История психологии развития и возрастной психологии: История появления психологии развития и возрастной психологии

Содержание

2. История становления возрастной психологии как науки.

Детская
психология зародилась как ветвь
сравнительной психологии в конце XIX в.
Точкой отсчета для систематических
исследований психологии ребенка служит
книга немецкого ученого-дарвиниста
Вильгельма Прейера «Душа ребенка», в
которой он описывает результаты
ежедневных наблюдений за развитием
собственного сына. В. Прейер первый
осуществил переход от интроспективного
к объективному исследованию психики
ребенка.

Объективные
условия становления детской психологии,
которые сложились к концу XIX века,
связаны с интенсивным развитием
промышленности, с новым уровнем
общественной жизни, что создавало
необходимость возникновения современной
школы.

Серьезное
влияние на развитие возрастной психологии
имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина,
рефлекторная теория И. М. Сеченова,
труды выдающегося русского педагога
К. Д. Ушинского.

Дальнейшее
развитие возрастной психологии связано
с начальным этапом экспериментальной
психологии. Период накопления эмпирических
данных о развитии ребенка (В. Прейер,
В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников и др.)
сменился периодом экспериментального
исследования умственного развития
детей. Уже с 1908 г. начинается тестовое
обследование детей, появляются
измерительные шкалы умственного
развития.

Следующий
этап в развитии возрастной психологии
связан с попыткой исследователей
выделить на основе богатого фактического
материала стадии развития личности в
онтогенезе. Поиск закономерностей
смены периодов развития и причин
(движущих сил) психического развития
привел к появлению большого количества
теорий развития личности: теория
рекапитуляции (Ст. Холл), теория трех
ступеней детского развития (К. Бюлер),
теория конвергенции двух факторов
развития (В. Штерн), психоаналитическая
концепция (3. Фрейд), когнитивная теория
(Ж. Пиаже) и др.

Новый
этап становления возрастной психологии
как науки наступает с введением метода
формирующего эксперимента (Л. С.
Выготский), позволяющего вскрыть
закономерности развития психических
функций. Внедрение этой стратегии в
детскую психологию привело к возникновению
многих теорий в отечественной психологии:
культурно-историческая концепция Л.
С. Выготского, теория деятельности А.
Н. Леонтьева, теория формирования
умственных действий П. Я. Гальперина,
концепция учебной деятельности —
исследования Д. Б. Эльконина

и
В. В. Давыдова.

3. Построение исследования в возрастной психологии.

В
истории возрастной психологии выделяются
три основные стратегии.

1.
Стратегия наблюдения. Основная задача
— на-

копление
фактов и расположение их во временной
последовательности. Наблюдение должно
отвечать ряду требований — это четко
поставленная цель и разработанная
схема наблюдений; объективность
наблюдения; систематичность наблюдений;
наблюдение за естественным поведением
ребенка.

2.
Стратегия естественно-научного констати-

рующего
эксперимента. Основная цель – установить
наличие или отсутствие изучаемого
явления при определенных контролируемых
условиях, измерить его количественные
характеристики, дать качественное
описание.

Эксперимент
— исследование, в процессе которого мы
сами вызываем интересующие нас
психические явления и создаем условия,
необходимые и достаточные для проявления
и измерения связей изучаемых переменных
между собой и обстоятельствами жизни
ребенка. Различают лабораторный
(проводится в специально созданных
условиях, с аппаратурой) и естественный
эксперимент (проводится в обычных
условиях обучения, жизни, труда, но со
специальной их организацией, с изучением
результатов).

В
психологии используют два метода
срезов: метод поперечного среза (в
достаточно больших группах с помощью
конкретных методик изучается определенный
аспект развития), лонгитюдный метод,
или «продольное исследование» (здесь
прослеживается развитие одного и того
же ребенка в течение длительного
времени).

При
проведении эксперимента пользуются
следующими частными методами.

Беседа
— эмпирический метод получения сведений
о человеке в общении с ним, в результате
ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование
— метод получения информации о человеке
на основании ответов на специально
подготовленные вопросы, составляющие
анкету (может быть письменным, устным,
индивидуальным и групповым).

Анализ
продуктов деятельности — метод изучения
человека через анализ (интерпретацию)
продуктов его деятельности (рисунки,
чертежи, музыка, сочинения, тетради,
дневники).

Тестирование
— диагностика личностных качеств с
помощью тестов.

3.
В настоящее время интенсивно развивается
стратегия формирующего эксперимента,
введенная в психологию Л. С. Выготским.
Он назвал этот метод экспериментально-генетическим,
так как он искусственно вызывает и
создает генетический процесс психического
развития. Основная цель — активное
вмешательство, построение процесса с
заданными свойствами.

История возникновения возрастной психологии.

Психология
развития возникла в 1882
году
.
Её появление связано с выходом книги
выдающегося немецкого физиолога и
психолога Вильгельма
Прейера

«Душа ребёнка», посвящённой детской
психологии.

В
20 гг. XX века психология развития оформилась
как отрасль психологических знаний,
как самостоятельная наука.

Истоки
психологии развития как науки:

  1. Развитие
    философских теорий

  2. Открытия
    эволюционной биологии в 19 в.

  3. Социально-исторические
    изменения

  4. Развитие
    естественных и гуманитарных наук

60-70
гг. XX в. — термин «психология развития»
прочно утвердился в мировой науке
(синоним генетическая
психология
).

Становление
возрастной психологии как науки
традиционно связывают с развитием таких
научных отраслей, как естествознание
и культурно-антропологические
исследования.

В
естествознании второй половины XIX века
актуализировалась идея развития в
биологии, широкую практику обрели
экспериментальные исследования, новые
возможности открылись для применения
объективных методов естественнонаучного
исследования.
В гуманитарной
науке того времени активно разрабатывались
новые методы этнографических и
культурно-антропологических исследований.

Идея развития в биологии,
оформленная, в первую очередь, в работах
Ч. Дарвина,  оказала значительное
влияние на разработку ведущих проблем
изучения возрастных изменений. Идеи
проведения строгого научного эксперимента,
такие, например, как опыты И.П. Павлова
для изучения пищеварительной системы,
вдохновляли ученых-психологов на поиск
элементарных явлений психики, доступных
анализу и контролю. Возрастная
психология как молодая наука адаптировала
для себя методы и средства других наук,
что со временем позволило ей обрести
спектр объективных методов исследования.
Примером тому можно назвать использование
статистических методов обработки
полученной при анкетировании информации,
давшее возможность созданию тестов А.
Бине в 1905 году. Применение непрозрачного
с одной стороны стекла для незаметных
для детей наблюдений за их деятельностью,
изобретённое А. Гезеллом в 1920 году и
получившее название «зеркала Гезелла»,
по сей день используется не только в
психологии.
Изучение детских
игр и сказок в середине XIX века постепенно
выделилось в самостоятельную область
этнографических исследований детства
и языка. Традиционно это явление связывают
с деятельностью братьев Гримм, собиравших
и записывавших сказки для детей, с
деятельностью этнографа Франца
Боаса,

создавшего самобытную школу культурной
антропологии и обратившего своё
исследовательское внимание на разницу
детского развития представителей разных
культур.
Ко второй половине
XIX века в российских филологических
работах появляется термин «детский
фольклор». В 1848 году П.А. Бессонов
подготовил сборник текстов «Детские
песни», ставший первой публикацией
детского фольклора. Во вступительной
статье автор указал на отличия их
бытования от произведений, предназначенных
для взрослых. В 1849 году Е.А. Авдеева
опубликовала в «Отечественных записках»
подборку текстов поэзии пестования –
колыбельных, потешек, приговорок. В эти
годы постепенно отрабатывается и
методика сбора детского фольклора, как
профессионалами, так и теми, кто
непосредственно общается с детьми. В
педагогическом журнале  «Учитель»
за 1862 год опубликован призыв к читателям
«записывать детские игры с их припевами».
Отклики читателей и присланные в редакцию
материалы позволили печатать их почти
в каждом номере журнала.
В
1868 году П.В. Шейн публикует программу,
в которой специальный раздел характеризует
методику анкетирования при сборе
детского фольклора. Систематическое
изучение этого фольклорного жанра 
предполагало  детского фольклора в
конкретной обстановке, классификацию
жанров. П.В. Шейн разделил детские песенки
на две группы:  песни для детей периоды
младенчества, колыбельные и прибаутки,
которыми взрослые забавляют детей в
первые месяцы их жизни, и песни, «которыми
дети, вышедшие из младенческого возраста,
уже начинают сами себя забавлять и
тешить».
Очевидное влияние
на развитие детской психологии в России 
оказали требования педагогической
практики, как в деле создания всесословной
школы в 60-70 годы («Положение о начальных
народных училищах», 1864 год, «Положение
о земских щколах», 1874 год), так и в развитии
педагогического образования  в целом
и женского образования в частности
(«Положение о женских училищах ведомства
народного просвещения» 1860 год).

Таким образом, указанные события в
отечественной и зарубежной истории
становления возрастной психологии со
всей очевидностью подтверждают, что
«развитие возрастной психологии как
науки определяется: 1)общими, значимыми
для исторического момента идеями; 2)
установленными и принятыми за основу
закономерностями развития психики на
разных этапах онтогенеза;  3) социальным
заказом».

Тема 4. Развитие возрастной психологии в конце XIX начале XX века в России

Тема 4. Развитие возрастной психологии в конце XIX начале XX века в России

 

1. Становление русской возрастной психологии (середина 50-х — начало 70-х гг. XIX в.).

2. Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

3. Развитие возрастной психологии в начале XX в.

 

1. Становление русской возрастной психологии (середина 50-х — начало 70-х гг. XIX в.)

 

Оформление предмета, задач и методов изучения развития психики человека начинается в середине XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа. Отмена крепостного права существенно повлияла на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, о достоинстве личности человека, о необходимости гуманного отношения друг к другу. С этого момента в стране началось развитие различных форм общественной и культурной жизни, разработка новых отраслей науки. Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли.

В России стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. В этот период появились первые педагогические журналы: «Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический вестник», «Воспитание и обучение». На их страницах широко обсуждались теоретические вопросы воспитания и обучения. Именно в ходе обсуждения актуальных педагогических проблем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, сформулирована мысль о необходимости систематического изучения внутреннего мира ребенка.

На становление отечественной психологии развития оказало влияние общее состояние научной и педагогической мысли. Распространение генетического принципа в науке создало возможность изучения основных ступеней развития человека начиная с раннего детства. Изучение детства привлекло особое внимание исследователей по целому ряду причин: описывая процесс психического развития человека в первые годы жизни, ученые пытались понять тенденции его биологического и социального созревания, историю его умственного развития, разобраться в психологии взрослого человека.

Особые надежды на познание детства возлагала педагогическая общественность. Было признано, что без знания закономерностей детского развития невозможно совершенствовать педагогическую практику. Проблемы образования в стране обсуждали не только педагоги и ученые, но и литераторы, общественные деятели. Вопросы обучения и воспитания получали широкий общественный резонанс. Достаточно сослаться на один пример: именно в этот период Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной Поляне и занялся анализом проблем образования. В ходе обсуждения целей, задач, средств и форм обучения и воспитания подрастающих поколений были сформулированы принципиальные проблемы и положения, определившие становление возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины.

В качестве наиболее важных проблем психолого-педагогической науки были выделены следующие: получает ли человек при рождении в готовом виде способности познавать окружающий мир, желать, чувствовать и действовать; каковы факторы, влияющие на общее психическое развитие; одинаковы ли закономерности развития всех людей и какое значение они имеют для организации обучения и воспитания. Без изучения закономерностей психического развития ребенка нельзя было ответить на эти вопросы. Психологическое знание приобретает первостепенное значение для педагогики. Наибольший вклад в решение обозначенных проблем внесли выдающиеся теоретики отечественной педагогики Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич.

Заметной вехой в становлении психолого-педагогической науки в России явилась статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» (1856). Целью педагогики в ней определено воспитание в человеке Человека, которое становится возможным на основе изучения законов его развития.

Н.И. Пирогов — русский анатом, хирург, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментальных направлений в хирургии. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию институтов и всеобщее начальное образование) настаивал на своеобразии детской психологии, ее отличии от психологии взрослого, на необходимости изучения ребенка начиная с самого раннего возраста. Процесс воспитания должен строиться на безусловном уважении личности каждого ребенка, исходить из признания его индивидуальности.

Основоположником отечественной психолого-педагогической науки по праву считается К.Д. Ушинский. Положение о необходимости всестороннего познания человека для целей его воспитания «во всех отношениях» является ключевым для научного творчества выдающегося педагога. Достойным образцом такого изучения является его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», излагающий физиологические и психологические законы развития человека в их приложении к задачам воспитания. При написании работы К.Д. Ушинский использовал и развил достижения мировой психологической мысли. Этот труд оказал огромное влияние на последующее развитие психолого-педагогической науки в России.

К.Д. Ушинский полагал, что психическое развитие ребенка имеет свои закономерности. Согласно его представлениям, человеческой природе свойственны два внутренних свойства — стремление к деятельности и стремление к совершенству. Стремление к деятельности есть основа всех человеческих действий и свершений. Стремление к совершенству составляет предпосылку нравственного воспитания человека. Внутренние свойства составляют предпосылки воспитания: на что будет направлена деятельность человека и к какому идеалу он будет стремиться, зависит от общественных условий его жизни. Возможности воспитания велики, но его цели достижимы в том случае, если его средства будут соответствовать природе человека.

Серьезную попытку изучения сущности воспитания и обучения, обоснования единства и различий этих процессов законами психического развития предпринял Н.Х. Вессель. Развитие человека он понимал как диалектику внутренних («субъектных») и внешних («объектных») свойств: развитие определяется внутренними природными задатками и внешним окружающим миром, поставляющим материал для процесса развития.

Природные данные и характер воспитания определяют психологию человека. Педагогические воздействия имеют два ориентира: одни из них обращены на ребенка (субъекта), другие — на внешний мир (объект). Отсюда Н.Х. Вессель делает вывод о том, что обучение связано с объективной стороной развития, а воспитание — с субъективной.

Различна и направленность педагогических воздействий: обучение направленное на развитие разумной стороны человека, а воспитание — на формирование желательной и эмоциональной его сторон. Различен и характер воздействия обучения и воспитания: обучение имеет свои границы, а воспитание безгранично. Единство этих процессов состоит в единстве их цели — всестороннее развитие способностей индивида. При этом закономерности развития для всех людей одинаковы, но их проявления у каждого человека индивидуальны

П.Д. Юркевич  изучал психологические проблемы построения содержания и форм школьного обучения, методов преподавания отдельных дисциплин. Конкретные проблемы обучения (подготовка ребенка к школе, формы и методы школьного обучения, обучение родному языку и т.д.) анализировались им через призму возрастных возможностей усвоения знаний, единства рациональной и эмоциональной сторон познания, с учетом роли внутренней активности и побуждений ребенка.

Необходимо отметить гуманистический характер психолого-педагогических воззрений выдающихся теоретиков середины XIX в. Эти взгляды пронизаны верой в человека, в возможности его развития и самосовершенствования. Разработанные ими положения составили теоретическую основу нового этапа в развитии психологической науки, определили основные направления исследований в области изучения и воспитания ребенка в последующие десятилетия.

 

2. Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

 

Основные направления исследований возрастной психологии рассматриваемого периода концентрировались вокруг узловых проблем детского развития, определившихся в 60-е гг. XIX в. В качестве главных областей исследования выделились: изучение психического и физического развития ребенка в их взаимосвязи, исследование учебно-познавательной деятельности школьников, анализ психологии воспитания личности.

Существенный вклад в исследование вопросов психофизического развития детей внес П.Ф. Лесгафт. Основываясь на представлении о неразрывной связи между физическим и духовным развитием, он рассматривал физическое воспитание как полноправную и необходимую часть общего образования. Согласно его представлениям, физическое воспитание имеет свои особые педагогические задачи — обоснованная система физических упражнений направлена на совершенствование не только физических, но и нравственно-волевых качеств. П.Ф. Лесгафту принадлежит заслуга разработки научных основ физического воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности ребенка, создания психологической типологии детей, обоснования роли семьи в воспитании.

Изучение влияния школьного режима на физическое развитие ребенка предпринял Ф.Ф. Эрисман. Он выявил и зафиксировал факт существования «школьных болезней»: близорукости. Исследовал гигиенические аспекты организации процесса обучения, искривления позвоночника, нарушений нервной системы и др. На основе своих исследований Ф.Ф. Эрисман разработал модель образцовой классной комнаты, предложил парту собственной конструкции, сформулировал гигиенические требования к освещению учебных помещений и т.д. Эти исследования позволили сформулировать принципиально новую психолого-педагогическую проблему: организация процесса обучения, отвечающего физиологическим и гигиеническим требованиям детского организма.

С конца 70-х гг. изучение детства стало систематическим. Сформировались два основных типа исследования: наблюдение ученых за детским развитием по определенной программе и наблюдение родителей за своими детьми, результаты которого фиксировались в дневниках развития ребенка. В итоге этих исследований была создана достаточно полная картина хода детского развития.

Авторитетным исследователем развития ребенка раннего возраста являлся И.А. Сикорский.Он провел длительное наблюдение за собственными детьми и за развитием детей в воспитательных и медицинских учреждениях. Эта программа наблюдений охватывала все стороны психического развития ребенка.

Большое внимание исследователь уделял условиям и движущим силам развития детей. Среди условий умственного развития особое значение И.А. Сикорский придавал игре: играя, ребенок приобретает и конкретизирует знания о внешнем мире, в игре развивается его самосознание. Данные собственных наблюдений И.А. Сикорский сопоставлял с результатами наблюдений и исследований ведущих зарубежных ученых. В результате он наметил целостную картину нормального хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания детей.

Большую работу по изучению и обобщению данных исследований детского развития проделал П.Ф. Каптерев. Ему принадлежит заслуга создания достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни. В основу описания психофизического развития ребенка каждого из годов жизни им был положен характерный признак, определяющий своеобразие развития ребенка. Например, особенности психического и физического развития ребенка второго года жизни связаны с прямохождением; трехлетний ребенок овладевает речью и т.п.

В изучение хода детского развития большой вклад внесли дневники родителей. Инициатива развертывания наблюдений родителей за своими детьми принадлежала журналу «Семья и школа». Материалы наблюдений за десятью детьми от их рождения до 5-6 лет жизни были обобщены Б.П. Ленским.

В дальнейшем задачу сбора и публикации родительских дневников взял на себя Н.Н. Ланге. К концу XIX в. был собран значительный материал о детском развитии, вышли в свет пособия по исследованию развития ребенка, по уходу за детьми, общие руководства по воспитанию и обучению детей в семье и школе, основанные на использовании знаний детской психологии.

 

3. Развитие возрастной психологии в начале XX в.

 

Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в науке, и в мнении педагогической общественности утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования, для воспитания будущих граждан страны.

В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики и организаторы отечественной науки — В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов, разрабатывавших вопросы изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и другие. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение проблемного поля исследований, на пропаганду психолого-педагогических знаний.

В этот период в России стали создаваться специализированные научные центры, ведущие научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность. Получили распространение небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению детей при ряде учебных заведений, создавались психолого-педагогические общества, научно-педагогические кружки, объединявшие всех желающих направить свои усилия на совершенствование процессов воспитания и обучения. Первая лаборатория по экспериментальному изучению психологии детей в условиях их обучения и воспитания была создана в Петербурге в 1901 г при Педагогическом музее военно-учебных заведений А.П. Нечаевым.

В России было налажено и издательское дело; значительно возросло число публикаций по вопросам психологии развития. Систематический характер приобрела переводческая и популяризаторская деятельность, реферирование и рецензирование русских и зарубежных публикаций. Сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным проблемам психологии развития. Работали съезды и конференции, на которых обсуждались проблемы детской и педагогической психологии. Русские ученые активно участвовали во всех международных конгрессах по психологии и смежным дисциплинам, выступали с докладами, печатались в зарубежных изданиях, трудились в зарубежных исследовательских учреждениях, перенимали опыт организации научно-исследовательской работы.

Важным результатом развития возрастной психологии в дореволюционный период была постановка и обсуждение ее важнейших теоретических и методологических проблем. Предметом дискуссий были вопросы о характере психологических знаний, необходимых для решения педагогических проблем, о возможностях и границах эксперимента в школе, о путях дальнейшего развития возрастной психологии и ее взаимоотношениях со смежными областями знаний. В итоге было осознано первостепенное значение психологической теории и вместе с тем признана важная роль накопления научно достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов.

В исследованиях ученых тщательную разработку получил метод наблюдения, в частности метод дневников детского развития; были разработаны обоснованные программы наблюдения за детским развитием. Существенным дополнением к научным данным о психологии детей различного возраста был анализ художественных произведений (анализ П.Ф. Каптеревым детских персонажей произведений Ф.М. Достоевского и детских лет жизни Илюши Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова). Для изучения психологии детей и особенностей их обучения и воспитания А.Ф. Лазурский разработал программу естественного эксперимента.

Начало XX в. в развитии русской возрастной психологии характеризовалось возрастанием интереса к гуманистическим и демократическим идеям 60-х гг. прошлого века, к творчеству Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, стремлением поставить в центр теоретических обсуждений высоконравственную личность. Детальному анализу в психологических исследованиях были подвергнуты вопросы сущности личности, факторов ее становления, о возможностях и пределах воспитания, о всестороннем и гармоничном ее развитии.

Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости более глубокого — комплексного изучения детского развития; исследования физического, умственного, волевого, эмоционального развития детей. На основе полученных результатов предлагались научно обоснованные пути и средства руководства духовным и физическим развитием ребенка.

В итоге были выделены главные положения о ходе общего развития ребенка. Основные из них:

1. Развитие совершается последовательно и представляет собой непрерывное поступательное движение вперед.

2. Развитие может идти средним темпом, может ускоряться и замедляться в зависимости от самых разных причин, оно может приостановиться или принять патологические формы.

3. Каждый возрастной период должен «изжить» себя, поэтому не следует искусственно форсировать детское развитие.

4. Между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь; неразрывно связаны также умственная, волевая и эмоциональная стороны жизни.

5. Воспитание и обучение, построенные на научно-теоретической основе, должны быть нацелены на гармоническое и всестороннее развитие личности.

Завершая изложение дореволюционного периода истории возрастной психологии, отметим, что эта отрасль была одной из наиболее развитых в отечественной психологии. Накопленный русскими психологами научный багаж пока еще в должной мере не осмыслен и все еще не востребован в педагогической практике.

 

Задание для самостоятельной работы

 

Какие главные психологические задачи ставили русские исследователи-психологи в конце XIX начале XX веков?

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. ‑ М.,1996.
  2. Выготский Л.С.: Собр. соч.: В 6 т. Т.4. ‑ М.,1984.
  3. Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. T.1. ‑ M, 1986.
  4. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. ‑ М.,1988.
  5. Костюк Г.С. Избр. психол. труды. ‑ М.,1988.
  6. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 1. ‑ М.,1983.
  7. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. ‑ М.,1998.
  8. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. ‑ Дубна, 1995.
  9. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории. ‑ М.,1997.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. – М.,1989.
  11. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т.5-6. ‑ М.,1990.
  12. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. ‑ М.,1989.

Раздел 1. История развития возрастной психологии как науки Тема 1. Возрастная психология как наука

1. Предмет возрастной
психологии.

2. Основные проблемы
возрастной психологии.

3. Методы исследования
в возрастной психологии.

1. Предмет возрастной психологии

Возрастная
психология

отрасль психологической науки, изучающая
динамику психики человека, онтогенез
психических процессов и психологических
качеств человека.

Объект возрастной
психологии

возрастные изменения психики, поведения,
жизнедеятельности и личности человека.

Предмет возрастной
психологии

законы, закономерности, тенденции
изменения психики, поведения,
жизнедеятельности и личности человека
в течение его жизни. Центральная научная
категория возрастной психологии ‑
психическое развитие.

Развитие ‑
качественные изменения, появление
новообразований, новых механизмов,
процессов, структур.

Вообще, изменения,
происходящие в развитии, могут быть:

— количественными
/ качественными,

— непрерывными /
дискретными (скачкообразными),

— универсальными
/ индивидуальными,

— обратимыми /
необратимыми,

— изолированными
/ интегрированными,

— целенаправленными
/ ненаправленными,


прогрессивными(эволюционными)
/регрессивными (инволюционными). Однако
развитие характеризуется, прежде всего,
качественными изменениями. Разделами
возрастной психологии
являются:
детская психология, психология подростка,
психология юности, психология взрослого
человека, геронтопсихология.

Возрастная
психология изучает
процесс
развития психических функций и личности,
возрастные особенности психических
процессов, возможности усвоения знаний,
ведущие факторы развития на протяжении
всей жизни человека и т.д. Возрастная
психология отличается от других областей
психологии тем, что она делает акцент
на динамике развития. Поэтому ее называют
генетической психологией (от греческого
«генезис» ‑ происхождение, становление).
Тем не менее, возрастная психология
тесно связана с другими областями
психологии: общей психологией, психологией
личности, социальной, педагогической
и дифференциальной психологией. Как
известно, в
общей психологии
исследуются
психические функции ‑ восприятие,
мышление, речь, память, воображение. В
возрастной психологии прослеживается
процесс развития каждой психической
функции и изменение межфункциональных
связей на разных возрастных этапах. В
психологии
личности
рассматриваются
такие личностные образования, как
мотивация, самооценка и уровень развития
притязаний, ценностные ориентации,
мировоззрение и т.д., а возрастная
психология отвечает на вопросы, когда
эти образования появляются у ребенка,
каковы их особенности в определенном
возрасте. Связь
возрастной психологии с социальной
дает
возможность проследить зависимость
развития и поведения ребенка от специфики
тех групп, в которые он входит: от семьи,
группы детского сада, школьного класса,
подростковых компаний. Каждый возраст
‑ это свое, особое влияние окружающих
ребенка людей, взрослых и сверстников.
Целенаправленное воздействие взрослых,
воспитывающих и обучающих ребенка,
изучается в рамках педагогической
психологии.
Возрастная
и педагогическая психология как бы
смотрят на процесс взаимодействия
ребенка и взрослого с разных сторон:
возрастная психология с точки зрения
ребенка, педагогическая ‑ с точки
зрения воспитателя, учителя. Предмет
педагогической психологии

изучение психологических закономерностей
обучения и воспитания. Единство возрастной
и педагогической психологии в том, что
у них общие объекты изучения ‑ ребенок,
подросток, юноша, взрослый человек,
которые являются объектами изучения
возрастной психологии. Если изучаются
в плане динамики возрастного развития,
и объектами изучения педагогической
психологии, если рассматриваются как
обучающиеся и воспитуемые в процессе
целенаправленных воздействий педагога.

Помимо возрастных
закономерностей развития существуют
и индивидуальные различия, которыми
занимается дифференциальная
психология:
дети
одного возраста могут обладать разным
уровнем интеллекта и разными личностными
свойствами. В возрастной психологии
изучаются возрастные закономерности,
общие для всех детей. Но при этом
оговариваются и возможные отклонения
в ту или иную сторону от магистральных
линий развития.

Возрастная
психология тесно примыкает к психологии
развития.
Возрастная
психология ‑ это область знаний,
акцентирующая внимание на психологических
особенностях человека разного возраста.
В то время как психология развития ‑
это сфера знаний, содержащих информацию
в основном о законах возрастного
преобразования психологии человека.
Возрастную психологию нельзя представить
себе вне развития как нечто неизменное.
Точно так же развитие немыслимо без
выделения его возрастных особенностей.

Возрастная
психология, или психология возрастного
развития, занимается изучением и
представлением в виде научных фактов
и соответствующих теорий основных
особенностей психического развития
человека при его переходе из одного
возраста в другой, включая развернутые
разносторонние содержательные
психологические характеристики людей,
относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная
психология отмечает основательные
количественные и качественные изменения,
которые происходят в психике и поведении
человека при его переходе из одной
возрастной группы в другую. Обычно эти
изменения охватывают значительные
периоды жизни, от нескольких месяцев
для младенцев, до нескольких лет для
людей более старшего возраста. Эти
изменения зависят от так называемых
«постоянно действующих» факторов:
биологического созревания и
психофизиологического состояния
организма человека, его места в системе
человеческих социальных отношений,
достигнутого уровня интеллектуального
и личностного развития.

Возрастные изменения
психологии и поведения данного типа
называются
эволюционными,
так
как они связаны со сравнительно медленными
количественными и качественными
преобразованиями. Их следует отличать
от революционных,
которые,
являясь более глубокими, происходят
быстро и за сравнительно короткий срок.
Такие изменения обычно приурочены к
кризисам
возрастного развития,
возникающих
на рубеже возрастов между относительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения.

Возрастные
кризисы

это особые, относительно непродолжительные
по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими
изменениями. Возрастные кризисы относятся
к нормативным процессам, необходимым
для нормального, поступательного хода
личностного развития. Возрастные кризисы
могут возникать при переходе человека
от одной возрастной ступени к другой и
связаны с системными качественными
преобразованиями в сфере его социальных
отношений, деятельности и сознания.

Еще один тип
изменений, который может рассматриваться
как признак развития, связан с влиянием
конкретной социальной
ситуации
.
Такие изменения можно назвать
ситуационными. Они включают в себя то,
что происходит в психике и поведении
человека под влиянием организованного
или неорганизованного обучения и
воспитания. Возрастные эволюционные и
революционные изменения психики и
поведения обычно устойчивы, необратимы
и не требуют систематического подкрепления.
Ситуационные изменения психики и
поведения индивида неустойчивы, обратимы
и предполагают их закрепление в
последующих упражнениях.

Еще одной составляющей
предмета возрастной психологии является
специфическое сочетание психологии и
поведения индивида, которое обозначается
с помощью понятия
«возраст».

Предполагается, что в каждом возрасте
человек имеет уникальное, характерное
только для него соединение психологических
и поведенческих особенностей, которое
за пределами этого возраста уже больше
никогда не повторяются.

Понятие «возраст»
в психологии ассоциируется не с
количеством лет, прожитых человеком, а
с особенностями его психологии и
поведения. Ребенок может выглядеть не
по годам взрослым в своих суждениях и
поступках; подросток или юноша во многом
могут проявлять себя как дети. Свои
возрастные особенности имеют познавательные
процессы человека, его восприятие,
память, мышление, речь и другие. Еще в
большей степени возраст человека
проявляется в особенностях его личности,
в интересах, суждениях, взглядах, мотивах
поведения.

Возраст
‑ конкретная относительно ограниченная
во времени ступень психического развития.
Она характеризуется совокупностью
закономерных физиологических и
психологических изменений, не связанных
с индивидуальными различиями, являющимися
общими для всех нормально развивающихся
людей (поэтому они называются
типологическими). Возрастные психологические
особенности обусловлены конкретно-историческими
условиями, в которых развивается человек,
наследственностью и в некоторой степени
‑ характером воспитания, особенностями
деятельности и общения индивида, которые
в основном лишь оказывают влияние на
временные сроки перехода от одного
возраста к другому.

Для каждого возраста
существует своя специфическая социальная
ситуация развития,

т.е. определенное соотношение условий
социальной сферы и внутренних условий
формирования личности. Взаимодействие
внешних и внутренних факторов порождает
типичные психологические особенности,
общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей
предмета возрастной психологии и
одновременно психологии возрастного
развития являются движущие
силы,
условия
и законы психического и поведенческого
развития человека. Под движущими силами
психического развития понимаются те
факторы, которые определяют собой
поступательное развитие человека,
являются его причинами, направляют его,
содержат в себе энергетические и
побудительные источники развития.
Личность развивается в силу возникновения
в ее жизни внутренних противоречий. Они
обусловливаются ее отношениями к
окружающей среде, успехами и неудачами,
нарушениями равновесия между индивидом
и обществом. Противоречия разрешаются
посредством деятельности, приводящей
к образованию новых свойств и качеств
личности. Если противоречия не находят
своего разрешения, возникают задержки
психического развития, а в тех случаях,
когда они относятся к мотивационной
сфере личности, и болезненные нарушения,
психоневрозы.

Условия развития
определяют собой те внутренние и внешние
постоянно действующие факторы, которые,
не выступая в качестве движущих сил
развития, тем не менее, влияют на него,
направляя ход развития, формируя его
динамику и определяя конечные результаты.

Законы психического
развития
определяют
собой те общие и частные закономерности,
с помощью которых можно описать
психическое развитие человека и, опираясь
на которые, можно этим развитием
управлять.

1.2. История возникновения и развития возрастной психологии

История
возникновения и развития возрастной
психологии тесно переплетается
с развитием психологии вообще. Естественные
науки обособились от
философии сравнительно легко, но
психологии, напротив, оказалось довольно
трудно
определиться в качестве самостоятельной
науки и отделиться от своей старшей
сестры. Для этого ей пришлось создать
новые методы, опирающиеся на строгие
научные основы. Начиная с XVIII
века, первые эмпирики пытались объяснить
психические феномены по-своему. Они
стремились понять, каким образом
человеческий организм реагирует на
информацию, получаемую от органов
чувств, оставляя религии и рационалистической
философии область духовного
и изучение связей между мышлением и
душой.

Субъективная
психология предлагает изучать
интеллектуальную жизнь для того,
чтобы понять, каким образом по ассоциации
идей индивидуум осознает окружающий
его мир. Изучение взаимоотношения души
и тела при этом окончательно
уступает место изучению умственной
деятельности и сознания. Так был сделан
большой шаг вперед, поскольку психика
была признана лишь одной
из функций организма, а изучение ее
вошло составной частью в изучение
жизненных
процессов. Тем не менее, несмотря на
научную «окраску» такой позиции,
приходится признать, что психическая
деятельность в сущности не в большей
степени видима и измерима, чем состояние
души. А между тем увидеть —
значит поверить.

Первые
шаги в сторону более объективной
психологии совершили такие исследователи,
как Фехнер и Вундт: была заложена основа
научной психологии, ее
первого подхода к сознанию —
структуралистского. Развитие социальной
и экономической
сферы в XX
веке и появление целого ряда новых
областей человеческой деятельности
породили новые задачи как в научной,
так и в технической
области. Кроме того, под влиянием новых
точек зрения, возникших в
психиатрии, и открытий в физиологии
нервной системы зарождающаяся наука
психология стала искать новые направления
исследований.

За
первыми робкими шагами, предпринятыми
структуралистами и функционалистами,
последовало выдвижение ряда новых
подходов. Появившиеся концепции,
нередко противоречащие друг другу,
большей частью опирались на те
представления о человеке, которых
придерживался основатель того или иного
направления.
Одни видели в человеке существо-объект,
вылепленное средой или
детерминированное либо своими инстинктами,
либо условиями и впечатлениями
детства; для других это было существо-субъект,
которое способно, осознав
свои возможности, в любой момент изменить
свою судьбу; третьи рассматривали
его как общественное существо,поведение
которого во всех случаях
окажется плодом его взаимодействия с
партнерами или группой, к которой он
принадлежит.

Независимо
от силы выдвигаемых доводов и строгости
аргументации, нет сомнения
в том, что каждый из этих подходов имеет
свою историю, вписывается в
определенный социально-экономический
контекст и связан с определенным
философским
представлением о человеке.

Наука
всегда остается одной из областей
деятельности человека, и как бы она
не старалась сохранить свою независимость,
она должна платить дань существующей
системе и тому обществу, в котором она
развивается. К психологии
это относится, пожалуй, в еще большей
мере, чем к другим наукам. Было
бы, однако, чрезмерным упрощенчиством
во всех случаях судить о значении
или роли той или иной теории по ее
благосклонному приему данной социальной
системой. Наибольшие успехи были
достигнуты в результате столкновения
идей, выдвинутых различными школами.
Среди противоречащих

Современный
Гуманитарный Университет

7

направлений
много таких, которые потерпели поражение
в первой половине XX
века.
Возникновение и развитие множества
разногласий между разными школами
достигли апогея в 50-е годы; затем споры
стали затихать и к настоящему времени
постепенно
угасли. Сегодня наступает согласие по
ряду важных вопросов. Различия
сглаживаются по мере углубления наших
знаний.

Теперь
психологи отбирают в каждой из существующих
теорий и используют те
концепции, которые, по их мнению, проливают
больше света на то или иное явление.
Такой эклектический подход приводит к
тому, что главным становится уже
не стремление доказать обоснованность
идей, принадлежащих какому-то направлению,
а скорее, желание выявить наиболее
подходящие способы решения проблем,
существующих в жизни общества, и оказание
эффективной помощи тем,
кто в ней нуждается.

Возрастная
психология — наука еще сравнительно
молодая. Она отстала в своем
развитии от таких наук, как физика или
химия, почти на два столетия. Понадобится
еще множество экспериментов и проверок,
прежде чем она сможет с
полным правом претендовать на звание
науки. Тем не менее, если окажется, что
предсказания психологов чаще
подтверждаются, чем опровергаются, их
можно будет
все больше и больше использовать для
решения проблем, возникающих у
людей.Психологи еще далеки от того,
чтобы ответить на все вопросы, однако
проблемы,
которые им уже удалось решить, позволяют
разъяснить многие аспекты поведения.
Психологи, занимающиеся научными
исследованиями, продолжают выдвигать
новые гипотезы, проверять их,
экспериментировать в надежде на создание
все более и более последовательных
теорий. Затем эти теории можно будет
применять к отдельным индивидуумам в
зависимости от различных ситуаций,
в которых каждый человек может оказаться,
и с наибольшей пользой для
себя.

3. Задачи возрастной психологии. Основные направления исследований возрастной психологии.

1
проблема:
органическая
и средовая обусловленность психического
и поведенческого развития.

Задачи:
1.1
.Изучать
влияние анатомо-физиологических
характеристик организма чел-ка на
психическое развитие в различные
возрастные периоды;

1.2.Анализировать
влияние окружающей среды на психическое
развитие и поведение детей и взрослых
людей;

1.3.
Исследовать
соотношение влияния организма и среды
на развитие конкретных психических
процессов и свойств на каждом возрастном
этапе.

2
проблема:
влияние
стихийных факторов и организованного
обучения на развитие детей.

Задачи:
2.1.
Понимать
особенности стихийных факторов и степень
восприимчивости детей к этим влияниям
на различных возрастных этапах;

2.2.Исследовать
закономерности психического развития
детей с целью оптимальной организации
учебно-воспитательного процесса;

2.3.
Рассматривать
соотношение влияния различных социальных
институтов (семьи, школы, внешкольных
учреждений) на псих-ое развитие детей;

2.4.разрабатывать
рекомендации по формированию у детей
способности осознанно и самостоятельно
выступать субъектами саморазвития.

3-я
проблема:
соотношение
задатков и способностей.

Задачи:
3.1.
Понимать
чем определяются задатки детей.

3.2.
Изучать
и учитывать в учебном процессе задатки
детей, в связи с этим организовывать
для них различные виды деятельности.

3.3.
Иметь
точное представление о сензитивных
периодах для развития различных
психических функций и учитывать их при
создании условий для жизнедеятельности
детей.

4-я
проблема:
сравнительное
влияние эволюционных, революционных и
ситуационных изменений на психическое
развитие и поведение детей.

Задачи:
4.1.
Исследовать
особенности резких, революционных
изменений в психическом развитии людей
в различные возрастные периоды;

4.2.
Изучать
и учитывать, как жизненные события
(ситуации) и их восприятие могут отражаться
на психическом развитии детей и взрослых.

4.3.
Понимать,
какие процессы и свойства формируются
постепенно (эволюционно) и каким образом
можно содействовать их развитию.

5-я
проблема:
соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в общем психическом развитии чел-ка.

Задачи:
5.1.
Исследовать
характер взаимосвязи между развитием
познавательной сферы и развитием других
сфер (мотивационной, волевой, эмоциональной).

5.2.
Анализировать
и понимать психологические последствия
доминирования интеллекта в общем
психическом развитии чел-ка.

5.3.
разрабатывать
рекомендации по гармоническому развитию
различных сфер личности.

4. История возникновения и становления детской и возрастной психологии. Исторические и научные предпосылки.

Первоначально
результаты познания возрастных аспектов
нашли своё выражение в работах философов
в различные исторические эпохи (Пифагор,
Гиппократ, Аристотель, Демокрит и др.).
Впервые выдвинул идею о необходимости
построения системы обучения в соответствии
с душевными особенностями детей Я.А.
Каменский в своём труде « Великая
дидактика». В конце 19 в. – начале 20 в. в
псих-ии наблюдается всплеск исследований
психического развития детей. В 1883 г.
амер. психолог Г.С.
Холл

организовал первую экспериментальную
лабораторию, в которой изучались
особенности психического развития
детей. Учёный пришёл к выводу, что в
основе психического развития лежит
биогенетический закон Э. Геккеля:
«зародыши проходят те же стадии развития,
что и весь род за время своего
существования».

Э.
Клаперад

– создал в Женеве педагогический
институт им. Ж. Руссо, который стал одним
из мировых центров экспериментальных
исследований проблем психического
развития. Он сделал вывод: в основе
псих-го развития лежит процесс
естественного развёртывания врождённых
задатков (игра, подражание).

Штерн
В. —
создатель
теории
конвергенции
,
основной тезис которой сводится к тому,
что психическое развитие не является
простым проявлением врождённых свойств
и результатом простого воспитания
внешних воздействий, а представляет
собой конвергенцию двух этих факторов
(конвергенция – от латин. «приближаюсь»,
«схожусь»).

К.
Бюлер

– автор «теории
трёхступенчатого развития
».
Он выделил 3 ступени псих. развития:
инстинкт, формирование навыков, интеллект.
Каждая новая ступень позволяет человек
функционировать на более высоком уровне
и более успешно решать стоящие задачи.
Особое место в исследованиях Бюлера
занимали вопросы связи творчества и
мышления.
Центральным для Бюлера было изучение
мышления, роли творчества в психическом
развитии. Главный интерес Бюлера
сосредоточен вокруг первых лет жизни
ребенка. Исследователи
проблем возрастной психологии за
рубежом: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и
др.

В
России: Блонский, Выгодский и др.

В
Белоруссии: Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько,
Ю. Н. Карандашёва.

Предпосылки формирования психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки

Психология развития стала самостоятельной отраслью научного знания во второй половине 19 века. Это связано с соединением исследований детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографическими исследованиями детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок (братьев Гримм, Тейлора, Боаса). Объективными предпосылками ее формирования были:

· 1- требования педагогической практики;

· 2- разработка идеи развития в биологии;

· 3-появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

1.В начале XIX в. о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писали многие ученые. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К. Д. Ушинский. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», то есть для того чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей, прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека.

Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала в сер. XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. Пока образование было домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным.



Известный психолог У. Джеймс писал, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, но психологические знания должны обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников; они должны понять духовную жизнь ученика.

2. Эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние на психологию. С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата — об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии.

Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования — генетического, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции. Большое значение для формирования генетического подхода в психологии имела теория известного психолога и физиолога И. М. Сеченова, который писал, что единственным методом объективного исследования психики является метод генетического наблюдения.


3. На протяжении длительного времени единственным методом исследования психического развития детей оставались дневниковые наблюдения. Первым, кто планомерно осуществил дневниковые наблюдения за детьми, был Т.Тидеман, книга которого появилась в 1787 году. Он также стал первым автором учебника психологии, в котором затрагивались вопросы, связанные с психологией ребенка.

Основанная В.Вундтом в 1879 г. психологическая лаборатория в Лейпциге вселила уверенность в возможности использования эксперимента в исследовании проблем возрастной и педагогической психологии. А работы Г.Эббингауза определили целое направление в психологии, впервые открыв возможность экспериментального изучения такого психического процесса, как память.

Большое значение имели работы Ф.Гальтона, который изобрел многие методы экспериментального исследования детей, впервые применив в психологии способы статистической обработки результатов. Среди достижений Ф.Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов, который прочно вошел в науку. Статистический подход — применение серии тестов к большому числу индивидов — выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов. Дальнейшее применение и популярность тестов связано уже с именем Альфреда Бине, разработавшего специальные тесты для исследования интеллектуального развития детей. А.Бине разработал нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие провести диагностику формирования мышления. Теоретические и методические представления А.Бине и Т.Симона лежат в основе современной психометрики — практики измерения умственного развития детей. На их основе в психометрию был введен показатель развития интеллекта — коэффициент интеллектуальности (IQ), а также представление о статистической тестовой норме.

История психологии развития — IResearchNet

Человеческое развитие является предметом внимания многих дисциплин, включая биологию, социологию, антропологию, образование и медицину. Кроме того, тема затрагивает разные нации и культуры, добавляя разнообразия предмета и подходов. Психология развития занимается постоянством и изменением психологического функционирования на протяжении всей жизни. Как дисциплина, она возникла вскоре после появления научной психологии во второй половине девятнадцатого века.Ее предшественники отличались от тех, которые привели к основанию экспериментальной психологии. В первые годы своего существования психология развития в первую очередь занималась развитием детей и подростков. Позже развитие взрослых и старение стали приобретать большее значение. Психология развития началась как корреляционная наука, сосредоточенная на наблюдении, а не на экспериментировании, и, таким образом, отличалась от традиционной исследовательской психологии.

Донаучные предшественники

Взгляды на развитие всегда отражали культуру, в которой они возникли.В одном из самых ранних представлений о ребенке, преформизме, считалось, что гомункул или миниатюрный взрослый содержится в сперме или яйце при зачатии. Гомункул отличался от взрослого только количественно. От преформистских взглядов на биологическом уровне в значительной степени отказались с развитием современной науки.

Философские основы психологии развития

С философской точки зрения, Джон Локк (1632–1704) и Жан-Жак Руссо (1712–1778) являются обычными отправными точками для западных дискуссий о развитии.Локк считается отцом современной теории обучения. Для него ребенок был tabula rasa или чистым листом, на котором пишет опыт. Роль Локка и более поздних ученых-теоретиков заключалась в том, чтобы подчеркнуть роль окружающей среды в развитии.

Руссо часто называют отцом классической психологии развития. В своей книге «Эмиль» (1762) он отстаивал точку зрения, которая подчеркивала естественное развитие ребенка на основе врожденного плана. Он был одним из первых, кто утверждал, что развитие происходило поэтапно.

Детские биографии

Ранние попытки понять развитие можно найти в «детских биографиях», описательных отчетах о детях, обычно написанных родителями и часто предвзятых. Немецкий философ Дитрих Тидеманн (1748–1803). ему приписывают создание первой детской биографии (1787 г.), но его работы не получили дальнейшего развития. Почти 100 лет спустя другой немецкий биолог Вильгельм Прейер (1841-1897) подробно описал умственное развитие своего сына в течение первых четырех лет его жизни.Он опубликовал результаты под названием Die Seele des Kindes (The Mind of the Child) (1882), работу, которую часто называют началом современного движения детской психологии. В Америке самой известной биографией ребенка был сборник наблюдений за ее племянницей Милисент Шинн (1858–1940), который она начала в 1890 году. Популярная версия была позже опубликована как «Биография ребенка» (1900).

Влияние Дарвина

Теория эволюции, содержащаяся в «Происхождении видов» (1859) Чарльза Дарвина (1809–1882), была отправной точкой для многих западных психологов развития, как европейских, так и американских.Кроме того, акцент Дарвина на индивидуальных различиях и адаптации стал важным компонентом психологии развития.

Немецкий физиолог Вильгельм Прейер был вдохновлен Дарвином и, в свою очередь, вдохновил других европейских специалистов по развитию, включая Карла Бюлера (1879-1963). Шарлотта Бюлер (1893-1974) и Уильям Стерн (1871-1938). Подход Дарвина также привел к появлению этологической школы развития, которая включает работы Конрада Лоренца (1903–1989) и Нико Тинбергена (1907–1988).Исследования и работы Джона Боулби (1907–1990) и Мэри Эйнсворт (1913–1999) о потере и привязанности являются более поздним выражением этой школы. Совсем недавно появился дарвиновский подход, «эволюционная психология».

Среди американских пионеров, глубоко затронутых Дарвином, были Дж. Стэнли Холл, один из первых психологов Америки, и Джеймс Марк Болдуин, также первый психолог. Основной подход Холла к развитию, теория перепросмотра, был заимствован у Дарвина через немецкого биолога Эрнста Геккеля (1834-1919).Подход Болдуина был связан с теориями Жана Пиаже и Льва Выготского.

Движение за изучение детей и Дж. Стэнли Холл (1844-1924)

Среди множества контекстуальных факторов, которые способствовали развитию психологии развития в Соединенных Штатах, движение по изучению детей было наиболее важным. Это движение, возникшее во второй половине XIX века, было сосредоточено на благополучии детей и, среди прочего, способствовало принятию законов, регулирующих детский труд и обязательное образование.Его руководство взял на себя Дж. Стэнли Холл.

Холл соединил новую психологию и движение. Он пообещал научить ребенка понимать ребенка. подход, который понравился многим группам, особенно педагогам. Он опубликовал серию анкетных исследований, в которых, хотя и с ошибками, была сделана попытка установить нормы для детей в различных областях.

В 1891 году Холл опубликовал первый журнал психологии развития «Педагогическая семинария», позже переименованный в «Журнал генетической психологии» (слово «генетический» в те ранние годы было синонимом развития).Он написал книгу «Подростковый возраст» (1904 г.), двухтомную книгу, которая возродила архаическое слово и предложила теорию развития, более широкую, чем предполагалось в названии. Он также написал «Старение» (1922), в котором рассказывалось о второй половине жизни. Несмотря на все эти усилия и многое другое, его часто называют «отцом американской психологии развития».

Четыре первопроходца в области развития

Джеймс Марк Болдуин (1861-1934) предложил теорию стадий развития, которая изначально была сосредоточена на когнитивном развитии.Позже он расширил его, включив также и социальное развитие. Он был в основном теоретиком, а не экспериментатором, и есть свидетельства того, что его работа повлияла как на Выготского, так и на Пиаже. Джон Дьюи (1859-1952). американец, вероятно, наиболее известен своим вкладом в философию и образование, но он также писал о проблемах развития. В отличие от многих своих американских современников, его теория имела контекстуальный акцент, который иногда сравнивали с теорией Выготского. Он сосредоточился на образовании отчасти потому, что считал, что оно определит повестку дня для развития.Он основал «лабораторную школу» в Чикагском университете, чтобы наблюдать и экспериментировать с детьми в более естественной обстановке. Некоторые из заданных им вопросов задаются и сегодня. Какие аспекты развития универсальны? Какие выражения местной культуры? Альфред Бине (1857-1911), француз. и отец современного тестирования интеллекта. провели исследования когнитивного функционирования, включая память. Помимо того, что он был плодовитым писателем, он был сторонником реформы образования.Созданная им экспериментальная лабораторная школа была, вероятно, первой в Европе. Работа Бине в области интеллектуального развития представила множество концепций, которые используются до сих пор. Мария Монтессори (1870–1952), итальянский педагог, также много писала о развитии ребенка. По образованию врач, она сначала работала с детьми с отклонениями в развитии. Она исследовала творчество Жан-Марка Итара (1774-1838), творчество которого часто связывают с началом специального образования и его учеником Эдуардом Сегеном (1812-1880).Многие техники, которым она научилась у них, позже стали частью ее метода Монтессори.

Психоаналитические подходы к психологии развития

Developmental Psychology Психоаналитические подходы не входили в основную академическую психологию до 1930-х годов, но в конечном итоге их влияние было глубоким. Более того, Зигмунд Фрейд (1856–1939), основатель движения, оказал влияние на массовую культуру, не имеющее себе равных среди других психологов. Хотя его метод психотерапии хорошо известен, не всегда понимают, что его теория является теорией развития.Его последователей было много, и они выработали множество различных подходов.

Двумя важными последователями были его дочь Анна Фрейд (1895–1982), которая стала выдающимся психологом, и Эрик Эриксон (1902–1994). Оба являются «эго-психологами», поскольку их больше интересовала сознательная, рациональная часть личности. Эриксон наиболее известен своей книгой «Детство и общество» (1950) и описанием восьми стадий развития человека. Принимая представления Фрейда о психосексуальном развитии, он обсуждал их в более широком культурном контексте.

Другие психоаналитики, оказавшие влияние на психологию развития, включают Карен Хорни (1885-1952), особенно за ее работу по женской психологии и ее акцент на росте продолжительности жизни и самоактуализации. Карл Дж. Юнг (1875-1961) был теоретиком-новатором в области развития и старения взрослых. Мелани Кляйн (1882-1960), разработавшая теорию объектных отношений, была соперницей Анны Фрейд и подчеркивала первые два года жизни, особенно важность матери.

Нормативная психология развития

До 1940-х годов большая часть психологии развития была описательной и нормативной.Арнольд Гезелл (1880-1961) сыграл важную роль в продвижении этого подхода. Хотя его наставник. Дж. Стэнли Холл попытался разработать нормативные данные о детях, и именно работа Гезелла оказалась непреходящей ценностью. Гезелл собрал обширные данные о младенцах и детях, особенно об их физическом и двигательном развитии. Более того, он организовал информацию, чтобы сделать ее полезной и доступной для родителей.

Результатом его работы стало побуждение родителей расслабиться и больше доверять природе.В традициях Руссо естественное развитие ребенка было важнее любого вмешательства со стороны родителей или воспитателей. Таким образом, он стал представителем позиции созревания. Многие нормы развития Гезелла используются и сегодня.

Движение тестирования

Было много ранних попыток разработать методы измерения интеллекта, особенно Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911), но они оказались безрезультатными. Однако в Париже Альфред Бине попробовал новый подход, и испытания почти сразу же увенчались успехом.Бине опубликовал весы в 1905, 1908 и 791 т. год его смерти, каждая шкала более сложна, чем предыдущая.

Генри Х. Коддард (1866–1957), американец и бывший ученик Дж. Стэнли Холла, привез в Соединенные Штаты версию шкалы Бине. Опробовав его на нескольких детях, как нормальных, так и инвалидах, он объявил меры успешными и немедленно начал рассылать копии своей переведенной версии по стране.

Другой бывший ученик Дж. Стэнли Холла, Льюис М.Терман (1877-1956), также американец, разработал наиболее широко используемую версию шкалы Бине-Саймона, впоследствии получившую название Стэнфорд-Бине, которая стала стандартом, с которым сравнивались все показатели интеллекта. Терман также инициировал первое лонгитюдное исследование развития, начавшееся в 1921 году. Его образец, отобранный за его одаренность, продолжается и сегодня. Более поздние лонгитюдные исследования включали Гарвардское исследование роста (1922), исследование роста Беркли (1928) и исследование человеческого развития Института Фелса (1929).

Лев Выготский (1896-1934) и контекстуализм

Хотя Выготский мертв уже более шести десятилетий. его иногда называют самым важным современным специалистом по развитию. Его идеи особенно подходят для контекстуалистской теоретической основы, ставшей популярной в последние годы. Выготский родился и вырос в России, он был марксистом, который верил в важность социального и исторического контекста для развития. В то же время он ценил внутренние особенности развития.Эта способность консолидировать эти две разные позиции привела к тому, что некоторые стали рассматривать его работу как основу для интегративной теории развития.

Хотя его часто сравнивают с Пиаже, Выготский существенно отличался от него. Например, он уделял гораздо больше внимания роли родителей и учителей в когнитивном развитии. Он подчеркивал функцию речи, особенно как помощь в развитии ребенка. Его «зона ближайшего развития». конструкция, описывающая способность детей выступать за пределы своего текущего уровня, оказалась особенно полезной для учителей.

Теория обучения

Джон Уотсон (1878–1958), отец бихевиоризма, положил начало движению, которое во многом отличалось от классической психологии развития. Обучение стало центральным вопросом учебы. Таким образом, стандартом стала модель, основанная на Локке, а не на Руссо. В своем знаменитом эксперименте «Маленький Альберт» (1920) Ватсон попытался показать, как эмоциональное развитие ребенка можно понять с точки зрения обучения. Позже Мэри Ковер Джонс (1896–1987). под руководством Уотсона провел исследование трехлетнего мальчика, чтобы продемонстрировать, как можно избавиться от нежелательных страхов, и тем самым положил начало области модификации поведения.

После ухода из академической психологии Уотсон продолжал писать о развитии ребенка, и его работа стала популярной среди родителей. Он сыграл важную роль в создании научных основ ухода за детьми. В итоге

.

Теорий психологии развития — EruptingMind

Психология развития — это раздел психологии, изучающий рост и созревание человека с течением времени. Сюда входят такие вещи, как физические, когнитивные и социальные изменения, а также то, как каждое из них влияет на нас на разных этапах нашей жизни.

Детская психология — это разновидность психологии развития, которая фокусируется на этапах жизни от рождения до начала подросткового возраста ( около 12-13 лет ).Подростковая психология также является разновидностью психологии развития и занимается развитием в период от раннего подросткового возраста до позднего подросткового возраста ( 13-19 ).

Причина, по которой теории психологии развития являются важной областью изучения, заключается в том, что все взрослые являются продуктами своего детства и тем, что они испытали в этом детстве. Следовательно, изучая младенцев, детей и подростков, теории психологии развития могут помочь нам лучше понять сознание взрослых.

В дополнение к этому, психология развития также изучает изменения, которые происходят во взрослой жизни, что впоследствии позволяет нам понять различные факторы, влияющие на наше поведение от рождения до смерти.

Биологическое развитие

Она легко могла быть мальчиком.

Хотя большая часть нашего поведения является результатом того, что мы узнаем и переживаем в жизни, то, что подчеркивает тип поведения, которое мы проявляем, — это наша биология или, более конкретно, наша генетика.

Например, если оплодотворенная яйцеклетка содержит две Х-хромосомы ( ХХ ), то полученная особь родится женщиной. Однако, если это яйцо содержит Х- и Y-хромосомы ( XY ), тогда этот человек родится мужчиной. Итак, с самого начала жизни наша биология играет чрезвычайно важную роль в типе поведения, которое мы будем проявлять на протяжении всей жизни.

Например, если вы родились женщиной, то вам может понравиться розовый цвет и вам понравится играть в куклы.Если вы рождены мужчиной, то вам может понравиться синий цвет, и вам понравится играть с игрушечными машинками или боевиками.

Конечно, я здесь стереотипирую полов, но это сделано только для того, чтобы продемонстрировать, как небольшое различие в нашей биологии ( наших хромосомных паттернов ) может привести к тому, что мы будем вести себя так или иначе.

Трисомия 21

Другой пример того, как биология может влиять на наше поведение на хромосомном уровне, можно найти у людей, страдающих синдромом Дауна.

Эти люди рождаются с хромосомной аномалией, называемой трисомией 21, в результате которой образуются три хромосомы вместо обычной пары. Следствием этого является умственная отсталость, плохое здоровье и сокращение продолжительности жизни.

Трисомия 21: хромосомная аномалия, приводящая к синдрому Дауна.

Этого взгляда на биологию, играющую важную роль в развитии, придерживался Зигмунд Фрейд, который, как цитируют, сказал: « Биология — это судьба ».

Вопрос о том, является ли биология нашей конечной судьбой, является предметом споров, потому что, как показано на примере диких детей, даже несмотря на то, что наша генетика может дать нам потенциал для достижения чего-либо, именно среда в конечном итоге определяет, осознаем мы это или нет. потенциал.

Сперма, яйцеклетка и хромосомы

Жизнь начинается, когда сперматозоид ( сперматозоидов ), предоставленный отцом, соединяется с яйцеклеткой ( яйцеклетка ), предоставленной матерью. И сперма, и яйцеклетка содержат двадцать три отдельных хромосомы, и при оплодотворении яйцеклетки эти хромосомы объединяются, образуя двадцать три пары хромосом.

Вы здесь, потому что выиграли гонку.

В процессе митоза эти хромосомные пары в оплодотворенной яйцеклетке реплицируются в дочерние клетки, каждая из которых содержит такое же количество хромосом, что и исходное яйцо.Затем эти дочерние клетки продолжают делиться, в конечном итоге производя миллиарды клеток.

Каждая хромосома содержит серию генов, которые в конечном итоге отвечают за различные характеристики, которые мы развиваем при рождении и затем проявляем на протяжении всей жизни. Например, у одного человека может быть ген, который дает им светлые волосы, в то время как у другого человека может быть ген, который дает им каштановые волосы.

Эти гены и их результирующие характеристики наследуются как от матери, так и от отца.Следовательно, они передаются из поколения в поколение в процессе полового размножения.

Зачатие и рождение

Есть четыре стадии, связанные с зачатием и рождением:

1) Зигота

Зигота — это оплодотворенная яйцеклетка, которая образуется при объединении сперматозоидов и яйцеклетки. Эта стадия длится около одной недели и характеризуется делением одной клетки на большую группу клеток.

2) Эмбрион

После того, как зигота сформирована, ее клетки продолжают делиться и реплицироваться, образуя структуру, известную как эмбрион.Это происходит с первой по седьмую недели. На этой стадии клетки начинают дифференцироваться ( становятся специализированными ) и образуют три отдельных эмбриональных слоя.

Эктодерма

Эктодерма означает внешнюю кожу и в конечном итоге станет органами чувств, кожей и нервной системой.

Мезодерма

Мезодерма означает среднюю кожу и в конечном итоге станет сердцем, костями, соединительной тканью и мышцами.

Энтодерма

Энтодерма означает внутреннюю поверхность кожи и в конечном итоге станет внутренней оболочкой желудка, кишечника и легких.

3) Плод

С седьмой недели до рождения эмбрион становится плодом, в течение которого клетки плода продолжают делиться и становиться более специализированными.

В течение этого периода формируются клетки, такие как клетки мозга, клетки кожи и волосковые клетки, а позже начинает формироваться тело, когда начинают появляться голова и конечности.

Стадия плода обычно длится около семи месяцев, то есть время от зачатия до рождения составляет около девяти месяцев.

4) Новорожденный

Neo означает «новый», а nate означает «рождение». Таким образом, новорожденный — это новорожденный, около

лет.

Психология развития

Перейти к основному содержанию

  • Исследование