История происхождения психологии: Краткая история развития психологии

Содержание

История возникновения психологии | Что делать и как быть? Ответ ЗДЕСЬ, заходи! Советы, рекомендации, статьи по психологии.

История возникновения психологии уходит своими корнями в глубокое прошлое. Первыми упоминаниями о ней можно считать труды не безызвестного Пифагора. И именно древние греки вложили не мало в начало изучения психологии, как отдельной науки. Чуть позже Гиппократ положил начало науке, согласно которой людей делили по типам темперамента, без которых, пожалуй, не возникли бы современные науки об индивидуальных особенностях людей. Примерно тогда начали возникать разговоры о приемах, при помощи которых можно манипулировать людьми.

Платон, на основании опыта Сократа, первым ввел понятие «внутреннего диалога». Он же писал о разнице во внутренних мотивах человека – низменными, и высшими, которые находятся в состоянии конфликта. Идею личности, раздираемой конфликтами, позже изложил Зигмунд Фрейд. Новую эпоху в истории развития психологии положил Аристотель, определив предмет психологии; указав на то, что духовное и телесное неразрывно связано между собой. И именно его заслуженно считают отцом основателем психологии, как науки.

Шло время, психология развивалась. Во времена феодализма начали проводиться различные исследования с медицинской точки зрения. Были сделаны открытия о нервах, идущих от органов чувств к мозгу, о двигательных волокнах, которые идут от мозга к мышцам. Эти открытия через два тысячелетия легли в основу учения о рефлексах, очень важной части психологии. Благодаря Леонардо Да Винчи возникла идея о том, что человек может изменять мир вокруг, воплощая в жизнь свои духовные ценности.

На этом история возникновения психологии далеко не заканчивается. Люди развивались, развивалась техника. В 18 веке было сделано открытие о том, что сердце является своеобразной помпой, перекачивающей кровь во всем организме, а так же тот факт, что душа в этом процессе не участвует. Декарт создал теоретическую модель человеческого организма, представленную как самостоятельно работающий механизм. Благодаря ему же возникло понятие «рефлекс». С ним, правда, были не согласны многие философы того века, они не однократно пытались опровергнуть учения Декарта, доказывая неразрывность телесного и духовного. В это же время на историю возникновения психологии серьезно повлиял английский философ Томас Гоббс, предложив принять за основу познания опыт, а не рационализм, который царил в психологии до этого.

В эпоху просвещения считалось, что невежество – это основная причина бед и страданий человека. По мнению последователей этого движения в обществе воцарятся добро и справедливость, если человек будет бороться с невежеством. Кабанис, врач и философ, во время революции изучал обезглавливание людей на гильотине, доказав, что лишенный головы человек не осознает вины, т.к. человек способен мыслить только обладая головным мозгом.

История возникновения психологии, как самостоятельной науки, началась в 19 веке. Были сделаны фундаментальные открытия: скорость прохождения импульса по нерву, скорость реакции человека на воспринимаемые им объекты, о том, что психические факторы регулируют поведение организма, окончательно были разделены психика и сознание (благодаря чему возник и начал набирать популярность гипноз). Именно в 19 веке была совершена революция в истории психологии, не безызвестным нам Чарльзом Дарвином – благодаря ему возникла теория происхождения человека из обезьяны. Он открыл естественный отбор, как основной фактор выживания организма. Благодаря Дарвину психику стали рассматривать как элемент адаптации организма к внешней среде, что привело к формированию предмета психологии, изучающего поведение человека в среде его обитания, а так же влияние внешней среды на психику. Кроме того, возникло новое направление – изучение индивидуальных различий между людьми.

Психология стала превращаться из науки теоретической, в экспериментальную. Внимание, память, мышление – стали основными объектами экспериментов. Возникали попытки классифицировать детей на способных, но ленивых, и тех, кто обладает интеллектуальными дефектами. Было введено понятие коэффициента интеллекта, т.е. тот самый пресловутый уровень IQ.

В начале 20 века Фрейд в своих работах изложил свое видение структуры личности, которая состояла из трех уровней. Первый – это «оно», бессознательные иррациональные желания человека. Второй уровень – «Я», который служит своеобразным регулятором между первым и третьим уровнем, действующее исходя из происходящего в окрущающей реальности, а так же на основании опыта. И третий уровень – «сверх-Я», является своеобразным концентрированным опытом, полученным в результате обучения, а так же включает в себя требования сообщества, нормы морали, ценности. «Сверх-Я» возникло в результате эволюции человека, и оно мешает осознанию собственных глубинных мотивов, которые не совместимы с общественной моралью, в результате чего возникают внутренние психологические конфликты. Фрейд так же описал защитные психологические механизмы, которые призваны смягчать чувство напряженности, возникающее в результате конфликта между уровнями личности. Вокруг учения Фрейда до сих пор кипят страсти: то-то полностью отрицает его мнение, кто-то преклоняется перед каждым его словом. Несомненно, его работы оказали огромное влияние на многие сферы возникновения современной психологии.

Современная психология представляет собой большое количество научных дисциплин, находящихся на разных стадиях формирования, каждая из которых связаны с различными областями практики. Одни связаны с развитием человека, другие с конкретными областями его деятельности, третьи изучают отношение человека к обществу.

Существует психология труда, изучающая конкретные трудовые сферы деятельности человека. Педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания. Медицинская психология, основной целью которой является изучение поведения врача и пациента. Серьезные обороты набирает психология, изучающая бизнес и торговлю, возникает множество направлений о воздействии рекламы, мотивации к покупке и т.д. Есть отрасли психологии, изучающие возрастные различия, аномальное развитие, социальная психология, изучающая поведение человека в социуме. Нейролингвистическое программирование так же является современной психологической дисциплиной. Так или иначе, история возникновения психологии будет длиться до тех пор, пока существует человек. И мы наверняка еще услышим о новых гениальных ученых, сделавших важные открытия, на ряду с уже известнейшими историческими личностями.

Так же рекомендуем ознакомиться с материалами на эту тему в Википедии.

История психологии — Психология Дома Солнца

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Анимизм (от лат. anima — душа) — первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я» (или «сознание», или «душа») , которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки под «psycho» понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи — гилозоизм (от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь) : весь мир — универсум, космос — изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. («Наши тела и души текут, как ручьи»). Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя»). Философ учил: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос».

Термин «Логос», введенный Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому «все течет», придает вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Из-за трудностей понимания афоризмов философа современники называли Гераклита «темным».

Идея развития в учении Гераклита «перешла» в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они — неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных «соков», присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь) , холерический (преобладает желтая желчь) , меланхолический (преобладает черная желчь) , флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Однако не все философы принимали идеи Гераклита и его воззрение на мир как огненный поток, идеи Демокрита — на мир атомных вихрей. Они строили свои концепции. Так, афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса — организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершен группой философов, названных софистами («учителями мудрости»). Их интересовала не природа с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли «мерой всех вещей». В истории психологического познания был открыт новый объект — отношения между людьми с использованием средств, доказывающих любое положение, независимо от его достоверности. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий.

Впоследствии слово «софист» стала применяться к людям, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные.

Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность стремился Сократ. Формула Гераклита «познай самого себя» означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.

Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления.

Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX веке основой экспериментальной психологией мышления.

Гениальный ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Платон скупал сочинения Демокрита с целью их уничтожения. Поэтому от учения Демокрита остались лишь фрагменты, в то время как до нас дошло чуть ли не полное собрание сочинений Платона.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий шаг. Он оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний. («Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая»). Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней (социальной) получил название «интериоризация» (от лат. internus — внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони — два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрейда.

Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры — с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы не выводимы из вещества природы. Они порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н.э., открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, — говорил Аристотель, — кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности) , развития и причинности.

По Аристотелю уже само слово «организм» следует рассматривать в связи с родственным словом «организация», которое имеет значение «продуманное устройство», которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) не разделимы; душа организма — это его функция, деятельность. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма (заложенные в нем психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей — функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека) ; б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека) ; в) разумная (присущая только человеку). Функции души — уровни ее развития, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что «природа ничего не делает напрасно»; «нужно видеть то, ради чего совершается действие». Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа «О душе» — первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.

Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с возникновением и последующим быстрым распадом крупнейшей мировой монархии (IV век до н.э.) македонского царя Александра. Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной державы. Изменяется положение личности в обществе. Свободная личность грека утрачивала связи со своим родным городом, его стабильной социальной средой. Он оказывался перед лицом непредсказуемых перемен, дарованных свободой выбора. Со все большей остротой он ощущал зыбкость своего существования в изменившемся «свободном» мире. Эти сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о душевной жизни. Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могущество разума начали ставится под сомнение. Возникает скептицизм, воздержание от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т.п. Отказ от поисков истины позволял обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означавшего отсутствие волнений). Под мудростью понималось отрешение от потрясений внешнего мира, попытка сохранить свою индивидуальность. Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями жизни с ее драматическими поворотами, лишающими душевного равновесия.

Стоики («стоя» — портик в Афинских храмах) объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума. По их мнению удовольствие и страдание — ложные суждения о настоящем, желание и страх — ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

С этической ориентаций на поиски счастья и искусства жить, но на других космологических началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура, который отошел от версии Демокрита о «жесткой» причинности, царящей во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. Запечатлев ощущение непредсказуемости того, что может произойти с человеком в потоке событий, делающих существование непрочным, эпикурейцы закладывали в природу вещей возможность самопроизвольных отклонений и тем самым непредсказуемость поступков, свободу выбора. Они подчеркивали индивидуализацию личности как величины, способной действовать самостоятельно, избавившись от страха перед уготованным свыше. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических областях знания. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.

Позже древнеримский врач Гален (II век н.э.) в труде «О частях человеческого тела) , описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. В те времена запрещались анатомические исследования, но Гален, врачующий гладиаторов, наблюдавший открытые раны головного мозга, считал его производителем и хранителем разума. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменение в организме («кипение крови») , субъективные, душевные переживания (например, гнев) , вторичны.

Без эмпирической ткани психологической мысли античности не могли появиться теоретические успехи, приведшие естествознание к современной психологии. Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире). Во-вторых, определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема). В-третьих, поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая проблема). Таким образом были сформулированы проблемы, веками направлявшие развитие науки о человеке.

Вместе с тем, бедствия, которые переживали народы Востока в жестоких войнах с Великим Римом, а затем под его владычеством, способствовали развитию идеалистических учений о душе, которые подготовили воззрения, ассимилированные позже христианской религией. К этим учениям относятся, например, взгляды Филона (I век н.э.) , что тело это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть «пневма», о которой мы говорили выше.

1. Возникновение психологии как науки.

С
древнейших времен потребности общественной
жизни заставляли человека различать и
учитывать особенности психического
склада людей. В философских учениях
древности уже затрагивались некоторые
психологические аспекты, которые
решались либо в плане идеализма, либо
в плане материализма. Так, материалистические
философы

древности Демокрит,
Лукреций, Эпикур

понимали душу человека как разновидность
материи, как телесное образование,
образуемое из шаровидных, мелких и
наиболее подвижных атомов. Но
философ-идеалист
Платон
понимал душу человека как что-то
божественное, отличающееся от тела.
Душа, прежде чем попасть в тело человека,
существует обособленно в высшем мире,
где познает идеи – вечные и неизменные
сущности. Попав в тело, душа начинает
вспоминать виденное до рождения.
Идеалистическая теория Платона,
трактующая тело и психику как два
самостоятельных и антагонистических
начала, положила основу для всех
последующих идеалистических теорий.

Великий
философ Аристотель
в трактате «О душе» выделил психологию
как своеобразную область знания и
впервые выдвинул идею неразделимости
души и живого тела. Душа, психика
проявляется в различных способностях
к деятельности: питающей, чувствующей,
движущей, разумной; высшие способности
возникают из низших и на их основе.
Первичная познавательная способность
человека – ощущение, оно принимает
формы чувственно воспринимаемых
предметов без их материи, подобно тому
как «воск принимает оттиск печати
без железа и золота». Ощущения оставляют
след в виде представлений – образов
тех предметов, которые прежде действовали
на органы чувств. Аристотель показал,
что эти образы соединяются в трех
направлениях: по сходству, по смежности
и контрасту, тем самым указав основные
виды связей – ассоциации психических
явлений.

Таким
образом, I этап-психология как наука о
душе. Такое определение психологии было
дано более двух тысяч лет назад. Наличием
души пытались объяснить все непонятные
явления в жизни человека.

II
этап – психология как наука о сознании.
Возникает в XVII веке в связи с развитием
естественных наук. Способность думать,
чувствовать, желать назвали сознанием.
Основным методом изучения считалось
наблюдение человека за самим собой и
описание фактов.

III
этап – психология как наука о поведении.
Возникает в XX веке: Задача психологии
– ставить эксперименты и наблюдать за
тем, что можно непосредственно увидеть,
а именно: поведение, поступки, реакции
человека (мотивы, вызывающие поступки,
не учитывались).

IV
этап – психология как наука, изучающая
объективные закономерности, проявления
и механизмы психики.

История
психологии как экспериментальной науки
начинается в 1879 году в основанной
немецким психологом Вильгельмом Вундтом
в Лейпциге первой в мире экспериментальной
психологической лаборатории. Вскоре,
в 1885 году В. М. Бехтерев организовал
подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так,
устанавливая закономерности познавательных
процессов (ощущений, восприятий, мышления,
воображения, памяти), психология
способствует научному построению
процесса обучения, создавая возможность
правильного определения содержания
учебного материала, необходимого для
усвоения тех или иных знаний, навыков
и умений. Выявляя закономерности
формирования личности, психология
оказывает содействие педагогике в
правильном построении воспитательного
процесса.

Широкий
спектр задач, решением которых заняты
психологи, обусловливает, с одной
стороны, необходимость взаимосвязей
психологии с другими науками, участвующими
в решении комплексных проблем, а с другой
– выделение внутри самой психологической
науки специальных отраслей, занятых
решением психологических задач в той
или иной сфере общества.

Современная
психология находится в ряду наук, занимая
промежуточное положение между философскими
науками, с одной стороны, естественными
– с другой, социальными – с третьей.
Объясняется это тем, что в центре ее
внимания всегда остается человек,
изучением которого занимаются и названные
выше науки, но в других аспектах. Известно,
что философия и ее составная часть –
теория познания (гносеология) решает
вопрос об отношении психики к окружающему
миру и трактует психику как отражение
мира, подчеркивая, что материя первична,
а сознание вторично. Психология же
выясняет ту роль, которую играет психика
в деятельности человека и его развитии
(рис. 1).

Согласно
классификации наук академика А. Кедрова
психология занимает центральное место
не только как продукт всех других наук,
но и как возможный источник объяснения
их формирования и развития.

Психология
интегрирует все данные этих наук и в
свою очередь влияет на них, становясь
общей моделью человекознания. Психологию
следует рассматривать как научное
исследование поведения и умственной
деятельности человека, а также практическое
применение приобретенных знаний.

3.
Основные психологические школы.

Психологическое
направление
 –
подход к изучению психики, психических
явлений, обусловленный определенной
теоретической базой (концепцией,
парадигмой).

Психологическая
школа
 –
определенное течение в науке, основанное
крупным ее представителем и продолженное
его последователями.

Так
в психодинамическом (психоаналитическом)
направлении существуют школы
классическая З.Фрейда, школа К.Юнга,
Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и
т.д.

Психология
деятельности
 –
отечественное направление в психологии,
не принимающее чисто биологические
(рефлекторные) основы психики. С позиций
этого направления человек развивается
через интериоризацию (перехода
внешнего во внутренний) общественно-исторического
опыта в процессе деятельности – сложной
динамической системы взаимодействия
субъекта с миром (обществом). Деятельность
личности (и сама личность) понимается
здесь не как особая разновидность
психической активности, а как реальная,
объективно наблюдаемая практическая,
творческая, самостоятельная деятельность
конкретного человека. Это направление
прежде всего связывается с деятельностью
С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева,
К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм –
поведенческое направление,
рассматривающее научение как
ведущий механизм формирования психики,
а среду как главный источник развития.
Бихевиоризм сам распадается на два
направления – рефлекторное (
Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие
психические проявления к навыкам и
условным рефлексам) и социальное (А.Бандура
и Дж.Роттер, изучавшие
процесс социализации человека и
учитывавшие определенные внутренние
факторы – саморегуляцию, ожидания,
значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная
психология
 –
рассматривает психику человека как
систему механизмов, обеспечивающих
построение субъективной картины мира,
ее индивидуальной модели. Каждый человек
строит (конструирует) свою реальность
и на основе «конструктов» строит свои
взаимоотношения с ней. Это направление
отдает предпочтение изучению
познавательных, интеллектуальных
процессов и рассматривает человека как
своеобразный компьютер. В той или иной
степени свой вклад в него внесли Дж.Келли,
Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология –
одно из холистических (целостных)
направлений, рассматривающее организм
и психику как целостную систему,
взаимодействующую со средой. Взаимодействие
человека и среды рассматривается здесь
через понятия равновесия (гомеостаза),
взаимодействия фигуры и фона, напряжения
и расслабления (разрядки). Целое
гештальтистами рассматривается как
структура, качественно отличная от
простой суммы ее частей. Люди воспринимают
вещи не изолированно, а организуют их
посредством процессов восприятия в
значимые целостности –гештальты (gestalt –
форма, образ, конфигурация, целостная
структура). Это направление пустило
свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка,
М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так
и психологии личности и психотерапии
(Ф.Перлс).

Психодинамическое
направление заложило основу целому
ряду психологических школ. «Отцом» его
является З.Фрейд, разработавший принципы
классического психоанализа, а его
ближайшие ученики и соратники впоследствии
основали свои школы. Это К.Юнг
– аналитическая психология,К.Хорни
– неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли
– психосинтез, Э.Берн – транзактный
анализ и др. Это направление
рассматривает «вертикальное строение»
психики – взаимодействие сознания с
бессознательной ее частью и «сверхсознанием».
Наибольший вклад это направление сделало
в психологию личности, в мотивационные
теории, а ее влияние можно проследить
и в гуманистической, и
в экзистенциальной психологии.
Без этого направления сейчас невозможно
представить современную психотерапию
и психиатрию.

Гуманистическая
психология
 –
личностно-центрированное направление,
рассматривающее человеческую жизнь
как процесс самоактуализации,
самореализации, максимального развития
индивидуальности, внутреннего потенциала
личности. Задача человека – найти свой,
естественный для себя путь в жизни,
понять и принять свою индивидуальность.
На этой основе человек понимает и
принимает и других людей и добивается
внутренней и внешней гармонии. Основателями
этого направления являются К.Роджерс
и А.Маслоу.

Экзистенциальная
психология
 –
психология «существования», бытия
человека – одно из самых современных
направлений, максимально связанное с
философией. Это направление иногда
называют феноменологией, так как оно
придает ценность каждому мгновению
жизни человека и рассматривает внутренний
мир человека как неповторимую вселенную,
которую невозможно измерить каким-нибудь
инструментом, а можно познать только
через идентификацию, то есть став этим
человеком. Развитие этого направления
прежде всего связывают с Л.Бисвангером,
Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него
внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная
психология
 –
направление, объединяющее течения и
школы, изучающие процессы бессознательного,
«внутреннюю психику». Термин применяется
для того, чтобы обозначить специфику
«вертикального» изучения психики в
отличие от «горизонтального».

Психология
духовности
 –
холистическое направление, объединяющее
«чисто» научный и религиозный подходы
к человеку. Это направление – будущее
психологии и в той или иной степени
связано со всеми другими. Психологическая
трактовка понятия духовность еще
разрабатывается. Однако в любом случае
духовность связана с тем, что объединяет
людей, делает человека цельным и при
этом с проявлением человеческой
индивидуальности.

История психологии, история развития психологии

Автор Evgeniy в . Опубликовано Основы Психологии Последнее обновление: 20/03/2015

Происхождение психологии. Развитие психологии во времени

В то время как современная психология отражает богатую и насыщенную историю этой дисциплины, истинная же история существенно отличается от современных представлений о её происхождении.

Для того чтобы иметь полное представление о психологии, вам придётся потратить некоторое время на изучение её истории. Как же появилась психология? Когда она появилась? Кто были эти люди, благодаря которым психология развилась как самостоятельная наука?

Для чего нужно знать историю психологии?

Современная психология охватывает множество областей для изучения, включая человеческое поведение и психические процессы от физиологического уровня до уровня культурного. Психологи изучают человеческие проблемы, которые начинают развиваться ещё до рождения самого человека и преследуют его до самой смерти. Зная историю психологии, вам удастся получить гораздо лучшее представление о том, как происходит это изучение и что психологам известно на сегодняшний день.

Вопросы, касающиеся психологии

С момента своего зарождения психология сталкивается с рядом различных вопросов. Главный вопрос, касающийся самого определения психологии, помог заложить основу для развития психологии как самостоятельной науки, отделив её от физиологии и философии. Есть и другие вопросы, с которыми психологи сталкиваются на протяжении всей истории:

  • Каких тем и проблем должна касаться психология?
  • Какие исследовательские методы должны применяться при изучении психологии?
  • Должны ли психологи использовать свои научные исследования в целях влияния на государственную политику, образование и другие аспекты человеческой жизни?
  • Действительно ли психология является наукой?
  • Психологи должны больше сосредотачиваться на наружном поведении, или же на внутренних психических процессах, происходящих у человека?

Предшественники психологии: философия и физиология

Такие философы, как Рене Декарт сыграли важную роль в истории психологии.

До конца 1800-х годов психология не являлась самостоятельной дисциплиной, её раннюю историю можно проследить до времён древних греков. В 17-м веке французский философ Рене Декарт ввёл понятие дуализма, утверждавшего, что разум и тело являются двумя отдельными составляющими, взаимодействующими между собой для формирования человеческого опыта. Многие другие вопросы, обсуждаемые психологами и по сей день, например, вопросы, касающиеся относительного вклада природы на воспитание, основываются на этих ранних философских традициях.

Так что же делает психологию отличной от философии? Если ранние философы опирались на такие методы, как наблюдение и логика, то современные психологи для изучения человеческого разума и поведения используют научные методологии.

Физиология также способствовала становлению психологии как научной дисциплины. Ранние физиологические исследования мозга и поведения оказали огромное влияние на психологию, способствовав в итоге применению этих научных методологий для психологического изучения человеческого мышления и поведения.

Становление психологии как самостоятельной дисциплины

В середине 1800-х годов немецкий физиолог Вильгельм Вундт использовал научно-исследовательские методы для изучения времени реакции. В его книге «Принципы физиологической психологии», изданном в 1874 году, были описаны многие из основных связей между наукой физиологии и изучением человеческого разума и поведения. Позже в 1879 году в Университете Лейпцига Вундт открывает первую в мире лабораторию психологии. Это событие, в общем, и считается официальным началом становления психологии как самостоятельной и отдельной научной дисциплины.

Как Вундт рассматривал психологию? Он воспринимал её как изучение человеческого сознания и стремился применять экспериментальные методы к изучению внутренних психических процессов. Не смотря на то, что использованный Вундтом метод, известный как самоанализ, рассматривается сегодня как ненадёжный и ненаучный, его ранние труды в области психологии помогли подготовить почву для будущих экспериментальных методов.

Примерно 17 000 студентов посещали лекции Вундта по психологии, и ещё несколько сотен преследовали цель получить учёную степень по психологии и обучались в его лаборатории. Хотя частота применения методов Вундта с годами и уменьшилась, всё же его влияние на психологию не подлежит сомнению.

Структурализм — первая школа психологии

Эдвард Б. Титчнер, один из самых известных учеников Вундта, основал первую крупную школу психологии. Согласно мнению структуралистов, человеческое сознание может быть разбито на более мелкие составляющие.

Хоть структурализм и отличался акцентированием внимания на научных исследованиях, всё же его методы были ненадёжны, ограничены и субъективны. Когда в 1927 году Титчнер умер, по существу, структурализм умер вместе с ним.

Функционализм Уильяма Джеймса

Психология процветала в Америке с середины до конца 1800-х годов. Уильям Джеймс стал одним из крупнейших американских психологов в этот период, а публикация его классического учебника «Основы психологии» утвердила его как отца американской психологии. Текст его книги вскоре стал стандартом в психологии, а его идеи в итоге послужили основой для новой школы психологии, известной как функционализм.

В центре внимания функционализма был вопрос о том, как на самом деле работает поведение человека, чтобы помогать ему существовать в своей среде. Функционалисты использовали метод непосредственного наблюдения. В то время как структуралисты стремились разбить психические процессы на мелкие составляющие, функционалисты считали, что сознание существует как непрерывный и изменяющийся процесс.

Психоанализ. Психология Зигмунда Фрейда

Зигмунду Фрейду (спереди слева) было предложено дать серию лекций по психоаналитической теории в Университете Кларка в 1909 году.

Австрийский врач Зигмунд Фрейд изменил облик психологии кардинальным образом, предложив теорию личности, который подчёркивал важность подсознания. Клиническая работа Фрейда с пациентами, страдающими от истерии и других заболеваний, привели его к мысли, что ранние детские переживания и бессознательные импульсы способны оказывать влияние на развитие личности человека и его поведение.

В своей книге «Психопатология обыденной жизни» Фрейд подробно описал, как эти бессознательные импульсы часто выражаются через оговорки (известные как «оговорки по Фрейду») и мечты. По Фрейду, психические расстройства являются результатом этих бессознательных конфликтов, становящихся несбалансированными. Психоаналитическая теория, предложенная Зигмундом Фрейдом, оказала огромное влияние на психологию 20-го века.

Становление бихевиоризма. Психология Павлова, Уотсона и Скиннера

Физиолог Иван Павлов открыл классическое обуславливание.

Психология кардинально изменилась в начале 20-го века, когда появилась школа бихевиоризма. Бихевиоризм очень отличался от предыдущих теорий, так как не акцентировала внимание на изучении сознательного и бессознательного. Вместо этого бихевиоризм стремился сделать психологию более научной дисциплиной, сосредоточившись исключительно на изучении наружного поведения.

Бихевиоризм получил своё начало благодаря работе русского физиолога Ивана Павлова. Проводимые им исследования пищеварительной системы собак привели к открытию им известного классического кондиционирования, что продемонстрировало возможность изучения поведения с помощью условных связей. Павлов показал, что данный метод может быть использован для создания связи между внешними и внутренними раздражителями.

Американский психолог Джон Б. Уотсон вскоре стал одним из самых сильных сторонников бихевиоризма. В своей книге «Бихевиоризм» (1924) он писал, что предметом психологии является поведение человека, а теория сознания является неопределённой и неприменимой.

Психолог Б. Ф. Скиннер поддержал бихевиористскую точку зрения со своей теорией оперантного обусловливания, продемонстрировавшей влияние наказания на поведение человека.

Хоть бихевиоризм в итоге и потерял свои позиции, всё же основные принципы поведенческой психологии широко используются и сегодня.

Гуманистическая психология. Психология «третьей силы»

Психолог Карл Роджерс сыграл важную роль в становлении гуманистической психологии.

Если в первой половине двадцатого века преобладали психоанализ и бихевиоризм, то во второй половине появилась новая школа психологии, известная как гуманистическая психология или психология «третьей силы», которая предполагала, что человеку присущ сознательный опыт.

Американский психолог Карл Роджерс считается одним из основателей этой школы. В то время как психоаналитики рассматривали бессознательные импульсы, а бихевиористы сосредотачивались исключительно на внешних причинах, Роджерс твёрдо верил в силу свободной воли и самоопределения человека.

Психолог Абрахам Маслоу также поддерживал гуманистическую психологию со своей знаменитой теорией иерархии потребностей, от которой зависит человеческая мотивация.

Современная психология. Психология сегодня

Современная психология использует многочисленные научные знания, от биологической психологии до социальной психологии.

Таким образом, дисциплина психологии, с момента своего начала в лаборатории Вундта, непрерывно развивалась, претерпевая множество изменений. История на этом, конечно, не заканчивается. Так, последние исследования в области психологии ориентированы на многие аспекты человеческой жизни, от биологического влияния на поведение до влияния социальных и культурных факторов.

Большинство психологов сегодня не относят себя к какой-то определённой школе. Вместо этого они часто сосредоточены на конкретной области и опираются на ряд идей и теорий. Этот эклектичный подход способствует тому, что новые идеи и теории в течение долгих лет будут продолжать формировать психологию.

Теги: бихевиоризм, гуманистическая психология, история психологии, Психология третьей силы, Структурализм, функционализм

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы

Приветствую, дорогие читатели!

Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.

Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.

Что изучает психология?

Чтение на диване

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • семейная психология;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

История появления и развития психологии

О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

  1. Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
  2. Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
  3. Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
  4. Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

  1. Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
  2. Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

Академическая психология характеризуется тем, что:

  • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
  • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
  • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Прикладная психология

Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

  1. Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
  2. Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
  3. Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
  4. Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.

К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

  • оказались в сложной жизненной ситуации;
  • планируют строить бизнес;
  • испытывают сложности в общении;
  • переживают кризис личных или семейных отношений;
  • обеспокоены поведением собственных детей;
  • испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
  • страдают от фобий и панических атак;
  • пытаются избавиться от вредных привычек;
  • желают сменить профессию.

Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

Методы психологии

Чтение на природе

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Заключение

Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

История зарождения и становления экспериментальной психологии как науки.

Предмет и объект экспериментальной психологии как науки.

Термин ЭП имеет 4 значения:

1. Под ЭП понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к ЭП и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.

Это широкое понимание ЭП. Немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832 — 1920). Также эта точка зрения отражена в учебнике «ЭП» под ред. Поля Фресса и Жана Пиаже. 1966.

2. ЭП как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Это узкое понимание. В учебнике «ЭП человека» М.В. Мэтлин. 1979.

3. ЭП как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. ЭП как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных.

В учебнике «ЭП» Ф.Дж. Мак-Гигана.

Предмет и объект ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область науки, её становление и развитие обусловлено широким внедрением в исследование психических явлений экспериментальных методов.

Эксперимент позволил получать знания, необходимые для решения проблем, связанных с познанием человека, его психики, т.е. неоспорима его положительная роль в развитии теоретических, научно-познавательных направлений исследования психики, получении так называемых «чистых», академических знаний.



В настоящее время под предметом ЭП в широком смысле понимают различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Таким образом, объектом изучения ЭП как науки являются всевозможные проявления психики личности, а её предметом (узкий смысл) – экспериментальное изучение этих явлений в различных сферах человеческой деятельности.

Основным средством такого изучения являются экспериментальные методы.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

 

Роль и место экспериментальной психологии в системе научного знания.


Под экспериментальной психологией понимают

1.    всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С.Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2.    Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. (М.В.Мэтлин).

3.    Термин «Экспериментальная психология» используется психологами для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4.    Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных. (Ф.Дж.МакГигана).

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей.

Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Экспериментальная психология развивалась под влиянием исследований естественных наук. Первые экспериментальные исследования по психологии возникли из потребностей астрономии. Впоследствии они стали основой таких наук, как психофизика и психоакустика. Исследования по психологии основывались на данных биологических наук, законе биологической эволюции, достижениях физиологии.

 

История зарождения и становления экспериментальной психологии как науки.

ЭП – сравнительно молодая наука. Её зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине 19в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности – ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлялось в основном методом интроспекции (самонаблюдение) и показало не возможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.

Крупный вклад в развитие ЭП внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека. Его работа «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

В конце 19 – начале 20 веков ЭП начинает играть всё большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.

На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.

Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).

В 1884 году он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными). Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.

С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 годах французский ученый Альфред Бине (1857-1911).

Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 — 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

 

Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания

В научном употребление термин «психология» появился впервые в XVI вв.. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которых каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х г.19в. Оно было связанно с созданием специальных научно-исследовательских учреждений психологических лабораторий и институтов, кафедр в высшим Учебных заведениях ,а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого учёного Вундта (1832-1920),создатель первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Последователь Вундта Титченер(1867-1927)американский психолог, был основателем и лидером структурной психологии. В её основе лежит идя элементов сознания (ощущений, оюразов,чувств)и структурных отношений интроспекция-наблюение субъекта за актами собственного сознания.

1. как наука о душе(III в. до н.э.) Аристотель «О душе».

2.XVII в психология как наука о сознании. Связано с развитием естественных наук. Гпрвей впервые исключил душу из ряда внутренних органов. Де Карт — впервые породил проблему соотношение сознания ,души и тела.

3. XVIII Вольтер ввел понятие «психология»

4.XIX психол. Самостоятельная и экспериментальная область знаний. Вундт 1879 основал экспериментальную психологическую лабораторию.

5.XX Псих. как наука о поведении. Уотсон — психология должна исследовать не сознание ,а поведение.(1913 г. псих. с точки зрения бихивеаризма)

6. 30-40-е гг. Кризис психологии науки из-за большого кол-ва разнообразных психологических направлений.

7. 2 пол. XXв. объединение псих. знаний

8.Психология -наука изучающая объект закономерности ,механизмы и проявления психики.

Ссылки по истории психологии

Ссылки по истории психологии

Общие ресурсы

Архивы, библиографии и тексты

Биографические страницы

Социальные психологи:

Другие исторические деятели:

  • Адлер, Альфред
  • Эйнсворт, Мэри Д.солильщик
  • Bettelheim, Бруно
  • Бине, Альфред
  • Brunswik, Egon
  • Берт, сэр Сирил
  • Калкинс, Мэри Уитон
  • Кеттелл, Джеймс Маккин
  • Шарко, Жан-Мартен
  • Дьюи, Джон
  • Дикс, Доротея Линд
  • Данлэп, Рыцарь
  • Ebbinghaus, Hermann
  • Эллис, Хэвлок
  • Эриксон, Эрик Гомбургер
  • Айзенк, Ганс
  • Фехнер, Густав Теодор
  • Франкл Виктор
  • Фрейд, Анна
  • Фрейд, Зигмунд
  • Фромм, Эрих
  • Фромм-Райхманн, Фрида
  • Hall, Granville Stanley
  • Холлингворт, Лета Стеттер
  • Хорни, Карен
  • Халл, Кларк Леонард
  • Джеймс, Уильям
  • Юнг, Карл
  • Келли, Джордж Александр
  • Кляйн, Мелани
  • Колер, Вольфганг
  • Маслоу, Авраам
  • Май, Ролло
  • Мид, Джордж Герберт
  • Мюллер, Георг Элиас
  • Мюнстерберг, Хьюго
  • Павлов Иван Петрович
  • Перлз, Фредерик (Фриц)
  • Piaget, Жан
  • Проссер, Инес Беверли
  • Ранг, Отто
  • Райх, Вильгельм
  • Роджерс, Карл
  • Роршах, Германн
  • Раш, Бенджамин
  • Скиннер, Бурр Фредерик
  • Терман, Льюис Мэдисон
  • Торндайк, Эдвард Ли
  • Терстон, Луи Леон
  • Титченер, Эдвард Брэдфорд
  • Толмен, Эдвард Чейс
  • фон Гельмгольц, Германн
  • Выготский Лев Семенович
  • Уотсон, Джон Бродус
  • Вертхаймер, Макс
  • Вундт, Вильгельм

.

достижений в истории психологии

Читателей AHP может заинтересовать новая книга Маб Сегрест « Администрации безумия: расизм и призраки американской психиатрии в Милледжвилльской психиатрической больнице ». Книга описывается следующим образом:

«Ситуация приближается к стандартам нацистских концлагерей. , , невероятно по эту сторону ада Данте ».
— выпуск журнала Ebony за апрель 1949 года, в котором описывается положение чернокожих пациентов в приюте Милледжвилл

Сегодня 90 процентов психиатрических коек расположены в тюрьмах и тюрьмах США, учреждениях, в которых содержится непропорционально большое количество афроамериканцев.После более чем десятилетних исследований знаменитый ученый и активист Маб Сегрест обнаруживает глубокие исторические корни этого поразительного факта, обращая свой взор на давно забытый котел расовой идеологии: государственную систему психиатрических больниц, в которой зародилась психиатрия и которой влияния распространяются на наше беспокойное настоящее.

В декабре 1841 года было основано Государственное лечебное учреждение для сумасшедших, идиотов и эпилептиков штата Джорджия. Спустя сто лет он стал крупнейшим психиатрическим домом в мире, в котором находилось более десяти тысяч пациентов.Администрация безумия рассказывает историю этого культового и печально известного южного учреждения, историю, которая была почти стерта из народной памяти и в психиатрической профессии.

Посредством захватывающих рассказов об исторических персонажах Сегрест показывает, как современная психиатрическая практика сформировалась в результате травм рабства, Гражданской войны, Реконструкции и Джима Кроу. Умело соединив эту историю с современной эпохой, Сегрест затем показывает, как единое убежище помогло подготовить почву для евгенических теорий двадцатого века и устойчивых расовых идеологий нашего времени.Она также прослеживает связи с сегодняшними диссидентскими психиатрическими практиками, которые предлагают здравомыслие и создают справедливость.

Знаковое событие в науке, «Администрации безумия» восстанавливает жизненно важную нить между прошлым и настоящим, раскрывая запутанные расовые корни психиатрии в Америке.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *