Коммуникации элементы и содержание: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика

Содержание

2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Менеджмент: конспект лекций

2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы

Чтобы лучше понять процесс обмена информацией, условия его эффективности, назовем элементы и стадии процесса коммуникаций. В процессе обмена информацией выделяют четыре элемента.

1. Отправитель, лицо, задумавшее передать информацию (идею, сообщение) или выразить эмоции, чувства.

2. Сообщение, собственно информация, ясно сформулированная мысль, закодированная с помощью символов. Смысл и значение сообщения представляют собой идеи отправителя, факты, ценности, чувства и отношения. При этом отправитель рассчитывает, что сообщение будет получено с тем же значением, которое в него заложено.

3. Канал, средство передачи информации. С его помощью она направляется к заданному адресату. Каналами могут быть телефонная линия, радиоволна, воздух, передающий устную речь, компьютерные сети, каналы доставки письменной корреспонденции и т. д. Если канал в момент передачи или обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Этапами обмена информацией являются следующие:

1) зарождение идеи, сообщения;

2) кодирование и выбор канала. Кодирование – это преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан. Формами кодирования выступают речь, текст, рисунок, поступок, жест, улыбка, интонация и т. д. Отправитель также выбирает канал, совместимый с формой кодирования;

3) передача – использование канала для доставки сообщения;

4) декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Декодирование включает восприятие послания, его интерпретацию и оценку. Эффективное декодирование предполагает понимание идеи получателем, что означает, что смысл сообщения для отправителя и получателя одинаков. Эффективность обмена информацией повышает обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются местами и ролями, и процесс коммуникации осуществляется в обратном порядке, проходя все этапы обмена информацией. Обратная связь – это реакция получателя на сообщение отправителя и учет этой реакции отправителем.

Обратная связь делает коммуникацию динамическим двухсторонним процессом. Она может рассматриваться как сообщения отправителю, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации.

Положительная обратная связь информирует, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь показывает источнику, что желаемый результат сообщения достигнут не был. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная.

В идеале обратная связь должна быть сознательной, а поэтому планироваться заранее, облекаться в оптимальную форму, соответствующую ситуации, возможности восприятия партнером (а не собственному удобству), устанавливаться без промедления, в ответ на конкретный сигнал (особенно, если о ней просят) и характеризоваться доброжелательностью. Сигналами сознательной обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение, перефраз, обобщение, выражение чувства. Поскольку такие сигналы могут быть достаточно слабыми, то за реакцией партнеров нужно внимательно наблюдать.

По данным С. Блэка, «руководитель может рассчитывать на понимание лишь 60 % информации, которую он пытается передать своему заместителю по какому-либо сложному вопросу. В свою очередь, подчиненный зама тоже поймет не более 60 %. И так далее до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший из руководителей поймет только 13 % первоначального распоряжения. При использовании письменных документов, отправленных сверху вниз, результат может быть еще хуже».[2]

На информацию, распространяемую в организации, воздействует значительное количество лиц. Американский исследователь коммуникационных процессов Ф. Махлуп выделяет шесть типов воздействия на передаваемое в организации сообщение и соответственно определяет субъектов этого воздействия.

Переносчик – доставляет то, что получил без малейших изменений.

Преобразователь – изменяет форму полученного им сообщения без изменения его содержания.

Переводчик – изменяет форму и содержание полученного сообщения, но должен при этом усилием воображения воссоздать сообщение в такой форме, которая по характеру воздействия не уступала бы оригинальному сообщению, каким он его воспринял.

Аналитик – дополняя общепринятые способы передачи, так широко пользуется собственными мыслями и догадками, что передаваемое им сообщение очень мало или совсем непохоже на то, которое он принял.

Первооткрыватель – вкладывает столько собственного созидательного гения, творческого воображения в полученную информацию, что в результате между полученным от других и переданным им сообщением можно установить лишь относительно слабую связь.[3]

Кодирование и декодирование являются потенциальными источниками возникновения «шума». «Шум» – это ошибки, неодинаковое понимание символов в послании, различия в восприятии, существующие стереотипы, которые искажают смысл послания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса

От
того на сколько грамотно построено
общение зависят: результаты переговоров,
степень взаимоотношения с партнерами,
удовлетвлетворение работников своим
трудом, морально-психологический климат
в коллективе.

Общение
– процесс передачи идей, мыслей, чувств,
доведение их до понимания другими
людьми.

Коммуникации
в менеджменте

– передача информации от человека к
человеку, на основе которой руководитель
получает информацию необходимую для
принятия решения. Субъектами
могут выступать личности, группы или
целые организации.

Коммуникация
включает
в
себя и то, что передается и то, как это
«что» передается.

Информация
имеет носители
:
речь, графика, знаковые системы, коды,
символика.

Способы
передачи информации
:
устное сообщение, письменное сообщение,
язык жестов, мимика.

Если
субъектом сообщения является источникк,
то говорят об управленческой
информации
:
внутренняя – от данной организации,
внешняя – от окружающей среды.

По
назначению
:
открытая – для всеобщего пользования,
для служебного пользования, секретная,
совершенно секретная, сов секретная
особой важности.

Функции
управленческой информации
:

1)
обслуживает функции управления от
подготовки и принятия решения по
подведению результатов его выполнения;

2)
связывает подразделения организации
и обеспечивает контакты с внешней
средой.

Схема
удовлетворит потока на предприятии
:

Управленческие
коммуникации
:
межуровневые, неформальные, коммуникации
по-восходящей, коммуникации между
руководителями и работниками групп,
коммуникации между различными отделами
и подразделениями.

Коииуникации по
типу отношений между участниками
:
межличностная, публичная, массовая.

Коммуникации по
средствам
: речевая; паралингвистическая
– жесты, мимика, мелодия; вещественно-знаковая
– продкты производства.

Коммуникационный
процесс
– обмен информацией между
2 и более людьми.

4 базовых элемента,
выделенных в процессе обмена информацией
:
отправитель, сообщение, канал, получатель.

Коммуникационный
процесс:

ОТПРАВИТЕЛЬ
(формулирует или отбирает) – ИДЕЯ
(кодирует и выбирает) – СООБЩЕНИЕ
(передает по каналу) – ПОЛУЧАТЕЛЬ
(декодирует) – ПОНЯТА ЛИ

Отправитель– субъект который отправляет информацию
(человек, группа лиц, организация).

Сообщение
информация, которая передается.

Канал –средство
с помощью которого сообщение передается.

Получатель
лицо, которому предназначена информация.

Этапы при обмене
информацией, которые отправитель и
получатель
: зарождение идеи, кодирование
и выбор канала, передача, декодирование.

Декодирование– перевод символов отправителя в мысли
получателя.

Шум (коммуникационный
барьер
)– то, что искажает смысл –
причина неэффективность коммуникации.

Коммуникационный
барьер
:

1) микробарьеры– плохая связь, негативные отношения;

2) макробарьеры– прегрузка информационных каналов,
интернационализация деловых каналов.

Коммуникации:

1) формальные– определяются правилами, инструкциями
и осуществляются по формальным правилам:
вертикальные – с одного уровня иерархии
на другой; горизонтальные – между
различными подразделениями одного
уровня.

2) неформальные– не соответствует правилам организации:
осуществляется по неформальным каналам,
которые существуют в силу

Организационные
коммуникации и преграды в них
:
информационные перегрузки, искажение
сообщений, конфликты между различными
группами или отделами, неудовлетворенныйый
состав работающих групп, кадров.

Пути преодоления:система обратной связи, регулирование
информационных потоков, современная
информационная технология (ПК, электронная
почта), управленческие действия
(реализация и контроль), система сбора,
предложений (анонимные ящики, звонки),
информационные бюллетени.

сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса.

Коммуникационный
процесс — это обмен информацией
между двумя или более людьми. Основная
цель процесса — обеспечение понимания
информации, являющейся предметом обмена,
то есть сообщений.

В процессе обмена
информацией выделяют четыре базовых
элемента:

отправитель —
лицо, генерирующее идеи или собирающее
информацию и передающее ее;

сообщение —
собственно информация, закодированная
с помощью символов;

канал — средство
передачи информации;

получатель —
лицо, которому предназначена информация
и которое интерпретирует ее.

При обмене
информацией отправитель и получатель
проходят несколько взаимосвязанных этапов.
Их задача — составить сообщение и
использовать канал для его передачи
таким образом, чтобы обе стороны поняли
и разделили исходную идею. Указанные
этапы таковы:

зарождение идеи;

кодирование и
выбор канала. Отправитель должен с
помощью символов закодировать информацию,
используя слова, интонации и жесты.

Кодирование
превращает идею в сообщение. К общеизвестным
каналам относятся: передача речи и
письменных материалов, электронные
средства связи, включая компьютерные
сети, электронную почту, видеоленты и
видеоконференции. Часто для достижения
эффективности сообщения используют
два или большее число средств коммуникаций;

передача сообщений;

декодирование —
перевод символов отправителя в мысли
получателя.

При наличии обратной
связи отправитель и получатель
меняются коммуникативными ролями.
Изначальный получатель становится
отправителем и проходит через все этапы
процесса обмена информацией для передачи
своего отклика начальному отправителю.
Обратная связь может способствовать
значительному повышению эффективности
обмена управленческой информацией.
Двусторонний
обмен информацией хотя и протекает
медленнее, но более точен и повышает
уверенность в правильности интерпретации
сообщений. Обратная связь повышает
шансы на эффективный обмен информацией,
позволяя обеим сторонам устранять помехи.
Источники помех, создающие преграды на
пути обмена информацией, варьируют от
языка (в вербальном или невербальном
оформлении), различий в восприятии,
из-за которых может изменяться смысл в
процессах кодирования и декодирования,
и до различий в организационном статусе
между руководителем и подчиненным.

2. Основные виды коммуникаций

Типы коммуникаций
по наиболее значимым основаниям.

1) По
масштабности процесса

коммуникации и массовости
вовлекаемых в него лиц

различают массовые
(на уровне социетальной системы),
внутриорганизационные (коммуникации
ограниченные в масштабах социальных
групп и организаций), внутригрупповые
(взаимодействие не выходит за рамки
определенной группы), межгрупповую
(между различными группами или большой
группы с ее достаточно самостоятельными
подгруппами
.
По отношению к каждому из внешних
субъектов межгрупповых взаимосвязей
коммуникации носят внешний характер –
внешние коммуникации), межличностные
(между отдельными людьми – диадные),
внутриличностные (общение с самим
собой).

Массовая
коммуникация

представляет собой систему взаимосвязей,
позволяющую получить практически
одновременный доступ к социально
значимым сообщениям большому числу
людей, независимо от места расположения,
положения, социального статуса (например,
СМИ, Интернет). Такая коммуникация
развивается на основе использования
технических средств размножения и
передачи сообщения. Как правило, массовые
коммуникации осуществляются
специализированными организациями
(издательства, агентства, редакции,
студии).

Под массовыми
коммуникациями можно подразумевать и
одновременную связь с большим числом
людей в ограниченном пространстве,
позволяющую им осуществлять взаимодействие
(коммуникацию) с «лидерами мнений»
(например, митинги, шествия, презентации,
концерты в больших открытых или закрытых
поме­щениях (например, в крытых
стадионах). Общим критерием для обоих
видов массовой коммуникации является
одновременное потребление большим
количеством людей массовой информации.

Внутриорганизационные
коммуникации

представляют собой интеракции в пределах
организации. К таким коммуникациям
мож­но отнести взаимодействие члена
организации с ее структурными
подразделениями, а также структурных
подразделений организации между собой.

Внешние коммуникации
– это связи любой социальной систе­мы
с внешними социальными образованиями,
которые существу­ют вне ее. Любая
социальная организация не может
существовать без связей с внешней средой
и поэтому внешние коммуникации становятся
обязательным компонентом функционирования
любой социальной системы (организации,
института).

Коммуникация в
группе

(внутригрупповая коммуникация). В
сравнительно небольшой группе каждый
участник имеет примерно равный шанс
участвовать в общении. В группах, где
число участников в пределах 10–12 человек,
возможно осуществление прямой и обратной
связи между всеми участниками обсуждения.
В учебной аудитории с таким количеством
студентов возможно проведение активных
дискуссий, лекций-бесед. Канал прямой
связи здесь более структурирован, чем
при межличностных коммуника­циях,
однако обратная связь имеет те же
возможности, что и при межличностных
коммуникациях.

Межличностная
коммуникация

осуществляется между двумя людьми. Обе
стороны выступают и в качестве передающей,
и в качестве принимающей стороны.
Послание одной стороны передается
каналом коммуникации в виде звука
(дополнительный канал – взгляд, жест,
мимика). Обратной связью является ответ
каждого участника.

Внутриличностная
коммуникация
возникает
внутри индивидуума в том случае, если
человек обсуждает проблемы сам с собой,
ищет решения, задает себе вопросы и сам
же отвечает на них. В качестве обратной
связи здесь выступает факт опровержения
или корректировки информации, поставленной
в вопросе,

2) Коммуникации по
способу установления и поддержания
контакта

подразделяются на непосредственные
(прямые), опосредованные (дистанционные)
.
Коммуникация
непосредственная

— коммуникация, осуществляемая напрямую
с использованием вербальных невербальных
средств в пределах визуального восприятия
(например, беседа, публичное выступление).
Опосредованная
коммуникация

— это взаимодействие, осуществляемое
через посредника или с помощью различных
средств коммуникации (средства массовой
информации и рекламы) и технических
средств (рупор, громкоговоритель,
телефон, радио, видеосвязь, компьютерные
коммуникационные сети локального или
глобального характера)

3)
По инициативности коммуникаторов

коммуникации делятся на
активные и пассивные
.
Если коммуникатор воздействует на
реципиента, который не реагирует на
послания, то последний играет пассивную
роль, а данная коммуникация в целом
также является пассивной. Коммуникация
становится активной, если все коммуникаторы,
участвующие в коммуникативном процессе,
инициируют послания и сразу же реагируют
на полученную информацию своими
действиями.

4) По
степени организованности

коммуникации подразделяются на случайные
и неслучайные

(организованные). Случайные коммуникации
возникают стихийно. Происходит
незапланированный обмен информацией
между людьми. При случайных встречах
обсуждают и деловые вопросы, и даже
принимают достаточно ответственные
решения. Такие виды случайных коммуникаций
усиливают степень самоорганизованности
системы.

6) В
зависимости от направления потока
информации

коммуникации подразделяются на
горизонтальные
и вертикальные
.
Вертикальное направление, в свою очередь,
подразделяется на нисходящее и восходящее.

Нисходящее
направление. Коммуникативный поток,
который перемещается от одного уровня
в группе или организации к другому,
более низкому уровню, называется
нисходящим. Он используется руководителями
групп постановки задач, описания работ,
информирования о процедурах с тем, чтобы
выделить проблемы требующие внимания,
предложить варианты обратной связи с
результатам работы. При этом, чем больше
уровней проходит информация, тем меньше
вероятность того, что она не будет
искажена. Наиболее характерным примером
является общение начальника со своими
подчиненными.

Восходящее
направление
.
Восходящая информация, от более низкого
к более высокому уровню, используется
для обратной связи подчиненных с
руководителем с целью информирования
о результатах работы и текущих проблемах.
Такая информация не просто служит
средством доведения мнения работников
до сведения руководителей, а позволяет
вышестоящим органам и руководителям
своевременно реагировать на происходящие
изменения в коллективном мнении.
Руководители анализируют эту информацию
с целью принятия правильного управленческого
решения. Восходящая информация
используется для информирования
начальников определенного уровня
руководителями более низкого звена.
Это может осуществляться путем
предоставления отчетов, докладов,
итоговых документов по отдельным
проектам в вышестоящие уровни руководства.

В производственном
процессе пока еще господствуют системы
коммуникации, организованные по схеме
«сверху вниз». В таких системах основное
производственное звено воспринимается
как исполнительная ступень, которая
должна выполнять распоряжения руководства
и функциональных управленческих
структур. Согласование работы звеньев
такой организации осуществляется через
руководство, которое превращается в
посредника в коммуникациях между ними.
В работниках воспитывается психология
исполнителя. Поэтому любая неувязка в
решении производственных или социальных
вопросов может вызвать недовольство
руководителями.

Практика управления
в такой системе основывается на прин­ципах
разделения и специализации труда, его
унификации, преобладания административных,
правовых и экономических методов
управления. Современные руководители,
воспитанные в старых структурах
управления, предпочитают эту систему
и не всегда могут вписаться в новые
системы коммуникации.

Горизонтальное
направление
.
Коммуникации осуществляются между
членами группы, имеющими равный ранг,
а также между равнозначными группами.
Горизонтальные коммуникации в одних
случаях являются непременным атрибутом
реализации определенного алгоритма
управления, а в других — происходят
спонтанно.

7) В зависимости от
используемых знаковых систем

коммуникации подразделяются на вербальные
и невербальные. Для коммуникаций,
осуществляемых между социальными
субъектами, данная классификация
является основополагающей, рассмотрим
ее подробнее.

Вопрос 2. Процесс коммуникации

КОММУНИКАЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС — это обмен информацией между
двумя или более людьми.

Основная цель
коммуникационного процесса — обеспечение
понимания информации, являющейся
предметом обмена, т.е. сообщений. Однако
сам факт обмена информацией не гарантирует
эффективности общения участвовавших
в обмене людей. Вы, конечно, сами
сталкивались со случаями малоэффективного
обмена информацией с друзьями, семьей,
сотрудниками на работе. Чтобы лучше
понимать процесс обмена информацией и
условия его эффективности, следует
иметь представление о стадиях процесса,
в котором участвуют двое или большее
число людей.

Элементы и этапы процесса коммуникаций

В процессе обмена
информацией можно выделить четыре
базовых элемента.

1. Отправитель,
лицо, генерирующее идеи или собирающее
информацию и передающее ее.

2. Сообщение,
собственно информация, закодированная
с помощью символов.

3. Канал,
средство передачи информации.

4. Получатель,
лицо, которому предназначена информация
и которое интерпретирует ее.

При обмене
информацией отправитель и получатель
проходят несколько взаимосвязанных
этапов. Их задача — составить сообщение
и использовать канал для его передачи
таким образом, чтобы обе стороны поняли
и разделили исходную идею. Это трудно,
ибо каждый этап является одновременно
точкой, в которой смысл может быть
искажен или полностью утрачен. Указанные
взаимосвязанные этапы таковы:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и
выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Эти
этапы проиллюстрированы на рис. _. в виде
простой модели процесса коммуникаций.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ.
Обмен информацией начинается с
формулирования идеи или отбора информации.
Отправитель решает, какую значимую идею
или сообщение следует сделать предметом
обмена. К сожалению, многие попытки
обмена информацией обрываются на этом
первом этапе, поскольку отправитель не
затрачивает достаточного времени на
обдумывание идеи. Кит Дэвис подчеркивает
важность данного этапа: «Неудачное
сообщение не станет лучше на глянцевой
бумаге или от увеличения мощности
громкоговорителя. Лейтмотив этапа —
«не начинайте говорить, не начав думать».

Важно помнить, что
идея еще не трансформирована в слова
или не приобрела другой такой формы, в
которой она послужит обмену информации.
Отправитель решил только, какую именно
концепцию он хочет сделать предметом
обмена информацией. Чтобы осуществить
обмен эффективно, он должен принять в
расчет множество факторов. К примеру,
руководитель, желающий обменяться
информацией об оценке результатов
работы, должен четко понимать, что идея
состоит в том, чтобы сообщить подчиненным
конкретную информацию об их сильных и
слабых сторонах и о том, как можно
улучшить результаты их работы. Идея не
может заключаться в смутных общих
похвалах или критике поведения
подчиненных.

Этот пример
показывает также связь между восприятием
и коммуникацией. У руководителя, который
считает подчиненных способными к
развитию и совершенствованию, а значит,
нуждающимися в информации с оценкой
результатов их работы, скорее всего
найдутся дельные позитивные идеи для
обмена информацией на указанную тему
по существу. Управляющий, который
воспринимает подчиненных как детей,
ждущих, чтобы их поправляли и направляли,
скорее всего заложит в свои идеи критицизм
отрицательного свойства, свойственный
такому образу мышления.

Еще один пример
потенциальных проблем на этапе зарождения
идеи дает нам начальник цеха, только
что принявший сообщение от высшего
руководства о том, что компании нужно
на 6 % увеличить производство видеоигр
без увеличения сверхурочных выплат.
Если начальник цеха не сможет сообразить,
каким путем лучше всего обменяться этой
информацией с подчиненными и направит
им это сообщение в точности таким, каким
оно было получено, возможны недоразумения,
поскольку рабочие поймут лишь сам факт
того, что изменения необходимы. Если же
руководитель в самом деле продумает те
идеи, которые требуют передачи, он может
прийти к следующим заключениям:

1.
Рабочие
должны понять, какие
именно нужны изменения — прирост объема
производства на 6% без дополнительных
сверхурочных.

2.
Рабочие должны понять, почему
нужны эти изменения, иначе они могут
сделать вывод, что компания пытается
выжимать из
них побольше,
а платить поменьше, и взбунтоваться.

3. Рабочие должны
понять, каким
образом

следует осуществить изменения — качество
продукции и уровень брака не должны
измениться вследствие прироста объема
производства, иначе эффективность может
снизиться, а не возрасти, как того требует
в своем сообщении высшее руководство.

Руководители,
неудовлетворительно обменивающиеся
информацией, могут действовать неудачно,
поскольку по отношению
к ним именно
так действует высшее руководство. Дело
в том, что руководители высшего звена
часто служат ролевой моделью для
поведения подчиненных. Если наши
руководители склонны к принуждению или
не откровенны в обмене информацией с
нами, мы вполне можем повести себя
подобным образом, обмениваясь информацией
со своими подчиненными. Однако вы
находитесь в ином положении, чем ваше
начальство. Поэтому вовсе необязательно
действовать в том же стиле, даже если
этот стиль эффективен. Что в действительности
необходимо, так это осознать — какие
идеи предназначены к передаче до
того,
как вы
отправляете сообщение, и уверенность
в адекватности и уместности ваших идей
с учетом конкретной ситуации и цели.

КОДИРОВАНИЕ И
ВЫБОР КАНАЛА. Прежде
чем передать
идею, отправитель должен с помощью
символов закодировать ее, использовав
для этого слова, интонации и жесты (язык
тела). Такое кодирование превращает
идею в сообщение.

Отправитель должен
также выбрать канал, совместимый с типом
символов, использованных для кодирования.
К некоторым общеизвестным каналам
относятся передача речи и письменных
материалов, а также электронные средства
связи, включая компьютерные сети,
электронную почту, видеоленты и
видеоконференции. Если канал непригоден
для физического воплощения символов,
передача невозможна. Картина иногда
достойна тысячи слов, но не при передаче
сообщения по телефону. Подобным образом
может быть неосуществимым одновременный
разговор со всеми работниками сразу.
Можно разослать памятные записки,
предваряющие собрания небольших групп,
для обеспечения понимания сообщения и
приобщения к проблеме.

Если канал не
слишком соответствует идее, зародившейся
на первом этапе, обмен информацией будет
менее эффективен. Например, руководитель
хочет предупредить подчиненного о
недозволенности допущенных последним
серьезных нарушении мер безопасности,
и делает это во время легкой беседы за
чашкой кофе или послав ему записку по
случаю. Однако по этим каналам, вероятно,
не удастся передать идею серьезности
нарушений столь же эффективно, как
официальным письмом или на совещании.
Подобным образом, направление подчиненной
записки об исключительности ее достижения
не передаст идею о том, насколько важен
сделанный ею вклад в работу, и не будет
в той же мере эффективным, как прямой
разговор с последующим официальным
письмом с выражением благодарности, а
также с премией.

Выбор средства
сообщения не должен ограничиваться
единственным каналом. Часто желательно
использовать два или большее число
средств коммуникаций в сочетании.
Процесс усложняется, поскольку отправителю
приходится устанавливать последовательность
использования этих средств и определять
временные интервалы в последовательности
передачи информации. Тем не менее,
исследования показывают, что одновременное
использование средств обмена устной и
письменной информацией обычно эффективнее,
чем, скажем, только обмен письменной
информацией. Обсуждая результаты этого
исследования, профессор Терренс Митчел
указывает: «Главный вывод этой работы
в том, что устное плюс письменное
сообщение скорее всего делают обмен
информацией более эффективным в большей
части случаев». Ориентация на оба канала
заставляет тщательнее готовиться и
письменно регистрировать параметры
ситуации. Однако никоим образом каждый
информационный обмен не должен быть
письменным. В этом случае потоки бумаг
становятся неуправляемыми.

Второй этап станет
более понятным, если представить его
себе как операцию упаковки. Многие
действительно хорошие продукты не
находят сбыта, пока не обретут такой
упаковки, которую потребитель сочтет
понятной и привлекательной одновременно.
Подобным образом, многие люди с прекрасными
идеями не в состоянии упаковать их с
помощью символов и вложить в каналы,
значимые и притягательные для получателя.
Когда такое происходит, идея, будь она
даже распрекрасной, зачастую не находит
«сбыта».

ПЕРЕДАЧА. На третьем
этапе отправитель использует канал для
доставки сообщения (закодированной
идеи или совокупности идей) получателю.
Речь идет о физической передаче сообщения,
которую многие люди по ошибке и принимают
за сам процесс коммуникаций. В то же
время, как мы видели, передача является
лишь одним из важнейших этапов, через
которые необходимо пройти, чтобы донести
идею до другого лица.

ДЕКОДИРОВАНИЕ.
После передачи сообщения отправителем
получатель декодирует его. Декодирование
это перевод
символов отправителя в мысли получателя.
Если символы, выбранные отправителем,
имеют точно такое же значение для
получателя, последний будет знать, что
именно имел в виду отправитель, когда
формулировалась его идея. Если реакции
на идею не требуется, процесс обмена
информации на этом должен завершиться.

Однако по ряду
причин, о которых речь пойдет ниже,
получатель может придать несколько
иной, чем в голове отправителя, смысл
сообщению. С точки зрения руководителя,
обмен информацией следует считать
эффективным, если получатель
продемонстрировал понимание идеи,
произведя действия, которых ждал от
него отправитель.

Элементы комплекса коммуникаций — Студопедия

Маркетинговые коммуникации занимают особое место в деятельности туристского предприятия, так как представляют собой наиболее активную часть комплекса маркетинга. В состав комплекса коммуникаций входят четыре основных элемента (рис. 14.2).

 

Рис. 14.2. Комплекс маркетинговых коммуникаций

 

 

 

Под личной продажей понимают непосредственный контакт представителя фирмы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью представления туристского продукта и совершения продажи.

 

Кратковременные побудительные меры приобретения туристского продукта составляют содержание стимулирования сбыта.

 

Под пропагандойчаще всего понимают работу по связям с общественностью (public relations), направленную на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между ней и туристским предприятием.

 

Реклама — это оплаченная форма неличностного представления туристского продукта и формирования спроса на него, а также создания имиджа туристского предприятия.

 

Каждому элементу комплекса коммуникаций присущи специфические приемы и методы. Однако все они преследуют одну цель — содействовать успешному решению стратегических и тактических задач реализации концепции маркетинга. Благодаря правильному сочетанию и использованию всех четырех составляющих элементов комплекса обеспечивается так называемое продвижение на рынок. Элементы комплекса коммуникаций часто также называют каналами коммуникаций.



 

Необходимо учитывать, что коммуникационные задачи маркетинга не могут быть выполнены эффективно, если туристское предприятие будет пренебрегать другими составляющими комплекса маркетинга, а именно, если отсутствуют правильный выбор продукта, цены, методы сбыта. Кроме того, элементы комплекса коммуникаций присутствуют в структуре таких специфических, синтетических средств и приемов, как участие фирмы в выставках и ярмарках, формирование фирменного стиля и др.

 

Элементы маркетинговых коммуникаций постоянно и тесно взаимосвязаны между собой и другими составляющими комплекса маркетинга, что в маркетинговой деятельности их трудно различить, выделить в чистом виде (тем более, что в этом нет острой практической необходимости).

 

Так, например, часто очень трудно отличить престижную рекламу от пропаганды. Личная продажа, с одной стороны, — это один из видов сбыта (прямой маркетинг), а с другой — высокоэффективный прием в установлении взаимоотношений с клиентами.

 

Планирование и осуществление на туристском предприятии комплекса коммуникаций предполагает:

 

1) разработку коммуникационной стратегии;

2) подготовку и проведение конкретных мероприятий по каждому из составляющих элементов комплекса коммуникаций.

11.4 Направления коммуникаций. Элементы коммуникации

Информационный
обмен в каждой организации осуществляется
в соответствии с определенной внутренней
логикой. Организационная структура и
культура определяют кто, с кем и в какой
форме может общаться внутри предприятия.
Для выполнения своих производственных
функций сотрудники организации должны
взаимодействовать, т.е. вступать в
общение друг с другом. От того, насколько
эффективно это общение, во многом зависит
производственное поведение каждого из
сотрудников и успех организации в целом.

В
организации существуют три основных
направления коммуникационных потоков:
сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.
Каждое из направлений предполагает
взаимодействие сотрудников, находящихся
на разных уровнях организационной
иерархии.

Коммуникация
сверху вниз

предполагает передачу информации от
руководителя подчиненному. Главная
цель — предоставление информации о том,
что (как, когда, где) должны делать
сотрудники организации. Этот вид
коммуникации является наиболее
распространенным в современных
организациях. Коммуникация сверху вниз
играет важнейшую роль в управлении
организацией. Она непосредственно
влияет на мотивацию и способность
сотрудников выполнять свои производственные
функции и обеспечивать достижение
организационных целей. Основными формами
коммуникации сверху вниз являются
приказы, инструкции, предписания, правила
и процедуры. При коммуникации сверху
вниз информация проходит через
значительное число организационных
уровней. Поэтому большим является риск
ее искажения.

Коммуникация
снизу вверх

предполагает передачу информации от
более низкого к более высокому уровню.
Используется для обратной связи
подчиненных с руководством с целью
проинформировать о результатах работы
и текущих проблемах. Она служит средством
доведения до сведения руководителей
мнения работников. Руководители также
полагаются на данную информацию при
анализе того, как улучшить сложившееся
положение дел.

Горизонтальная
коммуникация

осуществляется между сотрудниками,
находящимися на одном иерархическом
уровне: заместителями генерального
директора, руководителями отделов
человеческих ресурсов и продаж, инженерами
конструкторского бюро. Основной целью
горизонтальной коммуникации является
обмен информацией для координации
действий подразделений и сотрудников,
т.е. для оптимизации производственного
поведения и реализации целей организации.
Значение этого вида коммуникации
возрастает по мере того, как сокращаются
количество иерархических уровней в
организации.

Основными
элементами
коммуникации
являются: источник, кодирование, передача
сигнала, канал, расшифровка-прием,
обратная связь, помехи и барьеры,
нарушающие качество сигнала.

Источником
в организациях являются сотрудники со
своими идеями, намерениями, информацией
и целью коммуникации.

Кодирование
— перевод идей источника в систематический
набор символов на язык, выражающий цели
источника.

Передача
сигнала
.
Цель источника выражена в форме сигнала.
Это то, с чем источник собирается
эффективно связываться с приемником,
а форма, которую сигнал принимает,
зависит от используемого канала.

Канал
— относится к передаточным механизмам
от источника к приемнику. В организациях
это – устное обращение друг к другу,
телефон, групповые собрания и др.

Расшифровка-прием
— каждый приемник расшифровывает сигнал
в свете своего предыдущего опыта и формы
рекомендации. Чем ближе сигнал к цели,
тем более эффективна коммуникация.

Обратная
связь

источник надеется, что его сигнал будет
иметь высокую степень точности. Поскольку
точность сигнала редко совершенна,
желательно обеспечение обратной связи
в коммуникационном процессе. Обратная
связь позволяет руководителю определить,
насколько эффективно он осуществляет
коммуникацию, а также повысить точность
сигналов в будущих коммуникациях.

Помехи
и барьеры, нарушающие качество сигнала.
В деятельности организации к ним
относятся: отвлечения, неправильная
интерпретация, статусное различие между
руководителями и подчиненными, приемник
слышит только то, что хочет услышать и
др.

Элементы коммуникационного процесса

Коммуникация — это динамический процесс, включающий в себя серию действий и реакций с целью достижения цели. Как это работает? Думайте, что вы разговариваете со своим другом. Вы — отправитель или коммуникатор, формулируете (кодируете) идею или сообщение как можно лучше и передаете сообщение своему другу, который в меру своих возможностей принимает сообщение или действует в соответствии с ним (декодирует). Он отвечает, формулируя собственное сообщение, и общается с вами (обратная связь).Если вы думаете, что ваше сообщение понял или хорошо принял ваш друг, тогда вы переходите к следующей идее, которая у вас есть, и разговор продолжается и продолжается. Таким образом, общение — это двусторонний процесс, то есть способность принимать так же важна, как и способность отправлять. Для успешного общения критически важна обратная связь, потому что она говорит о том, как интерпретируется ваше сообщение. Это может сделать или прервать процесс общения.

Элементы коммуникационного процесса

Шесть элементов коммуникационного процесса — это отправитель, сообщение, кодирование, канал, получатель и декодирование.

На приведенной выше схеме элементов процесса связи коммуникатор является кодировщиком, сообщение является символом (вербальным или невербальным), канал является одной из сред передачи, получатель является декодером, обратная связь является ответом к сообщению, а шум — это любое прерывание, которое нарушает связь.

Фактически, это основные элементы или ингредиенты, которые облегчают процесс коммуникации. Каждый элемент играет важную роль в обеспечении эффективности связи:

Коммуникатор (отправитель или кодировщик) — это тот, кто инициирует процесс связи .Он может быть редактором, репортером, режиссером, учителем, писателем, оратором, лидером или любым человеком, который берет на себя инициативу, чтобы начать диалог. Прежде чем говорить или писать, сообщение сначала концептуализируется, а затем кодируется. Эффективное общение зависит от коммуникативных навыков, уровня знаний и отношения коммуникатора, а также от того, как он хочет повлиять на своего получателя. Способность думать, быстро организовывать мысли и эффективно выражать свои мысли — вот некоторые из атрибутов хорошего коммуникатора.Того, кто использует подходящие слова, предложения, тон и т. Д., Можно назвать хорошим коммуникатором. Он не шарит, не ищет слов, и все, что он говорит, сопровождается соответствующими жестами и произносится в приемлемом темпе. Еще один элемент, о котором здесь упоминается, — это уровень знаний. Мы должны быть в состоянии узнать уровень знаний людей по определенной теме, прежде чем мы начнем диалог. Также человек никогда не должен смотреть свысока на людей, с которыми он общается. Он никогда не должен думать, что принимающие уступают ему.Отношение человека должно быть зрелым, и к нему должно проявляться минимальное уважение к другому человеку.

Кодирование — это формулировка сообщений в уме коммуникатора, то есть коммуникатор не только переводит его цель (идеи, мысли или информацию) в сообщение, но также выбирает среду передачи его запланированного сообщения. Он должен выбрать средства коммуникации (речь, письмо, сигналы или жесты), которые получатель может хорошо понять.Например, неграмотный получатель не сможет понять письменное сообщение, но может хорошо понять его, если сказано устно. Сообщение — это то, что коммуникатор на самом деле производит для передачи, используя устные или письменные слова, фотографии, картины, фильмы, плакаты и т. Д., Чтобы сформулировать сообщение, смысл которого должен быть понятен получателю, требуется много навыков и усилий. , На самом деле цель общения — повлиять на получателя и получить положительные отзывы, чтобы можно было принять соответствующие решения.Следовательно, успех общения зависит от того, что мы говорим и как мы это говорим. Сообщение может улучшить или исказить эффективное общение. Например, на собеседовании вы намерены произвести впечатление на интервьюера, но если вы даете ответы, смысл которых неясен, интервьюер может подумать, что вы некомпетентны для работы.

Канал — это транспортное средство, через которое сообщение передается от коммуникатора к получателю. Каналы коммуникации — это многоязычные, устные, устные, невербальные средства массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты, книги и т. Д.Выбор подходящего канала, наиболее подходящего как для сообщения, так и для получателя, является сложной задачей. Успех и неудача общения зависят от выбора правильного канала. Например, если вы подготовили кампанию «Национальная интеграция», какие СМИ вы бы выбрали для охвата целевой аудитории? И даже после выбора средств массовой информации вы должны решить, насколько это целесообразно с точки зрения затрат, принимая во внимание количество людей и типы людей, которые будут представлены вашему сообщению, а также некоторые другие факторы.На самом деле вашим намерением или желанием было бы охватить максимальное количество людей, но для эффективного общения ваша попытка должна заключаться в минимизации времени и затрат в общем объеме усилий по обмену информацией.

Получатель на другом конце линии связи является получателем сообщения и должен иметь ту же ориентацию, что и коммуникатор. Если получатель не способен слушать, читать, думать, он не сможет принимать и декодировать сообщения так, как того хочет коммуникатор.Для эффективного общения получатель — самое важное звено в процессе коммуникации.

Декодирование — это интерпретация сообщения получателем. Фактически, получатель ищет в сообщении значение, общее как для получателя, так и для коммуникатора.

Обратная связь — это ответ или подтверждение получателя на сообщение коммуникатора . Обмен возможен только при ответе получателя.Даже сквозь трепещущие веки, поднятие бровей, гримасу, упорядочивание точки и просьбу о объяснении, коммуникатор и получатель формируют сообщение, пока его смысл не станет ясным. Таким образом, оба участника общения взаимодействуют и постоянно обмениваются ролями. При личном общении получатель отвечает естественно, прямо и немедленно. Это дает коммуникатору возможность улучшить свое общение и сделать его более эффективным. Таким образом, обратная связь дает возможность оценить, что правильно или неправильно в конкретном общении.Это помогает регулировать разговор между двумя или более людьми, а также стимулирует и укрепляет идею, которую желают передать.

Шум — это прерывание, которое может закрасться в любой момент процесса связи и сделать его неэффективным. Окружающая среда является одной из основных причин, мешающих приему сообщений: например, шумы на обочине дороги, постоянная болтовня людей, не участвующих в общении, рев громкоговорителя, неправильная передача и т. Д.шум может возникать и в других формах; плохой почерк, сильный акцент или тихая речь, общение в плохо освещенной комнате и т. д. по сути, это препятствия для эффективного общения. Для бесперебойной и эффективной связи необходимо по возможности устранить или уменьшить шум.

.

компонентов связи | Связь и ее компоненты

Мы знаем, что общение — это процесс передачи и получения сообщений (вербальных и невербальных) . Общение — это диалог, а не монолог. Таким образом, коммуникация считается эффективной только в том случае, если она приносит желаемый ответ от получателя.

Связь состоит из шести компонентов или элементов.

Компоненты связи

  1. Контекст
  2. Отправитель / кодировщик
  3. Сообщение
  4. Средний
  5. Приемник / декодер
  6. Обратная связь

Контекст

Каждое сообщение (устное или письменное) начинается с контекста. Контекст — это очень широкое поле, которое состоит из различных аспектов . Один аспект — это страна, культура и организация. Каждая организация, культура и страна передают информацию по-своему.

Другой аспект контекста — внешний стимул. Источники внешнего стимула включают; встреча, письмо, памятка, телефонный звонок, факс, заметка, электронная почта и даже обычный разговор. Этот внешний раздражитель побуждает вас отвечать, и этот ответ может быть устным или письменным.

Внутренние стимулы — еще один аспект общения.Внутренние стимулы включают; Ваше мнение, отношение, симпатии, антипатии, эмоции, опыт, образование и уверенность. Все они имеют разностороннее влияние на способ передачи идей.

Отправитель может эффективно передавать свои идеи, учитывая все аспекты контекста, упомянутые выше.

Отправитель / кодировщик

Кодировщик — это человек, который отправляет сообщение . В устном общении кодировщиком является говорящий, а в письменном общении — кодировщиком.Кодировщик использует комбинацию символов, слов, графиков и изображений, понятных получателю, чтобы наилучшим образом передать свое сообщение и добиться желаемого ответа.

Сообщение

Сообщение — это информация, которой обмениваются отправитель и получатель . Первая задача — решить, о чем вы хотите сообщить и каково будет содержание вашего сообщения; каковы основные моменты вашего сообщения и какую еще информацию включить. Центральная идея сообщения должна быть ясна.При написании сообщения кодировщик должен учитывать все аспекты контекста и получателя (как он будет интерпретировать сообщение).
Сообщения могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Средний

Среда — это канал, по которому кодировщик передает свое сообщение . Как сообщение попадает туда. Средство для отправки сообщения может быть печатным, электронным или звуковым. Средним может быть человек как почтальон. Выбор средства массовой информации полностью зависит от характера вашего сообщения и контекстных факторов, рассмотренных выше.На выбор средства передачи также влияют отношения между отправителем и получателем.

Устный носитель для передачи вашего сообщения эффективен, когда ваше сообщение является срочным, личным или когда требуется немедленная обратная связь. Если ваше сообщение носит технический, технический характер и требует документирования, то предпочтение следует отдавать письменным средствам, носящим формальный характер. Эти руководящие принципы могут изменяться в процессе международного общения, когда сложные ситуации рассматриваются устно и сообщаются в письменной форме позже.

Приемник / декодер

Лицо, которому отправляется сообщение, называется «получатель» / «декодер». Получатель может быть слушателем или читателем в зависимости от того, какой носитель выбрал отправитель для передачи сообщения. На получателя также влияют контекст, внутренние и внешние стимулы .

Получатель — это человек, который интерпретирует сообщение , поэтому выше вероятность неверного сообщения из-за восприятия, мнения, отношения и личности получателя.Небольшое отклонение в передаче точной идеи будет только в том случае, если ваш приемник образован и обладает коммуникативными навыками.

Обратная связь

Ответ или реакция получателя на сообщение называется «обратной связью». Обратная связь может быть письменным или устным сообщением, действием или просто, молчание также может быть обратной связью к сообщению.

Обратная связь — самый важный компонент коммуникации в бизнесе . Коммуникация считается эффективной только тогда, когда она получает некоторую обратную связь.Обратная связь, по сути, замыкает цикл общения.

,

Пять компонентов модели коммуникации Коммуникационные навыки

Пять элементов коммуникации

Базовая модель коммуникации состоит из пяти компонентов: отправителя и получателя, носителя, который передает сообщение, контекстуальных факторов, самого сообщения и обратной связи. Для эффективного нацеливания ваших сообщений необходимо учитывать переменные, которые могут влиять на каждый из компонентов модели. Ниже приведены пять компонентов модели обучения коммуникативным навыкам для улучшения ваших коммуникативных навыков.

Отправитель и получатель

Определенные факторы могут усложнить обмен данными между отправителем и получателем:

  • Различные убеждения, ценности и личности влияют на то, как отправитель и получатель воспринимают информацию. Таким образом, отправители и получатели могут по-разному реагировать на одну и ту же информацию.
  • Различные препятствия для связи мешают пониманию отправителя сообщения должным образом. Примеры включают плохую грамматику и выбор слов, а также характер отношений между отправителем и получателем.

Средний

При личном общении вы общаетесь с помощью речи, а также посредством электронной почты, мгновенного сообщения, телефонного звонка или письменного письма. Чтобы выбрать правильный носитель, вы должны учитывать несколько факторов:

  • важность сообщения — Как правило, вы должны доставлять действительно важные сообщения лично или по телефону. Это оказывает большее влияние и позволяет получателю немедленно ответить. Электронная почта подходит для менее важных сообщений или тех, на которые вам не нужен срочный ответ.Обмен мгновенными сообщениями лучше всего использовать для обычных сообщений.
  • практичность — Когда отправители и получатели рассредоточены географически, использование средств связи, таких как телефон, электронная почта и обмен мгновенными сообщениями, более практично, чем организация личных встреч. Кроме того, более практично использовать текстовый носитель, например электронную почту, если вам нужно отправить кому-то большой объем данных или вести учет обсуждаемых вопросов. Другими практическими соображениями являются затраты, требования к физическому пространству и возможные задержки, связанные с использованием различных средств связи.
  • Ваши предпочтения и предпочтения получателя — Некоторые люди просто предпочитают одни носители другим. Чтобы общаться эффективно, вы должны учитывать предпочтения другой стороны. Иногда это также может зависеть от установленных процессов коммуникации в организации человека.
  • Стиль связи получателя — Некоторые люди лучше всего реагируют на информацию, представленную визуально. Другие больше полагаются на то, что они слышат, или на информацию, основанную на тексте.А некоторые лучше всего учатся на практике — создавая модели или воплощая идеи в жизнь. Пытаясь выбрать эффективное средство связи, вы должны учитывать предпочтительный стиль общения получателя. Вы также должны учитывать готовность получателя принять ваше сообщение. Например, лучше передавать конфиденциальную информацию, а не по электронной почте.
  • потребность в обратной связи — Если вам нужна обратная связь от получателя без промедления, вы должны выбрать средство, которое позволяет это — например, личную встречу или телефонный звонок.Если потребность в обратной связи не столь актуальна, может оказаться подходящим средство, например электронная почта. Если вам вообще не нужна обратная связь, вы можете выбрать менее личную среду, которая не поддерживает двустороннюю связь.

Контекстные факторы

Различные контекстные факторы могут играть роль в том, насколько хорошо общаются отправитель и получатель сообщения:

  • Язык тела — Язык тела относится ко всем невербальным способам общения людей, включая выражение лица, физическое жесты и позы.В личных беседах они играют важную роль. Они часто сообщают о вещах, о которых не говорят, например об энтузиазме, внимательности или даже раздражении человека. Когда вы разговариваете с кем-то, важно убедиться, что ваш язык тела правильный. Также важно понимать язык тела собеседника, чтобы вы могли на него реагировать.
  • синхронизация — Время сообщения может влиять на то, насколько хорошо или плохо оно получено. Также лучше всего приурочивать сообщения к тому моменту, когда вы знаете, что у получателя есть время уделить им должное внимание.
  • Окружающая среда — Такие факторы, как формальность или неформальность обстановки, шум вокруг и температура в помещении, могут повлиять на способность отправителя и получателя общаться. Их физическая близость также играет роль.

Вам также необходимо учитывать следующие контекстные факторы при общении с другими:

  • тип языка, который вы используете для своего сообщения
  • предположения, которые вы делаете при формулировке сообщения
  • готовность получателя участвовать в диалоге о вашем сообщении и
  • ваш тон голоса, том

.

ГЛАВА I — ПРИРОДА И ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ — УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ

Природа и элементы коммуникации

  1. Определение
  2. Процесс общения
  3. Коммуникационные модели
  4. Пять элементов коммуникации

o Вербальное и невербальное общение

  1. Навыки эффективного общения
  2. Межкультурная коммуникация

СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТ

Учащийся понимает природу и элементы устного общения в контексте.

СТАНДАРТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Учащийся разрабатывает и выполняет эффективные контролируемые и неконтролируемые устные коммуникативные действия в зависимости от контекста.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:

Ученик…

  1. Определяет связь.
  2. Объясняет характер и процесс общения.
  3. Отличает различные модели общения.
  4. Отличает уникальные особенности одного процесса связи от другого.
  5. Объясняет, почему происходит сбой связи.
  6. Использует различные стратегии, чтобы избежать сбоев связи.
  7. Демонстрирует чувствительность к социокультурным аспектам ситуации общения с акцентом на

культура

пол

возраст

социальный статус

религия

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *