Классификация групп: Понятие группы. Классификация групп

Содержание

Понятие группы. Классификация групп




 

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы классифицируются по различным признакам (табл. 5.1.1).

Таблица 5.1.1 Классификация групп

 

Рассмотрим более подробно основные виды групп.

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.



Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.




 

Причины создания групп

 

Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом. Так, согласно теории близости [4; 8] люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.

Согласно теории формирования групп Дж. Хоманса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций – как положительных, так и отрицательных – по отношению друг к другу и круководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целей и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса (рис. 5.1.1).

Рис 5.1.1.Причины образования групп

 

Стадии развития групп

 

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий (рис. 5.1.2). Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Рис. 5.1.2.Стадии формирования и развития групп

Бурление – для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.

 

 

Характеристики группы

 

Различают основные и ситуационные характеристики группы (рис. 5.2.1).

Рис. 5.2.1.Характеристики группы

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

 











Классификация групп — Студопедия

Признак классификации Вид групп
Степень формализации (принцип создания) Формальные: вертикальные (группа руководителя, функциональная), горизонтальные (рабочая группа и комитет), специальные целевые
Неформальные: по интересам и на основе дружбы
Размер группы Большие
Малые
Сфера совместной деятельности Управленческие
Производственные
Научно-исследовательские
Уровень развития Высокоразвитые
Слаборазвитые
Цели существования Целевые
Венчурные
Функциональные
По интересам
Дружеские
Период функционирования Постоянные
Временные

Горизонтальная группасоздается из служащих, находящихся на одном иерархическом уровне организации, но работающих в разных функциональных областях. Такая группа формируется из работников нескольких отделов. Перед ними ставится определенная задача, и когда эта задача решена, группа может быть распущена. Существует два основных вида горизонтальных групп: рабочая, или целевая группа и комитет.

Рабочая группаиногда называется межфункциональной. Она может быть использована для создания нового продукта в производственной организации или написания учебника в университете. Примером таких групп являются кружки качества или группы в матричных структурах управления, работающих над реализацией нового проекта. В рабочих группах тоже есть руководитель, но от командных групп они отличаются тем, что имеют больше самостоятельности и возможности решать свои проблемы.



Комитет это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания (рис. 54). Иногда его называют советом, комиссией, командой, целевой группой. Эта форма предполагает групповое принятие решений. Имеется два основных вида комитетов: специальный и постоянный.

Специальный комитетэто временная группа, сформированная для выполнения определенной цели.

Постоянный комитет – это группа внутри организации, имеющая конкретную цель, постоянно возникающие задачи. Чаще всего они консультируют организацию по важным проблемам, например, Совет директоров фирмы, ревизионная комиссия, комиссии по пересмотру заработной платы, рассмотрению жалоб, снижению себестоимости и т.д. Комитет обладает либо штабными, либо линейными полномочиями.

Специальные целевые группысоздаются за пределами формальной организационной структуры для разработки проекта особой важности, сложности, риска или предполагающего реализацию творческого потенциала исполнителей. Эти группы имеют большую свободу действий. Примером подобных групп являются так называемые венчурные команды.


В рамках формальной организации, созданной руководством, возникает неформальная организация. Это связано с тем, что люди взаимодействуют в группах и между группами не только по предписанию руководства. Они общаются во время собраний, обеда, корпоративных праздников, после работы. Из такого социального общения рождается множество дружеских, неформальных групп. Их единство образует неформальную организацию.

Основными причинами возникновения неформальных групп являются: неудовлетворенные социальные потребности в причастности, принадлежности; потребность во взаимопомощи; потребность во взаимозащите; тесное общение и симпатия; сходный образ мышления.

Необходимо знать основные характеристики неформальных групп, которые оказывают большое влияние на эффективность формальной организации и которые необходимо учитывать в управлении. Такими характеристиками являются:

· осуществление социального контроля;

· сопротивление переменам;

· появление неформального лидера;

· распространение слухов.

Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между формальной и неформальной группами, можно использовать следующие методы:

· признать существование неформальной организации, отказаться от ее уничтожения, осознать необходимость работы с ней;

· выявить лидеров в каждой неформальной группе, привлекать к процессу принятия решений и учитывать их мнения, поощрять тех, кто участвует в решении производственных проблем;

· проверять все управленческие действия на их возможное отрицательное влияние на неформальную группу;

· для ослабления сопротивления переменам привлекать членов группы к принятию управленческих решений;

· быстро обеспечивать точной информацией, чтобы препятствовать распространению ложных слухов.

В своей работе менеджер должен учитывать формальные и неформальные отношения и стараться использовать их в интересах дела. При этом необходимо учитывать характеристики групп, которые влияют на эффективность их работы.

Характеристики группывключают ее размер, состав, статус и роли членов группы.

· Размер группы.Много теоретиков управления посвятили внимание определению идеального размера группы. Суммируя их, можно сказать, что такой группой будет группа в 5 — 12 человек.

· Состав группы.Под составом понимается степень сходства личностей, точек зрения, подходов при решении проблем. Группа должна состоять из непохожих личностей, с разными знаниями, способностями, навыками, образом мышления, чтобы работать с большей эффективностью.

· Статус членов группыэто положение, позиция человека в группе. Он может определяться рядом факторов: должностью, расположением кабинета, образованием, социальными талантами, информированностью, накопленным опытом, моральными качествами. Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Чтобы принимать эффективные решения, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия, чтобы исключить доминирующее влияние членов группы с более высоким статусом.

Роли членов группы.Выделяют две основные направленности ролей для создания эффективной группы: целевые роли, которые направлены на отбор и постановку групповых задач и их выполнение, а также поддерживающие (социальные) роли, которые способствуют активизации деятельности группы.

Если большинство членов группы выполняет социальные роли, команда становится социально-ориентированной. Ее члены не конфликтуют друг с другом, не навязывают другим свое мнение и не особо стремятся к выполнению задач команды, потому что главное для них – сохранить команду сплоченной и счастливой, гармонизировать взаимоотношения. Участники таких команд могут получать высокое индивидуальное удовлетворение, но, как правило, за счет снижения производительности.

Другая крайность – команда, состоящая преимущественно из «специалистов». В ней все подчинено одной цели – результату. Такая команда будет эффективной в краткосрочный период времени, но в долгосрочной перспективе степень удовлетворенности, а значит, и мотивации ее членов снижается, так как игнорируются социальные и эмоциональные потребности ее участников.

Сплоченность команды(группы) – это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя единомышленниками. В таких группах хороший моральный климат, дружеская атмосфера, совместное принятие решений. Эти группы являются более эффективными, если их цели совпадают с целями организации. Работа в группе друзей и единомышленников приносит большее удовлетворение. Группа с низким уровнем сплоченности не обладает межличностной притягательной силой для ее участников.

Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое мышление. Это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, отказ от высказывания противоположных точек зрения, чтобы не нарушить гармонию в группе. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как не обсуждаются альтернативные предложения и не оценивается вся имеющаяся информация.

Групповые нормыэто общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Это стереотипы поведения, которые прививаются всем членам группы посредством одобрения или неодобрения со стороны ее членов. Только выполнение этих норм позволяет рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Групповые нормы могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные нормы поддерживают цели организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей.

Решая вопрос о возможности использования группы для выполнения определенных задач, менеджер должен взвесить их преимущества и недостатки.

Групповые процессыэто процессы, организующие деятельность группы. К ним относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией,этапы развития группы, сплоченность, нормы и конфликтность.

Исследования показывают, что группа развивается не стихийно, а проходит через определенные стадии. Существует несколько моделей развития командисследованный. Б. Такмен и Д. Дженсен выделили следующие этапы создания группы.

Формирование;

Стадия разногласий и противоречий;

Достижение нормального состояния;

Функционирование;

Расформирование.

Выделяются преимущества команд:

· Возрастание индивидуальных трудовых усилийсвязано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или, по крайней мере, не отстать от других людей. Присутствие других людей вызывает дополнительную энергию, энтузиазм, что приводит к росту мотивации, производительности и качества труда, раскрытию творческого потенциала работников.

· Удовлетворенность членов группы.Именно работа в группе позволяет удовлетворить потребности в причастности, принадлежности, социальном взаимодействии. Сплоченные группы уменьшают одиночество, способствуют развитию чувства собственного достоинства, значимости, так как люди включены в групповую работу с особыми целями. У такой работы больше шансов приносить наслаждение.

· Расширение рабочих навыков и знаний. Люди, обладающие большим опытом, навыками и секретами мастерства, передают их всем участникам группы, обучают необходимым операциям, работам по выполнению задач группы. Кроме того, командам делегируются полномочия по решению производственных проблем. Это обогащает работу и увеличивает мотивацию работников.

· Возрастание организационной гибкости.Традиционные организации имеют жесткую структуру, когда каждый работник выполняет только одну специфическую работу или функцию. В командах ее члены могут выполнять обязанности друг друга. В случае необходимости задание команды может быть изменено, а сотрудники перераспределены, что позволяет повысить гибкость производства и быстро реагировать на изменение потребностей покупателей.

Помимо преимуществ, команды обладают некоторыми недостатками:

· Стремление к частным целям.

· Перераспределение власти.

· Проблема безбилетника.

· Возрастание затрат.

· Снижение мотивации квалифицированных работников.

Итак, эффективная группа – это такая группа, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера и образом мышления, чьи нормы соответствуют достижению целей организации и созданию высокого морального духа, где хорошо выполняются как целевые, так и социальные роли и где не доминирует высокий статус членов группы. Высокий моральный дух – это такое психологическое состояние человека, которое побуждает его активно участвовать в работе группы и направлять всю свою энергию на выполнение ее задач.

Важнейшими критериями эффективности групповой работы являются:

1. Достижение целей группы;

2. Удовлетворенность членов группы своим трудом;

3. Индивидуальное развитие членов группы.

Классификация групп — Студопедия

1. По наличию взаимоотношений между членами группы:

а) условные – реальные.
Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.
Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.
б) лабораторные – естественные.
Лабораторные группы
– специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.
Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.
2. По количеству членов группы:

а) большие – малые.
Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшим группам сам термин “группа” весьма условен. К организованным, длительно существующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).
Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, так называемые средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).
3. По уровню развития:



Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.
Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

4. По форме организации: формальные и неформальные.
Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школьном классе) возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.
Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже, или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.


Содержание и структура психологии больших социальных групп

Что же такое «большая социальная группа»? Нельзя дать чисто количественное определение этого понятия. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория ;

2) устойчивые социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.) Эти группы имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса.

Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп:

1) специфические регуляторы социального поведения- нравы, обычаи и традиции;

2) особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы;

3) интересы, ценности, потребности;

4) специфический язык;

20. Классификация групп. Психология личности

20. Классификация групп

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями ее членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленная номинально, называют условной группой. Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую из лучших футболистов мира. Эти люди никогда не соберутся вместе и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, подтверждаемые документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу нормы, ценности которой признает и поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, идеалом считает ценности другой группы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Классификация групп в организации





⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 65Следующая ⇒

В отличие от огромного разнообразия групп в обществе, организация накладывает довольно жесткие ограничения на многие характеристики группы (цели, структуру, ценности и т. д.). Это несомненно облегчает задачу классификации.

Традиционное для социальной психологии деление групп на первичные и вторичные может быть полезным и для организационных психологов. Под первичной группой при этом понимается не семья или друзья, а исключительно действующая рабочая группа, в которую включен индивид. Остальные группы и подразделения организации в этом случае считаются вторичными. Основным критерием для дифференциации указанных групп являются непосредственность и регулярность организационных взаимодействий.

Значительно более важным и полезным для анализа групповых процессов является деление групп на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Мэйо в ходе уже упоминавшихся хоуторнских экспериментов[420].

Формальная группа это, по своей сути, обретшая организационную форму идея менеджера о том, что должна собой представлять и как должна функционировать группа людей для достижения целей менеджмента. Исходя из этой идеи (и, разумеется, опыта, накопленного менеджментом как институтом) в формальной группе четко сформулирована цель группы, определена структура власти, т. е. система подчинения, заданы все позиции и роли ее членов, регулирующие вертикальные и горизонтальные отношения в группе, сформулированы и предписаны групповые нормы и правила. Примерами формальных групп являются: рабочая группа, отделение солдат, студенческая группа или школьный класс и т. д.

Воплощение управленческих идей в «человеческом» материале, однако, постоянно наталкивается на некоторые досадные сложности (пресловутый «человеческий фактор»): люди, даже если они полностью согласны действовать в соответствии с формальными и содержательными требованиями менеджмента, никак не хотят отказаться от естественных форм человеческого взаимодействия и общения, построенных вовсе не на управленческих идеях и целях.



Как уже отмечалось, тейлоризм вообще отказался обращать внимание на такие «мелочи». Заслуга Мэйо состоит в том, что он первым обратил внимание на то, что отрицалось научным менеджментом: среди работников, искусственно объединенных менеджментом в рабочую группу, есть своя, не контролируемая организацией и менеджером (а потому неформальная) жизнь. Эти неформальные группы, по мнению Мэйо, стихийно складывались и возникали внутри формальных групп на основании каких-либо общих интересов, склонностей или потребностей. В них отсутствовала строгая структура власти, не были определены статусы, роли и четкая система взаимоотношений.

Создание неформальной группы внутри формальной приводит к скрытому переплетению двух структур отношений, в значительной степени затрудняющих управленческий контроль за групповыми процессами. В реальной жизни очень трудно вычленить чисто формальные и неформальные группы. Особую сложность для менеджера представляют случаи, когда направленность неформальной группы мешает достижению организационных целей формальной группой[421]. Обнаружение самого факта наличия двух структур в группах имело очень большое значение для управления. Менеджмент впервые задумался над возможностью использования неформальной структуры группы в интересах организации или, по меньшей мере, над необходимостью большего контроля над ней. Особое значение эта проблема приобрела в контексте исследований лидерства в группе.

Формальные группы в организации можно классифицировать также на командные и целевые. Командная группа является базовой организационной единицей, удовлетворяющей всем формальным требованиям. Она состоит из работников, которые непосредственно подчиненных конкретному менеджеру. Отделение банка из 10 сотрудников является примером такой группы.

Целевые группы имеют более гибкую организационную форму. Как правило, они представляют собой временные объединения работников для осуществления конкретной цели, отдельного проекта. Границы такой группы не ограничиваются непосредственными иерархическими связями «руководитель — подчиненный». Для выполнения своей задачи границы целевой группы могут пересекать и вертикаль власти, и горизонтальные взаимосвязи внутри организации. Целевая группа может вообще находиться вне организационной структуры и иерархии. Временные рамки существования таких групп обычно ограничиваются сроками выполнения конкретного проекта. Создание целевых групп обычно диктуется необходимостью быстрого реагирования организации на изменения внешней среды.




В неформальные группы работники объединяются с целью удовлетворить потребности, которые не может удовлетворить формальная группа. При этом формально работники могут быть членами различных командных и целевых групп. Различные индивидуальные интересы приводят к образованию групп по интересам. Обычно такие группы формируются в результате сходства характеристик между ее членами, выполняя важную роль в удовлетворении социальных потребностей. Эти неформальные отношения могут оказывать глубокое влияние на поведение и деятельность работников и даже интерферировать с целями организации в целом.

Определенный интерес для организационной психологии может иметь и различение групп членства и референтных групп. Понятие «референтной группы» указывает на то, что некоторые разделяют нормы и ценности, принятые не в этой, а в какой-то иной группе, которая выступает для них неким жизненным ориентиром. Такие группы, в которые индивид не включен действительно, но нормы которой он принимает, называют референтными. Понятие «референтной группы» связано с «системой координат», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Индивид использует референтную группу для оценки или как эталон для сравнения своего поведения с поведением членов референтной группы. Иными словами, референтная группа может выполнять и сравнительную, и нормативную функцию.

Деление на группы членства и референтные группы может быть полезным для менеджера в объяснении поведения работников, явно ориентированных на иные нормы, чем те, которые приняты в рабочей группе или организации в целом. Это могут быть, прежде всего, нормы других групп или организаций, членом которых работник являлся прежде. Феномен референтной группы может подсказать менеджеру шаги, которые позволят изменить «точку отсчета» работника, повысив в его сознании привлекательность норм и ценностей той группы, членом которой он является в настоящее время.

Стадии развития группы

Поскольку группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. В организации способы образования групп чаще всего определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития организации, изменениями рыночной конъюнктуры, диверсификацией в сферах организационной деятельности и т. д. Иными словами, причины возникновения группы лежат вне ее, в более широкой организационной системе. Именно здесь определяется цель, формируются формальные требования к структуре и функциям группы.

В то же время процессы и феномены, происходящие в группе, обладают собственными закономерностями и в целях анализа могут рассматриваться как автономные. Их изучение имеет важное значение для организации, во многом определяя эффективность ее базовых единиц — рабочих групп. Не менее важная задача состоит в том, чтобы понять, как формируется группа, какие этапы развития она проходит, как каждый из этих этапов влияет на организационную деятельность.

Как и любое развитие, становление группы — динамический процесс. Большинство групп находятся в непрерывном процессе изменения. Однако, как показывают исследования, группы проходят в своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения работников. Эти четыре стадии могут быть условно названы как формирование, брожение, нормирование и деятельность (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Стадии становления группы

Стадия I — формирование группы или формальное объединение индивидов. Еще недавно незнакомые или малознакомые друг с другом люди в силу различных обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим-либо решением) объединяются или оказываются объединенными в формальную группу. Они вначале ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве. Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь определить свои роли, и выбрать, какой тип поведения наиболее адекватен ситуации. Сама групповая деятельность находится на периферии внимания. Если какую-то работу нужно сделать, ее делают в первую очередь на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия брожения — одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства.

Стадия III — это стадия нормирования, т. е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации. На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Ее члены уже имеют четкое представление друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях. Роли и функции каждого обретают достаточную определенность: все знают свои роли и осознают ответственность за ее исполнение. Теперь существует сильное чувство внутригрупповой идентификации и чувство локтя. Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Несогласные с новыми ролями вынуждены по крайней мере смириться и временно следовать групповым нормам и требованиям. В некоторых случаях недовольные прибегают к различного рода защитным механизмам:

1. Замыкание в себе, плохо скрываемое безразличие к целям группы, отсутствие вовлеченности, углубленность в другие заботы.

2. Гиперкритицизм, самореклама, неблагоприятные прогнозы в отношении дальнейшей судьбы группы.

3. Жесткий формализм, подчеркнутая вежливость, буквоедство, строгое следование нормам.

4. Подобострастие, жесты панибратства, капризничанье, инфантилизм.

5. Превращение дела в шутку.

6. Излишняя словоохотливость, вызовы на разговор, рассказы о собственных переживаниях и т. д..

Подобные средства защиты могут появляться и на других стадиях развития группы, и менеджер должен быть подготовлен к их купированию (устранению).

Однако в целом внутренняя атмосфера в группе на этом этапе значительно улучшается, напряженность первых этапов спадает и на передний план выступает цель совместной деятельности.

Последняя, стадия IV— стадия деятельности. На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Кульминацией этой стадии может стать достижение состояния групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена с точки зрения единого целого.

Атмосфера приобретает теплый, дружеский характер, люди чувствуют себя в полной безопасности и гордятся тем, что являются частью группы. Происходит еще более глубокая интеграция: не только ценности группы, но и ценности самой деятельности все больше разделяются отдельными индивидами. Сама совместная работа приобретает столь большое значение, что превращается во внутреннее основание существования группы. Пожалуй, только на этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно действует, но позволяет каждому удовлетворять широкий спектр своих потребностей, включая потребности в самоуважении и самоактуализации.

Рассмотренная последовательность не означает, что эффективность группы монотонно возрастает по мере ее формирования. И хотя существует ряд исследований, демонстрирующих рост эффективности на четвертой стадии развития, вопрос групповой эффективности не так прост. В некоторых условиях именно стадия брожения может быть наиболее продуктивной, и тогда эффективность последующих стадий будет ниже. Кроме того, движение от стадии к стадии не является четко определенным. Более того, группа часто регрессирует относительно предыдущей стадии[422].

При таком изменении последовательности стадия брожения уже будет выступать стадией дробления. В этом случае желание членов группы сотрудничать друг с другом резко падает, появляются клики — объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами легко рождается конкуренция и борьба за власть, которые резко снижают эффективность работы. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, распад становится неизбежным. Если же группа находит в себе силы преодолеть кризис, развитие возобновляется.

В реальной жизни выделить указанные стадии в чистом виде удается лишь в редких или критических случаях. Как правило, наблюдается параллельное и даже разнонаправленное протекание сразу нескольких процессов. Поэтому данные стадии правильнее рассматривать как общую схему, которая акцентирует динамичность группы и помогает лучше понять проблемы, которые в ней возникают.

Групповые процессы

Процессы формирования группы, разумеется, лишь условно могут быть отделены от других процессов, к которым относятся процессы лидерства, развитие групповой сплоченности, феномен группового давления на индивида, процесс принятия групповых решений и т. д. По существу, только вся совокупность этих процессов и делает группу группой.

Без сомнения, самым важным из процессов является процесс руководства. То, как группа организуется, какова направленность ее развития, каким ценностям отдается предпочтение, как действует система групповых санкций — все это в значительной степени зависит от руководителя. Традиционно эти вопросы в поведенческих науках анализируются в рамках проблемы лидерства. И хотя процесс лидерства в узком смысле характеризует лишь отношения доминирования и подчинения, проблема лидерства сегодня уже давно переросла групповые рамки и охватывает не только процесс руководства организацией в целом, но и психологические принципы ее построения (дизайна). Проблема лидерства уже подробно обсуждалась в главе 5, поэтому не будем возвращаться к ней вновь.

В реальной организационной среде чаще всего сталкиваются не с «самозарождением» группы, а с уже давно существующими группами, в которых идет постоянное обновление состава: одни индивиды приходят в группу, другие ее покидают. И если уход работника — это полный «выход» из групповых процессов, то вступление индивида в уже сформированную группу, принятие или непринятие им уже существующих норм представляет для организации большой интерес. В этом случае учитывается феномен давления группы на индивида, подчинения его группой.











Группы и их классификация — Студопедия

Педагог в своей работе имеет дело не только с каждым учеником в отдельности, но и с различными группами, в которые входят учащиеся: класс, ученическая производственная бригада, семья, а иногда и уличная компания или кучка ребят, объединившихся вокруг какого-либо вожака внутри класса. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп.

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т.п.



Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Так, подростки могут быть объединены в одну большую условную группу вне зависимости от того, что они живут в разных городах и селах, возможно, говорят на различных языках, никогда не оказывались собранными в одном месте и т.д. Их общие социальные (учащиеся средней школы), возрастные (12-15-летний возраст), психологические (формирующееся чувство взрослости, отроческое самоутверждение и т.п.) характеристики являются в основных чертах идентичными. Изучение больших условных групп (в возрастной психологии, в социальной психологии и др.) позволяет в результате выделения общих их свойств вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними. Зная общие закономерности развития личности подростков как условной (возрастной) группы, педагог целенаправленно и продуктивно осуществляет воспитательную работу в школе и во внешкольных учреждениях.


Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.). Они могут выступать как изолированные общности (например, несколько учащихся из разных школ и ПТУ, объединившихся на основе общности интереса к мотоспорту) и могут складываться и оказываться достаточно устойчивыми внутри официальных групп (дружеская компания в школьном классе). Наконец, официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы (тесными дружескими контактами, взаимной симпатией ее членов и т.д.). Таким образом, границы между официальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей воспитательной работы учителя является формирование такого рода неформальных групп учащихся, существование которых укрепляло бы и обогащало функционирование тех официальных групп, в которые входят школьники.

Общение и деятельность в любых группах (больших и малых) определяются и регулируются общественными отношениями задающими образ жизни входящих в эти группы людей, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Традиционно в психологии параметрами сформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня социально-психологического развития (коллективы)[34], просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.

25. Определение и классификация малых групп. Социальная психология

25. Определение и классификация малых групп

Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Представления о числе членов малой группы колеблется между двумя и семью. Также считается, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний.

Допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т. д. Распространены классификации деления малых групп на:

1) первичные и вторичные;

2) формальные и неформальные;

3) группы членства и референтные группы. Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей. Позднее Ч. Кули предложил определенный признак – непосредственность контактов.

Деление групп на формальные и неформальные было предложено Э. Мэйо. Согласно Э. Мэйо формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В формальной группе также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее.

Существуют также понятия формальной и неформальной структуры группы, тогда различаются не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов малых группой разделяет нормы поведения, принятые другой группой, на которую они ориентируются. Те группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Классификационная группа

— это … Что такое классификационная группа?

  • группа классификации нагрузки — Система классификации нагрузки на покрытие, указывающая на несущую способность покрытия без образования трещин или постоянной деформации. Он является развитием системы номеров классификации груза (LCN) и предназначен для использования…… Авиационный словарь

  • Классификационная группа Лэнсфилда — Лэнс · полевая классификация, группа (lansґfēld) [Ребекка Крейгилл Лэнсфилд, американский бактериолог, 1895–1981] см. Классификацию и группу… Медицинский словарь

  • Классификационная группа Runyon — Классификация Run · yon, группа (runґyən) [Эрнест Х.Руньон, американский микробиолог, 20 век] см. Классификацию… Медицинский словарь

  • Группа 4 — может относиться к: * Элемент группы 4 классификация элемента * Группа 4 (гонки) классификация FIA для автомобилей, участвующих в автогонках и ралли * Группа 4 Securicor, известная британская охранная компания * IB Group 4 является предметом группа для…… Википедия

  • Группа 3 — может относиться к: * Элемент группы 3 классификация элемента * Группа 3 (гоночная) классификация FIA для автогонок * Формат изображения группы 3 Группа 3 Группа 4 — это цифровые стандарты для сжатия и отправки факсов… Википедия

  • Группа 7 — может относиться к: * Элемент группы 7 классификация элементов * Группа 7 Лиги регби соревнование лиги регби в Новом Южном Уэльсе, Австралия.* Группа 7, классификация FIA для гонок спортивных автомобилей Can Am * Детский фонд группы 7 благотворительный…… Wikipedia

  • Группа 6 — может относиться к: * Группе 6 элемент классификации элемента * Группа 6 (гонки) классификация FIA для гонок спортивных автомобилей… Wikipedia

  • Группа 5 — может относиться к: * Группе 5 элемент классификации элемента * Группа 5 (гоночный) классификация FIA для автомобилей в автогонках… Wikipedia

  • Классификация конечных простых групп — Теория групп Теория групп… Wikipedia

  • Classification Phylogénétique — La Classification Phylogénétique est un système de classification des êtres vivants.Elle тенденция к замене классификационных традиций en se basant uniquement sur les rapports de NEVOLUTIVE Entre espèces. L œuvre de Willi Hennig…… Wikipédia en Français

  • Classification phylogenetique — Classification phylogénétique La классификация филогенетическая является системой классификации живых существ. Elle тенденция к изменению традиционной классификации на основе уникальности в отношениях ближайшего эволюционного входа…… Wikipédia en Français

  • .Классификационная группа

    — это … Что такое классификационная группа?

  • группа классификации нагрузки — Система классификации нагрузки на покрытие, указывающая на несущую способность покрытия без образования трещин или постоянной деформации. Он является развитием системы номеров классификации груза (LCN) и предназначен для использования…… Авиационный словарь

  • Классификационная группа Лэнсфилда — Лэнс · полевая классификация, группа (lansґfēld) [Ребекка Крейгилл Лэнсфилд, американский бактериолог, 1895–1981] см. Классификацию и группу… Медицинский словарь

  • Классификационная группа Runyon — Классификация Run · yon, группа (runґyən) [Эрнест Х.Руньон, американский микробиолог, 20 век] см. Классификацию… Медицинский словарь

  • Группа 4 — может относиться к: * Элемент группы 4 классификация элемента * Группа 4 (гонки) классификация FIA для автомобилей, участвующих в автогонках и ралли * Группа 4 Securicor, известная британская охранная компания * IB Group 4 является предметом группа для…… Википедия

  • Группа 3 — может относиться к: * Элемент группы 3 классификация элемента * Группа 3 (гоночная) классификация FIA для автогонок * Формат изображения группы 3 Группа 3 Группа 4 — это цифровые стандарты для сжатия и отправки факсов… Википедия

  • Группа 7 — может относиться к: * Элемент группы 7 классификация элементов * Группа 7 Лиги регби соревнование лиги регби в Новом Южном Уэльсе, Австралия.* Группа 7, классификация FIA для гонок спортивных автомобилей Can Am * Детский фонд группы 7 благотворительный…… Wikipedia

  • Группа 6 — может относиться к: * Группе 6 элемент классификации элемента * Группа 6 (гонки) классификация FIA для гонок спортивных автомобилей… Wikipedia

  • Группа 5 — может относиться к: * Группе 5 элемент классификации элемента * Группа 5 (гоночный) классификация FIA для автомобилей в автогонках… Wikipedia

  • Классификация конечных простых групп — Теория групп Теория групп… Wikipedia

  • Classification Phylogénétique — La Classification Phylogénétique est un système de classification des êtres vivants.Elle тенденция к замене классификационных традиций en se basant uniquement sur les rapports de NEVOLUTIVE Entre espèces. L œuvre de Willi Hennig…… Wikipédia en Français

  • Classification phylogenetique — Classification phylogénétique La классификация филогенетическая является системой классификации живых существ. Elle тенденция к изменению традиционной классификации на основе уникальности в отношениях ближайшего эволюционного входа…… Wikipédia en Français

  • .

    Классификация почв AASHTO — Введение в геотехническую инженерию Весна 2010 г.

    Стив и Оксана

    Как классифицировать почву с использованием системы классификации AASHTO:

    Созданная Тарзаги и Хогентоглером в 1928 году, это была одна из первых инженерных систем классификации. Предназначенный специально для использования при строительстве шоссе, он до сих пор сохранился как система Американской ассоциации государственных служащих автомобильных дорог и транспорта (AASHTO). Он оценивает грунты по их пригодности для поддержки дорожного покрытия и до сих пор широко используется в таких проектах.
    Система AASHTO использует как гранулометрический состав, так и данные пределов Аттерберга для присвоения почве групповой классификации и группового индекса . Групповая классификация варьируется от A-1 (лучшие почвы) до A-8 (худшие почвы). Значения группового индекса около 0 указывают на хорошие почвы, а значения 20 или более указывают на очень плохие почвы. Однако почва, которая может быть «хорошей» для использования в качестве земляного полотна шоссе, может оказаться «очень плохой» для других целей, и наоборот.
    Сама система требует, чтобы только часть почвы прошла через 3-дюймовое сито. Если какой-либо материал не проходит через 3-дюймовое сито, его процентное содержание по весу должно быть записано и отмечено в классификации.
    Приведенную ниже таблицу можно использовать для определения групповой классификации. Начните с левой стороны с почв A-1-a и проверьте каждый из критериев. Если все соблюдено, то это групповая классификация. Если какой-либо критерий не выполняется, переместитесь вправо и повторите процесс, продолжая до тех пор, пока все критерии не будут удовлетворены.НЕ начинайте с середины диаграммы.

    Индекс группы можно найти с помощью следующего уравнения: (5.1 стр. 140 в тексте):

    Индекс группы = (F-35) [0,2 + 0,005 (wL — 40)] + 0,01 (F-15) ( IP — 10)
    Где:
    F = содержание мелких частиц (выраженное в процентах)
    wL = предел жидкости
    IP = индекс пластичности

    При оценке группового индекса для грунтов A-2-6 или A-2-7 используйте только второй член в уравнении 5.1. Для всех почв выразите групповой индекс целым числом. Вычисленные значения индекса группы меньше нуля следует сообщать как ноль.
    Наконец, представьте классификацию почв AASHTO как групповую классификацию (от A-1 до A-8) с указанием группового индекса в скобках. Например, почва с групповой классификацией A-4 и групповым индексом 20 будет представлена ​​как A-4 (20).

    — Кадуто, Д. (1998), «Система классификации почв AASHTO», Классификация почв, глава 5 в Geotechnical Engineering , pp139-140, ALAN APT.

    Система классификации почв AASHTO (из AASHTO M 145 или ASTM D3282)
    Общая классификация Гранулированные материалы (не более 35%, проходящие через сито 0,075 мм) Ил-глинистые материалы (> 35% проходят через сито 0,075 мм)
    Групповая классификация А-1 А-3 А-2 А-4 А-5 А-6 A-7
    A-1-a А-1-б А-2-4 А-2-5 А-2-6 А-2-7 A-7-5 A-7-6
    Ситовой анализ,% прохождение
    2.00 мм (№ 10) 50 макс
    0,425 (№ 40) 30 макс 50 макс 51 мин.
    0,075 (№ 200) 15 макс 25 макс 10 макс 35 макс 35 макс 35 макс 35 макс 36 мин 36 мин 36 мин 36 мин
    Характеристики проходящей фракции 0.425 мм (№ 40)
    Предел жидкости 40 макс 41 мин 40 макс 41 мин 40 макс 41 мин 40 макс 41 мин
    Индекс пластичности 6 макс Н.П. 10 макс 10 макс 11 мин. 11 мин. 10 макс 10 макс 11 мин. 11 мин. 1
    Усу

    .

    Классификация групп порядка 12

    В этой статье приводится конкретная информация, а именно классификация, о семействе групп, а именно: группы порядка 12.
    Просмотр классификации семейств групп | Просмотр классификации групп определенного порядка | Просмотр другой конкретной информации о группах порядка 12

    Заявление

    С точностью до изоморфизма групп существует пять групп порядка 12, а именно:

    Родственные классификации

    Использованные факты

    1. Порядок является продуктом простого числа Мерсенна, а еще один подразумевает нормальную силовскую подгруппу

    Proof

    Предварительные наблюдения по силовским подгруппам

    Обратите внимание, что заказ:

    \! 12 = 2^2 \cdot 3^1 = 4 \cdot 3

    Таким образом, 2-силовская подгруппа является одной из групп порядка 4 (либо циклическая группа: Z4, либо четырехгрупповая группа Клейна), а 3-силовская подгруппа является уникальной группой порядка 3, а именно циклической группой: Z3 .

    Либо 2-силовская подгруппа, либо 3-силовская подгруппа является нормальной

    Это следует из факта (1).

    Классификация в случае нормальных силовских подгрупп

    Всего существует две группы этого типа: циклическая группа: Z12 и прямое произведение Z6 и Z2.

    В этом случае, по эквивалентности определений конечной нильпотентной группы, вся группа является нильпотентной группой и возникает как внутреннее прямое произведение ее 2-силовской подгруппы и 3-силовской подгруппы.2-силовская подгруппа является одной из двух возможных групп порядка 4 (т. Е. Циклическая группа: Z4 и четырехгруппа Клейна), а 3-силовская подгруппа является циклической группой: Z3. Таким образом, существует 2 \times 1 = 2 возможностей:

    Некоторые другие связанные факты:

    Классификация, если 2-силовская подгруппа нормальна, а 3-силовская подгруппа не нормальна

    Всего существует одна группа этого типа: переменная группа: A4.

    В этом случае вся группа является внутренним полупрямым произведением своей 2-силовской подгруппы (которая является нормальной) и ее 3-силовской подгруппы, изоморфной циклической группе: Z3, которая не является нормальной.Мы предполагаем нетривиальное полупрямое произведение , следовательно, поскольку действующая группа циклическая простого порядка, она должна быть точным полупрямым произведением .

    Случай, когда 2-силовская подгруппа является циклической группой: Z4, не возникает, поскольку группа автоморфизмов циклической группы: Z4 является циклической группой: Z2, в которой нет подгруппы третьего порядка.

    Случай, когда 2-силовская подгруппа является четырехгруппой Клейна , не дает уникальной возможности: группа автоморфизмов является симметрической группой: S3, и действующей циклической группой: Z3 действует через вложение A3 в S3.Таким образом, мы получаем полупрямое произведение четырехгруппы Клейна и циклической группы третьего порядка, где генератор последней действует 3-циклом на неединичных элементах. Полученная таким образом группа является альтернированной группой: A4.

    Классификация, если 3-силовская подгруппа нормальна, а 2-силовская подгруппа не нормальна

    В этом случае вся группа является внутренним полупрямым произведением своей нормальной 3-силовской подгруппы циклической группы: Z3 и ее 2-силовской подгруппы. Указание внутреннего полупрямого произведения эквивалентно указанию гомоморфизма из 2-силовской подгруппы в группу автоморфизмов циклической группы: Z3.

    Группа автоморфизмов 3-силовской подгруппы (циклическая группа: Z3) изоморфна циклической группе: Z2, причем нетождественный автоморфизм является обратным отображением. Таким образом, указание внутреннего полупрямого произведения эквивалентно указанию гомоморфизма из 2-силовской подгруппы в циклическую группу: Z2. Поскольку мы предполагаем нетривиальное полупрямое произведение, гомоморфизм должен быть нетривиальным. Мы рассматриваем два случая:

    • 2-силовская подгруппа является циклической группой: Z4: В этом случае единственный нетривиальный гомоморфизм — это сюръективный гомоморфизм, который сводит элемент (первоначально по модулю 4) к элементу по модулю 2.Группа, полученная таким образом как полупрямое произведение, является дициклической группой: Dic12.
    • 2-Силовская подгруппа является четырехгруппой Клейна: в этом случае имеется три эквивалентных (с точностью до автоморфизмов четырехгруппы Клейна) нетривиальных гомоморфизма, с ядрами различных возможностей для Z2 в V4. Все они дают ответы, которые изоморфны как группы, а именно группа диэдра: D12 (которая также выражается как прямое произведение симметрической группы: S3 и циклической группы: Z2).

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *