К вопросу о понятии взаимодействия в отечественной психологии // Юридический справочник «JUS»
Белых-Силаев Д.В.,
помощник главного редактора,
руководитель международного отдела журнала
В отечественной психологической науке наблюдается тенденция к возрастанию интереса к проблеме категории «взаимодействие». В психологическом словаре взаимодействие в широком смысле характеризуется как «процесс непосредственного и опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и связь» <1>.
———————————
<1> Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 60.
Проблеме взаимодействия отводится одно из важнейших мест. Так, К.К. Платонов относит категорию «взаимодействие» наряду с категорией «отражение» к одним из основополагающих понятий в психологии. «Есть все основания считать, что эти два понятия являются достаточными предпосылками того, чтобы все остальные понятия психологии и социальной психологии могли быть выведены из них. По крайней мере, эти два понятия — «отражение» (его форма «психическое отражение» и производные понятия «отражаемое» и «отраженное») и «взаимодействие» — необходимы и достаточны для внесения ясности в обсуждаемую проблему» <2>.
———————————
<2> Платонов К.К. Личность как объект социально-психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 73.
Отечественными психологами безоговорочно признается роль межличностного взаимодействия в развитии психики и, в частности, высших психических функций как в процессе онтогенеза, так и в процессе общественно-исторического развития человечества.
Б.Ф. Поршнев отмечал: «Зачаточные механизмы речи, языка, мысли и абсурда не могли возникнуть в замкнутом индивидуальном сознании. Их нельзя вывести просто из дальнейшей эволюции функций центральной нервной системы отдельного организма» <3>.
———————————
<3> Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Издательство «Наука», 1996. С. 136.
«В настоящее время, — констатирует М.И. Бобнева, — становится очевидным, что для человека исходной является ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна быть отведена общению и взаимодействию людей» <4>.
———————————
<4> Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 255.
Категория «взаимодействие» наиболее широко затрагивалась социальной психологией, нежели юридической, изучая такие его разновидности, как групповое и межличностное. Специфика групповых взаимодействий рассматривалась в трудах В.С. Агеева, И.Р. Сушкова, А.И. Донцова, Б.Ф. Поршнева, О.А. Гулевич, С.М. Джакупова, Н.Ф. Федотовой, Р.С. Немова и других.
Над процессами оптимизации межличностного взаимодействия работали такие исследователи, как Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, В.Н. Куницына, А.И. Шипилов, В.А. Горянина, Е.В. Залюбовская, Ю.Л. Ханин и другие.
Трактовки определения категории «взаимодействие» среди исследователей неоднозначны. Категория «взаимодействие» является одной из достаточно сложных психологических категорий, тесно взаимосвязанной с такой категорией, как «общение».
В отечественной психологии исследователями особенностей категорий «взаимодействие» и «общение» являются Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.И. Мясищев, В.Н. Панферов, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Куницына, А.И. Шипилов и другие.
Анализ существующих взглядов на категорию «взаимодействие» показывает, что они с разных сторон и при отсутствии единой концептуальной модели характеризуют этот феномен. Нередко употребляются одни и те же термины, в которые, однако, вкладывается разный психологический смысл. Г.М. Андреева отмечает, что «часть авторов просто отождествляет общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. обмен информацией), другие рассматривают отношение между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции» <5>.
———————————
<5> Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 113.
А.А. Леонтьев характеризует категорию «общение» в неразрывной связи с категорией «взаимодействие»: взаимодействие (интеракция) опосредовано общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие <6>.
———————————
<6> См.: Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. С. 24.
По мнению В.Н. Панферова, «общение в самом широком смысле следует определять как процесс взаимодействия людей по поводу предметов и явлений окружающего мира, по поводу других и самих себя, совершающихся на материальной основе информационно-коммуникативной деятельности, содержанием которой являются знания и отношения людей» <7>.
———————————
<7> Панфенов В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования: Дис. … докт. психол. наук. Л., 1983. С. 344.
А.М. Столяренко рассматривает такие категории, как «общение» и «взаимодействие», а также «взаимоотношение» через категорию «взаимосвязей», возникающих между людьми: в первом случае — информационных, во втором — поведенческих, а в третьем — позиционно-психологических <8>, подчеркивая тем самым их взаимовлияние друг на друга.
———————————
<8> См.: Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001. С. 48 — 52.
Н.Н. Обозов считает межличностное общение специфической формой взаимодействия наряду с взаимопониманием, взаимовлиянием и взаимоотношением. «Общение — сложнейшая и наивысшая форма взаимодействия человека с человеком» <9>.
———————————
<9> Обозов Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: Дис. … докт. психол. наук. Л., 1979. С. 26.
«Общение — это информационное и перцептивное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения» <10>.
———————————
<10> Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. С. 17.
Под взаимодействием понимается процесс, который включает в себя три стороны: коммуникативную (обмен информацией), непосредственное взаимодействие (организация совместных действий, направленных на выполнение задач специальной работы) и общение (личностный контакт) <11>.
———————————
<11> См.: Родионов В.А. Социально-психологические особенности взаимодействия оперативных работников с лицами молодежного возраста, оказывающими конфиденциальное содействие на контрактной основе: Дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2001. С. 32.
В трудах Г.М. Андреевой взаимодействие (интерактивная сторона) рассматривается как одна из сторон общения наряду с перцептивной и коммуникативной стороной. Под взаимодействием рассматривается та сторона общения, которая включает наряду с обменом информацией и организацию совместных действий <12>. Данного подхода придерживается также В.Н. Куницына.
———————————
<12> См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 113 — 133.
В.Н. Куницына характеризует межличностное взаимодействие как «инструментально-технологическую сторону общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения» <13>.
———————————
<13> Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. С. 101.
Таким образом, категория «взаимодействие» характеризуется то в узком, то в широком смысле по отношению к категории «общение», то отождествляется с ним. Мы рассматриваем взаимодействие в широком смысле, что позволяет нам в рамках данного понятия проследить не только механизмы установления и поддержания контакта, определения стратегии поведения соотносительно друг друга, но и механизмы восприятия и передачи информации, обмена эмоциональным состоянием, формирования взаимоотношений, проанализировать динамику данных процессов в рамках коммуникативного, перцептивного и эмоционального компонентов взаимодействия.
Нередко через категорию «взаимодействие» характеризуется не только категория «общение», но и такая категория, как «деятельность». Причем если к категории «общение» относится субъект-субъектное взаимодействие, то категория «деятельность» имеет его субъект-объектную обусловленность <14>, в данном случае взаимодействие представляется как обмен деятельностью <15>.
———————————
<14> См.: Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 124 — 135; Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. N 5. С. 98 — 103.
<15> См.: Чумачев В.К. О категории «социальное взаимодействие» // Вестник Московского университета. 1976. N 2. С. 15 — 24.
С понятиями «взаимодействие», «деятельность» тесно связано понятие «совместная деятельность», формами которой, по мнению Н.Н. Обозова, являются вышеперечисленные категории <16>.
———————————
<16> См.: Обозов Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: Дис. … докт. психол. наук. Л., 1979. С. 29.
«Взаимодействие между людьми — существенная особенность структуры совместной деятельности, ее основной отличительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью» <17>.
———————————
<17> Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 27.
Взаимодействие и общение, по мнению Б.Ф. Ломова, «как бы пронизывают совместную деятельность, играя организующую роль» <18>.
———————————
<18> Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. N 5. С. 3 — 22.
По мнению Т.В. Сенько, «межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как субъект-субъект-объектное взаимодействие, т.е. взаимодействие между людьми, осуществляемое при выполнении совместной деятельности, в ходе которой достигается не только определенный практический результат, но и формируется отношение людей друг к другу, а также происходит развитие психики и сознания» <19>.
———————————
<19> Сенько Т.В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте: Дис. … докт. психол. наук. СПб., 1992. С. 98.
Вышеизложенные подходы отражают такие категории, как «взаимодействие» и «совместная деятельность», в неразрывной связи друг с другом. Думается, что отличительные особенности совместной деятельности выражены именно в продуктивном взаимодействии, пусть даже при выполнении относительно независимых индивидуальных деятельностей, но в отдаленно представляемых субъектами взаимных вкладах в общее дело.
А.Л. Журавлев рассматривает совместную деятельность как любую форму кооперации. По его мнению, основными признаками, описывающими специфику совместной деятельности, является наличие единой общей цели и общей мотивации, разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие управления (включая самоуправление), общих конечных результатов, единого пространства и одновременного выполнения разными участниками <20>.
———————————
<20> См.: Журавлев А.Л. Концептуальные представления о совместной деятельности // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 185 — 189.
Вместе с тем впоследствии А.Л. Журавлев допускает, что «в реальной жизни может быть совместная деятельность с неполной структурой», в частности, «совместная деятельность может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели индивидуальной деятельности; без достижения общего конечного результата или в условиях, когда этот результат достигается, но не дан непосредственно коллективу; при отсутствии совместных действий ее участников совместная деятельность интегрируется из относительно не связанных друг с другом индивидуальных деятельностей» <21>.
———————————
<21> Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Издательство Института психологии РАН, 2005. С. 98.
Мы полагаем, что совместная деятельность может осуществляться между субъектами, придерживающимися разных целей, так как «она всегда обусловлена общением, а общение, в свою очередь, в основном протекает как элемент совместной деятельности» <22>, относится к ее существенному компоненту <23>. Определяющим фактором совместной деятельности является ощущение сопричастности индивидуальных целей в оптимальном достижении представляемого субъектами конечного результата и, соответственно, конечной цели и оказание тем самым содействия друг другу. В связи с этим целесообразно выделять ближайшую и дальнейшую цели совместной деятельности.
———————————
<22> Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дис. … докт. психол. наук. М., 2000. С. 26.
<23> См.: Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. N 5. С. 19.
Одной из содержательных сторон общения <24>, специфических форм взаимодействия <25> являются межличностные взаимоотношения, которые, формируясь в общении, взаимодействии и совместной деятельности, одновременно выступает их результатом и условием.
———————————
<24> См.: Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. … докт. психол. наук. Л., 1983. С. 23 — 27.
<25> См.: Обозов Н.Н. Психология межличностных взаимодействий: Дис. … доктора психол. наук. М., 1979. С. 39 — 46; Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. … докт. психол. наук. Л., 1983. С. 23 — 27.
Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем под межличностным взаимодействием личностный контакт, обусловленный пространственно-временной близостью субъектов, как правило, опосредованный общением и совместной деятельностью, на основе которого происходит воздействие субъектов друг на друга и складываются определенные взаимоотношения.
Современные психологические исследования в области взаимодействия в той или иной степени направлены на изучение факторов, оказывающих влияние на его эффективность. Над процессами оптимизации межличностного взаимодействия работали такие исследователи, как А.И. Шипилов, И.А. Яксина, Н.В. Молчанова, О.Ю. Ямбушева, И.К. Киямов, В.А. Горянина и другие.
Продуктивность межличностного взаимодействия, включающую взаимодоверие и равноправие партнеров, ограниченного временным интервалом, возможно прогнозировать, по мнению И.А. Яксиной, в зависимости от степени сформированности у субъектов временной и коммуникативной компетентности <26>.
———————————
<26> См.: Яксина И.А. Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
Исследования Н.В. Молчановой указывают на зависимость эффективной организации взаимодействия от степени эмоциональной саморегуляции партнеров. Чем более эмоционально вовлечены, по мнению Н.В. Молчановой, субъекты во взаимодействие, «тем менее продуктивно оно проходит, смещаясь от сложной, соответствующей сотрудничеству, до простой, однозначной, конфронтационной» <27>.
———————————
<27> Молчанова Н.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие: Автореф. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
По исследованиям О.Ю. Ямбушевой, напряженность и конфликтность взаимодействия сотрудников милиции с гражданами связаны с различными искажениями в восприятии друг друга, в связи с чем «основой формирования профессионального взаимодействия является перцептивная компетентность каждого сотрудника милиции» <28>.
———————————
<28> Ямбушева О.Ю. Влияние мотивации на социальное восприятие профессионального взаимодействия сотрудников милиции: Автореф. канд. дис. М., 2006. С. 20.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отечественных психологических исследованиях отмечается тенденция к совершенствованию взаимодействия через рассмотрение особенностей влияния тех или иных составляющих его компонентов на продуктивность.
Однако недостаточно внимания уделяется раскрытию всех составляющих психологических механизмов взаимодействия между субъектами, один из которых наделен властными полномочиями, особенно в системе «должностное лицо — гражданин». Вместе с тем данный тип диадного взаимодействия нередко протекает в затрудненных условиях: в условиях ограниченного бюджета времени, в информационно-дефицитных ситуациях (недостаточной предварительной информации о партнере по взаимодействию), в ситуациях противодействия, обусловленного мотивационно-целевыми и другими барьерами общения, требующими высокого уровня эмоционального самоконтроля, опосредованности действий требованиям уставов и должностных инструкций.
Требует к себе более пристального внимания проблема психологических механизмов оптимизации взаимодействия в системе «должностное лицо — гражданин» через рассмотрение динамических особенностей всех его компонентов, включающих мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоциональный. Нам близка точка зрения А.И. Шипилова, который полагает, что одним из методов оптимизации взаимодействия между неравными по статусу субъектами является сочетание баланса рангов, т.е. сосредоточение не на властных преимуществах, а на сущности обсуждаемой проблемы <29>.
———————————
<29> См.: Шипилов А.А. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дис. … докт. психол. наук. М., 2000. С. 254.
Полагаем, что для повышения продуктивности взаимодействия, одним из субъектов которого является человек, наделенный властными полномочиями, большую роль играют специально разработанные тренинги социально-психологической компетентности, где есть возможность ролевого обыгрывания с различными категориями граждан тех или иных ситуаций взаимодействия, возникающих в практической деятельности.
Вопросы оптимизации взаимодействия в системе «должностное лицо — гражданин», а также особенностей установления доверия между данными субъектами, по нашему мнению, сейчас наиболее актуальны в связи с растущей потребностью гуманизации всех сфер общественной жизни, переходу к качественно новой системе человеческих взаимоотношений, исключающей грубое и бездушное отношение со стороны представителей органов власти.
Реферат: Вклад ученых в исследования психологии межличного общения
Тема: Вклад отечественных ученых в исследования психологии межличного общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Реферат | Размер: 17.78K | Скачано: 52 | Добавлен 11.10.12 в 18:19 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ 4
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «КОЛЛЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСОЛОГИИ» В.М. БЕХТЕРЕВА 8
4. ТЕСТ 11
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию поставленной цели.
Общение – определяется в психологии как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально – оценочного или другого характера.
Актуальность темы «Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых» заключается в том, что проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности.
Исходя из актуальности темы, в контрольной работе в качестве основной цели было определено — изучение межличностного общения в трудах отечественных ученых.
Для достижения выше указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения;
— изучить основные положения «коллективной рефлексологии» В.М. Бехтерева.
Предметом исследования является определение места общения в структуре межличностного взаимопонимания и взаимодействия людей. Объектом – проблемы межличностного общения.
ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ
Межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они теоретически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, обосновавших значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и общения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления в русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающегося российского психолога В.М. Бехтерева.
Петр Лавров (1823— 1900) и Николай Михайловский (1842—1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности [3, c 46].
Особое внимание уделяли они анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность — это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.
Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михайловский. По характеристике Н.Бердяева, Н.Михайловский — «самый талантливый сторонник субъективного метода» и «самый главный его творец». Он развил идею о существовании «правды – истины» и «правды – справедливости». Первая — это «объективная правда», фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая — «правда субъективная», выражающая внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривает все явления общественной жизни [3, с 48].
Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в обществе — определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Михайловский решает больше в социально – психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благородным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы Михайловским совпадают с характеристиками Лебона [3, c 49].
Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В своей «Психологической социологии» Евгений Де-Роберти (1843—1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия».
Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психика воплощаются в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.
На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850—1931). Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека — его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни, специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это делают рационалисты, эмпирики и волюнтаристы [1, c 180].
Исходя из того, что общественное поведение человека определяется его «психической природой», Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания.
Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами. Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех «практических отношений» людей, в том числе их межличностных отношений [2, c 215].
Основные положения социально-психологических исследований отечественных ученых не потеряли своей актуальности в настоящее время. Многие психологи и ученые занимаются исследованием и изучением проблем межличностного общения между людьми. Ведь потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «КОЛЛЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСОЛОГИИ» В.М. БЕХТЕРЕВА
Большой вклад в развитие рефлексология психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
В фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерев представил весьма подробную картину влияние социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в общественной жизни» [5, c 168].
Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, Бехтерев поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология. Бехтерев считал, что ее предметом является поведение коллективов, личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание представлялось преодолением субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с обществом) [5, c 170].
Предмет коллективной рефлексологии определяется так: «…изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».
Помимо методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехтерев исследует широкий круг ее специальных проблем, в том числе: коллектив как собирательная личность; коллективное объединение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия. Бехтерев исходил из положения о «безусловной закономерности сложных человеческих действий» [4, с 90].
В «Коллективной рефлексологии» он также дал анализ многих законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как «собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности».
Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида». Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.
Эти и другие положения учения В. М. Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей [4, c 95].
ТЕСТ
Укажите и обоснуйте свой выбор, какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.
Ответ: а. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Психологи считают, что потребность в общении относится к основным потребностям человека. В отечественной психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. Так же общение необходимо для нормального развития человека как члена общества и как личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным элементом человеческого сожительства и взаимоотношений являются психологические контакты и общение. Потребность в контакте с подобными себе существует и в животном мире. Благодаря общению индивидуальность познает мир, собственную духовность, поддерживает психологическую соединение с другими людьми.
Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых.
Петр Лавров и Николай Михайловский рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Особое внимание они уделяли анализу «солидарных действий» людей, направляемых их общими интересами.
По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития.
Н.Михайловский решает проблемы, относящиеся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью.
Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В заключении можно сказать, что в данной контрольной работе поставленные цели и задачи были реализованы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Деловое общение: учебное пособие / Кузнецов И.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 528с.
- Деловое общение: учебник для вузов / Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 384с.
- Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415с.
- Психология делового общения: учебное пособие / Чеховских М.И. – 3-е изд., – М.: ИНФРА – М, 2011. – 253с.
- Психология делового общения: учебник / Бороздина Г.В. – 2-е изд., – М.: ИНФРА – М, 2007. – 295с.
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Исследования личности в отечественной психологии
Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии. Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке социальной психологии личности и авторских концепциях, представляющих эти подходы.
Социально-психологическая проблематика с позиций культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского (1896—1934). Концепция Л. С. Выготского названа «культурно-исторической»,
потому, что, по мнению ее создателя, разгадка человеческой психики кроется не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях.
Поэтому Л. С. Выготский называл свою психологию либо «исторической», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной», так как единицей психологии были, по его мнению, орудия, бытовые предметы. Либо «культурной», потому, что эти вещи и явления рождаются и развиваются в культуре, — в организме культуры, в ее теле, а не в органическом теле индивида.
В трудах Л. С. Выготского нет завершенной концепции личности. Однако содержатся основополагающие идеи для развития таковой.
По мнению Л.С. Выготского, основной особенностью психических свойств человека является их опосредованный характер. Чтобы понять высшие психические процессы (произвольная память, внимание, абстрактно-логическое мышление, речь), надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой.
Эта функция опосредования выполняется знаками, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Орудия труда изменяют вещество природы. Знаки культуры — это также орудия, но особые, психологические. Они изменяют не внешний материальный мир, а психику человека. Сперва эти знаки используются в общении между людьми, во внешнем взаимодействии. А затем этот процесс из внешнего становится внутренним. Переход извне во внутрь был назван интериоризацией. Благодаря этому и происходит развитие высших психических функций.
Культурное развитие выступает как основное условие развитие личности. «Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое».
И далее: «Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Деятельностный подход к психологии личности.
Данный подход был разработан Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Этот подход является одним из методологических оснований отечественной социальной психологии личности.
Ключом к подлинно научному пониманию личности А.Н. Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях…»5
Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».96 В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность.
Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Для понимания структуры личности важной представляется мысль А.Н. Леонтьева об иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.
Анализ строения деятельности А.Н. Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологичность понимания личности.
А.Н. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели.
Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А.Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности.
«Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий». «Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности»98. Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности, позволили А.Н. Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений, в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность), сознание и самосознание в когнитивной сфере. В сознании происходит процесс объединения, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними.
В концепции А.Н. Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Это триединство отражено и в названии его последней книги: «Деятельность. Сознание. Личность».
Структурно-динамический подход в психологии личности. Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение придается одному какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина — на структуру личности.
В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности.
А.Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности.
Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.
В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности.101
Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К.К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность.
К.К. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:
• отношение биологического и социального, врожденного и при обретенного, процессуального и содержательного;
• внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;
• особый для каждой из подструктур вид ее формирования;
• объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.
На основании этих критериев К.К. Платонов дает целостную картину личности.
Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура — это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания.
Вторая подструктура — опыт. Его составляющие — привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения.
Третья подструктура — индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. ВI больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями.
Четвертая подструктура — биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки.
Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности.
Первая подструктура — это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа.
Очень важной является мысль К.К. Платонова о том, что эти подструктуры нерядоположны. По его мнению, они постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
26. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в отечественной социальной психологии.
1.
Деятельностный подход.
Он основывается на принципе деятельности.
–програмно-ролевой подход и модель
соц-перцепции процессов совместной
деятельности. Успешность
реализации деятельности очень важна
для группы. (стратометрическая
концепция групповой активности
Петровского:
1
страта – непосредственные отношения
между людьми (симпатия) 2
–
межличностные отношения, которые связаны
непосредственно с деятельностью. 3
– отношение членов группы к предмету
деятельности (к задачам, целям). Единство
проявляется тогда, когда присутствуют
все 3 страты. Также он выделял: 1)
диффузные группы
(нет совместной деятельности, продукта
деятельности),
изуч-е
групповой интеракции (Донцов)
и эффективности (Немов)
,руководства и лидерства (Кричевский,
Дубовская),
межгрупповых отношений (Агеев).
2.
Социометрич напр-е
— использование
специалистами в конкретной эмпирической
работе в качестве основных методических
средств вариантов социометрического
теста. Коломинский
— конструирование различных социометрических
процедур,
включил эмпирический метод в содержательный
теоретический контекст (рассматривается
как тупиковый многими авторами).
3.
Параметрич.
конц-я.
Создатель —
Уманский, в
1960–70-е годы; разработал концепцию
групповой активности. Идея
подхода — поэтапное развитие малой
(контактной, по Л.И. Уманскому) группы
осуществляется благодаря развитию ее
важнейших социально-психологических
параметров (содержание
нравствен. направленности
группы – цели, ценности, мотивы,
организацион.
единство группы
— подготовленности в сфере собств
деятель-ти, психологич
единство
– межличн. контакты, познание,
взаимопоним-е). В
завис от выраженности кажд. параметра,
группа располагается в континууме
(антиколлектив, группа–конгломерат,
группа–ассоциация,
номинальная
группа, кооперация, группа-автономия,
коллектив.
Группа–кооперация
– успешно действ организационная
струк-ра, высок ур-нь сотруднич-ва.
Группа-автономия
– груп идентификация, обособленность,
слитность. Корпорация
– элем-ты корпоративности. Коллектив
– система
отношений с присущей ей организацией,
распределением функций, определенной
структурой руководства и управления,
то есть, «…объединенная единой целью,
единым действием, организованная,
снабженная органами управления,
дисциплины и ответственности. Антиколлектив
– замкнутые извне, межличн. эгоцентризм,
конфликтность, агрессив-ть.
Уманский:
«параметрическая концепция» (1
– общественный блок (организованность,
подготовленность группы) 2
– личностный (единство групп: эмоциональное,
волевое и др.) 3
– общих качеств (климат, лидерство,
сплоченность). Выделяются 6 уровней
развития групп: 1)
конгломерат
(люди на остановке) 2)
номинальная
(группа получает цели деятельности) 3)
ассоциация
(начальный этап МЛО, интеграция) 4)
кооперация
(сильно выражен первый блок, хорошо
налажены формальные и неформальные
отношения) 5)
автономия
(выражены 3 блока) 6)
коллектив
(высший уровень развития группы).
4.
Организационно-управленческий подход.
Относящиеся
к рассматриваемому направлению (психологи
ленинградской школы: Китов,Кузьмин)
исследования групп и коллективов носят
прикладной характер и ориентированы
на решение конкретных управленческих
задач, задач
психологического обеспечения в сфере
промышленного производства.
5.
Тренингово-терапевтическое направление
—
сложилось
в 70— 80-е годы преимущественно усилиями
ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда
(ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985;
Либих, 1974] в основном как прикладная
область групповой психологии, ставившая
своей целью развитие психологической
компетентности личности и осуществление
комплеса психотерапевтических воздействий
на нее в условиях пребывания в малой
группе.
границ | Взаимодействие морфологической и стереотипной гендерной информации в русском языке
- Школа психологии, Университет Сассекса, Брайтон, Великобритания
Предыдущее исследование, например, на английском, французском, немецком и испанском языках, исследовало взаимосвязь между грамматической гендерной информацией и стереотипной гендерной информацией (например, во многих культурах секретарями обычно являются женщины) при интерпретации обоих существительных в единственном числе. фразы ( the secretary ) и фразы множественного числа существительных, особенно так называемые родовые мужские роды — существительные, имеющие мужской грамматический род, но которые должны относиться как к группам мужчин, так и к смешанным группам мужчин и женщин.Поскольку исследования проводились в культурах со схожими стереотипами, эффекты обычно отражают различия в грамматических системах языков. В русском языке более сложная грамматическая система родов, чем в ранее изученных языках, и, в отличие от этих языков, часто представлены примеры, в которых грамматический род отмечен в сказуемом (в перегибе глагола). В этом исследовании мы собрали стереотипные нормы для 160 названий ролей на русском языке, предоставив полезный ресурс для дальнейшей работы на этом языке.Мы также провели исследование времени чтения, в котором изучали взаимодействие грамматической и стереотипной гендерной информации в интерпретации как русских словосочетаний в единственном числе, так и множественного числа, которые (потенциально) были родовыми мужскими родами. Наши результаты показывают, что, хотя используются оба типа гендерной информации, когда они доступны, влияние грамматической маркировки на сказуемое не так сильно, как влияние такой маркировки на подлежащие именные фразы.
Введение
Понимание письменного текста и устного дискурса зависит от интеграции информации, которая явно представлена в тексте, с исходной информацией, как конкретной, так и общей, которую имеет понимающий.Комбинация этих двух типов информации должна быть простой в соответствии с теориями, такими как теория ментальных моделей (Johnson-Laird, 1983), которые утверждают, что два типа информации имеют одинаковый формат. Комбинирование двух типов информации может дать дополнительную информацию, которая, если информация представлена в форме описаний части реального или воображаемого мира, может рассматриваться как выводы из того, что явным образом содержится в тексте, с использованием исходная информация.Были некоторые споры о том, в какой степени умозаключение обычно происходит во время понимания. Минималистская гипотеза Маккуна и Рэтклиффа (1992), например, утверждает, что умозаключения относительно ограничены. Альтернативные конструктивистские теории (например, Graesser et al., 1994) делают больший акцент на создании умозаключений, пытаясь, например, идентифицировать классы умозаключений, которые обычно делаются, или обстоятельства, при которых умозаключения делаются в «усилии за смыслом». » В некоторой степени минималистский vs.конструктивистская дихотомия является ложной (Garnham, 1992), и может быть более продуктивным или даже необходимым преследовать общую тему в обоих подходах, а именно определить и исследовать факторы, определяющие, когда делаются выводы.
Одна идея, которую мы преследовали (например, Garnham, 2005: 248), заключается в том, что выводы, которые сильно зависят от присутствия определенных лексических элементов в тексте, могут быть особенно легкими для выполнения, поскольку шаблон для вывода (очень вероятно) извлекается по мере обработки лексического элемента.Одна из областей, в которой мы исследовали эту идею, — это социальные стереотипы, связанные с профессиональными и другими социальными ролями. Мы не утверждаем, что наша работа над стереотипами полностью поддерживает наши идеи. Например, существуют термины (в британском английском), такие как учитель начальной школы , которые обычно не рассматриваются как отдельные лексические элементы, но которые ведут себя очень похоже, с точки зрения гендерных стереотипов, с такими лексическими элементами, как секретарь . Первоначальная идея, лежащая в основе нашей работы, которая была в первую очередь изучением логических выводов, а не изучением стереотипов, заключалась в том, что такое слово, как secretary , будет напрямую связано в памяти со знанием того, что в обществе, в котором жили наши экспериментальные участники , высока доля секретарей — женщины.Таким образом, при интерпретации заявления, в котором конкретное лицо представлено как секретарь , эта информация, вероятно, придет в голову и может привести к тому, что это лицо будет представлено либо, вероятно, женщиной, либо даже определенно женщиной (хотя и таким образом, чтобы это могло быть отменяется, если более поздняя информация указывает на то, что это был мужчина).
Конечно, в каком-то смысле такие выводы делать не следует. Основное значение такого слова, как секретарь , — это информация, которая определяет эту роль.И это роль, которую могут выполнять как мужчины, так и женщины. С этой точки зрения, простое описание кого-либо как секретарь ничего не говорит об их поле. Тем не менее, мы обнаружили явные доказательства того, что при чтении простых английских текстов люди действительно принимают секретарей (вероятно) за женщину, а инженеров за (вероятно) за мужчину (например, Carreiras et al., 1996; Garnham et al., 2002; Oakhill и др., 2005). Некоторые из наших индивидуальных результатов не ясно показывают, что этот вывод сделан при чтении слова секретарь или инженер , так как эффект проявляется, когда встречается более позднее кореферентное местоимение he или она .Тем не менее, мы считаем, что наши результаты в целом подтверждают идею немедленного вывода (см., В частности, аргументы в Reynolds et al., 2006).
Как индоевропейский язык английский является относительно необычным в том смысле, что его существительные не попадают в грамматические гендерные категории и, за исключением местоимений и определенных производных окончаний, таких как –ess, которые теряют популярность, морфологическая маркировка незначительна. для рода, например, в артиклях и других определителях, существительных и прилагательных.Итак, в наших экспериментах с английским языком мы обычно использовали именную фразу, например, секретарь или инженер , которая не была грамматически помечена для пола, за которой следовало местоимение he или она или ему или ее что было. Таким образом, в начальной именной фразе стереотипная информация могла свободно определять представление пола и / или гендера протангониста. С другими европейскими языками, которые мы изучали, такими как испанский, французский и немецкий, ситуация иная.Определители склоняются (например, испанский: el / la ; французский: le / la Немецкий: der / die / das ), и также могут быть указания в окончании существительного вероятного рода (например, Испанский: -o / -a ). Таким образом, грамматическая и стереотипная информация могут работать либо вместе, либо друг против друга, чтобы предоставить информацию о поле / гендере человека, о котором говорится в тексте. Действительно, наше исследование (Carreiras et al., 1996; Gygax et al., 2008) показывает разные закономерности результатов для каждого из изученных языков, что можно объяснить с помощью
.
Социальная психология | Британника
Социальная психология , научное исследование поведения людей в их социальных и культурных условиях. Хотя этот термин может включать социальную активность лабораторных животных или животных в дикой природе, акцент здесь делается на социальном поведении человека.
Некогда относительно спекулятивное, интуитивное предприятие, социальная психология превратилась в активную форму эмпирических исследований, объем исследовательской литературы быстро увеличился примерно после 1925 года.Социальные психологи теперь имеют значительный объем данных наблюдений, охватывающих ряд тем; однако доказательства остаются слабо согласованными, и в этой области существует множество различных теорий и концептуальных схем.
Первоначальный импульс в исследованиях исходил от Соединенных Штатов, и многие работы в других странах следовали традициям США, хотя независимые исследования предпринимаются и в других странах мира. Социальная психология активно изучается в Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Скандинавии, Японии и России.Большинство социальных психологов являются членами факультетов психологии университетов; другие работают в отделах социологии или работают в таких прикладных сферах, как промышленность и правительство.
Многие исследования в области социальной психологии состояли из лабораторных экспериментов над социальным поведением, но в последние годы этот подход подвергался критике как слишком глупый, искусственный и нереалистичный. Большая часть концептуальных основ исследований в социальной психологии происходит из других областей психологии.В то время как теория обучения и психоанализ когда-то были наиболее влиятельными, когнитивные и лингвистические подходы к исследованиям стали более популярными; социологические исследования также оказали влияние.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Социальные психологи нанимаются или используются в качестве консультантов при создании социальной организации предприятий и психиатрических сообществ; некоторые работают, чтобы уменьшить конфликт между этническими группами, разработать массовые коммуникации (например,г., реклама), а также по вопросам воспитания детей. Они помогали в лечении душевнобольных и реабилитации осужденных. Фундаментальные исследования в области социальной психологии были доведены до сведения общественности через популярные книги и периодическую прессу.
Методы исследования
Лабораторные эксперименты, в которых часто участвуют студенты-добровольцы, упускают из виду многие особенности повседневной общественной жизни. Такие эксперименты также подвергались критике как предвзятые, поскольку сами экспериментаторы могут влиять на результаты.Исследователи, которые больше озабочены реалистичными условиями, чем строгостью, как правило, покидают лабораторию для проведения полевых исследований, как и те, кто исходит из социологических традиций. Однако полевые исследования также могут быть экспериментальными, и эффективность каждого подхода может быть повышена за счет использования методов другого.
Во многих колледжах и университетах есть лаборатории социальной психологии, оборудованные комнатами для наблюдения, позволяющими одностороннее видение предметов. Звуковые и видеомагнитофоны и другие устройства записывают текущее социальное взаимодействие; компьютерное оборудование и другое оборудование может быть использовано для специальных исследований.
Социальное поведение понимается как продукт врожденных биологических факторов, возникших в результате эволюции, и культурных факторов, возникших в ходе истории. Ранние авторы (например, Уильям Макдугалл, психолог) подчеркивали инстинктивные корни социального поведения. Более поздние исследования и статьи, которые, как правило, подчеркивали теорию обучения, подчеркивали влияние факторов окружающей среды на социальное поведение. В 1960-х и 1970-х годах полевые исследования нечеловеческих приматов (таких как бабуины) привлекли внимание к ряду сходств с человеческим социальным поведением, в то время как исследования в области культурной антропологии показали, что многие черты человеческого социального поведения одинаковы независимо от изучаемой культуры. ,Становится общепризнанным мнение, что социальное поведение человека, по-видимому, имеет биологическую основу и отражает действие эволюции, как в случае моделей эмоционального выражения и другого невербального общения, структуры языка и аспектов группового поведения. ,
Было проведено много исследований социализации (процесса обучения на основе культуры), и было обнаружено, что обучение взаимодействует с врожденными факторами. Например, врожденная способность к языку позволяет изучать местный язык.Культура состоит из моделей поведения и способов организации опыта; он развивается на протяжении истории, поскольку новые элементы вводятся из различных источников, лишь некоторые из которых сохраняются. Многие аспекты социального поведения частично можно объяснить их историей.
Социальное восприятие
В некоторых лабораторных экспериментах испытуемые смотрят неподвижные изображения или движущиеся изображения, слушают магнитофонные записи или непосредственно наблюдают за другим человеком или взаимодействуют с ним. Испытуемых можно попросить раскрыть свое социальное восприятие таких людей по рейтинговым шкалам, дать им бесплатное описание или дать оценку другим способом.Хотя такие исследования могут давать результаты, не соответствующие результатам в реальных условиях, они могут предоставить полезную информацию о восприятии личности, социальных ролей, эмоций и межличностных отношений или реакций во время продолжающегося социального взаимодействия.
Исследование было направлено на изучение того, как на социальное восприятие влияют культурные стереотипы (например, расовые предрассудки), выводы из различных вербальных и невербальных сигналов, паттерн перцептивной активности во время социального взаимодействия и общая структура личности воспринимающего.Работа нашла практическое применение при оценке сотрудников и кандидатов на должности.
Также было проведено исследование того, каким образом на восприятие предметов и людей влияют социальные факторы, такие как культура и членство в группах. Было показано, например, как люди по-разному классифицируют монеты, цвета и другие физические признаки в результате их членства в группах и категорий, предоставляемых языком. Другие исследования показали влияние группового давления на восприятие.
.
Социальная психология изучает межличностные отношения
Социальные психологи интересуются всеми аспектами личности и социального взаимодействия, исследуя влияние межличностных и групповых отношений на поведение человека.
Понимание социальной психологии
То, как мы воспринимаем себя по отношению к остальному миру, влияет на наше поведение и наши убеждения.Мнение других также влияет на наше поведение и то, как мы смотрим на себя. Социальных психологов интересуют все аспекты межличностных отношений и способы, с помощью которых психология может улучшить эти взаимодействия. Например, их исследования помогают нам понять, как люди формируют отношение к другим, и, когда это вредно, например, в случае предрассудков, дают представление о способах их изменения.
Прикладная социальная психология
Социальные психологи изучают, как социальное влияние, социальное восприятие и социальное взаимодействие влияют на индивидуальное и групповое поведение.
Некоторые социальные психологи сосредотачиваются на проведении исследований человеческого поведения. Другие сосредоточены на практическом применении социальной психологии, помогая организациям нанимать и обучать сотрудников; оценка образовательных программ, чтобы определить, работают ли стратегии вмешательства; поиск способов поощрения людей к уменьшению загрязнения; или предлагать советы предприятиям или сотрудникам, которым нужна помощь в урегулировании конфликтов.
Поскольку социальные психологи обучены сочетать свои знания о человеческом поведении с методами научных исследований, варианты работы и условия работы разнообразны.Многие социальные психологи предпочитают работать в образовательной среде, такой как колледжи и университеты, где они проводят исследования, преподают уроки и руководят лабораториями социальной психологии. Другие социальные психологи работают в государственных учреждениях, некоммерческих организациях, больницах, агентствах социальных услуг и частных корпорациях. Возможности карьеры социального психолога настолько разнообразны, что могут включать исследования, маркетинг, политику или даже технологический дизайн.
Студентам
Учителям
Ученая степень в области психологии является основой многих интересных карьерных путей в рамках данной дисциплины.Кроме того, понимание науки о психологии — например, получение степени бакалавра по данному предмету — может помочь студентам в их карьере и жизни.
.
Психология в России: современное состояние, Москва: Русское психологическое общество, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009, 640 с. Психология в России: современное состояние
Трудный путь социальной психологии в России
Les Aspect Methodologiques des Rapports Entre Concepts du Signe et du Symbole dans la Theorie Historico-Culturelle de L.С. Выготский
Личность и саморегулирование как детерминанты принятия рациональных решений в ситуации политического голосования
О механизмах нравственного развития в эволюционной исторической психологии
Роль сознания в познавательной деятельности человека
Эмоции и сознание: континуум
О научном статусе и практическом значении одной психологической теории
«Великие идеи» в российской психологии: влияние личности на психофизиологические функции и причинный подход к самоопределению
Интегративная психология: возвращение к предмету психологии
Релятивистская психология: новая концепция психологического измерения
От отражающего кольца к многопараметрической системе
,