Механистическое мировоззрение: Механицизм как философский принцип

Механицизм как философский принцип

Определение 1

Механицизм – это философское мировоззрение и метод познания мира, согласно которому в основе любого явления лежат механистические принципы и закономерности, описываемы с помощью языка математики.

Предпосылки к зарождению механицизма в античности

Механицизм как новый философский принцип и подход к описанию о объяснению окружающего бытия во всех его аспектах и проявлениях – от движения планет, до общественных и психологических феноменов, начал формироваться в Новое время в трудах таких выдающихся философов как:

  • Г. Галилея,
  • И. Бекмана,
  • Т. Гоббса,
  • Р. Декарта и многих других.

Однако основы механицизма были заложены еще задолго до этого в античной философии и науке. Особенностью античного мировоззрения и картины мира было представление о вселенной, как о живом организме, в котором все его части взаимосвязаны между собой благодаря особым, сверхъестественным связям. Так разъясняя движение небесных тел Аристотель, указывал, что каждое из них стремится в то место, которое ему положено согласно его внутренней природе, а также духовной сущности. По этой же причине легкие предметы стремятся вверх, к небесной сфере, а тяжелые вниз, к подземному миру. Подобное, основанное на мифорелигиозном мировоззрении, органическое понимание природы накладывало серьезное ограничение на возможность ее понимания и описания как с помощью чувственного познания (ибо воспринимаемые явления не отражают сущности процессов), так и с помощью развитого логико-математического аппарата, поскольку последний относился к сфере неживого, абстрактного и не мог быть перенесен на природу.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на это уже в период античности было сформировано представление о числе как абсолюте, выведенном за рамки бытового употребления и используемого в качестве универсального средства для описания мира в рамках школы пифагорейцев. Левкиппом и Демокритом были заложены основы атомистического понимания бытия, согласно которым мир состоит из бесконечного числа бесконечно малых материальных частиц, которым присуще движение, и взаимодействие которых создает все видимое многообразие окружающего мира. Наконец, единственной наукой античности оставалась математика, которая получила в свое распоряжение аппарат формальной логики, и достигла достаточных высот для создания описательных моделей процессов окружающего мира, создание которых, как уже отмечалось, противоречило представлению античных мыслителей о природе как живом организме.

Развитие механицизма в Новое время

В Новое время достижения античной философии подверглись значительному переосмыслению. Благодаря развитию наук и внедрению их в практику, природа, больше не рассматривалась в качестве живого организма, напротив, она стала вещью, ресурсом, который человеку необходимо познать и подчинить. Приложение математического языка и формальной логики к вопросам познания природы, дало возможность для развития естествознания, а расцвет изобретательства и механики позволил соотнести всю сложность и гармоничность природных явлений со сложностью и гармонией хорошо отлаженного механизма, например, механизма часов.

Так Декарт, разрабатывая свою теорию познания, вводит понятия субъекта и объекта.

Определение 2

Субъект – это активное познавательное начало, обладающее способностью действовать направленно.

Объект – это пассивная сторона познавательного процесса, на которую направлены усилия субъекта.

Объективация природы делает ее не более сложным, но доступным для изучения предметом, который категориально ничем не отличается от предметов более простых и не имеет собственной специфики. Сложность того или иного явления связана в первую очередь с количеством его составных частей и связей между ними, а не с их сущностью.

Гоббс определяет мир как простую массу всех находящихся в нем вещей. Каждая вещь — это тело, которое имеет измеряемые физические параметры – массу, протяжённость; каждая из частей этого тела, также в свою очередь является телом, вплоть до самых мельчайших частиц. А поскольку все что находится в мире является вещами, которые могут быть измерены, то и взаимодействия между ними могут быть просчитаны с помощью математических формул.

Наибольший расцвет механицизма связан с именем И. Ньютона, который разработал принципы интегрального и дифференциального счисления и смог с их помощью объяснить движение небесных тел. Предложенные Ньютоном способы счисления оказались настолько эффективными, что с их помощью пытались описать все возможные процессы, особенно не вдаваясь в их суть. Так для описания передачи тепла был создан особые проводник – газ теплород, для передачи света – эфир, а для магнетизма – силовые линии магнитного поля. Создание этих метафизических, как оказалось в последствии тел было необходимым в механистической картине мира, поскольку любое взаимодействие могло происходить лишь при непосредственном соприкосновении между собой твердых материальных тел, самыми мельчайшими из которых являлись атомы, казавшиеся вечными и неделимыми как в учении Демокрита.

Основные положения и критика механицизма

Механицизм на протяжении 17-19 веков являлся универсальной доктриной, которая позволяла объять весь спектр проявлений природы и подвести их под стройную систему математических формул, способных объяснить все ее многообразие за счет расчетов взаимодействия реальных материальных тел.

Принципы механицизма считались универсальными и примелись для описания любых систем. Основными из них являются:

  • принцип дискретности – материя состоит из неделимых частиц, атомов, различающихся между собой массой;
  • принцип перемещения – движение материи представляет собой механическое перемещение тел и их частей в пространстве;
  • принцип субстанциональности пространства – пространство представляет собой особую субстанцию, которая обладает протяженностью и не зависит от ее материального наполнения, т.е. однородна;
  • принцип причинности – для любого действия или движения есть причина в виде внешней силы, которая была приложена к действующему телу;
  • принцип взаимосвязи – все тела связаны друг с другом с помощью сил тяготения, которые действуют на любых расстояниях и не нуждаются во внешней причине.

Основная критика механицизма, помимо его неспособности объяснить некоторые артефакты – например то же тяготение, которое полностью противоречит принципу причинности, состояла в том, что для него не существовало разницу между типами описываемых объектов. Взаимодействия между людьми в обществе, ничем не отличались от взаимодействия бильярдных шаров и пытались быть описаны с помощью один и тех же принципов. Игнорирование специфики качественно более сложных систем достигалось за счет редукционизма на более низкий уровень. Так социальное взаимодействие низводилось к биологическому, то в свое очередь к физико-химическому, а оно наконец к механическому взаимодействию атомов.

МЕХАНИЦИЗМ — это… Что такое МЕХАНИЦИЗМ?


односторонний метод познания и соответствующее ему миропонимание, основывающееся на представлении, будто механич. форма движения есть единственно объективная. Последоват. проведение этого взгляда приводит к отрицанию качеств. многообразия явлений в природе и обществе, к представлению о многообразии как о лишь субъективной иллюзии. Более широко М. понимается как вообще метод «сведения» сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на биологич. отношения, когда речь идет о социальных явлениях, на физико-химические, когда речь идет о биологии и т.д.). Однако, напр., тот факт, что устойчивость органич. молекул объясняется с помощью квантово-механич. законов движения, не может служить основанием для вывода, что биология сводится к квантовой механике и не имеет своих специфич. закономерностей.
Исторически М. выступал в качестве господств. направления науч.-материалистич. мысли на протяжении 16–18 вв. и составлял исторически обусловленную ограниченность естествознания и философии этого периода. Эта ограниченность исторически оправдана тем, что механика была в то время единств. наукой, получившей достаточное развитие и применение в произ-ве, и потому казалась «наукой вообще», абсолютной наукой, руководствующейся соответственно абс. методом – математикой, понимаемой в основном механистически. Классич. представителями М. могут считаться Галилей, Ньютон, Лаплас (в естествознании), Гоббс, Ламетри, Гольбах (в философии), Типичными представителями М. в 19–20 вв. являлись Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг. Односторонне-механистич. подход к познанию природных и общественно-историч. явлений уже внутри указанного периода подвергался критике со стороны выдающихся представителей диалектич. мышления (Спинозы, Лейбница, отчасти Дидро). Как ограниченно оправданный метод мышления он был «снят» Гегелем (к-рому, кстати, принадлежит и сам термин «М.») в более высоком, диалектическом понимании задач и природы мышления.

Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Гегель «…хотел унизить материализм эпитетом «механический». Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм – французский материализм XVIII века – был действительно исключительно м е х а н и ч е с к и м…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568–69).

M. есть пройденный историч. этап развития материалистич. философии, и всякая попытка возродить М. в условиях совр. науч. развития должна расцениваться как вульгаризация, противоречащая и объективным закономерностям историч. развития знания, и их выражению в диалектич. логике.

Возможность возрождения М. постоянно сохраняется в силу того факта, что любая, сколь угодно сложная и развитая форма движения материи заключает в своем составе механич. движение как одну из сторон. Механика, – именно потому, что ее законы получены путем абстрагирования от качественной специфики любой из материальных систем и в силу этого выражают лишь абстрактно-всеобщие, пространственно-временные условия сущест-вования любой из них, – не может ничего сказать о том, что именно и почему происходит во Вселенной внутри этих условий, подобно тому, как грамматика ничего не может сказать о содержании тех произведений, к-рые созданы в согласии с ее требованиями. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Но при этом они обязательно утрачивают свою качеств. специфику и представляются с их абстрактно-всеобщей стороны, т.е. непротиворечиво. Поскольку М. и есть т. зр. такого сведения, постольку все реальное богатство качеств. многообразия явлений в природе и обществе является, с т. зр. М., продуктом чистой случайности. Так, напр., для механистич. материализма «…тот факт, что материя развивает из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит» (там же, с. 523–24).
По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. естественно и логично приводит к выводу о принципиальной невозможности ее точного познания. M. y Галилея, Гоббса, франц. материалистов ни в малейшей степени не затронут агностицизмом. Но в 19 в. перед лицом громадного обогащения естествознания содержанием, диалектическим по существу, среди естествоиспытателей-механистов распространяются агностич. взгляды. Знание, раскрывающее природу надмеханич. областей движения, где в силу вступают как раз качеств. различия и соотношения меры, М. объявляет ненаучным. Этот нигилизм в отношении диалектики приводит М. к тому, что на место третируемых им диалектич. понятий и категорий он подставляет понятия неких внешних сил, в к-рых реальные моменты, абстрагированные от движения, превращаются в самостоятельно существующие механич. «причины» этого движения, в особые «силы». В пределах механики эта методология не приносит большого вреда, но как только т. зр. механики превращают в единственно научную, т.е. становятся на позицию М., эта методология тотчас же обнаруживает свою несостоятельность. «В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и биологии, и тогда неизбежна путаница» (там же, с. 407).
Особенно наглядно эта антинаучность М. проявляется в экскурсах сторонников M. в область проблемы мышления, сознания, вообще человеч. деятельности, связанной с проблемой цели, свободы и т.п. категорий. Пытаясь изобразить мышление как функцию механич. системы, М. оставляет без внимания все те условия, при к-рых мозг действительно мыслит. Представители М. в кибернетике игнорируют специфич. отличия автоматов от живых систем, к-рым присущи состояния потребности, самостоят. выработка цели и критерий отбора реакций и т.д., а в отношении человека игнорируют все действит. движущие причины процесса мышления, – чувственно-предметную деятельность обществ. человека, преобразующего природу, связанные с ней цели и т.д., также принимая эти причины за нечто данное и пытаясь толковать их в свою очередь чисто механически. Столь же несостоятелен М. и в трактовке проблемы жизни. Тем самым М. оказывается питательной почвой для витализма, телеологии и идеализма, старающихся заполнить те «белые пятна», к-рые М. неспособен заполнить принципиально, а не только «на сегодняшний день». Поэтому витализм и телеология являются неизбежным дополнением М.
М. как позиция в философии представляет собой типичное проявление метафизич. метода мышления, неспособного справиться с противоречием. Сталкиваясь с противоречием, с наличием противоположных определений, М. всегда старается зачеркнуть одно из них (напр., качество в угоду количеству) или же принимает то одно, то другое (то абс. случайность, то столь же абсолютную необходимость), то дискретность, то непрерывность и т.д. Не будучи в силах понять противоречие как подлинную действующую причину всякого движения и развития, М. мистифицирует и самое понятие действующей причины, понимает движение не как самодвижение материи, а как результат действия внешней силы, и материя начинает представляться как сама по себе инертная и косная масса. Так, с т. зр. механистич. детерминизма Лапласа, закон инерции представляет собой «закон самонедеятельности материи», в то время как с позиций диалектич. материализма закон инерции есть «…отрицательное выражение неуничтожимости движения» (там же, с. 343).
Диалектич. материализм установил на основе обобщения данных науки, что механич. движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого движения. В составе высших, надмеханич. процессов оно оказывается «побочной формой», необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов. В составе этого высшего низшие формы движения проступают самостоятельно лишь при соскальзывании с высшего уровня развития на низший. Так, физико-химич. процессы выступают самостоятельно в живом организме в полную силу лишь с его смертью. Тем самым М. как вполне реальная, но абстрактно-всеобщая характеристика действительности и ее науч. выражения был преодолен и «снят» в составе более глубокого понимания действительности и процесса ее теоретич. познания.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Гегель, Энциклопедия филос. наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, его же. Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937–39; Самускевич А. В., Нек-рые филос. вопросы атомистики и борьба против М. в совр. физике, в сб.: Науч. тр. по философии [Белорус. ун-та ], вып. 1, Минск, 1956; Вислобоков А. Д., Марксистская диалектика и совр. M., M., 1962.

А. Потемкин. Ростов-на-Дону.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

Механицизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Механици́зм (механизм) — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к механике, физическим причинам; противопоставлялся витализму.

Основные идеи

Основной источник: [1]
  • Материя дискретна (в механике материя является сплошной средой) и представляет собой совокупность неделимых и неизменяемых, абсолютно твердых частиц (атомов), отличающихся друг от друга главным образом в количественном отношении (массой).
  • Все виды движения в природе сводятся к механическому перемещению тел и составляющих их частиц.
  • Движение происходит в абсолютном пространстве, которое представляет собой некую самостоятельно существующую субстанцию в виде бесконечной однородной протяжённости, не зависящей от материи и не связанной с ней. Все процессы протекают в абсолютном времени, которое представляет собой ни от чего не зависящую длительность.
  • Всеобщая взаимосвязь объектов осуществляется за счет тяготения, которое рассматривается как универсальный тип взаимодействия и осуществляется мгновенно без всякого посредника (дальнодействие).
  • Причина рассматривается как внешнее воздействие (сила), причинность явлений состоит в однозначной предопределённости любого состояния исходным начальным состоянием (лапласовский детерминизм).
  • Все явления в мире подчиняются законам ньютоновской динамики, которые имеют универсальный характер.

Исторический взгляд

Благодаря успехам физики в XVI—XVIII веках возникло желание перенести физическое миропонимание на другие науки.
В качестве единственного метода подлинной науки рассматривалась математика, понимаемая (ввиду её тогдашнего уровня) в основном механистически.

Основателями механицизма могут считаться учёные и натурфилософы первой половины XVII века:

Последователями механицизма во второй половине XVII века были

Представителями механицизма в XVIII веке были:

Последователями механицизма в XIX веке являлись

Критика

Анри Бергсон иллюстрирует суть механицизма следующим высказыванием Гексли: «Если верно основное положение эволюции о том, что весь мир — одушевленный и неодушевленный — есть результат подчиненного определённым законам взаимодействия сил, присущих молекулам, которые составляли начальную туманность Вселенной, то не менее верно и то, что современный мир потенциально уже содержался в космическом паре и достаточно сильный интеллект, зная свойства молекул этого пара, мог бы предсказать, к примеру, состояние фауны в Великобритании в 1868 году с такой же точностью, с какой определяют, что происходит с паром, который мы выдыхаем в холодный зимний день».

Критикуя механицизм, Бергсон отмечает, что тот полагает мир состоящим из неизменных частей, лишь перемещающихся в пространстве, и не признает биологическую форму развития. Бергсон указывает, что механицизм по сути отвергает историческое развитие[2].

Литература

  • А. Эйнштейн, Л. Инфельд. Эволюция физики. — М.: ОГИЗ, 1948. — 267 с.
  • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20;
  • Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же; Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20;
  • Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М. — Л., 1929;
  • Гегель Г. В. Ф., Наука логики, Соч., т. 5—6, М., 1937—39;
  • В.П. Зубов, Б.Г. Кузнецов, Д.Д. Иваненко. Очерки развития основных физических идей. — М.: АН СССР, 1959. — 511 с. — 5000 экз.
  • В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-03736-3.
  • Большая советская энциклопедия

См. также

Примечания

механицизм — это… Что такое механицизм?

  • МЕХАНИЦИЗМ — (от греч. mechane, machine орудие, машина) теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и… …   Философская энциклопедия

  • МЕХАНИЦИЗМ — односторонний метод познания мира, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи; крайняя форма редукционизма. Выдвинутый в 17 18 вв. Механицизм отрицает качественную специфику более сложных материальных… …   Экологический словарь

  • МЕХАНИЦИЗМ — мировоззренческий принцип, выдвинутый в 17 18 вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма абсолютизация законов механики. В широком смысле сведение сложной, качественно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к… …   История Философии: Энциклопедия

  • МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к… …   Новейший философский словарь

  • МЕХАНИЦИЗМ — МЕХАНИЦИЗМ, механицизма, мн. нет, муж. (филос., редк.), то же, что механизм2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МЕХАНИЦИЗМ — МЕХАНИЦИЗМ, а, муж. Философское направление, сводящее всё многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития к законам механики. | прил. механистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕХАНИЦИЗМ — англ. mechanicism; нем. Mechanizismus. Теоретическое направление, сводящее все качественное многообразие форм движения к механическому движению, а законы развития природы и общества к законам механики. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • механицизм — механистический материализм философское учение, которое сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития к законам механики; в 17 18 вв. м., борясь с идеализмом, сыграл… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МЕХАНИЦИЗМ — повсеместное применение машин. Механицизм, заменивший ручной труд машинным, вызвавший разделение труда и стандартизацию всего, вплоть до жестов рабочего, значительно повысил производительность труда. Но все это ставит прежде всего социальную и… …   Философский словарь

  • Глава 5. О механистическом и органическом мировоззрении

    Глава 5. О механистическом и органическом мировоззрении

    Состоит ли мир из совокупности вещей и событий во времени и в пространстве, или в нем осуществлена известная степень органического единства, дающая право говорить о мире как о целом? Тот или иной ответ на этот вопрос имеет определяющее значение для духа философской системы, для характера целого миросозерцания.

    Прежде всего нужно сказать, что механистическое миросозерцание может опереться для утверждения своей правоты на очень серьезные аргументы. Основной из них — указание на пространственно-временную разобщенность, внеположность вещей и событий в мире. Две материальные вещи не могут занимать одно и то же место, они находятся вне друг друга. Всякое событие, не совпадающее по времени с другим событием, т.е. случившееся раньше или позже другого, также находится вне этого события, ибо различные моменты времени внеположны по отношению друг к другу. Наконец, следствие какой-либо причины находится уже вне этой причины, которая, породив следствие, канула в небытие прошлого. А с чувственной точки зрения, всякое прошлое равносильно небытию, ибо все чувственное живет в настоящем. Одним словом, пространственно-временно-каузальная разобщенность, раздробленность — то, что Гегель называл Auseinandersein[79], — составляет основную категорию всякого реального бытия.

    Если признать, что мир имеет только этот аспект разобщенности, то всякая связь и взаимодействие мировых элементов может носить исключительно внешний характер. В материальном мире эта связь осуществляется посредством толчка, в органическом — посредством чрезвычайно сложной, машинообразной системы толчков, в психическом мире — посредством чувственного восприятия внешнего мира. Можно сказать, что в таком, механистически мыслимом мире все трансцендентно всему. Как атомы в своем существе непроницаемы друг для друга, так и все живые существа как бы заперты в пределах самих себя, будучи непроницаемы в своем самобытии друг для друга. Подлинная симпатия, основанная на непосредственном восприятии чужого «я», равно как и сочувственное соучастие в судьбе своего ближнего, невозможны в таком мире.

    В таком случае, эгоизм остается единственно естественным и единственно возможным побуждением поступков. Кроме того, в таком мире невозможна история в смысле единства прошлого и настоящего, в смысле воздействия прошлого на настоящее, ибо прошлое, с этой точки зрения, практически равносильно небытию — его уже нет. Будущего же еще нет, так что реально только неуловимое настоящее. Девиз «сагре diem» — «лови момент»[80] — при таком положении вещей — единственное содержание морального закона.

    Нет сомнения, что подобная картина заключает в себе элемент истины о нашем мире, в котором разрывы и обеднения бытия, скоропреходящесть всех его благ кажутся чуть ли не законом. Однако столь же несомненно, что эта картина выражает лишь один аспект строения мира. Ибо если признать подобную механистическую (не обязательно материалистическую) картину мира за единственно правильную, то все реально существующие единства в мире станут непонятным чудом.

    Прежде всего, непонятно и необъяснимо при этом становится взаимодействие элементов мира друг с другом. Даже в области теоретической физики проблема «действия на расстоянии» (actio per distans)[81] становится неразрешимой, — точнее, объяснение ее отодвигается в бесконечность (ибо тогда необходимо свести действие на расстоянии к сумме механических толчков, высылаемых телом материальных частиц). Мировой же эфир, постулируемый в качестве «пропускающей» среды, которая объясняла бы действие на расстоянии, как известно физикам, должен был бы обладать качествами, исключающими одно другое (абсолютная упругость, свойственная твердым телам и, наряду с этим, свойства жидкости и т.д.).

    В области же биоорганических явлений шанс на то, что слепая игра механических сил образует органическое тело, способное к самосохранению и саморазвитию, с математической точки зрения, бесконечно мал (если не признать целестремительного начала, объединяющего все функции организма в самостоятельное целое, что было бы отказом от механицизма). Уже Кант считал, что появление и развитие организмов в мире, управляемом лишь механическими законами, было бы непонятным чудом. Теория Дарвина, построенная на механистической основе, не разрешает этого вопроса и опять-таки отодвигает его в бесконечность, ибо закрепление случайно-счастливых изменений возможно лишь благодаря инстинкту самосохранения, т.е. телеологическому принципу, допускающему реальное объединение частей в одно целое на основе общей цели. В области душевной жизни, с механистической точки зрения, необъяснимую загадку представляет собой человеческое «я» как духовный центр личности, как объединяющее начало душевной жизни. Ибо материальный состав организма, в том числе и мозг, представляет собой множество, из которого невыводимо то реальное единство, которое искони присуще «я» и всем его непосредственным проявлениям. Далее, необъяснимы, с механистической точки зрения, память как подлинное созерцание прошлого и все те поступки, которые обусловлены прошлым опытом, т.е. историей души. Ибо механистический взгляд может признавать лишь суррогат памяти в виденастоящих состояний мозга и нервной системы, в которых сохранены следы прошлых состояний, а не они сами. Необъяснимым становится и творческий акт, например создание мелодии, что предполагает сочетание всех отрезков течения мелодии в целостное музыкальное произведение — творец созерцает своим духовным оком всю мелодию как целое, в котором прошлое реально присутствует в настоящем и в настоящем предвосхищается будущее. То слитное взаимопроникновение, побеждающее пространственную и особенно временную внеположность явлений, которое явлено в психике, принципиально необъяснимо для сторонников механистического взгляда на вещи.

    Наконец, как мы уже упоминали, подлинная симпатия, основывающаяся на реальном восприятии чужого «я», настолько непонятна для сторонников механицизма, что они вынуждены отрицать реальность этого восприятия. Ибо, с точки зрения механицизма, каждый индивидуум как бы замкнут в пределах своей собственной индивидуальности и способен лишь на внешнее общение с себе подобными. Поэтому весь мир духовных ценностей, основывающийся на альтруизме, на служении истине, добру, красоте, с механистический точки зрения, нереален — он всего лишь иллюзия, имеющая видимость реальности благодаря сложной игре эгоистических мотивов. Поэтому для механицизма остается закрытой область духовной жизни, он слеп к ней.

    Под механицизмом мы понимаем всякое мировоззрение, согласно которому мир есть агрегатная совокупность изолированных элементов, взаимодействие которых носит внешний характер и подчиняется исключительно закону причинности.

    Наиболее крайним выражением духа механицизма является материализм, особенно механистический, сводящий мир к пляске абсолютно бездушных атомов (или других мельчайших неделимых частиц) и видящий в душевной жизни пассивную надстройку над реальным базисом движущейся материи. Но тем же духом механицизма заражены и все учения, допускающие лишь чисто внешние отношения между элементами мира.

    Совсем другой характер носит органическое мировоззрение, согласно которому все элементы мира не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны, взаимоданы друг другу в системе общего целого. Нет ни одного мирового элемента, который не находился хотя бы в самом отдаленном контакте с другими элементами, какой бы пространственной или временной пропастью ни были они разделены. Иначе говоря, согласно духу органического мировоззрения, в мире все имманентно всему. При этом органическое мировоззрение допускает различные степени этой взаимоимманентности, отнюдь не растворяя все элементы мира во всепоглощающей мировой субстанции, материальной или духовной.

    Вообще, монизм единой мировой субстанции (а 1а[82] Спиноза) чужд духу органического мировоззрения. Подобный монизм — продукт механистического образа мышления, он основан на попытке подменить единство однообразием. Подлинное же единство есть всегда единство разнокачественной множественности.

    В истории мировой метафизической мысли распространены две крайние тенденции: растворение всех элементов в единой всепоглощающей субстанции (Спиноза) и тенденция отрицания внутренней связи между элементами мира (механистический материализм). Органическое мировоззрение стремится сочетать ценные стороны каждой из этих тенденций, соблюдая равновесие между ними.

    Попытаемся же наметить, в каком смысле и в каких границах органическое мировоззрение признает взаимоданность, с одной стороны, всех элементов мира, и их относительную самостоятельность, с другой.

    Основные категории органического мировоззрения — первокатегория целого (выше уже обрисованная нами) и тесно связанная с ней категория взаимодействия.

    Взаимодействие является основной чертой динамической стороны мира. Если бы мир состоял из абсолютно изолированных элементов, то в этом мире ничего бы не «происходило», а значит, не было бы мира как единого космоса. Был бы ряд (пусть бесконечный) замкнутых в себе атомов — физических или психических. Ясно, что при абсолютной изолированности элементов мира не может быть и речи о взаимодействии, а следовательно, и о системе мира. Сторонники механистического мировоззрения могут на это возразить, что возможность взаимодействия обеспечена уже тем, что материальные частицы находятся в одном пространстве и что достаточно внешнего причинного воздействия одного тела на другое, чтобы образовать систему мира. Необходимо иметь, однако, в виду, что всякое воздействие одного тела на другое есть, в то же время, и взаимодействие, что выражено в третьем законе механики Ньютона, согласно которому «действие равно противодействию». Ибо воздействие одного тела на другое не привело бы к толчку, если бы это другое тело не оказывало первому сопротивления. Причем для того, чтобы произошло взаимодействие, необходимо, чтобы оба тела одновременно, строго синхронно производили действие взаимоотталкивания. А это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если между обоими телами существует какая-то связь, если они соединены друг с другом чем-то третьим. Это положение имеет аподиктическую достоверность, вытекая с необходимостью из самого понятия взаимодействия.

    Ибо взаимодействие не есть сумма двух толчков, а некое первичное органическое целое, проявление согласованной внутренней активности тел. Именно эту самостоятельную активность тел даже в их механических взаимоотношениях имел в виду Лейбниц, говоря, что «при ударе тел каждое из них претерпевает действие только по причине своей собственной упругости»[83]. Взаимодействие тел есть некое взаимоопределение их, что предполагает, как это убедительно выяснил еще Спиноза, их включенность в некое третье, объединяющее начало, или, говоря нашим языком, предполагает некую степень органической целостности даже в строении материи (кстати сказать, развитие современной физики идет как раз в этом направлении). Чем же объединены между собою тела? Очевидно, не пространством, ибо пространство есть принцип внеположности тел (два тела не могут занимать одно и то же место). Поэтому внутренняя связь между телами, о которой идет речь, может быть только сверх-пространственной. Лосский называет эту внутреннюю сверхпространственную связь между телами «отвлеченным единосущием». Это единосущие, эту единоприродность необходимо понимать не как субстанцию тел, являющихся ее «модусами» или «атрибутами», а как единство их. (Правда, здесь речь идет лишь о формальном единстве, обуславливающем возможность «органического целого», а не его действительность.) Точнее, сами тела необходимо мыслить как относительно непроницаемые пространственные проявления сверхпространственных «деятелей» (носителей сил). Иначе говоря, органическое мировоззрение обязывает к динамическому пониманию материи (впервые сформулированному Кантом и получающему в последнее время все новые подтверждения со стороны теоретической физики)[84].

    Иначе говоря, проблема «действия на расстоянии», составляющая камень преткновения механистического учения о материи, разрешается с точки зрения органического мировоззрения утверждением органического строения материи (в какой-то минимальной степени) или — что одно и то же — утверждением наличия сверхпространственной связи между «субстанциональными деятелями», лежащими в основе даже материальных процессов. С точки зрения этого учения становится понятной парадоксальная на первый взгляд мысль Фарадея: «Если принять, что вещи находятся там, где они действуют, то каждый атом проникает собой в какой-то степени весь мир».

    Неисчислимое количество световых и электромагнитных волн пересекают пространство, в какой-то степени отражаясь на материальной жизни всей вселенной. Радиопередача и телевидение стали, с этой точки зрения, непосредственно ощутимым и вошедшим в быт доказательством этого вездеприсутствия тел. Световые, звуковые и электрические образы вещей проникают собой вселенную. Об этом Болдырев написал свою интересную книгу о «вездеприсутствии вещи-образа»[85]. Это вездеприсутствие «вещей-образов» нужно понимать не только в пространственном, но и во временном смысле, как это показывает теория относительности Эйнштейна. Ни одно материальное событие не исчезает в прошлом, а присутствует в каком-то смысле в каждом моменте материальной жизни вселенной.

    Правда, материя по своему строению наиболее приближается к «механическому агрегату»; в силу этого она имеет естественную тенденцию к распадению (недаром Бергсон характеризует материю как «реальность распадающуюся»[86]). Взаиморазобщенность, саморассеянность бытия явлена более всего именно в материи. Однако реальность «действия на расстоянии» показывает, что и материи в какой-то степени присуще органическое строение, что даже в ней хотя бы и в минимальной степени преодолевается пространственно-временная разобщенность бытия.

    Но если даже строение материи не абсолютно механистично, то биоорганическая жизнь представляет собой уже классический пример целостности строения и целесообразности функций. Каждый организм есть солидарно-иерархическое симпатическое единство множества низших ценностей, сочетающихся в целостность сравнительно высшего порядка, воплощением которой и является данный организм. Но мало того, каждый организм живет, помимо своей собственной, индивидуальной, также и родовой жизнью. Это означает, что между членами данного рода существует, помимо внешней, также и внутренняя, симпатическая связь, которая выражается внешне во взаимопомощи. Подобная же внутренняя, сверхиндивидуальная и сверхродовая связь существует и между различными родами, так что весь растительный и животный мир можно рассматривать как некое первичное единое целое. Эта внутренняя солидарность биологической жизни носит настолько глубинный характер, что «борьба за существование» по сравнению с ней фактор вторичный, производный*. Это видно уже из того, что абсолютная борьба невозможна и немыслима, ибо она привела бы к самораспадению организмов, в то время как абсолютная солидарность есть, разумеется, идеал, не содержащий, однако, в себе внутреннего противоречия.

    ____________________________

    * Если аспект борьбы более бросается в глаза, чем скрытый, глубинный аспект симпатической солидарности, то происходит это потому, что борьба воспринимается нами всегда на неосознанном фоне солидарности, подобно тому как болезнь более ощутительна, чем здоровье, потому что она воспринимается на фоне здоровья как чего-то самоочевидного.

    ____________________________

    Впрочем, вопрос о первичности борьбы или солидарности будет нами рассмотрен более подробно ниже. Сейчас нам важно установить, что органическое строение мира, позволяющее говорить о мире как целом, есть некая первоосновная реальность. Однако, с другой стороны, мир, разумеется, далек от полноценной органической целостности. Органическая целостность имеет различные степени и качества. Совершенная органическая целостность означала бы абсолютное преодоление пространственно-временной разобщенности и чуждости, внутренней враждебности бытия. Она означала бы, следовательно, преодоление смерти и греха. Она означала бы царство абсолютно полноценных, абсолютно неповторимых личностей, находящихся между собой в совершенном любовном общении и осуществляющих гениальные творческие акты. Она означала бы свободное вхождение их в Абсолютную Личность — Бога и Его Царство. Совершенная органическая целостность могла бы осуществиться лишь в Царствии Божием, в котором «времени больше не будет»[87] (ибо здесь не было бы пропасти между прошедшим, настоящим и будущим, зияющей в нашем мире).

    Идеал этот недостижим, разумеется, на биологическом уровне. Совершенная органическая целостность есть понятие духовного порядка. По сравнению с ним та степень органической целостности, которая осуществлена в нашем мире, может показаться ничтожной. Тем не менее, по сравнению с картиной мира, рисуемой механистическим мировоззрением, она разительна и онтологически глубинна. В частности, действие на расстоянии, целостное строение органического мира, единство души — неразрешимые загадки с точки зрения механистического мировоззрения — получают свое метафизическое объяснение с точки зрения мировоззрения органического. Не теряя ничего в своей таинственности, они перестают быть противоречиями.

    В свете органического мировоззрения становится понятным, что в мире все имманентно всему, что пространственно-временная разобщенность бытия не абсолютна, что между телами и душами существует внутренняя связь, к реальности которой мы становимся все более глухи в силу механистического образа мышления, который столь свойственен нашей индивидуалистической цивилизации.

    Глава 6. Иерархическое строение бытия









    Поделитесь на страничке


    Следующая глава >

    МЕХАНИЦИЗМ — Новейший философский словарь

    МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. Зарождение этой формы М. можно обнаружить уже в античной философии (Демокрит, элеаты). В философии Нового времени развитие и обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленением знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существования особых видов «невесомой» материи (теплорода, светорода, электрических и магнитных флюидов) и особых природных сил соединения их с изучаемыми изменениями тел (»плавательная сила», «магнитная сила» и т.д.). Эта форма М. в науке и философии была преодолена, когда было раскрыто, что многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов (закон сохранения и превращения энергии). Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел (механическое движение). Даже тогда, когда в философии были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Дидро), то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение, а не движение как изменение и взаимодействие вообще. Третья историческая форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации.


    Источник:
    Новейший философский словарь
    на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. механицизм —
      -а, м. Проявление метафизического метода мышления и миропонимания, заключающееся в одностороннем сведении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложных закономерностей развития — к простейшим законам механики.
      Малый академический словарь
    2. механицизм —
      Механ/иц/и́зм/.
      Морфемно-орфографический словарь
    3. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ – метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма.
      Новая философская энциклопедия
    4. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ, МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ или механистический материализм. Учение, которое стремится свести всё качественное многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а все сложные и многообразные закономерности развития – к простейшим законам механики.
      Большой словарь иностранных слов
    5. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ — англ. mechanicism; нем. Mechanizismus. Теоретическое направление, сводящее все качественное многообразие форм движения к механическому движению, а законы развития природы и общества к законам механики.
      Социологический словарь
    6. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ, а, м. Философское направление, сводящее всё многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития к законам механики. | прил. механистический, ая, ое.
      Толковый словарь Ожегова
    7. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ — мировоззренческий принцип, выдвинутый в 17-18 вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма — абсолютизация законов механики.
      Большой энциклопедический словарь
    8. Механицизм —
      Односторонний метод познания и миропонимание, основывающиеся на представлении, будто механическая форма движения есть единственно объективная.
      Большая советская энциклопедия
    9. механицизм —
      орф. механицизм, -а
      Орфографический словарь Лопатина
    10. механицизм —
      Механицизм, механицизмы, механицизма, механицизмов, механицизму, механицизмам, механицизм, механицизмы, механицизмом, механицизмами, механицизме, механицизмах
      Грамматический словарь Зализняка
    11. механицизм —
      МЕХАНИЦ’ИЗМ, механицизма, мн. нет, ·муж. (филос., ·редк.), то же, что механизм2.
      Толковый словарь Ушакова
    12. механицизм —
      механицизм м. Одно из направлений в философии, характеризующееся проявлением метафизического метода мышления и миропонимания, заключающегося в сведении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи…
      Толковый словарь Ефремовой
    13. Механицизм —
      (греч. mechanikos механический) метод познания и соответствующее ему миропонимание, отрицающие качественное многообразие явлений в природе и сводящие все процессы к механическому перемещению тел в пространстве…
      Медицинская энциклопедия
    14. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ -а; м. Философское учение, широко распространённое в 17 — 18 вв., объясняющее развитие природы и общества законами механики, а всё многообразие мира — механическим движением однородных частиц материи. Идеи механицизма.
      Толковый словарь Кузнецова
    15. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ — миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, — любое научное описание…
      Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    механицизм — Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    МЕХАНИЦИЗМ — миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, — любое научное описание, в принципе, редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты. Как становление М., так и его преодоление в новейшее время связаны с развитием математической физики. На первом этапе (17 в.) на основе введения в описание переменной величины и возникновения аналитической геометрии обнаруживается аналогия между физическими процессами в картезианской геометродинамике и детерминизмом машины, движение любой части которой детерминировано положением и движением др., связанных с данной, частей. Характерное качество такой машиноподобной системы — то, что всякое ее состояние есть следствие предыдущего состояния и причина последующего. Механизм машины распространяется в качестве методологического эвристического принципа, дающего адекватное объяснение; на биологические и психические процессы и даже на сознание. Возникает первая в истории науки физическая картина мира, имеющая определяющее значение для всех иных отраслей научного познания. М. этого рода дополнялся идеей «Бога-часовщика», сотворившего материальный мир и давшего ему законы, но в ход развития этого мира не вмешивавшегося. В философско-мировоззренческом аспекте христианский догмат «индивидуального спасения» принуждал включать М. рассматриваемого рода в систему дуализма либо пантеизма. В 18 в. механистическое мировоззрение освобождается от чуждого ему дуализма и пантеизма и принимает материалистический характер, что становится возможным на основе перехода от геометрической интерпретации математической механики к алгебраической благодаря широкому применению линейных дифференциальных построений и механических моделей, возникновению вариационного исчисления и закона сохранения живых сил. В философском аспекте снимается противопоставление материи и силы, разрабатывается лапласовский детерминизм. Бог, как в качестве «Творца», так и в роли «Часовщика», становится излишней гипотезой, в которой ученый больше не нуждается. В 19 в. закон сохранения живой силы получает переистолкование как закон сохранения и превращения энергии; механическое движение утрачивает привилегированное положение среди иных форм движения, выявляется ограниченная применимость механического способа описания физических явлений. М. приобретает новый смысл — «требования» ревизии неклассической физики и возврата к нормам классического (ньютонианского) истолкования достижений в естественных науках. Наиболее яркое проявление новейший М. получил в 50-е гг. 20 столетия в так называемой «критике копенгагенской школы», чем окончательно себя дискредитировал.

    В.Г. Иванов


    Источник:
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. механицизм —
      -а, м. Проявление метафизического метода мышления и миропонимания, заключающееся в одностороннем сведении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложных закономерностей развития — к простейшим законам механики.
      Малый академический словарь
    2. механицизм —
      Механ/иц/и́зм/.
      Морфемно-орфографический словарь
    3. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ – метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма.
      Новая философская энциклопедия
    4. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ, МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ или механистический материализм. Учение, которое стремится свести всё качественное многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а все сложные и многообразные закономерности развития – к простейшим законам механики.
      Большой словарь иностранных слов
    5. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ — англ. mechanicism; нем. Mechanizismus. Теоретическое направление, сводящее все качественное многообразие форм движения к механическому движению, а законы развития природы и общества к законам механики.
      Социологический словарь
    6. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ, а, м. Философское направление, сводящее всё многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития к законам механики. | прил. механистический, ая, ое.
      Толковый словарь Ожегова
    7. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах.
      Новейший философский словарь
    8. МЕХАНИЦИЗМ —
      МЕХАНИЦИЗМ — мировоззренческий принцип, выдвинутый в 17-18 вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма — абсолютизация законов механики.
      Большой энциклопедический словарь
    9. Механицизм —
      Односторонний метод познания и миропонимание, основывающиеся на представлении, будто механическая форма движения есть единственно объективная.
      Большая советская энциклопедия
    10. механицизм —
      орф. механицизм, -а
      Орфографический словарь Лопатина
    11. механицизм —
      Механицизм, механицизмы, механицизма, механицизмов, механицизму, механицизмам, механицизм, механицизмы, механицизмом, механицизмами, механицизме, механицизмах
      Грамматический словарь Зализняка
    12. механицизм —
      МЕХАНИЦ’ИЗМ, механицизма, мн. нет, ·муж. (филос., ·редк.), то же, что механизм2.
      Толковый словарь Ушакова
    13. механицизм —
      механицизм м. Одно из направлений в философии, характеризующееся проявлением метафизического метода мышления и миропонимания, заключающегося в сведении всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи…
      Толковый словарь Ефремовой
    14. Механицизм —
      (греч. mechanikos механический) метод познания и соответствующее ему миропонимание, отрицающие качественное многообразие явлений в природе и сводящие все процессы к механическому перемещению тел в пространстве…
      Медицинская энциклопедия
    15. механицизм —
      МЕХАНИЦИЗМ -а; м. Философское учение, широко распространённое в 17 — 18 вв., объясняющее развитие природы и общества законами механики, а всё многообразие мира — механическим движением однородных частиц материи. Идеи механицизма.
      Толковый словарь Кузнецова

    Mechanistic Worldview

    BY S H VENKATRAMANI

    Мы считаем, что нам нужно только активировать наши надпочечники, которые сами по себе будут производить определенные химические вещества и отправлять их в кровоток; и о чудо, мы автоматически будем обвинены в страсти к жизни и достижению.

    Мы уверены, что химический состав нашей крови позволит нам призвать нас к упавшему мужеству и возродить потерянные надежды.

    Это механистическое мировоззрение является результатом основных ограничений западной парадигмы, которая не устраивает нематериальную утонченность мира бесконечно малых.

    Научные лаборатории пытаются понять микрокосмос через ангстремы и наносекунды.

    Принцип неопределенности Гейзенберга гласит, что вы не можете с одинаковой точностью определить положение и скорость субатомной частицы, такой как электрон, в данный момент времени. Таким образом, для «научного» ума становится еще более сложным сопереживать или резонировать с трансцендентной духовностью восточных философий и религий, таких как буддизм, индуизм и дзэн.«Рациональный» ум кочует от точки к контрапункту и от тезиса к антитезису, поскольку, если луч света не состоит из частиц, он обязательно должен состоять из волн. Если вы несчастны, значит, вам грустно.

    Ощутить реальность на собственном опыте, стараясь не исследовать ее с помощью слов или понятий, возможно только тогда, когда вы выйдете за рамки материального мировоззрения и взлетите за пределы мысли. В конце концов, ума вообще нет.Ум — это майя.

    ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Мнения, выраженные выше, принадлежат автору.

    .

    Глава 4.3. Механистическое мировоззрение — Формула света

    В XVIII веке классическая механика достигла своего расцвета. С помощью простых законов Ньютона ученые смогли вычислить траекторию небесного тела и получить точное время появления этого тела на горизонте. Казалось, что вся Вселенная — это гигантская машина, управляемая законами ньютоновской механики.

    Эти успехи классической механики способствовали укреплению механистического мировоззрения.Вот ключевые моменты этого мировоззрения.

    Миром правят причинно-следственные связи. Значения координат и скоростей полностью определяют состояние физической системы и в принципе дают возможность узнать ее будущее движение. То, что произошло в прошлом, определяет настоящее. В свою очередь настоящее полностью определяет будущее. Это видение природы было выражено фразой Лапласа:

    «Дайте мне начальные условия, и я вычислю всю Вселенную»

    Оказывается, распределение частиц в газопылевой туманности (прародительнице нашей Солнечной системы) полностью определило дальнейшую историю Солнечной системы, в том числе историю человечества.То, что происходит сейчас, было предопределено в далеком прошлом. Трудно придумать что-то более абсурдное и несовместимое со здравым смыслом.

    В рамках механистического видения нет места другим наукам, кроме механики.

    Почему стоит заморачиваться и изучать химию! Достаточно знать все силы, действующие между протонами, нейтронами и электронами; так что мы можем вычислить структуру любого атома и любой молекулы. Мы также можем рассчитать возможность химической реакции и даже ее скорость.

    Если мы знаем точное строение человека, нам не нужны биология, физиология и медицина. Человек состоит из протонов, нейтронов и электронов. Если мы определим точное положение и скорости всех частиц в организме человека, мы сможем вычислить, куда он идет, что он скажет или скажет. Мы также можем получить всю информацию, хранящуюся в его памяти.

    Это иллюзия, что у этого человека есть свобода выбора и решений. В действительности все его поступки, мысли и чувства предопределены движением атомов.

    Развитие электродинамики и теории относительности внесло серьезные изменения в физическую картину мира. Но механистическое мировоззрение осталось без изменений. Единственное отличие состоит в том, что мы должны знать не только места и скорости частиц, но и пространственное распределение различных полей. В законы механики были внесены некоторые изменения. Тем не менее старая вера в строгие причинно-следственные связи сохранилась. До двадцатого века вся физика находилась в плену детерминистской философии, и только успехи квантовой механики положили конец этому философскому плену.

    Я должен признать, что в течение первого года обучения в университете я был адептом механистического видения. В каком-то смысле я верил в строгие причинно-следственные связи. Я понимаю абсурдность этой позиции, но я ничего не мог поделать: я был уверен, что все в мире подчиняется законам механики. На втором курсе нас учили, что не все подчиняется законам классической механики. Эти классические законы являются приблизительными. Этим законам не подчиняются даже элементарные частицы, такие как фотоны, электроны, нейтроны.Даже у электронов достаточно свободы движения, не говоря уже о человеке!

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.