Изменение отдельных аспектов поведения установок и убеждений партнеров: Глава 11 Обуздание чувств и изменение установок. НЛП [Современные психотехнологии]

Глава 11 Обуздание чувств и изменение установок. НЛП [Современные психотехнологии]

Глава 11

Обуздание чувств и изменение установок

Обуздание чувств

Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему-либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении – в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получаться ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хорошей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить… Естественно, ваши действия при этом будут гораздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чувства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым радикальным образом.

Эмоциональные переключатели

Прежде всего давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства.

Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выражение лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) – могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огромное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в некоторых критических ситуациях.

Упражнение

Как поднять свое настроение за одну минуту

Чем увереннее вы будете чувствовать себя при использовании своего субъективного опыта, своих внутренних представлении, тем лучше вы сумеете управлять своими чувствами и поведением. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Оцените свое нынешнее состояние (самочувствие и настроение) по десятибалльной шкале. Наивысшая оценка – десять – означает, что вам никогда еще не было так хорошо, а самая низкая оценка, наоборот, говорит о том, что вам никогда еще не было так плохо.

2. Восстановите в памяти какой-нибудь из наиболее приятных моментов в своей жизни, например, когда вам удалось сделать что-то действительно стоящее. Или когда вы получили особое признание своих заслуг (или когда вы по какой-либо иной причине чувствовали себя на седьмом небе от счастья). Постарайтесь восстановить свои переживания как можно более полно. Начните со зрительных образов, затем вспомните звуки и все другие ощущения, связанные с этим приятным событием в вашей памяти. Соберите все свои впечатления вместе и насладитесь ими в полной мере, как будто вы вновь оказались в уже прошедшем времени.

3. Осторожно перенеситесь в настоящее время и вновь оцените свое состояние.

Весьма вероятно, что после выполнения этого упражнения ваше самочувствие заметно улучшится. Таким образом, вы убедитесь, что можете сознательно влиять на свое эмоциональное состояние. Если у вас все же остались некоторые сомнения (например, если изначально вы и так находились в состоянии эйфории), повторите это упражнение, но на этот раз вспомните что-нибудь исключительно неприятное и понаблюдайте за своим состоянием. Вывод крайне прост: вы вполне можете контролировать собственные эмоции, если считаете это нужным и знаете, как это сделать.

Чувства и физиология

Чувства имеют еще одну важную особенность, которая дает возможность их контролировать: они довольно тесно связаны с нашим телом. Когда вы заняты какими-то подсчетами или логическими умозаключениями (то есть когда работает в основном левое полушарие головного мозга), ваше лицо неминуемо принимает непроницаемое выражение, как у игрока в покер. Переживаемые вами чувства отражаются на многих физиологических характеристиках: частоте пульса и дыхания, высоте и тембре голоса, нюансах языка тела и т. д. Итак, даже на базовом уровне существует тесная связь между чувствами и физиологией, причем эта связь носит взаимный характер. Ваши чувства влияют на тело, и, наоборот, состояние тела влияет на то, как вы себя чувствуете. Попробуйте, например, воспроизвести поведение и физиологические характеристики человека, который чувствует себя несчастным, включая его позу и выражение лица. Через некоторое время вы и сами почувствуете себя несчастным. Или же, наоборот, попробуйте сделать так, чтобы почувствовать себя счастливым человеком. Итак, настроение можно изменить, направив мысли в другое русло (это в вашей власти), или изменив поведение (это также в вашей власти), или же – используя оба способа. Теперь вы сможете подкреплять свои действия, направленные на достижение определенной цели, позитивными, побуждающими двигаться дальше чувствами. А они, в свою очередь, будут зависеть от того, что и как вы делаете.

Изменение установок и убеждений

Наши привычные чувства могут легко трансформироваться в некие глубоко укоренившиеся взгляды на различные стороны жизни, которые практически постоянно оказывают влияние на различные аспекты нашего поведения. Поэтому изменение стратегии мышления (скажем, если вы станете более оптимистично, позитивно относиться к жизни) может самым радикальным образом повлиять на всю вашу деятельность. Отношение к миру, как и эмоции, зависит от нашей интерпретации ситуации. Даже появление еле заметного облачка где-то на горизонте можно истолковать совершенно по-разному, в зависимости от того, оптимист вы или пессимист. НЛП расценивает все наши интерпретации собственного поведения как «оправдания». Каждый наш поступок имеет под собой некое оправдание. Что бы мы ни делали, мы нуждаемся в каком-то объяснении или обосновании своих действий, нравятся нам эти действия или нет. Точно так же существуют свои оправдания наших настроений, убеждений, подходов или самооценки. Если вы пролили кофе на скатерть, это можно объяснить тем, что вы переработали и устали, что-то отвлекло ваше внимание, что вы вообще неуклюжий или же просто совершенно несерьезный человек.

А можно подумать, что вы, возможно, были слишком сконцентрированы на важных мыслях о своей работе или увлечены какой-то своей фантазией. Все имеет свое истолкование или оправдание, характер которого определяется (сознательно или бессознательно) всем комплексом наших убеждений, представлений о жизненных ценностях и о самом себе. Итак, большая часть наших действий носит привычный характер, как правило, они не требуют никаких сознательных усилий, поскольку такой же характер имеют наши убеждения и представления. В итоге получается, что привычные мысли и действия взаимно определяют и питают друг друга. Мы всегда будем склонны поступать в соответствии со своими убеждениями, и, наоборот, наши убеждения отражают характерные черты нашего поведения.

Оправдания

Интерпретации, или оправдания, по существу, определяют собой качество нашей жизни. В самом деле, нас постоянно как бы направляет некий внутренний интерпретатор. Но, прежде чем говорить о способах изменения этого внутреннего интерпретатора, затронем некоторые, имеющие к нему отношение, важные принципы. Каждое оправдание имеет три следующие основные характеристики: степень постоянства, степень конкретности и величину доли личностного компонента. Эта простая модель была впервые описана в фундаментальных работах Мартина Селигмана, посвященных изучению влияния оправданий на поведение человека. Прежде всего, обратите внимание на различия между этими характеристиками, а затем, когда будете выполнять упражнение, выберите то оправдание, которое в наибольшей степени подходит для вашего случая.

Степень постоянства

Оправдание может носить временный или постоянный характер. Такие заявления, как «Все кончено» или «Ты никогда это не доделаешь», являются типичными примерами интерпретаций, имеющих окончательный характер. Напротив, такие выражения, как «Получилось не так, как мы ожидали» или «Случай упущен», носят в большей степени временный характер. Имеется в виду, что здесь остаются какие-то возможности для изменения в будущем и не все еще потеряно.

Степень конкретности

Оправдания могут носить общий или конкретный характер. Можно привести следующие примеры оправданий общего характера: «Я ничего не могу продать», «Учителя все такие высокомерные», «Я – законченный неудачник». Помните, при анализе мета-модели в главе 9 мы говорили о роли обобщающих выражений? Примером конкретных оправданий могут быть следующие выражения: «Мне не удалось в этом случае продать то-то и то-то» или: «На этот раз я потерпел неудачу». С позицией «На этот раз я потерпел неудачу» наш мозг вполне может справиться, а вот позиция «Я – законченный неудачник» не оставляет никакой надежды. Помимо всего, последнее высказывание является ярким примером «самоисполняющегося» утверждения.

Величина роли личностного компонента

Оправдания могут носить личный или безличный характер. «Я – ужасный неряха», «Я – безответственный человек», «Это я во всем виноват» – все это примеры интерпретаций личного характера. Их безличными эквивалентами могли бы быть следующие выражения: «То, что я делал, получилось неаккуратно», «Мои действия в данном случае были безответственными», «Моя вина состоит в том-то и том-то». Во втором случае вы занимаете более объективную и конкретную позицию по отношению к своему поведению. Теперь вы можете подумать, как следует изменить свое поведение в будущем и стоит ли вообще это делать.

Оправдания временного, конкретного и безличного характера оказывают на наше поведение гораздо меньшее влияние.

чем оправдания постоянного, общего и личного характера. Как вы уже имели случай убедиться на примере мета-модели, поверхностная структура языка довольно часто бывает иррациональной и неточной, поэтому без особого труда можно придать оправданиям как можно менее постоянный, менее общий и менее личный характер. В этом случае вы не только почувствуете себя лучше и не только более объективно отнесетесь к своему поведению, которое вам не совсем нравится, но и сможете разрушить (изменив характер оправданий) порочную связь между «самоисполняющимися» утверждениями и оправданиями, которые в значительной мере способствуют возникновению мрачных прогнозов относительно самих себя.

Упражнение

Ваш «внутренний интерпретатор»

НЛП предлагает вам эффективный способ изменения своего поведения.

Вы сможете заставить вашего внутреннего интерпретатора работать на вас. При выполнении этого упражнения постарайтесь использовать свое воображение так, как это делает ребенок. Помните, что вы имеете дело с собственным подсознанием, а поэтому обращение к логическому, рациональному (пусть даже и с самой безобидной критикой), скорее всего, не даст никакого эффекта. Вам придется соприкоснуться с такими сторонами своей личности, которые обычно остаются в тени и поэтому с трудом поддаются изучению.

1. Вспомните то время, когда у вас что-то получалось не так, как было задумано.

2. Спросите сами себя, чем это можно объяснить. Внимательно прислушайтесь к своему «внутреннему интерпретатору» и запишите все, что услышите. При этом постарайтесь определить, откуда: извне или изнутри идет этот «голос».

3. Повторите первые два шага на примере двух других эмоционально значимых для вас событий.

4. Теперь посмотрите свои записи и дайте характеристики трем описанным вами интерпретациям. В чем их сходство, а в чем различие?

5. Трансформируйте эти оправдания таким образом, чтобы они стали более оптимистичными. Придайте им временный, конкретный, безличный характер и тем самым отделите себя от собственного поведения.

6. Постарайтесь определить пространственное расположение вашего внутреннего интерпретатора. Возможно, для этого вам придется проделать это упражнение еще раз. Располагается ли источник ваших оправданий каждый раз в одном и том же месте?

7. Поймите, что ваш внутренний интерпретатор – неотъемлемая часть вас самих. Он помогает вам понимать мир. Оцените его заботу. Вы должны быть благодарны ему за то, что находитесь именно там, где вы есть.

8. А теперь используйте свои внутренний интерпретатор для того, чтобы придать еще более позитивный характер оправданиям трех описанных вами ситуаций. Возможно, вам придут на ум какие-то новые варианты интерпретаций.

9. Представьте себе, что голос исходит из вашего локтя и становится таким же, как у известного телеведущего! А теперь попробуйте мысленно передвинуть источник звука к своему мизинцу. Пусть на этот раз голос будет более дружественным – например, как у хорошо знакомого вам десятилетнего ребенка или вашего любимого персонажа из старого мультфильма. Прислушайтесь к тому, как этот голос произносит новые оптимистические оправдания. Постарайтесь определить, что вы чувствуете в отношении каждого из трех описанных ранее эмоционально значимых для вас эпизодов с учетом их новых истолкований. Насладитесь своими ощущениями.

10. Позвольте вашему внутреннему интерпретатору вернуться на то место, где он находился вначале, или туда, где он лучше всего себя почувствовал, но пусть теперь у него будет тот голос, который показался вам наиболее убедительным и приятным. Предоставьте вашему внутреннему интерпретатору полную свободу, пусть он действует инстинктивно, без всякого насилия с вашей стороны. Какая-то важная мысль может появиться в процессе сознательного анализа ситуации или просто из соображений здравого смысла. Что-то другое может прийти на ум как будто само собой. Если же у вас что-то не получается и вы застряли на какой-то одной интерпретации, почему бы вам не представить себе, что ситуация на самом деле была именно такой, какой вы себе ее представляете? Ведь подсознание иногда самым неожиданным образом реагирует на неординарные, неизбитые приемы.

Давайте рассмотрим конкретный пример. Вот несколько вариантов интерпретаций ситуации, когда крупная сделка сорвалась в последний момент:

– Мы всегда проигрываем из-за цены.

– Это моя самая большая неудача.

– А на что еще можно было надеяться при подобных обстоятельствах?

– Я погиб.

– Больше такая выгодная сделка не подвернется.

– Что ж, где-то найдешь, а где-то потеряешь.

– Я так и знал, что этот контракт от нас ускользнет.

– Это – происки завистников.

– А наше предложение все равно было самое лучшее!

– Не вижу никакого смысла в этих официальных торгах.

– Нам следовало бы приложить больше усилий, чтобы не упустить этот шанс.

– Это так похоже на меня: сдаться после такой упорной борьбы! Данные интерпретации отражают разные возможные сценарии. В реальной жизни даже одно-единственное событие может порождать массу различных оправданий. Возможно, вам захочется попробовать как-то изменить свои интерпретации с помощью описанной выше техники. При этом вы прежде всего должны стараться изменить свой подход к ситуации, что в свою очередь вызовет изменения в вашем поведении. Таким образом, ваши шансы на успех значительно увеличатся. «Это моя самая большая неудача» – такая интерпретация может привести вас в совершенно безнадежное состояние, что может явиться причиной еще больших ошибок и неудач в будущем. Интерпретация «Нам следовало бы приложить больше усилий, чтобы не упустить этот шанс» может, напротив, побудить вас к более активным действиям в следующий раз. У вас есть полная свобода интерпретировать то, что вы делаете, или то, что происходит вокруг, каким угодно образом. И лишь немногие из таких интерпретаций (как те примеры, которые мы привели выше) действительно основываются на фактах – остальные же более похожи на суждения, настроения или убеждения. Все они в одинаковой мере субъективны и потому поддаются изменению – и к тому же с явной для вас пользой. Пусть ваш внутренний голос будет на вашей стороне. Это еще одна техника для изменения поведения путем перемены вашего настроения. Особенно она эффективна по отношению к привычному поведению, которое, как вы знаете, не позволяет вам добиться желаемых результатов («И для чего я все это делаю?») и которое, какие бы вы сознательные усилия не предпринимали, вам не удается изменить. Вы словно заперты в нем. Возможно, что новая интерпретация поможет вам выйти из этого затруднения. В итоге вам не придется отказываться от привычного стиля поведения, точнее, вы достигаете своей цели, но куда более приятным образом. Задавая более позитивную и оптимистичную интерпретацию всему, что делаете, вы сможете стать и более целеустремленным человеком.

Стимулирующие и расслабляющие убеждения

Позитивный подход, как мы уже видели, может дать поразительные результаты, в то время как пессимистические убеждения – просто фантастика! – осуществляются как бы сами собой. Наши убеждения функционируют таким же образом, как и безусловные команды для автоматов. Они определяют собой каждое действие и настроение, от них зависит, в конечном счете, попадем ли мы в цель или промахнемся. Все дело в том, как вы воспринимаете происходящее. И только от вас зависит, какую перспективу выбрать. Убеждение и ценности – это даже более устойчивые компоненты сознания, чем подходы и настроения, которые могут постоянно меняться. Если вы в чем-то убеждены, то и поступаете так, как если бы это было самой подлинной правдой. А потому, если вы будете убеждены в том, что сможете это сделать, что поставленная цель вам по плечу, что вы заслужили ее, – это, в свою очередь, послужит гарантией реальности ее достижения.

Неверное истолкование опыта

Наши убеждения зарождаются в детстве и могут быть результатом влияния авторитетов, повторяющихся ситуаций или же – довольно часто – различных травм. Обычно они представляют собой некоторые генерализации (обобщения) произошедшего в нашем прошлом и основаны на интерпретации приятных или болезненных воспоминаний. В убеждениях воплощаются наши представления о наилучшей стратегии выживания и достижения поставленных целей. Так уж получается, что мы не можем сознательным образом контролировать то, во что верим, каковы бы ни были причины и следствия наших убеждений. Мы забываем о том, что убеждения – не более чем наше восприятие событий, к тому же с ограниченным сроком годности. Но ведем себя так, будто это и есть самая подлинная реальность.

Убеждения придают смысл и значение всем нашим делам и поступкам. Поэтому никакие действительные перемены в поведении не могут не затронуть и его основания – убеждений.

Современные психологические исследования людей, страдающих расстройством множественного раздвоения личности, показали, что при перемещении их сознания от одной личности к другой существенно меняются даже физиологические параметры – вплоть до появления или исчезновения симптомов диабета и гипертонии. Потому, каковы бы ни были причины и истоки наших верований и убеждений, даже если они действуют на уровне подсознания, убеждения есть нечто весьма реальное.

Поверьте в свою цель

Но прежде чем довериться даже самой великой в мире стратегии, вам необходимо поверить, что вам это по плечу. Вера в собственные силы и способность реализовать поставленную цель значат для конечного успеха деятельности гораздо больше, чем все психологические техники и благоприятные внешние обстоятельства вместе взятые. Убеждение в том, что решение проблемы все-таки существует, служит мощнейшей движущей силой и помогает включить столь необходимые подсознательные ассоциации.

Каждому воздается по вере его.

Поверьте в себя

Вера в себя и собственные силы особенно важна, когда речь заходит о личной успешности. Ваше представление о самом себе, самооценка, имеет непосредственное и определяющее влияние на все компоненты поведения. Одна-единственная мысль (например: «Я – хороший организатор» или «Я не умею концентрироваться») способна оказать существенное воздействие на всю вашу деятельность в целом и на ее результаты. В отличие от настроений, которые легко могут меняться на протяжении дня (например, под влиянием встречи с кем-либо), убеждения носят гораздо более устойчивый характер. Убеждения универсального характера, такие как «Жизнь – это…», «Люди таковы, что…», «Я такой, что…», могут оказать самое существенное влияние на наше поведение. Используя привычную аналогию с айсбергом, можно сказать, что поведение – это видимая, надводная часть айсберга, настроения и установки находятся несколько ниже уровня поверхности воды, а ценности и убеждения лежат глубоко под водой. Чем глубже то или иное убеждение, чем в большей степени оно относится к сфере подсознания, тем большее воздействие оказывает это убеждение на наше поведение.

Те, кто игнорирует «подводные» части айсберга, совершают ошибку. Если вы твердо убеждены, что какая-либо чрезвычайно сложная проблема все же имеет решение, это дает вам шанс на то, что решение все-таки будет найдено. Кроме того, следует помнить, что такие утверждения, как, например, «Мне не удаются выступления перед большой аудиторией», как правило, реализуются как бы сами собой. Убеждения оказывают чрезвычайно сильное воздействие на наше поведение, от них зависит успех всех наших начинаний. К счастью, мы можем изменить свои убеждения таким образом, чтобы они в большей степени соответствовали нашим сознательным намерениям.

Верить или не верить в возможность того, чего вы хотите, – зависит только от вас самих. Убеждения обладают свойством сбываться как бы сами собой. Поэтому очень важно заставить убеждения работать на нас – позитивные, побуждающие к действию убеждения способствуют достижению целей без напряжения и без видимых усилий.

Свидетельства верности убеждении

Всегда можно постараться найти свидетельства верности личных убеждений. Например, убеждение «Я привлекательный человек» может быть подкреплено следующими свидетельствами: «Я легко могу завести разговор с незнакомым человеком», «У меня много друзей», «У меня прочный и устойчивый брак», «Я сделал успешную карьеру». Чем больше у нас таких свидетельств и чем в большей степени они подкрепляются чувственным опытом (мы легко можем представить себя делающим это), тем более сильными будут стоящие за ними убеждения. Каждому личному опыту соответствуют свои убеждения, например: «Я – неорганизованный человек» или «Я – настойчивый, уверенный в себе человек». Для того чтобы изменить те или иные убеждения, необходимо изменить множество укоренившихся в вашем сознании правил, всю структуру сознания, иначе одни ваши действия будут вступать в противоречие с другими. Поэтому, для того чтобы определить, действительно ли вы движетесь в желаемом направлении, необходимо сделать следующее:

• четко определить собственные убеждения;

• подумать, способствуют ли они достижению избранной вами цели;

• постараться понять, какие установленные вами правила поведения основываются на данных убеждениях;

• при необходимости замените одни свои убеждения другими, в большей степени соответствующими стоящим перед вами целям.

Определение убеждений

Прежде всего, следует четко определить свои убеждения. Как уже было отмечено, те правила поведения, которые являются логическим следствием убеждений, отражаются, прежде всего, в действиях – от этих правил зависит выбор тех или иных конкретных поступков. Составьте список действий, совершенных вами в течение дня, и подумайте, нельзя ли определить, какое убеждение лежит в основе каждого из этих действий. Например, когда вы холодным зимним утром выбираетесь из теплой постели, за этим действием может стоять убеждение в том, что это первейшая обязанность каждого человека и что, хорошо потрудившись, вы и заработаете хорошо, а также сможете позаботиться о своей семье и принесете пользу своей фирме. Кроме того, в этом случае вас может побуждать к действию стремление упорядочить свою жизнь, желание послужить примером для других и т. п. Определите сами, что из перечисленного имеет к вам отношение.

Теперь вы без труда сумеете проанализировать подобным образом другие действия из вашего списка. Через некоторое время вы заметите, что выявленные вами убеждения начинают повторяться. Это естественно, поскольку их не может быть бесконечное множество (хотя число соответствующих этим убеждениям правил может быть гораздо большим).

Некоторые наиболее типичные примеры негативных убеждений.

• Я неловко себя чувствую в больших компаниях.

• Я чувствую себя одиноким.

• Я плохо запоминаю имена.

• Я легко забываю даже важные вещи.

• Я не могу долго концентрировать свое внимание на чем-либо.

• Я никогда не смогу быть начальником.

• Мне не даются технические дисциплины.

• Я медленно читаю.

• Я такой же упрямый, как и мой отец.

• Я никогда ничего не успеваю сделать вовремя.

Отбор стимулирующих убеждений

На следующем этапе надо решить, насколько вас удовлетворяют собственные убеждения. При этом необходимо помнить, что большинство этих убеждений действует на бессознательном уровне и имеет многолетнюю историю развития. Вы должны ответить себе на главный вопрос – насколько ваши убеждения соответствуют конкретным поставленным вами целям и способствуют их достижению.

Здесь мы имеем дело с так называемыми (в терминах НЛП) стимулирующими и ослабляющими волю убеждениями. Характер убеждения определяется конкретной ситуацией, в которой оно проявляется. Например, такое негативное убеждение, как «Я не могу провести прямую линию», может не оказывать на вашу работу никакого серьезного влияния до тех пор, пока от вас не потребуется умения рисовать или чертить.

Упражнение

Как преобразовать ослабляющие волю убеждения в стимулирующие

Итак, каким же образом можно изменить те убеждения, которые мы определили как ослабляющие волю и затрудняющие продвижение к поставленной цели?

1. Прежде всего, определите, какое из ваших убеждении больше всего ослабляет вашу волю к победе, и подумайте, что вы хотели бы в нем изменить.

2. Затем решите, чем можно заменить это убеждение (желательно, чтобы новое убеждение было выражено в позитивной форме). Удостоверьтесь, что это именно ваше убеждение (а не чье-либо) и что вы в силах его изменить, если захотите. Обратите внимание на то, чтобы ваше новое позитивное убеждение было выражено в динамической, а не в статической форме. Например, лучше считать, что вы совершенствуете свое умение произносить речи на публике, чем утверждать, что вы прекрасный оратор. Проверьте экологию этого утверждения.

3. Приготовьте 6 листов бумаги стандартного формата А4, напишите на них фразы, фиксирующие каждую из шести стадий изменения убеждения: нынешние убеждения, готов к критике, музей прежних убеждений, желаемые убеждения, готов к принятию новых убеждений, святое.

4. Разложите карточки (формата А4) на полу против часовой стрелки.

5. Переходите от одной таблички к другой, пытаясь всякий раз как можно более реалистично представить себе переживания, соответствующие каждой ситуации. Например, вспомните, что вы чувствовали, когда сомневались в каком-нибудь человеке («готов к новым убеждениям»). Или вспомните какое-либо свое прежнее убеждение, которое в настоящее время не оказывает практически никакого влияния на вашу жизнь («музей прежних убеждений»). Вспомните ситуации, в которых проявлялись какие-то особо значимые для вас «святые» убеждения. Такие представления являются своего рода «якорем» для каждой из перечисленных стадий убеждений.

6. Находясь в положении «нынешние убеждения», вновь вспомните убеждение, ослабляющее вашу волю.

7. Теперь переместитесь в положение «готов к критике» и подумайте, какие критические замечания вы можете сделать по поводу этого ограничивающего вас убеждения.

8. Теперь вспомните свои прежние убеждения и вновь представьте себе ослабляющее вашу волю убеждение, но теперь все они – в прошлом.

9. Оставьте эти убеждения там, где они и должны быть – в «музее прежних убеждении», и перейдите к «желательным убеждениям». Представьте, что вы уже обладаете этими убеждениями.

10. Затем переместитесь в позицию «готов к изменению убеждений» и представьте себя готовым к подобному изменению.

11. Вместе со своими новыми убеждениями перейдите к «святому» и при этом отметьте, насколько значимы и приемлемы для вас эти новые убеждения.

12. И наконец, помня о тех ощущениях, которые вы пережили в положении «святое», вновь переместитесь в положение «нынешние убеждения», также отмечая при этом все возникающие ощущения и изменения настроения.

Если вам будет удобнее, измените термины или какие-либо другие детали, следите только, чтобы ни один из основных этапов преобразования убеждений не был пропущен. Важно также помнить о том, что самочувствие неразрывно связано с поведением (и поэтому может измениться вследствие изменения положения тела или физиологических характеристик). Описанное упражнение можно использовать для преобразования практически любого убеждения. Чем более сильными будут ваши переживания на каждом этапе, тем лучших результатов вы достигнете.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Виды деловых коммуникаций — Студопедия

Коммуникативные события так разнообразны, что для их изучения необходима классификация. В зависимости от того, какие критерии берутся за основу классификации, выделяют различные виды коммуникаций.

    
 
  
 

О вербальной и невербальной коммуникации мы уже упоминали на прошлом занятии, поэтому рассмотримостальные виды коммуникаций.

Прямойназываетсякоммуникация, при которой партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица».

Под непосредственнойкоммуникацией понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных(речевых) и невербальныхсредств (неречевых).

Опосредованная коммуникация – это «неполный» контакт, который осуществляется с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

Косвенным называется общение, в процессе которого информация достигает партнера не напрямую, а через действия, направлявшиеся на предметы окружающей среды или других людей. Это означает, что следы нашей деятельности являются информативными для тех, кто потом их увидит или узнает о них от кого-либо. Например, мнение о компании, распространяющееся среди населения формируется не только за счет прямого общения клиентов с руководством фирмы (что происходит нечасто). В основном впечатление об организации складывается на основе информации, полученной косвенным путем (рассказы других людей, внешний вид товара и его упаковки, содержание и эффектность рекламы и пр.)



По содержанию коммуникации подразделяются на познавательную, убеждающую, экспрессивную, суггестивную, ритуальную.

 
 

Цель:расширить информационный фонд партнера

Условия организации
коммуникации:
учет познавательных
возможностей партнера
(интеллекта, опыта, установок на получсние
новой информации)

Коммуникативные
формы:
совещания, семинары, доклады, отчеты, сообщения, лекции, конференции, консультации и проч.

Коммуникативные приемы, средства и технологии:
комментарий, аргументация, анализ, резюмирование, технологии нейро-лингвистического программирования, невербальные средства.
 



Ожидаемый результат: освоение партнером новой информации и применение ее в практической деятельности

    
 
Ожидаемый результат: переориентация целей, установок, взглядов, убеждений
партнера.
 
  

 
 
Цель:сформировать у партнера психоэмоциональный настрой
для побуждения к необходимому действию.

Коммуникативные приемы средства и технологии:
Аудио- , видео и другие художественные средства, образная речь, разнообразие и выразительность мимики, жестов, интонаций, опора на актуальные потребности партнера и пр.
Коммуникативные
формы:
презентации, митинги, шоу, брифинги, «мозговой штурм», демонстрации кино- и видеофрагментов, лозунги, призывы и пр.


Условия организации
коммуникации:
опора на эмоциональную сферу партнера и его каналы восприятия.

 
 
Ожидаемый результат: провоцирование чувств партнера, необходимых
для побуждения его к определенным действиям.

 
 

Цель:оказать на сознание партнера глубокое устойчивое воздействие с целью
изменить его ценностные ориентации, установки, поведение.

Ожидаемый результат: подчинение партнера своей цели через устойчивое
изменение его установок и ценностных ориентаций.
    
  
 
 

Цели делового взаимодействия часто бывают так сложны, что различные его виды переплетаются друг с другом. Например, коммуникация может быть одновременно и познавательной, и убеждающей, и экспрессивной. Но в любом случае взаимодействие в бизнесе направлено на изменение эмоционального состояния и поведения партнера для реализации деловых интересов.

По форме коммуникативного события выделяют переговоры, презентации, совещания и другие. Особенности данных видов коммуникаций связаны с их целями и методами организации, которые подробно описываются в литературе по практической психологии, менеджменту и пр.

Кроме перечисленных видов можно разделить коммуникации на формальные (деловые) и межличностные.

Формальные коммуникации (на уровне социальных ролей) — начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуются исполняемой ролью, в зависимости от места, которое занимает партнер в обществе.

Из формальных можно выделить деловые и светские коммуникации.

Деловые коммуникации направлены на достижение какой-то предметной договоренности. У деловых коммуникаций (в отличие, например, от светских) всегда есть цель, связанная с бизнесом.

Светские коммуникации способствуют созданию благоприятного имиджа, а также позволяют установить первичный контакт между партнерами.

Под межличностными коммуникациями подразумевается общение двух конкретных личностей, обладающих индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения.

Важно отметить, что на успешность деловых коммуникаций влияют и коммуникации в межличностной сфере (например, когда складываются определенные человеческие отношения между партнерами по бизнесу).

В то же время, существует и обратное влияние. Деловые коммуникации, в свою очередь, в многом определяют характер межличностного взаимодействия.

ПОВЕРЬТЕ МНЕ НА СЛОВО. Социальное влияние

• «А вам понравилось?» Процессы социального сравнения

• Убеждающее сообщение. «Целься!.. Пли!..»

• Представление и предъявление

• Внимание

• Понимание

• Принятие: самое трудное

• Краткий привал на пути к устойчивому убеждению

Попробуйте провести несколько минут у телевизора где — нибудь за неделю до президентских выборов, — и вы увидите в действии общераспространенный тип влияния на людей: передачу убеждающей информации. Послушайте, как торговый агент рассказывает вам о преимуществах покупки ультрамодного автомобиля или первоклассной стереоаппаратуры, — и вновь столкнетесь с тем же типом воздействия. Эта методика — убеждение. Она включает в себя представление аргументов, фактов, доказательств и выводов, призванных показать позитивные последствия рекомендуемого направления действий. С единственной целью — убедить аудиторию предпринять именно эти, рекомендуемые, действия.

В главе 2 мы описывали методы влияния, направленные непосредственно на то, чтобы изменять поведение, без предварительного изменения и установок и убеждений человека. В предыдущей главе мы видели, что при определенных условиях изменение поведения может повлечь за собой изменения установок, убеждениях или, по принципу обратной связи, привести к изменению и того и другого. Рациональное убеждение (persuasion), напротив, является методом воздействия, который начинается с изменения убеждений и знаний, т. е. с изменения когнитивной составляющей установочной системы. Убеждающие сообщения представляют собой информацию, направленную на изменение убеждений. Поскольку в этой системе существует взаимосвязь (установки часто основываются на убеждениях), то изменения в убеждениях должны приводить к изменениям в установках. В свою очередь, новая установка может управлять поведением человека, подвергшегося воздействию убеждающего сообщения.

Предположим, кто — то хочет оказать на вас убеждающее воздействие, имея целью повлиять на ваше отношение к проблеме абортов, — что, зачастую, на самом деле успешно удается как ярым противникам абортов, так и сторонникам свободы выбора в этом вопросе. Убеждающая сторона выстраивает такое сообщение, которое включает в себя аргументы в пользу принятия вами новых убеждений относительно абортов и/или дискредитирует имеющиеся у вас убеждения, отличные от точки зрения тех, кто старается вас убедить. При этом акцент может делаться на тезисе, что трехмесячный плод обладает душой и, следовательно, аборт — вопиющее нарушение религиозных норм. Кроме того, может быть высказано мнение, что трехмесячный плод — живое, чувствующее человеческое существо. Также убеждающая сторона может постараться внушить вам, а иногда просто дополнительно подкрепить уже имеющуюся у вас убежденность в том, что аборты разрушительно влияют на психическое и физическое состояние женщины. В основе этих попыток лежит представление о том, что изменение убеждений влечет за собой изменение установок (Ajzen and Fishbein, 1980).


Все эти рассуждения звучат весьма разумно, и, вероятно, именно поэтому большинство из нас в первую очередь вспоминает подобные примеры убеждающего воздействия всякий раз, когда речь заходит о феномене влияния. Действительно, в нашем обществе, где вербальная коммуникация играет столь значительную роль, убеждающие обращения служат, как правило, основным рычагом влияния. Узнав о ваших разногласиях с задушевным другом, другой ваш друг, возможно, посоветует поговорить с ним по душам: «До него постепенно дойдет. Я просто уверен в этом». Опросы показали, что при необходимости добиться того или иного поведения от других люди чаще всего указывали на рациональные стратегии (приведение логических и личных доводов, ссылки на мнение экспертов и т. п.), как на средство достижения этой цели. Замечено, что убеждающие доводы в качестве тактики влияния действеннее, чем подкуп, лесть, угрозы или применение силы. Одно лишь простое действие — спросить человека, чем он живет и к чему стремится, — зарекомендовало себя как наиболее популярный и социально приемлемый способ добиться расположения и потенциального согласия с собственной позицией (Rule and Bisanz, 1987). В попытках повлиять на подчиненных, а также на начальство, служащие используют «рациональные» приемы убеждения чаще, чем какую — либо другую тактику (Yukl and Fable, 1990). Порой даже люди, связанные длительными любовными отношениями, пользуются методами рационального убеждения, дабы повлиять друг на друга (Fable and Peplau, 1980). Мы могли бы сказать, что сила любви зачастую зависит от силы положительного убеждения.

Вера в силу убеждающей информации едва ли является чем — то новым. Более чем 2000 лет тому назад Аристотель в своем произведении «Риторика» попытался сформулировать принципы убеждения. Аристотель определил, из каких именно компонентов складываются убеждающие сообщения, причем важность этих компонентов была подтверждена научной психологией в нынешнем веке. Он красноречиво описал «характер говорящего», «склад ума» публики и «самое речь», представив их факторами, от которых зависит успех воздействия на аудиторию убеждающей информации (Petty and Cacioppo, 1981). Наличие триады факторов («кто» говорит, «кому» и «что» именно), ставшей предметом большинства современных исследований механизмов убеждения, достаточный повод считать, что рациональное убеждение — дело не из легких. Даже если речь идет о самых простых и обыденных вещах, на то, изменит ли Слушатель свое мнение под влиянием вдохновенной речи Оратора, влияет множество переменных.

Одни речи имеют огромный успех, тогда как другие заканчиваются провалом. Как описывалось в главе 1, выступления Мартина Лютера Кинга и Рональда Рейгана оказывали большое воздействие отчасти потому, что эти деятели понимали, каким образом следует преподнести то, что они хотят сказать. Метод рационального убеждения срабатывает тогда, когда в пользу отстаиваемой точки зрения высказывается дружный хор, используя для этого все доступные средства массовой информации. Понятно, что информация о вреде курения, исходящая от Министерства здравоохранения, от Американского онкологического общества и от других служб, оказала неоспоримое влияние на людей (Surgeon General, 1983). В конце резкая критика в адрес программы ограничения стратегических вооружений ОСВ — П, прозвучавшая со стороны военных специалистов и дипломатов, по всей видимости, несколько охладила общественное мнение относительно этого договора (Page et al., 1987). И, разумеется, каждый может припомнить ситуации, когда во время дружеской беседы сила аргументов собеседника заставляла нас принять его точку зрения и, возможно, позднее стать убежденным сторонником этой новой позиции.

Тем не менее мы также можем вспомнить и неудачные попытки убедить нас в чем — либо. Например, авторам этой книги, вполне уверенным в правильности своих рассуждений о несомненной пользе старательного отношения к учебе, отнюдь не всегда удавалось вдохновлять студентов. Как мы помним по предыдущей главе, логические доводы и чтение нотаций мало изменили отношение детей к телепередачам, в которых показывается насилие, а также к подражанию этому насилию. И наконец, телевизионные и радио — ролики, специально изготовленные с целью убедить сексуально активную часть аудитории пользоваться презервативами, тем самым предохраняя себя от заражения вирусом СПИДа, имели лишь относительный успех. Несмотря на всю основательность доводов относительно этой, в буквальном смысле жизненно важной, проблемы, существенная часть населения все же продолжает вести себя непростительно легкомысленно (Aronson, 1991).

А может быть, исход убеждающего всегда непредсказуем, и его успешность — дело случая? Нет, это не совсем так. Мы можем выделить ряд принципов, определяющих эффективность убеждающих призывов в одной ситуации и неэффективность в другой. В этой главе мы рассмотрим принципы, которые делают существующие средства коммуникации эффективным инструментом социального влияния.

Наша первая задача — рассмотреть принципы социального сравнения, т. е. процессов, посредством которых мы осуществляем активный поиск убеждающей информации. Затем мы обратимся к той части потока убеждающей информации, что сама находит нас. И хотя такой информации огромное количество, лишь относительно небольшой ее процент действительно влияет на нас. Мы увидим, что эффективность убеждающей информации зависит от того, соблюдается ли необходимая последовательность этапов ее обработки. Вообще говоря, если некое сообщение подвергает изменениям имеющуюся у нас установку, это значит, что данное сообщение было нам предъявлено, мы обратили на него внимание, восприняли и приняли его на вооружение. В этой главе мы поговорим об условиях, необходимых для успешного прохождения этих четырех этапов, — т. е. о членах упомянутой выше триады: «кто», «что» и «кому» (а также «когда»). В следующей главе мы продолжим наш анализ процесса убеждающего воздействия, исследуя два дальнейших этапа: закрепление новой установки и ее перенос в поведение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Восприятие партнера по общению называется — FINDOUT.SU

· симпатией

Воля является…

· психическим процессом

В ценностно-ориентированных манипулятивных технологиях делового общения мишенью психологического воздействия являются:

· ценностные установки партнера-адресата

Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:

· устной речи

Все люди делятся на:

· все ответы верны (правильный ответ)

· рациональных и иррациональных

· сенсоров и индуистов

· экстравертов и интровертов

Группа, в которой выстраиваются эмоциональные отношения, но совместная деятельность направлена на удовлетворение личных интересов, называется…

· командой

Диалоговая форма общения при отсутствии интереса к личности партнера характерны для … уровня

· формального

Джордж Хоманс является основоположником

· теории обмена

Джордж Мид и Герберт Блумер являются основоположниками

· теории символического интеракционизма  

Закон, в соответствии с которым люди часто автоматически, бессознательно повторяют движения и мимику друг друга, будучи эмоционально включенными в общение, называется …

· законом «отзеркализания»

· этическим законом общения

· законом коммуникации

· законом «психологической подстройки»

Зона общения, предназначенная для общения с большой аудиторией слушателей, называется …

· публичной (более 2,5 м)

Зона общения, предназначенная для самых близких, вызывающих доверие людей, с которыми можно легко перейти к телесному контакту, называется..

· суперинтимной (0-15 см)

Зона общения, предназначенная для людей, с которыми приятно находиться рядом, называется …

· интимной (до 45-50 см)

Зона общения, предназначенная для хорошо знакомых людей или тех, кто интересен и важен, называется …

· личной (до 1,5 м)

Зона для общения с малознакомыми, неблизкими людьми, особенно, если интерес к ним отсутствует. Эта дистанция удобна также для общения с малой группой партнеров (до 7 12 человек)

· социальная (до 2,5м)

Зигмунд Фрейд является основоположником…

· психоаналитической теории

Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются..

· способностями

Изложение причины, ожидаемый результат обращения, выражение готовности к дальнейшему сотрудничеству составляют содержание …

· письма-просьбы

Исходя из основной задачи делового письма, рекламные тексты относятся к типу ..

· документов, рассчитанных на эффект

Исходя из основной задачи делового письма, письмо-запрос относится к типу…

· полезных документов

Изменение отдельных аспектов поведения, установок и убеждений партнеров является целью … презентации

· убеждающей

Информационно-силовое обеспечение манипулятора в манипуляторных технологиях делового общения складывается из совокупного взаимодействия:

· личностно-психологических сил манипулятора

К основным манипулятивным техникам психического воздействия в деловом общении относятся техники: (три ответа)

· «ложного вовлечения»

· запутывания

· скрытого принуждения

К функциям воображения относится…

· образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека и формирование внутреннего плана действий

К психическим процессам относится… (два ответа)

· ощущения

· восприятие

К вербальным средствам коммуникации относятся:

· устная и письменная речь

Коммуникация при которой партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица», называется…

· прямой

Коммуникации, направленные на достижение какой-то предметной договоренности и опосредованные конкретной целью, — это …

· деловые коммуникации

Решение Онлайн тестов — Психология деловых отношений

«Поза льва», когда человек стоит, опираясь на тол обеими руками, как будто нависая над ним и над собеседником, свидетельствует…

— о закрытой коммуникации

— об авторитарности в общении

— о демократичности в общении

— об открытой коммуникации

Стиль речи, основными характеристиками которого являются четкость, точность, сжатость и однозначность, называется…

— публицистическим

— научным

— разговорным

— официально-деловым

— художественным

Ошибки в текстах деловых писем, связанные неразличение слов-паронимов, относится к…

— структурным

— синтаксическим

— лексическим

Зона общения, предназначенная для людей, с которыми приятно находится рядом, называется…

— личной (до 1,5 м)

— социальной (до 2,5 м)

— публичной (более 2,5 м)

— интимной (до 45-50 см)

— суперинтимной (0-15 см)

Общение как процесс обмена информацией называетя…

— взаимодействием

— интеракцией

— коммуникацией

— перцепцией

Переговоры с целью полечения наименьших потерь при проигрыше – это…

— спасительные переговоры

— приспособленческие переговоры

— манипулятивные перговоры

— эгоистические переговоры

Коммуникация, в результате которой происходит провоцирование чувст партнера, необходимых для побуждения его к определнным действиям, называется…

— суггестивная

— познавательная

— ритуальная

— экспресвная

— убеждающая

Художественно оформленная пространственная среда и опра на традиции и нормы являются условиями…

— ритуальной коммуникации

— познавательной коммуникации

— экспрессивной коммуникации

— суггестивной коммуникации

— убеждающей коммуникации

Исходя из основной задачи делового письма, письмо-запрос относится к типу…

— полезных документов

— распорядительных документов

— организационных документв

— документов, рассчитанных на эффект

Естественный контакт «лицо к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (неречевых) – это…

— непосредственная коммуникация

— опосредованная коммуникация

— косвенная коммуникация

— прямая коммуникация

Переговоры с целью строгого соблюдения всех необходимых правил, законов, государственных и общественных требований – это …

— справедливые переговоры

— исследовательские переговоры

— светские переговоры

— компромиссные переговоры

В форме бесед, переговоров, дискусий, презентаций, пресс-конференций, напутствий осуществляется …

— познавательная коммуникация

— экспрессивная коммуникация

— ритуальная коммуникация

— убеждающая коммуникация

— суггестивная коммуникация

Стиль речи, характеризующийся выразительнотью, образнастью, эмоциональностью и эстетической значимостью каждого его элемента, называется …

— разговорным

— официально-деловым

— научным

— худочественным

— публицистическим

Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают – это утверждение соответствует …

— психоаналитической теории

— теории обмена

— теории управления впечатлениями

— теории символического интеракционизма

Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты – это утверждение соответствует …

— теории символического интеракционизма

— теории управления впечатлениями

— теории обмена

— психоаналитической теории

«Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления» — это утверждение соответствует …

— теории управления впечатлениями

— теории символического интеракционизма

— теории обмена

— психоаналитической теории

Коммуникация, в результате которой происходит переориентация целей, установок, взглядов, убеждений парнера, называется …

— экспрессивная

— убеждающая

— познавательная

— суггестивная

— ритуальная

Прием управления коммуникацией, заключаетя в том, что в процессе беседы быстро переставить акценты, изменяя оценку состояния парнера на прямо противоположную — …

— «Номинализация»

— «Трюизм»

— «Перход»

— «Право без права на выбор»

— «Переформирование»

Изменение отдельных аспектов поведения, установок и убеждений партнеров являетя целью … презентации

— убеждающей

— информативной

— побуждающей

Зона общения, предназначенная для хорошо знакомых людей или тех, кто интересен и важен, называется …

— личной (до 1,5 м)

— интимной (до 4550 см)

— публичной (более 2,5м)

— социальной (до 2,5м)

— суперинтимной (0-15 см)

Период снятия с парнера психического напряжения и снижени возможности внутеннего сопротивления — это фаза …

— концентрации

— установления контакта

— анализа

— аргументации и убеждения

— подготовки

— закрепления результата и завершения контакта

Переговоры с целью обеспечения возможности контактировать с партнером в будущем благодаря максимальному удовлетворению его интересов – это …

— исследовательские преговоры

— компромиссные переговоры

— справедливые переговоры

— светские переговоры

Ненаправленное влияние партнеров по общению предполагает …

— внешние

— убеждение

— подражение

— заражение

Уровень коммуникации, при котором скрывается истинная цель взаимодействия и создается иллюзия выбора у парнера по общению …

— формальный

— манипулятивный

— игровой

— императивный

Способ ведения переговоров, допускающий применение тактик шантажа, угроз, предъявления санкций, прямого запугивания — …

— скрытый компромисс

— жесткий компромисс

— легкое давление

— жесткое давление

Вид социального мотива взаимодействия, называемый мотив кооперации, предполагает …

— минимизацию различий в выиграшах

— мотивцуию выигрыша другого

— максисмизацию относительного выигрыша

— максисмизацию общего выигрыша

Взгляд, охватывающий все лицо собеседника и шею, называется …

— дружеским

— деловым

— интимным

— официальным

Взгляд, означающий размышления, оценку или переживание эмоций и ощущений, — это взгляд …

— вправо вниз

— вправо вверх

— вправо по горизонтали

— влево по горизонтали

— влево вниз

— влево вверх

Понятие «деловой флирт» подразумевает под собой построение окрашенных положительными эмоциями деловых отношений …

— между руководителем и подчиненным

— с парнером противоположного пола

— между сотрудниками одного ранга

— с парнером, независимо от его пола

Вопрос с целью стимулирвоать партнерак совершению конкретного действия – это …

— наступательные

— альтернативные

— вопросы — «ярлыки»

— закрытые

— открытые

04. Йельская школа убеждающей коммуникации — Госы на ФЖ НГУ

По Томпсон:

Эффект убеждения — про­цесс формирования и изменения
установок аудитории, а также трансформацию поведе­ния под влиянием изменяющихся
установок. Убеждение — намеренный процесс.

Изучение началось в 1920-30-х годах, когда стали
популярными кино и радио. Гарольд Лассуэлл обнару­жил, что во время WWI пропаганда оказывала сильное воздейст­вие на членов
аудитории.

Дополнительными доказательст­ва значительного
воздействия СМИ:

·        
но­вости о
финансовом крахе на Уолл-Стрит в 1929 году

·        
трансляция
радиопостановки Г. Уэллса «Война миров» в 1938 году;

·        
приход ко власти
Адольфа Гитлера в Герма­нии.

 

Во время Второй мировой войны Карл Ховленд изучал
воздействие обучающих фильмов на американских солдат. При просмотре обучающих
фильмов солдаты усваивали новую информацию, но эффект убеждения, затрагивающий
установки и поведение солдат, был весьма ограниченным. Как выяснилось, эффект
убеждения зависит от многих факторов, способных его ослаблять.

После войны Ховлэнд продолжив исследования в Йельском
университете. И обнаружил, что успешный процесс убеждения включает три
последова­тельных этапа:

1) слушатели должны обратить внимание на соответствующее
медиа-сообщение;

2) они должны понять его содержание;

3) они должны согласиться с со­держанием сообщения.

 

Так же влияют дополнительные факторы:

·        
достоверность
источника информации,

·        
вид воздействия,

·        
порядок
аргументов,

·        
отождествление
себя потребителями массовой информации с определенными группами,

·        
индивидуальные
личностные характеристики членов.

 

В 1940-х и 1950-х годах изучение эффекта убеждения
проходило с использовани­ем более строгих эмпирических методов. X. Хайман и П.
Шитсли выявили, что для успешного изменения установок индивида убеж­дающая
информация должна преодолеть некоторые психологические барьеры.

Д. Кац и П. Лазарсфельд описали процесс медиаубеждения
с помощью модели двух­ступенчатого потока информации, или непрямого
возд

5) Виды коммуникаций по цели сообщения

В
зависимости от целей
сообщения
 в
научной литературе[6] выделяют
пять моделей коммуникации: познавательная,
убеждающая, экспрессивная, суггестивная,
ритуальная. Для каждой из этих моделей
характерны свои цели и ожидаемый
результат, условия организации,
коммуникативные формы и средства.

Познавательная
коммуникация

Цель:
расширить информационный фонд партнера,
передать необходимую информацию,
прокомментировать инновационные
сведения.

Условия
организации коммуникации
:
учет познавательных возможностей
конкретных деловых партнеров, их
индивидуальных установок на получение
новой информации и интеллектуальных
возможностей для ее переработки,
понимания и восприятия.

Коммуникативные
формы
:
лекции и семинары, беседы и консультации,
отчёты и др.

Коммуникативные
средства и технологии
:
комментарий, аргументация и доказательство;
характеристика причинно-следственных
связей, сравнительный анализ; интерпретация
новой лексики, резюмирование, использование
вербальных и невербальных ключей доступа
в аудиальный, визуальный и кинестетический
каналы, речевая культура и ораторское
мастерство.

Ожидаемый
результат
:
освоение новой информации и применение
ее в практической деятельности, внедрение
инноваций и саморазвитие.

Убеждающая
коммуникация

Цель: вызвать
у делового партнера определенные чувства
и сформировать ценностные ориентации
и установки; убедить в правомерности
стратегий взаимодействия; сделать своим
единомышленником.

Условия
организации коммуникации
:
опора на восприимчивость партнера, его
личностную мотивацию и
интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные
формы
:
убеждающая, призывающая к действию
речь, пресс-конференция, дискуссия,
переговоры, деловая беседа, презентация
и др.

Коммуникативные
средства и технологии
:
аргументация, демонстрация и доказательство;
разъяснение и сравнительный анализ;
факты, цифры и примеры, показывающие
преимущества; опора на эмоциональный
настрой партнера и включение его
кинестетического канала с помощью
вербальных и невербальных ключей
доступа; учет контраргументов партнера;
психологические приемы присоединения,
формирование аттракции, создание
атмосферы доверия.

Ожидаемый
результат
:
изменение личностных установок, взглядов,
убеждений, переориентация целей.

Экспрессивная
коммуникация

Цель:
сформировать у партнера психоэмоциональный
настрой, передать чувства, переживания,
побудить к необходимому действию.

Условия
организации коммуникации
:
опора на эмоциональную сферу партнера,
использование художественно-эстетических
средств воздействия на все сенсорные
каналы партнера.

Коммуникативные
формы
:
речи по специальному поводу, презентации;
беседы и собрания; митинги; мозговой
штурм и др.

         Коммуникативные
средства
 и
технологии: аудио-, видео- и художественные
средства; выразительность речевых
конструкций; эмоционально окрашенная,
образная лексика; умелое использование
невербальных средств: улыбка, голос,
взгляд, жестикуляция и др.

       
Ожидаемый
результат
:
изменение настроя партнера, провоцирование
необходимых чувств (сострадания,
сопереживания), вовлечение в конкретные
акции и действия.

Суггестивная
(внушающая) коммуникация

Цель: оказать
внушающее воздействие на делового
партнера для изменения мотивации,
ценностных ориентаций и установок,
поведения и отношения.

Условия
организации коммуникации
:
внушаемость партнера, его недостаточная
информированность, недостаточная
критичность ума,  высокий авторитет
партнёра, осуществляющего внушение,
создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные
формы
:
беседы, митинги, пресс-конференции,
брифинги, дебаты, реклама, собрания,
консультации, тренинги.

Коммуникативные
средства и технологии
:
разъяснение внушаемых установок;
управление эмоциональным напряжением;
угроза, шантаж и другие приемы
манипулирования.

Ожидаемый
результат
:
изменение поведения партнера, смена
установок, ценностных ориентаций.

Ритуальная
коммуникация

Цель:
сохранять традиции любой коммуникативной
группы: семьи, фирмы, предприятия, —
создавать новые.

Условия
организации коммуникации
:
ритуальный (церемониальный) характер
акций, художественно оформленная
пространственная среда; соблюдение
конвенций; опора на национальные,
профессиональные традиции и нормы
общения.

Коммуникативные
формы
:
торжественная, траурная речи, ритуальные
акты, церемонии, обряды; праздники,
посвящения, чествования; презентации
и торжественные собрания.

Коммуникативные
средства и технологии
:
использование вербальных и невербальных
средств в процессе ритуала; включение
участников в активную массовую
деятельность; неординарность сюжетов
при сохранении традиций.

Ожидаемый
результат
:
формирование чувства патриотизма и
национальной гордости; корпоративной
принадлежности; сохранение традиций,
закрепление новых ритуалов.

Знание
перечисленных видов коммуникации
позволяет правильно выбрать ту или иную
коммуникативную форму, грамотно
использовать коммуникативные средства
и технологии,  более эффективно
подготовиться к той или иной коммуникативной
деятельности, разработать сценарий
вербального и невербального поведения
в конкретной ситуации общения для того,
чтобы получить планируемый результат.

         
6) По
форме коммуникативного события
 выделяют лекции,
семинары, тренинги, инаугурации, беседы,
переговоры, презентации, совещания
 и
многие другие события. Особенности
данных видов коммуникаций связаны с их
целями и методами организации, которые
подробно описываются в научной литературе.
 

Кроме
того, все коммуникации можно подразделить
на формальные (деловые,
а следовательно  —  принудительные)
и неформальные (дружеские,
проходящие  в непринуждённой
атмосфере). Формальные коммуникации
осуществляются на уровне социальных
ролей – начальник-подчинённый,
продавец-покупатель, учитель-ученик.
Неформальное общение возможно, если
партнёры чувствуют себя комфортно в
обществе друг друга, интересны друг
другу.  

В
заключение следует отметить, что границы
рассмотренных выше типологий подвижны
и свидетельствуют о сложном взаимодействии
многоплановых факторов, определяющих
типы коммуникации

 

сексуальной активности человека | Определение, типы, примеры и факты

Сексуальную активность человека можно удобно классифицировать по количеству и полу участников. В одиночной деятельности участвует только один человек, а в социально-сексуальной активности участвуют более одного человека. Социально-сексуальная активность обычно делится на гетеросексуальную активность (мужчина с женщиной) и гомосексуальную активность (мужчина с мужчиной или женщина с женщиной). Если вовлечены три или более человека, то, конечно, возможно одновременно заниматься гетеросексуальной и гомосексуальной активностью.

Как в одиночной, так и в социально-сексуальной деятельности могут иметь место действия, которые достаточно необычны, чтобы заслужить ярлык девиантной деятельности. Термин «девиант» не следует использовать как моральное суждение, а просто как указание на то, что такая деятельность не является обычным явлением в конкретном обществе. Поскольку человеческие общества различаются по своим сексуальным практикам, то, что является отклонением в одном обществе, может быть нормальным в другом.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Одиночная деятельность

Самостоятельная мастурбация — это самостимуляция с намерением вызвать сексуальное возбуждение и, как правило, оргазм (сексуальный оргазм).Большая часть мастурбации выполняется наедине как самоцель, но иногда ее практикуют для облегчения социально-сексуальных отношений.

Мастурбация, обычно начинающаяся в период полового созревания или до него, очень распространена среди мужчин, особенно среди молодых мужчин, но становится менее частой или прекращается, когда доступна социосексуальная активность. Следовательно, мастурбация чаще всего встречается у неженатых. Мастурбирует меньше женщин; в Соединенных Штатах это сделали примерно от половины до двух третей по сравнению с девятью из десяти мужчин.Женщины также склонны уменьшать или прекращать мастурбацию, когда у них развиваются социосексуальные отношения. Частота очень сильно варьируется, поэтому нецелесообразно пытаться определить, какой диапазон можно считать «нормальным».

Миф о том, что мастурбация физически вреден, существует, несмотря на научные доказательства обратного. Нет также свидетельств того, что мастурбация — это незрелая деятельность; это обычное явление среди взрослых, лишенных социально-сексуальных возможностей. Хотя мастурбация в одиночестве действительно приносит удовольствие и снимает напряжение сексуального возбуждения, она не дает того психологического удовлетворения, которое дает взаимодействие с другим человеком; таким образом, крайне немногие люди предпочитают мастурбацию социально-сексуальной активности.Психологическое значение мастурбации заключается в том, как к ней относится человек. Для некоторых это обременено чувством вины; для других это освобождение от напряжения без эмоционального содержания; а для других это просто еще один источник удовольствия, которым можно наслаждаться.

Большинство мужчин и женщин во время мастурбации фантазируют о некоторой социально-сексуальной активности. Фантазия нередко включает в себя идеализированных сексуальных партнеров и действия, которых человек не испытывал и даже мог бы избежать в реальной жизни.

Поскольку мастурбирующий человек единолично контролирует стимулируемые области, степень давления и скорость движений, мастурбация часто более эффективна для получения сексуального возбуждения и оргазма, чем социосексуальная активность, во время которой стимуляция определяется как в некоторой степени партнером.

Оргазм во сне, очевидно, бывает только у людей. Причины этого полностью не известны. Идея о том, что это происходит из-за давления накопленной спермы, неверна, потому что не только ночные выделения иногда происходят у мужчин в течение нескольких ночей подряд, но и женщины испытывают оргазм во сне.В некоторых случаях оргазм во сне кажется компенсирующим феноменом, возникающим в периоды, когда человек был лишен или воздерживается от другой сексуальной активности. В других случаях это может быть вызвано внешними раздражителями, такими как склонность спать лежа или застрявшая между ног ночная одежда. Большинство оргазмов во время сна сопровождаются эротическими снами.

Подавляющее большинство мужчин испытывают оргазм во сне. Это почти всегда начинается и чаще всего происходит в подростковом возрасте, а затем исчезает в более позднем возрасте.Меньше женщин испытывают оргазм во сне, и, в отличие от мужчин, они обычно начинают испытывать оргазм, когда становятся полностью взрослыми.

Оргазм во сне обычно бывает нечастым, редко превышает дюжину раз в год для мужчин и три или четыре раза в год для средней женщины.

В большинстве случаев сексуальное возбуждение не приводит к сексуальной активности с другим человеком. Люди постоянно подвергаются сексуальным стимулам, когда видят привлекательных людей, и подвергаются сексуальным темам в рекламе и средствах массовой информации.Реакция на такие визуальные и другие раздражители наиболее сильна в подростковом и раннем взрослом возрасте и обычно постепенно снижается с возрастом. Одна из необходимых задач взросления — научиться справляться с сексуальным возбуждением и достигать определенного баланса между подавлением, которое может быть вредным, и свободным выражением мнения, которое может привести к социальным трудностям. Между людьми существует большая разница в силе полового влечения и отзывчивости, поэтому это необходимое упражнение сдержанности соответственно сложно или легко.

.

6. Молодежные ценности, отношения, взгляды и влиятельные лица | Отношение, склонности и стремления американской молодежи: последствия для призыва в армию

о волонтерстве в сообществе, подчеркните, что гражданская активность в подростковом возрасте имеет долгосрочные последствия (Youniss et al., 2002; Youniss and Yates, 1997; Youniss, McLellan, and Yates, 1997; Yates and Youniss, 1996). Их работа основана на теории, согласно которой поведение влияет на изменение отношения. Например, волонтеры из средней школы на столовой в ходе своей службы развивали сочувствие к бездомным как к собратьям, размышляли о своих собственных преимуществах и в более общем плане начинали рассматривать более широкие политические и моральные вопросы, когда они думали о обстоятельства собственной жизни.Поступая таким образом, у этих молодых людей была возможность ощутить себя гражданами, развить чувство эффективности в качестве эффективных политических агентов и стать более мотивированными к участию в жизни своих сообществ, став взрослыми.

Подтверждающие доказательства преимуществ волонтерства были найдены в данных Исследования развития молодежи. Данные показывают, что волонтерское участие в средней школе является частью жизни значительной части молодежи Миннесоты; 37% сообщили, что в старших классах школы хоть немного занимались волонтерской деятельностью (Johnson et al., 1998). Молодежь выбирает себя волонтером на основе прежних ориентаций (например, высокие образовательные устремления, планы высшего образования, более высокие средние баллы, более высокая академическая самооценка и более высокая внутренняя мотивация к школьной работе). Однако, если принять во внимание влияние прежнего отношения, было обнаружено, что участие в волонтерской работе способствует внутренним ценностям работы, в том числе важности служения обществу, а также усилению предвкушения участия в жизни общества в будущем во взрослом возрасте (Johnson et al., 1998). Волонтерство также снизило склонность к более поздней незаконной деятельности, когда респонденты начали переходный период во взрослую жизнь (Uggen and Janikula, 1999). В этом исследовании волонтерство не оказало независимого влияния на учебные планы, академическую самооценку или средний балл.

Кроме того, Verba et al. (1995) обнаружили, что внеклассные занятия в старших классах, особенно участие в школьном самоуправлении и клубах (но не в спорте), предсказывают более позднее участие в политической жизни.Исследования активистов общественных движений также подтверждают вывод о том, что гражданское участие в подростковом и юношеском возрасте поощряет ответственность молодежи, а также более ответственное и активное участие в политической жизни во взрослой жизни (например, McAdam, 1988; Fendrich, 1993). Более того, было показано, что влияние волонтерства в старшей школе на волонтерство в течение следующих четырех лет является значительным, если принять во внимание многочисленные соответствующие фоновые переменные, а также предыдущие альтруистические и ориентированные на сообщества ценности (Oesterle et al., 1998; Астин, 1993). Неизвестно, в какой степени волонтерство влияет на деятельность сразу после окончания средней школы, такую ​​как высшее образование или военная служба.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *