Локус контроля это в психологии: Понятие локуса контроля в психологии

Понятие локуса контроля в психологии, его влияние на жизнь и поведение человека

Локус контрольОдним из важнейших психологических понятий, характеризующих поведение человека, является понятие локуса контроля. Оно было введено Джулианом Роттером в 1954 году в рамках социальной психологии.

Локус контроль личности определяется тем, какие факторы она считает наиболее сильно влияющими на результат своей деятельности — внутренние (то есть, самостоятельные действия и суждения) или внешние (факторы окружения). Другими словами, тем, считает ли себя человек ответственным за происходящее с ним. Соответственно, первый тип людей называют интерналами (от лат. internus — внутренний), а второй — экстерналами (от лат. external — внешний). Рассмотрим эти типы подробнее.

Внутренний локус контроля

Как уже было сказано, обладатели внутреннего локуса контроля считают, что результат их действий почти полностью зависит от них. Например, если такой человек получит выговор или штраф на работе из-за своей ошибки, он не станет утверждать, что условия для работы были неподходящими, начальник несправедлив, а звезды не так сошлись. Напротив, он поймет, что допустил промах и постарается не повторять этого в будущем. Что же характеризует таких людей? В общих чертах, это:

  • Внимание к окружению и внешней информации, ее объективный анализ. Опора на реальные факты позволяет действовать эффективно.
  • Способность заметить попытки внешнего влияния, навязывания чужого мнения или образа мыслей.
  • Стремление к саморазвитию и взаимовыгодному обмену с окружающими.
  • Понимание своих преимуществ и недостатков, адекватная самооценка.

Как можно заметить, внутренний локус контроля во многом соответствует представлениям о зрелой личности.

Именно зрелый человек отдает себе отчет в своих действиях и самостоятельно устанавливает для себя ориентиры в жизни.

Внутренний локус контрольЭто во многом определяет более высокое ее качество, так как правильно настроенный локус контроля мотивирует к осознанной деятельности, направляет на конкретный результат. Человек становится способным отказаться от сиюминутных удовольствий ради собственной цели, которая принесет ему намного больше. При этом имеются в виду не простые фантазии, а реальные шаги в выбранном направлении.

Подобная тенденция прослеживается в большинстве жизненных сфер интерналов, например, они способны сознательно выбирать свой круг общения, отказаться от вредных привычек, проявлять уместную инициативу на работе, отстаивать свои права и многое другое.

Внешний локус контроля

Что же касается внешнего локуса контроля, то здесь наблюдается некое подобие фатализма, то есть упования на судьбу. Люди с внешним локусом контроля чаще всего считают, что их деятельность зависит от удачи, от случая. Естественно, такой подход нередко приводит к разочарованию, ведь если от человека ничего не зависит, вряд ли он станет даже пытаться что-то изменить. Подобное происходит из-за того, что локус контроля настроен неправильно, внимание человека направлено не туда, и, соответственно, его действия не приносят желаемого результата. Людей с внешним локусом контроля может характеризовать следующее:

  • Перекладывание ответственности на других людей или условия среды.
  • Равнодушие к результативности своих действий.
  • Отсутствие попыток и стремлений изменить то, что не устраивает.
  • Невнимательность к себе и окружающим.

Внешний локус контроль

Как несложно догадаться, такие качества не способствуют положительным изменениям в жизни, и человек может годами находиться в неблагоприятных для личности условиях, без всякой надежды на улучшение. Экстерналы, как правило, не склонны к планированию либо никак не могут приступить к реализации своих решений.

Часто их верным спутником становится тревожность, неуверенность, они эмоционально нестабильны и не знают, чего хотят. Помимо этого, важно отметить, что экстерналы конформны, то есть сильно зависят от мнения окружающих и с трудом высказывают свое собственное, даже если уверены в нем. В связи с этим у них могут возникать сложности с выполнением самостоятельных действий в непривычной обстановке, будь то новая ситуация на работе или в личной жизни.

Смена локуса

Заметим, что психология наиболее эффективно работает с отдельно взятой ситуацией, так как у каждого человека она индивидуальна. В данной статье для наглядности приведены крайние положения локуса контроля. В реальности его влияние может различаться по силе в зависимости от множества факторов. Ведь что такое локус контроля? Это осознанность личности, манера человека направлять свое внимание.

Если возникает необходимость перемен, то путем систематических шагов можно перенастроить локус.

Для этого необходимо начать анализ своих действий, мыслей и решений, попытаться обнаружить свои настоящие желания и следовать им. Если постараться объективно оценить свои знания и навыки, а также текущее окружение, то появится больше уверенности, а это — одно из главных условий настоящих изменений.

Локус контроля личности — Студопедия

Под локусом контроля личности (понятие введено американским психологом Дж. Роттером) понимают определенную склонность личности видеть источник управления своей жизнью преимущественно в окружающей среде (экстернальный локус контроля), либо в самом себе (интернальный локус контроля). В соответствии с направленностью личности определяется и отношение к ответственности за совершенные действия, при этом экстерналы возлагают ее на внешние обстоятельства, интерналы берут на себя.

Формирование внешнего или внутреннего локуса контроля связывается с уровнем личностной зрелости. В целом, общепринято положительное отношение к интерналам, как более социально зрелым, дисциплинированным, отличающимся большей терпимостью, целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, что может быть показателем сформированности самосохранительного поведения.

Результаты исследований Д. Лестера, П. Хавена, А.А. Реана, Д.Ю. Карандашева, в свою очередь, обнаруживают связь экстернальности с асоциальным, в том числе делинквентным, поведением. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим конформность, меньшая популярность – характеристики, свидетельствующие о дефиците психического здоровья [11, с.155].

Введенные Ф. Хайдером дополнительные параметры атрибуции стабильность-вариабельность позволили более тонко дифференцировать особенности поведения личности в свете данного подхода. Так, интернальность в области неудач, связанная с вариативным компонентом — мотивацией, активизирует личность, побуждая ее к действиям, тогда как интернальность в связи со стабильным компонентом способствует снижению активности. Эсктернальность в сочетании с вариативным компонентом объясняет происшедшее случайностью: везением или неудачей. Сочетание со стабильным компонентом обычно связывается с объективно трудными или непреодолимыми обстоятельствами в поиске причин неэффективного поведения.



Идея А.В. Брушлинского о том, что человек изначально является социально активным, заставляет искать причины формирования внешнего локуса контроля в тех малых группах, где происходит первичная социализация личности. Ими становятся, прежде всего семья и школа. Базовые потребности человека в уважении, самоуважении, признании его как личности, в сохранении эмоциональной стабильности, в условиях негативных оценок его поведения со стороны окружающих, могут привести к формированию внешнего локуса контроля. Включается защитный механизм, который, снимая ответственность за неудачи, позволяет адаптироваться к постоянно негативным внешним оценкам и сохранять самоуважение. Несмотря на общую положительную оценку интернальности, необходимо отметить, что субъект, который тотально берет на себя ответственность за все неудачи, подвержен серьезному риску дезадаптации. В дальнейшем это может привести к росту дискомфорта, напряжения и как следствие к соматическим заболеваниям. Вероятно, интернальный контроль может способствовать организации эффективного самосохранительного поведения личности, если интернальность в области неудач объясняется уравновешенными причинами интернального и экстернального характера.


Состояние здоровья во многом связано с субъективно-ценностным восприятием человеком этой категории. Подобное понимание, в свою очередь, формирует самосохранительные установки, к которым относится забота о своем здоровье и здоровье близких.

Как показывают исследования, представления жителей России о здоровье традиционны: половина определяет это состояние лишь через негативные понятия – отсутствие или наличие серьезного заболевания. Считая здоровье основой благополучия, человек должен заботиться о нем независимо от возникновения недомогания. Давая здоровью множество интерпретаций, население указывает на его материальную основу и подтверждает необходимость инвестиций для ведения здорового образа жизни и потребления качественных медицинских услуг.

Расстановка ценностных приоритетов влияет на самосохранительное поведения. «Индивидуальный выбор формируется под воздействием ценностей, эмоций и знания. Отсутствует априорная предпосылка, что люди действуют рационально или что они исключительно или в значительной степени заняты преследованием эгоистических интересов или поиском удовольствий» [143].

Согласно данным исследований, россияне выводят здоровье в ранг основных ценностей, наряду со свободой, справедливостью, общением, трудом и вознаграждением за него. Иногда здоровье противопоставляется материальному благосостоянию, семье, труду. Население страны ассоциирует здоровье с набором возможностей, связанных с трудовой деятельностью и получением дохода, рассматривая его в качестве ресурса труда. Такое понимание приводит к максимальной конвертации здоровья в материальные блага, его использования как инструмента для выживания, источник повышения материальной обеспеченности, усугубляющегося в условиях экономического кризиса и резкого падения жизненного уровня. Ресурс для его восстановления требует возрастающих вложений как от индивида, так и со стороны государства.

Как правило, здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным (поскольку и так все хорошо) предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению своего здоровья. Здоровье привлекает к себе внимание, приобретает актуальную жизненную необходимость, когда с ним возникают какие-то проблемы, когда оно уже нарушено.

Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще всего отмечается представителями среднего и особенно старшего поколения. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места. Если молодые люди и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей.

В основе нездорового поведения нередко лежит феномен «нереалистичного оптимизма», формированию которого способствуют такие психологические факторы, как: отсутствие личного опыта болезни; вера в то, что если проблема (заболевание) еще не появилась, то она не появиться и в будущем; вера в то, что если проблема со здоровьем и появится, то с ней можно будет справиться, предприняв соответствующие действия.

Довольно типичной является ситуация, когда люди, отягощенные болезнями, остро их ощущая, тем не менее, не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение.

Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

Уровень информированности о здоровье

Одним из важнейших компонентов культуры здоровья, предпосылкой самосохранительного поведения и одновременно индикатором эффективности функционирования в отношении здоровья систем здравоохранения и образования, семьи, средств массовой информации является информированность и грамотность индивида в сфере здоровья. Только имея представления об уровне информированности и гигиенической культуры индивида, можно оценить уровень осознанности его самосохранительного поведения. Будучи использован в комплексе с показателями самооценки здоровья и обращаемости за медицинской помощью, этот индикатор позволяет прогнозировать поведение населения по формированию групп риска.

Показатель информированности в сфере здоровья многоэлементный. Предметом информированности являются знания: о вреде для здоровья некоторых привычек, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний; о перенесенных заболеваниях, о противопоказанных лекарствах; о методах оказания первой помощи; об элементах гигиенической культуры и т.п. [51].

Исследования, проведенные в нашей стране в 1990-е годы, показали, что россияне зачастую не владеют даже элементарной информацией о состоянии своего здоровья (например, не знают своей группы крови и т.п.), а также о факторах риска для него (не знают о противопоказанных им лекарствах и пр.). Тем более затруднительным является для большинства граждан установление взаимосвязи между состоянием своего здоровья и различными аспектами собственного образа жизни. Образ жизни вообще редко оценивается россиянами с точки зрения его возможного вреда для здоровья. Крайне скудны и знания россиян относительно приемов первой медицинской помощи. В целом, уровень информированности граждан настолько низок, что он выступает угрожающим фактором для здоровья в целом, снижает диагностические возможности врачей и возможности населения самостоятельно предотвратить заболевания [51].

При этом и российские, и зарубежные исследователи констатируют наличие интереса населения к информации, связанной со здоровьем. Особый интерес представляет информация профилактического характера, позволяющая упредить развитие тех или иных заболеваний у детей и взрослых. За информацией такого рода россияне наиболее часто обращаются к средствам массовой информации, что, как уже указывалось, чревато печальными последствиями в силу неконтролируемости содержания транслируемой информации.

Особую важность информирование по вопросам здоровья и факторов риска имеет в отношении подрастающего поколения – детей и молодежи.

Как отмечается в Докладе о мировом развитии Всемирного банка (2007), «сегодня молодые люди находятся в быстро меняющемся мире и имеют несравненно большие возможности выбора, чем прежде, и оттого им становится труднее выбрать ту линию поведения, которая минимизирует риск для здоровья в будущем». Молодые люди с большой вероятностью принимают решения относительно образа жизни, основанные на неинформированности, что подвергает их здоровье риску.

Правительства во всем мире стремятся снизить риск для здоровья молодежи путем регулирования сбыта табака и потребления алкоголя, а также информирования населения о диете, правильном питании и безопасном сексе. Такого рода политика оправдана неспособностью рынка правильно влиять на утверждение здорового образа жизни и помогать людям делать правильный социальный и индивидуальный выбор в этой области, что особенно заметно среди молодежи. Свободный рынок не поощряет молодежь к принятию правильных решений по целому ряду причин. Одна из них заключается в слабой информированности молодых людей, о долгосрочных последствиях сделанного ими выбора, о том, как и когда, могут проявляться эти неблагополучные последствия. Незащищенный секс, курение и неумеренное потребление алкоголя являются факторами риска, но молодежи трудно представить себе физические и количественные последствия этих факторов. Молодые люди могут считать рискованное поведение привлекательным в краткосрочной перспективе, или полагать, что определенный опыт в этой сфере совершенно безопасны, или принуждаются к нему [43, с. 143].

Лучшим способом избежать ущерба для человеческого капитала в будущем и заметного роста расходов на здравоохранение может стать изменение стереотипов поведения в молодости, когда человек только усваивает определенные привычки.

При этом, стратегии пропаганды более здорового образа жизни среди молодежи должны строиться на трех китах. Прежде всего, необходимо предоставить молодым достаточную информацию, помогающую сделать правильный выбор и научиться ответственно вести себя в отношениях с ровесниками и партнерами. Затем необходимо способствовать созданию такой среды, в которой возможности для рискованного поведения будут ограниченны, а само оно станет дорогим удовольствием. И наконец, тем, у кого уже проявились последствия неправильного поведения или вредной окружающей среды, необходимо представить медицинские услуги и возможности для реабилитации. Расширение доступа к такого рода услугам позволит минимизировать долгосрочный ущерб и поднять уровень здоровья общества [43].

Центральным элементом пропаганды здорового образа жизни являются образовательные программы, позволяющие влиять на поведение подрастающего поколения и поощряющие здоровое поведение.

Объективные данные показывают, что существует непосредственная связь между образованием в этой области и здоровьем молодого поколения. Выбор в пользу здоровья поощряется образованием и экономическим ростом, позволяющим рассчитывать на больший средний заработок и лучшую жизнь в будущем. Отчетливое видение доступного будущего способно поощрить людей к выбору в пользу здоровья и долголетия. Образовательные программы, часто называемые социальной вакциной, по многим мнениям, удерживают молодежь от поведения, потенциально опасного для здоровья. Государственная политика, направленная на облегчение доступа молодых людей к подобным программам, также может стать эффективным средством коррекции поведения.

Многие страны разработали образовательные программы в сфере охраны здоровья, предназначенные главным образом для школьников. Данные об эффективности подобных программ неоднозначны – это зависит от предполагаемого результата. Некоторые отслеживавшиеся по эффективности программы показали, что адекватное информирование повышает склонность молодежи к здоровому образу жизни и способно изменить стереотипы поведения.

Большинство школьных образовательных программ строится вокруг сексуального просвещения подростков, которое может им дать необходимую информацию и помочь сделать выбор в пользу безопасного секса. Упомянутые программы позволяют донести полезную информацию до широкого круга подростков и усилить ее воздействие на сознание молодежи, особенно если соответствующие министерства образования кладут их в основу своей официальной политики. Нет никаких данных о том, что сам факт сексуального просвещения подталкивает молодежь к более активному сексуальному поведению.

Проверка эффективности 21 школьной программы сексуального просвещения в развивающихся странах продемонстрировала, что практически все они оказали позитивное влияние на усвоение знаний и выработку привычек к здоровому образу жизни [43].

Мировой опыт в организации просветительских программ для молодежи показывает, что они подразделяются, по крайней мере, на два типа, весьма различные по своей структуре и целям. Так называемые «программы содействия молодежи» концентрируются на проблемах жизненного выбора, возможностях образования и психосоциальном развитии аудитории. Они могут затрагивать, а могут и оставлять без внимания вопросы здоровья как таковые, но в целом способствуют выработке стремления к здоровому образу жизни. «Программы ровесников» рекрутируют и обучают целевые группы молодых людей, которые в дальнейшем должны выступать в качестве образца для поведения и предоставлять своим сверстникам различную информацию, сведения об услугах, противозачаточных средствах и пр. Такие программы неизменно содержат несколько элементов важных для пропаганды здорового образа жизни: тесную связь с целевой аудиторией и ее социально-культурной средой, пропаганду социальных ценностей и норм, способствующих выработке позитивных взглядов и стремлению к здоровому образу жизни, вовлечение самой молодежи в реализацию адресованных ей программ [43, с. 150-151].

Меры вмешательства, направленные на сохранения здоровья молодого поколения, также можно условного разделить на обращенные к возможностям и способности сделать правильный выбор и адресованные тем, кому нужен «повторный шанс» и приходится бороться за выздоровление.

Обобщение и анализ опыта реализации информационно-образовательных программ в сфере здоровья по всему миру, проведенный Всемирный банком, позволили выделить следующие принципы их разработки.

— Точная и конкретная информация действует гораздо эффективней, чем общая и многословная. Необходимо давать конкретную информацию, касающуюся реальных проблем молодежи.

— Программы должны предоставлять варианты выбора, а не быть нацелены на один выбор, к примеру, на воздержание.

— Информация должна быть повторяющейся, а не разовой.

— Программы в области здравоохранения должны учитывать способность конкретной аудитории к восприятию заложенной в них информации.

— Учет возрастных особенностей должен проявляться также в выборе времени запуска программ. Так, программы, касающиеся полового просвещения, следует ориентировать на детей, а не на подростков: информация о сексе оказывается более действенной, если она получена до начала половой жизни.

— Программы должны непосредственно влиять на взгляды и предпочтения. Полученные в последние годы, данные о том, что информация необходима, но недостаточна для изменения стереотипов поведения, привели к мысли о том, что на молодежь необходимо воздействовать убеждениями или принуждением. Имеющийся на сегодняшний день опыт показывает, что принуждать молодых людей сделать определенный выбор неэффективно.

Даже когда молодые люди обладают адекватной информацией о здоровом образе жизни, они нередко делают выбор, подвергающий их здоровье риску. Попытки изменить стереотипы поведения по образцу информационных компаний строились на убеждении в том, что, обладая достаточной информацией, молодежь сделает правильный выбор. Однако, необходимо также делать упор на формирование пристрастий молодых людей и их способности к выбору.

— Помимо превентивных программ, направленных на предупреждение проблем в сфере здоровья, нужны специальные программы для тех молодых людей, которые уже столкнулись с последствиями неправильного отношения к своему здоровью и нуждаются в поддержке, чтобы вернуться к здоровому образу жизни [43].

Таким образом, речь идет уже не о простом распространении информации, а об образовании, которое благотворно влияет на поведение в области охраны здоровья, по крайней мере, по двум направлениям. Во-первых, оно повышает способность человека осмысливать полученные сведения, во-вторых, способна изменить отношение человека к своему будущему. Дать молодому человеку более отчетливое и привлекательное видение будущего – одна из основных задач программ в области охраны здоровья, концентрирующихся на «навыках жизни». Они включают в себя выработку навыков критического мышления, уверенности в себе и помогают учитывать влияние общины, семьи и гендера на процесс принятия решений [43, с. 154].

Главное условие для ведения здорового образа жизни в молодости — и сохранения здоровья в зрелом возрасте – это способность молодых людей принимать правильное решение. Информированность является ключевым моментом для принятия правильных решений, однако ее одной может оказаться недостаточно. Вообще, изменение стереотипов поведения можно считать одной из самых трудных задач продвижения здорового образа жизни. Опыт последних лет, особенно в контексте борьбы с ВИЧ, показывает, что изменение информационного поля сознания далеко не всегда равнозначно изменению поведения человека.

Неоднократное нездоровое поведение в ряде случаев может приносить мгновенное удовольствие (курение, употребление алкоголя), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными.

В значительной степени отношение к здоровью, самосохранительное поведение человека определяется его представлениями о здоровье. Если рекомендации по укреплению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают, расходятся с его представлениями, вероятность того, что он станет выполнять данные рекомендации, будет невысокой. Нередко люди просто не знают и не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

Социальное давление зачастую заставляет людей осуществлять нездоровое поведение (например, роль референтных групп у подростков в плане приобщения к курению, алкоголю, наркотикам). В то же время в обществе нет устойчивой моды на здоровье, а отдельные течения не находят поддержки со стороны государства, СМИ и других общественных структур.

Одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни — эффект задержанной обратной связи: люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий, как правило, не может быть сразу заметен и очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый результат далеко не сразу. Ожидая быстрого эффекта, человек не настраивает себя на терпеливую, систематическую работу над собственным здоровьем. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди бросают упражнения и могут не вернуться к ним уже никогда.

Отсутствие целенаправленного образования и воспитания негативно сказывается на информированности о здоровье и отсутствии у людей навыков его сохранения. В реализуемых в современном обществе системах воспитания и образования, как правило, не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Детей не учат «прислушиваться» к своему организму, понимать посылаемые им сигналы тревоги, посредством которых, он призывает разум не только обратить внимание на сигналы, но и своевременно предпринять необходимые действия по устранению их причин.

В отношении подрастающего поколения можно назвать дополнительные факторы, усложняющие процесс формирования здорового поведения. К первой группе относятся причины, которые обусловлены стремительным развитием современного общества. Возникает противоречие между удлиненным периодом детства, который накладывает определенные ограничения на ребенка или подростка, и возрастающими требованиями к будущему гражданину. Это выражается в предъявлении к молодым людям требований, выполнение которых характеризует зрелую личность, вместе с тем вводятся определенные ограничения, которые не позволяют им чувствовать себя полноправными членами общества. Это противоречие вызывает у молодых людей стремление как можно быстрее овладеть пусть даже внешними атрибутами «взрослого». Юноша, который не в состоянии сделать выбор к личностному совершенствованию, что требует большой работы личности и грамотного сопровождения со стороны семьи и учебного заведения, часто слепо копирует «взрослые» модели поведения значимых для него людей.

Вторая группа причин связана с особенностями психического развития на разных возрастных этапах, в частности в юношеском возрасте. Этот период сопровождается формированием ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения. В этих условиях личность подростка очень восприимчива к установкам своей социальной группы или людей, которые являются значимыми, при этом возможно формирование модели поведения, которая может оказывать негативное влияние на здоровье.

Локус контроля

локус контроля

Локус контроля — это психологический фактор, который определяет тип личности в зависимости от взглядов на причины событий, происходящих в жизни человека. Понятие локуса контроля было введено в 1954 году Джулианом Роттером. Оно подразумевает свойство человека связывать все происходящие события жизни с причинами их возникновения. Локус контроля в психологии также называют локализацией контроля волевого усилия.

Диагностика локус контроля

В основе методики диагностики локуса контроля лежит концепция Дж.Роттера. Он создал шкалу, широко применяемую в американской психологии и по сей день. Роттер и его сотрудники исходили из того, что локус контроля может меняться в зависимости от сфер жизни индивида. Был составлен опросник локус контроля, включающий 29 пунктов, соответствующих нескольким сферам: аффектогенные ситуации, академическое признание, социальное уважение, социально-политическая активность, доминирование и общее мировоззрение. В отечественной практике в этой сфере работали Бажин, Голынкина и Эткинд. Они также подготовили тест и назвали его «опросник уровня субъективного контроля». Он включает в себя 44 вопроса и в его результате может быть выведен обобщенный показатель индивидуального уровня субъективного контроля, а также четыре ситуационно-специфических показателя. Они характеризуют уровень субъективного контроля в семейной, межличностной, производственной сферах и в отношении человека к здоровью и болезням. В результате диагностики и применении данных методик были выделены два основных вида локуса контроля.

Виды локуса контроля

Мы приписываем ответственность за результаты деятельности либо своим собственным способностям и усилиям, либо внешним факторам. На этом базируется классификация и выделяются два типа личности с экстернальным и интернальным локус контроля.

Экстернальный локус контроля — это внешний локус, базируется на поиске причин вне себя. Свойствен людям неуверенным в своих способностях, неуравновешенным, тревожным, подозрительным и агрессивным. Экстерналы утверждают, что сила обстоятельств, фактов и внешних условий сильнее его самого. Обычно они плохо учатся в школе, обвиняя в плохих оценках учителя, который несправедливо к нему относится, не могут устроиться на работу – всему виной безработица и кризис, трудно сходятся с людьми, опять же причина в окружающих его людях, а не в нем самом. Личности с внешним локус контроля действуют на основе авторитарности и догматизма. У них часто возникают проблемы психологического порядка, так как они слишком сильно подвержены социальному воздействию со стороны интерналов.

Интернальный локус контроля — это склонность человека приписывать результаты деятельности внутренним факторам: усилиям, умениям, навыкам, положительным и отрицательным качествам самого человека. Интерналы чувствуют себя хозяевами судьбы. Они хорошо экстернальный локус контроляучатся, не курят, используют привязные ремни в автомобиле и контрацептивы. Они строго следят за своим здоровьем и тщательно продумывают все возможные варианты решения проблем. Людям с внутренним локус контроля свойственны такие качества, как настойчивость, уравновешенность, общительность, доброжелательность и независимость. Часто они приписывают себе причастность даже к тем событиям, к которым не имеют никакого отношения.

Исследования в области локус контроля показали, что чистых типов в природе не существует. В каждом человеке присутствует доля уверенности в свои способности и силы, и доля психологической зависимости от обстоятельств.

 

локус контроля интернальный — это… Что такое локус контроля интернальный?



локус контроля интернальный

устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за происходящие с ним события, обьясняя их своим поведением, ошибками и т.д. Если же личность имеет склонность приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам, находя причины неблагоприятного развития ситуации, вне себя – имеет место л. к. экстернальный.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Локомоция у животных
  • Локус контроля

Смотреть что такое «локус контроля интернальный» в других словарях:

  • локус контроля — (от лат. locus место, местоположение и франц. contrуle проверка) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний Л. к.) либо собственным… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Локус Контроля — (от лат. locus место и controle проверка) теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… …   Психологический словарь

  • Локус контроля — (от лат. locus место и controle проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Локус контроля — термин амер. Психолога Джулиана Роттера (1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Выделяют 2 полярных способа… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. В первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь два типа Л.К.: интернальный и экстернальный …   Социология: Энциклопедия

  • Локус контроля —     склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л.к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный Л.к.). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛОКУС КОНТРОЛЯ — склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л. к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный Л. к.). Л. к. (понятие предложено амер. психологом Д.… …   Педагогический словарь

  • Локус контроля — [лат. locus место, местоположение и франц. contr?le проверка] качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний Л. к.) либо собственным способностям …   Психологический лексикон

  • Интернальный локус контроля (интернальность) —  – приписывание индивидом причинности и ответственности, касающихся результатов какой л. деятельности, себе. Расценивая успех коллективной работы, человек может думать про себя или заявлять вслух, что ему принадлежит основная заслуга в этом, даже …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Внутренне- и внешненаправляемое поведение (inner / outer-directed behavior) — Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во первых, обстоятельства, при к рых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними силами или им самим. Во вторых, она касается вероятности того,… …   Психологическая энциклопедия

Локус контролю — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Ло́кус контро́лю — поняття, яке характеризує суб’єктивне сприйняття локалізації причин поведінки чи керівного початку у себе чи інших. Уведено американським психологом Дж. Роттером. Локус контролю оцінюється на шкалі інтернальності-екстернальності від високо інтернального до високо екстернального.

Приписування відповідальності за результати діяльності[ред. | ред. код]

Приписування відповідальності зовнішнім силам[ред. | ред. код]

Приписування відповідальності зовнішнім силам — екстернальний, зовнішній локус контролю. Відповідає пошуку причин поведінки зовні, серед оточення. Схильність до зовнішнього локусу контролю виявляється разом з такими рисами, як непевність у своїх можливостях, неврівноваженість, прагненні відкласти реалізацію намірів на невизначений термін, тривожність, підозріливість, конформність та агресивність. За неможливості впливання на перебіг подій, у осіб із зовнішнім локусом контролю переважно формується безпорадність та зниження пошукової активності, на відміну від осіб із внутрішнім локусом контролю.

Приписування відповідальності власним здібностям та зусиллям[ред. | ред. код]

Приписування відповідальності власним здібностям та зусиллям — інтернальний, внутрішній локус контролю. Відповідає пошуку причин поведінки в собі. Люди зі внутрішнім локусом контролю впевненіші в собі, послідовні та наполегливі в досягненні поставленої мети, схильні до самоаналізу, врівноважені, товариські, доброзичливі та незалежні. Показано, що внутрішній локус контролю є соціально схвальною цінністю, ідеальному Я приписується внутрішній локус контролю. Особи з внутрішнім локусом контролю частіше досягають творчих та професійних успіхів.

Локус контролю не визначає реальність контролю зовнішніми чи внутрішніми причинами, а лише суб’єктивне його сприйняття. Локус контролю — стійка властивість індивіду, яка формується при його соціалізації.

Локус контроля: перестаньте оправдываться и начните брать на себя ответственность

Фото: Flickr

[ ПРИМЕЧАНИЕ: Этот пост был обновлен в июне 2020 года для свежести и точности]

За свою прежнюю карьеру консультанта по психическому здоровью я встречал много клиентов, которым было трудно взять на себя ответственность за свою жизнь. Хотя их борьба могла быть разной, идея помощи им почти всегда была одной и той же и довольно простой. Нас учат вести клиентов от того, что они воспринимают себя как жертв жизненных обстоятельств, к тому, чтобы быть движущими силами этих жизненных событий.Другими словами, помогите клиентам проникнуть глубоко внутрь себя, чтобы использовать их собственные внутренние силы и способность брать на себя ответственность.

Есть два типа локуса контроля: внутренний (внутренний) и внешний (внешний). Внутренний локус контроля — это вера в то, что вы «отвечаете за события, происходящие в [вашей] жизни» (Northouse, 2013, стр. 141), а внешний локус контроля — это вера в то, что «шанс, судьба , или внешние силы определяют жизненные события » (с. 141).

Лица, обладающие внутренним локусом контроля, считают, что их поведение определяется их личными решениями и усилиями, и они контролируют то, что могут изменить.Наличие внутреннего локуса контроля связано с самоэффективностью, с вашей верой в то, что вы можете что-то сделать успешно (Donatelle, 2011). Люди с внешним локусом контроля видят, что их поведение и жизнь контролируются удачей или судьбой. Эти люди считают себя (то есть свою жизнь и обстоятельства) жертвами жизни и невезения.

«Люди различаются по тому, чувствуют ли они, что контролируют последствия своих действий, или находятся под контролем внешних факторов. Внешний контролирующих типов личности верят, что их судьба зависит от удачи, судьбы или могущественных внешних сил. Внутренний контроль типов личности полагают, что они контролируют то, что с ними происходит »(Champoux, 2011, p. 113).

В лидерстве и менеджменте концепция локуса контроля одинакова. Будь то наставничество высших руководителей, среднего звена или рядовых сотрудников, идея состоит в том, чтобы заставить их перестать оправдываться и / или обвинять других людей, события или вещи (т.е. внешний локус контроля), и вместо этого начните брать на себя ответственность (т. е. внутренний локус контроля) за них.

Если вы действительно прислушаетесь, вы часто услышите, как люди описывают свою жизнь или работу как , выходящие из-под контроля , или они чувствовали, что очень мало контролируют или не контролируют своей жизни. Однако, когда ситуация улучшится, вы услышите, как они говорят, что они начали чувствовать, что больше контролируют или снова восстанавливают контроль над своей жизнью. «Когда локус контроля смещается с внешней структуры на внутреннюю, клиенты находят больше энергии, мотивации и большей уверенности в изменении» (Мур и Тшаннен-Моран, 2010, стр. 75).

В бизнесе и лидерстве преимущество наличия внутреннего локуса контроля применимо ко всем лицам на всех уровнях внутри организации:

1. Внутренний локус контроля — одна из ключевых черт эффективного лидера (Юкл, 2006).

«Лидер, обладающий внутренним локусом контроля, скорее всего, будет одобрен членами группы. Одна из причин заключается в том, что «внутренний» человек воспринимается как более могущественный, чем «внешний» человек, потому что он или она берет на себя ответственность за события. Лидер с внутренним локусом контроля подчеркивал бы, что он или она может изменить неблагоприятные условия »(Дубрин, 2010, стр. 47).

2. Внутренний локус контроля отделяет хороших менеджеров от плохих (Юкл, 2006).

«Эффективные менеджеры., , продемонстрировал твердую веру в самоэффективность и внутренний локус контроля, о чем свидетельствует такое поведение, как инициирование действий (а не ожидание, пока что-то произойдет), принятие мер для обхода препятствий, поиск информации из различных источников и принятие ответственности за успех или неудача »(Юкл, 2006, с. 185-186).

3. Локус контроля сотрудников влияет на лидерское поведение при принятии решений (Hughes, Ginnett, & Curphy, 2012).

«Последователи внутреннего локуса контроля, которые считали, что результаты были результатом их собственных решений, были гораздо больше удовлетворены лидерами, которые демонстрировали активное участие, чем лидерами, которые были директивными.И наоборот, последователи внешнего локуса контроля были более удовлетворены директивным поведением лидера, чем активным поведением лидера. Восприятие последователями своих собственных навыков и способностей выполнять определенные задачи также может влиять на влияние определенного поведения лидера. Последователи, которые считают, что они в полной мере способны выполнять задачу, не так склонны к тому, чтобы их мотивировал или так охотно принимал руководящий лидер, как они были бы с лидером, демонстрирующим активное участие »(Hughes, Ginnett, & Curphy, 2012, стр. ,544-545).

«Есть также свидетельства того, что внутренние органы лучше способны обрабатывать сложную информацию и решать проблемы, и что они больше ориентированы на достижения, чем внешние (локус контроля). Кроме того, люди с высоким внутренним локусом контроля более склонны, чем внешние, пытаться влиять на других и, следовательно, с большей вероятностью предполагают или ищут возможности лидерства. Люди с высоким внешним локусом контроля обычно предпочитают структурированные, целенаправленные рабочие ситуации. Они лучше, чем внутренние, справляются с работой, требующей соблюдения и согласованности, но обычно они не так эффективны в ситуациях, требующих инициативы, творческого подхода и независимых действий »(Daft, 2008, p.103).

«Теория цели и пути предполагает, что для подчиненных с внутренним локусом контроля участие лидерства приносит наибольшее удовлетворение, поскольку позволяет им чувствовать ответственность за свою работу и быть неотъемлемой частью процесса принятия решений. Для подчиненных с внешним локусом контроля теория пути-цели предполагает, что директивное лидерство лучше всего, потому что оно соответствует ощущениям подчиненных, что внешние силы контролируют их обстоятельства »(Northouse, 2013, p. 141).

Важность локуса контроля

Метаанализ ( метаанализ — это обзор и статистический анализ прошлых исследований в конкретной области для определения последовательности и надежности результатов исследований ) 135 исследований «показал, что внутренний локус контроля был связан с более высоким уровнем удовлетворенности работой и ее производительности »(Colquitt, LePine, & Wesson, 2015, стр.287). Второй метаанализ 222 исследований показал, что «люди с внутренним локусом контроля имели лучшее здоровье, включая более высокое самооценку психического благополучия, меньшее количество физических симптомов, о которых сообщали сами люди» (Colquitt et al., 2015, p. 287).

Вывод: Наличие внутреннего локуса контроля может иметь очень большое значение для различения эффективных и неэффективных лидеров, менеджеров и сотрудников.

Написано: Стив Нгуен, доктор философии
Консультант по лидерству и талантам

Список литературы

Шампу, Ж.Э. (2011). Организационное поведение: интеграция людей, групп и организаций (4-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж.

Колкитт, Дж. А., Лепин, Дж. А., и Вессон, М. Дж. (2015). Организационное поведение: повышение производительности и приверженности на рабочем месте (4-е изд.). Нью-Йорк: Образование Макгроу-Хилла.

Дафт, Р. Л. (2008). Опыт руководства (4-е изд.). Мейсон: О: Томсон / Юго-Западный.

Донателле Р. (2011). Здоровье: основы (Зеленое изд.). Сан-Франциско: Пирсон Бенджамин Каммингс.

Дубрин, А. Дж. (2010). Лидерство: результаты исследований, практика и навыки (6-е изд.). Мейсон, Огайо: Юго-Западный / Cengage Learning.

Хьюз, Р. Л., Гиннет, Р. К., и Керфи, Г. Дж. (2012). Лидерство: усиление уроков опыта (7-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл / Ирвин.

Мур, М. и Чаннен-Моран, Б. (2010). Учебное пособие по тренерской психологии . Балтимор, Мэриленд: Уолтерс Клувер / Липпинкотт Уильямс и Уилкинс.

Нортхаус, П. Г. (2013). Лидерство: теория и практика (6-е изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.

Юкл, Г. (2006). Лидерство в организациях (6-е изд.). Река Аппер Сэдл, штат Нью-Джерси: Пирсон / Прентис-Холл.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Локус контроля и Круг Зорро

Фото: Flickr

В своей книге The Happiness Advantage автор Шон Ахор говорит о том, как, сначала ограничив наше внимание маленькими, управляемыми целями, мы можем затем расширить нашу сферу власти оттуда. В качестве примера Ахор использовал фильм «Маска Зорро» (с Антонио Бандерасом и Энтони Хопкинсом в главных ролях) и описывает то, что он называет Круг Зорро . Для тех, кто этого не видел, есть сцена, где юного Алехандро (Зорро) учат овладеть мечом и другими навыками, сначала тренируясь в небольшом кружке.Только после того, как овладел контролем над , этим малым кругом , его хозяин Дон Диего разрешил ему попробовать другие более крупные умения (например, качаться на веревках и сражаться против своего хозяина в битве на мечах).

Ахор предполагает, что первая цель восстановления нашего внутреннего локуса контроля , , (когда мы не чувствуем, что все под контролем), — это стать более самосознательными. Когда вы находитесь в ситуации сильного стресса или испытываете высокий уровень стресса, определите, что вы чувствуете, и выразите эти чувства словами.Попробуйте записать свои чувства в дневник или поделиться с близким другом или коллегой, которому вы доверяете. «[V] устранение стресса и беспомощности, которые вы чувствуете, — это первый шаг к восстановлению контроля» (Ахор, 2010, стр. 137).

«Сканирование мозга показывает вербальную информацию, почти сразу же уменьшает силу этих негативных эмоций, улучшая самочувствие и улучшая навыки принятия решений» (Achor, 2010, стр. 136).

После того, как вы освоите круг самосознания, следующий шаг — определить, какую часть ситуации вы действительно контролируете, а какую нет.Основная идея здесь состоит в том, чтобы увидеть, что есть вещи, которые находятся вне ваших рук, которые вы просто не можете контролировать; но также и то, что есть вещи, которые вы действительно контролируете над , и чтобы сосредоточил свою энергию на этих областях.

«Решая одну небольшую задачу за раз — узкий круг, который медленно расширяется вовне, — мы можем заново понять, что наши действия действительно имеют прямое влияние на наши результаты, что мы в значительной степени хозяева своей судьбы. Обладая все более внутренним локусом контроля и большей уверенностью в своих силах, мы можем расширить наши усилия вовне »(Achor, 2010, p.137).

Урок таков: Если вы сосредоточитесь на небольших, достижимых целях и достигнете их, сначала (маленький кружок), вы сможете расширить сферу своей власти для достижения более крупных целей. Беритесь за одну небольшую задачу за раз, четко видите и отпускайте вещи, которые вы не можете контролировать, и сосредотачивайте свою энергию и усилия на вещах, над которыми вы действительно контролируете.

Написано: Стив Нгуен, доктор философии
Консультант по лидерству и талантам

Номер ссылки

Ахор, С.(2010). Преимущество счастья: семь принципов позитивной психологии, которые способствуют успеху и производительности на работе . Нью-Йорк: Crown Publishing Group.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.