личная зависимость, 6 букв, сканворд
личная зависимость
Альтернативные описания
• В Древней Руси — письменный договор о займе или закладе имущества под проценты с обязательством в случае неуплаты отвечать своим имуществом или личностью
• договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца
• долговое обязательство, заем под залог (устаревшее)
• зависимость, рабство
• как на Руси в XIV веке называли долговую расписку
• одна из форм феодальной эксплуатации
• полная, крайне тяжелая зависимость угнетаемого эксплуатируемого человека; подневольное положение
• почти рабская зависимость
• рабство, холопство, неволя (переносное значение)
• средневековое еврейское мистическое учение, основанное на толковании Ветхого завета, магии цифр и знаков
• форма личной зависимости, связанной с займом
• договор купли-продажи по-арабски
• иго, рабство
• в русский язык это слово попало из арабского языка — в котором оно означало договор о купле продаже
• в переносном смысле это слово означает «гнет», а в переводе с арабского — «расписка, обязательство»
• долговое обязательство на Руси
• рабская зависимость
• «… святош», Булгаков
• порабощение
• рабство
• долговая неволя
• гнет, зависимость
• полная зависимость
• долговое обязательство в Древней Руси
• финансовое рабство
• долговая зависимость
• рабская зависимость от кого-то
• рабская зависимость, порабощение
• денежная зависимость
• долговое рабство
• «сколько вьюге ни кружить, недолговечны ее …и опала»
• личное рабство
• долговая зависимость на Руси
• зависимое положение
• долговая трясина
• форма личной зависимости
• Гнет, зависимость
• Долговое обязательство на Руси
• Зависимость
• На Руси — долговое обязательство
• Еврейское эзотерическое учение с элементами магии и мистики
• Древний город, столица Албании Кавказской в 6 в.
• ж. стар. всякое срочное письменное обязательство, заемная кабала; заемное письмо, с неустойкою; закладная, заем по залогу; служилая, бывала вьючная и срочная; холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед, или шли в кабалу за долги и неустойку. По Волге, срочная кабала водится доныне, но бывает только наслово, с зарученьем свидетелей; если же купец выкупал крепостного, либо рекрута, то этот обычно давал на себя кабалу на шесть лет; такая кабала: заработки, выслуга. Зовут кабалой и самый долг, также пеню, беду, напраслину. На мне кабала, долг. Взвести на себя кабалу, влезть самому в беду. Вообще всякая неволя, безусловная зависимость; так в пск. кабалой зовут хлебный и денежный сбор, в мирские запасы, в даже самые житницы эти. Без кабалы не держи, стар. Идти в наймы, принимать кабалу. Кабала лежит, а детинка бежит. Кабала не кабала, а голова не своя. Вниз вода несет, вверх кабала везет, бурлаков. Неволя вниз идет, кабала вверх. Кабала вверх ведет, а неволя вниз, вниз по воде, вверх на лямках; сверх того, рабство могло ожидать, за добрую службу, награду, а наконец и волю, тогда как кабала всегда почти шла в рост. рад бы дать, да кабалить не велят, а займы кабала. копнах не сано, в кабалах (людях) не деньги. Кабалить кого, брать, обращать в кабалу; нанимать на долгие сроки, на (в) годы, с выдачей денег вперед. Умирает и кабаленый. Где кабалено, там и пито. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Счастья не закабалишь. Легко закабалиться, нелегко выкабалиться или откабалиться. Накабалил много бурлаков. его прикабалил к себе хорошим житьем. От него не откабалишься. Кабаленье ср. окончат. кабалка ж. об. действ. по глаг. Кабальный, к кабале относящ.; о человеке кабальной, кабаленый. тебе не кабальный дался. Кабальщик м. -щица ж. кабальник м. ница ж. кто кабалить, береть людей в кабалу, держит в кабале. Кабалянин м. кабалянка ж. кабаленый человек. Кабальщина ж. рабское сост., рабство, холопство, неволя. собират. закабаленная братья; забранные вперед деньги. Кабальничать, промышлять кабалою, быть сводчиком в этом деле
• в переносном смысле это слово означает «гнет», а в переводе с арабского — «расписка, обязательство»
• «… святош», Булгаков
• «сколько вьюге ни кружить, недолговечны ее …и опала»
• иго
• расписка должника на Руси
Кабала (личная зависимость) — это… Что такое Кабала (личная зависимость)?
- Кабала (личная зависимость)
- Кабала (от араб. кабала — расписка в получении чего-либо, обязательство), 1) тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин «К.» появился на рубеже 14—15 вв. К. назывались также юридические акты, оформлявшие долговые обязательства. 2) Полная, крайне тяжёлая зависимость угнетённого, эксплуатируемого человека, подневольное положение.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
- Кабала (древний город)
- Кабалевский Дмитрий Борисович
Смотреть что такое «Кабала (личная зависимость)» в других словарях:
КАБАЛА — личная зависимость одного человека от другого. «Всякое срочное письменное обязательство; заемное письмо с неустойкою; заем по залогу; служилая кабала, бывала вечная и срочная: холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед или… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
КАБАЛА — 1) В Древней Руси долговое обязательство, ставившее заемщика, свободного человека, в личную зависимость от заимодавца, а за неуплату долга в срок в зависимость пожизненную. К началу 18 в. кабальные люди были приравнены к крепостным. 2) Тяжелая… … Словарь политических терминов
Россия. Русское право: Русское гражданское право — Вступление. Русское гражданское право как в своем историческом развитии, так и современном состоянии в противоположность римскому и новому западноевропейскому характеризуется неопределенностью форм гражданско правовых отношений отдельных и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Крестьянство — (от рус. «крестьянин», первоначально христианин, человек; в совр. значении с кон. 14 в.) самый древний и многочисленный из общественно экономических классов, составляющий и в современных условиях свыше половины населения земного шара. В… … Большая советская энциклопедия
Россия. История: Источники русской истории и русская историография — Основным источником русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия (а в отдельных случаях и дальше) служат летописи. Несмотря на почти двухсотлетнее пользование летописями, этот наиболее эксплуатированный источник русской истории… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БОЛГАРИЯ — (България), Народная Республика Болгария, гос во, расположенное в вост. части Балканского п ова: граничит с Румынией (на С.), Югославией (на 3.), Грецией (на Ю.) и Турцией (на Ю. В.). Площ. 110,9 тыс. км2. Нас. 7 829 тыс. чел. (по оценке на конец … Советская историческая энциклопедия
Холопство — Запрос «Холопка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Холопство ф … Википедия
Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора
личная зависимость — это… Что такое личная зависимость?
- личная зависимость
- personal dependence
Большой англо-русский и русско-английский словарь.
2001.
- личная жизнь
- личная корреспонденция
Смотреть что такое «личная зависимость» в других словарях:
Кабала (личная зависимость) — Кабала (от араб. кабала расписка в получении чего либо, обязательство), 1) тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин «К.» появился на рубеже 14 15 вв. К. назывались также юридические акты, оформлявшие долговые… … Большая советская энциклопедия
Личная собственность — при социализме, основная форма индивидуальной собственности членов социалистического общества на трудовые доходы и сбережения, предметы потребления, удовлетворяющие личные потребности, а также на некоторые средства производства,… … Большая советская энциклопедия
Крепостная зависимость — личная зависимость крепостного крестьянина от феодала; см. Крепостное право … Большая советская энциклопедия
КРЕПОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — личная зависимость крестьян в феод. об ве от феодалов. См. Крепостное право … Советская историческая энциклопедия
КРЕПОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — личная, поземельная и административная зависимость крестьян от землевладельцев в России (11 в. 1861). Юридически оформлена в кон. 15 17 вв. крепостным правом … Большой Энциклопедический словарь
КАБАЛА — личная зависимость одного человека от другого. «Всякое срочное письменное обязательство; заемное письмо с неустойкою; заем по залогу; служилая кабала, бывала вечная и срочная: холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед или… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Феодализм — (нем. Ecudalismus, франц. feodalite, от позднелатинского feodum, feudum – Феод классово антагонистическая формация, представляющая – во всемирно историческом развитии – этап, стадиально следующий за рабовладельческим строем (См.… … Большая советская энциклопедия
Польша — Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия
ФЕОДАЛИЗМ — (нем. Feudalismus, франц. féodalité, от позднелат. feodum, feudum феод) во всемирно историческом процессе вторая классово антагонистическая формация, пред ставляющая в поступательном развитии общества ступень, стадиально следующую за… … Советская историческая энциклопедия
КРЕСТЬЯНСТВО — (рус. крестьянин первонач. от христианин ) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… … Советская историческая энциклопедия
Книги
- Женщины лорда Байрона, Грибанов Борис Тимофеевич. Лорд Джордж Байрон известен миру прежде всего как поэт-романтик, но немалый интерес у современников вызывала его личная жизнь и в частности отношения с женщинами. Ни зависимость от матери, ни… Подробнее Купить за 559 грн (только Украина)
- Женщины лорда Байрона, Грибанов Борис Тимофеевич. Лорд Джордж Байрон известен миру прежде всего как поэт-романтик, но немалый интерес у современников вызывала его личная жизнь и в частности отношения с женщинами. Ни зависимость от матери, ни… Подробнее Купить за 436 руб
- Женщины лорда Байрона, Б. Т. Грибанов. Лорд Джордж Байрон известен миру прежде всего как поэт-романтик, но немалый интерес у современников вызывала его личная жизнь и в частности отношения с женщинами. Ни зависимость от матери, ни… Подробнее Купить за 280 руб
Значение словосочетания ЛИЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ. Что такое ЛИЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
ЛИЧНО́Й, —а́я, —о́е. Предназначенный для лица (в 1 знач.). Личное мыло. Личное полотенце. Личная помада.
Все значения слова «личной»
ЛИ́ЧНЫЙ, —ая, —ое. 1. Принадлежащий данному лицу, находящийся в пользовании данного лица. Личная собственность. Личное оружие.
Все значения слова «личный»
ЗАВИ́СИМОСТЬ, -и, ж. 1. Состояние и положение зависимого. Крепостная зависимость.
Все значения слова «зависимость»
Несмотря на то что колоны являлись наследственными собственниками своего хозяйства и держателями земли феодалов, они всё в большей мере попадали в личную зависимость, поскольку должны были платить (наряду с государственными налогами) оброк и отрабатывать барщину в пользу землевладельца.
Но, несмотря на то что крестьяне (за исключением небольшего числа жителей севера и востока страны) признавались юридически свободными, всё же сохранялась их сословная неполноправность, а также различные виды поземельной и личной зависимости, присущие феодализму.
Магде-бургское право освобождало горожан от личной зависимости, способствовало их консолидации и формированию в известных пределах правосознания.- (все предложения)
Отношения — личная зависимость — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Отношения — личная зависимость
Cтраница 1
Отношения личной зависимости ( вначале совершенно первобытные — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций.
[1]
Маркс писал в Экономических рукописях 1857 — 59 гг.: Отношения личной зависимости ( вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Маркс, тип социальности выражает социальную природу исторического типа общества, поскольку он позволяет вскрыть органику социальных связей индивидов в условиях исторически конкретной формы общественного производства. Исходя из типа социальности общества, возможно объяснить взаимосвязь форм его социальной организации, одной из которых является социальное управление, с потребностями, интересами, ценностно-мотивационными устремлениями людей, которые реализуются в процессе социальной деятельности, в том числе и в производственно-технологической сфере социума. Подобный анализ возможен потому, что тип социальности определяет характер взаимоотношения индивида с обществом и создает социальное поле ( материальные и духовные условия) для развития личности.
[2]
Итак, в феод, обществе для соединения рабочей силы со средствами произ-ва необходимы отношения личной зависимости, прикрепление крестьянина к земле в качество придатка последней, необходима крепостная зависимость. Востоке не частные зем.
[3]
Определение межличностных отношений как сашдаристс-ких и патерналистских фиксирует отношения личных взаимосвязей, солидарности членов первичных социальных ячеек, отношения личной зависимости и покровительства между ниже — и вышестоящими в социальной иерархии групп.
[4]
Данная форма тем и отличается от рабовладельческого или плантаторского хозяйства, что раб работает при помощи чужих условий производства и не самостоятельно. Итак, необходимы отношения личной зависимости, личная несвобода в какой бы то ни было степени и прикрепление к земле в качестве придатка последней, необходима крепостная зависимость в подлинном смысле этих слов. Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредственным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты. При таких обстоятельствах отношение зависимости может иметь политически и экономически не более суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех подданных по отношению к этому государству.
[5]
Во-вторых, и это вытекает из первого, вопреки распространенному мнению [2], марксова типология не связана напрямую с формационным членением исторического процесса или, точнее, завязана не только на него. В дальнейшем мы постараемся показать, как каждый из типов социальности зависит в определяющей степени от той или иной цивилизационной волны. Достаточно указать, что отношения личной зависимости были присущи всем докапиталистическим обществам, как доклассовым, так и классово-антагонистическим, чтобы стала ясна вся недостаточность формационного подхода.
[6]
Но оставим светлый остров Робинзона и перенесемся в мрачное европейское средневековье. Вместо нашего независимого человека мы находим здесь людей, которые все зависимы, — крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Личная зависимость характеризует тут общественные отношения материального производства в такой же степени, как и иные, воздвигнутые на этой основе сферы жизни. Но именно потому, что отношения личной зависимости составляют основу данного общества, отдельным работам и продуктам не приходится принимать отличную от их реального бытия фантастическую форму. Они входят в круговорот общественной жизни в качестве натуральных служб и натуральных повинностей. Непосредственно общественной формой труда является здесь его натуральная форма, его особенность, а не его всеобщность, как в обществе, покоящемся на основе товарного производства.
[7]
Но оставим светлый остров Робинзона и перенесемся в мрачное европейское средневековье. Вместо нашего независимого человека мы находим здесь людей, которые все зависимы — крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни. Но именно потому, что отношения личной зависимости составляют основу данного общества, труду и продуктам не приходится принимать отличную от их реального бытия фантастическую форму. Они входят в общественный круговорот в качестве натуральных служб и натуральных повинностей. Непосредственно общественной формой труда является здесь его натуральная форма, его особенность, а не его всеобщность, как в обществе, покоящемся на основе товарного производства. Барщинный труд, как и труд, производящий товар, тоже измеряется временем, но каждый крепостной знает, что на службе своему господину он затрачивает определенное количество своей собственной, личной рабочей силы. Десятина, которую он должен уплатить попу, есть нечто несравненно более отчетливое, чем то благословение, которое он получает от попа.
[8]
Но оставим светлый остров Робинзона и перенесемся в мрачное европейское средневековье. Вместо нашего независимого человека мы находим здесь людей, которые все зави
Личная зависимость
В передаче участвуют:
Владимир ПЕТРУХИН — доктор исторических наук, Институт славяноведения РАН
Виктор ЖИВОВ — доктор филологических наук, Институт русского языка имени академика В.В.Виноградова РАН
Олег АУРОВ — кандидат исторических наук, РГГУ
Дмитрий ХАРИТОНОВИЧ — доктор исторических наук, Институт всеобщей истории РАН
Виктория УКОЛОВА — доктор исторических наук, Институт всеобщей истории РАН
Леонид МИЛОВ — академик РАН, МГУ
Ведущий:
Философ Николай Бердяев назвал однажды большевистскую власть «новым Средневековьем». Со Средними веками не раз сравнивали и немецкий фашизм. После распада советской империи в демократической России вдруг стали проступать древние, «феодальные» черты — разобщенность земель, безграничная власть «князей»-губернаторов, наемные вооруженные отряды в услужении новых богачей. Все это навеяло печальный образ мрачного времени междоусобиц, продолжавшегося в Европе несколько столетий, а в Древней Руси совпавшего на два с половиной века со свирепым монгольским завоеванием. На самом деле, Средние века были не так жестоки и не так невежественны, как их когда-то заклеймили первые критики — писатели эпохи Просвещения. Но не все в истории уходит безвозвратно. Важнейшей чертой средневекового мира, где еще только формировалась законность, был институт личных связей, личной преданности вассала своему господину.
«Лиса обидела зайца. Заяц пошел в суд. Суд не внял. Тогда заяц обратился к медведю». Этой известной сказкой хорошо описываются отношения нынешних крупных российских капиталистов, «олигархов», с более мелкими собственниками и друг с другом. Мощная копрорация вступается за мелкое предприятие, ставшее жертвой хищника, прогоняет обидчика, «утирает слезы сироте» — и в благодарность за помощь отнимает у владельца его же право на собственность. Одна из недавних газетных статей на эту тему так и называется: «Меняем свободу на безопасность». Олигархи, — пишет автор статьи, — делают то, что часто не под силу суду. Но если суд восстанавливает справедливость с пользой для общества, то олигархи делают это с пользой для себя. И поясняет для тех, кто давно окончил школу и подзабыл: «Это было во всех разваливающихся империях. И называлось феодализмом». В нашу передачу мы пригласили ученых-медиевистов, специалистов по западноевропейской и русской средневековой истории.
Олег Ауров:
Феодализм — это система организации общества, основой которой является система личных связей. То есть, каждый человек связан с другим человеком, конкретно лично, частной договоренностью. Эта система сложилась не от хорошей жизни, она сложилась после довольно длительного периода усобиц, которыми был ознаменован конец Римской империи, когда отношения между людьми существенно примитивизировались, когда общество разбилось на отдельные кланы, группки, группировки. Когда в центре общественной жизни, главный механизм общественной жизни — это насилие. И на этой основе возникают самые разные варианты общественных организаций, основанные как раз на договоренности.
Дмитрий Харитонович:
Мир средневекового Запада, скажем, сразу после Великого переселения народов второй половины 5-го начала 6-го веков, мир средневекового Запада после тысячного года, и мир средневекового Запада где-то там, скажем, около чумы, около «великой черной смерти» — не один и тот же мир. Что, пожалуй, являлось общим, то это то, что этот мир, как ландшафт некоторый, был похож на глубинку 19-го века. Значительные пространства между теми или иными деревнями, населенными пунктами покрыты лесами, в которые вгрызаются люди, постепенно расширяя посевные площади. Средневековый Запад — это в первую очередь страна деревень, хуторов, более-менее крупных общин, хотя в Италии деревни напоминали города: дома с башнями и так далее. Все-таки это страна деревень, на которую где-то с 12-го века постепенно начинают наступать города, города очень маленькие, в полторы-две тысячи человек , что совершенно нормально было для города. Ну, что наиболее запоминается по книгам, это, разумеется, замки и монастыри, то есть, некие точки в этих лесах. Этот мир соединен множеством дорог, не слишком хорошо приспособленных для транспорта, лучшие транспортные артерии это все-таки реки. Римские дороги после 9-го века уже приходят в запустение, о них рассказывают всякие легенды, что их строили великаны, их строили знаменитые королевы. Этот мир, с одной стороны, глубоко провинциален, люди веками могут сидеть, из поколения в поколение на одном и том же месте, вместе с тем, постоянно находится в движении — странствующие музыканты, странствующие ремесленники, паломники, военные отряды. Отличие от современности в том, что информация идет чрезвычайно хаотично, спорадически, никакой системы более или менее четкой и постоянной нет. Вот это создает некий духовный климат.
Олег Ауров:
Слово «феод» происходит франкского слова «fehu». Франки — это народ, давший название современной Франции, расселившиеся на значительной части ее территории, начиная со второй половины 5-го века, а на рубеже 5-6го веков создавшие здесь свое государство на части территории бывшей Римской империи. И франкское слово «феху» обозначало скот. Несколько позднее значение этого слова расширяется и возникает такое понятие как вообще «движимое имущество», понятно, откуда — деньги, потому что скот был мерой стоимости. Потому что в латинском языке также слово деньги — «пекунья», произошло от слова скот, «пекус». Понятия «феод» или «фьев», оно стало обозначать должность и доход, который должность приносит.
Дмитрий Харитонович:
То, что действительно отделяет феодализм в собственном смысле от всех широких толкований этого феномена, этого термина — это не система должностных соотношений, это система отношений человека с человеком, при которой один человек подвластен человеку другому.
Ведущий:
Рыцарь или священник на Западе вступали в отношения с сеньором или с церковью, принимая на себя определенные обязательства. Это мог быть договор, присяга, посвящение в сан, пострижение в монахи, или так называемый «оммАЖ». Иногда город выступал как сеньор по отношению к другому городу или к деревне и заключал с ними соответствующее соглашение. Все это спровождалось торжественной публичной церемонией.
Олег Ауров:
Что включала эта процедура? Во-первых, она включала обязательные жесты — коленопреклонение, вложение рук сеньора в руки вассала. Интересный смысл, к примеру: в ряде хроник мы встречаем развернутую процедуру, когда между сложенных рук вассал держал еще и веревку. Не случайно ряд исследователей связывают истоки этого ритуала с добровольной сдачей в плен. Знатные вассалы, скажем герцоги, приносящие «оммаж» королю, или король Англии, который приносил королю Франции «оммаж» за Нормандию, очень стремились обойти этот унизительный ритуал именно потому, что они понимали его суть и заменяли вложение рук в руки рукопожатием. В Кастилии ( это современная Испания) ритуал включал обязательный поцелуй руки сеньора. Второй момент — это обязательные словесные формулы. Вложив свои руки в руки сеньора, вассал произносил словесную формулу, суть которой можно свести к тому, что он признавал себя зависимым человеком от своего сеньора. Далее следовала вассальная присяга. Положить руку на Евангелие, вариант — на Евангелие сверху клался крест и правая рука. В раннем, еще каролингского, эпохи Карла Великого времени, на таких присягах (первая известная присяга это 40-е годы 8-го века) рука клалась на мощи. И произносилась присяга, суть которой сводилась к двум понятиям: первое — это служба советом, по латыни это называлось «консилиум», то есть, вся невоенная служба, грубо говоря, скажем, в качестве заседателя сеньориального суда. И вторая, это военная служба, она называлась помощь, по латыни это называлось «ауксилиум». Это — все то, что касалось войны, вплоть до выкупа сеньора из плена, обязательство являться в его войско в течение определенного срока. После того, как была произнесена клятва, сеньор вручал вассалу феод. Часто при этом унизительные элементы первой части ритуала каким-то образом символически несколько нивелировались. Скажем, если до этого вассал стоял на коленях, то сеньор подымал его с колен, иногда они обменивались поцелуем в губы. Французский историк Жак Ле Гоф довольно своеобразно это объясняет, скажем, он считает, что это обмен слюной или обмен дыханием, он связывает это с известным нам по книжкам Фенимора Купера индейским обычаем смешивать кровь, ритуал признания названным братом. Вполне вероятно, что здесь в основе лежит еще более ранняя традиция — римский поцелуй. Римский сатирик Марциал в одном из произведений, насмешливо пишет о своем знакомом, который со всеми всячески стремится поддерживать хорошие отношения и ходит с лицом, «влажным от поцелуев». Но интересно, что этот поцелуй довольно четко разделялся с поцелуем эротическим. Скажем, Исидор Севильский даже пытается найти для этого разные слова латинские. Он говорит, что «оскулюм» — это поцелуй мира, а «басиум» — это поцелуй эротический, отсюда французское «безе» — целовать, отсюда испанское «бесо».
Ведущий:
Добрая традиция «римского поцелуя», если кто помнит, была возрождена в 20 веке лидерами коммунистических государств и сошла на нет вместе с режимами, которые эти лидеры возглавляли. Западный христианский мир вырос на развалинах античной империи. Германские племена, расселяясь среди покоренного населения бывших римских провинций, перенимали производственные и юридические порядки разоренной ими цивилизации. Восточноевропейское государство — Киевская Русь — было, по легенде, основано в конце 9 века древними скандинавами на территории славянских племен, которые сами призвали «варягов» — «править и володеть нами».
Виктор Живов:
Варяги никакой государственности не принесли, на мой взгляд. Они принесли свою власть — это верно. Они определенным образом организовали отношения между разными территориями, раскиданными от Киева до Новгорода, Ростова и Смоленска, и до Галича. Они организовали какого-то рода структуру из этих разрозненных и живших, видимо, совсем по-разному территорий, населенных разными людьми: где-то славяне, где-то не славяне, где-то перемешавшиеся, где-то ассимилировавшиеся, где-то какая-то часть на юге иранского населения или славян, ассимилировавших иранцев, где-то на севере смесь славянских и финских племен, в промежутке смесь славянских и балтийских племен. Населения было не так, чтобы шибко много. Были какие-то сгустки, где люди жили, и между ними территории, на которых вообще никто не жил.
Владимир Петрухин:
Варяги или «Русь», как они сами себя называли, в Восточной Европе были активными воинами и торговцами. Они умели создавать подвижные торговые и боевые соединения, на своих ладьях они по рекам Восточной Европы достигали Багдада и Константинополя. Они получали колоссальные прибыли за меха, ну и за рабов, конечно, которые они привозили на рабские рынки Халифата и Византии. Они возвращались в Восточную Европу, где должны были делиться с теми данниками, которые обеспечивали им нормальное прохождение по рекам. По летописи, это был Новгород, древнейшая столица Руси, Изборск и Белоозеро. Потом первый князь Рюрик получил право отправить своих дружинников в другие города, в Полоцк, Ростов, в Муром-на-Оке. Вот это, если можно так выразиться, было основанием для начала строительства русского феодального государства. Дружинники князя получили право кормиться в городах Восточной Европы, не просто кормиться, но, естественно, защищать эти города и делиться с местными общинами, с местными племенами той прибылью, которую получали в результате общегосударственных мероприятий, в том числе, мероприятий военных и торговых за пределами этого первичного сложившегося государства.
Виктор Живов:
В Киевской Руси, я бы сказал так прямо, никакой государственности не было, опять же, вероятно, исключая Новгород. Все это было прежде всего родовым владением большого разросшегося рода Рюриковичей. И определялись их отношения с населением ( князя и населения), не в терминах государства, а в терминах патримонии. И здесь я бы не хотел проводить такого четкого противопоставления между Киевской Русью и Западной Европой, потому что понятие «государство» и в Западной Европе появляется совсем не одномоментно и формируется в течение длительного времени и, собственно, оформляется в определенную категорию только в начале Нового времени. Но, тем не менее, Западная Европа определенно наследует римские идеи. Она их переворачивает, трансформирует, понимает вполне не классическим образом, не античным образом. Но, тем не менее, она является преемницей этих идей, и в них концептуализирует свои социальные порядки.
Олег Ауров:
Феодальная Европа — это вся Европа, буквально усеянная таможенными постами, современному нашему человеку это что-то напоминает. То есть, вы не можете проехать через мост, не заплатив пошлину, вы не можете въехать в городские ворота, не заплатив пошлину. Скажем, если мы возьмем Италию или Испанию, частично Южную Францию, территории, где есть отгонное скотоводство, если вы гоните скот от летних пастбищ к зимним или от зимних к летним, то вам нужно, чтобы он где-то пасся по дороге. И отсюда замечательная казуистика феодального права — в документах обязательно будет сказано: «я даю вам эту землю со входами и выходами». Это имело вполне конкретное значение. То есть, если мимо гонят скот и, скажем, его на вашем лугу выпасут, вы имеете право взять пошлину за вход и пошлину за выход. То есть, феодальный доход в основе своей не имеет экономической причины, это доход, который дает власть. Если вы получаете власть над каким-нибудь округом, то вы получаете право на получение, скажем, судебных штрафов, это колоссально. Очень доходная вещь — это мельница, и это один из интересных объектов для изучения, достаточно давно отмеченный историками. Потому что есть плата за помол, вы устанавливаете монополию, запрещаете молоть крестьянам зерно на какой-либо мельнице, кроме своей, вы получаете отсюда доход. Такова властная природа доходов. Крестьянин существует автономно, никто не указывает ему, когда, сколько и где пахать. Феодал никогда не занимался хозяйством, он никогда не интересовался, как там его крестьяне сеют, убирают, вообще какие культуры. Его интересовало только то, чтобы в срок были уплачены соответствующие платежи. Отсюда, на этой экономической основе, выстраивается вся феодальная система. Потому что если вы стоите во главе области и получаете доходы, то своих людей вы можете каким образом поощрить — вы можете отдать по контракту часть этих доходов. Мельница работает шесть дней в неделю, в воскресенье работать запрещено, это день мессы, это день, когда нужно присутствовать в церкви. Но с понедельника по субботу она мелет зерно. Есть два помола. Мне встретились два документа, которые очень подробны в этом смысле: тебе помол за понедельник и вторник, тебе помол за среду, тебе помол за четверг-пятницу и так далее.
Владимир Петрухин:
Призванные варяжские князья, действительно, должны были править «по ряду, по праву», по-другому они править бы и не смогли. Им и их дружине нужно было кормиться на славянских землях. Прокормиться здесь было довольно трудно, потому что хозяйство было довольно экстенсивным, малопродуктивным, им нужно было собирать дань. Собирать дань силой было невозможно, крестьяне бы просто разбежались, и княжеские дружины умерли бы с голоду. Нам известны конфликты, когда пытались князья силой собрать дань. Это как бы эпоха договорная. В этом специфика древнейшей домонгольской русской истории. Вот вечевые города имели право договариваться с князьями. И мы знаем, что Новгород добился права принимать и изгонять князей «по ряду», по договору, и если князь не соблюдал договор, то новгородцы могли его выгнать. В других городах ситуация была не настолько определена законом, как в Новгороде, но мы тоже знаем, что вечевые традиции были сильны и князей изгоняли или призывали в периоды конфликтов.
Леонид Милов:
В летописях есть многочисленные указания на сельское население. Оно называется «смерды». Но есть в «Русской правде» одна статья, которая до сих пор всех сводит с ума: «Аже смерд умрет, то задница князю». Слово «задница» — выморочное имущество, которое передается по решению суда. То есть речь идет о том, что оставшееся имущество переходит к князю. Я уж не говорю о том, что многие понимают князя как личность — вождь, глава, именно личность. И когда эти статьи начинают комментировать, то получается так, что абсолютно все крестьянское население зависит от воли князя. И выморочное наследство непременно идет к князю как к персоне. Но когда начинаешь размышлять более строго и оценивать уровень развития государственного организма и вообще государственного механизма, то, конечно, приходится сомневаться: а была ли так власть сильна и разветвлена, что она в состоянии была следить за судьбой имущества каждого человека. Ведь речь идет о сельском населении. Поэтому начинаются тут всякого рода соображения, что смерды — это не обязательно все крестьяне, а это какая-то отдельная категория крестьян. Лев Владимирович Черепнин, академик, ныне покойный, предложил под населением сельским иметь в виду термин «люди». В «Русской правде» тоже есть термин «люди», он такой же равноправный как и термин «смерды». Но когда мы берем более поздние документы, мы видим, что «люди» всегда ассоциируются с городским населением, а не с сельским. В общем — здесь не все так просто.
Ведущий:
«Человеком» в раннем европейском средневековье называли несвободного, позже так стали именовать вассалов, служащих у сеньоров. В свою очередь, древнеанглийское и древнегерманское «слуга», «раб» со временем превратились в понятия «оруженосец», «рыцарь». «Человек», «вассал», в раннюю эпоху — «барО» превратился в феодальный титул, стал «бароном». По мнению известнейшего историка средневековья Арона Яковлевича Гуревича, такое «повышение» смысла слов говорит о росте сословного статуса на «благородной» службе у знатных господ.
Олег Ауров:
Для римской знати понятие служения существовало и играло колоссальную роль, но это было служение гражданское. Неслучайно в классической латыни различались даже слова, которые обозначали службу, как службу раба, и службу должностного лица. В основе же сознания феодальной элиты лежит идеал служения. Само слово «вассалиус» — это слово кельтского происхождения, проникшее в тот разговорный язык, которым пользовались франки, это — зависимый человек. Впервые, когда это слово упоминается, это, в общем, челядь, это специфический слой зависимых воинов, который живет вместе со своим господином в доме и который ему служит. Он не мыслил себя без своего синьора совершенно по конкретным соображениям, вся его жизнь от него зависела, и смерть, кстати, тоже. Потому что право жизни и смерти было у господина в руках. И поэтому служба воспринималась как высокая миссия, служба конкретному лицу как служение. И не случайно в вассальном ритуале очень велико значение элементов унижающих. В дальнейшем получается некоторое противоречие. Потому что свободный крестьянин оказывается беднее и занимает менее существенные позиции, чем формально зависимый вассал. Вассалитет становится привлекательным. И для 8-го века мы впервые видим пример, когда уже даже герцог, а речь идет о герцоге Баварии, когда он приносит клятву вассальной верности отцу Карла Великого Пепину Короткому. Этика, связанная со служением, начинает играть колоссальную роль, она проходит, кстати сказать, и через культуру феодального слоя, она отразилась в феодальном эпосе, где важнейшая добродетель воина — это быть верным. Разумеется, если он не король, да и король воспринимается как вассал Бога в символическом смысле.
Ведущий:
Это сложилось в 8-м веке в Европе. Когда в первой половине 16 века в Москву приезжает знаменитый дипломат Сигизмунд Герберштейн, он более всего поражается самовластием Василия Ш, его правом безраздельно распоряжаться жизнью и имуществом своих подданных. Выходцы из княжеских родов, состоявшие в ближайшем окружении Василия Ш, отца будущего Ивана Грозного, признавались австрийскому послу, что великий князь всех гнетет одинаковым рабством. Герберштейн также обратил внимание на могущество великого князя в церковных делах, попытку объявить себя «ключником и постельничим Божьим». «Неясно, — пишет Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московии», — то ли этот народ нуждается в таком тиране, то ли тирания князей сделала народ таким жестоким».
Владимир Петрухин:
С одной стороны, русская земля была коллективной собственностью княжеского рода. Этот род непомерно размножился. В многочисленных концепциях, довольно уже архаичных, начиная с Сергея Михайловича Соловьева, все беды усобицы были связаны преимущественно с тем, что размножившийся княжеский род никак не мог поделить эту самую русскую землю, это было действительно так. Но дело было не только в этом. Дело было, конечно, и в том, что старший князь, старейший князь, как писалось в русских летописях, претендовал на монархию по византийскому образцу. Это всегда была недостижимая мечта для, в первую очередь, киевских князей. Уже Владимир Святославович, крестивший Русь, стал подражать прямо византийскому императору, стал чеканить монету с византийскими инсигниями. Но, конечно, он не был монархом, как бы ему этого ни хотелось. Он вынужден был поделить русскую землю между своими сыновьями, иначе он не мог ею управлять. Традиции коллективной власти требовали того, чтобы в каждом городе сидел свой князь, горожане не стали бы слушать посадников киевского князя. Все это закончилось в эпоху монголо-татарского владычества, когда на смену договорным отношениям пришли отношения вассалитета, точнее, даже холопства, когда татарские ханы считались царями, верховными сюзеренами русских князей, и те были их улусниками, которые обязаны были платить дань или, как писали сами летописцы русские, холопами. Даниил Галицкий, который принял титул короля от папы, в надежде, что католическая Европа поможет хотя бы юго-западной Галицкой Руси отстоять независимость и уберечься от монгольского ига, в конце концов должен был поехать в Орду и там поклониться Батыю, как холоп.
Виктор Живов:
Вот этот переход — от постоянного перераспределения городов внутри рода Рюриковичей к ограничено наследуемому княжеству — он занимает достаточно длительный период. И существенно, что постепенно меняется характер наследования, это очень видно, например, если взять и сопоставить какую-нибудь духовную грамоту, завещание Калиты, например, где он распределяет между своими детьми пожитки разные — шубы, кольца, города, все вместе, без всякого особого различия. То есть, какой-нибудь Можайск выглядит так же, как сундук с драгоценностями. Но уже в завещании Дмитрия Донского передается великое княжение. Возникает концепция власти. Можно вспомнить, что еще Николай Второй во время переписи населения в конце 19-го века в качестве своего занятия указал: «хозяин земли Русской».
Владимир Петрухин:
Личная преданность на Руси, особенно в Древней Руси — это тоже особая проблема. Нам известна «Русская правда», древнейший русский правовой кодекс, который описывает отношения между дружинниками князя: что надо делать князю, если эти дружинники передрались, какой штраф надо брать, если один другого ударил рукой или рукоятью меча, эти все казусы разбираются. Но вот отношения между этими дружинниками и, собственно, князем, в общем, даже и не описаны. Это такая странная система светского права на Руси, непрописанная, недописанная. Во многом отношение личной зависимости строились на условиях устного ряда, договора. Естественно, что дружинники были привязаны к князю и зависели от него. Если князь получал по наследству или по праву старшинства какой-то другой город и переезжал туда, то он переезжал туда со своим двором, со своей дружиной. Это опять специфика русского феодализма. Дружинники пытались накормиться как следует в той волости, которая сейчас им досталась, потому что неизвестно, где они окажутся со смертью князя, что с ними будет. Эти отношения личной зависимости и, естественно, привязанности, не были, видимо, сильны, потому что князья-автократы, самовластцы, особенно этим славился Андрей Боголюбский, еще приближали к себе неких «милостников», которых они особой милостью одаривали, которые, видимо, имели возможность получать больше доходов, чем рядовые дружинники. Но вот эти милостники в конце концов получили название дворян, то есть, ближайшего окружения князя. Этот термин потом стал обозначать служилых людей князя вообще.
Виктория Уколова:
В России с ранних времен богатство человека зависело не только от родового наследства и почти никогда не зависело от личной предприимчивости. Потому что от личной предприимчивости зависело только какое-то временное богатство разбойничьего характера. Настоящее богатство, земельная собственность были сопряжены с тем, какое положение человек занимал в управленческой иерархии или, выражаясь современным языком, в бюрократии. Поэтому и московские государи, особенно, конечно, это проявилось при Иване Васильевиче Грозном, опирались не на родовую знать, они опирались на служилое дворянство, на новый управленческий слой и держали его при себе, с одной стороны, за счет идеи великого государства, это присутствовало, как бы мы ни отрицали это, но, конечно, и за счет того, что за такую государеву службу всегда человек получал собственность, он получал землю, он получал деньги, он получал какие-то богатства. То есть, его служба окупалась. И это дошло до настоящего времени. То есть, человек занимает место в иерархии, он получает какие-то средства, он может обогатиться. В любом случае, он имеет социально престижное положение и он многое может сделать. Как только он выбывает из этой иерархии, даже будучи очень предприимчивым человеком, он это положение утрачивает.
Ведущий:
Иван Грозный ввел в русский язык новое слово — «опричнина», от слова «опричь» («кроме»). Опричников, личное войско Грозного, осуществлявших карательные экспедиции и погромы на всей территории Руси, народ так и называл за глаза — «кромешниками». Понятие «опричник», синоним жестокости, произвола и собачьей преданности деспоту — своему хозяину, применяли затем и к царским карателям, и к бандитам НКВД — ко всем, кто прислуживал неправедной разбойничьей власти.
Олег Ауров:
Определение феодальной власти — это приватизированная власть. Это власть, принадлежащая частному лицу. Феодальная система сформировалась на руинах. Римская цивилизация пережила в широком смысле крушение даже императорской власти. Скажем, местные римские учреждения существовали до середины 7-го века, что там говорить, если римский Сенат еще до середины 6-го века собирался. Но затем следует страшный, жестокий, кровавый период коллапса. Это вторая половина 7-го века и это первое десятилетие 8-го века. Период, когда по ряду причин все это рухнуло, сменилось все, и сменились учреждения, сменилась каноническая система. Правда, ничего принципиально нового Средневековье в технике, в организации жизни до 14-15-го века не принесло. Прежде всего, это смена элиты. Частично эта элита была просто вырезана физически, частично она ушла со сцены сама по себе, лишившись средств к существованию. Скажем, светская школа на Западе исчезла по очень конкретным причинам и заменилась монастырской. Просто потому, что городские учреждения рухнули, некому было их финансировать, это было общественные учреждения, и учителя были общественными, должностными лицами , городскими. В конечном итоге, западная христианская церковь восприняла монополию, к которой не стремилась и которая обрушилась на нее явочным порядком. Характерен пример папы Григория Первого Великого, он был родом из римской патрицианской семьи. Одно время он был префектом города, то есть, главой городского управления. Потом, будучи, христианским человеком, он решил оставить мир, затвориться в монастыре, благо у него был достаточно собственных средств для этого, и он целый ряд монастырей основал — было, куда уходить. Но его почти насильно, во всяком случае, по внешнему принуждению, извлекли оттуда и сделали римским епископом, папой, просто потому, что нужно было заниматься городом. Город, который, конечно же, не достигал Рима в эпоху его наивысшего расцвета, когда там жило до миллиона или даже свыше миллиона человек, но все равно там жили десятки тысяч людей. Их надо было как-то кормить, поэтому надо было организовать подвоз продовольствия. Нужно было организовать оборону от отторгнувшихся германцев-лангобардов, то есть, надо было нанимать воинов, нужны были опять же деньги. Нужен был человек с большим административным опытом. И неслучайно папа Григорий Великий сформулировал принцип, который стал одним из краеугольных в деятельности западной церкви, будучи развитым там. Для того, чтобы как-то объяснить, почему епископ занят совершенно неепископскими делами, он выдвинет тезис о том, что уже в этой жизни церковь должна готовить людей ко вступлению в Царство небесное. В дальнейшем это разовьется колоссально, и все знают, что есть католические партии, есть католические профсоюзы, то, что совершенно непредставимо в православной церкви.
Дмитрий Харитонович:
Замечательный социолог искусства Геннадий Дадамян в советские времена любил говаривать: «Социализм — это система личных связей». Не тот официальный, а та реальность, в которую мы были погружены: ты — мне, я — тебе, совершенно необязательно в дурном смысле слова. Я думаю, что это ровным счетом никуда не девалось, только из полускрытого состояния, которое было в советское время, выявилось в состояние совершенно открытое. Да, если считать, что все эти группы, все эти нынешние конфликты интересов, влияния основываются, во-первых, на личных связях. И вторая особенность средневековья, как мне кажется, средневекового человека — то, что этот человек необыкновенно остро ощущал свою связь с некой группой людей, семьей, общиной, знатным рыцарским родом, городской коммуной, монастырем, орденом и так далее, можно говорить до бесконечности. Вот это, мне кажется, действительно, вот то, про что мы сегодня говорим «корпоративные интересы, корпоративная солидарность», именно «корпора» — как тело, как объединение. Да, я думаю, всю эту средневековую метафорику можно переносить и на наше время. Но еще раз — это метафора, а не термин. Той религиозности нет и быть не может. Тех представлений о верности, где действительно одним и тем же словом «фидос», «фиделис» обозначались и вера в Бога, и верность своему сюзерену, этого просто сегодня не существует. Эти отношения являются тоже, если хотите, структурообразующими.
Олег Ауров:
В узком смысле, Россия никогда не проходила феодальной ступени. Если брать феодализм, еще раз подчеркиваю, узко, конкретно, в том виде, о котором мы говорили. И когда мы часто, следуя западникам первой половины 19-го века, говорим, что Россия отстала от Запада, нужно понимать это не так, хотя бы потому, что Россия никогда не проходила очень многих этапов. И, скажем, когда мы говорим о правовом государстве, мы должны понять, что идея правового государства и идея разделения властей могла возникнуть только на Западе. Только в обществе, которое пережило феодальный этап с крайне детальным разделением всякого этого рода юрисдикции по контрактам, могла возникнуть идея, что вообще власть можно разделить, что власть можно делить на какие-то отдельные блоки смысловые. Это во-первых. Во-вторых, ведь западное общество, средневековое общество — это общество правовое. Я сказал не правовое государство, это правовое общество, потому что фактически каждый шаг там скрепляется юридически оформленной договоренностью. И у западного человека, видимо, в генах сидит совершенно особое отношение и к договоренностям, к своим обязательствам. Видимо, поэтому мы, русские, кажемся необязательными. Наше общество регулировалось какими-то другими механизмами, но сразу же скажу, что это не значит, что эти формы, элементы, процедуры, не могут, в принципе, никогда воплотиться в России. Нет, речь идет не о том, чтобы копировать Запад. Но речь идет о том, чтобы воспользоваться западным опытом. Тем более, что Россия пользуется им очень давно, по меньшей мере, с 11-12-го веков. Русская цивилизация в ее высоких формах никогда не сводилась только к славянским или византийским влияниям, западный элемент всегда присутствовал в русской культуре. Понятие общего блага, от которого мы так активно старались, а порой и стараемся откреститься, это идея, которая лежит в самих основах европейской цивилизации, причем, что важно, не только западно-европейской, но и восточноевропейской, то есть, греческой. Один из существенных критериев, который уже Гомер выдвигал для разделения грека-эллина и варвара — это способность грека сознательно подчиниться общественным идеалам. Именно поэтому греки могут управляться законным путем, а варвары нуждаются только в тирании. И когда мы начинаем выдвигать идеи какой-то более или менее абсолютной свободы, лишенной общественной ответственности, мы уподобляемся не Западу, не современному западному обществу, мы уподобляемся вот этим варварам раннего средневековья.
личная зависимость — это… Что такое личная зависимость?
- личная зависимость
- adj
1) hist. Hörigkeit
2) law. persönliche Abhängigkeit
Универсальный русско-немецкий словарь.
Академик.ру.
2011.
- личная жизнь Чарли Чаплина
- личная задержка
Смотреть что такое «личная зависимость» в других словарях:
Кабала (личная зависимость) — Кабала (от араб. кабала расписка в получении чего либо, обязательство), 1) тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин «К.» появился на рубеже 14 15 вв. К. назывались также юридические акты, оформлявшие долговые… … Большая советская энциклопедия
Личная собственность — при социализме, основная форма индивидуальной собственности членов социалистического общества на трудовые доходы и сбережения, предметы потребления, удовлетворяющие личные потребности, а также на некоторые средства производства,… … Большая советская энциклопедия
Крепостная зависимость — личная зависимость крепостного крестьянина от феодала; см. Крепостное право … Большая советская энциклопедия
КРЕПОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — личная зависимость крестьян в феод. об ве от феодалов. См. Крепостное право … Советская историческая энциклопедия
КРЕПОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — личная, поземельная и административная зависимость крестьян от землевладельцев в России (11 в. 1861). Юридически оформлена в кон. 15 17 вв. крепостным правом … Большой Энциклопедический словарь
КАБАЛА — личная зависимость одного человека от другого. «Всякое срочное письменное обязательство; заемное письмо с неустойкою; заем по залогу; служилая кабала, бывала вечная и срочная: холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед или… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Феодализм — (нем. Ecudalismus, франц. feodalite, от позднелатинского feodum, feudum – Феод классово антагонистическая формация, представляющая – во всемирно историческом развитии – этап, стадиально следующий за рабовладельческим строем (См.… … Большая советская энциклопедия
Польша — Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия
ФЕОДАЛИЗМ — (нем. Feudalismus, франц. féodalité, от позднелат. feodum, feudum феод) во всемирно историческом процессе вторая классово антагонистическая формация, пред ставляющая в поступательном развитии общества ступень, стадиально следующую за… … Советская историческая энциклопедия
КРЕСТЬЯНСТВО — (рус. крестьянин первонач. от христианин ) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… … Советская историческая энциклопедия
Книги
- Женщины лорда Байрона, Грибанов Борис Тимофеевич. Лорд Джордж Байрон известен миру прежде всего как поэт-романтик, но немалый интерес у современников вызывала его личная жизнь и в частности отношения с женщинами. Ни зависимость от матери, ни… Подробнее Купить за 559 грн (только Украина)
- Женщины лорда Байрона, Грибанов Борис Тимофеевич. Лорд Джордж Байрон известен миру прежде всего как поэт-романтик, но немалый интерес у современников вызывала его личная жизнь и в частности отношения с женщинами. Ни зависимость от матери, ни… Подробнее Купить за 436 руб
- Женщины лорда Байрона, Б. Т. Грибанов. Лорд Джордж Байрон известен миру прежде всего как поэт-романтик, но немалый интерес у современников вызывала его личная жизнь и в частности отношения с женщинами. Ни зависимость от матери, ни… Подробнее Купить за 280 руб
Зависимость от работы: симптомы, диагностика и лечение
Когда работа становится зависимостью
Зависимость от работы, часто называемая трудоголизмом, является настоящим психическим заболеванием. Как и любая другая зависимость, трудовая зависимость — это неспособность остановить поведение. Часто это происходит из-за навязчивой потребности достичь статуса и успеха или избежать эмоционального стресса. Зависимость от работы часто обусловлена успехом на работе. И это распространено среди людей, которых называют перфекционистами.
Как и человек, страдающий наркозависимостью, человек с трудовой зависимостью достигает «кайфа» от работы.Это заставляет их повторять поведение, которое дает им такой кайф. Люди с трудовой зависимостью могут быть не в состоянии остановить такое поведение, несмотря на то, что оно может негативно повлиять на их личную жизнь, физическое или психическое здоровье.
В культуре, где хвалят тяжелый труд и часто ожидают сверхурочной работы, может быть трудно распознать рабочую зависимость. Люди с трудовой зависимостью часто оправдывают свое поведение, объясняя, почему это хорошо и может помочь им добиться успеха.Они могут просто казаться преданными своей работе или успеху своих проектов. Однако амбиции и пристрастия совершенно разные.
Человек с трудовой зависимостью может заниматься компульсивной работой, чтобы избежать других аспектов своей жизни, таких как эмоциональные проблемы или личные кризисы. И, как и в случае с другими зависимостями, человек может вести себя так, не подозревая о негативных последствиях, которые вызывает зависимость.
Симптомы зависимости от работы включают:
- долгие часы в офисе, даже если в этом нет необходимости
- потеря сна, чтобы участвовать в рабочих проектах или завершении задач
- одержимость успехом на работе
- сильным страхом неудач на работе
- параноик по поводу производительности, связанной с работой
- разрушение личных отношений из-за работы
- защитное отношение к другим в своей работе
- использование работы как способ избежать отношений
- работа, чтобы справиться с чувствами чувство вины или депрессии
- Работа, направленная на то, чтобы избежать кризисов, таких как смерть, развод или финансовые проблемы
Шкала зависимости от трудовой зависимости Бергена используется для определения зависимости от работы.Он был разработан Бергенским университетом и признан медицинским сообществом. Шкала измеряет несколько факторов, включая то, как часто определенные аспекты применимы к вашей жизни. Эти элементы оцениваются по шкале:
- никогда (1)
- редко (2)
- иногда (3)
- часто (4)
- всегда (5)
Элементы, которые вас могут попросить оценить include:
- Вы думаете о том, как высвободить больше времени для работы.
- Вы работаете, чтобы уменьшить чувство вины, беспомощности, депрессии и беспокойства.
- Вам сказали сократить рабочее время, но игнорируйте эти запросы.
- Вы тратите на работу гораздо больше времени, чем изначально планировали.
- Вы испытываете стресс, когда не можете работать.
- Вы снижаете важность хобби, развлечений и фитнеса в обмен на больше рабочего времени.
- Вы так много работаете, что это негативно сказывается на вашем здоровье.
Исследование, связанное со шкалой, опубликованное в Scandinavian Journal of Psychology, показывает, что если вы можете ответить «часто» или «всегда» хотя бы на четыре из этих вопросов, у вас может быть рабочая зависимость.
Если у вас есть рабочая зависимость, вам может не понадобиться лечение на том же уровне, что и наркозависимому. Однако возможно, что сначала вам потребуется стационарная или амбулаторная программа реабилитации, чтобы справиться с таким поведением.
Хотя программа реабилитации более распространена при наркомании и алкогольной зависимости, этот интенсивный подход также может помочь облегчить тяжелую рабочую зависимость. Стационарное лечение требует, чтобы вы оставались в лечебном учреждении во время выздоровления. Амбулаторное лечение позволяет вам жить дома, посещая занятия и консультируя в течение дня.
Многие люди с трудовой зависимостью находят помощь через группы из 12 шагов и другие терапевтические программы. Варианты групповой терапии доступны через такие организации, как Анонимные трудоголики. Такая программа позволяет вам общаться с другими людьми, переживающими подобные трудности, и предоставляет здоровый источник поддержки.
Зависимость от работы может быть результатом сопутствующего состояния психического здоровья, такого как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) или биполярное расстройство. Зависимость также может вызвать проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия.
По этим причинам может быть полезно пройти оценку психического здоровья. Эксперт по психическому здоровью может помочь разработать план лечения. План направлен на устранение зависимости и любых основных проблем. Индивидуальная терапия и даже лекарства могут помочь контролировать импульсы, беспокойство и стресс.
Как и большинство других зависимостей, рабочая зависимость будет со временем ухудшаться, пока человек не обратится за помощью. Люди могут испытывать «выгорание», если работают до физического и психического истощения. Это частый результат зависимости от работы.Выгорание может привести к сильному стрессу, разрушению отношений и даже к злоупотреблению наркотиками.
Без лечения человек с трудовой зависимостью может отдалиться от друзей и семьи. Слишком долгое ожидание помощи может навсегда испортить эти отношения. Кроме того, хронический стресс, который иногда возникает в результате постоянной работы, может отрицательно сказаться на физическом здоровье. Это открытие стало результатом исследования, опубликованного в Журнале Американской медицинской ассоциации (JAMA).
Переутомление может привести к ослаблению иммунной системы и увеличению риска заболеваний.Но, к счастью, с трудовой зависимостью можно справиться. С помощью лечения люди могут восстановить здоровый рабочий баланс в своей жизни.
Люди с трудовой зависимостью часто работают, чтобы избежать чувства вины за то, что они не работают. Итак, выздоравливающему наркоману важно развивать здоровые отношения с работой. Большинству из нас нужно работать, чтобы оплачивать счета, поэтому создание баланса имеет решающее значение. В большинстве случаев просто перестать работать невозможно.
Может быть полезно взять отпуск на работу, чтобы понять, что жизнь продолжается без постоянной работы.Смена карьеры также может помочь справиться с зависимостью. Рабочую зависимость как психосоциальное состояние обычно гораздо легче контролировать, чем наркоманию. Следующие изменения также могут помочь:
- изменение образа жизни
- балансирование вашей жизнедеятельности
- избегание стрессоров и триггеров
Если вы или кто-то из ваших близких может иметь рабочую зависимость, есть организации, которые могут помочь. Следующие ресурсы могут быть полезны для получения дополнительной информации о рабочей зависимости и вариантах лечения:
.
Распознавание проблемы зависимости
Распознать проблему зависимости у кого-то, кого вы знаете, может быть труднее, чем кажется. Американское общество наркологической медицины (ASAM) определяет зависимость как хроническое заболевание, которое влияет на вознаграждение мозга, мотивацию и функции памяти. Кто-то с зависимостью будет жаждать вещества или других поведенческих привычек. Они часто игнорируют другие области жизни, чтобы удовлетворить или поддержать свои желания.
Общие признаки зависимости:
- Отсутствие контроля или неспособность держаться подальше от вещества или поведения
- снижение социализации, например отказ от обязательств или игнорирование отношений
- игнорирование факторов риска, таких как совместное использование игл, несмотря на возможные последствия
- физические эффекты, такие как абстинентный синдром или необходимость в более высоких дозах для достижения эффекта
Эти признаки обычно взаимосвязаны.Степень интенсивности для каждого признака может зависеть от того, как долго продолжается зависимость.
Здоровый человек обычно может определить негативное поведение и избавиться от него. Это не относится к людям с зависимостью. Вместо того, чтобы признать, что проблема существует, они найдут способы оправдать и продолжить такое поведение.
Первый шаг к получению помощи — это способность распознавать физические, умственные и эмоциональные признаки, такие как резкие изменения веса или личности у ваших друзей или членов семьи.Если вы или кто-то из ваших знакомых страдает зависимостью, позвоните по телефону 1-800-622-4357 для получения бесплатного и конфиденциального направления на лечение и получения информации от Управления наркологической помощи и психиатрической помощи (SAMHSA).
Зависимость обычно связана со злоупотреблением психоактивными веществами, но поведенческие зависимости, такие как азартные игры, не менее серьезны. Согласно ASAM, зависимость — это когда человек не может постоянно воздерживаться от поведения или вещества. Обычно это происходит за счет их психического и физического здоровья.
Зависимость от психоактивных веществ — это зависимость от одного или нескольких из следующих факторов:
- никотин или табак
- алкоголь
- ингалянты, часто предметы домашнего обихода, такие как чистящие средства для духовки, аэрозольные краски или другие аэрозольные продукты
- наркотики, незаконные или не -illicit
- лекарства
Исследования показывают, что поведенческие зависимости столь же серьезны, как и наркозависимость. Оба типа приводят к зависимости и имеют одинаковые или похожие негативные последствия.Поведенческая зависимость может включать:
- азартные игры
- рабочие
- секс
- покупки
- видеоигры
- использование Интернета или СМИ
Независимо от типа зависимости важно распознавать предупреждающие знаки и обращаться за помощью при необходимости .
Подробнее: Что вы хотите знать о зависимости? »
На ранних стадиях человек может не проявлять явных признаков полномасштабной зависимости. Некоторые подсказки на ранней стадии включают:
- экспериментирование
- семейный анамнез зависимости
- особенное влечение к действию или веществу
- поиск ситуаций, в которых это вещество или действие присутствует
- эпизодов переедания или потери контроля с незначительной потерей контроля. нет чувства раскаяния после
Когда дело доходит до обычных социальных форм поведения, таких как употребление алкоголя или курение, может быть трудно определить, существует ли проблема зависимости.То, что выглядит зависимостью, может быть экспериментальной фазой или формой управления стрессом. Но настоящая зависимость, если ее не лечить, может перерасти в изнурительную привычку или повышенный риск заболевания.
После того, как человек перестанет экспериментировать или перейдет на раннюю стадию зависимости, у него, скорее всего, появятся серьезные изменения личности или поведения. Сначала эти изменения могут быть нечастыми. К характерным признакам относятся:
- отсутствие интереса к хобби или деятельности, которые раньше были важными
- пренебрежение отношениями или негативная реакция на самых близких людей
- отсутствие важных обязательств, таких как работа
- склонность к риску, особенно в отношении наркотиков или продолжать определенное поведение
- игнорировать негативные последствия своих действий
- отчетливое изменение режима сна, которое приводит к хронической усталости
- повышенная скрытность, например, ложь о количестве использованных веществ или затраченном времени
Вы можете заметить усиление отчуждения со временем.Люди с зависимостью склонны окружать себя другими людьми, которые поощряют их привычки. Когда им противостоят, они могут извиняться и пытаться оправдать свое поведение перед вами.
Еще один способ распознать зависимость — это обратить внимание на психическое и физическое здоровье друга или члена семьи. Будь то зависимость от наркотиков или поведения, их здоровье почти всегда ухудшается.
Признаки, указывающие на изменения в их здоровье, могут включать:
- налитые кровью или остекленевшие глаза
- постоянное заболевание
- необъяснимые травмы
- резкое изменение веса
- плохая кожа, волосы, зубы и ногти (особенно при злоупотреблении психоактивными веществами) включает запрещенные наркотики, такие как метамфетамины или кокаин)
- повышенная толерантность к наркотикам
- симптомы абстиненции, такие как потливость, дрожь или рвота
- потеря памяти или проблемы с припоминанием
- изменение речи, например невнятные слова или быстрое бессвязное общение
психические и эмоциональные изменения также могут быть признаком проблемы зависимости:
- внезапные изменения настроения
- агрессивное поведение
- раздражительность
- депрессия
- апатия
- суицидальные мысли
Важно устранить любые потенциальные медицинские причины для чьего-либо ухудшение здоровья.Имейте в виду, что человек с зависимостью почти всегда недооценивает серьезность своего состояния. Если нет другого объяснения, возрастает вероятность возникновения основной проблемы с зависимостью.
На средней или поздней стадии зависимости отрицательные эффекты будут более постоянными или иметь долгосрочные последствия. Кто-то с серьезной проблемой зависимости может допустить, игнорировать или преуменьшить эти результаты в пользу продолжения своих привычек.
Потенциальные долгосрочные последствия включают:
- инфекционное заболевание, особенно из-за общих игл
- бросание школы или плохие оценки
- нарушение отношений с друзьями и семьей
- потеря хорошей репутации или запятнанная репутация
- аресты или тюремное заключение
- выселение из дома или невыплата по ипотеке
- потеря работы
- потеря родительских прав
Подобные события могут происходить в жизни людей, не страдающих наркозависимостью.Но они могут стать более распространенными при наличии зависимости. Прежде чем обращаться к человеку, который, по вашему мнению, может иметь добавку, определите, является ли проблема результатом единичного инцидента или растущей проблемы с зависимостью.
Важно иметь быстрый доступ к лечению. Если вы или кто-то из ваших знакомых страдает зависимостью, позвоните по телефону 1-800-622-4357 для получения бесплатного и конфиденциального направления на лечение и информации от SAMHSA. Вы также можете обратиться за помощью к своему врачу, в местный лечебный центр или в группу поддержки.
Пристрастия часто влияют на многие сферы жизни человека. Наиболее эффективные методы лечения — комплексные. У них часто есть несколько шагов, которые варьируются от человека к человеку. Эти шаги могут включать детоксикацию, поведенческое консультирование и долгосрочное наблюдение.
Вот несколько способов, которыми вы можете поддержать процесс выздоровления друга или члена семьи:
- Узнайте больше о зависимости от психоактивных веществ или поведения и лечении.
- Оставайтесь в курсе, предлагайте пойти с ними на встречи.
- Обеспечивает трезвую настройку без срабатывания триггера.
- Говорите и выражайте беспокойство в случае рецидива.
Хотя вы можете лечить зависимость, в большинстве случаев человек с зависимостью должен захотеть измениться, чтобы выздоровление было успешным.
Подробнее: Как подойти к кому-то с зависимостью »
Q:
Почему некоторые люди становятся зависимыми?
Анонимный пациент
A:
Наука продолжает бороться с этим ответом.Некоторые люди могут экспериментировать с веществом и никогда больше не использовать его. Другие могут экспериментировать с тем же веществом и начать процесс привыкания. Текущие исследования показывают, что может быть генетический компонент аддиктивных расстройств, но необходимо провести дополнительные исследования.
Тимоти Легг, доктор философии, CARN-AP, CASAC, MAC Ответы отражают мнение наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не может рассматриваться как медицинский совет. .
Как преодолеть интернет-зависимость: консультации по вопросам зависимости в Мичигане
Интернет-зависимость — это реальная проблема, о которой часто забывают в программах консультирования по вопросам зависимости. Социальные сети, видеосайты в Интернете, форумы, форумы и тому подобное — все это потенциальный источник зависимости. Если время, проведенное в Интернете, мешает вашей жизни в целом, эти советы помогут вам отойти от компьютера.
Определите наиболее захватывающий элемент Интернета
В большинстве случаев интернет не является проблемой — это определенный веб-сайт или набор веб-сайтов, вызывающих привыкание.Например, вы можете зайти на Facebook или YouTube на работе, даже если это противоречит политике компании. Вы также можете быть зависимы от сайтов обмена фотографиями или историями, таких как Reddit или Imgur. Как бы то ни было, вам необходимо знать, что вызывает вашу интернет-зависимость. Это единственный способ избавиться от этого.
Блокировать эти веб-сайты на определенных устройствах
Как только вы узнаете, от каких сайтов вы больше всего зависите, заблокируйте их на определенных устройствах. Например, вы можете удалить приложение Facebook со своего телефона и заблокировать сайт на своем рабочем компьютере.Тогда единственный способ получить доступ к Facebook — с домашнего компьютера. Возможно, вам придется полностью их заблокировать, в зависимости от того, насколько серьезна ваша зависимость. Вы можете постепенно включать их в свою жизнь, как только утихнет зависимость.
Расписание вашего Интернет-времени
Вместо того, чтобы выходить в сеть «когда угодно», составьте для себя расписание. Выходите в интернет только 30 минут утром и час ночью, задолго до сна. При необходимости вы можете установить таймер, чтобы напоминать вам, когда следует выйти из Интернета.Когда ваше время истечет, найдите другое задание, которое займет ваш ум.
Найдите новые способы общения
Одним из основных движущих факторов интернет-зависимости является желание общаться. Хотите верьте, хотите нет, но вы можете сделать это, не выходя в Интернет! Найдите клуб или организацию, в которую вы хотите вступить, и начните общаться с людьми лично. Современный век наполнен вызывающей привыкание электроникой, которая отвлекает наше внимание от реальности. Вы можете быть удивлены тем, как мало вы жаждете Интернета, когда найдете подходящую замену своему вниманию.
Работа с консультантом по наркологии
Если ваша интернет-зависимость повлияла на ваши личные отношения или производительность на работе, вам может потребоваться помощь профессионального консультанта по наркозависимости. Перспективы Трои консультационных центров в штате Мичиган имеет несколько специалистов под рукой, чтобы помочь вам с социальной зависимостью СМИ, игромания, интернет-порно наркомании, и многое другое. Позвоните нам, чтобы назначить консультацию, и мы поможем вам улучшить качество жизни.
.
Опиоидов и универсальный опыт зависимости от доктора Габора Мате
В условиях кровавой бойни, вызванной нынешней эпидемией опиоидов и связанных с ней передозировок в Северной Америке, когда ежедневно умирают десятки людей, общественная тревога по поводу зависимости сосредоточена почти исключительно на наркотиках. Несмотря на все муки, связанные с зависимостью от психоактивных веществ, зависимость затрагивает гораздо более широкую полосу нашей культуры. Большинство зависимых людей вообще не употребляют наркотики, и зависимость невозможно понять, если мы ограничим наше представление о ней веществами, законными или незаконными.
Зависимость проявляется в любом поведении, которого человек жаждет, находит временное облегчение или удовольствие, но в результате страдает от негативных последствий и при этом ему трудно отказаться. Вкратце: тяга, облегчение, удовольствие, страдание, нарушение контроля. Обратите внимание, что это определение не ограничивается наркотиками, но может охватывать практически любое человеческое поведение, от секса до еды, покупок, азартных игр и экстремальных видов спорта, телевидения и компульсивного использования Интернета: список бесконечен.
«Я не собираюсь спрашивать вас, от чего вы пристрастились, — часто говорю я людям, — ни когда, ни как долго.Только, что бы он ни предлагал, какой бы захватывающей ни была направленность? Что вам понравилось в нем? Что в краткосрочной перспективе это вам дало, чего вы так желали или любили? » И универсальные ответы таковы: «Это помогло мне избежать эмоциональной боли… помогло мне справиться со стрессом… дало мне душевное спокойствие… чувство связи с другими… чувство контроля».
Такие ответы показывают, что зависимость не является ни выбором, ни болезнью, а возникает из отчаянной попытки человека решить проблему: проблема эмоциональной боли, непреодолимого стресса, потери связи, потери контроля, глубокого дискомфорт по отношению к себе.Короче говоря, это безуспешная попытка решить проблему человеческой боли. Отсюда моя мантра: «Вопрос не в том, почему зависимость, а в том, почему боль».
Источник боли всегда и неизменно находится в жизненном опыте человека, начиная с детства. Детская травма — это шаблон для зависимости — любой зависимости. Все зависимости — это попытки избежать глубокой боли обиженного ребенка, попытки временно успокоить, но в конечном итоге тщетны. Это не менее верно в отношении социально успешного трудоголика, каким был я, чем в отношении заядлого покупателя, сексуального бродяги, игрока, жалкого уличного потребителя психоактивных веществ или сидящей дома мамы и потребителя опиоидов.
Мало того, что стремление избежать боли является общим для всех наркоманов, независимо от того, употребляют они психоактивные вещества или нет, одни и те же мозговые цепи задействованы во всех зависимостях, от покупок до еды и зависимости от героина и других опиоидов. Те же мозговые цепи, те же системы мозга, включающие удовольствие, вознаграждение и стимулы, те же нейрохимические вещества — не говоря уже об одной и той же эмоциональной динамике стыда и неуверенности в себе, а также о том же поведении отрицания, нечестности и уловок.
Пора осознать, что зависимость — это не выбор и не наследственное заболевание, а психологическая и физиологическая реакция на болезненный жизненный опыт.Он может принимать разные формы, но какую бы форму он ни принимал:
• в нем задействованы те же неврологические пути и эмоциональные паттерны;
• ущерб, который он наносит, выходит далеко за рамки страданий, вызванных употреблением наркотиков;
• подвергать остракизму наркомана, поскольку он чем-то отличается от остальных из нас, высокомерно и произвольно;
• ввести уголовную ответственность за определенные вещества, например, героин, в то время как разрешать выгодное распространение более смертоносных продуктов, таких как сигареты, нерационально и вредно — да, хотя это может быть поразительное утверждение, с медицинской точки зрения это простой факт: употребление героина, если не считать передозировки, гораздо менее смертоносен, чем сигаретный дым;
• лечить зависимость, которая является симптомом, без лечения боли, которая лежит в ее основе, — это иметь дело с последствиями, а не с причинами, и поэтому многих обрекают на продолжающиеся циклы страдания.
Наконец, несколько слов о детской травме и ее связи с зависимостью и употреблением опиоидов. Когда люди видят это слово, они часто — возможно, естественно — предполагают, что мы говорим об ужасных событиях, таких как жестокое обращение, сексуальная эксплуатация, смерть родителей, насилие в доме и так далее. И, конечно же, как убедительно показывают исследования, чем больше таких переживаний приходится пережить ребенку, тем выше в геометрической прогрессии риск зависимости. Но травма не ограничивается ужасными переживаниями.Это относится к любому набору событий, которые со временем причиняют ребенку больше боли, чем его или ее чувствительный организм может обработать и разрядить. Таким образом, травма может возникнуть не только тогда, когда происходят плохие вещи, но и когда родители слишком напряжены, слишком отвлечены, слишком подавлены, чтобы их окружали экономические беспокойства, слишком изолированы и т. Д., Чтобы отреагировать на эмоциональную потребность чувствительного ребенка в том, чтобы его видели. эмоционально удерживается, слышится, подтверждается, заставляет чувствовать себя в безопасности. Такова реальность многих историй о «счастливом детстве».Фактически, отрицание боли, отделение страдания от сознательной памяти — это один из результатов травмы.
Как написал проницательный пионер травм Питер Левин: «Травмы стали настолько обычным явлением, что большинство людей даже не замечают их присутствия».
Не все травмированные люди становятся зависимыми, но все зависимые люди, включая тех, кто пристрастился к опиоидам, были так или иначе травмированы. Такова реальность нашей культуры, где зависимость, как и травма, настолько обычное явление, что большинство людей не замечают ее присутствия.Тем не менее, она окружает нас, поглощает так многих из нас, что наше почти исключительное сосредоточение на проблемах наркомании само по себе является лишь еще одним бегством от реальности.
.