К традиционным методам педагогических исследований относятся: Традиционные и современные методы педагогического исследования.

Содержание

Традиционно-педагогические методы — Студопедия

Традиционными будем называть методы, доставшиеся со­временной педагогике по наследству от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным ме­тодам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной докумен­тации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным на­блюдением понимается специально организованное воспри­ятие исследуемого объекта, процесса или явления в естествен­ных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) оп­ределяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схе­ма наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) по­лученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использова­нии этого метода невозможно обеспечить полную объектив­ность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применя­ется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.



Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С по­мощью данного метода анализируются пути решения конкрет­ных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесо­образности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще исто­рическим. Тесно смыкается с другим методом — изучением пер­воисточников, называемым также архивным. Тщательному науч­ному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изу­чаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.


В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагоги­ческой науке и практике взглядам и по-новому подойти к реше­нию кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как вско­лыхнули педагогическую мысль и школьную практику ориги­нальные методические находки донецкого учителя В.Ф. Шата­лова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методичес­ким рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, до­стигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлени­ям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюде­нии ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшим­ся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без ана­лиза школьной документации, характеризующей учебно-воспита­тельный процесс. Источники информации — классные журна­лы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учеб­ных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных дан­ных, помогающих устанавливать причинно-следственные зави­симости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успевае­мостью, тем, как составлено расписание, и работоспособ­ностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефе­ратов, отчетов, результатов эстетического и технического твор­чества о многом скажет опытному исследователю. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности уче­ников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности — это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом при­менять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

К традиционным методам педагогических исследований от­носятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую инфор­мацию, какую никакими другими способами получить невоз­можно. Педагогическая беседа как метод исследования отлича­ется целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, миро­воззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам так­же получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще все­го как дополнительный для получения необходимых разъясне­ний и уточнений по поводу того, что не было достаточно яс­ным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять не­избежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

• наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь пла­на беседы;

• обсуждение интересующих исследователя вопросов в раз­личных ракурсах и связях;

• варьирование вопросов, постановка их в удобной для со­беседника форме;

• умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и не­заметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация — ин­тервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки сре­ди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последо­вательности. Ответы готовятся заранее. Заранее подготовлен­ные ответы не всегда бывают правдивы. Вспомним, что гово­рили древние: язык человеку дан не только для того, чтобы из­лагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать.

IV. Какое наблюдение можно отнести к методу научного

исследования?

1. Дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой.

2. Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютер­ных программ.

3. Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников.

4. На экскурсии учитель биологии вместе с учениками на­блюдает за поведением муравьев.

5. Молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала.

V. Некоторые требования к педагогическому наблюде­нию среди предложенных альтернатив неверные. Ка­кие?

1. Ранжирование объектов наблюдения.

2. Выделение объектов наблюдения.

3. Постановка задач наблюдения.

4. Предсказание ожидаемых результатов наблюдения.

5. Возможность количественного измерения результатов наблюдения.

6. Обработка полученных данных.

7. Фиксация результатов наблюдения.

8. Планомерность и систематичность наблюдения.

9. Скорость регистрации наблюдаемых событий.

VI. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать ме­тодом научно-педагогического исследования? Почему?

1. Беседа классного руководителя с родителями о воспи­тании детей в семье.

2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

3. Беседа с учениками о правилах поведения в обще­ственных местах.

4. Беседа учителя с учениками, в процессе которой выяс­няется, как они понимают правила техники безопасности.

5. Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эф­фективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим де­вочку.

7. Беседа классного руководителя о правах и обязаннос­тях школьников.

1.1. Традиционно-педагогические методы

Традиционными
называют методы, доставшиеся современной
педагогике по наследству от исследователей,
стоявших у истоков педагогической
науки. Это методы, которыми пользовались
Платон, Коменский и Песталоцци, применяются
они в науке и поныне. К традиционным
методам педагогических исследований
относятся наблюдение, изучение опыта,
первоисточников, анализ школьной
документации, изучение ученического
творчества, беседы.

Наблюдение
– наиболее
доступный и распространенный метод
изучения педагогической практики. Под
научным наблюдением понимается специально
организованное восприятие исследуемого
объекта, процесса или явления в
естественных условиях. Научное наблюдение
существенно отличается от обыденного,
житейского. Главные отличия следующие:
1) определяются задачи, выделяются
объекты, разрабатывается схема наблюдения;
2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются.

Для
повышения эффективности наблюдения
оно должно быть длительным, систематическим,
разносторонним, объективным и массовым.
Подчеркивая важность метода наблюдения,
его доступность и распространенность,
необходимо вместе с тем указать и на
его недостатки. Наблюдение не вскрывает
внутренние стороны педагогических
явлений, при использовании этого метода
невозможно обеспечить полную объективность
информации. Поэтому наблюдение чаще
всего применяется на начальных этапах
исследования в сочетании с другими
методами.

Изучение
опыта – еще один издавна применяемый
метод педагогического исследования. В
широком смысле означает организованную
познавательную деятельность, направленную
на установление исторических связей
воспитания, вычленение общего, устойчивого
в учебно-воспитательных системах. С
помощью данного метода анализируются
пути решения конкретных проблем,
выводятся взвешенные заключения о
целесообразности их применения в новых
исторических условиях. Поэтому
рассматриваемый метод нередко называют
еще историческим. Тесно смыкается с
другим методом – изучением первоисточников,
называемым также архивным. Тщательному
научному анализу подвергаются учебные
и воспитательные программы, уставы,
учебные книги, расписания занятий —
словом, все материалы, помогающие понять
сущность, истоки и последовательность
развития той или иной проблемы.

В
современном, несколько суженном смысле
под изучением опыта обычно понимают
изучение передового опыта творчески
работающих педагогических коллективов,
отдельных учителей. Можно привести
много примеров передового опыта, которые
заставили критически отнестись к
господствующим в педагогической науке
и практике взглядам и по-новому подойти
к решению кажущихся бесспорными вопросов.
Результаты, достигнутые Шаталовым,
подтолкнули педагогов к размышлениям,
совершенствованию технологии обучения.

Изучение
опыта будет плодотворным только при
соблюдении ряда важных требований.
Особое внимание обращается на факты,
противоречащие господствующим теориям,
устоявшимся канонам. Важно также во
всех тонкостях раскрыть механизм
достижения высоких результатов обучения
и воспитания. Чем глубже и разностороннее
анализ опыта, тем больше ценных идей
извлекают исследователи.

Научно-педагогические
исследования не проходят без анализа
школьной документации, характеризующей
учебно-воспитательный процесс.

Источники
информации – классные журналы, книги
протоколов собраний и заседаний,
расписания учебных занятий, правила
внутреннего распорядка, календарные и
поурочные планы учителей, конспекты,
стенограммы уроков и т. п. В этих документах
содержится масса объективных данных,
помогающих устанавливать причинно-следственные
зависимости, взаимосвязи между изучаемыми
явлениями. Изучение документации дает,
например, ценные статистические данные
для установления связи между состоянием
здоровья и успеваемостью, тем, как
составлено расписание, и работоспособностью
учеников и т. д. Изучение школьной
документации обязательно сочетается
с другими методами.

Изучение
продуктов ученического творчества —
домашних и классных работ по всем учебным
предметам, сочинений, рефератов, отчетов,
результатов эстетического и технического
творчества о многом скажет опытному
исследователю.

Еще
древние говорили, что творение указывает
на творца. Большой интерес представляют
и так называемые «продукты свободного
времени», «хобби-занятий».
Индивидуальные особенности учеников,
наклонности и интересы, отношение к
делу и своим обязанностям, уровень
развития старательности, прилежания и
других качеств, мотивы деятельности —
это лишь небольшой перечень воспитательных
аспектов, где можно с успехом применять
этот метод. Он, как и все другие, требует
тщательного планирования, корректного
использования, умелого сочетания :
наблюдениями и беседами.

К
традиционным методам педагогических
исследований относятся беседы.

В
беседах, диалогах, дискуссиях выявляются
отношения людей, их чувства и намерения,
оценки и позиции. Исследователи всех
времен в беседах получали такую
информацию, какую никакими другими
способами получить невозможно.
Педагогическая беседа как метод
исследования отличается целенаправленными
попытками исследователя проникнуть во
внутренний мир собеседника, выявить
причины тех или иных его поступков.
Информацию о нравственных, мировоззренческих,
политических и других взглядах испытуемых,
их отношении к интересующим исследователя
проблемам также получают с помощью
бесед. Но беседы — очень сложный и не
всегда надежный метод. Поэтому он
применяется чаще всего как дополнительный
для получения необходимых разъяснений
и уточнений по поводу того, что не было
достаточно ясным при наблюдении или
использовании иных методов.

Чтобы
повысить надежность результатов беседы
и снять неизбежный оттенок субъективизма,
используют специальные меры. К ним
относятся:

  1. наличие
    четкого, продуманного с учетом
    особенностей личности собеседника и
    неуклонно проводимого в жизнь плана
    беседы;

  1. обсуждение
    интересующих исследователя вопросов
    в различных ракурсах и связях;

  1. варьирование
    вопросов, постановка их в удобной для
    собеседника форме;

  2. умение
    использовать ситуацию, находчивость
    в вопросах и ответах.

Искусству
беседы нужно долго и терпеливо учиться.
Ход беседы с согласия собеседника может
записываться. Современные технические
средства позволяют делать это и незаметно
для испытуемых.

Разновидность
беседы, ее новая модификация –
интервьюирование, перенесенное в
педагогику из социологии. Оно используется
редко и не находит широкой поддержки
среди исследователей. Интервьюирование
обычно предполагает публичное обсуждение;
исследователь придерживается заранее
подготовленных вопросов, ставит их в
определенной последовательности. Ответы
готовятся заранее. Заранее подготовленные
ответы не всегда бывают правдивы.
Вспомним, что говорили древние: язык
человеку дан не только для того, чтобы
излагать свои мысли, но и для того, чтобы
успешно их скрывать.

Методы педагогического исследования

Традиционные методы исследования

Определение 1

Традиционными называются методы, которые пришли в современную педагогику от ученых, стоявших у истоков педагогики.

Традиционными методами педагогических исследований считаются:

  • наблюдение;
  • изучение опыта;
  • изучение первоисточников;
  • анализ документации;
  • изучение творчества учеников;
  • беседы.

Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод работы над изучением педагогической работы. Научным наблюдением считается целенаправленно организованное восприятие объекта исследования в естественной среде. Научное наблюдение отличается от житейского по следующим признакам:

  • определение задач, выделение объектов, разработка схемы наблюдения;
  • фиксация результатов наблюдения;
  • обработка полученных данных.

При всех своих достоинствах наблюдение не раскрывает внутренние аспекты педагогических явлений, не обеспечивает полную объективность информации.

Метод изучения опыта означает организованную и познавательную работу, которая направлена на определение исторических связей воспитания, выкристализацию общего и устойчивого в педагогических системах. При помощи этого метода анализируются возможные способы решения определенных проблем, формулируются заключения о целесообразности их применения в конкретных исторических условиях. Часто этот метод называют историческим. Он тесно переплетается с изучением первоисточников, который еще называют архивным.

Готовые работы на аналогичную тему

Реальные научно-педагогические исследования требуют анализа документации, которая характеризует учебно-воспитательный процесс. В документах содержится множество объективных данных, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

Изучение продуктов творчества учащихся о многом может рассказать опытному исследователю. Личные особенности детей, наклонности, интересы, отношение к деятельности, мотивы деятельности поможет определить данный метод.

Традиционным методом педагогических исследований считается беседа. Педагогическая беседа отличается целенаправленными попытками ученого-педагога проникнуть во внутренний мир, определить причины поступков собеседника.

Педагогический эксперимент

Определение 2

Педагогический эксперимент представляет собой научный опыт изменения педагогического процесса в точно определенных условиях.

Эксперимент в педагогике носит созидательный характер.

Эксперимент по своей сути — контролируемое педагогическое наблюдение при котором экспериментатор наблюдает самостоятельно осуществляемый процесс.
Степень надежности экспериментальных выводов имеет прямую зависимость от соблюдения всех условий эксперимента. Любые факторы, за исключением проверяемых, должны быть полностью уравнены.

Педагогическое тестирование

Определение 3

Тестирование представляет собой целенаправленное и одинаковое для всех испытуемых обследование, которое реализуется в строго контролируемых условиях и позволяет объективно измерить изучаемые моменты педагогического процесса.

Тестирование отличает точность, простота, доступность и возможность автоматизировать исследование.

Применение тестов в исследованиях послужило началом развития психометрического метода. Психология, подарив педагогике инструментарий для анализа, теснейшим образом с ней соединилась.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы, затрагивающие воспитание, образование и обучение, носят коллективный характер. Соответственно часто применяемыми методами их изучения являются массовые опросы, шкалирование, социометрические методики и сравнительные исследования. Все эти методы пришли в педагогику из социологии, поэтому их называют социологическими методами.

Количественные методы в педагогике

Анализируя качество в процессе исследования, ученый определяет, к какой группе известных явлений принадлежит объект исследования и в чем заключается его специфика. Далее он определяет причинно-следственные связи между явлениями. В этом случае задача количественного анализа заключается в измерении и подсчете выявленных свойств.

Статья «Теоретические методы педагогического исследования»

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

преподаватель спец.дисциплин

Кострова Н.Н

Теоретические методы педагогического исследования

 

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования

Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта. Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (определяются функциональные зависимости), причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

Дедукция – движение от общего знания к частному.

Индукция – нахождение общего на основе частных случаев. Классификация предполагает распределение во взаимосвязанные группы, разряды или классы объектов, предметов, явлений на основе существенных признаков.

Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.

Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.

Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

 

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

 

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

— сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

— сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

— соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

— осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

— обобщаться в виде кратких выводов.

 

Результатами теоретического анализа могут быть:

— установление степени достоверности полученных данных;

— выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

— выявление тенденций;

— прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

— определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

— обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

 

hello_html_523c8ce4.jpg

Рис. 2.5. Пример использования теоретического анализа  

 

Прокомментируем рис. 2.5. Факт 1 подтверждается всеми тремя методами, значит, он проявляется устойчиво, а информация, свидетельствующая о его наличии, наиболее достоверна. Факты 2 и 3 установлены двумя методами из трёх, что значительно снижает вероятность ошибки в получении и обработке данных, однако достоверность этих сведений не столь высока, как у предыдущего факта. Факты 4 и 5 зафиксированы лишь одним методом из трёх. Достоверность этих данных требует уточнения: возможно, что эти факты единичны и в целом не влияют на общую картину состояния управляемого объекта, но может оказаться, что некоторый факт достоверно установлен лишь одним из нескольких применённых методов потому, что остальные методы просто не рассчитаны на выявление подобных фактов. В каждом из этих случаев недостаточно просто зафиксировать факт, необходимо ещё и теоретически осмыслить связи, которые позволили его обнаружить.

 

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

 

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

 

Признаки научной модели:

 

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

 

2) адекватно отражает объект исследования;

 

3) способна замещать моделируемый объект;

 

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

 

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

 

Например, в некоторой педагогической системе требуется определить, какими свойствами должен обладать определённый компонент, чтобы значительно улучшились показатели другого компонента, который формируется в результате довольно сложного процесса (рис.2.6). 

 

hello_html_6407a32a.jpg

Рис. 2.6. Создание научной модели предмета исследования 

 

Вся система в целом – объект исследования, а связь выделенных компонентов – предмет исследования. Для исследования нужен именно предмет, и чтобы корректно выделить его из объекта, не упустив ничего важного, создаётся модель,  в которой можно изменять компоненты системы или изменять её внутреннюю структуру, осмысливая, как те или иные изменения повлияют на предмет исследования.

 

Итак, моделирование позволяет выделить в объекте исследования наиболее существенное – то, что относится к исследуемому предмету. Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на её изучении, теоретически разработать оптимальную систему – и только после этого проверять её в реальных условиях педагогического процесса.

 

40. Методы изучения педагогической действительности

Наблюдение
— наиболее доступный и распространенный
метод изучения педагогической практики.
Под научным наблюдением понимается
специально организованное восприятие
исследуемого объекта, процесса или
явления в естественных условиях. Научное
наблюдение существенно отличается от
обыденного, житейского. Главные отличия
следующие: 1) определяются задачи,
выделяются объекты, разрабатывается
схема наблюдения; 2) результаты обязательно
фиксируются; 3) полученные данные
обрабатываются. Для повышения эффективности
наблюдения оно должно быть длительным,
систематическим, разносторонним,
объективным и массовым. Подчеркивая
важность метода наблюдения, его
доступность и распространенность,
необходимо вместе с тем указать и на
его недостатки. Наблюдение не вскрывает
внутренние стороны педагогических
явлений, при использовании этого метода
невозможно обеспечить полную объективность
информации. Поэтому наблюдение чаще
всего применяется на начальных этапах
исследования в сочетании с другими
методами. Изучение опыта — еще один
издавна применяемый метод педагогического
исследования. В широком смысле означает
организованную познавательную
деятельность, направленную на установление
исторических связей воспитания,
вычленение общего, устойчивого в
учебно-воспитательных системах. С
помощью данного метода анализируются
пути решения конкретных проблем,
выводятся взвешенные заключения о
целесообразности их применения в новых
исторических условиях. Тщательному
научному анализу подвергаются памятники
древней письменности, законодательные
акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады,
постановления, материалы съездов и
конференций и т. д. Изучаются также
учебные и воспитательные программы,
уставы, учебные книги, расписания занятий
— словом, все материалы, помогающие
понять сущность, истоки и последовательность
развития той или иной проблемы. Изучение
продуктов ученического творчества —
домашних и классных работ по всем учебным
предметам, сочинений, рефератов, отчетов,
результатов эстетического и технического
творчества о многом скажет опытному
исследователю. Индивидуальные особенности
учеников, наклонности и интересы,
отношение к делу и своим обязанностям,
уровень развития старательности,
прилежания и других качеств, мотивы
деятельности — лишь небольшой перечень
воспитательных аспектов, где можно с
успехом применять этот метод. Он, как и
все другие, требует тщательного
планирования, корректного использования,
умелого сочетания. К традиционным
методам педагогических исследований
относятся беседы. В беседах, диалогах,
дискуссиях выявляются отношения людей,
их чувства и намерения, оценки и позиции.
Исследователи всех времен в беседах
получали такую информацию, какую никакими
другими способами получить невозможно.
Педагогическая беседа как метод
исследования отличается целенаправленными
попытками исследователя проникнуть во
внутренний мир собеседника, выявить
причины тех или иных его поступков.
Информацию о нравственных, мировоззренческих,
политических и других взглядах испытуемых,
их отношении к интересующим исследователя
проблемам также получают с помощью
бесед. Но беседы — очень сложный и не
всегда надежный метод. Поэтому он
применяется чаще всего как дополнительный
для получения необходимых разъяснений
и уточнений по поводу того, что не было
достаточно ясным при наблюдении или
использовании иных методов. Разновидность
беседы, ее новая модификация —
интервьюирование, перенесенное в
педагогику из социологии. Оно используется
редко и не находит широкой поддержки
среди исследователей. Интервьюирование
обычно предполагает публичное обсуждение;
исследователь придерживается заранее
подготовленных вопросов, ставит их в
определенной последовательности. Ответы
готовятся заранее, которые не всегда
правдивы

Методы
изучения педагогической действительности.
Педагогическая действительность и ее
изучение.Пути, способы познания
объективной реальности принято называть
методами исследования. С помощью методов
каждая наука добывает информацию об
изучаемом предмете, анализирует и
обрабатываете полученные данные,
включается в систему известных знаний.

1. Традиционно-педагогические
методы. Традиционными будем называть
методы, доставшиеся современной
педагогике по наследству от исследователей,
стоявших у истоков педагогической
науки.К традиционным методам педагогических
исследований относятся наблюдение,
изучение опыта, первоисточников, анализ
школьной документации, изучение
ученического творчества, беседы. Под
научным наблюдением понимается специально
организованное восприятие исследуемого
объекта, процесса или явления в
естественных условиях.Для повышения
эффективности наблюдения оно должно
быть длительным, систематическим,
разносторонним, объективным и массовым.
Изучение опыта — организованная
познавательная деятельность, направленная
на установление исторических связей
воспитания, вычленение общего, устойчивого
в учебно-воспитательных системах.
Изучение продуктов ученического
творчества — домашних и классных работ
по всем учебным предметам, сочинений,
рефератов, отчетов, результатов
эстетического и технического творчества
о многом скажет опытному исследователю.
Изучением первоисточников, называемым
также архивным- тщательному научному
анализу подвергаются памятники древней
письменности, законодательные акты,
проекты, циркуляры, отчеты, доклады,
постановления, материалы съездов и
конференций и т. Д. К традиционным методам
педагогических исследований относятся
беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях
выявляются отношения людей, их чувства
и намерения, оценки и позиции.

2. Педагогический
эксперимент. Эксперимент — это по сути
строго контролируемое педагогическое
наблюдение, с той лишь разницей, что
экспериментатор наблюдает процесс,
который он сам целесообразно и планомерно
осуществляет.

Педагогический
эксперимент требует обоснования рабочей
гипотезы, разработки исследуемого
вопроса, составления детального плана
проведения эксперимента, строгого
соблюдения намеченного плана, точной
фиксации результатов, тщательного
анализа полученных данных, формулировки
окончательных выводов.

3. Педагогическое
тестирование. Тестирование —
целенаправленное, одинаковое для всех
испытуемых обследование, проводимое в
строго контролируемых условиях,
позволяющее объективно измерять
изучаемые характеристики педагогического
процесса. От других способов обследования
тестирование отличается точностью,
простотой, доступностью, возможностью
автоматизации.

4. Методы
изучения коллективных явлений. Процессы
воспитания, образования, обучения имеют
коллективный (групповой) характер.
Анкетирование — метод массового сбора
материала с помощью специально
разработанных опросников, называемых
анкетами.

5. Количественные
методы в педагогике. Качество- это
совокупность свойств, указывающих, что
представляет собой предмет, чем он
является. Количество определяет размеры,
отождествляется с мерой, числом; качество
традиционно раскрывается с помощью
описания признаков.

41.
Образование: сущность, свойства,
виды
Образование
— процесс обучения и воспитания в
интересах человека, общества, государства,
направленный на сохранение, приумножение
и передачу знаний новым поколениям,
удовлетворение потребностей личности
в интеллектуальном, культурном,
нравственном, физическом развитии, на
подготовку квалифицированных кадров
для отраслей экономики. Виды образования:
1) дошкольное; 2) общее базовое; 3) общее
среднее; 4) профессионально-техническое;
5) средне-специальное; 6) высшее; 7)
послевузовское. Единство и непрерывность
основного образования обеспечивает
преемственность уровней образования,
согласованность образовательных
стандартов, учебных планов и программ,
наличием учреждений образования,
обеспечивающих возможность получения
образования на нескольких уровнях.
Образование в буквальном смысле —
создание образа, некую завершенность
воспитания в соответствии с определенной
взрослой степенью; процесс и результат
усвоения человеком опыта поколений в
виде системы знаний, умений, навыков.
Образование как система — специальное
организованное взаимодействие культуры.
Национальная система образования
включает: 1) участников образовательного
процесса; 2) образовательные стандарты;
3) учебные планы; 4) учебные программы;
5) учреждения образования и другие
организации; 6) госорганы управления
образованием, включая министерство
образования, управления и отделы
образования МИРО. Свойства образования:
1) гуманизация — ориентирование
образовательной системы и всего
образовательного процесса на развитие
и становление отношений, взаимного
уважения учащихся и педагогов, основанное
на уважении прав каждого человека, на
сохранении и укреплении здоровья,
чувства собственного достоинства и
развития личностного потенциала; 2)
гуманитаризация — ориентация на освоение
социального обитания, независимо от
его уровня и типа, позволяет с готовность
решать главные социальные проблемы на
благо и во имя граждан, свободно общаться
с людьми разных национальностей и
народов и т.д.; 3) дифференциация —
ориентация образовательных учреждений
на достижение учащимися, студентами
при их умении удовлетворения и развития
интереса, способности всех участников
общественного процесса; 4) диверсификация
— широкое многообразие учебных заведений,
образовательных программ, госорганов;
5) стандартизация — реализация
государственных образовательных
стандартов: набор обязательных дисциплин
с чисто образовательным объемом; 6)
многовариативность — создание в
образовательной системе условий выбора
и предоставление каждому субъекту шанса
к успеху, стимулированию учащихся; 7)
многоуровневость; 8) индивидуализация
— учет и развитие индивидуальных
особенностей учащихся и внимательность
во всех формах взаимодействия с ними в
процессе образования и воспитания; 9)
информационность — широкое использование
техники и технологий; 10) непрерывность
— процесс постоянного самообразования.
Вид современного образования определяется
типом образовательно-воспитательной
системы, от качества освоения культурных
ценностей, достижений науки и техники

Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Исследовательские возможности различных методов

1. Классификация методов психолого-педагогического исследования

Методы
педагогического исследования

совокупность способов и приемов
познания объективных закономерностей
обучения, воспитания и развития.

Многообразие
видов человеческой деятельности
обусловливает многообразный спектр
методов, которые могут быть классифицированы
по самым различным основаниям (критериям).
Прежде всего, следует выделить методы
духовной, идеальной (в том числе научной)
и методы материальной (практической)
деятельности. В настоящее время стало
очевидным, что система методов, методология
не может быть ограничена лишь сферой
научного познания, она должна выходить
за ее пределы и непременно включать в
свою орбиту и сферу практики. При этом
необходимо иметь в виду тесное
взаимодействие этих двух сфер деятельности
человека.

Что
касается методов науки, то оснований
их деления на группы может быть несколько.
Так, в
зависимости от роли и места в процессе
научного познания
можно
выделить методы формальные и содержательные,
эмпирические и теоретические,
фундаментальные и прикладные, методы
исследования и изложения и т. п. Содержание
изучаемых наукой объектов

служит критерием для различия методов
естествознания и методов социально-гуманитарных
наук. В свою очередь методы
естественных наук

могут быть подразделены на методы
изучения неживой природы и методы
изучения живой природы и т. п. Выделяют
также качественные и количественные
методы, однозначно-детерминистские и
вероятностные, методы непосредственного
и опосредованного познания, оригинальные
и производные и т. д.

К
числу характерных
признаков научного метода

чаще всего
относят: объективность,
воспроизводимость, эвристичность,
необходимость, конкретность
и
др.

Так,
например, рассуждая о методе, крупный
британский философ и математик XX в. А.
Уайтхед считал, что любой метод задает
“способ действий” с данными, с фактами,
значимость которых определяется теорией,
которая и предопределяет конкретный
метод, применимый только к теориям
соответствующего вида.

В современной науке
достаточно успешно функционирует
многоуровневая концепция методологического
знания. В этом плане все методы научного
познания, по мнению В.П. Кохановского,
могут быть разделены на следующие
основные группы (по степени общности и
широте их применения).

1.
Философские
методы
,
среди которых
наиболее древними являются диалектический
и метафизический
.
По существу каждая философская концепция
имеет методологическую функцию, является
своеобразным способом мыслительной
деятельности. Поэтому философские
методы не исчерпываются двумя названными.
К их числу также относятся такие методы
как аналитический,
интуитивный, феноменологический,
герменевтический

и др.

Нередко
философские системы (соответственно и
их методы) сочетались и “переплетались”
между собой в разных вариациях. Так,
диалектический метод у Гегеля был
соединен с идеализмом, у Маркса (как,
кстати, и у Гераклита) – с материализмом.
Гадамер пытался совместить герменевтику
с рационалистической диалектикой и т.
д.

Философские
методы
не
следует рассматривать как жестко
фиксированные регулятивы. Скорее всего,
это система
принципов, операций и приемов, носящих
всеобщий, универсальный характер, т.е.
находящихся на самых высших (предельных)
“этажах” абстрагирования
.

Следует
четко представлять себе, что
философские методы задают лишь самые
общие направления исследования, его
генеральную стратегию,

но не заменяют специальные методы и не
определяют окончательный результат
познания прямо и непосредственно. Опыт
показывает, что чем более общим является
метод научного познания, тем он
неопределенен в отношении предписания
конкретных шагов познания, тем более
велика его неоднозначность в определении
конечных результатов исследования.

Сказанное
не означает, что философские методы
вовсе не нужны. Как свидетельствует
история познания, ошибка на высших
этажах познания может завести целую
программу исследования в тупик. Например,
ошибочные общие исходные установки с
самого начала предопределяют искажение
объективной истины, приводят к
ограниченному взгляду на сущность
изучаемого объекта исследования.

2.
Общенаучные подходы и методы исследования

выступают
в качестве своеобразной “промежуточной
методологии” между философией и
фундаментальными теоретико-методологическими
положениями специальных наук. К
общенаучным понятиям чаще всего относят
такие понятия, как: “информация”,
“модель”, “структура”, “функция”,
“система”, “элемент”, “оптимальность”,
“вероятность” и др
.

Если
философские категории воплощают в себе
предельно возможную степень общности
– конкретно-всеобщее, то для общенаучных
понятий присуще большей частью
абстрактно-общее (одинаковое), что и
позволяет выразить их абстрактно-формальными
средствами.

На
основе общенаучных понятий и концепций
формулируются соответствующие методы
и принципы познания, которые и обеспечивают
связь и оптимальное взаимодействие
философии со специально-научным знанием
и его методами. К числу
общенаучных принципов и подходов
относятся системно-личностный и
структурно-функциональный, кибернетический,
вероятностный, моделирование, формализация
и ряд других.

Важная
роль общенаучных подходов состоит в
том, что в силу своего “промежуточного
характера”, они опосредствуют
взаимопереход философского и частнонаучного
знания (а также соответствующих методов).
Дело в том, что первое не накладывается
чисто внешним, непосредственным образом
на второе. Поэтому попытки сразу, “в
упор” выразить специальное научное
содержание на языке философских категорий
бывает, как правило, неконструктивными
и малоэффективными.

3.
Частнонаучные методы

— совокупность способов, принципов
познания, исследовательских приемов и
процедур, применяемых в той или иной
науке. Это
методы механики, физики, химии, биологии
и социально-гуманитарных наук.

Методы психолого-педагогического
исследования
,
о которых далее будет идти речь, относятся
к частнонаучным методам.

4.
Дисциплинарные
методы

система приемов, применяемых в той или
иной научной дисциплине, входящей в
какую-нибудь отрасль науки или возникшей
на стыках наук. Каждая фундаментальная
наука представляет собой комплекс
дисциплин, которые имеют свой специфической
предмет и свои своеобразные методы
исследования.

5.
Методы
междисциплинарного исследования

совокупность
ряда синтетических, интегративных
способов (возникших как результат
сочетания элементов различных уровней
методологии), нацеленных главным образом
на стыки научных дисциплин. Широкое
применение эти методы нашли в реализации
комплексных научных исследований и
программ.

В
настоящее время определились некоторые
подходы к построению системы методов
психологии и педагогики.

В самом общем виде все они обычно
подразделяются по степени общности на
три группы:

1.
Всеобщий
метод научного исследования

– диалектический. В этом пункте система
методов психологии и педагогики
тождественна методологии и методам
любого научного познания. Диалектический
метод как основа всех других методов
исследования имманентно присутствует
в них.

2.
Методы
исследования, применяемые в психологии
и педагогике и являющиеся общими для
ряда наук.

Эти методы часто называют общенаучными
логическими методы познания.

3.
Частные
методы психологии и педагогики
,
присущие только этим наукам.

Подобная
классификация методов находит признание,
как в психологии, так и в педагогике.

Следовательно,
степень общности (общее – особенное –
единичное) выступает критерием для
классификации научных методов. Однако
ввиду того, что метод – это способ
достижения определенных ре­зультатов
в познании и практике и, что он всегда
содержит две орга­нически связанные
стороны – объективную и субъективную,
в психологии и педагогике частные методы
исследования принято классифицировать
по целому ряду оснований.

Так,
например, Э.И. Моносзон
в соответствии с тем, что любое
психолого-педагогическое исследование
реализуется на трех уровнях – эмпирическом,
теоретическом и методологическом,
предлагает соответствующим образом
классифицировать методы исследования.

По
его мнению, на первом уровне устанавливаются
новые факты науки и на основе их обобщения
формулируются эмпирические закономерности.
На втором – выдвигаются и формулируются
основные, общие педагогические
закономерности, позволяющие объяснить
ранее открытые факты, а также предсказать
и предвидеть будущие события и факты.
На третьем, методологическом, уровне
на базе эмпирических и теоретических
исследований формулируются общие
принципы и методы исследования
педагогических явлений, построения
теории. Таким образом, при
данном подходе автором выделяются
эмпирические, теоретические и
методологические методы
психолого-педагогического исследования.

В.И.
Загвязинский

считает, что методы психолого-педагогического
исследования могут быть сгруппированы
по различным признакам. В частности, по
назначению различают в одном случае
методы сбора фактического материала,
его теоретической интерпретации,
направленного преобразования. В другом
случае выделяют методы диагностики,
объяснения, прогнозирования, коррекции,
статистической обработки материала и
др. Вместе с тем, по уровням проникновения
в сущность изучаемых психолого-педагогических
явлений он выделяет две группы методов
– эмпирического и теоретического
исследования. Первая группа методов
основана на опыте, практике, эксперименте
и т.п., а вторая связана с абстрагированием
от чувственной реальности, построением
моделей и т. д.

Подобный подход к
классификации методов психолого-педагогических
исследований можно встретить в работах
В.П. Давыдова, который считает, что
в психологии и педагогике деление
методов исследования на эмпирические
и теоретические весьма условно. Дело в
том, что в методической системе этих
наук общенаучные логические методы
исследования (у Э.И. Моносзона они названы
методологическими методами исследования)
такие, как анализ и синтез, индукция и
дедукция, сравнение, классификация и
т. п., органически вплетаются в метод
беседы, эксперимента, анализа результатов
деятельности и другие традиционные
методы этих наук. Во многих учебниках
по психологии и педагогике общенаучные
логические методы исследования ранее
даже не рассматривались. И лишь в
последних монографиях, учебниках и
учебных пособиях стало акцентироваться
внимание на необходимости осмысленного
применения данных методов в
психолого-педагогических исследованиях.
Это и понятно: логическая культура
исследования значительно повышает его
результативность. Данный факт особенно
заметен тогда, когда в современных
психолого-педагогических исследованиях
применяются сложные методы: многофакторный
анализ, метод аналогии, метод формализации,
метод моделирования и другие.

В
силу того, что рассматриваемые логические
методы, способы мышления являются
составной частью традиционных
психолого-педагоги­ческих методов,
то весьма условным будет и отнесение
многих из этих традиционных методов к
группе эмпирических. На практике они
значительно выше эмпирических констатаций,
простого выявления тех или иных
психолого-педагогических фактов, так
как включают в себя момент теоретического
анализа.

Исходя
из сказанного, В.П. Давыдовым условно
выделяются группы эмпирических и
теоретических методов психолого-педагогического
исследования. Эта условность позволяет
глубже разобраться в сути системы
методов, повысить культуру исследовательского
труда.

К
группе теоретических методов исследования
он относит

теоретический
анализ и синтез, абстрагированиюе и
конкретизацию, индукцию и дедукцию,
метод моделирования;
а
к группе эмпирических

наблюдение,
беседу, опросные методы (анкетирование,
интервьюирование, тестирование,
социометрия), эксперимент и другие.

Наряду
с названными группами методов, В.П.
Давыдов, как и В.И. Загвязинский, считает
возможным выделение
в отдельную группу
вспомогательных
методов

психолого-педагогического исследования,
к которым
относятся математические и статистические
методы интерпретации результатов
научной работы.

Вместе с тем, отличием
классификации, предложенной В.П.
Давыдовым, является выделение в
отдельную группу сравнительно-исторических
методов психолого-педагогического
исследования
:генетического,
исторического и сравнительного.
Он
обосновано считает, что педагогические
явления и процессы возможно познать по
существу и по форме только при условии,
если исследовать их современное состояние
и предшествующее развитие, общие и
особенные признаки в конкретно-исторических
условиях.

Дальнейшее
рассмотрение методов психолого-педагогического
исследования будет осуществляться с
опорой на последнюю из предложенных
классификаций.

Вопрос 27.Понятие метода исследования. Подходы к классификации. Классификация методов психолого-пед-го исследования. Характеристика ведущих методов в социально-педагогическом исследовании.

Пути, способы познания объективной
реальности принято называть методами
исследования.
С помощью методов каждая
наука добывает информацию об изучаемом
предмете, анализирует и обрабатываете
полученные данные, включается в систему
известных знаний.

Традиционными будем называть методы,
доставшиеся современной педагогике по
наследству от исследователей, стоявших
у истоков педагогической науки. Это
методы, которыми пользовались Платон
и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци;
применяются они в науке и поныне.

К традиционным методампедагогических
исследований относятсянаблюдение,
изучение опыта, первоисточников, анализ
школьной документации, изучение
ученического творчества, беседы.

Изучение опыта— в
широком смысле означает организованную
познавательную деятельность, направленную
на установление исторических связей
воспитания, выделение общего, устойчивого
в учебно-воспитательных системах. Этот
метод нередко называют еще историческим.
Тесно смыкается с другим методом —
изучением первоисточников, называемым
также архивным.

Изучение продуктов ученического
творчества
— домашних и классных
работ по всем учебным предметам,
сочинений, рефератов, отчетов и т.д. о
многом скажет опытному исследователю.
Большой интерес представляют и так
называемые «продукты свободного
времени», «хобби-занятий». Индивидуальные
особенности учеников, наклонности и
интересы, отношение к делу и своим
обязанностям, уровень развития
старательности, прилежания и других
качеств, мотивы деятельности — это лишь
небольшой перечень воспитательных
аспектов, где можно с успехом применять
этот метод.

К традиционным методам педагогических
исследований относятся беседы.В них, а также в диалогах, дискуссиях
выявляются отношения людей, их чувства
и намерения, оценки и позиции. Информацию
о нравственных, мировоззренческих,
политических и других взглядах испытуемых,
их отношении к проблемам также получают
с помощью бесед. Но беседы — очень сложный
и не всегда надежный метод. Поэтому он
применяется чаще всего как дополнительный
для получения необходимых разъяснений
и уточнении.

Наблюдение— наиболее
доступный и распространенный метод
изучения. Для повышения эффективности
оно должно быть длительным, систематическим,
разносторонним, объективным и массовым.
Но у него есть и недостатки. Наблюдение
не вскрывает внутренние стороны
педагогических явлений, поэтому
наблюдение чаще всего применяется на
начальных этапах исследования в сочетании
с другими методами.

Изучение школьной документации(личных дел уч-ся, медиц. Карт, журналов, дневников, протоколов собраний) вооружает объективными данными.

Особую роль играет экспериментспециально организованная проверка
того или иного метода, приема работы
для выявления его эффективности.Педагогический эксперимент— исследовательская деятельность с
целью изучения причинно-следственных
связей в педагогических явлениях,
которая предполагает моделирование
педагогического явления и условий его
протекания.
В
зависимости от цели, которую преследует
эксперимент, различают:

  1. констатирующий
    эксперимент
    ,
    при котором изучаются существующие
    педагогические явления;

  2. проверочный,
    уточняющий эксперимент
     ,
    когда проверяется гипотеза, созданная
    в процессе осмысления проблемы;

  3. созидательный,
    преобразующий, формирующий эксперимент
    ,
    в процессе которого конструируются
    новые педагогические явления.

Также различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного
процесса) илабораторный
создание искусственных условий
для проверки к-либо метода обучения,
когда отдельные учащиеся изолируются
от остальных. Чаще используется
естественный эксперимент. Он может быть
длительным или кратковременным.

Тестирование
— целенаправленное, одинаковое для всех
испытуемых обследование, проводимое в
строго контролируемых условиях,
отличается точностью, простотой,
доступностью, возможностью автоматизации.
Применение
тестов послужило толчком для
развития психометрического
метода
,
основы которого были заложены Б.Анри иА.
Бине
.
Измерение школьных успехов, интеллектуального
развития, степени сформированности
многих других качеств с помощью тестов
стало неотъемлемой частью широкой
учебно-воспитательной практики.

 Наиболее
часто применяемые методы изучения
процессов воспитания и образования —
массовые опросы участников данных
процессов, проводимые по определенному
плану. Эти вопросы могут быть устными
(интервью)
или письменными (анкетирование). Поскольку
эти методы проникли в педагогику из
социологии, их называют еще социологическими.

Существует несколькоподходов к
классификации методов педагогического
исследования
. Согласно одному из
них, методы педагогического
исследования подразделяются наэмпирические(методы изучения
педагогического опыта),теоретические(методы теоретического исследования)
иматематические(статистические).

Образовательное исследование — Википедия переиздана // WIKI 2

Образовательное исследование относится к систематическому сбору и анализу данных, относящихся к области образования. Исследование может включать различные методы [1] [2] [3] и различные аспекты образования, включая обучение студентов, методы преподавания, подготовку учителей и динамику работы в классе. [4]

Исследователи в области образования обычно согласны с тем, что исследования должны быть тщательными и систематическими. [2] [4] Однако существует меньшее согласие относительно конкретных стандартов, критериев и исследовательских процедур. [1] [5] Исследователи в области образования могут использовать различные дисциплины, включая психологию, социологию, антропологию и философию. [1] [3] Методы могут быть взяты из ряда дисциплин. [3] [5] Выводы, сделанные на основе отдельного исследования, могут быть ограничены характеристиками участников, которые были изучены, и условиями, в которых проводилось исследование. [3]

Энциклопедия YouTube

  • 1/5

    Просмотры:

    19515

    13053

    722

    15 055

    1268

  • ✪ 3. Что такое образовательные исследования

  • ✪ Исследования в области образования, под руководством г-жи Суниты Шарма, Biyani Girls B.Ed. Колледж

  • ✪ Краткое введение в исследования в области образования

  • ✪ Образование, исследования и правительство в древнегреческом мире — профессор Элеонора Дики

  • ✪ Четырнадцатая ежегодная коричневая лекция по исследованиям в области образования

Содержание

Общие характеристики

Не существует единого «правильного» способа проведения исследований в сфере образования.

Гэри Андерсон выделил десять аспектов исследований в области образования: [2]

  • Образовательные исследования пытаются решить проблему.
  • Исследования включают сбор новых данных из первичных или из первых рук или использование существующих данных для новых целей.
  • Исследования основаны на наблюдаемом опыте или эмпирических данных.
  • Исследование требует точного наблюдения и описания.
  • Research обычно использует тщательно разработанные процедуры и тщательный анализ.
  • Исследования делают упор на разработке обобщений, принципов или теорий, которые помогут в понимании, прогнозировании и / или контроле.
  • Для исследования требуются знания — знание области; компетентность в методологии; технические навыки сбора и анализа данных.
  • Исследование пытается найти объективное, беспристрастное решение проблемы и прилагает большие усилия для проверки применяемых процедур.
  • Исследование — это целенаправленная и неторопливая деятельность, которая носит направленный характер, но часто уточняет проблему или вопросы по мере продвижения исследования.
  • Исследования тщательно записываются и сообщаются другим лицам, заинтересованным в проблеме.

Подъезды

Существуют разные подходы к исследованиям в области образования. Один из них — это базовый подход, [1] , также называемый академическим исследовательским подходом. [2] Другой подход — это прикладное исследование [1] или контрактное исследование. [2] Эти подходы преследуют разные цели, которые влияют на характер соответствующего исследования.

Базовый подход

Фундаментальные или академические исследования направлены на поиск истины [2] или развитие теории образования. [1] Исследователи с таким опытом «исследования дизайна, которые могут проверять, уточнять, изменять или развивать теории». [1] Как правило, эти исследователи связаны с академическими учреждениями и проводят эти исследования в рамках своей дипломной или докторской работы.

Прикладной подход

Поиск информации, которая может быть непосредственно применена на практике, хорошо известно как прикладное или контрактное исследование. [1] Исследователи в этой области пытаются найти решения существующих образовательных проблем. Этот подход гораздо более утилитарный, поскольку он стремится найти информацию, которая будет напрямую влиять на практику. [2] Прикладные исследователи получают заказ от спонсора и несут ответственность за удовлетворение потребностей, представленных их работодателем. [2] Целью данного исследования является «определение применимости педагогической теории и принципов путем проверки гипотез в определенных условиях». [1]

Сравнение фундаментальных и прикладных исследований

Ниже приведены несколько определяющих характеристик, написанных Гэри Андерсоном для сравнения фундаментальных (академических) и прикладных (контрактных) исследований. [2]

Основные (академические) исследования Прикладные (контрактные) исследования
1 Спонсируется агентством, стремящимся к общему развитию знаний. Спонсируется агентством, заинтересованным в результатах.
2 Результаты являются собственностью общества и исследовательского сообщества. Результат становится собственностью спонсора.
3 Исследования полагаются на устоявшуюся репутацию исследователей и полностью находятся под их контролем. Исследования следуют четкому техническому заданию, разработанному спонсором для удовлетворения потребностей спонсора.
4 Бюджетные ассигнования обычно основываются на глобальных предложениях, а бухгалтерский учет предоставляется исследователям. Бюджетная отчетность напрямую связана со спонсором и связана с согласованным техническим заданием, сроками и методологиями.
5 Проведение исследования основано на «добросовестности» между спонсором и исследователем. Работа договорная между спонсором и исследователем.
6 Исследование дает результаты и выводы, но редко дает рекомендации, за исключением тех, которые относятся к дальнейшим исследованиям. В исследование включены прикладные рекомендации к действию.
7 Академические исследования имеют тенденцию расширять идентифицируемую научную дисциплину. По своей природе контрактные исследования имеют тенденцию быть междисциплинарными.
8 Академические исследования обычно сосредоточены на единственном наборе проверяемых гипотез. В исследовании контрактов часто анализируются последствия альтернативных вариантов политики.
9 Правила принятия решений относятся к теоретически обоснованным тестам статистической значимости. Правила принятия решений относятся к заранее установленным соглашениям и соглашениям между спонсором и исследователем.
10 Отчеты об исследованиях предназначены для других специализированных исследователей в той же области. Отчеты об исследованиях предназначены для чтения и понимания непрофессионалами.

Методология

Основой педагогических исследований является научный метод. [1] Научный метод использует направленные вопросы и манипуляции с переменными для систематического поиска информации о процессе преподавания и обучения. [1] В этом сценарии ответы на вопросы дает анализ данных, которые собираются специально для ответов на эти вопросы. [2] Гипотезы записываются и впоследствии подтверждаются или опровергаются данными, которые приводят к созданию новых гипотез. В этом методе используются два основных типа данных: качественные и количественные. [1] [5] [6]

Качественное исследование

В качественном исследовании используются данные описательного характера.Инструменты, которые используют исследователи в области образования для сбора качественных данных, включают: наблюдения, проведение интервью, анализ документов и анализ продуктов участников, таких как журналы, дневники, изображения или блоги. [1]

Виды качественных исследований

Количественное исследование

В количественном исследовании используются числовые данные, основанные на предположении, что числа описывают единую реальность. [1] Статистика часто применяется для поиска взаимосвязей между переменными.

Виды количественных исследований

Смешанные методы (Pragmatic)

Существует также новая школа мысли, согласно которой эти производные научного метода имеют слишком редукционистский характер. [5] Поскольку педагогические исследования включают в себя другие дисциплины, такие как психология, социология, антропология, наука и философия [1] [3] и относится к работе, выполняемой в самых разных контекстах [3] it Предлагается, чтобы исследователи использовали «множественные исследовательские подходы и теоретические построения.» [5] Это может означать использование комбинации качественных и количественных методов, а также общей методологии из областей, упомянутых выше. В социальных исследованиях это явление упоминается как триангуляция (социальные науки). [7] Эта идея хорошо резюмирован работой Барроу в его тексте Введение в философию образования:

Поскольку образовательные проблемы бывают разных видов и логических типов, можно ожидать, что в разных случаях будут задействованы совершенно разные типы исследований.Следовательно, вопрос не в том, следует ли проводить исследования в области преподавания с помощью количественных мер (на некоторых таких основаниях, как то, что они более «объективны») или качественных показателей (на некоторых таких основаниях, как то, что они более «проницательны»), а какие исследования можно разумно использовать для изучения этого конкретного аспекта обучения, а не этого. [8]

Виды смешанных методов

При анализе смешанных методов могут использоваться следующие способы;

  • Объяснительный смешанный метод : сначала количественный, затем качественные данные и результаты
  • Исследовательский смешанный метод : сначала качественные, затем количественные данные и результаты
  • Смешанный метод триангуляции : все данные и результаты анализируются одновременно [12]

На основе дисциплины

Исследования в области образования на основе дисциплин ( DBER ) — это междисциплинарное исследовательское предприятие, которое «исследует обучение и преподавание по дисциплине [обычно из областей STEM] с точки зрения, которая отражает приоритеты дисциплины, мировоззрение, знания и практики. a b c d e 000 9 h i j k l 4 o p q r s 4 000 v w 903 00 x y z aa Lodico, Marguerite G. a b c d e 000 9 h i j k l 4 o p Андерсон, Гарри; Арсено, Нэнси (1998). a b c d e 000 000 Как выглядят хорошие исследования в области образования?: Определение области и практики . Проведение образовательных исследований. McGraw-Hill International. ISBN 978-0-335-21199-9 .

  • ^ a b «IAR: Глоссарий. Национальный исследовательский совет. Исследования в области образования на основе дисциплины: понимание и улучшение обучения в области естественных наук и инженерии. Вашингтон, округ Колумбия: The National Academies Press, 2012. Доступно на [1]
  • Дополнительная литература

    • Барри, У.Дж. (2012). «Оспаривание Status Quo Значения качества образования: Введение в трансформационном качестве (TQ) Теория ©». Образовательный журнал живых теорий . 4 : 1–29.
    • Hsieh, P-H; Эйси, Т.; Чанг, Вт-Х; Hsieh, Ya-P .; Kim, H .; Thomas, G.D .; Ты, Джи-ин; Levin, J.R .; Робинсон, Д.Х. (ноябрь 2005 г.). «Является ли образовательное вмешательство Исследование Снижения?» (PDF). Журнал педагогической психологии . 97 (4): 523–9. DOI: 10.1037 / 0022-0663.97.4.523. [ постоянное мертвое звено ]
    • Ферлонг, Дж. И Оанча, А. (2008) Оценка качества прикладных и практических исследований. Продолжая дискуссию. Лондон, Рутледж. https: //www.routledge.ком / Оценка качества в-прикладному-и-практико-ориентированного исследования в-образования / Ферлонг-Oancea / р / книга / 9780415448017.

    .

    Преподавание современными и традиционными методами


    Когда мы говорим о методах обучения, наше общество делится на три группы; одна группа отдает предпочтение традиционным методам обучения, вторая группа отдает предпочтение современным методам обучения, а третья группа поддерживает сочетание обоих для эффективного обучения. В этой статье я объясню, каковы плюсы и минусы каждого метода обучения, и как мы можем интегрировать традиционные и современные методы обучения для эффективного обучения?

    Здоровая система образования — необходимое условие развития любой нации.Это общеизвестный факт, что наша система образования по-прежнему опирается на традиционные методы и существует необходимость сочетать традиционное обучение с современными учебными пособиями для создания более совершенной и продвинутой системы образования. Есть разница во мнениях людей относительно использования традиционных методов обучения и современных методов обучения. Некоторые люди говорят, что традиционные методы обучения лучше всего подходят для обучения учащихся, в то время как некоторые выступают за то, чтобы мы использовали современные методы обучения для предоставления качественного образования.На мой взгляд, необходимо поддерживать баланс между использованием традиционных и современных методов обучения. Для улучшения образования необходимо одновременно использовать как традиционные, так и современные методы обучения.
    Прежде чем углубляться в обсуждение, давайте сначала взглянем на традиционные и современные методы обучения с преимуществами и недостатками каждой системы.

    Традиционные методы обучения

    В большинстве районов нашей страны традиционные методы обучения используются в образовательные учреждения.При традиционном методе обучения учителя иллюстрируют идею ученикам с помощью мелка и доски. Все важные сведения по теме написаны на доске, и учащиеся делают важные записи на доске. По окончании лекции студенты просматривают свои записи и стараются запомнить их. Основная цель традиционного обучения — сдать экзамен. Традиционная система обучения имеет свои достоинства и недостатки.

    Достоинства традиционных методов обучения —

    Традиционные методы обучения, используемые в учебных заведениях, имеют множество преимуществ.Эти преимущества можно также рассматривать как недостатки современных методов обучения.

  • Традиционный метод обучения дешевле, чем современные методы обучения, что делает его более подходящим для школ в сельской местности.
  • Некоторые предметы, такие как математика или химия, лучше всего преподавать на доске, так как необходимо объяснять концепцию на каждом этапе.
  • В традиционных методах обучения взаимодействие между учителем и учеником больше, чем в современных.Можно также сказать, что при традиционном обучении в классе больше дисциплины.
  • В традиционных методах обучения учитель не требует каких-либо специальных технических знаний и может больше сосредоточиться на своем предмете, чтобы передать лучшие знания ученикам.
  • традиционные методы обучения не создают нагрузки на глаза студентов, тогда как современные методы обучения могут отрицательно сказаться на глазах студентов.
  • Современные методы обучения —

    С последнего десятилетия использование высокотехнологичного оборудования в учебных заведениях увеличивается быстрыми темпами.Сейчас есть много современных гаджетов, которые можно использовать для улучшения обучения в классе. Вот список из наиболее популярного оборудования, которое можно использовать в современном обучении.

    Использование компьютеров или ноутбуков с Wi-Fi в классе. — Это наиболее важный инструмент современных методов обучения. Учитель демонстрирует предмет на своем ноутбуке / компьютере, который подключен к ноутбукам / компьютерам учеников через соединение Wi-Fi. Этот тип обучения в основном наблюдается в высших учебных заведениях с хорошей инфраструктурой.

    Использование ЖК-проектора в классе — Использование ЖК-экранов в учебных заведениях становится очень распространенным явлением. Учитель готовит слайды Power Point, которые отображаются на ЖК-экране с помощью проектора. Проектор также можно подключить к ноутбуку / компьютеру для отображения на проекторе соответствующих видеороликов объекта.

    Использование интерактивных досок в классе — Белые доски очень интерактивны и обеспечивают сенсорное управление компьютерными приложениями.На доске учитель или ученик может рисовать, писать или манипулировать изображениями, обеспечивая очень интерактивную и интересную платформу. Основное преимущество доски в том, что на ней можно показать все, что можно увидеть на компьютере.
    Другие менее популярные современные методы обучения:

  • Использование цифровых игр в классе
  • Использование специальных веб-сайтов или блогов для обучения в классе
  • Использование микрофонов для чтения лекции в классе
  • Достоинства современных методов обучения —

    Современные методы обучения имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения.Эти достоинства также можно рассматривать как недостатки традиционных методов обучения.

  • Современные методы обучения вызывают больший интерес у студентов с помощью интересных анимаций и видеороликов.
  • Исследования показали, что использование визуальных средств обучения помогает ученикам лучше понять предмет, а также помогает ученикам запоминать концепцию на более длительное время.
  • С помощью современных методов обучения учитель может охватить больше учебной программы за меньшее время, так как ему не нужно тратить свое время на то, чтобы писать на доске.
  • Видео и анимация, используемые в современных методах обучения, более информативны, чем традиционные методы обучения на доске.
  • Интеграция современных и традиционных методов обучения для эффективного обучения —

    До сих пор мы изучили, что и современные, и традиционные методы обучения имеют свои плюсы и минусы. Таким образом, для нашей системы образования будет полезно объединить преимуществ традиционных и современных методов обучения для эффективного обучения.Здесь возникает главный вопрос: как совместить традиционные и современные методы обучения для эффективного обучения? Позвольте мне объяснить это следующими моментами:

  • Проекторы Blackboard и LCD можно использовать одновременно в классе; для обучения сложным математическим уравнениям учитель может использовать доску, а теоретические предметы можно преподавать на ЖК-проекторе с помощью слайдов.
  • Практические предметы фундаментальных наук и инженерии также могут быть лучше всего преподаны с помощью сочетания как традиционных, так и современных методов обучения.Учитель может объяснить теорию на доске, а для лучшего понимания процедуры эксперимента можно использовать видео или анимацию.
  • Есть еще один аспект, благодаря которому мы можем комбинировать как традиционные, так и современные методы обучения для лучшего обучения. Учителя могут преподавать предмет сначала традиционными методами, а затем могут воспользоваться помощью современных методов обучения для повторного изучения предмета.
  • Заключение —

    Я считаю, что основными мотивами обучения должны быть построение общего характера и всестороннее развитие учащихся.Нет смысла обсуждать то, какой метод обучения лучше другого? Вместо этого мы должны сосредоточиться на обеспечении лучшей системы образования для студентов, поскольку именно студенты будут управлять страной в будущем. Я думаю, что мы сможем разработать лучшую систему образования, только если сможем сочетать как традиционные, так и современные методы обучения.

    .

    Глава 7: Выбор и использование учебных материалов | Новый взгляд на преподавание естественных наук: Справочник

    УЧЕБНИК ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ОБУЧЕНИИ И ОБУЧЕНИИ

    Метод преподавания, столь распространенный сегодня, — подход «лекция-текст-экзамен» — это артефакт векового европейского образования. До того, как печатный станок стал широко доступным, основная роль профессора заключалась в том, чтобы читать лекции об информации, полученной из редкого экземпляра часто древней книги.Несмотря на опасения преподавателей Университета Саламанки в шестнадцатом веке, учебник быстро стал полезным дополнением к лекции в классе, а не ее заменой. Сегодня учебник доступен почти для каждого научного класса колледжа. Как отмечает Маккичи (1994), ». , , мой многолетний опыт попыток оценить эффективность преподавания привел меня к мысли, что учебник в большей степени, чем любой другой элемент курса, определяет обучение учащихся ».

    Преимущества и недостатки использования учебников

    Книги — это очень портативная форма информации, к которой можно получить доступ когда, где и с любой скоростью и уровнем детализации, которые желает читатель.Исследования показывают, что для многих людей визуальная обработка (то есть чтение) происходит быстрее, чем слуховая (то есть прослушивание лекций), что делает учебники очень эффективным ресурсом (McKeachie, 1994). Чтение можно делать медленно, в сопровождении подробных заметок, или быстро, просматривая и пропуская. У обоих стилей есть свои преимущества, и вам может быть полезно обсудить их достоинства со своими учениками.

    Вопросы, которые следует учитывать при выборе учебных материалов

    • Какое влияние на обучение студентов оказывают ресурсы, методики и технологии?

    • Как ими пользуются студенты?

    • Чему у них учатся студенты?

    • Какие студенты их используют?

    • Как и в какой степени учащиеся используют дополнительные ресурсы?

    Одним из важных аспектов любого научного класса является помощь ученику в осмыслении массы информации и идей в данной области.Это можно сделать, показывая учащимся, как организовать информацию в значимой иерархии связанных основных и второстепенных понятий. Хорошо подобранные учебники помогают учащимся понять, как можно организовать информацию и идеи.

    У учебников есть несколько основных ограничений. Хотя хорошо написанная книга может заинтересовать студентов и вызвать у них интерес, по сути, она не интерактивна. Однако, если учащихся поощряют задавать вопросы во время чтения, искать ответы в тексте и находить другие источники для изучения идей, не содержащихся в тексте, они станут активными читателями и получат максимальную пользу от своего учебника.Чтобы удовлетворить потребности широкой аудитории, тексты часто бывают настолько толстыми, что заставляют студентов искать ключевую информацию. Тексты часто вынуждены полагаться на исторические или датированные примеры, и они редко дают представление об аспектах открытия и дезорганизации информации, с которой сталкиваются современные исследователи.

    Изменения в стиле и содержании учебников

    Учебники естествознания значительно эволюционировали от описательного и исторического подходов, которые были распространены до Второй мировой войны.Сегодняшние тексты намного сложнее, менее историчны и содержат больше фактов, чем в прошлом, со сложным языком и терминологией (Bailar, 1993). Чаще встречаются иллюстрации и математические выражения. Акцент сместился в сторону принципов и теории. Современные тексты пытаются рассматривать как вопросы процесса, так и вопросы фактов или содержания. Они изобилуют эссе, боковыми панелями, диаграммами, иллюстрациями, рабочими примерами, а также проблемами и вопросами на

    .

    ,

    V Как разработать, реализовать и оценить образовательную программу | Образование и обучение уходу за лабораторными животными и их использованию: Руководство по разработке институциональных программ

    сотрудников отделов по связям с общественностью, безопасности или гигиены труда. Приглашенные докладчики могут быть желательны по определенным темам. Критерии отбора спикеров должны включать не только профессиональную квалификацию, но и уровень их энтузиазма, навыки устной презентации, приверженность учебным усилиям и способность говорить на уровне участников.

    ПОЛУЧЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    Аудиовизуальные материалы — это эффективные обучающие инструменты, которые помогут закрепить сказанное. Исследования показали, что люди запоминают только 10% того, что слышат, но сохраняют 50% того, что слышат и , и . Материалы и оборудование должны быть идентифицированы и зарезервированы. Оборудование, конечно же, должно быть совместимо с слайдами, видеокассетами или фильмами, которые будут использоваться.

    Все аудиовизуальные средства должны быть предварительно проверены на предмет содержания и технического качества. Может быть целесообразно показать только часть фильма или программы слайдов или добавить слайды в дополнение к программе. Слайды и накладные должны быть лаконичными и понятными. Лучше использовать несколько слайдов, чем собирать слишком много информации на одном слайде. Темный фон и цвета более эффективны, чем черный на белом.

    Аудиовизуальные ресурсы можно заимствовать из ряда источников, включая Национальную сельскохозяйственную библиотеку, Американскую ветеринарную медицинскую ассоциацию, Американскую ассоциацию лабораторных исследований животных и Фонд биомедицинских исследований.Часть IV содержит более подробную информацию о заказе и покупке аудиовизуальных программ. В большинстве случаев заказы должны быть размещены по крайней мере за 4 недели.

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СБОРКИ

    Большой объем информации может быть предоставлен участникам в качестве справочных материалов. Эти материалы должны быть идентифицированы и заказаны или дублированы. Они могут включать разделы из справочных текстов, институциональных руководств, оттисков или копий ресурсов, таких как Руководство по уходу и использованию лабораторных животных (NRC, 1985) и Отчет 1986 Группы экспертов AVMA по эвтаназии (AVMA , 1986).Библиография была предоставлена ​​в Части IV, чтобы помочь в выборе соответствующей литературы. Справочные материалы должны иметь прямое отношение к материалам курса, представленным участникам.

    ПУБЛИКАЦИЯ КУРСА

    Программа должна быть широко освещена примерно за 6-8 недель до ее предложения. Это требует создания, копирования и отправки объявления по почте. Включение всего или части письма об обязательствах организации может стимулировать участие.Также следует включить заявление о цели программы и краткое изложение тем и докладчиков.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *