Коммуникация как структура и процесс: Коммуникация как процесс и структура — Студопедия.Нет

Содержание

Коммуникация как процесс и структура — Студопедия.Нет

Основные элементы коммуникационного процесса и их характеристика.

Пять стадий линейной коммуникации (решение о сообщении; кодирование; передача сообщения; принятие информации; интерпретация сообщения). Общая структура коммуникации: субъекты коммуникации, коммуникационная деятельность, коммуникативное сообщение, коммуникативные технологии.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Коммуникация – в широком смысле – процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Коммуникация социальная – обмен информации между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).

В теории социальной коммуникации принято выделять три основные модели взаимодействия между отдельными людьми или их группами, причем численный состав группы также влияет на процесс коммуникации.

коммуникационная деятельность — это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.


Коммуник технологии-низко и высокоинтенсивные (слухи. пропаганда и т.п.)??

 

Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая «формула ЛАССУЭЛЛА»: Кто ?Что говорит?По какому каналу? Кому?       С каким эффектом?

Коммуникатор — Сообщение — Средство -Реципиент -Эффект

 

Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Г.Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: «Кто говорит» — изучение коммуникатора; «Что говорит» — контент-анализ сообщений; «По какому каналу» – изучение СМК; «Кому» — исследования аудитории; «С каким результатом» — измерение эффективности коммуникации. Для знакомства с опытом исследований процесса коммуникации эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой (а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в ее русле).

Обобщающий характер модели подразумевает включение в ее структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Так что, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных. Доказано влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик.



Большой список переменных, влияние которых подтверждено конкретными исследованиями можно привести по каждому элементу формулы.

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор [5]. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации — она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

 

В модели ШЕННОНА-УИВЕРА коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории «Белл Телефон» и это во многом определило «технический» характер созданной модели, ее «дистанционность». Главной задачей было снижение «шума» и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].

Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важным моментам в процессе коммуникации. Это — влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.

 

Коммуникация как процесс и структура — Студопедия.Нет

Основные элементы коммуникационного процесса и их характеристика.

Пять стадий линейной коммуникации (решение о сообщении; кодирование; передача сообщения; принятие информации; интерпретация сообщения). Общая структура коммуникации: субъекты коммуникации, коммуникационная деятельность, коммуникативное сообщение, коммуникативные технологии.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Коммуникация – в широком смысле – процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Коммуникация социальная – обмен информации между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).

В теории социальной коммуникации принято выделять три основные модели взаимодействия между отдельными людьми или их группами, причем численный состав группы также влияет на процесс коммуникации.

коммуникационная деятельность — это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.


Коммуник технологии-низко и высокоинтенсивные (слухи. пропаганда и т.п.)??

Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая

«формула ЛАССУЭЛЛА»:

Кто      ?Что говорит?По какому каналу? Кому?       С каким эффектом?

Коммуникатор — Сообщение — Средство -Реципиент -Эффект

 

 

Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Г.Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: «Кто говорит» — изучение коммуникатора; «Что говорит» — контент-анализ сообщений; «По какому каналу» – изучение СМК; «Кому» — исследования аудитории; «С каким результатом» — измерение эффективности коммуникации. Для знакомства с опытом исследований процесса коммуникации эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой (а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в ее русле).

 

Обобщающий характер модели подразумевает включение в ее структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Так что, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных. Доказано влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик.



 

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор [5]. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации — она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

 

В модели ШЕННОНА-УИВЕРА коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории «Белл Телефон» и это во многом определило «технический» характер созданной модели, ее «дистанционность». Главной задачей было снижение «шума» и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].

Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важным моментам в процессе коммуникации. Это — влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.

Структура процесса коммуникации. — Студопедия

Процесс коммуникации реализуется посредством коммуникационного канала. Канал коммуникации состоит из четырё основных элементов (рис.13.1):

Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её.

Сообщение – информация, которую передает отправитель получателю.

Канал или средство передачи информации – техническая система, способная передать информацию без искажений

Получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и который её интерпретирует.

Основной эффект коммуникационного процесса – это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.

Основные результаты коммуникационного процесса:

— Изменение в знаниях «получателя»;

— Изменение в целевых установках «получателя», т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

— Изменение поведения «получателя», обусловленное новыми знаниями.

В процессе реализации коммуникаций надо помнить, что человек способен запомнить

· 10 % того, что он прочитал;

· 20 % того, что он услышал;

· 30 % того, что он увидел;

· 70 % того, что он сам сказал;

· 80 % того, что он сам сказал и сделал;

· 90 % того, что он объяснил другому.

Коммуникационные барьеры. Коммуникация успешная, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывается отправителем, т.е. менеджером.

Барьеры коммуникации – это факторы, снижающие возможность успешной коммуникации. Барьеры коммуникации могут возникать на макроуровне и на микроуровне.



Макробарьеры коммуникаций мешают успешной коммуникации в целом (перегруз сетей, сознательное «глушение» канала, сложность интерпретации…).

Микробарьеры – создают локальные помехи в узких конкретных сферах деятельности (поломка техники, слабая заинтересованность отправителя или получателя в точности информации…).

К основным барьерам коммуникации относят:

v Специфику восприятия. В зависимости от эмоционального состояния, различий в суждениях и интересах, социальных установок люди воспринимают одну и ту же информацию по разному.

v Семантику. Слова, которыми передается информация трактуются различными людьми по разному.

v Обмен невербальной информацией. Информация, передаваемая жестами, мимикой и т.п. может трактоваться разными людьми по разному.

v Плохую обратную связь. Неумение менеджера организовать обратную связь может приводить к непониманию его распоряжений.

Процесс коммуникации окажется успешным с большей вероятностью, если будут соблюдаться десять заповедей успешной коммуникации:

1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание;

2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации;

3. Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации;

4. Проконсультируйтесь со специалистами при планировании коммуникации;

5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения;

6. Воспользуйтесь имеющимися возможностями включения в сообщение полезной и ценной для получателя информации;

7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация;

8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра;

9. Добивайтесь, чтобы информация носила актуальный и правдивый характер;

10. Учитесь умению слушать другого.

12. Коммуникация как процесс и структура.

Основные
элементы коммуникационного процесса
и их характеристика.

Пять
стадий линейной коммуникации (решение
о сообщении; кодирование; передача
сообщения; принятие информации;
интерпретация сообщения). Общая структура
коммуникации: субъекты коммуникации,
коммуникационная деятельность,
коммуникативное сообщение, коммуникативные
технологии.

Коммуникационный
процесс

— это обмен информацией между двумя или
более людьми. Основная цель коммуникационного
процесса — обеспечение понимания
информации, являющейся предметом обмена,
т.е. сообщений.

Коммуникация
– в широком смысле – процесс взаимодействия
и способы общения, позволяющие создавать,
передавать и принимать разнообразную
информацию.

Коммуникация
социальная

– обмен информации между социальными
субъектами (индивидами, индивидом и
общностью, общностями, индивидом и
институтом, общностью и институтом,
социальными институтами).

В
теории социальной коммуникации принято
выделять три основные модели взаимодействия
между отдельными людьми или их группами,
причем численный состав группы также
влияет на процесс коммуникации.

коммуникационная
деятельность
— это

деятельность по передаче информации
от источника (коммуникатора) к получателю
(реципиенту) посредством определенного
канала. Между коммуникатором и реципиентом
может осуществляться «обратная связь»,
то есть процесс с помощью которого
коммуникатор получает информацию о
том, в какой мере и с каким качеством
реципиент получил информацию.

Коммуник
технологии-низко и высокоинтенсивные
(слухи. пропаганда и т.п.)??

Первой
и наиболее известной моделью
коммуникационного процесса стала так
называемая

«формула
ЛАССУЭЛЛА»:

Кто ?Что
говорит?По какому каналу? Кому? С каким
эффектом?

Коммуникатор
— Сообщение — Средство -Реципиент -Эффект

Модель
была создана и применялась главным
образом для того, чтобы придать структурную
организованность дискуссиям о
коммуникации. Сам Г.Лассуэлл использовал
ее для обозначения различных направлений
в исследованиях коммуникации. Каждый
элемент формулы представляет собой
самостоятельную область анализа
коммуникационного процесса: «Кто
говорит» — изучение коммуникатора;
«Что говорит» — контент-анализ
сообщений; «По какому каналу» –
изучение СМК; «Кому» — исследования
аудитории; «С каким результатом»
— измерение эффективности коммуникации.
Для знакомства с опытом исследований
процесса коммуникации эта схема даже
сегодня является наиболее подходящей,
поскольку наглядно соотносит элементы
между собой (а также потому, что большое
количество исследований последующих
лет проводилось уже в ее русле).

Обобщающий
характер модели подразумевает включение
в ее структуру всех факторов, имеющих
влияние на процесс коммуникации. Так
что, каждый элемент формулы в
действительности является совокупностью
переменных. Доказано влияние на восприятие
коммуникатора характера его позиции,
установок, внешности и многих других
характеристик.

Найдя
модель Лассуэлла применимой, хотя и
сильно упрощенной, некоторые исследователи
стали развивать ее дальше. Р.Брэддок
добавил к ней еще два элемента
коммуникативного акта: условия, в которых
протекает коммуникация, и цель, с которой
говорит коммуникатор [5]. «Формула
Лассуэлла» отражает характерную
особенность ранних моделей коммуникации
— она предполагает, что коммуникатор
всегда старается повлиять на реципиента,
и, следовательно, коммуникация должна
трактоваться как процесс убеждения.
Это допущение ориентирует модель на
применение прежде всего в области
анализа политической пропаганды.

В
модели ШЕННОНА-УИВЕРА коммуникация
также описывается как линейный
односторонний процесс. Математик Шеннон
работал над своей коммуникационной
моделью в конце 40-х годов по заказу
лаборатории «Белл Телефон» и это
во многом определило «технический»
характер созданной модели, ее
«дистанционность». Главной задачей
было снижение «шума» и максимальное
облегчение обмена информацией. Модель
описывает пять функциональных и один
дисфункциональный (шум) факторы
коммуникативного процесса. К функциональным
элементам относятся: источник информации,
продуцирующий сообщение; отправитель,
кодирующий сообщение в сигналы; канал,
проводящий это сообщение; получатель;
цель, или место назначения.

Преимущество
данной схемы состоит в очевидности
того, что сообщение, отправленное
источником и сообщение, достигнувшее
реципиента, имеют неодинаковое значение.
Позднее положение об искажении информации
было дополнено другими причинами
исходной и конечной информации. В связи
с работами по селективности восприятия
стало известно, что коммуникационный
канал включает последовательность
фильтров, приводящих к тому, что количество
информации на входе в систему больше
той информации, которая срабатывает на
выход [Н.Винер].

Наиболее
широкое распространение получила
линейная
модель
,
рассматривающая коммуникацию как
действие, в рамках которого отправитель
кодирует идеи и чувства в определенный
вид сообщения и затем отправляет его
получателю, используя какой-либо канал
(речь, письменное сообщение и т.п.). Если
сообщение достигло получателя, преодолев
разного рода «шумы», или помехи, то
коммуникация считается успешной. Данная
модель привлекает внимание к некоторым
важным моментам в процессе коммуникации.
Это — влияние канала, по которому
получено сообщение, на реакцию получателя.
Так, признание в любви при встрече с
глазу на глаз будет воспринято совсем
иначе, чем прочитанное в письме или
услышанное по телефону. Также линейная
модель обращает внимание на «шум»,
помехи, искажающие сообщение. К ним
относятся как физические (людное, шумное
помещение), так и психологические (они
связаны с физическим или эмоциональным
состоянием человека, мешающим ему
адекватно воспринимать сообщение)
помехи. Но у этой модели есть недостаток
— она рассматривает коммуникацию как
однонаправленный процесс, идущий от
отправителя к получателю. Поэтому модель
годится для описания письменной
коммуникации, воздействия средств
массовой информации, где получатель
сообщения рассматривается как объект
воздействия.

Понятие и структура коммуникативного процесса — Студопедия

Тема 3.2. Общение как коммуникация

План лекции:

  1. Понятие и структура коммуникативного процесса
  2. Этапы коммуникационного процесса
  3. Средства общения

Проявление интереса к проблеме коммуникации в XX веке наблюдалось и за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем, проблема моделирования взаимосвязи, как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества.

Коммуникациейтрадиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности.

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.



  1. В ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых – активный субъект.
  2. Должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
  3. Влияние коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
  4. Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в виде приказа, совета или просьбы, она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть в форме:

1. активации, т.е. побуждения к действию в заданном направлении;

2. интердикции, т.е. такого побуждения, которое, наоборот, не допускает определенных действий, запрещает нежелательные виды деятельности;

3. дестабилизации, т.е. рассогласования или нарушения некоторых форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация проявляется в виде сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, но содержит в себе ориентировочную основу, влияющую на поведение партнера по общению.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

1. Кто передает сообщение Коммуникатор
2. Что передается Сообщение (текст)
3. Как осуществляется передача Канал связи
4. Кому направлено сообщение Реципиент (слушатель)
5. Ответная реакция Обратная связь

    
 
  

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

  1. открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции.
  2. отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений.
  3. закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

7.Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс

Работа
организации зависит от процесса обмена
информацией – коммуникации. В процессе
коммуникации сигналы или послания о
поведении передаются от одного субъекта
к другому и обратно. Субъектами могут
выступать отдельные личности, группы
и организации в целом.

    В
первом случае коммуникация носит
межличностный характер и осуществляется
путем передачи идей, фактов, мнений,
намеков, ощущений или восприятий, чувств
и отношений от одного лица другому в
вербальной (устной или письменной)
форме, а также в невербальной (позы,
жесты, тон голоса, время передачи и т.п.)
форме с целью получения желательного
ответа.

    Во
втором и третьем случаях речь идет об
организационной коммуникации, т.е. о
том как, кем и когда посылаются сигналы
в контексте групп и организации
(совещания, презентации, инструкции и
процедуры, деловая документация, приказы
и распоряжения, планы и
т.п.) и как организовано получение
обратной связи (наблюдения, отчеты,
оценка и т.п.).

    Термин
«коммуникация»
происходит от латинского «communis»,
означающего «общее»: передающий сигналы
или послания пытается установить
«общность» с получающим их.

    Эффективная
коммуникация требует от каждой из сторон
определенных навыков и умений, а также
наличия определенной степени взаимного
понимания.

   
Эффективная межличностная коммуникация
в силу ряда причин очень важна для успеха
в управлении.

    Информационный аспект
характеризует коммуникацию как процесс
движения информации.

    Личностный аспект
характеризует коммуникацию как
взаимодействие личностей.

    Значение
коммуникации:

1.
связующий процесс – объединяет в единое
целое все функции менеджмента;

2.
формирует поведение людей в организации;

3.
осуществляется координация их
деятельности;

4.
происходит передача информации для
принятия и реализации решения.

    Процесс
коммуникации:

    Этап
отправления
 включает
в себя следующие шаги. Тот, кто передает
информацию, называется отправителем (
проектировании и кодировании информации).
Кодирование в коммуникационном процессе
начинается с выбора системы кодовых
знаков — носителей информации. Носителями
могут быть звук, свет, температура,
запах, вкус, атмосферное давление и
физические действия. Далее носители
организуются в определенную форму,
которой могут быть речь, текст, рисунок,
поступок и т.д. В результате проведенных
исследований формируется послание,
содержащее данные с определенным
значением. Послание посредством
передатчика поступает в передающий
канал, доводящий его до заданного
адресата. Передатчиком может быть как
сам человек (его тело и голос), так и
техническое средство (телефон, радио,
телефакс, телевизор, компьютер, робот
и т.п.), а также химическое или физическое
состояние среды (жидкость, газ, твердые
вещества, радиация, свет и т.п.). В качестве
каналов используется сама среда (воздух,
вода и свет) и различные технические
устройства и приспособления (линии,
волны и т.п.).

    Этап
получения
 передаваемой
информации и понимания ее значения.
Тот, кого достигло и кому было адресовано
послание, называется получателем
(фиксации получения послания, но в
значительной степени в раскодировании
этого послания в понятное и приемлемое
для получателя значение). Раскодирование
включает восприятие (что получил)
послания получателем, его интерпретацию
(как понял) и оценку (что и как принял).

    Последним
важным элементом коммуникационного
процесса является обратная
связь
,
появляющаяся в результате обмена
участников процесса ролями. Таким
образом, весь цикл повторяется вновь,
но уже в другом направлении. Обратная
связь — это ответ получателя на послание.
Она дает возможность отправителю узнать,
дошло ли послание до адресата и в каком
значении.

Тема 5. Система коммуникаций в организации

Вопросы:

1. Сущность и виды
коммуникаций. Структура процесса
коммуникации.

2. Межличностные
коммуникации.

Литература:

1. М. Х. Мескон и др.
Основы менеджмента, — М, Дело, гл. 6

2. В. Р. Веснин.
Основы менеджмента. – М, 1996, с. 102-108

3. Менеджмент. / под
ред. М. М. Максимцова и А. В. Игнатьевой.
– М, 1998, гл. 11

4. О. С. Виханский,
А. И. Наумов. Менеджмент. 3-е издание, — М,
1998, с. 379-391.

1 Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникаций

Работа любой
организации зависит от процесса обмена
информацией между отдельными
подразделениями и сотрудниками
организации.

Этот процесс обмена
информацией, её смысловым значением
называется коммуникацией.

Таким образом,
коммуникация — это обмен информацией
между двумя или более людьми для
обеспечения их взаимопонимания, это
обмен их мыслями, чувствами, идеями.

Существует два
аспекта коммуникаций – информационный
и личностный.

Информационный
характеризует коммуникацию как процесс
движения информации, а личностный –
как взаимодействие личностей
.

Поэтому не следует
понятие коммуникации отождествлять с
понятием информация.

Коммуникация
– это социально – экономическое явление,
проявление сущности человека и его
отношений с другими людьми.
А
информация является внешним проявлением
коммуникации.

Коммуникация
играет важную роль в процессе управления.
Она является связующим процессом,
объединяющим в единое целое все функции
управления.

Без коммуникации
невозможно существование любой
организации. С помощью коммуникации
формируется поведение людей в организации;

  • осуществляется
    координация их деятельности;

  • происходит
    передача информации для принятия и
    реализации решений;

Велика роль
коммуникации в деятельности любого
менеджера. Можно утверждать, что
эффективность его работы прежде всего
зависит от эффективности его коммуникаций.

Коммуникации
в организации представляют сложную
многоуровневую систему, охватывающую
организацию и её элементы, а также её
внешнее окружение. Поэтому выделяют

Рис. 1 Классификация
коммуникаций

Внешние
коммуникации — информационное
взаимодействие с внешней средой.
Организации используют различныесредства обмена информацией с
субъектами внешнего окружения: это и
реклама, выставки-продажи, связи с
общественностью, через прессу; различные
отчеты, справки, сведения в органы
государственного контроля и регулирования,
поддержка определенных политических
партий, движений, отдельных депутатов
и многое другое.

Внутренние
коммуникации – это информационные
обмены между уровнями управления
подразделениями.

Различают:
организационные и межличностные
коммуникации

Организационные
коммуникации осуществляются на уровне
всей организации.

Межличностные
коммуникации – это прямой межличностный
обмен информацией между сотрудниками
организации
. Они делятся на:

  • формальные
    или официальные и,

  • неформальные.

Формальные
коммуникации определяются политикой,
правилами, должностными инструкциями
данной организации и осуществляются
по формальным каналам.

Неформальные
коммуникации осуществляются на основе
установившихся личных отношений между
работниками организации
.

Наличие
неформальных коммуникации связано со
стремлением работников знать ту
информацию, которую они не могут получить
с помощью формальных организационных
коммуникаций. Неформальными коммуникациями
иногда пользуются руководители, чтобы
выяснить реакцию сотрудников на
предполагаемые изменения.

Особенности
этих коммуникаций является большая
скорость передачи информации, значительный
объём аудитории, не всегда высокая
достоверность передаваемых сообщений.

Часто неформальные
коммуникации имеют форму различных
слухов. Хотя наличие в организации
неформальных коммуникаций является
явлением нормальным, но появление
различных слухов – это всегда следствие
недостатка информации, свидетельство
неэффективности системы коммуникаций.
Поэтому передача максимально
возможной информации через каналы
формальной коммуникации позволяет
уменьшить количество слухов.

Среди формальных
организационных коммуникаций выделяют:
коммуникации между уровнями управления
(вертикальные коммуникации) и коммуникации
между подразделениями (горизонтальные
коммуникации).

Вертикальные
или межуровневые коммуникации – это
обмен информацией между подразделениями
или работниками, находящимся на разных
уровнях управления. Они подразделяются
на коммуникации сверху вниз (нисходящие)
и снизу вверх (восходящие).

Коммуникации
сверху вниз имеют своим содержанием
приказы, решения, конкретные задания,
изменения правил, инструкции и др.

Коммуникации
снизу вверх имеют форму отчетов, сообщений
о возникающих трудностях, проблемах и
предложениях по их разрешению, просьб
и др. К вертикальным коммуникациям
относятся также коммуникации руководитель
– подчиненный и руководитель – рабочая
группа.
Эти коммуникации оказывают
непосредственное влияние на процесс
деятельности и они наиболее подробно
будут рассмотрены в отдельной теме.

Горизонтальные
коммуникации осуществляются на одном
уровне управления между равными по
положению в организации подразделениями
или работниками.
Например, коммуникации
между сотрудниками разных отделов. Эти
коммуникации имеют форму обмена мнений,
координации действий, сообщений и др.

Наиболее
эффективными являются горизонтальные
коммуникации
, при их использовании
информационные потери иискажения
составляют порядка 10%,
т. е. около
90% сообщений попадает к получателям и
ими воспринимаются. Это объясняется
тем, что работники, находящиеся на одном
и том же уровне, хорошо знают характер
работы своих коллег.

В вертикальных
коммуникациях потери и искажения
информации довольно значительны.
Например, в нисходящих коммуникациях
только 20% информации доходит до низших
уровней и правильно понимается ими
.

В восходящих
коммуникациях потери и искажения
информации еще значительней – только
порядка 10% информации с низших уровней
доходит до высших уровней управления.

Связано это с
процессом фильтрации в межуровневых
коммуникациях. Фильтрация означает,
что с одного уровня управления на другой
руководителем направляются только те
сообщения, которые его касаются. При
этом сообщения могут суммироваться или
упрощаться, отсеиваться. Такой отбор
может стать причиной искажения исходной
информации. Искажение информации
может возникать при передачи информации
от подчиненных к руководителю, когда
руководителя высшего звена стараются
снабжать только положительно воспринимаемой
информацией.

Искажение информации
может поступать вследствие информационных
перегрузок. Руководитель при этом менее
важную информацию отсеивает. А этот
отсев всегда субъективен.

Все виды
коммуникаций связаны между собой и
составляют единое целое – систему
коммуникации организации
. Деятельность
организации в значительной степени
зависит от эффективности системы
коммуникации.Коммуникация как
процесс обмена информацией возможен
только при наличии 4 основных элементов:
(рис. 2)

  1. отправитель
    – это лицо, которое собирает или отбирает
    информацию и передает её;

  2. сообщение –
    это собственно информация, выраженная
    в словах, цифрах, жестах и др.

  3. канал – средство
    передачи информации – например, устная
    речь, письмо, электронные средства
    связи.

  4. Получатель –
    лицо, которому направлена информация
    и которое её воспринимает.

Э

Рис. 2 Основные
элементы коммуникаций

тот процесс разделяется на 5 логически
связанных этапов (рис.3):

Рис. 2 Основные элементы коммуникации

Что такое коммуникационный процесс? определение и значение

Определение: Связь — это двусторонний процесс, в котором сообщение в форме идей, мыслей, чувств, мнений передается между двумя или более людьми с целью создания общего понимания .

Просто акт передачи предполагаемой информации и понимания от одного человека к другому называется коммуникацией. Термин «общение» происходит от латинского слова «Communis» , что означает делиться.Эффективная коммуникация — это когда сообщение, переданное отправителем, понимается получателем точно так же, как оно было задумано.

Процесс коммуникации

Коммуникация — это динамический процесс, который начинается с концептуализации идей отправителем, который затем передает сообщение по каналу получателю, который, в свою очередь, дает обратную связь в форме некоторого сообщения или сигнала в течение заданного периода времени. Таким образом, существует семь основных элементов коммуникационного процесса:

communication process

  1. Отправитель: Отправитель или коммуникатор — это человек, который инициирует разговор и концептуализировал идею о том, что он намерен передать ее другим.
  2. Кодирование: Отправитель начинает с процесса кодирования, в котором он использует определенные слова или невербальные методы, такие как символы, знаки, жесты тела и т. Д., Для преобразования информации в сообщение. Знания, навыки, восприятие, предыстория, компетенции отправителя и т. Д. Имеют большое влияние на успешность сообщения.
  3. Сообщение: После завершения кодирования отправитель получает сообщение, которое он намеревается передать. Сообщение может быть письменным, устным, символическим или невербальным, например телесными жестами, тишиной, вздохами, звуками и т. Д.или любой другой сигнал, вызывающий отклик приемника.
  4. Канал связи: Отправитель выбирает среду, через которую он хочет передать свое сообщение получателю. Его необходимо тщательно выбирать, чтобы сообщение было эффективным и правильно интерпретировалось получателем. Выбор носителя зависит от межличностных отношений между отправителем и получателем, а также от срочности отправляемого сообщения. Устные, виртуальные, письменные, звуковые, жестовые и т. Д.являются одними из наиболее часто используемых средств коммуникации.
  5. Получатель: Получатель — это лицо, для которого предназначено или предназначено сообщение. Он пытается понять это наилучшим образом, чтобы цель коммуникации была достигнута. Степень, в которой получатель декодирует сообщение, зависит от его знания предмета, опыта, доверия и отношений с отправителем.
  6. Декодирование: Здесь получатель интерпретирует сообщение отправителя и пытается понять его наилучшим образом.Эффективное общение происходит только в том случае, если получатель понимает сообщение точно так же, как это было задумано отправителем.
  7. Обратная связь: Обратная связь — это последний шаг процесса, который гарантирует, что получатель получил сообщение и правильно его интерпретировал, как это было задумано отправителем. Это увеличивает эффективность коммуникации, поскольку позволяет отправителю знать эффективность своего сообщения. Ответ получателя может быть вербальным или невербальным.

Примечание: Шум показывает барьеры в коммуникации. Есть вероятность, что отправленное отправителем сообщение не будет получено получателем.

,

Процесс общения

1.2 Процесс коммуникации

Цели обучения

  1. Определите и определите компоненты модели передачи данных.
  2. Определите и определите компоненты модели взаимодействия коммуникации.
  3. Определите и определите компоненты транзакционной модели коммуникации.
  4. Сравните и сопоставьте три модели общения.
  5. Используйте транзакционную модель коммуникации, чтобы проанализировать недавнюю коммуникацию.

Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют общение более подробно, чем другие, но даже самая сложная модель все еще не воссоздает то, что мы переживаем даже в момент общения.Модели по-прежнему служат ценной цели для студентов, изучающих общение, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и шаги в процессе общения, определять общение и применять концепции общения. Когда вы поймете, как функционирует общение, вы сможете более осознанно думать во время общения, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакции.

Хотя эти модели коммуникации различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают в себя следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В моделях коммуникации участники — отправители и / или получатели сообщений в коммуникационной встрече. являются отправителями и / или получателями сообщений при взаимодействии. Сообщение — вербальное или невербальное содержание, передаваемое при общении.это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое получит ваш друг.

Хотя модели коммуникации предоставляют полезную схему, позволяющую увидеть, как работает процесс коммуникации, они недостаточно сложны, чтобы понять, на что похоже общение в том виде, в каком оно происходит.

Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, — это процесс кодирования и декодирования.Кодирование — процесс превращения мыслей в общение. это процесс превращения мыслей в общение. Как мы узнаем позже, уровень сознательной мысли, которая используется при кодировании сообщений, варьируется. Расшифровка: процесс превращения общения в мысли. это процесс превращения общения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить своему соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь сегодня пиццу заказать? Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше общение и превращает его в мысли, чтобы придать смысл.Конечно, мы не просто общаемся устно — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал — сенсорный маршрут, по которому идет сообщение, или сенсорный маршрут, по которому идет сообщение, к получателю для декодирования. Хотя сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, прикосновение, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и / или слуховые (звуковые) каналы. Если у вашего соседа по комнате есть наушники и он увлечен видеоигрой, вам может потребоваться привлечь его внимание, махнув руками, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.

Модель передачи данных

Модель передачи коммуникации Описывает коммуникацию как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю. описывает коммуникацию как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю. Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках взаимодействия. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса.Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушателя. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели. Подумайте о том, как человек из радиостудии отправляет вам радиосообщение, которое слушает вас в машине.Отправитель — диктор, который кодирует словесное сообщение, которое передается радиовышкой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших (получателя) ушей через антенну и динамики для декодирования. Диктор радио на самом деле не знает, получили ли вы его или ее сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале отсутствуют помехи, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.

Рисунок 1.1 Модель передачи сообщения

Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, ответственность за обеспечение успешной передачи сообщения возлагается на отправителя. Эта модель подчеркивает ясность и эффективность, но также признает наличие препятствий для эффективного общения. Шум — все, что мешает передаче сообщения между участниками во время взаимодействия. это что-либо, что мешает передаче сообщения между участниками взаимодействия.Даже если говорящий отправляет четкое сообщение, шум может мешать точному получению и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды Физический шум, присутствующий при общении. любой физический шум, присутствующий при общении. Другие люди, разговаривающие в многолюдной закусочной, могут помешать вашей способности передавать сообщение и успешно его декодировать. Хотя окружающий шум мешает передаче сообщения, семантический шум — это шум, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ.относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Чтобы использовать технический пример, антенны FM не могут декодировать радиосигналы AM и наоборот. Точно так же большинство говорящих по-французски не могут декодировать шведский язык и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.

Хотя сегодня модель передачи может показаться нам простой или даже недостаточно развитой, создание этой модели позволило ученым по-новому изучить процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации, которые мы обсудим позже.Эта модель недостаточно богата, чтобы фиксировать динамическое взаимодействие лицом к лицу, но есть примеры, в которых общение является односторонним и линейным, особенно коммуникация с использованием компьютера (CMC). Как поясняется в следующем блоке «Как подключиться», CMC теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и принес с собой некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщения хорошо подходит для описания процесса обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был передан эффективно или сообщение было получено вообще.Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совершенно иное, чем вы имели в виду, то семантический шум мешает передаче сообщения. Мне нравится охота за скидками в благотворительных магазинах, поэтому я недавно отправила сообщение подруге с вопросом, не хочет ли она поработать на выходных. После того, как она ответила «Что?!?» Я просмотрел свой текст и увидел, что мой «умный» телефон автоматически исправил , сберегая , на , выталкивая ! Скорее всего, вы сталкивались с аналогичными проблемами с текстовыми сообщениями, и быстрый поиск в Google примеров текстовых сообщений, ставших забавными или смущающими благодаря функции автозамены, доказывает, что многие другие тоже.

«Подключение к электросети»

Связь с компьютером

Когда во время Второй мировой войны были созданы первые компьютеры и в начале 1960-х годов произошел первый обмен электронной почтой, мы сделали первые шаги к будущему, наполненному компьютерными коммуникациями (CMC). Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и домах.Я помню, как получил наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack, в начале 1990-х годов, а затем получил наше первое подключение к Интернету дома примерно в 1995 году. Я создал свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, насколько это было новым и захватывающим. отправлять и получать электронную почту. Я не мог себе представить время, когда я буду получать десятки писем в день, а тем более иметь возможность проверять их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающие эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без CMC. Если это так, то вы — то, что некоторые ученые называют «цифровыми аборигенами».Если задуматься о том, как за последние двадцать лет CMC изменил способ обучения и обучения, общения на работе, поддержания связи с друзьями, установления романтических отношений, поиска работы, управления деньгами, получения наши новости, и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все это раньше происходило без компьютеров. Но все более широкое использование CMC также вызывает некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов моего последнего класса по исследованиям в области коммуникации хотели завершить свои последние исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями.Многие из них были заинтересованы в изучении влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению CMC может быть вызвано беспокойством людей по поводу кажущейся потери или обесценивания личного общения (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила озабоченность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействиях. Мы продолжим исследовать многие из этих проблем в разделе «Подключение к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам понять, какое влияние CMC оказывает на ваше повседневное общение.

  1. Какие типы CMC вы обычно используете в течение дня?
  2. Каким образом CMC снижает стресс в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, CMC усиливает или снижает ваш стресс?
  3. Как вы думаете, мы, как общество, меньше ценим общение с FtF, чем раньше? Почему или почему нет?

Модель взаимодействия, коммуникация

Модель взаимодействия общения Описывает общение как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и создают смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах.описывает общение как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контексте. Вместо того, чтобы иллюстрировать общение как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает общение более интерактивным, двусторонним процессом. FeedbackMessages, отправленные в ответ на другие сообщения. включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где находится пульт дистанционного управления.Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников в коммуникативной встрече. Вместо одного отправителя, одного сообщения и одного получателя в этой модели используются два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы поддерживать общение. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы очень быстро и часто без сознательного обдумывания чередуем роли отправителя и получателя.

Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как модель передачи фокусировалась на том, как было передано сообщение и было ли оно получено, модель взаимодействия больше касается самого процесса связи. Фактически, эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Следовательно, в этой модели коммуникация не считается эффективной или неэффективной на основании того, было ли успешно передано и получено отдельное сообщение.

Рисунок 1.2 Модель взаимодействия коммуникации

Модель взаимодействия учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст Факторы окружающей среды при общении. включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, расположение, температура и освещение влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение.У меня были собеседования при приеме на работу на диване в удобном офисе, сидя за большим столом для переговоров, и даже однажды в зале, где я находился на сцене перед примерно двадцатью потенциальными коллегами, сидящими в аудитории. Я также ходил по кампусу, чтобы брать интервью у разных людей при температуре ниже нуля градусов. Хотя мне было немного холодно, когда я приходил на каждое отдельное интервью, было нетрудно разогреться и продолжить интервью. Однако во время собеседования в Пуэрто-Рико прогулка на улице в костюме при температуре около 90 градусов вызвала потоотделение, которое было неприятным для общения.Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.

Психологический контекст Психологические и эмоциональные факторы при общении. включает в себя умственные и эмоциональные факторы при общении. Стресс, беспокойство и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических влияний, которые могут повлиять на наше общение. Недавно я узнал несколько тревожных новостей за несколько часов до большой публичной презентации.Было сложно попытаться общаться, потому что психологический шум, вызванный стрессовыми новостями, продолжал вторгаться в мои другие мысли. На общение также могут влиять положительные психологические состояния, такие как переживание эмоции любви. На начальных этапах романтических отношений люди могут быть настолько «влюблены», что не замечают несовместимых черт характера или отрицательно оценивают поведение, которое в противном случае могло бы их оттолкнуть. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса коммуникации, но модель транзакции рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует наши реалии за пределами индивидуальных контактов.

Транзакционная модель коммуникации

По мере того, как изучение коммуникации продвигалось, модели расширялись, чтобы учесть больше коммуникационного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения беседы и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и не чередуем роли отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно отказаться от общения, потому что общение — это больше, чем просто отправка и получение сообщений.Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуальное представление коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста.

Чтобы рассмотреть, каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое общение и что оно делает. Модель передачи рассматривает общение как вещь, подобную информационному пакету, который пересылается из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений.Модель взаимодействия рассматривает общение как взаимодействие, при котором сообщение отправляется, затем следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и т. Д. С этой точки зрения общение определяется как создание разговоров и взаимодействий в физическом и психологическом контексте. Модель транзакций рассматривает общение как интегрированное в наши социальные реалии таким образом, что помогает нам не только понимать их, но также создавать и изменять их.

Транзакционная модель коммуникации Описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы порождают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах.описывает общение как процесс, в котором коммуникаторы генерируют социальные реальности в социальных, реляционных и культурных контекстах. В этой модели мы не просто общаемся для обмена сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наши представления о себе и вступать с другими в диалог для создания сообществ. Короче говоря, мы не говорим о наших реалиях; общение помогает конструировать наши реальности.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели взаимодействия значительно отличаются от других моделей.Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, участники взаимодействия называются коммуникаторами . В отличие от модели взаимодействия, которая предполагает, что участники чередуют позиции отправителя и получателя, модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителем и получателем. Например, на первом свидании, когда вы отправляете устные сообщения о своих интересах и происхождении, ваше свидание реагирует невербально. Вам не нужно ждать, пока вы закончите отправлять устное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения вашего свидания.Вместо этого вы одновременно отправляете свое словесное сообщение и получаете невербальные сообщения вашего свидания. Это важное дополнение к модели, поскольку оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в процессе его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Рисунок 1.3 Транзакционная модель коммуникации

Модель транзакции также включает более сложное понимание контекста.Модель взаимодействия отображает контекст как физические и психологические факторы, которые усиливают или затрудняют общение. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после того, как происходят определенные взаимодействия, она должна учитывать контекстные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого транзакционная модель учитывает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Социальный контекст Заявленные правила или неустановленные нормы, которые определяют общение. относится к установленным правилам или неустановленным нормам, регулирующим общение. По мере того как мы социализируемся в различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают: не лгать людям, не перебивать людей, не проходить мимо людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее.Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут быть изложены снова и снова, и может быть предусмотрено наказание за их несоблюдение.

Нормы — это социальные условности, которые мы усвоили путем наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальные нормы, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно или кто-то поправляет или дразнит нас. Например, в качестве нового сотрудника вы можете переодеться или переодеться на праздничную вечеринку компании, потому что вы не знаете нормы формальности.Хотя, вероятно, не существует установленного правила относительно того, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку, и никто не укажет на нее, и вы, скорее всего, больше не отклонитесь от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального затруднения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не приводит к формальному наказанию, которое может быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы испытываем, когда мы нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы сильны, даже если они таковыми не являются » t сделаны явными подобными правилами.В некоторых ситуациях нормы даже могут отменять социальные правила. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы спасти кого-то от чувства обиды. Мы часто прерываем близких друзей, когда ведем захватывающий разговор, но вряд ли мы прервем профессора, пока он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, в модель транзакции также включаются реляционные и культурные контексты, чтобы помочь нам понять множественные контексты, которые влияют на наше общение.

Контекст отношений: предыдущая история межличностных отношений и тип наших отношений с человеком. включает в себя предыдущую историю межличностных отношений и тип наших отношений с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, имеют более четкий сценарий и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст взаимоотношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила.Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете потратить весь день на уборку дома, когда впервые пригласите в гости своих новых соседей. Когда соседи окажутся в вашем доме, вы также можете сделать их центром вашего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и создадите родственный контекст, возможно, вы не будете так много думать о том, чтобы все было очищено и подготовлено, или даже о том, чтобы уделить им все свое внимание во время последующих посещений.Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизируемый, но не применяются к отношениям брата и сестры, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.

Культурный контекст: Аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности, которые влияют на общение.включает различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях в главе 2 «Коммуникация и восприятие», но сейчас для нас важно понять, осознаем мы это или нет, но у всех нас есть несколько культурных идентичностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно с исторически маргинализированной идентичностью, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними.И наоборот, люди с идентичностями, которые являются доминирующими или преобладающими, могут редко, если вообще когда-либо, задумываться о роли их культурной идентичности в их общении.

Культурный контекст зависит от многих аспектов нашей идентичности и не ограничивается расой или этнической принадлежностью.

Когда культурный контекст выходит на первый план при общении, управлять им бывает сложно. Поскольку межкультурное общение создает неопределенность, оно может удерживать людей от общения между культурами или заставлять людей рассматривать межкультурное общение как негативное.Но если вы избегаете общения через культурную идентичность, вы, скорее всего, не станете более комфортным и компетентным коммуникатором. Разница, как мы узнаем из главы 8 «Культура и общение», — это неплохо. Фактически, межкультурное общение может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредвзятость и избегать предположений о культурной идентичности других. Хотя вы можете идентифицировать некоторые аспекты культурного контекста во время общения, также могут быть культурные влияния, которые вы не видите.Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, с которыми сталкивается человек, поскольку не все культурные идентичности видны. Как и в других контекстах, это требует умения адаптироваться к изменяющимся условиям, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.

Основные выводы

  • Коммуникационные модели недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит во время общения, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение с другими людьми.
  • Модель передачи данных описывает коммуникацию как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста, чтобы фиксировать взаимодействия FtF, но может быть с пользой применена к компьютерной коммуникации.
  • Модель взаимодействия описывает общение как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах.Эта модель отражает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает то, как общение конструирует нашу реальность и зависит от социальных и культурных контекстов.
  • Транзакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы порождают социальные реальности в социальных, реляционных и культурных контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и учитывают, как общение конструирует наши реалии, отношения и сообщества.

Упражнения

  1. Интеграция: как знание различных компонентов процесса коммуникации может помочь вам в академической, профессиональной и общественной жизни?
  2. Какие ситуации связи лучше всего представляет модель передачи? Модель взаимодействия? Модель транзакции?
  3. Используйте транзакционную модель общения, чтобы проанализировать недавнее общение.Набросайте коммуникативную встречу и обязательно обозначьте каждую часть модели (коммуникаторы; сообщение; канал; обратная связь; а также физический, психологический, социальный, реляционный и культурный контексты).

,

Структура коммуникационного процесса и его виды

Структура коммуникационного процесса и его виды

Само явление коммуникации носит целостный характер, однако в интересах теоретического анализа необходимо различать его структуру (от лат. структура), которая представляет собой совокупность внутренних связей и структуры, внутреннюю структуру объекта.

Отметим, что определение структуры изучаемого явления, в данном случае коммуникации, зависит от особенностей его изучения в рамках научной дисциплины, а также от уровня научного анализа.Поэтому понимание структуры и функций общения в психологии существенно отличается от структуры и функций общения в рамках философского знания, которое делает упор на нравственное содержание.

Структуру общения можно определить как набор базовых элементов, из которых развивается процесс общения.

Основные элементы связи:

• Тем:

• потребности, мотивация и цели;

• Инструменты;

• способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

• Результаты.

Люди, физические лица выступают в качестве субъектов общения . В деловом общении субъектами общения являются не просто люди, а люди, имеющие определенные статусы и выполняющие ролевые предписания: сотрудники государственных организаций, сотрудники частных и государственных компаний, общественных объединений, учебных заведений, предприниматели и др. Следует отметить, что как индивиды, так и группа могут выступать в качестве субъектов общения.

Простейшую коммуникационную модель можно представить следующей схемой:

C1 — & gt; C2

Люди, которые приходят в общение, определенно мотивированы, они осознают свои потребности и ставят определенные цели, решают профессиональные задачи.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это для чего человек занимается данным видом деятельности. Цели общения разнообразны и представляют собой средство для достижения полного спектра потребностей: социальных, биологических, культурных, когнитивных, творческих, эстетических, личностного роста, нравственного развития и других.

Целью общения может быть сама по себе, тогда общение действует как самоцель, средство удовлетворения потребности в общении; либо находиться вне взаимодействия субъектов, то мы имеем дело с деловым общением, содержание которого определяется социально значимым предметом общения.Целью общения может быть вовлечение партнеров в общение с ценностями и опытом друг друга, как представлено в личном общении , , которое сосредоточено в основном на психологических проблемах внутреннего характера, тех интересах и потребностях, которые глубоко влияют на личность человека.

Сложно дать исчерпывающую классификацию коммуникационных целей, учитывая разнообразие человеческих потребностей.

Коммуникационные инструменты — это способы кодирования, передачи, обработки и дешифрования информации, передаваемой в процессе коммуникации.

Передача и восприятие информации осуществляется с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.

Невербальные (не вербальные) средства общения в большинстве своем являются врожденными и позволяют человеку (и высшему животному) взаимодействовать с другими людьми, стремясь к взаимопониманию на эмоциональном и поведенческом уровнях. К ним относятся мимика, жесты, зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие ощущения, воспринимаемые органами чувств.

Устные средства общения — это устная и письменная речь в ее разнообразных формах.

В ходе своего развития человек изобрел различные технические средства записи, хранения и передачи информации (радио и видеоаппаратура, механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). В настоящее время важнейшим средством коммуникации являются компьютерные информационные технологии.

Способы взаимодействия и взаимодействия в процессе общения разнообразны. Взаимодействие может быть бесконфликтным или бесконфликтным, руководствуясь контролем или пониманием, может принимать форму конкуренции или сотрудничества.Столь же разнообразны способы взаимного влияния: внушение, убеждение, манипулирование, принуждение, просьба.

Результат общения определяется степенью удовлетворения потребностей участников общения и тем, была ли достигнута (или не достигнута) цель общения.

Однако, если ограничиться анализом структуры коммуникации только в этом аспекте, выделив предметы коммуникации, средства коммуникации, цели коммуникации и т. Д., то моральная составляющая выпадает из поля зрения.

В современной литературе по этике коммуникации процесс коммуникации рассматривается в широком смысле, принимая во внимание фундаментальный философский вывод о том, что коммуникация — это способ быть личностью, в том числе:

1) стоимость;

2) антропологический;

3) нормативные элементы.

Если посмотреть на процесс коммуникации с этой точки зрения, то его можно рассматривать с этико-философской точки зрения, поскольку:

• любое явление общения определяется определенными ценностями и само представляет собой определенное значение;

• любой коммуникативный процесс — это взаимодействие конкретных субъектов, обладающих определенными качествами, в том числе моральными;

• любой коммуникативный процесс — это совокупность определенных норм, правил, методов, форм человеческого взаимодействия.

В реальном процессе коммуникации эти три структурных элемента существуют неразделимо, взаимопроникая друг в друга: люди общаются со своими собственными, не всегда совпадающими системами ценностей, придерживаясь определенных норм и правил.

Связь чрезвычайно многогранна, попытки выделить основные ее типы предпринимались неоднократно, но выделить единую основу для классификации невозможно.

В зависимости от из числа общения, существует три типа общения: межличностное, (между двумя или тремя субъектами), группа личности, (между одним человеком и группой) и межгрупповое.

В зависимости от целей выделяют ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение .

Цель ритуального общения — поддержать общение с обществом, укрепить представление о себе как о члене общества. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом проведения ритуала.

С помощью ритуального общения осуществляется множество контактов и разговоров, которые извне, а иногда и изнутри кажутся бессмысленными, пустыми, так как на первый взгляд совершенно неинформативны, неинституционализированы, не имеют и не могут иметь результата. ,Например, разговор о погоде, приветствие с шаблоном вопроса «Как дела?», За которым следует стандартный ответ: «Нормально» — или разговор о детях, чьи дела никого не интересуют, кроме их родителей. Участники такого общения стараются избегать конфликта мнений. Наиболее показательным является ритуальное общение на праздновании юбилея или провода на пенсию. Заслуженного работника выставляют на пенсию. Коллеги в прощальных выступлениях говорят о неоценимом вкладе юбилея в развитие фирмы, его огромном опыте, сожалеют о его уходе, и в то же время многие втайне радуются тому, что вакансия была освобождена, что нельзя проявлять уважения и уважения. считаться с достоинствами юбилея.Представьте себе, что юбиляр поверил этим выступлениям, как герой фильма «Старые разбойники», и решил работать. Довольны ли его коллеги таким решением? Ритуальное общение — это общение, а шаблон, который не затрагивает важнейшие проблемы и интересы человека.

Манипулятивная коммуникация определяется как таковая, при которой партнер рассматривается как средство достижения внешних целей по отношению к

.

Процесс коммуникации — Коммуникационный процесс

Самая основная форма коммуникации — это процесс, в котором два или более человека пытаются сознательно или неосознанно влиять друг на друга с помощью символов или слов для удовлетворения своих соответствующих потребностей. Коммуникационный процесс является динамичным, непрерывным, необратимым и контекстным. Невозможно участвовать в каком-либо элементе коммуникационного процесса без признания существования и функционирования других элементов.Коммуникационный процесс проходит несколько этапов. Вот описание этих этапов.

1. У отправителя есть идея

Трудно представить кого-то, «пытающегося объединиться», общаться, если этому человеку не чем поделиться. Тем не менее, думать об отправителе как об отправителе, нуждающемся в представлении, чтобы начать процесс коммуникации, вводит в заблуждение, поскольку все, что люди делают, и все, что они делают, что-то сообщает другим. Цель этого этапа — запустить процесс в тот момент, когда отправитель намеренно решает отправить сообщение кому-то другому.Итак, у отправителя есть идея.

2. Отправитель кодирует идею

Люди — не телепатическая порода. Они не передают чистые идеи от одного мозга другому. Люди научились передавать символы, представления своих идей. Эти символы разнообразны. Во всем мире люди используют множество символов для выражения своих идей. Некоторые символы представляют собой лингвистический (устный или письменный) код, разработанный в сложные языки. Языков много: азбука Морзе, язык Брайля, американский язык жестов и все разговорные и мертвые языки мира.Другие символы также используются для общения: математические формулы, рисунки, пиктограммы, иероглифы, светофоры, почтовые индексы, бейсбольные жесты, передающие инструкции от менеджеров игрокам.

Слово «ДЕРЕВО», написанное на доске, не является деревом, а рисунок дерева — не деревом. Оба согласны с представлением некой реальности. Ответственность отправителя за выбор кода, который лучше всего передает сообщение, очевидна. При кодировании идеи нужно выбрать код, который будет соответствовать сообщению и позволит получателю понять.Итак, отправитель кодирует сообщение.

3. Отправитель передает сообщение

Чтобы отправитель мог передать закодированное сообщение, отправитель должен выбрать канал, среду, через которую будет отправлено сообщение. Отправители могут отправлять информацию устно или невербально. При невербальном общении сообщения отправляются с помощью жестов, тона голоса, использования пространства и т. Д. При вербальном общении сообщения отправляются с помощью речи или документов. В любом случае сообщения отправляются с помощью различных носителей, таких как телефоны, компьютеры, бумаги, факсы, радио, видеокассеты, DVD, компакт-диски и т. Д.Некоторые каналы лучше подходят для одних сообщений, чем другие. Памятка на пяти страницах — плохой выбор для приглашения на обед. Характеристики каждой среды в некоторой степени диктуют ее способность служить определенной цели. Эти характеристики описывают богатство среды.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *