Концепция фрейда: Основы психоанализа по Зигмунду Фрейду: основные идеи, классическая теория

Билет 15. 1 Психоаналитическая концепция Фрейда — Студопедия


1 Психоаналитическая концепция Фрейда. Взаимодействие философских и медицинских аспектов.
Основы психоаналитической философии были заложены австрий­ским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом. Фрейд открыл совершенно новый способ лечения душевнобольных. Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятель­ства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось. Болезнь, на­против, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него непри­ятное. Метод, созданный Фрейдом, называется психоанализом. Философия психоанализа характеризуется уходом от материалистического учения к учению о человеке. Индивиды формируют собственное «Я» (ЭГО,собственное сознание). Но кроме «Я», Фрейд выделяет ещё две структуры; «сверх-Я» — совокупность перенесённых «вовнутрь» психики индивида идеальных принципов, регуляторов+«Оно», которому и соответствует невидимый «микромир» бессознательного. бессознательное подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности. бессознательное, главной силой которого является сексуальное влече­ние либидо, находится в конфликте с сознанием, кот. постоянно реагирует на окр. Соц.среду с ее моральными стандартами и запретами. Сфера бессознательного формируется главным образом в детстве. У Фрейда культура выступает как «Сверх-Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимиро­ванной энергии «либидо». Прогресс культуры уменьшает человеческое сча­стье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.Основные положения психоанализа: + поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями. +влечения в осн. бессознательны. + Попытки осознания влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов. + Индивидуальное развитие значительно определяется событиями раннего детства. + Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к ментальным нарушениям. + Освобождение от влияния бессознательного ч/з его осознание.
Это специфический тип терапии, при котором пациент вербализует мысли, ассоциации, фантазии, сны, на основании чего врач делает заключение о бессознательных конфликтах.



2. Философия концепции истины. Проблема истинности медицинского диагноза.
Платон: истина — знания, которые должны соответствовать вечным и неизменным идеям. Аристотель: истина — знание, с помощью которым судят от мире. Маркс: истина — вопрос об отношении знания к внешнему миру, о соответствии знаний к объективной реальности.
Ясперс: в сознании истина как непротиворечивость в понятиях; в духе истина как убеждение в идеях; в экзистенции — как подлинная вера. Т.о., истина- есть форма познания, выражающая копии соответствующих объектов бытийного мира в сознании человека. Истина — знание, выражающее меру соответствия его бытию. Характеристики истины: 1.) всегда субъективна, так как знание всегда формируется посредством наших ощущений и мыслей. 2.) Объективность истины не зависит ни от человека, ни от человечества. Природа, материальное бытие не могут быть ложными или истинными, такими могут быть лишь наши знания и представления. 3.) истина — неопровержимое знание.4.) Относительность истины связана с:+ Бытие бесконечно, и его познание. + Мир и объект непрерывно изменяются и развиваются.+ Относительность наших знаний из-за противоречий суб. и об.: Основной критерий истины — это практика.
Учение об истине имеет методологическое значение для анализа деятельности врача. Идеал-постановка в каждом случае абсолютно точного диагноза. Практический диагноз –относительная истина. Ее точность в любом случае определяется достижениями медицинской науки, а они не являются абсолютными. + само состояние больного есть изменяющийся процесс. В диагнозе должно отражаться течение болезни.Объективные причины диагностических ошибок:
+недостаточность данных мед. науки о заболеваниях + несовершенство методов диагностики + недостатки в организации здравоохранения
Субъективные причины диагностических ошибок: +невнимательное исследование больного +неполнота и недостоверность фактов +пробелы в знаниях врача +недисциплинированность ума, логические ошибки



Психологическая теория Зигмунда Фрейда — Студопедия

Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:

  • Ид – «оно» — в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.
  • Эго – «я» — это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.
  • Супер эго – «сверх я» — это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широкоизвестна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Один из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло – отправить ребёнка в спортивную секцию. В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций – переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как вся злость уйдёт, и вы вновь будете в бодром расположении духа. Это, конечно, совсем тривиальный пример сублимации, но суть метода в нём можно уловить.



Для того, чтобы ознакомиться с методом сублимации детальнее, посетите эту страницу.

Знания о теории Фрейда можно использовать и в другом аспекте – толковании сновидений. По Фрейду, сон – это отражение чего-то, что находится в душе человека, о чём он сам может даже и не догадываться. Подумайте о том, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. То, что вам первое придёт в голову в качестве ответа и будет иметь наибольший смысл. И уже, исходя из этого, следует толковать свой сон в качестве реакции вашего бессознательного на внешние обстоятельства. С работой Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» можно ознакомиться здесь.


Применяйте знания Фрейда и в личной жизни: в исследовании своих отношений с любимым человеком вы можете применить на практике понятия «трансфер» и «контр-трансфер». Трансфером называется перенос чувств и привязанностей двух людей друг на друга. Контр-трансфер – это обратный процесс. Если разобраться в этой теме более подробно, то можно выяснить, почему в отношениях возникают те или иные проблемы, что делает возможным их скорейшее разрешение. Очень подробно об этом написано здесь.

Подробнее о теории Зигмунда Фрейда читайте в Википедии.

Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда — Студопедия

В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80-90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе. Обычно при рассмотрении темы «Психоанализ в изучении культур» на первый план выдвигается (и запоминается) фундаментальное значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия. Не оспаривая значения указанных аспектов, хотелось бы подчеркнуть, что вклад 3. Фрейда и его последователей в изучение культур более многогранен и разнообразен, чем просто отстаивание господства сексуальных стимулов в культуре.



АНАЛИЗ ПСИХОНАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Для нашего анализа наиболее существенны несколько аспектов, связанных с ролью психоаналитической теории культуры и личности в общей ситуации, сложившейся в науке в первой половине ХХ в. Прежде всего это касается отстаивания основателем психоанализа специфического предмета и метода исследования «души». Кроме того, психоаналитическая теория личности в культуре оказала значительное влияние на последующее развитие психологической ориентации в этнологии (в первую очередь в США) как в направлении расширения предмета исследований, так и в теоретической интерпретации эмпирических результатов полевых исследований. Не менее важно выяснение места психоаналитической концепции в дискуссиях о методах изучения наук о культуре. И последнее. Психоаналитическая концепция З.Фрейда противоречива в своем стремлении познать развитие исторических общностей людей на индивидуалистической основе ограниченно клинического характера.


Поиск З. Фрейдом причин и методов лечения определенного типа заболеваний (неврозов, и прежде всего истерии) весьма принципиален для анализа центральной проблемы, рассматриваемой в настоящей главе. Есть ли специфический предмет у психологии и необходим ли особый, отличный от естествознания, метод изучения в психологии, а также и в науках о культуре в целом?

Исследуя неврозы, З.Фрейд вместе со своими коллегами разработал теорию и метод устранения таких патологий. В своей работе конца XIX в. «Защитные невропсихозы» (1894) и в статье, написанной в соавторстве с И. Брейером, З. Фрейд обосновал новый подход к пониманию и лечению истерии. Значение этих и последующих работ Фрейда выходит далеко за рамки особого метода лечения катартического (или катарсического). Причину невротических заболеваний он рассматривал в качестве не локальной патологии (повреждения) какого-либо органа, а внутреннего, глубинного психологического конфликта, не имеющего биорганического коррелята. Причину возникновения многих неврозов Фрейд видел в нарушении возможности самовыражения «Я», разлада внутреннего мира личности с внешним окружением (впоследствии, намного позднее, антропологи сформулируют проблему взаимоотношений «Я — другие»). Кроме этого, им отдельно была выделена такая причина заболеваний человека, как потеря смысла существования, т. е. была выдвинута гипотеза о поведенческой (а не органической) причине неврозов*. Весьма существенным для Фрейда в терапии неврозов был метод избавления от навязчивых состояний и страхов. Он состоял в общении, разговоре с пациентом. Пациент во время терапии должен был вспомнить неприятный травматический эпизод, снова пережить его, выговориться, освободиться от власти бессознательной травмы, перевести ее во внешний предметно-языковый план. (Примерно так же, как на исповеди или в целительном ритуале шаманистского типа.)

Позднее З. Фрейд разработал динамическую модель внутрипсихологических взаимодействий личности, состоящую из глубинно-бессознательного Оно (id), Я (Ego) — уровня сознательного, выступающего как посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (природной и культурной) и сверх-Я (Super-Ego), представляющего сферу долженствования, моральной цензуры, которая выступает от имени родительского авторитета и норм, установленных в культуре. В этой модели личности особенным является то, что ее составляющие находятся в состоянии конфликта, борьбы друг с другом. В то же время концепция личности, предложенная Фрейдом, носит универсальный характер. «При помощи этой теории мышление и поведение детей и взрослых, нормальных и сумасшедших, и примитивных, и цивилизованных объединены вместе и объяснены общими принципами» Подобная универсальная модель личности позволяла использовать результаты, полученные в клинических условиях, для интерпретации данных полевых исследований антропологов. (Правда, абсолютизация клинического метода, превращение его в единственное методологическое орудие да еще с унифицированной, стандартной формой интерпретации и со стремлением к однозначности не дала продуктивных результатов в этнологических исследованиях.) Не менее важно и то, что сверх-я, составляющее часть внутрипсихологической структуры личности, было соединительным мостиком между культурой и внутренними слоями личности.

Таким образом, в процессе изучения и поиска способов лечения истерии было предложено иное видение взаимодействия внутреннего мира личности с окружающим миром. Результаты интроспективного наблюдения «Я» стали соотносимы с внешними социокультурными условиями, а психология, не теряя своего рефлексивного содержания, становилась дисциплиной, изучающей разнообразные этнокультурные стереотипы поведения людей в соотношении с идеальными ценностями (представлениями о желаемом). Другими словами, Фрейд показал, что у психологии есть свой предмет изучения, несводимый к физиологии, и специфические методы познания. В то же время в процессе применения новых форм терапии (психотерапии) было показано, что слово («язык-речь») способно воздействовать на тело, на глубинные внутриорганические структуры. (Можно сформулировать это положение иначе: слово, язык как культурное явление способно регулировать внутриорганические процессы, т. е. психологическое состояние в определенных случаях есть причина органических изменений.)

В самом начале ХХ в. Фрейд пытался применить свою психоаналитическую концепцию к анализу элементов культуры и отдельных личностей предшествующих исторических эпох. Больше всего его интересовало придание символического значения (с психоаналитическим оттенком) сюжетам из мировой литературы.

Несколько позднее Фрейд перешел к обоснованию целостной психоаналитической концепции культуры (один из первых последовательных вариантов психологии культуры). В 1910 г. вышла его работа «Тотемизм и экзогамия», а в 1913 г. — «Тотем и табу». Культурная антропология представлялась Фрейду одной из областей применения психоаналитической теории. Поэтому на протяжении своего творчества он неоднократно возвращался к проблемам происхождения экзогамии и религии. Назову работы «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Болезнь цивилизаций» (1930), «Моисей и монотеизм» (1939).

Всесторонний анализ применения Фрейдом психоаналитической концепции для изучения антропологических (этнологических) проблем не является предметом настоящей работы. Частично эта задача уже выполнена российскими и зарубежными учеными. Для нас психоаналитическая концепция культуры представляет интерес именно как теория, последовательно интерпретирующая историю субъективно-личностными, межличностными взаимодействиями. Основная модель, объясняющая поведение людей, — «Эдипов комплекс» (комплекс Электры) — является, согласно Фрейду, универсальной для всех культур и исторических эпох. В то же время вслед за Геккелем (и Гегелем) Фрейд использовал принцип единства фило- и онтогенеза, который позволял объединять процесс происхождения религии (как важной регулятивной силы, создавшей общество) и процесс индивидуального развития. В нем Фрейд обнаружил следы архаического времени в виде фобий животных, в которых он усматривал отголоски страха древних людей перед своим тотемом.

Основной ведущий мотив и личности, и истории — травма, о которой не хотят вспоминать индивиды и которая замещается ритуалистическим изображением в коллективном сознании. Травма, сопровождавшая «роды» человечества, — убийство и поедание Отца, которое было совершено братьями. Это деяние можно было совершить только коллективно, сообща. Но после отцеубийства сыновьями овладело раскаяние, страх, чувство вины. Они стали оплакивать Отца. Впоследствии образ Отца был заменен на тотемическое животное. Ритуал принесения в жертву тотемического животного служил напоминанием о первородной вине человека. Переживания и раскаивание привели первобытных людей к необходимости запрета на брачно-семейные отношения с женщинами своего клана и «побудили их к согласию, к своего рода общественному договору». Из этого родилась первая форма социальной организации, состоявшая в подавлении инстинктов, принятии взаимных обстоятельств, установлении определенных институтов, объявленных нерушимыми. Эта травма послужила причиной появления религии и культуры как формы организации жизни людей. «Тотемическая религия, — писал З. Фрейд, — произошла из осознания вины сыновей как попытка успокоить это чувство и умилостивить Отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну цель — реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству». Специфическую форму этот сюжет приобрел в христианстве. Здесь также происходит жертвоприношение Бога (распятие Иисуса Христа), но одновременно и Сына приносят в жертву Отцу.

Эмоциональное отношение к Отцу пронизывает всю историю и в определенном отношении персонифицируется во власти государства. «Громадное большинство людей, — отмечает З. Фрейд, — нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиниться, которая господствует над ними Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта потребность масс. Эта тоска по Отцу, живущая в каждом из нас с детских дней». Фрейд трактует аналогию фило- и онтогенеза на основе действий и опыта индивида. В различных его работах можно встретить приведенную выше формулировку «исходя из психологии индивида». Всякая общность для него — масса, толпа, которая волею судьбы объединилась в общество для того, чтобы в коллективном взаимодействии преодолеть страх, вину. Общность для Фрейда нечто вторичное, несущественное, поскольку она — продукт «общественного договора» атомизированных индивидов. Объединенные в общество, индивиды не обладают «коллективным сознанием», отличным от механической суммы сознаний индивидов. Фрейд подчеркивает агрегатность, а не системность (целостность) общества термином «взаимоотношения людей между собой». «Эти взаимоотношения, — пишет он, — называемые социальными, связывают человеческие существа либо в качестве соседей, либо в качестве индивидов, стремящихся к взаимопомощи, либо в качестве сексуальных объектов других людей или в качестве членов одной семьи или государства».

Полнотой реальности и целостности для Фрейда обладает индивид (отдельный человек), являющийся объектом терапии (в клинике). Он же является и носителем древних пластов истории, фиксируемых в бессознательном. Фобии животных у детей есть свидетельство, отголоски доисторического конфликта, передаваемого благодаря индивидуальной наследственности. При этом «архаическое наследие человека включает не только разного рода предрасположения, но и понятийное содержание». Постулат об индивидуальной психической наследственности практически приводит Фрейда к отрицанию грани между животными и людьми: и те, и другие базируются на инстинктах. По мнению Фрейда, «в своем собственном новом опыте животные пользуются тем опытом, который накоплен их видом, то есть сохраняют в себе воспоминание о том, что пережили их предки. У животного-человека это происходит, конечно, точно таким же образом. Его архаическая наследственность, хотя и отличающаяся по широте и характеру, соответствует инстинктам животных». Общий смысл человеческой «истории состоит в том, что агрессивность составляет первичное и независимое инстинктивное предрасположение человеческого существа».

РОЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Носитель культурных и иных качеств у Фрейда, так же как и субъект истории, — индивид. Массовые, коллективные явления Фрейд объясняет как сумму действий атомизированных индивидов, объединенных какой-либо силой или побуждением. Для понимания религии (как коллективного действия) Фрейд проводил аналогию между неврозом и религией. В книге «Навязчивые действия и религиозные отправления» (1907) он говорит об упомянутом сходстве в качестве гипотезы: «Можно было бы рискнуть представить невроз навязчивости как патологическую параллель к возникновению религии и рассматривать невроз как индивидуальную религию, а религию — как всеобщий невроз навязчивости». Но в итоговом труде, посвященном религии, — «Моисей и монотеизм» (1938) — Фрейд отмечает, что эта аналогия «равносильна постулату». Здесь Фрейд окончательно утвердил, можно сказать, канонизировал идею о том, что исходной формой человеческого бытия являются индивидуальные (патологические?!) психические явления. Он фактически отождествил происхождение и функционирование религии (как доминирующего культурного явления) с процессом функционирования индивидуального невроза. Фрейд уже не делает оговорок, когда пишет, что религия «есть не что иное, как невроз человечества», «что ее огромное могущество объясняется точно так же, как и невротическая навязчивость у отдельных наших пациентов». Вообще постановка вопроса об аналогии и сравнительном исследовании ритуала и невроза, греха и вины оригинальна, интересна и продуктивна. (Но, подчеркнем, об аналогии, а не о тождестве.) Эта проблема получила дальнейшую разработку у Э. Фромма.

Но нас интересует прежде всего то, как психоаналитическая теория культуры повлияла на последующие антропологические исследования и какой тип изучения психологии культуры она представляла. Итак, Фрейд свел духовную культуру к индивидуальным проявлениям психики, да еще патологического характера. При этом внутренний мир человека, его «душа» подчинена индивидуальной наследственности и состоит в содержательном плане из смеси доисторической и индивидуальной травм, из страхов, неврозов и психологических защит. Культура есть продукт подавленной агрессивности и сексуального влечения, т. е. сублимация инстинктивных импульсов индивида к разрушению. Таким образом, в концепции Фрейда не может идти речь о коллективной психологии, психологии народов как некоторой интерсубъективной реальности, поскольку для него реален лишь мир патологического индивида-невротика. Другой реальности для него нет, и он все сводит к клиническому опыту общения с пациентами. Естественно, что Фрейда нельзя отнести к последователям культурно-исторического направления изучения психологии культур. Фрейд продолжал развивать генетический подход Г. Лебона, придав ему большую завершенность. Этот аспект психоаналитической концепции важен для последующего исследования развития психологического направления в этнологии США, поскольку в одном из течений направления «культура-и-личность» были реализованы рассмотренные принципы З. Фрейда — индивидуалистичность, наследственность, суммативность и агрегатность взамен целостности. В качестве основных видов характеров была использована типология детской сексуальности (анальная, оральная, генитальная). Основал это течение А. Кардинер.

При изучении причин истерии и использовании новых методов терапии Фрейд показал специфичность психологии, наметил связь между внутренним психическим содержанием и внешними культурными формами. В этом он был близок к В. Дильтею. Дух такого подхода оказал существенное влияние на последующее развитие психологической этнологии, чего нельзя сказать о конкретном применении Фрейдом принципов психоанализа для исследования культур.

Концепцию культуры и происхождения религии Фрейда нередко называют «миф-теорией», поскольку она — плод свободных аналогий, не отягощенная фактическими доказательствами, превратившаяся в догму, доктрину. Сам Фрейд неоднократно именовал ее «научным мифом», «историческим романом», подчеркивая субъективность ее содержания. Но тем не менее она стала объяснительной концепцией, несмотря на то что в исходных пунктах опиралась на недостоверные данные. (Например, никогда и нигде не было циклопической семьи во главе с Отцом, которого съели.) В существовании и развитии психоанализа мы имеем конкретный пример организованной формы знания, которое не вписывается в доктрину формализма-позитивизма, требующего подтверждения (верификации) теории эмпирическими фактами. И все же концепция Фрейда оказала существенное воздействие на дальнейшее развитие психологического направления в этнологии. Очень важен был чисто психологический эффект распространения воззрения ученого, который как бы бросил камень в стоячее болото монистического метода, а его фантазии-теории способствовали рождению новых смелых гипотез и озарения, раскрепощали интуицию исследователей, будили в них жажду раскрытия символов культуры.

Одни ученые антропологи критически восприняли психоанализ и дополнили его, пытаясь придать ему социальный смысл и гуманистическую направленность. Другие, напротив, канонизировали, превратили учение Фрейда в доктрину, а впоследствии — в культ. Но и те и другие способствовали развитию антропологических исследований, прежде всего в аспекте расширений предмета анализа. В сферу научного анализа были вовлечены новые объекты изучения (стереотипы сексуального поведения, эмоциональная сфера личности, сны, различные виды проявления бессознательного). Под влиянием Фрейда была «открыта» новая область исследований — раннее детство в различных культурах — и стали исследоваться соотношение нормы и патологии и межкультурные особенности отклоняющегося поведения. Не без влияния работ Фрейда на иной этап развития вышла психология религии. Аспекты концепции Фрейда были реализованы в различных тенденциях в психологическом изучении культур. Ортодоксально воспринял идеи Фрейда Г. Рохейм, не выходя за рамки классического психоанализа, но с существенными дополнениями исследовали культуры и личности Дж. Деверо и У. Ла Барр. Критически восприняли психоанализ М. Мид и Р. Бенедикт. Дж. Уайтинг и его коллеги осуществили синтез психоанализа и теории научения. Э. Фромм и А. Маслоу стали основателями «гуманистического психоанализа», а Э. Эриксон — психоисторического направления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психоанализ и концепция культуры австрийского психиатра З.Фрейда представляет особый интерес в культурологии психоанализа. Фрейд не только использовал своё глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологии.

Зигмунд Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:

1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.

2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сноведениях.

3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно; целью её является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические, и массовидные регуляторы, а средством – тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо – к аутоагрессивной невротичности, либо – к агрессии направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности. З.Фрейд разработал универсальную методологию контроля за мерой репрессивности культуры, названную им «метапсихологией».

Психоаналитическая теория психического развития Фрейда

Основы психоаналитической теории психического развития заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.

Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии развития по Фрейду

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным», зависимым. Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.

У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Основные понятия
Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.

Основные идеи
Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Факторы развития
Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).

Ценное
Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

Направления Критики

  • Мифологичность
  • Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных
  • Трудность проверки
  • Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее, они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству». Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

Теория Фрейда — Студопедия

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.



Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.


В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот — не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию — подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Объясняя концепцию сверхъестественного Фрейда

По словам его друга и биографа Эрнеста Джонса, Зигмунд Фрейд любил потчевать его «странными или сверхъестественными переживаниями с пациентами». Фрейд испытывал «особую симпатию» к таким историям.

В 2019 году исполняется 100 лет со дня публикации эссе Фрейда «Жуткое». Хотя в то время в эссе было много написано, концепция сверхъестественного у Фрейда часто понимается недостаточно хорошо. Обычно теория сверхъестественного Фрейда упоминается под заголовком «возвращение подавленного».Но Фрейд также предложил другое, чаще упускаемое из виду, объяснение того, почему мы воспринимаем определенные явления как сверхъестественные. Это связано с очевидным подтверждением «преодоленных примитивных верований».

Согласно этой теории, все мы наследуем, как от нашего индивидуального, так и коллективного прошлого, определенные верования в анимистические и магические явления, такие как вера в существование духов, которые, по мнению Фрейда, у большинства из нас в значительной степени, но не полностью, увенчана. «Как только что-то на самом деле происходит в нашей жизни », — писал Фрейд, что, кажется, подтверждает преодоленное примитивное убеждение, — мы чувствуем сверхъестественное.Это явление не только должно восприниматься как имеющее место в действительности, но и вызывать неуверенность в том, что является реальным. Как сказал Фрейд, это явление должно вызвать «конфликт суждений о том, могут ли вещи, которые были« преодолены »и считаться невероятными, в конце концов, невозможны».

Рассмотрим несколько примеров. Кажущиеся акты телепатии и предвидения подтверждают веру во всемогущество мысли. Работы по воску и другие очень похожие на живые человеческие фигуры могут казаться подтверждением веры в анимизм — доктрину, согласно которой все наполнено живой душой.

Замечательную иллюстрацию теории Фрейда можно найти в автобиографии Карла Юнга. В 1909 году во время встречи Юнга и Фрейда у Юнга «возникло любопытное ощущение», как будто его «диафрагма сделана из железа и стала раскаленной докрасна — это светящийся свод». «И в тот момент, — писал Юнг, — из книжного шкафа, стоявшего рядом с ними, раздался такой« громкий отчет », что он и Фрейд« вскочили в тревоге, опасаясь, что вещь вот-вот опрокинется ». Юнг сказал Фрейду: «Вот пример так называемого феномена каталитической экстериоризации.«Да ладно, — ответил Фрейд. «Это полная чушь». «Вы ошибаетесь, герр профессор, — сказал Юнг. «И чтобы доказать свою точку зрения, я теперь предсказываю, что через мгновение будет еще один такой громкий отчет!» Юнг писал, что не успел произнести эти слова, «как в книжном шкафу произошел такой же взрыв».

«По сей день я не знаю, что дало мне такую ​​уверенность». Юнг написал. «Но я знал вне всяких сомнений, что отчет придет снова. Фрейд только ошеломленно уставился на меня ».

После инцидента Фрейд написал Юнгу письмо, в котором посоветовал ему сохранять «хладнокровие».Фрейд сначала был склонен «придавать некоторый смысл» шуму. Но впоследствии он провел некоторые исследования и много раз наблюдал тот же самый шум, исходящий из книжного шкафа, но никогда не был связан с его мыслями. «Моя доверчивость, — писал Фрейд, — или, по крайней мере, моя готовность верить, исчезла вместе с чарами вашего личного присутствия».

Теория преодоления примитивных верований Фрейда дает объяснение того, почему Фрейд испытал жуткое звучание книжного шкафа. Это также дает объяснение того, почему событие по-разному повлияло на Юнга.Для Фрейда причинная связь между мыслями Юнга и шумом была невозможна. Для Юнга это просто подтвердило его веру в реальность «феномена каталитической экстериоризации».

Можно ли использовать эту теорию Фрейда для объяснения всех сверхъестественных явлений? Это маловероятно. Для начала у кого-то могут возникнуть сомнения по поводу характеристики примитивных верований Фрейдом. Также не кажется правдоподобным, что для того, чтобы испытать что-то столь же сверхъестественное, нужно сначала удержать, а затем преодолеть веру в его реальность.Что, если бы я никогда не верил в существование призраков, значит ли это, что я не могу воспринимать призрачное привидение как сверхъестественное?

Можно ли преодолеть эти проблемы теории Фрейда? Это задача для другого случая.

Кредит предоставленного изображения: «Раннее утро в Новой Зеландии» Тобиаса Туллиуса. Общественное достояние через Unsplash .

,

Зигмунд Фрейд 12 защитных механизмов и проблемы самооценки

— Главное меню —Книги могут помочь- 1. Книги по преодолению трудностей и самопомощи- — КИСЛОТНЫЙ ТЕСТ: Консультативные плакаты- — ОТНОШЕНИЕ — ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО! 2-е изд. — — ДЫХАНИЕ: снятие стресса — — Открытие требует 5TP — — ИГРЫ ИГРЫ ЭГО: Социальная стратегия — — ПРАВИЛА ВЫБОРА МУСОРА: Для восстановления — — САД (Сад ваш разум) — — ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ: Психиатрическая лечебница — Проблема решена! 3Rs- — СЕКРЕТ ЗРЕЛОСТИ, Четвертое ИЗДАНИЕ- — СТРЕСС ДЛЯ УСПЕХА, ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ- 2.Эго и духовные книги- — НИЧЕГО ПРОИСХОДИТ: Проблемы эго- — ЭГО (помните о своем эго) — — ЭГО ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА: Стихи для коротких игр- — ЖУРНАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ ЭГО- — СЕБЯ: КТО Я? Проблемы идентичности- — ЧТО-ТО НИЧЕГО: Парадоксы- — Семь шагов духовной сдачи- — История жизни: смысл и цель- — КАКОВА ВАША ИСТОРИЯ? Проблемы эго — 3. Профессиональные и абстрактные книги — — КАРЛ РОДЖЕРС, КОНТРОЛЬНЫЙ УЖАС — — КАК УПРАВЛЯТЬ НИЧЕГО — — НЕ (не читайте это!) — — СИЛЬНЕЕ: стоический ум — — МЫ ВСЕ БЕЗУМНЫЕ! ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ- — МИР ВНУТРИ: Внутренняя жизнь- 4.Книги изречений и афоризмов- — ЕЖЕДНЕВНАЯ ДОЗА РАССМОТРЕНИЯ 2003-4- — ЕЖЕДНЕВНАЯ ДОЗА РАССМОТРЕНИЯ: 2005- — ЕЖЕДНЕВНАЯ ДОЗА РАССМОТРЕНИЯ: 2006- — ЕЖЕДНЕВНАЯ ДОЗА РАССМОТРЕНИЯ: 2007- — ЕЖЕДНЕВНАЯ ДОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ: 2008- РАССМОТРЕНИЕ: 2009 — ЕЖЕДНЕВНАЯ ДОЗА РАЗЛИЧЕНИЯ: 2010 — Ежедневная доза различения: 2011 — 5. Оглавление книг — 6. Книги в мягкой обложке — 7. 99 ¢ Ссылки на книги и помощь — — КИСЛОТНЫЙ ТЕСТ: Консультативные плакаты — — НИЧЕГО ПРОИСХОДИТ: Вызовы эго- — СЕКРЕТ ЗРЕЛЫХ, ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ- — ЧТО-ТО ЗА НИЧЕГО: Парадоксы- — Книги по цене- 8.Бесплатные дополнения к книгам — 9. Бесплатные превью книг — Исправлено самоуважение — 1. Проблемы с эго: Помогите уменьшить — 2. Самоуважение: Помогите исправить — 3. Самостоятельность: Помогите учиться 9 исправленных проблем — 1. Гнев усугубляется — 2 . Обвинять бесполезно- 3. Лучше общаться- 4. Лучше справляться сейчас- 5. Консультации- 6. Лучше молиться- 7. Восстановление работает- 8. Ответственность- 9. Навыки мышления- Помощь Бесплатное образование- 1. Бесплатные электронные книги- 2 Бесплатные курсы- 3. Бесплатные материалы- 4. Бесплатные ресурсы6 Тематические группы- 1. Страницы по темам- 2. Мемы по темам- 3.Цитаты по темам- 4. Стихи по темам- 5. Писание по темам- 6. Сайты по темам

.

Как можно использовать концепцию Эдипова комплекса Фрейда для описания Иоанна Дикаря?

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти в систему
  • Присоединиться

рядов
eNotes
поиск

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти
  • Присоединяйтесь к

Начните бесплатный пробный период

Меню

  • Методическое пособие

    • Резюме
    • Краткое содержание глав

      • Глава 1 Резюме и анализ
      • Глава 2 Резюме и анализ
      • Глава 3 Резюме и анализ

.

Концепция сублимации в психологии Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга

«Психологические исследования не сняли с человеческой психики все многочисленные завесы; он остается таким же неприступным и непонятным, как все глубокие тайны жизни » [К.Г. Юнг, CW 8, пар. 688]

S Ублимация — это процесс, при котором твердые вещества непосредственно преобразуются в парообразное состояние без прохождения через жидкую фазу. Latin sublime означает «высокий», subl i m a re , subl i m a t означает « поднять» (от i mis , «приподнятый»).Термин был введен в немецкую терминологию Гете (1749-1832). Психологическое значение этого термина было придано Ницше (1844-1900), а позже развито Вильгельмом Флейсом (1852-1928), влиятельной фигурой в теории Фрейда. В психоаналитической теории сублимация — это перевод либидо в неинстинктивные каналы. Фрейд считал, что энергия, вложенная в сексуальные импульсы, может быть направлена ​​на поиск более приемлемых и социально ценных достижений культурных достижений, поэтому сублимация является ключевой концепцией в его учении, соединяющем сексуальную теорию и теорию культуры («заметная особенность культурного развития». ).(Ван Хаут, 2004) Фрейд: «Задача сублимации состоит в том, чтобы сместить инстинктивные цели таким образом, чтобы они не могли столкнуться с разочарованием из внешнего мира. В этом помогает сублимация инстинктов. Наибольшая выгода достигается, если он может достаточно увеличить отдачу от источников интеллектуального труда »(…)« Удовлетворение такого рода, такое как радость художника в творчестве, в том, что он дает тело своим фантазиям, или у ученого в решении проблем. или открытие истины имеет особое качество.Но их интенсивность невысока по сравнению с тем, что происходит от насыщения грубых и первичных инстинктивных импульсов ». (Фрейд, 1960) «Каждый человек, попадая в сообщество, должен принять участие в этом процессе, благодаря которому цивилизованная жизнь была построена и только с помощью которого она поддерживается. Он должен повторить жертвоприношения своих инстинктивных удовольствий ради общего блага ». (Barlett, 1928, выделено мной) Трансформация — наиболее важное понятие в юнгианской психологии, которое используется для описания разнообразия процессов.(Stein, 1985) Юнг сказал: «Сублимация не является добровольным и насильственным направлением инстинкта в ложную область применения» (…) « Sublimatio — великая тайна. Фрейд присвоил эту концепцию и узурпировал ее в сфере воли и буржуазного рационалистического theos ». (Адлер, 1961) Sublimatio — это алхимический процесс, в котором восходящее действие приводит к переходу в более высокую форму. Алхимик освобождает anima mundi заключенных в материю.Он увидел освобождение мировой души от тьмы материи; то есть бессознательное. (Stern, 1991) Эго, таким образом, освобождается от абсолютной диктатуры архетипических сил и вместо навязчивого следования своей судьбе поддерживает творческое общение с ними. рождение Самости приводит не к смещению предыдущего психологического центра, а к полному изменению отношения человека к жизни, сопровождаемому психологической свободой. (Якоби, 1942) Вся личность «необратимо обновляется».(Франц, 1980) Это происходит не путем разъяснения того, что подавлялось, а путем воссоединения эго с его полностью автономным, витальным и par excellence преобразующим источником , которым бессознательное, как показал нам Юнг, является. В этом смысле термины метанойя, матаморфоза, пресуществление, возрождение и трансформация, через которые происходит индивидуация, являются синонимами. Трансформация — это цель терапии. (Юнг, CW 17, пар. 904) В то время как Фрейд использовал этот термин для описания произвольного волевого акта, Юнг утверждает, что сублимация может «случиться» с нами только как своего рода милость.(Юнг, 1912). Для Фрейда либидо было строго сексуальной энергией, для Юнга оно было самой «жизненной силой». Соответственно различаются и практические результаты их теорий. Терапевтическая техника Фрейда — reductio in primam figuram (Юнг, CW 8, пар. 40), а Юнга restitutio ad integrum . (Якоби, 1959). Для Фрейда это понятие основано на материалистической вере, в то время как Юнг признает трансцендентных потенциалов человеческой психики. В этом отношении юнгианский анализ не сводит каузально один психический продукт к другому, но динамически связывает их с попыткой создать символ.Символ в форме трансцендентной функции обладает способностью вызывать психическую трансформацию ( Wandlung ). Связь бессознательного и сознания происходит через трансцендентную функцию: «новое содержание, которое управляет всей установкой, положив конец разделению и направляя энергию противоположностей в общий канал. Тупик преодолен, и жизнь может течь с новой силой к новым целям ». (Юнг, 1921) Исцеление происходит от соединения с природным потенциалом делать это через рост новых : «Невротик болен не потому, что он потерял свою старую веру, а потому, что он еще не нашел новую форму для своего лучшего. стремления».(Jung, 1914). Даже если мы можем говорить о трансформации как о реорганизации либидо, расширении сознания, рождении Самости, создании оси эго-Самость и т. Д., Феноменология, процесс и природа трансформации должны оставаться неизменными. тайна и как таковая должна рассматриваться в терапии: со смирением и уважением.

Библиография

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *