэтому у человека с генетической предрасположенностью факторы окружающей среды вызывают иммунную дисфункцию и симптомы кишечника [5]. Одним из этих триггеров окружающей среды могут быть психологические факторы, в частности психологический стресс.

    2. Роль психологического стресса в ВЗК

    Убеждение в значимости психологических факторов для ВЗК не ново. Исторически впервые в 1930-х годах гастроэнтерологи и психиатры предположили, что эмоциональные жизненные события и переживания, вероятно, связаны с обострением кишечных симптомов [6]. В то время ВЗК считалось психосоматическим заболеванием, и его связь со стрессом и другими психологическими факторами считалась настолько сильной, что исследователи не чувствовали необходимости использовать какую-либо контрольную группу в своих исследованиях.Спустя несколько десятилетий это открытие было поставлено под сомнение в основном из-за методологической слабости и неконтролируемых исследований, опубликованных в этой области. Некоторое время ВЗК считалась органической болезнью, и психологические факторы не принимались во внимание как способствующие ей. Но дальнейшие анекдотические данные и клинические наблюдения показали, что стрессовые переживания могут отрицательно повлиять на течение ВЗК.

    Действительно, во многих обзорных статьях теперь подчеркивается связь между стрессом и ВЗК [6–10], и делается вывод, что путаница и разногласия в опубликованных отчетах частично связаны с различиями в определениях стресса (например,g., стрессовые жизненные события или неприятности, ежедневный стресс) и частично из-за включения смешанных групп пациентов (БК по сравнению с ЯК) и / или смешанного статуса заболевания (активный или неактивный) [6, 8]. Таким образом, основные тенденции в недавних исследованиях заключались в том, чтобы различать пациентов с БК и ЯК и использовать понятие воспринимаемого стресса, которое подчеркивает субъективное восприятие стресса человеком и его / ее эмоциональную реакцию на него [11].

    Эти тенденции способствовали разрешению разногласий и выявлению роли психологического стресса при ВЗК.Таким образом, хотя роль стресса в возникновении ВЗК не установлена, нет сомнений в том, что стресс является пусковым и усугубляющим фактором в отношении течения и симптомов ВЗК [8, 10, 12, 13]. Действительно, это можно рассматривать как одну из детерминант рецидива болезни [12, 14, 15]. Тем не менее, есть некоторые противоречивые сообщения о связи между стрессом и началом болезни, например, Li et al. [16], которые на основании последующего исследования возникновения ВЗК у родителей, потерявших ребенка в Дании, обнаружили отрицательную связь между психологическим стрессом и развитием ВЗК.Эти выводы подтверждают мнение почти 75% пациентов с ВЗК о том, что стресс или их собственная личность являются основным фактором развития их заболевания [10, 12], а более 90% — что он влияет на активность их заболевания. [13, 17].

    3. Возможные механизмы воздействия психологического стресса на пациентов с ВЗК

    В свете последних достижений психобиологических исследований, каковы механизмы, с помощью которых стресс может влиять на течение ВЗК?

    3.1. Неспецифические эффекты

    Многие из симптомов ВЗК, испытываемых пациентами, могут быть вызваны стрессовыми изменениями функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Между энтеральной нервной системой (ENS) и ее спинальными и вегетативными связями с центральной нервной системой существует хорошо иннервируемое нервное сплетение, известное как ось мозг-кишечник. Моторная, сенсорная и секреторная функция желудочно-кишечного тракта, а также пороги восприятия боли [13] могут прямо или косвенно зависеть от психологического и эмоционального стресса через эту ось.Эти эффекты опосредуются веществом P (SP), вазоактивным кишечным белком (VIP) [18], несколькими нейропептидами, нейротрансмиттерами и гормонами [12, 19]. Стресс стимулирует секрецию кортикотропин-рилизинг-фактора (CRF) в центральной или периферической частях ЦНС (гипоталамус и кора надпочечников, соответственно). В то время как центральный CRF регулирует систему АКТГ-кортизол, периферический CRF напрямую влияет на моторику желудочно-кишечного тракта. Эндогенный CRF опосредует индуцированное стрессом подавление моторики верхних отделов желудочно-кишечного тракта и стимуляцию моторики толстой кишки [12, 20].Таким образом, когда симптомы, такие как боль в животе и изменение функции кишечника, возникают при ВЗК без значительной активности заболевания, их можно отнести, по крайней мере, в некоторых случаях, к изменениям моторной и сенсорной функции в результате психологического стресса.

    3.2. Кишечная проницаемость

    Психологический стресс может также увеличить кишечную проницаемость, вероятно, в результате изменений в холинергической нервной системе и функции тучных клеток слизистой оболочки [21]. Söderholm и Perdue [22] указали, что различные типы физического и психологического стресса влияют на некоторые компоненты функции кишечного барьера, такие как повышение проницаемости кишечника и стимуляция секреции ионов, воды, слизи и даже IgA.Эта повышенная проницаемость, в свою очередь, снижает барьерную функцию слизистой оболочки и изменяет взаимодействие бактерий с хозяином [12, 23]. Однако, основанные в основном на исследованиях на животных, эти наблюдения, вероятно, играют роль в патофизиологии ВЗК человека.

    3.3. Иммунологические механизмы

    Наконец, стресс также может опосредовать свое влияние на ВЗК через иммунную систему [15, 19]. С одной стороны, считается, что неадекватно контролируемая реакция слизистой оболочки кишечника приводит к воспалению у пациентов, которые генетически предрасположены к ВЗК.Дисфункция кишечной иммунной системы и перекрестная реактивность ее клеток против эпителиальных клеток хозяина являются основными механизмами возникновения воспалительного ответа [5]. С другой стороны, все более широко признается, что ось HPA (гипоталамус-гипофиза-надпочечники), вегетативная нервная система (ВНС) и ENS могут напрямую взаимодействовать с иммунной системой. Цитокины являются важными иммунными молекулами в патогенезе ВЗК [24, 25]. Многие исследователи [15, 20, 26, 27] сообщили, что хронический или острый стресс может изменять профили цитокинов (например,g., IL-1 β , IL6, IL10, IL4 и TNF α ) или гормонов, таких как кортизол, которые могут вносить вклад в патофизиологию ВЗК. Между нейронами и тучными клетками желудочно-кишечного тракта существует двунаправленная связь [28], а тучные клетки слизистой оболочки могут быть активированы стрессом [15, 29]. Стресс-индуцированная активация тучных клеток посредством высвобождения медиаторов, таких как эйкозаноиды, серотонин и IL6, может вносить вклад в патогенез ВЗК [29].

    3.4. Косвенные эффекты

    В дополнение к вышеупомянутым прямым путям стресс также может косвенно влиять на клиническое течение ВЗК. Эти косвенные эффекты проявляются в поведении, которое, как известно, способствует рецидиву [14], включая плохую приверженность к лечению [30] и курение [31]. Прямые и косвенные механизмы, с помощью которых стресс может влиять на течение ВЗК, показаны на Рисунке 1.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.