Как называется мысленная операция требующая от человека разделения предмета: Учебно-методический материал по теме: Операции мышления

Виды и операции мышления — Студопедия

Мышление включено практически во все виды деятельности человека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивную и др. Система факторов, опосредствующих мышление, сложна и многообразна. Соответственно существует сложная классификация видов мышления по разным основаниям с учетом его связей с чув­ственным отражением, речью, прошлым опытом. Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности чело­века. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Решение задачи происхо­дит на основе реального преобразования ситуации или предмета. Например, ребенок хочет сложить самолет из нескольких элемен­тов. Сделать это сразу, опираясь на восприятие, он не может. У него нет представления о последовательности необходимых для этого действий. Перед ним возникает задача. Чтобы ее решить, он рас­сматривает части самолета, сопоставляет их между собой, склады­вает в различных сочетаниях, т.е. раскрывает свойства объекта посредством своих действий с ним. Мыслительные действия ана­лиза, синтеза, сравнения и другие осуществляются как практиче­ские действия, опирающиеся на зрительное восприятие ситуации. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и со­храняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. Когда возникает задача починить какой-либо прибор или что-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к его развитию, в частности многие рабочие специаль­ности.



Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возра­сте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего пси­хического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта. Теперь, чтобы сложить самолет из от­дельных частей, ребенку не обязательно манипулировать с ними. Он может сделать это, рассматривая рисунок конечной фазы или опираясь на динамическую картину последовательных преобразо­ваний своих представлений о желаемой цели. Наглядно-образное мышление также развивается и функционирует в течение всей жизни человека. У взрослых людей его структура и содержание усложняются. Оно может опираться не только на первичные представления, но и на обобщенные образы. В архитектуре, дизайне, живописи, графике и других подобных видах профессиональной деятельности наглядно-образное мышление занимает существен­ное место.


На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мыш­ления от реального объекта. Человек начинает оперировать поня­тиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — выс­ший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладева­ет основными логическими операциями мышления, которые стано­вятся его внутренними мыслительными операциями. К ним отно­сятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Анализ — процесс разделения предмета на состав­ные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон. Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете. Сравнение — выявление сход­ства и различий между предметами. Сравнение позволяет выяв­лять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения. Обобщение — объединение предметов по какому- либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий. Абстрагирование — вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несу­щественных. Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с дру­гой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией. Так, анализ неразрывно связан с синтезом. Чело­век сначала разделяет объект на части, а затем объединяет их, но уже в других сочетаниях, в результате чего формируется новое знание об объекте.

На этой стадии человек начинает мыслить в соответствии с ло­гическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключе­ния, что дает ему возможность систематизировать знания и управ­лять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Формирование каждой новой генетической стадии мышления не сменяет прежние, а присоединяется к ним. В интеллектуаль­ной жизни взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Наглядно-действенное и наглядно-образ­ное мышление взрослого существенно отличается от аналогичных видов у ребенка, так как опирается на систему знаний об объекте и на способы логического анализа ситуации. В свою очередь словес­но-логическое мышление обогащается использованием образов кон­кретных объектов, что делает его более живым, ярким, индивидуаль­ным. У каждого человека один из видов мышления может преобла­дать, что связано обычно с его профессиональной деятельностью или сферой интересов.

Посредством мышления человек решает различного рода зада­чи — теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышле­ние направлено на познание законов объективной реальности. Ре­шение теоретических задач не предполагает быстрой реализации их результатов на практике. Ученый может в течение долгого вре­мени разрабатывать определенную проблему, сравнивать различ­ные точки зрения, ставить эксперименты, проверять гипотезы.

Практическое мышление направлено на решение задач, непо­средственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Его особенности описал Б.М. Теплов. Они обус­ловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществ­ляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаются требования к интуиции субъекта. Поскольку времени на размыш­ления часто бывает недостаточно, важно уметь быстро разобраться в ситуации, найти верное решение и претворить его в реальность. Здесь часто происходит столкновение с интересами и действиями других людей (как, например, в ситуации боевых действий или в шахматной игре). Быстрый переход решений в действия, необходи­мость преодолевать препятствия повышают требования к воле и стрессоустойчивости человека. То, в какой мере человеку присущи эти качества, определяет его способности к теоретическому или практическому мышлению.

Профессия учителя требует сформированное как теоретиче­ского, так и практического мышления. Теоретическое мышление важно для интерпретации педагогических явлений, прогнозирова­ния результатов педагогической деятельности, планирования урока, отбора и подачи изучаемого материала. Практическое мышление является необходимым условием разрешения педагогических ситу­аций, в том числе конфликтов, достаточно часто возникающих в ходе учебного процесса.

По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитив­ное мышление. Первое развернуто во времени, имеет четко выра­женные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического ана­лиза ситуации и без осознания пути нахождения решения. Чело­век с развитым интуитивным мышлением может принимать реше­ния при неполной информации.

В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделя­ют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалисти­ческого мышления — получение правильного познания окружа­ющего мира и нахождение истины. При аутистическом мышле­нии ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутис­тическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет ме­сто при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

Учителю важно уметь управлять своими эмоциями, так как при аффекте не только теряется контроль над своими действиями, но и изменяется мышление, что может стать причиной принятия неадек­ватных педагогических решений.

Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Существует подход, при котором критерием творческого мышления считается создание че­ловеком новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективная новизна). Если с этим согласиться, то подавляющая часть людей окажется в группе «нетворческих». Более правомерно рассматривать новизну результата по отношению к самому мысля­щему человеку (субъективная новизна). Но и этот критерий не отражает всех аспектов творческого мышления, так как не касает­ся особенностей процесса мышления. При репродуктивном мыш­лении человек использует заданные цели, шаблонные схемы и сте­реотипные способы решения.

O.K. Тихомиров и Э.Д. Телегина показали, что спецификой твор­ческого мышления является самостоятельное формирование лич­ностью по ходу мыслительной деятельности новых целей, гипотез, планов, оценок и других новообразований. Под их влиянием исход­ная цель, сформулированная в вопросе, многократно преобразуется в соответствии с результатами анализа условий задачи. Поиск идет в различных направлениях. Такое мышление именуется дивергент­ным, в противоположность конвергентному, когда человек ограни­чивается одним вариантом решения. Дж. Гилфорд, П. Торренс счи­тали способность к дивергентному мышлению одной из главных характеристик творческого мышления. Д.Б. Богоявленская особен­ность творческого мышления видит в проявлении интеллектуаль­ной инициативы, выходе за пределы заданного. Процессуальные осо­бенности творческого мышления делают его результаты индивиду­альными и оригинальными.

Основная трудность, которая препятствует творческому мышле­нию, заключается в том, что люди слишком полагаются на име­ющиеся у них знания и ориентируются на очевидные, лежащие на поверхности свойства вещей. У них формируется фиксированная направленность на предметы и их свойства, которая не позволяет представить предмет в новых, непривычных связях с другими пред­метами. Часто люди сами создают себе ограничения или психоло­гические барьеры, препятствующие творческому мышлению. Успех же в творческом мышлении сопутствует тем, кто умеет устанавли­вать связи между наличной ситуацией и своим прошлым опытом, но связи не очевидные, а скрытые, часто не имеющие на первый взгляд ничего общего с решаемой проблемой, кто умеет преодоле­вать фиксированную направленность и психологические барьеры.

В экспериментах Я.А. Пономарева многие испытуемые не могли решить задачу: «обвести четыре точки (вершины несуществующе­го квадрата) тремя прямыми линиями, не отрывая руки». Прошлый опыт создавал у них установку (психологический барьер), что дей­ствовать можно только внутри предполагаемого квадрата. Это не позволяло им найти правильное решение, которое состояло в том, чтобы выйти за его пределы.

Творчество проявляется в мышлении не только в процессе ре­шения задач, но и в процессе их постановки, в умении видеть в окружающей действительности проблемы, вопросы, цели, требующие решения и достижения. Увидеть и сформулировать проблему часто бывает труднее, чем ее решить. Чтобы осознать педагогические про­блемы, требуется профессиональная зоркость, наблюдательность, ана­лиз действий и поступков учащихся и своих собственных, педагоги­ческая рефлексия.

Новые идеи и результаты, получаемые в процессе творческого мышления, не всегда адекватно оцениваются другими людьми, не­редко вызывая у них недоверие и протест. Новые направления в литературе, живописи, музыке, новые научные подходы зачастую не признаются сразу даже специалистами. Человек и сам часто про­являет чрезмерную критичность в отношении своего мышления, отвергая результаты, которые ему кажутся слишком смелыми или необычными.

В школьном обучении тоже наблюдаются сходные процессы. Если ученик находит новое, необычное решение задачи или выска­зывает нетривиальные, отличающиеся от обычных представлений мысли, это не всегда находит понимание учителя, вызывает насмеш­ки детей. В такой атмосфере учащиеся постепенно привыкают мыслить «как все», и репродуктивное мышление становится преоб­ладающим видом их мыслительной деятельности.

Развитие творческого мышления учащихся зависит от того, какие возможности для этого создает окружающая среда: общество в це­лом, семья, школа. Формированию репродуктивного мышления спо­собствует сдерживание самостоятельности учащихся, требование от них единообразия в мыслях и действиях, установка на овладение типовыми способами решения задач, поощрение шаблонных ответов. Создание благоприятных условий для формирования творческого мышления предполагает преодоление подобных тенденций.

В мышлении каждого человека заметно преобладание опреде­ленных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления — характерная для конкретной личности система спо­собов решения задач в типичных для него условиях. Стихийно или сознательно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких ре­зультатов. Одна из важных задач обучения состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать собственный стиль мышления, наи­более соответствующий их индивидуальным особенностям.

В настоящее время происходит усложнение многих видов дея­тельности, их интеллектуализация. В полной мере это относится и к педагогической деятельности. Отношения между учителем и уча­щимися сегодня строятся не на основе власти и подчинения, а на основе продуктивного взаимодействия. Каждое педагогическое тре­бование, каждая педагогическая оценка должны быть продуманны­ми и обоснованными: это повышает требования к педагогическому мышлению учителя, к его умению разрешать сложные педагогиче­ские ситуации, которые характеризуются изменчивостью, неожидан­ностью и динамичностью и, следовательно, предъявляют повышен­ные требования к педагогическому творчеству. Мышление учите­ля направлено на поиск причин затруднений в его работе и способов их устранения. Эффективное разрешение педагогических проблем определяется тем, в какой степени учитель способен к анализу ус­ловий, пониманию природы педагогической ситуации и сущности возникающих в ней противоречий. Таким образом, формирование педагогического мышления — одна из главных задач педагогиче­ского образования, одно из важных условий повышения профессио­нальной компетентности учителя.

Контрольные вопросы

1.В чем заключаются различия между чувственным и рациональным
познанием?

2.Какие науки и в каких аспектах изучают мышление?

3.Как можно охарактеризовать основные этапы процесса решения
задачи?

4.Какие основные операции мышления вам известны? Что вы можете
рассказать об их свойствах?

5.Почему практическое мышление предъявляет повышенные требова­ния к воле человека?

6.Какие особенности творческого мышления вы знаете?

Тестовые задания

1. Форма мышления, отражающая существенные свойства объектов, это…

A. Анализ.

Б. Понятие.

B. Абстракция.

Г. Синтез.

2.Цель, данная в определенных условиях, это…

A. Задача.

Б. Препятствие.

B. Гипотеза.

Г. Образ.

3.Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется…

A. Сравнением.

Б. Изучением.

B. Конкретизацией.

Г. Абстрагированием.

4. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют…

A. Рациональным.

Б. Интуитивным.

B. Творческим.

Г. Репродуктивным

Глава 16

Виды, операции и формы мышления

Описание: http://www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/ur_psihology/SG.files/image027.gif

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — что движение мысли от общего к частному.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — что движение мысли от общего к частному.

Описание: http://www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/ur_psihology/SG.files/image028.gif

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Наглядно — образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Абстрактно — логическое мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Особенностью словесно — логического мышления является то, что задача решается в словесной форме. В этом случае человек использует отвлеченные понятия, которые нередко не имеют прямого образного выражения (социально-исторические понятия, нравственные, психологические и т. д.).

Описание: http://www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/ur_psihology/SG.files/image029.gif

И, наконец, различают определенные формы мышления.

Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

По аналогии — способ мышления, при котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Основные виды мыслительных операций

Всякая мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизации.

Анализом называется мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов или явлений, выделение отдельных их частей, признаков, свойств. В противоположность анализу синтез есть мысленное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, признаков, свойств. Хотя анализ и синтез — противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, но на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает анализ или синтез.

Так, при чтении выделяются отдельные фразы, слова, буквы в тексте. Здесь осуществляются мыслительные процессы анализа. Затем преобладающим становятся процессы синтеза: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в те или иные разделы текста.

При установлении с помощью мышления связей между предметами или явлениями окружающего мира необходимо сравнивать их друг с другом. С помощью процессов сравнения выявляются сходство и различие объектов действительности. Только сравнивая одни предметы и явления с другими, человек может выявить сходство и различие их друг с другом, одинаково действовать на сходное в объектах и по-разному, в зависимости от различий между ними, правильно ориентироваться в окружающей действительности.

На основе сравнения предметов и явлений друг с другом может быть произведено обобщение. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения общих для них свойств и признаков. Наиболее важное значение имеет обобщение, основанное на выделении существенных признаков сходных предметов. Такое обобщение позволяет образовывать понятия, формулировать законы.

Выделяя с помощью сравнения сходства и различия в предметах или явлениях, процессы обобщения позволяют человеку классифицировать предметы и явления окружающей действительности. Классификация есть мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе процессов сравнения и обобщения. Классифицировать можно животных, растения, заболевания, химические элементы. При классификации на основании наличия признаков сходства мелкие группы объединяются в более крупные и, напротив, различия дают основания разбить широкие группы на ряд дробных групп.

Все заболевания, например, разбиваются на две крупные группы: нервно-психические и соматические. В свою очередь, среди нервно-психических заболеваний выделяют психические и нервные болезни. Группа нервных болезней включает в себя в качестве самостоятельных подгрупп: сосудистые заболевания, опухоли, травмы головного мозга, инфекционные заболевания центральной нервной системы и т. п. С другой стороны, некоторые из этих подгрупп могут объединяться с подгруппами, относящимися к соматическим заболеваниям. Так, заболевания сосудов головного мозга и сердца объединяются в одну группу сердечно-сосудистых заболеваний и т. п.

В основу классификации могут быть положены разные признаки. Можно, например, распределить больных, находящихся на излечении в клинике, на группы по полу или возрасту либо по тяжести заболевания.

В процессе обобщения предметов и явлений человек думает только об их общих свойствах, отвлекаясь от различий между ними. Эта мыслительная операция называется абстракцией. Примером абстракции, в частности, являются мысли о высоте здания, независимо от всех других его особенностей, и т. п. То есть при абстракции свойства предметов мыслятся отвлеченно от самих предметов со всеми их особенностями.

Абстракция и обобщение тесно связаны. С одной стороны, процесс обобщения основан на абстракции, отвлечении от различий между обобщаемыми предметами. С другой стороны, само обобщение, выделение общего в предметах и явлениях способствует отвлечению, абстрагированию этих свойств. Обобщение сходных предметов, например гор, помогает абстрагировать признак высоты гор, отвлекаясь от других признаков, общих для гор.

В противоположность абстракции конкретизация позволяет перейти от более общих, отвлеченных свойств и признаков к конкретной действительности, к чувственному опыту. Рассказывая об общих признаках всех деревьев, мы затем можем конкретизировать эти положения, приведя пример какого-либо конкретного типа деревьев. Конкретизация, таким образом, способствует лучшему пониманию общего, связывая его с непосредственным чувственным опытом. Благодаря конкретизации мышление постоянно опирается на реальную действительность; конкретизация препятствует отрыву мышления от этой действительности.

Операции абстракции играют важную роль в процессе понимания условного смысла, поговорок и пословиц. Для того, чтобы понять этот смысл, необходимо абстрагироваться от той конкретной ситуации, которая в них описывается. Так, при объяснении условного, переносного смысла «куй железо, пока горячо» мы должны отвлечься от представлений о железе и способах его обработки, уловив только общий смысл пословицы такого рода, заключающийся в том, что не следует откладывать дело, выполнение которого возможно только теперь: время может быть упущено (так же как при охлаждении железа), и дело окажется из-за этого невыполненным.

При расстройствах мышления операции абстрагирования, необходимые для понимания переносного смысла поговорок, пословиц, могут нарушаться. Больные с такими расстройствами мышления затрудняются при попытках объяснить смысл пословиц и поговорок: «не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п. Последнюю пословицу они нередко объясняют так: «не твои сани — не садись, садись только в свои сани». Они не могут также провести операцию сравнения пословиц и сказать, какие из трех пословиц («тише едешь, дальше будешь» «семь раз отмерь, один раз отрежь», «куй железо, пока горячо») сходны, а какие из этих пословиц различаются по переносному смыслу. Нарушения операций абстрагирования проявляются также в неспособности понять шутку, юмор, уловить их отвлеченный смысл.

Наблюдаются и противоположные расстройства, в которых на первый план выступают нарушения операций конкретизации. Эти расстройства проявляются иногда в форме резонерства. Резонерство отличается тем, что, избрав определенную тему для беседы, человек начинает высказывать, нередко в поучительном тоне, различные положения, носящие абстрактный, мало связанный с конкретной действительностью характер. Каждое из указанных положений может быть правильным, но конкретизация этих положений отсутствует и поэтому высказывания больного приобретают характер «пустословия на заданную тему».

Основные виды умственных операций — Студопедия

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и син­тез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными.

Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями: непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы использу­ем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки.

Анализ и синтез. Анализ это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть данной операции состо­ит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволя­ет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Наряду с выделением существенных частей предмета анализ позволяет мыс­ленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и др. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ по памяти.



Противоположной анализу операцией является синтез. Синтез это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Когда мы смотрим на лежащие перед нами от­дельные части механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм и как он работает. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фак­тически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мысли­тельном процессе.

Абстракция и конкретизация. Абстракция это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспри­нимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рас­сматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информа­ции, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.


Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкре­тизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а,наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. По суще­ству, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.

Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два ос­новных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего поло­жения.

Развитие мышления.

В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления. В своих работах Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние.

Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. По мне­нию Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут скла­дываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого дей­ствия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

Процесс формирования умственных действий в соответствии с концепцией Гальперина имеет следующие этапы:

• Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы бу­дущего действия. Основной функцией данного этапа является ознакомле­ние на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, ко­торым в конечном итоге это действие должно соответствовать.

• Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.

• Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры па реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Глав­ной особенностью данного этапа является использование внешней (гром­кой) речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает, прежде все­го, речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озву­чивание.

• На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения дей­ствия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».

• На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Проблемой развития и формирования мышления занимались и другие извест­ные отечественные ученые. Так, огромный вклад в изучение данной проблемы внес Л. С. Выготский, который совместно с Л. С. Сахаровым исследовал пробле­му формирования понятий.

Тест по психологии «Мышление»

Тест “Мышление”

Вариант 1

1. Мышление, которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, называется … мышлением.

+а) словесно-логическим

б) наглядно-действенным
в) наглядно-образным

г) аутистическим

2. Укажите, что из перечисленного ниже не является формой мыслительного процесса:
а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

г) решение проблем;

+д) аналогия

3. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) классификация

+б) анализ

в) сравнение

4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
+а) самостоятельность

б) быстрота

в) широта

5. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является именно такое мышление:
а) наглядно – образное

б) наглядно – действительное

+в) словесно – логическое

6. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) умозаключением

б) понятием

+в) суждением

7. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
+а) самостоятельность

б) глубина

в) гибкость

8. Теоретическое и практическое мышление различают по:
+а) типу решаемых задач

б) активности субъекта

в) характеру обобщений

9. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека, называется:
а) внимание

б) этика

+в) мышление

10. Основная особенность творческого мышления:
а) способность реагировать на внутренние и внешние действия
б) умение извлекать главное
+в) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь

11. Абстрактно – логическое мышление идентично:
+а) понятийному мышлению

б) логическому мышлению

в) практическому мышлению

12. Что такое понятие:
а) деятельность, осуществлённая с реальными предметами
б) вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности
в) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений

13. Что такое практическое мышление?
а) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом
+б) мышление, связанное с практической деятельностью
в) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения

14. Наглядно – образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 7 – 8 лет

б) 9 – 10 лет

+в) 4 – 6 лет

15. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного “охватывания” структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) аналитическое

+б) интуитивное

в) дискурсивное

16. К формам мышления относят:

+а) суждение

б) анализ

в) представление

г) понятие

17. Мотивом, началом движения мышления становится появление … ситуации:

а) идеальной

+б) проблемной

в) реальной

г) стрессовой

18. Ассоциация – это связь между психическими явлениями по признакам: 1) сходства; 2) контраста; 3) пространственно-временных отношений; 4) причинно-следственных отношений.

а) 1,2,3,4

+б) 1,2

в) 1,2,3

г) 3,4

19. К формам мышления относится:

а) воображение, представление, фантазия

б) конвергенция и дивергенция

в) синтез, анализ, сравнение

+г) понятие, суждение, умозаключение

20. Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это…

а) обобщение

б) конкретизация

в) синтез

+г) абстракция

Вариант 2

1. Понятийное мышление – это:
а) мышление, опирающиеся на образы
+б) использование определённых понятий
в) извлечение образов, воссоздающихся воображением

2. Укажите, что не является видом мышления:
а) продуктивное мышление;
+б) непроизвольное мышление;
в) практическое мышление

г) реалистическое мышление;
д) аналитическое мышление;
е) теоретическое мышление;
ж) индивидуальное мышление;

3. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это:
+а) интеллект

б) мышление

в) эвристика

4. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется таким мышлением:
а) абстрактным

+б) наглядно – действительным

в) словесно – логическим

5. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
+а) классификация

б) обобщение

в) абстрагирование

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно нам как:
а) классификация

+б) обобщение

в) анализ

7. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как:
а) широта

б) самостоятельность

+в) глубина

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками такого мышления:
а) наглядно – действенного

+б) понятийного

в) практического

9. Высшая форма мышления:
а) анализ

+б) умозаключение

в) конкретизация

10. Что необходимо для решения сложной мыслительной задачи:
а) решение задачи путём решения предыдущих
+б) умело выбрать пути решения
в) сосредоточиться

11. Обобщение – это:
а) установление сходства и различия между предметами
+б) общий вывод мыслительных операций
в) отделение существенного от не существенного

12. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
+а) наглядно – образного

б) словесно – логического

в) индуктивного

13. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
+а) практического

б) эмпирического

в) аналитического (логического)

14. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности называется:

а) памятью

+б) мышлением

в) вниманием

г) восприятием

15. К операциям мышления относят:

а) агглютинацию

б) фантазирование

+в) анализ

+г) обобщение

16. Каждый акт мышления включает в себя воображение, благодаря которому становится возможной:

+а) абстракция
б) сосредоточение сознания
в) экстраполяция и интерполяция
г) избирательность и направленность сознания

17. Под интеллектом понимается:

а) направленность и сосредоточенность сознания на определённом предмете
+б) общая способность к познанию и решению проблемных задач, обеспечивающая успешность любой деятельности
в) запас слов

18. К основным видам мышления по характеру решаемых задач относятся:

а) патогенное, саногенное
б) дискурсивное, интуитивное
в) интуитивное, рациональное
+г) теоретическое, практическое

19. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это…

а) внутренняя речь

б) анализ

в) мышление

+г) интеллект

20. Специальная человеческая психическая функция, определяемая как процесс общения посредством языка, называется:
а) мышлением;

+б) речью;

в) стилем речи;

г) общением.

Операции (приемы) мышления.





Мышление

Мышлениеэто важнейшая способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.

Мышление – это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире, о самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.

Мышление – это взаимодействие субъекта с

— объективным миром;

— познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность;

— понятийным аппаратом языка.

Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познает скрытые свойства, связи и отношения предметов.

Язык – определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация.

Операции (приемы) мышления.

Анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.

Синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого.

Сравнение – установление сходства или различия объектов.

Обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов.

Моделирование – исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Основные формы мышления:

 

понятие суждение умозаключение

Методы мышления:

Дедукция – (от латин. выведение) метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются общие утверждения, а завершениями – частные следствия.

Индукция – (от латин. наведение) метод мышления на основе перехода от частного положения к общему.

Мышление связано с речью.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь)

 

 

Процесс речи предполагает

       
 
Выражение мыслей языковыми (речевыми)средствами
   
Восприятие языковых конструкций и их понимание

 

 

Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.



Внутреннее выражение
Внешнее выражение

Речь

Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

письмо и чтение
говорение и слушание
Письменную речь

В зависимости от формы общения выделяют

 

В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

— формирование смысла речевого высказывания

— построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определенной звуковой или графической схемы

— физический процесс речевого высказывания

Качества речи:

— содержательность

— выразительность

— действенность

— понятность




Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











9.3. Формы мышления и мыслительные операции

9.3.1. Формы мышления

Основными формами
мышления являются понятия, суждения и
умозаключения.

Понятие
мысль, в которой отражаются общие,
существенные признаки предметов и
явлений.

Например, в понятие
«человек» входят такие существенные
признаки, как трудовая деятельность,
прямохождение, членораздельная речь и
т. д. Отличие понятия от представления
состоит в том, что представление — это
всегда образ, а понятие — это мысль,
выраженная в слове. Кроме того,
представление включает в себя как
существенные, так и несущественные
признаки, а понятие — только существенные.
(Образ автомобиля у разных людей может
отличаться — кто представит себе КамАЗ,
кто «Жигули», а для кого-то автомобиль
— это как минимум «Мерседес».) А понятие
«автомобиль» более однозначно — это
«безрельсовый вид транспорта с двигателем
внутреннего сгорания, имеющий более
трех колес».

Содержание понятий
раскрывается в суждениях.

Суждение
есть отражение связей между предметами
и явле­ниями или между их свойствами
и признаками.

Так, суждение
«Предприниматель — это активный,
предприимчивый человек, желающий
улучшить свое благосостояние путем
экономической деятельности» отражает
связь между психологическими свойствами
предпринимателя и способом его действий.

Суждения могут быть
разных видов, что отображено на рис.
9.3.

Рис. 9.3.
Виды суждений

Примеры суждений:

истинное: «Диплом
о высшем образовании выдается студенту
после нескольких лет успешного обучения
в вузе»;

ложное: «Диплом
о высшем образовании выдается ученику
после окончания учебы в средней школе»;

общее: «Все
студенты сдают экзамены»;

частное: «Некоторые
студенты пропускают занятия без
уважительной причины»;

единичное: «Студент
Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен

по экономической
теории». Из двух или более суждений
можно построить следующую по сложности
форму мышления — умозаключение.

Умозаключение
такая связь между понятиями или суждения
ми, в результате которой из одного или
нескольких суждений мы получаем новое
суждение.

Примером умозаключения
является знаменитый сократовский
силлогизм, при помощи которого греческий
философ две с половиной тысячи лет назад
пришел к печальной мысли, что он
когда-нибудь обязательно умрет (рис.
9.4).

Рис. 9.4. Структура
простого силлогизма

Известны три основных
вида умозаключения:

□ индуктивное;

□ дедуктивное;

□ по аналогии.

Индуктивным называется
такое умозаключение, в котором рассуждение
идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется
такое умозаключение, в котором рассуждение
осуществляется в обратном порядке
индукции, то есть от общих фактов к
единичному выводу.

Аналогией называется
такое умозаключение, в котором вывод
делается на основании частичного
сходства между явлениями, без достаточного
исследования всех условий.

9.3.2. Мыслительные операции

Процесс мышления
включает в себя несколько операций:
сравнение, анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация. Их сущность
отражена в табл. 9.4.

Таблица 9.4. Мыслительные
операции

Мыслительная

Ее
содержание

операция

Сравнение

Вскрытие
сходства и различия между вещами.
Результатом

сравнения
является классификация. Например,
менеджер по

персоналу
сравнивает личностные качества
претендентов на

вакантную
должность (но их аккуратности,
исполнительности,

энергичности,
компетентности и т. д.)

Анализ

Мысленное
расчленение объекта на составляющие
его элементы

с
последующим их сравнением. Например,
психолог проводит

анализ
личностных качеств своего клиента
на основании результа

тов
теста Кеттела

Синтез

Объединение
отдельных компонентов в Целое. Обычно
соседствует

с
анализом. Продолжая предыдущий пример,
представим себе, как

психолог,
после анализа нескольких тестов,
строит обобщенный

психологический
портрет человека

Абстрагирование

Выделение
одной стороны предмета или явления,
которая в реальности как отдельная
не существует. В результате абстракции
формируются понятия. В качестве
примера можно взять понятие «надежности!»
как низкой вероятности поломки
какой-нибудь разновидности бытовых
приборов

Обобщение

Выделение
общих существенных свойств в
сравниваемых объектах. Например,
произведя анализ продаж отдельных
сортов хлеба, хозяин пекарни приходит
к выводу, что наилучшим спросом
пользуются сдобные булочки, независимо
от их размеров и начинок

Конкретизация

Операция,
обратная обобщению, выделение у
предмета или явления характерных
именно для него черт, не связанных с
чертами, общими для класса предмета
или явления. Например, хозяин
мини-пекарни, выяснив повышенный
спрос на сдобные булочки, решает
выискать их новый вид — с кунжутом и
клубничной начинкой

python — может ли объект проверить имя переменной, которой он был назначен?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары

  3. Для команд
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Переполнение стека для команд
    Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

  3. работы
    Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

  4. Талант
    Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

  5. реклама
    Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

  6. О компании

Загрузка…

,

запятых | Правила пунктуации

Запятые и Точки — наиболее часто используемые знаки препинания. Запятые обычно обозначают короткую паузу; они не так окончательны, как периоды.

Правило 1. Используйте запятые для разделения слов и групп слов в простой серии из трех или более элементов.

Пример: Мое имущество переходит к моему мужу, сыну, невестке и племяннику.

Примечание: Когда последняя запятая в серии стоит перед и или или (после невестки в приведенном выше примере), она известна как Оксфордская запятая . Большинство газет и журналов опускают оксфордскую запятую в простой серии, видимо, чувствуя в этом ненужность. Однако отсутствие оксфордской запятой иногда может привести к недопониманию.

Пример: У нас был кофе, сыр, крекеры и виноград.

Добавление запятой после крекеров дает понять, что сыр и крекеры представляют одно блюдо. В подобных случаях для ясности нужна оксфордская запятая.

У нас был кофе, сыр с крекерами и виноград.

Художественная и документальная литература обычно предпочитает оксфордскую запятую. Писатели должны решить, Оксфорд или нет, и не переключаться туда и обратно, за исключением случаев, когда пропуск запятой Оксфорд может вызвать путаницу, как в примере с сыром и крекерами .

Правило 2. Используйте запятую для разделения двух прилагательных, если порядок следования прилагательных является взаимозаменяемым.

Пример: Он сильный, здоровый мужчина.
Еще можно сказать здоровых, сильных мужчин.

Пример: Мы останавливались на дорогом летнем курорте.
Мы бы не сказали летний курорт, так что без запятой.

Другой способ определить, нужна ли запятая, — мысленно поставить и между двумя прилагательными. Если результат все еще имеет смысл, добавьте запятую. В приведенных выше примерах сильный и здоровый мужчина имеет смысл, а дорогой и летний курорт — нет.

Правило 3а. Многие неопытные писатели объединяют два независимых предложения вместе, используя запятую вместо точки.Это приводит к ужасному продолжающемуся предложению или, более технически, соединению запятой .

Неправильно: Он шел домой всю дорогу, он закрыл дверь.

Есть несколько простых средств защиты:

Правильно: Он всю дорогу шел пешком. Он закрыл дверь.
Правильно: Пройдя всю дорогу домой, он закрыл дверь.
Правильно: Он шел до самого дома и закрыл дверь.

Правило 3b. В предложениях, где два независимых предложения соединены соединителями, такими как и, или, но, и т. Д., Ставьте запятую в конце первого предложения.

Неправильно: Он шел до дома и закрыл дверь.
Правильно: Он шел до самого дома и закрыл дверь.

Некоторые авторы опускают запятую, если оба предложения довольно короткие:

Пример: Я рисую, а он пишет.

Правило 3c. Если подлежащее не появляется перед вторым глаголом, запятая, как правило, не нужна.

Пример: Он подумал быстро, но все же сделал не ответил правильно.

Но иногда запятая в этой ситуации необходима, чтобы избежать путаницы.

Непонятно: Я видел, что она была занята и готова уходить.
Яснее с запятой: Я увидел, что она занята, и готовится уйти.

Без запятой читатель может подумать, что «она» была той, кто был готов уйти.

Правило 4а. Начиная предложение с зависимого предложения, ставьте после него запятую.

Пример: Если вы не уверены в этом, дайте мне знать сейчас.

Следуйте той же политике с вводными фразами.

Пример: Наконец приехав в город, мы пошли за покупками.

Однако, если вступительная фраза ясная и краткая (три или четыре слова), запятая не обязательна.

Пример: В городе мы ходим за покупками.

Но всегда добавляйте запятую, чтобы избежать путаницы.

Пример: В прошлое воскресенье вечерние занятия были отменены. (Запятая предотвращает неправильное чтение.)

Когда вводная фраза начинается с предлога, запятая может не требоваться, даже если фраза содержит более трех или четырех слов.

Пример: Он смотрел в сверкающий хрустальный шар.

Если такая фраза содержит более одного предлога, можно использовать запятую , если глагол не следует сразу за фразой.

Примеры:
Между вашим домом на Мейн-стрит и моим домом на Гранд-авеню гордо возвышается особняк мэра.
Между вашим домом на Мейн-стрит и моим домом на Гранд-авеню находится особняк мэра.

Правило 4b. Запятая обычно не нужна, если предложение начинается с независимого предложения, за которым следует зависимое предложение.

Пример: Дайте мне знать, если вы не уверены в этом.

Правило 5. Используйте запятые, чтобы выделить несущественные слова, предложения и фразы (см. Кто, То, Что, Правило 2b).

Неправильно: Джилл, моя сестра, закрыла дверь.
Правильно: Джилл, моя сестра, закрыла дверь.

Неправильно: Человек, зная, что поздно, поспешил домой.
Правильно: Мужчина, зная, что было поздно, поспешил домой.

В предыдущих примерах обратите внимание на запятую после сестра и конца .Несущественные слова, предложения и фразы, встречающиеся в середине предложения, должны быть заключены в запятые. Закрывающая запятая называется аппозитивной запятой . Многие писатели забывают добавить эту важную запятую. Ниже приведены два примера необходимости аппозитивной запятой с одним или несколькими существительными.

Неправильно: Приехал мой лучший друг, Джо.
Правильно: Приехал мой лучший друг Джо.

Неправильно: На столе лежали три предмета: книга, ручка и бумага.
Правильно: Три предмета: книга, ручка и бумага — лежали на столе.

Правило 6. Если что-то или кто-то достаточно идентифицирован, последующее описание считается несущественным и должно быть заключено в запятую.

Примеры:
Хромый Фредди попал в автомобильную аварию.
Если мы уже знаем, о каком Фредди идет речь, описание несущественно.

хромающий мальчик попал в автокатастрофу.
Мы не знаем, о каком мальчике идет речь, без дальнейшего описания; поэтому запятые не используются.

Это приводит к постоянной проблеме. Посмотрите на следующее предложение:

Пример: Мой брат Билл здесь.

Теперь посмотрите, как добавление двух запятых меняет значение этого предложения:

Пример: Мой брат Билл здесь.

Внимательные писатели и читатели понимают, что первое предложение означает, что у меня более одного брата. Запятые во втором предложении означают, что Билл — мой единственный брат.

Почему? В первом предложении Bill является важной информацией: он определяет, о каком из двух (или более) моих братьев я говорю.Вот почему Bill не ставится запятыми.

Во втором предложении Bill — несущественная информация — кого еще, кроме Билла, я мог иметь в виду? — отсюда запятые.

Неправильное использование запятых — несерьезное дело. Это может привести к такой катастрофе:

Пример: Книга Марка Твена, Том Сойер, — восхищение.

Из-за запятых в этом предложении говорится, что Твен написал только одну книгу.На самом деле он написал их более двух десятков.

Правило 7а. Используйте запятую после определенных слов, которые вводят предложение, например ну да, почему, привет, привет, и т. Д.

Примеры:
Я не могу в это поверить!
Нет, у вас не может быть доллара.

Правило 7b. Используйте запятые для выделения выражений, которые прерывают поток предложений ( все же, кстати, с другой стороны, но и т. Д.).

Пример: Я, кстати, очень нервничаю по этому поводу.

Правило 8. Используйте запятые для обозначения имени, прозвища, выражения нежности или титула человека, к которому обращаются напрямую.

Примеры:
Аиша, ты сделаешь это задание за меня?
Да, старый друг, сделаю.
Добрый день, капитан.

Правило 9. Используйте запятую, чтобы отделить день месяца от года, и — что большинство людей забывает! — всегда ставьте еще один после года.

Пример: Это было в издании Sun’s 5 июня 2003 года.

Запятая не нужна только для месяца и года.

Пример: Это было в статье за ​​июнь 2003 года.

Правило 10. Используйте запятую, чтобы отделить город от его штата, и не забудьте также поставить точку после штата.

Пример: Я из города Акрон, штат Огайо.

Правило 11. Традиционно, если за именем человека следует -старший, или -младший, , после фамилии следует запятая: Мартин Лютер Кинг-младший. Эта запятая больше не считается обязательной. Однако, если запятая предшествует Sr. или Jr., другая запятая должна следовать за всем именем, когда оно появляется в середине предложения.

Правильно: Эл Муни-старший здесь.
Правильно: Эл Муни, старший, здесь.
Неправильно: Эл Муни-старший здесь.

Правило 12. Аналогичным образом используйте запятые для заключения степеней или титулов, используемых с именами.

Пример: Эл Муни, доктор медицины, здесь.

Правило 13а. Используйте запятые, чтобы вводить или прерывать прямые расценки.

Примеры:
Он сказал: «Мне все равно».
«Почему, — спросил я, — тебе все равно?»

Это правило не является обязательным для цитат из одного слова.

Пример: Он сказал «Стоп».

Правило 13b. Если цитата идет до , он сказал, она написала, они сообщили, Дана настаивала, или аналогичная атрибуция, заканчивайте цитируемый материал запятой, даже если это всего лишь одно слово.

Примеры:
«Мне все равно, — сказал он.
«Стой», — сказал он.

Правило 13c. Если цитата выступает в качестве подлежащего или объекта в предложении, запятая может не потребоваться.

Примеры:
«Мне все равно» все, что вы можете мне сказать?
Сказать «Остановить машину» было ошибкой.

Правило 13d. Если цитируемый вопрос заканчивается на середине предложения, вопросительный знак заменяет запятую.

Пример: «Будешь ли ты мне другом?» спросила она.

Правило 14. Используйте запятую, чтобы отделить утверждение от вопроса.

Пример: Я могу пойти, не так ли?

Правило 15. Используйте запятую для разделения контрастных частей предложения.

Пример: Это мои деньги, а не ваши.

Правило 16а. Используйте запятую перед и после некоторых вводных слов или терминов, таких как , а именно, то есть, например, и , например , когда за ними следует ряд элементов.

Пример: Вам может потребоваться принести много предметов, например.г., спальные мешки, сковороды и теплая одежда.

Правило 16b. Запятая должна предшествовать термину и т. Д. Многие авторитетные источники также рекомендуют ставить запятую после и т. Д. . когда он помещается в середине предложения.

Пример: В палатке лежат спальные мешки, сковороды, теплая одежда и т. Д.

ПРИМЕЧАНИЕ

Аббревиатура i.е. означает «то есть»; например означает «например».

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *