Изменения человека в процессе развития: Изменения личности в процессе развития — Студопедия

Содержание

Изменения личности в процессе развития — Студопедия

В каких же отношениях развивается человек?

1. Человек развивается физически.

Это заметно каждому. Изменяется вес, рост ребенка, причем наиболее интересно это происходит в первые годы его жизни. Так, с момента рождения и до поступления в школу его рост увеличивается на 50-60 см., в последующие 6 лет – на 25-35 см., а затем на 18-23 см. Растет вес головного мозга: к семилетнему возрасту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает 93% веса головного мозга взрослого человека. Наращивается ловкость, сила, приобретаются умения совершать особые виды движений.

1. Развивается человек и в физиологическом отношении.

По мере взросления совершенствуются физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняется и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение, пищеварительные процессы, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание. К окончанию средней школы многие физиологические процессы приближаются по своему развитию к уровню функционирования взрослого человека, но рост и развитие продолжаются до 24-25 лет.

1. Значительные изменения происходят в психике человека.

Изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля. Характерны показатели развития восприятия у детей. Точность различения цветов с 6 до 14 лет увеличивается в 2 раза. Способность различения высоты звуковых тонов с 6 до 14 лет возрастает в 4 раза. Развивается память и мышление: память от механической к смысловой и логической: мышление от конкретного (наглядно – образного) к абстрактному. Развивается воображение, внимание, эмоции и т.д.



1. Развитие человека в социальном отношении.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом, с самим собой. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация.Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон.). В данной школе социализация раскрывается через понятие адаптация.Адаптация означает приспособление личности к условиям среды, где происходит ее жизнедеятельность. Результатом социальной адаптации является приспособленность личности к различным социальным ситуациям, к микро и макро — группам. То есть человек приспосабливается к культурным, психологическим, социальным факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманитической психологии, представителями которой являются А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я – концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению личности. Здесь личность рассматривается как субъект, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний характер социализации.
Действительно общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Данная тенденция характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.


Вывод:

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

этапы развития, как изменить характер

Процесс формирования характера хотя бы раз в жизни интересовал каждого человека. Закладывается ли он в раннем возрасте и по мере взросления изменяется незначительно или его можно изменять в течение всей жизни? Или что влияет на становление личности? А если основные черты можно изменить в осознанном возрасте, то как это сделать? Все ответы о том, как формируется характер вы найдете в этой статье.

Что такое характер

Что такое характер

Характер – совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер,  разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта – враждебность, общительность – скрытность, отзывчивость – эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Формирование характера человека

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку. Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери.

Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Факторы, влияющие на характер

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.

Заключение

Основы характера закладываются в раннем возрасте. На это влияет прежде всего семья – мы перенимаем действия, совершаемые родными людьми и повторяем то, что вызывает у них одобрение.

Не забывайте, что и в осознанном возрасте мы можем корректировать характер через самоконтроль и самодисциплину, чтобы добиваться успехов и достигать поставленных целей. Поэтому не бойтесь меняться к лучшему и у вас это обязательно получится!

1. Изменения ребенка в процессе развития

В отношении человека
развитие — это процесс постепенного
изменения его организма и психики в
направлении от низших к высшим формам
жизнедеятельности. Правда, развитие
может быть направлено и в противоположную
сторону — от высших к низшим формам. В
этом случае речь идет о регрессе,
деградации в отличие от прогресса, под
которым подразумевается поступательное
совершенствование. В своих рассуждениях
мы все время будем иметь в виду именно
прогресс, т.е. развитие по восходящей
линии, на обеспечение которого направлены
усилия воспитателей.

В
каких же отношениях развивается человек?
Прежде всего, что заметно каждому,
человек развивается физически.
Изменяется
(увеличивается) вес ребенка, его рост,
причем наиболее интенсивно это происходит
в первые годы его жизни. Так, с момента
рождения и до поступления в школу его
рост увеличивается на 50-60 см, в последующие
шесть лет — на 25-35 см, затем — на 18-23 см.
Особенно интенсивно растет вес головного
мозга: к семилетнему возрасту он
увеличивается более чем в 3 раза и
достигает примерно 94% веса головного
мозга взрослого человека (Педагогическая
энциклопедия. — М., 1964. — С. 79-83).

Развивается
человек и в физиологическом
отношении:
совершенствуются
по мере взросления физиологические
процессы, протекающие в организме.
Значительно усложняются и стабилизируются
к концу школьного обучения кровообращение
и пищеварение, процессы нервной
деятельности. Особое значение имеют
процессы, определяющие половое развитие
и созревание. Особенно интенсивно они
протекают у девочек в 11-15 лет, у мальчиков
несколько позже — в 12-17 лет. К окончанию
средней школы многие физиологические
процессы приближаются по своему развитию
к уровню функционирования взрослого
человека, но рост и развитие все же
обычно продолжаются до 24-25 лет.

Значительные
изменения происходят и в психике
человека:
изменяется скорость протекания
психических процессов, формируется
характер, развивается воля и др. Характерны
показатели развития восприятия у детей.
Так, тонкость различения цветов с 6 до
14 лет увеличивается почти вдвое,
способность различения высоты звуковых
тонов за это же время возрастает примерно
в 4 раза. Развиваются память и мышление
детей: память — от механической к смысловой
и логической, мышление — от конкретных
(наглядных) ее форм к абстрактным,
отвлеченно-теоретическим. Развиваются
также воображение, внимание, эмоции,
способности.

Развитие
человека в
социальном отношении
характеризуется
главным образом усложнением отношений
с людьми, обществом в целом. Младенец
вступает в очень простые отношения
почти исключительно с одним человеком
— матерью. Затем круг его общения
расширяется. Характер взаимоотношений
с окружающими людьми изменяется, они
становятся все более осознанными и
разносторонними. Ребенок становится
все в большей степени субъектом отношений:
он не только воспринимает направленные
на него воздействия, но и сам сознательно
оказывает воздействия на окружающих с
целью изменить свое положение. Начинается
это в достаточно раннем возрасте, уже
с первых месяцев жизни.

В последующем
ребенок включается в регулярные отношения
в системе собственно общественных
связей: он становится членом коллектива
детсадовской группы, потом идет в школу
и помимо учебы выполняет там некоторые
общественные обязанности, от класса к
классу все более значительные и
усложняющиеся, готовясь к выбору и
освоению профессии, полноправному
участию в общественной жизни страны.

понятие, фазы развития, факторы влияния на развитие, значение и ошибки родителей в формировании личности.

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Энциклопедия — Онтогенез


Рост и развитие человеческого организма начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение жизни. Рост – это количественные изменения, связанные с увеличением массы организма и сопровождающиеся изменением числа и размеров его клеток. С момента оплодотворения до взрослого состояния количество клеток организма человека увеличивается с 1 до 1016-18. Рост заканчивается к 20–25 годам.


Развитие человека происходит в течение всей жизни и носит скачкообразный характер. Между отдельными этапами развития существуют не только количественные, но и качественные различия. Смена этапов развития, или периодов жизни (детский, подростковый, юношеский, зрелый, старческий), может наступать раньше или позже, и эти этапы могут иметь разную продолжительность в зависимости от условий, в которых развитие протекает.


Что такое онтогенез


Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом. Когда происходит слияние половых клеток – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид), – наступает беременность, длящаяся 280 дней, или 9 месяцев. Этот этап развития протекает в организме матери, поэтому весь онтогенез принято делить на пренатальный и постнатальный периоды (от лат. natus – рождение, т.е. периоды до и после рождения).


Пренатальный период развития


В пренатальном, или внутриутробном, периоде онтогенеза, в свою очередь, выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный периоды. Первый период длится 2 месяца, второй – с 3-го по 9-й. В эмбриональный период происходит накопление клеточного материала, который постепенно дифференцируется в зачатки всех типов тканей. В течение 2-го месяца внутриутробного развития образуются органы и в основных чертах формируются части тела – голова, туловище и конечности. На 5-й неделе развития начинает биться сердце. С 3-го месяца происходит интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.


Постнатальный период развития


С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его приспособления к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования.


Показатели длины и массы тела в течение жизни изменяются неравномерно. В 1-й год после рождения наблюдается наибольший прирост длины и массы тела – соответственно на 21–25 см и 5–6 кг. Ускоренный рост тела происходит в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 10–11 до 15–16 лет). Девочки вступают в период полового созревания на 1–1,5 года раньше, чем мальчики. В подростковом возрасте прибавка длины тела составляет в среднем 5,8 см в год у мальчиков и 5 см в год у девочек. Наибольшее ускорение роста у девочек отмечается от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в 13–16 лет. Максимальная годичная прибавка массы тела наблюдается, как правило, в 13 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков. Масса тела возрастает до 20–25 лет и затем сохраняется на относительно постоянном уровне до 40–46 лет.


Акселерация и ее причины


В конце ХХ века ученые заговорили об акселерации – ускорении роста и развития детей и подростков, которое в большей степени проявляется в экономически развитых странах. В результате акселерации средняя длина тела у детей и подростков стала на 10–15 см, а у взрослых мужчин – на 6–8 см больше, чем в начале века. Сократился и период увеличения длины тела человека: 100 лет назад он продолжался до 23–26 лет, а в настоящее время фактически заканчивается уже к 19 годам у юношей и к 17 годам у девушек. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание и даже психическое развитие.


Акселерацию связывают с целым комплексом причин, важнейшими из которых считают улучшение питания и условий жизни, стимулирующее воздействие разнообразных химических веществ, количество которых при современном  промышленном производстве резко возросло как в воздухе, так и в воде и почве. Ускоренному развитию способствуют также усиление солнечной активности и действие других видов излучения (например, радиоактивного).


 


 


Физическое развитие организма характеризуется массой (вес), длиной (рост) и размерами отдельных частей тела. Усредненные величины массы и длины тела в разные возрастные периоды приведены в таблице, у отдельных людей эти показатели могут иметь значительные различия.


Средние длина и масса тела у людей мужского (м) и женского пола (ж) разного возраста









Возраст


Пол


Длина тела, см


Масса тела, кг


Новорожденный


м


ж


50,8


55,0


3,5


3,4


8 лет


м


ж


126,3


126,4


26,1


25,6


12 лет


м


ж


143,9


147,8


35,8


38,5


16 лет


м


ж


169,8


160,2


59,1


56,8


20 лет


м


ж


173,6


162,8


70,2


57,1


24–60 лет


м


ж


174,5


162,6


71,7


56,7


 


Особенности процесса роста человеческого организма


Период детства и юности

В процессе роста изменяются основные пропорции тела. Так, у новорожденного ребенка длина головы меньше длины тела в 4 раза, а у детей 5–7 лет – в 6 раз. К 16–20 годам соотношение длины головы и тела составляет 1 : 8. Параллельно с ростом организма происходят возрастные изменения во всех органах и системах организма. В подростковый период быстро увеличиваются половые органы, развиваются вторичные половые признаки. У девочек возрастает количество волос в подмышечных впадинах и на лобке, увеличиваются молочные железы, меняется форма таза, появляются менструации. У мальчиков к 15–16 годам начинается рост волос на лице и теле.


В юношеском возрасте (16–20 лет у девушек и 17–21 год у юношей) рост организма в основном завершается и наступает относительно стабильный период существования – зрелый возраст.


Период зрелого возраста

Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало. Выделяют 2 периода зрелого возраста: первый – до 35 лет, второй – с 36 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин. Зрелый возраст – период наибольших возможностей человека, именно во второй период зрелого возраста человек достигает вершин своей личной и профессиональной деятельности.


Период пожилого возраста

После 60 лет организм начинает постепенно стареть, в ряде органов возникают структурные изменения. Это, в свою очередь, вызывает понижение функциональных способностей организма. В пожилом возрасте (с 61 до 74 лет у мужчин и с 56 до 74 лет у женщин) и старческом (75–90 лет) в организме происходит характерная перестройка, которую изучает геронтология (от греч. geron – старик).


Временные границы старения варьируют у отдельных людей в широких пределах, однако старение – это генетически детерминированный процесс. Ученые подчеркивают, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако лишь в пределах, обусловленных наследственными факторами.


Типы телосложения


Индивидуальные особенности формы тела человека называют типом телосложения или конституцией. Это комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей, которые складываются в определенных социальных и природных условиях и проявляются в реакциях организма на различные воздействия. Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. Различают 3 типа телосложения человека: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный.


Астенический тип

Люди долихоморфного (астенического) типа отличаются высоким или выше среднего ростом, относительно коротким туловищем, малой окружностью груди, узкими плечами, длинными нижними конечностями. Среди литературных героев к этому типу можно отнести Дон Кихота. У таких людей относительно слабо развиты мышцы и подкожная жировая клетчатка. Внутренние органы обычно лежат ниже, как бы опущены, легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.


Гиперстенический тип

Брахиморфный (гиперстенический) тип телосложения характеризуют средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, широкие плечи, короткие конечности. Пример: Санчо Панса. Внутренние органы у гиперстеников относительно большего, чем у астеников, размера и лежат несколько выше. Легкие укорочены, сердце расположено почти горизонтально.


Нормостенический тип

Люди мезоморфного (нормостенического) типа по своим пропорциям занимают среднее положение.


Тип телосложения и физическая активность


Форма тела человека генетически обусловлена, однако большинство людей не имеют ярко выраженного типа телосложения и относятся к промежуточным типам. Первые признаки типа телосложения появляются в 6–7 лет, а окончательное его формирование происходит в период полового созревания. В дальнейшем тип телосложения меняется незначительно. Родители, приобщая ребенка к спортивным занятиям, не должны бороться с природой. Если малыш толстоват, краснеет и потеет при беге, не может догнать сверстников, то, вероятно, он более сильный и развивать в нем надо в первую очередь силовые качества. Худенький и высокий ребенок, уступающий сверстникам в силе, наверняка более быстрый и ловкий, и ориентировать его следует на занятия, развивающие именно эти качества.


Резервы человеческого организма


Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.


В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы. Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы. Так, известно, что в головном мозге используется не более 5–10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз. После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.


 


Как рассчитать свой идеальный вес?


Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:


  • должная масса тела = длина тела (см) – 100.


Эта формула пригодна при росте 155–164 см, при росте 165–174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.


Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:


  • ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2


В норме ИМТ равен 18–25.


 


Вместо заключения


Надежность биологической системы изменяется в процессе онтогенеза. Организм ребенка находится в состоянии роста и развития, поэтому количество его элементов значительно меньше, чем у взрослого. Недостаточно развиты у ребенка и механизмы регуляции, велика пластичность всех процессов. Поэтому положительное воздействие на рост и развитие детского организма оказывают закаливание, занятия физической культурой и спортом, тренировка памяти в процессе учебы. Недостаток движения, активное и пассивное курение, регулярное переутомление и частые простудные заболевания ухудшают состояние растущего организма и тормозят его развитие.


Итак, физическое развитие человека зависит как от генетических факторов, унаследованных от родителей, так и от сложного комплекса внешних условий, среди которых главные – образ жизни и состояние окружающей среды. Физическая тренировка – общебиологический путь совершенствования резервных возможностей организма, она развивает то, что заложено природой.


 


Автор: Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН

Движущие силы и направления развития личности

 

Существуют
различия и в понимании сущности развития
личности.
Метафизики
рассматривают  развитие как процесс
количественного накопления, как простое
повторение, увеличение или уменьшение
изучаемого явления.
Последователи
диалектического материализма

при изучении этого вопроса рассматривают
развитие как неотъемлемое свойство
природы, общества и мышления, как движение
от низшего к высшему, как рождение нового
и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности
представляет собой единый биосоциальный
процесс, в котором происходит не только
количественные изменения, но и качественные
преобразования. Эта сложность
обусловливается противоречивостью
процесса развития. Более того, именно
противоречия между новым и старым,
которые возникают и преодолеваются в
процессе обучения и воспитания, выступают
движущими силами развития
личности.
Противоречия,
которые возникают в процессе
жизнедеятельности личности являются
движущими
силами

ее
развития.

К
таким противоречиям относятся:

  • противоречия
    между новыми потребностями, порождаемыми
    деятельностью и возможностями их
    удовлетворения;

  • противоречие
    между возросшими физическими и духовными
    возможностями личности и старыми, ранее
    сложившимися формами взаимоотношений
    и видами деятельности;

  • противоречия
    между растущими потребностями со
    стороны общества, группы взрослых и
    наличным уровнем развития личности.

Названные
противоречия характерны для всех
возрастов, но приобретают специфику в
зависимости от возраста, в котором
проявляются. Разрешение противоречий
происходит через формирование более
высоких уровней деятельности. В результате
личность переходит на более высокую
ступень развития. Потребность
удовлетворяется, противоречие снимается.
Но удовлетворенная потребность рождает
новую потребность, более высокого
порядка. Одно противоречие сменяется
другим – развитие продолжается.
В
процессе обучения и воспитания общие
противоречия конкретизируются. Это
противоречия между требованиями к
воспитанникам и их подготовленностью
к восприятию и реализации этих требований;
между воспитательными воздействиями
и сопротивлениям к ним.

В
педагогическом процессе проявляются
также противоречия, связанные с условиями
развития общества, и противоречия,
возникающие как следствие недостатков
в процессе обучения и воспитания.

Изменения личности в процессе развития

 

В
каких же отношениях развивается человек?

  1. Человек
    развивается физически.

Это
заметно каждому. Изменяется вес, рост
ребенка, причем наиболее интересно это
происходит в первые годы его жизни. Так,
с момента рождения и до поступления в
школу его рост увеличивается на 50-60 см.,
в последующие 6 лет – на 25-35 см., а затем
на 18-23 см. Растет вес головного мозга: к
семилетнему возрасту он увеличивается
более чем в 3 раза и достигает 93% веса
головного мозга взрослого человека.
Наращивается ловкость, сила, приобретаются
умения совершать особые виды движений.

  1. Развивается
    человек и в физиологическом отношении.

По
мере взросления совершенствуются
физиологические процессы, протекающие
в организме. Значительно усложняется
и стабилизируются к концу школьного
обучения кровообращение, пищеварительные
процессы, процессы нервной деятельности.
Особое значение имеют процессы,
определяющие половое развитие и
созревание. К окончанию средней школы
многие физиологические процессы
приближаются по своему развитию к уровню
функционирования взрослого человека,
но рост и развитие продолжаются до 24-25
лет.

  1. Значительные
    изменения происходят в психике человека.

Изменяется
скорость протекания психических
процессов, формируется характер,
развивается воля. Характерны показатели
развития восприятия у детей. Точность
различения цветов с 6 до 14 лет увеличивается
в 2 раза. Способность различения высоты
звуковых тонов с 6 до 14 лет возрастает
в 4 раза. Развивается память и мышление:
память от механической к смысловой и
логической: мышление от конкретного
(наглядно – образного) к абстрактному.
Развивается воображение, внимание,
эмоции и т.д.

  1. Развитие
    человека в социальном отношении.

Развитие
человека в социальном отношении
характеризуется главным образом
усложнением отношений с людьми, обществом,
с самим собой. Взаимодействие человека
с обществом обозначается понятием
социализация.
Понятие
о социализации как процессе полной
интеграции
личности в социальную систему, в ходе
которой происходит ее приспособление,
сложилось в американской социологии
(Т. Парсонс, Р. Мертон.). В данной школе
социализация раскрывается через понятие
адаптация.
Адаптация
означает приспособление личности к
условиям среды, где происходит ее
жизнедеятельность. Результатом социальной
адаптации является приспособленность
личности к различным социальным
ситуациям, к микро и макро — группам. То
есть человек приспосабливается к
культурным, психологическим, социальным
факторам.
Иначе осмысливается сущность
социализации в гуманитической психологии,
представителями которой являются А.
Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация
представлена как процесс самоактуализации
«Я – концепции», самореализации личностью
своих потенций и творческих способностей,
как процесс преодоления негативных
влияний среды, мешающих саморазвитию
и самоутверждению личности. Здесь
личность рассматривается как субъект,
как продукт самовоспитания.
Эти два
подхода не противоречат друг другу, а
определяют двусторонний характер
социализации.
Действительно общество
с целью воспроизводства социальной
системы, сохранения своих социальных
структур стремится сформировать
социальные стереотипы и стандарты
(групповые, классовые, этнические,
профессиональные и др.), образцы ролевого
поведения. Чтобы не быть в оппозиции к
обществу, личность усваивает этот
социальный опыт путем вхождения в
социальную среду. Тенденция социальной
типизации личности и позволяет
рассматривать социализацию как процесс
адаптации и интеграции человека в
обществе путем усвоения социального
опыта, ценностей, норм, установок,
присущих как обществу в целом, так и
отдельным группам. Однако в силу своей
природной активности личность сохраняет
и развивает тенденцию к автономии,
независимости, свободе, формированию
собственной позиции, неповторимой
индивидуальности.
Следствием действия
этой тенденции является развитие и
преобразование не только самой личности,
но и общества. Данная тенденция
характеризует социализацию как процесс
саморазвития и самореализации личности,
в ходе которого происходит не только
актуализация усвоенной системы социальных
связей и опыта, но и создание новых, в
том числе и личного, индивидуального
опыта.

 

Вывод:

Сущностный
смысл социализации раскрывается на
пересечении таких ее процессов, как
адаптации, интеграции, саморазвития и
самореализации. Диалектическое их
единство обеспечивает оптимальное
развитие личности на протяжении всей
жизни человека во взаимодействии с
окружающей средой.

Высшее образование БГПУ

Тест для самоконтроля качества усвоения темы «Предмет психологии развития»

ТЕСТ  ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ»

 

1. Предметом психологии развития является изучение: 

Ответы:

— Развития психики 

— Развития психики в детстве 

+ Возрастной динамики психических процессов и психологических свойств личности 

+ Условий, движущих сил и законов психического развития

 

 2. Процесс развития человека включает изменения: 

Ответы:

 — Когнитивных процессов и свойств личности

 — Анатомо-физиологические, когнитивных процессов и свойств личности

+ Социальные, анатомо-физиологические, когнитивных процессов и свойств личности

 

3. Универсальные изменения – это изменения:

Ответы:

 — Общие в развитии человека и животных

+ Общие для всех людей, независимо от их социально-культурных, половых различий

— Общие для конкретной социально-культурной группы людей

 

 4. Процесс развития включает:

Ответы:

— Качественные изменения 

— Количественные и качественные изменения

— Количественные изменения

+ Количественные и качественные изменения, преемственно следующие друг за другом

 

5. Развитию как процессу присущи изменения:

Ответы:

— Только прогрессивные (эволюционные) 

+ Как прогрессивные (эволюционные), так и регрессивные (инволюционные) 

— Только регрессивные (инволюционные) 

— В первой половине онтогенеза — прогрессивные (эволюционные), а во второй — регрессивные (инволюционные) 

 

6. Какой из ниже перечисленных процессов не относится к развитию:

Ответы:

— Созревание

— Дифференциация  

+ Запоминание 

— Запечатление 

 

7. Процессом, направленным на целенаправленное усвоение определенных знаний, моделей поведения, социальных норм является: 

Ответы:

 — Идентификация

+ Научение 

— Социализация 

— Интеграция 

8. Наиболее общим понятием, характеризующим онтогенез человека, является:

Ответы:

+ Жизненный путь

 — Время жизни

— Жизненный цикл

 — Возрастной период 

 

9. Понятию когорта больше соответствует такое понятие, как:

Ответы:

— Возрастная стадия

+ Возрастная группа

— Возрастная стратификация 

— Возрастной символизм

 

10. Какая из приведенных ниже задач, не характерна для психологии

% PDF-1.4
%
709 0 obj>
endobj

xref
709 256
0000000016 00000 н.
0000006407 00000 н.
0000006491 00000 н.
0000006681 00000 п.
0000009749 00000 н.
0000010311 00000 п.
0000010347 00000 п.
0000010394 00000 п.
0000010441 00000 п.
0000010488 00000 п.
0000010535 00000 п.
0000010581 00000 п.
0000011099 00000 п.
0000011176 00000 п.
0000011251 00000 п.
0000012709 00000 п.
0000013882 00000 п.
0000015026 00000 п.
0000015291 00000 п.
0000016485 00000 п.
0000017821 00000 п.
0000019070 00000 п.
0000019449 00000 п.
0000019813 00000 п.
0000020305 00000 п.
0000020736 00000 п.
0000021271 00000 п.
0000021675 00000 п.
0000021725 00000 п.
0000021956 00000 п.
0000022282 00000 п.
0000022774 00000 п.
0000023071 00000 п.
0000024316 00000 п.
0000026294 00000 п.
0000028964 00000 п.
0000036650 00000 п.
0000038672 00000 п.
0000043885 00000 п.
0000051396 00000 п.
0000055253 00000 п.
0000055741 00000 п.
0000055911 00000 п.
0000056090 00000 п.
0000056274 00000 п.
0000056453 00000 п.
0000056655 00000 п.
0000057244 00000 п.
0000057532 00000 п.
0000057750 00000 п.
0000057939 00000 п.
0000058336 00000 п.
0000058552 00000 п.
0000058728 00000 п.
0000059047 00000 п.
0000059589 00000 п.
0000059801 00000 п.
0000060192 00000 п.
0000060720 00000 п.
0000060932 00000 п.
0000061156 00000 п.
0000061616 00000 п.
0000062135 00000 п.
0000062353 00000 п.
0000062600 00000 п.
0000062913 00000 п.
0000063160 00000 п.
0000063426 00000 п.
0000063611 00000 п.
0000063997 00000 н.
0000064202 00000 п.
0000064454 00000 п.
0000064639 00000 п.
0000065005 00000 п.
0000065350 00000 п.
0000065599 00000 п.
0000065845 00000 п.
0000066091 00000 п.
0000066347 00000 п.
0000066591 00000 п.
0000066849 00000 п.
0000067020 00000 п.
0000067235 00000 п.
0000067425 00000 п.
0000067631 00000 п.
0000067807 00000 п.
0000067975 00000 п.
0000068242 00000 п.
0000068477 00000 п.
0000068717 00000 п.
0000068929 00000 п.
0000069180 00000 п.
0000069424 00000 п.
0000069662 00000 п.
0000069856 00000 п.
0000070004 00000 п.
0000070206 00000 п.
0000070401 00000 п.
0000070614 00000 п.
0000070837 00000 п.
0000071022 00000 п.
0000071201 00000 п.
0000071383 00000 п.
0000071595 00000 п.
0000071819 00000 п.
0000072037 00000 п.
0000072219 00000 п.
0000072395 00000 п.
0000072675 00000 п.
0000072913 00000 п.
0000073143 00000 п.
0000073391 00000 п.
0000073649 00000 п.
0000073986 00000 п.
0000074755 00000 п.
0000075030 00000 п.
0000075331 00000 п.
0000075653 00000 п.
0000075983 00000 п.
0000076319 00000 п.
0000076543 00000 п.
0000076725 00000 п.
0000076892 00000 п.
0000077071 00000 п.
0000077256 00000 п.
0000077440 00000 п.
0000077622 00000 п.
0000077807 00000 п.
0000077986 00000 п.
0000078418 00000 п.
0000078774 00000 п.
0000078956 00000 п.
0000079499 00000 п.
0000079926 00000 н.
0000080474 00000 п.
0000080905 00000 п.
0000081384 00000 п.
0000081728 00000 п.
0000082059 00000 п.
0000082338 00000 п.
0000082698 00000 п.
0000083066 00000 п.
0000083341 00000 п.
0000083697 00000 п.
0000083885 00000 п.
0000084058 00000 п.
0000084240 00000 п.
0000084428 00000 п.
0000084610 00000 п.
0000084801 00000 п.
0000084986 00000 п.
0000085180 00000 п.
0000085564 00000 п.
0000085752 00000 п.
0000086131 00000 п.
0000086328 00000 п.
0000086694 00000 п.
0000087079 00000 п.
0000087487 00000 п.
0000087889 00000 н.
0000088345 00000 п.
0000088850 00000 п.
0000089381 00000 п.
0000089934 00000 н.
0000090495 00000 п.
0000091059 00000 п.
0000091628 00000 п.
0000092213 00000 п.
0000092779 00000 п.
0000093138 00000 п.
0000093491 00000 п.
0000093626 00000 п.
0000093974 00000 п.
0000094112 00000 п.
0000094597 00000 п.
0000095089 00000 п.
0000095565 00000 п.
0000096055 00000 п.
0000096535 00000 п.
0000097021 00000 п.
0000097504 00000 п.
0000097951 00000 п.
0000098422 00000 п.
0000098894 00000 п.
0000099357 00000 п.
0000099819 00000 н.
0000100274 00000 н.
0000100731 00000 н.
0000101179 00000 п.
0000101626 00000 н.
0000102061 00000 н.
0000102500 00000 н.
0000102926 00000 н.
0000103352 00000 п.
0000103672 00000 п.
0000103925 00000 н.
0000104230 00000 н.
0000104452 00000 п.
0000104664 00000 н.
0000104847 00000 н.
0000105076 00000 н.
0000105463 00000 п.
0000105845 00000 н.
0000106256 00000 н.
0000106671 00000 н.
0000107077 00000 п.
0000107489 00000 н.
0000107898 00000 п.
0000108303 00000 н.
0000108715 00000 н.
0000109123 00000 п.
0000109532 00000 н.
0000109917 00000 н.
0000110551 00000 п.
0000110937 00000 н.
0000111363 00000 н.
0000111748 00000 н.
0000112134 00000 н.
0000112522 00000 н.
0000112907 00000 н.
0000113331 00000 н.
0000113995 00000 н.
0000114671 00000 н.
0000115109 00000 н.
0000115496 00000 н.
0000115927 00000 н.
0000116312 00000 н.
0000116758 00000 н.
0000117111 00000 н.
0000117302 00000 н.
0000117703 00000 н.
0000118111 00000 п.
0000118500 00000 н.
0000118685 00000 н.
0000119069 00000 н.
0000119477 00000 н.
0000119847 00000 н.
0000120207 00000 н.
0000120560 00000 н.
0000120900 00000 н.
0000121085 00000 н.
0000121497 00000 н.
0000121679 00000 н.
0000122096 00000 н.
0000122278 00000 н.
0000122690 00000 н.
0000122872 00000 н.
0000123276 00000 н.
0000123455 00000 н.
0000123870 00000 н.
0000124748 00000 н.
0000124977 00000 н.
0000131162 00000 н.
0000131410 00000 н.
0000132389 00000 н.
0000005416 00000 н.
трейлер
] >>
startxref
0
%% EOF

964 0 obj> поток
x ڔ R hu%! wmӓr6҄! 8Y \ ulU-2X7G) wI [* Zʘ? #I ZV @ $ AI’c6fk {} {

.

3 человеческих причины глобальных изменений | Глобальное изменение окружающей среды: понимание человеческого фактора

заряда (Hildyard, 1990). В последнее время неутешительная экономическая отдача, сокращение международной помощи и осознание быстрого ухудшения состояния окружающей среды начинают ассоциироваться с изменением приоритетов, и аналитики Всемирного банка и других организаций начинают критически относиться к старой философии развития (Binswanger, 1989; Mahar, 1988; Schneider). , 1990).

Роль роста населения Легко увидеть, что средний прирост населения Бразилии составляет 2 человека.8 процентов в 1970-х годах как источник земельного голода и миграции, увеличивая население Амазонки на 6,3 процента ежегодно (Browder, 1988). Однако в этот период наблюдалось более сильное перемещение населения из уже заселенных внутренних районов в города в сочетании со значительным естественным приростом в городских районах. Снижение плотности сельского населения отражено во фразе « Quando chega o boi, o homen sai, » (когда прибывает скот, мужчины уходят) (Browder, 1988: 254). Обширная вырубка леса на границе отражает давление населения и потребности в продовольствии за пределами местного региона в сочетании с отсутствием давления населения на местном уровне (Деневан, 1981).

Альтернативные фьючерсы на Амазонию

Пример Амазонки иллюстрирует разницу между интенсивным и экстенсивным использованием земель в тропических лесах. Таблица 3-9 дает сводное представление крайностей этих закономерностей, представленных как идеальные типы (фактическое землепользование почти всегда имеет черты обоих типов). Амазонский лес издавна населен народами, которые использовали сочетание этих стратегий для поддержки своей экономики.Коренные народы сочетали относительно обширные стратегии, такие как временное или сменное культивирование с последующим естественным восстановлением леса, охотой и сбором рассредоточенной дичи, рыбы и диких пищевых растений с более интенсивным земледелием на аллювиальных речных и других почвах с высоким возобновляемым плодородием. Совсем недавно как коренные американцы (Posey, 1989; Prance, 1989), так и иммигранты, такие как сборщики каучука, поддерживали лес с помощью стратегии смешанного управления, которая имитирует, а не заменяет биологически разнообразную природную среду (Browder, 1989).

Современные формы землепользования, наиболее вовлеченные в вырубку лесов — животноводство, земледелие, лесозаготовка и другие промышленные применения — являются экстенсивными и быстро расширяющимися, зависят от рынка и капитала, специализируются на одном или нескольких товарах и механизированы или экономят труд. Некоторые обозреватели указывают на современную страту-

.

.

4 Человеческие последствия и ответные меры | Глобальное изменение окружающей среды: понимание человеческого фактора

потенциальных затрат; те, кто твердо верит в способность человеческой изобретательности решать жизненные проблемы, выстраиваются в линию против тех, кто боится того, что поставлено на карту; те, кому выгоден исход, выстраиваются против тех, кто проигрывает. Столкнувшись с выбором, одни предпочитают международные решения глобальным проблемам, другие считают национальные действия более осуществимыми; одни выступают за рыночную адаптацию, другие — за действия сообщества вне рынка и государства; одних привлекают масштабные технологические решения, другие видят в них лекарства, которые могут быть хуже самой болезни.Короче говоря, дискуссии касаются не только функционирования человеческих и экологических систем, но и политических и экономических интересов, противоречивых ценностей и верований, различных предположений о будущем и различных суждений об устойчивости перед лицом неожиданностей.

Исследования конфликтов Исследования экологических и технологических конфликтов являются важной частью социальных исследований конфликтов (например, Nelkin, 1979; Mazur, 1981; Freudenburg and Rosa, 1984; Jasper, 1988; Clarke, 1989).Проблемы глобального изменения окружающей среды обладают всеми чертами, характерными для самых сложных технологических противоречий: осознание человеческого влияния на опасности, серьезные возможности наихудшего случая, возможность широко распространенных и непреднамеренных побочных эффектов, отсроченные эффекты, которые нелегко отнести к конкретным причинам, и отсутствие индивидуального контроля над воздействием (Национальный исследовательский совет, 1989b: 57-62).

Социальные науки могут помочь пролить свет на природу экологических противоречий и оценить способы их разрешения.Социологи, заинтересованные в экологической политике, изучали условия, формирующие и способствующие разрешению экологических споров, а также роль научных, правительственных и средств массовой информации в процессе принятия решений (например, Dietz and Rycroft, 1987; Gould et al., 1988; Jasanoff, 1990; Nelkin, 1979, 1988; Национальный исследовательский совет, 1989b). Некоторые начали рассматривать различные способы, которыми изменение окружающей среды может привести к конфликтам с потенциалом насилия (например, Homer-Dixon, 1990).

Социологи, специализирующиеся на конфликтах, разработали обобщения, которые можно было бы более тщательно применить к экологическим конфликтам. Например, конфликты могут быть основаны главным образом на идеологии, интересах или понимании (Aubert, 1963; Glenn et al., 1970; Rapoport, 1960, 1964; Hammond, 1965; von Winterfeldt and Edwards, 1984; Syme and Eaton, 1989). , и разные типы конфликтов имеют тенденцию уступать место разным тактикам разрешения (например, Druckman and Zechmeister, 1973; Druckman et al., 1977). Определение среды-

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.