Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение: Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1 Среди приведенных ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека

  1. У человека есть большой и малый крут кровообращения.

  2. Человек способен как к знаковому так и к символическому общению.

  3. Человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи

  4. У человека нет инстинкта в том виде , в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов.

  5. Человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела.

  6. Человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

1.2. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм:

  1. теизм

  2. деизм

  3. пантеизм

  4. политеизм

    1. Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение?

  1. подданные «голого короля» из одноименной сказки Г.Х. Андерсена

  2. героиня Пушкина — Татьяна Ларина, первая признавшаяся в любви Евгению Онегину

  3. маленький ребенок, делающий все наперекор родителям

  4. художник советского периода, рисующий членов политбюро, осознающий, что в случае отказа может оказаться «в опале»

  5. ученик, подавший апелляцию, чтобы оспорить результаты ЕГЭ

1.4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

  1. бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни

  2. ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного научно-исследовательского института и стать «челноком»

  3. эмигрант из Узбекистана в США

1.5.Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

  1. политический плюрализм

  2. наличие одной единственной идеологии

  3. высокая мобилизация

  4. территориальная экспансия

  5. сочетание рыночной экономики с государственнь сектором

  6. полицейский терроризм

1.6.В основе выделения типов политического режима по X. Линцу лежат такие критерии, как:

  1. источник власти

  2. методы власти

  3. политический плюрализм

  4. конституционность власти

  5. понятие «легитимность власти»

  6. степень идеологизации

  7. уровень мобилизации населения

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

распространенной формой является _______ (А) устойчивый

союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

  1. левират

  2. нуклеарная семья

  3. полиандрия

  4. неполная семья

  5. сорорат

  6. полигиния

  7. групповой брак

  8. моногамный брак

  9. ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу.

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к

министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался

самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Решите кроссворд.

  1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

  2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.

  3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.

  4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.

  5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.

  6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.

  7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.

  8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора.

  9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

  10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

11 класс

ОТВЕТЫ

Максимальное количество баллов 64

  1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

(1 балл за каждый правильный ответ; если в заданиях с двумя и более ответами наряду с правильными ответами указаны неправильные ответы, то 0 баллов; максимально до 14 баллов)

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

(2 балл за каждый правильный ответ; максимально 6 баллов)

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль. (Философы – позитивисты)

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника. (Административные правонарушения)

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения. (Критерии человека)

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

(1 балл за каждое правильно вставленное слово; максимально 7 баллов)

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

распространенной формой является _______ (А) устойчивый

союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

  1. левират

  2. нуклеарная семья

  3. полиандрия

  4. неполная семья

  5. сорорат

  6. полигиния

  7. групповой брак

  8. моногамный брак

  9. ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

(максимально до 10 баллов)

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

(за все задание максимально 5 баллов)

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае? (Презумпция невиновности) – 2 балла за правильный ответ

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

(Да. Законы для всех(иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ)- 1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование.

6. Решите логическую задачу.

( 2 балла за правильное определение химиков, алхимиков и пиротехников; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

(2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.

Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство)

7. Индийская притча гласит:

(2 балла за правильное определение действий Бирбала; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

(Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий —

оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия

и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования)

8.Решите кроссворд.

(1 балл за каждый правильный ответ;2 балла за ключевое слово; максимально до 12 баллов)

  1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. (Охлократия)

  2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов. (Лобби)

  3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства. (Остракизм)

  4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении. (Патернализм)

  5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти. (Легитимность)

  6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания. (Депортация)

  7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе. (Сегрегация)

  8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора. (Ратификация)

  9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.(Этатизм)

  10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. (Популизм)

Ключевое слово: АБСЕНТЕИЗМ

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Консультация на тему: «Конформное поведение»

Конформное поведение

Психологи давно отметили, что некоторым людям, в том числе и детям, свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя считать конформистом. На этом возрастном этапе зависимость ребенка от внешних воздействий оправдана и естественна. Он еще не располагает достаточными знаниями о мире, не имеет собственных суждений по многим жизненным вопросам. Поэтому ребенку приходится доверять внешним источникам информации и полагаться на чужое мнение (в основном близких взрослых). Лишь к младшему школьному возрасту, постепенно, по мере становления самосознания ребенка, его диалог со сверстниками и взрослыми приобретает симметричность и гармонию.

Однако среди старших дошкольников достаточно много тихонь, которые готовы во всем согласиться со взрослыми и подчиниться им. Такое поведение детей чаще удовлетворяет взрослых, чем пугает и настораживает. Дети — тихони также легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития.

Психологи установили, что по сравнению со сверстниками эти дети и в младшем школьном возрасте по-прежнему больше подражают, чем действуют самостоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сложиться впечатление, что они умственно неполноценны, несмотря на то, что их интеллект в норме.

Вполне закономерно, что дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публичных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило, не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.

Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение». Однако будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подражание дошкольника взрослым при усвоении правил поведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предметами, организация игр и др.).

Безусловно, дети с конформным поведением нуждаются в грамотной психолого-педагогической помощи. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться, проявить инициативу и самостоятельность. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения  ребенка  от  конформного  поведения  и  преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности — игры-драматизации.

Как помочь ребенку? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнять самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте!

«Возьми себя в руки»

(для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

«Ты — лев!»

(для детей с 5 лет)

Надо сказать ребенку: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

«Закончи предложение»

 Я обижаюсь, когда … Я сержусь, когда …Я радуюсь, когда … Я грущу, когда …

«Мы похожи»

Предлагается найти человека, с которым ребенок похож либо внешне, либо по характеру, либо про интересам …

«Выпекание пряничной куколки»

Водящего укладывают на ковёр. Затем ведущий (один из родителей) приступает к «выпеканию», предварительно договорившись быть очень осторожными. Сначала замешивают тесто — ласково массажируют ребёнка, проговаривая вслух, что закладывается в тесто (мука, яйца). Затем приступают к лепке куколки поглаживающими движениями, начиная с головы. Ведущий постоянно вслух проговаривает, какие красивые глазки, руки, тело, ноги. Когда куколка будет вылеплена, в неё трижды вдувают жизнь. Куколка оживает.

«Пирамида любви»

 Взрослый и  ребёнок называют то, что любят больше всего. Каждый при этом берётся за большой палец руки предыдущего. Получается пирамида из рук. Затем можно придумать способ сохранения всего доброго, что было названо, и разобрать пирамиду.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз. Согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 — 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения

“Гусеница”

Цель: игра учит доверию.

Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы”.

“Смена ритмов”

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

“Зайки и слоники”

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

“Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?…”  Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра… ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

“Волшебный стул”

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Что такое конформное поведение 🚩 конформное поведение это 🚩 Общение

Суть конформного поведения заключается в стремлении человека во всем подражать другим. Как правило, это касается даже ситуаций, когда в группе приняты стандарты поведения, противоречащие общепринятым нормам. Например, школьник, подражая какой-то группе своих одноклассников, может начать курить, обижать младших или допускать другие поступки, которые осуждаются обществом. Он полностью перенимает образ жизни людей, входящих в его основной круг общения, и отказывается от своих привычек и вкусов. Конформное поведение особенно ярко проявляется тогда, когда человек меняет свой внешний вид, включая одежду и прическу, чтобы быть похожим на других, даже если новый облик противоречит его вкусам.

У конформного поведения может быть несколько причин. Чаще всего его выбирают для себя люди, не желающие сталкиваться с проблемами. Они стремятся добиться авторитета или хотя бы защитить себя от осуждения окружающих, во всем подстраиваясь под них и полностью подчиняясь чужому мнению. Есть, впрочем, и другой вариант: человек может приспосабливаться, покоряться правилам группы, чтобы добиться какой-либо цели.

Конформное поведение, как правило, считается приемлемым только в случае, если оно помогает человеку избавиться от пагубных привычек и черт, принимая правильное мнение большинства. В целом наиболее удачный вариант – это использование лишь некоторых элементов конформного поведения при условии, что человек сохраняет свою индивидуальность. Это позволяет ему оставаться собой и при этом сохранять хорошие отношения с окружающими.

Существует два основных вида конформного поведения – внутреннее и внешнее. В первом случае речь идет о ситуациях, когда мнение группы человек принимает за свое собственное мнение. Во втором он лишь внешне придерживается определенных рамок, принятых в конкретном обществе – например, использует одежду, которую принято носить, соблюдает особый этикет.

Также есть три дополнительных вида конформного поведения. Первый – подчинение, когда человек выполняет требования только внешне, и влияние группы на него ограничивается одной конкретной ситуацией. Второй – идентификация, когда люди начинают уподобляться другим, строго соблюдают правила поведения и ждут этого от окружающих. Третий – интернализация, т.е. полное совпадение системы ценностей, вкусов, предпочтений человека и представителей группы.

Вопрос №13: конформизм — Студопедия

Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформное поведение:

1) внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах;

2) одобрения действий меняют убеждения человека.

Петровский выделил 3 формы поведения:

1) Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).

2) Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).

3) Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

1) Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

2) Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

3) От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.

4) От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

5) Публичность.

6) Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

Конформизм[от лат. conformis — подобный, сообразный] — проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее, на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций — порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все. В определенном смысле подобную конформную реакцию на групповое давление демонстрирует достаточно большое число людей, находящихся на первой стадии вхождения в референтную группу — на стадии адаптации — и решающих личностно значимую задачу «быть и, главное, казаться таким, как все». Особенно отчетливо конформизм проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства, когда личность боится противопоставлять себя господствующей элите и подчиненному ей большинству, опасаясь не просто психологического давления, а реальных репрессий и угроз своему физическому существованию. На личностном уровне конформизм чаще всего выражается в качестве такой личностной характеристики, которая в социальной психологии традиционно обозначается, как конформность, т. е. готовность индивида поддаться как реальному, так и лишь воспринимаемому как таковое давлению группы, если не стремлению, то, во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и видение в связи c тем, что они не совпадают с мнением большинства. Понятно, что в одних случаях подобная «податливость» может быть связана с реальным пересмотром своих позиций, а в другом — лишь co стремлением хотя бы на внешнем, поведенческом уровне избежать чреватого негативными санкциями противопоставления себя конкретному сообществу, будь то малая или большая группа. Таким образом, традиционно принято говорить о внешней и внутренней конформности. Классические эксперименты по схеме, предложенной и реализованной С. Ашем, будучи направлены на изучение прежде всего внешней конформности, показали, что на ее наличие или отсутствие, а также степень выраженности влияют индивидуально-психологические особенности индивида, его статус, роль, половозрастные характеристики и т. д., социально-психологическая специфика общности (в рамках классических экспериментов эта группа является подставной), значимость конкретной группы для испытуемого, чья склонность к конформным реакциям исследовалась, а также личностная значимость для него обсуждаемых и решаемых проблем и уровень компетентности как самого испытуемого, так и членов конкретного сообщества.Наряду с упомянутыми экспериментами С. Аша к классическим исследованиям конформизма в социальной психологии обычно относят эксперименты М. Шерифа и С. Милграма. Экспериментальная проверка, насколько далеко готов зайти человек, действуя вопреки своим убеждениям и установкам под давлением группы, была проведена С. Милграмом. Для этого его классический эксперимент был модифицирован следующим образом: «В базовой экспериментальной ситуации команда из трех человек (двое из них — подставные испытуемые) проверяет четвертого человека по тесту парных ассоциаций. Всякий раз, когда четвертый участник дает неверный ответ, команда наказывает его ударом тока» [4, c. 217]. При этом участники эксперимента получают от руководителя следующую инструкцию: «Учителя самостоятельно определяют, каким ударом наказать ученика за ошибку. Каждый из вас вносит свое предложение, и затем вы наказываете ученика самым слабым из предложенных вам ударов. Для того чтобы эксперимент прошел организованно, вносите свои предложения по порядку. Сначала вносит предложение первый учитель, затем — второй, последним вносит свое предложение третий учитель.… Таким образом, роль, которую играет наивный испытуемый, дает ему реальную возможность предотвратить ужесточение наказания — например, он может на протяжении всего эксперимента предлагать наказывать ученика ударом тока в 15 вольт» [4, с. 217—219], что касается подставных испытуемых, то они каждый раз предлагают применить более сильный удар и именно они первыми высказывают свое мнение. Параллельно проводился контрольный эксперимент, в рамках которого групповое давление исключалось. Испытуемый единолично принимал решение, каким разрядом следует наказывать «ученика» за неверный ответ. Как сообщает С. Милграм, «в исследовании принимали участие 80 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет; экспериментальная и контрольная группы состояли из равного количества участников и были идентичны по возрастному и профессиональному составу…. Эксперимент … со всей очевидностью продемонстрировал, что существенное влияние на поведение испытуемых в экспериментальных условиях оказало давление группы…. Основной результат данного исследования состоит в демонстрации того факта, что группа способна формировать поведение индивидуума в области, которая, как думалось, крайне устойчива к подобным влияниям. Идя на поводу у группы, испытуемый причиняет боль другому человеку, наказывая его ударами тока, интенсивность которых намного превосходит интенсивность ударов, примененных при отсутствии социального давления. … Мы предполагали, что протесты жертвы и существующие в человеке внутренние запреты на причинение боли другому станут факторами, эффективно противостоящими тенденции подчинения групповому давлению. Однако, несмотря на широкий диапазон индивидуальных различий в поведении испытуемых, мы можем сказать, что значительное число испытуемых с готовностью подчинились давлению подставных испытуемых» .Не менее впечатляющие примеры проявления конформизма дает реальная жизнь. Как отмечает Д. Майерс, «в повседневной жизни наша внушаемость иногда потрясает. В конце марта 1954 года газеты Сиэтла сообщили о порче автомобильных стекол в городке, расположенном в 80 милях к северу. Утром 14 апреля поступили сообщения о подобных повреждениях лобовых стекол за 65 миль от Сиэтла, а на следующий день — всего за 45 миль. Вечером непонятная сила, разрушающая лобовые стекла, достигла Сиэтла. К полуночи 15 апреля в полицейское управление поступило свыше 3000 заявлений о поврежденных стеклах. В ту же ночь мэр города обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру. … Однако 16 апреля газеты намекнули, что истинным виновником может быть массовое внушение. После 17 апреля жалоб больше не поступало. Позднее анализ вышибленных стекол показал, что это обычные дорожные повреждения. Почему мы обратили внимание на эти повреждения только после 14 апреля? Поддавшись внушению, мы пристально смотрели на наши лобовые стекла, а не сквозь них».Не столь масштабный, но, пожалуй, еще более яркий пример конформизма из своей собственной жизни приводит известный английский писатель Дж. Оруэлл. Этот случай произошел в Нижней Бирме, где Оруэлл служил офицером английской колониальной полиции. Как пишет Дж. Оруэлл, к моменту описываемых событий «…я пришел к выводу, что империализм — это зло, и, чем скорее я распрощаюсь со своей службой и уеду, тем будет лучше». Однажды Оруэлла вызвали на местный рынок, где, по словам бирманцев, все крушит сорвавшийся с цепи слон, у которого начался так называемый «период охоты». Прибыв на рынок, он не застал никакого слона. Десяток зевак указали десяток различных направлений, в которых скрылся слон. Оруэлл уже собрался идти домой, как вдруг раздались истошные крики. Выяснилось, что слон все-таки был и, более того, раздавил некстати подвернувшегося местного жителя. Как пишет Дж. Оруэлл, «как только я увидел погибшего, я послал ординарца в дом моего друга, жившего неподалеку, за ружьем для охоты на слонов. Ординарец появился через несколько минут, неся ружье и пять патронов, а тем временем подошли германцы и сказали, что слон в рисовых полях неподалеку… Когда я зашагал в том направлении, наверное, все жители высыпали из домов и двинулись за мной следом. Они увидели ружье и возбужденно кричали, что я собираюсь убить слона. Они не проявляли особого интереса к слону, когда он крушил их дома, но теперь, когда его собирались убить, все стало иначе. Для них это служило развлечением, как это было бы и для английской толпы; кроме того, они рассчитывали на мясо. Все это выводило меня из себя. Мне не хотелось убивать слона — я послал за ружьем, прежде всего, для самозащиты… Слон стоял ярдах в восьми от дороги, повернувшись к нам левым боком… Он выдергивал траву пучками, ударял ее о колено, чтобы отряхнуть землю, и отправлял в пасть… Увидев слона, я совершенно четко осознал, что мне не надо его убивать. Застрелить рабочего слона — дело серьезное; это все равно что разрушить громадную, дорогостоящую машину…. На расстоянии слон, мирно жевавший траву, выглядел не опаснее коровы. Я подумал тогда и думаю теперь, что его позыв к охоте уже проходил; он будет бродить, не причиняя никому вреда, пока не вернется махаут (погонщик) и не поймает его. Да и не хотел я его убивать. Я решил, что буду следить за ним некоторое время, дабы убедиться, что он снова не обезумел, а потом отправлюсь домой. Но в этот момент я оглянулся и посмотрел на толпу, шедшую за мной. Толпа была громадная, как минимум, две тысячи человек, и все прибывала. … Я смотрел на море желтых лиц над яркими одеждами…. Они следили за мной, как за фокусником, который должен показать им фокус. Они меня не любили. Но с ружьем в руках я удостоился их пристального внимания. И вдруг я понял, что мне все-таки придется убить слона. От меня этого ждали, и я был обязан это сделать; я чувствовал, как две тысячи воль неудержимо подталкивают меня вперед. …





Мне было совершенно ясно, что я должен делать. Я должен приблизиться к слону … и посмотреть, как он отреагирует. Если он проявит агрессивность — мне придется стрелять, если не обратит на меня внимания, то вполне можно дожидаться возвращения махаута. И все же я знал, что этому не бывать. Я был неважный стрелок.… Если слон бросится на меня и я промахнусь, у меня останется столько же шансов, как у жабы под паровым катком. Но даже тогда я думал не столько о собственной шкуре, сколько о следящих за мной желтых лицах. Потому что в тот момент, чувствуя на себе глаза толпы, я не испытывал страха в обычном смысле этого слова, как если бы был один. Белый человек не должен испытывать страха на глазах “туземцев”, поэтому он в общем целом бесстрашен. Единственная мысль крутилась в моем сознании: если что-нибудь выйдет не так, эти две тысячи бирманцев увидят меня удирающим, сбитым с ног, растоптанным… И если такое случится, то не исключено, кое-кто из них станет смеяться. Этого не должно произойти. Есть лишь одна альтернатива. Я вложил патрон в магазин и лег на дороге, чтобы получше прицелиться» .Приведенный отрывок интересен прежде всего тем, что ситуация подчинения групповому влиянию ярко описана не с позиции внешнего наблюдателя, каковым практически всегда является экспериментатор, а изнутри, с позиции объекта данного влияния. Буквально поражает сила подобного воздействия. И рациональные (отсутствие признаков агрессии в поведении слона, его высокая стоимость, очевидные катастрофические последствия возможного неудачного выстрела «неважного стрелка»), и эмоциональные (жалость к слону, раздражение против толпы, наконец, естественные опасения за свою собственную жизнь) аспекты видения ситуации Дж. Оруэллом подталкивали его к личностному самоопределению и соответствующему поведени.По-видимому, свою роль сыграло то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации личность подверглась одновременному воздействию, по сути, двух групп — непосредственному, со стороны туземной толпы, и имплицитному — со стороны белого меньшинства, к которому он принадлежал. При этом и ожидания толпы, и установки белого меньшинства по поводу того, как должен поступить офицер в данной ситуации, полностью совпадали. Однако обе эти группы, как следует из приведенного отрывка, не пользовались симпатиями Дж. Оруэлла, а их убеждения, традиции, предрассудки отнюдь им не разделялись. И все же Дж. Оруэлл застрелил слона.

Нечто подобное можно наблюдать на гораздо более ужасающих примерах участия в геноциде и иных преступлениях тоталитарных режимов самых обыкновенных людей, отнюдь не кровожадных по натуре и вовсе не являющихся убежденными адептами расовых, классовых и иных подобных теорий. Как отмечает Д. Майерс, служащие карательного батальона, уничтожившего около 40 000 женщин, стариков и детей в Варшавском гетто, «…не были ни нацистами, ни членами СС, ни фанатиками фашизма. Это были рабочие, торговцы, служащие и ремесленники — люди семейные, слишком старые для службы в армии, но не способные противостоять прямому приказанию убивать» .Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте. При этом, как отчетливо видно на примере из рассказа Дж Оруэлла, конформизм является результатом действия множества как собственно социально-психологических, так и иных переменных, в силу чего выявление причин конформного поведения и его прогнозирование представляют собой достаточно сложную исследовательскую задачу.

Нонконформизм[от лат. nоn — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, о его подчинении большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется ли активность в логике «да» или в логике «нет». Таким образом, термин «нонконформизм», будучи, по сути, синонимом термина «негативизм», в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия «конформизм», а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая содержательно противоположна тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе. При этом следует отметить, что несмотря на то что в рамках классической экспериментальной формулы С. Аша в среднем около 8 % испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество.

То что нонконформизм является не противоположностью конформизма, а, скорее, его оборотной стороной, так сказать, «изнанкой», получило частичное подтверждение в модифицированном варианте эксперимента С. Милграма, направленного на изучение конформизма. Общая экспериментальная ситуация и «легенда» оставались прежними. Однако подсадные испытуемые, когда начинались протесты «жертвы», не предлагали увеличивать силу тока, а, напротив, один за другим отказывались от дальнейшего участия в данной процедуре. Как и следовало ожидать, большинство наивных испытуемых последовали примеру коллег. Однако примерно 10 % испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора (повышали напряжение), несмотря на оппозицию двух других участников. При этом, как считает С. Милграм, «тот факт, что послушные испытуемые не последовали примеру восставшей группы, не означает, что они не чувствовали давления, оказываемого поступком товарищей. Один из послушных испытуемых сказал: “Я чувствовал, что выгляжу настоящим чудовищем в глазах этих ребят, продолжая хладнокровно наказывать ученика током. Их реакция была совершенно естественной, и первое, о чем я подумал, так это о том, чтобы последовать их примеру. Но я не сделал этого, и вот почему. Если они вышли из эксперимента — это нормально, но если я сделаю то же самое, на сколько же месяцев растянется эксперимент?»

Итак, этот испытуемый ощущал давление группы, но счел, что факт отступничества товарищей накладывает на него особые обязательства перед экспериментатором, что он должен помочь ему довести эксперимент до конца. Другой послушный испытуемый, когда его спросили, почему он нервничал во время эксперимента, ответил: «Наверное, это их поступок так повлиял на меня. Когда они отказались продолжать эксперимент, я чуть было не присоединился к ним, но потом мне показалось, что это было бы как-то нелепо: зачем, спрашивается, мне следовать стадному инстинкту? Разумеется, это их право — выйти из эксперимента. Но мне кажется, что они просто не владели собой».И, наконец, еще один послушный испытуемый высказал откровенно критическое отношение к поступку подставных испытуемых: «Я считаю, что они поступили неправильно. Раз уж они согласились участвовать в эксперименте, то должны были идти до конца» .Таким образом, двое из трех проинтервьюированных С. Милграмом испытуемых прямо указывают на групповое давление как основную причину своего нонкомформного поведения. Присутствует данный мотив и в первом интервью, хотя в несколько завуалированной форме.

Еще более отчетливо природа нонконформизма проявилась в ряде экспериментов, поставленных С. Снайдером и Г. Фромкиным. В одном из них на первом этапе группе студентов было предложено оценить, насколько десять наиболее значимых для них установок совпадают с аналогичными установками других студентов. Затем все испытуемые приняли участие в собственно экспериментальном исследовании конформизма. В результате была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее проявлялась у них тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Д. Майерс свидетельствует, что «в другом эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию…», т. е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности — испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу «от противного», но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

В данной связи становится понятным, почему в ряде случаев воздействие, построенное по принципу социального доказательства, эксплуатирующего конформность (например, в рамках рекламной или избирательной кампании), зачастую приводит к результатам, прямо противоположным ожиданиям его инициаторов.Особенно наглядно видна взаимосвязь конформизма и нонконформизма как различных форм проявления одной и той же личностной и социально-психологической реальности на примерах закрытых групп сектантского типа. Для членов таких групп характерна тотальная зависимость от группового давления. При этом внутри данных образований она выражается в крайних формах проявления конформности, а в других группах членства (семья, школьный класс, производственный коллектив и т. п.), напротив, носит характер радикального нонконформизма. При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. Аш, Р. Кратчфилд, Д. Майерс и др., все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму. Это становится понятным, если принять во внимание, что хотя Д. Майерс и определяет конформизм как «…изменение поведения или убеждений в результате давления группы…», реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте — в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д. Майерс относит так называемое реактивное сопротивление: «Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чегото мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что “следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания”. Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись». Совершенно очевидно, что, во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о «давлении группы». Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нон-конформизм опять-таки выступают в единой «связке» как параллельные, по сути, формы подчинения внешнему воздействию.Еще одна причина видимых разночтений связана с тем, что в зарубежной социальной психологии практически не рассматривается такая характеристика автономной личности, как самоопределение.Все это вместе взятое позволяет утверждать, что указанное противоречие между изложенным взглядом на психологическую сущность и природу нон-конформизма и видением данной проблематики вышеперечисленными авторами носит не столько содержательный и методологический, сколько терминологический характер..

Мини — лекция «Конформное поведение»

Мини-лекция «Конформное поведение»

Уважаемые педагоги, часто ли вам бездумно приходилось подчиняться давлению сверстников, следовать чужому мнению?

Как вы думаете: «Что такое «конформизм»?».

Оказывается, вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получило название конформизма. Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда идя при этом против истины. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов.

Конформизм повседневно существует в малых группах в школе, на работе, в клубах, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.

Степень конформности человека обусловлена и зависит:

во-первых, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.

во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы.

в-третьих, от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.

Давайте рассмотрим с вами такое понятие, как «конформное поведение». Конформные поведение – это ситуационное поведение человека в условиях конкретного группового давления. Другими словами, конформное поведение — соглашательское, бездумное поведение, стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена. «Я согласен. Я — как все!».

В основе конформного поведения обычно лежит страх и отсутствие привычки думать самостоятельно.

Выделяют два типа конформного поведения:

1. Внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида:

  • подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом;

  • приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

2. Внутреннее подчинение, когда часть людей воспринимает мнение группы как свое собственное, придерживает его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения:

Таким образом, конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики человека. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения, творческого начала.

В заключении хочется сделать вывод:

скорее всего, для человека желательно проявление «разумной» доли конформизма, что определяется, в первую очередь, реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе.

Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и самоопределение личности?

Конформизм или феномен группового давления. Первым исследовал Аш в 50-е годы.

Все люди делятся на:

  • конформистов
  • нонконформистов – противостояние группе.

Конформное поведение поделил:

  • одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
  • уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
  • негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Петровский в 70-е годы о формах социального поведения:

  • внушаемость – принятие требований группы на веру без критики, осмысления;
  • конформизм – внешнее следование требованиям группы;
  • коллективистическое самоопределение Личности – осмысленное критическое отношение к требованиям группы.

Милграм: «Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением.» Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочена, все это влияет на проявление конформного поведения.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.

Зимбардо: «Проявляется прежде всего в толпе (где у нас есть анонимность). Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.» Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.

Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

В 1949 году Соломон Аш впервые опубликовал результаты исследования по проблемам конформизма.

По Петровскому (1969) – коллективистическое самоопределение осознанный выбор.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Самоопределение Личности в группе является альтернативой как конформизма, так и негативизма. Самоопределение – избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражается в принятии одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от оценок, убеждений, групповых ценностей, идеалов.

Конформизм – это подчинение Личности давлению группы.

Как черта Личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Самоопределение – согласие с самим собой (профессиональное, личностное). Изучалось в контексте изучения коллективов. Есть такое определение как коллективистическое само-определение (Петровский, 1969, исследование на учениках с 6 по 10 кл.). Главные отличия от исследования конформности (Аш) – реальная группа; реальные отношения; оценивался не какой-то стимул, а комплекс морально-этических суждений.

С возрастом конформизм уменьшается, а самоопределение возрастает.

Конформное поведение – чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им каких-либо стандартов, мнений свойственных группе, меру подчинения давлению группе.

Петровский выделил 3 формы поведения:

  1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
  2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте
  3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Л)ичности.

Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и самоопределение личности?

Конформизм или феномен группового давления. Первым исследовал Аш в 50-е годы.

Все люди делятся на:

o конформистов;

o нонконформистов – противостояние группе.

Конформное поведение поделил:

o одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;

o уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;

o негативизм (конформизм наизнанку) – ч-к всегда не согласен с требованиями группы.

Петровскийв 70-е годы о формах социального поведения:

o внушаемость – принятие требований группы на веру без критики, осмысления;

o конформизм – внешнее следование требованиям группы;

o коллективистическое самоопределение Личности – осмысленное критическое отношение к требованиям группы.

Милграм: «Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением.» Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.

Зимбардо: «Проявляется прежде всего в толпе (где у нас есть анонимность). Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.» Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.



Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

В 1949 году Соломон Аш впервые опубликовал результаты исследования по проблемам конформизма.

По Петровскому (1969) – коллективистическое самоопределение осознанный выбор.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Самоопределение Личности в группе является альтернативой как конформизма, так и негативизма. Самоопределение – избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражается в принятии одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от оценок, убеждений, групповых ценностей, идеалов.


Конформизм – это подчинение Личности давлению группы.

Как черта Личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Самоопределение – согласие с самим собой (профессиональное, личностное). Изучалось в контексте изучения коллективов. Есть такое определение как коллективистическое само-определение (Петровский, 1969, исследование на учениках с 6 по 10 кл.). Главные отличия от исследования конформности (Аш) – реальная группа; реальные отношения; оценивался не какой-то стимул, а комплекс морально-этических суждений.

С возрастом конформизм уменьшается, а самоопределение возрастает.

Конформное поведение – чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им каких-либо стандартов, мнений свойственных группе, меру подчинения давлению группе.

Петровский выделил 3 формы поведения:

1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).

2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте

3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Л)ичности.

Примеры неэтичного поведения

Неэтичное поведение — это действие, выходящее за рамки того, что считается морально правильным или уместным для человека, профессии или отрасли. Люди могут вести себя неэтично, так же как и компании, профессионалы и политики.

Неэтичное поведение предприятий

  • Сброс загрязняющих веществ в систему водоснабжения вместо того, чтобы должным образом очищать загрязнения.

  • Выбросы токсинов в воздух в количествах, превышающих разрешенные Агентством по охране окружающей среды.

  • Принуждение травмированного рабочего не сообщать о производственной травме в компенсацию работнику, угрожая ему потерей работы или пособий.

  • Отказ в выплате сотруднику последней зарплаты за часы, отработанные после увольнения сотрудника из компании.

  • Не оплачивает работнику все отработанные часы.

  • Неверное определение сотрудника как независимого подрядчика, а не как сотрудника, с целью снижения налогов на заработную плату и избежания приобретения страховки от безработицы и компенсации работникам.

  • Фиксирование цен с целью вытеснения более мелких конкурентов из бизнеса.

  • Использование наживки и подмены или ложной рекламной тактики, чтобы заманить клиентов или убедить их купить товар.

  • Откат одометра автомобиля, выставленного на продажу.

  • Отказ в удовлетворении претензии по гарантии на дефектный продукт.

Неэтичное поведение профессионалов

  • Врачи, стоматологи и юристы встречаются со своими клиентами.

  • Не сообщать пациенту его истинный диагноз, потому что врач не знал деталей диагноза.

  • Стоматолог проводит пациенту ненужные процедуры для получения страховой выплаты.

  • Использование пациента в качестве учебного пособия для студентов в течение длительных периодов времени без разрешения пациента или его семьи.

  • Адвокат не вернет деньги и не предоставит клиенту деньги.

  • Юрист представляет стороны с обеих сторон юридической сделки.

Неэтичное поведение политиков и правительства

  • Использование налоговой службы (IRS) для целевых групп, которые вам не нравятся, путем проверки этих групп или отказа предоставить им статус освобожденных от налогов.

  • Получение частной налоговой информации о ваших политических оппонентах от налоговой службы и использование этой информации в кампании.

  • Сознательное ложь о вашей собственной политической позиции или о политической позиции вашего оппонента только для того, чтобы быть избранным.

  • Принятие дополнительных взносов на избирательную кампанию, нарушающих законы о финансировании кампании.

  • Использование денег, которые были пожертвованы вашей кампании, на личные, неутвержденные расходы.

  • Использование своего положения для принуждения лоббистов покупать дорогие подарки для вас и для вашей жены.

  • Тайно шпионит за У.S. граждане в нарушение Четвертой поправки и лгут о происходящем шпионаже.

  • Использование своей власти для закрытия полос движения, чтобы намеренно создать пробку, которая затрагивает жителей города, поскольку жители этого города вряд ли проголосуют за вас на выборах.

Это лишь некоторые из множества различных примеров неэтичного поведения, которое может иметь место.

Сплетни подростков как примеры неэтичного поведения.

Краткое практическое руководство

Что такое проявленный интерес?
Проще говоря, продемонстрированный интерес — это то, что используют многие колледжи и университеты для отслеживания а) того, насколько вам (потенциальному студенту) нравится их школа и, что более важно, б) насколько вероятно, что вы поступите в нее, если школа вас зачислит.

Почему школы хотят знать, какие ученики могут быть зачислены?
Несколько причин:

1. У школ есть целевое количество учащихся, что означает, что каждый год они хотят, чтобы определенное количество учащихся записывалось. Почему? Подумайте об этом: если они наберут на 200 (или даже 20) слишком много студентов, у них возникнет проблема: куда они всех поместят? Точно так же, если они набирают на 200 (или даже 20) слишком мало студентов, то у них возникает другая проблема: 20 или 200 пустых мест в общежитии. И когда вы умножаете это количество на количество занятий, это может составить действительно серьезную причину (или, если хотите, миллионы причин), почему школы хотят попытаться достичь своего целевого числа зачисленных.

2. Школы хотят защитить свой «урожай».« Какая урожайность, спросите вы? Это процент студентов, которые после зачисления решают поступить в определенный колледж или университет. Так, например, если Northwestern предлагает десять мест десяти студентам, и все они соглашаются, это здорово для них! Это означает, что Северо-Запад — отличное место, и все любят Северо-Западный ура! Но если школа предлагает десять мест десяти ученикам, и только один ученик принимает их, то это плохо. Зачем? Потому что тогда они кажутся тем жирафом в зоопарке, с которым никто из других жирафов не хочет играть.#sadgiraffeemoji Почему еще это плохо? Потому что доходность связана с рейтингом школы в US News and World Report, на который смотрят некоторые родители и ученики, решая, в какие школы им следует подавать документы. (Вот лучший способ составить список вузов — дубликаты пчелиного чая.) Проще говоря, если их урожайность ухудшится, это может отрицательно повлиять на их рейтинг.

Короче, колледжи хотят знать:

Кто, , на самом деле, нас любит?

А можно их винить? Если бы вы руководили колледжем, разве вы не хотели бы знать, кто не только поступит, но и останется все четыре года и закончит учебу?

Краткий личный анекдот: В колледже я подал заявление о приеме на работу в монгольский ресторан BBQ в Эванстоне, штат Иллинойс, и мне потребовали прийти не на одно, а на четыре собеседования.Четыре интервью! Первое собеседование прошло отлично, но я опоздала на второе собеседование на десять минут, а когда опоздала, менеджер по найму сказал: «Извините, мы не будем вас нанимать». Я спросил, почему, и они ответили: «Мы просто очень ценим пунктуальность, и это показывает нам, что вы не разделяете эту приверженность». И сначала я подумал: «Дааанг», но потом подумал: «Да, ты прав». Опаздывая, я демонстрировал отсутствие интереса к работе.

Тот менеджер по найму говорил, что говорят школы: Покажи нам, что тебе не все равно.Типа, на самом деле забота.

Хорошо, поэтому вам может быть интересно: как мне это сделать? Скажу через секунду. Во-первых, я хочу поделиться…

Несколько способов, которыми колледжи отслеживают продемонстрированный интерес (DI)
Примечание: эта информация взята из презентации, сделанной на конференции в 2015 году несколькими консультантами по приему в колледжи, которые отслеживают проявленный интерес. Если вам действительно нравится это, нажмите здесь, чтобы просмотреть презентацию, так как она показывает скриншоты с компьютеров реальных представителей, показывающие детали.Но вот что они отслеживают:

  • Взаимодействие и отправка (или сканирование) карточек-запросов на ярмарках колледжей

  • Посещение кампуса в течение первого года обучения или летом после первого года обучения

  • Ранняя заявка

  • Дополнительное эссе: показывающее ваш особый интерес к этому колледжу и то, как вы конкретно исследовали эту школу

  • Разговор с выпускниками или студентами, которые могут поделиться информацией с приемной комиссией

  • Информационная сессия / экскурсия по кампусу осенью старшего класса

  • Интервью с Приемный представитель / квасцы

  • Второй визит в университетский городок в старших классах

  • Ночная программа

  • Связаться с приемным представителем

  • Встреча с преподавателями в кампусе или по телефону

  • Форма FAFSA — как студент оценивает школу в форме (примечание Итана: больше НЕ верно.Это было остановлено в начале 2015 года, так что игнорируйте это. Источник.)

  • О, и вы знаете те 42 вопроса, на которые вы отвечаете, когда регистрируетесь на SAT? Некоторые колледжи тоже платят за эту информацию. Так что это еще 42 вещи, которые они отслеживают.

Примечание — и вы можете пропустить это, если хотите перейти к практическим вопросам: вчера вечером на вечеринке (да, вообще-то) я встретил бизнес-аналитика из отдела развития очень избирательной школы (и « сотрудники отдела развития »- это те, кто звонит выпускникам с просьбой о пожертвованиях), и она сообщила мне, что вовлечение студентов отслеживается, даже когда студенты находятся в кампусе, и — получите это — даже после выпуска .Зачем? Потому что студент, который посещает мероприятия выпускников, с большей вероятностью сделает пожертвование. Интересный факт: они даже используют так называемую «проверку состояния», чтобы узнать, сколько у вас может быть денег. Ура для данных!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *