62. Классификация видов воображения, их характеристика. Мечта как
особый
вид воображения.
В
связи с особенностями и причинами
возникновения различают: 1) непроизвольное
и 2) произвольное воображение; в связи
с характерными особенностями воображаемых
представлений, а также задач, которые
ставятся перед произвольным воображением,
различают: 3) воссоздающее, 4) творческое
воображение и 5) мечты человека.
Особой
формой воображения является мечта.
Суть данного типа воображения заключается
в самостоятельном создании новых
образов. При этом мечта имеет ряд
существенных отличий от творческого
воображения. Во-первых,
в мечте
человек всегда создает образ желаемого,
тогда как в образах творческих вовсе
не всегда воплощаются желания их
создателя. В мечтах находит свое образное
выражение то, что влечет к себе человека,
к чему он стремится. Во-вторых,
мечта
— это процесс воображения, не включенный
в творческую деятельность, т. е. не дающий
немедленно и непосредственно объективного
продукта в виде художественного
произведения, научного открытия,
технического изобретения и т. д.
Главной
особенностью мечты является то, что она
направлена на будущую деятельность, т.
е. мечта — это воображение, направленное
на желаемое будущее. Причем
следует различать несколько подтипов
данного вида воображения. Чаще всего
человек строит планы в отношении будущего
и в своей мечте определяет пути достижения
задуманного. В этом случае мечта
является активным, произвольным,
сознательным процессом.
Следует
отметить, что эти типы
мечты являются активными, произвольными
и сознательными психическими процессами.
Однако воображение может существовать
и в другой — пассивной
форме,
которая характеризуется непроизвольной
игрой воображения. Примером такого
непроизвольного
воображения, как мы уже говорили, является
сон.
63. Приемы создания образов воображения.
Образы,
воссоздаваемые в процессе воображения,
не могут возникать из ничего. Они
формируются на основе нашего предшествующего
опыта, на основе представлений о предметах
и явлениях объективной реальности.
Процесс создания образов воображения
из впечатлений, полученных человеком
от реальной действительности, может
протекать в различных формах. Простейшей
формой синтеза в процессе воображения
является агглютинация,
т. е. создание нового образа путем
присоединения в воображении частей или
свойств одного объекта другому. Одним
из наиболее распространенных способов
переработки образов восприятия в образы
воображения является увеличение
или уменьшение объекта или его частей.
С
помощью такого способа были созданы
различные литературные персонажи.
Наиболее существенными способами
переработки представлений в образы
воображения, идущими по пути обобщения
существенных признаков, являются
схематизация
и акцентировка.
Схематизация
может иметь место при различных условиях.
Во-первых, схематизация может возникать
в результате неполного, поверхностного
восприятия объекта. Акцентирование
заключается в подчеркивании наиболее
существенных, типичных признаков образа.
Как правило, этот способ используется
при создании художественных образов.
Главной особенностью такой переработки
образов восприятия в образы воображения
является то, что, отражая реальную
действительность и типизируя ее,
художественный образ всегда дает широкое
обобщение, однако это обобщение всегда
отражено в конкретном образе.
Воображение. Виды воображения. | Psylist.net
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Общая психология:
Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒
Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:
1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.
Галлюцинации— под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.
2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.
Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)
Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.
Типы воображения.
Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.
Первый — наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.
Второй. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.
Третий. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.
Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.
Основные приемы воображения.
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.
Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.
Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Речь. Функции и виды речи.
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.
Является ли мечта видом воображения?
Выделяют особую форму воображения — мечту. Существует известное выражение: «Человек без мечты как птица без крыльев», отражающее роль мечты в жизни человека. Д. И. Писарев писал в связи с этим: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать. если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…» Что же такое мечта?
В «Психологическом словаре» (1983) она определена как «самостоятельное создание новых образов; мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного» (с. 54). Здесь мечта понимается как психический процесс.
Понимание мечты как психического процесса создания образа объекта, удовлетворяющего потребность, или процесса удовлетворения этой потребности довольно распространено в бытовом и даже научном сознании. Например, К. К. Платонов (1986) писал, что мечта — это воображение, создающее образы желанного.
По сути, о том же писал и Б. И. Додонов (1976): мечта всегда проявляется в воображении, рождая образы желаемого будущего.
Однако понимание мечты как процесса формирования представления о чем-то, как формы воображения не корректно. На это обратил внимание Н. Д. Левитов (1964). Нельзя мечту назвать процессом, — писал он. Существует психическое состояние мечтательности, продуктом которого является мечта. «Подобно тому, как понимание — результат мышления, мечта — результат особо направленного творческого воображения» (с. 99). Соглашаясь с основной мыслью Н. Д. Левитова (мечта — продукт воображения), все же, как мне представляется, лучше говорить не о мечтательности (это свойство личности), а о мечтании как разновидности процесса воображения. Мечтание — это психическое действие, которое обозначается словами «размечтался», «люблю помечтать». Такое мечтание нередко переходит в грезы, т. е. в нереальные воображаемые действия, поступки и их результаты (вспомним Бальзаминова из пьесы А. Н. Островского).
Мечта — это скорее желание, цель. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта именно так и определяется: предмет желаний, стремлений, мысленно представляемый, воображаемый. В издании «Психология: Словарь» (1990) написано, что мечта — побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Отсюда следует, что мечта понимается как мотив (цель) не только в обыденном сознании, но и в психологии. Можно, например, сказать: «Я мечтаю поехать в выходной к себе на дачу», т. е. хочу, но не уверен, удастся ли это осуществить. При этом я вовсе не должен что-то воображать или преобразовывать образ дачи; мне достаточно воспроизвести ее знакомый образ в своем представлении. Поэтому обыденное употребление слова «мечта» чаще всего не отражает процесс творческого воображения как преобразования действительности.
Так же и долгая мечта человечества освоить воздушное пространство, покорить космос была не чем иным, как желанием. Мечта — это мотивационный феномен, отражающий отложенное на какое-то время желание человека, т. е. являющийся мотивационной установкой, о чем я писал в одной из своих книг (Ильин Е. П., 2000). Недаром Б. И. Додонов писал о мечте-плане.
§41. Мечта. Психология. Учебник для средней школы.
Особой формой воображения является мечта. Так же как и творческое воображение, мечта — это самостоятельное создание новых образов. Но она отличается от творческого воображения двумя существенными чертами:
1. Мечтой называется создание образов желаемого, тогда как в образах творческого воображения не всегда воплощаются желания автора. Никак нельзя назвать отрицательные образы Чичикова, Плюшкина, Ноздрёва «мечтой Гоголя». В мечтах находят своё образное выражение желания человека, то, что влечёт его к себе, к чему он стремится.
2. Мечтой называется процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. п.
Это не значит, однако, что мечта никак не связана с деятельностью. Мечта направлена не на настоящую, а на будущую деятельность, и поэтому она нередко образует первую, подготовительную ступень творческого воображения. Силой творческого воображения создаёт изобретатель конструкцию аппарата, над которым он в данное время работает, а в мечтах он рисует себе очертания своих будущих работ, воплощение тех творческих замыслов, которые влекут его к себе.
Мечта — это процесс воображения, направленный на будущее и притом желаемое будущее.
Неправильно понимать мечту как результат пассивной, непроизвольной игры воображения. Бывают, конечно, и такие мечты (их нередко называют «грёзами»), но они образуют лишь низшую ступень этой формы воображения. На более высоких ступенях мечта становится активным, произвольным, сознательным процессом.
Ценность мечты определяется, главным образом, тем, в каком отношении находится она к деятельности человека.
Ленин в одной из своих работ приводит следующие слова известного критика и публициста 60-х годов Писарева, подчёркивая правильность заключённой в них мысли о «мечте полезной, как толчке к работе»:
«Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека… Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,— тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…»
Характеризуя в лице Олега Кошевого лучших представителей «нового, самого юного поколения» советских людей, Фадеев подчёркивает у них такие, «казалось бы, несоединимые черты», как «мечтательность и действенность, полёт фантазии и практицизм». «Несоединимыми» эти черты могут лишь казаться на первый, поверхностный взгляд.
Мечта и полёт фантазии являются могучим толчком к деятельности. Мечтая, человек глядит вперёд, в будущее, и в своих мечтах видит как бы программу будущей деятельности, перспективы её. Его желания и стремления, воплощаясь в образах мечты, становятся более сильными и действенными. Особенно ярко это показано в «Молодой гвардии» в образах Сергея Тюленина и Любы Шевцовой: страстная мечта о подвиге играла исключительную роль в их духовном росте.
Совершенно иной характер имеет мечта, когда она выступает для человека как замена деятельности, когда человек мечтает, вместо того чтобы действовать, когда он уходит в мечту от жизни. Такие люди, мечтая, глядят не вперёд, а в сторону. Они находят в мечтах воображаемое исполнение своих желаний, и это избавляет их от необходимости бороться за действительное исполнение этих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 14. Так что же такое мечта?: majorfonskrip — LiveJournal
Неясность этимологии слова «мечта» отразилась и на толковании данного понятия.
Если обратиться к толковым словарям, то в отечественных распространенны толкования мечты как воображаемого образа, предмета желания, нечто нереального, неосуществимого:
– в словаре Т.Ф. Ефремовой:
1) что-л. воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения; призрак, видение;
2) мысленный образ чего-л. сильно желаемого, манящего; предмет желаний и стремлений;
3) что-л. нереальное, неосуществимое, недосягаемое.
– в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова:
1) создание воображения, что-нибудь воображаемое, мысленно представляемое;
2) мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений;
3) в знач. сказуемого, чем-нибудь нереальном, несуществующем или неосуществимом.
Карикатура «Мечты, фантазии», Игорь Конденко.
– в словаре русского языка С.И. Ожегова:
1) нечто, созданное воображением, мысленно представляемое;
2) предмет желаний, стремлений.
С.А. Сергеевым был проведен анализ трактовок понятия «мечта» в русскоязычных словарях, что позволило ему выделить шесть признаков, которые составляют понятийную часть структуры концепта мечта: «образ», «процесс», «состояние», «желание», «ирреальность», «хорошо». Самыми частотными являются примеры, отражающие признаки «желание» (36,4 %), «образ» (25,2 %) и «процесс» (21,2 %).
Любопытны синонимы к слову мечта: мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание, идеал, призрак; надежда, цель; чудо, стремление, вожделение.
В англоязычной словарях чаще всего встречаются представления о мечте как о фантастической, несбыточной, нереальной идее, иллюзорном воображаемом образе:
– в «World English Dictionary: archaic a fanciful or visionary notion» мечта трактуется как:
1) фантазия или нецелесообразная идея;
2) грезы, которые никогда не будут реализованы .
– в словаре П.М. Роджета » The New Thesaurus»:
1) рассеянность;
2) абстракция, задумчивость, транс.
– в словаре Вебстера «Revised Unabridged Dictionary 1913»:
1) задумчивость, воздушный замок;
2) необоснованные надежды.
Картинка с joyreactor.com
В китайском толковом словаре существуют три варианта написания слова «мечта»:
1. Мечта как иллюзия, обман чувств. Дается следующее определение: представление нереальных вещей, основанное на общественных или индивидуальных идеалах и надеждах.
Данный тип мечты представлен в поэме Сыма Сян Жу «Там, где длинны ворота».
2. Мечта как сон наяву, пустое. Дается определение – несбыточные мечты. Такую трактовку мы встречаем в стихотворении Су Ши «Монастырь, который дарит прохладу…»
3. Мечта как идеал, представление о том, как оно должно быть, трактуется как что-либо соответствующее надеждам.
Последний вариант один из наиболее распространенных в китайской литературе, достаточно вспомнить стихотворение Хэ Цифана «Я пою для мальчиков и девочек» или заветы педагога Ду Шияна: «мечта дает надежду и придает энтузиазм человеку; мечта придает мужества и решимости, для того, чтобы подняться и бороться; мечты помогают преодолевать сложности; мечта учит нас: «Никогда не сдавайтесь! «
В немецких словарях мечта «Traum» чаще всего означает сон, сновидение, греза, иллюзия, воображение, галлюцинация. Первоначально этот термин характеризовал состояние сна, а более позднее значение «более или менее смутные представление о будущей действительности» получило широкое распространение с конца XV в.
В словаре братьев Гримм «der Traum» обозначается как «деятельность, продукт, состояние и сила духа, посредством которой возникают представления и мысли, не связанные с действительностью и истиной» . В современных толковых словарях часто встречаются трактовки мечты как «пустякового образования», «ложных представлений», «невероятных предположений», «более или менее неясных представлений о будущей действительности». Этим определениям присущи два характерных признака: «расхождение с реальностью» и «активная деятельность сознания (духа, силы воображения, фантазии т.д.)», что позволяет прийти к заключению, что в немецком понимании мечта – это продукт активной деятельности сознания, образ ирреальной действительности. И.С. Вершинин отмечает «немецкое слово «Traum» – при любых его интерпретациях подразумевает активность сознания».
Резюмируя изложенное, можно заключить, что у большинства народов мира издавна мечта определялась как образ чего-то нереального, нерационального, пустого. Ей придавалось значение «дурного занятия», связанного с ленью.
Картинка с wallpapers.ru
И в настоящее время в житейском обиходе, как замечает А.Г. Маклаков, «мечтой, фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что не имеет никакого практического значения».
Вышесказанное нашло свое отражение и в трактовках понятия «мечта» у представителей научной общественности. До к. XVII в. тема мечты, как правило, считалась недостойной упоминания в серьезной литературе ввиду бессмысленности мечтаний среднестатистического человека, чьи социальные положение, статус и роль были предрешены еще при рождении и не подлежали существенным изменениям на протяжении дальнейшей жизни.
Поэтому упоминания о мечтах крайне редко встречаются в трудах мыслителей древности. В трудах философов античности «фантазия» (в понятии «мечта») представляет собой пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. А.Ф. Лосев в «Истории античной эстетики» замечает: «Если исключить некоторые редкие оттенки, то «фантазия» почти всегда является у античных эстетиков обозначением вовсе не какого-нибудь творческого или построительного воображения. Почти всегда это есть только пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. Это и соответствует общеантичному и с новоевропейской точки зрения сниженному пониманию человеческой личности и человеческого субъекта. Везде в этих случаях мы говорили и думали, что творческие акты приписываются в античности не человеческому субъекту, но окружающей его объективной действительности».
В современной науке можно выделить несколько подходов к определению мечты:
1. Как образ желаемого будущего.
Данный подход восходит к изложенной З. Фрейдом во «Вводных лекциях по психоанализу» точке зрения о том, что мечта, в первую очередь, является образом желаемого:
«Мы переживаем мечту в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. «Я могу нарисовать ее, – часто говорит нам человек о своей мечте, – но я не знаю, как ее выразить словами».
Одним из современных исследователей мечты как образа желаемого будущего является уже упомянутый нами Э. Клингер, который подразумевает под мечтой «призрачную фантазию, счастливые, приятные мысли, надежды, образ желаемого будущего, сценарии желаемого будущего, яркие, похожие на сон образы, которые часто связаны с определенными эмоциональными переживаниями».
По мнению Клингера, мечты могут включать в себя как образы будущего, так и фантазии о простых, обычных людях, местах или вещах. Некоторые мечты формируются спонтанно, другие являются преднамеренными. Они помогают человеку справиться с трудными ситуациями и развеять скуку. В статье «Сила мечты» Клингер выступает против распространенной позиции о том, что мечты в основной массе носят романтический, сексуальный или властный характер, ссылаясь на исследования, показывающие, что сексуальные мечты составляют лишь около 5% от всех мечтаний. Исследователь не согласен и с постулатом об особой склонности к мечтаниям больных шизофренией, т.к. исследования показывают, что шизофреники мечтают не больше, чем нормальные, здоровые люди. Более того, Клингер отмечает, что у постоянно мечтающих есть определенные психологические преимущества, например, в процессе обучения.
В центре представлений Клингера о мечте лежит отрицание господствующей точки зрения о мечте как средстве бегства от реальности. По Клингеру мечта – это способ развития человека, позволяющий облегчить скуку и справиться с жизненными неурядицами.
Карикатура «Зимний спорт: Мечта», Валентин Дубинин
Начиная с советского периода в среде отечественных исследователей мечты рассматриваемый подход встречается наиболее часто. Так в «Общей психологии» 1976 г. под редакцией А.В. Петровского отмечается: «В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой» .
По мнению современного исследователя Т.В. Юрьевой, «мечта – это постоянно создаваемая и совершенствуемая воображением идеальная модель желаемого, относительно удаленного будущего, а также образ себя как успешного участника этого будущего«.
Как образ желаемого мечту трактует А.А. Усманова.
С.А. Сергеев исследуя особенности объективации концепта «мечта» в русской языковой картине мира, приходит к следующему выводу: «Абстрактная, ментальная сущность мечта, непосредственно не воспринимаемая, не данная в ощущениях, познается посредством метафор, основанных на тактильном, зрительном, вкусовом восприятии. Мечта описывается известными носителям языка образами (огонь, вода, птица и т.д.), формирующими картину мира.
Одним из способов описания концепта мечта является моделирование его в виде сценария с определенным количеством необходимых и взаимообусловленных компонентов, позволяющих представить ситуацию мечтания как событие, разворачиваемое во времени и пространстве. Описанный сценарий позволяет говорить о том, что мечта в русской языковой картине мира может рассматриваться, во-первых, как состояние, во-вторых, как интенция, желание» .
Если С.А. Сергеев представляет мечту как некий сценарий, то А.И. Кравченко как жизненный план, указывая, что «жизненный план – это идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают» .
Исходя из понимания мечты как образа желаемого будущего, процесс формирования мечты – мечтание трактуется как «особая внутренняя деятельность, форму коей нередко принимает воображение; заключается в создании мысленного образа желаемого будущего».
2. Как форма воображения.
Трактовка мечты как формы воображения наиболее популярна среди представителей психологических наук. Так, А.Г. Маклаков в «Общей психологии» пишет: «Особой формой воображения является мечта, которая заключается в самостоятельном создании новых образов».
Одновременно с указанным утверждением в своем труде Маклаков разводит понятия мечты и творческого воображения и называет мечту уже не формой, а процессом воображения: «Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту».
Коллаж «Мечтай», Михаил Маслов
По мнению большинства отечественных психологов, мечта является необходимым условием воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В таком случае мечта выступает в роли стимула, мотива деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным.
«Без мечты, – утверждал еще Д.И. Писарев, – невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объему работы в царстве искусства, науки и практической жизни». Однако Писареву принадлежит и другое высказывание: «шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь…»
В труде «Воображение и его роль в познании» Л.С. Коршунова называет мечту «элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности».
По мнению Коршуновой, «Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большей целеустремленности в жизни, помогают побороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям. Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам реальной жизни.
Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным».
Несмотря на то, что в настоящее время присутствует четкая тенденция к трактованию понятия «мечта» как позитивного феномена, встречаются и носящие ярко выраженный негативный характер мнения. Так, например, известный российский психиатр, кандидат медицинских наук, профессор В.А. Жмуров в «Большой энциклопедии по психиатрии» определяет процесс конструирования мечты – мечтание как «довольно неструктурированное и относительно бесцельное психическое состояние, характеризующееся свободным течением образов фантазии. Термин содержит коннотацию, что это субъективно приятное и до известной степени полезное состояние, поскольку возникающие в мечтании фантазии отражают нечто желаемое, связанное с фрустрированными потребностями индивида, но пока что или вообще для него недоступное».
Продолжение следует…
Источники.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный: Св. 136000 слов. ст., ок. 250000 семант. ед.: В 2 т. Т. 1: А-О. – М.: Русский язык, 2000.– 1213 с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 2: Л – Ояловеть / Гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков; Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. – 1040 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. М.: Русский язык, 1989. – 750 с.
Сергеев С.А. Особенности объективации концепта мечта в русской языковой картине мира: автореф. … канд. фил. наук. Кемерово, 2005.
World English Dictionary: archaic a fanciful or visionary notion. – Режим доступа: http://dictionary.reference.com/browse/reverie, свободный.
Roget’s II: The New Thesaurus. – Режим доступа: http://education.yahoo.com/reference/thesaurus/, свободный.
Webster’s Revised Unabridged Dictionary Version published 1913 by the C. & G. Merriam Co. Springfield, Mass. Under the direction of Noah Porter, D.D., LL.D. – Режим доступа: http://www.websters-online-dictionary.org/credits/websters.html, свободный.
现代汉语词典(第5版)/中国社会科学院语言研究所词典编辑室编。- 北京:商务印书馆,2005
梦想 – Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/16172.htm, свободный.
Deutsches Woerterbuch von Jacob und Wilhelm Grimm. Bd 21. Leipzig, 1935. S.1438.
Вершинин С.Е. Жизнь – это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. – Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. – 304 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: «Питер Пресс», 2008. — 580 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 7: Последние века, Кн. 1. М.: «Искусство», 1988. – 413 с.
Freud S; Introductory lectures on psychoanalysis. Part II: Dreams / S. Freud; J. Strachey, Ed. and trans. — London: Hogarth Press, 1963. – 397 p.
Klinger E. The power of daydreams // Psychology Today Vol. 21(10) Oct 1987, Р. 36-44.
Общая психология / под. ред. Петровского А.В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1976 — 479 с.
Юрьева Т.В. Влия
Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)
Виды и типы воображения.
Понятие о воображении и его физиологические основы.
Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.
Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .
Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.
Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:
1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.
Галлюцинации— под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.
2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.
Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)
Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.
цитат воображения (2959 цитат)
«Я достаточно художник, чтобы свободно рисовать в своем воображении. Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир ».
—
Альберт Эйнштейн
«Все, что вы можете вообразить, реально».
—
Пабло Пикассо
«Логика доставит вас от А до Я; воображение доставит вас повсюду.»
—
Альберт Эйнштейн
«Каждый, кто живет по средствам, страдает недостатком воображения».
—
Оскар Уайлд
«Вам никогда не придется ничего менять, если вы встали посреди ночи, чтобы написать».
—
Сол Беллоу
«Истории воображения могут расстроить тех, у кого их нет.»
—
Терри Пратчетт
«Если ты мечтатель, приходи в
. Если ты мечтатель, желающий лжец
Хопер, молитва, покупатель волшебных бобов
Если ты притворщик, то сядь у моего огня
Ибо у нас есть несколько льняных золотых сказок, чтобы spin
Заходите!
Входите! »
—
Шел Сильверштейн
«Мое воображение работает намного лучше, когда мне не нужно разговаривать с людьми.»
—
Патрисия Хайсмит
«Хорошо составленная книга — это ковер-самолет, по которому мы переносимся в мир, в который мы не можем войти никаким другим способом».
—
Кэролайн Гордон
«Воображение похоже на мускул. Я обнаружил, что чем больше я писал, тем больше становилось ».
—
Филип Хосе Фармер
«Воображение не станет великим, пока люди, обладая храбростью и силой, не используют его для творчества.»
—
Мария Монтессори
«Наше воображение летает — мы его тень на земле».
—
Владимир Набоков
«Воображение — это все. Это предварительный просмотр грядущих достопримечательностей ».
—
Альберт Эйнштейн
«Видение — это искусство видеть вещи невидимыми.»
—
Джонатан Свифт
«Воображение — это златоглазый монстр, который никогда не спит. Его нужно кормить; это нельзя игнорировать ».
—
Патрисия А. Маккиллип
«Я верю в силу воображения, которая может переделать мир, высвободить правду внутри нас, сдержать ночь, превзойти смерть, очаровать автострады, снискать расположение птиц, заручиться доверием безумцев.»
—
J.G. Баллард
«Реальность оставляет многое для воображения».
—
Джон Леннон
«Воображение — единственное оружие в войне против реальности».
—
Льюис Кэрролл
«Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно, но есть другие, которые с помощью своего искусства и своего интеллекта превращают желтое пятно в солнце»
—
Пабло Пикассо
«Воображение часто уносит нас в миры, которых никогда не было, но без него мы никуда не пойдем.»
—
Карл Саган
.
определение воображения от The Free Dictionary
Наполненный мрачными воображениями, я прошел через множество прекрасных и величественных сцен, но мои глаза были неподвижны и ненаблюдаем. Ни один человек не сомневается, что если бы из человеческих умов были вычеркнуты тщеславные мнения, лестные надежды, ложные оценки, воображение, как и следовало бы. , и тому подобное, но это оставит умы многих людей, бедных сморщенных существ, полных меланхолии и недомогания и неприятных себе? »Мы посылаем наших бессмертных лучников — бессмертных, потому что они безжизненны, существуют только в воображении наших врагов.ИНТЕЛЛЕКТ, ЭМОЦИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ И СМЕЖНЫЕ КАЧЕСТВА. Его отличительный принцип, вероятность, соответствует буквальной действительности фотографии и четко помещает ее в категорию репортажей; в то время как свободное крыло романтика позволяет ему подняться до таких высот воображения, на которые он способен; и первые три основных элемента литературного искусства — это воображение, воображение и воображение. но причина, которая заставляет многих убеждать себя в том, что существует трудность в познании этой истины, и даже в знании того, что они думают на самом деле, заключается в том, что они никогда не возвышают свои мысли над чувственными объектами и так привыкли рассматривать ничего, кроме как посредством воображения, которое является способом мышления, ограниченным материальными объектами, что все, что невозможно вообразить, кажется им непостижимым.Филлипс сказал, что Минни Эндрюс была образцовой ученицей, и в ней нет ни малейшего искры воображения или жизни. Воображение автора должно быть детским и в то же время зрелым последовательным, так что Белая Королева в «Алисе», например, видят ее так, как ее видел бы ребенок, но она всегда продолжает саму себя через все свои мучительные приключения. Все эти загадочные головокружительные достижения после бессмертия — всего лишь паника душ, напуганных страхом смерти и проклятых трижды проклятым даром воображения.У них нет инстинкта смерти; им не хватает воли к смерти, когда время умирать близко. Его представление о ней было для него священным воспоминанием, и его будущая жена должна была быть в его воображении повторением того изысканного, святого идеала женщины, который он мать была ». Раскройте не только воображение сильного огня и тепла, но и почти законченное искусство — силу постижения тонких умственных сложностей с ясностью и выражения их в живописной форме и совершенным лирическим языком.В частности, эта работа посвящена скромному уроженцу Флатландии в надежде, что, даже когда он был посвящен в Тайны ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЙ, будучи ранее знаком ТОЛЬКО с ДВУМЯ, граждане этого Поднебесного региона могут стремиться к тайнам все выше и выше. ЧЕТЫРЕ ПЯТИ или ЧЕТЫРЕ ШЕСТИ измерений, тем самым способствуя расширению воображения и возможному развитию этого величайшего и превосходного ДАРА СКРОМНОСТИ среди высших рас ТВЕРДОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
,
Будет ли когда-нибудь возможно записывать сны?
Почему мы мечтаем? Хотели бы вы когда-нибудь иметь их постоянную запись, чтобы посмотреть позже?
Хотя мы, возможно, никогда по-настоящему не узнаем цель сновидений, если она есть, мы, возможно, подходим ближе, чтобы суметь их расшифровать. Несколько исследователей по всему миру делают успехи в методах записи снов, которые однажды могут позволить нам записывать наши сны.
СВЯЗАННЫЙ: МОЗГ ЧЕЛОВЕКА ПРОДОЛЖАЕТ МЕЧТАТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ СЛОВА ВО ВРЕМЯ АНЕСТЕЗИИ
Но если бы они были успешными, разве кто-нибудь действительно захотел бы эту технологию? В конце концов, как однажды сказал великий Ян Малкольм из Парка Юрского периода: «Ваши ученые были так озабочены тем, смогут ли они или нет, они не останавливались, чтобы подумать, стоит ли им это делать.»
Может ли наука объяснить сны?
Проще говоря, мы не знаем и, возможно, никогда не узнаем наверняка.
Сновидения увлекательны как для человека, так и для ученых в целом. Существует множество теорий о том, что такое сны и почему они у нас есть, но мы все еще не совсем уверены, почему мы вообще сны.
Большинство людей видят сны от 4 до 6 раз по за ночь. Из этих переживаний мы помним только около 10% из них, если вообще.Но какова цель?
Есть ли у них?
Некоторые эксперты, такие как Антония Задра, профессор психологии из Университета Монреаля, считают, что сны должны быть забыты.
«Очень важно не путать сновидения с реальностью», — говорит она. Хотя очевидно, что мы мечтаем по какой-то причине, нам может быть необходимо забыть о них, поскольку на самом деле этого не было в реальной жизни.
Это может нас очень запутать, мягко говоря.
«Исследователи сновидений не пришли к единому мнению о функции (сновидений), — пояснила Дейдре Ли Барретт. Дейрдра — профессор психологии в Гарвардской медицинской школе.
Теории варьируются от воплощения наших величайших желаний, как считал Зигмунд Фрейд, до формы биологической симуляции, позволяющей нашему мозгу пробегать различные сценарии в поисках решений.
Например, некоторые считают, что сны — это своего рода симулятор угрозы в нашем мозгу.
Еще другие, такие как Dr.Джон Аллан Хобсон и доктор Роберт Маккарли из Гарвардского университета считают, что сны вообще не являются реальным явлением. Они выдвинули гипотезу, называемую гипотезой активации-синтеза, согласно которой сны являются плодом нашего воображения.
Они верят, что то, что мы думаем о своих снах, на самом деле является нашим мозгом, который пытается понять ряд случайных электрических импульсов, исходящих от ствола мозга во время быстрого сна.
Третьи полагают, что сны — это способ нашего мозга очистить нашу память.В этом смысле процесс сновидения помогает очистить мозг от ненужных данных и сохранить полезные данные в нашей долговременной памяти.
Как бы то ни было, сны — увлекательная черта человеческого опыта. Настолько, что многие начинают вести дневник сновидений или дневник, чтобы записывать их, прежде чем они потеряны для эфира.
Но было бы полезно для нас, если бы мы могли каким-то образом действительно записывать их, чтобы посмотреть позже на досуге? Вы бы хотели, чтобы их действительно увидел кто-то другой?
Почему мы мечтаем?
Как мы видели, мы не совсем уверены.Идеи варьируются от формы или симулятора боя / угрозы до средств, позволяющих не загромождать разум.
Третьи верят, что сны вообще не реальны, по крайней мере, как убедительный механизм разума.
Но большинство согласны с тем, что сны — это форма галлюцинаций, возникающая во время определенных стадий сна. Похоже, что они наиболее сильны во время фазы быстрого сна.
К сожалению для нас, это также фаза сна, мы вряд ли вспомним какую-либо из них. Хотя для некоторых это может быть замаскированным благословением — например, в случае сильной эмоциональной травмы.
Мы точно знаем, что сон выполняет очень важную биологическую функцию. Он жизненно важен для регулирования нашего метаболизма, кровяного давления и, конечно же, функции мозга.
Лишение сна издавна считалось эффективным средством пыток. Если вы не высыпаетесь или не высыпаетесь хорошего качества, последствия для здоровья и психики могут быть очень серьезными.
Сны, с другой стороны, сложнее определить их истинную цель. Окончательных доказательств нет, но они кажутся автобиографическими по своей природе и, как правило, включают образы и переживания из реального мира.
Сюда входят недавние занятия, разговоры и другие проблемы и стрессы в вашей жизни. Например, некоторые считают, что кошмары вызваны тревогой, стрессом и, в некоторых случаях, реакциями на определенные лекарства.
Выполняет ли сновидение роль своего рода внутреннего терапевта, является ли им симулятором борьбы или бегства или музой для ваших художественных тенденций, мы, возможно, никогда не узнаем.
Сможем ли мы когда-нибудь увидеть сны других людей?
Как бы интересно все это ни было, возможно ли когда-нибудь записать наши сны? Разве не было бы неплохо запечатлеть свои мечты о полетах или о выигрыше в лотерею?
Кстати, есть несколько ученых, которые работали над этим в течение нескольких лет.Они надеются, что смогут расшифровать содержание, образы, движения и диалоги наших снов.
Одним из примеров является работа Дэниела Олдиса и Дэвида М. Шнейера из Техасского университета в Остине. Их команда использовала электромиограмму или ЭМГ для измерения нервных импульсов в мышцах во время сна.
Хотя во сне вы обычно не двигаетесь, «нервные импульсы по-прежнему поступают в эти мышцы», — объясняет Олдис. Электроды помещаются на конечности субъекта, чтобы попытаться подать сигналы, синонимичные движениям, таким как ходьба или поднятие чего-либо.
Они также надеются расшифровать речевую активность нейронов мозга во время сна.
«Перед тем, как лечь спать, они произносят каждую фонему (определенные звуки в английском языке) для записи мышечных паттернов», — объяснил Олдис. «Это становится шаблоном, когда они говорят во сне».
Источник: Unsplash
Другие исследователи, например Моран Серф из Северо-Западного университета, также изучали процесс принятия решений человеком. Прикладывая электроды к мозгу пациентов, перенесших операцию на головном мозге, они пытались прислушиваться к активности определенных клеток мозга.
Еще одна исследовательская группа из Киотского университета сделала несколько интересных достижений в области записи и реконструкции снов. Они разработали средства расшифровки образов из разума идущего человека и надеются разработать эту технику для тех, кто спит.
Еще одной интересной разработкой стал проект Dreamweaver. Исследователи из Gallant Lab Калифорнийского университета смогли частично реконструировать, как мозг записывает визуальные данные.
Участники попросили участников посмотреть трейлеры к фильмам, а затем смогли воссоздать видео с низким разрешением того, что они просматривали, только на основе своей мозговой активности.Фактические реконструкции были грубыми шаблонами, а не репродукциями трейлеров в высоком разрешении.
Но удастся ли это когда-нибудь достичь, остается только гадать. Более интересный и более важный вопрос: возможно, нам стоит попробовать?
Источник: Pixabay
В мире, где наше личное пространство и личная жизнь постоянно находится под угрозой со стороны таких вещей, как социальные сети, захотим ли мы когда-нибудь постоянную запись наших самых глубоких, возможно, самых мрачных мыслей?
Только вы можете ответить на этот вопрос.
.
55 вдохновляющих цитат о сновидениях (и их воплощении)
У всех нас есть мечты.
Может быть, ты будешь лучшим в школе или на работе, в спорте или другом увлечении.
Или совершить путешествие в любую точку мира, о которой вы думали уже много лет.
Или, чтобы улучшить свое финансовое положение, социальные навыки, найти кого-то особенного или обрести отличную форму.
Иногда трудно сохранить свою мечту.
А в других случаях ваши мечты могут слишком долго оставаться просто мечтами.
Итак, на этой неделе я хотел бы поделиться 55 наводящими на размышления, мотивирующими, практически полезными и ориентированными на рост цитатами о мечтах и их воплощении за последние 2500 лет.
Надеюсь, вы найдете здесь что-то вдохновляющее и полезное.
55 Вдохновляющие цитаты о сновидениях
«Вы видите вещи; и вы говорите: «Почему?» Но я мечтаю о вещах, которых никогда не было; и я говорю: «Почему бы и нет?» »
— Джордж Бернард Шоу
« Жизнь полна красоты.Заметьте это. Обратите внимание на шмеля, маленького ребенка и улыбающиеся лица. Почувствуйте запах дождя и почувствуйте ветер. Живите своей жизнью в полной мере и сражайтесь за свои мечты ».
— Эшли Смит
«Никогда не бывает слишком стар, чтобы ставить другую цель или мечтать о новой мечте».
— К.С. Льюис
«То, что не началось сегодня, никогда не закончится завтра».
— Иоганн Вольфганг фон Гете
«Не идите туда, куда ведет дорога. Вместо этого идите туда, где нет пути, и оставьте след.»
— Ральф Уолдо Эмерсон
« Начните с того места, где вы находитесь. Используйте то, что у вас есть. Делать то, что вы можете.»
— Артур Эш
«Мечтай, как будто ты будешь жить вечно, живи так, как будто умрешь сегодня».
— Джеймс Дин
«Как и успех, неудача — это многое для многих. При позитивном психологическом отношении неудача — это опыт обучения, ступенька на лестнице и плато, на котором можно сосредоточить свои мысли, чтобы подготовиться к новой попытке.»
— В. Клемент Стоун
« Независимо от того, откуда вы, ваши мечты реальны ».
— Лупита Нионго
«Есть люди, которые живут в мире снов, а есть некоторые, кто сталкивается с реальностью; а есть те, кто превращает одно в другое ».
— Дуглас Х. Эверетт
«Никогда не ограничивайте себя из-за ограниченного воображения других; никогда не ограничивайте других из-за собственного ограниченного воображения ».
— Мэй Джемисон
«Сновидец — это тот, кто может найти свой путь только при лунном свете, и его наказание — то, что он видит рассвет раньше остального мира.»
— Оскар Уайльд
« Когда-либо пробовал. Когда-либо не удавалось. Не важно. Попробуй еще раз. Опять провал. Лучше потерпеть неудачу ».
— Сэмюэл Беккет
«Мужчина не стар, пока сожаления не заменят мечты».
— Джон Бэрримор
«Держитесь подальше от людей, которые пытаются умалить ваши амбиции. Маленькие люди всегда так поступают, но действительно великие заставляют вас чувствовать, что вы тоже можете стать великими ».
— Марк Твен
«Единственное, что помешает вам осуществить ваши мечты, — это вы.»
— Том Брэдли
« Не портите то, что имеете, желая того, чего у вас нет; помни, что то, что у тебя есть, когда-то было среди того, на что ты только надеялся ».
— Эпикур
«Каждая великая мечта начинается с мечтателя. Всегда помните, что внутри вас есть сила, терпение и страсть, чтобы дотянуться до звезд, чтобы изменить мир ».
— Harriet Tubman
«Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты.»
— Элеонора Рузвельт
« Единственное, что хуже, чем начать что-то и потерпеть неудачу… — это не начать что-то ».
— Сет Годин
«Вам не нужно видеть всю лестницу, просто сделайте первый шаг».
— Мартин Лютер Кинг-младший
«Будь несчастным. Или мотивируйте себя. Что бы ни случилось, это всегда ваш выбор ».
— Уэйн Дайер
«Мечтайте немалые мечты, потому что они не способны тронуть сердца людей.«
— Иоганн Вольфганг фон Гете
« Вчера — только сегодняшняя память, завтра — сегодняшняя мечта ».
— Халиль Джебран
«Когда я старею и умираю, я планирую оглянуться на свою жизнь и сказать:« Вау, это было приключение », а не« Вау, я уверен, что чувствовал себя в безопасности »». — Том Престон-Вернер
«Чтобы достичь великих дел, мы должны не только действовать, но и мечтать; не только планирую, но и верю ».
— Анатоль Франс
«Есть только одна вещь, которая делает мечту невыполнимой: страх неудачи.»
— Пауло Коэльо
« Только когда мы действительно знаем и понимаем, что у нас ограниченное время на Земле — и что у нас нет возможности узнать, когда наше время истекло — мы начнем жить каждый день. в полной мере, как если бы он был единственным, что у нас было ».
— Элизабет Кублер-Росс
«Так много наших мечтаний сначала кажутся невозможными, затем невероятными, а затем, когда мы призываем волю, они вскоре становятся неизбежными».
— Кристофер Рив
«Не забывайте отмечать важные вехи, готовясь к предстоящей дороге.»
— Нельсон Мандела
« Если вы возьмете на себя ответственность, у вас разовьется голод, чтобы осуществить свои мечты ».
— Les Brown
«Мне снились сны, и мне снились кошмары. Я преодолел кошмары благодаря своим снам ».
— Йонас Солк
«Лучшие годы в вашей жизни — это те, в которые вы решаете, что ваши проблемы — это ваши собственные. Вы не вините в них свою мать, экологию или президента.Вы понимаете, что сами управляете своей судьбой ».
— Альберт Эллис
«Большая часть стресса, который испытывают люди, возникает не из-за того, что им слишком много дел. Это от того, что они не закончили то, что начали ».
— Дэвид Аллен
«Может быть, те, кто больше всего делает, больше всего мечтают».
— Стивен Батлер Ликок
«Если кто-то уверенно продвигается в направлении своей мечты и старается жить той жизнью, которую он себе представлял, он встретит успех, неожиданный для обычных часов.»
— Генри Дэвид Торо
« Начни с того, что ты делаешь или мечтаешь. В смелости есть гений, сила и магия ».
— Иоганн Вольфганг фон Гете
«Любители сидят и ждут вдохновения, остальные просто встают и приступают к работе».
— Стивен Кинг
«Крепко держитесь мечты, потому что, если мечты умирают, жизнь — птица со сломанными крыльями, которая не может летать».
— Лэнгстон Хьюз
«Не смущайтесь своими неудачами, учитесь на них и начинайте заново.»
— Ричард Брэнсон
« Если вы не готовы рисковать обычным образом, вам придется довольствоваться обычным ».
— Джим Рон
«Ключ к реализации мечты — сосредоточиться не на успехе, а на значении — и тогда даже маленькие шаги и маленькие победы на вашем пути обретут большее значение».
— Опра Уинфри
«Никогда не отказывайтесь от мечты только из-за времени, которое потребуется для ее осуществления. Время все равно пройдет.«
— Эрл Найтингейл
« Через год вы, возможно, пожелаете, чтобы вы начали сегодня ».
— Карен Лэмб
«Я распространил мои мечты под твоими ногами;
Поступай мягко, потому что ты попадаешь в мои мечты ».
— Уильям Батлер Йейтс
«Из всех форм осторожности, осторожность в любви, пожалуй, самая фатальная для истинного счастья».
— Бертран Рассел
«Не ждите. Время никогда не будет подходящим.»
— Наполеон Хилл
« Ничто в мире не может заменить настойчивость. Таланта не будет; Нет ничего более распространенного, чем талантливые неудачники. Гения не будет; безнадежный гений почти легендарен. Образования не будет; мир полон образованных изгоев. Только настойчивость и решимость всемогущи ».
— Кэлвин Кулидж
«Незаменимый первый шаг к тому, чтобы получить от жизни то, чего вы хотите, — это решить, чего вы хотите.
— Бен Штейн
«Осмелиться — значит на мгновение потерять опору. Не осмелиться — потерять себя ».
— Сорен Кьеркегор
«Думайте о многом; выполните одно.»
— Португальская пословица
«Мечты сбываются. Без такой возможности природа не побудила бы нас их иметь ».
— Джон Апдайк
«Все люди мечтают, но не одинаково. Те, кто мечтают по ночам в пыльных укромных уголках своего разума, просыпаются днем и обнаруживают, что это было тщеславием: но дневные сновидцы опасны, потому что они могут исполнять свои сны с открытыми глазами, чтобы сделать это возможным.”
— T.E. Лоуренс
«Путешествие в тысячу миль должно начинаться с одного шага».
— Лао-цзы
«Через 20 лет вы будете больше разочарованы тем, чего не делали, а не тем, что делали. Так что скиньте боулинги. Отплыть из безопасной гавани. Поймай быка за гора. Проводить исследования. Мечта. Обнаружить.»
— Марк Твен
Хотите еще больше цитат?
Тогда ознакомьтесь с этими популярными сообщениями в наших архивах:
.