Основные виды и механизмы внимания
По происхождению и способам осуществления специалисты выделяют такие виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер. Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком. Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.
Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:
Произвольное внимание
Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.
Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.
Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.
Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.
Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.
Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.
Послепроизвольное внимание
Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.
Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием. Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.
Виды внимания показаны на схеме.
Механизмы внимания
В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем. На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.
При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования. Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов. Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.
В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:
- Внешние движения;
- Изменение чувствительности определенных анализаторов;
- Изменение характера обмена веществ;
- Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
- Изменение электрической активности мозга.
Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.
Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.
Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.
В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.
Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.
23. Виды внимания
Непреднамеренное
внимание. В зависимости от причин,
его вызывающих, внимание может быть
произвольным, или преднамеренным, и не
произвольным, или непреднамеренным.
Непреднамеренное
внимание вызывается внешними причинами
теми или другими особенностями действующих
на человека в данный момент объектов.
Особенности,
благодаря которым внешние предметы
могут привлекать наше внимание, следующие.
Интенсивность
раздражения. Более сильный, чем
другой, одновременно с ним действующий
на организм, объект (более сильный звук,
более яркий плакат и т. д.) скорее привлечет
к себе внимание. Однако это свое свойство
объекты сохраняют лишь до тех пор, пока
человек не привык к данной степени
интенсивности. Даже очень сильные
раздражители, если они стали привычными,
перестают вызывать наше внимание.
Новизна,
необычность объектов. Иногда даже и
не выделяющиеся своей интенсивностью
объекты привлекают к себе наше внимание,
если только они для нас новы; например,
некоторые изменения в привычной
обстановке, появление нового лица в
классе или спортивной секции и т. д.
Резкая
смена, а такжединамичностьобъектов, часто наблюдающиеся при
сложных и длящихся долгое время действиях,
например при наблюдении за спортивным
состязанием, восприятии кинокартины и
т. д. В этих случаях нарушение относительно
спокойного течения раздражителей
вследствие внезапного усиления или
ослабления отдельных раздражителей,
введения паузы или изменения ритма и
темпа движений невольно привлекает
наше внимание.
Во
всех случаях непреднамеренное внимание
возникает в результате внешних
раздражений, которые на основании
постоянных врожденных или предварительно
выработанных условных связей вызывают
оптимальное возбуждение в определенных
участках коры головного мозга и
соответствующие ориентировочные
реакции.
Зная
особенности раздражителей, благодаря
которым они способны привлечь к себе
внимание, можно легко вызвать
непреднамеренное внимание у тех или
иных лиц: громкий голос, четкая команда
привлекут внимание учащихся к требованиям
учителя; яркий красочный плакат заставит
со вниманием воспринять его содержание;
введение какого-либо нового приема в
методику преподавания обострит внимание
учащихся и поможет лучшему усвоению
учебного материала.
Непреднамеренное
внимание характеризуется следующими
основными особенностями:
При
непреднамеренном внимании человек
предварительно не готовится к данному
восприятию или действию.Непреднамеренное
внимание наступает внезапно, немедленно
вслед за воздействием раздражения и в
своей интенсивности обусловливается
особенностями вызвавших его раздражений.Непреднамеренное
внимание скоропреходящее: оно длится,
пока действуют соответствующие
раздражители, и, если не принять
необходимых мер к его закреплению в
форме преднамеренного,— прекращается.
Преднамеренное
внимание
отличается следующими особенностями:
Целенаправленность.
Произвольное внимание определяется
задачами, которые мы ставим перед собой
в той или иной деятельности. При
преднамеренном внимании не всякие
объекты привлекают внимание, а только
те, которые стоят в связи с задачей,
выполняемой нами в данный момент; из
многих объектов мы выбираем те, которые
нужны в данном виде деятельности.Организованность.
При преднамеренном внимании мы заранее
готовимся быть внимательными к тому
или другому предмету, сознательно
направляем свое внимание на этот
предмет, проявляем умение организовать
необходимые для данной деятельности
психические процессы.Повышенная
устойчивость.
Преднамеренное внимание позволяет
организовать работу на более или менее
долгое время, оно связано с планированием
этой работы.
По
своим физиологическим механизмам
преднамеренное внимание связано с
оптимальными нервными возбуждениями
определенных участков коры больших
полушарий головного мозга, которые
вызываются и поддерживаются раздражениями
второй сигнальной системы.
Причинами,
обусловливающими преднамеренное
внимание, являются:
Интересы
человека,
побуждающие его к занятию данным видом
деятельности. Поэтому воспитание
произвольного или преднамеренного
внимания требует формирования у учащихся
устойчивых интересов к учебным предметам,
спорту, труду и т. д.Сознание
долга и обязанности,
побуждающее возможно лучше выполнять
данный вид деятельности. Не всегда
преднамеренное внимание строится на
интересах. Человеку приходится усваивать
разнообразные знания и заниматься
различными видами деятельности, а
интересы его могут лежать только в
одной какой-нибудь области. В этих
случаях преднамеренное внимание
основывается на сознательно-волевом
отношении человека к выполняемой им
деятельности. Воспитание преднамеренного
внимания связывается поэтому с
формированием мировоззрения, моральных
убеждений и принципов, сознания
общественной значимости и необходимости
данной деятельности. По существу
преднамеренное внимание является
волевым процессом и должно быть связано
с воспитанием воли.
Статическое
и динамическое внимание.Эти два вида
внимания обнаруживают себя в процессе
длительной работы, требующей большого
времени на свое выполнение.
Статическимназывается такое внимание, высокая
интенсивность которого легко возникает
в самом начале работы и сохраняется на
протяжении всего времени ее выполнения.
Такое внимание не требует особого
«разгона», постепенного накапливания;
оно с самого начала работы отличается
максимальной степенью интенсивности.
Отличающийся статическим вниманием
ученик сразу же включается в учебную
работу, как только начался урок, и
сохраняет более или менее на одном
уровне эту интенсивность внимания во
все время работы.
Динамическоевнимание отличается противоположными
качествами; в начале работы оно не
интенсивно; ученику требуется известное
усилие для того, чтобы заставить себя
быть внимательным к данному уроку; он
медленно втягивается в учебную работу;
первые минуты урока проходят у него в
постоянных отвлечениях, и лишь постепенно
и с трудом он сосредоточивается на
работе.
Сосредоточенное
и распределенное внимание.Сосредоточеннымназывается внимание, направленное на
какой-либо один объект или вид деятельности.
Например, человек может сосредоточенно
писать, слушать, читать, выполнять
какую-либо работу, следить за ходом
спортивного состязания и т. д.
Во
всех этих случаях его внимание
сосредоточивается только на одном
данном виде деятельности и не
распространяется на другие: когда мы
сосредоточенно читаем, мы не замечаем
происходящего вокруг нас и часто даже
не слышим обращенных к нам вопросов.
Сосредоточенное
внимание характеризуется резко
выраженными внешними признаками. Оно
выражается в соответствующей позе,
мимике, заторможенности всех лишних
движений . Все эти внешние особенности
имеют большое приспособительное
значение, облегчая концентрацию внимания.
Распределеннымназывается внимание, направленное
одновременно на несколько объектов или
видов деятельности.
Мы
говорим о распределенном внимании,
когда студент слушает и одновременно
записывает лекцию, когда спортивный
судья во время футбольного матча следит
не за каким-либо одним, а за всеми,
находящимися в поле его зрения, игроками
и подмечает действия и ошибки каждого
из них, когда учитель объясняет урок и
в то же время следит за поведением
учащихся, когда шофер управляет
автомобилем и в то же время внимательно
следит за всеми препятствиями на его
пути, и т. п.
Физиологической
основой распределенного внимания
являются нервные процессы, одновременно
и с достаточной интенсивностью протекающие
в функционально различных участках
коры. Так, например, при слушании и
записывании лекции одновременно работают
слуховые, ассоциативные и моторные
центры, связанные с движениями руки при
письме.
III. Основные виды внимания
Виды
внимания:
произвольное
–
направленность в соответствии с задачей;
непроизвольное
– на новизну, резкость, контраст,
значимость. Происходит из ориентировочного
рефлекса.
послепроизвольное
– поглощение деятельностью, вхождение
в нее и возникающий в связи с этим интерес
(принцип доминанты).
1.
Непроизвольное внимание.
В комплекс возникновения непроизвольного
внимания входят различные физические,
психофизиологические и психические
причины. Они взаимосвязаны друг с другом,
но условно их можно разделить на следующие
четыре категории.
1)
Группа
причин,
связанных с характером
внешнего раздражителя:
сила
(резкость) или интенсивность раздражителя;
контраст между раздражителями; новизна,
необычность.
Иными словами, чем больше в объекте
новизны, чем он сложнее и интереснее,
чем сильнее стимул и чем чаще он
повторяется, тем легче он может привлечь
к себе внимание. Таким образом, к первой
группе причин относятся характеристики
воздействующего на человека раздражителя.
2)
Группа
причин,
связанных с соответствием
внешних раздражителей внутреннему
состоянию человека
и, прежде всего имеющимся у него
потребностям. Внимание привлекается
всем, что более или менее соответствует
имеющимся в его сознании представлениям
или мыслям в настоящий момент.
3)
Группа
причин,
связанных с общей
направленностью личности.
Важную роль играют духовные потребности
человека, его интересы и ожидания.
Привлекает внимание все то, что интересует
больше всего и что составляет сферу
устойчивых интересов, в том числе и
профессиональных. Следовательно, общая
направленность личности, характер
интересов и наличие предшествующего
опыта непосредственно сказываются на
возникновении непроизвольного внимания.
4)
Группа
причин,
связанных с чувствами,
которые вызывает у нас воздействующий
раздражитель. То, что вызывает эмоциональную
реакцию, является важнейшей причиной
непроизвольного внимания. Например,
читая интересную книгу, человек полностью
сосредоточен на восприятии ее содержания
и не обращает внимания на то, что
происходит вокруг него.
2.
Произвольное
внимание.
Главная
особенность: оно
управляется сознательной целью. Этот
вид внимания тесно связан с волей
человека и был выработан в результате
трудовых усилий, поэтому его называют
еще волевым, активным, преднамеренным.
Основной функцией произвольного внимания
является активное
регулирование протекания психических
процессов.
Оба
вида внимания тесно связаны друг с
другом, поскольку произвольное
внимание возникло из непроизвольного.
3.
Послепроизвольное внимание,
подобно произвольному, носит
целенаправленный характер и первоначально
требует волевых усилий, но затем человек
входит в работу: интересными и значимыми
становятся содержание и процесс
деятельности, а не только ее результат.
В отличие от непроизвольного внимания,
послепроизвольное внимание остается
связанным с сознательными целями и
поддерживается сознательными интересами.
Но в отличие от произвольного внимания
здесь нет или почти нет волевых усилий.
IV. Основные свойства внимания
Внимание
обладает рядом свойств, к которым
относятся: избирательность,
концентрация,
объем,
распределение,
переключение,
устойчивость.
1.
Избирательность внимания
заключается в
способности отбирать значимые стимулы
и игнорировать второстепенные.
Через наушники испытуемому подавались
в оба уха одновременно две магнитные
записи. Когда, испытуемого просили
внимательно слушать одну из них,
испытуемый легко повторял услышанные
слова. Но из другой записи он не улавливал
почти ничего. Складывается впечатление,
что в мозгу существует как бы «фильтр»,
который ограничивает способность
улавливать сигналы, идущие из разных
источников. Однако было установлено,
что этот фильтр не всегда действует
безотказно. Так, при слуховом восприятии
достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого
было произнесено особо важное для него
слово, например, его имя, чтобы он
автоматически поменял канал восприятия.
Это ограничение возможностей внимания
проявляется и тогда, когда одновременно
действуют слуховая и зрительная системы.
Например, во время лекции студент может
читать интересную книгу. Однако даже
если его внимание будет перескакивать
с одного канала на другой, вряд ли он
сможет хорошо понять хотя бы то, что
передается по одному из них, а тем более
по обоим.
2.
Концентрация внимания
означает, что имеется фокус, в котором
собрана вся психическая или сознательная
деятельность. Под концентрацией внимания
подразумевается степень
или интенсивность сосредоточенности
внимания.
Концентрация является следствием
возбуждения в доминантном очаге при
одновременном торможении остальных
зон коры головного мозга.
3.
Объем.
Внимание может быть охарактеризовано
со стороны его объема. Под объемом
внимания в психологии понимают то
количество впечатлений, которое может
быть с полной ясностью и отчетливостью
воспринято в одном акте внимания.
По
подсчетам В.Вундта, человеческое сознание
может охватить одновременно от 16 до 40
простых впечатлений,
в то время как внимание
способно подготовить
организм к
реагированию одновременно
на
гораздо меньшее количество впечатлений
– от
6 до 12
– такого же характера. Отсюда делается
совершенно ясным его избирательный
характер.
Объем
внимания — величина индивидуально
изменяющаяся, но обычно его показатель
у людей равен 5+2.
Объем внимания является изменчивой
величиной, зависящей от того, насколько
связано между собой то содержание, на
котором сосредоточивается внимание, и
от умения осмысленно связывать и
структурировать материал.
4.
Распределение внимания
– способность
человека выполнять несколько видов
деятельности одновременно.
Например, одновременно вспоминать вслух
стихотворение и письменно производить
вычисления. Хрестоматийным примером
служат феноменальные способности Юлия
Цезаря, который, согласно преданию, мог
одновременно делать семь не связанных
между собой дел. Известно также, что
Наполеон мог одновременно диктовать
своим секретарям семь важных дипломатических
документов. Вероятно, что в данном случае
несколько дел совершаются не совсем
одновременно: скорее всего, здесь имеет
место очень быстрое чередование внимания
от одного к другому. Еще В. Вундт доказал,
что человек
не может сосредоточиваться на двух
одновременно предъявляемых раздражителях.
Однако иногда человек действительно
способен выполнять одновременно два
вида деятельности: в тех случаях, когда
один из видов выполняемой деятельности
полностью автоматизирован и не требует
присутствия внимания (пример с глажкой
белья и телевизором, вышиванием и
беседой). Если же это условие не
соблюдается, совмещение деятельности
невозможно.
Как
правило, между распределением внимания
и его интенсивностью существует обратное
соотношение: чем
большему числу предметов уделяется
одновременно внимание, тем меньше его
приходится на каждый отдельный предмет.
Способность |
5.
Переключаемость
– сознательное
и осмысленное перемещение внимания с
одного объекта на другой.
Способность к переключению означает
гибкость внимания,
умение быстро ориентироваться в сложной
изменяющейся ситуации. Легкость
переключения внимания неодинакова у
разных людей и зависит от целого ряда
условий (прежде всего от соотношения
между предшествующей и последующей
деятельностью и отношения субъекта к
каждой из них). Чем интереснее деятельность,
тем легче на нее переключиться. Известную
роль в быстроте переключаемости играют
также индивидуальные особенности
индивида, в частности, его темперамент.
При этом следует отметить, что
переключаемость
внимания принадлежит к числу хорошо
тренируемых качеств.
Переключаемость
относится к числу тренируемых качеств
Рассеянность,
в житейском смысле слова, является по
преимуществу плохой переключаемостью.
6.
Устойчивость внимания
заключается в
способности определенное время
сосредоточиваться на одном и том же
объекте.
Экспериментальное
исследование показало, что внимание
первично подвержено периодическим
непроизвольным колебаниям. Периоды
колебаний внимания
(по данным Ланге Н.)
равны обычно 2–3 сек.,
доходя максимум
до 12 сек.
Эти случаи колебаний, по мнению многих
исследователей, непосредственно связаны
с утомлением и адаптацией органов
чувств. Внимание, предоставленное самому
себе, обнаруживает естественную
наклонность переходить от одного нового
впечатления к другому. Как только его
объект теряет свой интерес, не доставляя
никаких новых впечатлений, внимание,
вопреки нашей воле, переходит на
что-нибудь другое.
Кроме
того, устойчивость внимания зависит от
целого ряда условий: а) особенности
материала, б) степень его трудности, в)
понятности, г) отношения к нему со стороны
индивида; д) индивидуальные особенности
личности.
Таким
образом, внимание – это проявление
избирательной направленности психической
деятельности, выражение избирательного
характера процессов сознания.
Внимание неразрывно связано со всеми
сторонами психики. В частности, роль
эмоциональных факторов ярко сказывается
в зависимости внимания от интереса,
роль воли находит себе непосредственное
выражение в факте произвольного внимания.
Лекция №3
Тема 6. Характеристика основных свойств внимания, ощущения и восприятия.
Дисциплина:
Модуль 1.
Основы психологии.
План занятия:
занятие по
изучению студентами новых знаний
по
основам психологии.
Форма работы:
групповая.
Время:
2ч.
Цель:
Сформировать
знания об основных понятиях : внимание,
ощущение , восприятие.Проанализировать
их физиологическую основу.Усвоить их основные
характеристики, свойства, виды.Определить значение
позновательных процессов в деятельности
врача.
Задача: ознакомить
и сформировать знания о таких
познавательных
процессах как внимание, ощущение ,
восприятие.
Учебные вопросы:
Характеристика
внимания как психического явления.
Физиологические механизмы внимания.
Теории и концепции, рассматривающие
феномен внимания. Виды внимания. Основные
свойства внимания. Методы изучения
внимания. Значение
внимания в профессиональной деятельности
врача.Что такое «ощущение»?
Характеристики данного психического
процесса. Физиологические механизмы
ощущения. Концепции и теории ощущений.
Классификации ощущений. Основные виды
ощущений. Основных свойства ощущений.
Значение
ощущений в профессиональной деятельности
врача.Характеристика
восприятия как познавательного
психического процесса. Физиологические
основы восприятия. Основные свойства
восприятия. Классификации форм
восприятия. Значение
восприятия в профессиональной
деятельности врача.
1.Характеристика
внимания как психического явления.
Физиологические механизмы внимания.
Теории и концепции, рассматривающие
феномен внимания. Виды внимания. Основные
свойства внимания. Методы изучения
внимания. Значение
внимания в профессиональной деятельности
врача.
Внимание
представляет собой психологический
феномен, в отношении которого до
настоящего времени среди психологов
нет единого мнения. С одной стороны, в
психологической литературе рассматривается
вопрос о существовании внимания как
самостоятельного психического явления.
Другие, наоборот, отстаивают
самостоятельность внимания как
психического
процесса.
Одни считают,
что внимание — это познавательный
психический процесс.
Другие связывают внимание с
волей и деятельностью человека.
Что же такое внимание? Эта направленность
и сосредоточенность психической
деятельности на чем-либо определенном
и называется вниманием.
В свою очередь,
под направленностью
психической
деятельности следует подразумевать ее
избирательный
характер, т. е. выделение из окружения
значимых для субъекта конкретных
предметов, явлений или выбор определенного
рода психической деятельности. другой
характеристикой внимания
является сосредоточенность.
Под сосредоточенностью
прежде всего подразумевается большая
или меньшая углубленность в деятельность.
Направленность
и сосредоточенность тесно связаны между
собой.
Если представить
наше сознание графически, то следует
нарисовать два круга: один в другом.
Большой круг будет называться зоной
неясного сознания, а малый круг — зоной
ясного и отчетливого сознания, или зоной
внимания (рис. 6.1).
Рис 6.1. Схема зон
сознания
Таким образом,
внимание обеспечивает
четкость и ясность сознания,
осознание
смысла психической деятельности в тот
или иной момент времени.
Воздействующий
на человека раздражитель вызывает
активизацию мозга. Активизация мозга
осуществляется прежде всего ретикулярной
формацией.
В психологической
литературе обычно рассматривают две
основные группы
механизмов, осуществляющих
фильтрацию раздражителей: периферические
и центральные.
К периферическим
механизмам
можно отнести настройку органов чувств.
Прислушиваясь к слабому звуку, человек
поворачивает голову в сторону звука,
Центральные
механизмы внимания
связаны с возбуждением одних нервных
центров и торможением других. Говоря
о физиологических
основах внимания,
нельзя не сказать еще о двух
очень
важных явлениях: об
иррадиации нервных процессов и доминанте.
Закон индукции нервных процессов,
установленный Ч.
Шеррингтоном и широко использованный
И. П. Павловым,
в определенной степени объясняет
динамику физиологических процессов,
обеспечивающих внимание. Согласно
этому закону, возбуждение, возникающее
в одной области коры головного мозга,
вызывает торможение в других ее областях
(так называемая одновременная индукция)
или сменяется торможением в данном
участке мозга (последовательная
индукция).
Весьма сложная
структура физиологических механизмов
внимания и
противоречивые взгляды на его природу
привели к появлению
целого ряда психологических теорий
внимания.
Н. Н. Ланге,
анализируя наиболее известные подходы
к пониманию природы внимания, объединил
существующие теории
и концепции внимания в несколько групп.
1. Внимание
как результат двигательного приспособления.
Приверженцы этого подхода исходят из
того, что поскольку человек может
произвольно переносить внимание с
одного предмета на другой, то внимание
невозможно без мышечных движений. Именно
мышечные движения обеспечивают
приспособление органов чувств к условиям
наилучшего восприятия.
2. Внимание
как результат ограниченности объема
сознания.
Не объясняя, что понимается под объемом
сознания, И. Герберт и У. Гамильтон
считают, что более интенсивные
представления в состоянии вытеснить
или подавить менее интенсивные.
3. Внимание
как результат эмоции.
Эта теория получила наибольшее признание
в английской ассоциационной психологии.
Она основывается на утверждении о
зависимости внимания от эмоциональной
окраски представления.
4. Внимание
как результат апперцепции,
т. е. как результат жизненного опыта
индивида.
5. Внимание
как особая активная способность духа.
Сторонники данной позиции принимают
внимание за первичную и активную
способность, происхождение которой
необъяснимо.
6. Внимание
как усиление нервной раздражительности.
Согласно данной гипотезе, внимание
обусловлено увеличением местной
раздражительности центральной нервной
системы.
7. Теория
нервного подавления
пытается объяснить основной факт
внимания — преобладание одного
представления над другими.
Среди теорий
внимания широкую известность также
приобрела теория Т. Рибо, который считал,
что внимание всегда связано с
эмоциями и вызывается ими.
Кроме того, Рибо
считал, что внимание всегда сопровождается
изменениями
физического и физиологического состояния
организма.
При этом особую роль в объяснении природы
внимания Рибо
отводил движениям.
Он считал,
что состояние сосредоточенности внимания
сопровождается движениями всех частей
тела — лица, туловища, конечностей,
которые вместе с органическими реакциями
выступают как необходимое условие
поддержания внимания на данном уровне.
Движение физиологически поддерживает
и усиливает данное состояние сознания.
Этому состоянию
соответствует, по мнению Рибо, мышечное
напряжение. В то же время отвлечение
внимания Рибо связывал с мышечной
усталостью.
Поэтому не случайно данная теория
получила название моторной
теории внимания.
По-прежнему
продолжаются споры о природе внимания.
Основные виды
внимания
В современной
психологической науке принято выделять
несколько основных видов внимания (рис.
6.2). Направленность
и сосредоточенность психической
деятельности могут носить непроизвольный
или произвольный характер.
выделяют два
основных вида внимания: непроизвольное
и произвольное.
Непроизвольное
внимание
является наиболее
простым видом внимания.
Его часто называют
пассивным,
или вынужденным, так как оно возникает
и поддерживается независимо от сознания
человека. Обычно при возникновении
непроизвольного внимания мы имеем дело
с целым комплексом причин.
Они
взаимосвязаны друг с другом, но условно
их можно разделить на следующие четыре
категории.
Первая группа
причин связана с характером внешнего
раздражителя.
Сюда
надо включить
прежде всего силу, или интенсивность,
раздражителя.
Вторая группа
причин, вызывающих непроизвольное
внимание, связана с соответствием
внешних раздражителей внутреннему
состоянию человека,
и прежде всего имеющимся у него
потребностям. Так, сытый и голодный
человек
Третья группа
причин связана с
общей
направленностью личности.
То, что нас интересует
больше всего и что составляет сферу
наших интересов, в том числе и
профессиональных,
В качестве четвертой
самостоятельной группы причин, вызывающих
непроизвольное внимание, следует назвать
те чувства,
которые вызывает у нас воздействующий
раздражитель. Такое внимание по праву
может быть названо преимущественно
эмоциональным.
Рис.6.2. Общая характеристика внимания.
В отличие от
непроизвольного внимания главной
особенностью произвольного
внимания является то, что
оно управляется сознательной целью.
Этот вид внимания тесно связан с волей
человека и был выработан в результате
трудовых усилий, поэтому его называют
еще волевым, активным, преднамеренным.
Таким образом,
произвольное
внимание качественно отличается от
непроизвольного. Однако оба вида внимания
тесно связаны друг с другом, поскольку
произвольное внимание возникло из
непроизвольного. Можно предположить,
что произвольное внимание возникло у
человека в процессе сознательной
деятельности.
Существует еще
один вид внимания, о котором мы не
говорили. Этот вид внимания, подобно
произвольному, носит целенаправленный
характер и первоначально требует волевых
усилий, но затем человек «входит» в
работу: интересными и значимыми становятся
содержание и процесс деятельности, а
не только ее результат.
Такое
внимание было названо Н. Ф. Добрыниным
послепроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного
внимания послепроизвольное
внимание остается связанным с сознательными
целями и поддерживается сознательными
интересами. В то же время в отличие от
произвольного внимания здесь нет или
почти нет волевых усилий.
Основные
характеристики свойств внимания
Внимание обладает
рядом свойств, которые характеризуют
его как самостоятельный психический
процесс. К
основным свойствам внимания относятся
устойчивость, концентрация, распределение,
переключение, отвлекаемость и объем
внимания.
Устойчивость
заключается в способности определенное
время сосредоточиваться
на одном и том же объекте.
Для измерения
устойчивости внимания обычно используются
таблицы
Бурбона,
состоящие из беспорядочного чередования
отдельных букв, причем каждая буква
повторяется в каждой строке одно и то
же количество раз. Испытуемому
предлагается в течение длительного
времени (3, 5,10 мин) вычеркивать заданные
буквы (в простых случаях одну или две
буквы, в сложных — заданную букву лишь
в том случае, если она стоит перед другой,
например гласной). Экспериментатор
отмечает число букв, вычеркнутых в
течение каждой минуты, и число пропусков.
Аналогично
измеряется устойчивость внимания с
помощью
таблиц Крепелина,
состоящих
из столбиков цифр, которые испытуемый
должен складывать в течение длительного
времени.
Продуктивность работы и число допускаемых
ошибок могут служить показателем
колебаний внимания.
Следующее свойство
внимания — концентрация
внимания.
Под концентрацией внимания подразумевается
степень или
интенсивность сосредоточенности
внимания.
Под распределением
внимания
понимают способность человека выполнять
несколько
видов деятельности одновременно.
Хрестоматийным примером служат
феноменальные способности Юлия Цезаря,
который, согласно преданию, мог
одновременно делать семь не связанных
между собой дел. Исследование
распределения внимания имеет большое
практическое значение. Для этой цели
используются так называемые таблицы
Шульте
(красно-черные таблицы).
На этих таблицах изображены два ряда
беспорядочно разбросанных красных и
черных цифр. Испытуемый
должен называть по порядку ряды цифр,
чередуя каждый раз красную и черную
цифру. Иногда эксперимент усложняют:
красные
цифры надо назвать в прямом порядке, а
черные — в обратном.
Многие авторы
считают, что распределение внимания
является обратной стороной его другого
свойства — переключаемости.
Следующее свойство
внимания — его объем.
Под объемом внимания понимается
количество объектов, которые мы можем
охватить с достаточной ясностью
одновременно.
Объем внимания
— величина индивидуально изменяющаяся,
но обычно его показатель у людей равен
5±2.
Отвлекаемостъ
внимания —
это непроизвольное перемещение внимания
с одного объекта на другой.
Большое значение
для изучения характеристик внимания
имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью
обычно называют
два разных явления.
Во-первых, часто
рассеянностью
называют результат чрезмерного углубления
в работу,
называют
мнимой
рассеянностью.
Когда
человек не
в состоянии ни на чем долго сосредоточиться,
когда он постоянно переходит от одного
объекта или явления к другому, ни на чем
не задерживаясь.
Этот вид рассеянности называется
подлинной
рассеянностью.
Причины подлинной
рассеянности разнообразны. Ими
могут быть общее расстройство нервной
системы, заболевания крови, недостаток
кислорода, физическое или умственное
утомление, тяжелые эмоциональные
переживания.
2.Что такое
«ощущение»? Характеристики данного
психического процесса. Физиологические
механизмы ощущения. Концепции и теории
ощущений. Классификации ощущений.
Основные виды ощущений. Основных свойства
ощущений.
Процесс ощущения
возникает вследствие воздействия
на органы чувств
различных материальных факторов, которые
называются раздражителями, а сам процесс
этого воздействия — раздражением.
В свою очередь, раздражение вызывает
еще один процесс — возбуждение,
которое по центростремительным, или
афферентным, нервам переходит в кору
головного мозга, где и возникают ощущения.
Таким образом, ощущение
является чувственным
oтображением
объективной реальности.
Физиологической
основой ощущений является деятельность
сложных ком-
плексов анатомических
структур, названных И. П. Павловым
анализаторами.
Каждый анализатор
состоит из трех
частей:
Виды внимания (основные классификации)
Природное
внимание дано
человеку со дня его рождения как
врожденная способность избирательно
реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе
элементы информационной новизны.
Основной механизм, обеспечивающий
работу такого внимания, называется
ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание
Этот
вид внимания складывается в результате
жизненного опыта, обучения и воспитания,
связано с волевой регуляцией поведения,
с сознательным избирательным реагированием
на объекты.
Непосредственное
внимание не
управляется ничем, кроме того объекта,
на который оно направлено и который
соответствует актуальным интересам и
потребностям человека.
Опосредствованное
внимание
регулируется с помощью специальных
средств, например жестов, слов, указательных
знаков, предметов.
Есть
предметы и явления, которые как бы
«приковывают» к себе внимание, иногда
даже вопреки нашему желанию. В одном
случае надо заставить себя быть
внимательным, а в другом — предмет
сам обеспечивает внимание, заставляет
на себя смотреть, слушать и т.д.
Непроизвольное
и произвольное внимание. Непроизвольное
(пассивное) внимание, в возникновении
которого наше намерение не принимает
участия, и произвольное (активное),
возникающее благодаря нашему намерению,
вследствие приложения нами усилия воли
(Н.Н. Ланге, 1913).
Ланге
Николай Николаевич
(1858-1921) –профессор Одесского универ-ситета.
Ланге Н.Н. предложил классификацию,
которая предусматривала как явления
так называемого «непроизвольного
внимания», так и явления «внимания
произвольного», которое Ланге Н.Н.
обозначил термином «волевое внимание».
Для
Н.Н. Ланге «волевое внимание» означало
внимание целенаправлен-ное, целевое.
Поэтому важнейшее понятие, которое было
введено Н.Н.Ланге в учение о внимании,
было понятие цели. В те годы не
слишком часто понятие «Цель» включалось
в систему психологических понятий
и терминов.
Русского
психолога Н.Н. Ланге не следует путать
с датским физиологом Карлом
Георгом Ланге
(1834-1900). Карл Георг Ланге, совместно с
английским психологом Уильямом Джеймсом,
является основоположниками теорий
происхождения эмоций, в частности,
«Периферической теории эмоций» (конец
90-х годов XIX
века). Под «периферической теорией
эмоций» К.Г.Ланге – У.Джеймса понимается
основной тезис о том, что возникновение
эмоций обусловлено внешними воздействиями
на человека.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
-неожиданность
раздражителя;
-относительная
сила раздражителя;
-новизна
раздражителя;
-движущиеся
предметы;
-контрастность
предметов или явлений;
-внутреннее
состояние человека.
В
основе нейрофизиологических механизмов
внимания лежат неосозна-ваемые установки
человека: как правило, кратковременные,
быстро переходящее в произвольное.
Возникновение непроизвольного внимания
вызывается воздействующим раздражителем
на человека (как правило, звуковым или
световым). В ответ на эти воздействия
активируются структуры среднего мозга,
вследствие чего формируются неосознанные
ответные реакции: так называемые
первичные ориентировочные реакции.
(реакции
типа: «что это такое?»).
В
среднем мозге залегает большое количество
ядер ретикулярной формации, которые
активируют кору больших полушарий и
формируют непроизвольное внимание на
внешние раздражители (эффект рекламы).
Благодаря ретикулярной формации,
связанной с явлениями внимания, касающихся
практически всех познавательных
процессов, человек способен настораживаться,
реагировать на незначительные изменения
в окружающей среде. То есть ретикулярная
формация– это нервное образование
являющееся механизмом, лежащим в основе
возникновения ориентировочного рефлекса.
Таким
образом, ретикулярная формация + органы
чувств + структуры
среднего
мозга + таламуса = обуславливает появление
ориентировочно-
го
рефлекса, являющегося первичной
физиологической основой внимания.
И.
П. Павлов назвал этот рефлекс- «что
такое?».
Кроме
того, часть отделов ретикулярной формации
функционируют в рам-
ках
анатомо-физиологической системы
доминанты. С ней же, соотносим в
своем
действии и избирательный механизм
регуляции внимания через акту-
ализацию
потребностей, а также механизм волевого
управления внима-
нием
через кортикально-подкорковые связи.
Физиологическим
механизмом произвольного
внимания служит
очаг оптимального возбуждения в коре
мозга, поддерживаемый сигналами, идущими
от второй сигнальной системы.
Психологической особенностью произвольного
внимания является то, что оно невозможно
без большего или меньшего волевого
усилия, умственного напряжения.
Длительное
поддержание произвольного внимания
вызывает у человека утомление, зачастую
даже большее, чем физическое напряжение.
Название коронавирусной болезни (COVID-19) и вызывающего ее вируса
Были объявлены официальные названия вируса, ответственного за COVID-19 (ранее известного как «новый коронавирус 2019 года»), и вызываемого им заболевания. Официальные названия:
коронавирусная болезнь
(COVID-19)
Вирус
тяжелый острый респираторный синдром коронавирус 2
(SARS-CoV-2)
Почему вирус и болезнь иметь разные имена?
Вирусы и вызываемые ими болезни часто имеют разные названия.Например, ВИЧ — это вирус, вызывающий СПИД. Люди часто знают название болезни, но не название вируса, который ее вызывает.
Существуют разные процессы и цели присвоения имен вирусам и болезням.
Вирусы названы на основе их генетической структуры, чтобы облегчить разработку диагностических тестов, вакцин и лекарств. Этой работой занимаются вирусологи и более широкое научное сообщество, поэтому названия вирусов присваиваются Международным комитетом по таксономии вирусов (ICTV).
Заболевания названы, чтобы дать возможность обсудить вопросы профилактики, распространения, передачи, серьезности и лечения болезней. Готовность человека к болезням и ответные меры — это роль ВОЗ, поэтому болезни официально перечислены ВОЗ в Международной классификации болезней.
Заболевания (МКБ).
ICTV объявило «коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2)» в качестве названия нового вируса 11 февраля 2020 года. Это название было выбрано, потому что вирус генетически связан с коронавирусом, ответственным за SARS
вспышка 2003 г.Хотя эти два вируса связаны, они разные.
11 февраля 2020 года ВОЗ объявила «COVID-19» названием этой новой болезни в соответствии с руководящими принципами, ранее разработанными Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО).
ВОЗ и ICTV обсуждали название как вируса, так и болезни.
Какое название ВОЗ использует для вируса?
С точки зрения информирования о рисках использование названия SARS может иметь непредвиденные последствия с точки зрения создания ненужного страха для некоторых групп населения, особенно в Азии, которая больше всего пострадала от вспышки SARS в 2003 году.
По этой и другим причинам ВОЗ начала называть этот вирус «вирусом, ответственным за COVID-19» или «вирусом COVID-19» при общении с общественностью. Ни одно из этих обозначений не предназначено для замены.
для официального названия вируса, согласованного ICTV.
Материалы, опубликованные до официального названия вируса, не будут обновляться без необходимости во избежание путаницы.
Дополнительная информация:
.
Причины, последствия и решения перенаселения
За последние полвека население мира резко увеличилось. На момент написания статьи на планете проживало семь миллиардов человек, и, по прогнозам, это число вырастет за короткий период времени.
Из всех экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается планета, перенаселенность — это та, которая иногда остается незамеченной. Такие проблемы, как загрязнение, изменение климата и нехватка воды, кажется, имеют приоритет, но перенаселение является одним из основных факторов, способствующих возникновению многих других экологических проблем.
Перенаселение предъявит большие требования к ресурсам и земле, что приведет к широко распространенным экологическим проблемам в дополнение к влиянию на мировую экономику и уровень жизни.
Проблема усугубляется трудностью поиска решений этой проблемы и непониманием причин и последствий перенаселения.
Здесь мы рассмотрим как причины, так и последствия перенаселения, чтобы вы имели более информированное представление о связанных с этим рисках.
Причины
Есть ряд факторов, способствующих перенаселению. Это основные причины:
Бедность
Бедность считается основной причиной перенаселения. Нехватка образовательных ресурсов в сочетании с высоким уровнем смертности, ведущим к более высокому уровню рождаемости, приводит к тому, что в бедных районах наблюдается большой рост населения.
Эффект настолько велик, что, по прогнозам ООН, сорок восемь беднейших стран мира, вероятно, также внесут наибольший вклад в рост населения.По их оценкам, совокупное население этих стран, вероятно, вырастет до 1,7 миллиарда в 2050 году с 850 миллионов в 2010 году.
Недостаточное использование противозачаточных средств
Хотя противозачаточные средства широко распространены в развитых странах, плохое планирование со стороны обоих партнеров может привести к неожиданной беременности. Статистические данные показали, что в Великобритании 76% женщин в возрасте от 16 до 49 лет использовали хотя бы одну форму противозачаточных средств, в результате чего четверть женщин могла забеременеть.
Эта проблема обостряется в слаборазвитых районах. Исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показывает, что этот показатель использования падает до 43% в странах, которые страдают от таких проблем, как бедность, что приводит к более высокому уровню рождаемости.
Детский труд
Как ни прискорбно это слышать, детский труд все еще широко используется во многих частях мира. По оценкам ЮНИСЕФ, около 150 миллионов детей в настоящее время работают, в основном в странах, где мало законов о детском труде.
Это может привести к тому, что бедные семьи станут рассматривать детей как источник дохода. Кроме того, дети, которые начинают работать слишком рано, также теряют возможности получения образования, которые им должны быть предоставлены, особенно когда речь идет о контроле над рождаемостью.
Снижение смертности
Улучшение медицинских технологий привело к снижению показателей смертности от многих серьезных заболеваний. Благодаря таким достижениям практически искоренены особо опасные вирусы и болезни, такие как полиомиелит, оспа и корь.
Хотя это во многих отношениях позитивная новость, это также означает, что люди живут дольше, чем когда-либо прежде. Эта «задержка» цикла жизни и смерти привела к тому, что в наше время уровень рождаемости превышает уровень смертности более чем в два раза.
Лечение бесплодия
Хотя он играет лишь незначительную роль по сравнению с другими причинами перенаселения, улучшенные методы лечения бесплодия позволили большему количеству людей иметь детей.
Число женщин, пользующихся различными методами лечения бесплодия, росло с момента их появления.Теперь у большинства есть возможность зачать детей, даже если они не смогли бы этого сделать без такого лечения.
Иммиграционная служба
Неконтролируемая иммиграция в страны может привести к перенаселению до такой степени, что в этих странах больше не будет ресурсов, необходимых для их населения. Это особенно проблематично в странах, где количество иммигрантов намного превышает количество эмиграции.
В некоторых случаях иммигранты могут пытаться избежать перенаселения в своих странах только для того, чтобы способствовать решению тех же проблем в странах, в которые они переезжают.Однако существуют данные, показывающие, что иммиграция может поддержать экономику, причем эффект в Великобритании особенно заметен.
Эффекты
Перенаселение может иметь ряд эффектов, большинство из которых, как показано ниже, являются отрицательными.
Недостаток воды
Перенаселение приводит к увеличению спроса на мировые запасы пресной воды. Поскольку только около 1% воды в мире является пресной и доступной, это создает серьезную проблему.
По некоторым оценкам, потребность человека в пресной воде к 2025 году составит примерно 70% от того, что доступно на планете.Это подвергнет серьезному риску тех, кто живет в бедных районах, которые уже имеют ограниченный доступ к такой воде.
Более низкая ожидаемая продолжительность жизни
В то время как более высокая продолжительность жизни ведет к увеличению населения в развитых странах, более низкая ожидаемая продолжительность жизни может быть вызвана резким ростом численности населения, который переживают менее развитые страны.
Большая часть прироста мирового населения приходится на менее развитые страны. Это растягивает ресурсы, которые в этих странах истощены, что приводит к ограничению доступа к медицинской помощи, пресной воде, продуктам питания и рабочим местам, что приводит к снижению ожидаемой продолжительности жизни.
Вымирание
Влияние перенаселения на дикую природу мира также является серьезной проблемой. По мере роста спроса на землю растет и разрушение естественной среды обитания, такой как леса.
Некоторые ученые предупреждают, что при сохранении нынешних тенденций до 50% видов диких животных в мире окажутся под угрозой исчезновения. Также были собраны данные, чтобы показать, что существует прямая связь между увеличением численности населения и уменьшением количества видов на планете.
Потребление ресурсов
По мере роста населения растет и количество ресурсов, необходимых для поддержания жизни такого количества людей. Продовольствие, вода и ископаемое топливо потребляются рекордными темпами, что предъявляет более высокие требования к производителям и самой планете.
По иронии судьбы, открытие многих из этих природных ресурсов, особенно ископаемого топлива, способствовало созданию условий, благоприятных для роста населения. Исследование показало, что мировая экосистема изменялась быстрее во второй половине двадцатого века, чем когда-либо в истории, из-за более широкого использования этих ресурсов.
Интенсивное земледелие
По мере роста населения с годами, методы ведения сельского хозяйства эволюционировали, чтобы производить достаточно еды, чтобы накормить большее количество людей. Однако интенсивные методы ведения сельского хозяйства также наносят ущерб местным экосистемам и земле, что может создать проблемы в будущем.
Кроме того, интенсивное земледелие также считается основным фактором изменения климата из-за необходимой техники. Этот эффект, скорее всего, усилится, если население продолжит расти нынешними темпами.
Более быстрое изменение климата
Перенаселение напрямую связано с изменением климата, особенно в связи с тем, что более крупные страны, такие как Китай и Индия, продолжают развивать свои промышленные мощности. В настоящее время они входят в тройку крупнейших мировых источников выбросов наряду с США.
97% научного сообщества согласны с тем, что деятельность человека изменяет глобальные температуры. Более крупные группы населения могут ускорить эти изменения, особенно если больше не будет сделано для сокращения индивидуальных углеродных следов в широком масштабе.
Возможные решения
Итак, теперь мы знаем больше о перенаселении и его последствиях, но что с этим можно сделать? Есть ряд предлагаемых решений.
Лучшее половое воспитание
Отсутствие полового воспитания — или плохо реализованное образование — привело к проблемам перенаселения во многих странах. Проблема настолько остро стоит, что Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) призывает к улучшениям, особенно в более бедных регионах мира.
Более качественное образование поможет людям лучше понять потенциальные последствия половых отношений в связи с рождением ребенка. Это также устранит многие мифы, окружающие половой акт, и представит научно доказанные методы контроля над рождаемостью.
Доступ к противозачаточным средствам
Доступ к контролю над рождаемостью должен идти рука об руку с улучшением полового воспитания. В конце концов, без него люди не могут применить на практике то, чему они научились.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявляет, что 225 миллионов женщин, живущих в развивающихся странах, предпочли бы отложить роды, но не используют какие-либо формы контрацепции.Многие организации, такие как Американский конгресс акушеров и гинекологов (ACOG), также поддерживают улучшение доступа к противозачаточным средствам.
Изменения в политике
Многие страны предлагают вознаграждения, будь то в виде финансовых стимулов или увеличенных пособий, тем, у кого больше детей. Это может привести к тому, что у некоторых пар будет больше детей, чем в противном случае, если бы им нужно было беспокоиться о финансовых последствиях.
Это сложная проблема.Китайская политика «одного ребенка» недавно была отменена, отчасти из-за ограничений, которые она накладывала на свободу, и вполне вероятно, что аналогичная политика будет рассматриваться как столь же ограничительная.
Обучение по предмету
Несмотря на то, что существует ряд организаций, обеспечивающих школы учебными программами и учебными материалами, охватывающими тему перенаселения, этот предмет по-прежнему не рассматривается в школах в должной степени.
Это образование должно выходить за рамки разговоров о сексе и о глобальных последствиях перенаселения.Диалог по предмету должен быть более открытым, с такими сайтами, как debates.org, предлагающими полезные ресурсы, которые позволят решить проблему рационально.
Последнее слово
Перенаселение — это кризис, который потенциально стоит рядом с изменением климата как одна из самых серьезных проблем, с которыми сегодня сталкивается человечество.
Несмотря на это, обучение или диалог по этому вопросу практически не ведется, особенно в школах.
Если это не изменится, количество проблем, освещенных в этой статье, может продолжать расти.Если это произойдет, эта единственная проблема может иметь косвенный эффект, который приведет к неописуемым проблемам в будущем.
Если вы хотите поделиться своим мнением о перенаселении, продолжайте обсуждение в разделе комментариев ниже. Или поделитесь этой статьей в социальных сетях, чтобы побудить к разговору в собственном сообществе.
ресурсов
Изображение предоставлено: Джеймс Кридленд @ Flickr
.
причин посттравматического стрессового расстройства | healthdirect
начало содержания
2-минутное чтение
Когда у кого-то развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), страх, тревога и воспоминания о травме длятся в течение длительного периода времени и мешают ему справляться с повседневной жизнью.
ПТСР вызвано наблюдением за таким травмирующим событием — событием, которое было потенциально опасным для жизни или сопровождалось серьезными травмами или сексуальным насилием.Хотя разрыв отношений или потеря работы могут быть разрушительными, это не те события, которые обычно вызывают посттравматическое стрессовое расстройство.
Переживания, которые потенциально могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство:
- тяжелые аварии
- стихийные бедствия, такие как лесные пожары, наводнения и землетрясения
- проживает в зоне боевых действий, как жертва войны или солдат
- Сексуальное насилие или угроза сексуального насилия
- Серьезное физическое нападение
- видеть, как люди ранены или убиты
ПТСР может развиться у любого, но некоторые люди подвергаются большему риску.Причины, по которым у одних людей развивается посттравматическое стрессовое расстройство, а у других нет, до конца не изучены. Вероятно, существует сложная смесь причин.
Факторы риска развития посттравматического стрессового расстройства включают:
- повторная травма, например, длительное проживание в зоне боевых действий
- Имевшие в прошлом психическое заболевание, такое как тревога или депрессия
- История травм или жестокого обращения в раннем детстве
- переживает очень тяжелую травму
- не хватает поддержки после этого
- Дополнительные жизненные стрессы после травмы, например, потеря близких, дома или работы
- тип травмирующего события, при котором изнасилование или сексуальное насилие с большей вероятностью приведет к посттравматическому стрессу, чем другие события
ПТСР — не единственное психическое расстройство, вызванное травматическими событиями, депрессия и тревожные расстройства могут быть столь же распространенными.Депрессия, генерализованная тревога, посттравматическое стрессовое расстройство и агорафобия — самые распространенные расстройства, которые могут быть вызваны травмирующими событиями.
Если кажется, что кто-то испытывает эти симптомы посттравматического стрессового расстройства дольше одного месяца после травмирующего события, важно поговорить с врачом или другим медицинским работником.
Воспользуйтесь нашей поисковой системой для поиска врачей общей практики в вашем регионе.
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.
Последний раз отзыв: ноябрь 2018 г.
.