Как нарисовать дерево поэтапно карандашом (56 фото)
Ребенка родители могут научить правильно рисовать дерево. Несмотря на кажущуюся легкость такого рисунка, чаще всего деревья получаются нереалистичными, если не знать, как создавать эскиз. Умея реалистично передавать видовые отличия разных пород деревьев, можно рисовать красивые пейзажи. Умение изображать реалистичные деревья помогает развивать у ребенка наблюдательность, работу со цветопередачей, учит мыслить абстрактно.
Особенности создания эскиза дерева
В начале урока рисования, следует объяснить юному художнику, как поэтапно рисовать деревья. Любой рисунок начинается с создания эскиза, на котором с помощью геометрических фигур изображается схематично дерево: его ствол и крона.
В природе деревья отличаются друг от друга не только формой листва, но также особенностью формирования кроны, размерами ствола. Все эти особенности нужно отразить в эскизе. На фото представлены три этапа рисования деревьев разных пород.
Когда изображается на рисунке ель, то крона на эскизе создается в форме треугольника после схематичного изображения ствола в виде вертикальной прямой. Потом внутри прорисовываются простым карандашом ветки на втором этапе. На третьем этапе используются цветные карандаши или краски, которым прорисовывается хвоя, ветки и кора на стволе.
Эскиз лиственного дерева создается по тому же принципу. Только крона схематично изображается овалом, внутри которого потом прорисовываются ветки карандашом.
Важно! Когда на семейном уроке родители будут учить детей создавать эскиз рисунка дерева, нужно напомнить ребенку, что перед работой с цветными карандашами или красками, следует стереть ластиком вспомогательные линии.
Урок рисования дуба цветными карандашами
Для работы потребуется:
- белый лист для рисования;
- простой твердый карандаш;
- набор цветных карандашей;
- ластик.
Начиная урок, родители должны обратить внимание ребенка на то, какими особенностями обладает дуб:
- какой у него ствол;
- какая крона;
- какой формы листья.
Совет! На семейном уроке родители также могут сами рисовать рисунок дуба, поэтапно показывая, как шаг за шагом выполнять работу по созданию эскиза и рисунка на его основе.
У дуба пышная крона и мощный ствол. Все это нужно будет отобразить в эскизе.
Начинать рисунок нужно с разметки листа. Необходимо определить, в каком месте будет основа изображения. Для этого нужно задать верхнюю и нижнюю точки картинки, соединив их прямой линией. Такая схема поможет сохранить симметрию в процессе рисования дуба.
Следующим шагом будет разделение вертикальной лини на зону ствола, корней и кроны. Для этого на крайних точках проводятся перпендикулярно прямой оси две горизонтальные линии простым карандашом.
Верхнюю часть, где будут располагаться листья, можно обвести горизонтальным овалом, а на нижней части рисунка начать прорисовывать ствол и корни простым карандашом.
Вторым этапом рисуем внутри большого овала произвольные фигуры овальной формы. Для того чтобы ребенку было проще учиться создавать эскиз, можно использовать реалистичное изображение дуба. Родители могут показывать, как нужно рисовать внутри большого овала фигуры с помощью ломаных линий, которые потом станут кронами дуба.
Следующим шагом прорисовываем корни и нижнюю часть ствола дуба, которые должны быть массивными. Внизу ствол должен быть широким, а к верху он начинает постепенно сужаться и распадаться на ветки.
Затем нужно начинать прорисовывать ветки и ствол, который виднеется в кроне дерева. Поэтапно начинаем прорабатывать внешний контур кроны с помощью штрихов.
После этого можно переходить к цветным карандашам, стерев предварительно лишние детали внутри рисунка, нарисованные простым карандашом. Цветными карандашами создаются штрихи, с помощью которых оформляется как внешний контур всей кроны, так и отдельные овалы внутри нее. Начинать такую работу следует снизу. Внешний контур нужно тщательно проработать, так как он будет самым заметным. Внутри следует прорисовать верхние ветки, которые должны быть более тонкими и фрагментарно выглядывать сквозь листву. Работа над штрихами должна быть тщательной. От этого зависит реалистичность рисунка дуба.
Контур кроны прорисовывается зелеными карандашами, а ствол, кони и ветки темно-коричневым карандашом. После этого можно будет раскрасить крону и ствол подходящими цветами, не забывая создавать солнечные блики и затенения на кроне и стволе.
Как нарисовать сосну на основе эскиза
Для рисования сосны, которая относится к хвойным породам деревьев, однако прорисовывать хвою на рисунке не нужно. Это слишком трудоемкая работа. Когда рисуется целое дерево породы хвойных иголки на его ветках передаются с помощью специальной техники нанесения краски или создания особого контура карандашом, передающего общий вид веток деревьев хвойных пород.
Начинать рисунок нужно с разметки листа, на основе которой будет создаваться эскиз сосны:
- Рисуется вертикальная линия;
- Определяются предельные точки рисунка вверху и внизу;
- С помощью двух вертикальных линий создается эскиз ствола, который внизу должен быть более широким, чем в верхней части;
- С помощью нескольких овалов или окружностей простым карандашом в верхней части рисунка создаем крону со скоплением хвои.
- Внутри окружностей прорисовываются тонкие ветки, часть ствола и участки хвои, которые должны быть похожи на тучки или облака с неправильными краями. Так изображаются ветки с сосновыми иголками, которые потом будут просто раскрашены карандашом или красками.
- Внутри тучек нужно прорисовать фрагменты тонких веток.
- Участка с иголками следует придать пушистый вид с помощью штрихов, которым оформляется их контур. Созданный простым карандашом рисунок можно раскрасить цветными карандашами или акварельными красками, соблюдая правильное освещение. Для этого освещенные участки закрашиваются более светлым зеленым тоном, а затененные, более темным.
- Ствол и ветки раскрашиваются по такому же принципу темно-коричневыми карандашами или красками. При использовании красок делать нужно небольшие мазки, смешивая зеленую и желтую краску в разном соотношении.
Совет! Чтобы краска не расплывалась на бумаге, предварительно лист нужно смочит водой с помощью чистой кисточки, а потом уже рисовать на влажной бумаге.
При раскрашивании эскиза сосны красками следует использовать кисточки разной толщины для закрашивания тонких веток в кроне сосны.Когда рисунок будет полностью закрашен красками, ему нужно дать высохнуть, чтобы краски не размазались.
По такой же схеме на основе созданного эскиза рисуют и другие виды деревьев.
Фото идеи и примеры для рисования дерева карандашом
Рисунок контура дерева: поэтапное описание, фото, советы
- 11 Января, 2019
-
Разное - Наталья Пенчковская
На любом пейзаже обязательно изображаются различные деревья. Они отличаются по размеру, объему ствола, расположению веток или форме кроны. Каждое дерево имеет свои уникальные особенности, которые необходимо знать перед началом рисования. Изображают пейзажи еще дошкольники в детском саду, из года в год совершенствуя свои навыки. Если первые работы напоминают телеграфные столбы с перпендикулярно расположенными ветками, схожими на антенны старых телевизоров, то со временем в них можно узнать ель или березу, иву или тополь.
В статье рассмотрим, как с помощью простого карандаша можно изобразить контуры дерева. Рисунок выполняется поэтапно, начиная со ствола и крупных веток и заканчивая мелкими деталями и формированием кроны. Подробная инструкция и пошаговые фотографии помогут повторить процесс самостоятельно. Узнаете, как рисовать ель и сосну, пальму и обычное лиственное дерево, которое часто рисуют дети в школе. Расскажем, как изобразить яблоню с множеством плодов, а также посоветуем, как нарисовать «доброе» дерево.
Учим детей рисовать елку
Так как ветки ели растут сверху вниз, то часто изображение представлено в виде треугольников разного размера, расположенных в порядке увеличения книзу. Детям гораздо легче выполнить работу, если на доске повесить данную ниже схему. Это пошаговый рисунок контуров дерева, выполненный сначала простым карандашом. Потом его можно раскрасить красками, карандашами или фломастерами.
Лист А-4 поверните вертикально и, начиная с верхнего края листа, нарисуйте небольшой равнобедренный треугольник. Затем добавьте еще несколько ярусов веток ели, которые напоминают трапеции. Рисуют их, отступив от углов основания треугольника, на равном расстоянии. Следите, чтобы угол наклона веток был одинаковым, тогда елка будет смотреться аккуратно. Можно сделать три яруса, как на рисунке контуров дерева на фотографии выше, а можно сделать больше, в зависимости от размера елки и листа.
Снизу добавьте прямоугольник ствола и дорисуйте изогнутые линии гирлянд, шары и звезду на верхушке. Останется только раскрасить все в яркие цвета и подарить новогоднюю открытку родителям.
Лиственное дерево
Дальше рассмотрим рисунок контуров дерева, выполненный поэтапно. Это может быть липа или клен, каштан или дуб, бук или ясень. Первым делом нужно очертить ствол. Обычно его рисуют ровным, с утолщением книзу. Расширение нижних веток образует развилку. Немного оставив места для их толщины, продолжаем рисовать ствол, постепенно уменьшая его объем до минимума.
Дальше работа продолжается уже над тонкими разветвлениями. От ствола в разные стороны отходят сначала более толстые ветви, заканчивающиеся тонкими штрихами. Рисунок контура дерева без листьев дополняем разветвлениями у земли, так как часто видны толстые корни дерева у его основания.
Если рисунок выполняется детьми, то дальше ребята могут раскрасить ствол и ветки красками и изобразить множество листочков примакиванием кисточки на свободных местах.
Еще один вариант рисования кроны можно рассмотреть на последнем рисунке на фотографии выше. Она напоминает облако, которое опустилось на ветви. Те разветвления, которые спрятались среди листвы, сотрите ластиком. Останется только раскрасить крону в зеленый цвет — и рисунок готов!
Пальма
Это очень своеобразное дерево. Его изображение сильно отличается от привычного нам, поэтому совет для начинающих: рисуем дерево поэтапно карандашом, чтобы была понятна последовательность выполнения рисунка. Пальма всегда немного наклонена в сторону под тяжестью кроны, поэтому первая линия ствола рисуется изогнутой. Пальмовые листья имеют центральную линию, их контуры намечаются линиями, исходящими от центральной точки в разные стороны. Их можно рисовать ломаными или полукруглыми, как спицы зонта.
Дальше линия ствола оформляется перевернутыми трапециями, начиная с уровня земли. Листья изображаются широкими с острыми краями и резными боковыми гранями. Можно возле ствола под листьями дорисовать пару овалов. Это будут кокосы, которые растут на пальме.
Рисунок сосны
Сосна имеет интересные особенности строения. Некоторые деревья очень напоминают ель, но есть растения, где крона покрывает не все дерево, а растет клочками, сквозь листву просматривается ствол и оголенные ветки. Рассмотрим именно такое изображение контуров сосны, которое поэтапно имеется на фотографии ниже.
Если другие деревья начинают изображать со ствола, то сосну рисуют, начиная с кроны. Сначала намечают несколько пучков листвы овалами. Так часто дети рисуют облака. Это не ровные фигуры, а с волнистыми краями по всему периметру. Рисуют их на разных уровнях, что хорошо видно на пошаговой фотографии. Только в конце добавляют ствол и ветки, которые располагают за листвой.
Рисунок для детей
Контуры дерева дети учатся рисовать еще с младшей группы детского сада. Воспитатель во время изучения фруктов может запланировать рисование на тему «Яблоня». Лучше всего ребятам предложить образец, выполненный маркером, чтобы дети четко видели, как рисовать ствол и разветвление веток, как формировать крону, как располагать по всей ее поверхности яблоки.
Лучше всего начинать работу с кроны, которая занимает большую часть листа бумаги. Снизу рисуют две дуги на небольшом расстоянии одна от другой. По их внешним сторонам дорисовывают толщину веток и соединяют до уровня земли ровными линиями ствола. Яблоки рисуют крупными, чтобы можно было их закрасить гуашевыми красками кисточкой.
Дерево с улыбкой
Изучая эмоции, дети понимают их внешние признаки, узнают настроение товарищей и взрослых людей. Однако деревья — это тоже живые существа, которые могут радоваться дождю или весне и обижаться, если у них отломали ветку или сорвали листочки. Дети с детства должны учиться понимать, что природу нужно оберегать.
Во время такой работы можно организовать рисование на тему «Доброе дерево». Это здоровое растение с зеленой кроной, которое изображается либо цветущим, либо полное плодов. Для того чтобы изобразить радость, всегда рисуют улыбку. Вот и на нашем образце такого веселого дерева мы нарисовали на стволе радостную улыбку.
Можно предложить детям изобразить грустное дерево, у которого рот рисуется дугой концами вниз. Одну из веток нужно нарисовать поломанной, из раны капает сок дерева. Это поможет детям понять, какой вред можно нанести дереву, даже не подозревая об этом.
В статье мы рассмотрели варианты изображения разных деревьев карандашом. Попробуйте самостоятельно повторить рисунок дома. Удачи!
ТОП-100 фото лучших примеров рисунков. Поэтапный мастер-класс по рисованию дерева своими руками
Издавна деревья завораживали людей своей таинственной силой. В различных культурах по всему миру дерево воплощало в себе связь мира духов и человека. Считалось, что его крона обращена к небу — богам и ангелам. Корни, уходящие под землю, соединяли загробное царство с человеческим. Древние египтяне отождествляли деревья с космосом, поскольку в них все является воплощением гармонии, возрождения, вечности.
Стоит вспомнить индийскую трактовку данного образа: согласно языческим поверьям внутри деревьев обитали духи, защитники природы и всего живого. В буддизме дерево смоковницы почитается священным, ему приписывают взаимодействие с Буддой.
В Ассирии древо Ашера — место почитания умерших. К нему было принято выставлять поминальные свечи, венки, дары умершим. Китайцы поклонялись Киен-Му. Это дерево представляло собой ступени, ведущие к небу. По ним могли подниматься лишь мудрецы и просвещенные.
Древние люди верили в то, что деревья живые, слышат, видят и чувствуют человека. К ним относились куда более бережно, чем сейчас. Например, японцы не рубили старые деревья, так как боялись мести злых духов, населяющих крону.
В Скандинавии леса были традиционным местом обитания сказочных существ: эльфов, фей, гномов. Людям, ухаживающим за деревьями, в Греции отпускались небесные дары, а дриады — души деревьев — помогали человеку, наставляли на верный путь, избавляя от соблазнов. Конечно, самым знаменитым является древо познания, описанное в Библии. Именно с него Ева вкусила запретный плод.
Содержимое обзора:
Дерево в мировом искусстве
Почти в каждом уголке Земли можно встретить те или иные виды деревьев. Разумеется, люди с древнейших времен пытаются изобразить этих таинственных гигантов, наделить рисунки сакральным значением. Для начала следует обратиться к работе Н. Ланди «Благовещение». На заднем плане картины можно рассмотреть оливковые деревья, которые символизирует единство с Богом. Даже колонны в древних храмах изначально строились похожими на стволы дубов и ясеней, чтобы передать мощь и внушительность.
Позднее деревья изображались на гравюрах, вырезались на предметах мебели. В средневековой Европе были популярны столы и стулья с резным узором ветвей, корней. На сегодняшний день продолжают изготавливаться ювелирные украшения, напоминающие листья, плоды.
Образ чрезвычайно распространен в дизайне. Часто можно встретить статуэтки, лампы, вешалки и даже полки похожие на различные части дерева. Любой желающий способен сам легко нарисовать дерево. Это не займет много времени, зато в результате получится прекрасная картинка, которая украсит любой интерьер.
Дерево в живописи
Художники разных эпох и направлений неоднократно прибегали к использованию образа дерева в своих работах. Например, в знаменитой картине Леонардо Да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» фигурирует можжевельник. Он здесь расположен неслучайно: на итальянском языке можжевельник — ginerpo. Это является отсылкой к имени героини полотна.
Другая значимая работа — «Моление о чаше» А. Мантенья. Голые ветви символизируют смерть, трагичность картины дополняет сидящей в кроне стервятник, однако зеленые листики, контрастирующие с мрачным фоном, возвещаю о неминуемом возрождении жизни.
Мамврикийский дуб — древо, связанное с библейской притчей об Аврааме — неоднократно можно увидеть на иконах. Русские живописцы — Ф. Я. Алексеев, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин также обращались в своем творчестве к этому древнему образу. Он получил новое воплощение — как символ России, народа и традиции. Нетрудно обучится тому, как нарисовать красивое дерево. От начинающего художника требуется лишь терпение и энтузиазм.
Рисунок дерева
Надо определиться какое именно растение будет изображаться. Новичкам рекомендуется выбирать дуб, липу или тополь. Впрочем, не нужно стремиться к детальной достоверности. Сначала необходимо понять, как нарисовать дерево карандашом. Только после нескольких тренировок можно переходить к цвету. Хотя красивым получится и черно-белый вариант. Главное следовать поэтапной инструкции, которая представлена ниже.
Обратите внимание!
Дерево должно располагать в середине листка бумаги. Разумеется, по окончании работы добавляется фон, некоторые элементы окружающей природы. Дерево может быть голым, с почками или уже распустившимися листьями.
Надо потренироваться в схематичном изображении растения: чертить расширяющиеся внизу треугольники, сверху добавлять пушистую крону, похожую на круглое облачко.
Такие деревья подойдут для рисования маленьким детям и тем, кто хочет быстро создать незатейливую картинку. Постепенно задачу можно усложнять: дополнять рисунок ветками, корнями, птицами. Это один из действенных способов как научиться изображать деревья.
Дерево карандашом
Графический способ изображения деревьев отлично подойдет для начинающих. Во-первых, следует изобразить две параллельных линии, которые будут расходиться внизу. Если дерево с толстым стволом, линии располагаются на некотором расстоянии. У березы или рябины — совсем рядом. Сверху рисуется крона. Для этого нужно воспользоваться толстым карандашом: сделать немного сплюснутую окружность с волнистыми краями.
У подножия ствола проводится линия — почва. Подрисовывается трава, цветы. Из кроны выходит несколько веток с листиками. У тонкоствольных растений схема немного другая.
Для кипариса сначала изображается основание, а затем очертания кроны. По форме она должна напоминать растянутое пламя свечи. Теперь добавляются листья., концами устремленные вверх. Их надо нарисовать с помощью зигзагообразных линий. После завершения крону желательно растушевать для большей реалистичности. Каждый на личном опыте может убедиться, что нарисовать дерево карандашом довольно просто. С этим справится даже ребенок.
Детали
После создания эскиза нужно преступать к детализации изображения. Для начала необходимо понять, как нарисовать листья деревьев. Первый этап — обыкновенная линия, слегка изогнутая посередине. Она помещается в центр овала, верхний и нижний концы которого должны быть заостренными. Из низа выходит маленький черешок.
Теперь осталось добавить прожилки — параллельные полоски. Их частота увеличивается по краям. Кленовый лист изобразить немного труднее. Сначала штрихом рисуется линия, добавляются две прожилки внизу. Они должны напоминать треугольники без одной стороны.
Обратите внимание!
Теперь на концах прожилок изображаются треугольники поменьше. Рисунок получается похожим на стрелочки. После края следует объединить. Можно добавить прожилки в центр листка. Снизу необходимо дополнить картинку черешком.
Если края вышли слишком ровные, надо подрисовать зигзаги. Такой лист должен быть похож на настоящий. Тропические растения имеют необычные листья. Во-первых, изображается сердце, развернутое по горизонтали. В средней части проводится линия. Выемки обозначаются с помощью трех-четырех углублений. Осталось добавить прожилки — лист готов!
Фон
Если все получилось красиво и аккуратно, можно приниматься за задний план. Цветными карандашами его рисовать довольно долго, однако, можно воспользоваться растушевкой.
Рекомендуется рисовать фон акварелью приятных, спокойных оттенков. Сделать голубое небо и светло-зеленую траву. После высыхания дополнить пейзаж гуашью — изобразить траву, грибы, если это лес.
Обратите внимание!
Надо проявить фантазию, сделать картинку гармоничной. Например, под березой обычно рисуется деревенский домик. Такое изображение будет отличным украшением кухни. Дуб может располагаться на лесной опушке или посреди степи.
Кипарис — растение южных стран. На фоне желательно изобразить море, горы. Рядом — домики в греческом стиле, богатые усадьбы.
Если на дереве нет листьев, подойдет мистический пейзаж: кладбище, готический храм. Данный рисунок рекомендуется выполнять в графке, чтобы передать атмосферу и таинственное настроение.
Когда времени немного, желательно ограничиться изображением главного объекта. Белый фон всегда смотрится стильно.
Раскрашивание
Как известно, листья у деревьев зеленого (изумрудного) цвета, ствол и ветви — коричневые. Если на растении есть цветы, например, сакура имеет розовые соцветия, их следует обвести тонкой черной полоской.
Можно проявить фантазию и сделать дерево инопланетным. Раскрасить листья в фиолетовый, ствол в красный. Все зависит от фантазии художника. Детям дается задание: подумать какими могли бы быть деревья на Марсе, Венере или Юпитере. В результате ребята не только отлично проведут время за полезным занятие, но и узнают много нового о космосе и Солнечной системе. Необычной альтернативой будет использование пастельных карандашей. Такой рисунок получится более ярким и оригинальным.
Дерево мудрости
Чтобы нарисовать дерево мудрости, надо определиться с его тематикой. Картинка посвящается, например, воспитанию, советам, уходу, позитивным цитатам. Подготавливается несколько карточек, напоминающих листья или плоды (яблоки, груши).
В центр каждого вписывается небольшой текст или вклеивается изображение на выбранную заранее тему. Рисуется большое дерево, можно использовать ватман. После раскрашивания на ветви помещаются подготовленные карточки с афоризмами. Это делается с помощью клея, степлера. Дерево мудрости будет отличным украшением класса или офиса. Его рекомендуется делать всем коллективом, это способствует его сплочению.
Древо мира
Отсылаясь к древним языческим образам, можно нарисовать дерево мира. Его ветви должны удерживать небеса, корни — уходить в подземное царство теней и призраков. Ствол находится в сердцевине вселенной. Это мир людей. Древо должно быть огромным и сильным, корни прорастать глубоко в почву. Чтобы сделать рисунок интереснее, следует добавить мифологических существ.
Родословное дерево
Каждый ребенок должен уметь нарисовать дерево семьи. В корнях размещаются фотографии прадедушек, прабабушек и других родственников старшего поколения. Далее — более молодые члены семьи: папа, мама, тети дяди, кузины.
На самой верхушке помещается младший ребенок. Чем больше родственников, тем объемнее следует нарисовать дерево семьи.
Полезные советы
Занимаясь рисованием деревьев с ребенком, нужно объяснить ему ценность живой природы, как важно заботиться об окружающей среде. Нарисованные рисунки дерева можно развесить на кухне в спальне или зале. Тогда гости смогут полюбоваться прекрасными работами.
Фото советы как нарисовать дерево
Деревья
Практическая работа №10
«Схемы, графы и деревья» (задания 6 — 8).
Проверочная работа
Деревья
Иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях «является разновидностью», «входит в состав» и других отношениях подчиненности, называются иерархическими системами (системами с иерархической структурой).
Например, иерархическую структуру имеет школа, потому что в ней установлены следующие отношения подчиненности: директор — заместители директора – учителя — ученики.
Иерархическую структуру имеют системы, элементы которых связаны отношением «входит в состав».
На рисунке ниже изображен граф иерархической системы, представляющий состав прикладного программного обеспечения (ПО) компьютера.
Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.
Обычно у дерева, представляющего иерархическую систему, выделяется одна главная вершина, которая называется корнем дерева. Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка — обозначенный ею объект входит в один класс верхнего уровня. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня. Такой принцип связи называется «один ко многим». Вершины, не имеющие порожденных вершин, называются листьями.
Древовидными являются схемы отношений «является разновидностью», используемые для наглядного представления классификации объектов:
Иерархию легко изобразить «лесенкой» — в виде многоуровневого списка. Объекты одного уровня иерархии располагаются на одном уровне в списке. Чем ниже уровень иерархии, тем правее находится соответствующий уровень списка:
• Рептилии
• Черепахи
• Крокодилы
• Клювоголовые
• Чешуйчатые
• Ящерицы
• Змеи
Родственные связи между членами семьи удобно изображать с помощью схемы, называемой генеалогическим или родословным деревом. На рисунке ниже показана родословная Романовых. Здесь корень дерева находится снизу. Изображать дерево отношений можно в любом направлении — это дело вкуса разработчика модели.
По иерархическому принципу организована система хранения файлов во внешней памяти.
Вы знаете, что по определенному признаку (принадлежность, назначение, содержимое, время создания и т. д.) файлы целесообразно объединять в папки. Папки, в свою очередь, могут вкладываться в другие папки и т. д. Главная (корневая) вершина этой иерархии соответствует определенному устройству внешней памяти.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре, можно указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл.
Например, пути к файлам можно записать так:
С:\Проекты\История\ С:\Проекты\Информатика\ С:\Рисунки\
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Примеры полных имен файлов:
С:\Проекты\История\Эпоха Возрождения.doc С:\Проекты\Информатика\Интернет.doc С:\Проекты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc С:\Рисунки\Закат.jpg С:\Рисунки\ Зима.ipg
Операционная система позволяет получить на экране компьютера изображение файловой системы в виде дерева:
Использование графов при решении задач
Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.
Задача 1
Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула трех учеников? Выписать все возможные случаи.
Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмем произвольную точку плоскости О.
На первый стул можно посадить любого из трех учеников — обозначим их А, В и С. На схеме это соответствует трем ветвям, исходящим из точки О:
Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С. Если же на первый стул сядет ученик В, то на второй можно посадить А или С. А если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум ветвям, исходящим из каждой вершины первого уровня:
Очевидно, что третий стул в каждом случае займет оставшийся ученик. Это соответствует одной ветви дерева, которая «вырастает» на из предыдущих ветвей.
Выпишем все пути от вершин первого уровня к вершинам третьего уровня: А-В-С, А-С-В, В-А-С, В-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6.
Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их число. В этом случае рассуждать нужно так: на первый стул можно усадить одного из трех человек, на второй — одного из двух оставшихся, на третий — одного оставшегося: 3 * 2 * 1 = 6.
Задача 2
Чтобы принести Царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трех дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:
1. иди сейчас по правой тропинке; 2. на следующей развилке не выбирай правую тропинку; 3. на третьей развилке не ходи по левой тропинке.
Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад. Каким маршрутом он воспользовался?
Обозначим левую, среднюю и правую тропинки соответственно Л, С и П. Возможные маршруты представим в виде графа. При этом подсказки ворона отметим более «жирными» ребрами. Так как только один совет ворона верен, то на графе ему будет соответствовать маршрут, имеющий одно «жирное» ребро. Этот маршрут обозначен дополнительной пунктирной линией:
Коротко о главном
Наглядным средством представления состава и структуры системы является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Направленная линия называется дугой, ненаправленная — ребром. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее же, называется петлей. Граф называется взвешенным, если его вершины или ребра (дуги) характеризуются некоторой дополнительной информацией — весом вершины или ребра (дуги).
Путь по вершинам и ребрам графа, включающий любое ребро графа не более одного раза, называется цепью. Цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают, называется циклом. Разновидность графа, содержащая циклы, называется сетью.
Иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях «является разновидностью», «входит в состав» и других отношениях подчиненности, называются иерархическими системами (системами с иерархической структурой).
Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Деревья не содержат циклов и петель.
Вопросы и задания
1. Определите сказку, для которой следующий граф определяет отношения между персонажами.
(Курочка Ряба)
2. С разных сторон на холм поднимаются три тропинки и сходятся на вершине. Перечислите множество маршрутов, по которым можно подняться на холм и спуститься с него. Решите ту же задачу, если вверх и вниз надо идти по разным тропинкам.
(Решение: а) Вверх можно подняться по 3-м тропинкам (3 варианта), спуститься также по 3-м (3 варианта). В итоге имеем: 3 • 3 = 9 вариантов. б) Вверх можно подняться по 3-м тропинкам (3 варианта), спуститься только по оставшимся 2-м (2 варианта). В итоге имеем: 3 • 2 = 6 вариантов)
3. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 3, 5 и 7 при условии, что в записи числа не должно быть одинаковых цифр?
(Решение: Число размещений 4-х элементов по 3: A = 4 • (4-1) • (4-2) • (4-3) = 4 • 3 • 3 • 1 = 24 Ответ: 24 чисел)
4. Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: А, В, С, D, Е. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин А, С, Е. На втором — любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная.
На третьем месте – одна из бусин С, D, Е, не стоящая в цепочке на первом месте. Сколько цепочек можно создать по этому правилу?
(Решение: а) Первая бусинка А, тогда на втором месте может быть 3 варианта бусинок и на третьем месте тоже 3 варианта. Получаем 3 • 3 = 9 вариантов; б) Первая бусинка С, тогда на втором месте возможны 2 варианта (2 гласные) и на третьем тоже 2 варианта (Д, Е). Получаем 2 • 2 = 4 варианта; в) Первая бусинка Е, тогда на втором месте возможны 3 варианта (3 согласные), а на третьем место — 2 варианта (С, Д) Получаем 3 • 2 = 6 вариантов; В итоге получаем: 9 + 4 + 6 = 19 вариантов Ответ: 19 вариантов)
5. В центре дальнего леса находилась большая поляна — самое удивительное место в Стране малышей. На ней были три колодца: один — с газировкой, второй — с молоком, третий — с морсом. Когда-то три друга Фантик, Грибок и Дружок — построили на поляне домики и целое лето жили в лесу. Другим малышам нравилось приходить к ним в гости, попить молока, газировки или морса, погулять по лесным тропинкам. Но однажды бывшие друзья поссорились, и каждый из них решил проложить собственные дорожки к колодцам так, чтобы они не пересекались с дорожками соседей.
Подумайте, почему Знайка, к которому коротышки обратились за помощью, предложил им помириться.
(Задача не имеет решения. Нельзя провести тропинки так, чтобы они не пересекались).
Проверочная работа
Вариант 1
1. Решите задачу табличным способом.
В кафе встретились три друга: художник Черняев, рыбак Беленьков и таксист Рыжиков. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Рыжиков. Какого цвета волосы у каждого из друзей.
2. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только истинные высказывания:
1. самая высокая работоспособность в понедельник; 2. работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг; 3. работоспособность во вторник и четверг одинакова; 4. самый непродуктивный день — суббота; 5. работоспособность заметно снижается в пятницу; 6. самая высокая работоспособность в среду; 7. пик работоспособности – в пятницу; 8. всю неделю работоспособность одинаковая.
3. Для выполнения задания постройте дерево.
Запишите все возможные двузначные числа, при записи которых используются цифры 2, 8 и 5.
4. Какое число получится в результате работы этой блок-схемы, если
А) вводится число 4.
Б) вводится число 5
Вариант 2
1. Решите задачу табличным способом.
Три ученицы – Липкина, Яблонева и Черемухина – посадили около школы три дерева: черемуху, яблоню и липу. Причем не одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Липкина посадила не яблоню.
2. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только ложные высказывания:
1. самая высокая работоспособность в понедельник; 2. работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг; 3. работоспособность во вторник и четверг одинакова; 4. самый непродуктивный день — суббота; 5. работоспособность заметно снижается в пятницу; 6. самая высокая работоспособность в среду; 7. пик работоспособности – в пятницу; 8. всю неделю работоспособность одинаковая.
3. Для выполнения задания постройте дерево.
Запишите все возможные двузначные числа, при записи которых используются цифры 1, 7 и 4.
4. Какое число получится в результате работы этой блок-схемы, если
А) вводится число 6.
Б) вводится число 5
Практическая работа №10
«Схемы, графы и деревья» (задания 6 — 8)
Задание 6. Наши конкурсы
Работы участников школьных конкурсов по информационным технологиям записаны на диске, файловая структура которого имеет вид:
Средствами текстового процессора Word создайте соответствующую схему.
Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Конкурсы.
Задание 7. Царство животных
1. Составьте схему но следующему описанию:
Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон. Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Вороновые. В свою очередь, близкие семейства объединяются в отряды. Так, семейство Синицевые, семейство Вороновые, семейство Ласточковые принадлежат отряду Воробьинообразные. Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совообразные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы. Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы, класс Амфибии, класс Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.
2. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Животные.
Задание 8. Творческое задание
Придумайте сами пример объектов, отношения между которыми можно представить с помощью схемы. Создайте соответствующую схему в программе Microsoft Word. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Идея5.
§1.3 Графические информационные модели
Ключевые слова:
• схема
• карта
• чертёж
• график
• диаграмма
• граф
• сеть
• дерево
1.3.1. Многообразие графических информационных моделей
В графических информационных моделях для наглядного отображения объектов используются условные графические изображения (образные элементы), зачастую дополняемые числами, символами и текстами (знаковыми элементами). Примерами графических моделей могут служить всевозможные схемы, карты, чертежи, графики и диаграммы.
Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схем может быть представлен и внешний вид объекта, и его структура. Схема как информационная модель не претендует на полноту предоставления информации об объекте. С помощью особых приёмов и графических обозначений на ней более рельефно выделяется один или несколько признаков рассматриваемого объекта. Примеры схем приведены на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Примеры схем, используемых на уроках физики, биологии, истории
Уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений даёт нам географическая карта.
Чертёж — условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования. Чертёж содержит изображения, размерные числа, текст. Изображения дают представления о геометрической форме объекта, числа — о величине объекта и его частей, надписи — о названии, масштабе, в котором выполнены изображения.
График — графическое изображение, дающее наглядное представление о характере зависимости одной величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Более подробно типы диаграмм и способы их построения будут рассмотрены при изучении электронных таблиц.
1.3.2. Графы
Если некоторые объекты изобразить вершинами, а связи между ними — линиями, то мы получим информационную модель в форме графа. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Ненаправленная (без стрелки) линия, соединяющая вершины графа, называется ребром. Линия направленная (со стрелкой) называется дугой; при этом вершина, из которой дуга исходит, называется начальной, а вершина, куда дуга входит, — конечной.
Граф называется неориентированным, если его вершины соединены рёбрами (рис. 1.6, а). Вершины ориентированного графа соединены дугами (рис. 1.6, б). Путь — это последовательность рёбер (дуг), по которым можно перейти из одной вершины в другую.
Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией — весами вершин или рёбер. На рис. 1.6, в с помощью взвешенного неориентированного графа изображены дороги между пятью населёнными пунктами А, В, С, D, Е; веса рёбер — протяжённость дорог в километрах.
Путь по вершинам и рёбрам графа, в который любое ребро графа входит не более одного раза, называется цепью. Цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают, называется циклом.
Рис. 1.6. Графы
Граф с циклом называется сетью. Если героев некоторого литературного произведения представить вершинами графа, а существующие между ними связи изобразить рёбрами, то мы получим граф, называемый семантической сетью.
Графы как информационные модели находят широкое применение во многих сферах нашей жизни. Например, можно существующие или вновь проектируемые дома, сооружения, кварталы изображать вершинами, а соединяющие их дороги, инженерные сети, линии электропередач и т. п. — рёбрами графа. По таким графам можно планировать оптимальные транспортные маршруты, кратчайшие объездные пути, расположение торговых точек и других объектов.
Дерево — это граф, в котором нет циклов, т. е. в нём нельзя из некоторой вершины пройти по нескольким различным рёбрам и вернуться в ту же вершину. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь.
Всякая иерархическая система может быть представлена с помощью дерева. У дерева выделяется одна главная вершина, называемая его корнем. Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка, обозначенный предком объект входит в один класс1* высшего уровня. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня. Такой принцип связи называется «один-ко-многим». Вершины, не имеющие порождённых вершин, называются листьями.
Родственные связи между членами семьи удобно изображать с помощью графа, называемого генеалогическим или родословным деревом.
Ресурс «Живая Родословная» (145555) — инструмент для формирования и анализа генеалогических деревьев, содержащий примеры родословных. С его помощью вы можете изучить генеалогические деревья многих известных семей и построить генеалогическое дерево своей семьи (http://sc.edu.ru/).
Класс — множество объектов, обладающих общими признаками.
1.3.3. Использование графов при решении задач
Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.
Пример 1. На рисунке 1.7 изображена схема дорог, связывающих торговые точки А, В, С, D, Е. По каждой дороге можно двигаться только в направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей от точки А до точки Е?
Рис. 1.7. Схема дорог, представленная ориентированным графом
В вершину Е можно попасть только из вершин С и D. Если мы будем знать число путей из вершины А в вершину С и из вершины А в вершину D, то, сложив их, получим искомое число путей из А в Е. Действительно, для того чтобы попасть из вершины А в вершину Е, мы просто все пути из вершины А в вершину С дополним дугой СЕ, а пути из вершины А в вершину D дополним дугой DE. Число путей при этом не изменится. Итак, число путей из вершины А в вершину Е равно сумме путей из А в С и из А в П.
Можно сказать, что наша задача распалась на две более простые задачи. Решим каждую из них в отдельности.
В вершину С можно попасть непосредственно из вершины А и из вершины В. В свою очередь, существует единственный путь из вершины А в вершину В. Таким образом, из вершины А в вершину С можно попасть двумя путями: 1 (напрямую из А) + 1 (через В) = 2.
Попробуйте доказать, что путь из вершины А в вершину В — единственный.
Что касается вершины D, она является конечной вершиной для трёх дуг: BD, AD и CD. Следовательно, в неё можно попасть из вершин А, В и С:
1 (напрямую из А) + 1 (через В) + 2 (через С) = 4.
Итак, существуют четыре пути из вершины А в вершину D.
Теперь выполним подсчёт путей из А в Е:
2 (через С) + 4 (через D) = 6.
Решение задачи будет гораздо проще, если двигаться от вершины А (начало маршрута) к вершине Е и проставлять веса вершин — число путей из А в текущую вершину (рис. 1.8). При этом вес вершины А можно принять за 1. Действительно, существует единственный способ попасть из А в А — оставаться на месте.
Рис. 1.8. Схема дорог, представленная взвешенным ориентированным графом
Пример 2. Для того чтобы записать все трёхзначные числа, состоящие из цифр 1 и 2, можно воспользоваться графом (деревом) на рис. 1.9.
Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их количество. В этом случае рассуждать нужно так: в разряде сотен может быть любая из цифр 1 и 2, в разряде десятков — те же два варианта, в разряде единиц — те же два варианта. Следовательно, число различных вариантов: 2 • 2 • 2 = 8.
Рис. 1.9. Дерево для решения задачи о записи трёхзначных чисел
В общем случае, если известно количество возможных вариантов выбора на каждом шаге построения графа, то для вычисления общего количества вариантов нужно все эти числа перемножить. (Вспомните правило умножения из комбинаторики!)
Пример 3. Рассмотрим несколько видоизменённую классическую задачу о переправе.
На берегу реки стоит крестьянин (К) с лодкой, а рядом с ним — собака (С), лиса (Л) и гусь (Г). Крестьянин должен переправиться сам и перевезти собаку, лису и гуся на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только собака, либо только лиса, либо только гусь. Оставлять же собаку с лисой или лису с гусём без присмотра крестьянина нельзя — собака представляет опасность для лисы, а лиса — для гуся. Как крестьянин должен организовать переправу?
Для решения этой задачи составим граф, вершинами которого будут исходное и результирующее размещение персонажей на берегах реки, а также всевозможные промежуточные состояния, достигаемые из предыдущих за один шаг переправы. Каждую вершину-состояние переправы обозначим овалом и свяжем рёбрами с состояниями, образованными из неё (рис. 1.10).
Недопустимые по условию задачи состояния выделены пунктирной линией; они исключаются из дальнейшего рассмотрения. Начальное и конечное состояния переправы выделены жирной линией.
На графе видно, что существуют два решения этой задачи. Приведём соответствующий одному из них план переправы:
1) крестьянин перевозит лису;
2) крестьянин возвращается;
3) крестьянин перевозит собаку;
4) крестьянин возвращается с лисой;
5) крестьянин перевозит гуся;
6) крестьянин возвращается;
7) крестьянин перевозит лису.
Пример 4. Рассмотрим следующую игру: сначала в кучке лежат 5 спичек; два игрока убирают спички по очереди, причём за 1 ход можно убрать 1 или 2 спички; выигрывает тот, кто оставит в кучке 1 спичку. Выясним, кто выигрывает при правильной игре — первый (I) или второй (II) игрок.
Игрок I может убрать одну спичку (в этом случае их останется 4) или сразу 2 (в этом случае их останется 3).
Если игрок I оставил 4 спички, игрок II может своим ходом оставить 3 или 2 спички. Если же после хода первого игро- . ка останутся 3 спички, второй игрок может выиграть, взяв две спички и оставив одну.
Если после игрока II осталось 3 или 2 спички, то игрок I в каждой из этих ситуаций имеет шанс на выигрыш.
Таким образом, при правильной стратегии игры всегда выиграет первый игрок. Для этого своим первым ходом он должен взять одну спичку.
На рис. 1.11 представлен граф, называемый деревом игры; на нём отражены все возможные варианты, в том числе ошибочные (проигрышные) ходы игроков.
Рис. 1.11. Дерево игры
САМОЕ ГЛАВНОЕ
В графических информационных моделях для наглядного отображения объектов используются условные графические изображения (образные элементы), зачастую дополняемые числами, символами и текстами (знаковыми элементами). Примерами графических моделей могут служить всевозможные схемы, карты, чертежи, графики и диаграммы, графы.
Граф состоит из вершин, связанных линиями — рёбрами или дугами. Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра (дуги) характеризуются некоторой дополнительной информацией — весами вершин (рёбер, дуг).
Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Какие информационные модели относят к графическим?
3. Приведите примеры графических информационных моделей, с которыми вы имеете дело:
а) при изучении других предметов;
б) в повседневной жизни.
4. Что такое граф? Что является вершинами и рёбрами графа на рис. 1.6, в? Приведите примеры цепей и циклов, имеющихся в этом графе. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (два пункта считаются самыми удалёнными, если длина кратчайшего пути между ними больше, чем длина кратчайшего пути между любыми другими двумя пунктами). Укажите длину кратчайшего пути между этими пунктами.
5. Приведите пример системы, модель которой можно представить в форме графа. Изобразите соответствующий граф.
6. Грунтовая дорога проходит последовательно через населённые пункты А, В, С и D. При этом длина грунтовой дороги между А и В равна 40 км, между В и С — 25 км, и между С и D — 10 км. Между А и D дороги нет. Между А и С построили новое асфальтовое шоссе длиной 30 км. Оцените минимально возможное время движения велосипедиста из пункта А в пункт В, если его скорость по грунтовой дороге — 20 км/ч, по шоссе — 30 км/ч.
7. На рисунке изображена схема дорог, связывающих торговые точки А, Б, В, Г, Д, Б, К. По каждой дороге можно двигаться только в направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей от точки А до точки К?
8. Работая в группе, составьте семантическую сеть по одной из русских народных сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
9. Что такое дерево? Моделями каких систем могут служить деревья? Приведите пример такой системы.
10. Сколько трёхзначных чисел можно записать с помощью цифр 2, 4, 6 и 8 при условии, что в записи числа не должно быть одинаковых цифр?
11. Сколько существует трёхзначных чисел, все цифры которых различны?
12. Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами А, В, С, D, Е. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин А, С, Е. На втором — любая гласная, если первая буква гласная, и любая согласная, если первая согласная. На третьем месте — одна из бусин С, D, Е, не стоящая в цепочке на первом месте. Сколько цепочек можно создать по этому правилу?
13. Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежит куча из 6 камней. Игроки берут камни по очереди. За один ход можно взять 1, 2 или 3 камня. Проигрывает тот, кто забирает последний камень. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
Электронное приложение к уроку
Презентации, плакаты, текстовые файлы | Вернуться к материалам урока | Ресурсы ЭОР |
Cкачать материалы урока
Как нарисовать дерево
Деревья в лесу или в парке, или одиноко стоящее дерево посреди поля — довольно распространённый объект рисования. Без дерева нельзя изобразить пейзаж или красивый фон, состоящий из леса. С первого взгляда дерево рисуется очень просто – есть ствол, ветви, листья, но на практике художник сталкивается с неожиданными трудностями и изобразить дерево становиться настоящей проблемой. На этом уроке мы попробуем научиться некоторым способам рисования деревьев.
Будет весьма полезным для любого художника научиться рисовать различные деревья, различной сложности, различных видов и в разные времена года и погоды.
Обучение на практике.
Лучший способ изучить рисунок дерева – это рисовать их с натуры. Деревья с миллионами ветвей и миллионами подвижных листьев и их оттенков зелёного кидают настоящий вызов художнику.
Вот некоторые эскизы, сделанные в фруктовом саду. Зарисовки были сделаны поздней осенью и здесь можно наблюдать, как изучается очертание стволов и ветвей. Шаг за шагом добавляем теней и тонких линий.
Три критические точки изображения деревьев.
Есть три момента изображения.
- Ствол, основа ствола, момент как ствол появляется из земли.
- Листва и ветви.
- Связь между листвой, ветвями и стволом.
Изображение сотен и тысяч ветвей и миллионов листьев является основной трудностью в написании дерева. Единственный способ нарисовать дерево в определённый промежуток времени и не затратить на это полжизни является упрощение. Очень-очень редко встречаются случаи, когда прорисованы все веточки и каждый листочек — это, как правило, исключение и является определённой, нестандартной задумкой автора рисунка. Зачастую, очень много деталей, листвы и других составляющих дерева раздражают взгляд зрителя.
Для зрителя представляет интерес переход между листвой в кронах деревьев, стволом и ветвями. Так что эту часть я всегда пытаюсь рисовать очень подробно. Так же значимым в рисунке дерева является изображение того, как оно растёт из земли.
На первом этапе рисования я бы посоветовал рисовать с большого расстояния, скажем в полкилометра. На таком расстоянии можно изучить конструкцию дерева без лишних деталей, а также пропорции. В последующем можно понемногу приближаться на более близкое расстояние и руководствоваться уже имеющимися навыками. Постепенно задача будет усложняться, так как будут заметны всё новые детали: строение коры дерева, ветви, листья. Сейчас мы это разберём.
Как нарисовать ствол дерева и листья.
Прежде, чем нарисовать ствол, придётся изучить его структуру, структуру коры. Проследите, как изгибается ствол, как расширяется, выходя из земли, и как начинает превращаться в ветви.
Если вы любите цветы и хотите обучиться профессиональному делу флористов и дизайнеров, то школа Flower Edem осуществит вашу мечту. В Базовый курс «Флористика и дизайн» входит обучение составлению букетов в зависимости от праздника или торжества, а также колористика, коллаж, композиция и многое другое.
Деревья и стволы деревьев – это натуральный объект, всегда непредсказуемый, без идеальных, ровных линий. Что бы это подчеркнуть, можно, как например, на этом рисунке, поместить на их фоне объекты, сделанные руками человека, например, дома.
Ритм и узоры листвы.
Каждый вид дерева имеет свой ритм листвы, свою общую структуру листвы. У каждого дерева он представляет некую закономерность, по которой можно определить, что это за дерево. Что я понимаю под ритмом листвы: форма листьев, общая форма кроны, кучность, плотность листвы, ветер в кроне и многое другое.
Ван Гог в своё время дал пример, как можно с помощью простых знаков и нескольких штрихов передать ритм листвы и большую её массу определить на рисунке очень понятно для зрителя.
Ниже приводиться рисунок изучения строения и структуры яблонь в саду.
Некоторые приёмы, которые помогают получить убедительный рисунок дерева.
Несколько очень полезных трюков, которые используются при рисовании деревьев.
Одним из таких трюков является так называемое сочетание подробного с пустым. Пример ниже. Важные области, к примеру, затенённые или бросающиеся в глаза подробно выделены, другие остаются пустыми и обозначены несколькими штрихами.
- Ствол выглядит убедительным, когда зритель видит, как дерево вырастает из земли. То же самое с ветвями, которые вырастают из ствола.
- Листва. В кроне достаточно изобразить всего несколько подробно прорисованных листьев, например в тени или на самом выдающемся участке кроны. Остальные листья дорисует воображение зрителя.
- Пропорции в пространстве. Полезно будет нарисовать на фоне главного или нескольких деревьев на переднем плане точно такие же позади, которые покажут пропорции деревьев, их формы. В этом случае дерево на переднем плане можно обрезать по верху или с боков. Зритель увидит деревья на его фоне и мысленно дорисует объект на основе других деревьев.
Несколько рисунков, показывающие, как деревья могут быть вставлены в часть городского пейзажа:
Рисунок, показывающий, как нужно делать набросок. Такие наброски делаются за пять минут для дальнейшей работы дома, в студии или в мастерской. Они должны показывать общее положение деревьев, форму и контуры кроны и стволов.
как сделать эскиз с деревьями и цветами
Спланировать работы по благоустройству сада и дать представление о том, как в будущем он будет смотреться, поможет ландшафтный проект. Растительные элементы в нём обозначены с помощью специальных знаков. Из этой статьи вы узнаете о том, как расшифровать план ландшафтного дизайна.
ПоказатьСкрыть
Правила чертежа эскизного плана
Эскизный план предусматривает графический проект функциональных зон участка (дорожек, клумб, водоёмов и т. п.).
Во время его составления следует придерживаться таких правил:
- В первую очередь брать в расчёт возможность беспрепятственно двигаться между зонами и ухаживать за растениями.
- Согласовывать с расположением сооружений и инженерных коммуникаций.
- Учитывать освещённость отдельных зон на протяжении дня.
- Принимать во внимание привлекательность в зависимости от угла обозрения и композиционное единство элементов.
- Разбивку ландшафта на зоны проводить с учётом анатомических особенностей человеческого тела и его размеров.
- Принимать во внимание сочетание цветов и изменение оттенков на разном фоне.
- Делать 1 акцент.
- Придерживаться стиля.
Важно! Наиболее информативно будет выглядеть схема в масштабе 1:100 или 1:200.
После того, как эскиз будет одобрен заказчиком, составляются:
- Генеральный план — отражает главную концепцию ландшафтного дизайна.
- Дендроплан — перечень видов и количества растений, определение места их высадки.
- Разбивочный чертёж — планирование расположения беседок, водоёмов, дорожек и т. п.
- Посадочный чертёж — расчёт количества материала для посадки, размера и расположения ям.
- План дорожно-тропиночной сети — разделяет функциональные зоны ландшафта.
- Ассортиментная ведомость — перечень видов растений с характеристиками, рекомендациями по уходу, количеством.
Также могут быть включены планы освещения, автоматического полива, дренажной системы и ливневой канализации, детализация некоторых элементов плана.
Основные обозначения растений
Для того чтобы обеспечить лёгкость прочтения планов, их наглядность и однозначность трактовки, применяются условные обозначения.
В ландшафтном дизайне существуют отдельные знаки для разных видов растений:
Знаете ли вы? Римский правитель Клавдий Цезарь собственноручно занимался дизайном своего сада и посвящал этому всё свободное время.
Деревья
Деревья на плане обозначают криволинейным замкнутым контуром так:
- Хвойные — колючая кожура каштана, внутри которой жирная точка. Величина хвои обозначается треугольником разного размера.
- Лиственные — снежный ком, покрытый паутиной и пятном в центре. Размер листьев определяется, как для хвойных.
- Существующие — пустой круг.
- Планируемые — внутри фигуры плюс.
- Подлежащие удалению — круг пунктиром, внутри него маленький сплошной линией.
- Те, что должны быть пересажены — половина фигуры.
- Особо ценные — большим размером круга.
- Одиночные — окружность на подставке в виде перевёрнутой буквы Т.
- На насыпном грунте — под основанием точки.
- На склоне — нижняя часть подставки плавно изогнута.
- Возле водоёма — основание изогнуто под углом, внизу небольшой квадрат.
- Защитные полосы — такая же фигура из 3 кругов на 1 уровне; те, что по краям, не закрашены.
- Аллея — то же, но в виде уменьшающихся постепенно тёмных мячей.
- Большие группы и массивы — изображение множества окружностей на подставке.
- Плодовые — с яблоком.
Морозоустойчивость обозначается римскими цифрами от I до VIII в порядке её уменьшения. Требовательность к солнцу отображает степень закрашивания круга: отсутствует, полностью тёмный цвет или наполовину. Похоже обозначают степень просвета кроны, при среднем уровне заштриховывают.
Кустарники
Для обозначения кустарников применяют такие условные знаки:
- Хвойные — неправильная звезда или колючая кожура каштана за исключением пятна внутри.
- Лиственные — снежный ком без применения паутины.
- Вечнозелёные — облако.
- Однотипные — овал.
- Которые нужно сохранить — простой контур.
- Вьющиеся — извилистая линия.
- Многолетние — неправильный овал. Если в него вписаны окружности — это группа.
- Вертикальные — части окружностей на ножках, расположенные друг на друге.
- Красивоцветущие — в виде ромашки.
Важно! Внутри геометрических фигур ставят номер арабскими цифрами, который обозначает тип растений и расшифровывается в ассортиментной ведомости. Через знак дроби обозначают количество представителей этого вида.
Цветы
Клумбы с цветами на плане обозначают завитками. Если они должна расти на подвесных горшках, ставится знак свисающие ветки. Степень закрашивания лейки характеризует частоту полива. Выносливость изображается весёлым солнцем, в противном случае оно будет грустное. Ядовитость скрывается за знаком змеи: чем выше её голова, тем хуже.
Газон и трава
Папоротник скрывается под знаком ромба, вписанного в окружность. Если в ней несколько штрихов — это трава. Планируется стриженый газон — используется неправильный овал, усыпанный точками. В качестве знака может использоваться прямоугольник.
Живая изгородь
Для изображения живой изгороди применяют фигуру в виде буквы Г в лежащем состоянии. Если ограждение подстрижено, внутри знака ставят по центру точки. Также может изображаться закрашенный прямоугольник на подставке с 3 столбиками с 2 пятнами. Для неподстриженных изгородей зигзагообразную линию чертят в виде лежащей буквы Г или неправильной формы тёмный овал с 2 непрокрашенными пятнами, снизу которого 3 буквы V на подставке.
Знаете ли вы? Дикие розы выросли на Земле раньше, чем её заселили люди.
В итоге, разобраться в ландшафтном проектировании поможет знакомство с условными обозначениями. Для разных типов растений отведены свои знаки, дополнительно могут быть зашифрованы требования по уходу или некоторые характеристики. Если вы хотите знать всё до мелких деталей, можно заглянуть в ассортиментную или посадочную ведомость.
Дерево решений — узнайте все о деревьях решений
Что такое дерево решений?
Дерево решений — это диаграмма в виде блок-схемы, которая показывает различные результаты серии решений. Его можно использовать как инструмент для принятия решений, для исследовательского анализа или для стратегии планирования. Основное преимущество использования дерева решений состоит в том, что его легко понять и понять.
Структура дерева решений
Деревья решений состоят из трех основных частей: корневого узла, листовых узлов и ветвей.Корневой узел является начальной точкой дерева, а корневой и листовой узлы содержат вопросы или критерии, на которые необходимо ответить. Ветви — это стрелки, соединяющие узлы, показывающие переход от вопроса к ответу. Каждый узел обычно имеет два или более узлов, отходящих от него. Например, если вопрос в первом узле требует ответа «да» или «нет», будет один листовой узел для ответа «да» и другой узел для «нет».
Как сделать дерево решений
Интеллектуальное форматирование
SmartDraw позволяет легко создать дерево решений и сотни других диаграмм за считанные минуты.
Вы захотите начать с шаблона дерева решений, а затем добавить решения и неизвестные, щелкая простые команды в SmartPanel. SmartDraw строит вашу диаграмму для вас, разумно соединяя решения и узлы.
Измените макет своего дерева решений одним щелчком мыши.
Просто нажмите и введите текст, чтобы добавить текст.
Вы можете добавлять, перемещать или удалять любую часть вашего дерева, и ветви автоматически восстанавливаются, поэтому ваше дерево решений всегда выглядит великолепно.Вам не придется изо всех сил соединять фигуры вручную.
Как создать дерево решений автоматически из данных
Вы также можете автоматически создать дерево решений с использованием данных. Все, что вам нужно сделать, это отформатировать ваши данные таким образом, чтобы SmartDraw мог читать иерархические отношения между решениями, и вам не приходилось рисовать вручную.
Узнайте больше о создании деревьев решений на основе данных.
Дерево решений использует
Дерево решений может использоваться как для прогнозирования, так и для описания.В любом случае они построены одинаково и всегда используются для визуализации всех возможных результатов и точек принятия решений, которые происходят в хронологическом порядке. Деревья решений чаще всего используются в финансовом мире для таких областей, как утверждение кредита, управление портфелем и расходы. Дерево решений также может быть полезно при изучении жизнеспособности нового продукта или определении нового рынка для существующего продукта.
Семь советов по созданию дерева решений
Вот несколько практических советов по созданию диаграммы дерева решений:
- Запустить дерево. Нарисуйте прямоугольник у левого края страницы, чтобы представить первый узел. В этом прямоугольнике напишите первый вопрос, основную идею или критерий, который приведет к решению.
- Добавить филиалы. Для каждой возможной альтернативы нарисуйте отдельную линию, которая начинается в узле и уходит в правую часть страницы. Используя процесс утверждения кредита в качестве примера, первый узел мог быть «Доход», а связанные ветви могли быть <50 000 долларов США, 51 000 долларов США - 100 000 долларов США,> 101 000 долларов США.
- Добавьте листья. Основную часть дерева решений составляют листовые узлы. В конце каждой ветви добавьте листовой узел. Заполните каждый из этих листовых узлов другим вопросом или критерием.
- Добавить больше ветвей. Повторите процесс добавления ветви для каждой возможной альтернативы, ведущей от листа. Обозначьте каждую ветку так же, как и раньше.
- Заполните дерево решений. Продолжайте добавлять листья и ветви, пока не будут решены все вопросы или критерии и не будет достигнут результат.
- Завершить филиал. Продолжайте добавлять листья и ветви, пока не будут решены все вопросы или критерии и не будет достигнут результат.
- Проверить точность. Проконсультируйтесь со всеми заинтересованными сторонами для проверки точности.
Примеры дерева решений
Лучший способ понять деревья решений — это посмотреть на несколько примеров деревьев решений.
Щелкните любое из этих деревьев решений, включенных в SmartDraw, и отредактируйте их:
Просмотрите всю коллекцию примеров и шаблонов дерева решений SmartDraw
,
Как рисовать сетевые диаграммы
Сетевая диаграмма — это способ проиллюстрировать отношения между компонентами. При рисовании сетевой диаграммы вам понадобятся три вещи: символы, представляющие эти компоненты, соединительные линии и способ их четкого обозначения.
SmartDraw дает вам все три. Он включает в себя большую библиотеку символов, представляющих серверы, компьютеры, маршрутизаторы и многое другое. Ярлыки добавлять просто. Он также позволяет легко и интуитивно рисовать схему сети.
Это короткое видео дает краткий обзор того, как нарисовать сетевую диаграмму с помощью SmartDraw.
Поиск подходящего устройства
Любой шаблон сетевой диаграммы открывается с несколькими библиотеками часто используемых символов, закрепленных рядом с ним в SmartPanel.
Вы можете найти дополнительные устройства и символы в SmartDraw с помощью проводника «Дополнительные символы».
Проводник показывает библиотеки символов SmartDraw, организованные в категории, представленные в виде значков папок.Это оглавление символов в SmartDraw.
Если вам нужно конкретное устройство и вы не хотите тратить слишком много времени на просмотр, вы можете использовать поисковую систему SmartDraw, чтобы найти то, что вы ищете. Панель поиска расположена в верхней части панели SmartDraw Explorer. Чтобы найти устройство, введите слово или фразу в эту строку и нажмите Enter или нажмите Go.
После завершения поиска папки, содержащие соответствующие библиотеки или шаблоны, раскрываются и отображаются жирным шрифтом со значком поиска рядом с ними.
Нажмите кнопку «Добавить библиотеку», чтобы добавить выбранную библиотеку в ваш рисунок.
Добавление устройства в чертеж
Когда библиотека открыта, вы можете щелкнуть любое устройство и поставить отметку на нем или перетащить его в область рисования.
Если вы используете кнопки «Добавить право», «Добавить ниже» на SmartPanel, ваши устройства будут подключены автоматически. Это означает, что они будут равномерно расположены по прямой линии, и вы можете снимать и перемещать устройства, а остальная часть вашего рисунка будет автоматически изменяться.
Это может быть полезно для построения схем шинной или линейной топологии, но в большинстве случаев вам нужно, чтобы ваши сетевые устройства были подключены произвольной формы, поэтому давайте сначала рассмотрим этот сценарий.
Подключение устройств
После добавления к чертежу нескольких сетевых устройств вы можете провести соединительные линии между ними, чтобы представить кабели или протоколы.
Щелкните один из инструментов линии на Панели инструментов и отпустите. Теперь ваш курсор выглядит как карандаш.Коснитесь карандашом края одного устройства и щелкните мышью. Перетащите карандаш к краю другого устройства и отпустите его, когда курсор превратится в символ привязки.
После подключения устройства остаются подключенными, даже если их переместить или изменить размер.
Чтобы отделить линию от объекта, с которым она связана, щелкните линию, затем потяните концевую ручку от объекта.
Точки подключения
При подключении к устройству по его краям появляются черные точки, называемые точками подключения.Эти точки показывают места, где устройство может быть связано с линией или с другим устройством.
Вы можете отрегулировать положение этих точек соединения, выбрав символ и щелкнув « Точки соединения » на вкладке Design .
В появившемся диалоговом окне вы увидите, что ваши текущие точки подключения отображаются вокруг предварительного просмотра устройства. Щелкните точку соединения и перетащите ее в нужное место. Перемещая точки подключения, вы можете контролировать, где линии будут связаны с этим конкретным устройством.Например, вы можете показать кабель, подключенный к определенному порту, подключив линию к точке подключения, которую вы разместили наверху порта.
Добавление текстовой метки на устройство
Объекты
SmartDraw могут автоматически иметь связанные с ними текстовые метки. Чтобы поместить текстовую метку на устройство на чертеже, дважды щелкните устройство на чертеже и просто введите метку. По умолчанию текстовая метка автоматически располагается под объектом.
Чтобы изменить расположение текстовой метки относительно объекта, снова откройте диалоговое окно «Редактировать символ» из окна библиотеки.Вы можете установить, будет ли ваш текст отображаться ниже, выше или внутри объекта. Когда вы выбираете размещение текста внутри объекта, вы можете установить область ввода текста, отрегулировав четыре линии полей, как показано ниже.
Теперь вы можете вводить имена устройств, детали, описания внутри объекта для профессионального вида. Текстовая метка остается с устройством при его перемещении. Чтобы отредактировать его, просто дважды щелкните текст.
Использование сегментированных строк
Соединение всех ваших устройств простыми прямыми линиями может быть утомительным и может привести к получению жесткой схемы, которую трудно исправить.Сегментированные линии соединяют формы с помощью динамических сегментов, которые перемещаются и корректируются по мере изменения положения объектов на чертеже.
Чтобы нарисовать сегментированную линию между двумя устройствами, выберите инструмент сегментированной линии в меню инструмента «Форма линии» и перетащите курсор карандаша от края одной фигуры к краю другой фигуры, пока не увидите символ привязки.
Сегментированная линия прикрепляется перпендикулярно обоим объектам и проходит между ними, используя минимально возможное количество сегментов и поворотов на 90 градусов.Если вы переместите один из объектов, сегментированная линия приспосабливается, чтобы оставаться прикрепленной и перпендикулярной все время.
Вы можете регулировать длину и расстояние между сегментами, перемещая квадратные ручки регулировки, расположенные на каждом сегменте.
Использование автоматических соединителей для построения топологии шины
Автоматический соединитель
SmartDraw позволяет подключать несколько компьютеров равномерно. Автоматический соединитель отлично подходит для построения шинных или линейных топологий, но он может быть даже более полезным для звездообразных сетей, чтобы автоматически подключать десятки рабочих станций к центральному концентратору или коммутатору без рисования всех отдельных соединительных линий.
Чтобы использовать автоматический соединитель на схеме сети, используйте кнопки «Добавить справа», «Добавить слева» в SmartPanel шаблона сетевой диаграммы слева.
Добавление устройств к линии автоматического подключения
Чтобы подключить устройство к разъему, просто перетащите устройство на линию разъема. Когда фигура приближается к соединителю, соединитель «схватит» его и покажет вам контур фигуры в точке соединения, где он будет прикреплен, если вы его отпустите.Просто отпустите мышь, чтобы устройство подключилось к разъему в этой точке.
По мере того, как вы добавляете больше фигур, соединительная линия расширяется, чтобы вместить новые объекты.
Удаление устройства из дерева сети
При перемещении устройства от разъема оно отключается, а остальные устройства собираются вместе, заполняя пространство.
Если к разъему не подключено ни одно устройство, он отображается в виде вертикальной или горизонтальной линии.Его конфигурация не будет очевидна, пока к нему не будут подключены два или более устройства.
Если вы выберете автоматическую соединительную линию и нажмете «Удалить», каждая фигура, прикрепленная к линии, также будет удалена.
Создание пользовательской библиотеки символов
Если вы импортировали символ откуда-то еще или нарисовали свой собственный, вы можете создать свою собственную библиотеку изображений.
Чтобы создать библиотеку в SmartDraw, щелкните вкладку More в SmartPanel и выберите « Добавить новую пользовательскую библиотеку .»
Затем назовите библиотеку.
Новая библиотека будет немедленно закреплена рядом с вашим рисунком.
Импорт наборов элементов Visio
Помимо создания одноразовых пользовательских символов и пользовательских библиотек, вы также можете импортировать любые существующие символы, которые вы могли сохранить в виде наборов элементов Visio.
Чтобы импортировать шаблоны Visio, щелкните вкладку More в SmartPanel и выберите « Импортировать шаблоны Visio .»
Вы сможете найти файл шаблона Visio на рабочем столе.
,