Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линии 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 |
2. Тревожность | 1. Штриховка 2. Линия основания — пол 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные или прерывистые линии 9. Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки | 0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий за спиной 11. Другие возможные признаки | 0,2 0,1; 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький 2. Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5. Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 2. Агрессивная позиция фигуры 3. Зачеркнутая фигура 4. Деформированная фигура 5. Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные, подчеркнутые 8. Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности,
- каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
- Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
- Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
- Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
- Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
- благоприятная семейная ситуация;
- тревожность;
- конфликтность в семье;
- чувство неполноценности;
- враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2 |
2. Линия основания – пол | 3 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1,2 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | 0,1 | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. Стирание отдельных фигур | 0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,2 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | 0,2 | |
11. Другие возможные признаки | 0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
4. Изоляция автора от других | 0,2 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
4. Деформированная фигура | 0,2 | |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | 0,1 |
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
Диагностика межличностных отношений детей в
Её цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье…
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.
Тест КРС состоит из 2 частей:
- рисование своей семьи,
- беседа после рисования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний.
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи.
- Где работают или учатся члены семьи.
- Как в семье распределяются домашние обязанности.
- Каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.
Формальными особенностями рисунка считается:
- качество линии рисующего,
- положение объектов рисунка на бумаге,
- стирание рисунка или его отдельных частей,
- затушевывание отдельных частей рисунка.
Содержательными характеристиками рисунка являются:
- изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке,
- их взаимодействие и расположение,
- отношение вещей и людей на рисунке.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.
Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.
Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание.
Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.
Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.
Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.
На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.
Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку.
В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.
Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
4. Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
- Благоприятная семейная ситуация
- Тревожность
- Конфликтность в семье
- Чувство неполноценности
- Враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2 |
2. Линия основания – пол | 3 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1,2 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | 0,1 | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. Стирание отдельных фигур | 0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,2 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | 0,2 | |
11. Другие возможные признаки | 0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
4. Изоляция автора от других | 0,2 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
4. Деформированная фигура | 0,2 | |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | 0,1 |
опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Применение методики «Кинетический рисунок семьи» для диагностики межличностных отношений у дошкольников
Особенно продуктивно применение
рисунка семьи в старшем дошкольном и
младшем школьном возрасте, так как полученные
с помощью этого результаты мало зависят
от способности ребенка вербализовать
свои переживания, от его способности
к интроспекции, способности «вжиться»
в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей
психической деятельности, которые существенны
при выполнении заданий, основанных на
вербальной технике» [9, 21-28с]
Данный тест представляет довольно таки
богатую информацию о субъективной семейной
ситуации исследуемого ребенка. Он помогает
выявить, семейные отношения, отношения
ребенка к членам своей семьи, вызывающие
тревогу или же конфликты для рисующего.
Тест показывает воспринимаемость ребенком
взаимоотношения с другими членами семьи
и свое место в семье.
С целью выявления межличностных взаимоотношений
в семье, получения данных о том, как он
воспринимает других членов семьи и свое
место среди них, был проведен тест «Кинетический
рисунок семьи». Р.Бернса и С.Кауфмана,
который дает богатую информацию о субъективной
семейной ситуации исследуемого ребенка.
Цель теста выявить особенности восприятия
ребенком семейной ситуации, своего места
в семье, а также его отношений к членам
семьи.
Задача: На основе выполнения изображения,
ответов на вопросы оценить особенности
восприятия и переживаний ребенком отношений
в семье.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование
своей семьи и беседа после рисования.
Дается инструкция:
«Нарисуй
на картинке всех членов твоей семьи, включая
тебя, делающего что-нибудь. Постарайся
рисовать целых людей, не мультяшек и не
людей, состоящих из палочек. Помни: изображай
каждого делающим что-нибудь, какое-либо
действие».
Во время рисования следует записывать
все спонтанные высказывания ребенка,
отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать
последовательность рисования. Бланк
обработки теста находится в приложении
2.
Методика проведения:
Для выполнения теста ребенку
давали стандартный лист бумаги для рисования,
карандаши и ластик. После того, как дети
заканчивали рисунок, отдельно проводилась
беседа по следующей схеме:
1). Кто нарисован на рисунке?
Что делает каждый член семьи?
2). Где работают и учатся члены
семьи?
3). Как в семье распределяются
домашние обязанности [2].
В системе количественной оценки КРС
учитываются формальные и содержательные
особенности рисунка. Формальным считается
качество линий, расположение объектов
рисунка, стирание всего рисунка или его
отдельных частей, заштриховывание отдельных
частей рисунка. Содержательными характеристиками
рисунка являются изображаемая деятельность
членов семьи, их взаимодействие и расположение,
а также отношение вещей и людей на рисунке.
Рисунки детей анализированы по количеству
баллов, набранных при наличии определенных
симптомов. Исходя из количества баллов,
определили симптомокомплексы семейной
ситуации.
Выделяют 5 симптомокомплексов:
1). Благоприятная семейная
2). Тревожность.
3). Конфликтность в семье.
4). Чувство неполноценности в
семейной ситуации.
5). Враждебность в семейной ситуации
[40].
В приложении 2 описаны симптомы каждого
симптомокопклекса.
Эта методика доступна и удобна в применении
в условиях психологического консультирования,
обладает значимостью с точки зрения выбора
тактики деятельности психолога-консультанта
по психологической коррекции нарушений
межличностных отношений, так как дает
представление о субъективной оценке
ребенком своей семьи, своего места в ней,
о его отношениях с другими членами семьи.
В рисунках дети могут выразить то, что
им трудно бывает высказать словами, т.е.
язык рисунка более открыто и искренне
передает смысл изображенного, чем вербальный
язык».
«Особенно продуктивно применение рисунка
семьи в старшем дошкольном и младшем
школьном возрасте, так как полученные
с помощью этого результаты мало зависят
от способности ребенка вербализовать
свои переживания, от его способности
к интроспекции, способности «вжиться»
в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей
психической деятельности, которые существенны
при выполнении заданий, основанных на
вербальной технике» [31. 133с].
2.2. Анализ и обсуждение
результатов диагностики межличностных
отношений у дошкольников на основе методики
«Кинетический рисунок семьи»
Результаты диагностики определения
межличностных отношений у дошкольников
на основе методики «Кинетический рисунок
семьи» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица
результатов по симптомокомплексам
Код ребенка | НТ | ВР | ДБ | СЧ | НК | ЭТ | МД | РЗ | АК | БМ | ДА | КР |
Благоприятная семейная ситуация | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,1 | 0,6 | 0,8 | 0,3 | 0,1 | 0,7 | 0,9 | 0,8 |
Тревожность | 0 | 0 | 0,3 | 0 | 3,1 | 0 | 3 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 0 | 0,2 |
Конфликтность в семье | 0 | 0 | 0,1 | 0 | 2,2 | 0 | 0 | 2,5 | 2,5 | 0,4 | 0 | 0 |
Чувство неполноценнос-ти в семейной | 0 | 0,2 | 0 | 0 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,2 | 0 | 0 |
Враждебность в семейной ситуации | 0 | 0 | 0,2 | 0 | 0,2 | 0 | 0 | 0,5 | 0,5 | 0,2 | 0 | 0 |
Полученные результаты теста КРС позволяют
вычислить средний балл по приведенной
по методике КРС полученных показателей.
Средний уровень психического развития
детей, участвовавших в эксперименте,
по каждому из пяти симптомокомплексов
(высокий уровень) демонстрирует таблица
2 и рис.
Таблица 2
Сумма
баллов по симптомокомплексам
Низкий уровень, чел. | Средний уровень, чел. | Высокий уровень, чел. | Низкий уровень, % | Средний уровень, % | Высокий уровень, % | |
Благоприятная семейная ситуация | 0-0,3 | 0,4-0,7 | 0,8-1,3 | 0-0,3 | 0,4-0,7 | 0,8-1 |
3 | 2 | 7 | 25% | 17% | 58% | |
Тревожность | 0-1 | 1-3 | 3,1-5,7 | 0-1 | 0-2 | 2-4 |
8 | 0 | 4 | 67% | 0% | 33% | |
Конфликтность в семье | 0-1 | 1—2,4 | 2,5 -3,7 | 0-1 | 0-2 | 2-4 |
9 | 1 | 2 | 75% | 8% | 17% | |
Чувство неполноценности в | 0-0,1 | 0,2-0,3 | 0,4-1,3 | 0-1 | 0-2 | 2-4 |
5 | 4 | 3 | 42% | 33% | 25% | |
Враждебность в семейной ситуации | 0-0,1 | 0,2-0,4 | 0,5-0,11 | 0-1 | 0-2 | 2-4 |
7 | 3 | 2 | 58% | 25% | 17% |
Гистограмма полученных
результатов по методике КРС
Рис. Уровень развития межличностных
отношений у дошкольников по пяти сиптокомплексам
методики «Кинетический рисунок семьи» Бернс Р.С., Кауфман
С. Х
В результате проведения
КРС с детьми были получили следующие
результаты:
— по всем симптомам
семейная ситуация в семьях у
7детей (58%): НТ, ВР, ДБ, СЧ, МД, КР, ДА. Сплоченность
семьи, рисование членов семьи с соединенными
руками, объединенность их в общей деятельности
являются индикаторами психологического
благополучия, восприятия интегративности
семьи, включенности в семью;
— резко повышенную тревожность
ощущают у 4детей (33%): НК, РЗ, АК, БМ. Сильная
штриховка или сильный нажим при изображении
фигур выдают чувство тревоги, который
испытывает ребенок, по отношению к данному
персонажу;
— выраженная конфликтность
в 2-х детей (17%): РЗ, АК. Изображение вещей,
в основном отражает эмоциональную озабоченность
по поводу семейной ситуации, что она тревожит
его, и он как бы откладывает рисование
членов семьи, а рисует вещи, которые не
обладают столь сильной эмоциональной
значимостью. Когда отношения ребенка
конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны,
он часто использует штриховку в изображении
того члена семьи, с которым у него не сложились
отношения;
— чувство неполноценности в
семейной ситуации ощущают 3 детей
(25%): АК, РЗ, НК. Маленькие фигурки себя,
изображенные в окружении родителей, выражают
чувства беспомощности, бессилия. Они
чувствуют себя слабыми, незначимыми в
семье. Изображая себя в нижней части листа,
это указывает на депривацию ребенка,
чувство неполноценности, которое они
испытывают в семье;
— чувство враждебности в
ситуации отмечается у 2-х детей (17%):
РЗ и АК. Если ребенок рисует себя с раскинутыми
в сторону руками, с подчеркнутыми длинными
пальцами, то это связано с его агрессивными
желаниями, ребенок чувствует враждебность
по отношению к окружающим.
Большой уровень тревожности, покинутости,
выраженная конфликтность отмечается
в семьях у 4 детей что и составило 33%: это
дети РЗ (7,4), АК (7,1), НК (5,9), БМ(4,9).
Основная группа ребят начинала свой
рисунок с изображения мамы или папы, к
которым они хорошо относятся. Расположение
членов семьи на рисунке показывает их
взаимоотношения, они, в основном, рисовали
их близко друг к другу. Наблюдая за процессом
рисования, была также получена полезная
информация о семейных отношениях ребенка.
РЗ, АК, БМ постоянно прикрывали рукой
свой рисунок, что свидетельствовало о
недоверии детей к своим силам, о их потребности
к поддержке со стороны взрослых.
Таким образом, можно заключить, что благоприятная
семейная обстановка (58%) сказывается на
эмоциональном состоянии и эмоциональном
самочувствии ребенка, на формировании
индивидуально-личностных качествах детей,
их взаимоотношениях с родителями, но
есть семьи (33%), где дети наиболее проявляют
тревожность, связанную с семейным микроклиматом,
взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Эмоциональное состояние — особое состояние
сознания, состояние субъективного эмоционального
комфорта или дискомфорта как интегральные
ощущения благополучия или неблагополучия
в тех или иных подсистемах организма
или всего организма в целом. Настроение
— в разной степени осознаваемое психическое
состояние как положительный или отрицательный
фон психической жизни индивида. Эмоциональное
самочувствие — ощущение или переживание
ребенком комфорта или дискомфорта, связанного
с различными значимыми аспектами его
жизни.
Выводы по Главе II
- Проведено эмпирическое исследование
определения уровня межличностных отношений у детей-дошкольников с помощью методики «Кинетического
рисунка семьи» на основе психологического тестирования в МБДОУ №65 «Ласточка» г. Мытищи. В результате диагностики были исследованы
двенадцать воспитанников в возрасте 5 лет. - В ходе проведения диагностики межличностных
отношений для дошкольников по методике «Кинетического
ресунка семьи» было выявлено, что для ребенка благоприятная семейная обстановка (58%) сказывается на эмоциональном состоянии и эмоциональном самочувствии, на формировании индивидуально-личностных качествах детей, их взаимоотношениях с родителями. Но надо отметить, что есть семьи (33%), где дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Итак, используя тест «Кинетический рисунок
семьи» следует иметь в виду, что каждый
рисунок является творческой деятельностью,
не только отражающей восприятие ребенком
своей семьи, но и позволяющей ребенку
анализировать, переосмысливать семейные
отношения. Можно сказать, что «Кинетический
рисунок семьи» не только отражает прошлое
и настоящее, но также направлен и на будущее,
так как при рисовании ребенок интерпретирует
ситуацию, решает проблему актуальных
семейных отношений. В этот момент психолог
может помочь ребенку понять ситуацию
в семье, вместе с ним поискать возможности
лучшей адаптации ребенка в своей семье,
предоставив возможность самому ребенку
понять и воспринять столько, сколько
он может, исходя из его психологической
зрелости.
Методика — Кинетический рисунок семьи
Кинетический рисунок семьи
Выявляет особенности внутренних отношений, особенности отношений в семье, место, которое занимает ребёнок в ней, его отношение к членам семьи.
Оборудование: прямоугольный лист белой бумаги, простой карандаш, резинка (можно ещё 6 цветных карандашей, но не обязательно).
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
При индивидуальном обследовании время 30 минут. При групповом – 30-40 минут.
Дополнительные инструкции: «Нарисуй свою семью как ты её представляешь».
При индивидуальном тестировании обратить внимание:
1)последовательность рисования деталей;
2)паузы более 15 сек;
3)стирание деталей;
4)спонтанные комментарии;
5)эмоциональные реакции и их связь с изображаемым материалом.
Предполагаемые вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Кто это?», «Что они делают?», «Кто из них наиболее симпатичен тебе?».
Обработка результатов: обратить внимание на:
1)общий размер рисунка;
2)количество нарисованных членов семьи;
3)соответствующие размеры членов семьи;
4)расстояние между членами семьи;
5)наличие каких-либо предметов;
6)наличие животных;
7)вид изображения (схематический, эстетический, реалистический, в интерьере, пейзаж…)
8)степень проявления положительных эмоций, 1-3 балла
9)степень проявления отрицательных эмоций, 1-3 балла
Анализ структуры рисунка семьи:
Искажение реального состава – эмоциональный конфликт,
недовольство семейной ситуацией. Крайний вариант –
вообще нет людей – тревога, связанная с семьёй.
Люди не связанные с семьёй – чувство отверженности,
покинутости, аутизм, чувство небезопастночти,
тревожности.
Отказ от рисования – защитное избегание.
Не нарисованы какие-либо члены семьи – с ними у ребёнка
эмоциональный конфликт.
Не нарисованы братья, сёстры – конкуренция.
Если вместо реальной семьи нарисованы животные – ощущение
отверженности, стремление к тёплым эмоциональным
контактам, фрустрация.
Нарисовал только себя либо не нарисовал себя – нет
чуваства семейности.
Увеличение состава семьи – неудовлетворённость потребности
в семье.
Ребёнок своего возраста (не из семьи) – потребность в
равноправных отношениях.
-||- более младшего возраста – потребность в руководстве.
Чужие взрослые – в семье нет человека, с которым ребёнок
мог бы установить тёплый эмоциональный контакт.
Присутствие посторонних – разрозненность семьи.
Расположение членов семьи.
Если они все объединены каким-либо делом – благополучие в семье.
Если наоборот – разобщённость, низкий уровень положительной эмоциональной связи.
Если семья нарисована в ограниченном пространстве – обратить внимание, потребность объединить семью.
Сам отдельно – отчуждённость, негативное отношение к семье
Отделяет папу, который его бьёт – негативное отношение к нему.
Отделения объектами, деления на клеточки, ячейки — слабость эмоциональных связей между членами семьи.
Анализ особенностей нарисованных фигур.
Присутствие деталей головы (лица)
Количество цветов (если с цветными карандашами)
Подробный рисунок (детали) – хорошие эмоциональное отношение к этому человеку
Использование разнообразных цветов – положительное отношение
Отсутствие важных частей тела (рек, ног) – агрессивное отношение
Размеры членов семьи, их соотношение с фигурами других. Для ребёнка величина фигуры является средством с помощью которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование, если ребёнок рисует себя больше папы или мамы – эгоцентричность ребёнка; наоборот (значительно меньше, напр., сестры, брата…) – чувство собственной незначительности, ненужности или вариант эгоцентричности (чтоб пожалели). Чрезчюр большие фигуры обычно рисуют импульсивные, уверенные в себе дети, склонные к доминированию). Чрезчур маленькие фигуры – связано с тревожностью и чувством небезопастности.
Особенности рисования отдельных частей тела – механизмы связанные с чувственным содержанием.
РУКИ – основное средство взаимодействия.
Руки вверх, большие длинные пальцы – враждебность к окружающим. Возможно ребёнок слабый, пассивный, тогда – стремление властвовать над другими
Сам без рук (если ещё и меньше всех) – подавленность, незначительность.
ГОЛОВА – процесс общения.
Смазанное лицо – конфликт по отношению к этому человеку. Обратить внимание на выражение лица.
Зубы – склонность покричать
Сам ребёнок и один из членов семьи отделены – пытается показать своё единство с этим человеком.
Обратить внимание на последовательность рисования. Обычно начинает рисовать с мамы или папы.
Если начинает с постороннего человека – привязанность к этому человеку.
Последней нарисовал маму – негативное отношение к ней.
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятии ребёнком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен в будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент экспериментатор может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье. Но здесь следует избегать привнесенной извне интерпретации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его психологической зрелости. Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги и карандаш. Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.
|
Фамилия, имя ребенка Каланчин Александр
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,7 | 2,8 | 2,5 | 0,5 | 0,3 |
Вывод: высокий уровень тревожности и конфликтности в семье, из-за чего ребёнок
испытывает чувство неполноценности семейной ситуации.
Фамилия, имя ребенка Бондарев Илья
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,8 | 2,3 | 0,9 | 0,3 | 0,5 |
Вывод: высокий уровень тревожности, дискомфорта в семье, уровень агрессивности,
враждебности составляет около также высок.
Фамилия, имя ребенка Улезько Алёна
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,9 | 0,6 | 0 | 0,1 | 0 |
Вывод: благоприятная семейная обстановка, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, отношения ровные, доверительные, враждебность и конфликтность отсутствуют.
Фамилия, имя ребенка Калюжная Марина
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,8 | 2,3 | 0,7 | 0,5 | 0,1 |
Вывод: благоприятные семейные условия, уровень тревожности и конфликтности невысок,
однако настораживает уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»
Фамилия, имя ребенка Бондарев Андрей
Класс 2 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,8 | 0,5 | 0,3 | 0,6 | 0,1 |
Вывод: благоприятная семейная обстановка, уровень тревожности и конфликтности низок; однако высок уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»
Фамилия, имя ребенка Слепых Юлия
Класс 2 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
1 | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0 |
Вывод: благоприятная семейная обстановка.
|
Фамилия, имя ребенка
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
Макс. 1,2 3 3 1,1 1,1
Кинетический рисунок семьи
Лабораторно-практическое
занятие
Тема:
Проективные методы. Кинетический рисунок
семьи (Р. Бернс, С. Кацфман)
Цель:
Освоение принципов работы с проективными
методиками, овладение приемами
диагностики внутрисемейных отношений.
Теоретическая
подготовка
Историческая
справка о методике «Рисунок семьи».Варианты схем
проведения обследования и интерпретации
результатов рисунка
семьи (В.Вульф, В. Хьюлс, Р. Бернс и С.
Кауфман, А.И. Захаров)
Литература
Бурлачук, Л.Ф.
Словарь-справочник по психодиагностике
/
Бурлачук Л.Ф. — 3-е
изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 387 – 388. («Рисунка
семьи» методика).
Венгер, А.Л.
Психологические рисуночные тесты:
иллюстрированное
руководство / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
Романова, Е.С.,
Потемкина, О.Ф.
Графические методы в
психологической
диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина.
– М.: Дидакт, 1992. – С. -66-74.
Практическое
задание
Подготовить
стимульный материал и протокол
обследования.
Текст беседы.
Оформить протокол
обследования.
Провести обследование
и составить заключение.
Допуск по теме:
Зачет по теме:
Заключение по
результатам обследования с приложениями.
Оформление на
листе А4.
Кинетический
рисунок семьи
Предложен Р. Бернсом
и С. Кауфманом в 1972 г.
Цель применения
методики:
выявление особенностей внутрисемейных
отношений.
Материал:
для работы необходимо использовать
лист белой бумаги 15х20 см или 21х29, карандаш
2М, ластик.
Инструкция:
«Нарисуй
свою семью, где все заняты обычным
делом».
При индивидуальном
тестировании следует отмечать в
протоколе:
а) последовательность
рисования деталей;
б) паузы более 15
секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные
комментарии ребенка;
д) эмоциональные
реакции и их связь с изображаемым
содержанием.
Беседа
после окончания рисования включает в
себя примерно такие вопросы:
Скажи, кто тут
нарисован?Где они находятся?
Что они делают?
Кто это придумал?Им весело или
скучно? Почему?Кто из нарисованных
людей самый счастливый? Почему?Кто из них самый
несчастный? Почему?
Можно задать
ребенку для выбора решения 6 ситуаций:
3 из них должны выявить негативные
чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
Представь себе,
что ты имеешь два билета в цирк. Кого
бы ты позвал с собой?Представь, что
вся твоя семья идет в гости, но один из
вас заболел и должен остаться дома. Кто
он?Ты строишь из
конструкторов дом (вырезаешь из бумаги
платье для куклы), и тебе не везет. Кого
ты позовешь на помощь?Ты имеешь…. билетов
(на один меньше, чем членов семьи) на
интересную кинокартину. Кто останется
дома?Представь себе,
что ты попал на необитаемый остров. С
кем бы ты хотел там жить?Ты получил в
подарок интересное лото. Вся семья села
поиграть, но вас одним человеком больше
чем надо. Кто не будет играть?
Протокол
обследования
Данный об испытуемом:
Имя (шифр)
Пол
Возраст
Класс
Дата обследования
Место обследования
Время начала диагностики
Время окончания диагностики
Действия | Действия | Примечания |
Интерпретация методики «Рисунок
семьи» (КРС)
I. Иерархические
отношения
Состав изображенной семьи в соотношении
с составом
реальной семьи обследуемого.
Взаимное расположение членов семьи и
расположение всего
рисунка в целом на листе.
Иерархические отношения передаются на
рисунке в соответствии с общекультурной
нормой: доминирующая фигура (тот,
кто главнее) возвышается над остальными.
Как правило, первым изображается член
семьи, наиболее значимый для ребенка и
не обязательно главенствующий в семье.
Изображение первым себя характерно для
демонстративных детей с высокой
самооценкой.
Обычно самый последний нарисованный
родственник имеет самый низкий авторитет.
Особенности изображения отдельных
членов семьи.
Чем более авторитетным в глазах ребенка
является изображаемый им член семьи,
тем выше его фигура и значительнее
размеры. При низком авторитете родственника
величина фигуры его, как правило, гораздо
меньше реальной по сравнению с остальными
членами семьи.
Обращенность членов семьи друг к другу,
пространственная близость, контакт рук
— тесные эмоциональные контакты в
семье.
Сверхплотное расположение
фигур —
сверхтесные связи в семье; потребность
в эмоциональной близости.
Место расположения ребенка на рисунке
– источник важной информации о положении
его в семье. Когда он в центре, между
мамой и папой, или рисует себя первым
во главе семьи, то это значит, что он
ощущает себя нужным и необходимым в
доме. Как правило, ребенок помещает себя
рядом с тем, к кому больше всего привязан.
Считается, что ребенок наиболее
детализирует, дольше всего рисует и
тщательнее всего разукрашивает фигуру
самого любимого члена семьи. И наоборот,
если он отрицательно относится к
кому-либо, то рисует этого человека
неполно, без деталей, иногда даже без
основных частей тела. Когда межличностные
отношения ребенка конфликтны, тревожны
и эмоционально окрашены или хотя бы
неоднозначны, он часто использует
штриховку в изображении того члена
семьи, с которым у него сложились
конфликтные связи. О том же могут
свидетельствовать стирание и перерисовка
фигур некоторых членов семьи.
Оттягивание времени изображения членов
семьи может свидетельствовать об
эмоционально неоднозначном или даже
негативном отношении ребенка. В
комментариях также может прозвучать
его отношение к родственникам.
Деятельность, которой занят каждый из
членов семьи.
II.Внутрисемейная
ситуация
Благоприятная семейная ситуация.
Расположение членов семьи близко
друг к другу, повернутыми лицом к зрителю
или друг другу.Контакт рук, прорисованные кисти рук.
Общая деятельность всех членов семьи.
Изображение всех членов семьи.
Признаки неблагополучия в системе
семейных
отношений
*себя
— чувство своей
отверженности в семье;
*другого
члена семьи
— его малая значимость для ребенка;
конфликт; негативное (амбивалентное)
отношение.
Наличие членов семьи,
отсутствующих в
реальности — восприятие своей семьи
как недостаточной, ущербной.Включение домашних
животных —
недостаток общения, потребность в
эмоциональном тепле.Особо мелкое изображение
*себя
— подавленность
или заброшенность; гиперопека;
*родителя
— представление о
его малой значимости в семье;
*брата или
сестры — конкурентные
отношения.
* всех
членов семьи друг от друга-
разобщенность членов семьи, слабость
эмоциональных контактов между ними;
*одного из
членов семьи
от других — его слабая
связь с остальными;
*себя
от остальных — ощущение
своей изолированности в семье.
ность эмоциональных связей между детьми
и родителями.
*изображения
семьи от остального пространства
листа —
замкнутая жизнь семьи, ее изолированность
от социального окружения;
*всех членов семьи друг от
друга— разделение
линиями, расположение в разных
комнатах — серьезное нарушение
внутрисемейных контактов;
*одного из
членов семьи — отделение
линией, расположение в другой комнате
— конфликтные отношения с этим
членом семьи; его очень высокая
изолированность в семье;
*себя
— ощущение своей
отверженности в семье.
остальных — конфликтные отношения
с этим членом семьи;
отношение к семье в целом; чувство своей
отвергнутости другими членами семьи.
* всех членов
семьи или
большинства из них — отсутствие
эмоциональной привязанности к семье;
конфликтное отношение;
* одного
из членов семьи —
отрицательное или конфликтное
отношение к этому члену семьи;
* себя
— ощущение своей малой значимости
в семье, отверженности .
Штриховка, штриховые или
множественные линии, стирания,
исправления, повышенный нажим при
изображении
* всех
членов семьи или
большинства из них — напряженная
эмоциональная атмосфера в семье;
* одного
из членов семьи —
напряженное, конфликтное или амбивалентное
отношение к этому члену семьи;
* себя
— неблагополучное
эмоциональное самоощущение в семье.
Большое количество
предметов: мебели,
вещей — недостаточность эмоционального
общения в семье.Агрессивная символика:
кулак, поднятая
крупная ладонь, острые ногти, оружие
или острое орудие в руках — агрессивное
поведение данного члена семьи.
Кинетический семейный тест рисования в рамках не только арт-терапии
Впервые я узнал о технике кинетического семейного рисования от школьного психолога, который использует этот ценный инструмент арт-терапии при образовательном тестировании.
Позже я применил кинетический семейный рисунок к кукольному домику в игровой терапии, а затем к терапии в убежище и с помощью техники Beyond Art Therapy (см. Ссылку ниже).
Кинетический семейный тест рисования был разработан Burns & Kaufman.Вы можете использовать модифицированную версию этого теста со своими клиентами и студентами. Это очень полезная методика для сертифицированного или лицензированного профессионала, которую следует держать в ящике с инструментами для консультирования.
Хорошая новость в том, что вам не нужно быть арт-терапевтом, чтобы пользоваться этим. Вы должны быть профессиональным специалистом в области психического здоровья, желательно иметь лицензию, с некоторой базовой подготовкой по арт-терапии. Вы можете пройти курс обучения Beyond Art Therapy в электронной книге в правом столбце этой страницы.
По сути, техника рисования кинетической семейной арт-терапии поможет вам выявить следующие ответы:
— Терапевт увидит, как клиент видит себя в семье.
— Взаимодействие между ребенком и членами семьи можно измерить.
— «Ядерное Я» в клиенте.
— Если клиент взрослый, терапевт может видеть самоощущение с детства.
— Терапевт может видеть скрытые правила в семье, которые сложно увидеть со стороны.
— Усвоенные чувства ребенка и других членов семьи.
— Кто является самым важным человеком в семье, наименее важным в семье?
— Кто в семье близок, а кто нет?
Рисунок кинетической семейной арт-терапии состоит из пяти основных элементов.
которые необходимо проанализировать и интерпретировать.Ниже вы найдете пять основных
элементы:
1. Размещение в чертеже кинетического семейства:
Сетка размещения чертежей кинетического семейства в основном анализ
где на чертеже помещены члены семьи. Кто рядом с кем стоит?
Они близко или далеко? Кто выпал первым, в середине, последним и кто
был опущен на чертеже? Кто был добавлен, но удален или перемещен на чертеже?
Кто на рисунке самый большой, а кто самый маленький? Верно ли это
масштаб в реальной жизни каждого изображенного человека?
2.Физические характеристики
Посмотрите на физические характеристики каждого человека в
Кинетический семейный рисунок. Части тела преувеличены или опущены? Посмотрите на
одежду? Черты лица? Используемые цвета?
3. Действия фигур
В основном в этой части кинетического семейства.
терапевт проанализирует, чем и с кем занимается каждый член семьи. Кто
остались здесь? Кто участвует в акции? Кто лидер, а кто
последователь?
4.Символы Фрейда
Найдите их на рисунке «Кинетическая семья». Они также могут
быть проекцией чего-то скрытого.
5. Стиль кинетического рисунка семейной арт-терапии (Семья
Система в целом.)
Здесь вы можете увидеть внутренние чувства
ребенок, который учится и усыновляется от родителя. Если у ребенка положительный
затем они узнали о себе из внутренних чувств родителей.
Если присутствуют негативные чувства, то вы можете видеть, что этому также научились
родитель.
Ищите очевидное, что бросается в глаза. Расширенные руки могут
означают возможное отклонение. Кроме того, колючие пальцы и темные линии могут указывать на
гнев. Чего не хватает на чертеже? Иногда то, что не добавляют в
рисунок говорит больше, чем то, что на рисунке.
Вы обнаружите, что семейная единица оказывает большое влияние на
эмоциональный рост ребенка, навыки социализации и межличностных отношений
в стиле рисунка. В основном это чувство ребенка или взрослого.
самоучки в детстве.
Один аспект, который отсутствует в пяти основных элементах выше
— это мультикультурный аспект рисунка. Например, в моем районе
Семьи в Аппалачах учат своих детей охотиться с ружьем.
Если ребенок нарисовал
вся семья на охоте с ружьем, я считаю, что это региональная динамика
и представление о жизни семьи. Для вегетарианца и любителя животных это
мне трудно принять.
Но я должен отказаться от своей культурной перспективы и
понимаю, что именно так питаются некоторые из моих семей.
Однако, если вы живете в Нью-Йорке, это может быть красный
отметьте, если вы видите рисунок семьи с оружием. Всегда знай клиента, или
учащиеся, образование и культура, в которой они живут, в перспективе.
Помните, арт-терапия — это «образец» и «приблизительный индикатор» феноменологического
мир клиента или студента. Несколько рисунков различных видов арт-терапии
должен быть использован.
Я призываю терапевта рассматривать арт-терапию как инструмент и
кусок головоломки из головы клиента.Это похоже на терапию песочными лотками.
Терапевт не ставит диагноз,
или предположение, только на лотке с песком одного клиента. Они полагались бы на несколько песка
подносы, другие терапевтические инструменты и несколько сеансов с клиентом, чтобы увидеть
вся перспектива клиента.
Материалы для теста кинетического рисования Техника арт-терапии:
— Несколько карандашей №2
— Несколько листов белой бумаги
— Восемь и более
мелки, карандаши или маркеры разного цвета — ластики
Указания по технике испытания кинетического рисования:
1.Пройти правила
рисунка: делайте все, что в ваших силах, стирайте столько, сколько хотите, не рисуйте
наклеивать людей или мультики, рисовать столько, сколько нужно, а это
это не тест на способность рисовать.
2. Переверните бумагу в альбомной ориентации (горизонтальная ориентация).
Попросите клиента: «Нарисуйте всех членов вашей семьи, включая вас самих,
делать что-то.» Подчеркните, что все на рисунке должны делать
что-то. Меня обычно спрашивают, можно ли рисовать домашних животных. Я говорю клиенту это
это нормально, если они хотят рисовать питомца, пока они занимаются чем-то вроде
хорошо.
3. Когда рисунок будет готов, спросите клиента, можете ли вы
сохраните до следующего сеанса. Интерпретируйте тест с помощью пяти основных элементов
теста кинетического рисования выше.
* Важный отказ от ответственности в отношении рисунка для кинетической семейной арт-терапии
Тест :
Соблюдайте осторожность при использовании этого теста! Этот тест должен быть
проводятся лицензированными или сертифицированными специалистами в области психического здоровья.
Использовать как
кусочек головоломки, когда вы пытаетесь помочь своим ученикам или клиентам.Помните
что в некоторых криминалистических ситуациях считается неэтичным или незаконным использование
Кинетический тест рисования.
В школе рекомендуется получить согласие от
родители при использовании этого теста. Я бы также посоветовал согласиться на все
проективные тесты, которые будут добавлены к первоначальной документации в частной практике.
Всегда позволяйте вашему клиенту или студенту переводить то, что
происходит на рисунке. Задавайте вопросы о каждом человеке и о том, кто они
делаю.
Перевод чертежа Выше:
Вышеупомянутый рисунок — это тот рисунок, который сделала 50-летняя женщина, когда ее брат, который сейчас уже взрослый, был помещен в психиатрическую лечебницу.
Это показывает, как ее родители все еще хотят защитить его и обвинить других в его поведении. Она чувствует себя обделенной и уходит, поскольку родители пытаются остановить его детское поведение, чрезмерно защищая его.
Обратите внимание, что «брат» все еще нарисован в детстве, хотя сейчас он уже взрослый. Он одет в оранжевый цвет (гиперактивность, тюремный цвет, неконтролируемая окраска).
Все остальные одеты в синее из-за печальной ситуации. Мать надевает розовую рубашку.Уходящая «дочь» носит зеленое, потому что она знает, что он очень болен, и ее семья не принимает его диагноз.
Техника лечения в приюте
См. Другие творческие идеи консультирования здесь
Заявление об ограничении ответственности: этот веб-сайт и его содержимое предназначены для обученных лицензированных специалистов в области психического здоровья и сертифицированных в школах специалистов в области психического здоровья для использования их клиентами / учащимися по своему усмотрению.
* Если вы игнорируете приведенный выше отказ от ответственности, используете эти методы на себе и чувствуете дискомфорт или расстройство, настоятельно рекомендуется немедленно обратиться к лицензированному специалисту в области психического здоровья.
«За пределами арт-терапии» — это концепция доктора Стэнглина, объединяющая все творческие области терапии. Это не традиционная «арт-терапия», но она выходит за рамки и включает терапию песочными подносами, игровую терапию, внимательность, медитацию, цветотерапию, когнитивно-поведенческую терапию и подавляющее большинство других методов лечения.
В случае возникновения любой другой экстренной психиатрической помощи немедленно звоните в местный номер 911 / полиции.
Доктор Стэнглин не дает советов / предложений никому, кто не является профессиональным поставщиком психиатрических услуг или студентам, изучающим эту область и имеющим вопросы по программам обучения психическому здоровью.
.
АНКЕТА КИНЕТИЧЕСКОГО СЕМЕЙНОГО РИСОВАНИЯ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ (KFD-IQ): ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УЗНАНИЯ О СЕМЕЙНОЙ ЕДИНИЦЕ ОТ ПЕРСПЕКТИВЫ ЯЩИКА | Ли
Бак, Дж. (1948). Методика ПВТ: руководство по качественной и количественной оценке. Журнал клинической психологии, 47, 317-396.
Бак, Дж. (1964). Дом-Дерево-Человек (приложение к руководству ПВТ). Беверли-Хиллз, Калифорния: Западные психологические службы.
Бернс, Р. (1982). Саморазвитие в семьях: исследование и применение кинетических семейных рисунков (KFC).Нью-Йорк, Нью-Йорк: Бруннер / Мазель.
Бернс, Р. (1990). Руководство по рисованию кругов, ориентированных на семью (FCCD), с символами и свободными визуальными ассоциациями. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Бруннер / Мазель.
Бернс, Р.С., & Кауфман, С. (1970). Кинетические семейные рисунки (KFD): введение в понимание детей через кинетические рисунки. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Бруннер / Мазель.
Бернс, Р.С., & Кауфман, С. (1972). Действия, стили и символы в кинетических семейных рисунках (KFD): исследование и применение.Нью-Йорк, Нью-Йорк: Бруннер / Мазель.
Карр А. (2006). Тематический обзор журналов семейной терапии 2005. Journal of Family Therapy, 28, 417-436.
Картер Б. и Макголдрик М. (1999). Цикл развода: основная вариация в жизненном цикле американской семьи. В Б. Картер и М. МакГолдрик (ред.), Расширенный семейный жизненный цикл: индивидуальные, семейные и социальные перспективы (стр. 373–380). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон
Chia, K.H., & Ng, A.G.T.(2011). Нарисуйте кокосовую пальму для детей: пособие для толкования социально-эмоционального состояния детей. Сингапур: Пирсон / Прентис Холл.
Чуах, В. (1992). Кинетический семейный рисунок китайско-американских детей. Неопубликованная докторская диссертация. Университет Эндрюса, Берриен-Спрингс, Мичиган.
Корман Л. (1967) Le test du dessin de famille dans la pratique medico-pedagogique. Париж, Франция: Presses Universitaires de France.
Каммингс, Дж. А. (1980).Оценка объективных систем оценки для кинетических семейных рисунков. Диссертация, Международная, 41 (6). AAT8029117.
Фан, Р.Дж. (2012). Исследование кинетических семейных рисунков детей с разным семейным строением. Международный журнал художественного образования, 10 (1), 173-204.
Glick, P.C. (1955). Жизненный цикл семьи. Брак и семейная жизнь, 17 (1), 3-9.
Heineman, T. (1975). Кинетические семейные рисунки братьев и сестер детей с тяжелыми эмоциональными расстройствами.Авторефераты диссертаций. Школа социального обеспечения Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния.
Hulse, W.C. (1951). Эмоционально обеспокоенный ребенок рисует свою семью. Quarterly Child Behavior, 3, 152-174.
Hulse, W.C. (1952). Детский конфликт выражается через семейный рисунок. Журнал проективных методов, 16, 66-79.
Джонстон, Д.Д. (1975). Сравнение DAF и KFD у детей из неповрежденных и разведенных семей. Авторефераты диссертаций. Калифорнийский государственный университет, Сан-Хосе, Калифорния.
Клепш М. (1979). Проверочное исследование техники «Нарисуй учителя» на детях третьего класса. Неопубликованная докторская диссертация. Университет Северного Колорадо, штат Колорадо,
Клепш М. и Логи Л. (1982). Дети рисуют и рассказывают: введение в проективное использование детских рисунков человеческих фигур. Бристоль, Пенсильвания: Brunner / Mazel.
Koppitz, R.M. (1968). Психологическая оценка рисунка детской фигуры человека. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Gune & Stratton.
GenoPro (2016). Что такое генограмма: Введение в генограмму. Получено [онлайн] с: https://www.genopro.com/contact/
.